Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юный турист»
Оценка 4.9

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юный турист»

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
физическая культура
6 кл—11 кл
15.09.2023
Дополнительная  общеобразовательная  (общеразвивающая) программа «Юный турист»
Юный турист 1.doc

Управление образования администрации городского округа города Кулебаки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско –юношеский центр»

 

Рассмотрено

на заседании п/с

Протокол №1

«31»августа 2021г.

Утверждаю:

директор МБУ ДО ДЮЦ

__________Н.Н. Щеткина

«01»августа 2021г.

 

 

Дополнительная

общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«Юный турист»

(возраст детей с 11 лет, срок реализации 3 года)

 

 

 

 

Автор-составитель:

Белов Дмитрий Алексеевич

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.о.г.  Кулебаки, 2021г

 

 

 

Содержание

1.      Пояснительная записка                                                                                    2

2.      Содержание программы                                                                                   3

3.      Режим работы                                                                                                    3

4.      Ожидаемые результаты                                                                                    4

5.      Учебный план                                                                                                    5

6.      Содержание программы                                                                                   7

7.      Методическое обеспечение                                                                              9                                                             

8.      Оценочный материал                                                                                        11                                                                                 

9.      Литература                                                                                                         16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Туристско-краеведческая деятельность - это комплексное средство гармоничного развития детей и юношества, заключающееся в активном познании и улучшении окружающей среды и самих себя в процессе туристических путешествий.

Занятия в туристско-краеведческих детских объединениях способствуют возрождению духовности, национального сознания, любви к родной стране у подрастающего поколения; воспитывают уважение к человеку и его труду; повышают результативность обучения и воспитания благодаря использованию ярких примеров из окружающего мира; обогащают опытом совместной деятельности, общения; способствуют личностному развитию ребенка; развивают желание пополнять собранными во время походов и экскурсий материалами краеведческие, школьные музеи, создавать новые; научат постоянно следить за экологическим состоянием окружающей среды и своевременно знакомить с результатами исследований общественность.

Туристско-краеведческая деятельность является не только способом проведения свободного времени, но и формой воспитательного воздействия на личность, в связи с этим выделяют следующие ее функции:

1) Воспитательная функция. Каждое туристское путешествие формирует определенный опыт терпеливого преодоления неудобств, воспитывает любовь и уважение к людям, родному краю, учит уважительно относиться к традициям своего и других народов;

2) Развивающая функция. В процессе путешествий происходит развитие познавательной активности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивается возможность адекватного самопознания;

3) Познавательная функция. Она заключается в познании мира, накоплении опыта, формировании мировоззрения каждого путешественника. Осуществляя поход или экскурсию по родному краю, юные краеведы и туристы получают знания о географических, исторических, экологических особенностях окружающей среды, учатся сохранять их для следующих поколений, что способствует развитию науки, культуры, искусства и других областей человеческого общества;

4) Социализирующая функция. Совершенствуются навыки взаимодействия с другими людьми, правила поведения в коллективе.

5) Рекреационная функция. Туристские путешествия способствуют улучшению физического и психологического здоровья юных исследователей, которые получают новые впечатления.

 

Актуальность программы

В настоящее время, под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера, в том числе и недостаточной физической активности детей, Благополучие детей неразрывно связано с созданием необходимых условий для их воспитания, обучения и духовного развития. Одним из таких условий может быть занятие спортивным туризмом как физической культурой, которая имеет воспитательное, обучающее, оздоровительное и общекультурное значение, с одной стороны, и формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, развивает образное мышление и зрительную память, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, развивает понятие необходимости укрепления здоровья, самосовершенствования, с другой стороны.

Поэтому данная программа является актуальной и необходимой, отвечает потребностям и запросам не только учащихся, но и их родителей.  Программа «Спортивный туризм» (далее Программа) дает представление о туристско-краеведческой деятельности в целом, нацелена на подготовку обучающихся к участию в массовых туристско- краеведческих мероприятиях, закладывает основы организации туристского быта и техники передвижения в походе, самостоятельного прохождения дистанций спортивного ориентирования, организации краеведческих исследований.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью Программы является то, что она дает представление о туристско-краеведческой деятельности в целом, нацелена на подготовку обучающихся к участию в массовых туристско - краеведческих мероприятиях, закладывает основы организации туристского быта и техники передвижения в походе, самостоятельного прохождения дистанций спортивного ориентирования, организации краеведческих исследований.

Программа интегрирует в себе основные взаимосвязанные виды туристско - краеведческой деятельности: спортивный туризм (туристские походы, туристские соревнования), спортивное ориентирование, краеведение. В такой интеграции заключается новизна программы. Каждое направление туристско-краеведческой деятельности с точки зрения обучения, воспитания, развития уникально по-своему. Ведущим из этих направлений является туризм, без которого, по сути, не могут обойтись ни ориентирование, ни краеведение.

Новизна программы

Заключается в совмещении спортивного туризма, краеведения, спортивного ориентирования,  исследований и  оказание первой медицинской помощи, активного отдыха в виде походов и экскурсий и позволяет по окончании курса обучения подготовить спортсмена-туриста по всем разделам, затронутым в данной программе.

Выделяются два аспекта спортивного туризма: туристские походы и туристские соревнования. Туристский поход – это самая комплексная, эффективная форма туристско-краеведческой деятельности. В туристских походах образование, воспитание, развитие происходит в процессе организации коллективной походной жизни и активной деятельности обучающихся в естественных природных условиях. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в походных условиях способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, способствует процессу самоутверждения. Туристский поход позволяет одновременно достигать всех целей, которые ставятся перед туристско - краеведческой деятельностью. Туристские соревнования, слеты – туристские праздники на природе, которые являются активной формой привлечения детей к занятию туризмом, спортом, укрепления здоровья, приобретения жизненно важных навыков. Но главным стимулом развития соревнований юных туристов является не соревнования ради соперничества, а возможность свободного общения со сверстниками в условиях походной жизни, обретение новых друзей- единомышленников, обмен опытом, маршрутами, песни у костра и многое другое, чего никогда не увидишь и не почувствуешь в городе.

Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором главными помощниками в выборе правильного пути являются компас и карта. Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Кроме оздоровительной и спортивной направленности ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться – это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину. Изучению своей «малой родины», расширению кругозора ребят способствует краеведение. Краеведческая работа всегда интересна, т.к. носит поисковый, исследовательский характер. Она направлена на активное и углубленное изучение истории родного края, его жителей. Изучение природы своего края способствует закреплению теоретических знаний о законах природы, природных комплексах родного края, формированию представления о целостности, единстве и всеобщей взаимосвязи в природе, получению необходимых навыков по ее охране, развитию интеллектуальных и практических умений по оценке природопользования и улучшения состояния окружающей среды. Это играет большую роль в формировании и развитии экологического сознания и экологической культуры личности ребенка.

Цель программы: создание необходимых условий, способствующих разностороннему, гармоничному развитию личности, укреплению здоровья обучающихся, освоению физической и спортивной подготовки посредством занятий спортивным туризмом.

Программный материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

Обучающие:

- сформировать знания и умения в области спортивного туризма,

ориентирования, краеведения, а также необходимые туристско-краеведческие

навыки;

- способствовать формированию устойчивого интереса и

потребности в познании окружающего мира;

-  способствовать участию детей в соревнованиях по  спортивному туризму;

- обучить приемам мониторинга окружающей среды;

- дать знания о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;

-  сформировать умения и навыки преодолевать естественные препятствия при помощи туристской техники;

- сформировать  комплекс знаний, умений и навыков для выживания в условиях природной среды;

Развивающие: 

- расширить знания об окружающем мире;

- развитие интеллектуальных и физических способностей;

- развитие здоровья, формировать навыки здорового образа жизни;

- развивать творческую, познавательную и созидательную активность;

- прививать интерес к активному отдыху и путешествиям

- укрепление здоровья учащихся;

- развитие специальных физических качеств - силовой выносливости, равновесия;

- развитие личностных качеств: самостоятельности, активности, ответственности, работы в команде;

- развитие способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результатов;

- развитие стремления к спортивному самосовершенствованию и к достижению высших спортивных результатов;

Воспитательные: 

- воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство любви к Родине;

- воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- воспитание морально-волевых качеств: целеустремленности, решительности, стойкости и выдержки в преодолении препятствий;

-формирование коллектива, умения работать в команде, поддержание духа команды;

 

 

 

 

 

 

Режим занятий

 

Год обучения

Всего часов

Перерыв между занятиями

В день

В неделю

1 год

2

4

15

2 год

2

6

15

3 год

2

6

15

ИОМ (при наличии)

2

2

15

 

Ожидаемые результаты

Должны знать:

- основные сведения по истории, географии, культуре своего села и края;

- нормы поведения юных туристов на экскурсии, в походе;

- основные понятия спортивного туризма;

- условные знаки спортивных карт;

- необходимое снаряжение для похода выходного дня;

- личную гигиену спортсмена, гигиену одежды и обуви для занятий спортивным туризмом;

- технику безопасности на  занятиях, соревнованиях и других массовых мероприятиях;

- названия этапов на соревнованиях по спортивному туризму;

- туристские узлы;

Уметь:

- пользоваться краеведческой литературой;

- преодолевать естественные препятствия при помощи туристского инвентаря;

- составлять меню для похода выходного дня;

- собирать рюкзак, личное снаряжение;

- устанавливать палатку, разжигать костер, собирать дрова;

- обращаться с компасом, определять стороны света;

- одевать страховочную систему;

- вязать туристские узлы (прямой, проводник, восьмерка);

 

 

Материально-техническое обеспечение

Туристское снаряжение: рюкзак ,спальный мешок , палатки ,система страховочная, топор, котелки, канистры, лопата, аптечка – набор, компас, карты туристские, спортивные, веревка основная 40м, 30м ,20м , веревка вспомогательная,  карабин туристский с муфтой, ФСУ («восьмерка» ), «Жумар», раздаточный материал.

Дидактические пособия

Методическая литература

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учебный план

Модуль

1 год обучения

2 год

обучения

3 год обучения

Количество учебных часов(всего)

Форма промежуточной аттестации/текущего контроля

1 пол.

2пол.

(в том числе аттестате)

1 пол.

2 пол.

(в том числе аттестате)

1 пол

2 пол.

(в том числе аттестате)

  1. Введение в тему.  Общая подготовка

2

 

2

 

2

 

 

Зачет

  1. Основы туристской подготовки

10

 

12

 

12

 

 

Опрос, практическая работа.

 

 

  1. Тактико-техническая подготовка

22

 

36

 

36

 

 

Практическая проверка преодоления препятствий

  1. Топография и ориентирование

12

12

-

-

-

-

 

Квиз

  1. Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма.

 

24

36

 

36

 

 

Опрос

  1. Основы спортивного  туризма зимой

 

 

36

 

36

 

 

Игра «Готов ли ты в поход?»

 

  1. Краеведение

 

10

-

-

-

-

 

Анкетирование

  1. Основы гигиены.

Первая доврачебная помощь.

 

26

34

 

34

 

 

Практическое задание

  1. Основы физической подготовки

 

24

38

 

38

 

 

Соревнования

Промежуточнвя аттестация (1год обучения) Туристическая полоса

  1. Походы, слеты , соревнования

-

 

22

 

22

 

 

Зарница

Промежуточная аттестация (2 год обучения) Соревнования – «Узел всему голова», (2 год обучения) Соревнования «Полоса препятствий»

Итого

144

216

216

 

 

 

5

 

Учебный план индивидуального образовательного маршрута

 

Модули

ИОМ

Итого

Форма промежуточной аттестации/ текущего контроля

1 пол.

2 пол. в том числе аттестация

Узел  -всему голова

22

 

22

Практическое упражнение

Экипировка и самостраховка

12

10

22

Контрольное занятие

Первая доврачебная помощь

 

18

18

Демонстрация упражнений

Поход, слет, соревнование

 

10

10

Зачет

Промежуточная аттестация

Итого по полугодиям

34

38

72

 

 

 

Содержание программы

 

Тема

1        год обучения

2        год обучения

3 год обучения

Введение в тему.  Общая подготовка

Теория: Что такое спортивный туризм и кто такие туристы. Чем полезны и интересны походы и путешествия Требования к форме одежды на занятиях спортивным туризмом.

 

Теория: Спортивный туризм – вид спорта. Правила поведения на тренировках в помещении, на улице. Правила поведения на соревнованиях. Правила движения на улицах села.

 

Теория: Обзор предстоящих походов и соревнований. Обзор видов туризма. что такое туристское многоборье? Виды соревнований.

Основы туристской подготовки

Теория: Что такое поход. Цели и задачи похода.

Практика: Выбор маршрута. Обязанности в группе. Распределение обязанностей в группе Правила безопасного поведения у костра. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Моделирование простейших аварийных ситуаций и решение ситуационных задач.

.

 

 

 

Теория: Туристское снаряжение, используемое в походах выходного дня.

Практика: Подбор снаряжения, продуктов и медикаментов для похода. Правила размещения предметов в рюкзаке. Личное и групповое снаряжение. Требование к одежде и обуви в зависимости от времени года и вида похода. Правила безопасного поведения при переезде в транспорте, у костра. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Моделирование простейших аварийных ситуаций и решение ситуационных задач.

 

Теория: Составление меню в зависимости от характера похода и времени года, в зависимости от имеющихся продуктов. Понятие о герметичной упаковке.

Практика: Укладка рюкзака. Движение в походе. Костер. Виды костров. Принадлежности для костра. Правила разведения костра. Меры безопасности.

 Заготовка дров, выбор места для костровища, разведение костра. Приготовление чая на костре. Установка палатки.

Правила безопасного поведения при переезде в транспорте, на мотоцикле, на велосипеде, у костра. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Моделирование простейших аварийных ситуаций и решение ситуационных задач.

 

Тактико-техническая подготовка

Теория: рассказ о снаряжении спортсмена-туриста. Первоначальное понятие о страховке. Практика.

Самостраховка. безопасность на соревнованиях (контрольное время, ограничивающие ориентиры, выход к месту старта при потере ориентировки).

Работа  со страховочной системой, блокировкой, карабинами, репшнуром. Их применение. Работа  с основной веревкой, с узлами: восьмерка, прямой, встречный, штык. Надевание страховочной системы. Вязка узлов. Тренировка работы с карабинами.

 

Теория

Тактика преодоления дистанций по тур многоборью.

Практика

Анализ и разбор соревнований.

Решение ситуационных задач

 

Теория.

Техника преодоления препятствий.

Практика. преодоление препятствий, встречающиеся на соревнованиях, их описание, методы преодоления. Личные дистанции, связки и правила их преодоления.

 Переправы: по бревну (в том числе и качающемуся) способом маятник и по перилам, по кочкам, гатям из жердей, маятник, параллельные веревки, навесная переправа, «бабочка».

 Преодоление склонов: Подьем, спуск спортивным способом. Техника свободного лазания.

 

Топография и ориентирование

Теория

Знакомство с картой. Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки. Виды карт. Карты, используемые в походах и на соревнованиях, их отличительные особенности. Изображение рельефа на топографических и спортивных картах.

Практика

Работа  с компасом. Строение компаса. Правила обращения с компасом. Определение сторон света.

 

.

 

 

Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма.

Теория

Особенности организации пешеходных переправ; организация групповой и самостраховки; принцип непрерывности страховки.

Практика

Работа с различными видами страховок на переправах

Теория

Правила поведения на маршруте. Практика Организации велосипедных колонн, безопасность передвижения по маршруту. Особенности велостоянок на маршруте.

Теория

Что такое мототуризм, плюсы и особенности поездок на мопедах. Практика: Полезные советы при планировании маршрута. Правила поведения на маршруте. Особенности мотостоянок на маршруте.

Основы спортивного  туризма зимой

Теория Основные приемы движения на лыжах.

Практика

Техника подъемов на склоны с различной крутизной; техника спуска; способы торможения и поворотов; траверсирование склонов.

Теория.

Основные приемы движения на лыжах, без лыж,  техника подъемов на склоны с различной крутизной;

Практика

Работа на  спуске; способы торможения и поворотов; траверсирование склонов.

Теория Основные приемы движения на лыжах, без лыж, на снегоступах,  техника подъемов на склоны с различной крутизной;

Практика

Работа на  спуске; способы торможения и поворотов; траверсирование склонов. Организация правильной колонны при ходьбе по глубокому снегу.

Краеведение

Теория

Краткая история села. Основание и становление села. План застройки села. Герб села. Улицы села , история и современность. Достопримечательности села.

Практика

Составление Туристических маршрутов.. Топонимика села Теплово.

 

 

Основы гигиены.

Первая доврачебная помощь.

Теория

Личная гигиена при занятии туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви. Практика

Оказание первой медицинской помощи при травмах легкой степени. Медикаменты и другие приспособления, входящие в состав аптечки спортивного похода. Виды кровотечений, доврачебная помощь. Повязки, их применение при различных видах травм.

Теория

Личная гигиена при занятии туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви. Основные причины заболеваний и травм в походе, на тренировках. 

Практика

Первая помощь при различных видах травм: ушибы, ссадины, порезы. Тепловой и солнечный удар, ожоги, обморожения. Пищевые отравления.

 

 

Теория

Как мыться и соблюдать личную гигиену в походе, что брать с собой в походную косметичку.

Практика

Сбор  походного рюкзака. Изготовление зубной щетки из природных компонентов. Правильная комплектация аптечки. Первая доврачебная помощь при  тепловом и солнечном ударе.

 

Основы физической подготовки

Теория

 Рассказ, показ.

Практика

Тренировки по ОФП, скоростной выносливости, двигательной активности, командные игры с мячом, эстафеты с применением специального снаряжения, знакомство со специальными упражнениями.

Теория

Рассказ, показ, повторение

Практика

Тренировки по ОФП,: скоростной выносливости, двигательной активности, командные игры с мячом, эстафеты с применением специального снаряжения, знакомство со специальными упражнениями (с усложнениями)

Теория рассказ, показ, повторение.

Практика Тренировки по ОФП, двигательной активности, командные игры с мячом, эстафеты с применением специального снаряжения, знакомство со специальными упражнениями. (с усложнениями)

Походы, слеты , соревнования

 

Теория

Рассказ, показ, повторение. Основные правила общежития

Практика Участие в соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию, однодневные походы, походы выходного дня с одной ночевкой. Пешеходные походы ..

Теория

Основные правила общежития.

Практика

Участие в соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию, походы выходного дня с одной, двумя ночевками, поход в летние каникулы, пешеходные походы. 

Индивидуальный образовательный маршрут

Узел  -всему голова

Теория

Рассказ и объяснение про туристические узлы.

Практика: Завязывание разных узлов. Соединение веревок и переплетение. Завязывание и развязывание.

Экипировка и самостраховка

Теория: рассказ, объяснение, показ.

Практика:  Выбор туристического снаряжения. Сбор правильного туристического снаряжения в поход,.

Самостраховка – комплекс приемов для обеспечения личной безопасности. Три основных группы приемов: самостраховка в движении, самостраховка в состоянии покоя или во время страховки спутника (усы, петли) и самозадержание .

Первая доврачебная помощь

Теория: рассказ, объяснение.

Практика: работа по оказанию доврачебной помощи при пищевых отравлениях, вывихе, переломе, укусе змеи, клеща, пореза и ожога.

Поход, слет, соревнование

Теория : рассказ, объяснение.

Практика : Физподготовка, ориентирование, топография.

 

Методическое обеспечение

№п/п

Наименование тем.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение

Форма подведения итогов

1 год обучения

1

Введение в тему.  Общая подготовка

Беседа , объяснение

Алгоритм выполнения заданий

Зачет

2

Основы туристской подготовки

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения.

Обучающая презентация, походное снаряжение, рюкзак и предметы первой необходимости. Обучающие карточки, пособия и плакаты по теме «Туристское снаряжение» игра «Что возьмем в поход?», практические занятия по укладке рюкзака.

Опрос, практическая работа.

 

 

3

Тактико-техническая подготовка

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

 

Обучающая презентация, индивидуальное снаряжение. таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.

 

Практическая проверка

4

Топография и ориентирование

Беседа, объяснение , показ, рассказ, упражнение, индивидуальная консультация.

Карта местности, топографические знаки, значки и определения, компас. Практические задания, работа с картами.

Квиз

5

Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма.

Разъяснение , объяснение, показ, упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

 

Велосипед, схемы, карты, индивидуальное снаряжение. Тренировки на местности, участие в соревнованиях, проведение походов.

Опрос

6

 

 

Основы спортивного  туризма зимой

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, рассказ, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения.

Обучающая презентация, схемы, рисунки. Методические разработки. Организация туристского лагеря в зимнее время на принципах взаимопомощи, разведение костра с использованием растопки: плексиглас, сухое горючее, сбор хвороста, валежника, правила безопасной работы кострового: подготовка кострового места, использование костровых рукавиц, необходимость непрерывности слежения за костром, установка двускатной палатки, многоместного шатра, добыча воды.

 

 

 

 

 

 

Игра «Готов ли ты в поход?»

 

7

Краеведение

Беседа, рассказ, индивидуальная работа, экскурсии, работа с картами района.

Презентация о селе, о р. Теша, о жителях и достопримечательностях села. Топографические карты, компас. таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;

Анкетирование

8

Основы гигиены.

Первая доврачебная помощь.

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения.

Обучающая презентация о оказании первой помощи. Рисунки и плакаты о личной гигиене. Основы личной гигиены. Основные причины заболеваний и травм в походе, на тренировках.  Первая помощь при различных видах травм: ушибы, ссадины, порезы. Тепловой и солнечный удар, ожоги, обморожения. Пищевые отравления.

Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему. Обработка ран, наложение повязки, при ушибах, ссадинах, порезах, ожогах, обморожениях. Тесты по медицине.

 

Практическое задание

9

Основы физической подготовки

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения..

Секундомер, физкультурный инвентарь. Тренировки по ОФП, выявление особенностей физического развития учащихся: скоростной выносливости, двигательной активности, командные игры с мячом, эстафеты с применением специального снаряжения, знакомство со специальными упражнениями

Соревнование

 

 

 

 

 

Индивидуальный образовательный маршрут

1

Узел  -всему голова

Беседа, объяснение, показ, упражнение.

Схемы, таблицы, образцы.

Практическое упражнение

2

Экипировка и самостраховка

Беседа, объяснение, показ, упражнение

Специальное снаряжение. Карабины, веревки.

Контрольное занятие

3

Первая доврачебная помощь

Беседа, объяснение, показ, упражнение

 Тесты по медицине. таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.

 

 

Демонстрация упражнений

4

Поход, слет, соревнование

Беседа, объяснение, показ, упражнение

 

Зачет

Промежуточная аттестация «Индивидуальное соревнование на скорость»

 

№п/п

Наименование тем.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение

Форма подведения итогов

2 год обучения

1

Введение в тему.  Общая подготовка

Беседа , объяснение

Алгоритм выполнения заданий

Обсуждение, беседа

2

Основы туристской подготовки

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения.

Обучающая презентация, походное снаряжение, рюкзак и предметы первой необходимости. Обучающие карточки, пособия и плакаты по теме «Туристское снаряжение» игра «Что возьмем в поход?», практические занятия по укладке рюкзака.

Опрос.

 

 

3

Тактико-техническая подготовка

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

 

Обучающая презентация, индивидуальное снаряжение. таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.

 

Практическая проверка

4

Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма.

Беседа, объяснение , показ, рассказ, упражнение, индивидуальная консультация.

Карта местности, топографические знаки, значки и определения, компас. Практические задания, работа с картами.

Квиз

5

 

 

Основы спортивного  туризма зимой

Разъяснение , объяснение, показ, упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

 

Велосипед, схемы, карты, индивидуальное снаряжение. Тренировки на местности, участие в соревнованиях, проведение походов. Схемы организации туристского лагеря в зимнее время.

Опрос

6

Основы гигиены.

Первая доврачебная помощь.

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, рассказ, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения.

 

Обучающая презентация о оказании первой помощи. Рисунки и плакаты о личной гигиене.

Практическое задание

7

Основы физической подготовки

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, рассказ, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения.

Обучающая презентация, схемы, рисунки. Методические разработки.

 

Анкетирование

8

Походы, слеты, соревнования

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения.

Карта местности, топографические знаки, значки и определения, компас. Практические задания, работа с картами.

Зачет

 

 

№п/п

Наименование тем.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение

Форма подведения итогов

3 год обучения

1

Введение в тему.  Общая подготовка

Беседа , объяснение

Алгоритм выполнения заданий

Обсуждение, беседа

2

Основы туристской подготовки

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения.

Обучающая презентация, походное снаряжение, рюкзак и предметы первой необходимости. Обучающие карточки, пособия и плакаты по теме «Туристское снаряжение» игра «Что возьмем в поход?», практические занятия по укладке рюкзака.

Опрос, практическая работа.

 

 

3

Тактико-техническая подготовка

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

 

Обучающая презентация, индивидуальное снаряжение. таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.

 

Практическая проверка преодоления препятствий

4

Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма.

Беседа, объяснение , показ, рассказ, упражнение, индивидуальная консультация.

Карта местности, топографические знаки, значки и определения, компас. Практические задания, работа с картами.

Квиз

5

 

 

Основы спортивного  туризма зимой

Разъяснение , объяснение, показ, упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

 

Велосипед, схемы, карты, индивидуальное снаряжение. Тренировки на местности, участие в соревнованиях, проведение походов. Схемы организации туристского лагеря в зимнее время.

Опрос

6

Основы гигиены.

Первая доврачебная помощь.

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, рассказ, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

 

Обучающая презентация о оказании первой помощи. Рисунки и плакаты о личной гигиене.

Практическое задание

7

Основы физической подготовки

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, рассказ, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения.

Обучающая презентация, схемы, рисунки. Методические разработки.

 

Анкетирование

8

Походы, слеты, соревнования

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения.

Карта местности, топографические знаки, значки и определения, компас. Практические задания, работа с картами.

Зарница

 


Оценочные материалы

С целью систематического наблюдения за уровнем освоения обучающимися тем  Программы за оцениваемый учебный период, прочности формируемых  Программой предметных знаний и умений проходит текущий контроль. Текущий контроль осуществляется в процессе реализации Программы по итогам освоения тем Программы. Оценка осуществляется  по принципу достаточности предъявленных знаний, умений, навыков – без дифференцированной оценки (зачет/незачет)

№ п/п

Тема

Какие знания, умения

Форма контроля

1 год обучения

1

Введение в тему.  

 

Обсуждение, беседа

2

Основы туристской подготовки

Умение пользоваться туристическими картами, компасами.

Практическая работа.

 

 

3

Тактико-техническая подготовка

Умение пользоваться снаряжением. таблицами-памятками, схемами, технологическими картами, информационными бюллетенями;

Практическая проверка

4

Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма.

Умение ориентироваться по карте, правильной ходьбе. Знают технику езды на велосипеде и мотоцикле, правильную комплектацию велорюкзака, моторюкзака.

Квиз

5

Основы спортивного  туризма зимой

Умение  ориентироваться  на местности, с групповым и индивидуальным снаряжением.

Опрос

6

Основы гигиены.

Первая доврачебная помощь.

Умение пользоваться   личной гигиеной в лесу. Умение   применять  бинты, жгуты, наложение шин.

Практическое задание

7

Основы физической подготовки

Умение  скоростным качествам, ловкости, координированности.

Анкетирование

8

Походы, слеты, соревнования

Умение  действовать в команде и индивидуально.

Зарница

 

Индивидуальный образовательный маршрут

1

Узел  -всему голова

Умение вязать узел «8», «проводник», «полусхватывающий», «ткацкий узел», «булинь», «шлюпочный» узел.

Практическое упражнение

2

Экипировка и самостраховка

Умение правильно одевать экипировку и ее применение. Умение применять  страховку при преодолении препятствий.

Контрольное занятие

3

Первая доврачебная помощь

Умение оказывать первую помощь при глубоких ранах, при вывихах, переломах и ожогах.

Демонстрация упражнений

4

Поход, слет, соревнование

 Умение применять самостоятельно решения при преодолении препятствий, ориентирование на местности.

Зачет

 

 

 

 

 

 

2 год обучения

 

№ п/п

Тема

Какие знания, умения

Форма контроля

1

Введение в тему.  

 

Обсуждение, беседа

2

Основы туристской подготовки

Умение пользоваться туристическими картами, компасами. Умение разводить костер в непогоду, ставить палатку, выбирать место для лагеря.

Практическая работа.

 

 

3

Тактико-техническая подготовка

Умение пользоваться снаряжением. таблицами-памятками, схемами, технологическими картами, информационными бюллетенями; альбомами с образцами, фотографиями.

 

Практическая проверка

4

Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма.

Умение ориентироваться по карте, правильной ходьбе. Знают технику безопасной езды на велосипеде и мотоцикле, правильную комплектацию велорюкзака, моторюкзака.

Квиз

5

Основы спортивного  туризма зимой

Умение  ориентироваться  на местности, с групповым и индивидуальным снаряжением. Умение правильно подбирать лыжи, палки, одежду.

Опрос

6

Основы гигиены.

Первая доврачебная помощь.

Умение пользоваться   личной гигиеной в лесу. Умение   применять  бинты, жгуты, наложение шин. Умение оказать первую помощь при ожогах и обморожениях.

Практическое задание

7

Основы физической подготовки

Умение  скоростным качествам, ловкости, координированности, выносливости, силе.

Анкетирование

8

Походы, слеты, соревнования

Умение  действовать в команде и индивидуально. Умение применять узлы, карабины, обвязке.

Зарница

 

 

3        год обучения

№ п/п

Тема

Какие знания, умения

Форма контроля

1

Введение в тему.

 

Обсуждение, беседа

2

Основы туристской подготовки

Умение пользоваться туристическими картами, компасами. Умение разводить костер в непогоду, ставить палатку, выбирать место для лагеря.

Практическая работа.

 

 

3

Тактико-техническая подготовка

Умение пользоваться снаряжением. таблицами-памятками, схемами, технологическими картами, информационными бюллетенями; альбомами с образцами, фотографиями.

 

Практическая проверка

4

Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма.

Умение ориентироваться по карте, правильной ходьбе. Знают технику безопасной езды на велосипеде и мотоцикле, правильную комплектацию велорюкзака, моторюкзака.

Квиз

5

Основы спортивного  туризма зимой

Умение  ориентироваться  на местности, с групповым и индивидуальным снаряжением. Умение правильно подбирать лыжи, палки, одежду.

Опрос

6

Основы гигиены.

Первая доврачебная помощь.

Умение пользоваться   личной гигиеной в лесу. Умение   применять  бинты, жгуты, наложение шин. Умение оказать первую помощь при ожогах и обморожениях.

Практическое задание

7

Основы физической подготовки

Умение  скоростным качествам, ловкости, координированности, выносливости, силе.

Анкетирование

8

Основы гигиены.

Первая доврачебная помощь.

Умение  действовать в команде и индивидуально. Умение применять узлы, карабины, обвязке.

Практическое задание

 

С целью выявления уровня результативности освоения обучающимися Программы по окончании года обучения (окончании обучения по программе) (один раз в год) проводится промежуточная аттестация обучающихся. Задания направлены на определение уровня теоретической подготовки учащихся  и выявление степени сформированности практических умений и навыков детей по Программе.

 

Форма проведения промежуточной аттестации

Год обучения

Форма проведения

1 год обучения

Экзамен (на основе соревнования «Туристическая полоса»  )                                    

2 год обучения

Экзамен (на основе соревнования «Узел всему голова» )

3 год обучения

Экзамен ( на основе соревнования «Полоса препятствий» )

ИОМ (при наличии)

Экзамен ( на основе соревнования «Индивидуальное соревнование на скорость» )

 

Уровень знаний, умений и навыков учащихся оценивается по следующим критериям:

Показатели  (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Кол-во баллов

Методы диагностики

1.Теоретическая подготовка детей:

1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

 

 

 

 

 

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

 

-минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема знаний);

 

 

1

 Собеседование.

Наблюдение.

 

 

-средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½);

 

2

-максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой)

 

 

3

1.2.Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования

-минимальный уровень (избегают употреблять специальные термины);

 

 

1

Опрос,

Наблюдение

-средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой);

 

2

-максимальный уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

 

 

3

2.Практическая подготовка детей:

2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам)

 

 

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

 -минимальный уровень (овладели менее чем ½  предусмотренных умений и навыков);

 

 

1

Наблюдение,

итоговые работы

-средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более ½);

 

2

-максимальный уровень (дети овладели практически всеми умениями и навыками,  предусмотренными программой)

 

 

3

2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании

- минимальный уровень (испытывают  серьезные затруднения при работе с оборудованием)

 

 

1

Наблюдение

-средний уровень (работает с помощью педагога)

 

2

 -максимальный уровень (работают самостоятельно)

 

 

3

2.3. Творческие навыки  

Креативность в выполнении практических заданий

-начальный (элементарный, выполняют лишь простейшие практические задания)

 

 

1

Наблюдение,

итоговая работа

-репродуктивный (выполняют задания на основе образца)

 

2

-творческий (выполняют практические задания с элементами творчества)

 

 

3

3.1.Умение пользоваться клюшкой, шайбой

Самостоятельность в пользовании

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

-минимальный

1

Наблюдение,

Опрос

-средний

2

-максимальный

3

3.2.Учебно-коммуникативные умения:

3.2.1.Умение слушать и слышать педагога

 

 

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

-минимальный

 

 

1

Наблюдение,

Опрос

-средний

2

-максимальный

3

3.2.2.Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи подготовленной информации

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

 

 

1

Наблюдение

- средний

2

-максимальный

3

3.3.Учебно-организационные умения и навыки:

3.3.1.Умение организовать себя для занятий

Самостоятельно умеют экипироваться

 

 

 

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

 

 

1

Наблюдение

- средний

2

-максимальный

3

3.3.2.Навыки соблюдения ТБ в процессе деятельности

Соответствие реальных навыков соблюдения ТБ программным требованиям

- минимальный уровень (овладели менее чем ½  объема навыков соблюдения ТБ);

 

 

1

Наблюдение

-средний уровень (объем освоенных навыков составляет более ½);

 

2

-максимальный уровень (освоили практически весь объем навыков)

 

 

3

Все баллы суммируются и устанавливается соответствие результатов освоения обучающимися Программы по 3 уровням:

 высокий - 21 – 29 баллов (от 80% до 100% освоения программного материала),

средний - 11 – 20 баллов (от 41% до 79% освоения программного материала),

низкий 1– 10 баллов (от 1% до 40% освоения программного материала).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                 Список используемой литературы

Нормативные документы:

1. Конвенция ООН о правах ребенка. Ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-I)

2.Приказ Министерства просвещения от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

3.Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012, № 273 ФЗ.

Сборник:

 

 Советы методиста. Выпуск 8. МБУ ДО ДЮЦ, 2013 г., 55стр.

 

Книги:

 

1.Бабкин А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 262с.

 

2.Буйленко, В.Ф. Туризм / В.Ф. Буйленко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. -417с.

 

3.Королев, А.Ю. Географические и тактические аспекты спортивного туризма: уч. Пособие. –М.: Академия, 2010 г.

 

 

2. Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей

 

1.Елисеева К.Н., Челноков А.СЕстественнонаучная подготовка школьников к туристско-краеведческим соревнованиям (методические рекомендации). Южно-Сахалинск : ОАО «Сахалинская областная типо-графия», 2016. – 20 с

 

3.Интернет ресурсы

1. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/12/01/spisok-turistsko-kraevedcheskoy-literatury

2. https://studbooks.net/677392/turizm/spisok_literatury

3. https://www.livelib.ru/selection/798861-sportivnyj-turizm

 

 




Скачано с www.znanio.ru

Управление образования администрации городского округа города

Управление образования администрации городского округа города

Содержание 1. Пояснительная записка 2 2

Содержание 1. Пояснительная записка 2 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Туристско-краеведческая деятельность - это комплексное средство гармоничного развития детей и юношества, заключающееся в активном познании и улучшении окружающей среды и самих себя в…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Туристско-краеведческая деятельность - это комплексное средство гармоничного развития детей и юношества, заключающееся в активном познании и улучшении окружающей среды и самих себя в…

Отличительные особенности программы

Отличительные особенности программы

Это играет большую роль в формировании и развитии экологического сознания и экологической культуры личности ребенка

Это играет большую роль в формировании и развитии экологического сознания и экологической культуры личности ребенка

Режим занятий Год обучения

Режим занятий Год обучения

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юный турист»

Дополнительная  общеобразовательная  (общеразвивающая) программа «Юный турист»

Учебный план Модуль 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения

Учебный план Модуль 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения

Основы спортивного туризма зимой 36 36

Основы спортивного туризма зимой 36 36

Учебный план индивидуального образовательного маршрута

Учебный план индивидуального образовательного маршрута

Теория: Спортивный туризм – вид спорта

Теория: Спортивный туризм – вид спорта

Работа со страховочной системой, блокировкой, карабинами, репшнуром

Работа со страховочной системой, блокировкой, карабинами, репшнуром

Правила обращения с компасом.

Правила обращения с компасом.

Практика Составление Туристических маршрутов

Практика Составление Туристических маршрутов

Теория Рассказ, показ, повторение

Теория Рассказ, показ, повторение

Введение в тему. Общая подготовка

Введение в тему. Общая подготовка

Основы спортивного туризма зимой

Основы спортивного туризма зимой

Индивидуальная консультация

Индивидуальная консультация

Соревнование

Соревнование

Индивидуальная консультация Демонстрация снаряжения

Индивидуальная консультация Демонстрация снаряжения

Индивидуальная консультация Демонстрация снаряжения

Индивидуальная консультация Демонстрация снаряжения

Разъяснение , объяснение, показ

Разъяснение , объяснение, показ

Походы, слеты, соревнования

Походы, слеты, соревнования

Оценочные материалы С целью систематического наблюдения за уровнем освоения обучающимися тем

Оценочные материалы С целью систематического наблюдения за уровнем освоения обучающимися тем

Основы гигиены. Первая доврачебная помощь

Основы гигиены. Первая доврачебная помощь

Тема Какие знания, умения

Тема Какие знания, умения

Основы гигиены. Первая доврачебная помощь

Основы гигиены. Первая доврачебная помощь

Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма

Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма

Форма проведения промежуточной аттестации

Форма проведения промежуточной аттестации

Практическая подготовка детей: 2

Практическая подготовка детей: 2

Практическая подготовка детей: 2

Практическая подготовка детей: 2

Все баллы суммируются и устанавливается соответствие результатов освоения обучающимися

Все баллы суммируются и устанавливается соответствие результатов освоения обучающимися

Список используемой литературы

Список используемой литературы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юный турист»

Дополнительная  общеобразовательная  (общеразвивающая) программа «Юный турист»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2023