Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юный турист»

  • Образовательные программы
  • doc
  • 15.09.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Юный турист 1.doc

Управление образования администрации городского округа города Кулебаки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско –юношеский центр»

 

Рассмотрено

на заседании п/с

Протокол №1

«31»августа 2021г.

Утверждаю:

директор МБУ ДО ДЮЦ

__________Н.Н. Щеткина

«01»августа 2021г.

 

 

Дополнительная

общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«Юный турист»

(возраст детей с 11 лет, срок реализации 3 года)

 

 

 

 

Автор-составитель:

Белов Дмитрий Алексеевич

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.о.г.  Кулебаки, 2021г

 

 

 

Содержание

1.      Пояснительная записка                                                                                    2

2.      Содержание программы                                                                                   3

3.      Режим работы                                                                                                    3

4.      Ожидаемые результаты                                                                                    4

5.      Учебный план                                                                                                    5

6.      Содержание программы                                                                                   7

7.      Методическое обеспечение                                                                              9                                                             

8.      Оценочный материал                                                                                        11                                                                                 

9.      Литература                                                                                                         16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Туристско-краеведческая деятельность - это комплексное средство гармоничного развития детей и юношества, заключающееся в активном познании и улучшении окружающей среды и самих себя в процессе туристических путешествий.

Занятия в туристско-краеведческих детских объединениях способствуют возрождению духовности, национального сознания, любви к родной стране у подрастающего поколения; воспитывают уважение к человеку и его труду; повышают результативность обучения и воспитания благодаря использованию ярких примеров из окружающего мира; обогащают опытом совместной деятельности, общения; способствуют личностному развитию ребенка; развивают желание пополнять собранными во время походов и экскурсий материалами краеведческие, школьные музеи, создавать новые; научат постоянно следить за экологическим состоянием окружающей среды и своевременно знакомить с результатами исследований общественность.

Туристско-краеведческая деятельность является не только способом проведения свободного времени, но и формой воспитательного воздействия на личность, в связи с этим выделяют следующие ее функции:

1) Воспитательная функция. Каждое туристское путешествие формирует определенный опыт терпеливого преодоления неудобств, воспитывает любовь и уважение к людям, родному краю, учит уважительно относиться к традициям своего и других народов;

2) Развивающая функция. В процессе путешествий происходит развитие познавательной активности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивается возможность адекватного самопознания;

3) Познавательная функция. Она заключается в познании мира, накоплении опыта, формировании мировоззрения каждого путешественника. Осуществляя поход или экскурсию по родному краю, юные краеведы и туристы получают знания о географических, исторических, экологических особенностях окружающей среды, учатся сохранять их для следующих поколений, что способствует развитию науки, культуры, искусства и других областей человеческого общества;

4) Социализирующая функция. Совершенствуются навыки взаимодействия с другими людьми, правила поведения в коллективе.

5) Рекреационная функция. Туристские путешествия способствуют улучшению физического и психологического здоровья юных исследователей, которые получают новые впечатления.

 

Актуальность программы

В настоящее время, под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера, в том числе и недостаточной физической активности детей, Благополучие детей неразрывно связано с созданием необходимых условий для их воспитания, обучения и духовного развития. Одним из таких условий может быть занятие спортивным туризмом как физической культурой, которая имеет воспитательное, обучающее, оздоровительное и общекультурное значение, с одной стороны, и формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, развивает образное мышление и зрительную память, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, развивает понятие необходимости укрепления здоровья, самосовершенствования, с другой стороны.

Поэтому данная программа является актуальной и необходимой, отвечает потребностям и запросам не только учащихся, но и их родителей.  Программа «Спортивный туризм» (далее Программа) дает представление о туристско-краеведческой деятельности в целом, нацелена на подготовку обучающихся к участию в массовых туристско- краеведческих мероприятиях, закладывает основы организации туристского быта и техники передвижения в походе, самостоятельного прохождения дистанций спортивного ориентирования, организации краеведческих исследований.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью Программы является то, что она дает представление о туристско-краеведческой деятельности в целом, нацелена на подготовку обучающихся к участию в массовых туристско - краеведческих мероприятиях, закладывает основы организации туристского быта и техники передвижения в походе, самостоятельного прохождения дистанций спортивного ориентирования, организации краеведческих исследований.

Программа интегрирует в себе основные взаимосвязанные виды туристско - краеведческой деятельности: спортивный туризм (туристские походы, туристские соревнования), спортивное ориентирование, краеведение. В такой интеграции заключается новизна программы. Каждое направление туристско-краеведческой деятельности с точки зрения обучения, воспитания, развития уникально по-своему. Ведущим из этих направлений является туризм, без которого, по сути, не могут обойтись ни ориентирование, ни краеведение.

Новизна программы

Заключается в совмещении спортивного туризма, краеведения, спортивного ориентирования,  исследований и  оказание первой медицинской помощи, активного отдыха в виде походов и экскурсий и позволяет по окончании курса обучения подготовить спортсмена-туриста по всем разделам, затронутым в данной программе.

Выделяются два аспекта спортивного туризма: туристские походы и туристские соревнования. Туристский поход – это самая комплексная, эффективная форма туристско-краеведческой деятельности. В туристских походах образование, воспитание, развитие происходит в процессе организации коллективной походной жизни и активной деятельности обучающихся в естественных природных условиях. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в походных условиях способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, способствует процессу самоутверждения. Туристский поход позволяет одновременно достигать всех целей, которые ставятся перед туристско - краеведческой деятельностью. Туристские соревнования, слеты – туристские праздники на природе, которые являются активной формой привлечения детей к занятию туризмом, спортом, укрепления здоровья, приобретения жизненно важных навыков. Но главным стимулом развития соревнований юных туристов является не соревнования ради соперничества, а возможность свободного общения со сверстниками в условиях походной жизни, обретение новых друзей- единомышленников, обмен опытом, маршрутами, песни у костра и многое другое, чего никогда не увидишь и не почувствуешь в городе.

Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором главными помощниками в выборе правильного пути являются компас и карта. Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Кроме оздоровительной и спортивной направленности ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться – это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину. Изучению своей «малой родины», расширению кругозора ребят способствует краеведение. Краеведческая работа всегда интересна, т.к. носит поисковый, исследовательский характер. Она направлена на активное и углубленное изучение истории родного края, его жителей. Изучение природы своего края способствует закреплению теоретических знаний о законах природы, природных комплексах родного края, формированию представления о целостности, единстве и всеобщей взаимосвязи в природе, получению необходимых навыков по ее охране, развитию интеллектуальных и практических умений по оценке природопользования и улучшения состояния окружающей среды. Это играет большую роль в формировании и развитии экологического сознания и экологической культуры личности ребенка.

Цель программы: создание необходимых условий, способствующих разностороннему, гармоничному развитию личности, укреплению здоровья обучающихся, освоению физической и спортивной подготовки посредством занятий спортивным туризмом.

Программный материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

Обучающие:

- сформировать знания и умения в области спортивного туризма,

ориентирования, краеведения, а также необходимые туристско-краеведческие

навыки;

- способствовать формированию устойчивого интереса и

потребности в познании окружающего мира;

-  способствовать участию детей в соревнованиях по  спортивному туризму;

- обучить приемам мониторинга окружающей среды;

- дать знания о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;

-  сформировать умения и навыки преодолевать естественные препятствия при помощи туристской техники;

- сформировать  комплекс знаний, умений и навыков для выживания в условиях природной среды;

Развивающие: 

- расширить знания об окружающем мире;

- развитие интеллектуальных и физических способностей;

- развитие здоровья, формировать навыки здорового образа жизни;

- развивать творческую, познавательную и созидательную активность;

- прививать интерес к активному отдыху и путешествиям

- укрепление здоровья учащихся;

- развитие специальных физических качеств - силовой выносливости, равновесия;

- развитие личностных качеств: самостоятельности, активности, ответственности, работы в команде;

- развитие способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результатов;

- развитие стремления к спортивному самосовершенствованию и к достижению высших спортивных результатов;

Воспитательные: 

- воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство любви к Родине;

- воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- воспитание морально-волевых качеств: целеустремленности, решительности, стойкости и выдержки в преодолении препятствий;

-формирование коллектива, умения работать в команде, поддержание духа команды;

 

 

 

 

 

 

Режим занятий

 

Год обучения

Всего часов

Перерыв между занятиями

В день

В неделю

1 год

2

4

15

2 год

2

6

15

3 год

2

6

15

ИОМ (при наличии)

2

2

15

 

Ожидаемые результаты

Должны знать:

- основные сведения по истории, географии, культуре своего села и края;

- нормы поведения юных туристов на экскурсии, в походе;

- основные понятия спортивного туризма;

- условные знаки спортивных карт;

- необходимое снаряжение для похода выходного дня;

- личную гигиену спортсмена, гигиену одежды и обуви для занятий спортивным туризмом;

- технику безопасности на  занятиях, соревнованиях и других массовых мероприятиях;

- названия этапов на соревнованиях по спортивному туризму;

- туристские узлы;

Уметь:

- пользоваться краеведческой литературой;

- преодолевать естественные препятствия при помощи туристского инвентаря;

- составлять меню для похода выходного дня;

- собирать рюкзак, личное снаряжение;

- устанавливать палатку, разжигать костер, собирать дрова;

- обращаться с компасом, определять стороны света;

- одевать страховочную систему;

- вязать туристские узлы (прямой, проводник, восьмерка);

 

 

Материально-техническое обеспечение

Туристское снаряжение: рюкзак ,спальный мешок , палатки ,система страховочная, топор, котелки, канистры, лопата, аптечка – набор, компас, карты туристские, спортивные, веревка основная 40м, 30м ,20м , веревка вспомогательная,  карабин туристский с муфтой, ФСУ («восьмерка» ), «Жумар», раздаточный материал.

Дидактические пособия

Методическая литература

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учебный план

Модуль

1 год обучения

2 год

обучения

3 год обучения

Количество учебных часов(всего)

Форма промежуточной аттестации/текущего контроля

1 пол.

2пол.

(в том числе аттестате)

1 пол.

2 пол.

(в том числе аттестате)

1 пол

2 пол.

(в том числе аттестате)

  1. Введение в тему.  Общая подготовка

2

 

2

 

2

 

 

Зачет

  1. Основы туристской подготовки

10

 

12

 

12

 

 

Опрос, практическая работа.

 

 

  1. Тактико-техническая подготовка

22

 

36

 

36

 

 

Практическая проверка преодоления препятствий

  1. Топография и ориентирование

12

12

-

-

-

-

 

Квиз

  1. Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма.

 

24

36

 

36

 

 

Опрос

  1. Основы спортивного  туризма зимой

 

 

36

 

36

 

 

Игра «Готов ли ты в поход?»

 

  1. Краеведение

 

10

-

-

-

-

 

Анкетирование

  1. Основы гигиены.

Первая доврачебная помощь.

 

26

34

 

34

 

 

Практическое задание

  1. Основы физической подготовки

 

24

38

 

38

 

 

Соревнования

Промежуточнвя аттестация (1год обучения) Туристическая полоса

  1. Походы, слеты , соревнования

-

 

22

 

22

 

 

Зарница

Промежуточная аттестация (2 год обучения) Соревнования – «Узел всему голова», (2 год обучения) Соревнования «Полоса препятствий»

Итого

144

216

216

 

 

 

5

 

Учебный план индивидуального образовательного маршрута

 

Модули

ИОМ

Итого

Форма промежуточной аттестации/ текущего контроля

1 пол.

2 пол. в том числе аттестация

Узел  -всему голова

22

 

22

Практическое упражнение

Экипировка и самостраховка

12

10

22

Контрольное занятие

Первая доврачебная помощь

 

18

18

Демонстрация упражнений

Поход, слет, соревнование

 

10

10

Зачет

Промежуточная аттестация

Итого по полугодиям

34

38

72

 

 

 

Содержание программы

 

Тема

1        год обучения

2        год обучения

3 год обучения

Введение в тему.  Общая подготовка

Теория: Что такое спортивный туризм и кто такие туристы. Чем полезны и интересны походы и путешествия Требования к форме одежды на занятиях спортивным туризмом.

 

Теория: Спортивный туризм – вид спорта. Правила поведения на тренировках в помещении, на улице. Правила поведения на соревнованиях. Правила движения на улицах села.

 

Теория: Обзор предстоящих походов и соревнований. Обзор видов туризма. что такое туристское многоборье? Виды соревнований.

Основы туристской подготовки

Теория: Что такое поход. Цели и задачи похода.

Практика: Выбор маршрута. Обязанности в группе. Распределение обязанностей в группе Правила безопасного поведения у костра. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Моделирование простейших аварийных ситуаций и решение ситуационных задач.

.

 

 

 

Теория: Туристское снаряжение, используемое в походах выходного дня.

Практика: Подбор снаряжения, продуктов и медикаментов для похода. Правила размещения предметов в рюкзаке. Личное и групповое снаряжение. Требование к одежде и обуви в зависимости от времени года и вида похода. Правила безопасного поведения при переезде в транспорте, у костра. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Моделирование простейших аварийных ситуаций и решение ситуационных задач.

 

Теория: Составление меню в зависимости от характера похода и времени года, в зависимости от имеющихся продуктов. Понятие о герметичной упаковке.

Практика: Укладка рюкзака. Движение в походе. Костер. Виды костров. Принадлежности для костра. Правила разведения костра. Меры безопасности.

 Заготовка дров, выбор места для костровища, разведение костра. Приготовление чая на костре. Установка палатки.

Правила безопасного поведения при переезде в транспорте, на мотоцикле, на велосипеде, у костра. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Моделирование простейших аварийных ситуаций и решение ситуационных задач.

 

Тактико-техническая подготовка

Теория: рассказ о снаряжении спортсмена-туриста. Первоначальное понятие о страховке. Практика.

Самостраховка. безопасность на соревнованиях (контрольное время, ограничивающие ориентиры, выход к месту старта при потере ориентировки).

Работа  со страховочной системой, блокировкой, карабинами, репшнуром. Их применение. Работа  с основной веревкой, с узлами: восьмерка, прямой, встречный, штык. Надевание страховочной системы. Вязка узлов. Тренировка работы с карабинами.

 

Теория

Тактика преодоления дистанций по тур многоборью.

Практика

Анализ и разбор соревнований.

Решение ситуационных задач

 

Теория.

Техника преодоления препятствий.

Практика. преодоление препятствий, встречающиеся на соревнованиях, их описание, методы преодоления. Личные дистанции, связки и правила их преодоления.

 Переправы: по бревну (в том числе и качающемуся) способом маятник и по перилам, по кочкам, гатям из жердей, маятник, параллельные веревки, навесная переправа, «бабочка».

 Преодоление склонов: Подьем, спуск спортивным способом. Техника свободного лазания.

 

Топография и ориентирование

Теория

Знакомство с картой. Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки. Виды карт. Карты, используемые в походах и на соревнованиях, их отличительные особенности. Изображение рельефа на топографических и спортивных картах.

Практика

Работа  с компасом. Строение компаса. Правила обращения с компасом. Определение сторон света.

 

.

 

 

Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма.

Теория

Особенности организации пешеходных переправ; организация групповой и самостраховки; принцип непрерывности страховки.

Практика

Работа с различными видами страховок на переправах

Теория

Правила поведения на маршруте. Практика Организации велосипедных колонн, безопасность передвижения по маршруту. Особенности велостоянок на маршруте.

Теория

Что такое мототуризм, плюсы и особенности поездок на мопедах. Практика: Полезные советы при планировании маршрута. Правила поведения на маршруте. Особенности мотостоянок на маршруте.

Основы спортивного  туризма зимой

Теория Основные приемы движения на лыжах.

Практика

Техника подъемов на склоны с различной крутизной; техника спуска; способы торможения и поворотов; траверсирование склонов.

Теория.

Основные приемы движения на лыжах, без лыж,  техника подъемов на склоны с различной крутизной;

Практика

Работа на  спуске; способы торможения и поворотов; траверсирование склонов.

Теория Основные приемы движения на лыжах, без лыж, на снегоступах,  техника подъемов на склоны с различной крутизной;

Практика

Работа на  спуске; способы торможения и поворотов; траверсирование склонов. Организация правильной колонны при ходьбе по глубокому снегу.

Краеведение

Теория

Краткая история села. Основание и становление села. План застройки села. Герб села. Улицы села , история и современность. Достопримечательности села.

Практика

Составление Туристических маршрутов.. Топонимика села Теплово.

 

 

Основы гигиены.

Первая доврачебная помощь.

Теория

Личная гигиена при занятии туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви. Практика

Оказание первой медицинской помощи при травмах легкой степени. Медикаменты и другие приспособления, входящие в состав аптечки спортивного похода. Виды кровотечений, доврачебная помощь. Повязки, их применение при различных видах травм.

Теория

Личная гигиена при занятии туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви. Основные причины заболеваний и травм в походе, на тренировках. 

Практика

Первая помощь при различных видах травм: ушибы, ссадины, порезы. Тепловой и солнечный удар, ожоги, обморожения. Пищевые отравления.

 

 

Теория

Как мыться и соблюдать личную гигиену в походе, что брать с собой в походную косметичку.

Практика

Сбор  походного рюкзака. Изготовление зубной щетки из природных компонентов. Правильная комплектация аптечки. Первая доврачебная помощь при  тепловом и солнечном ударе.

 

Основы физической подготовки

Теория

 Рассказ, показ.

Практика

Тренировки по ОФП, скоростной выносливости, двигательной активности, командные игры с мячом, эстафеты с применением специального снаряжения, знакомство со специальными упражнениями.

Теория

Рассказ, показ, повторение

Практика

Тренировки по ОФП,: скоростной выносливости, двигательной активности, командные игры с мячом, эстафеты с применением специального снаряжения, знакомство со специальными упражнениями (с усложнениями)

Теория рассказ, показ, повторение.

Практика Тренировки по ОФП, двигательной активности, командные игры с мячом, эстафеты с применением специального снаряжения, знакомство со специальными упражнениями. (с усложнениями)

Походы, слеты , соревнования

 

Теория

Рассказ, показ, повторение. Основные правила общежития

Практика Участие в соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию, однодневные походы, походы выходного дня с одной ночевкой. Пешеходные походы ..

Теория

Основные правила общежития.

Практика

Участие в соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию, походы выходного дня с одной, двумя ночевками, поход в летние каникулы, пешеходные походы. 

Индивидуальный образовательный маршрут

Узел  -всему голова

Теория

Рассказ и объяснение про туристические узлы.

Практика: Завязывание разных узлов. Соединение веревок и переплетение. Завязывание и развязывание.

Экипировка и самостраховка

Теория: рассказ, объяснение, показ.

Практика:  Выбор туристического снаряжения. Сбор правильного туристического снаряжения в поход,.

Самостраховка – комплекс приемов для обеспечения личной безопасности. Три основных группы приемов: самостраховка в движении, самостраховка в состоянии покоя или во время страховки спутника (усы, петли) и самозадержание .

Первая доврачебная помощь

Теория: рассказ, объяснение.

Практика: работа по оказанию доврачебной помощи при пищевых отравлениях, вывихе, переломе, укусе змеи, клеща, пореза и ожога.

Поход, слет, соревнование

Теория : рассказ, объяснение.

Практика : Физподготовка, ориентирование, топография.

 

Методическое обеспечение

№п/п

Наименование тем.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение

Форма подведения итогов

1 год обучения

1

Введение в тему.  Общая подготовка

Беседа , объяснение

Алгоритм выполнения заданий

Зачет

2

Основы туристской подготовки

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения.

Обучающая презентация, походное снаряжение, рюкзак и предметы первой необходимости. Обучающие карточки, пособия и плакаты по теме «Туристское снаряжение» игра «Что возьмем в поход?», практические занятия по укладке рюкзака.

Опрос, практическая работа.

 

 

3

Тактико-техническая подготовка

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

 

Обучающая презентация, индивидуальное снаряжение. таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.

 

Практическая проверка

4

Топография и ориентирование

Беседа, объяснение , показ, рассказ, упражнение, индивидуальная консультация.

Карта местности, топографические знаки, значки и определения, компас. Практические задания, работа с картами.

Квиз

5

Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма.

Разъяснение , объяснение, показ, упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

 

Велосипед, схемы, карты, индивидуальное снаряжение. Тренировки на местности, участие в соревнованиях, проведение походов.

Опрос

6

 

 

Основы спортивного  туризма зимой

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, рассказ, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения.

Обучающая презентация, схемы, рисунки. Методические разработки. Организация туристского лагеря в зимнее время на принципах взаимопомощи, разведение костра с использованием растопки: плексиглас, сухое горючее, сбор хвороста, валежника, правила безопасной работы кострового: подготовка кострового места, использование костровых рукавиц, необходимость непрерывности слежения за костром, установка двускатной палатки, многоместного шатра, добыча воды.

 

 

 

 

 

 

Игра «Готов ли ты в поход?»

 

7

Краеведение

Беседа, рассказ, индивидуальная работа, экскурсии, работа с картами района.

Презентация о селе, о р. Теша, о жителях и достопримечательностях села. Топографические карты, компас. таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;

Анкетирование

8

Основы гигиены.

Первая доврачебная помощь.

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения.

Обучающая презентация о оказании первой помощи. Рисунки и плакаты о личной гигиене. Основы личной гигиены. Основные причины заболеваний и травм в походе, на тренировках.  Первая помощь при различных видах травм: ушибы, ссадины, порезы. Тепловой и солнечный удар, ожоги, обморожения. Пищевые отравления.

Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему. Обработка ран, наложение повязки, при ушибах, ссадинах, порезах, ожогах, обморожениях. Тесты по медицине.

 

Практическое задание

9

Основы физической подготовки

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения..

Секундомер, физкультурный инвентарь. Тренировки по ОФП, выявление особенностей физического развития учащихся: скоростной выносливости, двигательной активности, командные игры с мячом, эстафеты с применением специального снаряжения, знакомство со специальными упражнениями

Соревнование

 

 

 

 

 

Индивидуальный образовательный маршрут

1

Узел  -всему голова

Беседа, объяснение, показ, упражнение.

Схемы, таблицы, образцы.

Практическое упражнение

2

Экипировка и самостраховка

Беседа, объяснение, показ, упражнение

Специальное снаряжение. Карабины, веревки.

Контрольное занятие

3

Первая доврачебная помощь

Беседа, объяснение, показ, упражнение

 Тесты по медицине. таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.

 

 

Демонстрация упражнений

4

Поход, слет, соревнование

Беседа, объяснение, показ, упражнение

 

Зачет

Промежуточная аттестация «Индивидуальное соревнование на скорость»

 

№п/п

Наименование тем.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение

Форма подведения итогов

2 год обучения

1

Введение в тему.  Общая подготовка

Беседа , объяснение

Алгоритм выполнения заданий

Обсуждение, беседа

2

Основы туристской подготовки

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения.

Обучающая презентация, походное снаряжение, рюкзак и предметы первой необходимости. Обучающие карточки, пособия и плакаты по теме «Туристское снаряжение» игра «Что возьмем в поход?», практические занятия по укладке рюкзака.

Опрос.

 

 

3

Тактико-техническая подготовка

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

 

Обучающая презентация, индивидуальное снаряжение. таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.

 

Практическая проверка

4

Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма.

Беседа, объяснение , показ, рассказ, упражнение, индивидуальная консультация.

Карта местности, топографические знаки, значки и определения, компас. Практические задания, работа с картами.

Квиз

5

 

 

Основы спортивного  туризма зимой

Разъяснение , объяснение, показ, упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

 

Велосипед, схемы, карты, индивидуальное снаряжение. Тренировки на местности, участие в соревнованиях, проведение походов. Схемы организации туристского лагеря в зимнее время.

Опрос

6

Основы гигиены.

Первая доврачебная помощь.

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, рассказ, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения.

 

Обучающая презентация о оказании первой помощи. Рисунки и плакаты о личной гигиене.

Практическое задание

7

Основы физической подготовки

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, рассказ, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения.

Обучающая презентация, схемы, рисунки. Методические разработки.

 

Анкетирование

8

Походы, слеты, соревнования

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения.

Карта местности, топографические знаки, значки и определения, компас. Практические задания, работа с картами.

Зачет

 

 

№п/п

Наименование тем.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение

Форма подведения итогов

3 год обучения

1

Введение в тему.  Общая подготовка

Беседа , объяснение

Алгоритм выполнения заданий

Обсуждение, беседа

2

Основы туристской подготовки

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения.

Обучающая презентация, походное снаряжение, рюкзак и предметы первой необходимости. Обучающие карточки, пособия и плакаты по теме «Туристское снаряжение» игра «Что возьмем в поход?», практические занятия по укладке рюкзака.

Опрос, практическая работа.

 

 

3

Тактико-техническая подготовка

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

 

Обучающая презентация, индивидуальное снаряжение. таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.

 

Практическая проверка преодоления препятствий

4

Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма.

Беседа, объяснение , показ, рассказ, упражнение, индивидуальная консультация.

Карта местности, топографические знаки, значки и определения, компас. Практические задания, работа с картами.

Квиз

5

 

 

Основы спортивного  туризма зимой

Разъяснение , объяснение, показ, упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

 

Велосипед, схемы, карты, индивидуальное снаряжение. Тренировки на местности, участие в соревнованиях, проведение походов. Схемы организации туристского лагеря в зимнее время.

Опрос

6

Основы гигиены.

Первая доврачебная помощь.

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, рассказ, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

 

Обучающая презентация о оказании первой помощи. Рисунки и плакаты о личной гигиене.

Практическое задание

7

Основы физической подготовки

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, рассказ, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения.

Обучающая презентация, схемы, рисунки. Методические разработки.

 

Анкетирование

8

Походы, слеты, соревнования

Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация

Демонстрация снаряжения.

Карта местности, топографические знаки, значки и определения, компас. Практические задания, работа с картами.

Зарница

 


Оценочные материалы

С целью систематического наблюдения за уровнем освоения обучающимися тем  Программы за оцениваемый учебный период, прочности формируемых  Программой предметных знаний и умений проходит текущий контроль. Текущий контроль осуществляется в процессе реализации Программы по итогам освоения тем Программы. Оценка осуществляется  по принципу достаточности предъявленных знаний, умений, навыков – без дифференцированной оценки (зачет/незачет)

№ п/п

Тема

Какие знания, умения

Форма контроля

1 год обучения

1

Введение в тему.  

 

Обсуждение, беседа

2

Основы туристской подготовки

Умение пользоваться туристическими картами, компасами.

Практическая работа.

 

 

3

Тактико-техническая подготовка

Умение пользоваться снаряжением. таблицами-памятками, схемами, технологическими картами, информационными бюллетенями;

Практическая проверка

4

Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма.

Умение ориентироваться по карте, правильной ходьбе. Знают технику езды на велосипеде и мотоцикле, правильную комплектацию велорюкзака, моторюкзака.

Квиз

5

Основы спортивного  туризма зимой

Умение  ориентироваться  на местности, с групповым и индивидуальным снаряжением.

Опрос

6

Основы гигиены.

Первая доврачебная помощь.

Умение пользоваться   личной гигиеной в лесу. Умение   применять  бинты, жгуты, наложение шин.

Практическое задание

7

Основы физической подготовки

Умение  скоростным качествам, ловкости, координированности.

Анкетирование

8

Походы, слеты, соревнования

Умение  действовать в команде и индивидуально.

Зарница

 

Индивидуальный образовательный маршрут

1

Узел  -всему голова

Умение вязать узел «8», «проводник», «полусхватывающий», «ткацкий узел», «булинь», «шлюпочный» узел.

Практическое упражнение

2

Экипировка и самостраховка

Умение правильно одевать экипировку и ее применение. Умение применять  страховку при преодолении препятствий.

Контрольное занятие

3

Первая доврачебная помощь

Умение оказывать первую помощь при глубоких ранах, при вывихах, переломах и ожогах.

Демонстрация упражнений

4

Поход, слет, соревнование

 Умение применять самостоятельно решения при преодолении препятствий, ориентирование на местности.

Зачет

 

 

 

 

 

 

2 год обучения

 

№ п/п

Тема

Какие знания, умения

Форма контроля

1

Введение в тему.  

 

Обсуждение, беседа

2

Основы туристской подготовки

Умение пользоваться туристическими картами, компасами. Умение разводить костер в непогоду, ставить палатку, выбирать место для лагеря.

Практическая работа.

 

 

3

Тактико-техническая подготовка

Умение пользоваться снаряжением. таблицами-памятками, схемами, технологическими картами, информационными бюллетенями; альбомами с образцами, фотографиями.

 

Практическая проверка

4

Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма.

Умение ориентироваться по карте, правильной ходьбе. Знают технику безопасной езды на велосипеде и мотоцикле, правильную комплектацию велорюкзака, моторюкзака.

Квиз

5

Основы спортивного  туризма зимой

Умение  ориентироваться  на местности, с групповым и индивидуальным снаряжением. Умение правильно подбирать лыжи, палки, одежду.

Опрос

6

Основы гигиены.

Первая доврачебная помощь.

Умение пользоваться   личной гигиеной в лесу. Умение   применять  бинты, жгуты, наложение шин. Умение оказать первую помощь при ожогах и обморожениях.

Практическое задание

7

Основы физической подготовки

Умение  скоростным качествам, ловкости, координированности, выносливости, силе.

Анкетирование

8

Походы, слеты, соревнования

Умение  действовать в команде и индивидуально. Умение применять узлы, карабины, обвязке.

Зарница

 

 

3        год обучения

№ п/п

Тема

Какие знания, умения

Форма контроля

1

Введение в тему.

 

Обсуждение, беседа

2

Основы туристской подготовки

Умение пользоваться туристическими картами, компасами. Умение разводить костер в непогоду, ставить палатку, выбирать место для лагеря.

Практическая работа.

 

 

3

Тактико-техническая подготовка

Умение пользоваться снаряжением. таблицами-памятками, схемами, технологическими картами, информационными бюллетенями; альбомами с образцами, фотографиями.

 

Практическая проверка

4

Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма.

Умение ориентироваться по карте, правильной ходьбе. Знают технику безопасной езды на велосипеде и мотоцикле, правильную комплектацию велорюкзака, моторюкзака.

Квиз

5

Основы спортивного  туризма зимой

Умение  ориентироваться  на местности, с групповым и индивидуальным снаряжением. Умение правильно подбирать лыжи, палки, одежду.

Опрос

6

Основы гигиены.

Первая доврачебная помощь.

Умение пользоваться   личной гигиеной в лесу. Умение   применять  бинты, жгуты, наложение шин. Умение оказать первую помощь при ожогах и обморожениях.

Практическое задание

7

Основы физической подготовки

Умение  скоростным качествам, ловкости, координированности, выносливости, силе.

Анкетирование

8

Основы гигиены.

Первая доврачебная помощь.

Умение  действовать в команде и индивидуально. Умение применять узлы, карабины, обвязке.

Практическое задание

 

С целью выявления уровня результативности освоения обучающимися Программы по окончании года обучения (окончании обучения по программе) (один раз в год) проводится промежуточная аттестация обучающихся. Задания направлены на определение уровня теоретической подготовки учащихся  и выявление степени сформированности практических умений и навыков детей по Программе.

 

Форма проведения промежуточной аттестации

Год обучения

Форма проведения

1 год обучения

Экзамен (на основе соревнования «Туристическая полоса»  )                                    

2 год обучения

Экзамен (на основе соревнования «Узел всему голова» )

3 год обучения

Экзамен ( на основе соревнования «Полоса препятствий» )

ИОМ (при наличии)

Экзамен ( на основе соревнования «Индивидуальное соревнование на скорость» )

 

Уровень знаний, умений и навыков учащихся оценивается по следующим критериям:

Показатели  (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Кол-во баллов

Методы диагностики

1.Теоретическая подготовка детей:

1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

 

 

 

 

 

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

 

-минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема знаний);

 

 

1

 Собеседование.

Наблюдение.

 

 

-средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½);

 

2

-максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой)

 

 

3

1.2.Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования

-минимальный уровень (избегают употреблять специальные термины);

 

 

1

Опрос,

Наблюдение

-средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой);

 

2

-максимальный уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

 

 

3

2.Практическая подготовка детей:

2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам)

 

 

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

 -минимальный уровень (овладели менее чем ½  предусмотренных умений и навыков);

 

 

1

Наблюдение,

итоговые работы

-средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более ½);

 

2

-максимальный уровень (дети овладели практически всеми умениями и навыками,  предусмотренными программой)

 

 

3

2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании

- минимальный уровень (испытывают  серьезные затруднения при работе с оборудованием)

 

 

1

Наблюдение

-средний уровень (работает с помощью педагога)

 

2

 -максимальный уровень (работают самостоятельно)

 

 

3

2.3. Творческие навыки  

Креативность в выполнении практических заданий

-начальный (элементарный, выполняют лишь простейшие практические задания)

 

 

1

Наблюдение,

итоговая работа

-репродуктивный (выполняют задания на основе образца)

 

2

-творческий (выполняют практические задания с элементами творчества)

 

 

3

3.1.Умение пользоваться клюшкой, шайбой

Самостоятельность в пользовании

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

-минимальный

1

Наблюдение,

Опрос

-средний

2

-максимальный

3

3.2.Учебно-коммуникативные умения:

3.2.1.Умение слушать и слышать педагога

 

 

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

-минимальный

 

 

1

Наблюдение,

Опрос

-средний

2

-максимальный

3

3.2.2.Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи подготовленной информации

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

 

 

1

Наблюдение

- средний

2

-максимальный

3

3.3.Учебно-организационные умения и навыки:

3.3.1.Умение организовать себя для занятий

Самостоятельно умеют экипироваться

 

 

 

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

 

 

1

Наблюдение

- средний

2

-максимальный

3

3.3.2.Навыки соблюдения ТБ в процессе деятельности

Соответствие реальных навыков соблюдения ТБ программным требованиям

- минимальный уровень (овладели менее чем ½  объема навыков соблюдения ТБ);

 

 

1

Наблюдение

-средний уровень (объем освоенных навыков составляет более ½);

 

2

-максимальный уровень (освоили практически весь объем навыков)

 

 

3

Все баллы суммируются и устанавливается соответствие результатов освоения обучающимися Программы по 3 уровням:

 высокий - 21 – 29 баллов (от 80% до 100% освоения программного материала),

средний - 11 – 20 баллов (от 41% до 79% освоения программного материала),

низкий 1– 10 баллов (от 1% до 40% освоения программного материала).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                 Список используемой литературы

Нормативные документы:

1. Конвенция ООН о правах ребенка. Ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-I)

2.Приказ Министерства просвещения от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

3.Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012, № 273 ФЗ.

Сборник:

 

 Советы методиста. Выпуск 8. МБУ ДО ДЮЦ, 2013 г., 55стр.

 

Книги:

 

1.Бабкин А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 262с.

 

2.Буйленко, В.Ф. Туризм / В.Ф. Буйленко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. -417с.

 

3.Королев, А.Ю. Географические и тактические аспекты спортивного туризма: уч. Пособие. –М.: Академия, 2010 г.

 

 

2. Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей

 

1.Елисеева К.Н., Челноков А.СЕстественнонаучная подготовка школьников к туристско-краеведческим соревнованиям (методические рекомендации). Южно-Сахалинск : ОАО «Сахалинская областная типо-графия», 2016. – 20 с

 

3.Интернет ресурсы

1. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/12/01/spisok-turistsko-kraevedcheskoy-literatury

2. https://studbooks.net/677392/turizm/spisok_literatury

3. https://www.livelib.ru/selection/798861-sportivnyj-turizm

 

 




Скачано с www.znanio.ru