Управление образования администрации городского округа города Кулебаки
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско –юношеский центр»
Рассмотрено на заседании п/с Протокол №1 «31»августа 2021г. |
Утверждаю: директор МБУ ДО ДЮЦ __________Н.Н. Щеткина «01»августа 2021г.
|
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Юный турист»
(возраст детей с 11 лет, срок реализации 3 года)
Автор-составитель:
Белов Дмитрий Алексеевич
педагог дополнительного образования
г.о.г. Кулебаки, 2021г
Содержание
1. Пояснительная записка 2
2. Содержание программы 3
3. Режим работы 3
4. Ожидаемые результаты 4
5. Учебный план 5
6. Содержание программы 7
7. Методическое обеспечение 9
8. Оценочный материал 11
9. Литература 16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Туристско-краеведческая деятельность - это комплексное средство гармоничного развития детей и юношества, заключающееся в активном познании и улучшении окружающей среды и самих себя в процессе туристических путешествий.
Занятия в туристско-краеведческих детских объединениях способствуют возрождению духовности, национального сознания, любви к родной стране у подрастающего поколения; воспитывают уважение к человеку и его труду; повышают результативность обучения и воспитания благодаря использованию ярких примеров из окружающего мира; обогащают опытом совместной деятельности, общения; способствуют личностному развитию ребенка; развивают желание пополнять собранными во время походов и экскурсий материалами краеведческие, школьные музеи, создавать новые; научат постоянно следить за экологическим состоянием окружающей среды и своевременно знакомить с результатами исследований общественность.
Туристско-краеведческая деятельность является не только способом проведения свободного времени, но и формой воспитательного воздействия на личность, в связи с этим выделяют следующие ее функции:
1) Воспитательная функция. Каждое туристское путешествие формирует определенный опыт терпеливого преодоления неудобств, воспитывает любовь и уважение к людям, родному краю, учит уважительно относиться к традициям своего и других народов;
2) Развивающая функция. В процессе путешествий происходит развитие познавательной активности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивается возможность адекватного самопознания;
3) Познавательная функция. Она заключается в познании мира, накоплении опыта, формировании мировоззрения каждого путешественника. Осуществляя поход или экскурсию по родному краю, юные краеведы и туристы получают знания о географических, исторических, экологических особенностях окружающей среды, учатся сохранять их для следующих поколений, что способствует развитию науки, культуры, искусства и других областей человеческого общества;
4) Социализирующая функция. Совершенствуются навыки взаимодействия с другими людьми, правила поведения в коллективе.
5) Рекреационная функция. Туристские путешествия способствуют улучшению физического и психологического здоровья юных исследователей, которые получают новые впечатления.
Актуальность программы
В настоящее время, под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера, в том числе и недостаточной физической активности детей, Благополучие детей неразрывно связано с созданием необходимых условий для их воспитания, обучения и духовного развития. Одним из таких условий может быть занятие спортивным туризмом как физической культурой, которая имеет воспитательное, обучающее, оздоровительное и общекультурное значение, с одной стороны, и формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, развивает образное мышление и зрительную память, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, развивает понятие необходимости укрепления здоровья, самосовершенствования, с другой стороны.
Поэтому данная программа является актуальной и необходимой, отвечает потребностям и запросам не только учащихся, но и их родителей. Программа «Спортивный туризм» (далее Программа) дает представление о туристско-краеведческой деятельности в целом, нацелена на подготовку обучающихся к участию в массовых туристско- краеведческих мероприятиях, закладывает основы организации туристского быта и техники передвижения в походе, самостоятельного прохождения дистанций спортивного ориентирования, организации краеведческих исследований.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью Программы является то, что она дает представление о туристско-краеведческой деятельности в целом, нацелена на подготовку обучающихся к участию в массовых туристско - краеведческих мероприятиях, закладывает основы организации туристского быта и техники передвижения в походе, самостоятельного прохождения дистанций спортивного ориентирования, организации краеведческих исследований.
Программа интегрирует в себе основные взаимосвязанные виды туристско - краеведческой деятельности: спортивный туризм (туристские походы, туристские соревнования), спортивное ориентирование, краеведение. В такой интеграции заключается новизна программы. Каждое направление туристско-краеведческой деятельности с точки зрения обучения, воспитания, развития уникально по-своему. Ведущим из этих направлений является туризм, без которого, по сути, не могут обойтись ни ориентирование, ни краеведение.
Новизна программы
Заключается в совмещении спортивного туризма, краеведения, спортивного ориентирования, исследований и оказание первой медицинской помощи, активного отдыха в виде походов и экскурсий и позволяет по окончании курса обучения подготовить спортсмена-туриста по всем разделам, затронутым в данной программе.
Выделяются два аспекта спортивного туризма: туристские походы и туристские соревнования. Туристский поход – это самая комплексная, эффективная форма туристско-краеведческой деятельности. В туристских походах образование, воспитание, развитие происходит в процессе организации коллективной походной жизни и активной деятельности обучающихся в естественных природных условиях. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в походных условиях способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, способствует процессу самоутверждения. Туристский поход позволяет одновременно достигать всех целей, которые ставятся перед туристско - краеведческой деятельностью. Туристские соревнования, слеты – туристские праздники на природе, которые являются активной формой привлечения детей к занятию туризмом, спортом, укрепления здоровья, приобретения жизненно важных навыков. Но главным стимулом развития соревнований юных туристов является не соревнования ради соперничества, а возможность свободного общения со сверстниками в условиях походной жизни, обретение новых друзей- единомышленников, обмен опытом, маршрутами, песни у костра и многое другое, чего никогда не увидишь и не почувствуешь в городе.
Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором главными помощниками в выборе правильного пути являются компас и карта. Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Кроме оздоровительной и спортивной направленности ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться – это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину. Изучению своей «малой родины», расширению кругозора ребят способствует краеведение. Краеведческая работа всегда интересна, т.к. носит поисковый, исследовательский характер. Она направлена на активное и углубленное изучение истории родного края, его жителей. Изучение природы своего края способствует закреплению теоретических знаний о законах природы, природных комплексах родного края, формированию представления о целостности, единстве и всеобщей взаимосвязи в природе, получению необходимых навыков по ее охране, развитию интеллектуальных и практических умений по оценке природопользования и улучшения состояния окружающей среды. Это играет большую роль в формировании и развитии экологического сознания и экологической культуры личности ребенка.
Цель программы: создание необходимых условий, способствующих разностороннему, гармоничному развитию личности, укреплению здоровья обучающихся, освоению физической и спортивной подготовки посредством занятий спортивным туризмом.
Программный материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
Обучающие:
- сформировать знания и умения в области спортивного туризма,
ориентирования, краеведения, а также необходимые туристско-краеведческие
навыки;
- способствовать формированию устойчивого интереса и
потребности в познании окружающего мира;
- способствовать участию детей в соревнованиях по спортивному туризму;
- обучить приемам мониторинга окружающей среды;
- дать знания о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;
- сформировать умения и навыки преодолевать естественные препятствия при помощи туристской техники;
- сформировать комплекс знаний, умений и навыков для выживания в условиях природной среды;
Развивающие:
- расширить знания об окружающем мире;
- развитие интеллектуальных и физических способностей;
- развитие здоровья, формировать навыки здорового образа жизни;
- развивать творческую, познавательную и созидательную активность;
- прививать интерес к активному отдыху и путешествиям
- укрепление здоровья учащихся;
- развитие специальных физических качеств - силовой выносливости, равновесия;
- развитие личностных качеств: самостоятельности, активности, ответственности, работы в команде;
- развитие способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результатов;
- развитие стремления к спортивному самосовершенствованию и к достижению высших спортивных результатов;
Воспитательные:
- воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство любви к Родине;
- воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за состояние окружающей среды;
- воспитание морально-волевых качеств: целеустремленности, решительности, стойкости и выдержки в преодолении препятствий;
-формирование коллектива, умения работать в команде, поддержание духа команды;
Режим занятий
Год обучения |
Всего часов |
Перерыв между занятиями |
|
В день |
В неделю |
||
1 год |
2 |
4 |
15 |
2 год |
2 |
6 |
15 |
3 год |
2 |
6 |
15 |
ИОМ (при наличии) |
2 |
2 |
15 |
Ожидаемые результаты
Должны знать:
- основные сведения по истории, географии, культуре своего села и края;
- нормы поведения юных туристов на экскурсии, в походе;
- основные понятия спортивного туризма;
- условные знаки спортивных карт;
- необходимое снаряжение для похода выходного дня;
- личную гигиену спортсмена, гигиену одежды и обуви для занятий спортивным туризмом;
- технику безопасности на занятиях, соревнованиях и других массовых мероприятиях;
- названия этапов на соревнованиях по спортивному туризму;
- туристские узлы;
Уметь:
- пользоваться краеведческой литературой;
- преодолевать естественные препятствия при помощи туристского инвентаря;
- составлять меню для похода выходного дня;
- собирать рюкзак, личное снаряжение;
- устанавливать палатку, разжигать костер, собирать дрова;
- обращаться с компасом, определять стороны света;
- одевать страховочную систему;
- вязать туристские узлы (прямой, проводник, восьмерка);
Материально-техническое обеспечение
Туристское снаряжение: рюкзак ,спальный мешок , палатки ,система страховочная, топор, котелки, канистры, лопата, аптечка – набор, компас, карты туристские, спортивные, веревка основная 40м, 30м ,20м , веревка вспомогательная, карабин туристский с муфтой, ФСУ («восьмерка» ), «Жумар», раздаточный материал.
Дидактические пособия
Методическая литература
.
Учебный план
Модуль |
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
Количество учебных часов(всего) |
Форма промежуточной аттестации/текущего контроля |
||||
1 пол. |
2пол. (в том числе аттестате) |
1 пол. |
2 пол. (в том числе аттестате) |
1 пол |
2 пол. (в том числе аттестате) |
||||
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
|
Зачет |
|
|
10 |
|
12 |
|
12 |
|
|
Опрос, практическая работа.
|
|
|
22 |
|
36 |
|
36 |
|
|
Практическая проверка преодоления препятствий |
|
|
12 |
12 |
- |
- |
- |
- |
|
Квиз |
|
|
|
24 |
36 |
|
36 |
|
|
Опрос |
|
|
|
|
36 |
|
36 |
|
|
Игра «Готов ли ты в поход?»
|
|
|
|
10 |
- |
- |
- |
- |
|
Анкетирование |
|
Первая доврачебная помощь. |
|
26 |
34 |
|
34 |
|
|
Практическое задание |
|
|
|
24 |
38 |
|
38 |
|
|
Соревнования Промежуточнвя аттестация (1год обучения) Туристическая полоса |
|
|
- |
|
22 |
|
22 |
|
|
Зарница Промежуточная аттестация (2 год обучения) Соревнования – «Узел всему голова», (2 год обучения) Соревнования «Полоса препятствий» |
|
Итого |
144 |
216 |
216 |
|
|
||||
5
Учебный план индивидуального образовательного маршрута
Модули |
ИОМ |
Итого |
Форма промежуточной аттестации/ текущего контроля |
|
1 пол. |
2 пол. в том числе аттестация |
|||
Узел -всему голова |
22 |
|
22 |
Практическое упражнение |
Экипировка и самостраховка |
12 |
10 |
22 |
Контрольное занятие |
Первая доврачебная помощь |
|
18 |
18 |
Демонстрация упражнений |
Поход, слет, соревнование |
|
10 |
10 |
Зачет Промежуточная аттестация |
Итого по полугодиям |
34 |
38 |
72 |
|
Содержание программы
Тема |
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
Введение в тему. Общая подготовка |
Теория: Что такое спортивный туризм и кто такие туристы. Чем полезны и интересны походы и путешествия Требования к форме одежды на занятиях спортивным туризмом.
|
Теория: Спортивный туризм – вид спорта. Правила поведения на тренировках в помещении, на улице. Правила поведения на соревнованиях. Правила движения на улицах села.
|
Теория: Обзор предстоящих походов и соревнований. Обзор видов туризма. что такое туристское многоборье? Виды соревнований. |
Основы туристской подготовки |
Теория: Что такое поход. Цели и задачи похода. Практика: Выбор маршрута. Обязанности в группе. Распределение обязанностей в группе Правила безопасного поведения у костра. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Моделирование простейших аварийных ситуаций и решение ситуационных задач. .
|
Теория: Туристское снаряжение, используемое в походах выходного дня. Практика: Подбор снаряжения, продуктов и медикаментов для похода. Правила размещения предметов в рюкзаке. Личное и групповое снаряжение. Требование к одежде и обуви в зависимости от времени года и вида похода. Правила безопасного поведения при переезде в транспорте, у костра. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Моделирование простейших аварийных ситуаций и решение ситуационных задач.
|
Теория: Составление меню в зависимости от характера похода и времени года, в зависимости от имеющихся продуктов. Понятие о герметичной упаковке. Практика: Укладка рюкзака. Движение в походе. Костер. Виды костров. Принадлежности для костра. Правила разведения костра. Меры безопасности. Заготовка дров, выбор места для костровища, разведение костра. Приготовление чая на костре. Установка палатки. Правила безопасного поведения при переезде в транспорте, на мотоцикле, на велосипеде, у костра. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Моделирование простейших аварийных ситуаций и решение ситуационных задач.
|
Тактико-техническая подготовка |
Теория: рассказ о снаряжении спортсмена-туриста. Первоначальное понятие о страховке. Практика. Самостраховка. безопасность на соревнованиях (контрольное время, ограничивающие ориентиры, выход к месту старта при потере ориентировки). Работа со страховочной системой, блокировкой, карабинами, репшнуром. Их применение. Работа с основной веревкой, с узлами: восьмерка, прямой, встречный, штык. Надевание страховочной системы. Вязка узлов. Тренировка работы с карабинами.
|
Теория Тактика преодоления дистанций по тур многоборью. Практика Анализ и разбор соревнований. Решение ситуационных задач
|
Теория. Техника преодоления препятствий. Практика. преодоление препятствий, встречающиеся на соревнованиях, их описание, методы преодоления. Личные дистанции, связки и правила их преодоления. Переправы: по бревну (в том числе и качающемуся) способом маятник и по перилам, по кочкам, гатям из жердей, маятник, параллельные веревки, навесная переправа, «бабочка». Преодоление склонов: Подьем, спуск спортивным способом. Техника свободного лазания.
|
Топография и ориентирование |
Теория Знакомство с картой. Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки. Виды карт. Карты, используемые в походах и на соревнованиях, их отличительные особенности. Изображение рельефа на топографических и спортивных картах. Практика Работа с компасом. Строение компаса. Правила обращения с компасом. Определение сторон света.
|
.
|
.
|
Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма. |
Теория Особенности организации пешеходных переправ; организация групповой и самостраховки; принцип непрерывности страховки. Практика Работа с различными видами страховок на переправах |
Теория Правила поведения на маршруте. Практика Организации велосипедных колонн, безопасность передвижения по маршруту. Особенности велостоянок на маршруте. |
Теория Что такое мототуризм, плюсы и особенности поездок на мопедах. Практика: Полезные советы при планировании маршрута. Правила поведения на маршруте. Особенности мотостоянок на маршруте. |
Основы спортивного туризма зимой |
Теория Основные приемы движения на лыжах. Практика Техника подъемов на склоны с различной крутизной; техника спуска; способы торможения и поворотов; траверсирование склонов. |
Теория. Основные приемы движения на лыжах, без лыж, техника подъемов на склоны с различной крутизной; Практика Работа на спуске; способы торможения и поворотов; траверсирование склонов. |
Теория Основные приемы движения на лыжах, без лыж, на снегоступах, техника подъемов на склоны с различной крутизной; Практика Работа на спуске; способы торможения и поворотов; траверсирование склонов. Организация правильной колонны при ходьбе по глубокому снегу. |
Краеведение |
Теория Краткая история села. Основание и становление села. План застройки села. Герб села. Улицы села , история и современность. Достопримечательности села. Практика Составление Туристических маршрутов.. Топонимика села Теплово. |
|
|
Основы гигиены. Первая доврачебная помощь. |
Теория Личная гигиена при занятии туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви. Практика Оказание первой медицинской помощи при травмах легкой степени. Медикаменты и другие приспособления, входящие в состав аптечки спортивного похода. Виды кровотечений, доврачебная помощь. Повязки, их применение при различных видах травм. |
Теория Личная гигиена при занятии туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви. Основные причины заболеваний и травм в походе, на тренировках. Практика Первая помощь при различных видах травм: ушибы, ссадины, порезы. Тепловой и солнечный удар, ожоги, обморожения. Пищевые отравления.
|
Теория Как мыться и соблюдать личную гигиену в походе, что брать с собой в походную косметичку. Практика Сбор походного рюкзака. Изготовление зубной щетки из природных компонентов. Правильная комплектация аптечки. Первая доврачебная помощь при тепловом и солнечном ударе.
|
Основы физической подготовки |
Теория Рассказ, показ. Практика Тренировки по ОФП, скоростной выносливости, двигательной активности, командные игры с мячом, эстафеты с применением специального снаряжения, знакомство со специальными упражнениями. |
Теория Рассказ, показ, повторение Практика Тренировки по ОФП,: скоростной выносливости, двигательной активности, командные игры с мячом, эстафеты с применением специального снаряжения, знакомство со специальными упражнениями (с усложнениями) |
Теория рассказ, показ, повторение. Практика Тренировки по ОФП, двигательной активности, командные игры с мячом, эстафеты с применением специального снаряжения, знакомство со специальными упражнениями. (с усложнениями) |
Походы, слеты , соревнования |
|
Теория Рассказ, показ, повторение. Основные правила общежития Практика Участие в соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию, однодневные походы, походы выходного дня с одной ночевкой. Пешеходные походы .. |
Теория Основные правила общежития. Практика Участие в соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию, походы выходного дня с одной, двумя ночевками, поход в летние каникулы, пешеходные походы. |
Индивидуальный образовательный маршрут |
|||
Узел -всему голова |
Теория Рассказ и объяснение про туристические узлы. Практика: Завязывание разных узлов. Соединение веревок и переплетение. Завязывание и развязывание. |
||
Экипировка и самостраховка |
Теория: рассказ, объяснение, показ. Практика: Выбор туристического снаряжения. Сбор правильного туристического снаряжения в поход,. Самостраховка – комплекс приемов для обеспечения личной безопасности. Три основных группы приемов: самостраховка в движении, самостраховка в состоянии покоя или во время страховки спутника (усы, петли) и самозадержание . |
||
Первая доврачебная помощь |
Теория: рассказ, объяснение. Практика: работа по оказанию доврачебной помощи при пищевых отравлениях, вывихе, переломе, укусе змеи, клеща, пореза и ожога. |
||
Поход, слет, соревнование |
Теория : рассказ, объяснение. Практика : Физподготовка, ориентирование, топография. |
Методическое обеспечение
№п/п |
Наименование тем. |
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса |
Дидактический материал, техническое оснащение |
Форма подведения итогов |
1 год обучения |
||||
1 |
Введение в тему. Общая подготовка |
Беседа , объяснение |
Алгоритм выполнения заданий |
Зачет |
2 |
Основы туристской подготовки |
Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация Демонстрация снаряжения. |
Обучающая презентация, походное снаряжение, рюкзак и предметы первой необходимости. Обучающие карточки, пособия и плакаты по теме «Туристское снаряжение» игра «Что возьмем в поход?», практические занятия по укладке рюкзака. |
Опрос, практическая работа.
|
3 |
Тактико-техническая подготовка |
Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация
|
Обучающая презентация, индивидуальное снаряжение. таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.
|
Практическая проверка |
4 |
Топография и ориентирование |
Беседа, объяснение , показ, рассказ, упражнение, индивидуальная консультация. |
Карта местности, топографические знаки, значки и определения, компас. Практические задания, работа с картами. |
Квиз |
5 |
Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма. |
Разъяснение , объяснение, показ, упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация
|
Велосипед, схемы, карты, индивидуальное снаряжение. Тренировки на местности, участие в соревнованиях, проведение походов. |
Опрос |
6
|
Основы спортивного туризма зимой |
Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, рассказ, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация Демонстрация снаряжения. |
Обучающая презентация, схемы, рисунки. Методические разработки. Организация туристского лагеря в зимнее время на принципах взаимопомощи, разведение костра с использованием растопки: плексиглас, сухое горючее, сбор хвороста, валежника, правила безопасной работы кострового: подготовка кострового места, использование костровых рукавиц, необходимость непрерывности слежения за костром, установка двускатной палатки, многоместного шатра, добыча воды.
|
Игра «Готов ли ты в поход?»
|
7 |
Краеведение |
Беседа, рассказ, индивидуальная работа, экскурсии, работа с картами района. |
Презентация о селе, о р. Теша, о жителях и достопримечательностях села. Топографические карты, компас. таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; |
Анкетирование |
8 |
Основы гигиены. Первая доврачебная помощь. |
Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация Демонстрация снаряжения. |
Обучающая презентация о оказании первой помощи. Рисунки и плакаты о личной гигиене. Основы личной гигиены. Основные причины заболеваний и травм в походе, на тренировках. Первая помощь при различных видах травм: ушибы, ссадины, порезы. Тепловой и солнечный удар, ожоги, обморожения. Пищевые отравления. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему. Обработка ран, наложение повязки, при ушибах, ссадинах, порезах, ожогах, обморожениях. Тесты по медицине.
|
Практическое задание |
9 |
Основы физической подготовки |
Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация Демонстрация снаряжения.. |
Секундомер, физкультурный инвентарь. Тренировки по ОФП, выявление особенностей физического развития учащихся: скоростной выносливости, двигательной активности, командные игры с мячом, эстафеты с применением специального снаряжения, знакомство со специальными упражнениями |
Соревнование |
|
|
|
|
|
Индивидуальный образовательный маршрут |
||||
1 |
Узел -всему голова |
Беседа, объяснение, показ, упражнение. |
Схемы, таблицы, образцы. |
Практическое упражнение |
2 |
Экипировка и самостраховка |
Беседа, объяснение, показ, упражнение |
Специальное снаряжение. Карабины, веревки. |
Контрольное занятие |
3 |
Первая доврачебная помощь |
Беседа, объяснение, показ, упражнение |
Тесты по медицине. таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.
|
Демонстрация упражнений |
4 |
Поход, слет, соревнование |
Беседа, объяснение, показ, упражнение |
|
Зачет Промежуточная аттестация «Индивидуальное соревнование на скорость» |
№п/п |
Наименование тем. |
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса |
Дидактический материал, техническое оснащение |
Форма подведения итогов |
2 год обучения |
||||
1 |
Введение в тему. Общая подготовка |
Беседа , объяснение |
Алгоритм выполнения заданий |
Обсуждение, беседа |
2 |
Основы туристской подготовки |
Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация Демонстрация снаряжения. |
Обучающая презентация, походное снаряжение, рюкзак и предметы первой необходимости. Обучающие карточки, пособия и плакаты по теме «Туристское снаряжение» игра «Что возьмем в поход?», практические занятия по укладке рюкзака. |
Опрос.
|
3 |
Тактико-техническая подготовка |
Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация
|
Обучающая презентация, индивидуальное снаряжение. таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.
|
Практическая проверка |
4 |
Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма. |
Беседа, объяснение , показ, рассказ, упражнение, индивидуальная консультация. |
Карта местности, топографические знаки, значки и определения, компас. Практические задания, работа с картами. |
Квиз |
5
|
Основы спортивного туризма зимой |
Разъяснение , объяснение, показ, упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация
|
Велосипед, схемы, карты, индивидуальное снаряжение. Тренировки на местности, участие в соревнованиях, проведение походов. Схемы организации туристского лагеря в зимнее время. |
Опрос |
6 |
Основы гигиены. Первая доврачебная помощь. |
Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, рассказ, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация Демонстрация снаряжения. |
Обучающая презентация о оказании первой помощи. Рисунки и плакаты о личной гигиене. |
Практическое задание |
7 |
Основы физической подготовки |
Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, рассказ, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация Демонстрация снаряжения. |
Обучающая презентация, схемы, рисунки. Методические разработки.
|
Анкетирование |
8 |
Походы, слеты, соревнования |
Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация Демонстрация снаряжения. |
Карта местности, топографические знаки, значки и определения, компас. Практические задания, работа с картами. |
Зачет
|
|
||||
№п/п |
Наименование тем. |
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса |
Дидактический материал, техническое оснащение |
Форма подведения итогов |
3 год обучения |
||||
1 |
Введение в тему. Общая подготовка |
Беседа , объяснение |
Алгоритм выполнения заданий |
Обсуждение, беседа |
2 |
Основы туристской подготовки |
Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация Демонстрация снаряжения. |
Обучающая презентация, походное снаряжение, рюкзак и предметы первой необходимости. Обучающие карточки, пособия и плакаты по теме «Туристское снаряжение» игра «Что возьмем в поход?», практические занятия по укладке рюкзака. |
Опрос, практическая работа.
|
3 |
Тактико-техническая подготовка |
Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация
|
Обучающая презентация, индивидуальное снаряжение. таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.
|
Практическая проверка преодоления препятствий |
4 |
Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма. |
Беседа, объяснение , показ, рассказ, упражнение, индивидуальная консультация. |
Карта местности, топографические знаки, значки и определения, компас. Практические задания, работа с картами. |
Квиз |
5
|
Основы спортивного туризма зимой |
Разъяснение , объяснение, показ, упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация
|
Велосипед, схемы, карты, индивидуальное снаряжение. Тренировки на местности, участие в соревнованиях, проведение походов. Схемы организации туристского лагеря в зимнее время. |
Опрос |
6 |
Основы гигиены. Первая доврачебная помощь. |
Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, рассказ, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация |
Обучающая презентация о оказании первой помощи. Рисунки и плакаты о личной гигиене. |
Практическое задание |
7 |
Основы физической подготовки |
Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, рассказ, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация Демонстрация снаряжения. |
Обучающая презентация, схемы, рисунки. Методические разработки.
|
Анкетирование |
8 |
Походы, слеты, соревнования |
Разъяснение , объяснение, показ., упражнение, требование, игра, тренинг. Индивидуальная консультация Демонстрация снаряжения. |
Карта местности, топографические знаки, значки и определения, компас. Практические задания, работа с картами. |
Зарница
|
Оценочные материалы
С целью систематического наблюдения за уровнем освоения обучающимися тем Программы за оцениваемый учебный период, прочности формируемых Программой предметных знаний и умений проходит текущий контроль. Текущий контроль осуществляется в процессе реализации Программы по итогам освоения тем Программы. Оценка осуществляется по принципу достаточности предъявленных знаний, умений, навыков – без дифференцированной оценки (зачет/незачет)
№ п/п |
Тема |
Какие знания, умения |
Форма контроля |
1 год обучения |
|||
1 |
Введение в тему. |
|
Обсуждение, беседа |
2 |
Основы туристской подготовки |
Умение пользоваться туристическими картами, компасами. |
Практическая работа.
|
3 |
Тактико-техническая подготовка |
Умение пользоваться снаряжением. таблицами-памятками, схемами, технологическими картами, информационными бюллетенями; |
Практическая проверка |
4 |
Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма. |
Умение ориентироваться по карте, правильной ходьбе. Знают технику езды на велосипеде и мотоцикле, правильную комплектацию велорюкзака, моторюкзака. |
Квиз |
5 |
Основы спортивного туризма зимой |
Умение ориентироваться на местности, с групповым и индивидуальным снаряжением. |
Опрос |
6 |
Основы гигиены. Первая доврачебная помощь. |
Умение пользоваться личной гигиеной в лесу. Умение применять бинты, жгуты, наложение шин. |
Практическое задание |
7 |
Основы физической подготовки |
Умение скоростным качествам, ловкости, координированности. |
Анкетирование |
8 |
Походы, слеты, соревнования |
Умение действовать в команде и индивидуально. |
Зарница
|
Индивидуальный образовательный маршрут |
|||
1 |
Узел -всему голова |
Умение вязать узел «8», «проводник», «полусхватывающий», «ткацкий узел», «булинь», «шлюпочный» узел. |
Практическое упражнение |
2 |
Экипировка и самостраховка |
Умение правильно одевать экипировку и ее применение. Умение применять страховку при преодолении препятствий. |
Контрольное занятие |
3 |
Первая доврачебная помощь |
Умение оказывать первую помощь при глубоких ранах, при вывихах, переломах и ожогах. |
Демонстрация упражнений |
4 |
Поход, слет, соревнование |
Умение применять самостоятельно решения при преодолении препятствий, ориентирование на местности. |
Зачет |
2 год обучения
№ п/п |
Тема |
Какие знания, умения |
Форма контроля |
1 |
Введение в тему. |
|
Обсуждение, беседа |
2 |
Основы туристской подготовки |
Умение пользоваться туристическими картами, компасами. Умение разводить костер в непогоду, ставить палатку, выбирать место для лагеря. |
Практическая работа.
|
3 |
Тактико-техническая подготовка |
Умение пользоваться снаряжением. таблицами-памятками, схемами, технологическими картами, информационными бюллетенями; альбомами с образцами, фотографиями.
|
Практическая проверка |
4 |
Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма. |
Умение ориентироваться по карте, правильной ходьбе. Знают технику безопасной езды на велосипеде и мотоцикле, правильную комплектацию велорюкзака, моторюкзака. |
Квиз |
5 |
Основы спортивного туризма зимой |
Умение ориентироваться на местности, с групповым и индивидуальным снаряжением. Умение правильно подбирать лыжи, палки, одежду. |
Опрос |
6 |
Основы гигиены. Первая доврачебная помощь. |
Умение пользоваться личной гигиеной в лесу. Умение применять бинты, жгуты, наложение шин. Умение оказать первую помощь при ожогах и обморожениях. |
Практическое задание |
7 |
Основы физической подготовки |
Умение скоростным качествам, ловкости, координированности, выносливости, силе. |
Анкетирование |
8 |
Походы, слеты, соревнования |
Умение действовать в команде и индивидуально. Умение применять узлы, карабины, обвязке. |
Зарница
|
3 год обучения
№ п/п |
Тема |
Какие знания, умения |
Форма контроля |
1 |
Введение в тему. |
|
Обсуждение, беседа |
2 |
Основы туристской подготовки |
Умение пользоваться туристическими картами, компасами. Умение разводить костер в непогоду, ставить палатку, выбирать место для лагеря. |
Практическая работа.
|
3 |
Тактико-техническая подготовка |
Умение пользоваться снаряжением. таблицами-памятками, схемами, технологическими картами, информационными бюллетенями; альбомами с образцами, фотографиями.
|
Практическая проверка |
4 |
Техника пешеходного, велосипедного и мототуризма. |
Умение ориентироваться по карте, правильной ходьбе. Знают технику безопасной езды на велосипеде и мотоцикле, правильную комплектацию велорюкзака, моторюкзака. |
Квиз |
5 |
Основы спортивного туризма зимой |
Умение ориентироваться на местности, с групповым и индивидуальным снаряжением. Умение правильно подбирать лыжи, палки, одежду. |
Опрос |
6 |
Основы гигиены. Первая доврачебная помощь. |
Умение пользоваться личной гигиеной в лесу. Умение применять бинты, жгуты, наложение шин. Умение оказать первую помощь при ожогах и обморожениях. |
Практическое задание |
7 |
Основы физической подготовки |
Умение скоростным качествам, ловкости, координированности, выносливости, силе. |
Анкетирование |
8 |
Основы гигиены. Первая доврачебная помощь. |
Умение действовать в команде и индивидуально. Умение применять узлы, карабины, обвязке. |
Практическое задание |
С целью выявления уровня результативности освоения обучающимися Программы по окончании года обучения (окончании обучения по программе) (один раз в год) проводится промежуточная аттестация обучающихся. Задания направлены на определение уровня теоретической подготовки учащихся и выявление степени сформированности практических умений и навыков детей по Программе.
Форма проведения промежуточной аттестации
Год обучения |
Форма проведения |
1 год обучения |
Экзамен (на основе соревнования «Туристическая полоса» ) |
2 год обучения |
Экзамен (на основе соревнования «Узел всему голова» ) |
3 год обучения |
Экзамен ( на основе соревнования «Полоса препятствий» ) |
ИОМ (при наличии) |
Экзамен ( на основе соревнования «Индивидуальное соревнование на скорость» ) |
Уровень знаний, умений и навыков учащихся оценивается по следующим критериям:
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Кол-во баллов |
Методы диагностики |
1.Теоретическая подготовка детей: 1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
|
Соответствие теоретических знаний программным требованиям |
-минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема знаний); |
1 |
Собеседование. Наблюдение. |
|
|
|||
-средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½); |
2 |
|||
-максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой) |
3 |
|||
1.2.Владение специальной терминологией |
Осмысленность и правильность использования |
-минимальный уровень (избегают употреблять специальные термины); |
1 |
Опрос, Наблюдение |
-средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой); |
2 |
|||
-максимальный уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием) |
3 |
|||
2.Практическая подготовка детей: 2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам) |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям |
-минимальный уровень (овладели менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); |
1 |
Наблюдение, итоговые работы |
-средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более ½); |
2 |
|||
-максимальный уровень (дети овладели практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой) |
3 |
|||
2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением |
Отсутствие затруднений в использовании |
- минимальный уровень (испытывают серьезные затруднения при работе с оборудованием) |
1 |
Наблюдение |
-средний уровень (работает с помощью педагога) |
2 |
|||
-максимальный уровень (работают самостоятельно) |
3 |
|||
2.3. Творческие навыки |
Креативность в выполнении практических заданий |
-начальный (элементарный, выполняют лишь простейшие практические задания) |
1 |
Наблюдение, итоговая работа |
-репродуктивный (выполняют задания на основе образца) |
2 |
|||
-творческий (выполняют практические задания с элементами творчества) |
3 |
|||
3.1.Умение пользоваться клюшкой, шайбой |
Самостоятельность в пользовании |
Уровни по аналогии с п. 3.1.1. -минимальный |
1 |
Наблюдение, Опрос |
-средний |
2 |
|||
-максимальный |
3 |
|||
3.2.Учебно-коммуникативные умения: 3.2.1.Умение слушать и слышать педагога |
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога |
Уровни по аналогии с п. 3.1.1. -минимальный |
1 |
Наблюдение, Опрос |
-средний |
2 |
|||
-максимальный |
3 |
|||
3.2.2.Умение выступать перед аудиторией |
Свобода владения и подачи подготовленной информации |
Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный |
1 |
Наблюдение |
- средний |
2 |
|||
-максимальный |
3 |
|||
3.3.Учебно-организационные умения и навыки: 3.3.1.Умение организовать себя для занятий |
Самостоятельно умеют экипироваться
|
Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный |
1 |
Наблюдение |
- средний |
2 |
|||
-максимальный |
3 |
|||
3.3.2.Навыки соблюдения ТБ в процессе деятельности |
Соответствие реальных навыков соблюдения ТБ программным требованиям |
- минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема навыков соблюдения ТБ); |
1 |
Наблюдение |
-средний уровень (объем освоенных навыков составляет более ½); |
2 |
|||
-максимальный уровень (освоили практически весь объем навыков) |
3 |
Все баллы суммируются и устанавливается соответствие результатов освоения обучающимися Программы по 3 уровням:
высокий - 21 – 29 баллов (от 80% до 100% освоения программного материала),
средний - 11 – 20 баллов (от 41% до 79% освоения программного материала),
низкий 1– 10 баллов (от 1% до 40% освоения программного материала).
1. Список используемой литературы
Нормативные документы:
1. Конвенция ООН о правах ребенка. Ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-I)
2.Приказ Министерства просвещения от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3.Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012, № 273 ФЗ.
Сборник:
Советы методиста. Выпуск 8. МБУ ДО ДЮЦ, 2013 г., 55стр.
Книги:
1.Бабкин А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 262с.
2.Буйленко, В.Ф. Туризм / В.Ф. Буйленко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. -417с.
3.Королев, А.Ю. Географические и тактические аспекты спортивного туризма: уч. Пособие. –М.: Академия, 2010 г.
2. Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей
1.Елисеева К.Н., Челноков А.С. Естественнонаучная подготовка школьников к туристско-краеведческим соревнованиям (методические рекомендации). Южно-Сахалинск : ОАО «Сахалинская областная типо-графия», 2016. – 20 с
3.Интернет ресурсы
1. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/12/01/spisok-turistsko-kraevedcheskoy-literatury
2. https://studbooks.net/677392/turizm/spisok_literatury
3. https://www.livelib.ru/selection/798861-sportivnyj-turizm
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.