Дополнительная общеобразовательная программа «Алгоритмика. Основы программирования на Python»

  • docx
  • 01.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа обеспечивает целенаправленную профориентационную работу обучающихся по направлениям, непосредственно связанным с цифровыми технологиями. Программа «Основы программирования на Python» отражает сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Иконка файла материала Программа Алгоритмика 2025-26.docx

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫЛОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ИМЕНИ ЧЕРНЯВСКОГО ЯКОВА МИХАЙЛОВИЧА СТАНИЦЫ КРЫЛОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫЛОВСКИЙ РАЙОН

 

Рассмотрена на заседании

методического объединения

от «___» ________20___г.

Протокол №____

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №1

ст. Крыловской

_________________ / Вихляй М.В./

«___»____________20___г.

 

Принята на заседании

педагогического совета

от «___» ________20___г.

Протокол №____

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

«Алгоритмика. Основы программирования на Python»

 

Уровень программы: базовый

Срок реализации программы: 3 года: 204ч.

Возрастная категория: от 13 до 16 лет

Состав группы: 15 человек

Форма обучения: очная

Вид программы: модифицированная

Программа реализуется на бюджетной основе

ID-номер Программы в Навигаторе:

 

Автор-составитель:

Газман Татьяна Николаевна,

учитель математики

и информатики МБОУ СОШ №1

 

 

 

ст. Крыловская, 2025 г.

ПАСПОРТ

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Алгоритмика. Основы программирования на Python» технической направленности

 

Наименование муниципалитета

Крыловский район

Наименование организации

МБОУ СОШ №1 ст. Крыловской

ID-номер программы в АИС «Навигатор»

 

Полное наименование программы

«Алгоритмика. Основы программирования на Python»

Механизм финансирования

Социальный заказ

ФИО автора (составителя) программы

Газман Татьяна Николаевна

Краткое описание программы

Программа обеспечивает целенаправленную профориентационную работу обучающихся по направлениям, непосредственно связанным с цифровыми технологиями.

Программа «Основы программирования на Python» отражает сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

 

Форма обучения

Очная с применением образовательной платформы https://learn.algoritmika.org

Уровень содержания

Базовый

Продолжительность освоения

3 года – 204 часа

Возрастная категория

13-16 лет

Цель программы

Основная цель – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций обучающегося, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда

Задачи программы

сформировать у обучающихся:

      понимание принципов устройства и функционирования объектов  цифрового  окружения,  представления  об  истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества;

      владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности;

      знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач;

      базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании;

      знание основных алгоритмических структур и умение применять его для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;

      умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на Python;

      умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач;

      умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.

Ожидаемые результаты

Базовые логические действия:

      умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

      умение  создавать,   применять   и   преобразовывать   знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

      самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

      формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

      оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;

      прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а  также  выдвигать  предположения  об  их  развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

        выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

        применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

        выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

        выбирать  оптимальную  форму  представления  информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;

        оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Особые условия

(для детей с ОВЗ)

Особых условий нет

Возможность реализации

в сетевой форме

Нет

Возможность реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий

Да

Материально-техническая база

Рабочие столы, стулья, компьютеры, интерактивная доска. Модульные дидактические материалы, представленные на образовательной платформе https://learn.algoritmika.org  (в том числе раздаточный материал и т. д.).

 

 

Содержание

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования:

объем, содержание, планируемые результаты»…………………………...

 

5

   1.1 Пояснительная записка……………………………………………......

5

   1.2 Цель и задачи программы……………………………………………..

7

   1.3 Содержание программы……………………………………………….

8

   1.4 Планируемые результаты……………………………………………...

9

Раздел 2. «Комплекс организацонно-педагогических условий, включающий формы аттестации»…………………………………………..

 

13

   2.1 Календарный учебный график………………………………………..

13

   2.2 Условия реализации программы……………………………………...

16

   2.3 Формы аттестации……………………………………………………..

19

   2.4 Оценочные материалы…………………………………………………

19

   2.5 Методические материалы……………………………………………..

20

   2.6 Список литературы…………………………………………………….

23

 

 

 

 

 

 

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты».

 

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Python» (далее — курс) для 7—9 классов составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной программы основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), с учётом программы воспитания и основной образовательной программы основного общего образования

Рабочая  программа  курса  даёт  представления о цели, задачах, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса внеурочной деятельности, устанавливает содержание курса, предусматривает его структурирование по разделам и темам; предлагает распределение учебных часов по разделам и темам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, включает описание форм организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Рабочая программа курса определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе планируемые результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования. Программа служит основой для составления поурочного тематического планирования курса внеурочной деятельности учителем.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON»

●         Программа курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Python» отражает:

●         сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;

●         основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;

●         междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Информатика характеризуется всё возрастающим числом междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.

Курс внеурочной деятельности отражает и расширяет содержание четырёх тематических разделов информатики на уровне основного общего образования:

1)        цифровая грамотность;

2)        теоретические основы информатики;

3)        алгоритмы и программирование;

4)        информационные технологии.

Актуальность программы:

Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.

Изучение курса может серьезно помочь школьникам освоить азы алгоритмизации и программирования, создавать и исследовать компьютерные модели, а полученные знания пригодятся для дальнейшего и более серьезного изучения программирования. Это начало, основа, с изучения которой ребенок входит в мир профессионального программирования как будущий инженер-программист, разработчик приложений, технический дизайнер. Создавая свои собственные интерактивные истории и игры, дети учатся разрабатывать проекты, ставить цели и задачи.

Новизна  программы заключается в том, что благодаря специально подобранной системе упражнений, курс позволяет выявить скрытую одаренность в области программирования у детей и развивать их способности с раннего возраста.

Педагогическая целесообразность:

Обучаясь по данной программе, учащиеся смогут познакомиться с  практической значимостью физических знаний и умений, смогут закрепить уже имеющиеся навыки в выполнении практических работ и лабораторных опытов; сформируют умения выполнять физический эксперимент с использованием оборудования центра «Точка роста»; продолжат развивать познавательную активность и самостоятельность, умения работы с различными источниками информации (справочниками, дополнительной научно-популярной и учебной литературой и т. д.).

Отличительная особенность

Отличительной особенностью данной программы является то, что она расширяет и дополняет раздел алгоритмизации и программирования курса  информатики в основной школе.

Предложенная программа является «точкой входа» во внеучебную научно-познавательную проектную деятельность. Обучение событийному, объектно-ориентированному, параллельному программированию позволяет постепенно направлять школьника в русло научно-познавательного исследования.

 

 Адресат программы:

Программа ориентирована  на учащихся 13-16 лет. Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. В подростковом возрасте происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по самоорганизации и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности.

Программа предназначена для учащихся с различными психофизическими возможностями здоровья.  Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривается выбор проектов в соответствии со степенью работоспособности и интересами каждого учащегося.

Уровень программы, объём и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Программа  реализуется на базовом уровне, в объёме 204 часа (по 2 ч в неделю в 7, 8 и 9 классах (68 ч в каждом классе)). Срок реализации программы внеурочной  деятельности  — три года.

Путём пробного погружения в предметную сферу создаётся активная мотивирующая образовательная среда для формирования познавательного интереса учащегося и обеспечения им овладения элементарной компонентной грамотностью, что позволит ребёнку сделать в дальнейшем осознанный выбор в направлении своего дополнительного образования.

Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. В резервные часы входят некоторые часы на повторение и занятия, посвящённые презентации продуктов проектной деятельности.

 

Форма обучения – очная (с применением дистанционных технологий)

Режим занятий – 1 раз в неделю по два академических часа.

 

 

Особенности организации образовательного процесса:

Занятия проводятся в компьютерном классе и включают: теоретические занятия, выполнение практических заданий с исполнителями, работу на платформе Алгоритмика. Специфика предмета, структура урока и подбор заданий способствуют вовлечению учащихся в универсальную общеучебную деятельность: целеполагание, планирование, аргументация, поиск информации, обобщение, сравнение, анализ, синтез, контроль и самоконтроль. Использование методов активного обучения позволяет перенести акцент на самостоятельную и индивидуальную работу. Следует поощрять творчество и самостоятельность учащихся при постановке задачи. Высокий уровень работоспособности учащихся среднего звена обеспечивается сменой деятельности обучаемых. Поэтому рекомендуется отдавать предпочтение комбинированным занятиям.

 

1.2 Цели и задачи программы

Целями изучения курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Python» являются:

      формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики,  за  счёт  развития  представлений  об  информации  как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации  многих сфер жизни современного общества;

      обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.;

      формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких как базовое программирование на Python, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;

      формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты; формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности обучающегося;

      воспитание ответственного и избирательного отношения к ин-

      формации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий.

 

Основные задачи курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Python» — сформировать у обучающихся:

      понимание принципов устройства и функционирования объектов  цифрового  окружения,  представления  об  истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества;

      владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности;

      знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач;

      базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании;

      знание основных алгоритмических структур и умение применять его для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;

      умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на Python;

      умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач;

      умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.

 

 

 

 

1.3 Содержание программы

Учебный план

 

п/п

Название раздела,     темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего, час

Теория

Практика

1.

7 класс

1.1.

Раздел 1. Информация и информационные процессы

12

6

61

Текущий контроль

1.2.

Раздел 2. Основы языка программирования Python

24

12

12

Текущий контроль

1.3.

Раздел 3. Циклы в языке программирования Python

18

9

9

Текущий контроль

1.4.

Раздел 4. Информационные технологии

14

7

7

Текущий контроль

2.

8 класс

2.1.

Раздел 1. Информационные технологии

18

9

9

Текущий контроль

2.2.

Раздел 2. Графический модуль Turtle в языке программирования Python

16

8

8

Текущий контроль

2.3.

Раздел 3. Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования Python (12 ч)

24

12

12

Текущий контроль

2.4.

Раздел 4. Элементы алгебры логики

10

5

5

Текущий контроль

3.

9 класс

3.1.

Раздел 1. Современные цифровые технологии

12

6

6

Текущий контроль

3.2.

Раздел 2. Структуры данных

22

11

11

Текущий контроль

3.3.

Раздел 3. Списки и словари в языке программирования Python

10

5

5

Текущий контроль

3.4.

Раздел 4. Разработка веб-сайтов (

12

6

6

Текущий контроль

3.5.

Раздел 5. Информационная безопасность

12

6

6

Текущий контроль

Итого:

204

102

102

 

 

Содержание учебного плана

7      КЛАСС

1.         Информация и информационные процессы (разделы «Цифровая грамотность» и «Теоретические основы информатики»)

Техника безопасности и правила работы на компьютере. Информация и информационные процессы. Виды информации. Хранение информации. Устройства для работы с информацией. Устройство компьютера. Кодирование информации. Код. Процессы кодирования и декодирования. Единицы измерения информации. Файловая система. Одноуровневая и многоуровневая файловые структуры. Путь к файлу. Операции с файлами.

2.         Основы языка программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)

Современные языки программирования. Алгоритм. Язык программирования. Программа. Среда разработки IDE. ИнтерфейсSculpt. Виды алгоритмов: линейный, разветвляющийся. Переменные. Правила образования имён переменных. Типы данных: целое число, строка. Функция. Виды функций. Функция: print(), input(), int(). Ветвление в Python. Оператор if-else. Вложенное ветвление. Множественное ветвление. Оператор if-elif-else. Проект «Чат-бот».

3.         Циклы в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)

Логическое выражение. Простые и сложные логические выражения. Результат вычисления логического выражения. Условие.  Операции  сравнения  в  Python.  Логические  операторы в  Python:  and,  or  и  not.  Операторы  целочисленного  деления и деления с остатком на Python. Цикл с предусловием. Цикл с параметром. Проект «Максимум и минимум».

4.         Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии»)

Средства коммуникации. Современные средства общения. Всемирная паутина (WWW). Назначение браузера. Создание почтового ящика. Облачное хранилище. Правила безопасности в Интернете. Текстовая информация в реальной жизни. Обработка текстовой информации. Форматирование текста. Обработка графической информации. Виды графической информации. Применение компьютерной графики. Работа с табличным процессором. Создание презентаций. Проект «Презентация ElevatorPitch».

8      КЛАСС

1.         Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии»)

История развития информационных технологий и персонального компьютера. Виды информационных процессов. Устройства для работы с информацией. Архитектура Неймана. Программное обеспечение. Виды программного обеспечения. Пользовательский интерфейс. Работа с поисковыми системами. Повторение видов информации, форматирования, редактирования текста и работы в облачном сервисе Google. Изучение новых функций Google Документов для форматирования текста. Виды презентаций. Совместный доступ к презентации в Google.

2.         Графический модуль Turtle в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)

Подключение модуля Turtle. Объект. Метод. Основные команды управления черепашкой. Заливка замкнутых многоугольников. Рисование окружности. Изменение внешности черепашки при помощи команды Shape. Управление несколькими черепашками.

3.         Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)

Повторение: функция, виды функций. Функции модуля Turtle. Самостоятельное создание функции. Глобальные и локальные переменные. Объект «экран». Событие. Работа с событиями. Фракталы. Рекурсия. Кривая Коха.

4.         Элементы алгебры логики (раздел «Теоретические основы информатики»)

Электронное устройство. Логическое высказывание. Логические операции и выражения. Таблица истинности для логического выражения. Логические элементы. Построение логических схем. Алгоритм построения логической схемы.

 

9      КЛАСС

1.         Современные цифровые технологии (раздел «Информационные технологии»)

Повторение: информационные технологии. Документооборот. Электронный документооборот. Механизмы работы с документами. Система электронного документооборота. Достоинства и недостатки бумажного и электронного документооборота.    Проверка подлинности. Электронная цифровая подпись. Компьютерная графика. Способы хранения графической информации на компьютере. Отличия растровой графики от векторной. Преимущества и недостатки растровой и векторной графики. Трёхмерная графика. Программы для создания компьютерной графики. UX/UI-дизайн. Трёхмерная система координат. ИнтерфейсTinkercad.

2.   Структуры данных (разделы «Теоретические основы информатики» и «Алгоритмы и программирование»)

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Запросы. Структурированные и неструктурированные данные. Работа с большими данными. Причины структурирования данных. Реляционная база данных. Виды баз данных по способу организации данных. Виды баз данных по способу хранения. Функции str() и int(). Методы для работы со строками. Создание списка в Python. Действия над элементами списка. Функцииappend(), remove(). Объединение списков. Циклический просмотр списка. Сортировка списков. Сумма элементов списка. Обработка списков. Сравнение списков и словарей.

3.   Списки и словари в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)

Словарь. Создание словаря в Python. Добавление новой записи в словарь. Вывод значения по ключу. Замена элемента словаря. Удаление элемента из словаря. Работа с элементами словаря. Методы работы со списками (len(), clear(), keys(), values(), items()).

4.   Разработка веб-сайтов (раздел «Алгоритмы и программирование»)

Структура и разработка сайтов. Знакомство со специалистами по разработке сайтов. Конструкторы сайтов. Создание сайта в конструкторе Google. Язык HTML. Основы веб-дизайна.

5.   Информационная безопасность (раздел «Цифровая грамотность»)

Информационная безопасность. Приватность и защита персональных данных. Основные типы угроз в Интернете. Правила поведения в Интернете. Кибербуллинг. Защита приватных данных. Финансовая информационная безопасность. Виды финансового мошенничества. Шифрование и криптография.

 

1.4 Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:

      ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию;

      понимание значения информатики как науки в жизни современного общества.

 

Духовно-нравственное воспитание:

      ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

      готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

      активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете.

 

Гражданское воспитание:

      представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;

      соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

      ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных задач, создании учебных проектов;

      стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.

 

 

Ценность научного познания:

      наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики;

      интерес к обучению и познанию;

      любознательность;

      стремление к самообразованию;

      овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

      наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно  определять  цели  своего  обучения,  ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

 

Формирование культуры здоровья:

      установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.

 

Трудовое воспитание:

      интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.

 

Экологическое воспитание:

      наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.

 

Адаптация учащегося к изменяющимся условиям социальной среды:

      освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.

 

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

      умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

      умение  создавать,   применять   и   преобразовывать   знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

      самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

      формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

      оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;

      прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а  также  выдвигать  предположения  об  их  развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

        выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

        применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

        выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

        выбирать  оптимальную  форму  представления  информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;

        оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

             запоминать и систематизировать информацию.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

      сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

      публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта);

      выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):

      понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной  работы   при   решении   конкретной   проблемы, в том числе при создании информационного продукта;

      принимать цель совместной информационной  деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

      выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;

      оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

      сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

 

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

      выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;

      составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;

      составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия):

      владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

      учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

      вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

      оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

      поставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.

Принятие себя и других:

      осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации;

      осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

7 класс

К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

      соблюдать требования безопасности при работе на компьютере;

      объяснять, что такое информация, информационный процесс;

      перечислять виды информации;

      кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам;

      переводить данные из одной единицы измерения информации в другую;

      характеризовать устройство компьютера;

      приводить примеры устройств для хранения и передачи информации;

      разбираться в структуре файловой системы;

      строить путь к файлу;

      объяснять, что такое алгоритм, язык программирования, программа;  

      использовать переменные различных типов при написании программ на Python;

      использовать оператор присваивания при написании программ на Python;

      искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их;

      дописывать программный код на Python;

      писать программный код на Python;

      использовать ветвления и циклы при написании программ на Python;

      анализировать блок-схемы и программы на Python;

      объяснять,  что  такое  логическое  выражение; вычислять  значение  логического  выражения; записывать логическое выражение на Python; понимать структуру адресов веб-ресурсов;

      форматировать и редактировать текстовую информацию в Google Документах;

      создавать презентации в Google Презентациях.

 

8  класс

      К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

      соблюдать требования безопасности при работе на компьютере;

      выделять основные этапы в истории развития информационных технологий и персонального компьютера;

      понимать принцип работы архитектуры Неймана;

      искать информацию в Интернете;

      форматировать и редактировать текстовую информацию в Google Документах;

      открывать доступ к презентации в Google Презентациях для совместной работы;

      писать программы на Python для рисования различных геометрических фигур, используя модуль Turtle;

      понимать различия локальных и глобальных переменных;

      решать задачи с использованием глобальных переменных на Python;

      строить таблицы истинности для логических выражений;

      строить логические схемы;

      понимать, что такое событие;

      использовать события при написании программ на Python;

      искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их;

      дописывать программный код на Python;

      писать программный код на Python;

      писать свои функции на Python;

      разбивать задачи на подзадачи;

      анализировать блок-схемы и программы на Python.

 

9  класс

К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

      соблюдать требования безопасности при работе на компьютере;

      объяснять, что такое база данных, системы управления базами данных;

      перечислять виды баз данных;

      писать программы на Python по обработке числовых последовательностей;

      использовать списки и словари при написании программ на Python;

      искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их;

      дописывать программный код на Python;

      писать программный код на Python;

      разбивать задачи на подзадачи;

      анализировать блок-схемы и программы на Python;

      разрабатывать веб-страницы,  содержащие  рисунки,  списки и гиперссылки;

      защищать персональную информацию от несанкционированного доступа;

      предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные формы сетевой активности, такие как кибербуллинг.

Раздел №2. «Комплекс организацонно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

2.1 Календарный учебный график

         Начало учебного периода определяется Уставом

         Количество учебных недель – 34

         Каникулы – согласно учебного плана

         Сроки итоговой аттестации – согласно КУГ

Календарный учебный график (тематический):

 

№ п/п

 

 

 

Дата

 

 

 

Тема занятия

Кол-во часов

Время проведения занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

теория

практика

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

6

6

 

 

 

 

1.

1 неделя

Информация вокруг нас.

1

1

Согласно расписания доп. занятий

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

2.

2 неделя

Устройство компьютера.

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

3.

3 неделя

Кодирование информации.

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

4

4 неделя

Представление целых чисел в памяти компьютера

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

5

5 неделя

Файловая система.

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

6

6 неделя

Подведение итогов модуля

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

ОСНОВЫ ЯЗЫКА PYTHON

12

12

 

 

 

 

7.

7 неделя

Современные языки программирования

1

1

Согласно расписания доп. занятий

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

8.

8 неделя

Линейные алгоритмы в Python

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

9.

9 неделя

Переменные в Python

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

10

10 неделя

Ввод данных

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

11

11 неделя

Типы данных

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

12

12 неделя

Вычисления

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

13

13 неделя

Ветвление в Python

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

14

14 неделя

Множественное ветвление

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

15

15 неделя

Решение задач на ветвление

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

16

16 неделя

Проект«Чат-бот»

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

17

17 неделя

Защита проекта

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

18

18 неделя

Подведение итогов модуля

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

ЦИКЛЫ В PYTHON

9

9

 

 

 

 

19

19 неделя

Логические выражения в Python

1

1

Согласно расписания доп. занятий

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

20

20 неделя

Логические операторы в Python

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

21

21 неделя

Цикл while

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

22

22 неделя

Цикл for

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

23

23 неделя

Вычисление суммы последовательностей

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

24

24 неделя

Практикум решению задач

 

2

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

25

25 неделя

Задачи на деление с остатком

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

26

26 неделя

Проект «Максимум и минимум»

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

27

27 неделя

Подведение итогов модуля

2

 

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

ИНФОРМАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ

7

7

 

 

 

 

28

28 неделя

Средства коммуникации.

1

1

Согласно расписания доп. занятий

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

29

29 неделя

Обработка текстовой информации.

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

30

30 неделя

Обработка графической информации.

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

31

31 неделя

Работа с табличным процессором

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

32

32 неделя

Создание презентаций.

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

33

33 неделя

Проект «Презентация Elevator Pitch».

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

34

34 неделя

Подведение итогов модуля

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

ИТОГО:

34

34

 

 

 

 


8 класс

№ п/п

 

 

 

Дата

 

 

 

Тема занятия

Кол-во часов

Время проведения занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

теория

практика

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

9

9

 

 

 

 

1.

1 неделя

Компьютер как универсальное устройство для работы с  информацией

1

1

Согласно расписания доп. занятий

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

2.

2 неделя

Программное обеспечение

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

3.

3 неделя

Интернет-сервисы

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

4

4 неделя

Работа с поисковыми системами

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

5

5 неделя

Безопасное поведение в сети Интернет

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

6

6 неделя

Работа с текстовым документом

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

7.

7 неделя

Редакторы презентаций

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

8.

8 неделя

Передовые цифровые технологии: дебаты

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

9.

9 неделя

Подведение итогов модуля

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

ГРАФИЧЕКСИЙ МОДУЛЬ TURTLE В PYTHON

8

8

 

 

 

 

10

10 неделя

Подключение модуля turtle. Основные команды

1

1

Согласно расписания доп. занятий

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

11

11 неделя

Создание многоугольников. Цикл while

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

12

12 неделя

Цикл со счѐтчиком

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

13

13 неделя

Координаты

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

14

14 неделя

Логические операторы

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

15

15 неделя

Объекты и методы

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

16

16 неделя

Работа со списками

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

17

17 неделя

Подведение итогов модуля

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

ФУНКЦИИ И СОБЫТИЯ В TURTLE

12

12

 

 

 

 

18

18 неделя

Понятие функции

1

1

Согласно расписания доп. занятий

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

19

19 неделя

Создание функции

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

20

20 неделя

Глобальные и локальные переменные

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

21

21 неделя

Фракталы

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

22

22 неделя

Понятие объекта. Объект «экран»

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

23

23 неделя

Логические операторы в Python

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

24

24 неделя

События мыши

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

25

25 неделя

События клавиатуры

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

26

26 неделя

Условия касания объектов

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

27

27 неделя

Рекурсия и фракталы

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

28

28 неделя

Создание интерактивной игры

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

29

29 неделя

Подведение итогов модуля

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

АЛГЕБРА ЛОГИКИ

5

5

 

 

 

 

30

30 неделя

Высказывания

1

1

Согласно расписания доп. занятий

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

31

31 неделя

Логические операции и выражения

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

32

32 неделя

Логические элементы

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

33

33 неделя

Построение логических схем

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

34

34 неделя

Подведение итогов модуля

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

ИТОГО:

34

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 класс

№ п/п

 

 

 

Дата

 

 

 

Тема занятия

Кол-во часов

Время проведения занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

теория

практика

СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

6

6

 

 

 

 

1.

1 неделя

Цифровые устройства

1

1

Согласно расписания доп. занятий

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

2.

2 неделя

Всемирная компьютерная сеть Интернет

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

3.

3 неделя

Электронный документооборот

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

4

4 неделя

Компьютерная  графика

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

5

5 неделя

3D- графика

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

6

6 неделя

Подведение итогов модуля

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

СТРУКТУРЫ ДАННЫХ

11

11

 

 

 

 

7.

7 неделя

Понятие базы данных и системы управления базами данных (СУБД)

1

1

Согласно расписания доп. занятий

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

8.

8 неделя

Структурированные и неструктурированные данные

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

9.

9 неделя

Создание и действия над строками

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

10

10 неделя

Создание списков

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

11

11 неделя

Действия над элементами списка

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

12

12 неделя

Циклический просмотр списка

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

13

13 неделя

Сортировка списков

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

14

14 неделя

Сумма элементов списка

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

15

15 неделя

Обработка списков

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

16

16 неделя

Сравнение списков и словарей

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

17

17 неделя

Подведение итогов модуля

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

СПИСКИ И СЛОВАРИ В PYTHON

5

5

 

 

 

 

18

18 неделя

Создание словаря

1

1

Согласно расписания доп. занятий

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

19

19 неделя

Работа с элементами словаря

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

20

20 неделя

Решение задачи на подсчѐт суммы покупки

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

21

21 неделя

Решение задач на вычисление кешбека

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

22

22 неделя

Подведение итогов модуля

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

Разработка ВЕБ-САЙТОВ

6

6

 

23

23 неделя

Как устроен сайт?

1

1

Согласно расписания доп. занятий

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

24

24 неделя

Структура и разработка сайтов

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

25

25 неделя

Конструкторы сайтов

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

26

26 неделя

Язык HTML

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

27

27 неделя

Основы веб-дизайна

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

28

28 неделя

Подведение итогов модуля

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

6

6

 

 

 

 

29

29 неделя

Приватность и защита персональных данных

1

1

Согласно расписания доп. занятий

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

30

30 неделя

Правила поведения  в сети Интернет

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

31

31 неделя

Финансовая информационная безопасность

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

32

32 неделя

Шифрование и криптография

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

33

33 неделя

Алгоритмы шифрования

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

34

34 неделя

Подведение итогов модуля

1

1

Беседа, опрос

Каб.15

Текущий

ИТОГО:

34

34

 

 

 

 

 

2.2 Условия реализации программы:

В кабинете имеется необходимое материально-техническое обеспечение. Кабинеты рассчитаны на групповые занятия с учащимися. В кабинетах имеется необходимый материал и литература.

 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Модульные дидактические материалы, представленные на образовательной платформе (в том числе раздаточный материал и т. д.).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Методические материалы.

Демонстрационные материалы по теме занятия.

Методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых для использования на занятии.

 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

Образовательная платформа https://learn.algoritmika.org

 

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Компьютер (стационарный компьютер, ноутбук, планшет).

Компьютерные мыши.

Клавиатуры.

 

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ДЕМОНСТРАЦИЙ

Мультимедийный проектор с экраном (интерактивной доской) или интерактивная панель.

 

2.3 Формы аттестации

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

10          Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование).

·  Текущий в форме наблюдения:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

·  Итоговый контроль   в формах

- практические работы;

 

2.4 Оценочные материалы

Содержательный контроль и оценка  результатов  обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио.

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

Педагогическая диагностика – система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, чтобы выявить уровень развития обучающегося, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образовательных услуг.

Первичная диагностика.

1.     Алгоритм – это …

1.     некоторые истинные высказывания, которые должны быть направлены на достижение поставленной цели,

2.     отражение предметного мира с помощью знаков и сигналов, предназначенное для конкретного исполнителя,

3.     понятное и точное предписание исполнителю совершить определённую последовательность действий,

4.     представление кода программы на языке программирования,

5.     система инструкций для исполнителя.

2.     Какой из документов является алгоритмом?

1.     Правила техники безопасности

2.     Рецепт приготовления торта

3.     Список книг в библиотеке

4.     Расписание движения поездов

5.     Режим дня школьника

3.     Как называется свойство алгоритма, означающее, что данный алгоритм применим к решению целого класса задач?

1.     понятность

2.     определенность

3.     результативность

4.     массовость

5.     дискретность

4.     Как называется свойство алгоритма, означающее, что путь решения задачи разделен на отдельные шаги?

1.     понятность

2.     определенность

3.     результативность

4.     массовость

5.     дискретность

5.     У исполнителя Делитель две команды, которым присвоены номера:

1) раздели на 2;

2) прибавь 1.

Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая увеличивает его на 1. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 23 числа 4, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

(Например, 11222 - это алгоритм:

раздели на 2

раздели на 2

прибавь 1

прибавь 1

прибавь 1,

который преобразует число 36 в 12).

 

2.5 Методические материалы

Специфика предмета, структура урока и подбор заданий способствуют вовлечению учащихся в универсальную общеучебную деятельность: целеполагание, планирование, аргументация, поиск информации, обобщение, сравнение, анализ, синтез, контроль и самоконтроль.

Использование методов активного обучения (проектной и исследовательской деятельности) позволяет перенести акцент на самостоятельную и индивидуальную работу.

При выборе тем проекта поощряется творчество и самостоятельность учащихся при постановке задачи.

Методы, используемые при работе можно разделить на следующие группы:

- наглядные;

- практические;

 - творческие;

- метод прямого обучения;

- метод проблемного обучения.

Словесные методы сочетаются с наглядными методами обучения. Наглядность в обучении заключается не только в зрительном, но и в слуховом, а так же осязательном ознакомлении детей с окружающим миром. Но для более глубокого познания действительности, кроме того, необходимо практически  действовать с предметами, поэтому словесные и наглядные методы необходимо сочетать с практическими методами.

Суть методов прямого обучения заключается в том, что педагог не только определяет стоящую задачу, но и дает (с помощью слова и наглядного показа) образец способа действий, добиваясь, чтобы учащийся в процессе ряда упражнений овладел этим способом, усвоил навыки выполнения. Метод прямого обучения особо важен не только для умственного воспитания, но и играет не последнюю роль в эстетическом и нравственном воспитании.

Метод проблемного воспитания заключается в том, что педагог ставит перед учащимися задачу и предоставляет возможность самим изыскивать средство её решения, используя ранее приобретённые знания и умения. Учащийся сам должен осмыслить стоящую перед ним задачу и найти подходящие способы её решения. Проблемные методы используются как на занятиях, так и в организации акций, творческих и практических заданиях.

 

Алгоритм учебного занятия.

Этапы учебного занятия:

1 часть – введение детей в тему занятия, определение целей;

2 часть - Повторение изученного материала (устный опрос по пройденному материалу);

3 часть - усвоение нового материала;

4 часть – закрепление темы занятия, анализ выполненного практического задания и его оценка.

Организация образовательного процесса в условиях электронного обучения с использованием дистанционных технологий выстраивается в соответствии с учебным планом, сформированных в группы учащихся являющихся основным составом объединения. В ходе образовательного процесса могут применяться следующие формы и виды образовательной деятельности:

- видеолекции (офлайн: предоставляемые обучающимся в качестве ресурсов в СДО, ссылок на интернет-ресурсы; онлайн: с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров);

- видеоконференции, форумы, (офлайн: на базе СДО, используя инструменты различных сред;

- онлайн - с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров (Zoom, Webex и др.); онлайн - семинары и практические занятия на базе свободно распространяемых сред для проведения вебинаров);

- чат (онлайн-консультации в СДО с помощью инструмента «чат» либо проведение вебинара с использованием свободно распространяемых сред 16 (Webex и др.);

- видео-консультирование, в том числе в форме вебинаров, очный или дистанционный прием итогового теста, в том числе в форме вебинара; дистанционные конкурсы, фестивали, мастер-классы; веб – занятия, электронные экскурсии, телеконференции.

Контроль результатов обучения (офлайн – выполнение и проверка заданий, замечания и комментарии по ним, тестирование, опросы, онлайн – проведение опросов может осуществляться посредством видеоконференцсвязи).

2.6 Список литературы

1.                 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

2.                 Босова Л.Л., Босова А.Ю. Агентство Информатика. 7 класс. Учебник. – М.; БИНОМ. Лаборатория знаний.

3.                 Босова Л.Л., Босова А.Ю. Агентство Информатика. 8 класс. Учебник. – М.; БИНОМ. Лаборатория знаний.

4.                 Босова Л.Л., Босова А.Ю. Агентство Информатика. 9 класс. Учебник. – М.; БИНОМ. Лаборатория знаний.

5.                 Информатика: изучаем алгоритмику. Мой КуМир / Е. А. Мирончик, И. Д. Куклина, Л. Л. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru