дополнительная общеобразовательная программа Экознайка

  • docx
  • 06.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа Экознайка 2021.docx

 

Содержание

 

1.                 «Комплекс основных характеристик программы»

3

Пояснительная записка (нормативно-правовые основы разработки Дополнительной общеобразовательной программы, направленность программы, новизна программы, актуальность программы, педагогическая целесообразность, уровни сложности программы, отличительные особенности программы, возраст учащихся с особенностями приема, планируемые результаты реализации программы, объем и сроки освоения программы, формы обучения, особенности организации образовательного процесса, режим организации занятий)……………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Учебно-тематический план……………………………………………..

10

Содержание программы…………………………………………………

11

2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

 

Условия реализации программы……………………………………….

 

13

Мониторинг уровня сформированности знаний, умений, навыков учащихся…………………………………………………………………

 

13

Диагностические материалы……………………………………………

 

16

Методическое   обеспечение   дополнительной   общеобразовательной программы……………………………………..

 

22

Список используемой литературы для педагога………………………

 

25

Список рекомендуемой литературы для учащихся……………………

 

26

Приложения………………………………………………………………

 

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                 «Комплекс основных характеристик программы»

 

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экознайка» модифицированная, естественнонаучной направленности составлена на основе сборника статей и методических материалов Костромского областного института развития образования (КОИРО), 2020 г.

          Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экознайка» составлена в соответствии с  нормативными документами:

·                    Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29    декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

·                    Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642);

·                    Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

·                    Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

·                    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

              Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019 № 212 «О внедрении системы персонифицированного дополнительного образования на Территории Кемеровской области»;

              Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019 № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования».

Лето – это лучшее время для развития и укрепления физического потенциала детей, совершенствования творческого развития, формированию их знаний в области экологии и природопользования. Данные задачи можно с успехом решить в рамках организации лагеря дневного пребывания, который является для детей не только социальной защитой, но и площадкой для социализации школьника с учётом реалий современной жизни.

Сегодня, как никогда важно формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения, потому как экологически безграмотное поведение является причиной возникновения экологических бедствий и катастроф. И в этой связи важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь.

Представляется, что это можно сделать через влияние на эмоционально-чувственную сферу ребенка, (ведь находясь на природе мало кто остается равнодушным и не испытывает никаких чувств), через изучение процессов, происходящих в природе. Одной из возможностей решения данной проблемы является лагерь с дневным пребыванием детей.

 Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний в области проблем охраны природы – одной из проблем современности. Экологическое воспитание способствует развитию у ребят глубоких теоретических и практических экологических знаний, и умений, воспитывает в детях любовь к малой Родине, природоохранные мероприятия приобщают к труду.

Новизна программы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.

Для детей будет организован отдых в сочетании с процессами обучения через различные мероприятия: экскурсии, конкурсы, мастер-классы, викторины, оздоровительные мероприятия. Все мероприятия и коллективные дела нацелены на формирование у ребят устойчивого убеждения и желания делать добрые дела, любить и беречь окружающий нас мир природы, спортивные соревнования способствуют сохранению здоровья.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что содержание программы направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации обучающихся не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний, воспитание нетерпимого отношения к действию людей, наносящих вред природе. Программа обеспечивает необходимые условия для личностного развития, формирования активной жизненной позиции, воспитания любви к природе, организует содержательный досуг.

Цель: развитие у учащихся познавательного интереса и устойчивой мотивации к изучению природы родного края, ее значимости в жизни человек через организацию летнего отдыха детей.

Задачи:

Обучающие:

·        расширить знания учащихся об окружающей среде родного города, края;

·        способствовать формированию у учащихся простейших экологических понятий и навыков;

·        формировать систему знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.

·        формировать у учащихся знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы;

·        формировать у учащихся практические умения и навыки по охране природы;

          Развивающие:

·        развивать у учащихся познавательный интерес к изучению природы;

·        развивать образное и пространственное мышление, воображение, внимание, творческий потенциал ребёнка, его познавательную активность;

·        развивать наблюдательность.

    Воспитательные: 

·        воспитывать у учащихся любовь к родной природе, ответственное отношение к здоровью, природе, жизни;

·        создать эмоционально-доброжелательный микроклимат для комфортного общения участников лагеря, вовлечь в творческую деятельность детей,

·        воспитывать у учащихся аккуратность, дисциплинированность, целеустремленность.

Программа «Экознайка» ознакомительного уровня, адресована учащимся 7-11 лет. Набор в учебные группы по 10-15 человек свободный и проводится на основании интереса к данной области деятельности, по заявлению родителей.

Формы и режим занятий.

Форма обучения:

1.       Очная (Традиционная)

2.       Заочная (с применением дистанционных (электронных) технологий).

Для реализации программы необходима как очная форма обучения, так и заочная, с применением дистанционных образовательных технологий в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией.

При дистанционном обучении с учащимися проводятся консультации, мастер – классы, онлайн-конференции на платформах Zoom, Skype, Vk, WhatsApp. Предоставляются ссылки на образовательные видеофильмы по темам программы, бесплатных интернет-рессурсов трансляций мастер-классов и др. Идут обсуждения в группах или при конференциях. Учащиеся самостоятельно готовят работы и высылают в группы социальных сетей. Идет активная связь с родителями.

Формы обучения и виды занятий.   Теоретическая часть программы способствует систематизации и обобщению знаний по экологии на основе краеведческого материала.

     Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, наблюдений, игр, конкурсных программ, интеллектуальных игр, викторин. С целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, информационные технологии обучения.   Занятия проходят в форме беседы, сюжетно-ролевых, имитационных игр, наблюдений, экскурсий; также с детьми проводятся экологические акции и конкурсы.

Особенности организации деятельности.  Создание временной детской организации дает разрядку накопившейся за год напряженности, помогает в улучшении психологической и социальной комфортности и занятости детей. 

Разновозрастной отряд имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику его работы: временный характер детского объединения, разноплановая деятельность – интересной и привлекательной базой для детского времяпровождения в летний период, обновление «предлагаемых обстоятельств»  (это  позволяет ребенку  начать  работу  «с  белого  листа»,  (не  умел  – научился); при выполнении какой-либо работы, младшие дети ощущают помощь и поддержку подростков. Такое взаимопонимание между детьми, дает положительный результат, позволяет организовать совместное управление жизнедеятельностью отряда. 

         Срок реализации образовательной программы – 1 месяц.

 

Периодичность и продолжительность проведения занятий - 4 раза в неделю по 2 часа.

Объем: 24 часа

Планируемые результаты освоения программы

В результате работы по программе учащиеся будут знать:

·                    первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

·                    взаимосвязи природных явлений, единство неживой и живой природы;

·                    экологические проблемы современности и пути их разрешения.

Будут уметь:

·                    наблюдать природные объекты, явления, взаимосвязи человека с природой;

·                    применять практические умения и навыки по охране природы.

·                    применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности человека.

Личностные результаты:

·                    понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;

·                    ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;

·                    принятие правил здорового образа жизни;

·                    улучшение отношений в детской среде, устранение негативных проявлений, вредных привычек;

·                    развитие предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности;

Метапредметные результаты:

·                    называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,

·                    сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;

·                    устанавливать правильную последовательность событий;

·                    группировать различные предметы по заданному признаку.

Предметные результаты:

·                    устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

·                    иметь понимание того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;                                                                                                                                                                                                                       

·                    называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

·                    испытывать интерес к познанию мира природы;

·                    знать правила поведения в природе;

Формы подведения итогов (аттестация).       

Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы контроля:

1. Текущий контроль по разделам программы в виде интерактивных игр, крестов.

2. Итоговый контроль проводится по окончании всего курса обучения во время проведения квест-игры «Земля у нас одна».

 

 

 

 

 

          

 

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

 

1.

Введение. Инструктаж по технике безопасности. Азбука поведения в природе. 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.

2

2

 

 

2.

Природа Кемеровской области. Растения.

8

4

4

Интерактивная игра

3.

Природа Кемеровской области. Животный мир.

8

4

4

Интерактивная игра

4.

Мы - друзья природы

6

2

4

Квест-игра «Земля у нас одна»

 

Итого

24

12

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Раздел 1. Введение. Земля-наш общий дом

         Теория. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности труда. Экология как наука. Планета Земля и состояние природы на ней. Нормы и правила поведения в природе. Формирование у детей осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы, эмоционального отклика, радости от общения с природой. Воспитание интереса и стремления к созидательному познанию окружающего мира.

Практика. Работа с глобусом, дидактические игры «Правила поведения на природе», «Кто где живет?», «Моя страна на карте мира». Коллективная аппликация «Превратим нашу землю в цветущий сад».

Раздел 2. Природа Кемеровской области. Экология растений.

Теория. Растения луга, леса и их экология. Значение растений луга и леса для человека и природы.

Ярусность горизонтальная и вертикальная, характеристика леса по ярусам. Определение типа леса.

Лекарственные растения родного края. Внешний вид растений. Места произрастания, сроки сбора. Заготавливаемые части растений, используемые в народной медицине. Правила заготовки лекарственного сырья впрок. Применение растений, польза ядовитых растений. Относительность вреда таких растений.

 Редкие и охраняемые растения нашего края. Внешний вид растений. Места обитания. Причины, по которым растения попали в разряд охраняемых и редких. Реликтовые растения родного края, их нахождение на его территории. Рациональное использование растительных ресурсов родного края.

Практика. Работа с «Красной книгой Кемеровской области», Создание коллажа «Лекарственные растения Кузбасса».

Оформление и распространение листовок  во время анти пожарной акции «АнтиПАЛыч». Составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков.

Интерактивная игра «Удивительные растения»

Раздел 3. Природа Кемеровской области. Животный мир.

Теория. Общая характеристика животного мира. Отличие и сходство животных и растений. Отличие животных от растений и неживой природы.

Насекомые нашего края. Общественные насекомые: пчелы, муравьи. Их роль в природе и для человека. Строение муравейника.

Водные беспозвоночные нашего края. Рыбы различных водных бассейнов области. Разрешенные и запрещенные орудия лова. Ответственность за нарушение законов по охране рыбных богатств нашего края. Борьба с браконьерами.

Птицы нашего края. Перелетные, зимующие птицы нашего края. Приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе. Представители различных отрядов птиц. Значение для человека.

Млекопитающие нашего края. Животные водоемов, лугов, лесов. Среды обитания животных. Редкие и охраняемые животные нашего края. Причины, по которым животные стали редкими. Помощь школьников животным в зимнее время.                                                        

Практика.  Интерактивная игра «Зеленый лабиринт». Конкурс плакатов на тему: «Их нужно спасти и сохранить».

Настольная игра «Зоологическое лото»

Раздел 4. Мы - друзья природы.

Теория. Что такое заповедник? Виды ООПТ. Значение охраны редких и исчезающих видов растений и животных». Использование и изменение человеком отдельных компонентов природы своей местности. Экологические проблемы. Причины и пути их решения.

Практика: составление экологических знаков, защита проектов «Экологические знаки», выставка рисунков.

 

  2. Комплекс организационно-педагогических условий

Условия реализации по данной дополнительной общеобразовательной программе определяются календарным учебным графиком и соответствуют нормам, утвержденным СанПин. 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Реализация образовательной программы не нацелена на достижения предметных результатов освоения основной образовательной программы начального, основного, среднего образования, предусмотренных соответствующими федеральными государственными стандартами.

 

Уровень сформированности ЗУН учащимися в процессе освоения содержания образовательной программы

 

 

Мониторинг уровня сформированности знаний, умений, навыков обучающихся проводится дважды: промежуточный и итоговый контроль. Контрольно-измерительные материалы могут быть представлены в виде викторин, КВН, интерактивной игры. Оценка осуществляется по трем уровням (высокий, средний, низкий).

Низкий уровень

Теория: владеет  менее чем ½ объема теоретических знаний, предусмотренных программой; избегает употреблять специальные термины; осознает взаимосвязи только некоторых понятий; слабое понимание правил деятельности; путает последовательность действий.

Практика: овладел менее чем ½ умений и навыков, предусмотренных программой; учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; учащийся способен выполнить лишь простейшие практические действия.

Средний уровень

Теория: объем освоенных теоретических знаний составляет более ½; учащийся сочетает специальную терминологию и бытовую; с помощью педагога может определить приоритеты, выстроить взаимозависимости; может объяснить основные правила деятельности, с помощью педагога обосновать последовательность действий.

Практика: объем освоенных умений и навыков составляет более ½; работает с оборудованием с помощью педагога; учащийся выполняет задание на основе образца.

Высокий уровень

Теория: освоен практически весь объем теоретических знаний, предусмотренных программой; специальные термины употребляет осознанно и в их полном соответствии с содержанием; учащийся может установить причинно-следственные связи между понятиями; умеет объяснить правила деятельности и обосновать последовательность действий. Практика: освоены практически все умения и навыки, предусмотренные программой; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений; выполняет практические задания с элементами творчества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольно-измерительные материалы к программе

Экологическая квест-игра по станциям «Земля у нас одна»

 

Цель: Углубление экологических знаний у детей, формирование экологически грамотного отношения детей к природе.

Задачи:

  • формировать устойчивый интерес к природе;
  • закрепить знания детей о природе;
  • упражнять в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей по команде, быть выдержанным);
  • развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.
  • воспитывать у детей гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Ход игры:

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправляемся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие в мир природы. Вам на пути встретятся разные препятствия и трудные задания, справившись с которыми вы узнаете много нового и полезного.

Необходимо разделится на 3 команды, каждая из которых получит маршрутный лист с указанием порядка движения по станциям.

Команда Бельчат

станции

Название станции

Кабинет

1. https://voday.com.ua/wp-content/uploads/2017/07/1501184673_Yak-aktivuvati-vodu.jpg

Вода – это жизнь

16

2.

Экологическая

14

3.

Угадай-ка

17

 

В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом путешествии, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача!

Итак, вы готовы?

Дети получают карту с указанием станций, которые им встретятся на пути, и выдвигаются в путь.

Станция «Вода - это жизнь»

Задание 1.

Отгадайте загадки.

Что за звёздочки сквозные 
На пальто и на платке? 
Все сквозные, вырезные, 
А возьмёшь – вода в руке?  (Снежинки)

Приказало солнце: стой, 
Семицветный мост крутой! 
Тучка скрыла солнце свет – 
Рухнул мост, и щепок нет.  (Радуга)

Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней) 
Прозрачен, как стекло, 
А не вставишь в окно …  (Лёд) 
Детки сели на карниз 
И растут всё время вниз.  (Сосульки)

В тихую погоду 
Нет нас нигде, 
А ветер подует – 
Бежим по воде.  (Волны) 
День и ночь кричит, 
А голос не устаёт?  (Водопад) 
Кругом вода, 
А с питьём беда.  (Море) 
Утром бусы засверкали, 
Всю траву собой заткали 
И пошли искать их днём, 
Ищем, ищем не найдём.  (Роса) 
В новой стене, 
В круглом окне 
Днём стекло разбито, 
За ночь вставлено. (Прорубь) 
Дождь прошёл, а я остался 
На дорожке во дворе. 
Воробьи во мне купались

На потеху детворе. 
Но до завтрашнего дня 
Солнце высушит меня.  (Лужа) 
Не вода и не суша – 
На лодке не уплывёшь 
И ногами не пройдёшь.  (Болото) 
Пушистая вата 
Плывёт куда-то 
Чем вата ниже, 
Тем дождик ближе. (Облака)

Задание 2. Игра «Какая вода?». Расскажите, что вода бывает в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. Пусть дети распределят карточки на три группы; вода в жидком, твёрдом и газообразном состояниях

Задание 3.

 1 этап – «Рыбки».                                          2 этап – «Лабиринт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Станция 2  "Экологическая"

1. Отгадай загадки о животных

1. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

2. У кого на сучке кладовая? (У белки).

3. Какую птицу называют "белобока"? (Сорока).

4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

5. Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры).

6. Скачет зверюшка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка).

7. Над рекою он в полёте,

Этот чудо-самолётик.

Над водой парит он гладкой,

На цветке его посадка. (Стрекоза).

8. На спине я дом ношу,

Но гостей не приглашу:

В костяном моём дому

Место только одному. (Черепаха).

2. Найдите какие правила поведения в природе были нарушены. (подчеркните их).

 Сейчас я вам расскажу историю. Вы ее внимательно послушайте и скажите: все я верно рассказала? Девочка Маша приехала в лес со своей семьей. В лесу было просто замечательно. Ярко светило солнце, пели птицы. Молодые деревца радовали глаз.

«Красота!» - сказал Машин папа, вытащил из машины магнитофон и громко включил музыку. «Чтобы весело было! – сказал он.

Старший брат решил развести костер, взял топор и принялся рубить молодую березку. «Березовые ветки хорошо горят! – сказал он.

Машина мама расстелила на земле скатерть и начала распаковывать продукты. Бумагу, пакеты и банки она аккуратно свернула и выбросила подальше. «Чтобы было чисто!» - сказала мама.

Маша тем временем гуляла неподалеку. Увидев незатейливые лесные цветы, девочка решила собрать букет. Но стебельки не ломались, и Маше пришлось выдергивать их с корнем. «Ничего» - подумала Маша, - «Папа потом обрежет их ножиком».

Время пролетело незаметно. Костер сам по себе начал гаснуть. Отдохнувшая семья отправилась домой.

3. Презентация правила поведения в лесу

3.  Станция «Угадай-ка»

Узнай лекарственные растения.

1. Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать. (Мать - и - мачеха).

2.Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь тому, кто поранил ногу или руку. (Подорожник).

3.Это жгучее растение при варке зеленых щей способно заменить собой щавель. (Крапива).

4.Какой лесной кустарник является настоящим накопителем витамина С? (Шиповник).

5.Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята).

6.Сегодня полянка золотисто-желтая от цветков, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают легкие пушинки…(Одуванчик).

7. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита. (Ландыш).

8.Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

9.Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная ромашка, крапива, багульник, мать-и-мачеха).

2. Съедобные ягоды обведи красным цветом

 

http://xn----7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai/Kirill/152/179.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Распредели знаки на две группы: дорожные и экологические

 

 

 

 

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение

 

Содержательным ядром экологического образования являются три его взаимосвязанные части:

-           знание экологических законов, правил, теорий, научных фактов; осознание единства в системе: «природа - человек»;

-           эмоционально - эстетическое и нравственное восприятие природы;

-           деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.

Исходя из вышеизложенного, в программе предусмотрены следующие разделы (модули):

1.       Изучение основ экологии как науки:

Используемые формы проведения занятий: лекции, семинары, практические работы, экскурсии, экологические игры, дискуссии, конференции.

2.       Природоохранная (волонтёрская) деятельность:

Практическая деятельность по сохранению природы (участие в акциях по посадке деревьев, уборка мусора, установка аншлагов и др. Проведение встреч со школьниками на экологические тематики. Волонтерство в общественной организации помогает найти единомышленников, друзей, получить опыт в природоохранной работе, внести свой вклад в сохранение природы Земли.

Программа «Экознайка» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей программы является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия и оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиа проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Всё это позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.

Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить, как игры, викторины

Название раздела, темы

Форма занятий

Методы и приемы обучения

Методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Формы подведения итогов

Правила поведения в природе. 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.

экологические игры, викторины, беседа с игровыми элементами, конкурсно-игровые программы   

Объяснительно-иллюстративные,

Репродуктивные,   

Методы проблемного обучения: проблемное изложение.

Красная книга Кемеровской области, экологические таблицы, схемы, тематические папки к данному блоку программы.

кабинет для обучения: столы – 6 штук; стулья – 12 штук; мультимедийное оборудование.

Интерактивная игра

Природа Кемеровской области. Растения.

экологические игры, викторины, беседа с игровыми элементами, конкурсно-игровые программы

Репродуктивные методы:

 словесные (беседа, рассказ);

наглядные (демонстрация, иллюстрация…);

практические;

самостоятельная работа (работа по образцу, по алгоритму…).

Проблемно-развивающие методы:

Интерактивные методы:

- мозговой штурм,

- эвристическая беседа.

Игровые методы.

Красная книга Кемеровской области, экологические таблицы, схемы, тематические папки к данному блоку программы.

кабинет для обучения: столы – 6 штук; стулья – 12 штук; мультимедийное оборудование.

Интерактивная игра

Природа Кемеровской области. Животный мир.

экологические игры, викторины, беседа с игровыми элементами,    конкурсно-игровые программы

Репродуктивные методы:

 словесные (беседа, рассказ);

наглядные (демонстрация, иллюстрация…);

практические;

самостоятельная работа (работа по образцу, по алгоритму…).

Проблемно-развивающие методы:

Интерактивные методы:

- мозговой штурм,

- эвристическая беседа.

Игровые методы.

Красная книга Кемеровской области, экологические таблицы, схемы, тематические папки к данному блоку программы.

кабинет для обучения: столы – 6 штук; стулья – 12 штук; мультимедийное оборудование.

Интерактивная игра

Мы - друзья природы

экологические игры, викторины, беседа с игровыми элементами,  конкурсно-игровые программы   

Объяснительно-иллюстративные,

Репродуктивные,   

Методы проблемного обучения: проблемное изложение.

Красная книга Кемеровской области, экологические таблицы, схемы, тематические папки к данному блоку программы.

кабинет для обучения: столы – 6 штук; стулья – 12 штук; мультимедийное оборудование.

Интерактивная игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение

 общеобразовательной общеразвивающей программы

Техническое оснащение занятий:  аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства обучения – кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы, слайды. Все аудиовизуальные средства обучения направлены на повышение эффективности экологического воспитания.

Материально-техническое оснащение занятий:  кабинет для обучения: Столы – 6 штук; Стулья – 12 штук; мультимедийное оборудование.

Учебно-дидактический материал: дидактические материалы; бланки тестов или анкет, бланки диагностических творческих заданий, карточки с заданиями, объекты живой и неживой природы, инструкционные карты, технологические карты, муляжи, экологические знаки, карточки с заданиями, Красная книга Кемеровской области, экологические таблицы, схемы, подборки материала, конспекты занятий, тематические папки к каждому блоку программы.

Учебные пособия: справочная литература, художественная литература, аудиоматериалы, видеоматериалы, слайдовые презентации и др. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для педагога

 

1.            Гирусов, Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма [Электронный ресурс] // http://www.ecoculture.ru/ecolibrary/eco_lib2_03.php (дата обращения: 06.02.2014).

2.            Лысов, А.А., Лысова, О.А. Каким должно быть современное экологическое образование и воспитание? // Начальная школа плюс До и После. 2013. -№ 12. С. 1-3.

3.            Моисеева, Л.В., Никитина Ю.Г. Формирование экологической компетентности младших школьников // Педагогическое образование в России. - 2011. - №2. С. 203-210.

4.            Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / Л.Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. – 135 с.

5.            Суворова, В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В. М. Суворова. –Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для учащихся

 

1.            Акимушкин И. Мир животных: [В 7-и т.]. (Любое издание).

2.            Брем А.Э. Жизнь животных: [В 3-х т.]. - М.: Терра, 1992.

3.            Бьерре Й. Затерянный мир Калахари. - М.: Географическая литература, 1963.

4.            Периодические издания: "Юный натуралист", "Чудеса и приключения", "Знак вопроса", "Вокруг света", "В мире животных" и др.

5.            Головкин Б.Н., Мазуренко М.Т., Черныш И. В. Загадочные растения: детская энциклопедия. АСТ, 2006 г.

6.            Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные: 6-7 классы: Вопросы, задания, задачи.

7.            Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений 6 класс. Учебное пособие. Вентана- Граф, 2010 г.

8.            Бабенко В.Г., Алексеев В.Н., Белова О.В. Растения, животные: мифы и легенды. Мир энциклопедий, 2007 г.

9.            15. Бондарева О.Б., Гончарова Е.Ю. Экзотические растения. Мир книги, 2010 г

10.        Шустова И.Б. Азбука: Растения России. Мир природы, Дрофа, 2008 г.

11.        Шинкаренко И.В. Исчезающий мир: рассказы о редких и исчезающих животных и растениях. Аркаим, 2004 г.

12.        Ушакова О.Д. Красная книга России. Растения. Словарик-справочник школьника. Литера, 2009 г.

13.        Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. Академия, 2001г.

14.        Ровира П. животные нашей планеты. Лабиринт Пресс, 2008 г.

15.        Уолтерз М, Джонсон Д. Животные. Большая детская энциклопедия. Астрель, 2008 г.

 

 

Приложение 1

Тезаурус

Биогеоценоз — сухопутная однородная экосистема (участок леса или луга с одинаковой растительностью).

Биологическое равновесие — состояние экосистемы, когда сохраняется ее население и продуктивность.

Биологическое разнообразие — разнообразие видов живых организмов растений, грибов, животных и микроорганизмов, которые населяют экосистему.

Биомасса — масса живых организмов экосистемы.

Биосфера — слой у поверхности планеты, где обитают живые организмы, совокупность всех экосистем планеты.

Биосферные заповедники — заповедники, которые служат эталоном состояния биосферы, сеть таких заповедников определяется международными соглашениями.

Болото — экосистема избыточного увлажнения, в которой часть органического вещества отлагается как торф.

Заповедники — особые охраняемые территории, где пол­ностью исключается использование в целях получения про­дукции (ягод, сена, охотничьей дичи и т.д.).

Зеленые книги — специальные издания, где дается характеристика сообществам растений, которым угрожает уничтожение.

Зоопланктон — животные организмы в водной экосистеме, которые обитают в толще воды.

Зоофаги — организмы-хищники, которые питаются жи­вотными.

Конкуренция — отношения между организмами, которые ограничивают друг друга в потреблении ресурсов.

Консументы — организмы экосистемы, питающиеся живым органическим веществом (травоядные, хищники и др.).

Красная книга — специальная книга, содержащая харак­теристику видов растений или животных, которым угрожает уничтожение.

севообороте, которые предшествуют следующей за ними культуре.

Лес — экосистема, в которой основную растительную массу продуцируют деревья.

Лесопарки — лесные массивы (обычно внутри города или вокруг него), в которых естественные сообщества приспособлены для отдыха — создана сеть пешеходных дорожек, игровые площадки, места для отдыха и т.д.

Луг — экосистема, основную растительную массу в которой продуцируют травяные растения, обитающие в условиях достаточного увлажнения.

Мониторинг — наблюдение   за   состоянием   экологических условий.

Национальные парки — особые охраняемые территории, где не разрешается использование экосистем (охота, рубка леса, сбор грибов и т.д.), но допускается организованный туризм.

Особые охраняемые территории (ООТ) — территории, где

Охрана природы — система мероприятий для сохранения видов и среды их обитания, экосистем, недр.

Очистные сооружения — специальные устройства, которые уменьшают поступление в среду отходов промышленности или сельского хозяйства.

Памятники природы — особые охраняемые территории местного значения (отдельные участки леса, поляны, отдельные деревья, пещеры и т.д.).

Паразиты — организмы, которые живут за счет другого организма (хозяина).

Парниковый эффект — потепление климата на Земле в результате повышения содержания в атмосфере углекислого газа, метана, пыли.

Промышленное загрязнение среды — попадание в среду отходов промышленных предприятий.

Растения-индикаторы — виды, присутствие или состояние которых может быть использовано для оценки условий среды (в первую очередь загрязнения среды).

Рациональное природопользование — способ использова­ния природы, при котором использование ресурсов не ведет к их разрушению.

Степь — экосистема, основную растительную массу которой продуцируют травяные растения, приспособленные к произрастанию в условиях недостаточного увлажнения.

Сорные растения — растения, приспособившиеся к полевым севооборотам и произрастающие с культурными растениями помимо воли человека.

Цепи питания — последовательность организмов разных трофических уровней, по которым передается солнечная энергия, фиксированная растениями.

Экологическая ниша — место вида в экосистеме, совокуп­ность занимаемого им пространства и потребляемых ресур­сов, его профессия в экосистеме.

Экосистема — совокупность взаимодействующих организ­мов и среды их обитания.

       

 

 

 

 

 

Приложение 2

Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

"Экознайка"

естественнонаучной направленности

год обучения 2020-2021 учебный год / 1 группа/

 

1. Адрес и места осуществления образовательного процесса

1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски., ул. Советская ,35а.,

1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 7

2. Продолжительность обучения: 24 часа

2.1. Начало обучения–2.06.21

2.2. Окончание обучения –23.06.2021

2.3. Количество учебных недель: 3

3. Режим занятий

3.1. 4 раза в неделю понедельник, вторник, среда, четверг по 2 часа – 8 часов в неделю

* расписание  является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам.

4. Праздничные дни:

- 12 июня – День России.

№ п/п

Наименование темы занятия

Форма занятия

Количество часов на занятии из них

Формы контроля

Дата проведения занятия

Теория

Практика

1.

Введение. Инструктаж по технике безопасности. Азбука поведения в природе. 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.

беседа с игровыми элементами

2

 

 

 

 

Природа Кемеровской области. Растения.

 

4

4

 

 

2.

Растения луга, леса и их экология

беседа с игровыми элементами

1

1

 

 

3.

Лекарственные растения родного края.

беседа с игровыми элементами

1

1

 

 

4.

Редкие и охраняемые растения нашего края.

беседа с игровыми элементами

1

1

 

 

5.

Интерактивная игра «Удивительные растения»

Интерактивная игра

 

2

Интерактивная игра

 

 

Природа Кемеровской области. Животный мир.

беседа с игровыми элементами

4

4

 

 

6.

Общая характеристика животного мира. Насекомые

беседа с игровыми элементами

1

1

 

 

7.

Птицы нашего края.

беседа с игровыми элементами

1

1

 

 

8.

Млекопитающие нашего края. Редкие и охраняемые животные нашего края.

беседа с игровыми элементами

1

1

 

 

9.

Интерактивная игра «Зеленый лабиринт»

Интерактивная игра

 

2

Интерактивная игра

 

 

Мы - друзья природы

 

2

4

 

 

10.

Экологические проблемы Кузбасса. Пути их решения

беседа с игровыми элементами

1

1

 

 

11.

Виды ООПТ. Значение охраны редких и исчезающих видов растений и животных

беседа с игровыми элементами

1

1

 

 

12.

Квест-игра «Земля у нас одна»

Интерактивная игра

 

2

Квест-игра «Земля у нас одна»

 

 

Итого

24

12

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru