Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –
«Терешковская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано» на заседании МО школы Протокол № ______ от
«____»________201_ г.
|
|
«Утверждено» Директор МКОУ «Терешковская ООШ» С.И.Удовина ________________ Приказ № ___ от «___»____201_ г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Шахматы»
Возраст обучающихся: 7-10 лет,
срок реализации: 4 года,
место реализации: МКОУ «Терешковская ООШ».
Автор-составитель: Лариса Ивановна Белоконева
учитель начальных классов,
Учитель реализующий программу:
Лариса Ивановна Белоконева
учитель начальных классов,
с. Терешково, 2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному направлению «Шахматы» создана на основе требований ФГОС второго поколения общего образования и разработана в соответствии с программой формирования универсальных учебных действий МКОУ «Терешковская ООШ»,
- И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011, 40 с.).
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом внеурочной деятельности и Положением о внеурочной деятельности образовательного учреждения. Чтобы не допустить переутомления обучающихся, нервного истощения и статических перегрузок занятия проводятся в игровой форме с включением двигательного компонента в структуру занятия.
Раскрывает содержание тренировочной и воспитательной работы, приводятся планы распределения учебного материала по группам и разделам подготовки, базовый материал, система контрольных нормативов и требования для перевода обучающихся в группы более высокой квалификации.
Вид программы – модульная.
Направленность– физкультурно-спортивная.
Актуальность программы
Содержание программы разработано с учѐтом международных стандартов, предъявляемых к уровню интеллектуальной деятельности в ходе изучения шахмат; стандартов, предъявляемых к подготовке к соревнованиям различного уровня; запроса ученической и родительской общественности.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она направлена на интересы обучающегося, в ней учтены потребности ребѐнка и родителей. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Отличительные особенности программы
Программа представляет собой совокупность самостоятельных, логически завершенных модулей и не требует обучения на всех курсах, представленных учебным планом. Система оценки знаний учащихся осуществляется по международной шкале. Содержание программы предполагает: – повышенный уровень индивидуализации обучения, как в вариативности содержания, так и в отношении разнообразных форм образовательного процесса, связанных с индивидуальными особенностями учащихся, стилями восприятия и интеллектуальной деятельности; − широкое использование компьютерных продуктов учебного назначения, что позволяет обеспечить комплексное сочетание функций обучения, самообучения и контроля; − развитие квалификации детей через систему соревнований.
Адресат программы
Программа адресована учащимся в возрасте 7-10 лет, не имеющим навыков игры в шахматы, и призвана помочь им получить базовые знания по предмету.
Уровень реализации программы
Условия набора и формирования групп: В объединение «Шахматы» принимаются все желающие , проявляющие интерес к здоровому образу жизни и спорту. Специальных шахматных знаний при этом не требуется. Занятия проводятся с учетом психофизиологических возможностей учащихся и возрастных особенностей. К занятиям допускаются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний, предоставив медицинскую справку.
Объем программы.
Программа рассчитана на четыре года обучения. Общее количество учебных часов – 135ч.
Формы обучения и виды занятий:
1) по способу организации занятий – словесные, наглядные, практические;
2) по уровню деятельности обучающихся – объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые.
3)индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Срок реализации программы.
1 час в неделю:
1-й год обучения – 33 часа в год;
2-й год обучения – 34 часа в год.
3-й год обучения – 34 часа в год.
4-й год обучения – 34 часа в год.
Программой предусмотрены новые методики преподавания, в том числе – дистанционные, новые педагогические технологии в проведении занятий.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут.
Цели и задачи программы.
Цель программы:
Привитие учащимся интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными основами шахматной игры, ознакомление с основными тактическими идеями и приемами, получение первоначальных знаний по истории шахмат, приобретение первого опыта участия в соревнованиях. Создание посредством шахмат благоприятных условий для развития мышления, творческих и спортивных способностей учащихся, формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Задачи:
Образовательные:
- освоение знаний о шахматной игре, изучение ее истории, правил и законов;
- освоение объема теоретических знаний;
- формирование умений и навыков практической игры;
- выполнение учащимися спортивных разрядов.
Развивающие:
- развитие мышления и творческих способностей;
- развитие логики и памяти;
- развитие решительности и чувства ответственности за принятое решение.
Воспитательные:
- формирование дисциплинированности и целеустремленности;
- воспитание доброжелательного отношения к товарищам, отзывчивости; привитие навыков общения в коллективе и внешней культуры поведения;
- формирование потребности в проведении досуга с пользой, снижение риска асоциального поведения.
Учебно-тематический план
1 класс
№ |
Содержание программного материала |
часы |
1 |
Теоретические основы и правила шахматной игры |
30ч |
2 |
Практико- соревновательная деятельность |
3ч |
|
Итого |
33ч. |
2 класс
№ |
Содержание программного материала |
часы |
1 |
Теоретические основы и правила шахматной игры |
21ч |
2 |
Практико- соревновательная деятельность |
13ч |
|
Итого |
34 ч. |
3 класс
№ |
Содержание программного материала |
часы |
1 |
Теоретические основы и правила шахматной игры |
21ч |
2 |
Практико- соревновательная деятельность |
13ч |
|
Итого |
34 ч. |
4 класс
№ |
Содержание программного материала |
часы |
1 |
Теоретические основы и правила шахматной игры |
23ч |
2 |
Практико- соревновательная деятельность |
11ч |
|
Итого |
34ч |
Практическая часть программы
Класс |
Количество часов в год |
Количество часов по четвертям |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
1 |
33 |
|
|
|
|
2 |
34 |
|
|
|
|
3 |
34 |
|
|
|
|
4 |
34 |
|
|
|
|
Содержание программы
1 класс (33 часа;1 час в неделю)
Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Раздел №2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Раздел №3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Раздел №4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Раздел №5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Раздел №6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
2 класс (34 часа;1 час в неделю)
Раздел № 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Раздел №2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Раздел №3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Раздел №4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Раздел №5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Раздел №6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
3класс (34 часа;1 час в неделю)
Раздел № 1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА.
Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
4класс (34 часа;1 час в неделю)
Раздел № 1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
Раздел № 2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Планируемые результаты.
Личностные результаты освоения программы курса.
· Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
· Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
· Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
· Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
· Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
· Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
· Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
· Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
· Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
· Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
· Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
· Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
· Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
· Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
· Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
· Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
К концу 1 учебного года дети должны знать:
· шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
· названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
· правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу 1 учебного года дети должны уметь:
· ориентироваться на шахматной доске;
· играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
· правильно помещать шахматную доску между партнерами;
· правильно расставлять фигуры перед игрой;
· различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
· рокировать;
· объявлять шах;
· ставить мат;
· решать элементарные задачи на мат в один ход.
К концу 2 учебного года дети должны знать:
· обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
· ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу 2 учебного года дети должны уметь:
· записывать шахматную партию;
· матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
· проводить элементарные комбинации.
К концу 3учебного года дети должны знать:
· принципы игры в дебюте;
· основные тактические приемы;
· что означают термины: дебют, миттельшпиль.
К концу 3 учебного года дети должны уметь:
· грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
К концу 4 учебного года дети должны знать:
· основные тактические приемы;
· что означают термины: миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу 4 учебного года дети должны уметь:
· находить несложные тактические удары и точно разыгрывать простейшие окончания.
К концу обучения учащиеся должны знать:
· - правила игры, ценность фигур;
· -легенду возникновения и историю развития шахматной игры (на уровне начальной школы)
· - понятия шах, мат, пат;
· - владеть шахматной нотацией;
· - постановку мата одинокому королю;
· - стадии шахматной партии и основные задачи для каждой стадии;
· -2-3 открытых дебюта;
· - простейшие окончания;
· - пешечные структуры (слабые и сильные)
· - хорошие и плохие поля для расположения фигур;
· - правила игры в соревнованиях.
· уметь:
· - ставить мат в 1 ход разными фигурами;
· - ставить мат ферзем, ладьей, линейный мат;
· - ставить «детский мат» и защищаться от него;
· - ставить мат в 2 хода разными фигурами;
· - проводить пешку с помощью короля;
· - играть в силу 5 разряда.
Годовой календарный учебный график
МКОУ «Терешковская ООШ»на 2020-2021 учебный год
Составлен на основе Устава школа, ОГРН 102360107209. Принят на заседании педагогического совета МКОУ «Терешковская ООШ». Протокол от «____» августа 2020 года №____
1. Продолжительность учебного года в МКОУ «Терешковская ООШ»:
· начало учебного года – 01.09.2020 г.;
· продолжительность учебного года: в 1 классе - 33 недели
во 2, 3, 4 - х классах – 34 недели;
в 5, 6, 7, 8 классе – 35 недель (согласно рекомендациям ФГОС)
в 9 классе – 34 недели, (ФГОС, без учета государственной итоговой аттестации)
2. Регламентирование образовательного процесса на учебный год
Учебная четверть |
Календарный период |
Количество учебных недель |
КАНИКУЛЫ |
1 |
01.09. - 01.11.2020 год
|
9 (1- 11 классы)
|
02.11. – 08.11. 2020 г. ( 7 дней) |
2 |
09.11. - 27.12.2020 год |
7(1- 11 классы)
|
28.12.2020. – 10.01.2021 г. (14 дней) |
3 |
11.01. – 21.03.2021 год |
10(2- 11 классы) 9 ( 1 класс)
|
Дополнительные для 1 класса: 15.02. – 21.02.2021 г. (7 дней); Для 1 – 11 классов: 22.03. – 31.03.2021 г. ( 10 дней) |
4 |
01.04. – 23.05.2021 г. –
01.04- 30.05.2021 г. |
8 (1-4 классы; 9,11 классы без учета государственной итоговой аттестации) 9 (5-8, 10 классы) |
24.05. – 31.08.2021 г.
31.05. – 31.08. 2021 года |
Итого |
|
|
3. Регламентирование образовательного процесса на неделю
Продолжительность рабочей недели:
5-ти дневной рабочей недели в 1 - 9 - х классах;
4. Регламентирование образовательного процесса на день
· Сменность:
МКОУ работает в одну смену
· продолжительность урока: 1 классы – первая четверть три урока по 35 минут
· со второй четверти до конца года четыре урока по 45 минут.
2 - 9 классы – четыре – семь уроков по 45 минут;
· режим учебных занятий:
начало учебных занятий 8.30, согласно расписанию
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
Время |
Режимное мероприятие |
|
|
8.00 – |
Начало работы школы |
8.15 |
Утренняя зарядка |
8.30 – 9.15 |
1-ый урок |
9.15 - 9.30 |
1-ая перемена (организация питания). Завтрак (1смена). |
9.30 - 10.15 |
2-ой урок. |
10.15 - 10.30 |
2-ая перемена (завтрак 2 смена) |
10.30 - 11.15 |
3-ий урок |
11.15 - 11.35 |
3-ая перемена (организация питания). Обед (1 смена) |
11.35 - 12.20 |
4-ый урок |
12.20 - 12.40 |
4-ая перемена (организация питания). Обед. (2 смена). |
12.40 - 13.25 |
5-ый урок |
13.25 - 13.35 |
5-ая перемена |
13.35 - 14.20 |
6-ой урок |
14.20 - 14.30 |
6 перемена |
14.30 - 15.15 |
7 урок |
5. Организация промежуточного контроля и итоговой аттестации
· промежуточный контроль во 2 - 9-х классах проводится в последнюю неделю четверти.
· итоговая аттестация в 9 классе проводится соответственно срокам, установленным Министерством образования и науки Российской Федерации на данный учебный год.
6. РЕЖИМ РАБОТЫ ШКОЛЫ
Понедельник-пятница - с 8.00 до 17.00; суббота - воскресенье – выходной.
Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение: педагог, умеющий играть в шахматы, имеющий педагогическое образование, занимающийся самообразованием и способный привлечь к занятиям детей (занятия проводит педагог-Белоконева Лариса Ивановна IКК, общий стаж работы – 20 лет.).
Материально-техническое обеспечение.
№ п\п |
Наименование |
Единица измерения |
Количество изделий |
1 |
Личный компьютер учителя |
штук |
1 |
2 |
Принтер |
штук |
1 |
3 |
Проектор |
штук |
1 |
4 |
Комплект шахмат |
штук |
10 |
5 |
Часы шахматные |
штук |
0 |
6 |
Скакалка |
штук |
0 |
7 |
Доска шахматная |
штук |
10 |
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал
посещаемости, наблюдения педагога, решение этюдов, результативность участия в турнирах.
Способы фиксации учебных результатов программы:
- диплом;
- грамота;
-сертификат.
Виды контроля:
- Предварительный контроль (проверка остаточных знаний учащихся на
начало учебного года. Проводится в начале года в виде фронтального,
индивидуального и группового опроса по всем видам учебной деятельности,
выполнение упражнений, решение комбинаций и этюдов).
- Текущий контроль (проводится на каждом занятии в виде проверки
домашнего задания, выполнения упражнений, решения этюдов).
- Тематический контроль (проводится по мере освоения каждой учебной темы). Включает фронтальный устный опрос, а также различные виды деятельности при индивидуальном и групповом опросе).
-Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков в
конце учебного года. Участие в турнире, соревнованиях).
Контрольно-измерительные и оценочные материалы.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
· Текущий:
– оценка усвоения изучаемого материала осуществляется тренером в форме наблюдения;
– прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
– пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
– рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
· Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
· Самооценка и самоконтроль определение учащимся границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Оценочные материалы
В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений детей.
При наборе детей первого года обучения проводится ряд психологических методик (методика А.З. Зака; Огневой Т.А.), которые выявляют потенциал детей к обучению шахматной игре (не к самим шахматам, а только к их обучению), так как самая важная задача — это научить учащегося ориентироваться в шахматных позициях и элементах шахматного мышления, а осуществление этой задачи во многом зависит от внутреннего потенциала к саморазвитию ребенка. Одной из важных характеристик этого потенциала является обучаемость.
Также оценивание деятельности учащихся осуществляется по результатам освоения программы (высокий, средний и низкий уровни). По предъявлению знаний, умений, навыков. Возможности практическогоприменения в различных ситуациях - творческого использования.Данная диагностика осуществляется два раза в год: в конце 1-го полугодия (декабрь) - промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика.
Высокий уровень
освоения программы
Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность вучебной и творческой деятельности, которая являетсясодержанием программы; показывает широкие возможностипрактического применения в собственной творческойдеятельности приобретенных знаний умений и навыков.
Средний уровень
освоения программы
Учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность вучебной и творческой деятельности, которая являетсясодержанием программы; может применять на практике всобственной творческой деятельности приобретенные знания, умения и навыки.
Низкий уровень
освоения программы
Учащийся демонстрирует слабую заинтересованность вучебной и творческой деятельности, которая являетсясодержанием программы; не стремится самостоятельноприменять на практике в своей деятельности приобретенные
знания умения и навыки.
Методическое обеспечение программы.
Учебно-методический комплекс
- Энциклопедия шахматных дебютов.
Том I - Белград, 1974 – 348с.
Том II - Белград, 1975 – 398с.
Том III - Белград, 1976 – 402с.
Том IV - Белград, 1978 – 464с.
- Малая дебютная энциклопедия – Я.Б. Эстрин, М. Калинченко – М.: Фис. 1985-672с.
- Шахматные дебюты. Полный курс - М.: Фаир-Пресс, 2006-707с.
«Методические рекомендации по проведению учебных занятий 1, 2, 3, 4 годов обучения».
1. Презентация «Шахматы в картинках».
- «Шахматы в сказках»
Вопросник к собеседованию «Мои интересы»
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. Чтобы ты хотел рассказать о себе?
4. Как ты любишь проводить своё свободное время?
5. Почему ты хочешь заниматься игрой в шахматы?
6. Что ты знаешь об этой игре?
7. Занимался ли ты ранее шахматами и где проходили эти занятия?
8. Знаком ли ты с именами и деятельностью выдающихся шахматистов?
9. Занимается ли кто-нибудь из твоих родных, друзей или знакомых игрой в шахматы?
10. Как ты думаешь, чем в дальнейшем тебе может помочь это увлечение?
11. Как ты думаешь, сможет ли твоё увлечение, когда-нибудь, перерасти в будущую профессию мастера спорта, тренера по шахматам?
Входное диагностическое тестирование
Тест №1
«Беглый счёт»
Для проведения тестирования нам необходим рисунок, состоящий из чередующихся кружков и крестиков (всего 19 кружков и 17 крестиков), которые предлагается считать вслух, без остановки (палец для счёта не использовать!), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.
Способ проверки результата тестирования: для проверки тестирования необходимо засекать время, которое требуется испытуемому на подсчет чередующихся фигур, а так же учитывать все паузы при счёте и те моменты, когда испытуемый начинает сбиваться со счета. После чего необходимо сопоставить количество пауз, ошибок и порядкового номера фигур, в том случае, если испытуемый сбился со счета, далее следует вывод педагога об уровне распределения внимания у ребёнка.
Тест № 2
«Занимательный квадрат»
Инструкция: «В трех квадратах нарисованы шахматные фигуры – черные кони. В двух квадратах они располагаются совершенно одинаково, а в оставшемся квадрате один конь помещен не так, как в остальных двух. Необходимо найди этот квадрат, и поставить сверху галочку. Это и есть ответом на предложенное задание. Если задача решена с конями, то точно так же ребёнку необходимо решить задание с белыми конями и слонами.
Способ проверки результата тестирования: Если ребенок безошибочно выполнил все три задания, то это является показателем соответствия его возрастной норме развития. Если ребёнок выполнил правильно только одно или два задания, то у ребенка есть проблемы в сфере внимания. Что выявляет импульсивных детей или очень эмоциональных. Тот ребёнок, который не справился ни с одним заданием, скорее всего, имеет низкий уровень развития умения сравнивать различные предметы. При таком результате занятия шахматами рекомендуются для развития аналитического мышления, но со сниженной нагрузкой, условиях.
Таблица интерпретации результатов ( на основе разработки Дорофеевой)
Цветовая формула |
Функциональное состояние |
Описание функционального состояния |
К - С - З |
Функциональное напряжение (ФН) |
Состояние настороженности, которому свойственны ориентировочные эмоции, повышение внимания, активность; это состояние является оптимальным вариантом реагирования функциональной системы. |
С - К - З |
Функциональное расслабление (ФР) |
Спокойное, устойчивое состояние, самое оптимальное для различных видов деятельности, не требующих напряжения; это состояние свидетельствует об отсутствии выраженных переживаний. |
С - З - К |
Функциональное возбуждение (ФВ) |
Доминирование положительных эмоций - от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования. |
К - З - С |
Функциональное торможение ( ФТ) |
Состояние является следствием неудовлетворения потребностей (и полярно состоянию функционального возбуждения). Оно свидетельствует о доминировании отрицательных эмоций ( печаль, тоска); диапазон изменений - от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги, перенапряжения всех систем организма. |
З - С - К |
Состояние аффективного возбуждения (АВ) |
Активные аффекты с диапазоном изменения эмоций от переживания чувства нетерпения, возмущения до гнева, ярости. |
З - К - С |
Состояние аффективного торможения (АТ) |
Доминирование сильных отрицательных эмоций с диапазоном от состояния растерянности, психического дискомфорта до страха. |
Необходимым условием для обучения шахматам является состояние функциональной
напряженности (ФН) или функционального возбуждения (ФВ). Все другие состояния
не
способствуют данному виду деятельности. На основе результатов данных диагностических тестов можно предположить, что ребёнок откажется от занятий шахматами, если интеллектуальная деятельность вызывает у него сильный внутренний дискомфорт.
Диагностическая карта уровня готовности к занятиям шахматами Педагог: Вид диагностики: входная ( форма-тестирование для 1 го года обучения) Группа №
Фамилия Имя |
Внимание |
Образное мышление |
Утомляемость |
Эмоциональный настрой |
Результаты тестирования по каждому учащемуся |
Средний показатель результатов тестирования |
||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого в %: 15 чел. – 100% 1 чел. = 6,67 %
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
Высокий уровень - В; Средний уровень - С; Низкий уровень - Н.
Диагностическая карта определения уровня освоения тем программы.
Наименование объединения _______________________________________________________________________________________________
Педагог _________________________________________________________________________________________________________________
Вид диагностики _________________________________________________________________________________________________________
Год обучения _______1_______________________ Группа № ___________________________________________________________________
№ п\п |
Знания и умения / учащиеся |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
15 чел. – 100% 1 чел. = 6,67 % Итого в %: |
|||||
В.у. |
С.у. |
Н.у. |
||||||||||||||||||||
С |
К |
С |
К |
С |
К |
|||||||||||||||||
1 |
Хорошо знать все ходы фигур |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Знать шахматную нотацию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Знать сравнительную ценность фигур |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Знать что такое «ШАХ», «МАТ», «ПАТ». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Знать общие принципы игры в начале партии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Знать правила поведения во время игры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Уметь ставить «МАТ» тяжелыми фигурами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать и уметь использовать тактические удары: |
||||||||||||||||||||||
8 |
Связка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Двойной удар |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Открытый шах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Двойной шах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Знать, как играть после дебюта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Знать простейшие правила игры в эндшпиле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Уметь играть шахматную партию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знает и умеет: отлично - о; хорошо - о; удовлетворительно - о; В.У. – высокий уровень; С.У. – средний уровень; Н.У. – низкий уровень; С – середина года; К – конец года.
Диагностическая карта определения уровня освоения тем программы
Наименование объединения _______________________________________________________________________________________________
Педагог _________________________________________________________________________________________________________________
Вид диагностики _________________________________________________________________________________________________________
Год обучения _______2_______________________ Группа № ___________________________________________________________________
№ п\п |
Знания и умения / учащиеся |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
12 чел. – 100% 1 чел. = 8,33 % Итого в %: |
|||||
В.у. |
С.у. |
Н.у. |
|||||||||||||||||
С |
К |
С |
К |
С |
К |
||||||||||||||
Уметь решать комбинации на различные темы: |
|||||||||||||||||||
1
|
Комбинации основные на диагональном действии слонов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Коневые комбинации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Пешечные комбинации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Тяжелофигурные комбинации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Комбинации с сочетание идей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Знать, как проводить атаку на короля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Знать технические приемы в эндшпиле: ладейном |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Знать технические приемы в эндшпиле: ферзевом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Знать что такое открытые линии, 7-ая, 2-ая горизонталь и уметь ими пользоваться, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Играть шахматную партию с записью и часами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знает и умеет: отлично - о; хорошо - о; удовлетворительно - о;
В.У. – высокий уровень; С.У. – средний уровень; Н.У. – низкий уровень;
С – середина года; К – конец года.
Диагностическая карта определения уровня освоения тем программы
Наименование объединения _______________________________________________________________________________________________
Педагог _________________________________________________________________________________________________________________
Вид диагностики _________________________________________________________________________________________________________
Год обучения _______3_______________________ Группа № ___________________________________________________________________
№ п\п |
Знания и умения / учащиеся |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
10 чел. – 100% 1 чел. = 10 % Итого в %: |
|||||
В.у. |
С.у. |
Н.у. |
|||||||||||||||
С |
К |
С |
К |
С |
К
|
||||||||||||
1 |
Тренировать технику расчета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Уметь решать комбинации на различные темы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать темы шахматной стратегий: |
|||||||||||||||||
3 |
Пешечный центр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Подрыв пешечного центра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Фигуры против пешечного центра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать технические приемы |
|||||||||||||||||
6 |
Легкофигурных эндшпилей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Ладейных эндшпилей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Пешечных эндшпилей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Уметь работать самостоятельно с шахматной литературой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Уметь играть в шахматном турнире с записью и часами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знает и умеет: отлично - о; хорошо - о; удовлетворительно - о;
В.У. – высокий уровень; С.У. – средний уровень; Н.У. – низкий уровень;
С – середина года; К – конец года.
Диагностическая карта определения уровня освоения тем программы
Наименование объединения _______________________________________________________________________________________________
Педагог _________________________________________________________________________________________________________________
Вид диагностики _________________________________________________________________________________________________________
Год обучения _______4_______________________ Группа № ___________________________________________________________________
№ п\п |
Знания и умения / учащиеся |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
10 чел. – 100% 1 чел. = 10 % Итого в %: |
|||||
В.у. |
С.у. |
Н.у. |
|||||||||||||||
С |
К |
С |
К |
С |
К |
||||||||||||
1 |
Уметь изучать теорию дебюта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Уметь самостоятельно анализировать позицию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Решать композиционные позиции с основными тактическими приёмами в три, четыре, пять ходов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Знать темы шахматной стратегии (разноцветные слоны в миттельшпиле, форпост на открытой и полуоткрытой линии, борьба за открытую линию, роль центра при фланговых операциях). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Знать, как использовать борьбу фигуры против пешек в эндшпиле. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Знать, как использовать лучшее пешечное расположение в эндшпиле. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Знать основные положения Шахматного кодекса РФ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знает и умеет: отлично - о; хорошо - о; удовлетворительно - о;
В.У. – высокий уровень; С.У. – средний уровень; Н.У. – низкий уровень;
С – середина года; К – конец года.
Диагностическая карта уровня результативности конкурсов решения задач
Наименование объединения _______________________________________________________________________________________________
Педагог _________________________________________________________________________________________________________________
Вид диагностики _________________________________________________________________________________________________________
Год обучения ______________________________ Группа № ___________________________________________________________________
№№ конкурсов и набранные очки
Фамилия участников |
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
Сумма за 1-е полугодие |
№ 6 |
№ 7 |
№ 8 |
№ 9 |
№ 10 |
Сумма за 2-е полугодие |
Общий итог |
Место |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
15 чел. – 100%
1 чел. = 6,67 %
|
Итого в % |
высокий уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
средний уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
низкий уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень - В ; Средний уровень - С ; Низкий уровень - Н
Таблица исследования уровня воспитанности обучающихся творческого объединения «Шахматы»
Наименование объединения _______________________________________________________________________________________________
Педагог _________________________________________________________________________________________________________________
Вид диагностики _________________________________________________________________________________________________________
Год обучения ______________________________ Группа № ___________________________________________________________________
№ п/п |
Ф.И. обучающегося |
Отношение к старшим |
Отношение к сверстникам |
Самооценка |
Средний показатель результативности программы |
|||||||
Вежливость в общении |
Доброжела-тельное отношение к старшим |
Активное участие в совместной деятельнос-ти |
Чувство эмпатии |
Умение аргументировать |
Самокритичность |
Уверенность в себе |
Лидерские качества |
|||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
15 чел. – 100 %
1 чел. – 6,67 % |
Итого в % |
высокий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
средний |
|
|||||||||||
низкий |
|
|||||||||||
КОНТРОЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для оценки эффективности и результативности образовательной программы используется авторская система диагностики. Систему диагностирования состоит из следующих компонентов:
- собеседование - проводится при приёме в объединение «Шахматы» с каждым ребёнком с целью выявления его образовательного уровня и интересов;
- входное диагностическое тестирование - тест на выявление интеллектуальных способностей и мотивации выбора данного объединения;
- Диагностика определения уровня знаний и умений основного содержания программы;
- Диагностика уровня результативности конкурсов решения задач;
- Диагностика результатов участия в турнирах;
- Диагностика определения уровня воспитанности учащихся;
Для отслеживания результативности образовательного процесса диагностика может проводиться 3 раза в год. Используются следующие этапы контроля:
· Входной (сентябрь-октябрь) - проводится при приёме в объединение.
· Текущий (в течение года) – на каждом занятии по результатам освоения основного содержания программы.
· Промежуточный (декабрь-январь)
· Итоговый (Май)
Для выявления уровня результативности программы потекущему этапу контроля используются следующие формы контроля:
На первом этапе обучения:
- Контрольная работа;
- Партии и их анализ;
- Анализ результатов турниров;
- Конкурсы решения задач;
- Опрос;
- Опрос – викторина;
- Анализ решённых шахматных задач;
- Турниры.
На втором этапе обучения:
- Анализ шахматных партий;
- Анализ результатов турниров;
- Конкурсы решения задач;
- Опрос;
- Опрос – викторина;
- Анализ решенных шахматных задач;
- Анализ качества партий;
- Анализ результатов игры;
- Анализ результата консультационных партий;
- Анализ итогов конкурсов.
Параметры оценки результативности программы разработаны на четыре года обучения по трём уровням: высокий, средний, низкий.
Аннотация к входному диагностическому тестированию.
Диагностическое тестирование может проводиться педагогом при зачислении детей на первый год обучения с целью определения способности ребёнка к аналитическому мышлению, выявления интеллектуального уровня развития учащихся, а так же уровня внимательности и эмоциональности детей. Она представляет собой комплекс психологических методик, позволяющих выявить потенциал детей к обучению игре в шахматы.
Если испытуемый не справился с заданиями или справился частично, в этом случае занятия шахматами рекомендуются для развития умения анализировать, но при щадящих условиях, со сниженным объемом нагрузки.
Аннотация к диагностической карте определения уровня освоения тем программы.
Для фиксации результатов диагностики разработана диагностическая карта. Она представляет собой бланк, на котором построена таблица, критериями которой является уровень освоения разделов учебно-тематического плана. По знаниям и умениям, которыми овладевает обучающийся в ходе освоения разделов, определяется уровень освоения программы (высокий – В; средний – С; низкий - Н). Для большей наглядности используется цветопись: высокий уровень – красный цвет, средний уровень синий цвет, низкий уровень – зелёный цвет.
Диагностика может проводиться 2 раза (в конце первого полугодия и в конце года), а так же – по результатам освоения каждой темы программы.
Аннотация к диагностической карте уровня результативности конкурсов решения задач.
Помимо диагностической карты, разработанной педагогом, необходимым условием выявления результативности данной программы является таблица результатов конкурсов решения задач. В данной таблице педагогом фиксируются набранные очки обучающихся по итогам конкурсов решения задач, где прописывается сумма очков за первое полугодие, сумма очков за второе полугодие, общий итог и место занятое учениками (I, II, III). Таким образом, определяется уровень освоения программы (высокий – 6,5; средний – 4,3; низкий – 1,2).
Для фиксирования решённых учеником задач в программе «Шахматы» используется тетрадь учёта решённых задач.
Аннотация к тетради учёта решённых задач.
Данная тетрадь является основным критерием заполнения сводных таблиц, результатов конкурсов решения задач, рассматривается как форма постоянного контроля. Она представляет собой тетрадь с таблицей, состоящей из двух граф: Ф.И. учащегося и номер выполненных индивидуальных заданий.
Тетрадь результативности решения задач необходима педагогу, чтобы в ходе решения шахматных задач, выявить уровень освоения учащимися задач разного уровня сложности.
Аннотация к задачам разного уровня сложности.
В ходе занятия каждому ученику раздаются индивидуальные задания, которые соответствуют уровню развития каждого ученика. Задачи могут быть разделены на следующие уровни:
- низкий уровень - базовый уровень знаний и умений, который осваивает каждый ученик, обучаясь по программе «Шахматы». - средний уровень - представлены задачи более сложные, которые могут решать ученики, освоившие базовые знания и способные к решению более сложных заданий по какой-либо теме занятия .Высокий уровень – задачи для детей с более развитым логическим мышлением, которые освоили два предыдущих уровня задач и стремятся к более сложным заданиям.
Аннотация к диагностической карте результатов участия в турнирах.
Турнирная таблица представляет собой бланк с построенной таблицей, где указывается фамилия и имя участника, разряд, наименование турнира, очки и место в данном турнире.
Турнирная таблица необходима педагогу для отслеживания результатов шахматных турниров. Фиксирование этих данных позволяет педагогу выявить динамику индивидуального турнирного опыта учащихся.
Аннотация к диагностической карте определения уровня воспитанности учащихся.
Для диагностики определения уровня воспитанности учащихся автором отобраны необходимые критерии по каждому из которых определяется уровень воспитанности учащихся (высокий - В, средний - С, низкий - Н).
Перечень ключевых слов.
Безопасная позиция короля
Белые и черные поля
Борьба за центр
Быстрейшее развитие фигур
Гамбиты
Гармоничное пешечное расположение
Горизонталь, вертикаль
Двойной удар
Двойной шах
Двух- и трехходовые партии
Детский мат и защита от него
Диагональ
длинная и короткая рокировка
ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА
Достижение материального перевеса
Запись начального положения
Запись шахматной партии
ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Игра на мат с первых ходов
Ключевые поля
Краткая и полная шахматная нотация
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ
Мат
Мат в один ход
Матовые комбинации на мат в 3 хода
Наказание “пешкоедов”
НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР
Начальное положение (начальная позиция)
Оппозиция
ОСНОВЫ ДЕБЮТА
ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ
ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ
Открытое нападение
Открытый шах
Пат
Понятие о темпе
Правило “квадрата”
Принципы игры в дебюте
Рождение шахмат
Связка в дебюте
Связка в миттельшпиле
Способы защиты
Сравнительная сила фигур
Тактические приемы
ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ
ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР
ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ
Ценность фигур
Чемпионы мира по шахматам
Шах
Шахматная доска
ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ
ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ
ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. (Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король)
Элементарные окончания.
Список литературы
Учебники и пособия по обучению детей шахматной игре
1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле.— М.: ФиС, 1979.
2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.
3. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.
4. Бареев И. Гроссмейстеры детского сада.— М.: Наш малыш, 1995.
5. Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992.
6. Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.
7. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966.
8. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982.
9. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
10. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4-го разрядов.— М.: Всероссийский шахматный клуб, 1969.
11. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
12. Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. – М.: ТОО “Синтез”, АО “Марвик-М”, 1994.
13. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
14. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991.
15. Журавлев Н. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986.
16. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
17. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам.— М.: ГЦОЛИФК, 1990.
18. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. - Киев: Радянська школа, 1986.
19. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986.
20. Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986.
21. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.
22. Капабланка X. Р. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1983.
23. Князева В. Азбука шахматиста.— Ангрен, 1990.
24. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
25. Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.
26. Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.
27. Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.
28. Костьев А. Учителю о шахматах.— М.: Просвещение, 1986.
29. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.
30. Ласкер Эм. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1980.
31. Лисицын Г. Заключительная часть шахматной партии.— Л.: Лениздат, 1956.
32. Майзелис И. Шахматы.—М.; Л.: Детгиз, 1960.
33. Макарычев С., Макарычева М. От А до ...— М.: “64”, 1995.
34. Мучник X. Рассказы о комбинациях на шахматной доске. – М.: ФиС, 1979.
35. Мучник Х. Первые шахматные уроки. -– М.: Воениздат, 1980.
36. Нежметдинов Р. Шахматы. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985.
37. Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979.
38. Нейштадт Я. Шахматный практикум. – М.: ФиС, 1980.
39. Никитин А., Фрадкин А. Книга начинающего шахматиста. – Красноярск, 1983.
40. Нимцович А. Моя система. – М.: ФиС, 1984.
41. Нимцович А. Моя система.— М.: ФиС, 1984.
42. Новотельнов Н. Знакомьтесь, шахматы. – М.: ФиС, 1981.
43. Панов В. Шахматы для начинающих. – М.: ФиС, 1955.
44. Ройзман А. Шахматные миниатюры. – Минск: Полымя, 1978.
45. Савин П. В мире шахматных комбинаций. – Кишинев: КартяМолдовеняскэ, 1981.
46. Сокольский А. Ваш первый ход. – М.: ФиС, 1977.
47. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001.
48. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
49. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
50. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
51. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
52. Сухин И. Приключения в Шахматной стране.— М.: Педагогика, 1991.
53. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
54. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
55. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
56. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
57. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
58. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
59. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.— Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
60. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.— Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
61. Суэтин И. Как играть дебют.— М.: ФиС, 1981.
62. Учебники и пособия по обучению детей шахматной игре
63. Хенкин В. Последний шах. – М.: ФиС, 1979.
64. Шахматный словарь / Сост. Г. Гейлер.— М.: ФиС, 1964.
65. Шахматы — школе / Сост. Б. Гершунский и др.— М.: Педагогика, 1991.
66. Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
67. Шахматы детям. – СПб.: Респекс, 1994.
Дидактические шахматные сказки
1. Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
2. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
3. Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмыACT, 1993.
4. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
5. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
2. Добрыня, посол князя Владимира (былина). Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
3. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король .Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).Остер Г. Полезная девчонка. Пермяк Е. Вечный Король. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
4. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
Художественная литература для детей по шахматной тематике
1. Булычев К. Сто лет тому вперед. Велтистов Е. Победитель невозможного. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Крапивин В. Тайна пирамид. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. Лагин Л. Старик Хоттабыч. Надь К. Заколдованная школа. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Раскатов М. Пропавшая буква. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
2. Томин. Шел по городу волшебник. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками
Дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал – плотная бумага, ватман, картон).Шахматная матрешка. Шахматные пирамидки. Разрезные шахматные картинки. Шахматное лото. Шахматное домино. Кубики с картинками шахматных фигур. Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ). Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях. Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).Шахматная доска – куб с фрагментами доски (свидетельство на промышленный образец № 30936 от 28. 03. 1990 г., авторы; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.