Развитие логического мышления
у младших дошкольников посредством использования игр и упражнений с блоками Дьенеша
Для детей младшего возраста следует использовать игры, с помощью которых малыши научаться различать предметы по свойствам, а также освоят понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер, толщина.
Игра “Найди меня” (классификация по одному признаку)
- найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку:
• * найди все фигуры желтого (красного, синего) цвета. Найди все фигуры как эта по цвету (показываете малышу фигуру нужного цвета; спрашиваете, какого она цвета)
• * найти все геометрические фигуры в форме круга (квадрата, треугольника, прямоугольника). Найти все фигуры как эта по форме (показываете малышу фигуру нужной формы; спрашиваете, какая это форма)
• * найти все маленькие (большие) фигуры. Найти все фигуры как эта по размеру (показываете малышу фигуру нужного размера; спрашиваете, маленькая фигура или большая)
• * найти все тонкие (толстые) фигуры. Найти все фигуры как эта по толщине (показываете малышу фигуру нужной толщины; спрашиваете, какая она).
найти фигуру, которая не соответствует определенному признаку:
* найти все не красные (синие, желтые) фигуры. Найти все не такие по цвету фигуры как эта (покажите ребенку фигуру определенного цвета, попросите найти все фигуры с цветом, отличным от заданного цвета)
• * найти все не круглые (квадратные, треугольные, прямоугольные) геометрические фигуры. Найти все не такие по форме геометрические фигуры как эта (покажите ребенку фигуру определенной формы, попросите найти все геометрические фигуры с формой, отличной от увиденной ребенком)
• * найти все не маленькие (большие) фигуры. Найти все фигуры не такие по размеру как эта (покажите ребенку фигуру определенного размера, попросите найти все фигуры с размером, отличным от заданного вами размера)
• * найти все не толстые (тонкие) фигуры. Найти все фигуры не такие как эта по толщине (покажите ребенку фигуру определенной толщины, попросите найти все фигуры с толщиной, отличной от увиденной ребенком)
- Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине?
Игра
Положите перед ребенком три фигуры, пусть ребенок закроет глаза.
- уберите одну из фигур. Какая фигурка пропала?
- поменяйте две детали местами Что изменилось?
Игра “Что лишнее?”
Положите перед ребенком три детали, две из которых схожи по одному признаку, а третья отличается по данному признаку. Например, красный треугольник, зеленый квадрат, красный прямоугольник (по цвету)Красный круг, зеленый круг, синий квадрат (по форме)
Игра “Угадай, что это”
Складываем блоки в мешочек и просим ребенка на ощупь угадать, что он держит или просим найти определенную фигуру на ощупь. Пройдя все простые игры, можно начинать изучать более сложные развивающие игры и задания.
1. Если вообразить, что блоки Дьенеша – это угощения для кукол, то можно предложить детям разделить угощение. Скажем, зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки, а мишки – только мед (прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Выкладываем весь набор в общую кучу и просим малыша выбрать все угощения, подходящие для зайки и мишки.
Более сложный вариант игры – взять 4 игрушки - 2 пары похожих, но разного размера. Например, берем двух зайчиков – большого и маленького и двух медведей, большого и маленького. Соответственно, большому медведю малыш должен найти все соответствующее угощение, но большего размера,
маленькому – меньшего. Тоже самое и с зайками. После раскладывания фигур у малыша можно спросить – какие фигуры достались большому медведю? Большие желтые (или большие прямоугольники). А маленькому зайчику?
2. «Кто быстрей?» Выбирать блоки с нужными признаками можно на скорость, соревнуясь с родителями – кто быстрее соберет больше красных блоков? Или кто быстрее соберет блоки своего цвета (вы собираете все желтые, малыш - все синие)
Более сложный вариант: собрать скорость все блоки одного цвета, но, за исключением, например, треугольных. Или тонких. То есть ребенку нужно не только выделить блоки одного общего признака, но и исключить из них часть «неподходящих».
3. «Цепочки» - выстраивание цепочек, последовательностей блоков (фигур). Просим ребенка выложить цепочку блоков по определенным признакам: все фигуры одинакового цвета или размера. Затем – все фигуры одинакового цвета, но разного размера и т. д.
С помощью блоков можно также развивать и конструктивные способности ребенка, строя из предложенных элементов схематичные изображения знакомых ему с детства предметов и игрушек - зайчика, мишки, человечка, машинки. Постепенно задания можно усложнять.
Основная цель использования предлагаемых логических блоков - научить дошкольников решать задачи на выявление свойств и группировку предметов. Помимо этого материал, состоящий из 48 различающихся фигур, поможет развить речь, мышление и математические представления. Играя в интеллектуальные игры с блоками, дети в дальнейшем смогут успешно овладеть математикой и информатикой. Игры и упражнения универсальны - вы можете предложить их детям на занятиях и в свободные часы, в детском саду и дома.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.