Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Сольфеджио»
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Сольфеджио»

Оценка 5
docx
10.11.2024
Дополнительная общеобразовательная  программа художественной направленности  «Сольфеджио»
программа сольфеджио.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 71

с углублённым изучением отдельных предметов

                   города Ижевска

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМК

Протокол №13   

 от«    »            201   г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №  516 от « »      201   г.

Руководитель         

______________Т.В. Алимова

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Сольфеджио»

 

 

Уровень сложности программы: базовый

Возраст обучающихся: 6-14 лет

Срок реализации: 8 лет

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Кордюкова Полина Николаевна

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 Ижевск  2018

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа учебного предмета «Сольфеджио» направлена  на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.

 

     Художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения, являясь неотъемлемой частью воспитания личности, активно влияет на формирование положительных качеств духовного и нравственного облика молодёжи.       

      Одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является предмет «Сольфеджио». На уроках сольфеджио педагог воспитывает у учащихся любовь к народной музыке, творчеству русских композиторов-классиков, советских композиторов, лучших представителей зарубежной музыки, развивает их музыкальные данные (слух, память, ритм), знакомит с теоретическими основами музыкального искусства, помогает выявлению и развитию творческих задатков учащихся.

       Полученные на уроках сольфеджио знания и навыки должны помочь учащемуся в его занятиях на инструменте, по музыкальной литературе и хору.

Программа учебного предмета «Сольфеджио»  разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительным  предпрофессиональным  общеобразовательным  программам  в  области  музыкального  искусства  «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».(Москва 2012г).

Направленность программы- художественно-эстетическая

Уровень сложности программы: базовый.

Адресат программы - учащиеся музыкально-эстетического отделения образовательной школы. Возраст от 6 до 14 лет.

Объем программы, общее количество учебных часов  для освоения программы -288

Форма организации образовательного процесса- групповые занятие от 4 до 15 человек

Срок освоения программы: 8 лет

Режим занятий: 1 раз в неделю по  45 минут. За год- 36 часов.

 

Объем учебного времени В соответствии с учебным  планом на предмет «Сольфеджио» отводится 34 час в год, 33 часа –первый год обучения. Занятия  проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Всего- 271 час.

Форма проведения учебных занятий: групповая (от 4 до 10  человек), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Примерные условия реализации данной программы:

-Наличие учебных групп (согласно учебным планам);

-Наличие учебных пособий для учащихся;

-Наличие методической литературы для преподавателей;

-Наличие фоно - и - аудиотеки;

-Наличие дидактического раздаточного материала;

-Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности, хоровому классу, музыкальной литературе;

-Соблюдение межпредметных связей;

-Сотрудничество разных учебных заведений (в том числе, музыкальных), обмен опытом;

-Активный поиск новых форм и методов преподавания музыкальной литературы, самообразование педагогов.

Цель и задачи предмета «Сольфеджио»

Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачи:

-формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;

-формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;

-формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.

Содержание программы

Курс сольфеджио включает в себя следующие разделы:

      вокально – интонационные навыки;

      сольфеджирование и пение с листа;

      воспитание чувства метроритма;

      воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);

      музыкальный диктант;

      воспитание творческих навыков;

      теоретические сведения

Гармоническое развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления учащихся может быть осуществлено лишь в том случае, если все формы работы, предусмотренные программой, будут находиться между собой в тесной взаимосвязи. При этом основными, определяющими формами работы являются: сольфеджирование, слуховой анализ и запись диктантов, а интонационные, ритмические и творческие упражнения- вспомогательные.

Теоретические знания, полученные учащимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, вырабатывает сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке,  а также успешной исполнительской практике учащихся. За время обучения учащиеся приобрести ряд практических навыков: уметь правильно и интонационно точно петь выученную или незнакомую мелодию, один из голосов несложного двухголосного произведения; записывать по слуху несложную мелодию; подбирать на инструменте мелодию и аккомпанемент к ней; анализировать на слух несложные музыкальные произведения или отрывки. Освоение музыкальной грамоты происходит на музыкальном материале русских  и зарубежных композиторов.

Учебный план

1 класс

 

№№

Наименование раздела, темы

 

Формы контроля

Общий объем времени (в часах)

Всего

Теория

Практика

1

Нотная грамота                                                                     

Работа с карточками

4

2

2

2

Гамма До мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени

 

2

1

1

3

Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки

Урок

1

1

0

4

Опевание устойчивых ступеней. Тоническое трезвучие

Урок

1

0

1

5

Длительности, размер, такт

Урок

2

1

1

6

Размер 2/4

Урок

2

1

2

7

Текущий контроль

Контрольный урок

1

0

1

8

Изучение элементов гаммы Соль мажор

Урок

2

1

1

9

Размер 3/4

Урок

2

1

1

10

Ритмический диктант

Урок

2

1

1

11

Текущий контроль

Контрольный урок

1

0

1

12

Изучение элементов гаммы Ре мажор

Урок

2

1

1

13

Изучение элементов гаммы Фа мажор

Урок

2

1

1

14

Гамма ля минор

Урок

1

0

1

15

Знакомство с интервалами

Урок

2

1

1

16

Затакт четверть, две восьмые в размере 2/4

Урок

2

1

1

17

Текущий контроль

Контрольный урок

 

1

0

1

18

Запись одноголосных диктантов в размере 3/4

Урок

2

1

1

19

Размер  4/4 (для продвинутых групп)

Урок

2

1

1

20

Повторение

Урок

2

1

1

21

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2

1

1

 

ИТОГО:

 

36

 

 

 

2 класс

 

1

Повторение материала

1 класса

Урок

2

1

1

2

Затакт четверть в размере 3/4

Урок

2

1

1

3

Тональность Си-бемоль мажор

Урок

2

      1

      1

4

Размер  4/4

Урок

2

1

1

5

Текущий контроль

Контрольный урок

1

0

1

6

Тональность ля минор

Урок

2

1

1

7

Три вида минора

Урок

2

1

1

8

Ритм четверть с точкой и восьмая

Урок

2

1

1

9

Текущий контроль

Контрольный урок

1

0

1

10

Параллельные тональности

Урок

2

1

1

11

Ритм четыре шестнадцатые в пройденных размерах

Урок

2

1

1

12

Тональность ре минор

Урок

2

1

1

13

Тональность ми минор

Урок

2

1

1

14

Тональность си минор

Урок

2

1

1

15

Интервалы ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3

Урок

2

1

1

16

Текущий контроль

Контрольный урок

1

0

1

17

Тональность соль минор

Урок

2

1

1

18

Интервалы ч.4, ч.5, ч.8

Урок

2

1

1

19

Закрепление пройденного

Урок

2

1

1

20

Промежуточный контроль

Контрольный урок

1

 

1

 

Итого

36

 

 

 

 

                                         3 класс

 

1

Повторение материала 2 класса

Урок

10

4

6

2

Тональность Ля мажор

Урок

5

2

3

3

Ритм восьмая и две шестнадцатых

Урок

5

2

3

4

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

5

Тональность  фа-диез минор

Урок

5

2

3

6

Ритм две шестнадцатых и восьмая

Урок

5

2

3

7

Переменный лад

Урок

5

2

3

8

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

9

Тональности  Ми-бемоль мажор и до минор

Урок

7,5

3

4,5

10

Интервалы м.6 и б.6

Урок

5

2

3

11

Обращения интервалов

Урок

5

2

3

12

Главные трезвучия лада

Урок

5

2

3

13

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

14

Размер 3/8

Урок

2,5

1

1,5

15

Обращения трезвучий

Урок

5

2

3

16

Повторение

Урок

5

2

3

16

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

17

Резервный урок

Урок

2,5

1

1,5

 

ИТОГО:

 

82,5

33

49,5

4 класс

 

1

Повторение материала 3 класса

Урок

7,5

3

4,5

2

Тональность  Ми мажор

Урок

2,5

1

1,5

3

Пунктирный ритм

Урок

5

2

3

4

Главные трезвучия лада

Урок

5

2

3

5

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

6

Тональность до-диез минор

Урок

5

2

3

7

Синкопа

Урок

5

2

3

8

Тритоны на IV и на VII (повышенной) ст. в мажоре и гарм.  миноре

Урок

5

2

3

9

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

10

Триоль

Урок

5

2

3

11

Тональность Ля-бемоль мажор

Урок

5

2

3

12

Размер 6/8

Урок

5

2

3

13

Интервал м.7

Урок

2,5

1

1,5

14

Доминантовый септаккорд в мажоре и гармоническом миноре

Урок

5

2

3

15

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

16

Тональность фа минор

Урок

5

2

3

17

Повторение тритонов

Урок

5

2

3

18

Повторение доминантового септаккорда

Урок

2,5

1

1,5

19

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

20

Резервный урок

Урок

2,5

1

1,5

 

ИТОГО:

 

82,5

33

49,5

5 класс

 

1

Повторение материала  4 класса

Урок

7,5

3

4,5

2

Доминантовое трезвучие с обращениями и разрешениями

Урок

5

2

3

3

Ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатые

Урок

5

2

3

4

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

5

Субдоминантовое трезвучие с обращениями и разрешениями

Урок

7,5

3

4,5

6

Повторение тритонов на IV и VII ступенях в мажоре и гармоническом миноре

Урок

2,5

1

1,5

7

Уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре

Урок

5

2

3

8

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

9

Тональности  Си мажор, соль-диез минор

Урок

7,5

3

4,5

10

Различные виды синкоп

Урок

7,5

3

4,5

11

Построение мажорных и минорных трезвучий, секстаккордов, квартсекстаккордов от звука

Урок

7,5

3

4,5

12

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

13

Тональности Ре-бемоль мажор, си-бемоль минор

Урок

5

2

3

14

Буквенные обозначения тональностей

Урок

2,5

1

1,5

15

Период, предложения, фраза

Урок

2,5

1

1,5

16

Повторение

Урок

5

2

3

17

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

18

Резервный урок

Урок

2,5

1

1,5

 

ИТОГО:

 

82,5

33

49,5

6 класс

 

1

Повторение материала 5 класса

Урок

7,5

3

4,5

2

Обращения Доминантового септаккорда, разрешения

Урок

7,5

3

4,5

3

Ритмические фигуры с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8

Урок

5

2

3

4

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

5

Гармонический мажор

Урок

2,5

1

1,5

6

Субдоминанта в гармоническом мажоре

Урок

2,5

1

1,5

7

Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре

Урок

7,5

3

4,5

8

Ритм триоль (шестнадцатые)

Урок

2,5

1

1,5

9

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

10

Тональности Фа-диез мажор, ре-диез минор

Урок

5

2

3

11

Уменьшенное трезвучие

в гармоническом мажоре

Урок

2,5

1

1,5

12

Уменьшенное трезвучие в натуральном миноре

Урок

2,5

1

1,5

13

Ритмические группы с залигованными нотами

Урок

5

2

3

15

Хроматизм, альтерация.

IV повышенная ступень в мажоре и в миноре

Урок

5

2

3

15

Отклонение, модуляция в параллельную тональность, в тональность доминанты

Урок

2,5

1

1,5

16

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

17

Тональности Соль-бемоль мажор, ми-бемоль минор

Урок

5

2

3

18

Энгармонизм тональностей с 6 знаками

Урок

2,5

1

1,5

19

Квинтовый круг тональностей

Урок

2,5

1

1,5

20

Повторение

Урок

5

2

3

 

21

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

22

Резервный урок

Урок

2,5

1

1,5

 

ИТОГО:

 

82,5

33

49,5

7 класс

 

1

Повторение материала  6 класса

Урок

10

4

6

2

Характерные интервалы ув.2 и ум.7 в гармоническом мажоре и гармоническом миноре

Урок

5

2

3

3

Характерные интервалы ум.4 и ув.5 в гармоническом мажоре

Урок

2,5

1

1,5

4

Характерные интервалы ум.4 и ув.5 в гармоническом миноре

Урок

2,5

1

1,5

5

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

6

Малый вводный септаккорд в натуральном мажоре

Урок

5

2

3

7

Уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом мажоре

Урок

2,5

1

1,5

8

Уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом миноре

Урок

2,5

1

1,5

9

Различные виды внутритактовых синкоп

Урок

5

2

3

10

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

11

Тональности с семью знаками в ключе

Урок

5

2

3

12

Построение и разрешение тритонов от звука

Урок

5

2

3

13

Построение и разрешение ув.2 и ум.7 от звука

Урок

2,5

1

1,5

14

Диатонические лады

Урок

2,5

1

1,5

15

Пентатоника

Урок

2,5

1

1,5

16

Переменный размер

Урок

2,5

1

1,5

17

Размеры 6/4, 3/2

Урок

2,5

1

1,5

18

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

19

Тональности 1 степени родства

Урок

2,5

1

1,5

20

Период, отклонения, модуляция в родственные тональности

Урок

2,5

1

1,5

21

Альтерации неустойчивых ступеней

Урок

2,5

1

1,5

22

Повторение

Урок

5

2

3

23

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

24

Резервный урок

Урок

2,5

1

1,5

 

ИТОГО:

 

82,5

33

49,5

8 класс

Таблица 10

1

Повторение материала 7 класса

Урок

10

4

6

2

Вспомогательные хроматические звуки

Урок

2,5

1

1,5

3

Проходящие хроматические звуки

Урок

2,5

1

1,5

4

Размеры 9/8, 12/8

Урок

5

2

3

5

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

6

Правописание хроматической гаммы (основа – мажорный лад)

Урок

2,5

1

1,5

7

Правописание хроматической гаммы (основа – минорный лад)

Урок

2,5

1

1,5

8

Септаккорд II ступени в мажоре и миноре

Урок

5

2

3

9

Междутактовые синкопы

Урок

5

2

3

10

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

11

Прерванный оборот в мажоре и гармоническом миноре

Урок

2,5

1

1,5

12

Увеличенное трезвучие в гармоническом мажоре и миноре

Урок

5

2

3

13

Сложные виды синкоп

Урок

2,5

1

1,5

14

Виды септаккордов

Урок

2,5

1

1,5

15

Построение септаккордов от звука  и их разрешение в тональности

Урок

5

2

3

16

Построение от звука обращений малого мажорного септаккорда и разрешение его как доминантового в мажоре и гармоническом миноре

Урок

5

2

3

17

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

18

Повторение

Урок

10

4

6

19

Письменные контрольные работы

Урок

5

2

3

20

Текущий контроль

Контрольный урок

5

2

3

21

Резервный урок

Урок

2,5

1

1,5

 

ИТОГО:

 

82,5

33

49,5

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии  с федеральными стандартами общего образования содержание программы ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию ученика.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при­обрести в процессе освоения учебного предмета « Сольфеджио»:

  чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края;

  ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

  готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им;

  коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, прояв­ляющихся в познавательной и практической деятельности уча­щихся:

  умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

  сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социали­зации, самообразования, организации содержательного куль­турного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества;

развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциа­тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;

  сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слуша­ние музыки, пение, инструментальное музицирование, драма­тизация музыкальных произведений)

  воспитание эстетического отношения к миру, критичес­кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес­ких способностей в многообразных видах музыкальной дея­тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо­писью;

расширение музыкального и общего культурного круго­зора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию;

      овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;

  приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це­ленаправленной и содержательной музыкально-учебной дея­тельности.

К концу курса по сольфеджио учащиеся должны уметь:

1.Записать одноголосный диктант в течении 25-30 минут. Диктант в объёме 8 тактов в мажорных и минорных тональностях с несложным ритмом; размеры 2/4, 3/4, 4/4. Ритмические длительности и группы: целые и половинные ноты, половинные ноты с точкой, четверти, восьмые, четверти с точкой и восьмые, четыре шестнадцатых, восьмая с точкой и шестнадцатая.

2.Спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием. Мелодия в мажорных и минорных тональностях, в размерах: 2/4, 3/4, 4/4.

3. Спеть любую мажорную ( натуральную или гармоническую) и минорную ( натуральную, гармоническую, мелодическую )гаммы.

4. Спеть от данного звука вверх или вниз чистые, большие и малые интервалы, тритоны и характерные интервалы с разрешением.

5. Спеть от данного звука аккорды; трезвучия мажорные и минорные с обращениями, уменьшенные и увеличенные ( вверх и вниз), доминантсептаккорд и его обращения с разрешением, вводные септаккорды с разрешением.

6.Спеть в мажорных и минорных тональностях главные трезвучия и их обращения, доминантсептаккорд и его обращения, септаккорды.

7.Определить на слух интервалы ( в пределах октавы), последовательность интервалов и аккордов ( мажорные и минорные трезвучия их обращения, доминантсептаккорд и его обращения, вводные септаккорды.

 По музыкальной грамоте

1.     Знать мажорные и минорные тональности до 4 знаков в ключе.

2.     Построить и определить большие , малые, чистые интервалы, тритоны и характерные интервалы с разрешением.

3.     Построить от данного звука вверх т вниз трезвучия мажорные и минорные, их обращения, доминантсептаккорд и его обращения, вводные септаккорды.

4.     В мажорных и минорных тональностях  построить главные трезвучия лада и их обращения, доминантсептаккорд с обращениями, вводные септаккорды.

Основными формами контроля знаний умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка слуховых и письменных работ, мелодические и ритмические диктанты, анализ музыкальных произведений, пение и сольфеджирование с листа, импровизация и сочинение мелодий.

Виды организации учебной деятельности: урок.

Виды контроля: текущий,  тематический, итоговый, устный.

Формы (приемы) контроля: наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест, задание в рабочей тетради, зачет.

Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках сольфеджио осуществляется в форме фронтального и индивидуального опроса, работы с карточками, музыкальными номерами; анализ музыкальных произведений, ритмические и музыкальные диктанты, самостоятельной работы.

Текущий контроль успеваемости должен сочетаться с организацией периодической обобщающей проверкой знаний по определённым разделам программы.

 Контроль осуществляется по ходу занятий. Проверка знаний осуществляется в виде опроса (индивидуальный, фронтальный), самостоятельной письменной работы, сольфеджирование музыкальных примеров, чтение с листа, слуховой анализ интервалов аккордов в тональности и в виде последовательности, музыкальные диктанты. Четвертные отметки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающей проверки на контрольном уроке, учитывая при этом успеваемость и посещаемость всех уроков, т.е. текущие оценки, и все это должно объективно отражать степень усвоения учебного материала.

Заключительный контрольный урок можно проводить, в зависимости от общего уровня учащихся, в различных формах.

Выведение итоговых отметок осуществляется по четвертям и за год. Отметка является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки учащегося по предмету «Сольфеджио» в каждом классе: усвоение теоретического  и практического материала, овладе­ние компетенциями.

Календарно-учебный график

Год обучения

 

1

Временные периоды

Всего недель

36

Всего часов

 

36

Сентябрь- Ноябрь

12н- 12 занятий

Декабрь –Февраль

 

12 н-12 занятий

Март- май

 

12 н-12занятий

Год обучения

 

2

Временные периоды

Всего недель

36

 

Всего часов

36

Сентябрь- Ноябрь

12 недель  12занятий

Декабрь –Февраль

 

12 недель 12 занятий

Март- май

 

12 недель 12 занятий

Год обучения

 

3

Временные периоды

Всего недель

 36

Всего часов

 

36

Сентябрь- Ноябрь

12 недель  12занятий

Декабрь –Февраль

 

12 недель 12 занятий

Март- май

 

12 недель 12 занятий

Год обучения

 

4

Временные периоды

Всего недель

36

Всего часов

 

36

Сентябрь- Ноябрь

12 недель  12занятий

Декабрь –Февраль

 

12 недель 12 занятий

Март- май

 

12 недель 12 занятий

 

Год обучения

 

5

Временные периоды

Всего недель

36

Всего часов

 

36

Сентябрь- Ноябрь

12н- 12 занятий

Декабрь –Февраль

 

12 н-12 занятий

Март- май

 

12 н-12занятий

Год обучения

 

6

Временные периоды

Всего недель

36

 

Всего часов

36

Сентябрь- Ноябрь

12 недель  12занятий

Декабрь –Февраль

 

12 недель 12 занятий

Март- май

 

12 недель 12 занятий

Год обучения

 

7

Временные периоды

Всего недель

 36

Всего часов

 

36

Сентябрь- Ноябрь

12 недель  12занятий

Декабрь –Февраль

 

12 недель 12 занятий

Март- май

 

12 недель 12 занятий

Год обучения

 

8

Временные периоды

Всего недель

36

Всего часов

 

36

Сентябрь- Ноябрь

12 недель  12занятий

Декабрь –Февраль

 

12 недель 12 занятий

Март- май

 

12 недель 12 занятий

 

Материально-техническое обеспечение

Технические средства обучения

1Музыкальные инструменты.

2.Персональный компьютер.

3Экспозиционный экран.

4.Музыкальный центр.

5.Мультимедийный проектор

Печатные пособия

1.Портреты композиторов.

2.Таблицы признаков характера звучания

3.Таблица длительностей

4.Таблица средств музыкальной выразительности

5.Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

6.Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Экранно-звуковые пособия

1.Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

2.Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

3.Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.

4.Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.

5.Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.

6.Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.

7.Нотный и поэтический текст песен.

8.Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах

Информационно-обеспечение

1.     Сергеева Г.П.,Критская, Е. Д. ,Кашекова И.Э.Музыка. 5-8 классы   Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Крит­ская, Г. П Сергеева, Кашекова И.Э. - Режим доступа: http://www.prosv.ra/ebooks/KiitskayaJVIuzika_l- 4kl/index.html

2.     Международный  проект «Vidiouroki. het»

3.     Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. IDCOMPANI, 2010.

4.     Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/cat/musika/

5.     Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».

 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

6МузыкальныйБункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.

7Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

8Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

9М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая  программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

10П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая  программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

11Погружение в классику - http://intoclassics.net/news/1-0-1

12Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

13Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

14Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

15Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html

1.     Шедевры музыки.  «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

Учебно-методическая литература:

1.     Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ. -М.,1984 г.

2.     Давыдова Е. Запорожец С. Сольфеджио. Учебник для 3 класса ДМШ. – М., 1976.

3.     Е. Давыдова. « Сольфеджио» для 4 класса ДМШ. Москва 1980 г.

4.     Е. Давыдова, С. Запорожец « Сольфеджио» для 3 класса ДМШ. Москва 1999 г.

5.     Г. Ф. Калинина «Сольфеджио». Рабочая тетрадь для 3 класса ДМШ. 2008 г.

6.     Г.Ф. Калинина « Сольфеджио». Рабочая тетрадь для 4 класса ДМШ.2008г.

7.     М. Калугина, П. Халабузарь « Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио» методическое пособие для ДМШ. Москва. « Советский композитор» 1987г.

8.     Калмыков Б. и Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1.- М., 1979.

9.     Калмыков Б. и Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2.- М., 1978.

10.   Королёва С.Б. « Я слышу, знаю и пою»: Теория музыки на уроках сольфеджио: Санкт- Петербург, 2017 – 92с

11. Седельникова А. « Чтение с листа на уроках сольфеджио на материале удмуртской музыки». Ижевск 1991г.

12. Сольфеджио . Программа для детских музыкальных школ. Москва 1994г.

13. Типовой программы по сольфеджио для ДШИ (с 7летним и 5летним сроками обучения), составленной Т.А.Калужской, изданной в Москве в 1984 году.

14. Давыдова Е. Сольфеджио. Учебник для 4 класса ДМШ. – М., 1978.

15. Давыдова Е. Сольфеджио. Учебник для 5 класса ДМШ. – М., 1981.

16. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 1 класса ДМШ. – М. 1989.

17. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 2 класса ДМШ. – М. 1989.

18. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для подготовительного  класса ДМШ. – М. 1989.

19. Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976.

20. Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М., 1975.

21. Вахромеев В. Сольфеджио. – М., 1968.

22. Далматов Н. Музыкальный диктант. – М., 1972.

23. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. – М., 1979

24. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. – М., 1978

25. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980

26. Музыкальные диктанты / Общая редакция В. Вахромеева. – М., 1975

27. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1974

28. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1978

Дополнительная литература

29. Алексеева Л., Голубева Е. «Интонационно-смысловое сольфеджио». – М., 2007.

30. Вахромеев В. А. «Элементарная теория музыки». – М., 1983.

31. Дадиомов Е. А. «Начальная теория музыки. Учебное пособие по сольфеджио для музыкальных школ и школ искусств», изд. В Катанского – М., 2006.

32. Ладухин Н. «Одноголосное сольфеджио». - М.,1980.

33. Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио». – М., 1987.

34. Максимов С. Е. «Музыкальная грамота». – М., 1979

35. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для подготовительного класса ДМШ». – М., 1989.

36. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 1 класса ДМШ». – М., 1989.

37. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 2 класса ДМШ». – М., 1989.

38. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 3 класса ДМШ». – М., 1989.

39. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 4 класса ДМШ». – М., 1989.

40. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 5 класса ДМШ». – М., 1989.

41. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 6 класса ДМШ». – М., 1989.

42. Металлиди Ж. «Сольфеджио. Учебник для 7 класса ДМШ». – М., 1989.

43. Ромм Р. «Изучение тональностей в ДМШ». – М., 1977.

44. Середа В. «Каноны». – М., 1997.

45. Фридкин Г. «Чтение с листа на уроках сольфеджио». – М., 1976.

46. Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте». – М., 1974.

 

 

 

Виды организации учебной деятельности: урок.

Виды контроля: текущий,  тематический, итоговый, устный.

Формы (приемы) контроля: наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест, задание в рабочей тетради, зачет.

Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках сольфеджио осуществляется в форме фронтального и индивидуального опроса, работы с карточками, музыкальными номерами; анализ музыкальных произведений, ритмические и музыкальные диктанты, самостоятельной работы.

Текущий контроль успеваемости должен сочетаться с организацией периодической обобщающей проверкой знаний по определённым разделам программы.

 Контроль осуществляется по ходу занятий. Проверка знаний осуществляется в виде опроса (индивидуальный, фронтальный), самостоятельной письменной работы, сольфеджирование музыкальных примеров, чтение с листа, слуховой анализ интервалов аккордов в тональности и в виде последовательности, музыкальные диктанты. Четвертные отметки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающей проверки на контрольном уроке, учитывая при этом успеваемость и посещаемость всех уроков, т.е. текущие оценки, и все это должно объективно отражать степень усвоения учебного материала.

Заключительный контрольный урок можно проводить, в зависимости от общего уровня учащихся, в различных формах.

Выведение итоговых отметок осуществляется по четвертям и за год. Отметка является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки учащегося по предмету «Сольфеджио» в каждом классе: усвоение теоретического  и практического материала, овладе­ние компетенциями.

Оценочные материалы

Примерные задания для учеников 6 классе

Письменно – записать самостоятельно музыкальный диктант, соответствующий требованиям настоящей программы.

Устно:

- пение пройденных гамм, отдельных ступеней, в том числе альтерированных,

- пение пройденных интервалов от звука вверх и вниз,

- пение пройденных интервалов в тональности,

- пение пройденных аккордов от звука вверх и вниз,

- пение пройденных аккордов в тональности,

-  определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов,

- определение на слух последовательности интервалов или аккордов в тональности,

- чтение одноголосного примера с листа,

- пение одноголосного примера, заранее выученного наизусть.

Образец устного опроса:

1. Спеть три вида гаммы соль-диез минор.

2. Спеть натуральный и гармонический вид гаммы Ре-бемоль мажор.

3. Спеть с разрешением в тональности Си мажор IV повышенную,  VI пониженную ступени.

4. Спеть с разрешением в тональности си-бемоль минор IV повышенную, VII повышенную ступени.

5. Спеть от звука ре вверх м.2, м.6, от звука си вниз ч.4, м.7, от звука ми вверх б.3, б.6.

6. Спеть в тональностях Ля-бемоль мажор и до-диез минор тритоны в натуральном и гармоническом виде с разрешением.

7. Спеть в  тональностях Ми мажор и фа минор уменьшенные трезвучия с разрешением.

8. Данный от звука ре малый мажорный септаккорд разрешить как доминантовый в две тональности.

9.  Определить на слух сыгранные вне тональности аккорды и интервалы.

10. Определить на слух последовательность из интервалов или аккордов в тональности (см. нотные примеры 25, 26 в разделе «Методические рекомендации»).

11. Спеть один из заранее выученных наизусть одноголосных примеров (например, Б.Калмыков, Г.Фридкин. Одноголосие: №№571, 576).

12. Прочитать с листа мелодию соответствующей трудности (например, Г.Фридкин. Чтение с листа: №№352, 353).

 

Примерные задания для учеников 8 класса

Письменно – записать самостоятельно музыкальный диктант, соответствующий требованиям настоящей программы. Уровень сложности диктанта может быть различным в группах, допускаются диктанты разного уровня сложности внутри одной группы.

Устно: индивидуальный опрос должен охватывать ряд обязательных тем и форм работы, но уровень трудности музыкального материала может быть также различным.

1.                 Спеть с листа мелодию соответствующей программным требованиям трудности и дирижированием.

2.                 Спеть один из голосов выученного двухголосного примера (в дуэте или с фортепиано).

3.                 Спеть по нотам романс или песню с собственным аккомпанементом на фортепиано.    

4.                 Спеть  различные виды пройденных мажорных и минорных гамм.

5.                 Спеть или прочитать хроматическую гамму.

6.                 Спеть от звука вверх или вниз пройденные интервалы.                               

7.                 Спеть в тональности тритоны и хроматические интервалы с разрешением.

8.                 Определить на слух несколько интервалов вне тональности.

9.                 Спеть от звука вверх или вниз пройденные аккорды.

10.            Спеть в тональности пройденные аккорды.

11.            Определить на слух аккорды вне тональности.

12.            Определить на слух последовательность из 8-10 интервалов или аккордов.

Пример устного опроса:

- спеть с листа одноголосный пример (А.Рубец. Одноголосное сольфеджио: №66),

- спеть один из голосов двухголосного примера в дуэте или с фортепиано (Б.Калмыков, Г.Фридкин. Двухголосие: №226),

- спеть с собственным аккомпанементом по нотам романс М.Глинки «Признание»,

- спеть гармонический вид гаммы Ре-бемоль мажор вниз, мелодический вид гаммы соль-диез минор вверх,

- спеть или прочитать хроматическую гамму Си мажор вверх, до-диез минор вниз,

- спеть от звука ми вверх все большие интервалы, от звука си вниз все малые интервалы,

- спеть тритоны с разрешением в тональностях фа минор, Ми-бемоль мажор, характерные интервалы в тональностях фа-диез минор, Си-бемоль мажор,

- определить на слух несколько интервалов вне тональности,

- спеть от звука ре мажорный и минорный секстаккорды, разрешить их как главные в возможные тональности,

- спеть в тональности си минор вводный септаккорд с разрешениями,

- разрешить малый септаккорд с уменьшенной квинтой, данный от звука ми, во все возможные тональности,

- определить на слух последовательность из интервалов или аккордов

 

4 класс

1Построить гамму фа диез минор, главные трезвучия лада и их обращения.

2.Построить интервалы ч4,м6,ч5 и сделать обращения.

3.Найти в музыкальном примере секвенцию и подчеркнуть.

4.В тональности ре минор построить Д7 и разрешить.

2 четверть

           1.Построить гамму Ля мажор. В ней тоническое трезвучие с обращениями.

           2. Определить интервалы.

           3. Сочинить ритм в размере ¾

           4. Расставить тактовые черты  в ритмическом примере

3        четверть

1Определить на слух жанр музыкального произведения.

2Построить гамму соль минор. В ней тоническое трезвучие.

3Подчеркнуть в нотном примере шестнадцатые длительности

4Дать определение термину динамика.

4 четверть.

1Определить на слух интервалы

2Построить гамму Си бемоль мажор, тоническое трезвучие, подписать ступени.

3Определить на слух форму музыкального произведения  Чайковский. «Полька».

4 Сочините ритм на определенный жанр.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 71 с углублённым изучением отдельных предметов города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 71 с углублённым изучением отдельных предметов города

Пояснительная записка Программа учебного предмета «Сольфеджио» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося

Пояснительная записка Программа учебного предмета «Сольфеджио» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося

Объем программы, общее количество учебных часов для освоения программы -288

Объем программы, общее количество учебных часов для освоения программы -288

Задачи: -формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование…

Задачи: -формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование…

Теоретические знания, полученные учащимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками

Теоретические знания, полученные учащимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками

Длительности, размер, такт

Длительности, размер, такт

Повторение материала 1 класса

Повторение материала 1 класса

Закрепление пройденного

Закрепление пройденного

Обращения трезвучийУрок 523

Обращения трезвучийУрок 523

Урок 5 2 3 15

Урок 5 2 3 15

Уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре

Уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре

Обращения Доминантового септаккорда, разрешенияУрок 7,534,5

Обращения Доминантового септаккорда, разрешенияУрок 7,534,5

в минореУрок 523

в минореУрок 523

Урок 2,5 1 1,5 4

Урок 2,5 1 1,5 4

Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 19

Текущий контроль Контрольный урок 2,5 1 1,5 19

Септаккорд II ступени в мажоре и миноре

Септаккорд II ступени в мажоре и миноре

Резервный урок Урок 2,5 1 1,5

Резервный урок Урок 2,5 1 1,5

России и мира, творческой деятельности му­ зыкально -эстетического характера

России и мира, творческой деятельности му­ зыкально -эстетического характера

К концу курса по сольфеджио учащиеся должны уметь : 1

К концу курса по сольфеджио учащиеся должны уметь : 1

Определить на слух интервалы ( в пределах октавы), последовательность интервалов и аккордов ( мажорные и минорные трезвучия их обращения, доминантсептаккорд и его обращения, вводные септаккорды

Определить на слух интервалы ( в пределах октавы), последовательность интервалов и аккордов ( мажорные и минорные трезвучия их обращения, доминантсептаккорд и его обращения, вводные септаккорды

Контроль осуществляется по ходу занятий

Контроль осуществляется по ходу занятий

Год обучения 6 Временные периоды

Год обучения 6 Временные периоды

Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов

Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов

Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности»

Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности»

Седельникова А. « Чтение с листа на уроках сольфеджио на материале удмуртской музыки»

Седельникова А. « Чтение с листа на уроках сольфеджио на материале удмуртской музыки»

Дадиомов Е. А. «Начальная теория музыки

Дадиомов Е. А. «Начальная теория музыки

Виды организации учебной деятельности: урок

Виды организации учебной деятельности: урок

Примерные задания для учеников 6 классе

Примерные задания для учеников 6 классе

Определить на слух сыгранные вне тональности аккорды и интервалы

Определить на слух сыгранные вне тональности аккорды и интервалы

Спеть от звука вверх или вниз пройденные аккорды

Спеть от звука вверх или вниз пройденные аккорды

Построить гамму фа диез минор, главные трезвучия лада и их обращения

Построить гамму фа диез минор, главные трезвучия лада и их обращения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2024