Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 71
с углублённым изучением отдельных предметов
города Ижевска
РАССМОТРЕНО на заседании ШМК Протокол №13 от« » 201 г. |
УТВЕРЖДЕНО Приказ № 516 от « » 201 г. Руководитель ______________Т.В. Алимова |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Сольфеджио»
Уровень сложности программы: базовый
Возраст обучающихся: 6-14 лет
Срок реализации: 8 лет
Автор-составитель:
Кордюкова Полина Николаевна
педагог дополнительного образования
Ижевск 2018
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Сольфеджио» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.
Художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения, являясь неотъемлемой частью воспитания личности, активно влияет на формирование положительных качеств духовного и нравственного облика молодёжи.
Одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является предмет «Сольфеджио». На уроках сольфеджио педагог воспитывает у учащихся любовь к народной музыке, творчеству русских композиторов-классиков, советских композиторов, лучших представителей зарубежной музыки, развивает их музыкальные данные (слух, память, ритм), знакомит с теоретическими основами музыкального искусства, помогает выявлению и развитию творческих задатков учащихся.
Полученные на уроках сольфеджио знания и навыки должны помочь учащемуся в его занятиях на инструменте, по музыкальной литературе и хору.
Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».(Москва 2012г).
Направленность программы- художественно-эстетическая
Уровень сложности программы: базовый.
Адресат программы - учащиеся музыкально-эстетического отделения образовательной школы. Возраст от 6 до 14 лет.
Объем программы, общее количество учебных часов для освоения программы -288
Форма организации образовательного процесса- групповые занятие от 4 до 15 человек
Срок освоения программы: 8 лет
Режим занятий: 1 раз в неделю по 45 минут. За год- 36 часов.
Объем учебного времени В соответствии с учебным планом на предмет «Сольфеджио» отводится 34 час в год, 33 часа –первый год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Всего- 271 час.
Форма проведения учебных занятий: групповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Примерные условия реализации данной программы:
-Наличие учебных групп (согласно учебным планам);
-Наличие учебных пособий для учащихся;
-Наличие методической литературы для преподавателей;
-Наличие фоно - и - аудиотеки;
-Наличие дидактического раздаточного материала;
-Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности, хоровому классу, музыкальной литературе;
-Соблюдение межпредметных связей;
-Сотрудничество разных учебных заведений (в том числе, музыкальных), обмен опытом;
-Активный поиск новых форм и методов преподавания музыкальной литературы, самообразование педагогов.
Цель и задачи предмета «Сольфеджио»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачи:
-формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;
-формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
-формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.
Содержание программы
Курс сольфеджио включает в себя следующие разделы:
вокально – интонационные навыки;
сольфеджирование и пение с листа;
воспитание чувства метроритма;
воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);
музыкальный диктант;
воспитание творческих навыков;
теоретические сведения
Гармоническое развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления учащихся может быть осуществлено лишь в том случае, если все формы работы, предусмотренные программой, будут находиться между собой в тесной взаимосвязи. При этом основными, определяющими формами работы являются: сольфеджирование, слуховой анализ и запись диктантов, а интонационные, ритмические и творческие упражнения- вспомогательные.
Теоретические знания, полученные учащимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, вырабатывает сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке, а также успешной исполнительской практике учащихся. За время обучения учащиеся приобрести ряд практических навыков: уметь правильно и интонационно точно петь выученную или незнакомую мелодию, один из голосов несложного двухголосного произведения; записывать по слуху несложную мелодию; подбирать на инструменте мелодию и аккомпанемент к ней; анализировать на слух несложные музыкальные произведения или отрывки. Освоение музыкальной грамоты происходит на музыкальном материале русских и зарубежных композиторов.
Учебный план
1 класс
№№ |
Наименование раздела, темы
|
Формы контроля |
Общий объем времени (в часах) |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1 |
Нотная грамота |
Работа с карточками |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Гамма До мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени |
|
2 |
1 |
1 |
|
3 |
Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки |
Урок |
1 |
1 |
0 |
|
4 |
Опевание устойчивых ступеней. Тоническое трезвучие |
Урок |
1 |
0 |
1 |
|
5 |
Длительности, размер, такт |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
6 |
Размер 2/4 |
Урок |
2 |
1 |
2 |
|
7 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
1 |
0 |
1 |
|
8 |
Изучение элементов гаммы Соль мажор |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
9 |
Размер 3/4 |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
10 |
Ритмический диктант |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
11 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
1 |
0 |
1 |
|
12 |
Изучение элементов гаммы Ре мажор |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
13 |
Изучение элементов гаммы Фа мажор |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
14 |
Гамма ля минор |
Урок |
1 |
0 |
1 |
|
15 |
Знакомство с интервалами |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
16 |
Затакт четверть, две восьмые в размере 2/4 |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
17 |
Текущий контроль |
Контрольный урок
|
1 |
0 |
1 |
|
18 |
Запись одноголосных диктантов в размере 3/4 |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
19 |
Размер 4/4 (для продвинутых групп) |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
20 |
Повторение |
Урок |
2 |
1 |
1 |
|
21 |
Промежуточный контроль |
Контрольный урок |
2 |
1 |
1 |
|
|
ИТОГО: |
|
36 |
|
|
|
2 класс
1 |
Повторение материала 1 класса |
Урок |
2 |
1 |
1 |
2 |
Затакт четверть в размере 3/4 |
Урок |
2 |
1 |
1 |
3 |
Тональность Си-бемоль мажор |
Урок |
2 |
1 |
1 |
4 |
Размер 4/4 |
Урок |
2 |
1 |
1 |
5 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
1 |
0 |
1 |
6 |
Тональность ля минор |
Урок |
2 |
1 |
1 |
7 |
Три вида минора |
Урок |
2 |
1 |
1 |
8 |
Ритм четверть с точкой и восьмая |
Урок |
2 |
1 |
1 |
9 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
1 |
0 |
1 |
10 |
Параллельные тональности |
Урок |
2 |
1 |
1 |
11 |
Ритм четыре шестнадцатые в пройденных размерах |
Урок |
2 |
1 |
1 |
12 |
Тональность ре минор |
Урок |
2 |
1 |
1 |
13 |
Тональность ми минор |
Урок |
2 |
1 |
1 |
14 |
Тональность си минор |
Урок |
2 |
1 |
1 |
15 |
Интервалы ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3 |
Урок |
2 |
1 |
1 |
16 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
1 |
0 |
1 |
17 |
Тональность соль минор |
Урок |
2 |
1 |
1 |
18 |
Интервалы ч.4, ч.5, ч.8 |
Урок |
2 |
1 |
1 |
19 |
Закрепление пройденного |
Урок |
2 |
1 |
1 |
20 |
Промежуточный контроль |
Контрольный урок |
1 |
|
1 |
|
Итого |
36 |
|
|
|
3 класс
1 |
Повторение материала 2 класса |
Урок |
10 |
4 |
6 |
2 |
Тональность Ля мажор |
Урок |
5 |
2 |
3 |
3 |
Ритм восьмая и две шестнадцатых |
Урок |
5 |
2 |
3 |
4 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
5 |
Тональность фа-диез минор |
Урок |
5 |
2 |
3 |
6 |
Ритм две шестнадцатых и восьмая |
Урок |
5 |
2 |
3 |
7 |
Переменный лад |
Урок |
5 |
2 |
3 |
8 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
9 |
Тональности Ми-бемоль мажор и до минор |
Урок |
7,5 |
3 |
4,5 |
10 |
Интервалы м.6 и б.6 |
Урок |
5 |
2 |
3 |
11 |
Обращения интервалов |
Урок |
5 |
2 |
3 |
12 |
Главные трезвучия лада |
Урок |
5 |
2 |
3 |
13 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
14 |
Размер 3/8 |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
15 |
Обращения трезвучий |
Урок |
5 |
2 |
3 |
16 |
Повторение |
Урок |
5 |
2 |
3 |
16 |
Промежуточный контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
17 |
Резервный урок |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
|
ИТОГО: |
|
82,5 |
33 |
49,5 |
4 класс
1 |
Повторение материала 3 класса |
Урок |
7,5 |
3 |
4,5 |
2 |
Тональность Ми мажор |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
3 |
Пунктирный ритм |
Урок |
5 |
2 |
3 |
4 |
Главные трезвучия лада |
Урок |
5 |
2 |
3 |
5 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
6 |
Тональность до-диез минор |
Урок |
5 |
2 |
3 |
7 |
Синкопа |
Урок |
5 |
2 |
3 |
8 |
Тритоны на IV и на VII (повышенной) ст. в мажоре и гарм. миноре |
Урок |
5 |
2 |
3 |
9 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
10 |
Триоль |
Урок |
5 |
2 |
3 |
11 |
Тональность Ля-бемоль мажор |
Урок |
5 |
2 |
3 |
12 |
Размер 6/8 |
Урок |
5 |
2 |
3 |
13 |
Интервал м.7 |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
14 |
Доминантовый септаккорд в мажоре и гармоническом миноре |
Урок |
5 |
2 |
3 |
15 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
16 |
Тональность фа минор |
Урок |
5 |
2 |
3 |
17 |
Повторение тритонов |
Урок |
5 |
2 |
3 |
18 |
Повторение доминантового септаккорда |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
19 |
Промежуточный контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
20 |
Резервный урок |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
|
ИТОГО: |
|
82,5 |
33 |
49,5 |
5 класс
1 |
Повторение материала 4 класса |
Урок |
7,5 |
3 |
4,5 |
2 |
Доминантовое трезвучие с обращениями и разрешениями |
Урок |
5 |
2 |
3 |
3 |
Ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатые |
Урок |
5 |
2 |
3 |
4 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
5 |
Субдоминантовое трезвучие с обращениями и разрешениями |
Урок |
7,5 |
3 |
4,5 |
6 |
Повторение тритонов на IV и VII ступенях в мажоре и гармоническом миноре |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
7 |
Уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре |
Урок |
5 |
2 |
3 |
8 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
9 |
Тональности Си мажор, соль-диез минор |
Урок |
7,5 |
3 |
4,5 |
10 |
Различные виды синкоп |
Урок |
7,5 |
3 |
4,5 |
11 |
Построение мажорных и минорных трезвучий, секстаккордов, квартсекстаккордов от звука |
Урок |
7,5 |
3 |
4,5 |
12 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
13 |
Тональности Ре-бемоль мажор, си-бемоль минор |
Урок |
5 |
2 |
3 |
14 |
Буквенные обозначения тональностей |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
15 |
Период, предложения, фраза |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
16 |
Повторение |
Урок |
5 |
2 |
3 |
17 |
Промежуточный контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
18 |
Резервный урок |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
|
ИТОГО: |
|
82,5 |
33 |
49,5 |
6 класс
1 |
Повторение материала 5 класса |
Урок |
7,5 |
3 |
4,5 |
2 |
Обращения Доминантового септаккорда, разрешения |
Урок |
7,5 |
3 |
4,5 |
3 |
Ритмические фигуры с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8 |
Урок |
5 |
2 |
3 |
4 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
5 |
Гармонический мажор |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
6 |
Субдоминанта в гармоническом мажоре |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
7 |
Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре |
Урок |
7,5 |
3 |
4,5 |
8 |
Ритм триоль (шестнадцатые) |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
9 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
10 |
Тональности Фа-диез мажор, ре-диез минор |
Урок |
5 |
2 |
3 |
11 |
Уменьшенное трезвучие в гармоническом мажоре |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
12 |
Уменьшенное трезвучие в натуральном миноре |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
13 |
Ритмические группы с залигованными нотами |
Урок |
5 |
2 |
3 |
15 |
Хроматизм, альтерация. IV повышенная ступень в мажоре и в миноре |
Урок |
5 |
2 |
3 |
15 |
Отклонение, модуляция в параллельную тональность, в тональность доминанты |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
16 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
17 |
Тональности Соль-бемоль мажор, ми-бемоль минор |
Урок |
5 |
2 |
3 |
18 |
Энгармонизм тональностей с 6 знаками |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
19 |
Квинтовый круг тональностей |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
20 |
Повторение |
Урок |
5 |
2 |
3
|
21 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
22 |
Резервный урок |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
|
ИТОГО: |
|
82,5 |
33 |
49,5 |
7 класс
1 |
Повторение материала 6 класса |
Урок |
10 |
4 |
6 |
2 |
Характерные интервалы ув.2 и ум.7 в гармоническом мажоре и гармоническом миноре |
Урок |
5 |
2 |
3 |
3 |
Характерные интервалы ум.4 и ув.5 в гармоническом мажоре |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
4 |
Характерные интервалы ум.4 и ув.5 в гармоническом миноре |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
5 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
6 |
Малый вводный септаккорд в натуральном мажоре |
Урок |
5 |
2 |
3 |
7 |
Уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом мажоре |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
8 |
Уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом миноре |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
9 |
Различные виды внутритактовых синкоп |
Урок |
5 |
2 |
3 |
10 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
11 |
Тональности с семью знаками в ключе |
Урок |
5 |
2 |
3 |
12 |
Построение и разрешение тритонов от звука |
Урок |
5 |
2 |
3 |
13 |
Построение и разрешение ув.2 и ум.7 от звука |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
14 |
Диатонические лады |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
15 |
Пентатоника |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
16 |
Переменный размер |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
17 |
Размеры 6/4, 3/2 |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
18 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
19 |
Тональности 1 степени родства |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
20 |
Период, отклонения, модуляция в родственные тональности |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
21 |
Альтерации неустойчивых ступеней |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
22 |
Повторение |
Урок |
5 |
2 |
3 |
23 |
Промежуточный контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
24 |
Резервный урок |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
|
ИТОГО: |
|
82,5 |
33 |
49,5 |
8 класс
Таблица 10
1 |
Повторение материала 7 класса |
Урок |
10 |
4 |
6 |
2 |
Вспомогательные хроматические звуки |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
3 |
Проходящие хроматические звуки |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
4 |
Размеры 9/8, 12/8 |
Урок |
5 |
2 |
3 |
5 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
6 |
Правописание хроматической гаммы (основа – мажорный лад) |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
7 |
Правописание хроматической гаммы (основа – минорный лад) |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
8 |
Септаккорд II ступени в мажоре и миноре |
Урок |
5 |
2 |
3 |
9 |
Междутактовые синкопы |
Урок |
5 |
2 |
3 |
10 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
11 |
Прерванный оборот в мажоре и гармоническом миноре |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
12 |
Увеличенное трезвучие в гармоническом мажоре и миноре |
Урок |
5 |
2 |
3 |
13 |
Сложные виды синкоп |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
14 |
Виды септаккордов |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
15 |
Построение септаккордов от звука и их разрешение в тональности |
Урок |
5 |
2 |
3 |
16 |
Построение от звука обращений малого мажорного септаккорда и разрешение его как доминантового в мажоре и гармоническом миноре |
Урок |
5 |
2 |
3 |
17 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
18 |
Повторение |
Урок |
10 |
4 |
6 |
19 |
Письменные контрольные работы |
Урок |
5 |
2 |
3 |
20 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
5 |
2 |
3 |
21 |
Резервный урок |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
|
ИТОГО: |
|
82,5 |
33 |
49,5 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с федеральными стандартами общего образования содержание программы ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию ученика.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета « Сольфеджио»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края;
— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества;
— развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений)
— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности.
К концу курса по сольфеджио учащиеся должны уметь:
1.Записать одноголосный диктант в течении 25-30 минут. Диктант в объёме 8 тактов в мажорных и минорных тональностях с несложным ритмом; размеры 2/4, 3/4, 4/4. Ритмические длительности и группы: целые и половинные ноты, половинные ноты с точкой, четверти, восьмые, четверти с точкой и восьмые, четыре шестнадцатых, восьмая с точкой и шестнадцатая.
2.Спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием. Мелодия в мажорных и минорных тональностях, в размерах: 2/4, 3/4, 4/4.
3. Спеть любую мажорную ( натуральную или гармоническую) и минорную ( натуральную, гармоническую, мелодическую )гаммы.
4. Спеть от данного звука вверх или вниз чистые, большие и малые интервалы, тритоны и характерные интервалы с разрешением.
5. Спеть от данного звука аккорды; трезвучия мажорные и минорные с обращениями, уменьшенные и увеличенные ( вверх и вниз), доминантсептаккорд и его обращения с разрешением, вводные септаккорды с разрешением.
6.Спеть в мажорных и минорных тональностях главные трезвучия и их обращения, доминантсептаккорд и его обращения, септаккорды.
7.Определить на слух интервалы ( в пределах октавы), последовательность интервалов и аккордов ( мажорные и минорные трезвучия их обращения, доминантсептаккорд и его обращения, вводные септаккорды.
По музыкальной грамоте
1. Знать мажорные и минорные тональности до 4 знаков в ключе.
2. Построить и определить большие , малые, чистые интервалы, тритоны и характерные интервалы с разрешением.
3. Построить от данного звука вверх т вниз трезвучия мажорные и минорные, их обращения, доминантсептаккорд и его обращения, вводные септаккорды.
4. В мажорных и минорных тональностях построить главные трезвучия лада и их обращения, доминантсептаккорд с обращениями, вводные септаккорды.
Основными формами контроля знаний умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка слуховых и письменных работ, мелодические и ритмические диктанты, анализ музыкальных произведений, пение и сольфеджирование с листа, импровизация и сочинение мелодий.
Виды организации учебной деятельности: урок.
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый, устный.
Формы (приемы) контроля: наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест, задание в рабочей тетради, зачет.
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках сольфеджио осуществляется в форме фронтального и индивидуального опроса, работы с карточками, музыкальными номерами; анализ музыкальных произведений, ритмические и музыкальные диктанты, самостоятельной работы.
Текущий контроль успеваемости должен сочетаться с организацией периодической обобщающей проверкой знаний по определённым разделам программы.
Контроль осуществляется по ходу занятий. Проверка знаний осуществляется в виде опроса (индивидуальный, фронтальный), самостоятельной письменной работы, сольфеджирование музыкальных примеров, чтение с листа, слуховой анализ интервалов аккордов в тональности и в виде последовательности, музыкальные диктанты. Четвертные отметки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающей проверки на контрольном уроке, учитывая при этом успеваемость и посещаемость всех уроков, т.е. текущие оценки, и все это должно объективно отражать степень усвоения учебного материала.
Заключительный контрольный урок можно проводить, в зависимости от общего уровня учащихся, в различных формах.
Выведение итоговых отметок осуществляется по четвертям и за год. Отметка является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки учащегося по предмету «Сольфеджио» в каждом классе: усвоение теоретического и практического материала, овладение компетенциями.
Календарно-учебный график
Год обучения
1 |
Временные периоды |
Всего недель 36 |
Всего часов
36 |
||
Сентябрь- Ноябрь 12н- 12 занятий |
Декабрь –Февраль
12 н-12 занятий |
Март- май
12 н-12занятий |
|||
Год обучения
2 |
Временные периоды |
Всего недель 36
|
Всего часов 36 |
||
Сентябрь- Ноябрь 12 недель 12занятий |
Декабрь –Февраль
12 недель 12 занятий |
Март- май
12 недель 12 занятий |
|||
Год обучения
3 |
Временные периоды |
Всего недель 36 |
Всего часов
36 |
||
Сентябрь- Ноябрь 12 недель 12занятий |
Декабрь –Февраль
12 недель 12 занятий |
Март- май
12 недель 12 занятий |
|||
Год обучения
4 |
Временные периоды |
Всего недель 36 |
Всего часов
36 |
||
Сентябрь- Ноябрь 12 недель 12занятий |
Декабрь –Февраль
12 недель 12 занятий |
Март- май
12 недель 12 занятий |
Год обучения
5 |
Временные периоды |
Всего недель 36 |
Всего часов
36 |
||
Сентябрь- Ноябрь 12н- 12 занятий |
Декабрь –Февраль
12 н-12 занятий |
Март- май
12 н-12занятий |
|||
Год обучения
6 |
Временные периоды |
Всего недель 36
|
Всего часов 36 |
||
Сентябрь- Ноябрь 12 недель 12занятий |
Декабрь –Февраль
12 недель 12 занятий |
Март- май
12 недель 12 занятий |
|||
Год обучения
7 |
Временные периоды |
Всего недель 36 |
Всего часов
36 |
||
Сентябрь- Ноябрь 12 недель 12занятий |
Декабрь –Февраль
12 недель 12 занятий |
Март- май
12 недель 12 занятий |
|||
Год обучения
8 |
Временные периоды |
Всего недель 36 |
Всего часов
36 |
||
Сентябрь- Ноябрь 12 недель 12занятий |
Декабрь –Февраль
12 недель 12 занятий |
Март- май
12 недель 12 занятий |
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения
1Музыкальные инструменты.
2.Персональный компьютер.
3Экспозиционный экран.
4.Музыкальный центр.
5.Мультимедийный проектор
Печатные пособия
1.Портреты композиторов.
2.Таблицы признаков характера звучания
3.Таблица длительностей
4.Таблица средств музыкальной выразительности
5.Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
6.Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Экранно-звуковые пособия
1.Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2.Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
3.Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
4.Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
5.Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
6.Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
7.Нотный и поэтический текст песен.
8.Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах
Информационно-обеспечение
1. Сергеева Г.П.,Критская, Е. Д. ,Кашекова И.Э.Музыка. 5-8 классы Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П Сергеева, Кашекова И.Э. - Режим доступа: http://www.prosv.ra/ebooks/KiitskayaJVIuzika_l- 4kl/index.html
2. Международный проект «Vidiouroki. het»
3. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. IDCOMPANI, 2010.
4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/cat/musika/
5. Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33
6МузыкальныйБункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.
7Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
8Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
9М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
10П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
11Погружение в классику - http://intoclassics.net/news/1-0-1
12Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
13Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
14Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
15Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html
1. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
Учебно-методическая литература:
1. Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ. -М.,1984 г.
2. Давыдова Е. Запорожец С. Сольфеджио. Учебник для 3 класса ДМШ. – М., 1976.
3. Е. Давыдова. « Сольфеджио» для 4 класса ДМШ. Москва 1980 г.
4. Е. Давыдова, С. Запорожец « Сольфеджио» для 3 класса ДМШ. Москва 1999 г.
5. Г. Ф. Калинина «Сольфеджио». Рабочая тетрадь для 3 класса ДМШ. 2008 г.
6. Г.Ф. Калинина « Сольфеджио». Рабочая тетрадь для 4 класса ДМШ.2008г.
7. М. Калугина, П. Халабузарь « Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио» методическое пособие для ДМШ. Москва. « Советский композитор» 1987г.
8. Калмыков Б. и Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1.- М., 1979.
9. Калмыков Б. и Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2.- М., 1978.
10. Королёва С.Б. « Я слышу, знаю и пою»: Теория музыки на уроках сольфеджио: Санкт- Петербург, 2017 – 92с
11. Седельникова А. « Чтение с листа на уроках сольфеджио на материале удмуртской музыки». Ижевск 1991г.
12. Сольфеджио . Программа для детских музыкальных школ. Москва 1994г.
13. Типовой программы по сольфеджио для ДШИ (с 7летним и 5летним сроками обучения), составленной Т.А.Калужской, изданной в Москве в 1984 году.
14. Давыдова Е. Сольфеджио. Учебник для 4 класса ДМШ. – М., 1978.
15. Давыдова Е. Сольфеджио. Учебник для 5 класса ДМШ. – М., 1981.
16. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 1 класса ДМШ. – М. 1989.
17. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 2 класса ДМШ. – М. 1989.
18. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для подготовительного класса ДМШ. – М. 1989.
19. Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976.
20. Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М., 1975.
21. Вахромеев В. Сольфеджио. – М., 1968.
22. Далматов Н. Музыкальный диктант. – М., 1972.
23. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. – М., 1979
24. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. – М., 1978
25. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980
26. Музыкальные диктанты / Общая редакция В. Вахромеева. – М., 1975
27. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1974
28. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1978
Дополнительная литература
29. Алексеева Л., Голубева Е. «Интонационно-смысловое сольфеджио». – М., 2007.
30. Вахромеев В. А. «Элементарная теория музыки». – М., 1983.
31. Дадиомов Е. А. «Начальная теория музыки. Учебное пособие по сольфеджио для музыкальных школ и школ искусств», изд. В Катанского – М., 2006.
32. Ладухин Н. «Одноголосное сольфеджио». - М.,1980.
33. Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио». – М., 1987.
34. Максимов С. Е. «Музыкальная грамота». – М., 1979
35. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для подготовительного класса ДМШ». – М., 1989.
36. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 1 класса ДМШ». – М., 1989.
37. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 2 класса ДМШ». – М., 1989.
38. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 3 класса ДМШ». – М., 1989.
39. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 4 класса ДМШ». – М., 1989.
40. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 5 класса ДМШ». – М., 1989.
41. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 6 класса ДМШ». – М., 1989.
42. Металлиди Ж. «Сольфеджио. Учебник для 7 класса ДМШ». – М., 1989.
43. Ромм Р. «Изучение тональностей в ДМШ». – М., 1977.
44. Середа В. «Каноны». – М., 1997.
45. Фридкин Г. «Чтение с листа на уроках сольфеджио». – М., 1976.
46. Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте». – М., 1974.
Виды организации учебной деятельности: урок.
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый, устный.
Формы (приемы) контроля: наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест, задание в рабочей тетради, зачет.
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках сольфеджио осуществляется в форме фронтального и индивидуального опроса, работы с карточками, музыкальными номерами; анализ музыкальных произведений, ритмические и музыкальные диктанты, самостоятельной работы.
Текущий контроль успеваемости должен сочетаться с организацией периодической обобщающей проверкой знаний по определённым разделам программы.
Контроль осуществляется по ходу занятий. Проверка знаний осуществляется в виде опроса (индивидуальный, фронтальный), самостоятельной письменной работы, сольфеджирование музыкальных примеров, чтение с листа, слуховой анализ интервалов аккордов в тональности и в виде последовательности, музыкальные диктанты. Четвертные отметки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающей проверки на контрольном уроке, учитывая при этом успеваемость и посещаемость всех уроков, т.е. текущие оценки, и все это должно объективно отражать степень усвоения учебного материала.
Заключительный контрольный урок можно проводить, в зависимости от общего уровня учащихся, в различных формах.
Выведение итоговых отметок осуществляется по четвертям и за год. Отметка является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки учащегося по предмету «Сольфеджио» в каждом классе: усвоение теоретического и практического материала, овладение компетенциями.
Оценочные материалы
Примерные задания для учеников 6 классе
Письменно – записать самостоятельно музыкальный диктант, соответствующий требованиям настоящей программы.
Устно:
- пение пройденных гамм, отдельных ступеней, в том числе альтерированных,
- пение пройденных интервалов от звука вверх и вниз,
- пение пройденных интервалов в тональности,
- пение пройденных аккордов от звука вверх и вниз,
- пение пройденных аккордов в тональности,
- определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов,
- определение на слух последовательности интервалов или аккордов в тональности,
- чтение одноголосного примера с листа,
- пение одноголосного примера, заранее выученного наизусть.
Образец устного опроса:
1. Спеть три вида гаммы соль-диез минор.
2. Спеть натуральный и гармонический вид гаммы Ре-бемоль мажор.
3. Спеть с разрешением в тональности Си мажор IV повышенную, VI пониженную ступени.
4. Спеть с разрешением в тональности си-бемоль минор IV повышенную, VII повышенную ступени.
5. Спеть от звука ре вверх м.2, м.6, от звука си вниз ч.4, м.7, от звука ми вверх б.3, б.6.
6. Спеть в тональностях Ля-бемоль мажор и до-диез минор тритоны в натуральном и гармоническом виде с разрешением.
7. Спеть в тональностях Ми мажор и фа минор уменьшенные трезвучия с разрешением.
8. Данный от звука ре малый мажорный септаккорд разрешить как доминантовый в две тональности.
9. Определить на слух сыгранные вне тональности аккорды и интервалы.
10. Определить на слух последовательность из интервалов или аккордов в тональности (см. нотные примеры 25, 26 в разделе «Методические рекомендации»).
11. Спеть один из заранее выученных наизусть одноголосных примеров (например, Б.Калмыков, Г.Фридкин. Одноголосие: №№571, 576).
12. Прочитать с листа мелодию соответствующей трудности (например, Г.Фридкин. Чтение с листа: №№352, 353).
Примерные задания для учеников 8 класса
Письменно – записать самостоятельно музыкальный диктант, соответствующий требованиям настоящей программы. Уровень сложности диктанта может быть различным в группах, допускаются диктанты разного уровня сложности внутри одной группы.
Устно: индивидуальный опрос должен охватывать ряд обязательных тем и форм работы, но уровень трудности музыкального материала может быть также различным.
1. Спеть с листа мелодию соответствующей программным требованиям трудности и дирижированием.
2. Спеть один из голосов выученного двухголосного примера (в дуэте или с фортепиано).
3. Спеть по нотам романс или песню с собственным аккомпанементом на фортепиано.
4. Спеть различные виды пройденных мажорных и минорных гамм.
5. Спеть или прочитать хроматическую гамму.
6. Спеть от звука вверх или вниз пройденные интервалы.
7. Спеть в тональности тритоны и хроматические интервалы с разрешением.
8. Определить на слух несколько интервалов вне тональности.
9. Спеть от звука вверх или вниз пройденные аккорды.
10. Спеть в тональности пройденные аккорды.
11. Определить на слух аккорды вне тональности.
12. Определить на слух последовательность из 8-10 интервалов или аккордов.
Пример устного опроса:
- спеть с листа одноголосный пример (А.Рубец. Одноголосное сольфеджио: №66),
- спеть один из голосов двухголосного примера в дуэте или с фортепиано (Б.Калмыков, Г.Фридкин. Двухголосие: №226),
- спеть с собственным аккомпанементом по нотам романс М.Глинки «Признание»,
- спеть гармонический вид гаммы Ре-бемоль мажор вниз, мелодический вид гаммы соль-диез минор вверх,
- спеть или прочитать хроматическую гамму Си мажор вверх, до-диез минор вниз,
- спеть от звука ми вверх все большие интервалы, от звука си вниз все малые интервалы,
- спеть тритоны с разрешением в тональностях фа минор, Ми-бемоль мажор, характерные интервалы в тональностях фа-диез минор, Си-бемоль мажор,
- определить на слух несколько интервалов вне тональности,
- спеть от звука ре мажорный и минорный секстаккорды, разрешить их как главные в возможные тональности,
- спеть в тональности си минор вводный септаккорд с разрешениями,
- разрешить малый септаккорд с уменьшенной квинтой, данный от звука ми, во все возможные тональности,
- определить на слух последовательность из интервалов или аккордов
4 класс
1Построить гамму фа диез минор, главные трезвучия лада и их обращения.
2.Построить интервалы ч4,м6,ч5 и сделать обращения.
3.Найти в музыкальном примере секвенцию и подчеркнуть.
4.В тональности ре минор построить Д7 и разрешить.
2 четверть
1.Построить гамму Ля мажор. В ней тоническое трезвучие с обращениями.
2. Определить интервалы.
3. Сочинить ритм в размере ¾
4. Расставить тактовые черты в ритмическом примере
3 четверть
1Определить на слух жанр музыкального произведения.
2Построить гамму соль минор. В ней тоническое трезвучие.
3Подчеркнуть в нотном примере шестнадцатые длительности
4Дать определение термину динамика.
4 четверть.
1Определить на слух интервалы
2Построить гамму Си бемоль мажор, тоническое трезвучие, подписать ступени.
3Определить на слух форму музыкального произведения Чайковский. «Полька».
4 Сочините ритм на определенный жанр.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.