Конспект урока музыки в 5 классе учителя музыки
МБОУ СОШ №71 Кордюковой Полины Николаевны.
Тема урока «Программная музыка».
Тип урока: закрепление и углубление знаний.
Цель урока: Закрепить и углубление знания учащихся о программной музыке на примере симфонической картины А.Лядова «Кикимора».
Задачи:
Образовательные: опираясь на знания учащихся о «программной музыке», познакомить с симфонической картиной « Кикимора» А Лядова.
Развивающие: развитие вокально - хоровых навыков, осознанное восприятие музыки, умение анализировать средства музыкальной выразительности и сравнивать с музыкальными характеристиками А. Лядова при прослушивании музыки.
Воспитательные : воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус.
Планируемые результаты:
Личностные:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функции в жизни человека и общества.
Метапредметные:
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
-продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроке музыки;
-овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
-приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях музыкального языка произведений.
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения в процессе интонационно-образного анализа музыкальных произведений.
Предметные:
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-умение воплощать музыкальные образы в исполнении вокально-хоровых произведений.
Учитель: (музыкальное приветствие) Прозвенел звонок! Начался урок. Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Велик и богат мир музыкального искусства. Восхищает его жанровое многообразие. Какие музыкальные жанры вам знакомы?
Дети: песня, марш, романс, опера, балет, симфония…
Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент, определите жанр.
( звучит фрагмент песни « Дорога добра»)
Дети: Песня « Дорога добра».
Учитель: Вспомним слова песни. (Вокально -хоровая работа).
Исполнение.
Учитель: Композиторы создают не только вокальную музыку, но и инструментальную. Создавая яркие и выразительные образы, композитор дает четкое название своему произведению, определенную программу, помогая раскрыть содержание музыкального произведения. Сформулируйте тему нашего урока
Дети: Программная музыка. Записать тему в тетради.
Учитель: Назовите известные вам программные произведения?
Дети: Чайковский « Марш деревянных солдатиков»,
«Баба Яга», Мусоргский « Гном», « Балет не вылупившихся птенцов».
Учитель: Перечисленные произведения входят в фортепианные циклы П.Чайковского « Детский альбом», М.Мусоргского «Картинки с выставки», К.Сен-Санса « Карнавал животных».
Прежде чем продолжить, вспомним некоторые произведения.
Расставить фрагменты по порядку звучания.
1. П. Чайковский « Марш деревянных солдатиков».
2. М. Мусоргский « Балет не вылупившихся птенцов».
3. К. Сен-Санс « Слон».
( проверка, оценивание в парах)
Иногда поможет раскрыть содержание
музыкального произведения литературный сюжет.
Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям, сказаниям. Сегодня мы с вами познакомимся с симфонической картиной, созданной на основе народного сказания. Написал её композитор 19 века А.Лядова. Симфоническая картина - это одночастное программное произведение для симфонического оркестра.
Фольклорный персонаж народного сказания всем вам известен. Послушайте загадку:
Живет она с подружками: пиявками, лягушками
Питается гнилушками, прекрасная еде,
Всегда, токая важная, то мокрая, то влажная,
А, что ей делать граждане, когда кругом вода.
Учитель: Кто это?
Дети: Кикимора.
Учитель: Кто такая Кикимора? Где живет? Чем занимается?
Дети: злое существо, живет на болоте.
Учитель: О некоторых делах Кикиморы, я хотела бы вам рассказать.
У Кикиморы болотной
Всю неделю есть заботы.
В понедельник- покупаться,
А во вторник – рисовать,
В среду долго кувыркаться,
А в четверг – присесть и встать,
В пятницу - попрыгать, бегать,
Очень долго танцевать
А в субботу, воскресенье- целый день по отдыхать.
Физминутка.
(Повторение вместе с детьми).
В симфонической картине композитор изображает не только «портрет» Кикиморы, но и её характер.
Учитель: Прочитайте, как дается описание Кикиморы в сказании русского народа.
Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.
Где живет? Как выглядит? Какой характер?
Как выглядела Кикимора? Какие звуки издает?
Какую работу выполняет Кикимора? (Ответы детей)
Для того чтобы образ был ярким и красочным композитор будет использовать разнообразные средства выразительности. Назовите, что к ним относится?
Скорость звука? Дети: темп
Учитель: окраска звука? Дети: тембр
Учитель: сила звука? Дети: динамика.
Учитель: высота звука? Дети: регистр.
Учитель: Создайте портрет Кикиморы средствами музыкальной выразительности.(Работа в группах)
Характер музыки
Мелодия
Темп
Тембр
Динамика
Регистр.
Сравним ваши представления с симфонической миниатюрой А.Лядова. Слушание. Совпали ли ваши представления? (обсуждение)
Итак, как начинается картина? Сразу появляется образ Кикиморы или нет? Быстро или медленно звучит музыка? (включить фрагмент, если дети затрудняются).
Дети: картина начинается медленно, таинственно и скорей всего рисует нам царство кудесника.
Учитель: Медленное неторопливое вступление рисует таинственный пейзаж. Низкий регистр, тембры струнных и духовых инструментов создают Царство кудесника. Потом мы слышим мягкую, напевную мелодию, которую ведет английский рожок. На что похожа эта мелодия?
Дети: на колыбельную
Учитель: какой персонаж укачивал Кикимору в колыбельке.
Дети: Кот-Баюн.
Учитель: Во втором разделе появляется образ Кикиморы.(прослушать фрагмент).
Какой характер музыки?
Дети: злой, сердитый, резкий.
Учитель: Как звучала мелодия?
Дети: скачущая, резкая.
Учитель: Какой регистр использовал композитор?
Дети: средний, высокий.
Учитель: наши представления в основном совпали. Быстрый суетливый бег Кикиморы не прекращается до конца пьесы - скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы. Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого.
В этой картине видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ.
Учитель: Давайте пофантазируем, представим, что живущие рядом обитатели устраивают концерт. Чтобы его услышать мне понадобиться ваша помощь. (импровизация).
Мелкий дождик моросит, ( треугольник, металлофон)
Листвою ветер шелестит, ( маракас)
Поет дождю наперекор веселый лягушачий хор.( группа учащихся изображают пение лягушек)
Кукушки вторят лягушатам (группа учащихся изображают пение кукушек)
Вы все хорошие ребята!
И дятел под играл куплет ( ксиллофон)
Передает вам всем привет!
Утки кряквы есть у нас, вам прокрякают сейчас( дудочки)
На болоте жизнь кипит, сочиняют новый хит.
С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?
Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?
Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?
Подведение итогов. Оценка работы учащихся на уроке.
Домашнее задание. Нарисуйте рисунок по миниатюре А.Лядова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.