«Проектная деятельность»
возраст детей 15 лет (9 класс);
срок реализации программы 1 год
Разработала:
Педагог – библиотекарь
Гвоздева Н.А.
Рабочая программа «Проектная деятельность»
9 класс. Пояснительная записка.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности старшеклассников и предназначена для реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся (индивидуальный проект).
Курс направлен на формирование способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Цель программы: создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о способах обработки и нахождения информации.
Задачи:
• развивать творческую исследовательскую активность;
• способствовать формированию у учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
• стимулировать интерес к познанию и самостоятельной работе;
• способствовать формированию коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развивать умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности);
• способствовать формированию позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения.
2. Общая характеристика курса
В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с одаренными детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в том числе и проектная, связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
3. Ценностные ориентиры содержания курса
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена на повышение компетенций, обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка.
В рамках данной программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности учащегося, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания. Организация научно-исследовательской деятельности старшеклассников в течение всего учебного года в школе обусловлена и объективным фактором: в настоящее время наука все в большей мере становится непосредственной производительной силой не только в сфере идей. Современный учащийся как творческая, социально активная личность нового типа может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью.
Научно-исследовательская деятельность школьников позволяет перейти от школы памяти к школе мышления как необходимого условия развития таких проявлений деятельности, как творчество, воображение и фантазия, что позволяет расширить кругозор учащихся и развивать их интерес к научно-исследовательской работе, формировать креативные способности, интеллектуальные умения и навыки.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса.
Личностные результаты:
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду;
• уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоенность социальных норм, правил поведения в школе, на уроке;
• развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
• владение основами самоконтроля, самооценки;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
-воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение, участвовать в обсуждении прочитанного;
-овладение отдельными навыками смыслового чтения текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
-осознание значимости чтения и изучения литературы; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
-восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа и человечества.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• конференции по защите исследовательских проектов и научно-исследовательских работ.
5. Содержание программы:
Введение. Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
Реферат как научная работа. Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
Практическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.
Способы получения и переработки информации (2 ч). Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Практическая работа № 2. Использование каталогов и поисковых программ.
Проект. Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
Практическая работа № 3. Работа над проектом.
Исследовательская работа. Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты исследовательской работы: таблицы, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
Практическая работа № 4. Работа над введением научного исследования.
Практическая работа № 5. Работа над основной частью исследования. Создание компьютерной презентации.
Публичное выступление
Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
Практическая работа №6. Публичное выступление.
В ходе освоения программы «Проектная деятельность» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):
Проектировочные |
Исследовательские |
Информационные |
Кооперативные |
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей |
Выдвижение предположения, установление |
Самостоятельный поиск необходимой информации (в |
Взаимодействие с участниками проекта, оказание |
деятельности, прогнозирование последствий деятельности. |
причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. |
энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. |
взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения. |
Коммуникативные |
Экспериментальные |
Рефлексивные |
Презентационные |
Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. |
Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. |
Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки. |
Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы. |
Календарно-тематическое планирование курса «Проектная деятельность»
№ п/п |
Кол-во часов |
Тема |
Введение (2 часа) |
||
1 |
1 |
Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. |
2 |
|
Особенности научного познания. |
Реферат как научная работа (2 часа) |
||
3 |
1 |
Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. |
4 |
1 |
Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект. |
Способы получения и переработки информации (2 часа) |
||
5 |
1 |
Виды источников информации. |
6 |
1 |
Использование каталогов и поисковых программ. Рецензия ,отзыв. |
Проект 10 часов |
||
7 |
1 |
Особенности и структура проекта. Критерии оценки. Этапы работы над проектом. |
8 |
1 |
Виды проектов |
9 |
1 |
Включение в проектную деятельность в группе и индивидуально. |
10 |
1 |
Составление плана работы. Сбор материалов, информации. |
11 |
1 |
Выбор формы реализации проекта. Самооценка своей деятельности.
|
12-13 |
2 |
Оформление проекта в выбранной форме |
14-15 |
2 |
Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме |
16 |
1 |
Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта |
Исследовательская работа (13 часов) |
||
17 |
1 |
Структура, этапы исследовательской работы. |
18 |
1 |
Работы на введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности. |
19-20 |
2 |
Методы исследования |
21-22 |
2 |
Работа с научными источниками литературы. Формирование культуры научного исследования. |
23-24 |
2 |
Результаты исследовательской работы: таблицы, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. |
25 |
1 |
Обсуждение основных требований к оформлению исследовательских работ. |
26-27 |
2 |
Тезисы и компьютерная презентация |
28-29 |
2 |
Отзыв. Рецензия. |
Публичное выступление (7 часов) |
||
30-31 |
2 |
Публичное выступление на трибуне и личность |
32-33 |
2 |
Культура выступления. Ораторское искусство. |
34-35 |
2 |
Защита исследовательских работ |
36 |
1 |
Подведение итогов школьной научно-практической конференции. Анализ результатов. |
Список использованной литературы:
1. Голуб Т.Е., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника/ Под ред. проф. Е.Я. Когана. – М.: Издательский дом «Фёдоров», 2006.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2010. 3. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. – Директор школы № 6, 1995 г.
4. Чернобай Е.В. Технология урока в современной информационной образовательной среде. – М.: Просвещение, 2012.
5. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2007.
6. Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность. (мастеркласс) http://festival.1september.ru/articles/517978/
7. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2012 г.
Как делать школьный реферат: образец для школьника и план работы (obrazovan.online)
|
- Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения, примеры работ https://maminsite.ru/school.files/school_projectwork.html |
Открытое занятие по защите творческих проектов https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/614797/
|
Приложение 1
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.