Дополнительная общеобразовательная программа "Проектная деятельность"
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная программа "Проектная деятельность"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
преподавание
9 кл
15.12.2022
Дополнительная общеобразовательная программа "Проектная деятельность"
Дополнительная общеобразовательная программа «Проектная деятельность»
проектная деятельность 9 класс.docx

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

 

  «Проектная деятельность»

 

    возраст детей 15 лет (9 класс);

 срок реализации программы 1 год

 

 

                                                

 

 

                                            Разработала:

                                                                Педагог – библиотекарь

                                               Гвоздева Н.А.

                             

 

 

 

 

 

                                    Нижний Новгород, 2022 г.

 

 

Рабочая программа «Проектная деятельность»

         9 класс. Пояснительная записка.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности старшеклассников и предназначена для реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся (индивидуальный проект).

Курс направлен на формирование способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Цель программы: создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о способах обработки и нахождения информации.

Задачи:

       развивать творческую исследовательскую активность;

       способствовать формированию у учащихся способности к организации исследовательской деятельности;

       стимулировать интерес к познанию и самостоятельной работе;

       способствовать формированию коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развивать умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности);

       способствовать формированию позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения.

2. Общая характеристика курса

 В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с одаренными детьми.

Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в том числе и проектная, связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

 3. Ценностные ориентиры содержания курса

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена на повышение компетенций, обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка.

В рамках данной программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности учащегося, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания. Организация научно-исследовательской деятельности старшеклассников в течение всего учебного года в школе обусловлена и объективным фактором: в настоящее время наука все в большей мере становится непосредственной производительной силой не только в сфере идей. Современный учащийся как творческая, социально активная личность нового типа может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью.

Научно-исследовательская деятельность школьников позволяет перейти от школы памяти к школе мышления как необходимого условия развития таких проявлений деятельности, как творчество, воображение и фантазия, что позволяет расширить кругозор учащихся и развивать их интерес к научно-исследовательской работе, формировать креативные способности, интеллектуальные умения и навыки.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса.

    Личностные результаты:

     готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

       формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду;

       уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

       освоенность социальных норм, правил поведения в школе, на уроке;

       развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия России, творческой деятельности эстетического характера.

 Метапредметные результаты:

       умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

       умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

       умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

       владение основами самоконтроля, самооценки;

       смысловое чтение;

       умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

       умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью;

       формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

 Предметные результаты:

-воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение, участвовать в обсуждении прочитанного;

-овладение отдельными навыками смыслового чтения текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

-осознание значимости чтения и изучения литературы; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

-восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа и человечества.

 Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

       выставки творческих работ учащихся;

       конференции по защите исследовательских проектов и научно-исследовательских работ.

 5. Содержание программы:

Введение. Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.

 Реферат как научная работа. Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

Практическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.

 Способы получения и переработки информации (2 ч). Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

Практическая работа № 2. Использование каталогов и поисковых программ.

Проект. Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.

Практическая работа № 3. Работа над проектом.

Исследовательская работа. Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты исследовательской работы: таблицы, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.

Практическая работа № 4. Работа над введением научного исследования.

Практическая работа № 5. Работа над основной частью исследования. Создание компьютерной презентации.

 Публичное выступление

Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.

Практическая работа №6. Публичное выступление.

В ходе освоения программы «Проектная деятельность» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):

 

 

Проектировочные

Исследовательские

Информационные

Кооперативные

Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей

 Выдвижение предположения, установление

Самостоятельный поиск необходимой информации (в

Взаимодействие с участниками проекта, оказание

деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.

взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

Коммуникативные

Экспериментальные

Рефлексивные

Презентационные

Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров,

осмысление полученных результатов.

Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

 

 

 

             Календарно-тематическое планирование курса «Проектная деятельность»

п/п

 Кол-во часов

                                              Тема

Введение (2 часа)

1

1

Образование как ценность. Роль науки в развитии общества.

2

 

Особенности научного познания.

Реферат как научная работа (2 часа)

3

1

Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки.

4

1

Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

   Способы получения и переработки информации (2 часа)

5

1

Виды источников информации.

6

1

Использование каталогов и поисковых программ. Рецензия ,отзыв.

                                                     Проект 10 часов

7

1

Особенности и структура проекта. Критерии оценки. Этапы работы над проектом.

8

1

Виды проектов

9

1

Включение в проектную деятельность в группе и индивидуально.

10

1

Составление плана работы. Сбор материалов, информации.

11

1

Выбор формы реализации проекта. Самооценка своей деятельности.

 

12-13

2

Оформление проекта в выбранной форме

14-15

2

Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме

16

1

Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта

                                     Исследовательская работа (13 часов)

17

1

Структура, этапы исследовательской работы.

18

1

Работы на введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности.

19-20

2

Методы исследования

21-22

2

Работа с научными источниками литературы. Формирование культуры научного исследования.

23-24

2

Результаты исследовательской работы: таблицы, иллюстрации; анализ, выводы, заключение.

25

1

Обсуждение основных требований к оформлению исследовательских работ.

26-27

2

Тезисы и компьютерная презентация

28-29

2

Отзыв. Рецензия.

                              Публичное выступление  (7 часов)

30-31

2

Публичное выступление на трибуне и личность

32-33

2

Культура выступления. Ораторское искусство.

34-35

2

Защита исследовательских работ

36

1

Подведение итогов школьной научно-практической конференции. Анализ результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Список использованной литературы:

1.      Голуб Т.Е., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника/ Под ред. проф. Е.Я. Когана. – М.: Издательский дом «Фёдоров», 2006.

2.      Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2010. 3. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. – Директор школы № 6, 1995 г.

4.      Чернобай Е.В. Технология урока в современной информационной образовательной среде. – М.: Просвещение, 2012.

5.      Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2007.

6.      Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность. (мастеркласс) http://festival.1september.ru/articles/517978/

7.      Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как делать школьный реферат: образец для школьника и план работы (obrazovan.online)

 

 - Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения, примеры работ https://maminsite.ru/school.files/school_projectwork.html

Открытое занятие по защите творческих проектов https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/614797/

 

                                                                                               Приложение 1


 

Скачано с www.znanio.ru

Дополнительная общеобразовательная программа «Проектная деятельность» возраст детей 15 лет (9 класс); срок реализации программы 1 год

Дополнительная общеобразовательная программа «Проектная деятельность» возраст детей 15 лет (9 класс); срок реализации программы 1 год

Рабочая программа «Проектная деятельность» 9 класс

Рабочая программа «Проектная деятельность» 9 класс

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценностные ориентиры содержания курса

России, творческой деятельности эстетического характера

России, творческой деятельности эстетического характера

Способы проверки результатов освоения программы

Способы проверки результатов освоения программы

Проект. Особенности и структура проекта, критерии оценки

Проект. Особенности и структура проекта, критерии оценки

Проектировочные Исследовательские

Проектировочные Исследовательские

Календарно-тематическое планирование курса «Проектная деятельность» № п/п

Календарно-тематическое планирование курса «Проектная деятельность» № п/п

Результаты исследовательской работы: таблицы, иллюстрации; анализ, выводы, заключение

Результаты исследовательской работы: таблицы, иллюстрации; анализ, выводы, заключение

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1

Как делать школьный реферат: образец для школьника и план работы (obrazovan

Как делать школьный реферат: образец для школьника и план работы (obrazovan
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2022