ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЦИАЛЬНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
«ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»
ФИЛИАЛ ДОЛ «ОСТАШЕВО»
«Утверждаю»
Директор филиала «Осташево»
А.Я. Хорец_______________
«______»___________201___ г.
Программа дополнительного образования детей
«Волшебная кисточка»
Художественная направленность
Срок реализации программы – 19 дней
Возраст детей – 7 -14 лет
Московская область
|
ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
(возраст детей — 7—14 лет)
Пояснительная записка
Предлагаемая
программа имеет широкий спектр применения. Она предназначена для руководителей
кружка или студии изобразительного искусства в условиях детского
оздоровительного лагеря, но может быть использована воспитателем в качестве
формы построения своей педагогической работы с отрядом.
Цели программы:
— обеспечение интенсивного и
познавательного отдыха;
— организация интересного, творческого
досуга ребенка в летнем лагере средствами изобразительного искусства;
— обеспечение педагогических задач
формирования коллектива единомышленников (кружка, отряда, звена, лагеря в
целом);
— гармонизация отношений детей в новом
коллективе в условиях проживания без родителей.
Задачи программы:
— изобразительное развитие и
формирование изобразительных навыков ребенка;
— активизация творческой инициативы,
воображения и фантазии;
— обогащение эмоционально-образной
структуры личности и формирование эстетического отношения к окружающему миру;
— воспитание любви и бережного
отношения к природе и потребности в художественной организации своего
жизненного пространства;
— формирование навыков и умений
работать в коллективе и определять свою роль в коллективном творческом
процессе.
Многофункциональность задач программы
обеспечена, во-первых, доступностью художественных инструментов и материалов
детям уже с раннего возраста, во-вторых, тем, что изобразительная деятельность
ребенка как своеобразная форма графической речи является наиболее адекватной
этому возрасту внешней формой выражения внутреннего эмоционально-творческого
напряжения.
Занятия по программе спланированы таким
образом, чтобы: а) обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку;
б) учесть интересы и предпочтения ребенка, технические и изобразительные
возможности каждого, которые реализуются за счет широкого выбора художественных
материалов и предлагаемых тем; в) познакомить с разнообразными техниками и
художественными материалами; г) решить педагогические задачи формирования
коллектива отряда; д) сделать пребывание детей в летнем лагере комфортным,
познавательным и интересным.
Занятия предполагают использование
разнообразных художественных материалов и инструментов, таких, как акварель,
карандаши (простой и цветные), тушь, перо, цветная бумага, ножницы, клей,
фломастеры, а также природных материалов — камешков, шишек, листьев,
цветов, трав, соломы и т. д. В процессе работы применяются также
фантики, пластмассовая и бумажная упаковка, пуговицы, бусы и другие «необычные»
материалы.
Для подготовки и проведения занятий можно
активно использовать прогулки, во время которых идет наблюдение за жизнью
природы, накопление зрительных образов, изучение территории лагеря, флоры и
фауны, сбор природного материала; уборку территории, когда фантики, упаковки,
камешки и другие «ненужные» предметы превращаются в поделочный материал и могут
быть использованы в творческих работах; подготовку к общелагерным
мероприятиям — спортивным праздникам, мероприятиям, связанным с определенными
календарными датами, традициями, таким, например, как «Праздник Посейдона»,
«Поздравление именинников», «День неповиновения», а также выставки, конкурсы и
т. д.
Программа рассчитана на 19 занятий по 2
часа в день. Это открывает возможность проведения занятий с детьми и в первой и
во второй половине дня, предоставляет педагогам и воспитателям свободу выбора
заданий и направлений работы с детьми, учитывает интересы и творческие
предпочтения педагога и индивидуальные особенности детского коллектива. По
усмотрению педагога любая тема может быть развернута в серию заданий и
продолжена на других занятиях или сведена к небольшому упражнению.
С учетом специфики летнего детского
отдыха программа включает четыре больших раздела: «Кто я и кто ты», «Мир
вокруг», «Это все наш лагерь», «Мир фантазий и фантастический мир». Занятия с
детьми могут проводиться в зависимости от погодных условий как на открытом
воздухе, так и в помещении, как индивидуально, так и по группам.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
I. Кто я и кто ты |
||
1 |
Знакомство по кругу |
1 |
2 |
План территории лагеря (лагерь — это непознанная планета) |
1 |
3 |
Мой дом, или Дом, в котором я живу |
1 |
4 |
Кто тебя провожал в лагерь |
1 |
5 |
Эмблема отряда |
1 |
6 |
Вот они какие, наши ручки! |
1 |
7 |
Строим город для своего отряда |
1 |
8 |
Твое домашнее животное |
1 |
9 |
Хозяйство дедушки Ау |
1 |
//. Мир вокруг |
||
10 |
Самое красивое дерево (растение) на территории лагеря |
1 |
11 |
Мир дикого леса. Дерево — царь леса |
1 |
12 |
Дикие животные |
1 |
13 |
Бабочки — украшение леса, поля |
1 |
14 |
Архитектура и фонари |
1 |
15 |
Лежу, гляжу, а облака летят, синие такие... |
1 |
16 |
Что там под темной елкой |
1 |
17 |
Кто в кустах шуршит |
1 |
18 |
Девочка с венком на голове |
1 |
19 |
Муравьиный мир, тропа муравья. Насекомые |
1 |
20 |
Дом для... в виде гриба, раковины улитки... |
1 |
21 |
Вода — начало всего |
1 |
III. Это все наш лагерь |
||
22 |
Спортивный фриз |
1 |
23 |
Амфора с изображением сцен из жизни отряда |
1 |
24 |
Медали победителям |
1 |
25 |
Маски и карнавальные костюмы |
1 |
26 |
Именинный пирог |
1 |
27 |
Летопись («наскальные» рисунки из жизни отряда) |
1 |
IV. Мир фантазий и фантастический мир |
||
28 |
Конструируем воздушного змея |
2 |
29 |
Как звери и птицы делили шишки в лесу |
2 |
30 |
Сказка на ночь |
2 |
31 |
Мой самый-самый... (страшный, красивый, смешной) сон |
2 |
32 |
Иллюстрации к любимой книге |
2 |
33 |
Если бы я был волшебником |
2 |
34 |
Я стал ростом с муравья |
2 |
35 |
Сказка, в которую я попал |
2 |
36 |
Когда лагерь спит... |
2 |
37 |
Кто живет в темном углу |
2 |
38 |
Кто поет в дымоходе |
2 |
|
Итого |
38 |
Содержание учебных тем
I. Кто
я и кто ты
Занятия с детьми изобразительным
искусством направлены на то, чтобы облегчить детям и педагогу период знакомства
и узнавания друг друга, ведь им предстоит прожить одной семьей почти месяц.
Занятия предполагают ознакомление с территорией лагеря, природой, особенностями
ландшафта, расположением жилых корпусов, беседок, технических и бытовых
построек, тропинками, дорожками, маршрутами передвижения по территории лагеря.
Эти занятия должны быть оптимально использованы педагогом для «акклиматизации»
ребенка в условиях лагеря отдыха и формирования дружного детского коллектива.
Большое внимание на занятиях уделяется коллективным формам работы над одной
темой.
1. Знакомство по кругу. 1 ч
Это занятие может проходить в игровой
форме, подобно тем упражнениям-играм, которые проводятся педагогами театральной
студии (см. разработки А. Ершовой). Основным итогом занятия должно стать
знакомство детей друг с другом, а педагога — с тем контингентом детей,
которых необходимо сдружить и сплотить в единый коллектив на время их
проживания в летнем лагере. Игра завершается созданием рисунка, который
становится для ребенка логическим завершением занятия, а для педагога —
тестом, раскрывающим определенные черты характера ребенка и показывающим уровень
его изобразительных возможностей.
Ход
занятия. Детей рассаживают по кругу в свободном порядке. В центре
круга — педагог. С помощью мяча или любого другого предмета он начинает
игру. Детям предлагается поймать мяч и ответить на поставленный вопрос. Мяч
может кидать педагог, стоящий в центре, или дети друг другу. Вопросы могут быть
самыми различными: «Как тебя зовут?», «Какое у тебя отчество?», «На каком этаже
твоя квартира?», «Сколько тебе лет?», «На какой улице ты живешь?», «Есть ли у
тебя братья и сестры, сколько их?», «Что ты умеешь делать лучше всего?», «Какую
еду ты любишь больше всего?», «Что ты возьмешь с собой в ...?», «Какую строчку
из любимой песни ты можешь спеть?» и т. д. Вопросы формулируются педагогом
таким образом, чтобы составить как можно более полное представление о каждом
ребенке и коллективе в целом.
Практическая работа: создание образа
любимой игрушки, литературного героя или киногероя (рисунки могут быть
использованы для оформления уголка фойе, книги сказок и фантазий, игротеки и
т. д.).
Материалы: карандаш, фломастер,
цветные мелки, цветные карандаши, бумага.
2. План территории лагеря
(лагерь — это непознанная планета). 1 ч
Задание рассчитано на ознакомление детей с
территорией лагеря. На прогулке им рекомендуется зарисовать наиболее интересные
уголки территории, обследовать ее как настоящим следопытам или
первооткрывателям. В поле зрения детей входит как характер местности (равнина,
возвышенность, овраг), виды растительности (кусты, деревья), так и всякого рода
постройки. Необходимо познакомить детей с расположением корпусов, столовой,
спортивной площадки, кружков по интересам.
Практическая работа: а) изображение
плана лагеря, как его представляет ребенок, с указанием основных построек,
дорожек, деревьев и т. д.; б) изображение самого запомнившегося или
понравившегося уголка лагеря. Работы могут быть использованы для формирования
отрядной карты «Наш лагерь».
Материалы: акварель, кисти,
фломастер, карандаш, тушь, перо (по выбору), бумага.
3. Мой дом, или Дом, в котором я
живу. 1 ч
Занятие направлено на то, чтобы показать
детям, что лагерь отдыха для них строили с любовью и заботой. Необходима еще
одна прогулка по территории лагеря (всем коллективом, группой детей,
индивидуально), во время которой ребята обращают внимание на архитектуру, на
расположение зданий по отношению к сторонам света, ландшафту, на убранство
комнат, в которых они живут.
Ход
занятия. Необходимо пробудить в ребенке внимательное отношение к
окружающему миру, тренировать его зрительную память. Предложите ребенку
вспомнить в мелочах дом, двор, где он вырос. Какого цвета этот дом, сколько в
нем этажей, что в нем особенного?
Практическая работа: а) вспомнить
и нарисовать, как выглядит твой дом; б) нарисовать свою комнату или самый
любимый уголок в ней; в) нарисовать свою палату в лагере отдыха,
придумать, как сделать так, чтобы в ней было еще красивей и уютней.
Творческие работы учащихся могут быть
организованы в единое композиционное панно «Город, откуда мы родом».
Материалы: карандаш, фломастер,
цветные мелки или карандаши, бумага.
4. Кто тебя провожал в лагерь. 1 ч
Главное, чтобы дети почувствовали, что
отъезд в летний лагерь отдыха — это радостное событие, праздник. Летний
лагерь — это возможность самостоятельно планировать свободное время,
научиться чему-то новому, завести много друзей и показать, на что сам способен.
Ход
занятия. Изображение на рисунке должно быть крупным, плоскость листа по
возможности должна быть заполнена полностью, рисунок должен иметь
композиционный центр, поддержанный второстепенными деталями (автобус, чемодан,
скамейка, собака, телефон-автомат и пр.). Необходимо обратить внимание детей на
гармоничное заполнение листа, на выбор главных героев сценки, на выделение
главного в рисунке через величину изображаемой фигуры или цвет.
Практическая работа: изображение
сцены проводов в лагерь. Рисунки могут послужить исходным материалом для
коллективной работы «Как провожали наш отряд».
Материалы: акварель, гуашь, кисти,
фломастеры, тушь, перо, бумага.
5. Эмблема отряда. 1 ч
Первые занятия с детьми дали необходимый
материал для формирования коллектива отряда, определения предпочтений и
интересов детей. Разработка эмблемы отряда позволит сделать каждого его члена
узнаваемым для окружающих.
Ход
занятия. Дать понятие о том, что такое эмблема, сравнить эмблему со
знаком (товарный знак, знак марки машины и т. д.), с гербом города.
Выявить основные характеристики эмблемы, поговорить о том, изображение каких
предметов может в нее входить и какова может быть форма эмблемы. Дать понятие о
стилизации, композиции, цветовом решении подобных изображений.
Практическая работа: участие в
конкурсе на создание эмблемы отряда (в конкурсе могут участвовать как отдельные
ребята, так и группы детей, например, отдельно мальчики и отдельно девочки,
жители одной палаты и т. д.). Если работа по созданию эмблемы захватила
детей, можно предложить им разработать эмблему для каждой палаты и т. п.
Материалы (на выбор): цветная
бумага, ножницы, клей ПВА (для аппликации); фломастеры, цветные карандаши,
тушь, перо, бумага.
6. Вот
они какие, наши ручки! (Подтемы: «Чудо на ладошке», «Моя ладошка — мой
портрет», «Дерево из моей ладошки», «Чудо-птица вспорхнула с руки», «Дерево
дружбы»). 1 ч
Процесс познания окружающего мира,
ознакомление с другими детьми, необходимость жить в определенном коллективе,
подчинение общим требованиям и дисциплине ведут ребенка к самопознанию.
Ход
занятия. Познание себя, своих сильных сторон и отрицательных
качеств — первый шаг к самоопределению личности и зарождению желания
исправить в себе то, что не устраивает.
Предлагаемое задание дает ребенку
возможность посмотреть на себя со стороны. Ему довольно сложно определить
словами, какой он. Иногда для этого требуется определенное мужество ребенка и
усилия со стороны педагога. Однако то же самое можно сделать через рисунок,
изображение отдельного предмета или детали. В качестве такой детали выступает
ладошка! Ладошка каждого человека неповторима и может многое сказать о своем
хозяине. Сравните с детьми, например, ладошки грузчика и музыканта, писателя и
боксера, ребенка и пожилого человека.
Ладошка «говорит» своей формой. Пальчик,
который не хочет дружить (большой), любит самостоятельность, но приходит на
выручку всем остальным. Самый маленький пальчик может отстать от всех, и его
легче всего обидеть и т. д.
Практическая работа: а) обвести свою
ладошку и сделать из нее портрет человечка, где центр — лицо, пальчики —
волосы или головной убор; можно вырезать ладошку из цветной бумаги и наклеить
ее на белый лист; б) ладошка — мой портрет: дать характеристику всем
пальчикам своей руки; в) обвести ладошку темным фломастером, нарисовать
дерево так, чтобы начало руки стало как бы стволом, пальцы — большими
старыми ветками, дорисовать ветки помоложе; из цветной бумаги вырезать листья,
цветы, плоды; г) создать из ладошки чудо-птицу, пальчики — пушистый
хвост; д) вырастить дерево дружбы: ладошка каждого ребенка — это
отдельная веточка (ладошки либо вырезаются из цветной бумаги и украшаются
аппликацией, либо раскрашиваются фломастерами).
Изображения ладошек могут пригодиться для
оформления другой коллективной работы. Педагогу не надо забывать, что он тоже
член коллектива, и его ладошка должна присутствовать в общей работе.
Материалы: цветная бумага, ножницы,
клей ПВА; белая бумага, фломастеры, простой карандаш, цветные карандаши,
фантики, пуговицы, этикетки, камешки, листья и другой природный материал.
7. Строим город для своего отряда. 1 ч
Дети продолжительное время живут бок о бок.
Можно надеяться, что за это время педагогу удалось сформировать коллектив
единомышленников и выявить таланты, стремления, интересы, возможности каждого
ребенка.
Итогом занятия по этой теме может стать
коллективная работа в технике бумажной пластики, которая украсит помещение
кружка или отряда. Задание дети могут выполнять как индивидуально, так и
отдельными группами.
Ход
занятия. Необходимо с детьми оговорить общий план «местности», на
которой будет строиться город. Может случиться так, что каждая группа детей
захочет построить свой город, тогда необходимо обратить внимание на
соразмерность построек. Временны́е стили построек значения не имеют, можно
построить город будущего.
Практическая работа: создание макета
города для своего отряда. Со временем макет может быть пополнен гербом или
вывесками из города мастеров, транспортом, фигурками жителей.
Материалы: картон (коробки), белая и
цветная бумага, клей ПВА, ножницы, природные материалы.
8. Твое домашнее животное. 1 ч
Отношение к братьям нашим меньшим —
одна из немаловажных характеристик души ребенка. Если в доме есть животное, то
надо узнать, как относится к нему ребенок, любит ли его или равнодушен к нему.
Если ребенок мечтает завести животное, то почему: ему одиноко, страшно,
появилось желание заботиться о том, кто слабее? Какое животное привлекает
ребенка — кошка, собака, мышь, птица, лошадь? Знает ли он, что есть виды и
породы животных? Каково предназначение каждого домашнего животного?
В качестве продолжения темы объемные
изображения животных могут быть помещены в макет города, который дети делали
ранее.
Ход
занятия. Заданию предшествует беседа о домашних животных. Каких животных
причисляют к домашним и почему? Детей просят рассказать о своих любимцах, их
характере, повадках, проделках. Умеют ли животные грустить, радоваться,
сердиться? Чтобы нарисовать портрет животного, надо внимательно присмотреться к
нему, заметить все самое важное. Поза животного на портрете должна говорить о
его настроении. Кисть должна двигаться по листу так, чтобы передать характер
шерсти. В портрете передается и мир вокруг животного — поле, лес, река,
дом.
Практическая работа: создание
портрета домашнего животного, с которым дружишь (на выбор — графическое
или живописное изображение, скульптура, коллаж, аппликация или портрет из
природных материалов).
Материалы: на выбор — тушь,
перо, фломастер, гуашь, акварель, кисти, пластилин, белая и цветная бумага,
ножницы, клей ПВА, шишки, желуди, ракушки и другие природные материалы.
9. Хозяйство
дедушки Ау. 1 ч
Необходимость жить в коллективе
воспринимается детьми неоднозначно и переносится по-разному. Зависит это от
многих причин, в том числе от индивидуальных особенностей личности, опыта
проживания в коллективе, общей культуры и уровня развитости, внутренних
потребностей, интересов, предпочтений, характера общения в семье. В летний
лагерь приезжают дети, порой не посещавшие детский сад, ощущающие определенное
непонимание и дискомфорт в школьном коллективе. Даже если у ребенка нет проблем
с общением в коллективе, нельзя недооценивать естественную потребность побыть
наедине с самим собой.
Ход
занятия. Побыть наедине с собой в летнем лагере можно, как правило,
только на свежем воздухе, на природе. Каждый уголок лагеря неповторим. И этому
мы обязаны дедушке Ау — хозяину леса, который создал каждую полянку,
посадил на ней дерево, цветы, ягоды, вырастил грибы, помог птицам свить гнезда.
Он смотрит за тем, чтобы не обижали муравьев и разных букашек, помогает
заблудившимся выйти из леса и т. д.
Практическая работа: изображение
уголка природы, где хотелось бы посидеть одному, чтобы никто не мешал.
Материалы: по выбору ребенка.
II. Мир
вокруг
Темы занятий, предлагаемых в этом
разделе, направлены на то, чтобы научить ребенка открывать для себя природу как
великую тайну мира — видеть красоту отдельно стоящего дерева и то, что все
деревья разные, понимать, что лес, поле, река или пруд — это целый мир,
что, помимо мира людей, есть мир воды и ветра, облаков и дождя, гор и тропинок,
птиц, насекомых, животных, которые живут в гармонии между собой и не нарушают
гармонию природы. Природа щедра, добра и красива, и человек — часть ее.
Педагог должен воспитать в ребенке
наблюдательность, чувство бережного и даже трепетного отношения к природе и
ответственности за нее.
10. Самое
красивое дерево (растение) на территории лагеря. 1 ч
Природа живая. Она радуется и печалится,
манит и защищает, дышит, растет, умирает и возрождается. Все, что растет,
цветет, дарит нам плоды и свою красоту — от огромного дерева до тоненькой
травиночки, — живое! Ломая дерево или цветок, мы делаем им больно и они
плачут горькими слезами, а нам кажется, что это просто бежит сок с веточки,
травинки, листочка. Природа щедра, она дарит нам поляны с земляникой, украшает
леса цветами, как разноцветным ковром. Но природа конечна. Многие растения уже
сегодня занесены в Красную книгу!
Ход
занятия. Наши деды и прадеды считали, что природу оберегают божества:
деревья — божество леса (которое часто походило на старое дерево), цветы и
травы — царевна цветов, реки и озера — божества воды. Ночью, когда
люди спят и их никто не видит, все божества собираются вместе и совещаются
между собой о том, как еще можно украсить жизнь человека, чем еще можно помочь
животным, птицам, насекомым...
Практическая работа: изображение
царевны цветов, божества леса (в виде старого дерева, например) и т. д.
Материалы: гуашь, кисти, фломастеры,
белая и цветная бумага; фантики, ножницы, клей ПВА (для аппликации).
11. Мир дикого леса. Дерево —
царь леса. 1 ч
Человек — часть природы и не может
жить без нее. Даже в больших городах люди не могут жить без травы, деревьев,
цветов, находиться только в окружении каменных домов, асфальтированных дорог.
Люди в городах сажают цветы и деревья, создают парки, сады и скверы.
Ход
занятия. Лес старше самого человека. Он рос тогда, когда людей еще не
было на Земле. Лес рос сам, как хотел и где хотел. Он был диким, как первые
звери на Земле. Дикие леса сохранились и по сей день. Дикий лес — это
свободный лес. Он буйный и сильный, он может не пропускать солнечные лучи и капли
дождя, он может остановить ветер.
Практическая работа: создание
живописного изображения на тему «Заходящее солнце запуталось в крепких ветках
дикого леса».
Все индивидуальные работы можно
сформировать в единый пейзаж, если они выполнены на бумаге одного формата. Этот
пейзаж может пригодиться при оформлении такой темы, как «Вечерний костер», «У
костра».
Материалы: акварель или гуашь,
кисти, бумага (тонированная).
12. Дикие животные. 1 ч
Задание направлено на расширение знаний
детей о дикой природе. Природа делится на флору (мир растений) и фауну (мир
животных), которые не могут жить отдельно друг от друга. В каждой природной
зоне живут свои животные, которые могут не встречаться в других местах.
Например, кенгуру живут в Австралии, зубры — в Белоруссии в Беловежской
Пуще и т.д. Если исчезают животные, исчезают и многие виды растений. Это
говорит о том, что природа очень ранима, и все в ней взаимосвязано. Надо очень
внимательно и бережно относиться к природе, чтобы не навредить ей.
Ход
занятия. Условия жизни диких и домашних животных отличаются. В природе
животное само себя защищает, само находит себе пропитание. Оружие дикого
животного — когти, клыки, зубы. Кормят и спасают его ноги и хитрость.
Недаром говорят, что волка ноги кормят. Дикому животному всегда надо быть
настороже.
Можно либо изобразить животное в технике
мозаики или в графике по принципу изображения от пятна, либо сделать живописное
изображение, аппликацию из природных материалов.
Практическая работа: а) создание
портрета дикого животного в любой выбранной технике; б) выполнение работы
на тему «Зоопарк». Все выполненные рисунки можно объединить в одну тему «Наш
отряд на экскурсии в зоопарке».
Материалы: цветные кусочки бумаги,
клей ПВА; тушь, перо, фломастер, гуашь, акварель, кисти, бумага; шишки, листья,
трава.
13. Бабочки — украшение леса,
поля. 1 ч
Задание предполагает развитие внимания к
окружающему, умения видеть красоту в известном, привычном.
Принято считать, что бабочки красивы, но
надо понять, что делает их красивыми, а также рассмотреть вблизи, как они
устроены (крылышки, усики, животик, лапки, носик). Необходимо прививать детям
чувство восхищения и благодарности за то, что бабочки, так же как цветы,
украшают нашу жизнь, наш мир, делая его радостней.
Ход
занятия. Ребятам предлагается ответить на вопрос, чем одна бабочка
отличается от другой (кроме цветового решения костюма бабочки и перечисления
названий бабочек, ребята должны отметить разнообразие формы крыльев). Дается
понятие симметрии. Дети находят примеры симметрии в окружающем мире.
Раскрываются приемы работы от пятна, если работа выполняется красками, либо
работы с цветной бумагой, если ребята делают аппликацию.
Практическая работа: изображение
костюма для бабочки, которая собирается на карнавал и хочет быть самой красивой
(«Как ветер и бабочки играли в салочки»). Если работа захватила детей, можно
предложить им выполнить в выбранной технике луговые цветы. Индивидуальные
работы детей могут быть оформлены в коллективное панно «Цветы и бабочки».
Материалы: акварель, кисти, бумага
белая; бумага цветная, ножницы, клей ПВА.
14. Архитектура и фонари. 1 ч
Красивыми называют такие постройки (жилые
дома, заводы, театры, мосты и т. д.), которые гармонично вписываются в
окружающий ландшафт. Чем ближе постройка к природе, тем меньше ее высота, тем
уютней она смотрится на фоне пейзажа, тем быстрее можно человеку выйти из
такого дома и оказаться в поле, лесу, у ручья, на траве... Дома (корпуса) для
летнего лагеря отдыха тоже строят не очень высокими, для того чтобы они
выглядели уютно, вписывались в окружающую природу. Вид здания во многом зависит
от его назначения. Здание театра отличается по внешнему виду от жилого дома,
цирк не похож на библиотеку, на здание фабрики или завода.
Ход
занятия. Любое здание требует освещения. Для внешнего освещения
необходимы фонари, для внутреннего — люстры, бра, настольные лампы. Форма
и оформление светильников должны соответствовать убранству комнаты (интерьеру)
и ее назначению (например, люстра в кухне отличается от люстры в гостиной). Это
же относится и к уличным фонарям.
Детям предлагается придумать форму фонаря
на основе коробок (призмы), пластмассовых бутылок, которые предварительно
грунтуют водоэмульсионной краской, смешанной с клеем ПВА. Такой грунт позволяет
затем расписывать поверхность бутылки гуашевыми красками. В качестве украшений
могут быть использованы камешки, веточки, пуговицы и другой неожиданный
материал.
Практическая работа: придумать и
выполнить в материале настольную лампу для своей палаты или фонарь для корпуса,
в котором живет отряд.
Материалы: коробки, клей ПВА,
водоэмульсионная краска, гуашь, акварель, кисти, фломастеры, природные
материалы, цветная бумага.
15. Лежу, гляжу, а облака летят,
синие такие... 1 ч
На небо люди в своей повседневной жизни
смотрят не так часто. Детям предлагается полежать и понаблюдать за небом, за
плывущими по небу облаками, за их цветом и формой, за тем, как они «играют»,
догоняя и перегоняя друг друга, сливаясь вместе, разрываясь и образуя новые по
форме и размеру облака.
Ход
занятия. Обычно люди смотрят на небо, когда хотят узнать, будет ли
дождь, показалась ли луна. Не все знают, что небо бывает «нетрадиционного»
цвета — желтого, красного, зеленого. Небо — это наша «крыша»,
волшебный мир, где путешествуют птицы и облака. Облака зарождаются, растут,
собираются в караваны и плывут, двигаясь по воле ветра, застывая на месте,
играя с солнцем, луной, звездами, дружа друг с другом или разлетаясь в разные
стороны. На небо и облака можно посмотреть через зонт, и тогда облака покажутся
тяжелыми и темными, через ветки деревьев, и тогда они похожи... (на что?),
через стебли травы. Если лежишь па траве, облака могут напоминать барашков,
пасущихся на лугу.
Практическая работа: создание
живописной работы на одну из тем: «Страна загадочных облаков», «Небо, облака,
птицы», «Воздушный замок для теплого ветерка».
Материалы: акварель, белила, гуашь,
кисти, белая или тонированная бумага.
16. Что
там под темной елкой. 1 ч
Занятие развивает внимание,
наблюдательность, способность удивляться, умение раскрывать секреты природы.
Занятие должно начинаться с похода в лес, напоминающего настоящую
исследовательскую экспедицию. Детей водят по знакомой территории летнего
лагеря, где, по их мнению, уже не осталось неизведанных мест, и предлагают
посмотреть на нее новыми глазами.
Ход
занятия. Какую роль в жизни растений, животных и птиц играет дерево? Оно
напоминает собой уютный дом для многих обитателей леса. Кроме птиц, белок,
гусениц, комаров, жуков, муравьев, ежей, елки приютили и других лесных жителей.
Они помогают спрятаться от прямых и жгучих солнечных лучей молодым и нежным
побегам растений, цветам, ягодам, грибам.
Можно нарисовать дерево целиком, и тогда
то, что находится у его подножья, будет изображено мелко, невнятно. Детей
знакомят с тем, что такое фрагмент в изобразительном искусстве.
Практическая работа: создание
живописной или графической работы, в которой необходимо запечатлеть свое
«открытие», показать, что интересного прячет елка под своими нижними ветками.
Возможно создание творческой работы в технике аппликации.
Материалы: гуашь, акварель, кисти,
фломастеры, бумага; цветная бумага, ножницы, клей ПВА; природные материалы.
17. Кто в кустах шуршит. 1 ч
Если правильно вести себя в лесу или поле,
то можно увидеть много интересного. Вокруг человека, который вышел на природу,
кипит интересная жизнь, но он часто этого не замечает. Ему кажется, что на
берегу реки, поля, пруда, у горы, у поваленного дерева, на склоне оврага он
один, но это не так. Жизнь кипит и в воздухе, и на земле, и под землей, прямо под
ногами человека. Надо уметь это видеть, и тогда любой поход на природу будет
заманчиво интересным. Для этого надо иметь доброе сердце, любознательность,
терпение, желание совершать открытия. Природа не всегда, не сразу и, главное,
не всем открывает свои секреты. Человек должен это заслужить.
Ход
занятия. Детям предлагается отправиться в лес в качестве следопытов,
т. е. людей, которые любят и знают природу. Цель похода —
открытие новых удивительных тайн природы. Как человек наблюдает за природой, так
и природа наблюдает за человеком тысячью глаз, ушей. Лес точно знает, когда
человек вошел в него, в какую сторону пошел, где остановился на привал. Важно,
с чем пришел человек в лес — с добром или со злом. Человек не всегда
замечает тех, кто за ним следит. Для этого нужен или большой опыт, или большое
везение, но часто можно слышать таинственные шорохи в лесу.
Практическая работа: изображение
лесных жителей, которые следили за тобой в лесу (из кустов, из-за дерева, из
травы). Темы рисунков «Кто пыхтит в траве», «Кто бродил у нашей палатки ночью»
и т. д.
Материалы: акварель, гуашь, кисти,
фломастеры, карандаши, бумага.
18. Девочка с венком на голове. 1 ч
Продолжается знакомство с ролью фрагмента в
изобразительном искусстве. В практической работе закрепляется представление о
том, что такое симметрия. Знакомство с жанром портрета (парадный портрет,
камерный портрет, портрет в рост, поясной портрет, погрудный портрет). Портрет
должен не только передавать внешний облик конкретного человека, но и раскрывать
его настроение и даже характер.
Ход
занятия. Чем точнее нам хочется рассказать о человеке, портрет которого
мы рисуем, тем внимательнее мы должны к нему присмотреться, а значит, тем ближе
к этому человеку надо подойти, тем крупнее на листе надо его изобразить.
Прорабатывается композиция рисунка, цветовая палитра, пропорции лица человека,
ситуация (где он в данный момент находится). Можно продумать вопрос о том,
какие предметы помогут рассказать о человеке.
Практическая работа: создание
портрета «Девочка с венком на голове».
Материалы: на выбор — гуашь,
акварель, кисти, бумага; смешанная техника; фломастеры, цветная бумага.
19. Муравьиный мир, тропа муравья.
Насекомые. 1 ч
Ребенок в начале своей жизни мог долго
рассматривать то, что лежит у него под ногами, находить интересное в траве,
песке, маленькой лужице. Острый глаз ребенка замечал все. С высоты своего
небольшого роста малышу этот мир был ближе. Со временем, подрастая, ребенок
проявляет интерес к миру взрослых, к сфере общения, все меньше и меньше обращая
внимание на то, что находится у него под ногами. У человека основной поток
информации идет на уровне глаз. И хотя земная поверхность или небосвод не
становятся скуднее, смотреть с интересом вверх на небо или вниз под ноги
человек постепенно отвыкает.
Ход
занятия. Под ногами у человека — целый мир. В этом особом мире
живет свой народ — насекомые. У них свои семьи, дома, дороги, города.
Насекомые занимаются воспитанием потомства, строительством, прокладыванием
коммуникаций, конструированием ловушек, капканов, добывают пропитание и
т. п. У насекомых есть разведчики, няньки, охранники. У них есть свои
законы, правила поведения. Стоит только посмотреть на то, как живут лесные
муравьи или пчелы! Чтобы нарисовать жизнь насекомых, нужно вспомнить о таком
понятии, как фрагмент, о его роли в рисунке.
Практическая работа: изображение
мира насекомых — их жилищ, дорог, забавных сценок из жизни и т. д.
Материал: на выбор —
фломастеры, краски, кисти, карандаши, тушь, перо, бумага.
20. Дом для... в виде гриба,
раковины улитки... 1 ч
Работа над темой и выполнение творческой
работы в определенном материале определяются педагогом или самим ребенком, его
предпочтениями и интересами. Работа может быть решена в объеме (пластилине,
глине, природном материале); в графике или живописи (тушь, акварель,
гуашь); в аппликации или росписи под гжель, хохлому, дымковскую игрушку.
Главная задача — конструкторское (объемно-пространственное) решение дома
на основе природных форм (раковины улитки, гриба, шишки и т. д.), а также
умение порождать замысел, находить оптимальный художественный материал,
реализовать замысел в материале. Здесь важно подключить ассоциативное мышление,
творческое воображение, фантазию.
Ход
занятия. В основе сюжета может быть сказка В. Бианки
«Листопадничек», в которой речь идет о зайчонке, родившемся в осеннюю пору,
когда падают листья. Путешествуя по лесу, он знакомится с его обитателями и с
тем, какой домик построил тот или иной зверек, для того, чтобы встретить зиму.
Ребенок знакомится с понятием стилизации
как процесса выделения главных характеристик предмета, делающих его
индивидуальным и узнаваемым. Многообразие форм, размеров, местоположения
домиков (на земле, под землей, на ветке дерева, в стволе, на плавающем островке
из травинок и пр.) зависит от образа жизни их хозяев. Возможным вариантом
разработки конструкции домика может быть сооружение домика для сказочного
персонажа — эльфа, гнома, духа воды, дедушки Ау и др.
Практическая работа: создание
необычного домика насекомого, животного, птицы. Из детских работ можно сделать
выставку, центром которой станет специально расписанный задник и декорация,
передающая лесной пейзаж.
Материалы: цветная бумага, картон,
ножницы, клей ПВА, глина, краски.
21. Вода — начало всего (подтемы:
«Весь мир в одной капле», «Кого умыла капля росы», «Русалочка, купавница»,
«Водяной царь», «Лягушки на пруду», «Стрекоза на травинке», «Ура! Идем
купаться», «Что кричала рыба» и т. д.). 1 ч
Выбор подтемы определяется педагогическими
задачами, а также природными и климатическими особенностями местности.
Цель — приобщение ребенка к тайнам
природы, которые находятся рядом с ним, вокруг него, в самых знакомых и
обыкновенных вещах, например в капле воды. Для этого нужно уметь только
внимательно присмотреться к окружающему миру.
Вода необходима для жизни, она нужна всем:
и людям, и животным, и насекомым, и траве, и деревьям, и птицам. Есть несколько
основополагающих условий жизни на Земле: это вода, воздух, солнце. Если
исчезнет вода, то образуется безжизненная пустыня.
Из всего перечисленного выше вода самая
загадочная, поскольку может пребывать в различных состояниях — в виде
жидкости, твердого вещества (льда, снега) и пара. Вода имеет разный вкус
(соленая и пресная), может быть грунтовой, дождевой, талой. Вода по-разному
«живет» на Земле — в виде моря, океана, реки, водопада, озера, пруда,
болота, трясины, дождя или снега. Вода разная и по характеру: спокойная и широкая
в реке, текущей по равнине, стремительная в горной реке, бурлящая на порогах,
неподвижная или застывшая в штиль в море, тяжелая и неумолимая во время шторма,
звенящая и веселая в весеннем ручье, звонкая и легкая в капели, равнодушная и
вязкая в болоте. Даже цвет у воды бывает разный!
Вода является средой обитания для рыб,
животных, растений, простейших организмов, которые образуют водный мир. Он еще
во многом не познан и таинственен.
Практическая работа: создание работы
в технике живописи, графики или аппликации (на выбор).
Материалы: так как предлагается
несколько тем, разнообразными могут быть и художественный материал, и
художественные техники.
III. Это
все наш лагерь
Режим и весь уклад жизни лагеря
по-разному воспринимается детьми. Одни дети едут в лагерь отдыха с
удовольствием, другие с трудом привыкают к распорядку дня, определенным
правилам, зависимости одного от всех, необходимости выполнять те или иные
обязанности, иногда поступаться своими желаниями, свободным временем, привычками.
Задания этого раздела направлены на то, чтобы найти привлекательные,
романтические, веселые стороны жизни в лагере отдыха и открыть особые
возможности общения. Задания позволяют находить привлекательное и интересное в
самом, казалось бы, обыденном, смотреть на событие с точки зрения интереса
всего коллектива.
22. Спортивный фриз. 1 ч
Эту тему можно считать вводной для целого
ряда предлагаемых далее тем, так как здесь происходит знакомство с основами
изображения фигуры человека в движении, даются первые представления о
пропорциях, способах передачи характера движения человека. Для облегчения
выполнения работы по изображению человека в движении детям предлагается
изобразить условного спортсмена, выполняющего движения, характерные для определенного
вида спорта. С той же целью дети могут выполнить задание в технике аппликации.
Эта техника поможет справиться с работой детям любого возраста. Обсуждается
композиционное решение работы, выбор размера изображения на листе.
Фриз — это декоративное изображение,
используемое прежде всего для украшения архитектурных построек. Его можно
увидеть как снаружи здания, так и внутри. Он представляет собой вытянутый
формат (горизонтальный или вертикальный), на котором располагается тематическое
изображение. Темой нашего фриза будет спартакиада — праздник красивого,
гармонично физически развитого человека, праздник силы, ловкости, грации и
здоровья.
Ход
занятия. Как нарисовать человека так, чтобы было не смешно и
изображаемая фигура действительно походила на человека, а не на карикатуру? Для
этого разобьем фигуру человека на части и отметим связки-шарниры,
т. е. суставы, которые эти части связывают. Если теперь вырезать эти
части из бумаги, сложив ее пополам, так как фигура человека симметрична, то из
них можно сложить изображение человеческой фигуры. Если не спешить с
наклеиванием этих частей на выбранный фон, то, подвигав их, можно придать этой
фигуре любое движение. Для наглядности можно изобразить спортивные
снаряды — теннисную ракетку, мяч и т. д.
Практическая работа: изображение
спортсмена, занимающегося определенным видом спорта, в движении. Для оформления
индивидуальных работ в единый фриз необходимо оговорить единый формат для всех
работ, а также соблюдать масштаб изображения.
Материалы: гуашь, кисти или
фломастеры; белая и цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
23. Амфора с изображением сцен из
жизни отряда. 1 ч
Задание предполагает закрепление навыков
изображения человека в движении с соблюдением пропорций, симметрии, нахождением
активных и динамичных поз (ракурсов). К основной задаче прибавляется задача на
освоение закона симметрии, который важен не только при работе над фигурой
человека, но и для изображения керамического сосуда, на котором будет
запечатлена самая интересная, с точки зрения ребенка, сцена из жизни отряда,
лагеря. Работа над рисунком осуществляется в технике от пятна.
Ход
занятия. Гончар лепит кувшин из глины. Глина, подчиняясь его рукам,
изгибается в причудливой форме кувшина или амфоры. Сделать амфору непросто.
Вначале надо придумать ее форму и размер, потом слепить, обжечь на огне и
украсить геометрическим или растительным орнаментом. Можно поместить на
созданном сосуде изображения птиц, животных, человека.
Простым карандашом «лепим» форму амфоры и
намечаем сюжет будущей росписи. Определяем цвет фона, который сделает работу
красочней, выразительней. Необходимо следить за тем, чтобы композиция, которая
рассказывает о самом главном, была выделена размером.
Практическая работа: создание амфоры
с орнаментом.
Материалы: тушь, перо, кисть,
цветная и белая бумага, карандаш.
24. Медали победителям. 1 ч
Используются знания предыдущих занятий, на
которых дети получили навыки изображения человека в движении. Основная задача
этого занятия — создание круговой композиции. Дети получают представление
о такой декоративной технике, как чеканка. Материалом для выполнения этой
работы могут стать как листы бумаги, так и развернутые жестяные тюбики из-под
зубной пасты, крема, шампуня и т. п. Вместо чекана можно использовать
заточенные веточки, карандаши, стержни шариковых ручек.
Ход
занятия. Спортивные праздники предполагают не только соревнования, но и
награждение победителей. Награда, как и победа, должна быть дорога победителю,
отражать определенный вид спорта, место на пьедестале, занятое спортсменом, а
также место и время проведения спортивных соревнований. Информация
зашифровывается в знаки и символы, которые и составляют композицию медали. Знак
или символ — это упрощенное или схематическое, но узнаваемое и всем
понятное изображение предмета.
Практическая работа: выполнение
эскиза медали для победителей в любимом виде спорта.
Материалы: глина, пластилин, стеки;
фломастеры, бумага.
25. Маски
и карнавальные костюмы. 1 ч
Материалом могут служить географические и
этнографические исследования, исторические и литературно-художественные
источники, сказочные и фантастические образы. Для работы над маской необходимо
затронуть вопрос о симметрии лица, мимике, соотношении частей и целого, о
началах анатомии. До выполнения работы в натуральную величину необходимо дать
детям навыки работы с эскизом. Нужно рассмотреть функциональное значение цвета,
цветовых соотношений, контрастных и сближенных цветов. Для сохранения
стилистического единства маски и костюма дети должны иметь представление о том,
что такое стиль и гармония.
Практическая работа: создание маски
и карнавального костюма.
Материалы: калька, газеты, тесьма,
гофрированная бумага, природные материалы, краски, ножницы, клей ПВА.
26. Именинный пирог. 1 ч
Занятие направлено на работу с оттенками
белого, формирование предмета сложной формы, на развитие фантазии,
конструкторского мышления, умения соединять разные техники и материалы, не
теряя образного начала работы.
Ход
занятия. У каждого человека есть особенный день, которого он ждет с
нетерпением. Это день его рождения или день именин. Поэтому ребенку хочется,
чтобы в этот день с ним были мама и папа, самые близкие друзья. Что делать,
если день рождения приходится на лето, да еще на период, когда ребенок в
лагере? Надо устроить праздник. А какой праздник без торта? Можно постараться
нарисовать необыкновенный, волшебный торт.
Практическая работа: создание
творческой работы на тему «Как испекли мы каравай».
Материалы: фломастеры, клей, белила,
акварель, природные материалы, фантики, зубная паста, тонированная бумага.
27.Летопись
(«наскальные» рисунки из жизни отряда). 1,5 ч
Графическая работа очень хороша в дождливый
день, когда, подчиняясь погоде, хочется посидеть, подумать, остаться один на
один со своими мыслями, отдохнуть от бурной коллективной жизни. Есть время и
потребность в неспешном, кропотливом, вдумчивом труде...
Если цвет определяет и характеризует
эмоциональное состояние автора, то графика расценивается как графическая речь и
органично ложится в структуру рассказа. Работая в графике, ребенок определенным
образом осмысливает происходящее, что заставляет его анализировать, сравнивать,
думать.
Ход
занятия. Свой жизненный опыт, знания, достижения, эмоции люди издревле
передавали следующим поколениям в произведениях искусства. Одной из древнейших
является наскальная роспись.
У каждого народа есть традиционная
форма рассказа о своей жизни: у народов Севера — резьба по кости, у
славянских народов — рисунки по бересте, в древнем Междуречье — знаки
на глиняных дощечках.
Сообщение о каком-либо событии из жизни
отряда должно быть отражено в творческой работе емко, образно, обобщенно и
доступно. Очень часто рисунок камня, структура спила дерева помогают строить
композицию изображения, гармонично вписываясь в нее.
Практическая работа: придумать форму
и рисунок камня или рисунок годовых колец на спиле дерева, создать
символический рисунок.
Материалы: тушь, перо, фломастер,
бумага.
IV. Мир
фантазий и фантастический мир
Ребенку воображения и фантазии не занимать.
В условиях летнего лагеря, когда он довольно продолжительное время оторван от
родителей, родительского внимания и тепла, воображение порой играет с ним злую
шутку, превращая незнакомый мир в мир страхов и опасностей. Дети могут долго не
засыпать вечером, прислушиваясь и вглядываясь в темноту, чувствовать себя
неуютно и одиноко. Для того чтобы справиться с этими страхами и пережить их,
детям предлагается нарисовать их на бумаге и, посмеявшись, избавиться от них.
В летнем лагере никуда не деться от
фантастических историй и страшилок, рассказанных на ночь. К заданиям-фантазиям
относятся задания на иллюстрирование любимых сказок, рассказов, кинофильмов.
Довольно часто главными героями и участниками этих историй становятся сами
дети. Ребенок живет в своем детском, отличном от взрослого, мире, где
происходят чудеса и превращения, где есть что-то страшное, неведомое, но всегда
побеждает добро и поэтому страх не настоящий, а вещи, герои, животные, формы и
цвета необычные.
28. Конструируем воздушного змея. 1 ч
На этом занятии главные понятия —
декоративность, стилизация. Форма воздушного змея, как правило,
несложная — квадрат, прямоугольник, ромб. Основным украшением воздушного
змея является рисунок на нем. Использование воздушных змеев в праздничных мероприятиях
определило их раскраску чистыми цветами. Значительное расстояние от змея до
зрителя потребовало использовать в его окраске контрастные цвета. Определенная
зримая связь каждого змея со своим хозяином требует неповторимости и
индивидуальности в выборе рисунка.
Ход
урока. Почему рамка, обтянутая бумагой, называется воздушным змеем?
Может быть, потому, что веревочка, за которую привязан змей, извивается в руке
как змея? А может, к ниточке привязан не змей, а древняя мечта человека летать
как птица? Подняться в небо и испытать радость, посмотреть на Землю, на всех,
кто остался внизу, и крикнуть: «Смотрите, это я лечу!» А может, змей получил
свое имя от Змея-Горыныча, который летал в сказках и былинах? Летающий
змей-дракон олицетворял в Древнем Китае силы воздуха и воды, и отсюда,
по-видимому, происходит название летающей игрушки.
Можно объявить конкурс на самого веселого,
летающего выше всех, самого хвостатого, самого... самого змея.
Практическая работа: представить
себе, как змей помог подняться в небо; рассказать с помощью цвета, рисунка на
воздушном змее о своих ощущениях.
Материалы: акварель, кисти, бумага.
29. Как звери и птицы делили шишки
в лесу. 1 ч
Мир полон общения: родители и дети, учителя
и ученики, друзья, подруги, игроки одной команды и т. д., все в этом мире
связано со всем, и все влияет на все. Система отношений захватывает не только
человека. Разные отношения складываются между животными, птицами, насекомыми.
Очень много о них могут рассказать ученые, охотоведы, любители природы.
Для выполнения практической работы детям
напоминают технику создания аппликации. Работа коллективная: педагог
разрабатывает общую композицию и утверждает ее с детьми. Детям предлагается
выполнить фигуру животного, ветку сосны, элемент коры дерева, цветы и траву.
Составление общего панно идет коллективно.
Ход
урока. В большом лесу стоит старая сосна, на которой каждую осень
созревает много шишек. Сосна щедро раздает их всем, кто в них нуждается. Это
белки, ежи, птицы. Попробуем представить себе разговор, который мог бы
состояться у корней этой сосны, когда все звери и птицы встретились и стали
делить шишки.
Практическая работа: вырезать из
цветной бумаги зверя или птицу, которые пришли к сосне за шишками, или ветку
сосны, цветы и т. д.
Материалы: цветная бумага, клей ПВА,
ножницы.
30. Сказка на ночь. 1 ч
Информация, которую получает человек в
течение дня — общение с разными людьми, разговоры, слушание музыки,
просмотр кинофильмов и т. д., — может «всплыть», причудливо
переплетаясь, во сне. На то, каким будет сон, влияют настроение, с которым
человек ложится спать, его страхи и мечты. А если все это влияет на то, каким
будет сон, получается, что его можно себе «заказать»!
Ход
занятия. Есть сказочный персонаж Оле Лукойе, который дует детям в
затылок и навевает сны. Так может быть не только в сказке. Каждый сам может
подарить сон! Для этого просто нужно нарисовать свою мечту, свой сон, который
хотелось бы подарить своим друзьям.
Практическая работа: придумать и
нарисовать сон, которым хотел бы поделиться с друзьями.
Материалы: любые по выбору ребенка.
31. Мой самый-самый... (страшный,
красивый, смешной) сон. 1 ч
Задание предполагает развитие памяти,
ассоциаций, чувственного восприятия. Оно может быть решено в двух вариантах: в
форме иллюстрации (конкретный сюжетный рисунок) на тему того, что запомнилось
после пробуждения, и в декоративной форме — например, в аппликации. Чтобы
работа могла быть использована при оформлении интерьера, педагог договаривается
с детьми о единой форме и размере листа, на котором будет изображен сон.
Ход
занятия. Сны бывают разными: страшными и веселыми, запутанными и ясными,
короткими, отрывочными и длинными, цветными и черно-белыми, таинственными
(волшебными) и реальными, похожими на действительность. Очень часто за ночь
можно увидеть несколько снов — калейдоскоп снов. В зависимости от того,
какой сон приснился, он вызывает определенные чувства, настроение. Эти чувства
можно переложить на язык живописи и попробовать рассказать сон с помощью цвета,
а можно выложить его как мозаику из цветных кусочков бумаги (в технике
аппликации). Можно сделать фриз-калейдоскоп из разных снов.
Практическая работа: вспомнить свой
сон, свои ощущения, чувства, переживания и, не перечисляя предметы или события
этого сна, рассказать о нем цветом так, чтобы все поняли, какой был сон —
страшный, смешной, легкий и т. д.
Материалы: гуашь или акварель,
кисти, бумага; цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
32. Иллюстрации к любимой книге. 1 ч
Фантазия не знает границ, не признает
стереотипов. Повседневная жизнь, которую выстроили взрослые, состоит из
стереотипов, правил, законов, прописных истин, восклицаний «Этого не может
быть!». Задача данного занятия — снятие зажимов, закрепощенности у
ребенка, боязни сделать, придумать, нарисовать что-то не так, как все.
Наоборот! Необходимо поощрять индивидуальность, неповторимость, непохожесть.
Можно выполнять задание по группам, парами,
используя игровой момент, когда каждый следующий художник не знает, что
нарисовал предыдущий. Было бы здорово устроить конкурс на самого-самого
большого фантазера.
Ход
занятия. У К. Чуковского есть стихотворение «Путаница», в котором
звери и птицы поменялись голосами и из-за этого все перепуталось. Усложним
задачу. Представим себе, что у животных, которых нужно рисовать, не только
голоса своеобразные, но и сами они не похожи ни на одного зверя, живущего на
земле. Как появился такой зверь? Может, все звери были изображены на огромном
витраже, а он разбился. Составляя эту картину вновь, художники сложили осколки
так, что туловищу одного зверя достались ноги другого, хвост третьего, а голова
четвертого.
Практическая работа: создание образа
фантастического животного с неизвестной планеты.
Материалы: гуашь или акварель,
краски, бумага; глина, пластилин; цветная бумага, ножницы, клей ПВА (материалы
на выбор).
33. Если бы я был волшебником.
1 ч
Задание преследует те же задачи, что и
предыдущее, однако здесь нет привязки к какому-либо конкретному объекту.
Ребенку предлагается придумать окружающее пространство, ситуацию, в которой он
был бы главным действующим лицом. Ребенок выступает с позиций человека, целиком
отвечающего за результат развития событий и действия всех героев. Таким
образом, в этом задании ребенок примеряет на себя роль взрослого, который в его
понимании всесилен.
Детям дается представление о том, какими
художественными средствами в рисунке передать волшебную (сказочную) ситуацию: с
помощью цветового решения, композиционного размещения предметов на листе,
неординарности самой композиции, формы предметов или их размеров.
Ход
занятия. Что такое волшебство, где его можно встретить и бывает ли оно в
жизни? Что (какие предметы) наделяют героя сказки волшебной силой? Каким
предметом хочешь владеть именно ты и почему? Как бы ты распорядился этим
предметом, если бы он оказался у тебя сейчас? Что ты изменил бы в жизни лагеря
с помощью этого волшебного предмета?
Практическая работа: создание
композиции на тему «Если бы я был волшебником» или «День чудес в летнем лагере
отдыха».
Материалы: акварель или гуашь,
кисти, фломастеры, тонированная бумага.
34. Я стал ростом с муравья. 1 ч
Задание направлено на формирование представлений
о том, что различные предметы соотносятся по величине. В окружающем нас мире
каждый предмет имеет свой размер, и человек привыкает к определенным размерам
каждого из них, в частности, к тому, например, что дерево может быть низким и
высоким, но не выше высотного дома, что яблоко может быть маленьким и большим,
но никак не больше арбуза. Какими бы ни были размеры предметов, человек привык
их соотносить с собой. В архитектуре, например, делая проект здания, автор
обязан нарисовать человека, чтобы соотнести размер фигуры человека с величиной
здания.
Ход
занятия. Весь созданный человеком предметный мир выстроен таким образом,
чтобы было удобно им пользоваться (например, высота стола, стула, размер обуви,
величина ложки, чашки и т. д.). Какие-то предметы и объекты с позиции
человека кажутся очень большими (горы, троллейбус, корабли, современные
строительные и дорожные машины и проч.) или, наоборот, очень маленькими
(элементы часового механизма, пыльца цветка, мелкие насекомые и пр.). Как изменится
взгляд человека на мир знакомых ему вещей, если он станет меньше ростом?
Практическая работа: создание
композиции на тему «Осень в муравейнике» или «Как я помог муравьям».
Материалы: акварель, графические
материалы, фломастер, бумага.
35. Сказка, в которую я попал. 1 ч
Задание направлено на развитие воображения
и фантазии. Педагог получает возможность определить круг литературных интересов
и предпочтений ребенка, мир его увлечений. Основная задача — создание
композиции (сочинения) на заданную тему. Композиция — это такая
организация изображения, которая наилучшим образом и в полной мере выражает
замысел автора, не нарушая гармоничного, целостного пластического решения
работы. В гармоничной композиции есть смысловой центр, главное в изображении,
которому подчинены все другие детали, элементы рисунка. В данном случае главным
будет сам автор, его автопортрет. Ребенку надо выделить себя из среды,
представить положение своего тела в пространстве, обозначить соотношение
величин, показать необычность самой ситуации.
Ход
занятия. Ребенку предлагается вспомнить любимую сказку, историю,
кинофильм, мультфильм, спектакль и т. д., участником (героем) которых ему
хотелось бы быть. Необходимо «вписать» себя в уже существующий сюжет так, чтобы
не разрушить его, определить свою роль в нем и соотнести свои действия с
действиями героев повествования.
Практическая работа: композиция на
тему «Сказка, в которую я попал» или «Я герой любимой сказки».
Материалы: простой карандаш, восковые
мелки, бумага.
36. Когда лагерь спит... 1 ч
Если днем человек бодрствует, активен,
выполняет определенную работу, планирует свои дела и может ожидать определенных
событий, то по ночам может происходить что-то необычное. Детям предлагается придумать
единый сюжет того, что произошло ночью.
Ход
занятия. Начать педагог может с таких, например, слов: «Однажды на
черном-черном небе висела огромная-преогромная луна. Висела она, висела и...»
или «В ту самую минуту, когда прозвучали последние звуки горна, в
темном-претемном лесу расцвел цветок папоротника...». Далее одному из детей
предлагается придумать свое продолжение сказки или таинственной истории, но
произнести только первую фразу. Следующий ребенок, произнося свою заготовленную
фразу, учитывает развитие сюжета, предложенное предыдущим рассказчиком. Таким
образом, совместно сочиняется общий рассказ. Далее каждый иллюстрирует
придуманную им фразу. Как бы ни развивался рассказ, главным инициатором его,
человеком, решающим принять тот или иной ход сюжета, должен быть педагог.
Красота сказки полностью зависит от него, он будто играет роль смальты в
мозаике, выкладывая общую композицию сюжета.
Практическая работа: создание
композиции на придуманную ребенком фразу из страшной истории или сказки.
Материалы: цветные карандаши,
акварель, кисти, бумага.
37. Кто
живет в темном углу. 1 ч
Началом работы с детьми по этой теме может
служить разговор о театре теней, который можно устроить с помощью лампы, стены
и собственных пальцев. Здесь дается понятие того, что такое силуэт, контраст,
пятно. Уровень и объем информации определяется возрастом детей. Пятно (светлое
на темном фоне и темное на светлом фоне) или силуэт встречается не только там,
где проливается компот на скатерть или краска на тетрадь. Его можно найти в
солнечный день на земле, а вечером, когда горят лампы, на стене. Это тень от
любого предмета, на который падает свет. Значит, тень — противоположность
свету. И тени нет там, где нет света!
Ход
занятия. Когда пятен или теней много и они находятся недалеко друг от
друга, они образуют одно темное пятно, место, куда не проникает солнечный свет
или свет от лампы. Днем в солнечный день таких мест, где живут или прячутся
тени, нет. Солнечный свет настолько яркий, что не оставляет в комнате ни одного
темного места. Зато вечером и ночью, когда горит лампочка или свеча, воздух как
бы сгущается, уплотняется, становится темным. Особенно темный он в углах
комнаты. И когда пламя свечи колеблется, тени принимают невероятные очертания и
кажется, что все они оживают и стремятся выйти из своего убежища. Темный угол в
комнате становится обитаем, и кажется, что там живет кто-то таинственный,
загадочный, невиданный.
Практическая работа: придумать и
изобразить того, кто живет в углу (какой он? что любит делать? зачем прячется в
угол, почему не показывается днем).
Материалы: природные материалы,
глина, пластилин; бумага (для техники бумажной пластики).
38. Кто
поет в дымоходе. 1 ч
Это занятие вплотную примыкает к
предыдущему и может рассматриваться как его продолжение. Акцентом в разработке
темы может служить понятие высоты голоса, тембра (своеобразной окраски голоса,
придающей ему узнаваемость), манеры исполнения, длительности или протяженности
звука. Практические работы дети могут выполнять на плотной бумаге, а потом
придавать ей форму цилиндра или сразу строить макет песни из листа бумаги,
свернутого в форме цилиндра. В дальнейшем из этих работ можно сделать фонарики,
подвесить под потолком и украсить помещение кружка.
Ход
урока. Занятие начинается с разговора о том, какие бывают песни —
героические военные, походные, свадебные, прощальные, колыбельные и т. д.
Чья песня слышится в печной трубе? Важно еще и то, в чьем доме установлен
дымоход, какой он, кто собирается петь песню хозяину дома и с какой целью. Это
поможет представить характер песни. Можно сравнить песню с затейливой линией,
которая имеет свой цвет (настроение), свою протяженность, свою громкость
(толщину линии), свой рисунок. Детям показывают также приемы работы в технике
бумажной пластики и аппликации.
Практическая работа: выполнение
пространственного макета песни, которая звучит в печной трубе, для
определенного героя или персонажа.
Материалы: цветная бумага, ножницы,
клей.
Ожидаемые результаты освоения программы:
В результате реализации программы детьми должен быть достигнут определенный уровень овладения изобразительной грамотой. Воспитанники научатся обращаться с материалами и инструментами изобразительного искусства, знать специальную терминологию, иметь представление о видах и жанрах искусства. Постепенно, благодаря формированию хорошего эстетического вкуса, дети смогут противостоять натиску массовой культуры, что поможет нравственному развитию личности. На занятиях, посвященных народному творчеству, знакомясь с лучшими произведениями народных мастеров, учащиеся получат представление о различных видах народного искусства, что будет способствовать развитию интереса и уважения к родной культуре.
Работы детей должны отвечать следующим качественным показаниям:
-проявление творческого подхода;
-аккуратность выполнения работ;
-подбор цветового сочетания в работе;
-сложность работы, составление композиций;
-подбор и применение различных материалов изобразительного и декоративно - прикладного искусства.
Рекомендуемая литература
Всё
наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах / сост. Г. М. Кружков. — М.,
1993.
Горяева Н. А.
Первые шаги в мире искусства: Книга для учителя /
Н. А. Горяева. — М., 1991.
Ершов П. М.
Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя / П. М. Ершов,
А. П. Ершова, В. М. Букатов. — М., 1998.
Когда дети правят миром: Ежегодник —
М., 2001. — Вып. 1.
Пекина О. И.
Ребенок с карандашом: ступеньки мастерства / О. И. Пекина. —
Тольятти, 2004.
Петров Г.
Следопыты искусства. Документальные рассказы / Г. Петров. — М., 1977.
Тарабарина
Т. И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное
пособие для родителей и педагогов / Т. И. Тарабарина,
Н. В. Елкина. — Ярославль, 1996.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.