Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с. Анучино Анучинского муниципального
округа
Приморского края»
|
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор школы
________ Шульц М.А.
«___» _________2021 г. |
Всезнайка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
Возраст учащихся: 10 лет
Срок реализации программы: 1 год
Власенко Лидия Александровна,
Учитель начальных классов
с. Анучино
2021
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы Дополнительная общеразвивающая программа «Всезнайка» разработана на основании следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Письма Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Общеизвестно, что основы мировоззрения человека закладываются в младшем школьном возрасте. Преподавание естественных наук в младшей школе достаточно обширно и предлагает детям начальные сведения из физики, химии, биологии, географии, экологии и астрономии. Однако, не смотря на объединяющий в себе все эти элементы естественных наук учебник, используемый в начальной школе, научные факты изучаются каждый в отдельности, при этом практически не выделяются взаимосвязи между ними. Обучение в школе часто опирается на заучивание большого количества фактического материала, при этом новые факты часто не связаны с повседневным опытом младшего школьника. Поэтому данная программа охватывает систему естественных наук, формируя взаимосвязи между ними.
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Всезнайка» имеет естественнонаучную направленность
Уровень освоения базовый
Сложный научный материал подаётся в простой и наглядной форме, доступной для понимания детей младшего школьного возраста, в виде компьютерной презентации с большим количеством демонстрационного материала. Закрепление изученного материала проходит в игровом и соревновательном виде с активной демонстрацией опытов и экспериментов, что повышает мотивацию детей к занятиям и развивает пытливость ума и познавательную активность.
Адресат программы Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы 10 лет.
Срок реализации программы 1 год, объём - 26 ч. Программой предусмотрена очная форма обучения.
В объединение принимаются дети младшего школьного возраста. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка, принимаются все желающие, проявляющие интерес к естественным наукам.
Режим занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 мин.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: развитие познавательных интересов и интеллектуально - творческого потенциала младших школьников, формирование начальных естественнонаучных представлений.
Задачи программы:
Воспитательные:
Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других обучающихся.
Воспитывать потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности.
Воспитывать экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
Развивающие:
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, а также практические умения работать с различными источниками информации.
Развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Обучающие:
Расширять и углублять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
Расширить знания элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях.
Дать представление о химических свойствах веществ.
Познакомить с основными географическими понятиями и явлениями.
Расширить знания об экологии и экологической ситуации в России, Московской области.
Прививать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности, познакомить со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации.
1.3 Содержание программы
Учебный план
Базовый уровень1 год обучения
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Раздел 1. Введение в программу |
1 |
0,5 |
0,5 |
Игра, опрос, беседа |
1.1 |
Тема 1.1. Вводное занятие. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
2 |
Раздел 2. Интересная география |
5 |
3 |
2 |
Опрос, практические задания, выставка работ |
2.1 |
Тема 2.1. Наша планета Земля. |
5 |
3 |
2 |
|
3 |
Раздел 3. Удивительная зоология |
4 |
2 |
2 |
Викторина, практические задания Зачёт |
3.1 |
Тема 3.1. Мир животных. |
4 |
2 |
2 |
|
4 |
Раздел 4. Интересная ботаника |
4 |
2 |
2 |
Опрос, практические задания, викторина, выставка |
4.1 |
Тема 4.1. Мир растений. |
4 |
2 |
2 |
|
5 |
Раздел 5. Занимательная химия |
5 |
2 |
3 |
Опрос, практические задания, беседа |
5.1 |
Тема 5.1. Химия вокруг нас. |
5 |
2 |
3 |
|
6 |
Раздел 6. Познавательная анатомия, физиология и гигиена организма человека |
5 |
2 |
3 |
Опрос, викторина, проект. |
6.1 |
Тема 6.1. Человек и его здоровье. |
5 |
2 |
3 |
|
7 |
Раздел 7. Общий смотр знаний |
2 |
- |
2 |
Проект Выступления |
7.1 |
Тема 7.1. Итоговая конференция. |
2 |
- |
2 |
|
|
Итого: |
26 |
11,5 |
14,5 |
|
Содержание учебного плана 1 года обучения
Раздел 1. Введение в программу (теория 0,5 ч., практика 0,5 ч.).
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория (0,5 ч.): Знакомство и комплектование группы. Обсуждение плана работы и задачи объединения. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Понятие «наука», классификация наук.
Практика (0,5 ч.): Входная диагностика. Анкета «Знаю – не знаю. Умею – не умею».
Раздел 2. Интересная география (теория 3 ч., практика 2 ч.).
Тема 2.1. Наша планета Земля.
Теория (3): Что изучает география? Географическая карта. Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам. Компас. Океаны планеты Земля. Самый большой океан – Тихий. Второй по размерам и самый исследованный океан – Атлантический. Неповторимый Индийский океан. Самый маленький океан. Материки и части света. Антарктида – континент холода. Африка – материк коротких теней, Австралия – материк «наоборот», Южная Америка – самый влажный материк, Северная Америка и ее сходство с Евразией, «Евразия».
Практика (2): Оформление выставки рисунков «Географические открытия и путешественники». Практические задания «Найди на карте». Определение сторон горизонта по компасу. Просмотр видеофильмов: «Все тайны и загадки Африки», «Самый холодный материк планеты», «Австралия приветствует туристов», «Южная Америка», «Северная Америка», «Евразия».
Раздел 3. Удивительная зоология (теория 2 ч., практика 2 ч.).
Тема 3.1. Мир животных.
Теория (2 ч.): Зоология - наука о животных. Отличие животных от растений. Знакомство с разнообразием животных, их распространением. Классификация животных. Роль млекопитающих в жизни человека. Млекопитающие. Хищные звери. Континенты и их животный мир.
Практика (2 ч.): Конкурс рисунков: «Среда обитания животных». Просмотр фильма «Мир животных». Викторина «Всё о животных». Просмотр презентаций на тему: «Континенты и их животный мир». Изготовление объёмных моделей животных из бумаги.
Раздел 4. Интересная ботаника (теория 2 ч., практика 2 ч.).
Тема 4.1. Мир растений.
Теория (2 ч.): Наука о растениях - ботаника. Многообразие растительного мира. Отличие растений от животных. Строение растений и жизнедеятельность. Растительный покров Земли. Культурные и дикорастущие растения. Съедобные и ядовитые растения. Родина отдельных комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями. Способы размножения растений.
Практика (2 ч.): Зарисовка частей растений. Просмотр презентаций «Места обитания растений». Просмотр видеофильмов: «Многообразие растений». Викторина «Материки и их растительный мир». Опыты:, «Растения и воздух», «Растения и почва», «Растения и вода».
Раздел 5. Занимательная химия(теория 2 ч., практика 3 ч.).
Тема 5.1. Химия вокруг нас.
Теория (2 ч.): Химия - наука о веществах. Вода, её свойства. Способы очистки воды в быту и её обеззараживание. Белки, углеводы, жиры: значение для организма. Чипсы, кока – кола и здоровье. История открытия витаминов. Витамины А, В, С, D, их значение, нахождение в продуктах. Натуральные и синтетические моющие средства. Правила хранения препаратов бытовой химии, техника работы с ними, первая помощь при отравлениях. Домашняя аптечка и ее состав.
Практика(3 ч.): Простейшие операции с веществом. Выполнение операций наливания, насыпания, взвешивания. Очистка воды: фильтрование, отстаивание. Определение пригодности воды для питья (прозрачность воды, интенсивность запаха). Очистка воды: отстаивание, фильтрование. Приготовление насыщенного раствора соли, измерение плотности (проведение опытов «плавающий» картофель, ныряющее яйцо). Выращивание кристаллов поваренной соли. Обнаружение крахмала в муке, хлебе, крупах, картофеле. Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение упаковок). Составление таблицы «Витамины». Удаление чернильного пятна с помощью мела и одеколона. Очищение воздуха с помощью питьевой соды.
Раздел 6. Познавательная анатомия, физиология и гигиена организма человека (теория 2 ч., практика 3 ч.).
Тема 6.1. Человек и его здоровье.
Теория (2 ч.): Строение и возможности тела человека. Понятие о системе органов человека: описание и характеристики. Органы чувств. Опорно-двигательная система Сердечно-сосудистая система. Дыхательная система. Пищеварительная система. Нервная система. Строение нервной системы. Здоровье, факторы формирующие здоровье. Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки.
Практика (3 ч.): Просмотр фильма «Организм человека»,. Тест «Твой двигательный режим». Опыты (органы чувств): «Вкус через запах», «Попробуй на язык», «Как работает глаз», «Проверим слух». Опыты (нервная система): «Чувствительность нервных окончаний», «Тепло, холодно». Опыты (дыхательная система): «Сколько воздуха можно вдохнуть?», «Сколько воздуха можно выдохнуть», «Чистота дыхательных движений». Опыты (сердечно-сосудистая система): «Стук сердца», «Пульс». Игра-имитация «Упражнения для здорового позвоночника», «Упражнения для крепких рук», «Упражнения для развития грудной клетки». Разработка комплекса упражнения для выполнения утренней гимнастики каждый день.
Раздел 7. Общий смотр знаний (практика 2 ч.)
Тема 7.1. Итоговая конференция.
Практика (2 ч.): Выступление обучающихся с лучшими проектами, демонстрация изготовленных наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов и т.д. Награждение обучающихся и их родителей.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
Обучающийся будет строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Работать в группе. Овладеет основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности.
У обучающегося будет ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет знать как работать с приборами, инструментами, с разными источниками информации.
Обучающийся приобретёт умение составлять рассказы, сообщения, используя результаты наблюдений, материал дополнительной литературы.
Оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.
Применять на практике изученный теоретический материал и применять его при проведении опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения.
Предметные результаты:
Обучающийся будет знать
Значение витаминов, содержащихся в пище.
Значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода.
Какую пользу приносят представители животного мира.
Многообразие растений, животных, экологические связи между ними.
Названия и правила пользования приборов – помощников при проведении опытов.
Наиболее типичных представителей животного и растительного мира Приморского края.
Взаимосвязи человека и природы.
Агрегатные состояния веществ и их превращения. Состав и свойства органических веществ, входящих в состав пищевых продуктов.
Способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты).
Способы приспосабливаться растений и животных к неблагоприятным природным условиям.
Стороны света.
Технику безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии.
Обучающийся будет уметь
Аккуратно работать при пересадке, поливе и рыхлении растений.
Активно участвовать в экологических акциях и конкурсах разного уровня.
Вести дневник наблюдений.
Вести наблюдения за окружающей природой под руководством педагога.
Выделять объект исследования, разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы.
Использовать на занятиях знания, полученные в повседневной жизни.
Использовать препараты бытовой химии, соблюдая правила техники безопасности, выводить пятна различного происхождения в домашних условиях.
Наблюдать предметы и явления природы.
Обосновать роль воды, бережно относиться к ней, применять простейшие методы очистки питьевой воды.
Определить температуру воздуха и своего тела при помощи термометров.
Организовать подкормку птиц зимой.
Отличать съедобные растения от не съедобных.
Провести простейшие опыты с водой, воздухом.
Прогнозировать возможность изменения в растительном и животном мире.
Обучающийся будет владеть навыками
Анализа отличительных особенностей животного и растительного мира. Различать: деревья, кустарники, травы; животных домашних и диких; Насекомых, рыб, птиц, зверей; растения дикорастущие и культурные.
Соблюдения правил поведения человека в природе; правила техники безопасности при выполнении опытов;
Ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию.
Ухаживать за домашними животными и птицами.
Ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие).
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
Для занятий требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
Экран – 1 шт.
Мультимедийный проектор - 1шт.
Компьютер с программным обеспечением - 1шт.
Для реализации программы необходимы следующее лабораторная посуда и оборудование.
Воронка стеклянная - 1 шт.
Колба коническая на 50 мл –1 шт.
Палочка стеклянная - 1 шт.
Пинцет - 1 шт.
Секундомер - 1 шт.
Химический стакан на 250 мл - 3 шт.
Песочные часы- 1шт.
Компас - 1 шт.
Для реализации программы необходимы следующее реактивы.
Активированный уголь.
Аспирин.
Глицерин.
йодная настойка.
Камфорный спирт.
Крахмал.
Лимонная кислота.
Нашатырный спирт.
Перекись водорода.
Перманганат калия.
Питьевая сода.
Сахар.
Спиртовой раствор бриллиантовой зелени.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Презентации. Понятие «наука», классификация наук. «Континенты и их животный мир» «Места обитания растений». «Химия - наука о веществах». «Вода, её свойства. Способы очистки воды в быту и её обеззараживание».
Видеофильмы. «Все тайны и загадки Африки», «Самый холодный материк планеты», «Австралия приветствует туристов», «Южная Америка», «Северная Америка», «Евразия». «Мир животных». «Многообразие растений». «Белки, углеводы, жиры: значение для организма». «Организм человека»
Интернет источники.
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10d.shtml - ставим опыты вместе с детьми
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml - познавательные опыты для детей.
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml - «Жидкие» фокусы.
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml - занимательные научные опыты для детей.
http://animal.geoman.ru/ - животные.
http://bird.geoman.ru/ - птицы.
http://budconcept.ru/interaktivnyj-kosmos/onlajn-teleskop-smotret/ - телескоп в режиме онлайн.
http://nature.ok.ru.- редкие и исчезающие животные России
http://prezentacii.com/biologiya/page/2/ - портал готовых презентаций.
http://www.naturekeepers.ru – сайт образовательной экологической сети «Хранители природы».
http://www.sciam.ru/ - сайт «В мире науки».
http://www.wwf.ru - всемирный фонд дикой природы (WWF).
http://www.youtube.com/user/GTVscience - сайт «Простая наука: увлекательные опыты для детей».
https://physicon.ru/images/prod/inter_courses/planshet/microskop/bortnik_edu_lab 1_method.html - мобильная лаборатория естествоиспытателя.
unnaturalist.ru - журнал «Юный натуралист».
http://muzey-factov.ru/tag/biology - музей фактов.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Формы аттестации.
Опросы. Беседы с элементами опроса. Индивидуальные творческие задания. Выставки. Конкурсы. Праздники. Викторины. Игры. Просмотры видеофильмов, презентаций. Педагогические наблюдения.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Для оценки результативности учебных занятий применяется входящий, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входящий контроль проводится в начале года с целью выявления образовательного, творческого потенциалов детей и их способностей.
Формы проведения: Собеседование. Анкетирование.
Текущий контроль проводится с целью систематического повторения пройденного материала на последующих занятиях и определение готовности обучающихся к восприятию нового материала.
Формы проведения: Тестовые задания. Мини - опросы. Игры – задания. Викторины.
Промежуточный контроль проводится по окончании первого полугодия с целью обобщения занятий по теме.
Формы проведения: Текущие тестовые задания. Мини - опрос. Наблюдение. Творческие задания.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей, определение результатов обучения.
Формы проведения: Открытые занятия. Участие в конкурсах, выставках. Тестовый контроль по теории. Защита проекта, исследовательской работы. Мероприятия.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Материалы анкетирования. Выставки. Конкурсы. Демонстрация моделей. Диагностические карты. Портфолио. Мероприятия. Выступления с информацией.
2.3 Методические материалы
Методы обучения.
Словесный (рассказ педагога рассказ ребёнка, беседа, объяснение);
Наглядный (наличие раздаточного материала, показ изображений, видеоматериала);
Практический (наблюдение, проведение опытов, зарисовки, подготовка докладов и исследовательских работ).
Объяснительно-иллюстративный (демонстрация изучаемого материала с параллельным объяснением).
Репродуктивный (обучающиеся воспроизводят изученное).
Проблемного обучения (педагог определяет проблему и нацеливает обучающегося на пути её решения).
Частично-поисковый (обучающиеся участвует в поисках решения поставленной задачи).
Методы воспитания.
Формирование сознания личности (рассказ, беседа, метод примера).
Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации).
Стимулирование и мотивация деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.).
Формы организации образовательного процесса.
Индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, лабораторных опытов).
Коллективная (обсуждение проблем, возникающих в ходе занятий, просмотр демонстраций опытов).
Парная (выполнение более сложных практических работ).
Фронтальная (беседе, показе, объяснении)
Индивидуально-фронтальная чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
Групповая (работа в малых группах, парах).
Формы организации учебного занятия
Круглый стол.
Занятие-практикум.
Защита проекта.
Занятие-дискуссия.
Занятие-экскурсия.
Занятие -беседа.
Занятие-игра.
Занятие-конкурс.
Занятие-викторина.
Практическая работа.
Природоохранные и социальные акции.
Лекция-диалог.
Педагогические технологии.
Педагогического общения (Кан Калик) - технология совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности.
Личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская) - в центре внимания - личность ребенка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приёмы личностно-ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и развить способности каждого ребёнка.
Информационно-коммуникативные (Г.Р. Громов, Г. Клейман, Б. Хантер) - способствуют активизации образовательного процесса, развитию познавательного интереса и, как следствие, повышению качества знаний, что приводит к достижению обучающимися максимальных результатов в различных областях.
Развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) - создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми, при котором учитываю и использую закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Исследовательской деятельности (Н.Н. Подъяков, И.С. Фрейдкин, Н.А. Рыжова) - ориентирована на активизацию интереса и увлеченности обучающихся процессом познания, путем внедрения простых, доступных и жизненно-ориентированных проектов и исследований, выполнение которых является стимулом, вдохновляющим обучающихся на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов).
ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер)- при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты);
Игровой деятельности (Б.П. Никитин, М.М. Бирнштейн) - в основу положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Проблемного обучения (Дж. Дьюи, И. Лернер) - (стремление максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления; развитие творческого потенциала личности обучающегося).
Здоровьесберегающая -сопровождения учебной группы (М.Ю. Громов, Н.К. Смирнов) - система по сохранению и развитию здоровья всех участников – взрослых и детей, представлены в виде комплексов упражнений и подвижных игр для физкультминутки
Дидактические материалы.
Инструкции по технике безопасности.
Инструкции по технике пожарной безопасности.
Инструктаж о правилах поведения во время занятий.
Серия наглядно- дидактических пособий: «Деревья», «Птицы», «Растения», «Животные».
Серия наглядно- дидактических пособий «Мир в картинках».
Серия наглядно- дидактических пособий «Овощи и фрукты».
Наглядно-дидактические картинки:
«Дикие животные, птицы».
«Пищеварительная система».
«Дыхательная система».
«Кровеносная система».
«Нервная система».
Наборы фотографий:
«Растения нашей местности, занесенные в Красную книгу Приморского края».
«Животные нашей местности, занесенные в Красную книгу Приморского края».
«Грибы нашей местности, занесенные в Красную книгу Приморского края».
«Лекарственные растения нашей местности».
«Пищевые растения нашей местности».
Демонстрационные пособия:
«Дорожные знаки».
Глобус Земли физический.
Плакаты:
«Дорожное движение».
«Растения» (деревья, травы, кустарники).
«Рациональное питание».
«Режим дня».
«Способы очистки воды».
«Тело человека» (основные органы и системы человеческого организма).
Картографические материалы:
Физическая карта мира.
Политическая карта мирта.
Общегеографическая карта Приморского края, Анучинского округа.
Раздаточный материал:
Наборы карточек в соответствии с темами программы.
Карточки с заданиями по темам программы.
Коллекции.
«Минералы и горные породы».
Гербарии.
«Культурные и дикорастущие растения».
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса |
1 год |
|
Продолжительность учебного года, неделя |
26 |
|
Количество учебных дней |
26 |
|
Продолжительность учебных периодов |
1 полугодие |
08.11.2021- 28.12.2021 |
2 полугодие |
12.01.2022- 20.05.2022 |
|
Возраст детей, лет |
10 |
|
Продолжительность занятия, час |
1 |
|
Режим занятия |
1 раза/нед |
|
Годовая учебная нагрузка, час |
26 |
Календарный учебный график
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
ноябрь |
8 |
13:00-13:45 |
Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности. |
1 |
Знакомство и комплектование группы. Обсуждение плана работы и задачи объединения. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Понятие «наука», классификация наук. Входная диагностика. Анкета «Знаю – не знаю. Умею – не умею». Просмотр презентации « Мир науки». |
класс |
Опрос, беседа, игра. |
2 |
ноябрь |
15 |
13:00-13:45 |
Занятие - лекция. |
1 |
Что изучает география? Географическая карта. Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам. Компас. Определение сторон горизонта по компасу. Конкурс рисунков «Географические открытия и путешественники». |
класс |
Выставка |
3 |
ноябрь |
22 |
13:00-13:45 |
Занятие -путешествие. |
1 |
Океаны планеты Земля. Самый большой океан – Тихий. Второй по размерам и самый исследованный океан – Атлантический. Неповторимый Индийский океан. Самый маленький океан. Оформление «Визитных карточек океанов». |
класс |
Опрос, практические задания. |
4 |
ноябрь |
29 |
13:00-13:45 |
Занятие -путешествие. |
1 |
Материки и части света. Антарктида – континент холода. Просмотр видеофильма «Самый холодный материк планеты» Африка – материк коротких теней Просмотр видеофильма «Все тайны и загадки Африки», |
класс |
Опрос, практические задания. |
5 |
декабрь |
6 |
13:00-13:45 |
Занятие - игра. |
1 |
Южная Америка – самый влажный материк, Северная Америка и ее сходство с Евразией, Просмотр видеофильма «Южная Америка», «Северная Америка», |
класс |
Опрос, практические задания. |
6 |
декабрь |
13 |
13:00-13:45 |
Занятие - игра. |
1 |
Австралия – материк «наоборот» Просмотр видеофильма «Австралия приветствует туристов» «Евразия». |
класс |
Опрос, практические задания. |
7 |
декабрь |
20 |
13:00-13:45 |
Занятие - лекция. |
1 |
Зоология - наука о животных. Отличие животных от растений. Знакомство с разнообразием животных, их распространением. Конкурс рисунков: «Среда обитания животных». |
класс |
выставка |
8 |
январь |
17 |
13:00-13:45 |
Занятие - лекция. |
1 |
Классификация животных. Роль млекопитающих в жизни человека. Млекопитающие. Просмотр фильма «Мир животных». |
класс |
опрос |
9 |
январь |
24 |
13:00-13:45 |
Практическая работа. |
1 |
Хищные звери. Викторина «Всё о животных». |
класс |
викторина |
10 |
январь |
31 |
13:00-13:45 |
Рассказ. Беседа. Практическая работа. |
1 |
Континенты и их животный мир. Просмотр презентаций на тему: «Континенты и их животный мир». Изготовление объёмных моделей животных из бумаги. |
класс |
выставка |
11 |
февраль |
7 |
13:00-13:45 |
Рассказ. Беседа. Практическая работа. |
1 |
Наука о растениях - ботаника. Многообразие растительного мира. Отличие растений от животных. Просмотр презентаций «Места обитания растений». |
класс |
опрос |
12 |
февраль |
14 |
13:00-13:45 |
Рассказ. Беседа. Практическая работа. |
1 |
Строение растений и жизнедеятельность. Зарисовка частей растений. Просмотр видеофильмов: «Многообразие растений». |
класс |
опрос |
13 |
февраль |
21 |
13:00-13:45 |
Рассказ. Беседа. Практическая работа.
|
1 |
Растительный покров Земли. Культурные и дикорастущие растения. Съедобные и ядовитые растения. Родина отдельных комнатных растений. Викторина «Материки и их растительный мир». |
класс |
опрос |
14 |
февраль |
28 |
13:00-13:45 |
Рассказ. Беседа. Практическая работа.
|
1 |
Правила ухода за комнатными растениями. Способы размножения растений. Опыты: «Растения и воздух», «Растения и почва», «Растения и вода».
|
класс |
Опрос Групповая практическая работа |
15 |
март |
7 |
13:00-13:45 |
Рассказ. Беседа. Практическая работа |
1 |
Химия - наука о веществах. Вода, её свойства. Способы очистки воды в быту и её обеззараживание. Простейшие операции с веществом. Выполнение операций наливания, насыпания, взвешивания. Очистка воды: фильтрование, отстаивание. Определение пригодности воды для питья (прозрачность воды, интенсивность запаха). |
класс |
Беседа с элементами опроса. |
16 |
март |
14 |
13:00-13:45 |
Рассказ. Беседа.
|
1 |
Правила хранения препаратов бытовой химии, техника работы с ними, первая помощь при отравлениях. Домашняя аптечка и ее состав. |
класс |
Беседа с элементами опроса. |
17 |
март |
21 |
13:00-13:45 |
Практическая работа. |
1 |
Приготовление насыщенного раствора соли, измерение плотности (проведение опытов «плавающий» картофель, ныряющее яйцо). Выращивание кристаллов поваренной соли. |
класс |
Практические задания. |
18 |
апрель |
28 |
13:00-13:45 |
Практическая работа. |
1 |
История открытия витаминов. Витамины А, В, С, D, их значение, нахождение в продуктах. Обнаружение крахмала в муке, хлебе, крупах, картофеле Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение упаковок). Составление таблицы «Витамины». |
класс |
Практические задания. |
19 |
апрель |
4 |
13:00-13:45 |
Практическая работа. |
1 |
Сравнение поглощающих свойств промокательной бумаги, активированного угля, кукурузных палочек. Удаление чернильного пятна с помощью мела и одеколона. Очищение воздуха с помощью питьевой соды. |
класс |
Практические задания. |
20 |
апрель |
11 |
13:00-13:45 |
Занятие-лекция. Практическая работа.
|
1 |
Строение и возможности тела человека. Понятие о системе органов человека: описание и характеристики. 1Просмотр фильма «Организм человека»,. Тест «Твой двигательный режим». |
класс |
Опрос, практические задания. |
21 |
апрель |
18 |
13:00-13:45 |
Занятие-лекция. Практическая работа.
|
1 |
Органы чувств. Строение нервной системы. Нервная система. Опорно-двигательная система Опыты (органы чувств): «Вкус через запах», «Попробуй на язык», «Как работает глаз», «Проверим слух». Опыты (нервная система): «Чувствительность нервных окончаний», «Тепло, холодно». |
класс |
Опрос, практические задания. |
22 |
апрель |
25 |
13:00-13:45 |
Занятие-лекция. Практическая работа.
|
1 |
Сердечно-сосудистая система. Дыхательная система. Пищеварительная система. Опыты (дыхательная система): «Сколько воздуха можно вдохнуть?», «Сколько воздуха можно выдохнуть», «Чистота дыхательных движений». Опыты (сердечно-сосудистая система): «Стук сердца», «Пульс». |
класс |
Опрос, практические задания. |
23 |
май |
9 |
13:00-13:45 |
Занятие-лекция. Практическая работа.
|
1 |
Здоровье, факторы формирующие здоровье. Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки. Игра-имитация «Упражнения для здорового позвоночника», «Упражнения для крепких рук», «Упражнения для развития грудной клетки». |
класс |
Опрос, практические задания. |
24 |
май |
16 |
13:00-13:45 |
Практическая работа.
|
1 |
Разработка комплекса упражнения для выполнения утренней гимнастики каждый день. |
класс |
Практические задания |
25 |
май |
23 |
13:00-13:45 |
Занятие - конференция |
1 |
Итоговая конференция. Выступление обучающихся с лучшими проектами, демонстрация изготовленных наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов и т.д. Награждение обучающихся и их родителей. |
класс |
Выступления. |
26 |
май |
30 |
13:00-13:45 |
Занятие - конференция |
1 |
Итоговая конференция. Выступление обучающихся с лучшими проектами, демонстрация изготовленных наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов и т.д. Награждение обучающихся и их родителей. |
класс |
Выступления. |
2.5 Календарный план воспитательной работы
Направление |
мероприятия |
Объём (ч) |
временные границы |
Общекультурное направление: |
Викторина |
4 |
Учебный период |
Духовно-нравственное направление: |
Выставки творческих работ |
5 |
Учебный период |
Социальное направление: |
Диагностические тесты «Мотивация к исследовательской деятельности» (М.В.Матюхина). Методика «Экологическая деятельность» |
3 |
Учебный период |
Здоровьесберегающее направление: |
Физминутки Динамические паузы Разработка комплекса упражнения для выполнения утренней гимнастики каждый день. |
- |
Учебный период |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога.
Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие.- М.: Просвещение, 2015. - 230 с.
Алексинский В. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение.2104.-143 с
Андреева Т.Н. Человек и природа: дискуссии, ролевые игры. Волгоград: Учитель, 2014 .-134 с.
Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 2012.-321 с.
Гликман И. 3. Теория и методика воспитания.- М.: Педагогика-пресс, 2015.-214с.
Горькова Л. Г., А.В. Кочергина, Л.А. Обухова, «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», Москва, «ВАКО», 2011.-145 с.
Елкина Н.В., Мариничева О.В., Учим детей наблюдать и рассказывать.-Ярославль: Актау, 2016.-214с.
Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. - Воронеж, 2016. – 536 с.
Карьенов В.А. Биология: Ботаника: Зоология: Анатомия, физиология и гигиена человека. – М.:Просвещение, 2014. – 207 с.
Конарев Б.А. Любознательным о химии. – М.: Химия ,2016.-125с.
Мадера А.Г, Пятикоп А.П., Репьев С.А. « Опыты без взрывов».- М., изд. Дом Карапуз, 2005.-215с.
Марк Хьюиш. Юный исследователь. Пер. Е.В. Комиссарова. – Москва: «Росмэн», 2015.- 94 с.
Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами?», блок занятий «Песок. Глина. Камни». -М., ООО Карапуз - Дидактика, 2017.-145с.
Рыжова Н.А. Волшебница – вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2015-123 с.
Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера,2017 -64с.
Экологический атлас. Окно в мир. М.: Лазурь, 2015. 109с.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: издательство «Ювента», 2012. -276с.
Мещерикова А. А. География. – Москва: Издательство АСТ, 2017. -45с.
Список литературы для детей.
Акимушкин И. Мир животных. Птицы. - М.: Просвещение, 2015.- 378 с.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных.- Ярославль: Академия развития, 2017.- 235 с.
Горбунова М.И. Кто, где и почему? Детская энциклопедия в вопросах и ответах. - Смоленск: Русич, 2014.- 540 с.
Ридерз Дайджест. «Азбука природы» . М.: Просвещение,.-176с.
Рянжин С. Экологический букварь для детей и взрослых. С.-П. Печатный двор, 1994.
Травина И.В. Моя первая книга о планете Земля. М.: Росмэн, 2013. -75с.
Экология для любознательных или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2016.-231 с.
Я познаю мир: детская энциклопедия: Животные. /Сост. Ляхов П.Р. М.: Тко АСТ. 2010.-234 с.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. /Сост. Багрова Л.А. - М.:Тко АСТ. 2010.-324с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.