Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Мурманска № 135
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ г. Мурманска № 135
____________ Е.В. Мельник
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПО ЗАПУСКУ РЕЧИ
«Говорилки»
Возраст обучающихся: 2-4 лет
Срок реализации: 1 год
Составители:
Богословская С. А. – учитель-логопед,
Проскурина А. А. – педагог-психолог
Октябрь 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
Аннотация программы |
с. 3 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
||
1.1 |
Пояснительная записка |
с. 5 |
1.2 |
Цель и задачи Программы |
с. 6 |
1.3 |
Принципы и подходы к формированиюПрограммы |
с. 6 |
1.4 |
Значимые для реализации Программыхарактеристики |
с. 7 |
1.4.1 |
Возрастные особенности детей раннего и младшего дошкольноговозраста |
с. 7 |
1.4.2 |
Особенности занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста |
с. 9 |
1.4.3 |
Особенности логопедических занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста |
с. 11 |
1.5 |
Планируемые результаты освоенияПрограммы |
с. 12 |
1.5.1 |
Система оценки результатов освоения Программы |
с. 12 |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
||
2.1 |
Содержание психолого-логопедической работы с неговорящими детьми раннего и младшего дошкольного возраста. |
с. 13 |
2.1.1. |
Развитие эмоционального общения со взрослым |
с. 13 |
2.1.2. |
Развитие общего подражания |
с. 14 |
2.1.3. |
Развитие делового общения со взрослым |
с. 15 |
2.1.4. |
Развитие слухового восприятия |
с. 17 |
2.1.5. |
Развитие дыхания |
с. 18 |
2.1.6. |
Развитие моторики рук |
с. 18 |
2.1.7. |
Развитие речи |
с. 19 |
2.1.8 |
Взаимодействие с семьей |
с. 23 |
2.2 |
Календарно-тематическое планирование |
с. 24 |
2.3 |
Структура занятия, формы, способы, методы и средства реализации Программы |
с. 26 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
||
3.1 |
Объем образовательной нагрузки |
с. 27 |
3.2 |
Методическое обеспечение |
с. 27 |
3.3 |
Материально-техническое обеспечение |
с. 27 |
3.3.1 |
Особенности организации предметно-развивающейсреды |
с. 27 |
3.3.2 |
Материально-техническое обеспечениеПрограммы |
с. 27 |
Аннотация программы
Наименование программы |
Рабочая программа дополнительного образования кружок по запуску и развитию речи детей 2-4 лет «Говорилки». |
Нормативно-правовая база разработки программы |
· Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; · Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. От 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) · Постановлением Главного санитарного врача РФот 28.09.2020 г. №28«Об утверждении санитарных правилСП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». · Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»(с изменениями на 30 сентября 2020 года) |
Составители программы |
Учитель-логопед МАДОУ № 135 – Богословская Светлана Анатольевна, Педагог-психолог МАДОУ № 135 – Проскурина Анастасия Александровна |
Сроки реализации программы |
С 1 октября по 31 мая (1 учебный год) |
Участники реализации |
Воспитанники групп раннего развития, младшего дошкольного возраста, среднего дошкольного возраста МАДОУ, родители, администрация МАДОУ |
Цель программы |
при помощи игр и упражнений, а также специальных приемов работы, «разговорить» ребенка, дать импульс к дальнейшему развитию активной речи. |
Задачи программы |
· учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения; · развивать общение и сотрудничество со взрослым; · учить звукоподражанию; · развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память детей; · расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями; · развивать речевое дыхание; · развивать мелкую моторику рук; · формировать и развивать словарный запас; · совершенствовать грамматическую структуру речи; · активизировать речь как средство общения детей друг с другом. |
Ожидаемые результаты |
1. Иметь активный словарный запас (не менее 300-500 слов). 2. Повторять за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание. 3.Ответить на понятный вопрос взрослого. 4.Поделиться информацией, пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает). 5. Сопровождать речью игровые и бытовые действия (≪звукоподражанием≫). 6. Слушать небольшие литературные произведения без наглядного сопровождения. 7. Пользоваться речью как средством общения со сверстниками. |
I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ
1.1. Пояснительнаязаписка
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становленииребенка.
Современные психолого-педагогические исследования направлены в сторону более раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы. Отмечается важность взаимодействия ребенка с окружающими людьми. «Детская речь не является личной деятельностью ребенка, речь ребенка рассматривается как часть диалога, сотрудничества, она теснейшим образом связана с развитием отношений взаимодействия ребенка и взрослого» [4 Выготский, с. 356]. «В ходе пользования языком имеет место взаимодействие ряда умений, связанных с перцептивной, когнитивной и социальной сферами. Чем более автоматизированы эти умения, тем легче их применять. Каждая новая стадия языкового развития приводит к новой внутренней организации», – отмечает А. А. Залевская [5, с. 44], т. е. от сформированности речи в целом и навыка общения ребёнка зависит степень его дальнейшей социализации и адаптации.
Программа посвящена актуальной теме – речевого развития «неговорящих»детей с двух лет. Чтобы заговорить, малышу необходима помощь взрослого. В случае не говорящего ребёнка раннего возраста на помощь к родителям подключаются учитель-логопед, педагог-психолог.
К неговорящим детям относятся дети от 2 до 4 и более лет, у которых не сформирована фраза, крайне низкий объем словаря, речь, чаще всего, лепетная. Речь как система не сформирована. Ребенок не может полноценно общаться. Неговорящий ребенок с общим недоразвитием речи первого уровня (ОНР1 уровня) не может самостоятельно построить взаимодействие со взрослым и сверстниками.
Проблемы «неговорящих» детей раннего и младшего дошкольного возраста изучены недостаточно. В отличие от ребенка с нормальным речевым развитием, неговорящий ребенок в настоящее время остается малоизученным, так как требует особых подходов и нестандартных приемов, как в диагностике, так и в коррекционной работе.На сегодняшний день предлагается широкий выбор книг и пособий для логопедических занятий с дошкольниками, а вот описание опыта работы с малышами встречается гораздо реже.Такая работа требует от специалистов определённых навыков и особенного подхода к обучению, т. к. методика занятий с малышами коренным образом отличаются от занятий с детьми дошкольного возраста.
Представленный материал поможет создать речевую средуразвития, накопить пассивный словарь. Развитие активной речи ребенка достигается путем развития речевого подражания, ритма, дыхания, мелкой моторики,включает логопедические занятия и специальные приемы логопедического воздействия, учитывающие особенности работы с маленькими неговорящими детьми.
Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
· Постановлением Главного санитарного врача РФот 28.09.2020 г. №28«Об утверждении санитарных правилСП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
· Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. От 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
За основу взята программа по развитию речи ребёнка 1,5-3 лет Елены Янушко «Помоги малышу заговорить» и инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой (раздел Ознакомление с окружающим миром).
Срок реализации Программы – 1 года.
1.2. Цель и задачиПрограммы
Цель — при помощи игр и упражнений, а также специальных приемов работы, «разговорить» ребенка, дать импульс к дальнейшему развитию активной речи.
Задачи:
· учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения;
· развивать общение и сотрудничество со взрослым;
· учить звукоподражанию;
· развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память детей;
· расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями;
· развиватьречевоедыхание;
· развиватьмелкуюмоторику рук;
· формировать и развивать словарный запас;
· совершенствовать грамматическую структуру речи;
· активизироватьречь как средство общения детей друг с другом.
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении разных, но взаимосвязанных задач.
Программа основывается на принципах:
- основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- принцип гуманистичности предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психолого-логопедического взаимодействия, который заключается в требовании не навредить.Данный принцип основан на идее,которая подразумевает постановку во главу угла психолого-логопедическое сопровождение ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации (содействия, поддержки) педагога и психолога;
- принцип детерминизмаисходит из того, что становление психических функций, свойств и особенности их проявления связаны как с внешними, так и с внутренними причинами. Эти причины обусловлены условиями жизни, воспитания ребёнка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности;
- принцип взаимосвязи– обогащение и активизация словаря;
-принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
-принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;
-принцип обеспечения активной речевой практикивыражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребёнка – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности.
1.4. Значимые для реализации Программыхарактеристики
1.4.1. Возрастные особенности детей раннеговозраста
Формирование личности ребенка происходит в его активной деятельности. Автором данной теории является А.Н. Леонтьев. Основанием данной теории является идея, заключающаяся в том, что на каждом возрастном этапе ведущей является определенная деятельность (общение, игра, учение, труд), обуславливающая основные изменения личности.
Возраст от 2 до 3 лет.
Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), совершенствуется восприятие, начальные формы произвольного поведения, игры. Данный период является сензитивным к усвоению языка. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь, к концу третьего года жизни она становится средством общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, строптивостью, обесцениванием существующих ценностей, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Показатели |
Характеристика |
Ведущая потребность |
Потребность в любви, безоговорочном принятии, тактильной близости |
Ведущая функция |
Восприятие |
Игровая деятельность |
Игра носит эгоцентрический процессуальный характер, преобладает предметно-манипулятивная деятельность |
Отношение со взрослыми |
Ситуативно-деловое: взрослый – образец, источник способов деятельности. |
Отношения со сверстниками |
Отсутствие потребности в общении со сверстниками, наблюдение за сверстником, игра рядом |
Эмоции |
Эмоциональные реакции носят аффективный характер, резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. |
Способ познания |
Предметная деятельность |
Объект познания |
Непосредственно окружающие предметы, их свойства и функции. |
Восприятие |
Восприятие непосредственно связано с действием |
Внимание |
Непроизвольное, полевое поведение |
Память |
Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), узнавание |
Мышление |
Наглядно-действенное (основано на восприятии и действиях с предметами) |
Воображение |
Элементарное предвосхищение, воссоздание знакомого образа. |
Условия успешности |
Разнообразие непосредственно окружающей среды; практическое взаимодействие, общение со взрослым как носителем опыта. |
Новообразование возраста |
Появление активной речи, начало использование её как средства общения. Усвоение общественно выработанных способов. |
Возраст от 3 до 4 лет.
Ведущим видом деятельности становится игра, главной особенностью которой является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Действия с игрушками и предметами-заместителями составляет основное содержание игры детей младшего дошкольного возраста.
В младшем дошкольном возрасте продолжают развиваться психические процессы: восприятие (до 5 и более форм предметов, до 7 и более цветов, могут различать предметы по величине, ориентироваться в пространстве дошкольного учреждения), память и внимание (могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов по просьбе взрослого, к 4 годам могут запомнить достаточно большие отрывки из любимых произведений), мышление (наглядно-действенное, они уже могут установить незначительные скрытые связи и отношения между предметами), воображение.
Активного взаимодействия между детьми еще не наблюдаются, но можно встретить устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликтные ситуации у детей во многом связаны с игрушками. Именно мнение воспитателя влияет на определение положения ребёнка в группе сверстников. В этом период начинает формироваться самооценка, а также половая идентификация.
Показатели |
Характеристика |
Ведущая потребность |
В общении, уважении, признании самостоятельности. |
Ведущая функция |
Восприятие |
Игровая деятельность |
Партнёрская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие, появляются действия с предметами-заместителями. |
Отношение со взрослыми |
Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнёр по игре и творчеству. |
Отношение со сверстниками |
Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен, появление сопереживания |
Эмоции |
Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. |
Способ познания |
Экспериментирование, конструирование. |
Объект познания |
Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения |
Восприятие |
Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) |
Внимание |
Непроизвольное, быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 минут. Объём внимания 3-4 предмета. |
Память |
Непроизвольная (эмоционально окрашенная) |
1.4.2 Особенности занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста следует учитывать следующиемоменты:
1) Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания
Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов:открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только спомощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашегобыта — что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.
Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу,строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т.д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.
Вывод: занятия с малышами основаны на подражаниивзрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
2) В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещатьэлементы игры и обучения
Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детскаянепосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения слюдьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такоеплохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно тольков том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение кобучению появится позже — в старшем дошкольном возрасте. А пока… если малышунеинтересно, он просто отвернется или уйдет.
Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специальноорганизованные игры.
3) Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение
Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т.д.)снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимобольшое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени иколичества повторений потребуется.
Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры изанятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.
Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимомногократное повторение пройденного.
4) Содержание материала должно соответствовать детскому опыту
Используйтезнакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой — дети видели машины наулице; игра «Киса, киса — брысь!» — дети видели и гладили кошку.
Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо датьребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки — курочку и цыплят — или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть. Основные темы занятий — быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т.д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.
Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезногои вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада «Ознакомление с окружающим миром»).
5) Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала
Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагогисклонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу.
Если перед ребенком будет стоять непосильная длянего задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха.Малыш попытаетсявыполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания.
Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка,усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).
6) Необходимо контролировать длительность занятия
Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно икратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом,чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая иградлится от 5-10 до 15-20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию иповедение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что детиустали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силыпродолжать.
Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планироватьдлительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.
7) Необходима четкая структура занятия
Начало и конецигры очень непродолжительны по времени(вступительные и заключительные реплики педагога). Продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала.При варьировании длительностиигры мы манипулируем именно этой частью игры.
Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка ицыплята». Варианты начала игры — «Вот к нам пришли курочка и цыплята», или«Сейчас мы поиграем в «Курочку и цыплят» и т.п. Варианты окончания игры — «Курочка с цыплятами пошли домой» (курочка и цыплята уходят), «Курочка ицыплята прощаются — до свидания!» и т.п.
Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец.
8) Необходима смена видов деятельности
Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у старших детей, и у взрослых.
Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр,сменяющих одна другую.
9) Гибкость
Описанные занятия следует подбирать и использовать с учетом возраста детей,их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета.
Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью егопроведения — отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.
10) Перенос знаний
Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни.Для этого надо держать близких в курсесобытий — они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.
Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно ихиспользовать в самых разных ситуациях.
11) Малышам необходима положительная оценка их деятельности
В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого,положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, — молодец!».
Вывод: чтобы малыши развивались быстрее и увереннее,хвалите их почаще.
1.4.2. Особенности логопедических занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
1) Наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком
Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры,насколько ребенок эмоционально вовлечен. Логопеду необходимо вызвать у ребенкадоверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям.Необходимо встать на позицию ребенка, научиться играть, быть эмоциональным,непосредственным и доброжелательным в общении с малышом. Кроме этого, важнопоощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новымпопыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речипсихологических проблем — нежелания говорить, боязни речи.
2) Необходимость подготовительного этапа
Прежде чем начинать работу собственно над развитием речи, надо подготовитьребенка. Прежде всего — игры на развитие подражания. Именно в таких играхребенок учится получать важную информацию от другого человека. Такжепроводится работа по развитию у малыша слухового восприятия и дыхания,внимания и памяти, без должного уровня развития которых формирование речитакже будет тормозиться.
3) Особенности речевого сопровождения занятия
Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основеречевого общения.Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой —объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор.При этом необходимо многократноеповторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание.
К речи взрослого также предъявляется ряд требований: говорите простымисловами и фразами; речь должна быть чистая, без нарушений, взрослый дает только образцы правильной речи (недопустимо повторение за ребенком слов-заменителей); артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть движения губ взрослого.
4) Организация специальных игр
Ребенок 2-3 лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности идолжна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться вигре.
Помимо интересного игрового сюжета, основанного на практическом опытеребенка, в логопедических играх используются специальные приемы работы: паузы вречи педагога, использование жестов, договаривание ребенком слов и фраз и др.
Кроме вышесказанного следует принять во внимание некоторые особенностидетей с нарушениями речи: возможны повышенная утомляемость, невнимательность и др.
1.5. Планируемые результаты освоенияПрограммы
По итогу реализации Программы планируем получить следующие результаты:
1. Иметь активный словарный запас (не менее 300-500 слов).
2. Повторять за взрослым небольшое предложение, втом числе содержащее вопросили восклицание.
3.Ответить на понятный вопросвзрослого.
4.Поделиться информацией, пожаловаться на неудобство(замерз, устал) и действиясверстника (отнимает).
8. Сопровождать речью игровые и бытовые действия(≪звукоподражанием≫).
9. Слушать небольшие литературные произведения без наглядногосопровождения.
10. Пользоваться речью как средствомобщения со сверстниками.
1.5.1. Система оценки результатов освоения Программы
Оценкой результатов освоения Программы осуществляется по средствам мониторинга, предлагаемогоЛ. Н. Лавровой и И. В. Чеботаревой, которая проводится 3 раза в год.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание психолого-логопедической работы с неговорящими детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
2.1.1. Развитие эмоционального общения со взрослым
Прежде чем приступить собственно кзанятиям по развитию речи, необходимоустановить эмоциональный контакт сребенком. Вслучае, когда ребенок 2-4 летиспользует в активной речилишь несколько аморфных слов, вопросустановленияконтакта может стать проблематичным: часто только очень близкие люди могутразобрать произношение этих слов, понять их смысл. Добиться доверия ребенка вэтом случае педагогу помогаютигры для самых маленьких — эмоциональные игры.
С точки зрения детскойпсихологии первой формой общения становится длямалыша именно эмоциональное общениесо взрослым человеком. И лишь позжепоявляются другие виды взаимодействия слюдьми — деловое и личностное, общение со сверстниками.
Обычно маленькие неговорящие дети живо откликаются на эмоциональныеигры, в которых инициативуберет в свои рукивзрослый. Это можно объяснить тем, что такие игры часто знакомыдетям, просты в исполнении илюбимы детьми. Кромеэтого, в эмоциональной игреот ребенка не требуется проявления активности, темболее не ставится задачачто-то говорить, повторять завзрослым. А если учесть, чтоочень часто малышей, отстающих в речевом развитии, мучают требованиями«Скажи!», «Повтори!», такую ненавязчивую форму взаимодействия ребеноквоспринимает с благодарностью и с радостью откликаетсяна предложение поиграть.
Не следует рассматривать проведение таких игр как шаг назад в развитииребенка. Ведь в данномслучае цель игры — это неразвитие и обучение ребенка, аэмоциональное общение, налаживание контакта междуребенком и взрослым.
При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: неследует уже при первом знакомстве сребенком использовать в играх телесныйконтакт («Качели», «По ровненькойдорожке»). Описанныениже варианты игр приводятся в такойпоследовательности:
1.) знакомство;
2.) игры с использованием игрушек ипредметов;
3.) контактруками;
4.) телесный контакт.
Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуютсоблюдения нескольких условий:
Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие сребенком, прилагает усилия, чтобы увлечьребенка игрой;
Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапыигры; речь эмоционально насыщенная, четкая,немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальнойгромкости. Во многих играх используются стихотворения ипотешки. При этомследует выбирать небольшие пообъему стихотворные тексты с простым, понятным иконкретным, но интересным ребенкураннего возраста содержанием;
В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную,теплую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживаетпроявления ребенком инициативы, подбадривает;
В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее
начало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, вхорошем настроении, продолжается, покаребенку интересно, и заканчивается припервых признаках усталости ипотери интереса с егостороны;
Многие из приведенных нижеигр очень просты, но детям нравится повторять ихмногократно. Чтобы повысить малышунастроение, заставить его улыбнуться, можноначинать логопедическое занятие спроведения одной из такихигр и в том случае, если контакт ребенка спедагогом уже наладился. Такая игра поможет настроиться наактивное общение.
2.1.2. Развитие общего подражания
Подражание является одним из основных способов усвоения общественногоопыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровыенавыки, овладевает речью. Так, ребенок повторяет происходящие у него на глазахдвижения или действия взрослого, пытается воспроизвести услышанную из его устречь. При многократном повторении движения и слова постепенно закрепляются всознании ребенка и превращаются внавыки — теперь это его собственные действия, жесты, речь. Современем отпадает необходимость в непосредственном наблюденииперед подражанием — ребенокзапоминает способы действия, жесты и мимикувзрослого, манеру говорить, постепенноони становятся частью его собственнойличности. Таков в упрощенном виде механизм подражания.
Педагоги и психологи вполнеосознанно используют его в основе обучения. Так, если взрослый хочетзакрепить у ребенка какой-либо навык, то многократнопоказывает действие или говоритслово, фразу, а малышповторяет.
Под понятием общее подражание мы понимаем подражание движениям идействиям, а также мимике, жестам, манере поведения и т.п. (речевое подражаниебудет описано в разделе«Развитие речи»). Целенаправленно развивать следует, прежде всего, подражание движениям идействиям.
Способность малыша подражать движениям и действиям взрослого развиваетсяпостепенно. Вслучае, когда у ребенканаблюдается отставание в развитии речи, подражание требует специального обучающего воздействия со стороны взрослого. Это необходимо для проведенияспециальных коррекционных занятий, так на начальном этапе логопедической работыименно принцип подражания ложится воснову обучения ребенка.
Последовательность развития общего подражания:
Начинать следуетс отдельных простых движений. Например, в игре «Делаемзарядку» малыши повторяют такиедвижения: поднимем руки вверх, топаемножками, побежали-побежали ит.п.
Затем учить детейвыполнять несколько движений. Например, в игре«Птички» дети одновременно машут«крылышками» и бегают.
Следующий этап развития общегоподражания — выполнение действий с предметами и игрушками, т.е. серии логически вытекающих друг из другадвижений. Втаких действиях важны нетолько определенные движения, но иосмысление ребенком социальной значимостидействия. Например, в игре с куклоймы учим ребенка сначала покачать куколку, потомположить ее в кроватку инакрыть одеялом и т.д.
Подражание движениям или действиямможно развивать в разных играх. Описанные ниже игры расположеныпо возрастанию уровня сложности. Особоевнимание следует уделять развитиюподражания движениям кистей рук (игры«Ладошки», «Водичка», «Капуста», «Цветки» идр.). В основу перечисленных нижеигр положена следующая классификация игрдля развития общего подражания:
Игры со стихотворными текстами. Это игры, в которых текст стихотворенияпоэтапно сопровождается определенными, соответствующимисюжету действиями.
Подвижные игры. Игры с использованием разнообразныхдвижений, сопровождаютсячеткими инструкциями. Сюда же можноотнести игрыобучающие детей съезжать сгорки, пользоваться спортивными снарядами (лазать полестнице, висеть на перекладине ипр.). Параллельно решается задача развитиядвигательной сферы детей.
Игры с игрушками и предметами. Вэтих играх взрослый учит ребенкавыполнять определенные, социально закрепленные за предметами и игрушками, действия — игровые (куклы, мячи, кубики), действия с орудиями (лопатка, ложка, сачок) и др.
Играя с детьми, необходимо соблюдатьправила речевого сопровождения:
Во-первых,речевые инструкции должны бытьчеткими, понятными детям.
Во-вторых, стихотворения, которые используются вигре, не должны быть слишком длинными(лучше, если взрослый выучитих наизусть), их содержание должно бытьконкретным, понятным и интересным длядетей раннего возраста, без излишнейобразности.
В-третьих, речь педагога должна статьобразцом для подражания: эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослыйговорит спокойнымэнергичным голосом нормальной громкости.
Игры, направленные на развитие удетей общего подражания проводятсяснебольшими группами (3-5 детей). Следует учесть, что, играя вгруппе, дети подражают не тольковзрослому, но и другдругу. Если в группе выделяются положительные лидеры, скоторых можно брать пример, подражание сверстникам становится дополнительнымстимулом для развита общегоподражания.
Помимо задач развития иобучения ребенка, игры для развития общегоподражания несут в себеэмоционально положительный заряд, дают возможностьподвигаться, доставляют детям удовольствие ирадость.
2.1.3. Развитие делового общения со взрослым
Деловое общение ребенка со взрослым — это взаимодействие,направленное на достижение совместной цели. Общая цель может быть задана самойситуацией (например, в игре), либо определяет один изпартнеров по общению. Приэтом как взрослый, так иребенок может выступить с инициативой, и тогда взрослыйиграетроль помощника. Другимисловами, общение происходит или на равных, или естьведущий и ведомый. В работе сребенком полезно применять разные видывзаимодействия, чтобы он мог бывать в разныхролях — партнера, помощника, ведущего.
Варианты помощи, которые можно использовать в ходе общения с ребенком, также могут бытьразными. Выбирать подходящий вариант следует взависимости от уровня речевогоразвития ребенка от конкретнойситуации общения.
Помощь родителей ребенка
Полезно обсуждать с родителямито, что происходит на занятии, часто близкие, которые как никто другойзнают своего ребенка, могутподсказать, что он имел ввиду, выступить в качестве «переводчиков» желании и намерении ребенка. Этаинформация используется на последующихзанятиях.
Обучение ребенка выражать свои мысли любым доступным ему способом
На начальном этапе логопедической работы следует побуждать ребенкаиспользовать в ходе деловогообщения не только слова ифразы, но и звуки, жесты, движения и действия, тоесть любые доступные емусредства общения.
Однако не следует увлекатьсяобучением ребенка использованию жестов, звукови аморфных слов, движений идействий как заменителей полноценного речевогообщения. Применение этих способов выражениямыслей возможно на первом этапелогопедической работы, когда особенно важно добиться взаимопонимания сребенком любым способом, научитьребенка действовать активно, стараться донестисвои намерения до другогочеловека. Вдальнейшем речевое общение усложняется — по мере накопления активногословаря ребенка побуждают использовать доступныеему слова и фразы.
Наводящие вопросы
Цель таких вопросов — уточнить желание ребенка. На начальном этапе работыможно предлагать вопросы, подразумевающиеответ «да» или «нет» (в этом случаеребенок может ограничиться лишькивком головы в ответ). В дальнейшемнеобходимо стремиться к тому, чтобы ребенок был вынужден отвечать на вопроссловами или фразами.
После каждого вопроса следуетпауза в речи педагога, в течение которой оножидает ответа ребенка. Если в начале логопедической работы ребенок в качествеответа может просто показатьпальцем нужное место или игрушку, то в дальнейшем от него требуют ответов в формеслов и фраз. Таким образом, при помощи наводящих вопросов удается организоватьдеятельность ребенка — какигровую, так и речевую.
Важно не забывать оглавной цели: диалог между ребенком и взрослым должензавершиться положительным результатом.
2.1.4. Развитиеслухового восприятия
Развитие слухового восприятия идет вдвух направлениях: с одной стороныразвивается восприятие обычных звуков, сдругой —восприятие речевых звуков, т.е. формируется фонематический слух.
Развитие неречевого слуха
Неречевой (физический) слух — это улавливание и дифференциацияразличных звуков окружающего мира (кромезвуков человеческой речи), различениезвуков по громкости, атакже определение источника инаправления звука.
Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человекав окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их каксигналы, свидетельствующие о приближенииили удалении отдельных предметов илиживых существ. Правильное определение на слух источника звука помогает узнатьнаправление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.
Умение сосредоточиться на звуке(слуховое внимание) — важная способностьчеловека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если уребенка острый слух отприроды, ее нужно развивать спервых лет жизни.
Звуки могут восприниматьсяна слух или с опорой на зрение(слухозрительно), что значительно легче идолжно предшествовать изолированномуслуховому восприятию.
При обучении ребенка различениюна слух неречевых звуков следует соблюдать следующую последовательность:
1.) звуки природы:шум ветра идождя, шелест листьев, журчаниеводы и др.;
2.) звуки животных и птиц: лай собаки, мяуканье кошки,карканье вороны, чириканье воробьев и воркование голубей, ржание лошади, мычаниекоровы, пение петуха, жужжаниемухи или жука и т.д.;
3.) звуки предметов и материалов: стук молотка, звон бокалов,скрип двери, шум пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорохпересыпаемой крупы, гороха, макарон и т.п.;
4.) транспортные шумы:сигналы автомобилей, стук колес поезда, скриптормозов, гудение самолета и т.п.;
5.) звуки музыкальных инструментов:погремушки,свистульки, трещотки, пищалки, колокольчик, барабан, бубен, дудочка,металлофон, гармошка, пианино идр.
Развитие речевого слуха
Речевой (фонематический) слух— это способность улавливать и различать наслух звуки (фонемы) родногоязыка, а также понимать смысл различного сочетаниязвуков — слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцироватьчеловеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Умение сосредоточиться на звукахречи — очень важная способность человека.Без нее нельзя научитьсяпонимать речь — основное средство общения междулюдьми. Умение слушать необходимо такжедля того, чтобы сам ребенок научилсяправильно говорить — произносить звуки, отчетливо выговаривать слова,использовать возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость искорость речи).
При развитии речевого слухаработа продвигается от различения (слышу-неслышу) к восприятию (чтослышу).
Слуховое восприятие проходит следующие стадии (от простого к сложному):
1.) Восприятие со зрительной опорой:ребенок слышит название предмета и видитсам предмет или картинку.
2.) Слухозрительное восприятие: ребенок нетолько слышит голос, но видит лицо игубы говорящего.
3.) Чисто слуховое восприятие:ребенокне видит говорящего (а также предмет, явление, о котором говорят), атолько слышит голос.
2.1.5. Развитие дыхания
Развитие физиологического дыхания
Развивая у ребенка физиологическоедыхание, необходимопрежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох и способность направлять воздушную струю.
При проведении игр, направленныхна развитие у ребенка дыхания, необходимоиметь в виду, чтодыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могутвызвать головокружение, поэтому такиеигры необходимо ограничивать по времени(можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другимиупражнениями.
Развитие речевого дыхания
Хорошопоставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношениезвуков, слови фраз. Например, для того, чтобынаучиться выговаривать многие звуки — С, 3, Ш, Ж, Р, — ребенокдолжен делать достаточно сильныйвыдох через рот. Слова жедолжны произноситься слитно, нельзяделать паузы между звуками, добирая воздух. Короткие фразы также должныпроизноситься на одном выдохе, с плавнымпереходом от одного слова кдругому. Произнося длинные фразы, необходимонаучиться делать осмысленные паузы, во время которых происходитвдох.
Речевое дыхание — этоправильное сочетание вдоха и выдоха во времяпроизнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добиратьвоздухво время произнесенияслов и фраз, речь должна быть плавной.
Приступать к тренировке собственноречевого дыхания можно только послетого, как у ребенкасформирован сильный плавный выдох, то есть достаточно развитофизиологическое дыхание. Тренировка речевого дыхания — это обучение плавномупроизношению звуков, слогов, слов ифраз на выдохе.
Этапы развития речевого дыхания:
1.) пропеваниегласных звуков —А, О, У, И, Э;
2.) длительное произнесение некоторых согласныхзвуков С, Ш,Ж,Ф,Х;
3.) произнесение слогов на одномвыдохе;
4.) произнесение слов на одномвыдохе;
5.) произнесение фраз различной длинына одном выдохе;
6.) чтение стихотворений;
7.) пение песенок;
4.) выразительный рассказ, пересказ текстов.
Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Игры научат ребенка плавнопроизносить на выдохе звуки ислоги, что является начальнымэтапом развития речевого дыхания.
Дальнейшая работа по развитиюречевого дыхания — произнесение длинныхфраз, чтение стихотворений, пениедетских песен, обучение рассказу и пересказу, работа над плавностью, темпом и ритмом речи — не рассматривается в данной программе, т. к. выходит за рамки целей кружка, такая работа проводится наследующих этапах логопедической работы сдетьми.
2.1.6. Развитие моторики рук
У большинствасовременных детей отмечается как общее моторное отставание, таки слабое развитиемоторики рук, в особенностиэто относится к городскимдетям(глобальная цифровизация и автоматизация бытовых процессов).
Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процессречевого и умственного развитияребенка. Исследования физиологов доказали, чтодвигательные импульсы пальцев руквлияют на формирование «речевых» зон иположительно действуют на всюкору головного мозга ребенка.
Развитие движений рук включает:
развитие хватания: ребенок учится захватывать предмет, действуяцеленаправленно — правильно определяет место предмета в пространстве(направление и расстояние), учитывает всвоих действиях форму, величину предмета(маленькие предметы ребенок хватаетодной рукой, большие — двумя руками), ребенок учится хватать предметы по-разному — кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большимпальцами;
развитие соотносящих действий: ребенок учится использовать действия, когданужно совместить два предметаили две части одного предмета; принципсоотносящих действий лежит воснове игровых задач многих дидактических игрушек(пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки идр.);
подражание движениям рук: особенно важно научить ребенка подражатьдвижениям рук взрослого, таккак это умение лежит в основе формирования многихполезных навыков ручных действий;
развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистямиипальцами рук самые разнообразныедвижения, которые по мере тренировкистановятся более тонкими идифференцированными .
В ходе проведения специальныхигр и упражнений развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, адвижения пальцев дифференцируются.
2.1.7. Развитие речи
Развитие понимания речи
Когда заходит разговор о неговорящем ребенке, от близкихчасто можно услышать: «Он все понимает, только пока не говорит». Такая характеристика поведения малыша подразумевает, что он знает значениямногих слов и выражений, может осмыслить их в контекстеконкретной ситуации.
Действительно, довольно часто ребенок действует адекватно в рамкахопределенной ситуации — показываетнужный предмет или игрушку, совершаетнеобходимое действие. В процессе занятий с логопедомначинают обозначатьсяпробелы в знаниях ребенка: он не только не понимаетзначения многих слов и выражений, но и путает те, что постоянно используются вобиходе. Частонеговорящий ребенок одним и тем жесловом может обозначать разныепредметы или действия.
Если имеет место задержкаречевого развития или общеенедоразвитие речи, отставание затрагивает все стороны речи— не только активную(процесс говорения), но и пассивную (понимание речи).
Пассивный словарь— это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, ноне употребляет в активной речи из-заотставания в речевом развитии.
В процессе занятий поразвитию понимания речи основная задача — накоплениесловарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), атакже слова-определения (прилагательные инаречия). Для запоминания детямпредлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия,явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни,что могут наблюдать, счем могут манипулировать, чточувствуют. На начальномэтапе работы с неговорящимидетьми не рекомендуется перегружать их пассивныйсловарь отвлеченными понятиями илиобобщающими словами.
Дальнейшее развитие словаря подразумеваетусвоение словарного запаса поосновным темам ознакомления с окружающим миром(игрушки, одежда, обувь, мебель,дом и квартира, животные, птицы, насекомые,деревья, цветы, овощи и фрукты, город идеревня, времена года и др.), подробноеописание которых можно найти в программе дошкольного воспитания «От рождения до школы» (раздел «Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром»)
Помимо знакомства со словами иих значениями, необходимо проводить работупо знакомству детей сразличными сочетаниями слов — фразами. И слова, и фразыпоначалу усваиваются в контекстеконкретной ситуации: ребенок видит предмет — взрослый называет его; ребеноксовершает действие — взрослый обозначает егоглаголом и т.д.; В дальнейшемсмысловой контекст постепенно переходит из практической реальностинепосредственно в речь.
Развитие активной речи ребенка
Потребность подражать словувзрослого — ответственный момент влогопедической работе сбезречевыми детьми. Развитиеречевого подражания — естественныйпериод в развитии детской речи как в норме, так и в случаеречевых нарушений. Неправильно былобы «перескочить» этот периоди начинать логопедическуюработу с неговорящими детьми сразучивания правильнопроизносимых слов или, чтоеще хуже, с постановкизвуков.
При этом не следуетвпадать в другую крайность — расширять и закреплятьавтономную речь детей, когда употребляемые ребенком звукосочетания понятнылишь близким взрослым. Необходимо переходить к обучению произнесению слов исловосочетаний при первой жевозникшей у ребенка возможностивоспроизводить поподражанию хотя бы части некоторых слов.
Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенныхим звуков, слов, фраз.
Развитие у ребенка раннего и младшего дошкольного возраста речевого подражания требует соблюдения ряда условий:
1.) Необходимо создать такие условияобучения, в которых у ребенка появилось быжелание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно.Ребенок не станет повторятьслова за незнакомым взрослым или если отсутствуетвзаимное доверие между ребенком ивзрослым. Поэтому очень важно перед началомработы наладить эмоциональный контакт с малышом, что обеспечитнеобходимую мотивацию речевой деятельности.
2.) Дляразвития речевого подражания необходим определенный уровень понимания речи.
3.) Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевойдеятельности, надо начинать с развития подражания вообще.
4.) Для развития речевого подражания необходим определенный уровеньразвития внимания и слухового восприятия,атакже дыхания.
5.) Активизация речи детей (вызывание речевого подражания) должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, сигрой. Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить. При этом удается избежать возникновения «попугайного» повторения — воспроизведения словбез подлинного осмысления.
6.) Активизацияподражательной речевой деятельности ребенка подразумевает определенные требования к речи взрослого:
- речь должна быть правильной ичистой, без речевых нарушений;
- артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губвзрослого;
- речь должна быть нетолько эмоциональна, но и хорошо интонирована, свыделением ударного слога;
- слова и фразы, предлагаемыеребенку для повторения, должны произноситьсянеоднократно;
- взрослый стимулирует активную речьребенка при помощи вопросов;
- взрослый дает ребенку толькообразцы правильной речи, не следует повторять заребенком воспроизводимые им слова-заменители.
7.) Требования к речи ребенка:ответы ребенка принимаются в любом виде. На этапе развития речевого подражания не следует слишком многого требовать от ребенка и его речи. Главное — добиться того, чтобы ребенок начал говорить. Не следует требовать от ребенка точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функцииречи.
Подражание речи взрослого проходит несколько этапов.
В зависимости отуровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторениеслогов, словили фраз.
1.) Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в игре.
2.) Повторение аморфных слов.Это слова-звукоподражания, слова-слоги,несущие собственную смысловую «начинку». К таким словам относятся подражанияголосам животных — му, ав-ав, мяу идр.; подражания звукам музыкальных игрушек— бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражания транспортным шумам — би-би, ту-ту и др., а также другие аморфныеслова: малыш может заменять ими любые слова,которые еще не можетпроизнести.
3.) Повторение слов. Вначале это простые короткиеслова — мама, папа, дай, на,киса, утя и т.д. На этом этапе возможно употребление «облегченных» вариантов слов:не «кошка», а «киса», не «утка», а «утя» и т.п. По мере развития речи ребенок учитсяпроизносить двух- или трехсложные слова, воспроизводя интонационноритмическийрисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок можетвоспроизводить звуковой состав словприближенно. Понимание речи и активныйсловарный запас ребенка стремительноувеличивается на протяжении этого периода.Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком глаголов (слов-действий),так как именно онииграют ключевую роль в процессе развитиядетской речи: чембольше слов-названий действий вречи ребенка, тем вышеуровень его развития.
4.) Повторение коротких фраз.Это этап объединения в одном предложениинескольких слов (на начальномэтапе — 2-3 слова). Например: Где мама? Там мяч.Вот ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразеувеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильномусочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайка. Ваня хорошиймальчик.
В каких ситуациях можновызывать речевое подражание ребенка? Побуждатьребенка к повторению слов ифраз можно как вситуациях повседневной жизни, так ив ходе специально организованныхигр и занятий, во время чтения стихов, загадок,пения песен.
Варианты речевого подражания в играх предлагаются втакой последовательности: звуки— звукоподражание — слова— фразы. Данныйматериал позволяет логопеду гибко подбирать подходящую игру, взависимости от уровня развития речи детейи их возраста. Используя разные варианты одной игры, постепенноусложняем речевоесопровождение,т.к. вэтом возрасте уровень развития речи детей можетсильно различаться (позжетакая разница в норме сглаживается).
Использование ритма в развитии речи
Ритм — равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых,двигательных и т.п.); внутренняя организация музыкального, поэтического и т.п. произведения, основанная на чередовании звуков, движений.
Характерные особенности ритма:
- внутренняя организация— организованность, упорядоченностьхаотичныхэлементов;
- повторяемость— повторение, чередование одних и техже элементов;
- размеренность—предсказуемость и налаженный ходчего-либо или какой-либо деятельности.
Эти особенности ритма с успехом применяются в ходе развития речи.Так, использование стихотворений обеспечивает внутреннюю организацию текста(стихотворный размер), повторяемость элементов(звуковые созвучия слов-рифм). Впеснях помимо внутренней организации и размеренности текста, повторяемостьобеспечивается ритмичным повторением припевов. Кроме этого, малыши вообщелюбят слушать детские стихотворения ипесни по многу раз (повторяемость). Полезно сочетать стихотворные тексты смелодией илипропеванием, а такжесопровождать тексты ритмичными, повторяющимисядвижениями. Все это помогаетлучше воспринять, понять изапомнить текст. Такая работа является эффективнымстимулятором развития у малышейактивной речи.
Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром
Цель данного раздела — обозначить дальнейшие направления работы с ребенком по развитию речи:
- развитие активного и пассивногословаря;
- формирование словообразования;
- формирование словоизменения;
- развитие фонематического слуха;
- работа надзвукопроизношением;
- работа над слоговой структурой слов;
- знакомство с составомпредложения и пр.
Перечисленные направления работы поразвитию речи касаются всех детей, какнормально развивающихся, так ималышей с нарушениями вречевом развитии. Зачастую сложно сразу выяснить характер истепень нарушения речи умаленьких детей, так как разные по сложности проблемывыглядят одинаково — ребенокмолчит. Тем не менее в ходе логопедической работы(а иногда и просто входе развития ребенка) одни дети быстро наверстываютупущенное и догоняют поречевому развитию сверстников, а у других трудности вразвитии речи сохраняются напротяжении нескольких лет и требуют организациирегулярных логопедических занятий. Вэтом случае работа по вышеперечисленнымнаправлениям ведется с использованиемспециальных логопедических приемов. Приэтом развитию отдельных сторон речиприходится уделять особое внимание, посвящать каждой теме гораздобольше времени, чем в норме, разрабатыватьспециальные речевые игры изанятия.
Материал для развития речиребенка дает, прежде всего, знакомство с окружающим миром (см. Раздел в программе «От рождения до школы»),причем в разных формах:
- наблюдение;
- практическое знакомство с предметныммиром и природой;
- чтение и обыгрывание сказок, стихов, песен, доступных пониманиюдетей;
- работа с картинками — рассматривание, называние предметных картинок,
- составление рассказов по сюжетнымкартинкам и сериям картинок;
- беседа, сюжетно-ролевая игра—расширение и уточнение представлений осоциальной действительности.
2.1.8. Взаимодействие с семьей
В соответствии с ФГОС ДО социальная среда дошкольной образовательной организации должна создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Подготовка консультаций и памяток по развитию речи детей, выполнение дома рекомендаций по развитию речи и т.д.
Перспективное планирование по взаимодействию с родителями (законными представителями):
п/п |
Форма проведения |
Тема |
Цель |
Сроки проведения |
1 |
Родительские собрание |
«Давайте познакомимся»
«Подведение итогов» |
Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами работы кружка Рефлексия и обратная связь. |
Октябрь
Май |
2 |
Анкетирование родителей |
|
Сбор анамнеза |
Октябрь |
3 |
Индивидуальное консультирование |
|
Рекомендации по результатам диагностики |
Ноябрь, Май |
4 |
Мастер-класс |
«Единые требования к речевому общению с ребёнком всех близких взрослых» |
Овладение практическими навыками совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка по запуску речи |
Декабрь |
5 |
Тематические консультации |
«Обучаем ребенка выражать свои мысли любым доступным ему способом» |
Просвещение родителей по вопросам запуска речи |
В течение года |
6 |
Размещение информации, видео роликов, фото на онлайн-платформе |
Совместный чат для родителей и специалистов |
Информирование родителей о ходе работы, содержании занятий, успехах детей, технике выполнения упражнений для домашней работы, ответы на вопросы |
В течение года |
2.2 Календарно-тематическое планирование
Этапы |
Задачи |
Количество занятий / часы |
Сроки реализации |
1.Активация и отработка звуков раннего онтогенеза |
- установить доверительный контакт между взрослым и ребёнком, создать благоприятный фон на занятиях; - развивать эмоциональное общение ребенка со взрослым; - обучить ребенка различению на слух неречевых звуков (природы, некоторых животных, птиц); - развивать речевой слух — различение на слух звукоподражаний; - сформировать сильный плавный ротовой выдох; - развивать правильное речевое дыхания — пропеваним на одном выдохегласных звуков А, О, У, И, Э; - научить захватывать предмет, действуяцеленаправленно — правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в своих действиях форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие — двумя руками), научить хватать предметы по-разному — кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами; - активизировать и отработать заднеязычныезвуки («к», «г», «х»); - активизировать и отработать губные звуки («м», «п», «б»). |
24 занятия / 6 часов |
Октябрь-декабрь |
2. Звукоподражание: дифференциация и автоматизирование звуков раннего онтогенеза |
- развивать подражания движениям взрослого; - развивать понимание речи; -обучить ребенка различению на слух неречевых звуков (предметы и материалы, транспортные шумы); - развивать речевой слух—умение правильно воспринимать и дифференцировать слова; - формировать плавный длительный выдох; - активизировать губные мышцы; - развивать правильное речевое дыхание — длительное пропевание наодном выдохе согласного звука Ф; - развивать соотносящие действия: учить использовать действия, когданужно совместить два предмета или две части одного предмета(пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.); - дифференцировать и автоматизировать заднеязычные звуки; - дифференцировать и автоматизировать губные звуки. |
15 занятий / 3 часа 45 минут |
Январь-февраль |
3. Простые слова |
- развивать деловое общение со взрослым; - обучить ребенка различению на слух неречевых звуков (звучащие игрушки, музыкальные инструменты); - развивать речевой слух — умение внимательно слушать слова; - развивать сильный плавный выдох; - активизировать губные мышцы; - развитие правильного речевого дыхания — длительное произнесение наодном выдохе согласного звука Ш; - развивать подражание движениям рук взрослого; - отработать иавтоматизироватьпростые слова(ма-ма, па-па, ком, ба-ба, дай, пить и т. д) |
15 занятий / 3 часа 45 минут |
Март-апрель |
4. Простые предложения |
- развивать деловое общение со взрослым; - развивать слуховое внимание; - развитие речевого слуха—умение правильно воспринимать словесную инструкцию; - развивать длительный направленный плавный ротовой выдох; - активизация губных мышц; - развивать правильное речевое дыхание — длительное произнесение наодном выдохе согласного звука С; - развивать движения кистей и пальцев рук; - отработать и автоматизировать простые предложения из 2-3 слов (Киса беги. Зая стой. и т. д.) |
10 занятий / 2 часа 30 минут |
Апрель-май |
2.3 Структура занятия, формы, способы, методы и средства реализации Программы
Структура занятия и продолжительность:
1. Приветствие. Игры для создания благоприятного фона, налаживание контакта взрослого и ребёнка. (1 минута)
2. Игры на развитие эмоционального общения со взрослым. (1,5 минуты)
3. Игры на развитие слухового восприятия. (1,5 минуты)
4. Игры на развитие дыхания. (1,5 минуты)
5. Игры на развитие общей и мелкой моторики. (4 минуты)
6. Игры и упражнения на развитие речи. (5 минуты)
7. Ритуал прощания. (0,5 минута)
Занятия проводятся в игровой форме, применяя разнообразные методы и технологии.
Методы реализации:
· Практические (упражнения, игровой метод);
· Наглядные (рассматривание картинок, макетов, прослушивание записей, показ образца);
· Словесные (рассказ, чтение, проговаривание стихов, песенок)
Применение нетрадиционных логопедических технологий:
ð Нейропсихологические приёмы,
ð Кинезитерапия,
ð Логопедический массаж,
ð Суджок-терапия,
ð Песочная терапия
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Объём образовательной нагрузки
Программа рассчитана на8 месяцев (с октября по май).
Длительность занятия – 15 минут (0,3 академического часа) 2 раза в неделю.
В месяц - 8 занятий (2,6 академического часа).
Всего за учебный год – 64 занятия (21,3 академического часа).
3.2 Методическое обеспечение Программы
1. Абраменкова В. В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М.: Лепта Книга, 2008. - 96 с.
2. Абрамова Т.В. Особенности изучения неговорящих детей // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Тула, 1 апр. 2021 г.) / редкол.: С.Н. Башинова [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – С. 187-192.https://phsreda.com/ru/article/98243/discussion_platform
3. Асборн. Карточки-наблюдения. 50 игр для самых маленьких.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Т.4.Научное наследство / Л.С. Выготский; под ред. Ярошевского М.Г. – М.: Педагогика, 1984.
6. Козловская Г. В. Определение отклонений в психическом развитии детей раннего возраста: психодиагностический тест «Гном» / Г. В. Козловская, М. А. Калинина, А.
7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Изданиепятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
8. Цимбалюк С. В. Игры с песком и водой с детьми дошкольного возраста. Работа по самообразованию воспитателя второй группы раннего развития. – М., 2014. – 11 с.
9. Янушко Елена Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. — М: Теревинф, 2007. — 232 с.
3.3 Материально-техническое обеспечениеПрограммы
3.3.1 Особенности организации предметно-развивающейсреды
В групповом помещении для занятий соблюдено зонирование:
1. Игровая зона
2. Зона для работы за столами
3. Зона для подвижных игр
4. Зона для развития общей моторики и вестибулярного аппарата
5. Зона для работы с песком.
Помещениеоснащено стеллажами, игровыми модулями, кукольной мебелью, коврами, столами и стульями (высота в соответствии с возрастными требованиями), музыкальным центром, магнитной доской, дидактическим столом для занятий с песком и водой,шкафом для учебных пособий.
3.3.2 Материально-техническое обеспечениеПрограммы
Для реализации Программы группа оснащена развивающими игрушками соответственно возрасту (дидактическими играми, наглядными пособиями, сюжетными картинками) по развитию речи.В уголках книги подобраны произведения художественной литературы соответственно возрасту.Разработаны картотеки дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, загадок. Репродукции картин, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям.
Список игрового оснащения
• крупные кубики
• крупный строительный конструктор
• резиновые некрупные игрушки (заяц, медведь, лиса, волк, ёж, утка с утятами (набор для купания), петух, курица, цыплята, свинья, кошка, собака, птичка, лягушка, лошадка, корова)
• машинки среднего размера
• куклы среднего размера
• кукольная мебель (стол, стулья, кроватка)
• мячи и корзины для мячей
• массажные дорожки
• мячи су-джоки
• лото детские игры с прищепками «Большая стирка», развивающий набор «Собери по образцу», разрезные картинки «Едем, плывём», развивающая игра пазлы «Транспорт», «Домашние животные»
• Пазлы на липучках для малышей Сказки
• СортерМонтессори
• Настольная игра «Весёлые молоточки»
• посуда
• мыльные пузыри
• матрёшки
• игрушка-вертушка
• китайскийколокольчик «песня ветра»
• платочки из прозрачной ткани
• картонные одноразовые небольшие тарелки
• цветные перышки
• воздушные шарики
• цветная двусторонняя бумага
• пластилин, тесто цветное для лепки
• погремушки, свистульки, свисток, трещотки, пищалки
• колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка
• парные картинки с изображением различных предметов и игрушек
• сюжетные картинки и картинки с действиями
• картинкис изображением поющих девочек — четко прорисованартикуляция при произнесении гласныхзвуков А, О, У,И.
• Дидактический центр «Песок и вода» или самостоятельно сделать ящик под песок или голубые тазики
• Песок (кинестетический и для песочницы)
• пластиковых контейнерах с отверстиями
• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт
• Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.