Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 373 «Скворушка»
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
«Городской фермер»
Возраст обучающихся 6-7 лет
Срок реализации 1 год
Автор – составитель:
Трудолюбова Оксана Викторовна
воспитатель высшей категории
2024 г.
1. Пояснительная записка
Направленность
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Городской фермер» относится к естественно-научной направленности.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Актуальность
Понятие «сити-фермерство» и, соответственно, профессия «сити-фермер» возникли в Сингапуре в 2012 году, где впервые была применена система вертикального озеленения на крыше небоскреба. В первую очередь это направление несет себе идею создания идеальной городской среды.
На сегодняшний день, одно из самых перспективных направлений сельского хозяйства, подразумевающее устройство, так называемых «ферм» для выращивания сельскохозяйственных культур в городской среде.
Рост численности населения города, на фоне изменения потребительских предпочтений в сторону приоритета «здоровой», «натуральной», «органической» пищи, затрагивает такие важные вопросы, как развитие дополнительной или альтернативной системы бесперебойного снабжения или самообеспечения городов продуктами питания и обеспечение перспективной продовольственной безопасности. Это обуславливает актуальность развития технологий городского агропроизводства - сити-фермерства.
Дети старшей группе в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Актуальностью программы является развитие познавательного интереса: получение детьми необходимых знаний и навыков о выращивании «продуктов питания» в стенах детского сада, т.е. растения живые, их сажают, поливают, выращивают в помещении ДОУ.
Цель и задачи
Цель:
Целью данной работы является изучение возможности выращивания продуктов питания в условиях ДОУ; развитие творческих способностей у детей; улучшение пространственного видения и образного мышления; развитие мелкой моторики рук и интеллекта; формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.
Задачи:
- Знакомство с профессией сити-фермер;
- Расширение представлений об особенностях выращивания культурных растений в городских условиях.
- Формирование у детей понятия взаимосвязи "природа и люди": люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
- Обобщение представлений о необходимости света, тепла, влаги, почвы, грунта для роста растений.
- Освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа»).
- Развитие чувства ответственности за благополучное состояние растений.
- Воспитание уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Развитие познавательных и творческих способностей.
-Формирование положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и со сверстниками.
- Развитие чувства общности детей в группе и навыки сотрудничества.
- Развитие умения планировать свою деятельность и работать на результат.
Принципы образовательного содержания программы
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития познавательных способностей воспитанников. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности
Основной формой реализации программы является практическая деятельность воспитанников старшей группы. Практическая деятельность включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение детей в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами.
При реализации программы применяются проектно-исследовательские технологии, игровые, личностно-ориентированные, коммуникативные и здоровьесберегающие.
В качестве рефлексии – подготовка, оформление и исследовательских работ.
Занятия сочетают принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Выращивать различные культуры из семян и луковиц можно в зимне-весенний период в помещении группы, используя для этого огород на подоконнике. Изменения в природе побуждают детей не только изучать растения, но и бережно к ним относиться, ухаживать за обитателями уголка природы.
Огород на подоконнике — отличный способ, познакомить детей с основными агротехническими приёмами выращивания овощей, научить выращивать овощи на подоконнике и познакомить детей с основными агротехническими приёмами их выращивания.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием исследовательских способностей детей через наблюдение и практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Программа направлена на то, чтобы у детей были сформированы представления о выращивании овощей и правила ухода за ними; дети овладеют рядом практических навыков по уходу за растениями. Сформируются знания детей о том, что для роста и развития растений необходим солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная среда и своевременный уход. Дети научатся пользоваться орудиями труда, разовьются старательность, аккуратность, бережное отношение к природе, будет создан положительный эмоциональный фон от общения с природой, привьется любовь к труду, стремление быть полезным.
Расписание кружка естественнонаучной направленности «Городской фермер». Срок реализации - 1 год.
Количество обучающихся – 29 чел. Количество групп – 1
Количество учебных недель – 32 Количество учебных дней – 32
Возрастная группа |
Группы |
Время проведения |
День недели |
Количество занятий в месяц |
Количество занятий в год |
Дети 6-7 лет |
Группа №16 |
16.00 -16.30 |
Пятница |
4 |
32 |
2.2 Учебно-тематический план кружка естественнонаучной направленности
«Городской фермер» (6-7 лет)
Количество обучающихся – 29 чел. Количество групп - 1
Количество учебных недель – 32 Количество учебных дней – 32
Начало занятий -, окончание занятий-
|
|
Тема: |
Цель образовательной деятельности: |
ОКТЯБРЬ |
1. |
Сбор урожая |
Расширить знания детей о видах овощей. |
|
на огороде |
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние |
|
|
|
овощей и пряных растений (полив, взрыхление, прополка |
|
|
|
сорняков). Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к |
|
|
|
его результатам. |
|
2. |
Создание |
Учить детей передавать в рисунке форму, цвет, и характерные |
|
|
альбома |
особенности овощей; равномерно располагать овощи по всему |
|
|
«Корзина с |
листу бумаги, закрашивать овощи по форме широкими |
|
|
овощами» |
закругленными линиями; самостоятельно смешивать краски для |
|
|
|
получения нужного оттенка; создавать выразительные образы; |
|
|
|
уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах. |
|
3. |
Сюжетная игра |
Расширять и углублять представление о пользе витаминов. |
|
|
«Готовим |
Формировать начальное представление о здоровом образе жизни. |
|
|
салат из |
Познакомить детей с понятием «витамины» и продуктами, |
|
|
овощей» |
в которых они встречаются. |
|
|
|
Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье. |
|
4. |
Сюжетная игра |
Вызвать у детей интерес к игре. Учить детей выполнять игровые |
|
|
«Делаем |
действия в соответствии с игровым замыслом; играть вместе, |
|
|
заготовки на |
дружно, вместе, распределять роли между собой; использовать |
|
|
зиму» |
необходимые атрибуты в игре. |
|
5. |
«Сити-фермер |
Закреплять знания детей о понятие «сити-фермерство», «сити- |
|
|
– профессия |
фермер». |
|
|
будущего» |
Развивать у детей познавательную активность. |
|
НОЯБРЬ |
6. |
«Какие |
Формировать представление о том, что природу нужно не только |
|
бывают |
любить, но и оберегать. Сформировать у детей понятие о тесной |
|
|
растения» |
взаимосвязи природы и человека: человек выращивает и ухаживает |
|
|
|
за растениями, растения вырастают, радуют человека своей |
|
|
|
красотой, кормят своими плодами. |
|
7. |
«Что есть |
Расширять представления детей о строении растений. Уточнить |
|
|
у каждого |
представление детей о разнообразии внешнего вида комнатных |
|
|
растения» |
растений. |
|
|
|
Развивать способность сравнивать и делать выводы. |
8. |
«Растения - живые существа» |
Расширять и уточнять представления о растениях; о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почвенное питание. Формировать представление о том, что каждое живое существо имеет право на жизнь. Воспитывать желание оказывать посильную помощь живым объектам. |
|
9. |
«Уход за растениями» |
Закрепить знания об основных потребностях растений. Расширять знания детей о способах ухода за растениями (полив, мытье, рыхление). Развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой, как с живым организмом. |
|
ДЕКАБРЬ |
10. |
«Что лучше? Сравнение песка, почвы и глины» Посадка зерновых культур |
Учить детей выявлять свойства и качества песка, почвы и глины; обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; сажать семена в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой. |
11. |
Наблюдение после посадки зерновых культур в разный грунт Оформление дневника наблюдений |
Учить детей замечать изменения, которые произошли; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике. Обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; |
|
12. |
«Рассматриван ие семян» |
Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Расширять представления о том, что форма и количество семян у разных растений разное. |
|
13. |
«Наблюдение за прорастанием семян» Оформление дневника наблюдений |
Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями). Продолжать учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике. Воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям. |
|
ЯНВАРЬ |
14. |
«Посадка зелени – укропа, петрушка» |
Продолжать учить детей сажать луковицы в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для роста луковицы, о необходимости света, тепла, влаги почвы, для роста луковицы. Воспитывать умение трудиться в коллективе. |
15. |
Наблюдение «Как растет зелень – укроп и петрушка» Оформление дневника наблюдений |
Продолжать учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике. |
|
|
16. |
«Посадка луковиц тюльпана» |
Продолжать учить детей сажать луковицы в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать |
|
|
|
инструменты, рабочее место и убирать его за собой. Закреплять знания об условиях, необходимых для роста и развития цветов (почва, влага, тепло и свет). |
ФЕВРАЛЬ |
17. |
Наблюдение «Как растут наши тюльпаны» Оформление дневника наблюдений |
Продолжать учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике. |
18. |
«Посадка лука» |
Продолжать учить детей сажать луковицы в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для роста луковицы, о необходимости света, тепла, влаги почвы, для роста луковицы. Воспитывать умение трудиться в коллективе. |
|
19. |
Наблюдение «Как растут лук» Оформление дневника наблюдений |
Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике. |
|
20. |
«Витамины на столе – «БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!» |
Познакомить детей с понятием «витамины». Расширять и углублять представление о пользе овощей. Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье. |
|
МАРТ |
21. |
Оформление «Огорода на окне» |
Вызвать у детей интерес к оформлению «Огорода на окне». Развивать у детей творческие способности. |
22. |
«Посадка томатов, перца» |
Учить детей сажать семена в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой. |
|
23. |
Наблюдение «Как растут томаты и перцы» Оформление дневника наблюдений |
Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике. |
|
24. |
«Посадка огурцов» |
Учить детей сажать семена в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой. |
|
АПРЕЛЬ |
25. |
Наблюдение «Как растут огурцы» Оформление дневника наблюдений |
Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике. |
26. |
«Посадка бархатцев и |
Учить детей сажать семена в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать |
|
|
астр» |
углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой. |
27. |
Наблюдение «Как растут бархатцы и астры» Оформление дневника наблюдений |
Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике. |
|
28. |
«Уход за посадками» |
Закрепить знания об основных потребностях растений; о способах ухода за растениями (полив, рыхление). Развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой, как с живым организмом. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков) |
|
29. |
«Пересадка рассады» |
Учить детей высаживать рассаду (при высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие). Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. |
|
МАЙ |
30. |
«Наблюдение за пересаженным и ростками. Что прижилось, что погибло.» |
Учить детей делать выводы на основании наблюдений. Воспитывать заботливое отношение к растениям, к природе в целом, способствовать пониманию детей о необходимости сохранять природу для людей и животного мира во избежание природных катаклизмов и продолжению жизни на земле. |
31. |
Оформление фотовыставки «Огорода на окне» |
Вызвать интерес к оформлению выставки. Учить детей делиться полученными знаниями и впечатлениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. |
|
32. |
Итоговое занятие «Что мы интересного знаем про растения?» |
Закрепить у детей знания о живых объектов. Учить детей формулировать вывод в ходе совершенных практических действий. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. |
3. Методическое обеспечение программы.
Методы обучения:
- наглядный (методы иллюстраций и демонстраций): плакаты, сюжетные картинки, муляжи овощей.
- словесный: беседы, чтение рассказов и стихов, загадки, пословицы и поговорки.
- практический: посадка семян лука, полив, рыхление почвы.
- наблюдения: наблюдение за прорастанием семян лука.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
С целью активизации образовательного процесса, повышения уровня заинтересованности детей, более успешного освоения программного материала предусматриваются такие
формы организации занятий, как:
- Беседа
- Игровые - проблемные ситуации
- Игры-фантазии
- Развивающие игры
- Фестивали
- Конкурсы
- Праздники
- Организация тематических выставок детских работ
- Театрализованные игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Чтение художественных произведений
- Проектная деятельность
- Демонстрация учебных фильмов
Педагогические технологии:
- Технология группового обучения;
- Репродуктивная технология: технология объяснительно- иллюстративного обучения;
- Игровая технология;
- Технология исследовательской деятельности;
- Технология проектной деятельности;
- Технология модульного обучения;
- Технология коллективной творческой деятельности;
- Здоровьесберегающая технология;
Алгоритм учебного занятия:
1. Подготовительный этап: мотивация, объявление темы, постановка целей.
2. Основной этап: организация различных видов детской деятельности, способствующих достижению целей.
3. Заключительный этап: подведение итогов.
3.5 Материально-техническое и информационное обеспечение программы
«Городской фермер»
Для успешного выполнения поставленных задач в ДОУ созданы все условия: Предметно-развивающая среда:
-материалы для экспериментирования: лупа, измерительная лента, субстраты для выращивания посадок, фито-модули «Вертикальное озеленение», лейки, грабли, палочки, совочки и т.д.
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература. Техническая оснащенность:
- фотоаппарат;
- диски и флэш-карты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
- интерактивная доска;
- проектор;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
4. Литература для разработки программы и организации образовательного процесса
1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад от А.до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.
2. Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими
дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
3. Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 104-109.
4. Вдовиченко, С. Экологические модели / Вдовиченко С., Воробьева Т.// Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 121-122.
5. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры
дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 101- 103.
6. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Волосникова Т.В.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.16 - 20.
7. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика .
- 2006. - №3. - С. 23 - 27.
8. Гирусов, Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма [Электронный ресурс] // http://www.ecoculture.ru/ecolibrary/eco_lib2_03.php (дата обращения: 06.02.2014). 9.Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Горбунова Г.А.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.10 - 15.
10.Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.