Рассмотрено и принято на педагогическом совете Протокол № 6 от 29. 08. 2018 |
Приложение № 7 Утверждено приказом МОУ «Изварская СОШ» от 30. 08. 2018 г. № 147
|
Дополнительная общеразвивающая программа
«Делаем сами»
(художественно-эстетическая направленность)
Возраст детей: 12-14 лет
Срок реализации: 1 год
Извара
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Цель дополнительной общеразвивающей программы: создание условий для развития творческих способностей и самореализации личности, посредством включения их в позитивный творческий досуг
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
Обучающие:
- обучить практическим трудовым навыкам при работе с соленым тестом, конструктивными материалами, тканью, нитками и т. д;
- углубить и расширить знания о некоторых видах ручного труда;
- знакомить со спецификой некоторых профессий.
Воспитательные:
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
Развивающие:
- развивать потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
- формировать положительное отношение к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
- формировать навыки коммуникативной деятельности в процессе коллективной работы.
- развивать самостоятельность, ответственность, мобильность в принятии решений.
- развивать образное мышление, творческие способности;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы: важной целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому, в данной общеразвивающей программе большое внимание уделено организации дополнительной деятельности, как среды развития ребенка.
Дополнительная художественно-трудовая деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества.
Программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и «искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Она ориентирует школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Обоснование выбора программы: программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся 5-8 классов общеобразовательной школы, может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
Данная программа художественно-эстетической направленности является частью комплексной системы работы школы по формированию у обучающихся художественно-эстетического, трудового воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении задания, дает возможность создать эксклюзивный образец. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при ручных работах.
При планировании занятий по реализации программы ориентир на следующие принципы:
- принцип «от простого – к сложному» - все виды деятельности, направленные на создание творческих работ постепенно усложняются.
- принцип активности и сознательности - польза от занятий может быть только в том случае, когда дети осознают, что и для чего они делают;
- принцип научности - дети получают знания из истории возникновения промысла, знакомятся с профессиями и терминами, связанными с ними;
- принцип доступности – основывается на том, что все виды подготовительной работы для обучения детей были просты в обращении и доступны;
- принцип взаимосвязи обучения и развития - носит развивающий характер и способствует эстетическому, нравственному, и интеллектуальному развитию детей;
- принцип индивидуального подхода - основан на личностно-ориентированном взаимодействии.
Возраст обучающихся, на который рассчитана данная общеразвивающая программа – 12-14 лет
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы - 1 год
Учебно – тематическое планирование
№ п/п |
Раздел, тема
|
Теория |
Практика |
Дата |
|
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
|
|
Работа с бумагой, картоном |
|||||
2-3
|
Бумагопластика. Знакомство с оригами |
1 |
1 |
|
|
4-5 |
Объемная аппликация. Изготовление цветов. |
|
2 |
|
|
6-7 |
Конструирование. Айрис-фолдинг. |
|
2 |
|
|
Работа с природными, бросовыми и конструктивными материалами |
|||||
8
|
Приёмы и технологии аппликации из природного материала. |
1 |
|
|
|
9-11
|
Малая чеканка. Технологии изготовления простых панно в технике чеканки по металлу. |
|
3 |
|
|
12 |
Поделки из проволоки «Чудо дерево» |
|
1 |
|
|
13
|
Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам. |
|
1 |
|
|
Работа с различными тканями |
|||||
14 |
Простейшие ручные швы: технология выполнения. |
1 |
|
|
|
15 |
Игольница «Шляпка» |
|
1 |
|
|
16-18 |
Обереги, игрушки-сувениры из ткани и ниток. |
|
3 |
|
|
19-20 |
Декоративные кармашки из ткани. |
|
2 |
|
|
Тестопластика |
|||||
21 |
Введение в тестопластику. Используемые материалы, инструменты. |
1 |
|
|
|
22-23 |
Дерево с фруктами. Изготовление листьев, фруктового дерева. Соединение деталей дерева. |
|
2 |
|
|
24-25 |
Цветущая поляна. Коллективное панно. |
|
2 |
|
|
26 |
Декоративное оформление работ. |
|
1 |
|
|
Изонить |
|||||
27 |
Изонить. Основные приемы работы в технике изонити. |
1 |
|
|
|
28 |
Заполнение угла, дуги. |
|
1 |
|
|
29 |
Заполнение окружности |
|
1 |
|
|
30-31 |
Изготовление открыток по замыслу. |
|
2 |
|
|
32 |
Оформление открыток. |
|
1 |
|
|
33 |
Оформление выставки. |
|
1 |
|
|
34 |
Отчётная выставка-ярмарка работ школьников |
|
1 |
|
|
Итого |
6 |
28 |
|
||
Содержание изучаемого курса:
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, цели и задачи занятий, темы и материалы работы на занятиях. Показ презентации о декоративно – прикладном искусстве. Чтение стихов о красоте природы. Показ поделок из различных материалов.
Работа с бумагой. Тематические беседы, игры, загадки о «волшебных» ножницах. Методика и приёмы симметричного вырезания, и вырезание по шаблону. Знакомство с техникой Айрис-фолдинг, квиллинг, объемная аппликация. Оригами. Техника сгибания бумаги. Методы и приёмы выполнения фигурок. Оформление и показ готовых работ.
Работа с природными, бросовыми и конструктивными материалами. Сбор и систематизация природного материала. Симметрия, асимметрия. Методы и приёмы работы с бросовым материалом, проволокой. Составление композиций из листьев, поделок из другого природного материала (грецкий орех, шишки, мох, кора деревьев).
Работа с различными тканями. Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.
Тестопластика. Беседа о новом виде деятельности, рецепт приготовления теста. Простые элементы лепки с использованием различных инструментов, приёмы сушки, раскрашивание высушенных фигурок. Оформление коллективной работы.
Изонить. История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Знакомство с работами мастеров. Профессия вышивальщица. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Заполнение окружности Заполнение дуги. Последовательность выполнения работы и оформление. Основы цветоведения. Понятие композиции.
Отчётная выставка работ обучающихся. Творческая гостиная с приглашением родителей, чаепитие. Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний. Общая оценка сформированности основных предметных и метапредметных результатов у учащихся по итогам года обучения.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательной деятельности обучающихся: всем составом объединения, в группах или индивидуально.
Формы аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) заданий: теория, практическое занятие, игра.
Наполняемость объединения: до 15 человек.
Продолжительность одного занятия: 40 минут
Возрастной диапазон – 12-14 лет
Объем нагрузки в неделю: 1 раз в неделю.
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
- демонстрация изделий;
- занятия с элементами лекций;
- практические занятия;
- самостоятельная работа с литературой;
- работа над изделием;
- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
- регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
- словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
- наглядные методы обучения (рисунки, картины, таблицы: орнаменты, раздаточный материал: образцы, технологические карты; изделия, изготовленные учителем и т.д..);
- работа с книгой ( получение нужной информации на определённую тему).
Средства обучения:
1. Компьютер
2. Экран
3. Доска маркерная
4. Швейные машинки
5. Журналы «Сделай сам»;
6. Еременко Т.И «Рукоделие»
7. Технология. Учебник для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы/под редакцией В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2017
8. http://stranamasterov.ru
9. http://bebi.lv/vishivanie-krestikom-shemi-i-uroki/izonitj-shem
10. http://www.flyladyclub.ru/publ/75-1-0-719
11. http://www.liveinternet.ru/users/liliaproc/post
12. http://alimero.ru/blog/hobby/kvilling-dlya-nachinayushchih-shemi.9021.html
13. http://rukadelkino.ru/vyazanie-spicami/865
Планируемые результаты освоения образовательной программы
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Для достижения результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
К концу учебного года обучающиеся:
- получат начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
- получат первоначальный опыт трудового самовоспитания.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства мировой и художественной культурой;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. На занятиях кружка дети познакомятся с творческими профессиями, научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края, В ходе работ ребята овладеют навыками ручного труда, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности. В результате работы кружка предполагается овладение детьми:
- элементарными трудовыми умениями при работе с тканью, конструктивными материалами, тестом и простейшими инструментами ;
- приёмами и способами работы по технологии с соленым тестом;
- определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами, ножом, швейной машинкой, иголкой;
- навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;
- умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- умением заинтересовать и научить других технике Айрис-фолдинг.
Обучающиеся должны уметь:
- Правильно подобрать или составить рисунок, эскиз, чертеж.
- Изготавливать самодельные фигурки из проволоки, бумаги, бросового и природного материала; муки и соли и т.д.;
- Разбираться в схемах и чертежах;
- Работать по шаблону;
- В процессе работы ориентироваться на форму и пропорцию изделия;
- Ориентироваться на качество изделий;
- Начинать и заканчивать работу в соответствии с технологической картой.
- Подбирать материалы и инструменты в соответствии с выбранным изделием.
- Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.
- Выполнять работу простыми декоративными;
- Выполнять работу качественно.
- Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
Обучающиеся должны знать:
- исторические сведения по развитию промыслов народной игрушки,
- способы замешивания теста, изготовления цветного теста, сушки и запекания;
- сведения о материалах и приспособлениях для изделий из природного и бросового материала;
- особенности работы в различных техниках;
- о цветовом сочетании в изделиях.
Система оценки результатов освоения образовательной программы
Контроль:
- диагностика развития мелкой моторики;
- степень творческой активности;
- последовательность деятельности по технологической карте;
- анализ качества выполнения работы;
- защита проекта;
Промежуточная аттестация проводится в конце полугодия.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе.
Формы проведения итоговой и промежуточной аттестации: итоговое занятие.
Оценочные материалы: творческие работы, презентации, участие в общешкольных мероприятиях, акциях, творческих выставках и конкурсах, учебно-исследовательской и поисковой работе, проектах.
Оценка результативности: зачетная система.
Приложение
Продолжительность учебного года
Начало учебного года |
1 сентября |
Продолжительность учебного года: количество учебных недель |
34 |
Продолжительность учебной недели |
5 дней |
Окончание учебного года |
25 мая |
Регламентирование образовательного процесса
Триместры |
Начало триместра |
Окончание триместра |
Количество дней за учебный период
|
1 триместр |
01 сентября 2018г. |
30 ноября 2018г. |
61 |
2 триместр |
01 декабря 2018г. |
28 февраля 2019г. |
56 |
3 триместр |
01 марта 2019г. |
24 мая 2019г. |
53 |
ИТОГО: |
|
|
170 |
Продолжительность каникул
Осенние |
04.11.18-11.11.18 (8 дней) |
Зимние |
30.12.18-08.01.19 (10 дней) |
Весенние |
24.03.19-31.03.19 (8 дней) |
летние каникулы |
27 мая - 31 августа 2019 |
Расписание занятий в кружке «Делаем сами»
Четверг: 15.40–16.20
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.