Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Эколята»
Оценка 4.8

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Эколята»

Оценка 4.8
Документация
docx
биология
Детсад
24.12.2023
Дополнительная  общеразвивающая программа естественно-научной направленности  «Эколята»
Дополнительная образовательная программа, естественнонаучной направленности для детей старшего дошкольного возраста с учетом национально-регионального компонента и направлено на привлечение внимания педагогов и родителей к уникальному методу обучения – детскому экспериментированию
Эколята.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Рассмотрена

на заседании педагогического совета

Протокол № _____

от ______________2023 г

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 19

_____________Л.Л.Погорельская

Приказ №____от ____________2023 г

 

 

Изображение выглядит как Шрифт, логотип, Графика, символ

Автоматически созданное описание

 

 

 

 

Дополнительная

общеразвивающая программа

естественно-научной направленности

 «Эколята»

 

 Возраст обучающихся: 4-6 лет Срок реализации: 1 год

 

 

Автор – составитель: Григоренко В.А.

педагог Центра

 

 

 

2023

Введение

 С первых дней жизни человек неразрывно связан с биологией. Знакомство с этой наукой начинается еще со школьной парты, но сталкиваться с биологическими процессами или явлениями нам приходится каждый день. Далее мы рассмотрим, что такое биология. Определение этого термина поможет лучше понять, что же входит в круг интересов названной науки.

Первое, что рассматривается при изучении какой-либо науки, - это теоретическое объяснение ее значения. Так, существует несколько сформулированных определений, что такое биология. Мы рассмотрим несколько из них. Например:

Биология — это наука обо всех живых организмах, обитающих на Земле, их взаимодействии друг с другом и с окружающей средой.

Биология — это комплекс учений, который занимается рассмотрением и познанием живых объектов природы. Человек, животные, растения, микроорганизмы - все это представители живых организмов.

А самое короткое определение звучит так: биология — это наука о жизни.

Что изучает биология

Поскольку определения биологии гласят, что это наука о живом, следовательно, объектами ее изучения являются живые организмы. К таковым относятся:

человек;

растения;

животные;

микроорганизмы.

 

1.Пояснительная записка

        При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:

1.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

2.Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании» в 

   Российской Федерации».

3.Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 №1155

  «Об утверждении Федерального государственного образовательного

   стандарта дошкольного образования».

4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

   Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13

  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

   организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

   Дополнительная образовательная программа, естественнонаучной направленности для детей старшего дошкольного возраста с учетом национально-регионального компонента и направлено на привлечение внимания педагогов и родителей к уникальному методу обучения – детскому экспериментированию

   Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности

характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, усложнением и развитием действий целеобразования: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.      

   Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.           

   Ценность реального эксперимента в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживается скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности, развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения, создается субъектно-новый продукт. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

  Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

  При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий

экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

    Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. При отборе сведений об окружающем мире используется краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми, прежде всего материал о неоценимых богатствах родного края, его природе, что способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к окружающему миру, активного, небезразличного отношения к «малой родине», к ее настоящему и будущему.

1.1Направленность программы:

Данная Программа имеет естественнонаучную направленность и рассчитана на обучающихся дошкольного возраста. Кроме этого, реализация Программы помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей воспитанников за счет активного взаимодействия детей в ходе экспериментальной деятельности.

Программа направлена на:

-создание условий для развития личности ребёнка;

-развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству;

-обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

-приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

-профилактику асоциального поведения;

-создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

-целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка;

-укрепление психического и физического здоровья детей;

-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.

1.2 Актуальность:

       Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир биологии. Изучение биологии объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование экспериментирования является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и простыми иллюстрациями в книжках их уже сложно удивить. В процессе экспериментирования дошкольники развивают математические способности.

При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами об этапах экспериментирования и способах получения веществ.

      Психологическая готовность к жизни в современном информационном обществе, начальная компьютерная грамотность становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет

качественно новые требования и к дошкольному воспитанию—первому звену непрерывного  образования,  одна  из  главных  задач  которого  —  заложить потенциал обогащенного развития ребенка.

1.3 Цель программы: способствовать дальнейшему самоопределению детей, через знакомство с разнообразием объектов живой природы.

 

1.4 Задачи:

Предметные: формировать представления о разнообразии искусственных сообществ; познакомить с некоторыми представителями растительного и животного мира некоторых сообществ; углубить представления детей о роли искусственных сообществ в жизни человека.

Метапредметные: формировать умения: работать с информационной литературой; сравнивать изучаемые объекты по заданным критериям, наблюдать; договариваться и приходить к общему решению в коллективной работе; определять и формулировать цель занятия с помощью педагога; формировать навыки: чёткого изложения знаний; 

Личностные: воспитывать интерес к изучаемому материалу; адекватно понимать причины успешности; формировать желание преодолевать трудности.

 

1.5 В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы

- принцип развивающего образования предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребенку с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, склонностей и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога в зоне ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, реализации как явных, так и его скрытых возможностей.

-принцип позитивной социализации ребенка предполагает освоение ребенком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым

-принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности, опираясь на особенности возраста и психологический анализ задач развития, которые

должны быть решены в дошкольном возрасте. При этом необходимо следовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.

-принцип личностно-ориентированного взаимодействия лежит в основе образования детей дошкольного возраста. Способ межличностного взаимодействия является чрезвычайно важным компонентом образовательной среды и определяется прежде всего тем, как строятся

взаимоотношения между педагогами и детьми.

-принцип индивидуализации дошкольного образования предполагает: постоянное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.

    1.6 Отличительные особенности программы:

Программа «Юные биологи» нацелена на то, чтобы ребенок на этапе завершения дошкольного образования оказался способен:

·         принимать перемены и вызывать их;

·         критически мыслить;

·         осуществлять самостоятельный и осознанный выбор;

·         ставить и решать проблемы;

·         обладать творческими способностями;

·         проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность;

·         заботиться о себе, других людях, обществе, стране, окружающей среде;

·         работать в команде.

1.7 Адресат программы:

Возрастные особенности детей 6-7 лет

У детей 6-7-летнего возраста на первый план выдвигается задача здоровья и общего физического развития и двигательной активности ребенка. Развитие двигательной сферы - одна из основных характеристик достижений ребенка. Дети седьмого года жизни хорошо владеют многими навыками и умениями, что важно для определения общего развития ребенка. Через движения ребенок способен выражать также свои эмоциональные состояния, переживания, возможность адекватно реагировать на окружающее. Соответствие двигательных умений возрастным нормам является существенным показателем достижений ребенка.             

  Важнейшим показателем развития ребенка является уровень овладения им различными видами детской деятельности и, прежде всего, это игра и продуктивные виды деятельности.

  Старший дошкольник заинтересован собственно игрой, ее процессом, может создать замысел игры и реализовать его. Главным в игре становится выполнение роли, отражающее отношения людей друг к другу. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Игра делает ребенка самостоятельной личностью. Кроме сюжетно-ролевых развиваются и другие формы игры: режиссерская, игра с правилами, игра-драматизация.

  В продуктивных деятельностях (изобразительной деятельности, конструировании) старшие дошкольники могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение действительности. Продукты, создаваемые детьми в результате этих деятельностей, становятся сложными, разнообразными, дети могут выполнять деятельность самостоятельно. Дети этого возраста чутко воспринимают красоту и сами способны создавать красивое.                

  Важный показатель развития ребенка - речевое общение. К семи годам у детей хорошо развита диалогическая речь: они четко отвечают и сами задают вопросы, способны построить краткие высказывания. Дети хорошо владеют монологической речью, могут содержательно, грамматически правильно, связно строить свою речь при пересказах и рассказывании, могут передавать свои впечатления, свой опыт в связном повествовании. Общение со сверстниками остается по-прежнему необходимым условием полноценного развития ребенка. В общении и взаимодействии с детьми дети могут согласовывать свои желания, оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, разрешать конфликты, проявлять сочувствие.

  Основной задачей образовательной работы в подготовительной группе продолжает оставаться развитие познавательных, коммуникативных, регуляторных способностей. Это происходит в различных видах деятельности детей (игре, конструировании, изобразительной, литературно-художественной, художественном конструировании, элементарной трудовой деятельности, экспериментировании), при ознакомлении с различными областями действительности (математика, экология, пространственные отношения, логика), в повседневном общении ребенка с взрослыми и детьми. Становление данных видов способностей обеспечивает все психическое развитие ребенка. Основными средствами, определяющими развитие их умственных способностей, являются наглядные модели.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии.

1.8 Объем и срок освоения программы

Срок реализации программы 1 учебный год (с сентября по май месяц). Объем количества учебных часов, запланированных на весь период обучения составляет -108

1.9 Форма обучения

Форма обучения –очная. Занятия -подгрупповые

1.10 Особенности организации образовательного процесса

В объединении дети одного возраста. Состав группы переменный. Конструирование выполняется в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой.

Образовательный процесс базируется на современных педагогических технологиях: организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные ситуации, используется самостоятельная и коллективная поисковая деятельность детей на основе наблюдения, сравнения, выяснения закономерностей, исследований и экспериментов, совместная формулировка выводов.

Занятие имеет гибкую структуру.

3.Создаются педагогические ситуации общения на занятиях, позволяющие каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы

4.Личностно- ориентированный подход предполагает специальное конструирование образовательного процесса, типов диалога с воспитанниками, форм контроля над личностным развитием ребенка в ходе освоения программы. На основе личностно-ориентирванного подхода разработана поуровневая диагностика освоения программы.

   Реализация программы предполагает не только коллективные занятия, но и

индивидуальную работу с помощью составления индивидуальных маршрутов развития отдельных воспитанников

5.Игровая технология (В.Кругликов) позволяет строить образовательный процесс, как процесс целостный. На первом занятии дети становятся членами объединения «Юные биологи».

Все последующие встречи объединения дети выступают в роли натуралистов, мотивация их деятельности – открытие новых тайн и секретов окружающего мира.

     Образовательный процесс объединяет традиционный персонаж объединения «Старичок-Лесовичок». Друг и помощник натуралистов в приобретении новых знаний. В ходе реализации программы в объединении поддерживаются свои традиции, имеются определенные атрибуты.

6.Исследовательская технология применяется в образовательном процессе как деятельность детей, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением, детское исследование – это процесс решения проблем и практической проверки полученных гипотез.

7.Применение ИКТ необходимо для разработки презентаций, наглядного раздаточного материалов, различных схем. Это позволяет привлечь внимание детей к новой, достаточно сложной информации.

1.11 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

 Продолжительность одного занятия составляет 30 минут

  Кроме того, в течении года включается два занятия, темы которых формулируются по просьбам детей. Педагог предлагает детям самостоятельно тему для одной из будущих тем встреч, готовит занятие в соответствии с их предложениями. Часто дети просят повторить какое-либо из проведенных ранее занятий, поэтому вся программа рассчитана на 36 занятий.

    Последовательность занятий может меняться в течении учебного года в зависимости от освоения темы.

Занятия проходят в увлекательной форме в специально оборудованной мини-лаборатории во вторую половину дня один раз в неделю с подгруппой детей (не более 10человек)

Занятия начинаются с 1 сентября по 30 мая.

С 1 по 17 сентября и с 22 по 30 мая период мониторинга знаний детей

К традициям объединения «Юные биологи» можно отнести приветствие педагога «Здравствуйте, мои любимые маленькие биологи», вручение подарка символа «Ромашка» наиболее любознательному члену объединения, рефлексия в конце каждого занятия.

Учебные темы могут меняться в зависимости от требований основной образовательной программы, реализуемой дошкольным учреждением, но не дублируют их.

1.12 Планируемые результаты

 

Знать

 

-домашних животных: кроликов, коров, собак, кошек. Правила кормления и ухода;

-животных леса: медведя, зайца, лося, ежа, сову; их отличительные признаки, классификацию на травоядных, всеядных и хищников; особенности внешнего строения, характеризующие приспособляемость животных к погодным изменениям;

-классификацию растений на лиственные и хвойные. Внешнее строение растений. Условия для роста и жизни растений: вода, тепло и свет.

-растения цветников: петунья, агератум, бальзамин, бегония;

-лекарственные растения;

-основные признаки сезонов года (осень, зима, весна и лето);

-сезонные изменения в природе;

-насекомых;

-царство грибов (съедобные и ядовитые);

-птиц города и пригородного леса; птиц оседлых, кочующих и перелетных; 

 

 

 

 

Умения

 

-находить признаки различия между животными;

-применять правила ухода за животными;

-различать съедобные грибы от ядовитых;

-изображать животных леса в техниках: рисунок, пластилинография, аппликация из природного материала; 

-вести календарь наблюдения;

-осуществлять уход за комнатными растениями: полив, рыхление, опрыскивание;

-определять лекарственные растения;

-изготавливать кормушки для птиц: из подручного материала и экокормушки, проводить подкормки птиц;

-пользоваться литературой (детская энциклопедия, справочники);

-пользоваться лупой и микроскопом.

 

Навыки

-ухода за растениями на клумбе и домашними животными;

- составления гербария;

- составления и решения кроссвордов и ребусов;

 

 

1.13 Форма аттестации:

Выставки, конкурсы, мастер-класс, открытый показ, участие в олимпиаде, составление ребусов и кроссвордов.

1.14 Форма отслеживания и фиксация образовательных результатов:

Проведение опытов;

Создание индивидуальных проектов;

Создание коллективного выставочного проекта;

Показ презентации;

Проведение мастер-классов;

Участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.

При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут использоваться следующие формы работы: презентации, выставки рисунков, тестирование, диагностика, опрос.

1.15 Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
  • Выставки проектов удивительный мир биологии.
  • Конкурсы, соревнования, фестивали.

1.16 Материально –техническое обеспечение

    Основное оборудование: приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы(безмен), микроскоп; природный материал: камешки, почва, песок, ракушки, семена, и т. д.; муравьиная ферма, комплекты муляжей, различные гербарии.

Дополнительное оборудование:

детские фартуки или халаты, совочки, наборы для сада и огорода, лейки, салфетки, контейнеры для хранения сыпучих предметов. Карточки- схемы проведения экспериментов, детские энциклопедии, методическая литература, справочники.

1.17. Информационное обеспечение

-Компьютер, проектор, сканер, принтер

-Интернет ресурсы

1.18 Кадровое обеспечение

В реализации программы заняты 2 педагога, которые имеют высшую квалификационной категории, работающие с данной группой детей.

 

2. Разделы программы

Программа объединения по изучению физических явлений «Юные биологи» состоит из разделов:

·                    «Природа в разное время года»

·   «Растения цветников»

·    «Растения леса»

·    «Лекарственные растения нашего края»,

·    «Животные нашего края»

·   «Птицы»

·  «Животные водоёмов»

·  «Насекомые»

·   «Царство грибов»

 

Огород. 

Искусственные сообщества, их взаимосвязь с природными сообществами. Роль абиотических факторов в жизни растений. Огородные культуры, которые занимают наибольшие площади: капуста, огурец, томат, лук, морковь, картофель.  История распространения овощных культур, некоторые их биологические особенности, агротехнические приёмы, содержание витаминов. Вредные насекомые: блошка, белянка и борьба с ними.

Практическая работа: Определение в овощах сахара, крахмала. Рассмотрение под микроскопом кожицы лука, зарисовка разных видов капусты. Посев кресс-салата в разные почвенные смеси. Наблюдение за прорастанием семян и развитием проростков фасоли в разных условиях. Посадка петрушки.

Сад. 

Плодовые культуры. Агротехника яблони, малины, земляники, смородины. Их биологические особенности, возрастные периоды. Сорта.

Вредители веток, стволов и цветов (короеды, стеклянницы, долгоносики). 

Полезные хищники – биологический метод борьбы (семиточечная коровка, златоглазка, жужелица).

Практическая работа: Схема размножения земляники. Рисунки вредителей. В словарь вписать термины (корневая система, корневая шейка, крона, прививка, селекция).

Приготовление чая.

Цветник.

Биологические особенности однолетних, двулетних и многолетних, красивоцветущих, вьющихся; зимующих в открытом грунте, в укрытии, лекарственных растений. Влияние растений на окружающую среду и человека.

Меры борьбы с вредителями и болезнями растений. Птицы (синица, скворец) – наши друзья в борьбе против вредителей и сорняков. Составление букета из сухоцветов, новогоднего букета.

Практическая работа: Приготовление настоев, изготовление кормушек. Написание рассказа о любимом цветке. Составление схемы влияния растений на человека. Составление букета.

Поле.

Злаковые культуры, их разнообразие и значение. Прядильные культуры. Биологические особенности сорных растений. Отличие и сходство культурного растения и дикорастущего. Мыши, кроты, суслики – нежелательные соседи полевых культур. Птицы – хищные, щегол, жаворонок. Пищевая цепочка.

Практическая работа: Знакомство с колосом и зерном пшеницы, ржи, ячменя, метёлкой овса и проса. Выделение клейковины (белка). Приготовление оладий. Составление кроссворда.

Лес.

Сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Знакомство с вечнозелёными деревьями. Отличие сосны от ели, пихты. Разнообразие грибов. Зависимость обитателей леса друг от друга, приспособленность к жизни в лесу и к сезонным изменениям погоды.

Практическая работа: Подготовка растений к зиме, работа с лупой. Отличие сосны сибирской от сосны обыкновенной. Зарисовка расположения хвоинок, строения гриба.

Написание рассказа о птицах леса. Определение даров леса. Выпуск «Лесной газеты».

Экскурсия: Зимний лес. Птицы леса.

 

Луг.

Сообщество травянистых растений, любящих свет и солнце, насекомых и наземных птиц. Взаимосвязь между ними. Богатство заливных лугов (злаковых: мятлик, тимофеевка) и суходольных (ромашки, колокольчики, одуванчики). Способность растений оказывать помощь человеку. Бабочки – украшение луга, а кузнечики – весёлые скрипачи. Кроты и землеройки – «любители» насекомых, коршуны – мышей.

Практическая работа: Работа с гербарным материалом. Зарисовки цветущего луга. Приготовление настоев и отваров. Изучение под микроскопом чешуек бабочек. Сочинение сказки о цветах.

Экскурсия: Луг под снегом. Изучение следов жизнедеятельности живых организмов.

Водоём.

Сообщество водных и прибрежных растений и животных, которые связаны друг с другом. Вода в природе. Три состояния воды. Переход из одного состояния в другое. Круговорот воды в природе. Растительный мир водоёма и прибрежной зоны. Жизнь в капле воды (мелкие рачки, личинки насекомых). Рыбы пресноводные и морские. Особенности строения и питания, их разнообразие.

Практическая работа: Переход воды из одного состояния в другое. Составление схемы круговорота воды.

Экскурсия: Река подо льдом. Краеведческий музей.

2.1 Учебный план

 

№ п/п

Название темы

Количество часов

Форма аттестации контроля

Всего

Теория

Практика

1

Блок «Природа в разное время года»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.« Сезонные изменения в жизни растений»

2

1

2

беседа

 

3.«Дыхание осени»

2

1

2

диагностика

 

4. «Что нам осень подарила»

 

2

 

1

 

 

5. «Разноцветные плоды»

2

 

 

2

 

Самостоятельная работа

 

6.«Многообразие плодов»

 

1

1

 

1

наблюдение

 

7.«Зимняя сказка»

2

 

1

диагностика

 

8. «Здравствуй, весна!»

2

1

2

Самостоятельная работа

 

9. «Приметы весны»

1

 

1

Самостоятельная работа

 

10. «Природа весной»

2

 

1

Самостоятельная работа

 

11. «Краски лета»

3

 

3

Самостоятельная работа

 

 

19ч

 

 

 

2

Блок «Растения цветников»

1.«Луковичные растения»

 

 

 

2

1

 

 

1

 

 

беседа

 

2. «Ирис»

 

2

 

1

наблюдение

 

3. «Нарциссы»

 

2

 

 

1

наблюдение

 

4. «Тюльпаны»

2

 

1

наблюдение

 

5.«Волшебные луковицы»

1

1

1

викторина

 

6. «Однолетние растения

(бархатцы, петунии)»

 

1

 

 

1

беседа

 

7.«Невероятные приключения на клумбе»

2

 

2

труд в природе

 

 

8. «Красивый букет»

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

составление букета

 

 

13ч

 

 

 

3

Блок «Растения леса»

1.       «Что такое лес»

 

 

1

1

 

2

беседа

 

2.       «Лиственные деревья»

2

 

1

наблюдение

 

3.       «Клён»

 

1

1

 

1

наблюдения

 

4.      «Рябина»

2

 

1

1

наблюдение

 

5.      «Дуб»

2

 

 

наблюдение

 

6.      «Хвойные деревья» 

 

2

 

 

1

самостоятельная работа

 

7.      «Ель»

1

 

1

наблюдение

 

8.      «Сосна»

2

 

1

1

 

наблюдение

 

 

13ч

 

 

 

4

Блок «Лекарственные растения»

1. «Зелёная аптека»

 

 

 

1

1

 

 

1

беседа

 

2. «Ромашка»

1

 

1

наблюдение

 

 

3. «Календула (ноготки)»

2

 

 

1

 

наблюдение

 

4. «Подорожник»

2

 

 

Самостоятельная работа

 

5.«Крапива»

 

1

1

1

 

наблюдение

 

6.«Малина»

 

2

 

1

 

Самостоятельная работа

 

7. «Зверобой»

 

2

1

 

1

наблюдение

 

8.«Облепиха»

1

 

 

наблюдение

 

 

12ч

 

 

 

5

Блок «Животные нашего края»

1. «Дикие животные»

 

 

2

1

 

2

беседа

 

2. «Медведь. Где он живёт»

 

1

 

 

 

2

игра

 

3. «Лиса. Где она живёт»

 

2

 

2

игра

 

4. «Заяц. Где он живёт»

5.«Корова»

1

 

 

1

 

беседа

наблюдение

 

6.«Лошадь»

1

1

2

наблюдение

 

 

7. «Собака»

 

2

 

 

2

наблюдение

 

8. «Кошка»

2

 

2

викторина

 

 

11ч

 

 

 

6

Блок «Птицы»

1. «Птицы перелётные»

 

1

1

 

1

наблюдение

 

2. «Ласточка»

 

2

 

 

2

 

наблюдение

 

3. «Грач»

2

1

2

наблюдение

 

4.«Водоплавающие птицы»

2

 

 

2

наблюдение

 

5.«Утка»

1

 

 

1

 

наблюдение

 

6. «Домашние птицы»

1

1

1

разгадывание кроссвордов

 

7. «Курица»

 

2

1

2

наблюдение

 

 

11ч

 

 

 

7

Блок «Животные водоёмов»

 

1 «Рыбы»

 

2

 

 

1

беседа

 

2 «Карась»

1

 

1

беседа

 

3 «Сом»

1

1

1

беседа

 

4«Щука»

 

2

 

1

викторина

 

5. «Рак»

 

1

 

1

 

 

беседа

 

6.«Лягушка»

1

 

1

сказка

 

7. «Водомерка»

 

2

1

 

2

наблюдение

 

 

10ч

 

 

 

8

Блок «Насекомые»

1. «Кто такие насекомые?»

 

2

 

 

1

беседа

 

2. «Полезные насекомые»

 

2

 

1

наблюдение

 

3. «Пчела».

2

1

1

викторина

 

4.«Бабочка»

 

2

 

 

 

2

 

 

круглый стол

 

5.«Муравей»

 

1

 

1

1

 

работа на муравьиной ферме

 

6.«Муха-вредное насекомое»

1

 

1

наблюдение

 

7. «Комар»

1

1

 

наблюдение

 

 

11ч

 

 

 

9

Блок «Царство грибов»

1.«Грибы. Что это?»

 

 

1

1

 

1

диагностика

 

2. «Съедобные грибы»

1

 

1

беседа

 

3«Боровик»

2

 

2

Поделки

 

4.«Лисичка»

1

1

1

беседа

 

5. «Ядовитые грибы»

 

1

 

1

беседа

 

6. «Мухомор»

2

 

2

викторина

 

 

 

 

 

 

108ч

 

 

3 Содержание учебного плана

№п/п

Тема занятия

Программное содержание

оборудование

литература

1

 

 

 

 

2

Блок «Природа в разное время года»

«Сезонные изменения в жизни растений»

 Дать представление детям, что сезонность - это общее явление в живой природе, вызванное изменениями факторов неживой природы в течение года. Это явление особенно ярко проявляется в регулярной смене времен года в умеренных и северных широтах. Весной и летом большинство животных размножается, дает потомство, а к концу лета и осенью у них идет подготовка к перенесению условий зимы.

Фотографии и иллюстрации природы в разное время года.

Видео фильмы по теме.

 

 

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

3

«Дыхание осени»

Создать условия для обобщения представлений детей о золотом периоде осени, формировать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени, воспитывать желание наблюдать за природой осенью.

 

Фотографии, картинки, иллюстрации с изображением осенних изменений в природе.

Гербарии осенних листьев, цветов.

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

 

4

«Что нам осень подарила»

Систематизировать представления детей о фруктах и овощах, дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде и в саду; воспитывать желание помогать взрослым.

 Фотографии, слайды,

видеофильмы по

теме.

 

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

 

5

 «Разноцветные плоды»

Дать детям представление о разнообразии овощей и фруктов и их цвете.

Ягоды рябины, ааронии, яблоки красные, жёлтые, зелёные.

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

 

6

«Многообразие плодов»

Разнообразие плодов. По форме, размерам, окраске, количеству семян плоды очень разнообразны. В зависимости от содержания воды в околоплоднике их подразделяют на сухие и сочные. У сухих плодов околоплодник сухой, кожистый или одревесневший, с незначительным содержанием воды, а у сочных – он мясистый и сочный.

Иллюстрации, картинки, плоды натуральные.

Конспект занятия

7

«Зимняя сказка»

Обобщить представления детей о зиме, как времени года, (о жизни и приспособлении растений, животных, птиц к зимним условиям), закрепить знания о характерных признаках зимних месяцев, уметь устанавливать связи и закономерности в природе, формировать эмоционально-эстетическое отношение к зимним явлениям природы, обобщению представлений о зимних забавах детей, труде взрослых, воспитывать заботу о своём здоровье.

 Фотографии, слайды,

видеофильмы по

теме.

 

Конспект занятия

8

«Здравствуй, весна!»

Систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе. Воспитывать интерес к народному календарю. Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.

Фотографии, картинки, иллюстрации по теме.

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

 

9

«Приметы весны»

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы).

Иллюстрации, картинки, видеофильм по теме.

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

10

«Природа весной»

Дать детям представление о весне. Весна — это время перемен, новых надежд и свежести ощущений. Именно в это время года открываются тайны создания всего живого: на деревьях появляются первые листья, земля покрывается зеленым ковром, а птицы прилежно строят гнезда в ожидании рождения птенцов.

Иллюстрации, картинки, видеофильм по теме.

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

11

«Краски лета»

Развивать представления детей о сезонных изменениях в живой и не живой природе в летний период.

Иллюстрации, картинки, видеофильм по теме.

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

12

Блок «Растения цветников». «Луковичные растения».

Сформировать у детей понятия о луковичных цветочных и овощных культурах, о строении луковиц, о способах их размножения (семенной, делении луковицы, посадка целой луковицы), правилах посадки и ухода за ними.

Цветочные горшки, почва, совочки, лейка, цветочные луковицы, вода.

В.Вакуленко «Справочник цветовода», М., «Колос», 1996В.Воронцов «Комнатные растения», М., ЗАО «Фитон+», 1999

13

«Ирис»

Дать детям представление о многообразии сортов ириса. Учить правильно ухаживать за ирисами.

Фотографии и иллюстрации с изображением ирисов.

Конспект

14

«Нарциссы»

Дать детям представление о нарциссах. Учить детей правильно ухаживать за нарциссами.

Фотографии и иллюстрации с изображением нарциссов.

Конспект

15

«Тюльпаны»

Дать детям представление о многообразии сортов тюльпанов. Учить детей правильно ухаживать за тюльпанами.

Фотографии и иллюстрации с изображением тюльпанов.

Конспект

16

«Волшебные луковицы»

Знакомство с выгонкой растений и углубление знаний о разнообразных цветочных растениях, воспитание трудолюбия и экологической культуры.

Луковички различных цветов

 Конспект

17

«Однолетние растения (бархатцы, петунии)»

Систематизировать знания детей по теме : «Однолетние цветковые растения», продолжать учить отличать однолетние растения от других по внешним признаками, их характеристикам.

Фото с различными цветковыми растениями, ноутбук, почва, рассадная ёмкость, лопатки, семена растений.

 Конспект

18

«Невероятное

приключение на клумбе»

Уточнить и расширить представления о цветах на клумбе. Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.

Письмо с рисунками,

Рисунки со

схематическими

изображениями цветов, декоративных построек.

Проектный

метод

деятельности

дошкольного

учреждения.

Сост.                          Л.С. Киселева

и др. - М., 2004 г., с.57

 

19

«Красивый букет»

Учить детей компоновать цветы по высоте стебля и окраске бутона, дополнять композицию веточками декоративных растений, корягами, подобрать вазу по высоте и диаметру.

Продолжать учить детей различать цветы по форме, цвету, запаху. (нарцисс- тюльпан)

Срезанные цветы, веточки сухостоя, коряги, вазочки.

 

 

В.Вакуленко «Справочник цветовода», М., «Колос», 1996

 

20

Блок «Растения леса»

«Что такое лес?»

Закрепить знание детей о лесе, как природном сообществе. Уточнить и расширить представления детей о лесе, о разнообразии

 

 Ветки хвойных деревьев;

- презентация к образовательной деятельности.

 О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

 

21

«Лиственные деревья»

 

Закреплять знания детей о лиственных деревьях.

Учить анализировать объекты природы (деревья), выделять существенные признаки (корень, ствол, ветви, листья).

 

Компьютерная презентация, ноутбук, проектор, звукозапись «Шум леса».

Конспект занятия

22

«Клён»

 Обобщить представления детей о клене, об условиях жизни растения, закрепить знания о семенах клена, о приспособлении семян клена к распространению; развивать познавательную активность детей; экологическое мышление; воспитывать бережное отношение к живой природе.

Иллюстрированный материал по теме.

Кленовые листья (гербарий)

 Конспект занятия

23

«Рябина»

Обобщить представления детей о рябине, об условиях жизни растения, закрепить знания о семенах рябины, о приспособлении семян рябины к распространению; развивать познавательную активность детей; экологическое мышление; воспитывать бережное отношение к живой природе.

Иллюстрированный материал по теме.

Листья рябины (гербарий), плоды.

Конспект занятия

24

«Дуб»

Обобщить представления детей о дубе, об условиях жизни растения, закрепить знания о семенах дуба, о приспособлении семян дуба к распространению; развивать познавательную активность детей; экологическое мышление; воспитывать бережное отношение к живой природе.

Иллюстрированный материал по теме, дубовые листья (гербарий), дубовая кора, жёлуди (природный материал).

Конспект занятия

25

«Хвойные деревья»

Закреплять знания детей о хвойных деревьях.

Учить анализировать объекты природы (деревья), выделять существенные признаки (корень, ствол, ветви, хвоинки).

 Компьютерная презентация, ноутбук, проектор, звукозапись «Шум леса».

Конспект занятия

26

«Ель»

 Закрепить и углубить знания детей о ели, как представителя хвойных деревьев. 

Воспитывать экологическое мировоззрение, способствовать радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

 Предметные картинки ели, презентация о хвойных деревьях.

 

 

 

Конспект занятия

27

«Сосна»

 Закрепить и углубить знания детей о сосне, как представителя хвойных деревьев. 

Воспитывать экологическое мировоззрение, способствовать радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

 

 Предметные картинки сосны, презентация о хвойных деревьях.

 

 

Конспект занятия

28

Блок «Лекарственные растения»

«Зелёная аптека»

Ознакомление с лекарственными растениями.

Расширять представления детей о многообразии и значение растений лекарей в жизни человека, особенности их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях.

Развивать умение грамотно применять лекарственные растения и использовать их целебные свойства.

Картинки лекарственных растений (ромашка, подорожник, календула, крапива).

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

29

«Ромашка»

 Повышать уровень знаний детей о лекарственных растениях на примере ромашки аптечной.

Воспитывать бережное отношение к природе через знания о лекарственных растениях.

Презентацию по теме «Зелёная аптека. Лекарственное растение ромашка аптечная».

 Конспект занятия.

30

«Календула (ноготки)»

 Повышать уровень знаний детей о лекарственных растениях на примере календулы.

Воспитывать бережное отношение к природе через знания о лекарственных растениях.

 Презентацию по теме «Зелёная аптека. Лекарственное растение календула»

Конспект занятия.

31

«Подорожник»

 Повышать уровень знаний детей о лекарственных растениях на примере подорожника.

Воспитывать бережное отношение к природе через знания о лекарственных растениях.

Презентацию по теме «Зелёная аптека. Лекарственное растение подорожник».

Конспект занятия.

32

«Крапива»

 Повышать уровень знаний детей о лекарственных растениях на примере крапивы.

Воспитывать бережное отношение к природе через знания о лекарственных растениях.

 Презентацию по теме «Зелёная аптека. Лекарственное растение крапива».

Конспект занятия.

33

«Малина»

 Познакомить детей с разнообразием садовых и лекарственных ягод. Знать их название и для чего эти ягоды нужны, что можно сделать из них, узнать их лечебные свойства.

 Картинки и плакаты с изображением садовых ягод. Малиновое варенье. Засушенные ягоды малины.

Т. М. Бондаренко

Экологические занятия с детьми

6-7 лет. Воронеж, 2004 г., с.94.                             

34

«Зверобой»

 Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения на примере зверобоя.

 

Картинки и иллюстрации зверобоя. Засушенные веточки зверобоя.

Т. М. Бондаренко

Экологические занятия с детьми

6-7 лет. Воронеж, 2004 г., с.94.                             

35

«Облепиха»

Познакомить детей с удивительным кустарником – облепихой, ее особенностями, внешним видом, обитанием, применением.

Устройство ИКТ, слайды, картинки облепихи, облепиховое масло.

Облепиховый морс.

Т. М. Бондаренко

Экологические занятия с детьми

6-7 лет. Воронеж, 2004 г., с.94.                             

.

 

36

Блок «Животные нашего края»

«Дикие животные»

 Расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни.

Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к лесу и диким животным.

 

Презентация «Дикие животные»; картинки диких животных, запись музыки.

 О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

37

 

 

«Медведь. Где он живёт?»

Уточнить и расширить представления детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленности к ним.

развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру;

Картины «Бурые медведи», карточки модели по признакам живых объектов

 

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

38

«Лиса. Где она живёт?»

Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.

 

Презентация на тему «Дикие животные наших лесов. Лиса».

 О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

39

«Заяц. Где он живёт?»

Вызвать интерес к миру диких животных, формировать реалистические представления о природе леса; расширять представление об особенности внешнего вида зайца, повадках, и приспособлениях к среде обитания.

Картинки с изображением зайца.

Иллюстрации зайца в разное время года.

 О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

40

«Корова»

Расширять и закреплять знания детей о домашних животных и их детёнышах.

(чем питаются, где живут, какую пользу приносят) на примере коровы.

Различать по внешним признакам и строению.  

Воспитывать любовь к домашним животным.

 

Иллюстрации, фотографии с изображением коровы и телёнка.

Молоко коровье.

Бокалы, салфетки.

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

Эксмо, 2011г.

41

«Лошадь»

Расширять и закреплять знания детей о домашних животных и их детёнышах.

(чем питаются, где живут, какую пользу приносят) на примере лошади.

Различать по внешним признакам и строению.  

Воспитывать любовь к домашним животным.

Иллюстрации с изображением лошади и жеребёнка.

Видеофильм по теме.

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

 

42

«Собака»

Закрепить представление детей о домашних животных (собаке).

Познакомить детей с различными породами собак, с историей приручения собаки человеком; дать представление о том, собаки помогают человеку в жизни.

Плакат «Собаки разной породы».

Фотографии разных пород собак.

Презентация на тему «Собака-друг человека»

 О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

.

43

«Кошка»

Закрепить представление детей о домашних животных (кошке).

Познакомить детей с различными породами кошек, с историей приручения кошки человеком; дать представление о том, кошки помогают человеку в жизни.

Картинки разных пород кошек.

Презентация на тему « Кошки».

 О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

 

 44

Блок «Птицы»

 

 

 

45

«Птицы перелётные»

Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о видах гнёзд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц.

Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Таблицы cо словами «перелетные», «зимующие»; 

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

 

46

«Грач»

Расширить представления детей о жизнедеятельности перелётных птиц в весенний период на примере грача. Закрепить признаки весны. Дать сведения о видах гнезд и их размещении. Формировать представление о том, что человек должен бережно относиться к природе.

Конверты с разрезанными картинками, гнездо, картинки с гнеёдами

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

знаний»-М: Эксмо, 2011г.

47

«Водоплавающие птицы»

Расширить и уточнить представления детей о водоплавающих птицах (на лапах перепонки, перья смазываются жиром).

Учить находить признаки сходства и различия объектов, выражать их в речи. Обогащение тактильных ощущений через опытно-экспериментальную деятельность. Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность.

Самостоятельно делать выводы по результатам исследования.

Ёмкость с водой, полиэтиленовые пакеты, любой жир или крем.

Картинки с изображением водоплавающих птиц.

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

48

«Утка»

 

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Сформировать знания об особенностях внешнего вида утки, отличие домашней и дикой уток.

Картинки с изображением различных птиц, утки, селезня, птичий двор, куриные и утиные перья, ёмкости с водой, жир, пипетки или ложки, перья из бумаги.

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

 

49

«Домашние птицы»

 

Расширять представление о домашних птицах и их детёнышах (названия, особенности внешнего вида, способы передвижения)

Презентация на тему «Домашние птицы».

 

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

50

«Курица»

Расширять представления детей о курах, о значении их в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к курам.

Картинки с изображением петуха, курицы и цыплят.

Пакет с пшеном.

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

 

51

Блок «Животные водоёмов»

 

 

 

 

 

52

«Рыбы»

Формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде.

Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

Подвести детей, путем сравнения, к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожным покровом, наличием плавников, способом передвижения.

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

Картинки с изображением различных рыб, в том числе и аквариумных.

Ёмкости с водой, подсолнечное масло, пипетка, ватные диски.

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

 

 

53

«Карась»

Расширять и уточнять знания детей о рыбах, живущих в пресных водоемах (карась); их строении тела, значении в жизни человека и природы.

Упражнять в узнавании и назывании речной рыбы (сом, щука, карась,); познакомить детей со средой обитания рыбы; с мерами охраны рек.

 

Картинки с изображением карасей разных видов (золотой и серебряный).

 О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

54

«Сом»

Расширять и уточнять знания детей о рыбах, живущих в пресных водоемах (сом); их строении тела, значении в жизни человека и природы.

Упражнять в узнавании и назывании речной рыбы (сом, щука, карась,); познакомить детей со средой обитания рыбы; с мерами охраны рек.

 

 

Презентация на тему «Сом. Самый крупный пресноводный хищник».

 О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

55

«Щука»

Расширять и уточнять знания детей о рыбах, живущих в пресных водоемах (щука); их строении тела, значении в жизни человека и природы.

Упражнять в узнавании и назывании речной рыбы (сом, щука, карась,); познакомить детей со средой обитания рыбы; с мерами охраны рек.

 

Презентация на тему «Щука-обитатель водоёмов».

 О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

56

«Рак»

Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде, о внешнем виде, питании, передвижении, желание у детей активно изучать подводный мир.

Активизация и актуализация словаря по теме

Развитие связной речи (учить строить небольшие рассказы).

Познакомить детей с некоторыми формами защиты морских обитателей.

 

Иллюстрации морского дна, раков.

Муляж ракообразных.

 

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

57

«Лягушка»

 

Расширять и систематизировать знания детей о жизни лягушек в природе, особенностях их образа жизни, питания; показать их значение в пищевых цепочках. Воспитывать бережное отношение к таким безобидным существам как лягушки и другим живым организмам.

 

Картинки с изображением лягушки.

Презентация на тему «Лягушки».

 

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

58

«Водомерка»

 

 

 

 

 

Познакомить детей с жуком-водомеркой.

Водомерки-хищники. Много бегают они весь день в поисках пищи по поверхности воды. Водомерки «обуты» в особые «башмачки»-на концах ног у них есть густые волоски, смазанные жиром. Поэтому не проваливаются ноги в воду.

Иллюстрации с изображением жуков-водомерок.

 

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

59

Блок «Насекомые».

 

«Кто такие насекомые?».

 

 

Познакомить детей с понятием «насекомые».

Закрепление знания детей о внешних признаках насекомых об их строении.

Слайды с изображениями насекомых;

- макеты насекомых.

 

 

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

 

60

«Полезные насекомые»

 

 

Продолжать расширять знание о многообразии насекомых. Рассказать о полезных насекомых и их значении в жизни человека и природы. Познакомить с особенностями их строения. Учить различать по внешнему виду, находить отличия. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Развивать логическое мышление.

 

Картинки и иллюстрации с изображением насекомых.

 О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

61

«Пчела»

Уточнить представления детей о пчёлах, их отличия от других насекомых.

Совершенствовать знания детей о жизни насекомых, жизни пчёл и природных взаимосвязях.

Дать представление детям о том, как пчёлы приспособились к окружающей среде (делают запасы мёда на зиму, защищаются от врагов ядовитым жалом, живут большими семьями; о связи насекомых с цветущими растениями: пьют нектар, опыляют).

Познакомить с продуктами пчеловодства (мёд, воск), их ценными свойствами.

 

Презентация на тему «В гостях у пчёлки».

Картинки с изображением ульев.

Баночка с натуральным мёдом.

Одноразовы ложки, салфетки.

Иллюстрации пчелиных сот.

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

62

«Бабочка»

Познакомить детей с разнообразием и стадиями развития бабочек.

Коллекции бабочек.

Картинки с изображением бабочек.

Схемы-стадии развития бабочек.

 

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

 

63

«Муравей»

Расширять и закреплять знания детей о насекомых-муравьях. Дать представление об особенностях внешнего вида и образе жизни муравья.

Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи между объектами живой природы.

Формировать интерес к насекомым и бережное отношение к ним.

Картинки с изображение муравьёв, муравейника.

Муравьиная ферма.

Схема внутреннего устройства муравейника.

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

64

«Муха-вредное насекомое»

 

 

Познакомить детей с вредным насекомым-мухой.

Дать представление о том, что мухи, могут переносить опасные болезни.

Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых, с которыми они встречаются в природе. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

Иллюстрации с изображением вредных насекомых.

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

65

«Комар»

Познакомить детей с вредным насекомым-комаром.

Дать представление о том, что комары пьют кровь у человека и животных и могут переносить опасные болезни.

Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых, с которыми они встречаются в природе. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

Иллюстрации с изображением вредных насекомых.

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

66

Блок «Царство грибов»

 

 

 

 

67

«Грибы. Что это?»

Формировать знания детей о грибах, как загадочных обитателях леса. Закреплять и обобщать знания детей о грибах; учить отличать съедобные грибы и не съедобные. Познакомить детей с особенностями внешнего вида и ростом грибов.

Дать детям представления о сборе грибов.

Иллюстрации грибов съедобных и не съедобных.

Муляжи грибов.

Видео фильм о грибах.

Схема строения гриба.

 

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

68

«Съедобные грибы»

Закреплять представления о съедобных грибах. О местах их произрастания.

Муляжи съедобных грибов.

Иллюстрации грибов.

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

69

«Боровик»

Познакомить детей с благородным грибом боровиком (белый гриб).

Рассмотреть его внешнее строение, выделить отличительные свойства. Рассказать о местах его произрастания, времени сбора. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

Иллюстрации белых грибов.

Муляжи боровиков.

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

70

«Лисичка»

 Познакомить детей с рыжими грибами-лисичками. Рассмотреть их внешнее строение и отличительные свойства.

Рассказать детям о местах их произрастания, времени сбора, пользе для человека.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

Фотографии грибов лисичек; муляжи лисичек.

 

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

 

 

 

71

«Ядовитые грибы»

Познакомить детей с ядовитыми грибами. Дать представления о том, что такие грибы не только нельзя есть, но и собирать.

Показать, какую опасность для жизни человека представляют ядовитые грибы.

Воспитывать у детей внимательное и осторожное обращение с растениями и грибами, которые им плохо известны.

 

Иллюстрации ядовитых грибов.

Презентация на тему «Осторожно, ядовитые грибы!»

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

72

«Мухомор»

Познакомить детей с представителем ядовитых грибов-мухомором. Рассмотреть его строение и отличительные особенности (красная шляпки и белые точки по шляпке). Показать, какую опасность для жизни человека представляют ядовитые грибы.

Рассказать детям о том, что для человека мухомор ядовит, а для некоторых животных леса, он очень полезен.

Воспитывать у детей внимательное и осторожное обращение с растениями и грибами, которые им плохо известны.

Формировать бережное отношение к природе.

 

Фотографии и иллюстрации с изображением мухоморов.

Презентация на тему «Осторожно, мухомор!»

О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

«Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

73

Мониторинг

 

 

 

 

 

4.Методическое обеспечение программы

   4.1 Методы обучения и воспитания:

Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии.

На них целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию. Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

   Алгоритм занятий: мотивация, подготовительная беседа, практическое (экспериментальное) задание, анализ деятельности.

   На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы), фронтальная (беседа), подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента). В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.

   Методы стимуляции и мотивации: вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы, вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность; метод, стимулирующий детей к коммуникации: “Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?”

Игровые методы:

-экспериментальные игры “Тонет – не тонет”, “В какой воде легче плавать?” позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;

  Практические действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;

   Наглядные: схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне. Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого.

В соответствии с требованиями СанПиН количественный состав группы не должен превышать 12 человек. Занятия предусматривают коллективную, групповую и возможно индивидуальную формы работы для отработки пропусков занятий по болезни.

 

4.2 Форма организации образовательного процесса:

В соответствии с требованиями СанПиН количественный состав группы не должен превышать 12 человек. Занятия предусматривают коллективную, групповую и возможно индивидуальную формы работы для отработки пропусков занятий по болезни.

 

4.3    Форма организации учебного занятия:

-Беседа

-Игра – презентация

-Практическое занятие с помощью педагога

-Выставка

  -Ролевая игра

  -Познавательная игра

  -Проведение опыта

  -Викторина

  -Проект

амостоятельная деятельность (дети выполняют опыты в течение части занятия или одного-двух занятий);

-Соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприя­тиях по физике);

         Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.

 

 

4.4 Педагогические технологии:

Технология группового обучения.

Технология программированного обучения.

Технология блочно-модульного обучения.

Технология дифференцированного обучения.

Технология развивающего обучения.

Технология проблемного обучения.

Технология исследовательской деятельности.

Технология игровой деятельности.

4.5 Алгоритм учебного занятия:

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Вторая часть – собственно изучение биологических явлений и свойств.

Цель второй части – развитие способностей к изучению элементарных свойств и явлений

4.6    Дидактические материалы:

-Презентации и учебные фильмы  (по темам занятий);

-Игрушки для обыгрывания;

-материалы для проведения экспериментов;

-Картотека игр.

-Раздаточные материалы, инструкции, задания, упражнения, образцы исследуемых  материалов, муляжи, гербарии.

 

 

 

 

5.Список литературы

1. О.В. Колпакова «Занимательная биология»

Издательство: «Белый город», 2013г.

2. «Я познаю мир». Детская энциклопедия

ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

3. «Большая энциклопедия знаний»-М: Эксмо, 2011г.

4. Т. М. Бондаренко

Экологические занятия с детьми

6-7 лет. Воронеж, 2004 г.

5.  В.Вакуленко «Справочник цветовода», М., «Колос», 1996 г.

6. В.Воронцов «Комнатные растения», М., ЗАО «Фитон+», 1999 г.

7. Бианки В.В. Лесная газета. – Л.: Детская литература, 1983

8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания. Учебное пособие. – М., 2001

9. Л.Н.Прохорова "Организация экспериментальной деятельности дошкольников"

 

 

                     

6.Календарный учебный график

 

п/п

Месяц

Кол-во

занятий

Время провед.занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

12

16.30

экспериментирование

 

группа

наблюдение

2

Октябрь

12

 

экспериментирование

 

группа

наблюдение

3

Ноябрь

12

 

экспериментирование

 

группа

Самост. работа

4

Декабрь

12

 

экспериментирование

 

группа

наблюдение

5

Январь

12

 

экспериментирование

 

группа

Самост. работа

6

Февраль

12

 

экспериментирование

 

группа

Самост. работа

7

Март

12

 

экспериментирование

 

группа

наблюдение

8

Апрель

12

 

экспериментирование

 

группа

Самост. работа

9

Май

12

 

экспериментирование

 

группа

наблюдение

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Введение С первых дней жизни человек неразрывно связан с биологией

Введение С первых дней жизни человек неразрывно связан с биологией

Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении

Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении

Актуальность: Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир биологии

Актуальность: Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир биологии

Задачи: Предметные: формировать представления о разнообразии искусственных сообществ; познакомить с некоторыми представителями растительного и животного мира некоторых сообществ; углубить представления детей о роли искусственных сообществ…

Задачи: Предметные: формировать представления о разнообразии искусственных сообществ; познакомить с некоторыми представителями растительного и животного мира некоторых сообществ; углубить представления детей о роли искусственных сообществ…

Адресат программы: Возрастные особенности детей 6-7 лет

Адресат программы: Возрастные особенности детей 6-7 лет

Основной задачей образовательной работы в подготовительной группе продолжает оставаться развитие познавательных, коммуникативных, регуляторных способностей

Основной задачей образовательной работы в подготовительной группе продолжает оставаться развитие познавательных, коммуникативных, регуляторных способностей

Образовательный процесс базируется на современных педагогических технологиях: организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные ситуации, используется самостоятельная и коллективная поисковая деятельность детей на основе наблюдения, сравнения, выяснения…

Образовательный процесс базируется на современных педагогических технологиях: организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные ситуации, используется самостоятельная и коллективная поисковая деятельность детей на основе наблюдения, сравнения, выяснения…

К традициям объединения «Юные биологи» можно отнести приветствие педагога «Здравствуйте, мои любимые маленькие биологи», вручение подарка символа «Ромашка» наиболее любознательному члену объединения, рефлексия в конце…

К традициям объединения «Юные биологи» можно отнести приветствие педагога «Здравствуйте, мои любимые маленькие биологи», вручение подарка символа «Ромашка» наиболее любознательному члену объединения, рефлексия в конце…

Навыки -ухода за растениями на клумбе и домашними животными; - составления гербария; - составления и решения кроссвордов и ребусов; 1

Навыки -ухода за растениями на клумбе и домашними животными; - составления гербария; - составления и решения кроссвордов и ребусов; 1

Растения цветников» · «Растения леса» · «Лекарственные растения нашего края», · «Животные нашего края» · «Птицы» · «Животные водоёмов» · «Насекомые» · «Царство грибов»

Растения цветников» · «Растения леса» · «Лекарственные растения нашего края», · «Животные нашего края» · «Птицы» · «Животные водоёмов» · «Насекомые» · «Царство грибов»

Поле. Злаковые культуры, их разнообразие и значение

Поле. Злаковые культуры, их разнообразие и значение

Название темы Количество часов

Название темы Количество часов

Тюльпаны» 2 1 наблюдение 5

Тюльпаны» 2 1 наблюдение 5

Блок «Лекарственные растения» 1

Блок «Лекарственные растения» 1

Блок «Птицы» 1. «Птицы перелётные» 1 1 1 наблюдение 2

Блок «Птицы» 1. «Птицы перелётные» 1 1 1 наблюдение 2

Пчела». 211викторина 4

Пчела». 211викторина 4

Весной и летом большинство животных размножается, дает потомство, а к концу лета и осенью у них идет подготовка к перенесению условий зимы

Весной и летом большинство животных размножается, дает потомство, а к концу лета и осенью у них идет подготовка к перенесению условий зимы

Фотографии, слайды, видеофильмы по теме

Фотографии, слайды, видеофильмы по теме

Фотографии и иллюстрации с изображением ирисов

Фотографии и иллюстрации с изображением ирисов

Ветки хвойных деревьев; - презентация к образовательной деятельности

Ветки хвойных деревьев; - презентация к образовательной деятельности

Компьютерная презентация, ноутбук, проектор, звукозапись «Шум леса»

Компьютерная презентация, ноутбук, проектор, звукозапись «Шум леса»

Подорожник» Повышать уровень знаний детей о лекарственных растениях на примере подорожника

Подорожник» Повышать уровень знаний детей о лекарственных растениях на примере подорожника

Большая энциклопедия знаний»-М:

Большая энциклопедия знаний»-М:

Воспитывать любовь к домашним животным

Воспитывать любовь к домашним животным

Самостоятельно делать выводы по результатам исследования

Самостоятельно делать выводы по результатам исследования

Карась» Расширять и уточнять знания детей о рыбах, живущих в пресных водоемах (карась); их строении тела, значении в жизни человека и природы

Карась» Расширять и уточнять знания детей о рыбах, живущих в пресных водоемах (карась); их строении тела, значении в жизни человека и природы

Активизация и актуализация словаря по теме

Активизация и актуализация словаря по теме

Кто такие насекомые?». Познакомить детей с понятием «насекомые»

Кто такие насекомые?». Познакомить детей с понятием «насекомые»

Схемы-стадии развития бабочек

Схемы-стадии развития бабочек

Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых, с которыми они встречаются в природе

Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых, с которыми они встречаются в природе

Иллюстрации белых грибов. Муляжи боровиков

Иллюстрации белых грибов. Муляжи боровиков

Мухомор» Познакомить детей с представителем ядовитых грибов-мухомором

Мухомор» Познакомить детей с представителем ядовитых грибов-мухомором

В соответствии с требованиями

В соответствии с требованиями

Технология исследовательской деятельности

Технология исследовательской деятельности

Бианки В.В. Лесная газета. – Л

Бианки В.В. Лесная газета. – Л
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2023