Дополнительная общеразвивающая программа "Наглядная геометрия" для 1 класса
Оценка 4.6

Дополнительная общеразвивающая программа "Наглядная геометрия" для 1 класса

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
математика
1 кл—2 кл
07.01.2024
Дополнительная общеразвивающая программа "Наглядная геометрия" для 1 класса
Образовательная программа дополнительного образования детей «Наглядная геометрия» создана для младших школьников, посещающих занятия в группах дополнительного образования. Направленность программы – социально-педагогическая.
Программа Наглядная геометрия, 1-2 кл.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

«НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»

 

Направленность: социально-педагогическая

                                                Уровень программы: ознакомительный

 Возраст обучающихся: 6,5 – 8 лет

 Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                             Автор-составитель:

                                                                                                                             Осташ Н.И.

                                                                                                                             учитель начальных     

                                                                                                                                       классов, педагог

                                                                                                                                       дополнительного                   

                                                                                                                             образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

 

Образовательная программа дополнительного образования детей «Наглядная геометрия» создана для младших школьников, посещающих занятия в группах дополнительного образования.

 

Направленность программы – социально-педагогическая.

 

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

 В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Образовательная программа по «Наглядной геометрии» решает одну из «проблемных точек» методики преподавания школьного курса геометрии, его места в системе школьного образования, составлена на основе программы Жильцовой Т.В. «Наглядная геометрия». Развитие логики и развитие интуиции, которые наблюдаются в геометрии, делают эту дисциплину уникальной и необходимой для изучения.

Знакомство с геометрией в занимательной форме может сыграть исключительную роль в формировании мировоззрения младшего школьника. Системное мышление важно для ребенка не только как будущего математика, естествоиспытателя, но и как будущего врача, лингвиста, экономиста. Очень важно, чтобы при изучении чего-либо, при анализе своей работы, ребенок отчетливо понимал, что в ней является в исходном положении, что логическими следствиями из него, и чем он пользовался (или пользуется) в своих выводах. Геометрическую пропедевтику в начальных классах целесообразно осуществлять в курсе «Наглядная геометрия», так, как только в этом случае возможно организовать целенаправленную и систематическую деятельность учащихся, направленную на развитие пространственного мышления и на формирование представлений о геометрических фигурах. Не зная геометрии, нельзя понять, как устроен мир.

 

Цель и задачи программы

Основной целью программы является построение единой содержательной линии курса геометрии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования – изучение систематического курса геометрии.

 Цель – расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке.

Задачи программы:

 -  используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала;

- способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся;

- сформировать у учащихся умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

- усиление графической линии курса «Наглядная геометрия»;

- сформировать начальные элементы конструкторского мышления;

         - сформировать представление об идеях и методах геометрии, как форме описания и методе познания окружающего мира; 

         - выявить и развить математические и творческие способности учащихся на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер; развитие познавательной активности, любознательности и сообразительности.

 

 Новизна и отличительные особенности программы

 Характерной  особенностью  воображения  младших  школьников  является  наглядность  и  конкретность  создаваемых  образов. Воображение  носит  репродуктивный  (воссоздающий) подражательный  характер.

Начинает быстро развиваться произвольное  и  осмысленное  запоминание. Расширяется объём  памяти, увеличивается  быстрота  усвоения  и  точность  воспроизведения. Быстрее развивается понятийное мышление, в  процессе  которого  ребёнок  оперирует  понятиями. В начале оно тесно  связано  с  конкретными  предметами  и  явлениями, но  постепенно  формируется  умение  абстрагироваться  от  конкретного.  

 

Срок реализации программы и режим организации занятий

Полный срок реализации дополнительной образовательной программы «Наглядная геометрия» - 1 год. Возраст обучающихся, для которых создана программа, -  6,5 – 8 лет.

Занятия по программе проводятся в группах по 10 - 15 человек.  Продолжительность одного занятия – 1 академический час (45 минут). Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю.

 

         Предполагаемые образовательные результаты

   По окончании реализации программы, обучающиеся должны:

а) иметь представление:

- о геометрических фигурах: линиях (прямой, кривой, замкнутой, незамкнутой, ломаной, луче, отрезке); углах (прямом, остром, тупом); многоугольниках и их классификации по числу углов; круге, окружности (радиус, диаметр);

 - о разнице между плоскостными и объёмными фигурами и об объёмных телах

б) знать:

 - термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, луч, отрезок, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал, окружность, касательная, радиус, диаметр;

в) уметь:

- чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы;

- обозначать знакомые геометрические плоскостные фигуры буквами;

- находит в окружающей среде знакомые плоскостные и пространственные фигуры.

         

Ожидаемые результаты от реализации программы

В результате проведения занятий у обучающихся:

-        возрастет интерес к занятиям математикой;

-        повысится уровень логического, пространственного мышления;

-        ускорится развитие познавательных способностей;

-        произойдет пропедевтическая подготовка к усвоению геометрических понятий в старших классах;

-        распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, окружность);

-        выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, окружность) с помощью линейки, угольника, циркуля;

-        описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

 

Формы аттестации обучающихся

- математический КВН

- онлайн-тестирование

- урок-праздник

- диагностика, проводимая в начале и в конце года обучения в виде естественно-             педагогического наблюдения.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теор.

занятия

Практ.

занятия

1.                   

Вводное занятие. Точка.

1

0,5

0,5

2.                   

Линия.

9

4,5

4,5

3.

Отрезок.

2

1

1

4.

Луч.

2

1

1

5.

Угол.

4

2

2

6.

Многоугольники.

6

3

3

7.

Круг. Окружность

2

1

1

9.

Объёмные тела

1

0,5

0,5

Итоговые занятия

3

1

2

 

ВСЕГО:

30

14,5

15,5

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

   Вводное занятие.

Ознакомление с программой обучения на текущий год. Правила поведения на занятиях и в учреждении. Техника безопасности.

 

Тема 1.  Точка.

       Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с веселой точкой. Последовательное расположение цветов радуги. Сравнение величин и расположение в пространстве: (направо, налево, узкий, широкий, под, около, над, перед, между)

 

Тема 2.  Линия.

Прямая линия и ее свойства. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Точки пересечения кривых линий. Пересекающие линии. Вертикальные и горизонтальные прямые линии. Решение топологических задач. Знакомство с сетками.

 

Тема 3. Отрезок.

Построение и сравнение отрезков. Обозначение отрезка буквой и цифрой. Длина. Сравнение длин отрезков. Сантиметр. Ломаная линия. Длина ломаной линии.

 

Тема 4. Луч.

Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ.

 

Тема 5. Угол.

Угол. Вершина угла. Его стороны. Имя угла. Прямой угол. Острый угол. Тупой угол. Развёрнутый угол.

 

Тема 6. Многоугольники.

Многоугольники. Треугольники. Имя треугольника. Типы и виды треугольников. Четырёхугольник. Прямоугольник. Трапеция. Квадрат. Ромб. Плоские фигуры.

 

Тема 7. Круг. Окружность.

Окружность. Круг. Циркуль-помощник. Диаметр, радиус окружности. Касательная.

 

Тема 8. Объёмные тела.

Плоские фигуры и объёмные тела.

 

 

Итоговые  занятия.

Обобщение пройденного материала. Подведение итогов обучения за год. Контроль и учёт знаний. Театрализованный праздник.

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Ведущие формы обучения: общегрупповые, групповые, парные, индивидуальные.

Основной метод обучения может быть охарактеризован как наглядно-практический и наглядно-эвристический. Он не исключает использования логических рассуждений, так как каждое геометрическое задание предполагает анализ предметной области, выделение условий и требований, а поиск решения – соответствующих умозаключений.

Эффективными методическими приемами для развития пространственного мышления и формирования у учащихся представлений о геометрических фигурах являются: приемы сравнения (форм реальных объектов; форм геометрических фигур реальных объектов); предметных моделей геометрических фигур (выделение их сходства и различия); графических изображений геометрических фигур; приемы выбора (реальных объектов заданной формы); приемы конструирования геометрических фигур по представлению.

Весь материал базируется на игровых и развивающих заданиях. Такие задания через сотворчество «ребенок – педагог» направлены на развитие ребенка.

Все виды работ развивают у детей восприятие, внимание, память, воображение, мышление,

познавательные и творческие способности детей.

 

Современные педагогические технологии

 

При организации учебного процесса предполагается использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий. Деятельность младших школьников организуется  средствами проблемного обучения, учебного диалога, выполнения тренировочных заданий и заданий на смекалку, контроля и коррекции. Ученик активен в процессе познавательной деятельности что и определяет необходимость организации деятельностного подхода к обучению.

 

Условия реализации программы

 

Для полноценной и успешной реализации программы «Наглядная геометрия» необходимо просторное, хорошо   проветриваемое   и   освещенное помещение.

В помещение должно быть следующее оборудование и материалы:

-       столы и стулья (должны соответствовать возрасту ребенка и свободно перемещаться при необходимости);

-       шкаф или стеллаж для хранения методической литературы, дидактических материалов, игрового и наглядного оборудования, письменных принадлежностей, используемых на занятиях;

-       дидактические и развивающие игры, пособия, наглядный и игровой материал по каждому разделу программы;

-       комплекты    раздаточных    материалов, используемых    на    занятиях (по количеству детей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование занятий по программе

«Наглядная геометрия»

 

п/п

Наименование тем занятий

Кол-во часов

 

  1.  

Путешествие  в  страну  Геометрию. Знакомство  с  Весёлой  Точкой. Цвета радуги. Их очерёдность.

 

1

Диагностика в виде естественно-             педагогического наблюдения.

  1.  

Сравнение величин. Взаимное расположение предметов. Прямая линия.

 

1

 

  1.  

Линии. Прямая линия и её свойства. Кривая линия.

 

1

 

  1.  

Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Кривая линия. Точки пересечения кривых линий.

 

1

 

  1.  

Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Решение топологических задач.

 

1

 

  1.  

Пересекающиеся линии. Решение топологических задач. Лабиринт.

 

1

 

  1.  

Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве. Вертикальные и горизонтальные прямые линии.

 

1

 

  1.  

Первоначальное знакомство с сетками. Обобщение изученного.

 

1

 

  1.  

Отрезок. Имя отрезка.

1

 

  1.  

Отрезок. Сравнение отрезков. Единицы длины. Закрепление изученного.

 

1

 

  1.  

Ломаная линия.

1

 

  1.  

Ломаная линия. Длина ломаной. Решение задач на развитие пространственных представлений.

 

1

 

  1.  

Луч. Луч. Солнечные и несолнечные лучи.

 

1

 

  1.  

Луч. Закрепление изученного материала.

 

1

Онлайн-тестирование 

https://onlinetestpad.com/ru/test/7177-nachalnye-svedeniya-iz-geometrii

  1.  

Угол.

1

 

  1.  

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

1

 

  1.  

Острый угол. Имя прямого угла. Тупой угол. Имя тупого угла.

 

1

 

  1.  

Развёрнутый угол. Имя развёрнутого угла. Развёрнутый угол и прямая линия. Острый, прямой и тупой углы.

 

1

 

  1.  

Многоугольники. КВН  «Весёлые геометры».

 

1

КВН «Весёлые геометры»

  1.  

Треугольник. Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

 

1

 

  1.  

Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.

 

1

 

  1.  

Четырёхугольник. Прямоугольник. Трапеция.

 

1

 

  1.  

Равносторонний прямоугольный четырёхугольник – квадрат. Ромб. Квадрат.

 

1

 

  1.  

Плоские фигуры  и  объёмные тела.

 

1

 

  1.  

 Многоугольники. Периметры многоугольников.

1

 

  1.  

Окружность. Круг. Циркуль – помощник.

 

1

 

  1.  

Окружность. Круг. Касательная. Циркуль – помощник.

 

1

 

  1.  

Закрепление изученного материала.

1

Диагностика в виде естественно-             педагогического наблюдения.

  1.  

Контроль и учёт знаний.

1

Онлайн-тестирование  https://infourok.ru/test-po-teme-naglyadnaya-geometriya-klass-1417822.html

  1.  

Урок-праздник «Хвала геометрии!»

1

Урок-праздник «Хвала геометрии!»

 

ВСЕГО:

30 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – методическое обеспечение.

1. Т. В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии» (1 – 4 классы).  Москва, «ВАКО», 2010 г.

2. Г. В. Керова  «Нестандартные  задачи  по  математике» (1 – 4). Москва, «ВАКО», 2008 г.

3. Т. П. Быкова «Нестандартные  задачи  по  математике»  2 класс. Издательство «Экзамен»,  2010

4. А. В. Ефимова  «111  задач  и  заданий  для  сообразительных». Издательство «Литера», 2012 г. 

5.  Е. Ю. Рудым  «Устный  счёт»  (1 – 2 кл)

6.  О. Н. Пустышева  «Задания  школьных  олимпиад»  (1 – 4 кл)

7.  Сборник  «Графические  диктанты»

8. Сборник  программ  внеурочной  деятельности  (1 – 4 класс).  Москва, «Вентана - Граф»  2011 г.

9. Истомина Н. Б., Шадрина И.В. «Наглядная геометрия» 1класс. «Линка-Пресс», 2001.

 

10.  Редько З. Б., Гаркавцева Г.Ю.  Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» 1класс. Под ред. Н. Б. Истоминой. «Линка – Пресс», 2006 .

 

11.  Математика и конструирование. «Просвещение»; 2012 г. – 80 с.

 

12.  Волкова С.И Султанова М. Веселые уроки. (Книжка с заданиями по развитию пространственного воображения) М. ООО «Хатбер –пресс» 2010г. – 65 с.

 

13.  Математика в твоих руках. 1-4 классы Калинина А.Б. «Вако» 2012 г

 

  1. Кормишина С.Н. «Геометрия вокруг нас» Тетрадь для практических работ 1-4 класс . Самара.: «Учебная литература , 2013. – 180 с.

 

  1. Узорова О.В. «300 примеров по математике. Геометрические задания.» 1, 2 класс, М.: АСТ – 2013, - 40 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа дополнительного образования детей «Наглядная геометрия» создана для младших школьников, посещающих занятия в группах дополнительного образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа дополнительного образования детей «Наглядная геометрия» создана для младших школьников, посещающих занятия в группах дополнительного образования

Новизна и отличительные особенности программы

Новизна и отличительные особенности программы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п

Итоговые занятия. Обобщение пройденного материала

Итоговые занятия. Обобщение пройденного материала

Календарно-тематическое планирование занятий по программе «Наглядная геометрия» № п/п

Календарно-тематическое планирование занятий по программе «Наглядная геометрия» № п/п

Треугольник. Треугольник. Имя треугольника

Треугольник. Треугольник. Имя треугольника

Учебно – методическое обеспечение

Учебно – методическое обеспечение

Дополнительная общеразвивающая программа "Наглядная геометрия" для 1 класса

Дополнительная общеразвивающая программа "Наглядная геометрия" для 1 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2024