ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»
Направленность: социально-педагогическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 6,5 – 8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Осташ Н.И.
учитель начальных
классов, педагог
дополнительного
образования
Москва
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования детей «Наглядная геометрия» создана для младших школьников, посещающих занятия в группах дополнительного образования.
Направленность программы – социально-педагогическая.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Образовательная программа по «Наглядной геометрии» решает одну из «проблемных точек» методики преподавания школьного курса геометрии, его места в системе школьного образования, составлена на основе программы Жильцовой Т.В. «Наглядная геометрия». Развитие логики и развитие интуиции, которые наблюдаются в геометрии, делают эту дисциплину уникальной и необходимой для изучения.
Знакомство с геометрией в занимательной форме может сыграть исключительную роль в формировании мировоззрения младшего школьника. Системное мышление важно для ребенка не только как будущего математика, естествоиспытателя, но и как будущего врача, лингвиста, экономиста. Очень важно, чтобы при изучении чего-либо, при анализе своей работы, ребенок отчетливо понимал, что в ней является в исходном положении, что логическими следствиями из него, и чем он пользовался (или пользуется) в своих выводах. Геометрическую пропедевтику в начальных классах целесообразно осуществлять в курсе «Наглядная геометрия», так, как только в этом случае возможно организовать целенаправленную и систематическую деятельность учащихся, направленную на развитие пространственного мышления и на формирование представлений о геометрических фигурах. Не зная геометрии, нельзя понять, как устроен мир.
Цель и задачи программы
Основной целью программы является построение единой содержательной линии курса геометрии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования – изучение систематического курса геометрии.
Цель – расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке.
Задачи программы:
- используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала;
- способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся;
- сформировать у учащихся умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- усиление графической линии курса «Наглядная геометрия»;
- сформировать начальные элементы конструкторского мышления;
- сформировать представление об идеях и методах геометрии, как форме описания и методе познания окружающего мира;
- выявить и развить математические и творческие способности учащихся на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер; развитие познавательной активности, любознательности и сообразительности.
Новизна и отличительные особенности программы
Характерной особенностью воображения младших школьников является наглядность и конкретность создаваемых образов. Воображение носит репродуктивный (воссоздающий) подражательный характер.
Начинает быстро развиваться произвольное и осмысленное запоминание. Расширяется объём памяти, увеличивается быстрота усвоения и точность воспроизведения. Быстрее развивается понятийное мышление, в процессе которого ребёнок оперирует понятиями. В начале оно тесно связано с конкретными предметами и явлениями, но постепенно формируется умение абстрагироваться от конкретного.
Срок реализации программы и режим организации занятий
Полный срок реализации дополнительной образовательной программы «Наглядная геометрия» - 1 год. Возраст обучающихся, для которых создана программа, - 6,5 – 8 лет.
Занятия по программе проводятся в группах по 10 - 15 человек. Продолжительность одного занятия – 1 академический час (45 минут). Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю.
Предполагаемые образовательные результаты
По окончании реализации программы, обучающиеся должны:
а) иметь представление:
- о геометрических фигурах: линиях (прямой, кривой, замкнутой, незамкнутой, ломаной, луче, отрезке); углах (прямом, остром, тупом); многоугольниках и их классификации по числу углов; круге, окружности (радиус, диаметр);
- о разнице между плоскостными и объёмными фигурами и об объёмных телах
б) знать:
- термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, луч, отрезок, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал, окружность, касательная, радиус, диаметр;
в) уметь:
- чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы;
- обозначать знакомые геометрические плоскостные фигуры буквами;
- находит в окружающей среде знакомые плоскостные и пространственные фигуры.
Ожидаемые результаты от реализации программы
В результате проведения занятий у обучающихся:
- возрастет интерес к занятиям математикой;
- повысится уровень логического, пространственного мышления;
- ускорится развитие познавательных способностей;
- произойдет пропедевтическая подготовка к усвоению геометрических понятий в старших классах;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, окружность);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, окружность) с помощью линейки, угольника, циркуля;
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
Формы аттестации обучающихся
- математический КВН
- онлайн-тестирование
- урок-праздник
- диагностика, проводимая в начале и в конце года обучения в виде естественно- педагогического наблюдения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теор. занятия |
Практ. занятия |
||
1. |
Вводное занятие. Точка. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2. |
Линия. |
9 |
4,5 |
4,5 |
3. |
Отрезок. |
2 |
1 |
1 |
4. |
Луч. |
2 |
1 |
1 |
5. |
Угол. |
4 |
2 |
2 |
6. |
Многоугольники. |
6 |
3 |
3 |
7. |
Круг. Окружность |
2 |
1 |
1 |
9. |
Объёмные тела |
1 |
0,5 |
0,5 |
Итоговые занятия |
3 |
1 |
2 |
|
|
ВСЕГО: |
30 |
14,5 |
15,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие.
Ознакомление с программой обучения на текущий год. Правила поведения на занятиях и в учреждении. Техника безопасности.
Тема 1. Точка.
Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с веселой точкой. Последовательное расположение цветов радуги. Сравнение величин и расположение в пространстве: (направо, налево, узкий, широкий, под, около, над, перед, между)
Тема 2. Линия.
Прямая линия и ее свойства. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Точки пересечения кривых линий. Пересекающие линии. Вертикальные и горизонтальные прямые линии. Решение топологических задач. Знакомство с сетками.
Тема 3. Отрезок.
Построение и сравнение отрезков. Обозначение отрезка буквой и цифрой. Длина. Сравнение длин отрезков. Сантиметр. Ломаная линия. Длина ломаной линии.
Тема 4. Луч.
Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ.
Тема 5. Угол.
Угол. Вершина угла. Его стороны. Имя угла. Прямой угол. Острый угол. Тупой угол. Развёрнутый угол.
Тема 6. Многоугольники.
Многоугольники. Треугольники. Имя треугольника. Типы и виды треугольников. Четырёхугольник. Прямоугольник. Трапеция. Квадрат. Ромб. Плоские фигуры.
Тема 7. Круг. Окружность.
Окружность. Круг. Циркуль-помощник. Диаметр, радиус окружности. Касательная.
Тема 8. Объёмные тела.
Плоские фигуры и объёмные тела.
Итоговые занятия.
Обобщение пройденного материала. Подведение итогов обучения за год. Контроль и учёт знаний. Театрализованный праздник.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Ведущие формы обучения: общегрупповые, групповые, парные, индивидуальные.
Основной метод обучения может быть охарактеризован как наглядно-практический и наглядно-эвристический. Он не исключает использования логических рассуждений, так как каждое геометрическое задание предполагает анализ предметной области, выделение условий и требований, а поиск решения – соответствующих умозаключений.
Эффективными методическими приемами для развития пространственного мышления и формирования у учащихся представлений о геометрических фигурах являются: приемы сравнения (форм реальных объектов; форм геометрических фигур реальных объектов); предметных моделей геометрических фигур (выделение их сходства и различия); графических изображений геометрических фигур; приемы выбора (реальных объектов заданной формы); приемы конструирования геометрических фигур по представлению.
Весь материал базируется на игровых и развивающих заданиях. Такие задания через сотворчество «ребенок – педагог» направлены на развитие ребенка.
Все виды работ развивают у детей восприятие, внимание, память, воображение, мышление,
познавательные и творческие способности детей.
Современные педагогические технологии
При организации учебного процесса предполагается использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий. Деятельность младших школьников организуется средствами проблемного обучения, учебного диалога, выполнения тренировочных заданий и заданий на смекалку, контроля и коррекции. Ученик активен в процессе познавательной деятельности что и определяет необходимость организации деятельностного подхода к обучению.
Условия реализации программы
Для полноценной и успешной реализации программы «Наглядная геометрия» необходимо просторное, хорошо проветриваемое и освещенное помещение.
В помещение должно быть следующее оборудование и материалы:
- столы и стулья (должны соответствовать возрасту ребенка и свободно перемещаться при необходимости);
- шкаф или стеллаж для хранения методической литературы, дидактических материалов, игрового и наглядного оборудования, письменных принадлежностей, используемых на занятиях;
- дидактические и развивающие игры, пособия, наглядный и игровой материал по каждому разделу программы;
- комплекты раздаточных материалов, используемых на занятиях (по количеству детей).
Календарно-тематическое планирование занятий по программе
«Наглядная геометрия»
№ п/п |
Наименование тем занятий |
Кол-во часов |
|
|
Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Весёлой Точкой. Цвета радуги. Их очерёдность. |
1 |
Диагностика в виде естественно- педагогического наблюдения. |
|
Сравнение величин. Взаимное расположение предметов. Прямая линия. |
1 |
|
|
Линии. Прямая линия и её свойства. Кривая линия. |
1 |
|
|
Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Кривая линия. Точки пересечения кривых линий. |
1 |
|
|
Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Решение топологических задач. |
1 |
|
|
Пересекающиеся линии. Решение топологических задач. Лабиринт. |
1 |
|
|
Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве. Вертикальные и горизонтальные прямые линии. |
1 |
|
|
Первоначальное знакомство с сетками. Обобщение изученного. |
1 |
|
|
Отрезок. Имя отрезка. |
1 |
|
|
Отрезок. Сравнение отрезков. Единицы длины. Закрепление изученного. |
1 |
|
|
Ломаная линия. |
1 |
|
|
Ломаная линия. Длина ломаной. Решение задач на развитие пространственных представлений. |
1 |
|
|
Луч. Луч. Солнечные и несолнечные лучи. |
1 |
|
|
Луч. Закрепление изученного материала. |
1 |
Онлайн-тестирование https://onlinetestpad.com/ru/test/7177-nachalnye-svedeniya-iz-geometrii |
|
Угол. |
1 |
|
|
Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. |
1 |
|
|
Острый угол. Имя прямого угла. Тупой угол. Имя тупого угла. |
1 |
|
|
Развёрнутый угол. Имя развёрнутого угла. Развёрнутый угол и прямая линия. Острый, прямой и тупой углы. |
1 |
|
|
Многоугольники. КВН «Весёлые геометры». |
1 |
КВН «Весёлые геометры» |
|
Треугольник. Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. |
1 |
|
|
Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. |
1 |
|
|
Четырёхугольник. Прямоугольник. Трапеция. |
1 |
|
|
Равносторонний прямоугольный четырёхугольник – квадрат. Ромб. Квадрат. |
1 |
|
|
Плоские фигуры и объёмные тела. |
1 |
|
|
Многоугольники. Периметры многоугольников. |
1 |
|
|
Окружность. Круг. Циркуль – помощник. |
1 |
|
|
Окружность. Круг. Касательная. Циркуль – помощник. |
1 |
|
|
Закрепление изученного материала. |
1 |
Диагностика в виде естественно- педагогического наблюдения. |
|
Контроль и учёт знаний. |
1 |
Онлайн-тестирование https://infourok.ru/test-po-teme-naglyadnaya-geometriya-klass-1417822.html |
|
Урок-праздник «Хвала геометрии!» |
1 |
Урок-праздник «Хвала геометрии!» |
|
ВСЕГО: |
30 ч |
|
Учебно – методическое обеспечение.
1. Т. В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии» (1 – 4 классы). Москва, «ВАКО», 2010 г.
2. Г. В. Керова «Нестандартные задачи по математике» (1 – 4). Москва, «ВАКО», 2008 г.
3. Т. П. Быкова «Нестандартные задачи по математике» 2 класс. Издательство «Экзамен», 2010
4. А. В. Ефимова «111 задач и заданий для сообразительных». Издательство «Литера», 2012 г.
5. Е. Ю. Рудым «Устный счёт» (1 – 2 кл)
6. О. Н. Пустышева «Задания школьных олимпиад» (1 – 4 кл)
7. Сборник «Графические диктанты»
8. Сборник программ внеурочной деятельности (1 – 4 класс). Москва, «Вентана - Граф» 2011 г.
9. Истомина Н. Б., Шадрина И.В. «Наглядная геометрия» 1класс. «Линка-Пресс», 2001.
10. Редько З. Б., Гаркавцева Г.Ю. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» 1класс. Под ред. Н. Б. Истоминой. «Линка – Пресс», 2006 .
11. Математика и конструирование. «Просвещение»; 2012 г. – 80 с.
12. Волкова С.И Султанова М. Веселые уроки. (Книжка с заданиями по развитию пространственного воображения) М. ООО «Хатбер –пресс» 2010г. – 65 с.
13. Математика в твоих руках. 1-4 классы Калинина А.Б. «Вако» 2012 г
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.