Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Захаровская средняя общеобразовательная школа»
Согласована на педагогическом совете от _______2021г. |
Утверждена Директор школы _______________ Аксенов И.М. Приказ № ____ От _______ 2021 г.
|
Дополнительная общеразвивающая программа
объединения школьной редакция газеты
«Школьная волна» «Юный журналист»
Срок реализации программы: 3 года
Возраст обучающихся: 11-18 лет
Уровень программы: 1год обучения – ознакомительно-базовый,
2 год – базовый,
3 год – углубленный.
Составитель программы:
Вильская Г.А,
Педагог-организатор
С. Захарово, 2021 г.
Пояснительная записка
Современное дополнительное образование, исходя из своих целей и задач, направленных на развитие личности ребенка на основе формирования и удовлетворения его интересов и потребностей, уделяет большое внимание инновационным образовательным направлениям и программам, формам детских объединений учреждений дополнительного образования.
Особый приоритет и актуальность получают направления дополнительного образования, которые дают возможность ребенку проявить себя в социальной деятельности, расширить представления о собственном творческом потенциале, направляют и определяют его профессиональный выбор.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Журналистика» имеет социально-педагогическую направленность и предоставляет целый ряд уникальных возможностей для реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач. Создание программы продиктовано необходимостью удовлетворить интересы обучающихся к журналистской деятельности, что представляет массу возможностей в социально-общественном творчестве, в разностороннем интеллектуальном развитии и выработке навыков к самоопределению в поиске будущей профессии.
Программа «Журналистика» составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Разработана на основе образовательных программ дополнительного образования «Журналистика. Реклама. Социология» (составитель Бобровницкая В.Ю., педагог дополнительного образования, г.Ярославль) и «Редактор детского СМИ» (составитель Деветиярова Л.В., редактор журнала «ОКО», г.Кемерово).
Актуальность развития творческой активности личности обучающихся возрастает по мере увеличения и изменчивости современного мира. Век компьютеризации и информатизации требует от личности креативного подхода, поиска, познаний. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, медиа проекты. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём для детей и подростков.
Педагогическая целесообразность заключена в том, что опыт журналистской деятельности, через социализацию личности и утверждение ее автономности, формирует личность во всем богатстве ее способностей и потребностей. Практическая творческая деятельность развивает, углубляет, формирует и обогащает мировоззрение обучающихся. Основным механизмом реализации программы является осознание ребенка с помощью педагога себя творцом и инициатором идей.
Поэтому обучение и развитие по программе строится на основе собственной активности обучающихся, исходя из его инициатив и предпочтений, подчеркивая его индивидуальность и особенности внутреннего мира.
Творческая активность может проявляться в стремлении задавать вопросы, поиске и разрешении ситуаций, способности видеть проблемы, анализировать, умении подмечать мелкие детали, выходе за рамки стереотипов.
Новизна и отличительные особенности программы заключаются в том, что она охватывает несколько областей знаний и направлений деятельности: журналистику, основы социологии, публицистику, фотографию, дизайн и др. Предусматривает использование ресурсов Центра гуманитарного и цифрового образования МОУ Захаровская СОШ «Точка роста». Все это позволяет активизировать разнообразные творческие проявления детей, помогают почувствовать красоту родного слова, побуждает к исследовательской деятельности.
Программа способствует развитию компьютерной грамотности и информатики (печатание, презентаций, выпуск видеороликов, работа в прикладных программах Page Maker, Corel Draw, Photoshop и др. Программа предусматривает межпредметные связи с литературой, русским языком, фотографией, информатикой. Занятия носят интегрированный характер и тесно связаны с рядом гуманитарных дисциплин: культурологией, психологией, этикой, общественными науками.
В практику работы включены современные метапредметные технологии: сотрудничества (С.Т.Шацкий), личностно-ориентированного развивающего обучения (И. С. Якиманская), коммуникативной дидактики, эвристического обучения, логико-смыслового моделирования, технология развития критического мышления, игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.), коммуникативного обучения (Г. Лозанов) и др.
В программе реализуются принципы концепции развития творческой активности личности (С.В.Максимова):
- принцип открывающейся перспективы выражается в том, что создаются такие ситуации, в которых открываются возможности новых знаний, способов деятельности, собственных возможностей;
- принцип проблемности состоит в том, что обучающимся не даются готовые знания, а организуются условия, в которых они сами добывают эти знания;
- принцип индивидуального подхода заключен в реализации помощи обучающимся осознать свои особенности, потребности и интересы;
- принцип вариативности позиций взаимодействия с обучающимися, который позволяет варьировать формы конструктивного общения;
- принцип позитивной обратной связи, состоящий в создании ситуации успеха у обучающихся.
Программа ориентирована на детей среднего и подросткового возраста, что позволяет использовать формы работы, учитывая возрастные особенности и потребности обучающихся.
Адресат программы: обучающиеся 5-11 классов МОУ Захаровская СОШ. Освоение программы не требует предварительной подготовки и специального отбора детей. Набор обучающихся свободный.
Возраст обучающихся: 11-18 лет.
Наполняемость групп: 1 год обучения - 3человека, 2 год обучения – 4 человек, 3 год обучения – 4 человек.
Объем программы: 102 ч.
Срок освоения программы: 3 года обучения, в год – 34ч., в месяц – 4ч., в неделю – 1 ч.
Режим занятий: 1раз в неделю, продолжительностью 1 час.
У детей среднего и старшего школьного возраста устойчивые познавательные интересы, высокий уровень развития чувств и волевых процессов, обдумывание своих намерений и поведения, высокая целеустремленность, ориентация на выбор профессии, повышенная требовательность к себе и другим, стремление ко всему новому.
В течение всего периода обучения проводится постоянная работа по формированию и сплочению группы: психологические игры на знакомство и сплочение коллектива, досуговые мероприятия, участие единой командой в мероприятиях. В ходе реализации программы очень важна непременная установка на создание климата доверия и психологического комфорта на занятиях, на поощрение новых оригинальных идей и проявления интеллектуальной и творческой активности обучающихся, поддержание атмосферы постоянного личностного роста.
Цель программы:
Формирование системы начальных знаний, умений, навыков журналиста, развитие творческих и интеллектуальных способностей, активной жизненной позиции, социализация обучающихся посредством включения его в журналистскую деятельность.
Реализация цели программы идет через решение ее задач.
Предметные:
· знакомство с историей развития журналистики, журналистских профессиях, имеющих отношение к медиасфере;
· формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
· получение знаний и умений по созданию печатной продукции;
· освоение навыков информационно-компьютерных технологий в процессе создания изданий;
· овладение основными навыками журналистского мастерства.
Метапредметные:
· развитие умений грамотного и свободного владения устной речью, литературных способностей обучающихся;
· развитие умения письменного изложения своих мыслей в форме написания очерков, статей, эссе репортажей и др.;
· развитие познавательного интереса, мотивации к журналистской деятельности, потребности к творческому труду.
Личностные:
· формирование основных этических норм и понятий, культуры общения и поведения в социуме;
· пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности;
· развитие внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
· формирование навыков совместной деятельности и конструктивного общения в объединении;
· развитие активной общественной деятельности, реализация в социуме.
Программа предусматривает стимулирование активности и вовлеченности каждого обучающегося, свободный выбор им уровней овладения программой, тематики журналистских материалов в соответствии с личными пристрастиями. Педагог вместе с детьми работает на результат как личный, так и коллективный.
Содержание программы
Учебно-тематический план первого года обучения
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее кол-во часов |
В том числе |
Формы аттестации |
|
теоретических |
практических |
|
|||
1 |
Вводное занятие Инструктаж по ТБ, ОТ, ПБ. |
1 |
1 |
- |
|
2 |
Знакомство с материалами периодической печати |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
История развития журналистики в разных странах |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Основы оформительского дела |
16 |
|
|
|
4.1 |
Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, подготовка материалов |
3 |
1 |
2 |
|
4.2 |
Анализ материалов периодической печати |
2 |
1 |
1 |
|
4.3 |
Особенности оформительской работы |
2 |
1 |
1 |
|
4.4 |
Дизайн газеты или журнала |
3 |
1 |
2 |
|
4.5 |
Оформление материалов в газете |
4 |
1 |
3 |
|
4.6 |
Иллюстративное оформление газеты |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
Журналистское творчество |
6 |
|
|
|
5.1 |
Роль печатного издания в формировании духовно-нравственных качеств личности |
1 |
1 |
- |
|
5.2 |
Коллективное творчество |
1 |
- |
1 |
|
5.3 |
Новогодняя тематика в работе журналиста |
2 |
- |
2 |
|
5.4 |
Оформление газеты ко Дню защитника Отечества |
1 |
- |
1 |
|
5.5 |
Особенности оформление праздничного баннера к 8 Марта |
1 |
- |
1 |
|
6 |
Жанры публицистики |
3 |
|
|
|
6.1 |
Что такое «интервью»? |
1 |
1 |
|
|
6.2 |
Информационный жанр журналистики - «репортаж» |
1 |
1 |
|
|
6.3 |
Оперативный жанр – «телерепортаж» |
1 |
1 |
|
|
7 |
Отдел информационного и организационного обслуживания журналистов - пресс-центр |
4 |
|
|
|
7.1 |
Создание пресс-центра |
1 |
|
1 |
|
7.2 |
Неделя молодежной и детской печати |
1 |
- |
1 |
|
8 |
Работа творческих групп над творческим проектом |
1 |
|
1 |
|
9 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
10 |
Итого: |
34 |
13 |
21 |
|
Содержание программы первого года обучения.
Раздел 1. Вводное занятие .
Теория: Ознакомление с планом работы объединения «Журналистика», цели, задачами. Правила работы и поведения. Инструктаж по ТБ, ОТ, ПБ. День рождения объединения. Профессия – журналист. Этика поведения журналиста. Кодекс чести журналиста. Словарь журналиста – 3ч.
Раздел 2. Знакомство с материалами периодической печати .
Теория: Понятие информации. Виды средств массовой информации (СМИ). Знакомство с газетными изданиями района и республики. Чтение некоторых статей, их анализ, просмотр иллюстраций – 2ч.
Практика: Обсуждение статей, авторами которых являются учащиеся ОУ района – 1ч.
Раздел 3. История развития журналистики в разных странах.
Теория: Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации. Выпуск первых газет в Китае.
Выпуск первых газет в Европе. Влияние газет на формирование общественного сознания.
Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России.
Практика: Просмотр кадров из к/ф. «Древние цивилизации мира. Древний Китай».
Творческая работа над выпуском газеты «История моего села, школы».
Работа на ПК, с фотоработами, коллажами, зарисовками.
Раздел 4. Основы оформительского дела.
4.1 Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, подготовка материалов.
Теория: Изучение шрифта. Знакомство с классическим шрифтом. Особенности шрифта. Знакомство с видами современного шрифта по различным изданиям периодической печати. Выбор шрифта для различных по содержанию статей.
Практика: Упражнения в написании классическим шрифтом.
Упражнения в написании современным шрифтом.
Творческие задания, оформление разными шрифтами статей разных жанров.
4.2 Анализ материалов периодической печати.
Теория: Чтение и обсуждение в газетах статей, написанных различными авторами. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам.
Практика: Просмотр иллюстраций в газете. Обсуждение используемого шрифта, цветового решения статей.
Выпуск газеты на тему «Социальная реклама».
Ролевая игра «Типология газет. Как издается газета».
4.3 Особенности оформительской работы.
Теория: Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Определение темы.
Обсуждение дизайна. Подбор иллюстраций, фотографий. Подбор шрифта .
Практика: Выбор цветовой композиции газеты. Оформление названия газеты.
Написание статей. Оформление газеты рисунками.
Печатание статей Работа на ПК.
4.4 Дизайн газеты или журнала.
Теория: Классический дизайн газеты.
Современный дизайн газет.
Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.
Практика: Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, основных черт.
Просмотр газет с современным дизайном, модернистским дизайном.
Упражнения на выявление различий и сходства между стилями .
4.5 Оформление материалов в газете.
Теория: Понятие главное и второстепенное в газете.
Роль газеты в формировании нравственности, честности, толерантности.
Виды школьных газет: приложение, спутник, молния, пресс-бюллетень, обменный номер, боевой листок.
Практика: Просмотр иллюстраций на тему «День матери» из книг, журналов, материалов Интернета.
Рисование на тему «Моя мама - лучше всех».
Выпуск газеты ко Дню матери.
Подбор материалов из рисунков учащихся, оформление газеты.
Составление текста к рисункам, общее оформление и дизайн.
Работа на ПК, печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков.
4.6 Иллюстративное оформление газеты.
Теория: Просмотр школьных газет, анализ подобранных иллюстраций.
Практика: Просмотр материалов периодической печати. Выбор наиболее лучших решений, их обсуждение.
Праздничное оформление газеты к знаменательным датам, просмотр различных газетных иллюстраций по конкретной тематике, особенности.
Подготовка материалов к выпуск газеты к 50-летию МОУ Захаровская СОШ подбор фотографий из архива.
Написание статей на свободную тему.
Раздел 5. Журналистское творчество.
5.1 Роль печатного издания в формировании духовно-нравственных качеств личности.
Теория: Роль газеты в воспитании патриотизма, нравственности, повышения уровня воспитанности.
Беседа о роли газеты в жизни современного человека, роли газеты в передаче информации и воспитании человека.
Практика: Чтение и обсуждение статей из периодической печати о православных праздниках: Рождество, Крещение.
Клубный день. Приглашение на занятие родителей. Показ творческих работ.
5.2 Коллективное творчество.
Теория: Процесс допечатной подготовки материалов будущих публикаций.
Практика: Моделировании номера газеты, журнала, своей авторской рубрики.
5.3 Новогодняя тематика в работе журналиста.
Практика: Выпуск новогоднего коллажа, дизайнерские идеи и решения.
Придумывание рождественской газеты, ее составление, рисование или компьютерное оформление. Объяснение символов рождества.
Рождественские посиделки, легенды и старинные гадания.
5.4 Оформление газеты ко Дню защитника Отечества.
Теория: Беседа «Россия молодая славится бойцами…» .
Практика: Подбор стихов, иллюстраций, фотографий, материалов .
Дружеская встреча с родителями, избравшими военную профессию . Оформление газеты, дизайн, фотография .
5.5 Особенности оформление праздничного баннера к 8 Марта .
Теория: Обсуждение материалов баннера, блиц-опрос, отбор накопленных материалов .
Практика: Подбор слоганов, цитат, стихов, иллюстраций.
Раздел 6. Жанры публицистики.
6.1 Что такое «интервью»?
Теория: Беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение..
Сообщения информационного характера. Мнения, комментирующие известные факты и события.
Практика: Игровые упражнения .
Деловая игра «Интервью и анкетирование».
6.2. Информационный жанр журналистики - «репортаж».
Теория: знакомство с каналами массовой коммуникации (печать, радиовещание, телевидение.
Способы подачи материала, некоторые специфические особенности.
Виды печати: событийная, тематическая, описывающая события, объединённые одной темой, но происходящие в разное время.
Понятие самостоятельного репортажа, воспроизведение картины происходящего события.
Комментирование событи.
Практика: Упражнения на выявление фактов, в яркой форме сообщающих о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор.
Чтение репортажей из газеты.
Упражнения в составлении репортажей на социально-значимые темы.
Упражнения на развитие актерского мастерства, дикции чтеца, комментатора.
Фотосъемка с места событий, обучающий практикум .
Беседа с журналистом районной газеты «Знамя труда» – 3ч.
Лекция-семинар «Работа над репортажем».
6.3. Оперативный жанр – «телерепортаж».
Теория: Особенности жанра: приближенность к реальным событиям, способность передавать четко явления и факты.
Зрелищная природа телевидения.
Разновидности телерепортажа: событийный, тематический, постановочный экстренные новости.
Круглый стол «Новость, ее сущность и качество. Композиция новостной заметки».
Практика: Подготовка новостей, комментирование.
Творческое задание, съемка сюжета «Новости нашей школы».
Закрепление материала, опрос, диалогическая беседа.
Раздел 7. Отдел информационного и организационного обслуживания журналистов - пресс-центр.
7.1 Создание пресс-центра.
Теория: Этапы создания пресс-центра, определение главных характеристик и направлений.
Создание редакции и ее состав. Распределение должностей и выявление особенностей.
Направления выпускаемой продукции (строгая, официальная по содержанию и по стилю, молодежная: яркая, развлекательная, проблемная, научная).
Редакционные материалы (научные, публицистические статьи и сочинения; заметки, краткие сообщения в печати о том или ином событии, факте, явлении, интервью – бесед, опросы).
Лекция-семинар «Журналистская этика».
Практика: Анкетирование «Пресс центр» - это для меня.
Знакомство с профессией главного редактора, секретарем, специальных корреспондентов, журналистами, фотокорреспондентами, дизайнерами.
Практикум «Планета идей».
Деловая игра «Интервью и интервьюирование».
Изготовление листовок, рекламных и новостных объявлений.
7.2 Неделя молодежной и детской печати.
Практика: юнкоровская летучка, пресс-конференция.
Юнкоровские игры, консультации.
Беседа – размышление «Подвиг, любовь к Родине, ответственность» – главные проблемы темы.
Выпуск «Боевых листков» к 9 Мая - Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Подбор стихов, иллюстраций, фотографий, материалов о ветеранах ВОВ, оформление.
Оформление мини-газеты о ветеранах ВОВ.
Подготовка выставки рисунков «Война 1941 года».
Читательская конференция, пресс-коктейль.
Раздел 8. Работа творческих групп над творческим проектом газеты.
Теория: Выбор темы. Подбор иллюстраций и фотоматериалов. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков.
Практика: Цветовое и динамическое оформление проекта.
Раздел 9.Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов работы кружка «Журналистика.
Практика: Анкетирование на тему «Мои успехи в журналистике». Анализ анкет о творческих достижениях.
Учебно-тематический план второго года обучения
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее кол-во часов |
В том числе |
Формы аттестации |
|
Теоретич. |
Практич. |
|
|||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ОТ, ПБ. |
1 |
1 |
- |
|
2 |
Журналистика как вид деятельности и профессия |
4 |
|
|
|
2.1 |
Профессиональные качества журналиста |
2 |
1 |
1 |
|
2.2 |
Виды средств массовой информации. Пресса |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
Речевая культура журналиста |
5 |
|
|
|
3.1 |
Культура письменной речи |
3 |
1 |
2 |
|
3.2 |
Структура журналистского текста |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Основные публицистические жанры |
10 |
|
|
|
4.1 |
Раскрытие понятия «заметка» |
2 |
1 |
1 |
|
4.2 |
Жанры публицистического стиля. Репортаж |
2 |
1 |
1 |
|
4.3 |
Статья как разновидность аналитических жанров публицистики |
2 |
1 |
1 |
|
4.4 |
Комикс и его жанровые особенности |
2 |
1 |
1 |
|
4.5 |
Жанр путевых заметок |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
Создание и оформление газеты |
7 |
|
|
|
5.1 |
Редакционный коллектив |
1 |
|
1 |
|
5.2 |
Сбор информации и работа над печатными изданиями |
2 |
1 |
5 |
|
5.3 |
Создание макета газеты |
2 |
1 |
5 |
|
5.4 |
Планирование и выпуск печатных изданий |
2 |
|
2 |
|
6 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
|
Итого: |
34 |
14 |
20 |
|
Содержание программы второго года обучения.
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: правила групповой работы, цели посещения занятий, изучение запросов и ожиданий обучающихся. Инструктаж по ТБ и ПБ. День рождения объединения. Тренинг «Давайте познакомимся!».
Раздел 2. Журналистика как вид деятельности и профессия.
2.1 Профессиональные качества журналиста.
Теория: лекция - информация о журналистике как форме информационной деятельности. Набор профессиональных качеств журналиста (объективность, беспристрастность, принципиальность, толерантность, коммуникабельность, оперативность).
Практика: творческий практикум - знакомство с основными профессиональными качествами журналиста. Выполнение заданий творческого практикума.
2.2 Виды средств массовой информации. Пресса.
Теория: лекторий – «О видах средств массовой информации. Печатные СМИ» (газеты, журналы). Электронные СМИ (радио, телевидение).
Практика: деловая игра - умение определять виды средств массовой информации, типы СМИ. Развитие навыков сотрудничества в ходе деловой игры.
Деловая игра – умение настраиваться друг на друга, более ясно воспринимать себя и других. Повышение уровня внутреннего комфорта и осознание группы как команды с общими целями.
Раздел 3. Речевая культура журналиста.
3.1 Культура письменной речи.
Теория: слагаемые письменной речи. Типы текстов. Правила создания текста, которым должен следовать автор.
Практика: отработка навыков анализа письменной речи на основе уже созданных статей. Выявление логических и стилистических особенностей типов речи: повествования, описания, рассуждения.
Групповое проектирование - газета «День учителя», информация о тематическом содержании номера. Создание рубрик «Педагог - мой друг и наставник», «Профессия глазами детей».
Развитие навыков использования программы Microsoft Word. Развитие навыков коллективного творчества.
3.2 Структура журналистского текста.
Теория: информация о критериях оценки текста, о типичных речевых ошибках.
Практика: развитие навыков анализа текстов с позиции журналиста .
Структура журналистского текста. Что такое лид ? Разновидности (лид-резюме, цитатный лид, аналитический лид, вопросительный лид.
Языковая игра в заголовках. Функции заголовка (информативная, рекламная, оформительская).
4. Основные публицистические жанры.
4.1 Раскрытие понятия «заметка» .
Теория: Рассказ о видах заметок (информационного характера, дискуссионного характера, с выводами и предложениями). Лекция - информация об основных публицистических жанрах. Раскрытие понятия «заметка».
Практика: обучение написанию заметок различных видов. Умение определять публицистический жанр .
4.2 Жанры публицистического стиля. Репортаж.
Теория: Рассказ о видах репортажа (информационный, проблемный, событийный, коллективный)
Практика: обучение написанию репортажей различного вида. Умение определять публицистический жанр
Подбор материала и выпуск номера «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!»
Развитие навыков использования программы Microsoft Word. Развитие навыков коллективного творчества
4.3 Статья как разновидность аналитических жанров публицистики
Теория: И факт, и рассуждение. Этапы создания журналистского материала. Виды статей
Практика: сбор информации и выпуск номера «Мы – за здоровый образ жизни!»
Теория: отчет, его жанровые особенности
Практика: обучение написанию отчета с учетом его жанровых особенностей
4.4 Комикс и его жанровые особенности.
Теория: комикс как жанр.
Практика: создание комиксов по заданной теме. Работа с программой AUSUS DVD.
Сбор информации и выпуск номера «Новый год» .
Создание рубрик («Мастерская Деда Мороза», «Репетиции», «Творчество детей», «Поздравления», «Информация»).
Развитие навыков использования программы Microsoft Word, AUSUS DVD. Развитие навыков коллективного творчества.
4.5 Жанр путевых заметок.
Теория: путевые заметки как жанр.
Практика: обучение написанию путевых заметок.
Отчет о проведенных новогодних каникулах. Выпуск номера «Весело, весело встретим Новый год…».
Создание газеты в форме путевых заметок.
5. Создание и оформление газеты.
5.1 Редакционный коллектив.
Теория: структура редакционного коллектива.
Практика: получение представления о структуре редакционного коллектива: просмотр тематических слайдов, распечатки, схем .
5.2. Сбор информации и работа над печатными изданиями.
Теория: информация о тематическом содержании номера «Глаголом жечь сердца людей…».
Практика: Обучение работе с программой Publisher. Развитие навыков коллективного творчеств.
Работа над номером. Дизайн, формат и композиционно-графическая модель – 3 ч.
Теория: Пять форматов газетной прессы (А1, А2, А3, А4, А5), принципы создания композиционно-графической модели.
Практика: работа над дизайном газеты, композиционно-графической моделью, рассмотрение шаблонов полос.
Практика: работа над моделью статьи. Работа над художественным словом как выражением гражданской позиции.
Работа с программой Publisher. Развитие навыков группового взаимодействия.
Теория: Использование литературных произведений при создании газеты
Практика: литературные произведение как составляющая тематики газеты. Обучение подбору произведений на заданную тематику.
Практика: работа над дизайном газеты. Работа с программой Publisher.
Праздничное оформление газеты к знаменательным датам, просмотр различных газетных иллюстраций по конкретной тематике, особенности.
Написание статей на свободную тему.
5.3 Создание макета газеты.
Теория: содержание понятия «колонтитулы», разработка блока «адрес и сведения».
Практика: применение полученных теоретических сведений в творческих заданиях.
Создание тематического макета газетного номера.
5.4 Планирование и выпуск печатных изданий.
Теория: описание издательского бизнеса. Журналистская игра «Версия проекта». Формат, содержание и особенности работы над изданием.
Практика: разработка авторской модели журнала «Журнал 21 века».
Разработка бизнес-плана журнала.
Этапы работы над созданием выпуска: тема, рубрики.
Иллюстрирование издания: фотомонтаж, зарисовки.
Общий дизайн выпуска, цветовое оформление.
Вёрстка, подгонка, корректировка текста.
Раздел 6.Итоговое занятие.
Теория: Создание отчетной папки работы объединения «Журналистика» за учебный год. Подведение итогов. Анкетирование и анализ творческих достижениях.
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее кол-во часов |
В том числе |
Формы аттестации |
|
Теоретич. |
Практич. |
|
|||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ОТ, ПБ. |
1 |
1 |
- |
|
2 |
Журналистская профессия в обществе |
9 |
|
|
|
2.1 |
Имидж журналиста. Социальные и профессиональные роли. |
1 |
1 |
|
|
2.2 |
Профессиограмма юного журналиста |
2 |
1 |
1 |
|
2.3 |
Журнализм в мире профессий |
2 |
1 |
1 |
|
2.4 |
Социологические исследования в обществе |
2 |
1 |
1 |
|
2.5 |
Журналистское расследование |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
Современные технические средства в работе журналиста |
6 |
|
|
|
3.1 |
Отработка навыков набора и редактирования материала |
2 |
1 |
1 |
|
3.2 |
Работа со вставными фигурами, рисунками и таблицами |
2 |
1 |
1 |
|
3.3 |
Новые возможности программы «презентация» |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Газета – главнее средство массовой информации |
7 |
|
|
|
4.1 |
Направленность информационного материала |
1 |
1 |
|
|
4.2 |
Структура современных газет |
1 |
1 |
|
|
4.3 |
Разнообразие газет |
1 |
- |
1 |
|
4.4 |
Методы сбора информации в журналистике |
1 |
1 |
|
|
4.5 |
Проблемная статья, корреспонденция |
1 |
1 |
1 |
|
4.6 |
Риторические приемы воздействия на аудиторию |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
Исследовательская работа и просветительская деятельность |
6 |
|
|
|
5.1 |
Совершенствование индивидуального стиля |
1 |
1 |
|
|
5.2 |
Очерк как жанр |
2 |
1 |
1 |
|
5.3 |
Репортаж. Особенности жанра |
2 |
1 |
1 |
|
5.4 |
Формирование материала в газету |
1 |
- |
1 |
|
6 |
СМИ – средство общения |
4 |
|
|
|
6.1 |
Методы социологического исследования |
1 |
|
1 |
|
6.2 |
Тематические диспуты и тренинги |
1 |
- |
1 |
|
6.3 |
Каналы распространения информации |
1 |
1 |
- |
|
4.4 |
Мультимедиа в работе журналиста |
1 |
|
1 |
|
7 |
Итоговое занятие «Творческая лаборатория журналиста» |
1 |
|
1 |
|
|
Итого: |
34 |
18 |
16 |
|
Содержание программы третьего года обучения.
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: правила групповой работы, цели посещения занятий, изучение запросов и ожиданий обучающихся. Инструктаж по ТБ и ПБ. День рождения объединения. Лекция «Место и роль журналистской профессии в обществе».
Раздел 2. Журналистская профессия в обществе.
2.1 Имидж журналиста. Социальные и профессиональные роли.
Теория: Беседа «Личность журналиста». Профессиональные качества: талант, литературно-творческие способности, эрудированность, аналитические способности, эрудированность и др. Семь правил журналиста.
Практика: творческий практикум - знакомство с основными профессиональными качествами журналиста. Выполнение заданий творческого практикума.
Обсуждение «Журналист как общественный деятель». Социально-демографические составляющие журналиста. Задания «Расшифруй фразы».
2.2 Профессиограмма юного журналиста.
Теория: Объяснение понятия: «профессиограмма»: модель профессии. Общие признаки профессии, функции, задачи, основные виды деятельности и т.д..
Практика: практикум по составлению личной профессиограммы. Работа с таблицами.
2.3 Журнализм в мире профессий.
Теория: Особенности современного журнализма. Понятия: профессия, специальность. Типы профессий. Сопоставление журнализма с родственными профессиями – писатель, политик, ученый, историк, юрист, педагог.
Практика: Специфика журнализма, универсальность и многофункциональность. Работа с таблицей «Специфика журналиста в ряду других профессий».
Работа со словарем журналиста. Игра «Составь информационное сообщение».
2.4 Социологические исследования в обществе.
Теория: Использование результатов социологических исследований в практике работы журналиста. Зачем нужны социологические исследования?.
Практика: Виды социологических исследовании: анкеты и опросы.
Анкета «Какие профессии мы выбираем?». Статья «Я и моя будущая профессия»-.
2.5 Журналистское расследование.
Теория: Ознакомление с практикой журналистского расследования. Практика: Прием «Журналист меняет профессию».
Теория: Цели и методы журналистского расследования.
Целесообразность некоторых журналистских расследований. Разбор статей разных авторов.
Раздел 3. Современные технические средства в работе журналиста.
3.1 Отработка навыков набора и редактирования материала - 6 ч.
Теория: продолжить знакомство с элементами компьютерной верстки в таблице .
Практика: отработка навыков компьютерной верстки, работа в парах.
Тест «Рассказ по первой и последней строчке», творческие задания по нахождению ошибок верстки.
3.2 Работа со вставными фигурами, рисунками и таблицами.
Теория: информация о возможностях компьютерной графики, работа с таблицами.
Практика: Создание материала с использованием таблиц и графиков.
Создание материала с использованием рисунком и фотографий.
3.3 Новые возможности программы «Презентация».
Теория: лекция «Возможности программы Power Point в журналистике»
Практика: создание материала в формате презентации на заданную тему
Презентация как страница газеты или журнала, отработка навыков.
4. Газета – главное средство массовой информации.
4.1 Направленность информационного материала.
Теория: знакомство с основными направлениями журналистских публикаций: три «кита» журналистики – информации, коммуникация и расследование.
Практика: разбор примеров статей с различным содержанием (цифры, факты, сведения) .
4.2 Структура современных газет..
Теория: Основные информационные жанры газетных полос: сообщение, заметка, интервью, репортаж, статья, колонка редактора .
Практика: Беседа «Что мы знаем о газетных жанрах?», задания «Новость одной строкой», «Сделай из большой маленькую» .
Месторасположение материалов в газете.
Решение кроссворда «Журналистика», упражнение «Что? Где? Когда?
4.3 Разнообразие газет.
Практика: знакомство с тематическими газетами, их видами. Составление плана-макета газеты «Край, в котором ты живешь». .
4.4 Методы сбора информации в журналистике.
Теория: методы сбора информации: работа с документами, словарями, справочниками, энциклопедиями и т.д.
Методы сбора информации: интервью, беседа, диалог, наблюдение
Практика: Беседа «Как идет поиск материала», работа со словарями, справочниками и литературой.
Сбор информации и выпуск номера «Новый год»
Создание рубрик («Мастерская Деда Мороза», «Репетиции», «Творчество детей», «Поздравления», «Информация»).
Развитие навыков использования программы Microsoft Word, развитие навыков коллективного творчества.
4.5 Проблемная статья, корреспонденция.
Теория: отличия проблемной статьи и корреспонденции.
Практика: письменное задание «Что бы случилось, если бы времена года поменялись?».
Игра «12 вопросов», работа с плакатом «Правила написания проблемной статьи
Задание «Определение темы проблемной статьи», рассмотрение образцов корреспонденции
4.6 Риторические приемы воздействия на аудиторию.
Теория: понятие «риторика», аудитория: слушатели и читатели, приемы воздействия.
Практика: Практические задания «Реплика», «Фраза-картинка», показ события с помощью слов.
Упражнение «Подбери правильный эпитет», «Найди общее между словами», обучение художественным приемам выразительности речи.
5. Исследовательская работа и просветительская деятельность.
5.1 Совершенствование индивидуального стиля.
Теория: что такое индивидуальный стиль, особенности стиля.
Практика: подготовка авторских материалов по свободной тематике, использование различных источников информации.
Разработка социологического опроса, развитие аналитических и творческих способностей.
Отработка навыков ведения интервью, подготовка перечня вопросов.
5.2. Очерк как жанр.
Теория: знакомство с неинформационными газетными жанрами: зарисовка, очерк, эссе. Изучение жанра очерк, особенности жанра, разновидности.
Практика: изучение особенности жанра: совмещение корреспонденции и литературного портрета.
Разновидности очерка: бытовой, документальный, публицистический, пейзажная зарисовка, историко-биографический очерк .
Примеры очерков в газетах и журналах, упражнения «Хвалебная речь», «Ода», разгадывание кроссворда.
5.3 Репортаж. Особенности жанра.
Теория: изучение жанра: понятие, термины «очевидец событий», «репортер». Событийный репортаж.
Практика: изучение плаката «Правила написания репортажа». Использование жанра на страницах газет. Творческое задание «Что вижу – то и говорю».
Упражнение «Глазами очевидца», особенности написания репортажа.
Написание событийного репортажа «Один день из школьной жизни».
5.4 Формирование материала в газету
Теория: знакомство с новым понятием «дайджест», подготовка и формирование материала.
Практика: Беседа-изложение «Что такое дайджест?»: краткое изложение, резюме. Упражнение «Формируем информацию» .
Дайджест в СМИ: информационный продукт (издание, статья, подборка).
Работа с текстами, нахождение главной мысли и определение ключевых особенностей.
Составление дайджеста на заданную тематику.
7. СМИ – средство общения –33 ч.
7.1 Методы социологического исследования – 9 ч.
Теория: методы социологического исследования: экспресс – опросы, он-лайн – опросы, социологические опросы – 3 ч.
Практика: Упражнение «Приметы современной жизни», отработка навыков проведения эспресс - опроса в учреждении – 3 ч.
Закрепление знаний и понятий, связывающих социологию и журналистику, творческие упражнения – 3 ч.
7.2 Тематические тренинги и диспуты – 6 ч.
Практика: Тематический диспут (спор на «горячую» тему) «Прекрасное и безобразное в современном мире» – 3 ч.
Тренинг коммуникативности (активные методы групповой работы) – 3 ч.
7.3 Каналы распространения информации.
Теория:
Основные типы каналов распространения информации: прямая реклама (почтовая рассылка, рассылка по электронной почте, обращение по телефону).
Практика: Виды информационных каналов. Реклама в СМИ (на телевидении, радио, в прессе, в сети Интернет).
Создание наружной информации или рекламы.
7.4 Мультимедиа в работе журналиста.
Теория: Мультимедиа для журналистов: сервисы, приложения, тренды– 2 ч.
Практика: 9 советов мультимедийному журналисту .
Практикум «Рюкзак мультимедийного журналиста»: техника, фотография, тексты, видеоматериалы .
Деловая игра «Мобильный журналист».
Раздел 8.Итоговое занятие – 1ч.
Практика: Создание отчетной папки работы объединения «Журналистика» за 3 год. Подведение итогов. Анкетирование
Планируемые результаты
Предметными результатами освоения содержания программы являются:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых наук: социологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные термины и понятия,
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями), давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном обществе социальных ценностей;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Метапредметные результаты изучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на занятиях и в доступной социальной практике.
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания программы, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своего города, республики;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур.
В ходе реализации программы «Журналистика» обучающиеся будут
знать:
- историю и основы журналистики;
- особенности профессии журналиста;
- этику журналистского поведения, права и обязанности;
- виды информации;
- методы сбора и обработки информации;
- структуру и особенности написания текстов;
- требования к деятельности оформителя, редактора, корректора и др.;
- основные жанры журналистики;
- принципы оформления и создания печатных изданий.
уметь:
- излагать собственные мысли;
- аргументировать свою точку зрения;
- вести дискуссию, диалог;
- самостоятельно фотографировать и обрабатывать снимки;
- пользоваться компьютером и осуществлять набор текста и верстку;
- анализировать источники информации;
- составлять публикации, брать интервью;
- находить источники интересной информации путем наблюдения и работы с документами;
- составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования, интервью;
- составлять фоторепортажи и др.
владеть:
- способностью самостоятельно подготавливать, обрабатывать и оформлять материалы в печатное издание;
- навыками оперирования формулировками, понятиями, определениями;
- навыками анализа текста как конечного результата журналистской деятельности;
- навыками создания текста в различных жанрах;
- навыками поиска информации в разных источниках;
- первичными навыками макетирования и создания газеты, журнала.
Аттестация обучающихся
Промежуточная и итоговая аттестация образовательных результатов обучающихся производится на основе комплексного психолого-педагогического мониторинга, который проводится в нескольких направлениях:
1.В начале и в конце года оценивается развитие мотивации личности к познанию и творчеству. На основе наблюдений определяется уровень мотивации обучающегося (низкий, средний, высокий) и заносится в таблицу.
Главными критериями оценки является уровень творческой активности подростка: количество журналистских материалов, выполненных работ, участию в конкурсах детско-юношеской журналистики и др.
2.Оценка уровня сформированности ключевых компетенций: коммуникативной, информационной, компетентность в решении проблем.
3.Оценка личностного роста обучающегося: коммуникабельность, умение работать и взаимодействовать с окружающими, проявление позитивных личностных качеств.
Для определения эффективности обучения по программе «Журналистика» проводятся три вида контроля:
- вводный контроль – в начале года (тесты, педагогическое наблюдение практических умений, тренинг);
- промежуточная аттестация – в середине года (тест, творческая работа, деловая, ролевая игра);
- итоговая аттестация – апрель-май текущего учебного года (коллективно-творческое дело, беседа, проект).
Каждый год обучения по программе содержателен, интерактивен и по-своему уникален, так как в каждом из них максимально использованы воспитательные возможности, позитивность социально-значимой деятельности, опыт, педагогический и творческий потенциал.
Освоение программы «Журналистика» должно привести ребенка к уверенному овладению навыками журналистской деятельности и умению продемонстрировать их на практике, к накоплению богатого социального опыта, навыкам, к осознанию автономности своей личности со стабильной ориентацией на успех.
Формы определения результативности
Данные показатели выявляются и определяются с использованием следующих методов психолого-педагогической диагностики: анкетирование, наблюдение, беседы, анализ документации, анализ продуктов деятельности. Для каждого этапа освоения программы определяются методы и формы контроля как текущего, так и итогового.
Диагностические методики позволяют зафиксировать начальный уровень, текущие изменения в ходе реализации образовательных задач, а также прогнозировать положительный результат и вовремя предотвращать негативный. Такие методики применяются на протяжении всего периода освоения программы.
Для отслеживания результативности на уровне мотивации и эмоционального состояния применяются методики социометрического исследования, структурного анализа группы, проективные методики, анкетирование и т.д.
Результативность на уровне информационно-когнитивном выявляется с применением различных игровых методик и методик контроля усвоения знаний и навыков (тесты, кроссворды, конкурсы, викторины и т.д.), наблюдение за творческими достижениями и оформление их в портфолио обучающегося, деловые игры и т.д.
Для определения результативности на социально - деятельностном уровне применяются методики исследования уровней развития коллектива, содержательный анализ коллективных дел, незаконченные предложения и коллективные беседы, наблюдение за индивидуальным развитием активности каждого и всего коллектива, методики выявления ценностей коллектива, анкетирование, социологические исследования и т.д.
В программе используется диагностический инструментарий, позволяющий выявлять потенциал ребенка: методики «Незаконченные предложения», (С.В.Максимовой), «Изучение качеств личности воспитанников» (М.И.Шиловой), методы «Позитивная беседа», «Самореклама», «Интересы и склонности», «Проективные методики», методики изучения коллектива, эвристическая беседа.
Все методики, являясь неотъемлемой частью данной образовательной программы, используются в комплексе и применяются на протяжении всего периода обучения.
Формы подведения итогов реализации программы
Качество подготовки обучающихся зависит от практики, получаемой ими в процессе обучения. Практическая работа и создание собственных материалов обеспечат обучающимся усвоение и закрепление знаний, умений и навыков.
Формами подведения итогов реализации общеобразовательной программы «Журналистика» являются: фотовыставки, авторские материалы, участие в районных и республиканских конкурсах детско-юношеской журналистики, конкурсах непрофессиональной социальной рекламы, фестивалях детских и юношеских СМИ, конференциях, литературно-деловых играх, творческих отчетах, видеопрезентациях, смотров-конкурсов, выставки печатной продукции, реализация социальных проектов.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Журналистика» имеются: помещение для занятий (общая площадь – 24 кв.м.), актовый зал, следующее оборудование:
- мультимедийный проектор, экран;
- компьютер с программой Publisher;
- сканер;
- музыкальный центр;
- ноутбук;
- принтер цветной и черно-белый;
- цифровой фотоаппарат;
- диски с программным обеспечением;
- резак для бумаги, канцелярский нож;
- канцелярские принадлежности: бумага писчая; белый картон формата А3, А4; фотобумага формата А3, А4; стиплер;
Информационное обеспечение
Имеется возможность доступа к Интернету (социальные сети, форум «Лидер 21 века», форум волонтеров Забайкалья и др).
В процессе обучения используются информационно-коммуникативные средства: мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, электронные библиотеки, общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, Power Paint (редактор создания презентаций), Muvee Raveal (программа создания фильмов), киностудия Windows Live и другие.
В работе с обучающимися используются экранно-звуковые пособия: аудиозаписи музыки, треки, видеоролики, презентации, фильмы социальной тематики.
Методические материалы
Методы обучения: используются методы, предполагающие проявление творчества и активности обучающихся, свободное самовыражение чувств и мыслей: сотрудничества, личностно-ориентированного развивающего обучения, коллективной творческой деятельности, игровые технологии, коммуникативного обучения, форсайт - методы.
Формы организации образовательной деятельности: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Формами организации учебного занятия являются теоретические занятия и практические занятия, творческие практикумы, работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование), работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.), анкетирование, социологический опрос, он-лайн встречи с журналистами, игры, конкурсы и турниры, беседы, ролевые, деловые игры, пресс-опрос, репортаж, устный журнал, инфографика, верстка газетных полос, правка авторского текста, социальные акции и др.
Между разделами предусмотрены воспитательные досугово-массовые и конкурсные мероприятия, различные экскурсии и праздники.
Педагогические технологии: игровые, проектные, информационно-коммуникативные, коллективной творческой деятельности, проблемного обучения, форсайт-технологии.
Алгоритм учебного занятия:
1 этап. Мотивационно-целевой
(вступление, актуализация знаний и умений, мотивы деятельности, вопросы)
2этап. Планирование, самоконструкция
(определение проблемы, темы, постановка задач)
3 этап. Поисково-исследовательский этап
(выдвижение предположений, работа в группах с таблицами, обмен опытом)
4 этап. Практическая деятельность.
(продуктивная деятельность)
5 Этап. Рефлексивно-оценочный. Рефлексия.
(Рефлекторная беседа)
В качестве дидактических материалов используются разработки игр - коммуникативные, на развитие организаторских способностей, лидерских качеств, воображения и творческого мышления; игровые упражнения; карточки с заданиями.
Кроме того, используется демонстрационный и раздаточный материал: подшивка газет, заготовленные нарезки газетных материалов, схемы макетов газетных номеров, газетных шрифтов, карточки-картинки, экземпляры различных газет и журналов, статьи и сборники педагога объединения, образцы работ по социальной рекламе; видеофильмы; образцы электронных презентаций; образцы социальных проектов; фотографии, подборка материалов по социальному проектированию, социальные проекты, мультимедийные презентации, фотостенды.
Имеются рекомендации по проведению занятий, конкурсных и игровых мероприятий: сценарии праздников, мероприятий различной направленности, разработки конкурсных программ, разработки занятий, тренингов, игровых практикумов, ролевых игр.
Для эффективной реализации и усвоение программы для обучающихся разработаны:
- Перечень правил совместной работы.
- Тезисы по темам.
- Устные письменные ответы на вопросы и задания.
- Коллективная схема-таблица «Виды и типы СМИ».
- Правила создания текста, которым должен следовать автор.
- Перечень критериев оценки текста.
- Таблица «Виды заметок».
- Конспекты по темам лекций.
- Авторские репортажи.
- Алгоритм написания отчета.
- Отчеты о событиях и мероприятиях.
- Схема структура редакционного коллектива.
- Шаблоны полос.
- Макеты газет.
В работе с обучающимися целесообразно использовать образцы написания статей, перечня примерных вопросов для интервью на различные темы, алгоритм проведения деловой беседы, каталог редактора, копилку «умных мыслей», образцы газет, информационных буклетов, листовок, баннеров и другой печатной продукции.
Этапы реализации программы
Реализация программы строиться на основе трех этапов, соответствующих каждому году обучения.
1 год обучения – «Школа юнкоров», статус обучающегося - Репортер.
На этом этапе внимание уделяется изучению информационных жанров. Приоритет отдается получению и обработке информации. Расширение кругозора, круга общения, активизация коммуникативных умений, а также всевозможные контакты для развития эрудиции и жизненной активности.
Знакомство с профессиональной журналистской этикой, представление о методах сбора информации и профессиональной атрибутикой, знакомство и ввод в активный словарный запас терминов журналистики и рекламы. На занятиях большинство заданий направлены на развитие мышления, логики и фантазии учащихся, дается разнообразный познавательный материал, расширяющий кругозор и эрудицию.
На первом году обучения «Школы юнкоров» актуальными будут следующие показатели результативности освоения программы:
- высокая степень интереса ребенка к программе;
- наличие базовых знаний и умений:
- умение грамотно составить заметку, соблюдая требования достоверности, объективности и оперативности информации,
- навыки сбора, отбора и классификации информации,
- наличие опыта создания журналистского материала,
- сбор информации,
- написание и редактирование статьи,
- набор и верстка на компьютере,
- публикация,
- анализ отзывов читателей и самоанализ;
- желание творчества, инициатива в выборе работ;
- высокая степень нестандартного подхода к выполнению задания;
- включенность каждого обучающегося в образовательный процесс и деятельность объединения.
Диагностический инструментарий: тематическое анкетирование, тесты, дидактические упражнения, тематические кроссворды, ролевые и деловые игры «От корректора до редактора», «Выпуск газеты», «Реклама как зеркало нашей жизни», интервью, зарисовка, репортаж, итоговая игра «Журналистика 21 века».
2-й год обучения – «Информационное агентство», статус обучающегося – Корреспондент.
На этом этапе преимущественное внимание уделяется коммуникативному аспекту журналистской деятельности, а также развитию умения анализировать и сопоставлять явления действительности.
В ходе изучения жанра интервью и подготовки рекламных публикаций развиваются коммуникативные умения и расширяются знания об окружающих, а также обучающиеся приобретают своеобразный социальный опыт, так как в ходе этого этапа обучения каждый ребенок получает практический опыт работы в детском пресс-центре. Ведущей формой этого этапа являются деловые и ролевые игры, что обусловлено возрастными особенностями: желанием попробовать себя во всех ролях.
Учебный план 2-го года обучения предусматривает часы на работу по совершенствованию мастерства и подготовки авторских материалов по темам, которые предлагают и выбирают сами учащиеся.
На втором году обучения «Информационного агентства» наиболее важными станут следующие результаты освоения программы:
- высокая степень творческого роста ребенка;
- количество и качество публикаций;
- степень самостоятельности в определении темы;
- уровень овладения информацией;
- степень усвоения основных жанров журналистики (информационные и неинформационные);
- развитие логики и оригинальности мышления,
- развитие устной и письменной речи,
- умение сопоставлять факты, устанавливать причинно-следственные связи явлений,
- достаточная степень продуктивности деятельности коллектива и каждого отдельного учащегося,
- активность и инициативность ребенка в коллективном деле, мероприятиях,
- высокая степень сплоченности коллектива, психологический климат, уровень самоуправления.
Диагностический инструментарий: публикация в местной прессе, упражнения, рецензия на статью, устный опрос, эвристические вопросы, написание рассказа, создание рубрики, выпуск газеты, очерк, тренинги коммуникативности, разработка анкеты.
3-й год обучения – «Пресс-центр», статус обучающегося - Журналист.
Главное внимание на этом этапе уделяется индивидуальной работе, способствующей совершенствованию мастерства, более глубокому изучению материала и частичной профессиональной специализации. Темы, жанр и направленность своих материалов выбирают сами учащиеся, а также каждый индивидуально определяет, на что сделать больший акцент в изучении: на журналистику или рекламу.
На этом этапе для расширения кругозора и поддержания интереса к освоению программы проводятся встречи с сотрудниками редакции местной газеты «Камская новь». Проводится тренинги уверенного поведения с целью формирования и закрепления навыков, необходимых для успешного взаимодействия в различных жизненных сферах, в ситуациях, требующих уверенного поведения. Продолжаются коллективные диспуты на морально-этические проблемы, темы которых предлагают сами учащиеся.
Для тех, кто глубоко освоил программу и проявил способности и заинтересованность на 3-м этапе предполагается подготовка серьезных, больших материалов, циклов статей, очерков, эссе с возможной публикацией в газетах.
Наиболее важными третьем году «Пресс-центр» являются следующие показатели результативности освоения программы:
- умение анализировать, сопоставлять явления, выражать и доказывать свою точку зрения;
- уровень и качество овладения основными навыками сбора, записи и обработки информации, практики подготовки рекламных текстов;
- представление о журналистской этике и нормах СМИ, ответственном отношении к печатному слову.
- умение находить тему в явлениях жизни.
Обучающиеся, третьего года должны обладать следующими качествами: проявлять интерес к предмету программы и разделять идеалы своего объединения; стремиться реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал; применять в своей деятельности полученные знания и умения; управлять и организовывать свою творческую и любую другую деятельность; уметь взаимодействовать с людьми, в коллективе, вступать в контакт в любой коммуникативной ситуации; быть готовыми принимать на себя ответственность и инициативу. Диагностический инструментарий: тесты, дидактические упражнения по отрабатывание стиля, учебные заметки, подготовка публикаций в местную прессу, защита «Моя дорожная карта».
Список используемой литературы
Литература для педагога
1 |
Артамонов А. Дневник репортера. – Ижевск: Удмуртия, 2006 г. |
2
3 |
Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. – М.: «Новый учебник», 2009 г. Васильева Н.А. «Делаем новости», 2009 г. |
4
5
6 |
Галумов Э.А. «300 лет российской печати». – Москва: ФГУП Издательство «Известия», 2003 г. Голубев С.В. Детский форсайт. Технология вовлечения школьников в проектирование будущего. – М.: Грифон, 2017. – 104 с. [Электронный ресурс]. URL: http://search.rsl.ru/ru/record/01008926330 (дата обращения: 04.09.2017 г.) Гвоздев Л. «Техника интервью», учебное пособие. – Москва, 2004 г. |
7 8
9 |
Закон РФ об Образовании, 2012г. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. – 240 с. [Электронный ресурс]. URL: http://litlife.club/bd/?b=239419 Мельник Г.С. «Общение в журналистике: секреты мастерства».–М.,2010 г. |
10
11 |
Чернышева И.В. «Социальная реклама», материалы республиканского семинара БОУ ДОД УР «РЦДОД». – Ижевск, 2015 г. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: учеб. Пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. Фенг И. «Секреты журналистского мастерства», 2008 г. |
12
13
14
15 |
Цвик В.Л. «Введение в журналистику», учебное пособие. – М.: МНЭПУ, 2000 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.soling.su/Кожаринов М.Ю., Форсайт - технологии (дата обращения: 02.09.2017г.) [Электронный ресурс]. URL: http://ru.science.wikia.com/ Форсайт – технологии (дата обращения: 04.09.2017 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/147529/forsayt-eto-novyiy-metod-postroeniya-buduschego-osobennosti-forsayta (дата обращения: 05.09.2017г.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература для обучающихся и родителей
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
|
Васильева Л. А. Делаем новости! Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://evartist.narod.ru/text5/23.htm (дата обращения: 28.08.2017 г.) Ворошилов В.В. Журналистика: учебник 7е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2010. — 496 с [Электронный ресурс]. URL: http://journ-port.at.ua/publ/153-1-0-415 (дата обращения: 29.08.2017 г.) Галкина И.А. «Творческая копилка», сценарии познавательно-игровых программ для подростков. – Н.Новгород, издательство ООО «Педагогические технологии», 2012 г. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: игровые упражнения. – М.: «5» за знания, 2009г. Картер Л.Р. Совмременный дизайн газеты. [Электронный ресурс]. URL: http://evartist.narod.ru/text4/19.htm (дата обращения: 02.09.2017 г.) Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников. – Мн.: Красико-Принт, 2005 г. Кузнецов С., Носик А. Интернет для журналиста. - М, 2001. – 143 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/250487/ (он-лайн прочтение, дата обращения: 28.08.2017г.) Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений (серия, библиотека школьника–Ростов н\Д.:Феникс, 2010 г. Петрушин С.В. «Секреты открытого общения». – Казань: «Новое знание», 2008 г. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. – М., Флинта. Наука, 2003 г. [Электронный ресурс]. URL: http://padabum.com/d.php?id=19972 (дата обращения: 03.2017 г.) Список литературы для журналистов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oshibok-net.ru/for-journalists/library/lit-jur/ (дата обращения: 04.09.2017г.) Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Электронная подборка книг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.journ-lessons.com/litra.html (дата обращения: 05.09.2017г.)
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.