Дополнительная общеразвивающая программа объединения школьной редакция газеты «Школьная волна» «Юный журналист» Срок реализации программы: 3 года Возраст обучающихся: 11-18 лет Уровень программы: 1год обучения – ознакомительно-базовый, 2 год – базовый, 3 год – углубленный.
Оценка 4.9

Дополнительная общеразвивающая программа объединения школьной редакция газеты «Школьная волна» «Юный журналист» Срок реализации программы: 3 года Возраст обучающихся: 11-18 лет Уровень программы: 1год обучения – ознакомительно-базовый, 2 год – базовый, 3 год – углубленный.

Оценка 4.9
Документация
docx
русский язык
5 кл—11 кл
10.10.2022
Дополнительная общеразвивающая программа объединения школьной редакция газеты «Школьная волна» «Юный журналист» Срок реализации программы: 3 года Возраст обучающихся: 11-18 лет Уровень программы: 1год обучения – ознакомительно-базовый, 2 год – базовый, 3 год – углубленный.
Программа «Журналистика» составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Разработана на основе образовательных программ дополнительного образования «Журналистика. Реклама. Социология» (составитель Бобровницкая В.Ю., педагог дополнительного образования, г.Ярославль) и «Редактор детского СМИ» (составитель Деветиярова Л.В., редактор журнала «ОКО», г.Кемерово).
программа ДО юный журналист.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Захаровская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

Согласована

на педагогическом совете

 от _______2021г.

Утверждена

Директор школы

_______________

Аксенов И.М.

Приказ № ____

От _______ 2021 г.

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

объединения школьной редакция газеты

«Школьная волна» «Юный журналист»

Срок реализации программы: 3 года

Возраст обучающихся: 11-18 лет

Уровень программы: 1год обучения – ознакомительно-базовый,

2 год – базовый,

3 год – углубленный.

 

 Составитель программы:

Вильская Г.А,

Педагог-организатор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С. Захарово, 2021 г.

Пояснительная записка

 

Современное дополнительное образование, исходя из своих целей и задач, направленных на развитие личности ребенка на основе формирования и удовлетворения его интересов и потребностей, уделяет большое внимание инновационным образовательным направлениям и программам, формам детских объединений учреждений дополнительного образования.

Особый приоритет и актуальность получают направления дополнительного образования, которые дают возможность ребенку проявить себя в социальной деятельности, расширить представления о собственном творческом потенциале, направляют и определяют его профессиональный выбор.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Журналистика» имеет социально-педагогическую направленность  и предоставляет целый ряд уникальных возможностей для реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач. Создание программы продиктовано необходимостью удовлетворить интересы обучающихся к журналистской деятельности, что представляет массу возможностей в социально-общественном творчестве, в разностороннем интеллектуальном развитии и выработке навыков к самоопределению в поиске будущей профессии.

         Программа «Журналистика» составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Разработана на основе образовательных программ дополнительного образования «Журналистика. Реклама. Социология» (составитель Бобровницкая В.Ю., педагог дополнительного образования, г.Ярославль) и «Редактор детского СМИ» (составитель Деветиярова Л.В., редактор журнала «ОКО», г.Кемерово).

Актуальность развития творческой активности личности обучающихся возрастает по мере увеличения и изменчивости современного мира. Век компьютеризации и информатизации требует от личности креативного подхода, поиска, познаний. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, медиа проекты. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём для детей и подростков.

Педагогическая целесообразность заключена в том, что опыт журналистской деятельности, через социализацию личности и утверждение ее автономности, формирует личность во всем богатстве ее способностей и потребностей. Практическая творческая деятельность развивает, углубляет, формирует и обогащает мировоззрение обучающихся. Основным механизмом реализации программы является осознание ребенка с помощью педагога  себя творцом и инициатором идей.

Поэтому обучение и развитие  по программе строится на основе собственной активности обучающихся, исходя из его инициатив и предпочтений, подчеркивая его индивидуальность и особенности внутреннего мира.

Творческая активность может проявляться в стремлении задавать вопросы, поиске и разрешении ситуаций, способности видеть проблемы, анализировать, умении подмечать мелкие детали, выходе за рамки стереотипов.

Новизна  и отличительные особенности программы заключаются в том, что она охватывает несколько областей знаний и направлений деятельности: журналистику, основы социологии, публицистику, фотографию, дизайн и др. Предусматривает использование ресурсов Центра гуманитарного и цифрового образования МОУ Захаровская СОШ «Точка роста». Все это позволяет активизировать разнообразные творческие проявления детей, помогают почувствовать красоту родного слова, побуждает к исследовательской деятельности.  

Программа способствует развитию компьютерной грамотности и информатики (печатание, презентаций, выпуск видеороликов, работа в прикладных программах Page Maker, Corel Draw, Photoshop и др. Программа предусматривает межпредметные связи с литературой, русским языком, фотографией,    информатикой.      Занятия    носят интегрированный характер и тесно связаны с рядом гуманитарных дисциплин:  культурологией, психологией, этикой, общественными науками.

 В практику работы включены современные метапредметные технологии: сотрудничества (С.Т.Шацкий), личностно-ориентированного развивающего обучения (И. С. Якиманская), коммуникативной дидактики, эвристического обучения, логико-смыслового моделирования, технология развития критического мышления, игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.), коммуникативного обучения (Г. Лозанов) и др.

В программе реализуются принципы концепции развития творческой активности личности (С.В.Максимова):

- принцип открывающейся перспективы выражается в том, что создаются такие ситуации, в которых открываются возможности новых знаний, способов деятельности, собственных возможностей;

- принцип проблемности состоит в том, что обучающимся не даются готовые знания, а организуются условия, в которых они сами добывают эти знания;

- принцип индивидуального подхода заключен в реализации помощи обучающимся осознать свои особенности, потребности и интересы;

- принцип вариативности позиций взаимодействия с обучающимися, который позволяет варьировать формы конструктивного общения;

- принцип позитивной обратной связи, состоящий в создании ситуации успеха у обучающихся.

Программа ориентирована на детей среднего и подросткового возраста, что позволяет использовать формы работы, учитывая возрастные особенности и потребности обучающихся.

Адресат программы: обучающиеся 5-11 классов МОУ Захаровская СОШ. Освоение программы не требует предварительной подготовки и специального отбора детей. Набор обучающихся свободный.

Возраст обучающихся: 11-18 лет.

Наполняемость групп: 1 год обучения - 3человека, 2 год обучения – 4 человек, 3 год обучения – 4 человек.

Объем программы: 102 ч.

Срок освоения программы:  3 года обучения, в год – 34ч., в месяц – 4ч., в неделю – 1 ч.

Режим занятий: 1раз в неделю, продолжительностью 1 час.

У детей среднего и старшего школьного возраста устойчивые познавательные интересы, высокий уровень развития чувств и волевых процессов, обдумывание своих намерений и поведения, высокая целеустремленность, ориентация на выбор профессии, повышенная требовательность к себе и другим, стремление ко всему новому.

В течение всего периода обучения  проводится постоянная работа по формированию и сплочению группы: психологические игры на знакомство и сплочение коллектива, досуговые мероприятия, участие единой командой в мероприятиях. В ходе реализации программы очень важна непременная установка на создание климата доверия и психологического комфорта на занятиях, на поощрение новых оригинальных идей и проявления интеллектуальной и творческой активности обучающихся, поддержание атмосферы постоянного личностного роста.

Цель программы:

Формирование системы начальных знаний, умений, навыков журналиста,  развитие творческих и интеллектуальных способностей,  активной жизненной позиции, социализация обучающихся посредством включения его в журналистскую деятельность.

Реализация цели программы идет через решение ее задач.

Предметные:

·         знакомство с историей развития журналистики, журналистских профессиях, имеющих отношение к медиасфере;

·         формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

·         получение знаний и умений по созданию печатной продукции;

·         освоение навыков информационно-компьютерных технологий в процессе создания изданий;

·         овладение основными навыками журналистского мастерства.

Метапредметные:

·         развитие умений грамотного и свободного владения устной речью, литературных способностей обучающихся;

·         развитие умения  письменного изложения своих мыслей в форме написания очерков, статей, эссе репортажей и др.;

·         развитие познавательного интереса, мотивации к журналистской деятельности, потребности к творческому труду.

Личностные:

·         формирование основных этических норм и понятий, культуры общения и поведения в социуме;

·         пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности;

·         развитие внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

·         формирование навыков совместной деятельности и конструктивного общения в объединении;

·         развитие активной общественной  деятельности, реализация в социуме.

Программа предусматривает стимулирование активности и вовлеченности каждого обучающегося, свободный выбор им уровней овладения программой, тематики журналистских материалов в соответствии с личными пристрастиями. Педагог вместе с детьми работает на результат как личный, так и коллективный.

 

Содержание программы

Учебно-тематический план первого года обучения

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во часов

В том числе

Формы аттестации

теоретических

практических

 

1

Вводное занятие

 Инструктаж по ТБ, ОТ, ПБ.

1

1

-

 

2

Знакомство с материалами периодической печати

2

1

1

 

3

История развития журналистики в разных странах

      

2

 

1

 

1

 

4

Основы  оформительского  дела

16

 

 

 

4.1

Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, подготовка материалов

3

1

2

 

4.2

Анализ материалов периодической печати

2

1

1

 

4.3

Особенности оформительской  работы

2

1

1

 

4.4

Дизайн газеты или журнала

3

1

2

 

4.5

Оформление материалов в газете

4

1

3

 

4.6

Иллюстративное оформление газеты

2

1

1

 

5

Журналистское творчество

6

 

 

 

5.1

Роль печатного издания  в формировании духовно-нравственных качеств личности

1

1

-

 

5.2

Коллективное творчество

1

-

1

 

5.3

Новогодняя тематика в работе журналиста

2

-

2

 

5.4

Оформление  газеты ко Дню защитника Отечества

1

-

1

 

5.5

Особенности оформление  праздничного баннера  к 8 Марта

1

-

1

 

6

Жанры публицистики

3

 

 

 

6.1

Что такое «интервью»? 

1

1

 

 

6.2

Информационный жанр журналистики - «репортаж»

1

1

 

 

6.3

Оперативный жанр – «телерепортаж»

1

1

 

 

7

Отдел информационного и организационного обслуживания журналистов  - пресс-центр

4

 

 

 

7.1

Создание пресс-центра

1

 

1

 

7.2

Неделя молодежной и детской печати

1

-

1

 

8

Работа творческих  групп над творческим проектом

1

 

1

 

9

Итоговое занятие

1

 

1

 

10

Итого:

34

13

21

 

 

Содержание программы первого года обучения.

Раздел 1. Вводное занятие .

Теория: Ознакомление с планом работы объединения «Журналистика», цели, задачами. Правила работы  и поведения. Инструктаж по ТБ, ОТ, ПБ. День рождения объединения. Профессия – журналист. Этика поведения журналиста. Кодекс чести журналиста. Словарь журналиста  – 3ч.

Раздел 2. Знакомство с материалами периодической печати .

Теория:  Понятие информации. Виды средств массовой информации (СМИ). Знакомство с газетными изданиями района и республики. Чтение некоторых статей, их анализ, просмотр иллюстраций – 2ч.

Практика: Обсуждение статей, авторами которых являются учащиеся ОУ района – 1ч.

Раздел 3. История развития журналистики в разных странах.

Теория:  Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации.  Выпуск первых газет в Китае.

Выпуск первых газет в Европе. Влияние газет на формирование общественного сознания.

Выпуск первой газеты  в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России.

Практика: Просмотр кадров из к/ф. «Древние цивилизации мира. Древний Китай».

Творческая работа над выпуском  газеты «История моего села, школы».

Работа   на ПК, с фотоработами, коллажами, зарисовками.

Раздел 4. Основы  оформительского  дела.

4.1 Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, подготовка материалов.

Теория: Изучение шрифта. Знакомство с классическим шрифтом. Особенности шрифта. Знакомство с видами современного шрифта по различным изданиям периодической печати. Выбор шрифта для различных по содержанию статей.

Практика: Упражнения в написании классическим шрифтом.

Упражнения в написании современным шрифтом.

Творческие задания, оформление разными шрифтами статей разных жанров.

4.2  Анализ материалов периодической печати.

Теория:  Чтение и обсуждение в газетах статей, написанных различными авторами. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам.

Практика:  Просмотр иллюстраций в газете. Обсуждение используемого шрифта, цветового решения статей.

Выпуск газеты на тему «Социальная реклама».

Ролевая игра «Типология газет. Как издается газета».

4.3 Особенности оформительской  работы.

Теория: Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Определение темы.

 Обсуждение дизайна. Подбор иллюстраций, фотографий. Подбор шрифта .

Практика: Выбор цветовой композиции газеты. Оформление названия газеты.

Написание статей. Оформление газеты рисунками.

Печатание статей Работа   на ПК.

4.4 Дизайн газеты или журнала.

Теория: Классический дизайн газеты.

Современный дизайн газет.

Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.

Практика: Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, основных черт.

Просмотр газет с современным дизайном, модернистским дизайном.

Упражнения на выявление различий и сходства между стилями .

4.5 Оформление материалов в газете.

Теория: Понятие главное и второстепенное в газете.

 Роль газеты в формировании нравственности, честности, толерантности.

Виды школьных газет: приложение, спутник, молния, пресс-бюллетень, обменный номер, боевой листок.

Практика:  Просмотр иллюстраций на тему «День матери» из книг, журналов, материалов Интернета.

 Рисование на тему «Моя мама  - лучше всех».

Выпуск газеты ко Дню матери.

Подбор материалов из рисунков учащихся,  оформление газеты.

Составление текста к рисункам, общее оформление и дизайн.

Работа   на ПК, печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков.

4.6 Иллюстративное оформление газеты.

Теория: Просмотр школьных газет, анализ подобранных иллюстраций.

Практика: Просмотр материалов периодической печати. Выбор наиболее  лучших решений, их  обсуждение.

Праздничное оформление газеты к знаменательным датам, просмотр различных газетных иллюстраций по конкретной тематике, особенности.

Подготовка материалов к выпуск газеты к 50-летию МОУ Захаровская СОШ подбор фотографий из архива.

 Написание статей на свободную тему.

Раздел 5.  Журналистское творчество.

5.1 Роль печатного издания  в формировании духовно-нравственных качеств личности.

Теория: Роль газеты в воспитании патриотизма, нравственности, повышения уровня воспитанности.

Беседа   о роли газеты в жизни современного человека, роли газеты в передаче информации и воспитании человека.

Практика: Чтение и обсуждение статей  из периодической печати о православных праздниках: Рождество, Крещение.

Клубный день. Приглашение на занятие родителей. Показ творческих работ.

5.2 Коллективное творчество.

Теория: Процесс допечатной подготовки материалов будущих публикаций.

Практика: Моделировании номера газеты, журнала, своей авторской рубрики.

5.3 Новогодняя тематика в работе журналиста.

Практика: Выпуск  новогоднего коллажа, дизайнерские идеи и решения.

Придумывание рождественской газеты, ее составление, рисование или компьютерное оформление. Объяснение символов рождества.

Рождественские посиделки, легенды и старинные гадания.

5.4 Оформление  газеты ко Дню защитника Отечества.

Теория: Беседа «Россия молодая славится бойцами…» .

Практика: Подбор стихов, иллюстраций, фотографий, материалов .

Дружеская встреча с родителями, избравшими  военную профессию . Оформление газеты, дизайн, фотография .

5.5 Особенности оформление  праздничного баннера  к 8 Марта .

Теория: Обсуждение материалов баннера, блиц-опрос,  отбор накопленных материалов .

Практика: Подбор слоганов, цитат,  стихов, иллюстраций.

Раздел 6. Жанры публицистики.

6.1 Что такое «интервью»? 

Теория: Беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение..

Сообщения информационного характера. Мнения, комментирующие известные факты и события.

Практика: Игровые упражнения .

Деловая игра «Интервью и анкетирование».

6.2. Информационный жанр журналистики - «репортаж».

Теория:  знакомство с каналами  массовой коммуникации (печать, радиовещание, телевидение.

Способы подачи материала, некоторые специфические особенности.

Виды печати: событийная, тематическая, описывающая события, объединённые одной темой, но происходящие в разное время.

Понятие самостоятельного репортажа, воспроизведение  картины происходящего события.

Комментирование событи.

Практика: Упражнения на выявление фактов, в яркой форме сообщающих о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор.

Чтение репортажей из газеты.

 Упражнения в составлении репортажей на социально-значимые темы.

Упражнения на развитие актерского мастерства, дикции чтеца, комментатора.

Фотосъемка с места событий, обучающий практикум .

Беседа с журналистом районной газеты «Знамя труда» – 3ч.

Лекция-семинар «Работа над репортажем».

6.3. Оперативный жанр – «телерепортаж».

Теория: Особенности жанра: приближенность к реальным событиям, способность передавать четко явления и факты.

Зрелищная природа телевидения.

Разновидности телерепортажа: событийный, тематический,  постановочный экстренные новости.

Круглый стол «Новость, ее сущность и качество. Композиция новостной заметки».

Практика: Подготовка новостей, комментирование.

Творческое задание, съемка сюжета «Новости нашей школы».

Закрепление материала, опрос, диалогическая беседа.

Раздел 7. Отдел информационного и организационного обслуживания журналистов  - пресс-центр.

7.1 Создание пресс-центра.

Теория: Этапы создания пресс-центра, определение главных характеристик и направлений.

Создание редакции и ее состав. Распределение должностей и выявление особенностей.

Направления выпускаемой продукции (строгая,  официальная по содержанию и по стилю, молодежная: яркая, развлекательная, проблемная, научная).

Редакционные материалы (научные, публицистические статьи и  сочинения; заметки,  краткие сообщения в печати о том или ином событии, факте, явлении, интервью – бесед,  опросы).

Лекция-семинар «Журналистская этика».

Практика:  Анкетирование «Пресс центр» - это для меня.

Знакомство с профессией главного редактора, секретарем,  специальных корреспондентов, журналистами, фотокорреспондентами, дизайнерами.

Практикум «Планета идей».

Деловая игра «Интервью и интервьюирование».

Изготовление листовок, рекламных и новостных объявлений.

7.2 Неделя молодежной и детской печати.

Практика: юнкоровская летучка, пресс-конференция.

Юнкоровские игры, консультации.

Беседа  – размышление «Подвиг, любовь к Родине, ответственность» – главные проблемы темы.

Выпуск «Боевых листков» к 9 Мая - Дню Победы в Великой Отечественной войне.

Подбор стихов, иллюстраций, фотографий, материалов о ветеранах ВОВ, оформление.

Оформление мини-газеты о ветеранах ВОВ.

Подготовка выставки рисунков «Война 1941 года».

Читательская конференция, пресс-коктейль.

Раздел 8. Работа творческих  групп над творческим проектом газеты.

Теория: Выбор темы. Подбор иллюстраций и фотоматериалов. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков.

Практика:  Цветовое  и динамическое оформление проекта.

Раздел 9.Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов работы кружка «Журналистика.

 Практика: Анкетирование на тему «Мои успехи в журналистике». Анализ анкет о творческих достижениях.

 

Учебно-тематический план второго  года обучения

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во часов

В том числе

Формы аттестации

Теоретич.

Практич.

 

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ОТ, ПБ.

1

1

-

 

2

Журналистика как вид деятельности и профессия

4

 

 

 

2.1

Профессиональные качества журналиста

2

1

1

 

2.2

Виды средств массовой информации. Пресса

2

1

1

 

3

Речевая культура журналиста

5

 

 

 

3.1

Культура письменной речи

3

1

2

 

3.2

Структура журналистского текста

2

1

1

 

4

Основные публицистические жанры

10

 

 

 

4.1

Раскрытие понятия «заметка»

2

1

1

 

4.2

Жанры публицистического стиля. Репортаж

2

1

1

 

4.3

Статья  как разновидность аналитических жанров публицистики

2

1

1

 

4.4

Комикс и его жанровые особенности

2

1

1

 

4.5

Жанр путевых заметок

2

1

1

 

5

Создание и оформление газеты

7

 

 

 

5.1

Редакционный коллектив

1

 

1

 

5.2

Сбор информации и  работа над печатными изданиями 

2

1

5

 

5.3

Создание макета газеты

2

1

5

 

5.4

Планирование и выпуск печатных изданий

2

 

2

 

6

Итоговое занятие

1

 

1

 

 

Итого:

34

14

20

 

 

Содержание программы второго  года обучения.

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория: правила групповой работы, цели посещения занятий, изучение запросов и ожиданий обучающихся.  Инструктаж по ТБ и ПБ. День рождения объединения. Тренинг «Давайте познакомимся!».

Раздел 2. Журналистика как вид деятельности и профессия.

2.1 Профессиональные качества журналиста.

Теория:  лекция - информация о журналистике как форме информационной деятельности. Набор профессиональных качеств журналиста (объективность, беспристрастность, принципиальность, толерантность, коммуникабельность, оперативность).

Практика: творческий практикум - знакомство с основными профессиональными качествами журналиста. Выполнение заданий творческого практикума.

2.2 Виды средств массовой информации. Пресса.

Теория:  лекторий – «О видах средств массовой информации. Печатные СМИ» (газеты, журналы). Электронные СМИ (радио, телевидение).

Практика: деловая игра - умение определять виды средств массовой информации, типы СМИ. Развитие навыков сотрудничества в ходе деловой игры.

Деловая игра – умение настраиваться друг на друга, более ясно воспринимать себя и других. Повышение уровня внутреннего комфорта и осознание группы как команды с общими целями.

Раздел 3. Речевая культура журналиста.

3.1 Культура письменной речи.

Теория: слагаемые письменной речи. Типы текстов. Правила создания текста, которым должен следовать автор.

Практика: отработка навыков анализа письменной речи на основе уже созданных статей. Выявление логических и стилистических особенностей типов речи: повествования, описания, рассуждения.

Групповое проектирование  - газета «День учителя», информация о тематическом содержании номера. Создание рубрик «Педагог - мой друг и наставник», «Профессия глазами детей».

Развитие навыков использования программы Microsoft Word. Развитие навыков коллективного творчества.

3.2  Структура журналистского текста.

Теория:  информация о критериях оценки текста, о типичных речевых ошибках.

Практика:  развитие навыков анализа  текстов с позиции журналиста .

Структура журналистского текста. Что такое лид ? Разновидности  (лид-резюме, цитатный лид, аналитический лид, вопросительный лид.

Языковая игра в заголовках. Функции заголовка (информативная, рекламная, оформительская).

4.  Основные публицистические жанры.

4.1 Раскрытие понятия «заметка» .

Теория:  Рассказ о видах заметок (информационного характера, дискуссионного характера, с выводами и предложениями). Лекция - информация об основных публицистических жанрах. Раскрытие понятия «заметка».  

Практика: обучение написанию заметок различных видов. Умение определять публицистический жанр .

4.2 Жанры публицистического стиля. Репортаж.

Теория: Рассказ о видах репортажа (информационный, проблемный, событийный, коллективный)

Практика: обучение написанию репортажей различного вида. Умение определять публицистический жанр

Подбор материала и выпуск номера «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!»

Развитие навыков использования программы Microsoft Word. Развитие навыков коллективного творчества

4.3 Статья  как разновидность аналитических жанров публицистики

Теория: И факт, и рассуждение. Этапы создания журналистского материала. Виды статей

Практика:  сбор информации и выпуск номера «Мы – за здоровый образ жизни!»

Теория: отчет, его жанровые особенности

Практика: обучение написанию отчета с учетом его жанровых особенностей

4.4 Комикс и его жанровые особенности.

Теория: комикс как жанр.

Практика: создание комиксов по заданной теме. Работа с программой AUSUS DVD.

Сбор информации и выпуск номера «Новый год» .

Создание рубрик («Мастерская Деда Мороза», «Репетиции», «Творчество детей», «Поздравления», «Информация»).

Развитие навыков использования программы Microsoft Word, AUSUS DVD. Развитие навыков коллективного творчества.

4.5 Жанр путевых заметок.

Теория: путевые заметки как жанр.

Практика: обучение написанию путевых заметок.

Отчет о проведенных новогодних каникулах. Выпуск номера «Весело, весело встретим Новый год…».

Создание газеты в форме путевых заметок.

5.  Создание и оформление газеты.

5.1 Редакционный коллектив.

Теория: структура редакционного коллектива.

Практика: получение представления о структуре редакционного коллектива: просмотр тематических слайдов, распечатки, схем .

5.2. Сбор информации и  работа над печатными изданиями.

Теория: информация о тематическом содержании номера «Глаголом жечь сердца людей…».

Практика: Обучение работе с программой Publisher. Развитие навыков коллективного творчеств.

Работа над номером. Дизайн, формат и композиционно-графическая модель – 3 ч.

Теория: Пять форматов газетной прессы (А1, А2, А3, А4, А5), принципы создания композиционно-графической модели.

Практика: работа над дизайном газеты, композиционно-графической моделью, рассмотрение шаблонов полос.

Практика: работа над моделью статьи. Работа над художественным словом как выражением гражданской позиции.

Работа с программой Publisher. Развитие навыков группового взаимодействия.

Теория: Использование литературных  произведений при создании газеты

Практика: литературные произведение как составляющая тематики газеты. Обучение подбору произведений на заданную тематику.

Практика: работа над дизайном  газеты. Работа с программой Publisher.

Праздничное оформление газеты к знаменательным датам, просмотр различных газетных иллюстраций по конкретной тематике, особенности.

Написание статей на свободную тему.

5.3 Создание макета газеты.

Теория: содержание понятия «колонтитулы», разработка блока «адрес и  сведения».

Практика: применение полученных теоретических сведений в творческих заданиях.

Создание тематического макета газетного номера.

5.4 Планирование и выпуск печатных изданий.

Теория: описание издательского бизнеса. Журналистская игра «Версия проекта». Формат, содержание и особенности работы над  изданием.

Практика: разработка авторской модели журнала «Журнал 21 века».

Разработка бизнес-плана журнала.

Этапы работы над созданием выпуска: тема, рубрики.

Иллюстрирование издания: фотомонтаж, зарисовки.

Общий дизайн выпуска, цветовое оформление.

Вёрстка, подгонка, корректировка текста.

Раздел 6.Итоговое занятие.

Теория: Создание отчетной папки работы объединения  «Журналистика» за учебный   год. Подведение итогов. Анкетирование и анализ творческих достижениях.

 

Учебно-тематический план третьего   года обучения

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во часов

В том числе

Формы аттестации

Теоретич.

Практич.

 

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ОТ, ПБ.

1

1

-

 

2

Журналистская профессия в обществе

9

 

 

 

2.1

Имидж журналиста. Социальные и профессиональные роли.

1

1

 

 

2.2

Профессиограмма юного  журналиста

2

1

1

 

2.3

Журнализм в мире профессий

2

1

1

 

2.4

Социологические исследования в обществе

2

1

1

 

2.5

Журналистское расследование

2

1

1

 

3

Современные технические  средства в работе журналиста

6

 

 

 

3.1

Отработка навыков набора и редактирования материала

2

1

1

 

3.2

Работа со вставными фигурами, рисунками и таблицами

2

1

1

 

3.3

Новые возможности  программы «презентация»

2

1

1

 

4

Газета – главнее средство массовой информации

7

 

 

 

4.1

Направленность информационного материала

1

1

 

 

4.2

Структура современных газет

1

1

 

 

4.3

Разнообразие газет

1

-

1

 

4.4

Методы сбора информации в журналистике

1

1

 

 

4.5

Проблемная статья, корреспонденция

1

1

1

 

4.6

Риторические приемы воздействия на аудиторию

2

1

1

 

5

Исследовательская работа и просветительская деятельность

6

 

 

 

5.1

Совершенствование индивидуального стиля

1

1

 

 

5.2

Очерк как жанр 

2

1

1

 

5.3

Репортаж. Особенности жанра

2

1

1

 

5.4

Формирование материала в газету

1

-

1

 

6

СМИ – средство общения

4

 

 

 

6.1

Методы социологического исследования

1

 

1

 

6.2

Тематические диспуты и тренинги

1

-

1

 

6.3

Каналы распространения информации

1

1

-

 

4.4

Мультимедиа в работе журналиста

1

 

1

 

7

Итоговое занятие

«Творческая лаборатория журналиста»

1

 

1

 

 

Итого:

34

18

16

 

 

Содержание программы третьего   года обучения.

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория: правила групповой работы, цели посещения занятий, изучение запросов и ожиданий обучающихся.  Инструктаж по ТБ и ПБ. День рождения объединения. Лекция «Место и роль журналистской профессии в обществе».

Раздел 2. Журналистская профессия в обществе.

2.1 Имидж журналиста. Социальные и профессиональные роли.

Теория:  Беседа «Личность журналиста». Профессиональные качества: талант, литературно-творческие способности, эрудированность, аналитические способности, эрудированность и др. Семь правил журналиста.

Практика: творческий практикум - знакомство с основными профессиональными качествами журналиста. Выполнение заданий творческого практикума.

Обсуждение «Журналист как общественный деятель». Социально-демографические составляющие журналиста. Задания «Расшифруй фразы».

2.2 Профессиограмма юного  журналиста.

Теория:  Объяснение понятия: «профессиограмма»: модель профессии. Общие признаки профессии, функции, задачи, основные виды деятельности и т.д..

Практика: практикум по составлению личной профессиограммы. Работа с таблицами.

2.3 Журнализм в мире профессий.

Теория:  Особенности современного журнализма. Понятия: профессия, специальность. Типы профессий. Сопоставление журнализма с родственными профессиями – писатель, политик, ученый, историк, юрист, педагог.

Практика: Специфика журнализма, универсальность и многофункциональность. Работа с таблицей «Специфика журналиста в ряду других профессий».

Работа со словарем журналиста. Игра «Составь информационное сообщение».

2.4  Социологические исследования в обществе.

Теория:  Использование результатов социологических исследований в практике работы журналиста. Зачем нужны социологические исследования?.

Практика: Виды социологических исследовании: анкеты и опросы.

Анкета «Какие профессии мы выбираем?».   Статья «Я и моя будущая профессия»-.

2.5  Журналистское расследование.

Теория:  Ознакомление с практикой журналистского расследования. Практика: Прием «Журналист меняет профессию».

Теория: Цели и методы журналистского расследования.

Целесообразность некоторых журналистских расследований. Разбор статей разных авторов.

Раздел 3. Современные технические  средства в работе журналиста.

3.1 Отработка навыков набора и редактирования материала -  6 ч.

Теория: продолжить знакомство с элементами компьютерной верстки в таблице  .

Практика: отработка навыков компьютерной верстки, работа в парах.

Тест «Рассказ  по первой и последней строчке», творческие задания по нахождению ошибок верстки.

3.2  Работа со вставными фигурами, рисунками и таблицами.

Теория:  информация о возможностях компьютерной графики, работа с таблицами.

Практика: Создание материала с использованием таблиц и графиков.

Создание материала с использованием рисунком и фотографий.

3.3 Новые возможности программы «Презентация».

Теория: лекция «Возможности программы Power Point в журналистике»

Практика: создание материала в формате презентации на заданную тему

Презентация как страница газеты или журнала, отработка навыков.

4.  Газета – главное средство массовой информации.

4.1 Направленность информационного материала.

Теория:  знакомство с основными  направлениями журналистских публикаций: три «кита» журналистики – информации, коммуникация и расследование.

Практика: разбор примеров статей с различным содержанием (цифры, факты, сведения) .

4.2 Структура современных газет..

Теория: Основные информационные  жанры газетных полос: сообщение, заметка, интервью, репортаж, статья, колонка редактора .

Практика: Беседа «Что мы знаем о газетных жанрах?», задания «Новость одной строкой», «Сделай из большой маленькую» .

Месторасположение материалов в газете.

Решение кроссворда «Журналистика», упражнение «Что? Где? Когда?

4.3 Разнообразие газет.

Практика:  знакомство с тематическими газетами, их видами. Составление плана-макета газеты «Край, в котором ты живешь».  .

4.4 Методы сбора информации в журналистике.

Теория: методы сбора информации: работа с документами, словарями, справочниками, энциклопедиями и т.д.  

Методы сбора информации: интервью, беседа, диалог, наблюдение

Практика: Беседа «Как идет поиск материала», работа со словарями, справочниками и литературой.

Сбор информации и выпуск номера «Новый год»

Создание рубрик («Мастерская Деда Мороза», «Репетиции», «Творчество детей», «Поздравления», «Информация»).

Развитие навыков использования программы Microsoft Word, развитие навыков коллективного творчества.

4.5 Проблемная статья, корреспонденция.

Теория: отличия проблемной статьи и корреспонденции.

Практика: письменное задание «Что бы случилось, если бы времена  года поменялись?».

Игра «12 вопросов»,  работа  с плакатом «Правила написания проблемной статьи

Задание «Определение темы проблемной статьи», рассмотрение образцов корреспонденции

4.6 Риторические приемы воздействия на аудиторию.

Теория: понятие «риторика», аудитория: слушатели и читатели, приемы воздействия.

Практика: Практические задания «Реплика», «Фраза-картинка», показ события с помощью слов.

Упражнение «Подбери правильный эпитет», «Найди общее между словами», обучение художественным приемам выразительности речи.

5.  Исследовательская работа и просветительская деятельность.

5.1 Совершенствование индивидуального стиля.

Теория: что такое индивидуальный стиль, особенности стиля.

Практика: подготовка авторских материалов по свободной тематике, использование различных источников информации.

Разработка социологического опроса, развитие аналитических и творческих способностей.

Отработка навыков ведения интервью, подготовка перечня вопросов.

5.2. Очерк как жанр.

Теория: знакомство с неинформационными газетными жанрами: зарисовка, очерк, эссе. Изучение жанра очерк, особенности жанра,  разновидности.

Практика: изучение особенности жанра: совмещение корреспонденции и литературного  портрета.

Разновидности очерка: бытовой, документальный, публицистический, пейзажная зарисовка, историко-биографический очерк .

Примеры очерков в газетах и журналах, упражнения «Хвалебная речь», «Ода», разгадывание кроссворда.

5.3 Репортаж. Особенности жанра.

Теория: изучение жанра: понятие, термины «очевидец событий», «репортер». Событийный репортаж.

Практика: изучение плаката «Правила написания репортажа». Использование жанра на страницах газет. Творческое задание «Что вижу – то и говорю».

Упражнение «Глазами очевидца», особенности написания репортажа.

Написание событийного репортажа «Один день из школьной жизни».

5.4 Формирование материала в газету

Теория: знакомство с новым понятием «дайджест», подготовка и формирование материала.

Практика: Беседа-изложение «Что такое дайджест?»: краткое изложение, резюме. Упражнение «Формируем информацию» .

Дайджест  в СМИ: информационный продукт (издание, статья, подборка).

Работа с текстами, нахождение главной мысли и определение ключевых особенностей.

Составление дайджеста на заданную тематику.

7. СМИ – средство общения –33 ч.

7.1 Методы социологического исследования –  9 ч.

Теория: методы социологического исследования: экспресс – опросы, он-лайн – опросы,  социологические опросы   – 3 ч.

Практика: Упражнение «Приметы современной жизни», отработка навыков проведения эспресс - опроса в учреждении – 3 ч.

Закрепление знаний и понятий, связывающих социологию и журналистику, творческие упражнения – 3 ч.

7.2 Тематические тренинги и диспуты – 6 ч.

Практика: Тематический диспут (спор на «горячую» тему) «Прекрасное и безобразное в современном мире»   – 3 ч.

Тренинг коммуникативности (активные методы групповой работы)  – 3 ч.

7.3 Каналы распространения информации.

Теория:

Основные типы каналов распространения  информации: прямая реклама (почтовая рассылка, рассылка по электронной почте, обращение по телефону).

Практика: Виды информационных каналов. Реклама в СМИ (на телевидении, радио, в прессе, в сети Интернет).

Создание наружной информации или рекламы.

7.4 Мультимедиа в работе журналиста.

Теория: Мультимедиа для журналистов: сервисы, приложения, тренды– 2 ч.

Практика: 9 советов мультимедийному журналисту .

Практикум «Рюкзак мультимедийного журналиста»: техника, фотография, тексты, видеоматериалы .

Деловая игра «Мобильный журналист».

Раздел 8.Итоговое занятие – 1ч.

Практика: Создание отчетной папки работы объединения  «Журналистика» за 3  год. Подведение итогов. Анкетирование

 

 

Планируемые результаты

 

Предметными результатами освоения содержания программы являются:

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

 • знание ряда ключевых понятий базовых  наук: социологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

 • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные термины и понятия,

 преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями), давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном обществе социальных ценностей;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

 • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

 • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

 • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

 • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Метапредметные результаты изучения по дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программе проявляются в:

 • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

 • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

 • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;

 • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

 • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на занятиях и в доступной социальной практике.

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания программы, являются:

 • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни;

 • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своего города, республики;

 • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур.

В ходе реализации программы «Журналистика» обучающиеся будут

знать:

- историю и основы журналистики;

- особенности профессии журналиста;

- этику журналистского поведения, права и обязанности;

- виды информации;

- методы сбора и обработки информации;

- структуру и особенности написания текстов;

- требования к деятельности оформителя, редактора, корректора и др.;

- основные жанры журналистики;

- принципы оформления и создания печатных изданий.

уметь:

- излагать собственные мысли;

- аргументировать свою точку зрения;

- вести дискуссию, диалог;

- самостоятельно фотографировать и обрабатывать снимки;

- пользоваться компьютером и осуществлять набор текста и верстку;

- анализировать источники информации;

- составлять публикации, брать интервью;

- находить источники интересной информации путем наблюдения и работы с документами;

- составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования, интервью;

- составлять фоторепортажи и др.

 

 

владеть:

- способностью самостоятельно подготавливать, обрабатывать и оформлять материалы в печатное издание;

- навыками оперирования формулировками, понятиями, определениями;

- навыками анализа текста как конечного результата журналистской деятельности;

- навыками создания текста в различных жанрах;

- навыками поиска информации в разных источниках;

- первичными навыками макетирования и создания газеты, журнала.

 

Аттестация обучающихся

Промежуточная и итоговая аттестация образовательных результатов обучающихся производится на основе комплексного психолого-педагогического мониторинга, который проводится в нескольких направлениях:

1.В начале и в конце года оценивается развитие мотивации личности к познанию и творчеству. На основе наблюдений определяется уровень мотивации обучающегося (низкий, средний, высокий) и заносится в таблицу.

Главными критериями оценки является уровень творческой активности подростка: количество журналистских материалов, выполненных работ, участию в конкурсах детско-юношеской журналистики и др.

2.Оценка уровня сформированности ключевых компетенций: коммуникативной, информационной, компетентность в решении проблем.

3.Оценка личностного роста обучающегося: коммуникабельность, умение работать и взаимодействовать с окружающими, проявление позитивных личностных качеств.

Для определения  эффективности обучения по программе «Журналистика» проводятся три вида контроля:

-  вводный контроль – в начале года (тесты, педагогическое наблюдение практических умений, тренинг);

-  промежуточная  аттестация – в середине года (тест, творческая работа, деловая, ролевая игра);

-  итоговая  аттестация – апрель-май текущего учебного года (коллективно-творческое дело, беседа, проект).

Каждый год обучения по  программе содержателен, интерактивен и по-своему уникален, так как  в каждом из них максимально использованы воспитательные возможности, позитивность социально-значимой деятельности, опыт, педагогический и творческий потенциал.

Освоение программы  «Журналистика» должно привести ребенка к уверенному овладению навыками журналистской деятельности и умению продемонстрировать их на практике, к накоплению богатого социального опыта, навыкам, к осознанию автономности своей личности со стабильной ориентацией на успех.

Формы определения результативности

Данные показатели выявляются и определяются с использованием следующих методов психолого-педагогической диагностики: анкетирование, наблюдение, беседы, анализ документации, анализ продуктов деятельности. Для каждого этапа освоения программы определяются методы и формы контроля как текущего, так и итогового.

Диагностические методики позволяют зафиксировать начальный уровень, текущие изменения в ходе реализации образовательных задач, а также прогнозировать положительный результат и вовремя предотвращать негативный. Такие методики применяются на протяжении всего периода освоения программы.

Для отслеживания результативности на уровне мотивации и эмоционального состояния применяются методики социометрического исследования, структурного анализа группы, проективные методики, анкетирование и т.д.

Результативность на уровне информационно-когнитивном выявляется с применением  различных игровых методик и методик контроля усвоения знаний и навыков (тесты, кроссворды, конкурсы, викторины и т.д.), наблюдение за творческими достижениями и оформление их в портфолио обучающегося, деловые игры и т.д.

Для определения результативности на социально - деятельностном уровне применяются методики исследования уровней развития коллектива, содержательный анализ коллективных дел, незаконченные предложения и коллективные беседы, наблюдение за индивидуальным развитием активности каждого и всего  коллектива, методики выявления ценностей коллектива, анкетирование, социологические исследования и т.д.

В программе используется диагностический инструментарий, позволяющий выявлять потенциал ребенка: методики «Незаконченные предложения», (С.В.Максимовой), «Изучение качеств личности воспитанников» (М.И.Шиловой), методы «Позитивная беседа», «Самореклама», «Интересы и склонности», «Проективные методики», методики изучения коллектива, эвристическая беседа.

Все методики, являясь неотъемлемой частью данной образовательной программы, используются в комплексе и применяются на протяжении всего периода обучения.

 

Формы подведения итогов реализации программы

         Качество подготовки обучающихся зависит от практики, получаемой ими в процессе обучения. Практическая работа и создание собственных материалов обеспечат обучающимся усвоение и закрепление знаний, умений и навыков.

Формами подведения итогов реализации общеобразовательной  программы «Журналистика» являются: фотовыставки, авторские материалы, участие в районных и республиканских конкурсах детско-юношеской журналистики, конкурсах непрофессиональной социальной рекламы, фестивалях детских и юношеских СМИ, конференциях, литературно-деловых играх, творческих отчетах, видеопрезентациях, смотров-конкурсов,  выставки печатной продукции, реализация социальных проектов.

 

Условия реализации программы.

 

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы «Журналистика» имеются: помещение для занятий (общая площадь – 24 кв.м.), актовый зал, следующее оборудование:

- мультимедийный проектор, экран;

- компьютер с программой Publisher;

- сканер;

- музыкальный центр;

-  ноутбук;

-  принтер цветной и черно-белый;

- цифровой фотоаппарат;

- диски с программным обеспечением;

- резак для бумаги, канцелярский нож;

- канцелярские принадлежности: бумага писчая; белый картон формата А3, А4; фотобумага формата А3, А4; стиплер; 

Информационное обеспечение

Имеется возможность доступа к Интернету (социальные сети, форум «Лидер 21 века», форум волонтеров Забайкалья и др).

В процессе обучения используются информационно-коммуникативные средства: мультимедийные  образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, электронные библиотеки, общепользовательские цифровые  инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, Power Paint (редактор создания презентаций), Muvee Raveal (программа создания фильмов), киностудия Windows Live и другие.

 В работе с обучающимися используются экранно-звуковые пособия: аудиозаписи музыки, треки, видеоролики, презентации, фильмы социальной тематики.

Методические материалы

 

Методы обучения: используются методы, предполагающие проявление творчества и активности обучающихся, свободное самовыражение чувств и мыслей: сотрудничества, личностно-ориентированного развивающего обучения, коллективной творческой деятельности, игровые технологии, коммуникативного обучения, форсайт - методы.

Формы организации образовательной деятельности: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Формами организации учебного занятия являются теоретические занятия и практические занятия, творческие практикумы, работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование),  работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями  и каталогами, энциклопедиями и т.п.), анкетирование, социологический опрос, он-лайн встречи с журналистами, игры, конкурсы и турниры, беседы, ролевые, деловые игры, пресс-опрос, репортаж, устный журнал, инфографика, верстка газетных полос, правка авторского текста, социальные акции и др.

         Между разделами предусмотрены воспитательные досугово-массовые и конкурсные мероприятия, различные экскурсии и праздники.

Педагогические технологии: игровые, проектные, информационно-коммуникативные, коллективной творческой деятельности, проблемного обучения, форсайт-технологии.

 

Алгоритм учебного занятия: 

1 этап. Мотивационно-целевой

(вступление, актуализация знаний и умений, мотивы деятельности, вопросы)

2этап. Планирование, самоконструкция

(определение проблемы, темы, постановка задач)

3 этап. Поисково-исследовательский этап 

(выдвижение предположений, работа в группах с таблицами, обмен опытом)

4 этап. Практическая деятельность. 

(продуктивная деятельность)

5 Этап. Рефлексивно-оценочный. Рефлексия.

(Рефлекторная беседа)

В качестве дидактических материалов используются разработки игр - коммуникативные, на развитие организаторских способностей, лидерских качеств, воображения и творческого мышления; игровые упражнения; карточки с заданиями.

Кроме того, используется демонстрационный и раздаточный материал: подшивка газет, заготовленные нарезки газетных материалов, схемы макетов газетных номеров, газетных шрифтов, карточки-картинки, экземпляры различных газет и журналов, статьи и сборники педагога объединения, образцы работ по социальной рекламе; видеофильмы; образцы электронных презентаций; образцы социальных проектов; фотографии,  подборка материалов по социальному проектированию, социальные проекты, мультимедийные презентации, фотостенды.

Имеются рекомендации по проведению занятий,  конкурсных и игровых мероприятий: сценарии праздников, мероприятий различной направленности, разработки конкурсных программ, разработки занятий, тренингов,  игровых практикумов, ролевых игр.

Для эффективной реализации и усвоение программы для обучающихся разработаны:

- Перечень правил совместной работы.

- Тезисы по темам.

- Устные письменные ответы на вопросы и задания.

- Коллективная схема-таблица «Виды и типы СМИ».

- Правила создания текста, которым должен следовать автор.

- Перечень критериев оценки текста.

- Таблица «Виды заметок».

- Конспекты по темам  лекций.

- Авторские репортажи.

-  Алгоритм написания отчета.

- Отчеты о событиях и мероприятиях.

- Схема структура редакционного коллектива.

-  Шаблоны  полос.

- Макеты  газет.

В работе с обучающимися целесообразно использовать образцы написания статей, перечня примерных вопросов для интервью на различные темы, алгоритм проведения деловой беседы, каталог редактора, копилку «умных мыслей», образцы  газет, информационных буклетов, листовок, баннеров и другой печатной продукции.

Этапы реализации  программы

Реализация программы строиться на основе трех этапов, соответствующих каждому году обучения.

1 год обучения – «Школа юнкоров»,  статус обучающегося  - Репортер.

На этом этапе внимание уделяется изучению информационных жанров. Приоритет отдается получению и обработке информации. Расширение кругозора, круга общения, активизация коммуникативных умений, а также всевозможные контакты для развития эрудиции и жизненной активности.  

Знакомство с профессиональной журналистской этикой, представление о методах сбора информации и профессиональной атрибутикой, знакомство и ввод в активный словарный запас терминов журналистики и рекламы. На занятиях большинство заданий направлены на развитие мышления, логики и фантазии учащихся, дается разнообразный познавательный материал, расширяющий кругозор и эрудицию.

На первом году обучения  «Школы юнкоров» актуальными будут следующие показатели результативности освоения программы:

- высокая степень интереса ребенка к программе;

- наличие базовых знаний и умений:

- умение грамотно составить заметку, соблюдая требования достоверности, объективности и оперативности информации,

-  навыки сбора, отбора и классификации информации,

- наличие опыта создания журналистского материала,

- сбор информации,

- написание и редактирование статьи,

- набор и верстка на компьютере,

- публикация,

- анализ отзывов читателей и самоанализ;

- желание творчества, инициатива в выборе работ;

- высокая степень нестандартного подхода к выполнению задания;

- включенность каждого обучающегося в образовательный процесс и деятельность объединения.

Диагностический инструментарий: тематическое анкетирование, тесты, дидактические упражнения, тематические кроссворды, ролевые и деловые игры «От корректора до редактора», «Выпуск газеты», «Реклама как зеркало нашей жизни», интервью, зарисовка, репортаж, итоговая игра «Журналистика 21 века».

 

2-й год обучения – «Информационное агентство», статус обучающегося – Корреспондент.

На этом этапе преимущественное внимание уделяется коммуникативному аспекту журналистской деятельности, а также развитию умения анализировать и сопоставлять явления действительности.

В ходе изучения жанра интервью и подготовки рекламных публикаций развиваются коммуникативные умения и расширяются знания об окружающих, а также обучающиеся приобретают своеобразный социальный опыт, так как в ходе этого этапа обучения каждый ребенок получает практический опыт работы в детском пресс-центре. Ведущей формой этого этапа являются деловые и ролевые игры, что обусловлено возрастными особенностями: желанием попробовать себя во всех ролях.

Учебный план 2-го года обучения предусматривает часы на работу по совершенствованию мастерства и подготовки авторских материалов по темам, которые предлагают и выбирают сами учащиеся.

На втором году обучения  «Информационного агентства» наиболее важными станут следующие результаты освоения программы:

- высокая степень творческого роста ребенка;

-  количество и качество публикаций;

- степень самостоятельности в определении темы;

- уровень овладения информацией;

- степень усвоения основных жанров журналистики (информационные и неинформационные);

- развитие логики и оригинальности мышления,

- развитие устной и письменной речи,

-  умение сопоставлять факты, устанавливать причинно-следственные связи явлений,

- достаточная степень продуктивности деятельности коллектива и каждого отдельного учащегося,

- активность и инициативность ребенка в коллективном деле, мероприятиях,

- высокая степень сплоченности коллектива, психологический климат, уровень самоуправления.

Диагностический инструментарий: публикация в местной прессе, упражнения, рецензия на статью, устный опрос, эвристические вопросы, написание рассказа, создание рубрики, выпуск газеты, очерк, тренинги коммуникативности, разработка анкеты.

3-й год обучения – «Пресс-центр», статус обучающегося  - Журналист.

Главное внимание на этом этапе уделяется индивидуальной работе, способствующей совершенствованию мастерства, более глубокому изучению материала и частичной профессиональной специализации. Темы, жанр и направленность своих материалов выбирают сами учащиеся, а также каждый индивидуально определяет, на что сделать больший акцент в изучении: на журналистику или рекламу.

На этом этапе для расширения кругозора и поддержания интереса к освоению программы проводятся встречи с сотрудниками редакции местной газеты «Камская новь».  Проводится  тренинги уверенного поведения с целью формирования и закрепления навыков, необходимых для успешного взаимодействия в различных жизненных сферах, в ситуациях, требующих уверенного поведения.  Продолжаются коллективные диспуты на морально-этические проблемы, темы которых предлагают сами учащиеся.

Для тех, кто глубоко освоил программу и проявил способности и заинтересованность на 3-м этапе предполагается подготовка серьезных, больших материалов, циклов статей, очерков, эссе с возможной публикацией в газетах.

Наиболее важными третьем году  «Пресс-центр» являются следующие показатели результативности освоения программы:

- умение анализировать, сопоставлять явления, выражать и доказывать свою точку зрения;

- уровень и качество овладения основными навыками сбора, записи и обработки информации, практики подготовки рекламных текстов;

- представление о журналистской этике и нормах СМИ, ответственном отношении к печатному слову.

- умение находить тему в явлениях жизни.

Обучающиеся, третьего  года  должны обладать следующими качествами: проявлять интерес к предмету программы и разделять идеалы своего объединения; стремиться реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал; применять в своей деятельности полученные знания и умения; управлять и организовывать свою творческую и любую другую деятельность; уметь взаимодействовать с людьми, в коллективе, вступать в контакт в любой коммуникативной ситуации; быть готовыми принимать на себя ответственность и инициативу. Диагностический инструментарий: тесты, дидактические упражнения по отрабатывание стиля, учебные заметки, подготовка публикаций в местную прессу, защита «Моя дорожная карта».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Литература для педагога

 

1

Артамонов А. Дневник репортера. – Ижевск: Удмуртия, 2006 г.

2

 

3

Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. – М.: «Новый учебник», 2009 г.

Васильева Н.А. «Делаем новости», 2009 г.

4

 

5

 

 

 

6

Галумов Э.А. «300 лет российской печати». – Москва: ФГУП Издательство «Известия», 2003 г.

Голубев С.В. Детский форсайт. Технология вовлечения школьников в проектирование будущего.  – М.: Грифон, 2017. – 104 с. [Электронный ресурс]. URL: http://search.rsl.ru/ru/record/01008926330 (дата обращения: 04.09.2017 г.)

Гвоздев Л. «Техника интервью», учебное пособие. – Москва, 2004 г.

7

8

 

 

  9

Закон РФ об Образовании, 2012г.

Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. – 240 с. [Электронный ресурс]. URL: http://litlife.club/bd/?b=239419

Мельник Г.С. «Общение в журналистике: секреты мастерства».–М.,2010 г.

10

 

11

Чернышева И.В. «Социальная реклама», материалы республиканского семинара БОУ ДОД УР «РЦДОД». – Ижевск, 2015 г.

Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: учеб. Пособие. -  Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Фенг И. «Секреты журналистского мастерства», 2008 г.

12

 

13

 

14

 

15

Цвик В.Л. «Введение в журналистику», учебное пособие. – М.: МНЭПУ, 2000 г.

[Электронный ресурс]. URL: http://www.soling.su/Кожаринов М.Ю., Форсайт - технологии (дата обращения: 02.09.2017г.)

[Электронный ресурс]. URL: http://ru.science.wikia.com/  Форсайт – технологии (дата обращения: 04.09.2017 г.)

[Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/147529/forsayt-eto-novyiy-metod-postroeniya-buduschego-osobennosti-forsayta (дата обращения: 05.09.2017г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для обучающихся и родителей

 

1

 

 

2

 

 

3

 

 

  4

 

  5

 

  6

 

  7

 

 

  8

 

  9

 

  10

 

 

  11

 

 

  12

 

 

  13

 

  14

 

 

Васильева Л. А. Делаем новости! Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://evartist.narod.ru/text5/23.htm (дата обращения: 28.08.2017 г.)

Ворошилов В.В. Журналистика: учебник 7е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2010. — 496 с [Электронный ресурс]. URL: http://journ-port.at.ua/publ/153-1-0-415 (дата обращения: 29.08.2017 г.)

Галкина И.А. «Творческая копилка», сценарии познавательно-игровых программ для подростков. – Н.Новгород, издательство ООО «Педагогические технологии», 2012 г.

Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: игровые упражнения. – М.: «5» за знания, 2009г.

Картер Л.Р. Совмременный дизайн газеты.  [Электронный ресурс]. URLhttp://evartist.narod.ru/text4/19.htm (дата обращения: 02.09.2017 г.)

Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников. – Мн.: Красико-Принт, 2005 г.

Кузнецов С., Носик А. Интернет для журналиста. -  М, 2001. – 143 с. [Электронный ресурс]. URLhttp://www.twirpx.com/file/250487/ (он-лайн прочтение, дата обращения: 28.08.2017г.)

Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений (серия, библиотека школьника–Ростов н\Д.:Феникс, 2010 г.

Петрушин С.В. «Секреты открытого общения». – Казань: «Новое знание»,  2008 г.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. – М., Флинта. Наука, 2003 г. [Электронный ресурс]. URLhttp://padabum.com/d.php?id=19972 (дата обращения: 03.2017 г.)

Список литературы для  журналистов. [Электронный ресурс]. URLhttp://www.oshibok-net.ru/for-journalists/library/lit-jur/ (дата обращения: 04.09.2017г.)

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Электронная подборка книг. [Электронный ресурс]. URLhttp://www.journ-lessons.com/litra.html (дата обращения: 05.09.2017г.)

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Захаровская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Захаровская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка Современное дополнительное образование, исходя из своих целей и задач, направленных на развитие личности ребенка на основе формирования и удовлетворения его интересов и потребностей,…

Пояснительная записка Современное дополнительное образование, исходя из своих целей и задач, направленных на развитие личности ребенка на основе формирования и удовлетворения его интересов и потребностей,…

Поэтому обучение и развитие по программе строится на основе собственной активности обучающихся, исходя из его инициатив и предпочтений, подчеркивая его индивидуальность и особенности внутреннего мира

Поэтому обучение и развитие по программе строится на основе собственной активности обучающихся, исходя из его инициатив и предпочтений, подчеркивая его индивидуальность и особенности внутреннего мира

Адресат программы: обучающиеся 5-11 классов

Адресат программы: обучающиеся 5-11 классов

Личностные: · формирование основных этических норм и понятий, культуры общения и поведения в социуме ; · пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к…

Личностные: · формирование основных этических норм и понятий, культуры общения и поведения в социуме ; · пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к…

Роль печатного издания в формировании духовно-нравственных качеств личности 1 1 - 5

Роль печатного издания в формировании духовно-нравственных качеств личности 1 1 - 5

Практика: Просмотр кадров из к/ф

Практика: Просмотр кадров из к/ф

Составление текста к рисункам, общее оформление и дизайн

Составление текста к рисункам, общее оформление и дизайн

Деловая игра «Интервью и анкетирование»

Деловая игра «Интервью и анкетирование»

Практикум «Планета идей». Деловая игра «Интервью и интервьюирование»

Практикум «Планета идей». Деловая игра «Интервью и интервьюирование»

Жанры публицистического стиля

Жанры публицистического стиля

Практика : отработка навыков анализа письменной речи на основе уже созданных статей

Практика : отработка навыков анализа письменной речи на основе уже созданных статей

Развитие навыков использования программы

Развитие навыков использования программы

Иллюстрирование издания: фотомонтаж, зарисовки

Иллюстрирование издания: фотомонтаж, зарисовки

Риторические приемы воздействия на аудиторию 2 1 1 5

Риторические приемы воздействия на аудиторию 2 1 1 5

Практика: Специфика журнализма, универсальность и многофункциональность

Практика: Специфика журнализма, универсальность и многофункциональность

Практика: знакомство с тематическими газетами, их видами

Практика: знакомство с тематическими газетами, их видами

Теория: изучение жанра: понятие, термины «очевидец событий», «репортер»

Теория: изучение жанра: понятие, термины «очевидец событий», «репортер»

Планируемые результаты Предметными результатами освоения содержания программы являются: • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и…

Планируемые результаты Предметными результатами освоения содержания программы являются: • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и…

Личностными результатами , формируемыми при изучении содержания программы, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни; • заинтересованность…

Личностными результатами , формируемыми при изучении содержания программы, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни; • заинтересованность…

Аттестация обучающихся Промежуточная и итоговая аттестация образовательных результатов обучающихся производится на основе комплексного психолого-педагогического мониторинга, который проводится в нескольких направлениях: 1

Аттестация обучающихся Промежуточная и итоговая аттестация образовательных результатов обучающихся производится на основе комплексного психолого-педагогического мониторинга, который проводится в нескольких направлениях: 1

Для отслеживания результативности на уровне мотивации и эмоционального состояния применяются методики социометрического исследования, структурного анализа группы, проективные методики, анкетирование и т

Для отслеживания результативности на уровне мотивации и эмоционального состояния применяются методики социометрического исследования, структурного анализа группы, проективные методики, анкетирование и т

А3, А4; фотобумага формата А3,

А3, А4; фотобумага формата А3,

Планирование, самоконструкция (определение проблемы, темы, постановка задач) 3 этап

Планирование, самоконструкция (определение проблемы, темы, постановка задач) 3 этап

Этапы реализации программы

Этапы реализации программы

Ведущей формой этого этапа являются деловые и ролевые игры, что обусловлено возрастными особенностями: желанием попробовать себя во всех ролях

Ведущей формой этого этапа являются деловые и ролевые игры, что обусловлено возрастными особенностями: желанием попробовать себя во всех ролях

Наиболее важными третьем году «Пресс-центр» являются следующие показатели результативности освоения программы: - умение анализировать, сопоставлять явления, выражать и доказывать свою точку зрения; - уровень и…

Наиболее важными третьем году «Пресс-центр» являются следующие показатели результативности освоения программы: - умение анализировать, сопоставлять явления, выражать и доказывать свою точку зрения; - уровень и…

Список используемой литературы

Список используемой литературы

Литература для обучающихся и родителей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Литература для обучающихся и родителей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2022