Подготовлена методическая копилка учителя включающая в себя задания по следующим разделам:
1. Групповая работа;
2. Игровые методы;
3. Развитие инициативности;
4. Развитие самостоятельности;
5. Индивидуальная работа;
6. Творческие задания.
Каждый из разделов наполнен различными заданиями и упражнениями разного характера: занимательного, обучающего, воспитывающего, развивающего, творческого. Предполагается, что использование учителем в своей деятельности составленных заданий способствует развитию у обучающихся:
1. Коммуникативных способностей: готовность участвовать в урочном общении; готовность отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ; готовность задавать вопросы, следую содержанию работы над проблемой или темой; умение комментировать вопросы и ответы; умение делать сообщение и выступать с ним, умение высказывать свою мысль четко, ясно и красочно; умение вступать в диалог и вести его; умение участвовать в праздниках, играх турнирах; умение работать на камеру (снимать репортаж, писать сценарий).
2. Самостоятельности: умение ставить учебную цель и достигать ее посредством решения поставленных задач; умение самостоятельно анализировать и систематизировать материал в кластер или схему; работа над проектным заданием и его представление.
3. Инициативности: развитие мотивации школьников к учебной деятельности по русскому языку с помощью заданий творческого характера; развитие мотивации через установление метапредметных связей с литературой, установление сопернической работы с помощью формулировок типа «выпишите как можно больше», «составьте сколько можете» и т.д.; предоставление выбора задания.
4. Речевых умений: проведение орфоэпических разминок; работа с фразеологизмами, пословицами и текстом, работа в группах по ролям, подготовка сообщений и творческих номеров с их последующим представлением; работа над морфологическими, лексическими, орфоэпическими нормами; знакомство с архаичными словами и неологизмами.
Методическая копилка включает в себя различные разработки для использования на разных этапах урока, а так же некоторые материалы, рассчитанные на проведение урока полностью.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
РАЗДЕЛ 1: ГРУППОВАЯ РАБОТА
Задание 1. Работа с фразеологизмами.
Рассмотрите представленные ниже картинки. Обсудите в группе значение пословиц на картинках. Выберите одну из картинок, которая вам нравится больше. В соответствии с изображением на картинке и представленной пословицей на ней составьте небольшой рассказ, в котором последняя фраза будет выражения с картинки. Подготовьтесь проиграть рассказ перед одноклассниками, распределите роли самостоятельно.
Задание 2. Работа с текстом.
Задача школьников составить текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование, на определенную тему, используя в своем тексте слова из карточки, предложенной учителем.
Школьники делятся на 3-6 групп. Каждой группе предлагается выбрать капитана команды. Капитан тянет жеребей и вытягивает тему, тип текста.
«Осень пришла» текст-повествование
1 группа:
сентябрь
небо, облака, ветерок
воздух
листья, трава
2 группа:
птичьи песни
лесные жители
дожди
прохлада
«Осенний лес» текст-описание
3 группа:
берёза
осина
дуб
клён
4 группа:
жёлтые, багровые
пёстрая метель
листья горят
разноцветный ковёр
«За что я люблю осень?» текст-рассуждение
5 группа:
русский лес
яркие краски
за что я люблю…
солнечные деньки
6 группа:
удивительное время года
листопад
настроение
прогулка
Время на выполнение задания 20 минут. После школьники представляют свои тексты.
Задание 3. Числительные в русском языке
Ученики делятся на группы по 5 человек. Команда получает пакет ролей и распределяет их самостоятельно между участниками.
Роли и их функции в группе:
Организатор-лидер. Следит, чтобы задание выполнялось устно каждым учеником по цепочке.
Спикер-оратор. Представляет итоги работы группы и выводы.
Секретарь. Записывает всё.
Контролер. Следит за временем.
Критик. Проверяет работу.
Задания для групп:
Группа 1. Образуйте сложные прилагательные от следующих сочетаний.
5 лет, 40 минут, 21 час, 8 метров, 500 литров, 1000 лет, 555 дней, 29 километров, миллион голосов, 61 миллиард.
Группа 2. Образуйте от чисел порядковые числительные и запишите их.
11, 23, 378, 500, 1000, 1256, 8000, 8663, 37 000, 9 000 000, 77 000 000.
Группа 3. Образуйте из словосочетаний сложные прилагательные. Запишите их.
Юбилей в 90 лет, мороз в 40 градусов, жара в 38 градусов, высота в 900 метров, дом с 450 квартирами, коллектив в 1,5 тыс. человек, расстояние в 340 километров, бак на 200 литров, город с населением в 1,5 млн человек.
Группа 4. Напишите прописью цифровые обозначения.
В 1981 году в Москве проживало 8 302 000 человек, в Новосибирске - около 1 360 000 человек. В Среднем Поволжье днем возможно усиление морозов до 18-22 градусов, ночью -до 25 - 27. Бои продолжались до 12 мая 1945 года. Взято в плен 252 661 солдат противника, захвачено около 650 танков, 3069 орудий, 790 самолетов, 41 131 автомобиль.
Группа 5. Замените цифры словами, поставьте сочетания числительных с существительными в соответствующей падежной форме. В случаях невозможности образования некоторых сочетаний подберите варианты, выражающие данное значение.
На высоте 900 000 метр..., до 500 учрежден..., около 44 барж..., располагать 100 рубл..., добираться в течение 23 сут..., работают 34 ясл... и более 52 детсад..., из 301 претендент... на первенство, более 43 кандидат... на призовые места, продолжаться 5,3 сек..., наблюдать 3 и более случ... заболеваний, около 90 километр..., по рубл... за штуку. По (оба, обе) сторонам дороги стояли стройные ели. Склоны (оба, обе) оврагов размыты дождями. (Оба, обе) веселых друга расстались надолго.
РАЗДЕЛ 2: ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ
Задание 1. Орфоэпическая разминка.
Слышен в классе диалог:
Обсуждают каталОг.
Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.
Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр.
Для строителей в момент
Машина привезет цемЕнт
Как работать неохота!
Одолела нас дремОта.
Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе бантЫ.
Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы.
Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление.
ДремОта и зевОта уходят за ворота (потягивание).
Если прикоснёшься к иве, станешь ты ещё красИвей.( наклоны)
Задание 2. Ребусы
глагол
приставка
корень
падеж
склонение
Задание 3. «Мягкая посадка»
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит. Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
Задание 4. Аукцион
В этой игре побеждает тот, кто последним назовѐт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.
Примеры: покупать кота в мешке; волка ноги кормят; всяк кулик свое болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин груд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь па крупу; хорош гусь; упрямый осел; носиться как курица с яйцом.
Задание 5. Работа с пословицами.
Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.
1) Не воробей. (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)
2) На дворе, на траве. (На дворе трава, на траве дрова.)
3) Продукт, который маслом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)
4) Она пущи неволи. (Охота пуще неволи.)
5) Суп, сваренный Демьяном. (Демьянова уха.)
6) Мельник, работающий неделями. (Мели, Емеля, твоя неделя)
Задание 6. Угадайте слово по его описанию.
«Глаз» автомобиля.
«Свежезамороженный» дождь.
«Слово» регулировщика.
«Архитектурное строение» плеч.
Родной или крѐстный.
Шляпка на ножке.
Лесной барабанщик.
Собачья радость.
Такса, а не собака.
Орел, а не птица. Не носки и не чулки
Задание 5. Переводчик
Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.
Показать па портрете неизвестной красавицы (учащимся демонстрируют репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела и предметы: Око - (глаз). Зеница - (глаз, зрачок). Чело - (лоб). Рамо — (плечо, множественное число -рамена). Выя - (шея). Длань - (ладонь). Чрево - (живот). Шуйца - (левая рука). Перст - (палец). Десница - (правая рука). Перси - (грудь). Чресла - (поясница, бедро). Вежды - (веки). Челюсть - (лицо, образовано от чело + уста). Ланиты — (щѐки). Рыло — (то же, что лицо). Уста - (губы). Пясть - (ладонь с пальцами).
«Весна» Генриетта Эмма Ратклифф Рае
.
РАЗДЕЛ 3: ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ
Задание 1. Озаглавьте текст. Спишите один из отрывков или весь (на выбор). Найдите предлоги и подчеркните их вместе и существительными.
I. Это было в сентябре. (Из)полынного островка выскочил русак и, как шар, (по)катился (по)полю. Ястреб кинулся (на)зайца. Русак быстро перевернулся (на)спину и ударил хищника задними лапами. Я (за)таил дыхание и стал наблюдать (за)иоединком, не зная, что (при)думает косой (при)очередном (на)падении ястреба.
II. И тут заяц (по)катил (по)прямой дорожке прямо (на)ме-ня. Подбежав почти вплотную, он присел. Ястреб не решился (на)пасть (на)зайца и взмыл ввысь. Я (по)шёл (повороте. Вслед (за)мной (за)ковылял и заяц. Так и (до)шли мы с длинноухим попутчиком (до)опушки. Но, как только (до)леса осталось шагов двадцать, заяц пустился наутёк.
(Н. Никольский)
Задание 2. Работа со словарем
Выпишите из словаря паронимов как можно больше пар слов. Подготовьтесь к выступлению перед классом.
Задание 3. Работа со стихотворениями
Рассмотрите стихотворения А.С. Пушкина и И. Бродского. Определите автора. Определите тему стихотворений. Выделите все существительные в стихах поэтов. Скажите, различная ли любовь у Пушкина и Бродского. Найдите еще несколько стихотворений о любви других поэтов. Сравните их любовь с любовью Пушкина и Бродского.
Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.
Я
вас любил. Любовь еще (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги.
Все разлетелось к черту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее: виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Черт! Все не по-людски!
Я вас любил так сильно, безнадежно,
как дай вам Бог другими — но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит — по Пармениду — дважды
сей жар в крови, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться — «бюст» зачеркиваю — уст!
РАЗДЕЛ 4: ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Задание 1. Проектная работа «Фразеологизмы в нашей речи»
Цель: познакомиться с фразеологизмами в нашей речи, изучить происхождение и значение фразеологизмов.
Задачи:
Найти информацию об истории происхождения некоторых фразеологизмов, об их значении.
Подготовить рассказ об истории происхождения некоторых фразеологизмов, об их значении.
Создать иллюстративный фразеологический словарь. Предполагаемый продукт: расширение знаний об истории происхождения некоторых фразеологизмов, об их значении; продукт деятельности учеников – выставка.
Ход деятельности группы:
Сбор информации об истории происхождения некоторых фразеологизмов, об их значении.
Подготовка краткого рассказа и презентации об истории происхождения некоторых фразеологизмов, об их значении.
Подготовка иллюстраций к фразеологическому словарю.
Выступление перед классом: рассказ доклада и демонстрация иллюстративного фразеологического словаря.
Задание 2. Кластер
Школьникам предлагается лингвистическая справка, прочитав которую предлагается составить кластер.
Лингвистическая справка:
«Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать ее. Н.М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своїм, природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим». Словарный состав русского языка огромен: исчезают одни слова – появляются новые. В лексикологии говорят об активном и пассивном лексическом запасе языка. На уроке вы повторите понятие об устаревшей лексике, неологизмах, общеупотребительной лексике, а также о лексике с ограниченным употреблением. Также вы вспомните понятие о фразеологизмах и потренируетесь в определении их значений и использовании в речи.
Лексика. Группы слов по значению:
Устаревшая лексика – слова, вышедшие из активного употребления. Это историзмы и архаизмы.
Историзмы – слова, которые обозначают предметы и явления, исчезнувшие из современной жизни. Например:Кафтан, Гусли
Архаизмы – устаревшие названия существующих и в наше время предметов и явлений, для обозначения которых возникли новые слова. Например: очи – глаза; уста – рот; ланиты – щёки; перст – палец.
Неологизмы – новые слова, новизна которых ощущается говорящими. Неологизмы делятся на языковые и авторские.
Языковые неологизмы возникают как новое название уже существующих предметов или название новых предметов. Например: флешка; мерчандайзинг.
Авторские (индивидуальные) неологизмы встречаются в художественных произведениях. Они помогают сделать речь ярче, выразительнее. Например: Выфлажено всё. И люди, и строения. (В.Маяковский)
Сфера употребления лексики.
1) Общеупотребительная лексика - слова, которые мы используем в разных сферах жизни. Например: вода, работать, красивый.
2) Лексика ограниченного употребления:
- диалектизмы (ограничены определенной местностью) Например: баять – говорить.
- термины (ограничены сферой науки или искусства). Например: глагол – термин лингвистики
- профессионализмы (ограничены профессией). Например: баранка – руль (в речи шоферов)
- жаргонизмы (ограничены родом занятий и интересов: студенты, школьники и т.д.) Например: бомба – особый вид шпаргалки у студентов; шпора – шпаргалка у школьников».
Задание 3. Кто же в клетке.
Перед началом занятия учитель говорит школьникам о том, что сегодня они оправятся в зоопарк, где сами дети будут экскурсоводами. Школьники делятся на группы по 2-3 человека, каждой из них предлагается выбрать картинку с животным. Далее преподаватель предлагает школьникам составить рассказ о том, что это за животное, от куда оно, чем питается и т.д.. После того, как группы будут готовы к выступлению, учитель запускает презентацию с изображением животных, которые были на картинках школьников – пятиклассники отправляются в зоопарк. Занятие проводится в компьютерном классе, для того, чтобы школьники могли найти информацию о животных самостоятельно.
РАЗДЕЛ 5: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Задание 1.
Составьте и запишите по два предложения из каждой цепочки слов. Докажите на основе составленных предложений, что даже из одних и тех же слов можно составить самые разные предложения и выразить самые разные мысли.
Одинокий, путник, у, дуб, остановился, высокий.
Зима, лепить, снеговик, дети, быстро, весёлый, на пруду.
Задание 2.
Составьте предложения, употребив в них сочетания данных ниже глаголов со словом доска.
Стереть, вызывать, стоять, подойти, повесить, списать, разделить, смотреть, отойти.
Задание 3.
Прочитайте
текст и озаглавьте его так, чтобы заголовок отражал основную мысль.
Вы собираетесь использовать эту сказку в своём сообщении на тему «Гордость-это
хорошо или плохо?» Конечно, вам нужно пересказать её кратко. Для этого напишите
сжатое изложение (5—8 предложений), используя памятку.
В
лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и
пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли
дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришёл старик — поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
— Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.
(В. Катаев)
РАЗДЕЛ 6: ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Камера! Мотор!
Учитель предлагает пятиклассникам снять на выбор видео-обзор на свою: 1. Любимую книгу; 2. Любимую игрушку: 3. Хобби. Ученикам на уроке дается задание: выбрать тему для видео-обзора, составить сценарий видео, продумать план выступления, подготовиться к записи. Видео снимается школьниками самостоятельно (домашнее задание) и отправляется в общий час с учителем и одноклассниками.
Задание 2. Актер закадрового дубляжа.
Школьники делятся на команды по 4-5 человек. На первой половине занятия каждой команде учитель раздает по заранее подготовленному видеофрагменту (количество персонажей в нем должно соответствовать числу членов группы, а реплики примерно равны по объему), задача школьников – озвучить предложенное им видео. Вторая половина занятия – это представление группами своих выступлений.
Задание 3. Метаморфоза
Учитель предлагает школьникам разделиться на команды по 4-5 человек. Каждой из групп дается по предложению типа: «За окном светит солнце», «На улице зазвенела капель», «Грянул гром, и тучи налетели», «В саду пели птицы» и тд.. Задача обучающихся из простого предложения построить сложное, распространенное, используя множество образных средств (метафоры, олицетворения, эпитеты). Каждый член команды зачитывает свое предложение, после команда, соединяет все получившиеся у участников предложения в одно и готовится к устному представлению перед одноклассниками.
РАЗДЕЛ 7: КОНТРОЛЬ ТЕКУЩИХ ЗНАНИЙ
Задание 1. Кроссворд на тему "Части речи"
По горизонтали
2. Главный член предложения обозначающий предмет и отвечающий на вопросы кто? что?
3. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?
4. Неизменяемая самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, признак действия и признак признака.
5. Как правильно: одеваться или одеватся.
6. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы "Кто?" и "Что?"
8. Основная часть слова
10. Существительные бывают собственными и …
13. Главный член предложения. Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делает предмет что с ним делается
14. Морфема, которая служит для образования новых слов
15. Часть речи, которая обозначает действие предмета.
16. Буквы которые поются
По вертикали
1. Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
2. Самостоятельная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» и так далее
7. Как правильно: лицей или лецей.
9. Раздел науки о языке изучающий правила
11. Служебная часть речи не употребляется самостоятельно всегда относятся к какому-нибудь существительному
12. Наука, которая изучает устойчивые сочетания слов
Задание 2.
Спишите, ставя, где надо, тире. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении. От подлежащего к сказуемому поставьте вопросы. Прочитайте, делая отчётливую паузу между подлежащим и сказуемым и выделяя голосом подлежащее и сказуемое, выраженные существительными. На какие вопросы отвечают сказуемые?
1. Твой брат шахматист?
2. Моя сестра тренер по плаванию. Она настойчива и трудолюбива.
3. Наша мама домохозяйка. Папа шофёр такси.
4. Бабушка пенсионерка. Она очень добрая и ласковая.
5. Мой дедушка врач.
Задание 3. Карта урока по теме «Морфемный разбор».
Морфемика – раздел языкознания, в котором изучается система _______________ языка и морфемная структура слов и их форм.
Морфема – наименьшая ______________________________________________. К ним относятся приставки, _________________, _______________, окончания.
Морфология – раздел науки о языке, который изучает слова как __________________________.
Словообразование – раздел языкознания, в котором изучается производность слов языка, средства и способы _____________________________.
Виды морфем (то же самое, что и части слова)
1. _____________________
2. _____________________
3. _____________________
4. _____________________
Морфемный разбор слова – _____________________________________
ПОРЯДОК МОРФЕМНОГО РАЗБОРА:
1. ___________________________________________________________________.
2. Выделить ____________ и ____________: определить значение ______________.
3. Выделить _____________; подобрать 2-3 однокоренных слова.
4. Выделить ______________ и ________________ ; (определить значение если оно ясно).
Практическая работа
Задание 1: выполните морфемный разбор слов
Верхушка, палатка, сучок, прыжок, крючок, ремешок, разделить, рассорить, перебежать, синенький, голубоватый
Задание 2: разберите все слова в предложении по составу.
1. На деревянном столе лежала толстая книга.
2. На кухонном столе стояла стеклянная ваза.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.