Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края
«Апшеронский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Утверждена
Приказом ГКУ СО КК
«Апшеронский СРЦН»
от 27.08.2019г. № 163
Дополнительная общеразвивающая программа
по реабилитации несовершеннолетних
«К школе готов!»
Срок реализации программы: 6 месяцев.
Возрастная категория: воспитанники
ГКУ СО КК «Апшеронский СРЦН»
5-7 лет.
Составитель: Сидорова Е.В.,
социальный педагог
г. Апшеронск
2019 г.
Пояснительная записка
Подготовка детей к школе на сегодня приобретает всё большую актуальность. Очень важно подойти к школьным занятиям гармонично. Занятия по подготовке к школе для детей проводятся в игровой форме и направлены на развитие внимания, памяти, логики, мышления. Дети учатся общаться, сотрудничать друг с другом, расширяют кругозор.
Детям в этом возрасте свойственно активное речевое развитие. У них так же стремительно развивается фантазия. Поэтому в программе есть ролевые игры, направленные на развитие важных умений и навыков. В ходе игры дети учатся самостоятельно размышлять, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, получают целостное представление об окружающем мире.
Обучение превращается в увлекательный процесс и формирует у детей желание учиться.
Возраст 5-7 лет это время постепенного перехода к такому обучению, когда ребёнок может и хочет делать то, что требует от него взрослый. У детей формируется социальная зрелость. Это важный фактор успешного обучения в школе. В этом возрасте, руки, голова и язык связаны одной ниточкой, поэтому в программе особое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Данная программа составлена на основе методических рекомендаций комплексной программы «Воспитание и обучение в детском саду»: под редакцией М.А. Васильевой, «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Цель программы: Развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребёнка, позволяющей ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.
Задачи:
1. Формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
2. Развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
3. Развитие фантазии и творческих способностей;
4. Развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
5. Развитие памяти и внимания;
6. Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.
Режим занятий: 2 раза в неделю по одному занятию в день.
Целевая группа: воспитанники социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в возрасте 5-7 лет.
Методическое обеспечение программы: мольберт, компьютер, экран, мультимедиа проектор, музыкальный проигрыватель для создания эмоционального настроя на упражнения и организации перерыва, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет и прочего, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, плотные листы бумаги, фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, краски для рисования, ножницы, клей, скотч, кнопки, скрепки, набор геометрических фигур, счётные палочки, пластилин, цветная бумага), рабочие тетради, азбука, дидактические игры, карточки с цифрами, загадки, сказки, мозаика, мяч.
Формы реализации программы: работа в парах и малых группах.
Критерии эффективности программы:
ü занятия адаптированы к социальным и психологическим особенностям развития детей;
ü используются различные методы работы;
ü каждое занятие имеет практическую часть;
ü все участники информированы о целях, задачах и формах работы.
Условия реализации программы:
Программа подготовки детей к школе составлена для ребят 5-7 лет и рассчитана на 5 месяцев обучения в количестве 39 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут. Программа построена с учётом возрастных возможностей детей. Занятия включают в себя динамические паузы, что позволяет переключать активность детей. Материал отбирается от простого к сложному, его границы постепенно расширяются по мере овладения детьми необходимых умений и навыков.
Программа подготовки детей к школе обеспечивает преемственность в дошкольном начальном образовании, даёт базовые знания и равные стартовые возможности для каждого дошкольника перед обучением в школе, а также психологически подготавливает детей к началу обучения.
Тематическое планирование, составляющее основу программы «К школе готов!» для дошкольников, классифицировано по основным направлениям программы. Все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) не существуют в «чистом» виде, а представляют собой единую систему и развиваются, следовательно, в комплексе.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна. Использование на занятиях развивающих игр и упражнений оказывает благотворительное влияние на развитие не только познавательной, но личностно-мотивационной сферы детей. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию дошкольника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей деятельности.
Итоги реализации программы:
Пространство занятий готовит малыша к общению в школьном коллективе, учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Занимаясь в школе подготовки, дети учатся усидчивости и дисциплине, необходимым в школе, постепенно привыкая к тому, что в классе необходимо слушать учителя и трудиться. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогает развить ему творческий потенциал.
Ожидаемые результаты:
ü Свободно считает в пределах 10; сравнивает числа в пределах 10;
ü знает «соседей» числа;
ü Решает простые задачи (в одно действие);
ü Сравнивает предметы визуально (по длине, ширине, высоте, толщине), проверяет точность определений путем наложения или приложения;
ü Ориентируется на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу);
ü Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, четырехугольник);
ü Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток;
ü Называет день недели, устанавливает последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определяет, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
ü Знает свое имя и фамилию, возраст, гендерную принадлежность, имена членов своей семьи, кем работают;
ü Называет город, домашний адрес;
ü Знает название родного города (поселка), страны, столицу, название края и его главного города;
ü Различает и называет виды транспорта;
ü Называет времена года, отмечает их особенности;
ü Правильно пользуется карандашом, а также другими графическими материалами;
ü Выполнять на слух инструкции для обучающегося;
ü Знает все буквы алфавита и умеет их писать.
Программа занятий включает в себя разделы:
Формирование навыков общения.
На данном этапе дети-дошкольники ненавязчиво для себя учатся воспринимать речь окружающих, говорить перед товарищем, отвечать на вопросы.
Подготовка кисти к письму.
Выполняя задания, малыши не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление; учатся контролировать свою деятельность, выполнять поставленные перед ними учебные задачи, становятся более усидчивыми и старательными.
Математические ступеньки.
Интересные сюжеты превращают занятия в увлекательную игру, играя, маленький «почемучка» поймёт: математика - это занимательная страна. Дошкольник овладеет устойчивыми навыками счёта, простейшими математическими действиями.
Тренировка логического мышления.
Занятия способствуют развитию у ребёнка концентрации внимания. В процессе занятий малыши получают возможность думать, логически рассуждать, учатся анализировать, спорить, аргументировано отстаивая своё мнение.
Расширение кругозора.
Посредством разнообразных форм работы дети знакомятся с явлениями окружающего мира, расширяя тем самым кругозор и пополняя словарный запас.
Утвержден
Приказом ГКУ СО КК
«Апшеронский СРЦН»
от 27.08.2019г. № 163
Учебный план
дополнительной общеразвивающей программы
по реабилитации несовершеннолетних
«К школе готов!»
№ п/п |
Название блока |
Кол-во часов |
||
Всего |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
1. |
«Азбука письма» |
29 |
14 |
15 |
2. |
«Азбука счёта» |
10 |
5 |
5 |
Всего: |
39 |
19 |
20 |
Утвержден
Приказом ГКУ СО КК
«Апшеронский СРЦН»
от 27.08.2019г. № 163
Календарно-тематический план
дополнительной общеразвивающей программы по реабилитации несовершеннолетних
«К школе готов!»
№ блока, темы |
Название тем занятий |
Дата проведения |
Количество часов |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Всего |
|||
1. |
Азбука письма |
|
14 |
15 |
29 |
1.1. |
Диагностика |
02.09.19г. 27.01.20г. |
- |
1 |
1 |
1.2. |
Знакомство с буквой А. |
06.09.19г. 31.01.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.3. |
Знакомство с буквой Б. |
09.09.19г. 03.02.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.4. |
Знакомство с буквой В. |
13.09.19г. 07.02.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.5. |
Знакомство с буквой Г. |
16.09.19г. 10.02.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.6. |
Знакомство с буквой Д. |
20.09.19г. 14.02.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.7. |
Знакомство с буквами Е, Ё. |
23.09.19г. 17.02.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.8. |
Знакомство с буквой Ж. |
27.09.19г. 21.02.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.9. |
Знакомство с буквой З. |
30.09.19г. 28.02.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.10. |
Знакомство с буквами И, Й. |
04.10.19г. 02.03.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.11. |
Знакомство с буквой К. |
07.10.19г. 06.03.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.12. |
Знакомство с буквой Л. |
11.10.19г. 13.03.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.13. |
Знакомство с буквой М. |
14.10.19г. 16.03.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.14. |
Знакомство с буквой Н. |
18.10.19г. 20.03.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.15. |
Знакомство с буквой О. |
21.10.19г. 23.03.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.16. |
Знакомство с буквой П. |
25.10.19г. 27.03.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.17. |
Знакомство с буквой Р. |
28.10.19г. 30.03.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.18. |
Знакомство с буквой С. |
01.11.19г. 03.04.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.19. |
Знакомство с буквой Т. |
08.11.19г. 06.04.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.20. |
Знакомство с буквой У. |
11.11.19г. 10.04.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.21. |
Знакомство с буквой Ф. |
15.11.19г. 13.04.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.22. |
Знакомство с буквой Х. |
18.11.19г. 17.04.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.23. |
Знакомство с буквой Ц. |
22.11.19г. 20.04.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.24. |
Знакомство с буквой Ч. |
25.11.19г. 24.04.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.25. |
Знакомство с буквами Ш, Щ. |
29.11.19г. 27.04.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.26. |
Знакомство с буквой Ы. |
02.12.19г. 08.05.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.27. |
Знакомство с буквами Ь, Ъ. |
06.12.19г. 15.05.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.28. |
Знакомство с буквой Э. |
09.12.19г. 18.05.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1.29. |
Знакомство с буквами Ю, Я. |
13.12.19г. 22.05.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
2. |
Азбука счёта |
|
5 |
5 |
10 |
1. 2.1. |
Число 1 и цифра 1 |
16.12.19г. 25.05.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
2. 2.2. |
Число 2 и цифра 2. Пара. |
20.12.19г. 29.05.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
2.3. |
Число 3 и цифра 3 |
23.12.19г. 01.06.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
2.4. |
Число 4 и цифра 4 |
27.12.19г. 05.06.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
2.5. |
Число 5 и цифра 5 |
30.12.19г. 08.06.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
2.6. |
Число 6 и цифра 6 |
10.01.20г. 15.06.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
2.7. |
Число 7 и цифра 7 |
13.01.20г. 19.06.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
2.8. |
Число 8 и цифра 8 |
17.01.20г. 22.06.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
2.9. |
Число 9 и цифра 9 |
20.01.20г. 26.06.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
2.10. |
Число 10 и цифра 10. Прямой и обратный счет в пределах 10. |
24.01.20г. 29.06.20г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
Всего: |
|
19 |
20 |
39 |
Содержание дополнительной общеразвивающей программы
по реабилитации несовершеннолетних
«К школе готов!»
БЛОК «Азбука письма»
1.1. Диагностика.
Практическое занятие. Диагностика готовности к школе. Диагностика развития мелкой моторики рук. Диагностика развития математических способностей. Диагностика познавательных способностей.
1.2. Знакомство с буквой А.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.3. Знакомство с буквой Б.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.4. Знакомство с буквой В.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.5. Знакомство с буквой Г.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.6. Знакомство с буквой Д.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.7. Знакомство с буквами Е, Ё.
Занятие практикум. Знакомство с буквами. Практические упражнения. Закрепление.
1.8. Знакомство с буквой Ж.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.9. Знакомство с буквой З.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.10. Знакомство с буквами И, Й.
Занятие практикум. Знакомство с буквами. Практические упражнения. Закрепление.
1.11. Знакомство с буквой К.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.12. Знакомство с буквой Л.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.13. Знакомство с буквой М.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.14. Знакомство с буквой Н.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.15. Знакомство с буквой О.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.16. Знакомство с буквой П.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.17. Знакомство с буквой Р.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.18. Знакомство с буквой С.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.19. Знакомство с буквой Т.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.20. Знакомство с буквой У.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.21. Знакомство с буквой Ф.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.22. Знакомство с буквой Х.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.23. Знакомство с буквой Ц.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.24. Знакомство с буквой Ч.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.25. Знакомство с буквами Ш, Щ.
Занятие практикум. Знакомство с буквами. Практические упражнения. Закрепление.
1.26. Знакомство с буквой Ы.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.27. Знакомство с буквами Ъ, Ь.
Занятие практикум. Знакомство с буквами. Практические упражнения. Закрепление.
1.28. Знакомство с буквой Э.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.29. Знакомство с буквами Ю, Я.
Занятие практикум. Знакомство с буквами. Практические упражнения. Закрепление.
БЛОК «Азбука счёта»
2.1. Число 1 и цифра 1.
Занятие практикум. Ориентировка на клеточном поле. Практические упражнения. Закрепление.
2.2. Число 2 и цифра 2. Пара.
Занятие практикум. Образование числа 2. Практические упражнения. Закрепление.
2.3. Число 3 и цифра 3.
Занятие практикум. Образование числа 3. Практические упражнения. Закрепление.
2.4. Число 4 и цифра 4.
Занятие практикум. Образование числа 4. Практические упражнения. Закрепление.
2.5. Число 5 и цифра 5.
Занятие практикум. Образование числа 5. Практические упражнения. Закрепление.
2.6. Число 6 и цифра 6.
Занятие практикум. Образование числа 6. Практические упражнения. Закрепление.
2.7. Число 7 и цифра 7.
Занятие практикум. Образование числа 7. Практические упражнения. Закрепление.
2.8. Число 8 и цифра 8.
Занятие практикум. Образование числа 8. Практические упражнения. Закрепление.
2.9. Число 9 и цифра 9.
Занятие практикум. Образование числа 9. Практические упражнения. Закрепление.
2.10. Число 10 и цифра 10. Прямой и обратный счет в пределах 10.
Занятие практикум. Знакомство с цифрой 10. Практические упражнения. Закрепление.
Список литературы.
1. Е.Д. Шваб. В школу с радостью. Конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для подготовки к школе. 2006.
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Вся дошкольная программа. Издание для развивающего обучения. Мышление. 2015.
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Вся дошкольная программа. Издание для развивающего обучения. Математика. 2015.
4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Вся дошкольная программа. Издание для развивающего обучения. Письмо. 2015.
5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Вся дошкольная программа. Издание для развивающего обучения. Чтение. 2015.
6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Вся дошкольная программа. Издание для развивающего обучения. Речь. 2015.
7. Земцова О.Н. Развивающие тесты для детей 4-5 лет. 2014.
8. Земцова О.Н. Развивающие тесты для детей 5-6 лет. 2014.
9. Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие для детей 5-6 лет. 2014.
10. Земцова О.Н. Что я знаю и умею. Тесты для детей 4-5 лет. 2014.
11. Земцова О.Н. От простого к сложному. Тесты для детей 4-5 лет. 2014.
12. Земцова О.Н. Первые шаги. Тесты для детей 3-4 лет. 2014.
13. Милосердова Г.В. Пособие для подготовки ребёнка к школе. 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.