Рассмотрено и принято на педагогическом совете Протокол № 8 от 30. 08. 2019 |
Приложение № 1 Утверждено приказом МОУ «Изварская СОШ» от 30. 08. 2019 г. № 130
|
Дополнительная общеразвивающая программа
«Шахматы»
(физкультурно-спортивная направленность)
Возраст детей: 10 – 12 лет
Срок реализации: 1 год
д. Извара
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Цели дополнительной общеразвивающей программы: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Обучающиеся 5-6 классов последовательно осваивают премудрости игры в шахматы. На начальном этапе учащиеся получают базовые знания и навыки, прививается любовь к этой древней игре. Дети знакомятся с историей происхождения шахмат, правилами игры, с основными понятиями и определениями (дебют, миттельшпиль, эндшпиль, тактика и др.), кроме того в процессе обучения игре у учеников должны развиваться логическое мышление и память. Дети самостоятельно учатся преодолевать трудности начальных ходов, взятие, их свойства, и решают простые задачи.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
· Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
· Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.
· Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
· Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками.
· Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, мотивации творческого воображения, умения производить логические операции).
· Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
· Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям для формирования здорового образа жизни.
· Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы: программа рассчитана на школьников в возрасте от 10 до 12 лет и предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий в центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Содержание учебно-тренировочной работы в секции отвечает требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей школьников.
Основой шахмат являются развитие внимания, памяти, логического мышления, воли.
Занятия шахматами общедоступны благодаря минимальной физической нагрузки, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.
Учебно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
План |
факт |
|||
1 |
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. |
1 |
|
|
2 |
Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. |
1 |
|
|
3 |
Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Диагонали |
1 |
|
|
4 |
Шахматная доска. Центр шахматной доски. |
1 |
|
|
5-6 |
Шахматные фигуры. Белые фигуры. Черные фигуры. |
2 |
|
|
7 |
Начальное положение. Расположение каждой из фигур в начальном положении. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур |
1 |
|
|
8-9 |
Ладья. |
2 |
|
|
10-11 |
Слон. |
2 |
|
|
12-13 |
Ладья против слона. |
2 |
|
|
14-15 |
Ферзь. |
2 |
|
|
16 |
Ферзь против ладьи и слона. |
1 |
|
|
17-18 |
Конь. |
2 |
|
|
19 |
Конь против ферзя, ладьи, слона. |
1 |
|
|
20-21 |
Пешка. |
2 |
|
|
22 |
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона |
1 |
|
|
23 |
Король. |
1 |
|
|
24 |
Король против других фигур. |
1 |
|
|
25 |
Шах. |
1 |
|
|
26 |
Шах. |
1 |
|
|
27 |
Мат. |
1 |
|
|
28 |
Мат. |
1 |
|
|
29 |
Ничья. Пат. |
1 |
|
|
30-31 |
Рокировка. |
1 |
|
|
32 |
Шахматная партия. |
1 |
|
|
33 |
Шахматная партия. |
1 |
|
|
34 |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
Содержание изучаемого курса:
Учебный курс включает шесть тем: «Шахматная доска», «Шахматные фигуры», «Начальная расстановка фигур», «Ходы и взятие фигур», «Цель шахматной партии», «Игра всеми фигурами из начального положения».
На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальное изучение силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур.
Предлагаемый курс разработан с учетом мирового опыта преподавания шахмат в школе и опирается на ряд нестандартных авторских наработок. В их числе:
· детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
· выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры;
· широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски (3х3, 2х2 и т.п.);
· инсценирование на уроках оригинальных дидактических сказок;
· применение на уроках нестандартных дидактических заданий и игр;
· преимущественное использование в учебном процессе положений с ограниченным количеством шахматных фигур;
· разработка конкретных блоков игровых позиций для каждой дидактической игры;
· постепенный подвод детей к краеугольному шахматному термину «мат»;
· разработка дидактических игр и игровых положений для создания компьютерной обучающей шахматной программы;
· установление рациональных соотношений в применении на уроках шахматных диафильмов, викторин, дидактических заданий и сказок.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательной деятельности обучающихся: всем составом объединения, в группах или индивидуально.
Формы аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) заданий: теория, практическое занятие, игра.
Наполняемость объединения: до 20 человек.
Продолжительность одного занятия: 45 минут
Возрастной диапазон – 10-12 лет
Объем нагрузки в неделю: 1 раз в неделю.
Средства обучения:
1) Шахматы настольные
2) Магнитная шахматная доска
3) Компьютер, проектор
4) Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок
5) Магнитно-маркерная доска
6) МФУ
7) Оборудование Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
8) Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова, учебное пособие «Шахматы в школе – первый год обучения», М, «Просвещение», 2017
9) И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск «Духовное возрождение», 1998. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации
10) И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
11) Бареев И. Гроссмейстеры детского сада.— М.: Наш малыш, 1995.
12) Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 2014.
13) Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 2014.
Планируемые результаты осовоения образовательной программы
В результате реализации программы учащиеся должны достичь следующих результатов:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка.
- Развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Развитие наглядно-образного мышления и логики.
- Овладение навыками игры в шахматы.
- Результативное участие в соревнованиях различных уровней.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:
- развитие любознательности и сообразительности;
- развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
Система оценки результатов осовоения образовательной программы
Формы контроля уровня обученности обучающихся.
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
· текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
· промежуточный контроль проводится один раз в полугодие;
· итоговая аттестация, проводится в конце учебного года, в форме тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.
Требования к уровню подготовки обучающихся 6-7 классов по данной программе.
К концу первого года обучения дети должны знать:
-шахматную доску;
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
-названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правила хода и взятия каждой фигуры;
- рокировку;
-двойной удар (шах);
- одноходовые задачи.
К концу учебного года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть, не нарушая шахматный кодекс;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять начальную позицию;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
- по записи на цифровую фотокамеру, определять свои ошибки.
Приложение
Продолжительность учебного года
Начало учебного года |
2 сентября |
Продолжительность учебного года: количество учебных недель |
34 |
Продолжительность учебной недели |
5 дней |
Окончание учебного года |
29 мая |
Регламентирование образовательного процесса
Триместры |
Начало триместра |
Окончание триместра |
Количество дней за учебный период
|
1 триместр |
02 сентября 2019 |
29 ноября 2019. |
60 |
2 триместр |
01 декабря 2019 |
28 февраля 2020 |
55 |
3 триместр |
01 марта 2020 |
29 мая 2020 |
55 |
ИТОГО: |
|
|
170 |
Продолжительность каникул
Осенние |
29.10.19-04.11.19 (7 дней) |
Зимние |
30.12.19-09.01.20 (11 дней) |
Весенние |
23.03.20-29.03.20 (7 дней) |
Расписание занятий в кружке «Шахматы»
Пятница: 15.40–16.25
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.