Дополнительная общеразвивающая программа Шахматы

  • docx
  • 03.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Шахматы.docx

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете

Протокол № 8 от 30. 08. 2019

Приложение № 1

Утверждено приказом

МОУ «Изварская СОШ»

от 30. 08. 2019 г. № 130

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

 

 

 

«Шахматы»

(физкультурно-спортивная направленность)

                                   

 

Возраст детей:  10 – 12 лет

 

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д. Извара

2019-2020 учебный год

 

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Цели дополнительной общеразвивающей программы: создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Обучающиеся 5-6 классов последовательно осваивают премудрости игры в шахматы. На начальном этапе учащиеся получают базовые знания и навыки, прививается любовь к этой древней игре. Дети знакомятся с историей происхождения шахмат, правилами игры, с основными понятиями и определениями (дебют, миттельшпиль, эндшпиль, тактика и др.), кроме того в процессе обучения игре у учеников должны развиваться логическое мышление и память. Дети самостоятельно учатся преодолевать трудности начальных ходов, взятие, их свойства, и решают простые задачи.

Задачи дополнительной общеразвивающей программы:

·      Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).

·      Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.

·      Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

·      Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,  сверстниками.

·      Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, мотивации творческого  воображения, умения производить логические операции).

·      Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

·      Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям для формирования здорового образа жизни.

·      Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы: программа рассчитана на школьников в возрасте от  10 до 12  лет и предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий в центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». 

Содержание учебно-тренировочной работы в секции отвечает требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей школьников.

Основой шахмат  являются развитие внимания, памяти, логического мышления, воли.

Занятия шахматами общедоступны благодаря минимальной физической нагрузки, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.

Учебно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

факт

1

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля.    

1

 

 

2

Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. 

1

 

 

3

Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Диагонали  

1

 

 

4

Шахматная доска. Центр шахматной доски.  

1

 

 

5-6

Шахматные фигуры.    Белые фигуры. Черные фигуры.

2

 

 

7

Начальное положение. Расположение каждой из фигур в начальном положении. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур

1

 

 

8-9

Ладья.

2

 

 

10-11

Слон.

2

 

 

12-13

Ладья против слона.

2

 

 

14-15

Ферзь.

2

 

 

16

Ферзь против ладьи и слона.

1

 

 

17-18

Конь.

2

 

 

19

Конь против ферзя, ладьи, слона.

1

 

 

20-21

Пешка.

2

 

 

22

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона

1

 

 

23

Король.

1

 

 

24

Король против других фигур.

1

 

 

25

Шах.

1

 

 

26

Шах.

1

 

 

27

Мат.

1

 

 

28

Мат.

1

 

 

29

Ничья. Пат.

1

 

 

30-31

Рокировка.

1

 

 

32

Шахматная партия.

1

 

 

33

Шахматная партия.

1

 

 

34

Итоговое занятие

1

 

 

Содержание изучаемого курса:

Учебный курс включает шесть тем: «Шахматная доска», «Шахматные фигуры», «Начальная расстановка фигур», «Ходы и взятие фигур», «Цель шахматной партии», «Игра всеми фигурами из начального положения».

На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальное изучение силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур.

Предлагаемый курс разработан с учетом мирового опыта преподавания шахмат в школе и опирается на ряд нестандартных авторских наработок. В их числе:

·      детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

·      выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»:  фигура против фигуры;

·      широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски (3х3, 2х2 и т.п.);

·      инсценирование на уроках оригинальных дидактических сказок;

·      применение на уроках нестандартных дидактических заданий и игр;

·      преимущественное использование в учебном процессе положений с ограниченным количеством шахматных фигур;

·      разработка конкретных блоков игровых позиций для каждой дидактической игры;

·      постепенный подвод детей к краеугольному шахматному термину «мат»;

·      разработка дидактических игр и игровых положений для создания компьютерной обучающей шахматной программы;

·      установление рациональных соотношений в применении на уроках шахматных диафильмов, викторин, дидактических заданий и сказок.

 

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

 

Форма обучения: очная.

Форма организации образовательной деятельности обучающихся: всем составом объединения, в группах или индивидуально.

Формы аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) заданий: теория, практическое занятие, игра.

Наполняемость объединения: до 20 человек.

Продолжительность одного занятия: 45 минут

Возрастной диапазон –  10-12 лет

Объем нагрузки в неделю: 1 раз в неделю.

Средства обучения:

1)        Шахматы настольные

2)        Магнитная шахматная доска

3)        Компьютер, проектор

4)        Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  картинок

5)        Магнитно-маркерная доска

6)        МФУ

7)        Оборудование Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

8)        Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова, учебное пособие «Шахматы в школе – первый год обучения», М, «Просвещение», 2017

9)        И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск «Духовное возрождение», 1998. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации

10)   И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

11)   Бареев И. Гроссмейстеры детского сада.— М.: Наш малыш, 1995.

12)   Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 2014.

13)   Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 2014.

 

Планируемые результаты осовоения образовательной программы

 

В результате реализации программы учащиеся должны достичь следующих результатов:

- Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка.

- Развитие коммуникативных способностей, инициативности,     толерантности, самостоятельности.

- Развитие наглядно-образного мышления и логики.

- Овладение навыками игры в шахматы.

- Результативное участие в соревнованиях различных уровней.

- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам  шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

- развитие любознательности и сообразительности;

- развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

 

Система оценки результатов осовоения образовательной программы

 

Формы контроля уровня обученности обучающихся.

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

·      текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

·      промежуточный контроль проводится один раз в полугодие;

·      итоговая аттестация, проводится в конце учебного года, в форме тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.    

Требования к уровню подготовки обучающихся 6-7 классов по данной программе.

К концу первого года обучения дети должны знать:

-шахматную доску;

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

-названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правила хода и взятия каждой фигуры;

- рокировку;

-двойной удар (шах);

- одноходовые задачи.

К концу учебного года дети должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть, не нарушая шахматный кодекс;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять начальную позицию;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

- по записи на цифровую фотокамеру, определять свои ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Продолжительность учебного года

Начало учебного года

2 сентября

Продолжительность учебного года: количество учебных недель

34

Продолжительность учебной недели

5 дней

Окончание учебного года

29 мая

 

Регламентирование образовательного процесса

Триместры

Начало триместра

Окончание  триместра

Количество дней за учебный период

 

1 триместр

02 сентября 2019

29 ноября 2019.

60

2 триместр

01 декабря 2019

28 февраля 2020

55

3 триместр

01 марта 2020

29 мая 2020

55

ИТОГО:

 

 

170

 

Продолжительность каникул

Осенние

29.10.19-04.11.19 (7 дней)

Зимние

30.12.19-09.01.20 (11 дней)

Весенние

23.03.20-29.03.20 (7 дней)

 

Расписание занятий в кружке «Шахматы»

Пятница: 15.40–16.25