Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детский эколого – биологический центр г. Черемхово»
Рекомендована Утверждена
методическим советом приказом по МУДО ДЭБЦ г.
МУДО ДЭБЦ г. Черемхово Черемхово
протокол № ___ «___» __________ 2020 года
«___» __________ 2020 года № ___
Дополнительная общеразвивающая программа
«ШКОЛА ТАЙН И ОТКРЫТИЙ»
Адресат программы: учащиеся 7-13 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы: Блюмская Людмила Валерьевна, педагог дополнительного образования
г. Черемхово, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………….....3 стр.
2. Учебный план………………………………………………………....5 стр.
3. Содержание программы……………………………………………..10 стр.
4. Календарный учебный график………………………………….…..24 стр.
5. Оценочные материалы………………………………………………25 стр.
6. Методические материалы……………………………………….… 28 стр.
«Как предсказать погоду? Ветер» ……………………………….. 28 стр.
«Вредные и полезные микробы» ……..…..................................... 33 стр.
7. Материально-техническое обеспечение……………………………39 стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Школа тайн и открытий» имеет естественнонаучную направленность.
Программа знакомит детей с окружающим миром. Занятия в объединении направлены на формирование у школьников поисково-познавательной, исследовательской деятельности.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок не просто изучает основы естественных наук и их взаимосвязи, но и познаёт себя в каждой из них. Такой принцип обучения создаёт в ребёнке комфортное мироощущение, способствует формированию адекватной самооценки и как следствие, развитию гармоничной личности.
Отличительная особенность в том, что программа позволяет не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дает возможность им через эксперимент «примерить» на себя новые роли: лаборанта, исследователя. Обучающиеся изучают свойства различных веществ, совершают открытия. Многие природные явления благодаря опытам станут более понятными и привлекательными. Каждый эксперимент – это ответ на вопрос из мира детства: «Как растения пьют воду?», «Почему кипит вода?», «Что такое круговорот воды в природе?» и др. Изучение природы учит детей наблюдать, предполагать, работать в команде, формировать собственное мнение, делать выводы и умозаключения, доказывать свою точку зрения.
Отличительная особенность данной программы в том, что основной задачей является формирование умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность
Возраст учащихся: 7-13 лет.
Объем программы: всего 144 часа – 1 год обучения.
Форма обучения – очная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Цель программы: повышение уровня естественно-научной компетенции обучающихся на основе экспериментально-опытного подхода.
Задачи:
Образовательные задачи:
- расширять знания об основных физических свойствах веществ и явлениях природы;
- формировать навыки проведения экспериментально-опытной деятельности;
- научить выделять в любом природном процессе взаимосвязи, делать выводы из проведенных опытов и экспериментов.
Развивающие задачи:
- развивать воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление;
- развивать интерес к экспериментально-опытной деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать чувство личной ответственности, чувство партнёрства со сверстниками для достижения единой цели.
Планируемые результаты:
Должны знать:
- правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;
- основные биологические, экологические понятия;
- физические свойства веществ и явления природы.
Должны уметь:
- применять на практике изученный теоретический материал при проведении опытов и экспериментов;
- пользоваться оборудованием для проведения опытов и экспериментов;
- проводить наблюдения за окружающей природой;
- планировать и проводить экспериментально-опытную деятельность.
Форма промежуточной аттестации:
Тест «Тайны природы»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п |
Название разделов, тем |
Общее количество часов |
Форма промежуточной аттестации |
|||
Теория |
часы |
Практика |
часы |
|||
Раздел 1 «Введение» |
4 |
|||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
Экскурсия в природу «В гости к осени»
|
1 |
2 |
|
2 |
Учебный календарь |
2 |
|
|
|
|
Раздел 2 «Явления природы» |
18 |
|||||
3 |
Природные явления |
2 |
||||
4 |
Ветер |
1 |
Опыты «Измерение скорости ветра», «Ветер в пустыне» |
1 |
||
5 |
Тайны мыльных пузырей |
1 |
Практическая работа «Конструирование устройств для пускания мыльных пузырей».
|
1 |
|
|
6 |
Флюгер
|
1 |
Практическая работа «Конструируем флюгер»
|
1 |
|
|
7 |
|
|
Практическая работа «Конструирование ветроуказателя»
|
2 |
|
|
8 |
Листопад |
1 |
Практикум «Определение деревьев по листьям»
|
1 |
|
|
9 |
Дождь |
1 |
Опыт «Дождевое облако» |
1 |
|
|
10 |
Краски радуги |
1 |
Опыт «Радуга» |
1 |
|
|
11 |
Опасные природные явления |
1 |
Опыты «Торнадо», «Извержение вулкана»
|
1 |
|
|
Раздел 3 «Мусор на пользу. Творческая мастерская» |
26 |
|
||||
12 |
Мусор земле не к лицу |
2 |
|
|
|
|
13 |
|
|
Изготовление листовок «Мусору нет! Начни с себя!» Распространение |
2 |
|
|
14 |
Необычный взгляд на обычный мусор |
1 |
Вторичное применение мусора |
1 |
|
|
15-16 |
|
|
Изготовление предметов декора из полиэтилена |
4 |
|
|
17 |
Вторая жизнь полиэтилена |
1 |
Изготовление украшений из полиэтиленовых пакетов
|
1 |
|
|
18 |
Сортировка мусора |
2 |
|
|
|
|
19 |
Влияние мусора на здоровье человека |
2 |
|
|
|
|
20-23 |
Вторичное применение пластика |
1 |
Изготовление предметов декора из пластика |
7 |
|
|
24 |
|
|
Выставка поделок «Нужное из ненужного» |
2 |
|
|
Раздел 4 «Мир неживой природы» |
16 |
|
||||
25 |
Условия жизни на планете Земля |
2 |
|
|
|
|
26 |
Воздух |
1 |
Опыты «Составные части и свойства воздуха» |
|
1 |
|
27 |
Вода в жизни человека |
1 |
Опыты «Свойства воды», «Кипение холодной воды» |
1 |
|
|
28 |
Движение воды |
1 |
Опыт «Способы передвижения воды» |
1 |
|
|
29 |
Пресные и соленые воды |
1 |
Опыт «Тонет, не тонет» |
1 |
|
|
30 |
Солнце – источник света и тепла |
1 |
Опыты «Солнце и земля» |
1 |
|
|
31-32 |
Солнечная система
|
1 |
Изготовление макета солнечной системы |
1 |
|
|
Раздел 5 «Тайны зимы» |
14 |
|
||||
33 |
Термометр |
1 |
Изготовление модели термометра |
1 |
|
|
34 |
Снег. Свойства снега |
1 |
Эксперимент «Искусственный снег» Научный фокус «Снежные цветы» |
1 |
|
|
35 |
Лед. Свойства льда |
1 |
Эксперименты со льдом
|
1 |
|
|
36 |
|
|
Практикум «Анализ состояния снежного покрова»
|
2 |
|
|
37 |
Этот удивительный иней |
1 |
Эксперимент «Образование инея»
|
1 |
|
|
38 |
Ледяные узоры
|
1 |
Эксперимент «Узоры на окне» |
1 |
|
|
39 |
Свойства соли |
1 |
Эксперимент «Снег и соль»
|
1 |
|
|
Раздел 6 «Нескучная биология» |
26 |
|
||||
40 |
«Осторожно, микроб!» |
1 |
Опыт-имитация «Путешествие микроба» |
1 |
|
|
41 |
Вредные и полезные микробы |
2 |
|
|
|
|
42 |
Качество воды и здоровье человека |
1 |
Практическая работа «Оценка качества питьевой воды» |
1 |
|
|
43 |
Плесень. Образование плесени
|
1 |
Практическая работа «Плесень под микроскопом» |
1 |
|
|
44 |
Царство грибов |
2 |
|
|
|
|
45 |
Значение солнечного света для растений
|
1 |
Эксперимент «Лабиринт для картошки или в погоне за светом» (начало) |
1 |
|
|
46 |
Эксперимент «Лабиринт для картошки или в погоне за светом» (начало) |
1 |
Эксперимент «Проращивание фасоли» (начало) |
1 |
|
|
47 |
Строение растений |
1 |
Практическая работа «Изучение внешнего строения растений» |
1 |
|
|
48 |
Удивительные свойства листа |
1 |
Опыт «Дыхание растений»
|
1 |
|
|
49 |
Жизненный цикл растений |
1 |
Практическая работа «Определение возраста деревьев по спилам» |
1 |
|
|
50 |
Плоды и семена растений |
1 |
Наблюдение за результатами эксперимента над фасолью и картофелем |
1 |
|
|
51 |
Почва. Свойства почвы |
1 |
Практическая работа «Исследование свойств почвы» |
1 |
|
|
52 |
Необычные растения |
2 |
|
|
|
|
Раздел 7 «Живой мир» |
14 |
|
||||
53 |
Эти удивительные животные |
2 |
|
|
|
|
54 |
Гиганты прошлого |
2 |
|
|
|
|
55 |
|
|
Наблюдение за животными из живого уголка ДЭБЦ |
2 |
|
|
56 |
Общение в мире животных |
2 |
|
|
|
|
57 |
Мимикрия |
2 |
|
|
|
|
58 |
Наши пернатые друзья |
1 |
Опыт «Плавающее перо» |
1 |
|
|
59 |
Красная книга Иркутской области |
2 |
|
|
|
|
Раздел 8 «Экологическая страница» |
8 |
|
||||
60 |
Человек и природа |
2 |
|
|
|
|
61 |
Экологические проблемы |
1 |
Оформление стенгазеты “Жалобная книга природы” |
1 |
|
|
62-63 |
Лес и его охрана |
1 |
Изготовление и распространение листовок «Берегите лес от пожара» |
3 |
|
|
Раздел 9 «Планета насекомых» |
16 |
|
||||
64 |
Насекомые |
2 |
|
|
|
|
65 |
Строение насекомых |
2 |
|
|
|
|
66 |
Фазы развития насекомых |
2 |
|
|
|
|
67 |
Интересные факты о насекомых |
2 |
|
|
|
|
68 |
Дождевой червь |
1 |
Опыт «Рыхление» |
1 |
|
|
69 |
Клещ – опасность и защита |
1 |
Изготовление памятки «Осторожно – клещи!» |
1 |
|
|
70 |
|
|
Завершение эксперимента «Разложение отходов» - длительный эксперимент |
2 |
|
|
71 |
Игра «Что? Где? Когда?» |
2 |
|
|
|
|
72 |
|
|
Тестирование «Тайны природы» |
2 |
|
Тестирование |
Итого: |
80 |
|
64 |
144 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п |
Раздел/ часы |
Тема |
Теория/практика (часы) |
Содержание |
1 |
«Введение» (4часа) |
Вводное занятие |
Теория 1 |
Знакомство с содержанием работы объединения. |
Экскурсия в природу «В гости к осени»
|
Практика 1 |
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Природа живая и неживая. Приметы осени: продолжительность дня, температура, осадки, заморозки, листопад, отлет птиц, подготовка животных к зиме. Экологическая сказка. Обсуждение сказки. Игры «Беги к отгадке», «Назови одним словом», «Самый наблюдательный». |
||
2 |
Учебный календарь |
Теория 2 |
Учебный календарь (для фиксации и анализа данных о погоде, о новых полученных знаниях). Погода и ее составляющие. Логотипы погоды. Заполнение учебного календаря. Индивидуальная работа по заполнению рабочих листов. |
|
3 |
Явления природы (18часов)
|
Природные явления |
Теория 2 |
Сезонные явления природы (ледоход, половодье, гроза, молния, дождь, кислотные дожди, ураганы, туман). Фотовыставка «Времена года». Видеоролик «Явления природы." Загадки «Угадай явление». Заполнение рабочих листов. |
4 |
Ветер |
Теория 1 |
Что такое ветер? Причины образования ветра. Логотипы силы ветра. Виды ветров. Влияние ветра на облик Земли. Роль ветра в природе и жизни человека. Сообщение учащихся «Интересные факты о ветре». Заполнение рабочих листов. |
|
Опыты «Образование ветра» |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при проведении опытов. Проведение опытов: «Круговорот ветра-конвекция», «Измерение скорости ветра», «Ветер в пустыне», «Свистящий звук», «Гудящий звук», «Флейта пана» Анализ экспериментов. |
||
5
|
Тайны мыльных пузырей |
Теория 1 |
История мыльного пузыря. Научные сведения о мыльном пузыре. Презентация «Секреты мыльных пузырей». Почему двигаются мыльные пузыри? Интересные факты о мыльных пузырях. |
|
Практическая работа «Устройства для пускания мыльных пузырей». |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при работе с мыльными пузырями. Конструирование устройств для пускания мыльных пузырей. Проведение опытов: «Несколько пузырей друг в друге», «Мыльный пузырь вокруг предмета», «Мыльный пузырь на предмете». Анализ экспериментов. |
||
6 |
Флюгер |
Теория 1 |
Что такое флюгер? Назначение флюгера. Притча «Жил был флюгер». Презентация «Разновидности флюгера». Факты из истории. Сказка про глупый флюгер. |
|
Практическая работа «Конструирование флюгера» |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами. Технология и последовательность изготовления. Практическая работа «Конструирование флюгера». Тестирование флюгера на улице. Оценка и анализ изделия. |
||
7 |
Практическая работа «Конструирование ветроуказателя» |
Практика 2 |
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, скотчем. Технология и последовательность изготовления. Практическая работа «Конструирование ветроуказателя». Тестирование ветроуказателя на улице. Оценка и анализ изделия. |
|
8 |
«Листопад» |
Теория 1
|
Причина и значение листопада. Видеоролик «Листопад». Д/У «Найди пару». |
|
Практикум «Определение деревьев по листьям»
|
Практика 1 |
Выход на пришкольный участок. Описание внешнего вида деревьев. Описание внешнего вида листьев разных деревьев. Сбор осеннего букета. Практическая работа в кабинете «Определение деревьев по листьям». Рассматривание веток ели и сосны. Кроссворд с иллюстрациями. |
||
9 |
|
Дождь |
Теория 1
|
Загадки. Почему идет дождь? Аудиозапись с презентацией. Словесное рисование дождя учащимися. Разновидности дождя. Виды облаков. Предсказание погоды. Значение дождя для жизни растений, животных, человека Просмотр видео фильма «Почему идет дождь?» Дождь и ветер – друзья или враги? Работа в группах «Соотнеси картинки с названиями дождей». |
Опыты «Дождевое облако» |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при проведении опытов. Проведение опытов: «Невидимый пар», «Как образуется туча?», «Дождик в стакане». Анализ экспериментов. |
||
10 |
|
Краски радуги |
Теория 1
|
Природное явление – радуга. Строители радуги. Разноцветные краски радуги. Виды радуги. Презентация «Радуга». Д/И «Собери цветок». Мини тест «Краски радуги». Видео ролик «Пять способов сделать радугу». |
Опыты «Радуга» |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при проведении опытов. Проведение опытов: «Опыт Ньютона», «Радуга на мыльном пузыре», «Фонарь-компакт диск», «Радужная вода», «Радуга на салфетке». Анализ экспериментов. |
||
11 |
|
Опасные природные явления |
Теория 1
|
Опасные природные явления. Меры предосторожности. Видео фильмы: «Самые загадочные явления», «Разрушительная сила». |
Опыты «Удивительные природные явления» |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при проведении опытов. Проведение опытов: «Торнадо», «Извержение вулкана». Анализ экспериментов. |
||
12 |
Мусор на пользу. Творческая мастерская (26часов) |
Мусор земле не к лицу |
Теория 2
|
Планета в опасности. Причины, способствующие накоплению мусора. Мусор в океане. Оружие массового поражения. Жертвы пластикового мусора. Положительный опыт стран мира. Чтение стихотворения А.Усачёва «Мусорная фантазия». Показ видеоролика «Здесь были люди» Правила поведения в природе. Игра-викторина «Враг природы-мусор» Просмотр видеоролика ««Мусору нет! Начни с себя!» |
13 |
Изготовление листовок «Мусору нет! Начни с себя!» Распространение |
Практика 2 |
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами. Обсуждение возможных вариантов оформления. Изготовление листовок. Выход на улицу, распространение листовок. |
|
14
|
Необычный взгляд на обычный мусор |
Теория 1
|
Необычное использование бросового материала в творчестве. Презентация «Мусорная фантазия». |
|
Вторичное применение мусора |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами. Технология и последовательность изготовления. Изготовление поделок из одноразовых тарелочек. Оценка и анализ изделия. |
||
15 |
Вторая жизнь полиэтилена |
Теория 1 |
История создания полиэтиленовых пакетов. Борьба с полиэтиленом. Презентация «Новая жизнь полиэтиленового пакета». Безопасность и утилизация пакетов. |
|
Изготовление изделий из полиэтиленовых пакетов |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами. Технология и последовательность изготовления. Изготовление цветов из полиэтиленовых пакетов. Оценка и анализ изделия. |
||
16- 17 |
Изготовление предметов декора из полиэтилена |
Практика 4 |
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами. Технология и последовательность изготовления. Практическая работа «Изготовление солнышка из полиэтиленовых пакетов». Оценка и анализ изделия. |
|
18 |
Сортировка мусора |
Теория 2
|
Виды твердых отходов. Проблема утилизации и переработки. Виды и способы утилизации. Маркировка мусора. Д\И «Сортируем мусор правильно». Просмотр и обсуждение обучающих мультфильмов. |
|
19 |
Влияние мусора на здоровье человека |
Теория 2
|
Рассказ «Загадка на краю леса». Причины накопления отходов. Сжигание отходов. Организация свалок. Мусор-угроза для человечества. Опасные отходы. Видео фильм «Улыбка природы». |
|
20-23 |
Вторичное применение пластика |
Теория 1 |
Что такое вторичное сырьё? Из истории пластмасс. Виды пластмасс. Изобретатели пластмасс. Получение, применение, утилизация. Внедрение системы переработки пластиковой тары в России. Вторичное применение использованных пластиковых изделий». |
|
Изготовление предметов декора из пластика |
Практика 7 |
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами. Технология и последовательность изготовления. Практическая работа - изготовление предметов декора из пластиковых бутылок. Оценка и анализ изделия. |
||
24 |
Выставка поделок «Нужное из ненужного» |
Практика 2 |
Презентация «Нужное из ненужного». Демонстрация и защита представленных поделок детьми «Что в руки к нам попало - не пропало». Подведение итогов. |
|
25 |
Мир неживой природы (16часов) |
Условия жизни на планете Земля |
Теория 2 |
Солнечный свет и тепло, воздух и вода – условие жизни на земле. Водные ресурсы. Вода солёная и пресная. Охрана водных ресурсов. Презентация «Что нужно человеку для жизни?» Решение экологических задач. |
26 |
Воздух
|
Теория 1 |
Состав и свойства воздуха.Значение воздуха.Ветер — движение воздуха.Воздух и погода.Сжимание воздуха.Вес воздуха. |
|
Опыты «Составные части и свойства воздуха» |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при проведении опытов. Проведение опытов: «Составные части воздуха»: «Дуновение», «Пузырьки», «Воздух занимает место» (опыт с воронкой), «Из шарика в пакет». Опыты «Свойства воздуха»: «Теплый воздух поднимается вверх», «Воздух легче воды», «Как сжать воздух? «Какой воздух легче - горячий или холодный?». Анализ экспериментов. |
||
27 |
Вода в жизни человека |
Теория 1 |
Презентация «Волшебство воды». Свойства воды. |
|
Опыты «Свойства воды» |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при проведении опытов. Проведение опытов: «С монетками», «Вода в решете», «Раствор соли в воде», «Загадочные пятна», «Куда пропадает вода из воздуха?», «Кипение холодной воды». Анализ экспериментов. |
||
28 |
Движение воды |
Теория 1 |
Путь воды из источника до крана в квартире, из канализации до водоёма (система водоснабжения) Презентация «Где живет вода?» Необходимость экономии воды. Опасность употребления загрязнённой воды. Способы очистки воды в домашних в походных условиях. |
|
Опыт «Способы очистки воды» |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при проведении опытов. Проведение опытов: «Моделирование загрязнения воды», «Очищение загрязнённой воды с помощью самодельного фильтра» |
||
29 |
Пресные и соленые воды |
Теория 1 |
Пресная вода, ее ценность. Тайны соленой и пресной воды |
|
Опыты «Тайны пресной и соленой воды»
|
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при проведении опытов. Проведение опытов: «Тонет, не тонет», «Замерзнет, не замерзнет», «Водоворот в стакане с соленой водой», «Соленая вода и нитка с кубиком льда» Анализ экспериментов. |
||
30 |
Солнце – источник света и тепла |
Теория 1 |
Происхождение Солнца. Источник света и тепла. Работа со схемой Солнца. Значение солнца для земли. Видеоролик «Как солнце влияет на землю» Значение солнца в жизни человека. Использование солнечной энергии. |
|
Опыты «Солнце и земля» |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при проведении опытов. Проведение опытов: «День и ночь», «Кто придумал лето?», «Затмение солнца», «Голубое небо». Анализ экспериментов. |
||
31-32 |
Солнечная система |
Теория 1 |
Тайны звездного неба. Планеты солнечной системы. Отличия планет от звезд. Прибор для изучения звёзд. Спутники вокруг земли. Тексты для обсуждения в группах. Видеофильм «Звездное небо». |
|
Изготовление макета солнечной системы |
Практика 3 |
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, клеем. Технология и последовательность изготовления. Практическая работа «Изготовление макета солнечной системы». Оценка и анализ изделия. |
||
33 |
Тайны зимы (14часов) |
Термометр |
Теория 1 |
Виды термометров. Их устройство и назначение. Измерение температуры воздуха. |
Изготовление модели термометра |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, иглой. Последовательность выполнения. Изготовление модели термометра. Оценка и анализ изделия. |
||
34
|
Снег. Свойства снега |
Теория 1 |
Приметы
зимы. Причины образования снега. Красота снега. Применение. Наука, изучающая снег. |
|
Эксперимент «Искусственный снег» Научный фокус «Снежные цветы» |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при проведении экспериментов. Выполнение экспериментов: «Способы получения искусственного снега», «Снежные цветы на мыльном пузыре» Анализ экспериментов |
||
35 |
Лед. Свойства льда |
Теория 1 |
Необычные свойства льда. Лёд в жизни человека и природы. Наука о природных льдах. Польза и вред льда. Правилах безопасного передвижения по улице в гололёд. |
|
Эксперименты со льдом |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при проведении экспериментов. Выполнение экспериментов: «Лёд и соль», «Шипящий лед». Анализ экспериментов |
||
36 |
Практикум «Анализ состояния снежного покрова» |
Практика 2 |
Оценка состояния снежного покрова города (на пришкольном участке, остановке, во дворах домов, лесопарковой зоне). Изучение и анализ состояния снежного покрова (чистота, плотность, рыхлость, глубина). Определение источников и последствий загрязнения. |
|
37 |
Этот удивительный иней |
Теория 1 |
Что такое иней? Почему появляется иней? Иней и изморозь. Народные приметы. |
|
Эксперимент «Образование инея» |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при проведении экспериментов. Выполнение экспериментов: «Способы получения инея». Анализ экспериментов. |
||
38 |
Ледяные узоры
|
Теория 1
|
Как образуется морозный узор? Кристаллизация воды на стекле. Какие бывают морозные узоры? |
|
Эксперимент «Узоры на окне» |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при проведении экспериментов. Выполнение экспериментов: «Искусственные узоры на стекле». Анализ экспериментов. |
||
39 |
Свойства соли |
Теория 1 |
История возникновения соли. Удивительные свойства соли. Виды солей. Добыча соли. Презентация «Тайна соли». Соль в жизни человека. Пословицы о соли, их значение. |
|
Эксперименты: «Свойства соли», «Снег и соль» |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при проведении экспериментов. Выполнение экспериментов: «Волшебница соль», «Зачем солить снег? Анализ экспериментов. |
||
40 |
Нескучная биология (26часов) |
«Осторожно, микроб!» |
Теория 1 |
История открытия микроорганизмов и виды микробов. Любопытные факты о микробах. Презентация «Бактерии в жизни и организме человека» Размножение микробов. Пути распространения микробов. Способы попадания их в организм. Микробы как причина некоторых заболеваний. «Значение санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека». |
Опыт-имитация «Путешествие микроба» |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при проведении экспериментов. Выполнение экспериментов: «Чистые руки», «Опыт с зеркалом». Анализ экспериментов. |
||
41 |
Вредные и полезные микробы |
Теория2 |
Болезнетворные и полезные микробы. Презентация «Наши помощники полезные бактерии». Продукты вредные и полезные. Пословицы и поговорки о здоровье. Игра-практикум «Дом здоровья». Кроссворд «Кисломолочные продукты». |
|
42 |
Качество воды и здоровье человека |
Теория 1 |
Что такое питьевая вода? Значение воды для организма человека. Качество воды и здоровье. Виды очистки воды. Качество Байкальской воды. |
|
Практическая работа «Оценка качества питьевой воды» |
Практика 1 |
Исследование органолептических показателей воды (цвет, прозрачность, вкус). Анализ исследования. |
||
43 |
Плесень. Образование плесени |
Теория 1 |
Что такое плесень? Строение плесени. Условия появления и развития плесени. Роль плесени в жизни человека. Чем опасна плесень? «Благородная» плесень. Интересные факты о плесени.
|
|
Практическая работа «Плесень под микроскопом» |
Практика 1 |
Знакомство с оптическим прибором – микроскоп. Рассматривание плесени на корочке хлеба и корочке апельсина под микроскопом. Анализ исследования. |
||
44 |
Царство грибов |
Теория 2 |
Царство «Грибы». Виды
грибов. Польза или вред? Грибы в народной медицине Правила сбора грибов Грибы в загадках и пословицах Д/И «Узнай гриб». |
|
45 |
Значение солнечного света для растений |
Теория 1 |
Растения и их удивительное свойство Влияние солнечного света на растения. Геотропизм или гравитропизм. Светолюбивые и теневыносливые комнатные растения Процесс фотосинтеза. Презентация «Растения и свет». Это интересно. |
|
Эксперимент «Лабиринт для картошки или в погоне за светом» (начало) |
Практика 1 |
Материалы и методика исследования. Разделение на группы. Изготовление лабиринта для картошки из картонной коробки. Укладка картофельного клубня. Фиксирование в дневнике наблюдений. Выдвижение гипотез. |
||
46 |
Выращивание растений |
Теория 1 |
Растениеводство. Группы растений. Труд растениеводов. Условия для посадки. Типы удобрений. Развитие растения из семени. Способы размножения растений. Презентация «Выращивание растений» |
|
Эксперимент «Проращивание фасоли» (начало) |
Практика 1 |
Подготовка грунта. Посадка семян фасоли. Фиксирование в дневнике наблюдений. Выдвижение гипотез. |
||
47 |
Строение растений |
Теория 1 |
Части цветкового растения. Строение семени, корневой системы. Значение корня. Видоизмененные стебли. Рассказ «Спор частей растений». Игра “Вспоминай, быстро называй”. |
|
Практическая работа «Изучение внешнего строения растений» |
Практика 1 |
Рассматривание внешнего строения растений. Сравнение частей растений. Заполнение рабочих листов. |
||
48 |
Удивительные свойства листа |
Теория 1 |
Строение листа. Листья простые и сложные Виды листьев. Форма листовых пластинок Значение листьев. |
|
Опыт «Дыхание растений» |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при проведении экспериментов. Выполнение эксперимента «Дыхание растений» Научное обоснование эксперимента |
||
49 |
Жизненный цикл растений |
Теория 1 |
Понятие о жизненном цикле растений. Этапы жизненного цикла растений. Презентация «Циклы развития растений». |
|
Практическая работа «Определение возраста деревьев по спилам» |
Практика 1 |
Рассматривание среза стволов деревьев. Определение годичных колец. Подсчет возраста деревьев. Научное обоснование. Фиксирование в дневнике наблюдений. |
||
50 |
Плоды и семена растений |
Теория 1 |
Строение семян. Прорастание семян. Виды плодов и особенности их строения. Способы распространения семян и плодов.
|
|
Наблюдение за результатами эксперимента над фасолью и картофелем |
Практика 1 |
Наблюдение за отростками картофеля в лабиринте. Выводы по результатам эксперимента. Фиксирование в дневнике наблюдений.
Наблюдение за ростом и развитием растения (фасоли). Выводы по результатам эксперимента. Фиксирование в дневнике наблюдений. |
||
51 |
Почва. Свойства почвы |
Теория 1 |
Образование почвы. Состав почвы. Функции почвы. Происхождение почвы. Состав почв и ее основные свойства. Плодородие. Кроссворд «Почва». |
|
Почва. Свойства почвы |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при проведении экспериментов. Проведение опытов для определения состава почвы на наличие: песка и глины, воздуха, воды, остатков растений, минеральных солей. Выполнение опытов для Определения свойств почвы (водопроницаемость, влагоемкость, липкость). Анализ экспериментов. |
||
52 |
Необычные растения |
Теория 2 |
Древние виды растений. Необычные деревья. Загадочные цветы. Презентация «Необычные растения». |
|
53 |
Живой мир (14часов) |
Эти удивительные животные |
Теория 2 |
Животные, находящиеся под угрозой исчезновения. Малоизученные животные. Редко встречающиеся виды животных Презентация «Необычные животные». |
54 |
Мимикрия
|
Теория 2 |
Понятие о мимикрии. Формы мимикрии. Примеры мимикрии. Мимикрия среди животных и насекомых. Презентация «Мимикрия». |
|
55 |
Наблюдение за животными из живого уголка ДЭБЦ |
Практика 2 |
Повторение правил поведения. Знакомство с животными живого уголка. условия для жизни. Повадки, питание животных. Определение животных, относящихся к птицам, зверям, пресмыкающимся, земноводным. Доклад ученика «Морские свинки» Д/И «Чей силуэт?» |
|
56 |
Общение в мире животных |
Теория 2 |
О каком животном идёт речь? (загадки) Интересные факты о животных. «Язык» животных. Презентация " Общение животных." Коммуникация в мире животных. Правила безопасного общения с животными. Викторина "Самый внимательный". |
|
57 |
Гиганты прошлого |
Теория 2 |
Животные, которые исчезли с лица Земли. Запись голосов гигантов прошлого. Динозавры -гиганты прошлого Летающие рептилии. Чем питались динозавры? Презентация "Гиганты прошлого" |
|
58 |
Наши пернатые друзья |
Теория 1 |
Презентация «Наши пернатые друзья». Голоса птиц. Перелетные и зимующие птицы. Птицы – защитники. Питание птиц в разное время года. Добрые советы. Правила поведения при общении с птицами. Интересные сведения о жизни птиц. Игра – соревнование «Юные знатоки птиц». Значение птиц в природе и жизни человека. Викторина «Птичьи секреты». Кроссворд «Птицы». |
|
Опыт «Плавающее перо» |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение опыта «Плавающее перо». Научное обоснование опыта. |
||
59 |
Красная книга Иркутской области
|
Теория 2 |
Что такое Красная книга? Притча «Красная книга». Заповедники на побережье озера Байкал. Растения и животные из красной книги. Презентация «По страницам Красной книги». Загадки про животных из Красной книги. Сообщение детей об исчезающих животных. Повторение правил поведения в лесу, на природе. Игра «Можно и нельзя в стихах и прозе». Отгадывание кроссворда «Птицы красной книги» |
|
60
|
Экологическая страница (8часов) |
Человек и природа
|
Теория 2 |
Значение природы в жизни человека. Презентация «Человек – часть природы». Влияние человека на природу. Отрывок рассказа В.П. Астафьева «Хвостик» Как стать природе другом? |
61 |
Экологические проблемы |
Теория 1
|
Экологические катастрофы. Пути решения экологических проблем. |
|
Оформление стенгазеты “Жалобная книга природы” |
Практика 1 |
Обсуждение возможных вариантов оформления. Разделение на группы. Практическая работа. Выставка и анализ работ. |
||
62-63 |
Лес и его охрана |
Теория 1 |
Как устроен лес? Загадки «Поищем грибы и ягоды в лесу». Значение леса в природе. Зачем нужно собирать макулатуру? Самый страшный враг леса – пожар! |
|
Изготовление и распространение листовок «Берегите лес от пожара» |
Практика 3 |
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами. Обсуждение возможных вариантов оформления. Изготовление листовок. Выход на улицу, распространение листовок. |
||
64 |
Планета насекомых (16часов) |
Насекомые |
Теория 2 |
Самый многочисленный класс животных на земле. Среда обитания. Загадки о насекомых. Польза насекомых. Опасные насекомые. Игра «Вычеркни лишнее». Игра «Соотнеси описание с рисунком». Значение насекомых для природы и человека. Презентация «Мир насекомых». |
65 |
Строение насекомых |
Теория 2 |
Таинственный мир насекомых. Отличительные признаки насекомых. Внешнее строение. Внутреннее строение. Презентация «Строение насекомых». Размножение и развитие. Тест «Строение насекомых». |
|
66 |
Фазы развития насекомых |
Теория 2 |
Фазы развития различных насекомых. Чем особенны муравьи? Презентация «Развитие насекомых». Работа в парах «Подбери признак». Д/И «Чья тень» |
|
67 |
Интересные факты о насекомых |
Теория 2 |
Отряды насекомых. Интересные факты о представителях класса насекомые. Презентация «Интересно о насекомых». Видеоролик «Интересное поведение насекомых». |
|
68 |
Дождевой червь
|
Теория 1 |
Образ жизни дождевого червя. Внешнее и внутреннее строение. Среда обитания. Чем питаются? Размножение. Презентация «Дождевой червь». Природные враги дождевых червей.Роль дождевых червей в природе и жизни человека. Охрана дождевых червей. |
|
|
|
Опыт «Рыхление» |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при проведении экспериментов. Наблюдение за червями в литровой банке с землей. Обоснование результатов опыта и фиксирование в дневник наблюдений. |
69 |
|
Клещ – опасность и защита |
Теория 1
|
Разновидности клещей. Исследования энцефалита. Основные пути заражения. Профилактика укуса клещей. Алгоритм действий при укусе клеща. |
Изготовление памятки «Осторожно – клещи!» |
Практика 1 |
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами. Обсуждение возможных вариантов оформления. Изготовление памяток. Выход на улицу и распространение. |
||
70 |
|
Завершение эксперимента «Разложение отходов» - длительный эксперимент |
Практика 2 |
Наблюдение за отростками картофеля в лабиринте. Выводы по результатам эксперимента. Фиксирование в дневнике наблюдений. |
71 |
|
Игра «Что? Где? Когда?» |
Теория 2 |
Правила игры. Разделение на группы. Ответы на вопросы. Подведение итогов. |
72 |
|
Тестирование |
Практика 2 |
Инструкция по выполнению теста. Выполнение контрольного теста.
|
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год реализации программы /месяц |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
форма аттестации |
1 год |
12 |
18 |
16 |
20 |
14 |
16 |
18 |
18 |
12 |
тест |
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Год обучения – 1 год.
2. Сроки проведения промежуточной аттестации учащихся – май 2020 года.
3. Форма и наименование промежуточной аттестации учащихся – тестирование «Тайны природы».
4. Цель – оценка эффективности организации образовательного процесса по общеразвивающей программе «Школа тайн и открытий».
5. Инструкция по применению: тест состоит из 9 вопросов с выбором одного правильного ответа, установлением соответствия и открытым ответом. Выполняется в письменном виде каждым учащимся индивидуально. Продолжительность выполнения работы – 20 минут.
Задание с выбором ответа считается выполненным, если указан номер верного ответа и оценивается в 5 баллов. Задания с установлением соответствия – оценивается в 5 баллов за каждое правильно определенное соответствие. Вопросы с развернутым ответом оцениваются от 0 до 5 баллов. При неполном ответе оценивается меньшим количеством баллов на усмотрение педагога.
Для оценивания результатов выполнения теста
используется балловка, соответствующая уровням обученности учащихся
(ВУО – 80-120; СУО – 40-79; НУО – 0-39). Максимальный балл за тест в целом -
120. Полученные результаты теста указывают на эффективность организации
образовательного процесса по общеразвивающей программе «Юннат».
Результаты выполнения теста учащимися заносятся педагогом в сводную ведомость результатов промежуточной аттестации.
Сводная ведомость результатов промежуточной аттестации учащихся по тесту «Общие сведения о мире животных»
(примерная таблица)
Год обучения _________________
Группа _______________________
Дата тестирования ______________
№ п/п |
ФИ учащегося |
Номера вопросов/количество баллов |
всего |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
1 |
Петров Иван |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сводную ведомость составил п.д.о. ___________________/Блюмская Л.В. /
дата
6. Задания к оценочному материалу
Тест «Тайны природы»
Выберите правильный ответ:
1. Сезонные явления природы связаны
а) со сменой дня и ночи б) со сменой дня и ночи в) со сменой времен года
2. Воздух – это вещество, находящееся в разных состояниях
а) жидком, твердом и газообразном б) смесь газа, пыли и пара
в) любое вещество природы
3. При превращении в лёд вода…
а) сжимается б) расширяется в) испаряется
4.
Водяной пар – это …
а) прозрачный бесцветный газ б) белый туман в)
маленькие капельки воды
5. Какая планета солнечной системы самая большая?
а) венера б) сатурн в) юпитер
6. Какие движения совершает Земля?
а) вращение вокруг Солнца б) вращение вокруг Луны.
в) вращение вокруг собственной оси.
7. Верхний плодородный слой земли – это …
а) глина б)
песок в) почва
8. Главное свойство почвы …
а) рыхлость б) плодородие в) тёмный цвет
9. Что образуется у растений на месте цветка?
а) листья б) плод в) корень
10. Как называется растение, имеющее несколько стволиков, покрытых корой?
а) кустарник б) трава в) дерево
11. Бактерии – очень древние организмы, так как они
а) маленькие по размеру б) одноклеточные в) появились на Земле 3,5 млрд.лет назад
12. Мимикрия – это
а) маскировка б) наблюдение в) выращивание
13. Для прорастания семян необходимо
а) почва б)
тепло, вода, воздух в) свет
14.Какие из перечисленных животных появились на Земле раньше?
а) птицы б) динозавры в) звери
15. К насекомым относятся …
а) паук б)
креветка в) улитка г) муха
16. Гусеницы – это …
а) черви б)
особая группа насекомых в) личинки
бабочек
7. Ключ к тесту: 1. В, 2. А, 3. А, 4. В, 5. В, 6. А, В, 7. В, 8. Б, 9. Б, 10. А,
11. В, 12. А, 13. Б, В, 14. Б, 15. Г, 16. В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
«Как предсказать погоду? Ветер»
Цели: дать общее представление о погоде, какими знаками она обозначается. Познакомить с понятием ветер, с причиной его возникновения
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить знания детей о погодных явлениях
Развивающие:
- развивать познавательную активность
- формировать умения участвовать в учебной беседе, отвечать на вопросы
- обогащать словарный запас, описывая погоду в разное время года
Воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к учению, уверенность, любознательность
- воспитывать интерес к изучаемым явлениям природы.
Материалы к занятию: презентация «Погода», воздушным шарик, свеча, бумажная спираль на нитке, воздушный шарик, веревка, пластиковая бутылка, флейта из трубочек для коктейля.
ТСО: средства мультимедиа.
Ход занятия:
Организационный этап.
Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада, видеть вас! У меня сегодня хорошее настроение, несмотря на погоду.
Постановка проблемы
Скажите, ребята, а какое сейчас время года? (Осень.)
А какие ещё времена года вы знаете? Назовите мне признаки весны, зимы и лета.
Ребята, всякий раз выходя на улицу, мы не знаем, как нам одеваться
А как узнать?
Что такое погода?
От чего она зависит?
Откуда мы узнаем о погоде на завтра?
Зачем о погоде надо знать заранее?
- Вы поставили перед собой вопросы. Давайте вместе искать на них ответы
Основной этап.
Сообщение темы урока
И так, сегодня мы с вами будем говорить о погоде
Утром, собираясь в школу вы слышите от родителей: «Сегодня плохая погода». Что это значит?
- В словаре С. И. Ожегова написано: «Погода – это состояние атмосферы в данном месте в данное время?»
- Какое слово оказалось непонятным? (Атмосфера)
- Наша планета Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой.
Воздушная оболочка Земли давит на поверхность планеты. Это называется атмосферным давлением.
Показ презентации «Погода».
Физминутка “Кораблик”
Ветер по морю гуляет |
(Руки наверху раскачиваем, ноги поочереди сгибаем) |
И кораблик подгоняет |
(Дуем) |
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. |
(Руки на пояс и легким бегом) |
Начался вдруг сильный шторм, Прогремел на небе гром. |
(Сильно раскачиваем руками и делаем круговые движения с поднятыми руками) |
Наш кораблик закачался,
|
(Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся, будто сейчас упадем) |
Вверх с волной сперва умчался, |
(Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево) |
А потом упал он вниз. |
(Сели) |
Вверх-вниз, вверх-вниз. |
(Приседаем) |
Направления ветра.
А теперь поговорим о направлении ветра. Ветер называют по той стороне горизонта, откуда он дует.
Люди договорились называть верхнюю точку Земли север, а нижнюю-юг, справа-восток, слева-запад. Ветер, который дует с севера-северный, с юга-…, с востока-…, с запада-…
Направление ветра можно узнать по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб. Но более точно это можно сделать с помощью специальных приборов: флюгер, компас.
Флюгер- это прибор, стрелка которого свободно вращается на вертикально установленном стержне. Острый конец стрелки всегда направлен против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно восемь стерженьков – указателей основных и промежуточных сторон горизонта.
Флюгер изобрели несколько тысяч лет назад. Во многих городах стало обычаем украшать шпили высоких зданий флюгером.
Компас - устройство для ориентирования на местности и определения сторон света.
Ветер может быть теплым и холодным, сильным и слабым.
Земля по - разному нагревается в разных местах солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх, а холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.
Это можно увидеть наглядно.
-Давайте поразмышляем: что такое ветер? Почему он дует?
-Давайте попробуем ответить на этот вопрос после небольших опытов.
Практическая работа
Опыты.
· Сейчас мы «сделаем» ветер сами. Помашите перед лицом руками.
-Что вы чувствуете? (ветерок)- А откуда он взялся? (колебание, движение воздуха)
· Опыт с воздушным шариком.
-Что произошло? Почему?
- Расскажите, что такое ветер?
Вывод.
Ветер — это движение воздуха.
· Опыт со свечой и бумажной спиралью. Теплый воздух, поднимаясь вверх, будет крутить эту спираль.
Почему ветер воет, издает звук? Есть даже такая загадка: летит, но не птица, воет, но не зверь. Звук – это волны в воздухе. Опыт с веревкой – быстро-быстро помашем в воздухе и услышим свист. Есть такое выражение «Ветер свистит»
· Опыт с бутылкой. Можно устроить ветер над горлышком бутылки. Только дуть надо не в нее, а как-бы поверх отверстия.
Будут образовываться воздушные вихри, часть воздуха попадет в бутылку, заставляя ее вибрировать. Бутылка загудит. Есть такое выражение «Ветер гудит»
Люди подметили это свойство ветра свистеть, гудеть и петь, и придумали музыкальный инструмент – флейту (показ картинок).
· Флейту Пану я сделала из обычных коктейльных трубочек (показ).
· Есть такое выражение «Ветер поет»
А что делает мельница?
Ветер крутит лопасти, в жернова засыпают зерно. Жернова крутятся и перетирают зерно в муку.
Но работа ветра была нужна не только в старину.
Теперь огромные лопасти ветрогенераторов вырабатывают электроэнергию.
Ветряные электростанции есть у нас в стране. Например, в Крыму, у Казантипского залива. Он славится своими сильными и постоянными ветрами. И именно там стоят целые цепи ветрогенераторов (показ картинок).
Обобщение и систематизация знаний
Каково значение ветра (переносит влагу, тепло, семена. Очищает воздух.
Раздувает паруса на кораблях)
Для обозначения явлений погоды используют условные знаки (запись на доске и в тетради).
Отгадайте загадки.
1.Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
(град)
2.Через поля, через луга
Стоит нарядная дуга.
(радуга)
3. Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним-прочь бегут.
(дождь)
4. Басовитый и серьезный,
У него характер крут:
Заворчит он очень грозно-
Все сейчас же убегут!
(гром)
5. Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю.
(метель)
6. Нет колес у меня-
Я крылата и легка.
Громче всех постовых
Я свищу без свистка.
На лету, на лету, на лету-у
Весь город замету.
(вьюга)
7. Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Слышишь его, а не видишь его.
(ветер)
Итог занятия
- Что нового вы узнали сегодня?
- Что такое погода? (состояние атмосферы в данной местности в данный момент времени).
- Как погода определяется? (Температурой воздуха. Облачностью и осадками. Силой и направлением ветра).
- Как можно определить ветер?
- Что на уроке вам понравилось больше всего?
- Что вызвало затруднение?
Рефлексия
Если на занятии вы хорошо поработали, вам было все понятно – улыбнитесь!
Если вам было не все понятно, были затруднения – не улыбайтесь.
Если вам было все непонятно – сделайте хмурое лицо.
Молодцы, ребята! Вы сегодня были активными, все хорошо поработали.
«Вредные и полезные микробы»
Цель: формировать новые понятия о полезных и вредных микробах
Задачи:
Обучающие: сформировать представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат);
Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, интерес к познавательной деятельности. Обогащать словарь детей.
Воспитательные: воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, культурно - гигиенические навыки
Тип занятия: изучение нового материала
Материалы к занятию: картинки - схемы с изображением путей попадания микробов в организм человека; фото А.В.Левенгука; пластилин; видеофильм «Что, если не мыть руки, фрукты и овощи перед едой? Микробы под микроскопом!» (5:31мин.), видеофильм «Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека»
ТСО: средства мультимедиа
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный этап. (2-3 мин.)
Ø Приветствие.
Ø Перекличка.
Игра «Десять правил»(Закончи фразу)
Чтобы расти здоровым,
Нужно беречь здоровье,
Безопасность соблюдать,
Десять правил уважать.
Слушайте все, не зевайте,
И фразу мою продолжайте.
1.Ангиной болеет тот,
Кто воду холодную... (пьет).
2. Все цветы роса умыла,
А тебя умоет...(мыло).
3. У того болит живот,
Кто из крана воду...(пьет).
4. Опасно собаку дразнить,
Может она...(укусить).
5. Опасно камнями бросаться,
Можно без глаза...(остаться).
6. Бегал Валентин по лужам,
А теперь малыш...(простужен).
7. Говорят нам не напрасно,
Что в грозу гулять...(опасно).
8. Опасно на реке нырять
Каждый должен это...(знать).
9. Не боится моря Слава,
Он давно умеет...(плавать).
10. Фрукты моем мы все, чтобы
Победить водой...(микробы).
Основной этап.
1) Подготовительный (подготовка к освоению нового содержания).
Сообщение темы, цели занятия и мотивация учебной деятельности детей.
Давайте вспомним, как начинается сказка Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр»?
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Конечно, все вы помните, что случилось с мальчиком из этой сказки. Почему все его вещи убегали от него? Потому что у него были грязные руки!
А у вас чистые руки? Рассмотрите свои руки, видны ли микробы?
Верно, микробы не заметны человеческому глазу.
Не видно грязи – значит - чистые? К сожалению, это не так.
На наших руках есть очень вредные маленькие микробы.
Сегодня мы и поговорим о самых первых жителях Земли, самых маленьких её обитателях – микроорганизмах, или еще их называют - микробы.
Микроб — ужасно вредное животное:
Коварное и, главное, щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет и спокойно там живет.
Залезет, шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
О. Нэш
2) Усвоение новых знаний и способов действий.
Вы когда-нибудь видели микробы?
У вас на партах лежат листочки. Я предлагаю вам взять карандаш, цвет которого вам больше нравится, и нарисовать микроба, каким вы его себе представляете.
Что у вас получилось? Ого, какие микробы у вас получились!
(Показ рисунков. Обсуждение)
Слово «микроб» произошло от двух слов «микрос», что означает «малый», «биос» – «жизнь». Мельче комаров и мошек во много-много тысяч раз. Букашка по сравнению с ними огромная, как гора
Мы не сможем их разглядеть даже через увеличительное стекло. Как же их увидели ученые? Они смотрят на микробов через микроскоп – это прибор для очень сильного увеличения.
Оказывается, первым человеком, увидевшим микробы, был голландец Антони Ван Левенгук - в 1673г. (показ на экране).
Вот так выглядит микроскоп (показ микроскопа на экране).
Микроскоп может увеличить все в сто и даже в тысячу раз. Ученые смогли сфотографировать увеличенные микробы. Вот какие снимки у них получились! У микробов нет ни рук, ни ног, ни рта, ни глаз, ни сердца, ни легких. Это просто шарики или палочки.
Как же они передвигаются?
У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер, и микроб движется. У других микробов жгутиков нет. В жидкости они просто подпрыгивают – как мячик. Там, где сухо, их переносит ветер. А часто их переносят люди и животные.
Показ картинок разных микробов
Вот такие красивые шарики, палочки, спиральки попадая к нам в организм, могут вызвать опасные болезни.
Как же они попадают к нам в организм? Как вы думаете? при чихании, кашле заболевшего человека (микробы разлетаются на 10 метров);
• с немытых рук
• с вещей заболевшего человека
• с немытых овощей и фруктов
• если грызешь ногти
• если пьешь грязную воду
Тьма невидимых зверушек. Жить предпочитает в нас. Бактерии живут на коже, слизистых оболочках, в органах пищеварительной системы, выполняя роль наших помощников и защитников. «Вредные» микробы – также чувствуют себя в нашем теле весьма комфортно, а при ослаблении иммунитета и вовсе «распоясываются», провоцируя различные заболевания.
Микробы живые. Они едят, растут, двигаются и очень быстро размножаются.
Давайте рассмотрим наглядно, как они размножаются.
У вас на парте пластилин. Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину и другие заболевания. Микроб, вырастает до определенных размеров (добавить к этому шарику еще пластилина). Затем делится пополам. Из одного получается два. Разделите ваш шарик на два. Они опять растут (добавить к каждому шарику еще пластилина), делятся… И из двух уже получается четыре и т.д. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как и он, микробов. Вот так их становится всё больше и больше, и человек заболевает всё сильнее и сильнее.
Их очень много, они повсюду. Микробиологи доказали, что нет ни одного уголка на земном шаре, где бы не встречались микробы (на глубине мирового океана, в атмосфере, в почве, даже внутри человеческого тела).
Микробы живут везде, размножаются в любых условиях. Они являются самыми опасными врагами человека.
Если микробы поселяются в горле, начинается ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – то болят зубы. Микробы могут поселиться и в кишечнике, тогда появляются боли в животе и диарея.
«Сказка о микробах».
Послушайте сказку о микробах.
Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе – на тарелках. На ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть и в рот человеку, а там уж и до болезней рукой подать!
- Подумайте, что помогает нам победить микробов?
Что делать, чтобы не заразиться?
Обязательно мыть руки!
Находиться рядом с заболевшим человеком в специальной маске.
Мыть овощи и фрукты.
Не есть упавшую на пол еду.
Не грызть ногти.
А еще, чтобы быть здоровыми, надо больше гулять на свежем воздухе и заниматься спортом.
-Что делать, чтобы не заразиться?
· Обязательно мыть руки!
· Находиться рядом с заболевшим человеком в специальной маске.
· Мыть овощи и фрукты.
· Не есть упавшую на пол еду.
· Не грызть ногти, коротко их подстригать.
· Всем известно, что при царапинах и порезах нужно смазать рану дезинфицирующим веществом: спиртом, перекисью водорода или йодом, чтобы не оставить микробам шансов.
· В местах скопления людей (метро, общественный транспорт, супермаркеты, концертные и кинозалы) очень большое количество микробов. Поэтому нужно мазать нос оксолиновой мазью или использовать специальные маски.
· Запахи лука и чеснока полезны. Они уничтожают микробы разных болезней. Поэтому чаще нужно употреблять лук и чеснок в пище, для организма они очень полезны
· На открытом воздухе микробов значительно меньше, поэтому очень полезно гулять на свежем воздухе в лесу, в парке.
Видеофильм «Что, если не мыть руки, фрукты и овощи перед едой? Микробы под микроскопом!»
Но если бы не было бактерий, на Земле не было бы никакой жизни. Был бы один песок, как на Луне.
· Бактерии превращают молоко в простоквашу, кефир, а виноградный сок — в спирт, уксус, вино
· Из уксусной бактерии делают закваску для кваса. Также бактерии помогают из теста сделать хлеб.
· Но самое главное — без полезных бактерий у нас было бы меньше молока, хлеба и мяса. Дело в том, что животные питаются растениями, а растения лучше всего развиваются на такой почве, в которой много азота. А азот бактерии переносят из воздуха в почву.
· Бактерии помогают жвачным животным, антилопам, коровам, лосям, козам, лошадям, переваривать растительную пищу.
· В теле человека более 100 триллионов бактерий, их насчитывается пятьсот видов.
· В нашем желудке есть множество кишечных бактерий. Но не бойтесь, они не страшные, наоборот, они помогают вам справиться с пищей: переваривают ее.
· Если бы на Земле не было бактерий, вызывающих гниение, наша планета постепенно покрылась бы неразложившимися останками растений и животных. Бактерии гниения помогают уничтожить эти останки. Так возвращаются в почву все вещества, из которых состояли тела растений и животных.
Есть еще и плохие бактерии, которые вызывают разные болезни, их очень много в общественных местах – на дверных ручках, тележках в магазине, компьютерных мышках, поручнях в автобусе….
Если вредные микробы все-таки попали в организм, с ними начинают бороться полезные бактерии, которые есть у всех нас внутри (бифидобактерии, лактобактерии, бактероиды и кишечные палочки). Они помогают пищеварению, помогают усваивать витамины, защищают от аллергии, повышают иммунитет и устойчивость к инфекциям. Чтобы помочь полезным бактериям, необходимо соблюдать чистоту и есть продукты, в которых содержатся витамины.
Витамины - полезные вещества, которые помогают нам быть здоровыми и сильными. Витамины содержатся в разных продуктах. Что мы будем делать всегда? Есть полезные продукты. Чаще мыть руки, смывая микробы с кожи. Микробы очень боятся мыла! Все микробы боятся лука и чеснока! Поэтому, чтобы не заболеть, мы будем добавлять в пищу лук и чеснок. Находиться рядом с заболевшими людьми будем только в специальной медицинской маске, закрывающей нос и рот.
Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки,
руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
Контрольный этап.
Беседа по вопросам:
- Что такое микробы? Где они живут?
- Каких форм бывают микробы?
- Где могут жить бактерии?
- Все ли микробы вредные? В чем полезность микробов?
- Как защитить себя от микробов? (поддерживать чистоту, чаще мыть руки, хорошо мыть фрукты и овощи, не брать в рот пальцы и посторонние предметы, не грызть ногти…)
- Почему при кашле и чихании нужно закрывать рот?
Для закрепления посмотрим фильм «Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека» | Окружающий мир 2 класс #48 | Инфоурок (9:16)
Итоговый этап.
- Что было главным на занятии?
- Какие открытия вы для себя сделали?
- О чем бы вы хотели рассказать своим друзьям?
Рефлексия.
Если вам было все понятно на занятии – улыбнитесь!
Если вам было не все понятно, были затруднения – не улыбайтесь.
Если вам было все непонятно – сделайте хмурое лицо.
Домашнее задание: к следующему занятию подготовить пословицы о микробах и бактериях.
Пообещайте мне, что вы будете
соблюдать правила гигиены и защищаться от микробов.
А мне остается пожелать вам, чтобы вы были
здоровы!
Занятие окончено. Всего доброго!
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п |
Наименование |
Количество (объем) |
1 |
Компьютер |
1 шт. |
2 |
Микроскоп ученический |
1 шт. |
3 |
Лупы |
6 шт. |
4 |
Лабораторная посуда |
|
5 |
Песок |
3 кг. |
6 |
Почва |
3 кг. |
7 |
Семена растений |
2 уп. |
8 |
Компас |
6 шт. |
9 |
Термометр |
6 шт. |
10 |
Фонарик |
6 шт. |
11 |
Мыльные пузыри |
6 шт. |
12 |
Проволока |
1 м. |
13 |
Пакеты для мусора |
2 уп. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.