План-конспект занятия в 4 классе
по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Мы из Кузбасса»
Тема занятия «Как ориентироваться в лесу»
Автор: педагог дополнительного образования МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги» Загурская Екатерина Леонидовна.
Консультант: методист МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги» Пыстина Наталья Юрьевна.
Тип занятия: занятие изучения нового материала, игровое.
Цель: продолжать знакомство с природой родного края, развивать познавательный интерес к окружающему миру, внимательность, наблюдательность; создать условия для овладения знаниями о способах ориентирования на местности; научиться определять азимут по компасу
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные действия: ценить и понимать историю своего края, уважать свою малую родину; развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу; проводить самоанализ и самоконтроль результатов занятия.
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, выполнять групповые и индивидуальные задания, оценивать свои знания.
Познавательные действия: уметь воспроизводить и анализировать информацию; уметь ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в совместной деятельности, слушать и понимать других, высказывать свое мнение.
Основные понятия: ориентирование, стороны света, карта, компас, азимут.
Оборудование: компас, транспортир, компьютер, мультимединый проектор.
Продолжительность занятия: 45 минут
Ход занятия
Здравствуйте! Сегодня мы с вами отправимся в наш кузбасский лес. Здесь много разных деревьев, кустарников, трав, а также много таинственных дорожек и тропинок, которые могут завести нас в совсем незнакомые места. Лес – это чудесное место, тут очень красиво, но в лесу нас могут подстерегать самые неожиданные опасности.
Что же опасного может быть в лесу ребята?
(Ответы детей)
– Правильно, в лесу можно встретить насекомых, от которых лучше защититься, например, клещей. В лесу можно найти очень привлекательные, но несъедобные ягоды или грибы. Иногда в глухом лесу встречаются опасные животные. Но самое неприятное, что в лесу можно заблудиться и остаться совсем одному. И вот сегодня мы поговорим о том, как ориентироваться в лесной чаще по природным признакам, чтобы чувствовать себя в лесу уверенно и спокойно.
С помощью чего мы можем ориентироваться на природе?
(Ответы детей)
Да, ориентироваться можно: по карте, компасу, солнцу, часам, звездам, природным признакам и явлениям и разным подсказкам. Например: если вы утром выглянете в окошко и увидите людей с зонтиками, значит на улице дождик, а если идет снег, то скорей всего это зима и надо одеваться теплее (шутка).
Давайте запомним. Ориентирование – это умение определить стороны света, представить себе направление дорог и расположение населенных пунктов по отношению к тому месту, в котором вы находитесь. Дорогу всегда можно найти, зная расположение сторон света. Их всего четыре:
север (N),
восток (E),
юг (S)
и запад (W).
(Пишем на доске латинские буквы и объясняем их значение).
Для точного определения сторон света на местности необходим компас. Для удобства использования компаса в разных странах, принято обозначать на нём стороны света первыми буквами английских названий этих сторон. North, East, South, West соответствуют нашим Северу, Востоку, Югу и Западу.
Магнитная стрелка компаса всегда показывает на север.
(Дети рассматривают компас. Можно показать на экране внешний вид различных компасов, применяемых в навигации, геодезии, военном деле, старинные компасы).
Компас с магнитной стрелкой был изобретен в Китае и впервые упоминается в конце VII века. Он позволяет ориентироваться в любом месте и в любое время. Для этого компас необходимо установить в горизонтальном положении так, чтобы его стрелка не касалась корпуса и, поворачивая компас, совместить конец стрелки с указателем «С» (север). Такое положение означает, что компас сориентирован. Давайте попробуем это сделать.
Практическая работа с компасом.
Определите в какую сторону по компасу обращены в кабинете:
Доска, окна, дверь, стенд на стене.
На компасе изображены цифры. Это градусы, по которым можно определить азимут.
Азимут – это угол, измеренный в градусах, между направлением на север и направлением на нужный нам объект, отсчитываемый по часовой стрелке.
(Определение можно вывести на экран)
Практическая работа по определению азимута
Определить направление на север. От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности. Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь по часовой стрелке.
А если у нас нет под рукой компаса? Что тогда делать? Неужели мы заблудимся и потеряемся? Нет! Существует много других интересных способов ориентирования в природе. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
По своей тени. В полдень направление тени (она будет самая короткая) указывает на север. Но не дожидаясь самой короткой тени можно ориентироваться следующим способом. Воткните в землю палку около 1 метра длиной. Отметьте конец тени. Подождите 10-15 минут и повторите все снова. Проведите линию от первой отметки положения тени до второй и продлите на шаг дальше второй отметки. Станьте носком левой ноги напротив первой отметки, а правой – в конце линии, которую вы начертили. Сейчас вы стоите лицом на север.
По местным предметам.
Стороны горизонта в лесу можно определить по коре деревьев. Нужно помнить, что южная сторона деревьев, получая больше тепла и света, чем северная, имеет более сухую и светлую кору. Это особенно заметно в хвойных лесах. А ещё на более освещенной стороне деревьев имеются заметные наплывы и сгустки смолы, долго сохраняющие светло-жёлтый цвет. Стволы сосен покрываются вторичной коркой. С северной стороны эта корка образуется значительно реже, чем с южной. А после дождя ствол сосны чернеет с севера. Это объясняется тем, что вторичная корка, которая появляется на теневой стороне ствола и заходит по ней выше, чем по южной, во время дождя набухает и высыхает медленно. Потому и кажется, что цвет северной стороны ствола сосны – чёрный.
Стороны света также можно определить по лиственным деревьям. Так, стволы осин, а особенно тополя, с севера покрываются мхом и лишайниками. И даже если лишайник разросся по всему дереву, то с северной стороны его больше, там он более влажный и плотный. Это особенно хорошо заметно по нижней части ствола. А кора белой березы с южной стороны всегда белее по сравнению с северной стороной. Трещины и неровности, разные наросты покрывают березу с северной стороны.
Для определения сторон света можно использовать крупные камни и валуны. Их северная сторона покрыта лишайниками и мхом, которые не любят тепла и света. Да и почва возле такого камня поможет, если отсутствуют лишайники и мох: почва с северной стороны такого камня более влажная, чем с южной.
Помогут ориентироваться в лесу и его обитатели. Так, белка устраивает свое жилище только в дуплах, расположенных с противоположной стороны часто дующих ветров. А муравейники располагаются с южной стороны какого-либо дерева или пня. Притом южная сторона муравейника пологая, северная – крутая. Весной снег быстрее тает на южных склонах оврагов, лощин, выемок. Трава весной выше и гуще с южной стороны отдельных камней, построек, опушек леса, а летом при длительной жаре остается более зеленой с северной стороны.
Зная такие хитрости, мы можем ориентироваться даже в самом густом лесу.
Ну, а теперь давайте скажем, какие правила мы должны выполнять, чтобы не нанести вред природе?
(Ответы:
1) Не оставлять в лесу мусора.
2) Не шуметь, не пугать животных леса.
3) Правильно разводить костер: на старом кострище. Если его нет, лопатой надо снять дерн и разводить костер в образовавшейся ямке. Уходя, нужно погасить костер: залить водой, засыпать песком, а дерн положить на место.)
Молодцы! Теперь мы смело можем выходить на природу, но постараемся не забыть компас и еще раз повторить все, что мы сегодня узнали. Тогда наслаждаться красотой родного края будет намного приятнее и радостнее. Спасибо!
При выходе на занятие в парк или сквер, можно провести игру.
Игра «Погоня за «лисицей»
Проводится на местности, где есть естественные препятствия и нет вариантов заблудиться. На 8-10 играющих – «охотников» назначают одну «лису», которая, убегая, выбрасывает бумажки через 15-25 шагов, таким образом, «лиса» оставляет следы. Через 4-5 минут за ней в погоню отправляются «охотники». Игру ведут до тех по, пока не поймают «лису». Среди «охотников» можно определить победителя по количеству собранных бумажек, тогда в лесу или парке будет чище. Данная игра развивает умение преодолевать препятствия на высокой скорости.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.