Дополнительная общеразвивающая программа Школа Юного Лидера

  • docx
  • 03.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала !Школа Юного Лидера!!!.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО – ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Школа юного лидера»

 

Срок реализации образовательной программы – 3  года

 

 

 

 

Разработчик программы

педагог дополнительного образования

Чванова Надежда Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.     Пояснительная записка…………………………………………………… 3

2.     Учебно – тематическое планирование…………………………...……….5

2.1.          Учебный план…………………………………………………………...6

3.     Содержание изучаемого курса…………………………………….............7

4.     Организационно - педагогические условия реализации

образовательной программы………………………………………..……18

5.     Планируемые результаты освоения

образовательной программы……………………………………………  25

6.     Система оценки результатов освоения

образовательной программы………………………………..……………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Школа юного Лидера» разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

При разработке дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической  направленности  «Школа юного Лидера»  были использованы:

- авторская программа «Познай себя. Реализуй себя. Утверждай себя», автор Г.К. Селевко;

- теоретические и практические материалы известных психологов: Битяновой Н.Р., Пономоренко Л.П., Белоусовой Р.В., Дереклеевой Н.И., Савченко М.Ю.

Цель дополнительной общеразвивающей программы «Школа юного Лидера»: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачи дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности  «Школа юного Лидера»:

Образовательные

способствовать формированию: лидерских качеств, навыков руководства и умений руководителя, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии.

Развивающие

способствовать развитию: аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритичного отношения к себе.

Воспитательные

создать условия для: нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности  «Школа юного Лидера» состоит в том, что позволяет параллельно решать задачи нескольких Государственных программ и приоритетных направлений.

В рамках государственной программы по профильному обучению, данная образовательная программа помогает воспитанникам определиться в выборе будущей профессии. Приобретая навык организационной работы, каждый ребенок получит не только уверенность в своих силах, но и возможность иметь дополнительную профессию (журналист, актер, диктор, краевед, спортсмен и др.), что немаловажно для самостоятельной взрослой жизни.

Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности  «Школа юного Лидера» состоит в том, что она позволяет взаимодействовать детям друг с другом, взаимодействовать с другими объединениями и общественными организациями, а главное поставить подростков в позицию просветителя (старшие-младшим) и организатора. Придается большое значение аспектам психологии, что способствует формированию «Лидера». Здоровьеформирующий компонент программы: сама актуализация подростков в просветительской и организаторской деятельности дает им «ситуацию успеха», а значит содействует эмоциональному и психологическому здоровью личности.

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа от 9 лет до 18 лет.

Минимальный возраст детей для зачисления на обучение 8,5-9 лет.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности  «Школа юного Лидера» 3 года.

 

II. Учебный  план

 

Название раздела

Количество часов

I год обучения

II год обучения

III год обучения

Вводное занятие

2

1

1

«Познаем»

20

14

14

«Играем»

22

7

17

«Творим»

20

10

-

Всего:

64

32

32

Форма проведения промежуточной аттестации

Творческая работа

Беседа

Социальный проект

 

II.I Учебно - тематическое планирование

 

1 год обучения (1 группа)

№ занятия

Темы занятий

Кол-во часов

Всего

В том числе

Теория

Практика

1-2

Вводное занятие

2

1

1

3-22

«Познаем»

Я и мой край. 20 часов.

20

6

14

3-6

История моей семьи: история фамилии

4

1

3

7-10

История Ленинградской области и Волосовского района  с древнейших времен.

4

1

3

11-14

Ленинградская область и Волосовский район в годы Великой Отечественной войны. Герои-земляки

4

1

3

15-16

Современный Волосовский район

2

1

1

17

История д. Извара

1

1

-

18-20

Красная книга Ленинградской области

3

1

2

21-22

Экскурсия в  музей

2

-

2

23-44

«Играем»

Игровая гавань. 22 часа

22

12

10

23-29

Основы публичного выступления

7

4

3

30-44

Коллективно-творческое дело: методика организации и проведение

15

8

7

45-64

«Творим»

Оформительский причал. 20 часов

20

10

10

45-53

Основы журналистского мастерства

9

4

5

54-56

Стенгазета: специфика жанра

3

2

1

57-59

Выставки: виды и основы оформления

3

2

1

60-64

Школьная газета: распределение обязанностей и подбор материала

5

2

3

Всего:

64

29

35

 

2 год обучения (2 группа)

№ занятия

Темы занятий

Кол-во часов

Всего

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2-15

«Познаем»

Информационное море. 14 часов

14

6

8

2-4

Понятие информация: виды информации, источники информации.

3

1

2

5-6

Что такое книга. Первые древние книги. Первые типографии

2

1

1

7-8

«Всемирная паутина» как источник информации

2

1

1

9-11

Понятие «музей». Музейное дело.

3

1

2

12-15

Детские общественные объединения России. История появления.

4

2

2

16-22

«Играем»

Музыкальная бухта. 7 часов

7

3

4

16

Музыка как предмет искусства

1

1

-

17-19

Авторская песня: фестивали

3

1

2

20-22

Современные музыкальные течения

3

1

2

23-32

«Творим»

Дорога общения. 10 часов

10

5

5

23-24

Понятие «Лидер», качества.

2

1

1

25-27

Лидер и его команда.

3

1

2

28-29

Общение как одна из основных ценностей человека

2

1

1

30-31

Конфликты и пути их разрешения.

2

1

1

32

Этика и культура делового общения

1

1

-

Всего:

32

15

17

 

3 год обучения (3 группа)

 

Темы занятий

Кол-во часов

Всего

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

0

2-15

«Познаем»

Познавательный риф

14

5

9

2-7

Познай и реализуй себя

6

2

4

8-15

Социальное проектирование

8

3

5

16-32

«Играем»

Остров права

17

6

11

16-19

Законы по защите прав детей

4

2

2

20-26

Законы, регулирующие школьную жизнь (образование)

7

2

5

27-32

Избирательное право в школе: выборы

6

2

4

Всего:

 

32

12

20

 

III. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

 

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

1. Вводное занятие (2 часа)

Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.

Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный. Беседа с детьми, прием сравнения.

Форма проведения: беседа, тестирование.

Форма подведения итогов: рефлексия.

2. Я и мой край (20 часа)

2.1. История моей семьи: история фамилии (4 часа)

Теоретические знания: Что такое семья? История появления фамилий. История известных фамилий. Основные понятия в семейной иерархии. История семейных отношений в России. Что такое родословная. Генеалогическое древо.

Примерные темы занятий: «История моей фамилии», «Родственники», «Генеалогическое древо моей семьи», «История фамилий известных людей» и т.д.

Практическая деятельность: изучение родственных связей в семье,  составление генеалогического древа

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.

Форма проведения: беседа в сочетании с практической работой. Составление генеалогического древа.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Материал: краски, карандаши, ножницы, цветная бумага, картон.

2.2. История Ленинградской области и Волосовского района  с древнейших времен.  (4 часа)

Теоретические знания: понятия «крепость», основные структурные компоненты крепости, история Ленинградской области и Волосовского района  с древнейших времен. Деревня Извара, экскурс в прошлое.

Примерные темы занятий: «Моя малая Родина - Извара»

Практическая деятельность: работа с книгами по теме, творческие работы

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа с детьми и др.

Форма проведения: беседа, практическая работой.

Форма подведения итогов: защита творческих работ.

Материал: краски, карандаши, ножницы, картон.

2.3. Ленинградская  область и Волосовский  район  в годы Великой Отечественной войны. Курская битва. Герои - земляки. (4 часа)

Теоретические знания: Ленинградская  область и Волосовский  район  в годы Великой отечественной войны.

Примерные темы занятий: «Они защищали Ленинград»,  «Наши знаменитые земляки»,

Практическая деятельность: подбор материала по теме, работа в библиотеке, мини - исследовательская работа

Методы и приемы: словесный, наглядный игровой, беседа с детьми и др.

Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью

Форма подведения итогов: защита работ.

Материал: бумага, карточки с заданиями, презентация

2.4. Современная  Ленинградская  область и Волосовский  район  (2 часа)

Теоретические знания: современная Ленинградская  область и Волосовский  район:  культурные памятники. Заочная экскурсия по улицам  Санкт Петербурга. Образовательные учреждения г. Санкт Петербурга. Знаменитые ленинградцы.

Примерные темы занятий: «Возрождение Ленинградского края», «Заочная экскурсия по улицам нашего города», «Ученый Санкт Петербург: образовательные учреждения города», «Ими городится наш город»

Практическая деятельность: экскурсия по городу, составление презентации

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа

Форма проведения: заочная экскурсия «Страницы нашей истории»

Форма подведения итогов: рефлексия.

Материал:  литература по теме, словарь, компьютер

2.5. История д. Извара (1  час)

Теоретические знания: деревня Извара, экскурс в прошлое. Современная деревня.

Практическая деятельность: составление экскурсионного маршрута

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа

Форма проведения: сбор материла по теме, защита творческих работ

Форма подведения итогов: рефлексия.

Материал:  методическая литература, компьютер, воспоминания жителей

2.6. Красная книга Ленинградской области(3 часа)

Теоретические знания: Географическое расположение Ленинградской области. Особенности природы. Полезные ископаемые. «Красная книга»

Примерные темы занятий: «Животный мир северо-запада», «Спасите флору: исчезающие растения Ленинградской области»

Практическая деятельность: беседа, составление кроссвордов по теме

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа с детьми

Форма проведения: Круглый стол

Форма подведения итогов: Викторина «Знаешь ли ты свой край?»

Материал:  бумага, компьютер, методическая литература

2.7. Экскурсия в музей (2 часа)

Практическая деятельность: экскурсия в музей

Методы и приемы: словесный, наглядный.

Форма проведения: рассказ, беседа

Форма подведения итогов: творческая работа «Мои впечатления»

3. Игровая гавань (22 часа)

3.1. Основы публичного выступления (7 часов)

Теоретические знания: основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи, основы актерского мастерства, импровизация, аксессуары актера, разработка сценария, музыкальное сопровождение

Примерные темы занятий: «Основы публичного выступления», «Постановка голоса», «Ораторское искусство», «Культура речи и правила русской орфоэпии», «Основы актерского мастерства» и т.д.

Практическая деятельность: подготовка к выступлению, подбор интонации, публичное выступление на заданную тему

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.

Форма проведения: беседа в сочетании с практической работой.

Форма подведения итогов: защита творческой работы

Материал: методическая литература, компьютер, презентация

3.2. Коллективно - творческое дело: методика организации и проведение (15 часов)

Теоретические знания: коллективно-творческое дело, методика организации творческого дела. Инструкции по технике безопасности.

Примерные темы занятий: «Я - актер: основы актерского мастерства. Выбор амплуа», «Компоненты поведения интонация, мимика, жесты», «Проявление характера персонажа в общении», «Импровизация», «Разработка сценария: этапы работы», «Художественное решение», «Музыкальное сопровождение: передача настроения музыкой»

Практическая деятельность: работа над ролью-заданием, проведение коллективно- творческого дела

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.

Форма проведения: итоговое занятие «Мой первый сценарий»

Форма подведения итогов: рефлексия.

Материал: методическая литература, сценарий, костюмы, декорации.

4. Оформительский причал (20 часов)

4.1. Основы журналистского мастерства (9 часов)

Теоретические знания: основы журналистики. Права и обязанности журналистов. Издательское дело. Планирование работы редакции, жанры журналистики.

Примерные темы занятий: «Я - журналист», «Планирование работы журналиста и редакции», «Стили оформления газет», «Основные жанры журналистики», «Интервью»

Практическая деятельность: сбор информации к выпуску, разработка цветового решения газеты, творческая работа «Первые шаги», выпуск приложения к школьной газете

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.

Форма проведения: беседа в сочетании с практической работой. Интервью.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Материал: методическая литература, словарь, компьютер.

4.2. Стенгазета: специфика жанра (3 часа)

Теоретические знания: Правила оформления стенгазеты, художественное решение.

Примерные темы занятий: «Школьная стенгазета», «Оформительская деятельность», «Творческая лаборатория» и т.д.

Практическая деятельность: выбор цветового решения, подбор шрифтов,  выпуск тематической стенгазеты

Методы и приемы: словесный, наглядный, беседа.

Форма проведения: практической работой.

Форма подведения итогов: выпуск стенгазеты

Материал: краски, карандаши, ножницы, методическая литература.

4.3. Выставки: виды и основы оформления (3 часа)

Теоретические знания: методика организации выставок в школе, выбор темы, композиционные правила построения, учет законов цветоведения, организация выставок из природного материала, организация тематических выставок.

Примерные темы занятий: «Методика организации выставки», «Выставка поделок из природного материала», «Тематические выставки»

Практическая деятельность: оформление выставки

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.

Форма проведения:

Форма подведения итогов: оформление выставки

Материал: методическая литература, экспонаты.

4.4. Школьная газета (5 часов)

Теоретические знания: Специфика школьной газеты, подбор информации,

Примерные темы занятий: «Школьная газета: о чем пишем?», «Школьная газета», ролевая игра «Издательство»

Практическая деятельность: подбор информации, выпуск номера школьной газеты

Методы и приемы: словесный, наглядный, беседа.

Форма проведения: беседа в сочетании с практической работой.

Форма подведения итогов: рефлексия

Материал: словарь, тематическая литература, компьютер, статьи.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

1. Вводное занятие (1 час)

Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.

Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный. Беседа с детьми, прием сравнения.

Форма проведения: беседа, тестирование.

Форма подведения итогов: рефлексия.

2. Информационное море (14 часов)

2.1. Понятие информация: виды информации, источники информации (3 часа)

Теоретические знания: дается понятие «информация», виды информации, источники.

Практическая деятельность: работа с методической и справочной литературой

Методы и приемы: словесный, наглядный, беседа.

Форма проведения: беседа в сочетании с практической работой.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Материал: справочная литература, компьютер, интернет.

2.2. Что такое книга. Первые древние книги. Первые типографии

(2 часа)

Теоретические знания: что такое «книга», первая книга, первые типографии, библиотеки мира

Примерные темы занятий: «Что такое книга?», «Самые известные библиотеки мира: древние и современные», «Первые типографии: экскурс в историю»

Практическая деятельность: работа с литературой и в интернете, экскурсия в областную библиотеку.

Методы и приемы: словесный, наглядный, поисковый, беседа с детьми и др.

Форма проведения: беседа, практическая работой.

Форма подведения итогов: защита творческих работ.

Материал: справочная литература, компьютер, интернет.

2.3. «Всемирная паутина», как источник информации (2 часа)

Теоретические знания: «Всемирная паутина» как один из источников информации. «Полезная» и «Бесполезная» информация

Практическая деятельность: практическая работы «В мир полезной информации»

Методы и приемы: словесный, наглядный игровой, беседа с детьми и др.

Форма проведения: практическая деятельность

Форма подведения итогов: защита работ.

Материал: справочная литература, компьютер, интернет.

2.4. Понятие «Музей». Музейное дело (3 часа)

Теоретические знания: понятие «музей», музейный экспонат, крупные музеи мира

Примерные темы занятий: «Музеи под открытым небом», «Крупнейшие музеи мира», «Культурное наследие наших предков», «Экскурсия по музеям  Ленинградской области»

Практическая деятельность: сбор материала для презентации, составление презентации

Методы и приемы: словесный, наглядный, беседа

Форма проведения: заочная экскурсия «По музеям мира»

Форма подведения итогов: рефлексия.

Материал:  литература по теме, словарь, компьютер

2.5. Детские общественные объединения России. История появления

(4 часа)

Теоретические знания: детские общественные организации, из истории создания, зарубежные общественные организации, детская организация МОУ «Изварская  СОШ»

Примерные темы занятий: «Наша история», «Детские движения мира» «Областная и районная детская организация», «Детская организация МОУ «Изварская СОШ»

Практическая деятельность: беседа «Роль детских организаций»

Методы и приемы: словесный, наглядный,  игровой, беседа

Форма проведения: круглый стол

Форма подведения итогов: рефлексия.

Материал:  методическая литература, компьютер, интернет

3. Музыкальная бухта (7 часов)

3.1. Музыка как предмет искусства (1 часа)

Теоретические знания: понятие «музыка», «автор», «композитор», музыка как предмет искусства

Практическая деятельность: сбор материала по теме, творческая работа «В мире искусства»

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.

Форма проведения: беседа, творческая работа

Форма подведения итогов: рефлексия.

Материал: методическая литература, словарь, компьютер.

3.2. Авторская песня: фестивали (3 часа)

Теоретические знания: понятие «авторская песня», «фестиваль», специфика репертуара, история музыки в лицах.

Практическая деятельность: сбор материала о фестивалях, выступление с защитой

Методы и приемы: словесный, наглядный, беседа.

Форма проведения: практической работой.

Форма подведения итогов: защита творческих работ

Материал: методическая литература, словарь, компьютер

3.3. Современные музыкальные течения (3 часа)

Теоретические знания: Разновидности музыкальных течений, классификация музыкальных уроков, известные композиторы.

Примерные темы занятий: «Современные музыкальные течения: рок, металл, рэп и т.п.», «История музыкальных течений в лицах»

Практическая деятельность: мини  -исследовательская работа «Современные музыкальные течения и…» сбор материала, оформление работы

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.

Форма проведения: викторина

Форма подведения итогов: защита исследовательских работ

Материал: методическая литература, интернет, справочная литература, современная пресса.

4. Дорога общения (10 часов)

4.1. Понятие «Лидер» (2 часа)

Теоретические знания: понятие «Лидер», основные качества лидера, «Команда», работа в группе

Практическая деятельность: работа с методической и справочной литературой, тренинги

Методы и приемы: словесный, наглядный, беседа.

Форма проведения: беседа в сочетании с практической работой.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Материал: справочная литература, интернет.

4.2. Лидер и его команда (3 часа)

Теоретические знания: понятие «лидер», «команда», качества лидера, взаимоотношения лидера и его команды.

Примерные темы занятий: «Понятия «лидер», «Разбуди в себе лидера», «Скромность – достоинство королей», «Лидер – человек действия», «Лидер и доверие», «Ключи к успехи: стремление к самосовершенствованию», «Развитие навыков принятия и исполнения решений»

Практическая деятельность: проведение коллективно- творческого дела

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.

Форма проведения: тренинг «Развитие навыков общения»

Форма подведения итогов: рефлексия.

Материал: методическая литература, раздаточный материал

4.3. Общение как одна из основных ценностей человека (2 часа)

Теоретические знания: понятие «общение», «собеседник». Виды общения

Примерные темы занятий: «Основы публичного выступления», «Ораторское искусство», «Культура речи и правила русской орфоэпии», «Виды общения» и т.д.

Практическая деятельность: беседа, практическая работа в группах

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.

Форма проведения: беседа в сочетании с практической работой.

Форма подведения итогов: защита творческих работ

Материал: методическая литература, компьютер

4.4. Конфликты и пути их разрешения. (2 часа)

Теоретические знания: понятие конфликта, виды конфликта, конфликт и пути их разрешения.

Примерные темы занятий: «Барьеры и общении», «Искусство спора», «Виды конфликтов», «Стили разрешения конфликтов»

Практическая деятельность: проведение коллективно - творческого дела

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.

Форма проведения: тренинг «Развитие навыков самооценки»

Форма подведения итогов: рефлексия.

Материал: методическая литература, интернет, раздаточный материал.

4.4. Этика и культура делового общения (1 час)

Теоретические знания: понятия «этика», «деловое общение», специфика и требования к форме делового общения

Примерные темы занятий: «Понятия «этика», «Деловое общение»

Практическая деятельность: подбор необходимого материла по теме «Я будущий президент» , проведение коллективно- творческого дела

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.

Форма проведения: Итоговое занятие «Я - будущий президент»

Форма подведения итогов: рефлексия.

Материал: методическая литература, сценарий.

 

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

1. Вводное занятие (1 час)

Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.

Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный. Беседа с детьми, прием сравнения.

Форма проведения: беседа, тестирование.

Форма подведения итогов: рефлексия.

2. Познавательный риф (14 часов)

2.1. Познай и реализуй себя (6 часов)

Теоретические знания: понятие «личность», «воображение», «характер», «темперамент», «эмоции»

Примерные темы занятий: «Вы - личность», «Дайте волю воображению», «Воля и самостоятельность», «Решение проблем», «Мир эмоций», «Общение: необходимость и роскошь», «Шансы стать генералом», «Правила делового общения», «К своей социальной зрелости», «Будь уверен в себе»

Практическая деятельность: работа с методической и справочной литературой, тренинги

Методы и приемы: словесный, наглядный, беседа.

Форма проведения: беседа в сочетании с практической работой.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Материал: справочная литература, интернет.

2.2. Социальное проектирование (8 часов)

Теоретические знания: проектная деятельность, специфика, правила работы по проекту, оформление работы, понятие «Социальный проект»

Примерные темы занятий: «Понятие проект», «Целеполагание в проектной деятельности», «Создаем проект вместе», «Этапы работы над проектом», «Социальная значимость»,

Практическая деятельность: работа с литературой и в интернете, экскурсия в областную библиотеку, тренинги

Методы и приемы: словесный, наглядный, поисковый, беседа и др.

Форма проведения: беседа, практическая работой.

Форма подведения итогов: защита творческих работ.

Материал: справочная литература, интернет.

3. Остров права (17 часов)

3.1. Закон по защите прав детей (4 часа)

Теоретические знания: знакомство с законом по защите прав детей в РФ и в мире, гражданское право

Примерные темы занятий: «Декларация прав о защите детей», «Что мы знаем о Конвенции», импровизированная игра «Суд идет», дискуссия «Защита прав детей в России»

Практическая деятельность: подбор материала для творческой работы, оформление и защита творческой работы «Я гражданин России»

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.

Форма проведения: беседа, творческая работа

Форма подведения итогов: рефлексия.

Материал: методическая литература, словарь, Интернет-ресурсы

3.2. Законы, регулирующие школьную жизнь (7 часов)

Теоретические знания: устав школы, детской организации, законы школы, правила поведения.

Примерные темы занятий: «Главный школьный документ - устав», «Наши права и обязанности», «Правила поведения в школе», «Нужна ли школьная форма?», «Как наказать нарушителей»

Практическая деятельность: творческая работа, разработка законов детского объединения

Методы и приемы: словесный, наглядный, беседа.

Форма проведения: практическая работа.

Форма подведения итогов: защита творческих работ

Материал: методическая литература, словарь, Интернет-ресурсы

3.3. Избирательное право в школе (6 часов)

Теоретические знания: Избирательное право, локальные акты, положение по избиркому, права и обязанности членов избирательной комиссии.

Примерные темы занятий:  «Законы о выборах», «Мы выбираем, нас выбирают…», «Работа избирательной комиссии», «Агитационная кампания кандидата: победит лучший!», «Избирательная комиссия: должности и обязанности», «Кандидат и его команда»

Практическая деятельность: участие в выборах в школе;

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.

Форма проведения: викторина, участие в выборах в школе

Форма подведения итогов: защита исследовательских работ

Материал: методическая литература, Интернет-ресурсы, справочная литература.

 

IV. Организационно - педагогические условия реализации образовательной программы

 

Организация образовательного процесса происходит в учебном кабинете на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Изварская средняя общеобразовательная школа Волосовского района Ленинградской области».

Содержание деятельности воспитанников в рамках программы предусматривает обязательное участие в работе своего класса, школы, сотрудничество с отделом молодежи.

В группы первого года обучения принимаются все желающие.

Специального отбора не проводится. В группы второго и третьего годов переводятся воспитанники успешно прошедшие тестирование по итогам первого (второго) года обучения, могут поступать и вновь прибывшие, после специального тестирования и опроса, при наличии определенного уровня общего развития и интереса.

Безусловно, учесть все особенности детей при организации учебной деятельности трудно. Но ориентироваться педагогу и учитывать, что в учебной группе присутствуют дети с самыми разными, часто противоположными физиологическими, психическими и психологическими характеристиками, необходимо.

Поскольку программа направлена на обучение детей среднего школьного возраста, то необходимо отметить следующие принципы организации обучения:

·              Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения.

·              Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.

·              Принцип открытого общения. Педагог сообщает учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.

·              Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления способностей.

·              Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.

·              Принцип систематичности, т.е. наличие единых линий развития и воспитания.

Программа «Школа юного лидера» предполагает подготовку воспитанников к социально значимой роли: граждан России, лидеров школы и района, руководителей своей жизни. Обучение по программе «Школа юного лидера» представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, в ходе которых воспитанники будут анализировать и моделировать различные ситуации, высказывать и защищать свою и коллективную точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. В ходе занятий дети самостоятельно или при помощи педагога могут выявить свои слабые и сильные стороны, склонности и возможности.

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом указанных принципов, поставленной цели, выделенных задач программы «Школа лидерства» и возраста воспитанников.

Деловые и ролевые игры (например, деловая игра «Издательство», деловая игра «Выборы», ролевая игра «Остров») учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Опыт проведения ролевых игр показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона детей, способствуют развитию уверенности в себе, интеллектуальному развитию.

Между практическими блоками организуется беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от содержания пройденного материала и перспективных тем. Беседа может проводиться в начале раздела, в виде введения в изучаемый вопрос (например, «Правила поведения во время экскурсий») или в качестве обобщающего этапа на заключительных занятиях по разделам программы («Достоинства  недостатки деятельности детской организации»). Наиболее продуктивными являются те занятия, которые сочетают в себе беседу/дискуссию (не более 10-15 минут) и практическую деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности.

Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить быстро и аргументировано). Применяться данная форма может нечасто, но обязательно, так как формирует навыки открытого общения и умения применять полученные знания на практике в новой ситуации.

Проектирование и моделирование реализуются с целью создания условий воспитанникам для выдвижения, развития и реализации творческой идеи. Как индивидуальной, так и групповой. В рамках данной программы обучающиеся разрабатывают и реализовывают различные творческие проекты.

Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных на определение степени усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма проведения предполагает игровые элементы: команда, жюри, зрители и др. Конкурс внутри творческого объединения направлен на реализацию «Я-образа» через соперничество, самопознание себя путем сравнения себя и сверстника. Результативность участие в районных, областных и всероссийских конкурсах позволяет реализовать «ситуацию успеха».

Коллективно-творческое дело (КТД) основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей детей. В рамках данной программы организовываются и проводятся различные КТД.

Кроме уже названных форм проведения учебных занятий целесообразно проводить упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, встречи со специалистами и интересными людьми.

Первый год обучения (базовый уровень)

Занятия в группе первого года обучения носят подготовительный характер, дают общие знания об истории родного края, оформительского дела, учат работе в коллективе. Включает в себя формирование творческого объединения, диагностику личности каждого участника, распределение социальных ролей внутри  объединения.

Второй год обучения (основной уровень)

На втором году обучения воспитанники изучают себя, свои способности, вводятся психологические тесты. Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решения педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации образовательной программы. Анализ и самоанализ проделанной работы.

Третий год обучения (лидерский уровень)

Третий год обучения дает возможность воспитанникам проявить себя, приобретенные навыки, проявить свои способности. Подведения итогов работы. Выбор каждого из воспитанников объединения приоритетного направления дальнейшей деятельности.

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной программы и возраста воспитанников:

·          Деловые и ролевые игры.

·          Упражнения на взаимодействия в группе.

·          Тренинги.

·          Творческие задания.

·          Конкурсы (участие в районных, областных и всероссийских).

·          Проигрывание ситуаций.

·          Дискуссии.

·          Моделирование.

·          Проектирование.

·          Встречи со специалистами и интересными людьми.

·          Экспресс тесты и опросы.

·          КТД.

·          Беседы.

         Объем нагрузки в неделю, год

Год обучения

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 год обучения

1 раза в неделю

2 часа

64 часа

2 год обучения

1 раз в неделю

1 час

32 часа

3 год обучения

1 раз в неделю

1 час

32 часа

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

·          Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

·          Проведение психологического тестирования с целью выявления направленности личности;

·          Побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;

·          Применение индивидуальных групповых и массовых форм обучения.

Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации имеются: помещение для занятий. Имеется возможность доступа к компьютерной технике  и Интернету, актовый зал, спортивный зал, многофункциональный зал библиотеки.

Перечень учебно - методических материалов

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

1.        Антонов В.В. Изучаем права человека. - М.: Вита-Пресс, 2016.

2.        Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? - М.: Сам себе адвокат, 2013.

3.        Заика З.В., Сукова Е.Н., Пащенко С.В. Программа деятельности школьного клуба старшеклассников «Лидерство» г. Шебекино Средняя общеобразовательная школа № 2. – 2014.

4.        Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 2015.

5.        Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2013.

6.        Конвенция о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2015.

7.        Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе: В 2 ч. – М., 2013.

8.        Михайлова Н.И., Юсфин С.М. Педагогика поддержки.- М., 2014.

9.        Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. 2-е изд., исправл. – М.: Новое знание, 2014.

10.   Прутченков А.С. Школа жизни. – М., 2015.

11.   Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М., 2015.

12.   Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. – М.: Народное образование, 2015.

13.   Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. – М.: Народное образование, 2015.

14.   Селевко Г.К., Селевка А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. – М.: Народное образование, 2015.

15.   Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. - М., 2016.

16.   Фопель К. Создание команды. Психологические игры и тренинги/перевод с нем. – М.: Генезис, 2013.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1.        Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М., 2015.

2.        Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М.,2015.

3.        Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. – СПб.: Владос, 2013.

4.        Кинчер Дж. Книга о тебе. – СПб.: Владос, 2016.

5.        Снайдер Д. Курс выживания для подростков. – М., 2015.

6.        Профильное образование, Элективный курс. Прикладная этика. -  Волгоград: Учитель, 2015.

7.        Маркуша А. Мозаика для делового человека. - М., 2015.

8.        СелевкоГ.К. Управляй собой. - М., 2013.

9.        Селевко Г.К. Познай себя. - М., 2013.

10.   Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. - М.: Народное образование, 2013.

11.   Селевко Г.К. Научи себя учиться. - М., 2013.

12.   Селевко Г.К. Найди себя. - М., 2013.

13.   Селевко Г.К. Сделай себя сам. - М., 2013.

14.   Михайлов В.Т. Моя профессиональная карьера. - М., 2013.

15.   Честных Ю. Н. Открыть себя. - М., 2013.

16.   Зинченко А.А. Как построить свое «Я». - М., 2015.

17.   Каган М.С. Мир общения. - М., 2015.

18.   Цукерман Г.А. Психология саморазвития. - М., 2015.

19.   Тетровский А.П. Быть личностью. - М., 2014.

20.   Прошитская М.П. Правильно выбери профессию. - М., 2014.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.       Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 2016.

2.       Фролов В.Т. Перспективы человека. - М., 2016.

3.       Коломенский О.Р. Гражданином быть обязан. - М., 2016.

4.       Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2015.

5.       Тубельский А.Н. Школа самоопределения. - М., 2015.

 

V. Планируемые результаты освоения образовательной программы

 

Закончив обучение по программе, воспитанник становится членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем на его жизненном пути.

Ключевые навыки и умения, формируемые у воспитанников в ходе реализации данной программы:

·          Аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из них, делать собственные выводы и заключения).

·          Проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения).

·          Коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы).

·          Рефлексивные (умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития).

·          Исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).

Перечень знаний и умений, которыми должны овладеть воспитанники

1 год обучения

В конце первого года обучения обучающийся должен знать:

·        историю д. Извара,  г. Волосово и Ленинградской области;

·        особенности работы журналиста;

·        основы публичного выступления;

·        методику работы над коллективно-творческим делом;

·        основы актерского мастерства.

В конце первого года обучения обучающийся должен уметь:

·        составлять генеалогическое древо;

·        разбираться в жанрах журналистики;

·        владеть навыками публичного выступления;

·        составлять экскурсии (заочные и виртуальные);

·        владеть навыками словесного действия;

·        владеть основными навыками оформления выставок;

·        работать в команде.

2 год обучения

В конце второго года обучения обучающийся должен знать:

·          понятия «информация» и виды информации;

·          историю появления детских организаций в России;

·          понятия музейного дела;

·          историю музыки как одного из видов искусства;

·          содержание понятия «конфликт» и пути разрешения;

·          основы этики и делового общения.

В конце второго года обучения обучающийся должен уметь:

·          работать с разными источниками информации;

·          развивать навыки управления эмоциями, самооценки, взаимодействия;

·          разрешать конфликты мирным путем, идти на компромисс;

·          создавать мультимедийные презентации.

3        год обучения

В конце третьего года обучения обучающийся должен знать:

·        основные термины избирательного права;

·        основные этапы создания проекта;

·        основные качества лидера;

·        законы, регулирующие школьную жизнь;

·        методики организации и проведения мероприятий.

В конце третьего года обучения обучающийся должен уметь:

·        использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и реальной жизни: участие в школьных общественных организациях, оценки собственной точки зрения в качестве гражданина РФ;

·        руководить  процессом работы над проектом;

·        уметь работать в команде.

 

VI. Система оценки результатов освоения образовательной программы.

 

Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по программе проводятся три вида контроля:

1)    вводный контроль – в начале года (педагогическое наблюдение практических умений, беседа, тренинг);

2)    текущий контроль – в течение года (тест, коллективно-творческое дело, деловая (ролевая) игра);

3)    промежуточный контроль – апрель-май текущего учебного года (беседа, творческая работа, социальный проект).

Приложение 1

 

Промежуточный контроль для 1 года обучения

Выполнение творческой работы по одной из тем:

1.     История фамилии

2.     Наши знаменитые земляки

3.     Экскурсия по д. Извара

Критерии оценки творческой работы:

- соответствие творческой работы теме;

- глубина и полнота раскрытия темы;

- адекватность передачи содержания первоисточника;

- логичность, связность;

- доказательность;

- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);

- оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);

- языковая правильность.

 

Промежуточный контроль для 2 года обучения

Примерные вопросы для беседы:

1.                 Что такое информация?

2.                 Перечислите виды информации.

3.                 Назовите источники информации.

4.                 Назовите самые известные библиотеки мира.

5.                 Какая информация является «Полезной» и  какая «Бесполезной»

6.                 Теоретические знания: понятие «музей», музейный экспонат.

7.                 Детские общественные объединения России.

8.                 Теоретические знания: понятие «музыка», «автор», «композитор», «фестиваль».

9.                 Теоретические знания: понятие «Лидер», «Команда».

10.             Назовите основные качества лидера, взаимоотношения лидера и его команды

11.             Теоретические знания: понятие «общение», «собеседник».

12.             Перечислите виды общения

13.            Теоретические знания: понятие конфликта.

14.             Перечислите виды конфликтов и пути их разрешения.

15.            Теоретические знания: понятия «этика», «деловое общение».

16.            Примерные темы занятий: «Понятия «этика», «Деловое общение».

Промежуточный контроль для 3 года обучения

Выполнение социального проекта (индивидуального, парного, группового)

Критерии оценки социального проекта:

Актуальность и социальная значимость проблемы, на решение которой направлен проект

 

Реалистичность

 

Участники проекта (инициатор, руководитель, исполнители, целевые группы)

 

Ресурсы проекта

 

Наличие конкретных и значимых результатов проекта

 

Перспективы на будущее