Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для обучающихся с ОВЗ "Хозяюшка"
Оценка 4.9

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для обучающихся с ОВЗ "Хозяюшка"

Оценка 4.9
docx
19.01.2021
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для обучающихся с ОВЗ "Хозяюшка"
Хозяюшка.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете

КГОБУ «Камчатская   школа-интернат                                                                                                                                          для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»                                                                             

                                                                                           

Протокол №___от _____ 2020 г.

Председатель_______________

«Согласовано»

Зам. директора по ВР КГОБУ«Камчатская   школа-интернат                                                                                                                                          для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»                                                                             

 

_______

 «____»________2020 г.      

«Утверждаю»

Директор

 КГОБУ«Камчатская   школа-интернат                                                                                                                                          для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                     ___________ «____»________2020 г.

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

для детей с ограниченными

возможностями здоровья

«Хозяюшка»

(стартовый уровень)

 

Возраст обучающихся: 9-14 лет

Срок реализации: 1 год

 

                    

 

Автор-составитель:

Агафонова Елена Геннадьевна.

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2020г.

 

                                            Пояснительная записка

 

      Воспитанники школы – интернат испытывают большие трудности в начале самостоятельной жизни. Практика показывает -  дети, проживающие в школе-интернат имеют ограниченные представления о многих житейских, бытовых проблемах, в связи с  ограниченными контактами с внешним миром и обедненными условиями для приобретения собственного опыта.  Разрыв между представлениями о жизни и существующей реальностью, нарушает процесс включения их в жизнь общества, затрудняют процесс вхождения в личностные и трудовые отношения.

       Целенаправленная работа по социально бытовой ориентации, организованная на базе образовательного учреждения, способствует усвоению социальных норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и общения, формированию и совершенствованию навыков самообслуживания, ведению домашнего хозяйства, а как следствие, гармоничному вхождению личности в социальную среду для успешного решения социальных и бытовых задач.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья и    

           Программа направлена на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации и повышение общего развития.

     Содержание программы выстроено с учетом концентрического принципа в решении предлагаемых детям задач обучения – постепенно усложняющихся и развивающихся по нарастающей сложности. На начальном этапе обучение уделяется большое значение формированию навыков здорового образа жизни, по мере усвоения которых, и параллельного взросления учащихся и кинестетического развития, основная установка обучение переходит на формирование кулинарных навыков.

     В результате прохождения программы выпускники школы-интерната должны обладать реальными стартовыми возможностями, набором определенных знаний и умений, способствующих гармоничному вхождению в социальную среду и выполнение социальных ролей.

Цель программы:

обучение воспитанников приготовлению здоровой и питательной пищи из доступных продуктов.

Программа направлена на осуществление следующих задач:

·        способствовать формированию у детей умений и навыков по приготовлению несложных блюд из доступных продуктов;

·        знакомить с правилами техники безопасности при приготовлении пищи;

·        освоить технологию определения признаков доброкачественности продуктов;

·        обучать приемам художественного оформления блюд и сервировки стола;

·        знакомить с технологическим оборудованием, производственным инвентарем, инструментами, весоизмерительными приборами и правилами их эксплуатации;

·        формировать навыки работы в коллективе, воспитывая чувство товарищества и взаимопомощи, ответственности за порученное дело.

 

     Реализация поставленных задач происходит, основываясь на основополагающие принципы коррекционной работы с детьми данной категории

     Принцип социально-практической направленности воспитания. Предусматривает преодоление зависимости ребенка от ближайшего окружения, подготовку к самостоятельной жизни в обществе на максимально доступном уровне. Содержание работы должно способствовать овладению социальными навыками в различных сферах (самообслуживание, социальные контакты, трудовая и профессиональная подготовка).

       Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Дифференцированное коррекционное воздействие предусматривает учет в работе вариативности и специфичности структуры нарушения, а также уровня развития детей.  На основании данного принципа подбирается вариативное содержание, методы и средства обучения, различные виды помощи детям (направляющая, стимулирующая или обучающая). Индивидуализация предполагает учет индивидуально-типологических особенностей, компенсаторных возможностей детей.

        Деятельностный принцип.

Обучение осуществляется в процессе различных видов деятельности с опорой на ведущий, для каждого возраста, и доступный для овладения конкретным ребенком с учетом его психофизических особенностей и структуры нарушения. Основным признается - овладение ребенком не знаниями, а определенными доступными и необходимыми для самостоятельной жизни в обществе практическими действиями.

       Принцип полесенсорной основы обучения.

Предполагает опору на все сохранные анализаторы и развитие компенсаторных возможностей ребенка. Осуществляется максимальное обогащение сенсорного опыта ребенка. В процессе обучения необходимо использовать комплекс методов и приемов для формирования целостного образа об объектах и явлениях окружающего мира.

 

                                       Организация работы

             Реализация программы осуществляется в ходе специально организованных занятий практического и теоретического характера. На освоение программы отводится 2 часа в неделю.  

2 часа х 37 недель  = 74 часа.

Программа рассчитана на один год обучения.

 

               Набор воспитанников в объединение проводится по их желанию, с учетом психофизических и интеллектуальных особенностей детей.

               Группа разновозрастная (от 8 до14 лет), количество детей в группе определяется с учетом психофизических возможностей детей согласно Положению о блоке дополнительного образования до 8 человек.

    Критерии оценки уровня освоения программных требований проводится по пяти показателям: знания и умения, мотивация познания, творческая активность, эмоциональная настроенность, достижения.

Прохождение программы предполагает формирование УУД и БУД и как следствие способствует освоению Адаптированной образовательной программы КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Универсальные учебные действия.

Личностные результаты

• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на     принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

• проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

учебно-познавательный интерес к познанию нового, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;

•  установка на здоровый образ жизни;

 

Метапредметные результаты

Регулятивные:

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и    условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• формирование способности к организации деятельности и управлению ею.

Познавательные:

• повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной   мотивации;

• умение предъявлять результат своей работы; возможность использовать полученные знания в жизни;

Коммуникативные:

• учиться выполнять различные роли в группе: лидера,

 исполнителя, критика;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

использовать речевые средства для регуляции своего действия.

Базовые учебные действия

Личностные результаты

 

    •  способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  •  положительного отношения к окружающей действительности, готовности к ор­га­низации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

    • понимания личной от­вет­с­т­вен­ности за свои поступки на основе пред­с­тавлений об эти­ческих нормах и правилах поведения в современном обществе;

 •  готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

 

Регулятивные:

   • при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

 

Познавательные:

 

   • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

   • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

   • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

 

Коммуникативные:

 

  •  всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

  •   слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

   • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

 

В результате прохождения программы обучающиеся должны обладать реальными стартовыми возможностями, набором определенных знаний и умений, способствующих гармоничному вхождению в социальную среду и выполнение социальных ролей.  Вместе с тем реализация в полной мере данной программы не исключает возможности выхода на начальные результаты второго уровня: (формирование пози­тивного отношения школьника к базовым ценностям на­шего общества и к социальной реальности в целом) раз­витие ценностных отношений и результаты третьего уровня (приобретение школь­ником опыта самостоятельного социального действия): работы в команде и взятия на себя ответственнос­ти за других людей. Прохождения программы (освоение уровня) подтверждается Свидетельством о прохождении, с целью повышения мотивации и поощрения личностных достижений.      

 

 

                                            Содержание программы

Учебно – тематический план первого года обучения

п/п

 

Наименование тем

Количество часов

теория

 практика

1

Введение

2

2

 

2

Правила этикета

2

1

1

3

Режим дня школьника, правильное питание

2

1

1

4

Нарезка хлеба, батона, лаваша

4

1

3

5

Овощи в нашем питании

7

3

4

6

Салаты

10

1

9

7

Бутерброды

6

1

5

8

Напитки, соки, морсы

5

1

4

9

Блюда из круп и макаронных изделий

8

1

7

10

Различные мучные блюда

18

1

17

11

Экскурсии                                                                             

4

 

 

12

Сервировка праздничного стола

4

 

 

13

Итоговое занятие

2

 

 

 

Итого

74

13

51

1.Введение.

Техника безопасности, санитарно-гигиенические требования, знакомство с кулинарным делом. Осознание своих интересов, способностей в данном направлении. Что такое правильное питание? Знание о значимости правильного питания в жизни человека.

2. Правила этикета.

 Откуда к нам пришел этикет? Нормы и правила этики. Умение посмотреть на себя со стороны. Правила поведения за столом дома и в гостях. Правила приема гостей. Инсценирование ситуации приема гостей.

3. Режим дня школьника.

Знание о важности режима дня. Почему обязательно завтракать? Каким должен быть обед и ужин? Самостоятельное составление режима дня и меню одного дня, включая завтрак, обед, полдник и ужин.

4. Нарезка хлеба, батона, лаваша.

Знание о различных видах хлеба, его использовании для приготовления сухариков, бутербродов, чипсов. Техника безопасности при работе с ножом.

5. Овощи в нашем питании.

Знание о содержании в овощах полезных веществ (углеводы, витамины, минеральные соли). Распределение овощей по группам содержания витаминов. Правильное хранение овощей, умение применять свои знания  и навыки на практике, в жизни, в быту. Овощи в камчатской кухне.

6. Салаты.

Разнообразие салатов. Мясные салаты, фруктовые салаты, овощные. Заправки для овощных, мясных, фруктовых салатов. Учить подбирать и сочетать продукты для салатов.

7. Бутерброды.

Какие виды бутербродов существуют. Многообразие продуктов, применяемых для приготовления бутербродов. Варианты оформления блюд. Самостоятельное приготовление бутербродов (правильный подбор продуктов).

8.  Напитки, соки, морсы.

 Горячие и холодные напитки.

Как заваривать правильно чай? Сорта чая (листовой, гранулированный, пакетированый). Приготовление морса из ягод. Почему человеку необходима вода? Когда и как надо пить воду? Полезные свойства чая и травяные сборы для чая.

9. Блюда из круп и макаронных изделий.

Виды круп. Роль круп и макаронных изделий в рационе человека. Правила варки молочных блюд.

10. Различные мучные блюда.

Разнообразие мучных блюд. Особенности приготовления пресного, песочного, бисквитного теста. Выпечка блинов, оладий, хвороста, пиццы, вафель.

11. Экскурсии.

12. Сервировка праздничного стола.

Умение сервировать и оформлять стол к различным праздникам (Новый год, день рождения, 8-ое марта).

13. Итоговое занятие: чему мы научились за год? Прием гостей, сервировка стола, правила поведения за столом. Приготовление блюд по выбору.

 

                   

 

 

 

 

 

                  Предполагаемые результаты

 Обучающиеся, начальная школа

·              название материалов, используемых в работе;

·              основные приемы и алгоритмы выполнения работ: по образцу, по рисунку;

·              правила техники безопасности, культуры и гигиены труда;

Обучающийся может научиться:

·              показывать и называть материалы, используемые в работе;

·              работать с различными материалами, используя алгоритмы выполнения: по образцу, по рисунку;

·              выполнять работу, соблюдая правила техники безопасности, культуры и гигиены труда

Могут иметь представления:

·        о технологии приготовления блюд;

·        о сроках и условиях хранения блюд и кулинарных изделиях;

·        о признаках и методах определения доброкачественности продуктов;

·        о способах получения информации о вопросах кулинарии.

Могут знать:

·        безопасные и санитарные требования к труду;

·        виды, свойства и кулинарное назначение овощей, круп, макаронных изделий, ягод;

·        правила, приемы и последовательность выполнения операций по подготовке к тепловой обработке;

·        назначение, правила пользования технологическим оборудованием, производственным инвентарем, инструментами, посудой и правилами ухода за ними;

·        этику поведения в различных общественных местах, дома, в гостях.

 Могут уметь:

·        приготавливать блюда и кулинарные изделия, требующие простой кулинарной обработки,

·        резать хлеб, приготавливать бутерброды,

·        варить картофель, макаронные изделия;

·        процеживать, замешивать, измельчать;

·        жарить блины, оладьи;

·        сервировать стол к чаю.

               

              Предполагаемые результаты.

 Обучающиеся - основная школа могут знать:

·        рецептуру технологии приготовления, требования к качеству, сроки и условия хранения блюд и кулинарных изделий;

·        виды, свойства, и кулинарное назначение овощей, круп, макаронных изделий и других доступных продуктов;

·        признаки и методы определения доброкачественности продуктов;

·        правила, приемы и последовательность выполнения операций по подготовке к тепловой обработке;

·        назначение, правила пользования технологическим оборудованием, производственным инвентарем, инструментами, посудой и правилами ухода за ними;

·        безопасные санитарные требования к труду;

·        этику поведения в различных местах, дома, в гостях.

Могут уметь:

·        готовить блюда и кулинарные изделия, требующие простой кулинарной обработки;

·        варить картофель, каши, макаронные изделия;

·        жарить картофель, блины, оладьи, выпекать вафли;

·        процеживать, замешивать, измельчать, формировать, фаршировать, начинять изделия;

·        приготавливать бутерброды, блюда из полуфабрикатов, консервов;

·        заваривать чай, готовить морс из ягод;

·        работать со специальной литературой;

·        сервировать стол к чаю, обеду;

·        работать в группе, коллективе.

             

 

 

 

Учебно – методическое обеспечение программы

1.     Кухонный инвентарь

2.     Специальная одежда

3.     Комплект наглядных пособий

4.     Комплект открыток с рецептами

5.     Тематические папки:

·        Крупы

·        Картофель

·        Макароны

·        Пищевая ценность овощей

·        Русская кухня

·        Кухонная утварь

·        Все о салатах

·        Пироги и торты

·        Прием гостей

·        Все о правильном питании

·        Правила хранения продуктов

·        Правила кулинарии

·         Все об овощах

·        Тесто

·        Кулинарный словарь

 

Список литературы для педагога

1.     Данилкин Ю.Н. «Советы по домоводству», изд. «Зеркало», 1992.

2.     Дятлова Г.В., Хворостухина С.А. «Современная энциклопедия этикета», ТД издательство «Мир.», 2005.

3.     Лежнева М. «Блины. Куличи. Пироги.» - изд. Эксмо, 2005.

4.     Михайлов М.М. «Все для дома», МП Феникс, 1993.

5.     Прием гостей «Уралкультуриздат», 1991.

6.     Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под. ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2003. – 304с.: ил.

7.      Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-II вида: пособие для учителя/ Т.С.Зыкова, Э.Н.Хотеева.-М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2004. – 199с.

8.     Украшение блюд. Фантазии из овощей и фруктов. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2005.

Список литературы для обучающихся

1.     Фантазии из овощей и фруктов, - М,: изд. «Ниола – Пресс», 2008.

2.     Золотые правила кулинарии – М.: Эксмо, 2008.

3.     Современный этикет и хорошие манеры. Изд. «Звонница», 2002.

4.     Русская кухня. 1000 любимых рецептов. – М.: ЭСТ – ПРЕСС – КНИГА.

5.     Степанова И. «Бутербродные торты» - М.: ЭКСМО, 2008.

6.     Степанова И. «Праздничные бутерброды» - М.: ЭКСМО, 2008.

7.     Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. «Ваши права» - ООО изд. «Вита – Пресс», 1997.

 


 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка

Пояснительная записка

В результате прохождения программы выпускники школы-интерната должны обладать реальными стартовыми возможностями, набором определенных знаний и умений, способствующих гармоничному вхождению в социальную среду и выполнение социальных…

В результате прохождения программы выпускники школы-интерната должны обладать реальными стартовыми возможностями, набором определенных знаний и умений, способствующих гармоничному вхождению в социальную среду и выполнение социальных…

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода

Набор воспитанников в объединение проводится по их желанию, с учетом психофизических и интеллектуальных особенностей детей

Набор воспитанников в объединение проводится по их желанию, с учетом психофизических и интеллектуальных особенностей детей

Базовые учебные действия Личностные результаты • способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; • положительного отношения…

Базовые учебные действия Личностные результаты • способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; • положительного отношения…

В результате прохождения программы обучающиеся должны обладать реальными стартовыми возможностями, набором определенных знаний и умений, способствующих гармоничному вхождению в социальную среду и выполнение социальных ролей

В результате прохождения программы обучающиеся должны обладать реальными стартовыми возможностями, набором определенных знаний и умений, способствующих гармоничному вхождению в социальную среду и выполнение социальных ролей

Салаты 10 1 9 7

Салаты 10 1 9 7

Бутерброды. Какие виды бутербродов существуют

Бутерброды. Какие виды бутербродов существуют

Предполагаемые результаты Обучающиеся, начальная школа · название материалов, используемых в работе; · основные приемы и алгоритмы выполнения работ: по образцу, по рисунку; · правила техники…

Предполагаемые результаты Обучающиеся, начальная школа · название материалов, используемых в работе; · основные приемы и алгоритмы выполнения работ: по образцу, по рисунку; · правила техники…

Предполагаемые результаты.

Предполагаемые результаты.

Учебно – методическое обеспечение программы 1

Учебно – методическое обеспечение программы 1

Украшение блюд. Фантазии из овощей и фруктов

Украшение блюд. Фантазии из овощей и фруктов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2021