Дополнительная общеразвивающая программа "Сударушка 10 - 14 лет"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 24.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа Сударушка 10-14.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»

 

КЛУБ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА «САЛЮТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО

ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

«Сударушка»

(программа художественной направленности)

 

 

 

Срок реализации программы: 3 года

 

Составитель: Пивоварова Т.Г.,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

Екатеринбург

2021


Оглавление

1.                 Пояснительная записка.................................................................................3

2.                 Учебный план первого года обучения (инвариантная часть) .................11

3.                 Содержательный компонент первого года обучения..............................12

4.                 Учебный план второго года обучения (инвариантная часть) .................15

5.                 Содержательный компонент второго года обучения..............................16

6.                 Учебный план третьего года обучения (инвариантная часть) ...............18

7.                 Содержательный компонент третьего года обучения..............................19

8.                 Методическое обеспечение и условия реализации ….............................21

9.                 Список литературы.....................................................................................28

10.            Сведения о разработчике……………………………………..…………..36

11.            Приложения…………………………………………………………….…38


Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012. «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН 2.4.4 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы организаций дополнительного образования детей», концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726), а также Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242.  

Актуальность программы определяется тем, что в последние годы у обучающихся повышается интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества. Обучающиеся изготавливают изделия, которыми могут пользоваться в повседневной жизни (оформить интерьер своей комнаты, создать украшение своими руками). Самый маленький, выполненный своими руками сувенир, может доставить большое удовольствие как самому обучающемуся, так и обладателю сувенира принявшего его в дар.

Дополнительная общеразвивающая программа позволяет параллельно осваивать несколько направлений творчества, что представляет больше возможностей, для творческой самореализации и обеспечение личностного роста обучающихся, формируя тем самым творческую личность.

Практическая значимость. Программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В процессе обучения они приобретут знания и умения по созданию  декоративных композиций, украшений, игрушек, сувениров,  из природного и бросового материала, бисера, бумаги, полимерной глины и других материалов. Приобретут навык работы с ручными инструментами. Смогут выбирать материалы для создания задуманных работ. Научатся ориентироваться в профессиях и оценивать свои профессиональные интересы.

Связь с уже существующими разработками по данному направлению. В настоящее время существует множество программ художественной направленности, которые позволяют развивать творческие особенности обучающихся. Однако большинство программ имеет более узкую направленность. Программа «Сударушка» состоит из разноплановых блоков, что позволяет обучающимся работать в рамках одного объединения в разных направлениях и с разными материалами, приобретая при этом большее количество навыков.

Вид программы. По принципу составления – компилятивная. По продолжительности реализациисреднесрочная. По возрастной категории рассчитана на средний школьный возраст 10 – 14 лет.

Направленность. Программа декоративно-прикладного творчества «Сударушка» относится к художественной направленности.

Цель: Развитие творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Личностные

-                   формирование художественного вкуса, фантазии, изобретательности, познавательной активности, пространственного воображения;

-                   формирование навыков работы нужными инструментами и приспособлениями при работе с различными материалами;

-                   участие в конкурсах и выставках;

-                   накопление необходимых знаний;

-                   формирование здорового образа жизни;

-                   соблюдение правил самоконтроля и техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями.

Метапредметные

-                   сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между разными видами искусства;

-                   работа с разными источниками информации, стремление к самообразованию;

-                   умение создавать предметы декоративно-прикладного творчества, участвовать в выставках, продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач;

-                   умение применять полученные знания на практике;

-                   связь с предметами школьной программы: историей, историей Урала, МХК, ИЗО, технологией, черчением.

Предметные

-                   иметь устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству, к художественным традициям своего народа, понимать значение народного творчества в жизни человека;

-                   знать основы композиции, формообразования, цветоведения;

-                   знать различные свойства материалов, приемы работы с бумагой, картоном, бисером, нитками, текстилем, фетром, природным и бросовым материалом;

-                   знать и применять термины и понятия;

-                   проявлять инициативу и самостоятельность при изготовлении творческих работ.

Отличительные особенности программы, заключаются в её расширении за счёт введения блоков: бумагопластика, бисероплетение, художественная обработка ткани, мягкая игрушка. Дополнительно в программу включен региональный компонент «Урал – моя малая Родина».

Программа подразумевает вариативность – обучающимся предоставляется право выбора изделия, техники его выполнения, материалов и технологий. Такой подход рассчитан на большую эффективность обучения, заинтересованность обучающихся в приобретении широкого круга разнообразных знаний и навыков в изготовлении изделий из различных материалов.

Новизна программы

1.                 В структуру программы включено изучение четырёх видов ДПИ.

2.                 Интеграция со смежными дисциплинами – историей, технологией, основами композиции, основами цветоведения – значительно расширяет кругозор обучающихся и способствует углублению знаний по предметам.

3.                 Реализация творческого потенциала через активное участие в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.

Особенности возрастной группы. Средний школьный возраст (от 9 – 11 до 14 – 15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, чаще возраст полового созревания. Начинается подростковый возраст с кризиса, который характеризуется как физиологическими изменениями, так и психосоциальными.

Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями: развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы.

Д.Б.Эльконин полагал, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Построенное на основе полного доверия и общности внутренней жизни, личное общение становится той деятельностью, внутри которой у подростков оформляются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. В.В.Давыдов в качестве ведущей деятельности для подростков, определяет общественно значимую деятельность, включающую в себя такие ее виды, как трудовая, учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная.

Смена деятельности, развитие общения перестраивают и познавательную, интеллектуальную сферу подростка. В первую очередь исследователи отмечают уменьшение поглощенности учением, свойственное младшему школьнику. К моменту перехода в среднюю школу обучающиеся заметно различаются по многим параметрам, в частности: 1) по отношению к учению; 2) по общему развитию; 3) по объему и прочности знаний; 4) по способу усвоению материала; 5) по умению преодолевать трудности в учебной работе; 6) по широте и глубине познавательных интересов.

В подростковом возрасте расширяется содержание понятия «учение». В него вносится элемент самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки учебной программы. Именно в этом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.

Режим занятий. Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе обучающихся. Полный объем учебных часов – 324, по 108 часов каждый год. Первый год обучения комплектуется из обучающихся 10 – 12 лет, второй год обучения из обучающихся 11 – 13 лет, третий год обучения комплектуется из обучающихся 12 – 14 лет. Оптимальное количество обучающихся в группе для успешного освоения программы 13 человек.

Режим работы объединения – 3 занятия в неделю по 1 часу.

Название программы

Срок реализации

Возраст обучающихся

Количество обучающихся в группе

Количество часов в неделю на 1 обучающегося

Количество часов в год

Сударушка

3 года

10 – 14

13

3

108

 

Прогнозируемые результаты. К концу первого года обучения, по данной программе, обучающиеся должны овладеть универсальными учебными действиями:

-                   знать о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

-                   знать технологию обработки изделий из различных материалов;

-                   уметь решать творческие задачи, участвовать в конкурсах, выставках, ярмарках по декоративно-прикладному искусству.

К концу второго года обучения, должны овладеть следующими универсальными учебными действиями:

-                   иметь представление о средствах выразительности в области композиции, формообразовании, цветоведения;

-                   уметь использовать знания, полученные на занятиях, для воплощения собственного замысла в творческих работах;

-                   уметь вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно-прикладном искусстве;

-                   решать творческие задачи, участвовать в конкурсах, выставках, ярмарках по декоративно-прикладному творчеству.

К концу обучения по программе, обучающиеся должны овладеть следующими универсальными учебными действиями:

-                   знать различные виды и техники декоративно-прикладной деятельности;

-                   знать терминологию в области декоративно-прикладного искусства;

-                   знать основные методы и способы проектирования и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства;

-                   знать историю создания, стилистические особенности лучших образцов декоративно-прикладного искусства и народного художественного творчества;

-                   знать физические и химические свойства материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества;

-                   уметь копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;

-                   уметь работать с различными материалами;

-                   уметь работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования, лепки;

-                   уметь изготавливать игрушки из различных материалов;

-                   уметь раскрывать образное и живописно-пластическое решение в художественно-творческих работах;

-                   выработать навык самостоятельного применения различных художественных материалов и техник;

-                   выработать навык подготовки работ к экспозиции;

-                   участвовать в конкурсах, выставках и ярмарках по декоративно прикладному творчеству.

Формы подведения итогов реализации программы: тест, кроссворд, опрос, наблюдение, беседы с родителями и обучающимися, анализ полученной информации, выполнение творческих работ; организация выставок, конкурсов, презентация; анкетирование; проект; педагогическая диагностика; передача обучающемуся роли педагога; самооценка обучающимся своих знаний и умений; групповая оценка работ.

Оценивать деятельность обучающихся по освоению темы, техники, технологии выполнения работы, овладению материалами и инструментами, композиционному, цветовому, пространственному решению работы на занятиях по декоративно-прикладному искусства необходимо с учётом возраста и личностного индивидуального роста каждого обучающегося.

Однако оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио обучающегося. В состав портфолио по декоративно-прикладному искусству могут включаться:

-                   фотографии лучших работ, созданных на занятии;

-                   оценочные листы, листы наблюдений и др.;

-                   материалы, характеризующие достижения обучающегося.

На основе материалов портфолио делаются выводы о реализации планируемых результатов.


 

Учебный план первого года обучения (инвариантная часть)

Наименование темы

Общее количество часов

В том числе

Формы контроля

теория

практика

1

Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены

1

1

 

Тест

2

Бумагопластика

16

3

13

Выставка, тест

3

Бисероплетение

10

2

8

Беседа, тест, выставка

4

Вышивка

18

3

15

Беседа,

выставка, тест

5

Художественная обработка ткани

3

1

2

Наблюдение, выставка

6

Мягкая игрушка

33

2

31

Беседа, тест, выставка

7

Подготовка к конкурсам

15

2

13

Творческая работа

8

Посещение музеев, выставок декоративно-прикладного и изобразительного искусства

6

 

6

Беседа

9

Гражданское воспитание и профилактические беседы

4

4

 

Беседа

10

Итоговый контроль

2

1

1

Выставка

 

Всего часов

108

19

89

 

 


Содержательный компонент первого года обучения

 

Тема 1. Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены – 1 час.

Теория – 1 час.

Порядок и содержание работы объединения. Показ готовых изделий. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Организация рабочего места. Начальная диагностика группы, с целью установления уровня обучающихся, на котором они находятся к началу освоения курса. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства. Тест.

Тема 2. Бумагопластика – 16 часов.

Теория – 3 часа.

Виды бумаги. Знакомство с техниками бумагопластики. Инструменты и приспособления.

Практика – 13 часов.

Объемные композиции из бумаги. Обучение технике папье-маше. Творческие работы: «Воздушный шар», «Декоративная маска».

Объемное конструирование. Плетение из бумажной лозы. Творческая работа «Фонарик».

Знакомство с работами выполненными в технике pop-up и киригами. Творческая работа: открытка в технике pop-up и киригами.

Выставка готовых работ.

Тема 3. Бисероплетение – 10 часов.

Теория – 2 часа.

Виды плетения. Материалы для плетения. Изучение техники плетения бисером. История, функции, классификация аксессуаров.

Основные и вторичные, теплые и холодные цвета. Гармоничное сочетание цветов. Психология цвета.

Практика – 8 часов.

Изготовление поделок из бисера: кулон «Сердце»; брелок «Дельфин»; браслет «Прованс», браслет с орнаментом по собственному эскизу.

Выставка готовых работ.

Тема 4. Вышивка – 18 часов.

Теория – 3 часа.

Вышивка лентами: материалы, инструменты, приспособления для работы. Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Пяльцы и правила заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании вышивки. Технология выполнения швов. Инструменты и приспособления. Композиционное построение узоров. Изделия в технике сутажной вышивки. Основные приёмы изготовления сутажной вышивки.

Практика – 15 часов.

Вышивка лентами панно «Лилии».

Вышивка бисером брошь «Мышь».

Сутажная вышивка. Творческая работа подвеска.

Изготовление авторского колье с использованием нескольких техник.

Выставка готовых работ.

Тема 5. Художественная обработка ткани – 3 часа.

Теория – 1 час.

Свойства тканей и их применение при изготовлении аппликации. Подбор ткани по фактуре, цвету, рисунку. Виды художественной обработки и декорирования ткани.

Практика – 2 часа.

Творческая работа: фантазийная аппликация из ткани.

Выставка готовых работ.

Тема 6. Мягкая игрушка – 33 часа.

Теория – 2 часа.

Виды текстильных кукол. История текстильных кукол. Авторские игрушки. Рабочее место. Инструменты, материалы, конструктивные детали, необходимые для работы. Виды применяемых швов. Увеличение и уменьшение выкроек. Цветовое решение игрушек.

Отдельные технологические процессы изготовления игрушек (крепление конечностей, с проволочным каркасом, оформление глаз, носа, ушей, головок игрушек). Последовательность изготовления. Использование разных по фактуре и цвету материалов.  

Практика – 31 час.

Кукла оберег, Тильда «Кукла», «Заяц» или другое животное.

Кукла «Тыговорка» (Интерьерная кукла).

Выставка готовых работ.

Тема 7. Посещение музеев, выставок декоративно-прикладного и изобразительного искусства – 6 часов.

Практика – 6 часов.

Посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства, экскурсии в музеи, выставочные залы, встреча с уральскими мастерами.

Тема 8. Подготовка к конкурсам – 15 часов.

Теория – 2 часа.

Виды и способы оформления творческих работ для выставки.

Практика – 13 часов.

Тема 9. Гражданское воспитание и профилактические беседы – 4 часа.

Теория – 4 часа.

Беседы согласно плану профилактической работы.

Тема 10. Итоговый контроль работ – 2 часа.

Выставка творческих работ.


 

Учебный план второго года обучения (инвариантная часть)

Наименование темы

Общее количество часов

В том числе

Формы контроля

теория

практика

1

Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены

1

1

 

Тест

2

Бумагопластика

28

4

24

Тест, наблюдение, выставка

3

Бисероплетение

20

2

18

Тест, беседа,

выставка

4

Мягкая игрушка

29

4

25

Беседа, тест, наблюдение, выставка

5

Посещение музеев, выставок декоративно-прикладного и изобразительного искусства

6

 

6

Тест, беседа

6

Подготовка к конкурсам

18

3

15

Творческая работа

7

Гражданское воспитание и профилактические беседы

4

4

 

Беседа

8

Итоговый контроль

2

1

1

Выставка

 

Всего часов

108

19

89

 

 


Содержательный компонент второго года обучения

 

Тема 1. Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены – 1 час.

Теория – 1 час.

Знакомство с планами и задачами на учебный год. Расписание занятий. Организационные вопросы.

Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены. Тест.

Тема 2. Бумагопластика – 28 часов.

Теория – 4 часа.

Открытие новых свойств бумаги как художественного материала: гофрирование, плетение.

Практика – 24 часа.

Объемные композиции из бумаги. Техника папье-маше. Творческая работа: «Ваза».

Рамка для фото или зеркала из гофрокартона.

Объемное конструирование папье-маше и оригами. Творческая работа: топиарий.

Изготовление праздничных открыток и сувениров.

Выставка работ.

Тема 3. Бисероплетение – 20 часов.

Теория – 2 часа.

История бисера. Виды бисера и бусин. Способы плетения.

Практика – 18 часов.

Плетение объемных фигурок птиц и животных.

Выставка работ.

Тема 4. Мягкая игрушка – 29 часов.

Теория – 4 часа.

История возникновения игрушки. Материалы, используемые при пошиве. Разработка эскиза одежды для игрушки.

Практика – 25 часов.

Тильда «Кот» или другое животное

Каркасная интерьерная кукла.

Выставка работ.

Тема 5. Подготовка к конкурсам – 18 часов.

Теория – 3 часа.

Виды и способы оформления творческих работ для выставки.

Практика – 15 часов.

Тема 6. Гражданское воспитание и профилактические беседы – 4 часа.

Теория – 4 часа.

Беседы согласно плану профилактической работы.

Тема 7. Посещение музеев, выставок декоративно-прикладного и изобразительного искусства – 6 часов.

Практика – 6 часов.

Посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства, экскурсии в музеи, выставочные залы, встреча с уральскими мастерами.

Тема 8. Итоговый контроль – 2 часа.

Выставка работ.


 

Учебный план третьего года обучения (инвариантная часть)

Наименование темы

Общее количество часов

В том числе

Формы контроля

теория

практика

1

Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены

1

1

 

Тест

2

Бумагопластика

41

2

39

Тест, наблюдение, выставка

3

Бисероплетение

14

 

14

Тест, беседа,

выставка

4

Художественная обработка ткани

25

3

22

Беседа, тест, наблюдение, выставка

5

Посещение музеев, выставок декоративно-прикладного и изобразительного искусства

6

 

6

Беседа

6

Подготовка к конкурсам

15

 

15

Творческая работа

7

Гражданское воспитание и профилактические беседы

4

4

 

Беседа

8

Итоговый контроль

2

1

1

Выставка

 

Всего часов

108

11

97

 

 


Содержательный компонент третьего года обучения

 

Тема 1. Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены – 1 час.

Теория – 1 час.

Порядок и содержание работы объединения. Знакомство с планами и задачами на учебный год. Расписание занятий. Организационные вопросы.

Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены. Тест.

Тема 2. Бумагопластика – 41 час.

Теория – 2 часа.

Открытие новых свойств бумаги как художественного материала: макетирование и паперкрафт.

Практика – 39 часов.

Конструирование из гофрокартона: слоник, Богородская игрушка.

Паперкрафт: бюст добермана, объемный кот, бюст слона.

Объемные композиции из бумаги. Техника папье-маше. Творческая работа: «Снеговик».

Изготовление праздничных открыток и сувениров.

Выставка работ.

Тема 3. Бисероплетение – 14 часов.

Практика – 14 часов.

Плетение объемных фигурок из бисера на выбор.

Выставка работ.

Тема 4. Художественная обработка ткани – 25 часов.

Теория – 3 часа.

История возникновения техники айрис-фолдинг. Новые тенденции в аксессуарах. Текстильный декор интерьера. Материалы, используемые при пошиве.

Практика – 22 часа.

Текстильное панно в технике  айрис-фолдинг.

Изготовление аксессуара.

Изготовление декоративной подушки.

Изготовление летней текстильной гирлянды.

Выставка работ.

Тема 5. Подготовка к конкурсам – 15 часов.

Практика – 15 часов.

Тема 6. Гражданское воспитание и профилактические беседы – 4 часа.

Теория – 4 часа.

Беседы согласно плану профилактической работы.

Тема 7. Посещение музеев, выставок декоративно-прикладного и изобразительного искусства – 6 часов.

Практика – 6 часов.

Посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства, экскурсии в музеи, выставочные залы, встреча с уральскими мастерами.

Тема 8. Итоговый контроль – 2 часа.

Выставка работ.


Методическое обеспечение и условия реализации программы

 

Для реализации программы «Сударушка» необходимо:

Помещение для занятий:

-                   Кабинет соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, окно с открывающейся форточкой для проветривания.

Оборудование:

-                   столы для обучающихся соответствующей их возрасту и росту;

-                   стулья для обучающихся соответствующей из возрасту и росту;

-                   магнитная доска;

-                   шкаф (тумбочка, полочки, стеллаж) для хранения дидактических материалов и наглядных пособий;

-                   щетка и совок для самостоятельной уборки рабочих мест;

-                   магниты для крепления на доску;

-                   ноутбук для демонстрации иллюстративного материала;

-                   фотоаппарат для фотографирования работ;

-                   утюг;

-                   выжигатель.

Расходные материалы:

-                   фломастеры от 36 цв.

-                   цветные карандаши от 36 цв.

-                   простой карандаш

-                   ластик

-                   линейка: деревянная от 30 см., металлическая от 30 см., уголок 45°

-                   набор чертежных лекал

-                   клей: ПВА, момент, карандаш, термоклей

-                   леска

-                   туалетная бумага

-                   крахмал

-                   мука

-                   глицерин

-                   жидкое мыло

-                   чертежная бумага формата А4

-                   акварельная бумага формата А4

-                   цветная ксероксная бумага формата А4

-                   картон цветной двухсторонний толщиной 0,5 мм.

-                   бумага цветная двухсторонняя

-                   креповая бумага

-                   краски: акриловая, гуашь, акварель

-                   кисточки различного вида

-                   мел портновский (мыло)

-                   сантиметровая лента двухсторонняя

-                   ножницы: для бумаги, для ткани

-                   канцелярский нож

-                   пинцет

-                   иглы для ручных работ

-                   иглы для вышивания бисером

-                   портновские булавочки

-                   игольница

-                   клеевой пистолет

-                   гофрокартон формат А3

-                   газеты

-                   бумажные салфетки 100 шт.

-                   контур для ткани

-                   лак для закрепления краски

-                   ткань телесного цвета для тильды

-                   ткань трикотажная телесного цвета для интерьерной куклы

-                   ткань мешковина декоративная

-                   ткань однотонная х/б

-                   ткань джинсовая

-                   ткань плотная (мебельная, портьерная)

-                   нитки армированные для шитья

-                   мулине

-                   пяльцы

-                   атласные ленты шириной 3 – 5 см.

-                   кружево и тесьма

-                   пряжа белая акриловая

-                   пряжа Softy

-                   наполнитель (халофайбер, синтепон)

-                   пуговицы разные

-                   молния металлическая 20 – 25 см.

-                   кнопка декоративная пришивная

-                   разноцветный бисер по 5 гр. пакетик

-                   бокс для бисера

-                   бусины разные по 10 гр. пакетик

-                   полубусины по 10 гр. пакетик

-                   застежки для броши

-                   камея или кабошон

-                   сутаж

-                   перья

-                   проволока для плетения

-                   проволока медная в изоляции Æ 2,5 мм.

-                   фетр 20*30 см.

-                   фоамиран цветной с блестками 20*30 см.

-                   фоамиран красный без блесток 20*30 см.

-                   пенопласт листовой 30*40 см.

-                   поролон 10*10 см.

-                   маленький пластиковый горшок или кружка

-                   гипс

-                   воздушный шарик

-                   пенопластовый шар:

-                   диаметром 15 см.

-                   диаметром 8 см. 

-                   жирный крем

-                   спицы № 2,5 или № 3 

-                   прищепки

-                   стеклянная банка

-                   шпагат джутовый

-                   клеёнка на стол 50*50 см.

 

Расходные материалы на трех годичный курс обучения

по программе в расчете на одного обучающегося:

Наименование расходного материала

Количество

1

фломастеры от 36 цв.

1 уп. 

2

цветные карандаши от 36 цв.

1 уп. 

3

простой карандаш

1 шт.

4

ластик

1 шт.

5

линейка:

-       деревянная от 30 см.

-       металлическая от 30 см.

-       уголок 45°

 

1 шт.

1 шт.

1 шт.

 

набор чертежных лекал

1 шт.

6

клей:

-       ПВА

-       момент

-       карандаш

-       термоклей по 20 см.

 

1550 гр.

30 мл.

3 шт.

12 палочек

7

леска

1 катушка

8

туалетная бумага

4 рулона

9

крахмал

150 гр.

10

мука

300 гр.

11

глицерин

4 ст.л.

12

жидкое мыло

4 ст.л.

13

чертежная бумага формата А4

12 л.

14

акварельная бумага формата А4

14 л.

15

цветная ксероксная бумага формата А4

30 л.

16

картон цветной двухсторонний толщиной 0,5 мм.

1 уп.

17

бумага цветная двухсторонняя

1 уп.

18

креповая бумага

2,5 м.

19

краски:

-       акриловая

 

-       гуашь

-       акварель

 

1 набор от 6 цв.

2 б. 100 мл. белая

1 набор от 12 цв.

1 шт. 24 цв.

20

кисточки различного вида

5 шт.

21

мел портновский (мыло)

2 шт.

22

сантиметровая лента двухсторонняя

1 шт.

23

ножницы:

-       для бумаги

-       для ткани

 

1 шт.

1 шт.

24

канцелярский нож

1 шт. + лезвия

25

пинцет

1 шт.

26

иглы для ручных работ

1 набор

27

иглы для вышивания бисером

2 шт.

28

портновские булавочки

100 шт.

29

игольница

1 шт.

30

клеевой пистолет

1 шт.

31

гофрокартон формат А3

10 л.

32

газеты

5 шт.

33

бумажные салфетки 100 шт.

1 уп.

34

контур для ткани

1 тюбик

35

лак для закрепления краски

50 мл.

36

ткань телесного цвета для тильды

0,2 м.

37

ткань трикотажная телесного цвета для интерьерной куклы

0,2 м.

38

ткань мешковина декоративная

0,5 м.

39

ткань однотонная х/б 30*40 см.

1 шт.

40

ткань джинсовая 40*40 см.

1 шт.

41

ткань плотная (мебельная, портьерная) 45*90 см.

1 шт.

42

нитки армированные для шитья

3 катушки

43

мулине

1 набор

44

пяльцы

1 шт.

45

атласные ленты шириной 3 – 5 см.

8 м.

46

кружево и тесьма

1 м.

46

пряжа белая акриловая

30 м.

48

пряжа Softy

15 м.

49

наполнитель (халофайбер, синтепон)

1 кг.

50

синтепон 30*40 см.

1 шт.

51

пуговицы разные

20 шт.

52

молния металлическая 20 – 25 см.

1 шт.

53

кнопка декоративная пришивная

1 шт.

54

разноцветный бисер по 5 гр. пакетик

27 шт.

55

бокс для бисера

1 шт.

56

бусины разные по 10 гр. пакетик

4 шт.

57

полубусины по 10 гр. пакетик

3 шт.

58

застежки для броши

1 шт.

59

камея или кабошон

1 шт.

60

сутаж

40 м.

61

перья

20 шт.

62

проволока для плетения

19 м.

63

проволока медная в изоляции Æ 2,5 мм.

0,6 м.

64

фетр 20*30 см.

1 лист

65

фоамиран цветной с блестками 20*30 см.

2 листа

66

фоамиран красный без блесток 20*30 см.

1 лист

67

пенопласт листовой 30*40 см.

1 лист

68

поролон 10*10 см.

1 шт.

69

маленький пластиковый горшок или кружка

1 шт.

70

гипс

300 гр.

71

воздушный шарик

1 шт.

72

пенопластовый шар:

-       диаметром 15 см.

-       диаметром 8 см. 

 

1 шт.

1 шт.

73

жирный крем

50 мл.

74

спицы № 2,5 или № 3  

1 шт.

75

прищепки

20 шт.

76

стеклянная банка

1 шт.

77

шпагат джутовый

50 м.

78

Мелкозернистая наждачная бумага

1 лист

79

клеёнка на стол 50*50 см.

1 шт.


Список литературы

 

Нормативные правовые акты

1.                 Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»: (федер.закон: принят Гос.Думой 21 дек.2012 г.) – Российская газета, 31 декабря 2012.

2.                 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступает в силу 22 дек. 2013г) – Российская газета, 11 декабря 2013.

3.                 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.14 № 41.

4.                 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации, информационное письмо от 18.11.2015 № 09- 3242

 

Литература для педагога

1.        Ананьева А., Лазарева Т., Нерода М. Вышивание: Гладь. Ришелье. Аппликация. – М.: Этерна, 2006. – 192 с.

2.        Антоненко Е.Ю. Язык цвета. – Харьков: Фолио, 2011. – 118 с.

3.        Ахремко В.А. Цвет в интерьере типовых квартир. – М., 2014. – 224 с.

4.        Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. М.: Речь, 2005. 112 с.

5.        Берстенева Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – Белый город, 2010. – 112 с.

6.        Бреннан Э. Украшения в стиле винтаж. – М.: Мир книги, 2008. 96 с.

7.        Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. – СПб.: Б.&К., 2003. 214 с.

8.        Брэдфорд Д. Коллекция вышивки. Шерсть. Шелк. Ленты. – М.: АСТ, 2007. – 253 с.

9.        Бэрон Д. Картины из вышитых цветов. Росписи. Объемная вышивка. Аппликации из ткани. – М.: Кристина, 2006. 80 с.

10.   Willis B. Cloth doll artistry. – Rockport, 2009. 132 с.

11.   Все сама! Вяжем, плетем, вышиваем 2014 №11. Спецвыпуск. Украшения в сутажной технике Дзержинск: Паблик. 20 с.

12.   Гава Г. Вышивка. Универсальное руководство для начинающих и профессионалов. — Харьков: Белгород: Клуб семейного досуга, 2008. – 128 с.

13.    Галанова Т.В. Оригами из ткани. Техника. Приемы. Изделия. М.: АСТ-Пресс СКД, 2008. – 120 с.

14.   Дайн Г., Дайн М. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007. 120 с.

15.   Девис Д. Энциклопедия вышивки с бисером. М.: Контэнт, 2007. 128 с.

16.   Дёмин В. Уральская Гиперборея. – М.: Вече, 2012. 288 с.

17.   Дженкинс Д. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. – М.: Мой мир, 2008 – 80 с.

18.   Екатеринбург. Энциклопедия. – Екатеринбург: Академкнига, 2002. 728 с.

19.   Зайцева А.А. Макраме: самый полный и понятный самоучитель. – М., 2014. – 96 с.

20.   Зеленин Д.К. Русская этнография. М.: Институт русской цивилизации, 2013. 672 с.

21.   Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. – М.: Ладога-100, 2007. 64 с.

22.   Ивановская Т.В. Волшебная изонить. – М.: Рипол Классик, 2012. – 256 с.

23.   Иттен И. Искусство цвета. – М.: Д. Аронов, 2000. 120 c.

24.   Иттен И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах. – М.: Д. Аронов, 2001. 138 с.

25.   Каминская Е. Декоративные цветы из бумаги, ткани, кожи, меха, бисера. – М.: Рипол Классик, 2011. 264 с.

26.   Качаева М. Сокровища русского орнамента. – М.: Белые альвы, 2008. 202 с.

27.   Кей Д. Возрождение традиций. Уроки мастерства. Открываем новые техники: Вышивка & плетение иглой. Плоская вышивка. Гладь с настилом. Аппликация. Кристина - новый век, 2007. 80 с.

28.   Киото Э. Игрушки из бумаги. – СПб.: Кристал, 1997. 318 с.

29.   Кругляшова В.П. Предания и легенды Урала. – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1991. 288 с.

30.   Кузнецова П. Цветы из ткани. Самоучитель для начинающих. – Ростов-на-Дону: Владис, 2012. 221 с.

31.   Ладлоу М. Вышиваем шары по-японски. Практическое руководство. – М.: Ниола-Пресс, 2008. 32 с.

32.   Лапина С.И. Уютный дом. Шторы. Подушки. Покрывала. Скатерти. Салфетки. Стильные мелочи. – Х.: Клуб семейного досуга, 2009. 243 с.

33.   Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Долгоаршинных Н.В. Изобразительное искусство. 1 – 4 классы. Рабочая программа. – М.: Дрофа, 2017. – 41 с.

34.   Ляукина М. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-Пресс, 2006. 288 с.

35.   Макагонов П.В. Русский традиционный орнамент как знаковая система. – Тверь: Тверской государственный университет, 2014. 76 с.

36.   Малышева Н.А. Технология. 1 – 4 классы. Рабочая программа. – М.: Дрофа, 2017. 73 с.

37.   Медведевских В.С., Федосимов Г.М. Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья. Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2012. 55 с.

38.   Медведевских В.С. Технологии изготовления изделий декоративно-прикладного творчества. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2015. 118 с.

39.   Методические рекомендации к содержанию и оформлению дополнительных общеразвивающих программ муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «детско-юношеский центр» Серия «Школа успешного руководителя» Выпуск 12 2018. – 20 с.

40.   Мещерякова О. Аппликация. Лучшие техники и узоры. М.: Мир книги, 2008. 96 с.

41.   Миронова Т.В. Вышиваем гладью. Основы и лучшие техники. – М.: Мир Книги, 2006. 240 с.

42.   Моргадес К. Роспись по шелку. – М.: Арт-Родник, 2008. 175 с.

43.   Наука и образование в области технической эстетики, дизайна технологии художественной обработки материалов. Материалы VI-й международной научнопрактической конференции вузов России. СПб.: СПГУТД, 2015. 376 с.

44.   Наука и образование в области технической эстетики, дизайна технологии художественной обработки материалов. Материалы X-й международной научно-практической конференции вузов России. СПб.: СПбГУПТД , 2018. 557 с.

45.   Онищенко Л. Букеты. Искусственные цветы. – Харьков: Фолио, 2006. 232 с.

46.   Оцука Аяко. Винтажная вышивка. – Москва: АСТ: Кладезь, 2014. – 128 с.

47.   Пейнтер Л. Квиллинг, декупаж, папье-маше, декор и прочие чудеса из бумаги. М.: Астрель, Полиграфиздат, 2012. 258 с.

48.   Плотникова Т.Ф. Объемная вышивка. – М.: Рипол классик, 2011. – 260 с.

49.   Ракитянская Е. Шелковые цветы. Основы фитодизайна. – СПб.: Питер, 2013. 32 с.

50.   Ращупкина С.Ю. Вышивка ришелье. М.: Рипол Классик, 2011. 252 с.

51.   Ращупкина С.Ю. Вышивка шелковыми лентами. – М.: Рипол Классик, 2010. 256 с.

52.   Ращупкина С.Ю. Поделки из папье-маше. – М.: Рипол классик, 2012. 264 с.

53.   Семенова Л. Остатков пряжи много не бывает. – М.: Центрполиграф, 2013. 290 с.

54.   Смирнова Л. Обереги на все случаи жизни. – Минск: Харвест, 2011. 128 с.

55.   Соколова С.В. Оригами. Большая настольная книга для всей семьи. 240 лучших проектов для совместного творчества. – М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2009. – 688 с.

56.   Суслова М. Эксклюзивная вышивка. Техника. Приемы. Изделия. М.: АСТ-Пресс Книга, 2009. – 136 с.

57.   Столярова Т. Архитектурное оригами. 26 моделей в технике pop-up. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2013. 80 с.

58.   Sweet-McNamara Amee K. Soutache & Bead Embroidery Kalmbach Books, 2014. 97 p.

59.   Тихонова Е.В., Дорофеева О.С., Карась С.И. Ручное вышивание: практикум. – Мозырь: МГПУ, 2017. 162 с.

60.   Тищенко А.Т., Синица Н.В. Технология. Программа. 5 – 8 классы. – М.: ВентанаГраф, 2015. 144 с.

61.   Тищенко Е. Плетение из газет. От простого к сложному. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 67 с.

62.   Тремлинг С., Джонс М. Игрушки и аксессуары из фетра. – СПб: Амфора, 2014. — 48 с.

63.   Уилкокс М. Синий и желтый не дают зеленый: Как получить цвет который действительно нужен. – М.,2004. – 199 с.

64.   Финнангер Т. Шьем игрушки – тильды. – М.: Арт-Родник, 2014. – 82 с.

65.   Хворостухина С.А. Стильная бижутерия своими руками. Бусы, браслеты, серьги, пояса, ободки и заколки. – М.: Рипол Классик, 2009. 264 с.

66.   Череда Н.С. Цветы из ткани: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-Пресс книга, 2007. 136 с.

67.   Чиотти Д. Вышивка шелковыми лентами. Техника. Приемы. Изделия. М.: АСТ-Пресс Книга, 2010. 160 с.

68.   Чиотти Д. Оригинальные подарки. М.: Мир книги, Контэнт, 2011. 96 с.

69.   Числова З. Украшения из лент шибори. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. 77 с.

70.   Шилкова Е.А. Декоративные бутылки своими руками. – М.: Рипол классик, 2012. 256 с.

71.   Шилкова Е.А. Квиллинг. Поделки из бумажных лент. – М.: Рипол классик, 2011. 264 с.

72.   Энциклопедия изящных, декоративных и прикладных искусств. М.: ACT: Астрель, 2009. 304 с.

73.   Юрченко Н.А. Фитодизайн. 1 – 4 классы. Пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Минск: Жасскон, 2011. 88 с.


Литература и информационные ресурсы для родителей

1.                 Галактионов И.В. Психология творческой деятельности: структура, этапы, механизмы, методы исследования. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), 2017. – 124 с.

2.                 Имж Адриана. Воспитание - это не только контроль. Книга о любви детей и родителей. – СПб.: Питер, 2019. 240 с.

3.                 Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Речь, 2007. – 288 с.

4.                 Карпачев Д. 8 причин, по которым дети не слышат своих родителей. Что делать, если ребенок вас игнорирует? – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ShCKCtVl8Ig (дата обращения: 16.02.2020).

5.                 Пирог А. Часть 3. Грубейшие ошибки родителей при развитии способностей ребёнка – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=7LMdb7GZ9CE (дата обращения: 16.02.2020).

6.                 Форпост – Режим доступа:  https://forpost.uralschool.ru/?category=130

 

Литература и информационные ресурсы для детей

1.        Бисероплетение для детей. Урок 14 схема Зайка – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=RBKfXfMGsEo (дата обращения: 16.02.2020).

2.        Рисуем дома – Режим доступа:  https://www.youtube.com/channel/UCC5QalkhwwwugXihx37Ycnw (дата обращения: 16.02.2020).

3.        Пластилин для детей, лепим забавное мороженое – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=82-koKPrfO8 (дата обращения: 16.02.2020).

4.        Как украсить посуду из пластика своими руками. Поделки Самоделки – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=wV7-aClhPKg (дата обращения: 16.02.2020).

5.        Иванова Г. Супер поделки из бумаги. Сделать игрушку просто! Играть увлекательно! – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=EzS5IUtVl64 (дата обращения: 16.02.2020).

6.        Монгольская Т. Игрушки из носков. – М.: РИПОЛ классик, 2014. – 95 с.

7.                 Рычкова О. Цветы из ткани: начало творчества. – Русская школа Цветоделия. – 2013. – 36 с.

8.        Тремлинг С., Джонс М. Игрушки и аксессуары из фетра. – СПб: Амфора, 2014. — 48 с.

9.        Финнангер Т. Шьем игрушки – тильды. – М.: Арт-Родник, 2014. – 82 с.

10.   Чиотти Д. Стильные мелочи. – М.: Мир книги, Контэнт, 2011. – 96 с.


Сведения о разработчике

Пивоварова Татьяна Геннадьевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр», КМЖ «Салют», педагог дополнительного образования.

Образование:

Профессиональное училище «Самородок» г. Н.Тагил, 2001 г., портной легкой женской одежды

ГОУ СПО Нижнетагильский государственный профессиональный колледж им. Н. А. Демидова, 2004 г., профессиональное обучение, специализация моделирование и конструирование одежды.

ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» г.Екатеринбург, 2016 г., историк, преподаватель истории.

Дополнительное образование:

Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр подготовки персонала Евраз-Урал», 2016, воспитатель детского сада (яслей-сада), 288 ч.

ООО «Столичный учебный центр», 2020 г.  Курс профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного образования: Теория и методика дополнительного образования», 300 ч.

Курсы повышения квалификации:

Свердловский областной краеведческий музей Научно-методический центр по музейной деятельности, 2009 г., «Основные направления музейной деятельности», 72 ч.

ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», 2016, «Социальное партнерство университета и школы: диалог науки и образования», 16ч.

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», 2019 г., «Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в организациях дополнительного образования детей», 32 ч.

ООО «Высшая школа делового администрирования», 2020 г, «Оказание первой помощи», 36 ч.

АНОДО «ЛингваНова», Центр онлайн-обучения Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании», 2020 г., «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Сайт педагога», 20 ч.

АНОДО «ЛингваНова», Центр онлайн-обучения Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании», 2020 г., «ИКТ-технологии в образовании: продвинутый уровень в реализации концепции дистанционного обучения», 20 ч.

АНО ДПО «Гуманитарная академия» по программе «Дистанционные технологии в образовании», 36 ч.

Педагогический стаж: 2 года

Контактный телефон: +7(922)293-71-81

Электронный адрес: orangelex09@mail.ru

Страница на сайте социальной сети работников образования: https://nsportal.ru/pivovarova-tatyana-gennadevna

Страница на образовательном портале «Знанио»: https://znanio.ru/person/orangelex09

Видеохостинг YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCa66kEv-kqBow-9_YDKP6RA?view_as=subscriber

Сайт творческого объединения «Сударушка»: https://sites.google.com/view/pivovarovatatiana

Страница творческого объединения «Сударушка» в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/sudarushka_ekat


 

Приложение 1

 

Критерии оценки уровня знаний, умений и навыков по программе

1. Работа с тканью, выкройками.

- правильно и экономно располагает выкройки (лекала) на ткани;

- аккуратно и правильно вырезает детали из ткани;

- выполняет работу четко и быстро;

2. Работа с инструментами.

- соблюдает технику безопасности при работе с острыми и режущими инструментами;

- правильно выбирает нужные для обработки инструменты, и пользуется ими четко и правильно;

- умеет пользоваться схемами при работе.

3. Качество выполнения технологических операций.

- правильно подбирает толщину и длину проволоки для деталей;

- правильно и качественно изготавливает различные виды заготовок;

- соблюдает последовательность технологических операций.

4. Качество сборки и оформления изделий.

- соблюдает последовательность и аккуратность при сборке изделия;

- соблюдает последовательность и аккуратность при сборке аппликаций, поделок из бисера, панно;

- оценка качества выполненной работы в целом.

5. Творчество, фантазия, креативность.

- проявляет нестандартный подход к изготовлению изделий, вносит изменения, улучающие их внешний вид;

- самостоятельно подбирает цветовую гамму изделия, композиции;

- проявляет активность, инициативность, желание экспериментировать;

- проявляет выдумку и фантазию при изготовлении панно и композиций изделий.

6. Знание последовательности технологического процесса.

- знает название специальных инструментов;

- знает название и последовательность технологических операций;

- умеет объяснять правила обработки и сборки изделия.

7. Организация рабочего места.

- поддерживает порядок на рабочем месте во время занятий и наводит порядок по окончании работы.

Оценка критериев:

0 баллов – критерий не выполняется;

1 балл – критерий выполняется плохо;

2 балла – критерий выполняется хорошо;

3 балла – критерий выполняется отлично.

Таблица результатов:


Список обучающихся

Показатели

Общий
балл

Уровень

1

2

3

4

5

1

2

 


 

Скачано с www.znanio.ru