Дополнительная общеразвивающая программа Всезнайка

  • docx
  • 03.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Всезнайка.docx

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете

Протокол № 8 от 30. 08. 2019

Приложение  № 8

Утверждено приказом

МОУ «Изварская СОШ»

от 30. 08. 2019 № 130

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

 

 

 

 

«Всезнайка»

(научно-техническая направленность)

 

 

Возраст детей:  8 - 9 лет

 

Срок реализации: 1 год

 

 

 

                  

 

 

 

                                                         

 

 

 

 

 

                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Извара,

 

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности «Всезнайка» разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

Цель программы: создать условия для развития мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей, развития индивидуальности,  коммуникативных способностей

Задачи дополнительной общеразвивающей программы:

1) развивать мышление в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2) развивать различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3) развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументированно доказывать свою точку зрения;

4) формировать приёмы творческого мышления и развивать умение ре­шать нестандартные задачи;

5) развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность обучающихся;

6)  развивать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Возраст обучающихся на который рассчитана данная общеразвивающая программа – 8-9 лет.

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы – 1 год

 

Учебно - тематическое планирование 

№ п.п.

Тема

Дата

1.       

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем.

 

2.       

Географические открытия в древности. Игра «Небосвод».

 

3.       

Пере­мещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце»

 

4.       

Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар».

 

5.       

Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

 

6.       

Вращение Земли вокруг своей оси.

 

7.       

Движение солнца над горизонтом.

 

8.       

Сутки, определение частей суток по разной деятель­ности.

 

9.       

Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю».

 

10.  

Викторина «Названия месяцев на Руси».

 

11.  

История происхождения названий дней недели.

 

12.  

Круговорот веществ в природе.

 

13.  

Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери».

 

14.  

Цепи питания.

 

15.  

Экскурсия «Обитатели почвы».

 

16.  

Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка».

 

17.  

Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства».

 

18.  

Природа дождевого облака.

 

19.  

Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки».

 

20.  

Как изучают подводный мир.

 

21.  

Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино».

 

22.  

Ис­тория открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана».

 

23.  

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

 

24.  

Жизнь в темных глубинах океана.

 

25.  

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок».

 

26.  

Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки».

 

27.  

Образование плода. Викторина «Много­образие плодов».

 

28.  

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

 

29.  

Жуки. Дровосек-титан - самый круп­ный жук.

 

30.  

Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна»

 

31.  

Охрана насекомых.

 

32.  

Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы.

 

33.  

Викторина-игра «Что лишнее»

 

34.  

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что мы узнали и чему научились за год. Защитим природу.

 

 

Содержание изучаемого курса

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем. Отгадывание загадок, ребусов. Предложения детей по программе курса «Всезнайка», о чем им хотелось бы узнать. Географические открытия в древности. Игра «Небосвод». Экскурс в историю географических открытий. Пере­мещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце». Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда. Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар». Изготовление модели Земли из цветного пластилина. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте. Вращение Земли вокруг своей оси. Заочная экскурсия в обсерваторию. Движение солнца над горизонтом. Узнать, как движется солнце над горизонтом. Просмотр учебного фильма. Сутки, определение частей суток по разной деятель­ности. Проектная деятельность. Составление режима дня. Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю». Знание загадок и стихов про времена года. Проведение викторины на проверку знаний детей. Викторина «Названия месяцев на Руси». Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение. История происхождения названий дней недели. Составление названий дней недели из букв разрезной азбуки. Круговорот веществ в природе. Иметь представление о круговороте веществ в природе. Просмотр учебного фильма. Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери». Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы. Объединение игрушечных животных по тематическому признаку. Цепи питания. Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения. Экскурсия «Обитатели почвы». Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе; изучение знаков, норм и правил поведения в природе. Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка». Составление загадок. Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства». Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней. Природа дождевого облака. Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду. Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки». Рассмотреть облака зимой. Учимся рисовать снежинки, оформление выставки. Как изучают подводный мир. Иметь представление о подводном мире. Просмотр учебного фильма. Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино». Объединение предметов по тематическому признаку. Рисунки детей по теме занятия. Ис­тория открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана». Иметь представление о гигантском кальмаре. Конкурс рисунков обитателей океанов. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Представление о морских растениях. Рисунки детей по теме занятия. Жизнь в темных глубинах океана. Иметь представление о жизни в тёмных глубинах подводного мира. Просмотр учебного фильма. Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок». Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле. Посредством зрения и логики продолжить предложенный ряд в игре. Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки». Ответы на вопросы о героях сказок Практическое задание: изобразить героев прослушанной сказки. Образование плода. Викторина «Много­образие плодов». Иметь представление о плоде и его многообразие. Просмотр учебного фильма. Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях. Жуки. Дровосек-титан - самый круп­ный жук. Иметь представление о жуках. Выполнение зарисовок. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна». Иметь представление о бабочках. Выполнение зарисовок. Охрана насекомых. Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков. Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. Иметь представление о жизни насекомых. Конкурс рисунков «Невероятный жук». Викторина-игра «Что лишнее». Назвать предмет по его признакам. Посредством зрения и логики продолжить предложенный ряд. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что такое неопознанный летающий объект. История, мнения, свидетельства. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих в Поволжье. Защита и охрана. Прогулка-путешествие.

 

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

 

Форма обучения: очная.

Форма организации образовательной деятельности обучающихся: всем составом объединения.

Формы аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) заданий: игры, учебные занятия, проектные работы, тренинги.

Наполняемость объединения: до 23 человек.

Продолжительность одного занятия: 45 минут

Возрастной диапазон – 8-9 лет

Объем нагрузки в неделю: 1 раз в неделю

Основные направления деятельности:

- научное

- познавательное

Методы и приёмы организации деятельности второ­классников на занятиях ориентированы на усиление само­стоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие каче­ства ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоя­тельно мыслящей Основные методы организации учебно-воспитательной деятельности по данномукурсу: - частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций. - беседа, рассказ, сообщение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Содержание этого спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края и бережно относиться к ней. Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам. - словесные, наглядные, проблемные, творческие. Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу страны и бережно относиться к ней. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам. - репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с демонстрационным, практическим, творческим. Содержание этого блока спецкурса содействует формированию «Я-концепции», определению своего места в социуме, способствует развитию коммуникативных функций, воспитывает патриотизм, закладывает основы профориентации. Основным видом деятельности учащихся становится частично-поисковый. Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательной деятельности научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях внеурочной деятельности по данной теме.

Средства обучения

·           Оборудование Центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста»

·           компьютер

·           экран

·           устройством для прослушивания CD-дисков;

·           принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1;

·           клей,  степлер, скотч-лента, ножницы,

·           бейджи, кнопки или магниты для крепления продуктов на доске, мячик;

·           тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;

·           заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнение;

·           записи инструментальных фоновых мелодий.

Информационные ресурсы:

·          Иванова О. В. Исследовательская деятельность младших школьников.// Начальная школа плюс До и После. – 2017. - №7

·          Б.Ф. Сергеев Энциклопедия живой природы для младших школьников. – Изд-во: ОЛМА Медиа Групп., 2013г.

·          CD – ROM. Хочу всё знать! Энциклопедия для младших школьников. – Вектор, 2011г.

·          Учебные фильмы для обучающихся.

·          Планета Земля. Детская энциклопедия. – Росмэн., 2012г.

·          CD – ROM. Большая детская энциклопедия. Планета Земля. – ИДДК, 2

 

Планируемые результаты освоения образовательной программы

 

В ходе занятий у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

·           Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

·           Целеполагать (ставить и удерживать цели);

·           Планировать (составлять план своей деятельности);

·           Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

·           Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

·        определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

·        в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;

·        проявлять познавательный интерес;

метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

·        определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

·        проговаривать последовательность действий;

·        учиться высказывать свое предположение (версию);

·        учиться работать по предложенному педагогом плану;

·        учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

·        учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

познавательные УУД:

·        ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

·        учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

·        учиться овладевать измерительными инструментами;

коммуникативные УУД:

·        учиться выражать свои мысли;

·        учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

·        овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;

·        предметными результатами являются формирование следующих умений:

·        определять целое и часть;

·        устанавливать общие признаки, обобщать, делать несложные выводы;

·        определять последовательность действий;

·        находить истинные и ложные высказывания;

·        наделять предметы новыми свойствами, переносить свойства с одних предметов на другие;

·        описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

·        выделять существенные признаки предметов;

·        сравнивать между собой предметы, явления;

·        классифицировать явления, предметы;

·        судить о противоположных явлениях;

·        давать определения тем или иным понятиям;

·        выявлять функциональные отношения между понятиями;

·        выявлять закономерности и проводить аналогии.

 

Система оценки результатов освоения образовательной программы

 

Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе, промежуточная аттестация проводится в конце полугодия

Формы проведения итоговой и промежуточной аттестации: итоговое занятие

Оценочные материалы: конкурсы творческих работ, презентации, организация школьных массовых мероприятий, экскурсий, участие в социально-значимых акциях, знаменательных событиях в жизни нашего государства, учебно-­исследовательской и поисковой работе, проектах.

Оценка результативности – зачетная система.

 

                                                              Приложение

Продолжительность учебного года

Начало учебного года

2 сентября

Продолжительность учебного года: количество учебных недель

34

Продолжительность учебной недели

5 дней

Окончание учебного года

29 мая

 

Регламентирование образовательного процесса

Триместры

Начало триместра

Окончание  триместра

Количество дней за учебный период

 

1 триместр

02 сентября 2019

29 ноября 2019.

60

2 триместр

01 декабря 2019

28 февраля 2020

55

3 триместр

01 марта 2020

29 мая 2020

55

ИТОГО:

 

 

170

 

Продолжительность каникул

Осенние

29.10.19-04.11.19 (7 дней)

Зимние

30.12.19-09.01.20 (11 дней)

Весенние

23.03.20-29.03.20 (7 дней)

 

Расписание занятий в кружке  «Всезнайка»

Четверг: 14.00–14.45