Рассмотрено и принято на педагогическом совете Протокол № 8 от 30. 08. 2019 |
Приложение № 8 Утверждено приказом МОУ «Изварская СОШ» от 30. 08. 2019 № 130
|
Дополнительная общеразвивающая программа
«Всезнайка»
(научно-техническая направленность)
Возраст детей: 8 - 9 лет
Срок реализации: 1 год
Извара,
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности «Всезнайка» разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Цель программы: создать условия для развития мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей, развития индивидуальности, коммуникативных способностей
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
1) развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развивать различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
4) формировать приёмы творческого мышления и развивать умение решать нестандартные задачи;
5) развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность обучающихся;
6) развивать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Возраст обучающихся на который рассчитана данная общеразвивающая программа – 8-9 лет.
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы – 1 год
Учебно - тематическое планирование
№ п.п. |
Тема |
Дата |
1. |
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем. |
|
2. |
Географические открытия в древности. Игра «Небосвод». |
|
3. |
Перемещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце» |
|
4. |
Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар». |
|
5. |
Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. |
|
6. |
Вращение Земли вокруг своей оси. |
|
7. |
Движение солнца над горизонтом. |
|
8. |
Сутки, определение частей суток по разной деятельности. |
|
9. |
Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю». |
|
10. |
Викторина «Названия месяцев на Руси». |
|
11. |
История происхождения названий дней недели. |
|
12. |
Круговорот веществ в природе. |
|
13. |
Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери». |
|
14. |
Цепи питания. |
|
15. |
Экскурсия «Обитатели почвы». |
|
16. |
Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка». |
|
17. |
Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства». |
|
18. |
Природа дождевого облака. |
|
19. |
Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки». |
|
20. |
Как изучают подводный мир. |
|
21. |
Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино». |
|
22. |
История открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана». |
|
23. |
Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». |
|
24. |
Жизнь в темных глубинах океана. |
|
25. |
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок». |
|
26. |
Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки». |
|
27. |
Образование плода. Викторина «Многообразие плодов». |
|
28. |
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. |
|
29. |
Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. |
|
30. |
Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна» |
|
31. |
Охрана насекомых. |
|
32. |
Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. |
|
33. |
Викторина-игра «Что лишнее» |
|
34. |
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что мы узнали и чему научились за год. Защитим природу. |
|
Содержание изучаемого курса
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем. Отгадывание загадок, ребусов. Предложения детей по программе курса «Всезнайка», о чем им хотелось бы узнать. Географические открытия в древности. Игра «Небосвод». Экскурс в историю географических открытий. Перемещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце». Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда. Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар». Изготовление модели Земли из цветного пластилина. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте. Вращение Земли вокруг своей оси. Заочная экскурсия в обсерваторию. Движение солнца над горизонтом. Узнать, как движется солнце над горизонтом. Просмотр учебного фильма. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Проектная деятельность. Составление режима дня. Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю». Знание загадок и стихов про времена года. Проведение викторины на проверку знаний детей. Викторина «Названия месяцев на Руси». Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение. История происхождения названий дней недели. Составление названий дней недели из букв разрезной азбуки. Круговорот веществ в природе. Иметь представление о круговороте веществ в природе. Просмотр учебного фильма. Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери». Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы. Объединение игрушечных животных по тематическому признаку. Цепи питания. Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения. Экскурсия «Обитатели почвы». Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе; изучение знаков, норм и правил поведения в природе. Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка». Составление загадок. Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства». Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней. Природа дождевого облака. Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду. Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки». Рассмотреть облака зимой. Учимся рисовать снежинки, оформление выставки. Как изучают подводный мир. Иметь представление о подводном мире. Просмотр учебного фильма. Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино». Объединение предметов по тематическому признаку. Рисунки детей по теме занятия. История открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана». Иметь представление о гигантском кальмаре. Конкурс рисунков обитателей океанов. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Представление о морских растениях. Рисунки детей по теме занятия. Жизнь в темных глубинах океана. Иметь представление о жизни в тёмных глубинах подводного мира. Просмотр учебного фильма. Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок». Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле. Посредством зрения и логики продолжить предложенный ряд в игре. Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки». Ответы на вопросы о героях сказок Практическое задание: изобразить героев прослушанной сказки. Образование плода. Викторина «Многообразие плодов». Иметь представление о плоде и его многообразие. Просмотр учебного фильма. Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Иметь представление о жуках. Выполнение зарисовок. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна». Иметь представление о бабочках. Выполнение зарисовок. Охрана насекомых. Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков. Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. Иметь представление о жизни насекомых. Конкурс рисунков «Невероятный жук». Викторина-игра «Что лишнее». Назвать предмет по его признакам. Посредством зрения и логики продолжить предложенный ряд. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что такое неопознанный летающий объект. История, мнения, свидетельства. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих в Поволжье. Защита и охрана. Прогулка-путешествие.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательной деятельности обучающихся: всем составом объединения.
Формы аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) заданий: игры, учебные занятия, проектные работы, тренинги.
Наполняемость объединения: до 23 человек.
Продолжительность одного занятия: 45 минут
Возрастной диапазон – 8-9 лет
Объем нагрузки в неделю: 1 раз в неделю
Основные направления деятельности:
- научное
- познавательное
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей Основные методы организации учебно-воспитательной деятельности по данномукурсу: - частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций. - беседа, рассказ, сообщение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Содержание этого спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края и бережно относиться к ней. Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам. - словесные, наглядные, проблемные, творческие. Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу страны и бережно относиться к ней. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам. - репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с демонстрационным, практическим, творческим. Содержание этого блока спецкурса содействует формированию «Я-концепции», определению своего места в социуме, способствует развитию коммуникативных функций, воспитывает патриотизм, закладывает основы профориентации. Основным видом деятельности учащихся становится частично-поисковый. Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательной деятельности научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях внеурочной деятельности по данной теме.
Средства обучения
· Оборудование Центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста»
· компьютер
· экран
· устройством для прослушивания CD-дисков;
· принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1;
· клей, степлер, скотч-лента, ножницы,
· бейджи, кнопки или магниты для крепления продуктов на доске, мячик;
· тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;
· заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнение;
· записи инструментальных фоновых мелодий.
Информационные ресурсы:
· Иванова О. В. Исследовательская деятельность младших школьников.// Начальная школа плюс До и После. – 2017. - №7
· Б.Ф. Сергеев Энциклопедия живой природы для младших школьников. – Изд-во: ОЛМА Медиа Групп., 2013г.
· CD – ROM. Хочу всё знать! Энциклопедия для младших школьников. – Вектор, 2011г.
· Учебные фильмы для обучающихся.
· Планета Земля. Детская энциклопедия. – Росмэн., 2012г.
· CD – ROM. Большая детская энциклопедия. Планета Земля. – ИДДК, 2
Планируемые результаты освоения образовательной программы
В ходе занятий у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
· Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
· Целеполагать (ставить и удерживать цели);
· Планировать (составлять план своей деятельности);
· Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
· Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
· определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
· в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;
· проявлять познавательный интерес;
метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
· проговаривать последовательность действий;
· учиться высказывать свое предположение (версию);
· учиться работать по предложенному педагогом плану;
· учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
· учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
познавательные УУД:
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
· учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
· учиться овладевать измерительными инструментами;
коммуникативные УУД:
· учиться выражать свои мысли;
· учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
· овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;
· предметными результатами являются формирование следующих умений:
· определять целое и часть;
· устанавливать общие признаки, обобщать, делать несложные выводы;
· определять последовательность действий;
· находить истинные и ложные высказывания;
· наделять предметы новыми свойствами, переносить свойства с одних предметов на другие;
· описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
· выделять существенные признаки предметов;
· сравнивать между собой предметы, явления;
· классифицировать явления, предметы;
· судить о противоположных явлениях;
· давать определения тем или иным понятиям;
· выявлять функциональные отношения между понятиями;
· выявлять закономерности и проводить аналогии.
Система оценки результатов освоения образовательной программы
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе, промежуточная аттестация проводится в конце полугодия
Формы проведения итоговой и промежуточной аттестации: итоговое занятие
Оценочные материалы: конкурсы творческих работ, презентации, организация школьных массовых мероприятий, экскурсий, участие в социально-значимых акциях, знаменательных событиях в жизни нашего государства, учебно-исследовательской и поисковой работе, проектах.
Оценка результативности – зачетная система.
Приложение
Продолжительность учебного года
Начало учебного года |
2 сентября |
Продолжительность учебного года: количество учебных недель |
34 |
Продолжительность учебной недели |
5 дней |
Окончание учебного года |
29 мая |
Регламентирование образовательного процесса
Триместры |
Начало триместра |
Окончание триместра |
Количество дней за учебный период
|
1 триместр |
02 сентября 2019 |
29 ноября 2019. |
60 |
2 триместр |
01 декабря 2019 |
28 февраля 2020 |
55 |
3 триместр |
01 марта 2020 |
29 мая 2020 |
55 |
ИТОГО: |
|
|
170 |
Продолжительность каникул
Осенние |
29.10.19-04.11.19 (7 дней) |
Зимние |
30.12.19-09.01.20 (11 дней) |
Весенние |
23.03.20-29.03.20 (7 дней) |
Расписание занятий в кружке «Всезнайка»
Четверг: 14.00–14.45
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.