Рассмотрено и принято на педагогическом совете Протокол № 8 от 30. 08. 2019 |
Приложение № 9 Утверждено приказом МОУ «Изварская СОШ» от 30. 08. 2019 № 130
|
Дополнительная общеразвивающая программа
«Живая классика»
(художественно-эстетическая направленность)
Возраст детей: 10-13 лет
Срок реализации: 1 год
Извара,
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Живая классика» разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Цель программы: через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
1. Обучающие:
* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);
* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;
* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;
* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.
2. Воспитательные:
* воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;
* формирование трудолюбия и требовательности к себе;
* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;
* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.
Возраст обучающихся на который рассчитана данная общеразвивающая программа – 10-13 лет.
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы – 1 год
Учебно - тематическое планирование
№ п.п. |
Тема |
Дата |
1. |
Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. |
|
2. |
Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. |
|
3. |
«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии. |
|
4. |
«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии. |
|
5. |
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. |
|
6. |
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. |
|
7. |
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. |
|
8. |
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. |
|
9. |
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. |
|
10. |
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. |
|
11. |
Системы стихосложения. |
|
12. |
Системы стихосложения. |
|
13. |
Размер стиха. |
|
14. |
Размер стиха. |
|
15. |
Размер стиха. |
|
16. |
Размер стиха. |
|
17. |
Размер стиха. |
|
18. |
Размер стиха. |
|
19. |
Рифма. «Поход за вдохновением». |
|
20. |
Рифма. «Поход за вдохновением». |
|
21. |
Рифма. «Поход за вдохновением». |
|
22. |
Рифма. «Поход за вдохновением». |
|
23. |
Рифма. «Поход за вдохновением». |
|
24. |
Рифма. «Поход за вдохновением». |
|
25. |
Поэзия и штампы. |
|
26. |
Поэзия и штампы. |
|
27. |
Стили речи. |
|
28. |
Стили речи. |
|
29. |
Поэзия и живопись. |
|
30. |
Поэзия и живопись. |
|
31. |
Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. |
|
32. |
Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. |
|
33. |
Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. |
|
34. |
Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. |
|
Содержание изучаемого курса
Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)
Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.
Практические работы: Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.
Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)
Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.
Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).
Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (6 часов)
Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.
Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.
Игра «Подбери тропы».
Конкурс стихотворений о природе.
Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)
Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).
Практические работы: Игра «Угадай».
Тема 5: Размер стиха. (6 часов)
Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).
Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.
Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.
Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.
Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (6 часов)
Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.
Практические работы: Игра «Найди рифму».
Экскурсия в музей Николая Рериха.
Конкурс стихов, посвящённый временам года.
Тема 7: Поэзия и штампы. (2 часа)
Теория: Понятие «штамп» в литературе.
Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).
Тема 8: Стили речи. (2 часа)
Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.
Практические работы: Игра «Составь рассказ».
Тема 9: Поэзия и живопись. (2 часа)
Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.
Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.
Тема 10: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)
Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.
Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.
Тема 11: Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)
Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.
Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательной деятельности обучающихся: всем составом объединения.
Формы аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) заданий: игры, учебные занятия, проектные работы, тренинги.
Наполняемость объединения: до 15 человек.
Продолжительность одного занятия: 45 минут
Возрастной диапазон – 10-13 лет
Объем нагрузки в неделю: 1 раз в неделю
Основные направления деятельности:
- познавательное
Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.
Средства обучения
· Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок
· Магнитно-маркерная доска
· Компьютер
· Мультимедийный проектор
· Фотоаппарат, фотокамера
· Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике классных часов
Литература для педагога:
· Уроки литературы: организация контроля и творческая работа. Калашникова Н.Ю. 2012
· Ладыженская Т.А. Детская риторика в рисунках, стихах и рассказах.
· Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. 2013.
Литература для обучающихся:
· Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2012.
· Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2012.
· Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2013.
· Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2011.
· Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 2012.
Планируемые результаты освоения образовательной программы
Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию программы:
- отличать прозаическое произведение от поэтического;
- писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах;
- подбирать рифму;
- рифмовать строфы в разных размерах;
- декламировать литературные произведения.
Обучающиеся должны приобрести навыки:
- аккуратности и трудолюбия;
- основные навыки работы в группе.
Ожидаемый результат:
· рост познавательной и творческой активности у ребят;
· увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.
· формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
· развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
· повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.
Система оценки результатов освоения образовательной программы
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе, промежуточная аттестация проводится в конце полугодия
Формы проведения итоговой и промежуточной аттестации: итоговое занятие
Оценка результативности – в качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общешкольных линейках, участие в различных конкурсах.
Приложение
Продолжительность учебного года
Начало учебного года |
2 сентября |
Продолжительность учебного года: количество учебных недель |
34 |
Продолжительность учебной недели |
5 дней |
Окончание учебного года |
29 мая |
Регламентирование образовательного процесса
Триместры |
Начало триместра |
Окончание триместра |
Количество дней за учебный период
|
1 триместр |
02 сентября 2019 |
29 ноября 2019. |
60 |
2 триместр |
01 декабря 2019 |
28 февраля 2020 |
55 |
3 триместр |
01 марта 2020 |
29 мая 2020 |
55 |
ИТОГО: |
|
|
170 |
Продолжительность каникул
Осенние |
29.10.19-04.11.19 (7 дней) |
Зимние |
30.12.19-09.01.20 (11 дней) |
Весенние |
23.03.20-29.03.20 (7 дней) |
Расписание занятий в кружке «Живая классика»
Четверг: 15.45–16.30
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.