Дополнительная общеразвивающая программа Живая классика
Оценка 4.6

Дополнительная общеразвивающая программа Живая классика

Оценка 4.6
docx
03.05.2020
Дополнительная общеразвивающая программа Живая классика
Живая классика.docx

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете

Протокол № 8 от 30. 08. 2019

Приложение  № 9

Утверждено приказом

МОУ «Изварская СОШ»

от 30. 08. 2019 № 130

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

 

 

 

 

«Живая классика»

(художественно-эстетическая направленность)

 

 

Возраст детей:  10-13 лет

 

Срок реализации: 1 год

 

 

 

                  

 

 

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Извара,

 

2019-2020 учебный год

 

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Живая классика» разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

Цель программы: через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся

Задачи дополнительной общеразвивающей программы:

1. Обучающие:

* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

* воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;

* формирование трудолюбия и требовательности к себе;

* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Возраст обучающихся на который рассчитана данная общеразвивающая программа – 10-13 лет.

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы – 1 год

 

Учебно - тематическое планирование 

№ п.п.

Тема

Дата

1.       

Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры.

 

2.       

Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры.

 

3.       

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

 

4.       

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

 

5.       

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

 

6.       

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

 

7.       

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

 

8.       

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

 

9.       

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

 

10.  

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

 

11.  

Системы стихосложения.

 

12.  

Системы стихосложения.

 

13.  

Размер стиха.

 

14.  

Размер стиха.

 

15.  

Размер стиха.

 

16.  

Размер стиха.

 

17.  

Размер стиха.

 

18.  

Размер стиха.

 

19.  

Рифма. «Поход  за вдохновением».

 

20.  

Рифма. «Поход  за вдохновением».

 

21.  

Рифма. «Поход  за вдохновением».

 

22.  

Рифма. «Поход  за вдохновением».

 

23.  

Рифма. «Поход  за вдохновением».

 

24.  

Рифма. «Поход  за вдохновением».

 

25.  

Поэзия и штампы.

 

26.  

Поэзия и штампы.

 

27.  

Стили речи.

 

28.  

Стили речи.

 

29.  

Поэзия и живопись.

 

30.  

Поэзия и живопись.

 

31.  

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

 

32.  

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

 

33.  

Итоговое занятие  по курсу занятий. Ярмарка талантов.

 

34.  

Итоговое занятие  по курсу занятий. Ярмарка талантов.

 

 

Содержание изучаемого курса

Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия?  Поэтические жанры. (2 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими  жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы: Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (6 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практические работы: Игра «Угадай».

Тема 5: Размер стиха. (6 часов)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (6 часов)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Экскурсия в музей Николая Рериха.

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 7: Поэзия и штампы. (2 часа)

Теория: Понятие «штамп» в литературе.

Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).

Тема 8: Стили речи. (2 часа)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения.  Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Тема 9: Поэзия и живопись. (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Тема 10: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.

Тема 11: Итоговое занятие  по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».

 

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

 

Форма обучения: очная.

Форма организации образовательной деятельности обучающихся: всем составом объединения.

Формы аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) заданий: игры, учебные занятия, проектные работы, тренинги.

Наполняемость объединения: до 15 человек.

Продолжительность одного занятия: 45 минут

Возрастной диапазон – 10-13 лет

Объем нагрузки в неделю: 1 раз в неделю

Основные направления деятельности:

- познавательное

Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

Средства обучения

·          Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  картинок

·          Магнитно-маркерная доска

·          Компьютер

·          Мультимедийный проектор

·          Фотоаппарат, фотокамера

·          Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике классных часов

Литература для педагога:

·          Уроки литературы: организация  контроля и творческая работа. Калашникова Н.Ю. 2012

·          Ладыженская Т.А. Детская риторика в рисунках, стихах и рассказах.

·          Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. 2013.

Литература для обучающихся:

·          Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2012.

·          Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2012.

·          Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2013.

·          Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2011.

·          Эткинд Е. Разговор о стихах.  – М.: Просвещение, 2012.

 

Планируемые результаты освоения образовательной программы

 

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

           Личностные и метапредметные результаты освоения программы:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие речевой и мыслительной деятельности;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию программы:

- отличать прозаическое произведение от поэтического;

- писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах;

- подбирать рифму;

- рифмовать строфы в разных размерах;

- декламировать литературные произведения.

Обучающиеся должны приобрести навыки:

- аккуратности и трудолюбия;

- основные навыки работы в группе.

Ожидаемый результат:

·      рост познавательной  и творческой активности у ребят;

·      увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.

·      формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

·      развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.

·      повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

 

Система оценки результатов освоения образовательной программы

 

Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе, промежуточная аттестация проводится в конце полугодия

Формы проведения итоговой и промежуточной аттестации: итоговое занятие

Оценка результативности – в качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общешкольных линейках, участие в различных конкурсах.

 

                                                              Приложение

Продолжительность учебного года

Начало учебного года

2 сентября

Продолжительность учебного года: количество учебных недель

34

Продолжительность учебной недели

5 дней

Окончание учебного года

29 мая

 

Регламентирование образовательного процесса

Триместры

Начало триместра

Окончание  триместра

Количество дней за учебный период

 

1 триместр

02 сентября 2019

29 ноября 2019.

60

2 триместр

01 декабря 2019

28 февраля 2020

55

3 триместр

01 марта 2020

29 мая 2020

55

ИТОГО:

 

 

170

 

Продолжительность каникул

Осенние

29.10.19-04.11.19 (7 дней)

Зимние

30.12.19-09.01.20 (11 дней)

Весенние

23.03.20-29.03.20 (7 дней)

 

Расписание занятий в кружке  «Живая классика»

Четверг: 15.45–16.30


 

Рассмотрено и принято на педагогическом совете

Рассмотрено и принято на педагогическом совете

Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Живая классика» разработана на основе:

Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Живая классика» разработана на основе:

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение

Форма обучения: очная. Форма организации образовательной деятельности обучающихся: всем составом объединения

Форма обучения: очная. Форма организации образовательной деятельности обучающихся: всем составом объединения

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию программы: - отличать прозаическое произведение от поэтического; - писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах; - подбирать рифму;…

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию программы: - отличать прозаическое произведение от поэтического; - писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах; - подбирать рифму;…

Триместры Начало триместра

Триместры Начало триместра
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020