Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №2» города Сарова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
(домра)
2022
«Рассмотрено» |
«Утверждаю» |
|
|
Методическим советом МБУДО ДШИ № 2 Протокол заседания № 1 от
|
Директор МБУДО ДШИ № 2 ________________А.А. Клочков
|
|
|
|
Разработчик: Разгуляева Анастасия Владимировна преподаватель МБУДО ДШИ № 2
|
||
|
Рецензент: _______________________________________________ |
|
|
|
Рецензент: _______________________________________________ |
|
|
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Учебная литература;
- Учебно-методическая литература;
- Методическая литература
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «домра», далее – «Специальность (домра)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (домра)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на домре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (домра)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (домра)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:
– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (домра)»:
Таблица 1
Срок обучения |
8 лет |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
1316 |
Количество часов на аудиторные занятия |
559 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу |
757 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (домра)»
Цели:
· развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на домре произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
· определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Задачи:
· выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на домре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
· овладение знаниями, умениями и навыками игры на домре, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
· приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
· формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
· достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
· формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (домра)».
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
· словесный (рассказ, беседа, объяснение);
· метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
· метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
· объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
· репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
· метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
· частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (домра)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м, наличие фортепиано, пюпитра, подставки под ногу. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение должно обеспечить наличие инструментов.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (домра)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок обучения 8 лет
|
Распределение по годам обучения |
|||||||
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) |
32 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
Количество часов на аудиторные занятия в неделю |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,5 |
2,5 |
Общее количество часов на аудиторные занятия |
559 |
|||||||
641,5 |
||||||||
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам |
64 |
66 |
66 |
99 |
99 |
99 |
132 |
132 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия |
757 |
|||||||
889 |
||||||||
Максимальное количество часов занятия в неделю |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6,5 |
6,5 |
Общее максимальное количество часов по годам |
128 |
132 |
132 |
165 |
165 |
165 |
214,5 |
214,5 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения |
1316 |
|||||||
|
1530,5 |
Учебный материал распределяется по годам обучения ‑ классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.),
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Годовые требования по классам
Срок обучения – 8 лет
Первый класс (2 часа в неделю)
1 полугодие
Значение «донотного» периода в работе с начинающими, опора на слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).
Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений, используемых в дальнейшем на домре.
Знакомство с инструментом. Основы и особенности при посадке, постановке игрового аппарата. Принципы звукоизвлечения. Постановка правой руки. Освоение игры медиатором. Освоение приемов игры: пиццикато большим пальцем, ПV. Постановка левой руки. Игра упражнений, песенок-прибауток на отдельно взятой ноте. Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на домре ритма слов. Игра ритмических рисунков на открытых струнах и с чередованием извлекаемых звуков на грифе.
Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.
В течение 1 полугодия обучения ученик должен пройти: 6-8 песен-прибауток на открытых струнах;3-4 небольших пьес различного характера.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
Считалочки: «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Паровоз», «Дождик», «Снегири», «Буду лётчиком», «Я иду с цветами».
1. Тиличева Е. «Колыбельная»
Арсеева И. «Петушок»
Барчунов «Приди солнышко»
2. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
Соколова Н. «Кукушка»
Глейхман В. «Дождик»
2 полугодие
Продолжение освоения нотной грамоты. Игра по нотам. Знакомство с основой динамики – форте, пиано. Игра гамм A-dur, E-dur – начиная с открытой струны. Упражнения на развитие координации. В течение 2-го полугодия обучения ученик должен пройти: гаммы А-dur, Е-dur ударом П, переменный удар ПV; 1 этюд; 3-4 песен и пьес различного характера. Игра в ансамбле с педагогом.
За учебный год, учащийся должен исполнить:
Таблица 3
1 полугодие |
2 полугодие |
Декабрь – зачет (3 разнохарактерных пьесы). |
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – экзамен (зачет) (3 разнохарактерные пьесы). |
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
1. Чайковский П. «Во поле берёза стояла»
Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
Иванов А. «Полька»
2. Филиппенко А. «Цыплятки»
Калинников В. Журавель
Красев М. «Весёлые гуси»
Второй класс (2 часа в неделю)
Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение технологии исполнения основных штрихов (стаккато, легато). Освоение приема «Тремоло». Дальнейшее освоение игры медиатором. Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата.
Освоение I, II, III позиций. Освоение переходов в смежные позиции.
Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Контроль над свободой игровых движений. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами.
Игра хроматических, динамических, ритмических упражнений, охватывающих освоенный учеником диапазон инструмента.
В течение 2 года обучения ученик должен пройти:
мажорные и минорные однооктавные гаммы: С-dur, a-moll от 1-го пальца (на двух струнах); штрихи в гаммах: ПП, VV, ПV, дубль штрих, пунктирный ритм, тремоло (по возможности.), 2 этюда; 4-6 пьес различных по характеру, стилю, жанру. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом.
За учебный год, учащийся должен исполнить:
Таблица 4
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд). Декабрь – зачет (2 разнохарактерных пьесы). |
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – экзамен (зачет) (2 разнохарактерные пьесы). |
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:
1.Люлли Ж-Б. «Песенка»
Гладков Г. «Песенка львёнка и черепахи»
2. Гумель И. «Экосез»
Русская народная песня «Я на камушке сижу»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Федоров С. «Песенка»
Шаинский В. «Антошка», обработка Олейникова Н.
2. Гречанинов А. Вальс
Федоров С. «Юный барабанщик»
Третий класс (2 часа в неделю)
Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов. Работа над тремоло. В программу включаются пьесы кантиленного характера. Эпизодическое знакомство с принципами исполнения двойных нот.
Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа).
Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками (триоли, секстоли, синкопы, двойные ноты). Освоение красочных приемов (игра у подставки, игра на грифе, игра на полуприжатых струнах).
В течение 3 года обучения ученик должен пройти: хроматические упражнения,
мажорные однооктавные гаммы G-dur, F-dur, c-moll.
Играть всеми штрихами, пройденными во 2 классе, и ритмическими группировками (дуоль, триоль, квартоль) хроматические гаммы на 2-х струнах от звуков E, F.
Кроме того, в течение 3 года обучения ученик должен пройти:
2-3 этюда до трех знаков при ключе, на различные виды техники;
4-6 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом.
За учебный год, учащийся должен исполнить:
Таблица 5
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (1 гамма, 1 этюд на разные виды техники). Декабрь – зачет (2 разнохарактерных пьесы). |
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – экзамен (зачет) (2 разнохарактерных произведения). |
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Муффат Г. Буре
Дербенко Е. Сюита «Приключения Буратино» (2 и 3части)
2. Моцарт В.А. Сюита «Маленькая ночная серенада» (Немецкий танец или Менуэт)
Федоров «Тарантелла»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Бах И.С. Весной
Федоров С. «Мотылёк»
2. Персел Г. «Ария»
Красев М. «По улице мостовой»
Четвертый класс (2 часа в неделю)
Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями обеих рук в отдельности и их координацией. Работа, направленная на развитие мелкой техники. Усовершенствование приема «тремоло», а также перехода от тремоло к удару и наоборот. Освоение двойных нот в исполнении «тремоло». Работа над техникой перехода из позиции в позицию. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения. Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: поэтапность работы над произведением, умение вычленить технический эпизод, трансформировать его в упражнение и довести до качественного исполнения и т.д. Упражнения на разные виды техники.
В течение 4 года обучения ученик должен пройти: однооктавные гаммы: B-dur, H-dur, h-moll; двухоктавные гаммы: в первом полугодии мажорные, во втором –минорные (натуральный вид): F-dur, G-dur, e-moll, g-moll.
2-3 этюдов до трех знаков при ключе на различные виды техники; 4-6 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Игра в ансамбле с педагогом.
За учебный год, учащийся должен исполнить:
Таблица 6
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (1 гамма, 1 этюд на различные виды техники). Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения). |
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – экзамен (зачет) (2 разнохарактерных произведения). |
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1.Бах И. С. Рондо из сюиты h-moll
Шалов А. обр. РНП «Заставил меня муж парну банюшку топить»
2. Бетховен Л. Полонез
Федоров С. «Лисий шаг»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1.Варламов А. «Что ты рано, травушка, пожелтела»
Давидович Ю. обр. РНП. «Вдоль да по речке»
2. Гайдн Й. Венгерское рондо
Лаптев В. «Я в садочке была»
Пятый класс (2 часа в неделю)
Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле. В программе основное внимание уделяется работе над крупной формой.
Освоение техники исполнения искусственных флажолет. Освоение аккордовой техники.
В течение 5 года обучения ученик должен пройти: упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игры; двухоктавные гаммы E-dur, А-dur, B-dur, f-moll, а-moll; хроматические гаммы от звуков E, F, G; 3- 4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники; 4-6 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год, учащийся должен исполнить:
Таблица 7
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (1 гамма, 1 этюд на разные виды техники, может быть заменен виртуозной пьесой). Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения). |
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – экзамен (зачет) (2 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы). |
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Меццакапо Е. Канцонетта «К маркизе»
Русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени», обработка Дителя В.
2. Григ Э. Норвежский танец
Русская народная песня «У зари-то, у зореньки», обработка Городовской В.
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Линике И. Маленькая соната
Русская народная песня «Светит месяц», обработка Андреева В.
2. Вивальди А. Концерт для скрипки a-moll (1-я или 2-я, 3-я части)
Рахманинов С. «Итальянская полька»
Шестой класс (2 часа в неделю)
Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть)
при повторении ранее освоенных гамм по программе 4-5 класса особое место необходимо уделить игре минорных гамм гармонического и мелодического видов, а также освоению в них более сложных приемов: чередование штрихов legato, staccato, триоли; особое внимание направить на динамическое развитие;
В течение 6 года обучения ученик должен пройти: упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений; двухоктавные гаммы H-dur, fis-moll, повторение гамм за 5 класс, 2-3 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники; 4-6 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год, учащийся должен исполнить:
Таблица 8
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд). Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения). |
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – экзамен (зачет) (2 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы). |
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1.Рахманинов С. «Уж ты нива моя»
Русская народная песня «Веселая голова», обработка Лаптева В.
2. Городовская В. «Песня»
Хачатурян А. «Танец розовых девушек из балета «Гаянэ»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1.Телеман Г.Ф. «Соната C-dur»
Дмитриев В. «Старая карусель»
2. Барчунов П. Концерт для домры
Родригес Г. «Кумпарсита»
Седьмой класс (2, 5 часа в неделю)
Разнообразная по стилям, жанрам, учебная программа, должна включать все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты. Самостоятельная работа над произведением.
В течение 7 года обучения ученик должен пройти: упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений; игра гамм должна иметь четкую, последовательную схему по принципу «от простого к сложному», направлена на стабилизацию всех ранее освоенных штрихов и приемов; 2-3 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники; требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям исполнения художественного произведения; 5-6 пьес разного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год, учащийся должен исполнить:
Таблица 9
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (1 гамма, показ самостоятельно выученной пьесы, значительно легче усвоенного предыдущего материала). Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения). |
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, подбор по слуху). Май – экзамен (зачет) (3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение, произведение кантиленного характера). |
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Гендель Г. Соната G–dur, 1, 2 части
Городовская В. «Скоморошина»
2. Марчелло Б. Скерцандо
Русская народная песня «Ах, Настасья», обработка Дителя В.
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1.Гендель Г. «Соната №6 e-moll» 1 и 2 части
Аренский А. Романс
Цыганков А. «Светит месяц», обработка русской народной песни
2. Моцарт В.А. Маленькая ночная серенада
Фролов И. «Романс»
Русская народная песня «Ходила младешенька», обработка Городовской В.
Восьмой класс (2,5 часа в неделю)
Продолжение совершенствования всех ранее освоенных учеником музыкально –исполнительских навыков игры на инструменте. Подготовка к выпускному экзамену. В течение 8 года обучения ученик должен продемонстрировать:
умение сыграть любую (одно - двухоктавную минорную, мажорную) гамму всеми ранее освоенными штрихами, приемами, динамикой и т.д. в максимально быстром темпе; исполнение 2-х этюдов, один из которых может быть заменен виртуозной пьесой solo.
За учебный год, учащийся должен исполнить:
Таблица 10
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (1 гамма,1 этюд или виртуозная пьеса). Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (2 произведения, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена). |
Март – прослушивание перед комиссией оставшихся двух произведений из выпускной программы, не сыгранных в декабре. Май – выпускной экзамен (4 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение, произведение, написанное для домры). |
Примерный репертуарный список итоговой аттестации:
1. Зейтц Ф. «Ученический концерт №2» в 3 частях
Венявский Г. «Романс»
Тамарин И. «Контрасты»
Цыганков А. «Ах, Вермланд мой, ты прекрасен», шведская народная песня
2. Марчелло «Соната a-moll»
Дварионас Б. «Элегия»
Шостакович Д. «Прелюдия»
Цыганков А. «Тустеп»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
· знать основные исторические сведения об инструменте;
· знать конструктивные особенности инструмента;
· знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
· знать оркестровые разновидности инструмента домра;
· знать основы музыкальной грамоты;
· знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
· знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
· знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
· знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на домре;
· знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;
· уметь самостоятельно настраивать инструмент;
· уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
· уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
· уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;
· уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
· иметь навык игры по нотам;
· иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;
· приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах.
Реализация программы обеспечивает:
· наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
· комплексное совершенствование игровой техники домриста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
· сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности домры для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
· знание художественно-исполнительских возможностей домры;
· знание музыкальной терминологии;
· знание репертуара для домры, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;
· наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
· умение подбирать по слуху;
· навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
· наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
· наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Оценки качества знаний по «Специальности (домра)» охватывают все виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Таблица 12
Вид контроля |
Задачи |
Формы |
Текущий контроль |
- поддержание учебной дисциплины, - выявление отношения, учащегося к изучаемому предмету, - повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок. |
контрольные уроки, академические концерты, прослушивания к конкурсам, отчетным концертам |
Промежуточная аттестация |
определение успешности развития, учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения |
зачеты (показ части программы, технический зачет), академические концерты, переводные зачеты, экзамены |
Итоговая аттестация |
определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета |
экзамен проводится в выпускном 8 классе. |
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков, учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы, или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускном 8 классе, в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.
Таблица 13
Оценка |
Критерии оценивания исполнения |
5 («отлично») |
Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры. |
4 («хорошо») |
Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер. |
3 («удовлетворительно») |
Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой. |
2 («неудовлетворительно») |
Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования. |
Зачет (без оценки) |
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:
1. Оценка годовой работы учащегося.
2. Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.
3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:
1. Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом.
2. Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.
3. Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения.
При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников, обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на домре является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности данного инструмента - домры.
В классе домры при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
· самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
· периодичность занятий - каждый день;
· объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1.Учебная литература:
1. Азбука домриста для трехструнной домры. / Составитель Разумеева Т. М., 2006
2. Азбука домриста. Тетрадь 1. Составитель Дьяконова И.Г., М., 2004
3. Азбука домриста. Тетрадь 2. Составитель Дьяконова И.Г., М., 2004
4.Азбука от простого к сложному. Составитель Поддубный С.Н., С-Петербург, 2013
5.Александров А. Гаммы и арпеджио. М., 1967
6.Альбом юного домриста. Младшие и средние классы ДМШ. С- Петербург, 2002
7. Альбом юного домриста. Младшие и средние классы ДМШ/ Составители Пронина Т., Щербакова Е, С-Петербург, 2002
8. Бейгельман Л. 50 этюдов для трехструнной домры. М., 2000
9. Бейгельман Л. 60 этюдов для трехструнной домры. М., 2001
10. Белов Р. Гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной домры. М., 1996
11. Броннер М. «День за днём»18 пьес для домры и фортепиано, Владимир,2021
12.Будашкин Н. Концерт для домры с оркестром. М., 1963
13.Городовская В. Новые сочинения для трехструнной домры. М.,1996
14.Гаммы, арпеджио, упражнения и этюды, М., 2003
15.Джоплин С. Регтаймы для трехструнной домры и фортепиано. С- Петербург, 2002
16.Домра с азов. / Составитель Потапова А., С-Петербург, 2003
17.Дугушин А. «Лирический альбом» Пьесы для домры и фортепиано, С-Петербург, 2005
18.Ефимов В. «Музыкальные картинки». Пьесы для трехструнной домры. М., 2002
19. Зверев А. «Пьесы в сопровождении фортепиано». С-Петербург, 2016
20. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка домриста. Тетрадь 1, 2, 3, 4. Составитель Чунин В., 2003
21.Ивенская О. 24 этюда для домры, М, 2013
22. Котельников В. «Играем в ансамбле» Ярославль, 2015
23.Концертные пьесы для двух малых домр и аккордеона (баяна), С-Петербург,2004
24. Концертные пьесы для трёхструнной домры и фортепиано. С-Петербург, 2004
25. Концертные пьесы для трёхструнной домры и фортепиано. Вып. 2. С-Петербург, 2005
26. Концертные пьесы. Вып. 5/Составитель Евдокимов В.М., 1972
27. Концертные пьесы. Вып. 13/Составитель Чунин В.М., 1985
28. Концертные пьесы. Вып. 14/Составитель Крючков А.М., 1987
29. Концертные пьесы. Вып. 15/Составитель Чунин В.М., 1987
30.Концертный репертуар домриста. Составитель Андрюшенков Г., С-Петербург, 2015
31. Концертный репертуар. Вып. 3/Составитель Цыганков А. М.,1984
32. Концертный репертуар. Вып. 4 /Составитель Цыганков А. М.,1991
33. Концерты для трехструнной домры и фортепиано. Вып. 1. М., 2006
34.Концертные произведения для домры и фортепиано. Вып.4 / Составитель Семаков С. Петрозаводск, 2006
35.Круглов В. Пьесы для трехструнной домры. М., 1998
36.Курченко А. «Детский альбом». Пьесы для трехструнной домры. М., 1999
37.Лаптев В. Концерты для домры. М.,1997
38.Легкие дуэты. Составитель Ногарева Ю.Л., С-Петербург, 1999
39. Легкие дуэты Вып.2 Составитель Ногарева Ю.Л., С-Петербург, 2001
40. Легкие пьесы западноевропейских композиторов. Сост. Андрюшенков Г. И. С-Петербург, 2005
41. Мироманов В. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. М., 2006
42.Меццакапо Е. Пьесы для домры и фортепиано. / Составитель Иванов В., С-Петербург, 2002
43.От классики до джаза. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. С- Петербург, 2007
44. Популярные джазовые композиции для трехструнной домры и фортепиано. С-Петербург, 2003
45. Произведения Н.Будашкина в переложении для трехструнной домры и балалайки. Тетрадь 1/ Составитель Дьяконова И., 2004
46. Пьесы для домры и фортепиано. Композиторы Испании, Италии и Франции рубежа 19-20 веков/ Составители Иванов В. и Николаев А. С-Петербург, 2007
47. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. Старшие классы ДМШ. / Составитель Зверев А., С-Петербург, 1998
48. Пьесы для трехструнной домры. Тетрадь 1, Составитель Ахунова О.А., С-Петербург, 1998
49. Пьесы для трехструнной домры. Тетрадь 2. Составитель Ахунова О.А., С-Петербург, 1998
50. Пьесы для младших классов ДМШ. С-Петербург, 1996
51.Сборник пьес/ Составитель Осмоловская Г. Минск, 1981
52.Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. Л., 1984
53. Старинные вальсы / Составитель Фурмин С. М., 1982
54. Тамарин И. Пьесы для домры и фортепиано. / Составитель Глейхман В.М., 2007
55.Тулзакова Г.В. «История кузнечика», Краснодар, 2014
56.Фадеев В. Десять пьес для домры и фортепиано «Меж солнечных лучей», С-Петербург,2015
57.Фёдоров С. Авторский сборник пьес для маленьких музыкантов, М,2014
58.Фёдоров С. Второй славянский альбом, М,2016
59.Фёдоров С. «Путешествие домрачея в Латинскую Америку», М, 2015
60.Фёдоров С. Произведения для домры(балалайки) для 2-5 классов ДМШ, М, 2016
61.Фрадкин М. Хренников Т. Пьесы на темы опер и балетов. М., 1984
62. Хрестоматия домриста средние классы / Составитель Дьяконова И., 1995
63. Хрестоматия домриста. Трехструнная домра. 1 часть. Для средних и старших классов ДМШ/ Составитель Бурдыкина Н. М., М, 2014
64. Хрестоматия для трехструнной домры. 2 часть/ Составитель Бурдыкина Н.М., 2003
65. Хрестоматия домриста. Трехструнная домра. Средние и старшие классы ДМШ. 3 часть/ Составитель Бурдыкина Н.М., 2004
66. Хрестоматия для домры и фортепиано. Младшие классы ДМШ/ Составитель Быстрицкая Л., С-Петербург, 2005
67. Хрестоматия домриста. Вып.1, Ростов- на-Дону,1998
68. Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры и фортепиано. М., 1982
69.Шалов А. Пьесы в переложении для трехструнной домры С–Петербург, 2000
70. Шишаков Ю. 12 этюдов М.,1961
71. Этюды для трехструнной домры соло. / Составители Сазонова Г. и Сиваков В., 2004
72.Юный домрист / Составитель Бурдыкина Н.М., 2004
73.Юному домристу. «Ассоль». Альбом упражнений и пьес, ансамблей и этюдов для начинающих. Вып. 1 / Составитель Владимиров В., Новосибирск, 1999
2.Учебно – методическая литература
1. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М.,1990
2. Круглов В. Искусство игры на трехструнной домре. М., 2001
3. Круглов В. Школа игры на домре М., 2003
4. Мироманов В. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на трехструнной домре. М., 2003
5.Чунин В. Школа игры на трехструнной домре М.,1988
3.Методическая литература
1. Александров А. Азбука домриста. М., 1963
2. Бурнатова Т. Вопросы методики обучения игры на домре, Челябинск, 2010
3. Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приёмов игры на домре, Екатеринбург, 1995
4. Вольская Т, Уляшкин М. Школа мастерства домриста, Екатеринбург, 1995
5. Дормидонтов А. Инновации в исполнении флажолетов на домре, Саратов, 2016
6. Зелёный В.П. Сборник научно-методических статей «И домры серебристый звук», Красноярск, 2019
7. Маслакова М. Техника игры на домре: гаммы, упражнения, этюды (1-3 классы ДМШ), Казань, 2015
8. Пересада А. Справочник домриста. Краснодар, 1993
9. Развитие художественного мышления домриста. Методическая разработка для педагогов ДМШ и ДШИ. Составитель Чунин В. М., 1988
10. Свиридов Н. Основы методики обучения игре на домре. Л., 1968
11. Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. Л., 1984
12. Шитенков И. Специфика звукоизвлечения на домре. В сб. Методика обучения игре на народных инструментах. Л., 1975
13. Чунин В. Русская домра- проводник в мир музыки, М, 2011
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.