Голосовая деятельность человека начинается с момента его рождения, то есть с первого, носящего рефлекторный характер, крика ребенка. К концу второго месяца жизни у ребенка начинается формирование речевого голоса, в этом периоде происходит колебание голосовых складок. Формирование в дальнейшем голоса у детей дошкольного и школьного возраста отличается заметным расширением диапазона, голос становится звонким, хотя в нем еще мало обертонов, диапазон остается ограниченным, преимущественно головного звучания.
Вокальная работа с детскими голосами имеет свою специфику по сравнению с работой с взрослыми голосами. Эта специфика обусловлена, прежде всего тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении.
В вокальном словаре И. Кочнева пишет: «Постановка голоса – это процесс развития в голосе качеств, необходимых для его профессионального использования. Голос может быть поставлен для сценической работы, ораторской речи, пения в различных жанрах вокального искусства. Методика постановки голоса опирается на общие принципы использования дыхания, артикуляции и резонаторов» [9].
Первоочередная задача для педагога – это охрана детского голоса. При работе с детскими голосам следует совершенно исключить форсированное пение. Петь нужно, не напрягаясь с максимальной естественностью. Только здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, систематические занятия могут послужить надежным фундаментом для дальнейшего профессионального роста и успеха. При обучении педагог обязан чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма. И в связи с этим отбирать удобные и полезные приемы в процессе обучения.
Даже если педагог сталкивается с такой сложностью, как мутация голоса у подростков – ошибочно полагать, что петь в такой период вредно. По мнению Д.Л. Локшина, запрещать юношам петь в годы мутации опасно, поскольку голос остается без контроля и наблюдения [13, с. 292]. Но необходимо соблюдать некоторые меры предосторожности:
- не ускорять понижение голоса юношей, чтобы приобретение нового тембра происходило постепенно и в свое время;
- не пугаться плохой интонации даже у тех, кто до этого чисто интонировал, со временем интонация восстанавливается;
- ограничить диапазон репертуара;
- петь недолго и прекращать при любых признаках усталости голоса.
Красота голоса – это, прежде всего, индивидуальный тембр. Каждый человек обладает ему одному присущим тембром голоса, и задача педагога – развить, укрепить, улучшить его. В голосе ценится певучесть, пластичность, легкость переходов от ноты к ноте, чистота интонации. А эти качества должны сочетаться с музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом и памятью, полным диапазоном, ровностью регистров, свободными верхними нотами и насыщенными низами. Такие голоса встречаются редко. Чаще встречаются голоса приятного тембра, но неполного диапазона: обычно недостает предельных нот верхнего регистра. Если обучающийся достаточно музыкален, а его педагог опытен, то в процессе обучения окрепнет и разовьется верхний регистр.
Говоря об индивидуальном подходе, мы имеем в виду, что при общем анатомическом строении у каждого человека есть свои особенности в строении речеголосового аппарата – твердого неба, зубов, –в толщине и длине голосовых складок, языка и т.д. Несмотря на один и тот же голосовой аппарат, его работа во время речи и пения различна. Встречается высокий речевой голос и низкий певческий, и наоборот. Тембры речевого голоса и певческого не всегда сходны: к примеру, за некрасивым речевым голосом может скрываться хороший певческий.
Деятельность голосового аппарата подчинена регулирующему влиянию коры головного мозга, центральной нервной системы. Но для того, чтобы успешно владеть своим голосом и обучаться вокальному исполнительству требуются особые способности. Авторы «Краткого психологического словаря» дают определение понятию способностей, как «индивидуально-психологическим особенностям личности, отличающим одного человека от другого, являющимся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности» [6, с. 339]. То есть общими способностями называются такие способности, которые определяют уровень разнообразной интеллектуальной деятельности.
Среди общих способностей выделяются следующие виды:
- Обучаемость (способность к приобретению знаний);
- Интеллект (способность решать различные задачи;
- Креативность (творческие способности, направленные на преобразование знаний для создания новых идей).
Но на фоне общих способностей выделяются специальные способности, охарактеризованные в «Кратком психологическом словаре» как «психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности» [6, с. 339]. Под определенными видами деятельности подразумевают музыкальную, литературную, художественную и тому подобные виды деятельности.
«Музыкальные способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности» – пишет советский ученый Б. М. Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей» [22, с. 24]. Иначе говоря, качества, необходимые человеку для занятия музыкальными видами деятельности, называются музыкальными способностями.
Но музыкальные способности – приобретаемое свойство личности, не заложенное в человеке от рождения. Предпосылками музыкальных способностей являются задатки. В психологии задатками называют врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей [6, с. 98]. Одни и те же задатки, положенные в основу, могут развивать разные способности – в этом проявляется их многозадачность. По А.Л. Готсдинеру [1, с. 38] можно выделить следующие музыкальные способности:
- Музыкальная память (отвечает за накопление, сохранение и использование музыкального опыта);
- Музыкальный слух (включает внутренний, звуковысотный, мелодический, тембровый и т.д.);
- Музыкальный ритм.
Данного деления музыкальных способностей придерживался в своих работах и Г.М. Цыпин, называя их «триадой основных ведущих музыкальных способностей» [23, с. 58]. Но главной для успешного обучения школьников вокалу, благоприятствующей формированию навыков интонирования способностью, является музыкальный слух. Выделяется несколько его видов, среди которых в широком смысле звуковысотный слух. Из звуковысотного выделяют мелодический, у которого есть два компонента: ладовое чувство и внутренние представления. Д.К. Кирнарская [7, с. 65] выделяет также интонационный слух, как часть музыкального восприятия, способность трактовать эмоциональную сферу произведения.
Таким образом, предпосылками успешного обучения школьников навыкам вокала являются: наличие музыкальных задатков, а также строение артикуляционного и дыхательного аппаратов, объем глотки. При благоприятном развитии музыкальных задатков есть шанс развить у школьника музыкальные способности, которые лежат в основе музыкальной деятельности. Главной способностью, благоприятствующей занятиям вокалом, является музыкальный слух, проявляемый на уровне восприятия и воспроизведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология. М. : изд., 1983. 190 с. 8. Дмитриев, Л. Б. Голосообразование у певцов [Текст] / Л. Б. Дмитриев; – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. 59 с.
2. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. - Новосибирск, Наука, 1991, 165с.
3. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж- СПб., Лань, 1997. 190 с.
4. Жданова Т.А. Игровой метод в развитии музыкально- просветительских интересов младших школьников в детском хоре. В кн.: Музыкальное воспитание детей в школе, вып. 13. М., 1978. 267 с.
5. Запорожец A.B. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста // Развитие детского голоса. М.:Директ-Медиа, 2008. 128 с.
6. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь [Текст] / Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского – М.: Политиздат, 1985. 431 с
7. Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности. М.:Таланты-XXI век, 2007. 578 с.
8. Козлянинова И., Чарели Э. Тайны нашего голоса. Екатеринбург: Изд-во «Диамант», 1992. 320 с.
9. Кочнева И.С., Яковлева Я.С. Вокальный словарь. Л., 1986. 70 с.
10. Кравченко А.М. Секреты бельканто. – Симферополь, 1993. 160 с.
11. Красильников И.М. «Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования» [Электронный ресурс]: https://www.dissercat.com/content/elektronnoe-muzykalnoe-tvorchestvo-v-sisteme-khudozhestvennogo-obrazovaniya
12. Леви В.Л. Основы тонопластики. [Электронный ресурс]: sbsc.ru›free/Tonoplastic_based.pdf
13. Локшин, Д. Л. О пении юношей в годы мутации. В кн.: Развитие детского голоса [Текст] Д. Л. Локшин // Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи /под ред. Шацкой В. Н. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 344 с.
14. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [Текст] / В. П. Морозов – Издат. отдел Института психологии РАН, 2002.
15. Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания: Учебное пособие. – 4-е изд., испр. [Текст]. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2014. 224 с.
16. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С.Д. Поляков – М.: Педагогический поиск, 2007. – 176 с.
17. Риггс, С. Пойте как звезды. СПб: Питер, 2007. 120 с.
18. Семячкина Г. А. Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности - автореф. Дис... канд. Пед. Наук. //Семячкина Г. А. Якутск, 2009. 23 с.
19. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга [Текст] / И. М. Сеченов – М.: АСТ, 1863. 59 с.
20. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49
21. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г. П. Стулова – М.: Прометей, 1992. 269 с.
22. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов – Л.: АПН РСФСР, 1947. 355 с.
23. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпакс, 1994. 384 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.