Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ"
Оценка 4.9

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ"

Оценка 4.9
Педсоветы +2
docx
Междисциплинарный 15
1 кл—9 кл
26.03.2018
Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ"
Статья в которой говорится о технологиях, формах, методах, приемах и способах активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках. Говорится об арт-технологиях, дидактических играх, кинезиологических упражнениях, играз\х-энергизаторах, активных методах обучения, нестандартных формах уроков и методах обучения и т.д.
Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.docx
Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ  Для   ребёнка   с   ОВЗ   школа   является   одним   из   важных   факторов социали­зации,   а   также   важным   символом   здоровья   и   полноценной   жизни. Поэтому   в   представлении   детей   с   ОВЗ   о   своём   будущем   школа   занимает существенное   место.  Чтобы   процесс   обучения   был   успешным   необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность.  Прежде чем сообщить учащимся те или иные знания, нужно создать у них определенную установку на восприятие и осмысление этих знаний. Это достигается   созданием   игровой   или   жизненно­практической   ситуацией,   в которой   ученики   почувствовали   бы   недостаток   знаний   для   решения определенной   жизненной   или   учебной   задачи,   их   заинтересовавшей.   У учащихся пробуждается чувство ожидания нового, неизвестного.  Важным условием активизации и поддерживания произвольного внима­ ния   является   обеспечение   мотивационной   стороны   учебной   деятельности, выработка позитивного отношения к тому, что узнается, и к самому процессу познания.   Соблюдение   этого   условия   способствует   прочности   навыков, которые   формируются.   Введение   интересных   фактов,   новых   видов деятельности,   элементов   игры,   соревнования   побуждает   интерес   к содержанию учебного материала.  Качество усвоенных знаний и познавательная активность на уроке зави­ сит   от   эмоционального   настроя,   созданного   во   время   обучения.   Важное значение   имеет   доброжелательный   тон   учителя,   внимание   к   ребёнку, поощрение его маленьких успехов.  Активизация   познавательной   деятельности   обучающихся   ­   одна   из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий   в   процессе   учения.   Он   не   только   активизирует   умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при   сочетании   эмоций   и   рациональности   в   обучении.   Ещё   К.Д.   Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С   этой   целью   учителя   должны   использовать   в   своей   практике   различный, занимательный материал. Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках ­ од­ но из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обуче­ ния по данному предмету.  Дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе со стороны учителя. Если ребенок   теряет   любознательность,   это   ограничивает   возможности   его развития.   Повышение   активности   учащихся   достигается   совокупностью методов   организации   и   управления   учебно­познавательной   деятельностью. Решающую   роль   в   активизации   познавательной   деятельности   играет мотивационный   компонент   урока.   Думая   о   мотивировке   обучения,   нужно ориентироваться не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как сделать это с наибольшей пользой для развития всех детей.  I. Технологии Арт­терапии  Существует   две   формы   арт­терапии:   пассивная   и   активная.   При пассивной   форме   ребенок   «потребляет»   художественные   произведения, созданные   другими   людьми:   рассматривает   картины,   читает   книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арт­терапии ребенок   сам   создает   продукты   творчества:   рисунки,   скульптуры   и   т.д. Практически   каждый   ребёнок   с   ОВЗ   может   участвовать   в   арт­ терапевтической работе, которая не требует от него каких­либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты   изобразительного   творчества   являются   объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их как диа­гностику. Арт ­ терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. Как показывает опыт, использование арт­терапии с детьми с ОВЗ повышает мотивацию,   способно   значительно   оптимизировать   развитие   ребёнка. Наблюдения   показали,   что   совместная   деятельность,   включающая   арт­ педагогические   технологии,   даёт   больший   воспитательный,   развивающий   и обучающий   эффект.   Вот   несколько   описаний   техник,   которые   просты   в применении и будут интересны детям.  1. Сценическое искусство.   2.   Пластилинография.   Принцип   данной   технологии   –   создание   на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.   3.   Метод   «Рассказывание   и   сочинение   сказки».   Учитель   и   ребёнок могут   сочинять   сказку   вместе,   одновременно   драматизируя   ее   всю   либо отдельные элементы. Ребёнок может сочинять сказку самостоятельно.   4. Музыкотерапия. Музыка, сопровождаемая просмотром репродукций произведений   изобразительного   искусства,   прослушивание   аудиозаписей «звучащей природы» положительно влияют на психоэмоциональное состоя­ ние обучающихся с ОВЗ. Можно применять во время физминуток, во время практической работы ил как настрой на урок.  5.   Изотерапия.   Об   эффективности   арт­терапии   можно   судить   на основании   положитель­ной   динамики   в   развитии   и   активизации   участия   в занятиях,   усиления   интере­са   к   результатам   собственного   творчества, увеличения времени самостоятельных занятий.   II. Активные методы  Это   методы,   которые   побуждают   детей   к   активной   мыслительной   и практической   деятельности   в   процессе   овладения   учебным   материалом. Появление   методов   активного   обучения   связано   со   стремлением активизировать   познавательную   деятельность   детей   или   способствовать   её повышению в образовательном процессе.   1. Использование сигнальных карточек при выполнении или оценивании заданий.   2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении зада­ ния, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения  данного  вида задания, т.  к., чтобы  прикрепить свою   карточку   на   доску,   им   нужно   правильно   ответить   на   вопрос,   или выполнить предложенное задание лучше других.  3.   Узелки   на   память   (составление,   запись   и   вывешивание   на   доску основных   моментов   изучения   темы,   выводов,   которые   нужно   запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.  4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами.   Используется   для   развития   слухового   восприятия,   внимания   и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя   детей   на   занятие   после   активной   деятельности   (после   урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.  5.   Активные   методы   рефлексии.   В   педагогической   литературе существует следующая классификация видов рефлексии:   1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;   2) рефлексия содержания учебного материала;  3) рефлексия деятельности. Это ценная информация для размышления и корректировки   своей   дея­тельности.   «Дерево   чувств»   –   учащимся предлагается повесить на дерево яб­локи красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелё­ного, если ощущают дискомфорт. «Море радости»   и   «Море   грусти»   –   пусти   свой   кораблик   в   море   по   своему настроению.   6. Использование мозгового штурма. Перед началом разминки детям дается   соответствующая   установка,   например:   «Ребята,   вам   будет предложена серия простых вопросов, однако работа усложняется тем, что ее придется   выполнять   в   высоком   темпе.   Ваша   задача:   прослушать   очень внимательно каждый вопрос, как можно быстрее дать на него четкий ответ». После этого работа должна проходить в форме учебного диалога. Учащиеся могут отвечать хором, не поднимая руки (цель: кто быстрее).  7. Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Солдат и тряпичная   кукла».   И.с.   –   стоя.   Полностью   выпрямитесь   и   вытянитесь   в струнку как солдат. Застыть в такой позе на несколько секунд, как будто одеревенели.   Затем   наклониться   вперед   и   расслабить   руки   так,   чтоб   они свободно   свисали.   Стать   такими   же   мягкими   подвижными,   как   тряпичная куколка. Слегка согнуть колени и почувствовать, как кости стали мягкими, а суставы   очень   подвижными.   Затем   снова   показать   солдата,   вытянутого   в струнку.    III. Игры­энергизаторы  Это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся. Они являются  средством, позволяющим   успешно преодолевать  спад активности класса, восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участ­ ников,   продолжать   продуктивно   работать.   Энергизаторами   могут   служить физические   упражнения,   подвижные   игры,   танцы,   актуализирующие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус. Благодаря   упражнениям­энергизаторам   создается   атмосфера   безопасно­сти для ее участников, они получают удовольствие от пребывания вместе.  1. Игры на деление группы на команды.   2. Игры для начала занятия.  3. Важно и то, как будет закончено занятие. Оставить хорошее впечат­ ление от всего занятия помогают и игры­прощания, дающие заряд отличного настроения.  4. Игры для активизации группы.  5. Игры на концентрацию внимания.  6. Игры на снятие напряжения.   7. Релаксации.  8. Игры на сплочение группы.   IV. Дидактические игры  Важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактического   материала   и   пособий   для   игры.   Помимо   этого,   требуется чётко спланировать временной параметр игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей,   учесть   возникновения   незапланированных   ситуаций   при   проведении дидактической игры. Важно продумать заключение, подведение итогов после проведения   дидактической   игры.   Большое   значение   имеет   коллективный анализ   игры.   Важно   продумать   поэтапное   распределение   игр   и   игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры ­ организовать и заинтересовать детей,   сти­мулировать   активность.   В   середине   урока   дидактическая   игра должна решить задачу усвоения темы; в конце ­ игра может носить поисковый характер. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. В   процессе   игры   можно   использовать   стихи,   либо   просто   рифмованные тексты. Введение такого материала оживляет урок, делая его занимательным, а дети, слушая стихи, незаметно включаются в учебный процесс и получают новые   знания. Однако  игра  не должна  быть  самоцелью, а должна  служить средством развития интереса к предмету. В таких играх завоевание победы, выигрыш – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности. V.   Кинезеологические   упражнения   во   время   физкульминуток Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Данная методика   позволяет   выявить   скрытые   способности   человека   и   расширить границы   возможностей   его   мозга.   Кинезиологические   упражнения гармонизируют работу головного мозга.  1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, сред­ ний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в   обратном   (от   мизинца   к   указательному   пальцу)   порядке.   Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.  2. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет пробу вместе с учителем, затем по памяти в течение 8­10 повторений. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе.   3. Ленивые восьмерки. Дети рисуют в воздухе в горизонтальной (верти­ кальной)   плоскости   «8»   по   3   раза   каждой   рукой,   а   затем   повторяют   это движение обеими руками.  4. Лягушки. Положить руки на стол (колени). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.    VI. Применение ИКТ  Чтобы   идти   в   ногу   со   временем,   обучающимся   с   ОВЗ   необходимо овладевать   основами   компьютерной   грамотности,   учиться   работать   в компьютерных   программах   Word,   Paint,   PowerPoint,   организовывать   поиск нужной   информации,   необходимой   для   решения   поставленной   задачи,   из множества   источников,   работать   с   отобранной   информацией,   выделять главное, систематизировать и обобщать её с помощью современных средств. Активизация   познавательной   деятельности   ребенка   с   ОВЗ   зависит   от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Применение ИКТ даёт воз­ можность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ОВЗ.    VII. Нетрадиционные формы уроков и методов обучения  Вот некоторые дидактические приемы, которые можно использовать на уроках.  1.  Приём  "Корзина   идей”.  Это   прием   организации   индивидуальной   и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуали­ зация имеющегося у  них  опыта и  знаний.  Он  позволяет  выяснить   все,  что знают   или   думают   ученики   по   обсуждаемой   теме   урока.   На   доске   можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.  2. Приём "Да­нетка”. Учитель загадывает объект. Учащиеся пытаются найти  ответ,  задавая  вопросы,  на  которые   учитель  может  ответить  только словами: "да", "нет", "и да и нет".  3. Приём "Шаг за шагом”. Используется для активизации полученных ранее   знаний.   Ученики,   шагая   к   доске,   на   каждый   шаг   называют   термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.  4. Приём "Жокей и лошадь”.Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.   Каждый   «жокей»   должен   найти   свою   «лошадь».   Эта   игра применима даже на уроках изучения нового материала. Применима в классе небольшой наполняемости, так как необходимо всему коллективу учащихся одновременно   ходить   по   классу,   это   требует   определённой сформированности культуры поведения.  5. Приём "Индуктор”. Основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы ­ смысловые ассо­ циации, возникающие при произнесении этого слова.  6.   Приём   "Толстый   и   тонкий   вопрос”.   Тонкий   вопрос   предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После   изучения   темы   учащимся   предлагается   сформулировать   по   три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. 7. Приём "Лови ошибку”. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку груп­ пой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мне­ нию,   группа   выбирает   спикера.   Спикер   передает   результаты   учителю   или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуж­ дение не затянулось, заранее определите на него время.  8.   Приём   "Фантастическая   добавка”.   Универсальный   приём,   направ­ ленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает пере­ нос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую  планету;  изменить  значение  какого­то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или рас­ тение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть при­ вычную ситуацию с необычной точки зрения.  9. Приём "Цветовой индекс”. Каждый ученик заводит по 3 карточки красного, желтого, зеленого цвета. Карточка красного цвета обозначает: "Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня! Я получил заслуженную оценку!". Желтый цвет ­ "Урок был в определенной степени полезен для ме­ ня". Зеленый цвет ­ "Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чем идет   речь".   В   конце   урока   каждый   сдает   карточку,   педагог   получает эмоциональный отклик, детскую рефлексию.  10. Приём "Фишбоун” (рыбный скелет). Голова ­ вопрос темы, верхние косточки ­ основные понятия темы, ниж­ние косточки — суть понятии, хвост –   ответ   на   вопрос.   Записи   должны   быть   краткими,   представлять   собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.  11. Приём "Ромашка” Блума. "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый   из   которых   содержит   определенный   тип   вопроса.   Таким   образом, шесть лепестков ­ шесть вопросов.  Простые вопросы — вопросы, отвечая на   которые,   нужно   назвать   ка­кие­то   факты,   вспомнить   и   воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по­моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей   для   обратной   связи   относительно   того,   что   он   только   что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении,   но   подразумевающейся.  Интерпретационные   (объясняющие) вопросы.   Обычно   начинаются   со   слова   "Почему?"   и   направлены   на установление причинно­следственных свя­зей. Творческие вопросы. Данный тип   вопроса   чаще   всего   содержит   частицу   "бы",   элементы   условности, предположения,   прогноза:   "Что   изменилось   бы   ...",   "Что   будет,   если   ...?". Оценочные   вопросы.   Эти   вопросы   направлены   на   выяснение   критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что­то хорошо, а что­то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?".  Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установле­ние взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать с ...?"    повышают   интерес,  Таким образом, степень познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке учитель. Все перечисленные методы и приёмы организации обучения создают у детей по­ ложительные   эмоции,   активность   к   учению. Использование   методов   и   приёмов   систематически,   в   доступной   форме, способствуют   развитию   познавательной   активности   у   детей,   дают положительную динамику в развитии. Но работа с детьми с ограниченными возможностями   здоровья   –   это,   безусловно,   совместная   работа   учителя, психолога и конечно родителей, так как основное влияние на формирование полноценной личности ребёнка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения.

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ"

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ"

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ"

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ"

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ"

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ"

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ"

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ"

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ"

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ"

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ"

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ"

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ"

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ"
Скачать файл