Дополнительная программа
коррекционно-развивающей направленности
для детей с ОВЗ дошкольного возраста
по пластилинографии
«Волшебный пластилин»
Воспитатель:
Ждельская А.В.
Г. Куйбышев, 2023г.
Актуальность
На современном этапе развития российского общества наблюдается рост количества детей с ОВЗ. Поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития этих детей. Важное значение в работе с особыми детьми, особенно дошкольного возраста, занимает развитие мелкой моторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребёнка. Научные данные указывают тесную связь ручной моторики с речевым и психическим развитием ребёнка. Под влиянием целенаправленной коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие, совершенствуется восприятие, мышление, речь ребёнка.
Кроме того, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе. Именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Решение данной проблемы у детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественно- эстетическое развитие. В данном случае предпочтение отдается работе с пластилином. Такой вид работы помогает развить у детей умелость и силу рук.
Движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Цель и задачи
Обучение детей пластилинографии нацелено на поиск эффективных методов и приёмов эффективной работы по развитию мелкой моторики, эмоциональной сферы и творческих способностей у детей с ОВЗ посредством пластилинографии.
Задачи:
1. Создать благоприятные условия для всестороннего развития и образования детей с ОВЗ в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями;
2. Корректировать недостатки и развивать ручную моторику: нормализовать мышечный тонус пальцев и кистей рук, развивать техники тонких движений;
3. Учить внимательно наблюдать за действиями педагога, принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, развивать собственную речь;
4. Учить основным приёмам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), работать в заданном пространстве;
5. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
6. Развивать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Принципы и подходы
При обучении пластилинографии учитываются возраст и индивидуальные особенности каждого ребенка.
· Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно.
· Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга задач.
· Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком.
Описание основных приёмов работы:
· Отщипывание. Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина, а затем отрывают его.
· Надавливание. В нужном месте на картон положите небольшой шарик из пластилина (диаметром 5 – 10 мм, в зависимости от сюжета картинки). На начальном этапе работы положите указательный пальчик правой руки ребёнка на шарик и своим указательным пальцем надавите на него сверху. В результате получится круглая лепёшка.
· Размазывание. В нужном месте на картон положите небольшой шарик из пластилина (диаметром 5 – 10 мм, в зависимости от сюжета картинки). Затем положите указательный пальчик ведущей руки ребёнка на шарик и своим указательным сначала надавите сверху на пальчик малыша, а затем, не уменьшая давления, оттяните пальчик в нужном направлении. Размазывать пластилин можно сверху вниз и слева направо (для правой руки) и справа налево (для левой руки). Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
· Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
· Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
· Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
· Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
· Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
· Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
· Надавливание и размазывание. Важно научить детей прилагать усилие пальчиками. Воспитатель показывает приемы, а при необходимости берет указательный пальчик ребенка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.
· Смешивание пластилина. Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. На практике это происходит следующим образом. Берут 2 кусочка пластилина разного цвета, предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик. Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д. Раскатывание и сгибание продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.
Планируемые результаты
Первый год обучения |
Второй год обучения |
Третий год обучения |
Четвертый год обучения |
- умеет отделять от большого куска пластилина небольшие комочки; - раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями; - сворачивать скатанные столбики прямыми движениями в виде кольца, соединять концы; - сплющивать между ладонями комок пластилина; - соединять 2-3 знакомые формы; - защипывать края формы кончиками пальцев. |
- умеет лепить предмет из нескольких частей, соблюдая пропорции; - оттягивать части от основной формы; - соединять их между собой, присоединять и сглаживать поверхность формы; - примазывать; - вдавливать для получения полой формы, использовать в работе стеку. |
- умеет лепить с натуры; - лепить по представлению; - сглаживать поверхность формы; - придавать изделию устойчивость, выразительность образа; - лепка из нескольких частей; - использовать элементы росписи, налепы; - продолжать использовать стеку. |
- развивать умение лепить с натуры и по представлению; - лепить скульптуры из 2-3 предметов; - передавать позу предмета, движения; - продолжать использовать разные способы лепки: сплющивание, защипывание, соединение краев пластилина оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание, раскатывание, мелкие налепы, устойчивость, рельеф, роспись. |
Диагностическое обследование
проводится в течение учебного года 2 раза в год
имя ребёнка |
Технические навыки |
Проявление творчества в декоре |
Проявление аккуратности и трудолюбия |
Общее количество баллов |
|||||
Отщипывание |
Скатывание |
Надавливание |
Размазывание |
Раскатывание |
Сплющивание |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Отщипывание: 1 балл – ребёнок не проявляет интереса, не предпринимает попыток взять в руки пластилин и отщипнуть кусочек; 2 балла – делает попытки, берёт в руки пластилин, пытается отщипнуть; 3 балла – самостоятельно отщипывает маленькие кусочки пластилина.
2. Скатывание: 1 балл – ребёнок не проявляет интереса, но позволяет педагогу действовать его рукой; 2 балла – проявляет интерес, пытается самостоятельно скатать пластилиновый шарик; 3 балла – самостоятельно справляется.
3. Надавливание: 1 балл – ребёнок не проявляет интереса, но позволяет педагогу действовать его рукой; 2 балла – проявляет интерес, пытается самостоятельно надавить на пластилиновый шарик, неверно выбирает место расположения пластилинового шарика; 3 балла – самостоятельно правильно выбирает место расположения пластилинового шарика, надавливает.
4. Размазывание: 1 балл – не проявляет интереса, позволяет педагогу действовать его рукой; 2 балла – проявляет интерес, пытается самостоятельно надавить и размазать пластилиновый шарик, неверно выбирает место расположения пластилинового шарика; 3 балла – самостоятельно правильно выбирает место расположения пластилинового шарика, размазывает.
5. Раскатывание: 1 балл – ребёнок не проявляет интереса, но позволяет педагогу действовать его рукой; 2 балла – проявляет интерес, пытается самостоятельно надавить на пластилин раскатать пластилиновый шарик, неверно выбирает место расположения пластилинового шарика; 3 балла – самостоятельно правильно выбирает место расположения пластилинового шарика, надавливает, раскатывает.
6. Сплющивание: 1 балл – не проявляет интереса, позволяет педагогу действовать его рукой; 2 балла – проявляет интерес, пытается самостоятельно сплющить пластилиновый шарик, неверно выбирает место расположения пластилинового шарика; 3 балла – самостоятельно правильно выполняет задание.
7. Проявление творчества в декоре: 1 балл – не проявляет интереса, не участвует в процессе декорирования; 2 балла – проявляет интерес, справляется с помощью педагога; 3 балла – справляется самостоятельно.
8. Проявление аккуратности и трудолюбия: 1 балл – не проявляет интереса к процессу; 2 балла – проявляет интерес, помогает педагогу подготовить рабочее место, после окончания работы убрать рабочее место, надевает фартук перед работой, моет руки после работы; 3 балла – самостоятельно готовит и убирает рабочее место, лепит на дощечке, засучив рукава, надевает фартук перед работой, моет руки после работы.
0 – 6 баллов – низкий уровень;
6 – 20 баллов – средний уровень;
20– 27 баллов – высокий уровень.
Ожидаемые результаты
(развитие творческих способностей, эстетического вкуса)
1. У ребенка улучшится мелкая моторика.
2. У ребенка улучшится творческая активность.
3. Ребенок будет более усидчивым и аккуратным при работе с пластилином.
4. Ребенок будет способен к волевому усилию, сможет соблюдать правила безопасного поведения, навыки ручного труда и навыки личной гигиены.
5. У ребенка улучшится память, внимание, воображение.
6. Замечает изобразительно-выразительные средства (Отмечает выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора).
7. С помощью выразительности создает образ в лепке.
8. Оценивает то, что получилось.
9. У ребенка формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
10. Различает виды пейзажа (осенний, зимний, весенний, летний, городской, деревенский, морской, горный).
11. Имеет представление о холодной и теплой цветовой гамме.
12. Выполняет изображения по представлению и с натуры, передавая форму, строение, характерные особенности предметов.
13. Создает изображения по заданию педагога, представлению и собственному замыслу.
14. Создает рисунки по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.
15. Изображает отдельные предметы и сюжеты.
16. Пользуется всеми изобразительными материалами и инструментами.
17. Использует для создания изображения различные приемы.
Возраст детей: 4-7 лет.
Продолжительность реализации программы: 4 года.
Планирование
месяц |
тема |
задачи |
|
сентябрь
|
1 неделя |
диагностика
|
заполнение диагностических карт |
2 неделя |
диагностика
|
заполнение диагностических карт |
|
3 неделя |
«Воздушные шары»
|
|
|
4 неделя |
«Осенние деревья»
|
· вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи; · обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали - придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей; · учить использовать для работы разнофактурный материал. |
|
октябрь
|
1 неделя |
«Звёздное небо»
|
· учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии; · закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета; · научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев; · развивать композиционное и пространственное восприятие. |
2 неделя |
«Разные деревья»
|
· способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира; · учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии; · продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция; · укреплять познавательный интерес к природе. |
|
3 неделя |
«Бусы для Люси»
|
|
|
4 неделя |
«Подарки осени»
|
· закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; · продолжать знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов, объединенных единым содержанием; · закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «вливания одного цвета в другой»; · воспитывать чувство любви к красоте родной природы. |
|
ноябрь |
1 неделя |
«Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»
|
|
2 неделя |
«Натюрморт из чайной посуды»
|
· формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественному изображению в натюрморте; · закрепить представления детей о натюрморте; · развивать у детей чувство композиции, цвета — учить располагать элементы узора на поверхности предмета; · упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения — · пластилинографии; · закреплять умение соединять части изделия, заглаживая места скрепления. |
|
3 неделя |
«Мы делили апельсин»
|
|
|
4 неделя |
«Веселый клоун»
|
· продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства — портретом; · учить выполнять изображение клоуна в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии развивать чувство цвета; · воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой. |
|
декабрь |
1 неделя |
«Черепаха»
|
|
2 неделя |
«Снеговик»
|
· воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года; · осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, сплющивания; · стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте; · испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации конструктивного замысла. |
|
3 неделя |
«Клубочки для котёнка»
|
|
|
4 неделя |
«Снегурочка»
|
· развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации); · закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения — пластилинографию; · добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. |
|
2 неделя |
«Чебурашка»
|
· закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина; · учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей; · развивать мелкую моторику рук; · доставить детям радость от встречи с любимой игрушкой. |
|
3 неделя |
«Самолёт летит»
|
|
|
4 неделя |
«Замок доброго волшебника»
|
· дать детям представление об архитектуре старинных зданий; · продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости; · учить украшать сказочное здание башенками, зарешеченными окошками с полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами (цветами, листиками); · учить комбинировать в работе разные по структуре материалы. |
|
февраль |
1 неделя |
«Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки»
|
|
2 неделя |
«Теремок»
|
· развивать у детей творческое воображение; · развивать умение создавать сказочные здания; · передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали; · закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов; · побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. |
|
3 неделя |
«Мышка - норушка и золотое яичко»
|
|
|
4 неделя |
«Матрешка»
|
· воспитывать интерес к народной игрушке; · познакомить с историей создания русской матрешки. · учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике – пластилинографии; · закрепить понимание взаимосвязи декоративно - прикладного искусства. и русского фольклора. |
|
март |
1 неделя |
«Уточка с утятами
|
|
2 неделя |
«Удивительная дымка»
|
· продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек; · расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи; · Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими; · воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. |
|
3 неделя |
«Радуга – дуга»
|
|
|
4 неделя |
«Чудо – хохлома» (клубника)
|
· воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами; · учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография»; · закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки;
|
|
апрель |
1 неделя |
«Дождик, дождик, капелька»
|
|
2 неделя |
«Чудо – хохлома» (смородина)
|
· воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами; · учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография»; · закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки;
|
|
3 неделя |
«Яблочко»
|
|
|
4 неделя |
«Городец – удалец»
|
· продолжать знакомство с городецкой росписью; · учить изображать элементы росписи при помощи пластилина; · развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте; · закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка; · развивать интерес к народному творчеству. |
|
май |
1 неделя |
«Цветочная поляна»
|
|
2 неделя |
«Городец – удалец»
|
· продолжать знакомство с городецкой росписью; · учить изображать элементы росписи при помощи пластилина; · развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте; · закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка; · развивать интерес к народному творчеству. |
|
3 неделя |
диагностика
|
заполнение диагностических карт |
|
4 неделя |
диагностика
|
заполнение диагностических карт |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.