Программа «Листопад» предназначена для детей дошкольного возраста и из природных материалов вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных материалов.
Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или рыбьей чешуи - не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.Дополнительная образовательная программа "Листопад"
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
р.п. Красные Баки Нижегородской области
Дополнительная образовательная программа
«ЛИСТОПАД»
Направленность:
художественная
Возрастной состав: с 5 лет
Срок реализации
программы 1 год
Автор программы:
Погодина Надежда Юрьевна
педагог дополнительного
образования
р.п. Красные Баки
2014 гПояснительная записка
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении
связи ребенка с природой. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от
природы, забывая ее красоту и ценность. Работа с природными материалами
помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность,
трудолюбие. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок
вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с
растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Данная программа «Листопад» вводит детей в удивительный мир живой
природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний мир. Это
вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке
забавного гномика, в сухом сучке – зверька или птичку, хочет принести в
свою повседневную жизнь, в дом кусочек живой природы – удивительную
корягу, полевые цветы, морские камешки. Природа замечательная
мастерская. Поделки из природных материалов – это не только детская забава
или просто игрушки, а настоящие произведения искусства. Любая работа с
природным материалом не только увлекательна, но и познавательна. Природа
дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он
приобщается к эстетическому восприятию.
Направленность программы – художественная (декоративноприкладного
творчества).
Актуальность этой программы в том, что она не требует больших
материальных затрат, т.к. весь материал нам дает природа. Природа одаривает
неисчислимым количеством растений, природным материалом с
разнообразнейшими формами, цветовыми оттенками.
Цель программы: Развитие у детей дошкольного возраста интереса к
природному материалу.
Задачи программы:
Обучающие:
обучение приемам и технологии изготовления аппликаций, поделок из
природного материала; изучение свойств различных материалов.
Развивающие:
развитие творческого мышления и творческих способностей детей, его
фантазии, воображения и изобретательности; развитие эстетического
восприятия окружающего мира; развитие памяти, внимания, мелкой моторики
рук.
Воспитательные:
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание детей; воспитание бережного отношения к
природе.
Отличительные особенности данной образовательной программы
заключается в том, что программа ориентирована на применение широкогокомплекса различного природного материала. Каждое занятие должно
включать теоретическую и практическую часть. На практическую работу
времени отводится больше, чем на теоретическую, так как выполнение
аппликации или поделки занимает больше времени, здесь дети проявляют
свою фантазию, творческие способности.
Разработанная программа направлена, прежде всего, на развитие гуманного
отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по
уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в
природном окружении и навыков защиты окружающей среды.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы.
Возраст детей с 5 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы).
Данная программа рассчитана на один год обучения. В процессе выполнения
заданий отрабатываются навыки выполнения различных аппликаций, поделок.
Дети знакомятся с методами и приемами заготовки, сушки природного
материала; изучение основных методов и техник работы с природным
материалом. Кроме образовательного процесса на занятиях педагог проводит
воспитательную работу: воспитывает у детей дисциплинированность, чувство
взаимопомощи, товарищества, ответственности. Занятия проводятся по
учебному плану.
Занятия проходят успешно лишь в том случае, если дети заинтересованы,
увлечены работой.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу,
всего 36 часов в течение учебного года.
Педагог может проводить занятия в форме (индивидуальные, коллективные
занятия, игра, конкурс, экскурсия).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
По завершении обучения по дополнительной образовательной программе дети
должны знать и уметь:
знать правила ТБ;
технологию изготовления аппликаций, поделок;
свойства природного материала (листья, шишки, орехи), понимать, какие
предметы можно из них изготовить;
уметь правильность сбора и сушки природного материала;
аккуратно работать и приклеивать листья;
выполнять простейшие элементы в аппликации; создавать изображения
различных предметов, используя листья разной фактуры и усвоенные способы
вырезания .
Очень важным моментом завершения изготовления изделия является
подведение итогов работы, дети самостоятельно делают анализ и оценку
выполненных работ.В течение всего обучения дети участвуют в различных конкурсах, выставках,
которые проводятся или организуются как в ЦДТ, так и внутри своего
кружка между ребятами.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
Количество часов
№
Тема
всего
теория
практика
1.
Вводное занятие.
1
2. Сбор и сушка природного
3
3.
4.
5.
материала.
Выполнение аппликации:
Из половины листьев
Береза
Клен
Лес осенью
Осенний листопад
Пейзаж
Елочка
Аппликации зверей, птиц, рыб,
насекомых из листьев:
Бабочка и стрекоза
Кошка и мышка
Черепаха и пальмы
Аквариум
Лев
Сова и ежик
Изготовление подарка:
Черепаха из грецкого ореха
Долька арбуза
Заяц из вербы
14
2
2
2
2
2
2
2
11
2
2
2
2
1
2
6
1
1
4
6.
Итоговое занятие
1
1
1
4
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
3
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2
0,5
0,5
1
2
10
1
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
8
1,5
1,5
1,5
1,5
0,5
1,5
4
0,5
0,5
3
1Всего:
36
11
25
Содержание дополнительной образовательной программы.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Педагог знакомится с детьми, знакомит их с программой и режимом
работы объединения. Знакомит с правилами техники безопасности при работе
с колющими и режущими инструментами, правилами поведения на занятиях.
Практическая работа: Дети с помощью педагога учатся правильно
пользоваться инструментами и материалами.
Тема 2. Сбор и сушка природного материала.
Теория: Знакомство детей с правилами заготовки природного материала, как
правильно заготовить и сушить листья. Знакомство со способами сохранения
качеств листьев.
Практическая работа: Экскурсия в дендросад, на территории детского сада
для заготовки и сушки природного материала.
Тема 3. Выполнение аппликации: из половины листьев, береза, клен, лес
осенью, осенний листопад, пейзаж, елочка.
Теория: Знакомство детей с аппликацией, с листьями деревьев (береза, дуб,
клен, липа, рябина).
Практическая работа: Дети выполняют аппликацию.
Тема 4. Аппликации зверей, птиц, рыб, насекомых из листьев:
бабочка и стрекоза, кошка и мышка, черепаха и пальмы, аквариум, лев,
сова и ежик
Теория: Знакомство детей с насекомыми, птицами, зверями и рыбами.
Как правильно подобрать нужный материал (листья). Детям загадывается
загадка и они отгадывают, что будут делать на занятии.
Практическая работа: Дети выполняют аппликацию.
Тема 5. Изготовление подарка: черепаха из грецкого ореха, долька арбуза,
заяц из вербы.Теория: Знакомство детей с различным материалом для изготовления
поделок. Как правильно подобрать нужный материал и как покрасить
красками орехи, фисташки.
Практическая работа: Дети изготавливают поделки в подарок.
Тема 6. Итоговое занятие. Тестирование.
В конце учебного года итоги работы в кружке проводятся в виде
тестирования, дети отвечают на вопросы теста по пройденным темам и
выполняют практическое задание.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы 1 года обучения.
Форма
проведения
занятия
Беседа
Приёмы и
Методы
Словесный,
Практический
Методическое и
дидактическое
обеспечение
Программа,
инструкции ТБ,
раздаточный
материал
Техническое
обеспечение
Использование
компьютер
Материалы и
инструменты
Форма
подведени
я итогов
Игра
Беседа
Экскурсия
Объяснительно
иллюстративный
Образцы
Творческая
мастерская
Практичес
кое занятие
Словесный,
иллюстративно –
демонстрационн
ый
Образцы,
методические
рекомендации
раздаточный
материал
Компьютер
материалы и
инструменты
Использование
компьютера
Конкурс
Показ
детских
работ
Наглядный,
практический
Творческая
мастерская
Практичес
кое занятие
Образцы,
методические
рекомендации
раздаточный
материал
Мультимедия
Материалы и
инструменты
Выставка
детских
работ
№
Тема занятия
1
Вводное занятие.
Знакомство с
правилами
техники
безопасности,
программой,
инструментами и
материалами.
2 Сбор и сушка
природного
материала.
3 Выполнение
аппликации:
Из половины
листьев,
Береза, Клен,
Лес осенью,
Осенний
листопад,
Пейзаж,Елочка.
4 Аппликации
зверей, птиц,
рыб, насекомых
из листьев:
Бабочка и
стрекоза,
Кошка и мышка,
Черепаха и
пальмы,
Аквариум, Лев,
Сова и ежик5 Изготовление
подарка:
Черепаха из
грецкого ореха,
Долька арбуза,
Заяц из вербы
6 Выставки
конкурсы
экскурсии
7 Итоговое
занятие.
Наглядный,
практический
Творческая
мастерская
Практичес
кое занятие
Образцы,
методические
рекомендации
раздаточный
материал
Мультимедия
Материалы и
инструменты
Конкурс
Конкурс
Поисковый
Методические
рекомендации
Материалы и
инструменты
Конкурс
Самостоятельна
я работа
методические
рекомендации
Использование
компьютера
Выставка
детских
работ
Зачет
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
для педагога:
1. Закон РФ «Об образовании» М.:Творческий центр»,2005 г.
2. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
образования детей. Москва, 2006г.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010
года
4. Концепция развития системы дополнительного образования в
Краснобаковском районе на 20062010 годы;
5. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН для
учреждений дополнительного образования. Москва, 2004г.
6. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей (утверждены научнометодическим
советом по дополнительному образованию детей министерства
образования Российской Федерации 03.06.2003г.)
7. О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки
России от 11.12.2006г. №061844
8. Устав муниципального образовательного учреждения дополнительного
образования детей «Центр детского творчества» р.п. Красные Баки,
Нижегородской области(Постановление Администрации
Краснобаковского района Нижегородской области от 10.04.2008г
№233).
9. Лазарева А.Г. Сборник авторских программ дополнительного
образования детей. – М.: «Народное образование» 2002
10.Панков Д.Д. Медицинские и психологические проблемы школьников –
подростков. – М.: АПК и ПРО, 200111.Радионова Е.Л. Проблема школьного воспитания. – Н. Новгород.:
«Нижегородский гуманитарный центр», № 3 1999
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
для детей:
1. Артамонова Е. «Симпатичные самоделки». М.: Эксмо, 2006.
2. Белецкая Л.Б. «Креативные картины из природного материала». М.:
Издво Эксмо, 2006.
3. Базик И.Я., Гульянц Э.К.»Что можно сделать из природного
материала». М.: Просвещение, 1984.
4. Бычкова Е.Р. «Поделки своими руками» М.: АСТ: Полиграфиздат,
2011.
5. Гирнд С. «Разноцветные поделки из природных материалов». М.: 2003.
6. Дубровская Н.В. «Аппликации из семян и косточек». – М.: АСТ; СПб:
Сова, 2008.
7. Кабаченко С. «Поделки из фисташек». Москва 2008.