Дополнительная образовательная программа по физике «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста
Оценка 4.7

Дополнительная образовательная программа по физике «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
физика
8 кл
22.11.2018
Дополнительная образовательная программа по физике  «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста
Элективный курс предназначен для учащихся 8 классов, рассчитан на 17 часов, выбран исходя из конкретных условий материально технической базы, запросов учащихся, предназначен расширить и углубить практические знания учащихся по темам «Электрические явления. Электрический ток» В рамках курса учащиеся познакомятся с историей возникновения и развития теории электричества, с именами ученых, внесших вклад в ее развитие. Актуальность программы в том, что XXI век - век обширной электрификации, высоких электронных технологий. Без знаний об электричестве, в частности, о явлении электризации, электрических цепях, не возможно создание электронных приборов, внедрение высоких технологий на производство, не возможно создание быта современного человека.
Макарова Н.В.Программа ДО.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Гимназия №12 имени Г.Р.Державина» города Тамбова Дополнительная образовательная программа по физике «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста (17 часов 8 класс)                                           учитель физики     Составитель  Макарова Наталья Викторовна Тамбов 2018 Тип программы: Модифицированная (экспериментальная).  Направленность деятельности: интеллектуально ­ познавательная. Возрастной диапазон: для среднего школьного возраста. Пояснительная записка                  Концепция модернизации российского образования определяет цели общего  образования на современном этапе. Она подчёркивает необходимость «ориентации  образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на  развитие их личности, познавательных способностей». Общеобразовательная школа должна  развивать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также  самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся, т. е. ключевые  компетентности, определяющие современное качество образования. Важной задачей  воспитания является формирование у школьников инициативности, самостоятельности,  толерантности. Данная программа дополнительного образования призвана вызвать интерес к  предмету, способствовать развитию физического кругозора, творческих способностей учащихся,  привитию навыков самостоятельной  и ответственной деятельности обучающихся и  способствовать повышению качества физической подготовки учащихся, развитию ключевых  компетенций воспитанников.                      Элективный курс предназначен для учащихся 8 классов, рассчитан на 17 часов,  выбран исходя из конкретных условий материально технической базы, запросов учащихся,  предназначен расширить и углубить практические знания учащихся по темам «Электрические  явления. Электрический ток» В рамках курса учащиеся познакомятся с историей  возникновения и развития теории электричества, с именами ученых (Иоффе, Милликен,  Гальвани, Вольта, Ом), внесших вклад в ее развитие. Актуальность программы в том, что  XXI век ­ век обширной электрификации, высоких  электронных технологий. Без знаний об электричестве, в частности, о явлении электризации,  электрических цепях, не возможно создание электронных приборов, внедрение высоких  технологий на производство, не возможно создание быта современного человека.   Практическая направленность Данный курс направлен на формирование компетентности в сфере  самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с  физическими приборами, умение увидеть проблему и наметить пути ее решения,  подразумевает творческую работу детей в условиях кабинета физики, а также поисковую  работу вне школы                      В ходе исследовательской работы учащиеся учатся проводить эксперимент,  обрабатывать и обобщать полученную информацию. Курс предусматривает индивидуальную,  групповую и коллективную формы работы учащихся. Используются различные виды  самостоятельной работы и контроля знаний. На первом занятии учащиеся знакомятся с  программой курса, разбиваются на группы с учётом личных симпатий, каждая из которых  получает задание (в виде проблемного вопроса). В группе выбирается лидер, с которым  учитель поддерживает связь вне занятий. Планируется исследовательская работа по проверке  выдвинутой гипотезы. По итогам исследований каждая группа подготавливает отчет в виде  мультимедийных  презентаций, буклетов, листовок, газет, стендов. В рамках  предусматривается выступление перед классом по разработанной теме, выставка работ.                     Реализация курса предполагает использование следующих потенциальных  возможностей повышения степени готовности учащихся к самообразовательной деятельности:  через самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также  интернет ­ источников; прослушивание лекций в сочетание с лабораторными работами,  семинарами; использование телекоммуникационных средств; проведение творческого  конкурса, публичной защиты проектов; проведение экскурсий на предприятия; создание  простейших приборов, электрифицированных стендов. Цели курса:    оказать практико­ориентированную помощь учащимся в личностном выборе  содержания образования; сформировать компетентности в сфере самостоятельной деятельности, навыков  самостоятельной работы с физическими приборами и дополнительной литературой,  умения увидеть проблему и наметить пути ее решения; развивать творческие способности, инициативу, умение работать в группах, отстаивать  свою точку зрения;   дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету; воспитывать трудолюбие, самостоятельность, чувство коллективизма, ответственности  за порученное дело. Задачи курса:  сформировать умения наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений, выдвигать гипотезы, отбирать необходимые приборы, выполнять измерения,  предъявлять результаты в виде таблиц и графиков, интегрировать результаты  эксперимента, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в  дискуссии;  сформировать следующие знания: цикл познания в естественных науках (факты, гипотеза, эксперимент, следствия), роль эксперимента в познании, правила пользования измерительными приборами,  электрические явления в природе, источники питания, электрические цепи и их элементы,  применение электрических цепей, техника безопасности при работе с электрооборудованием. Содержание курса.             Электризация тел. Учёт и применение электризации на производстве и в быту.  Электрические явления в природе. Электрические рыбы. Электрический заряд. Опыты Иоффе  и Милликена (о дроблении заряда). Электрические заряды в туче. Атмосферное  электричество. Опыты Гальвани. Источники питания. Сила тока, напряжение, сопротивление,  проводимость. Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления на участке цепи.  Элементы электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение элементов цепи.  Применение электрических цепей в быту и на производстве.             Изучаемые в курсе понятия: заряд, электрический ток, электрическое напряжение,  электрическое сопротивление, электрические цепи, элементы электрической цепи, соединение  элементов цепи, источники тока, электрические цепи бытовых приборов, квартиры,  автомобиля. Изучаемые законы: закон Ома для участка и полной цепи. Изучаемые явления:  электризация тел. Требования к результатам обучения. Учащиеся должны уметь:   правильно пользоваться физической терминологией и символикой;  работать с дополнительной литературой;  работать в сети Интернет;  объяснить принцип действия различных электрических приборов;  наблюдать и анализировать физические явления;  грамотно записывать результаты измерений с учетом погрешности;  решать  физические задачи;    выполнять опыты, оформлять отчёт, делать выводы, обобщать;  планировать и проводить исследование;   создавать презентации; оформлять буклеты, листовки, газеты.  уважительно относиться друг к другу, к учителю, авторам открытий и изобретений.   В рамках курса учащиеся должны знать:       цикл познания в физике; этапы развития теории электричества, имена выдающихся ученых (Иоффе, Милликен, Гальвани, Вольта, Ом), внесших вклад в  ее развитие; электрические явления в природе, как они используются и учитываются на  производстве, в технике и быту;  законы Ома, Джоуля­Ленца; понятия: электризация, электрический ток, напряжение, сопротивление, проводимость. Предполагаемые формы отчётности учащихся:  Презентации: «От чего зависит сила тока на участке цепи», «Где применяются  электрические цепи», «Сопротивление последовательно соединённых резисторов»,  «Проводимость параллельно соединённых резисторов», «Использование электрических  полей».  Буклеты: «Электризация тел», «Гальванический элемент».  Рефераты: «Электризация», «Атмосферное электричество».  Сообщения: «Из жизни и деятельности учёных», (Иоффе, Милликен, Гальвани, Вольта,  Ом),(Презентации)  Стенгазета: «Электрические рыбы».  Электрифицированный стенд «Электричество», (вопросы и ответы).  Листовки: «Электрические цепи в автомобиле».  Кроссворды по теме «Электричество».  Выступления на семинарах.  Сочинение, стихотворение, фотографии, рисунки на тему «Электричество». Учебно­тематической план № п/п Наименование разделов, тем Количество часов теория практика всего 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Электризация тел Электризация трением в быту и на  производстве Электрические рыбы 0, 5 0,5 0, 5 0,5 1 Опыты Иоффе и Милликена (о дроблении  заряда). 0,75 0,25 Электрические заряды в туче. Атмосферное электричество. Как быстро могла бы разрядиться Земля? Почему происходит разделение зарядов в туче  или облаке? Опыты Гальвани Гальванический элемент Элементы электрических цепей Последовательное и параллельное соединение  цепей 1 1 0,75 0,7 5 0,25 0,25 0,5 0,5 ­ ­ 0,25 0,25 0,75 0,75 0.5 0.5 13 Конструкция и сборка простейших  0,25 0,75 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 электрических цепей Сила тока, напряжение, сопротивление,  соотношение между ними в различных цепях Исследование электрических цепей Конструкция достаточно сложных  электрических цепей Цепи всякие нужны,  цепи разные важны 14 15 16 17 0,25 0,25 ­ 1 0,75 0,75 1 ­ 1 1 1 1 9,5 7,5 17 Поурочное планирование Тема урока Цель Содержание  урока Приборы и  материалы Домашнее  задание Деятельность  учеников №  уро ка Эбонитовая и  стеклянная  палочки,  штатив, мелкие  неметаллически е тела,  металлическая  гильза,  электроскоп,  электрометр,  фольга  металлическая,  картон,  ножницы,  скрепка. Аэрозоль,  гигрофилы,  глицерин,  антистатик.  Компьютер,  мультимедийны й проектор. Подготовить  сообщение  о жизни и  деятельности  Иоффе Эвристическая  беседа, наблюдение  опытов, обобщение,  конструирование.  Формирование  групп, выбор темы  исследований. Индивидуальная  работа с  дополнительной  литературой, поиск в Интернете Исследование по теме:         «Использован ие  электрически х полей» Эпидиаскоп,  электрофорная  машина.  Компьютер,  мультимедийны й проектор. Исследование по теме,  оформить  стенгазету. Индивидуальная  работа с  дополнительной  литературой, поиск в Интернете 1 2 3 Электризаци я тел. Изучить  явление  электризации , развивать  навыки  работы с  приборами. Электризаци я трением в  быту и на  производстве . Показать  роль  электризации , способы и  средства  борьбы и  учета  статического электричеств а. Электрическ ие рыбы. Вызвать  интерес к  природным  электрическ им явлениям, расширить  кругозор. Объявление  конкурса,  разделение на  группы.  Электризация  тел,  электрический  заряд,  конструировани е электроскопа,  жизнь и  деятельность  Иоффе. Электрические  поля на  производстве,  синтетические  материалы,  влияние  электризации на технологически е процессы, на  организм  человека. Священная  рыба древнего  Рима,  Аристотель,  Скрибоний,  Александро  Вольта, виды  электрических  рыб,  электрические  органы рыб,  ванна Нерона. 4 5 6 7 8 Опыты  Иоффе и  Милликена  (о дроблении заряда). Показать  роль опытов  в изучении  теории. Электрическ ие заряды в  туче. Познакомить с  электрическ ими  явлениями в  туче,  процессом ее образования. Атмосферно е  электричеств о. Изучить  электрическ ие процессы  в ионосфере. Как быстро  могла бы  разрядиться  Земля? Поставить  ученика в  позицию  исследовател я. Почему  происходит  разделение  зарядов в  туче или  Биографии  ученых,  принципиальная схема опытной  установки,  демонстрация  опытов. Описание  грозовых  явлений  поэтами,  писателями.  Этапы развития  тучи,  Распределение  электрических  зарядов в туче. Электрические  токи в  атмосфере,  электропроводн ость  атмосферы,  ионосфера,  физика  космических  лучей, токи  зарядки и токи  разрядки, их  связь с погодой. Задача о  разрядке  конденсатора,  позволяющая  оценить время,  в течение  которого  разрядился бы  Земной  «конденсатор» Физические  механизмы  разделения  электрических  зарядов в туче. Усилитель УЗЧ, манка.  Компьютер,  мультимедийны й проектор. Подготовить  сообщения  об ученых Индивидуальная  работа с  дополнительной  литературой, поиск в Интернете Компьютер,  мультимедийны й проектор. Подготовить  стихи о грозе,  написание  реферата. Составление плана  лекции Работа с  дополнительной  литературой,  другими  источниками  информации. Компьютер,  мультимедийны й проектор. Подобрать  фотоснимки,  рисунки ­  электрически е  явления в  природе. Составление  конспекта лекции. Работа с  дополнительной  литературой,  другими  источниками  информации. Компьютер,  мультимедийны й проектор,  конденсатор Подбирать  материал  по теме Творческая работа в  малых группах. Компьютер,  мультимедийны й проектор. Подбирать  материал  по теме Творческая работа в  малых группах. облаке? Изучить  механизмы  разделения  зарядов. Опыты  Гальвани Познакомить с опытами  Гальвани и  открытием  Вольта. Гальваническ ий элемент Развивать  навык  работы с  приборами. Элементы  электрическ их цепей Развивать  навык  работы с  приборами,  умение  работать в  группах. Последовате льное и  параллельно е соединение цепей Развивать  умение  анализироват ь результаты  опыта,  составлять  отчёт Конструкция и сборка  простейших  Опыты Луиджи  Гальвани, роль  опыта в  познании, роль  открытия  Александро  Вольта в  развитии теории электромагнети зма. Опыт А. Вольта, примеры  гальванических  элементов,  практическая  работа по  созданию  гальванического элемента. Электрические  цепи, элементы  электрических  цепей,  Правила  составления и  проверки  электрических  цепей, виды  соединений,  сборка цепей,  чтение схем  электрических  цепей, решение  простейших  задач. Схемы  электрических  цепей, сборка  9 10 11 12 13 Компьютер,  мультимедийны й проектор. Работа с  дополнительной  литературой,  составление  кроссворда Подготовить  сообщение  о Гальвани,  Вольта,  принести  лимон,  яблоко. Катушка­моток, магнитная  стрелка,  соединительные провода,  картон,  монетки,  раствор соли. Применение  гальваническ их  элементов.  Подобрать  информацию. Практическая  деятельность по  созданию  гальванического  элемента. Измерительные  приборы, лампа, резистор,  реостат,  источник  питания, ключ. Подобрать   информацию  по  предложенно й  теме. Работа в группах по  составлению плана  исследования и   оформлению отчёта  по исследованию. Работа над  исследование м. Работа в группах и  парах по  конструкции  электрических  цепей, построению  схем, правила ТБ. Амперметр,  вольтметр,  реостат, лампа  на подставке,  соединительные провода,  источник  питания, ключ,  резистор. Амперметр,  вольтметр,  реостат, лампа  Подготовка к конкурсу. Работа в группах,  экспериментальная  деятельность электрических  цепей, изучение  электроизмерит ельных  приборов,  проведение  опытов,  оформление  результатов  опытов. Исследование  последовательн ого и  параллельного  соединений.  Практикум. на подставке,  соединительные провода,  источник  питания, ключ,  резистор. Амперметр,  вольтметр,  реостат, лампа  на подставке,  соединительные провода,  источник  питания, ключ,  резистор. Подготовка к конкурсу. Работа в группах,  экспериментальная  деятельность Практикум. Практикум. Оформление  отчёта  Работа в группах,  экспериментальная  деятельность Амперметр,  вольтметр,  реостат, лампа  на подставке,  соединительные провода,  источник  питания, ключ,  резистор. Работа в группах,  экспериментальная  деятельность Амперметр,  вольтметр,  реостат, лампа  на подставке,  соединительные провода,  источник  питания, ключ,  резистор. Подготовить  защиту  своего  проекта в  виде  презентации,  газеты,  листовки,  буклета и т.д. 14 15 16 электрическ их цепей Развивать  умение  анализироват ь результаты  опыта,  составлять  отчёт Сила тока,  напряжение,  сопротивлен ие,  соотношение между ними  в различных  цепях Развивать  умение  постановки  опыта,  анализироват ь результаты, составлять  отчёт Исследовани е  электрическ их цепей Развивать  умение  работать с  приборами,  составлять  отчёт по  результатам  опытов. Конструкция достаточно  сложных  электрическ их цепей Развитие  практическо й  направленно сти  обучаемых Выставка работ, защита,  подведение  итогов,  награждение. Компьютер,  мультимедийны й проектор. Коллективные и  индивидуальные.  Защита проектов,  выступления. 17    «Цепи  всякие  нужны,  цепи разные  важны» Урок­ конференция Подвести  итоги  Литература: Учителю  Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Учебные программы  элективных курсов по естественно­математическим дисциплинам. Москва.  Минобразования России. 2005.  Предпрофильная подготовка девятиклассников по гуманитарному циклу. ВОИПКРО.  2004.  М.Б.Романовская. Метод проектов. Научно­методическое пособие для преподавателей  образовательной области «Технология». Москва. 2004.  Авторская программа предпрофильного курса по физике "Электричество вокруг нас"  учитель физики Лысенко О.А. Учащимся  Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога.­ М., 1986г.  Глущенко Г.Р., «Интеллектуальные соревнования», Краснодар,1999 год.  Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике. – М:Школа­Пресс,2008г.  Мансурова С.Е. Следим за окружающей средой нашего города: школьный практикум.­  М., 2010 г  Перельман Я.И., «Занимательная физика», Москва 2004 год.  Э.Роджерс. Физика для любознательных. Том3. Электричество и магнетизм. Атом и  ядро. Москва. «Мир». 1971.  К.В.Любимов, С.М.Новиков. Знакомимся с электрическими цепями. Москва. «Наука».  1981.  Л.В.Тарасов. Физика в природе. Книга для учащихся. Москва. «Просвещение».1988.  А.С. Енохин, Справочник по физике и технике. Учебное пособие для учащихся. Москва. Просвещение. 1976.  Физика ­ юным. Составитель М.А. Алексеева. Москва. Просвещение. 1980.  Хрестоматия по физике. А.С. Енохович и д.р. Москва. «Просвещение». 1982.  Инструкции к приборам.  Инструкция по технике безопасности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.С.Пурышевой ии Н.Е. Важеевской «Физика.  8 класс» Приборы и оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор. Школьный вольтметр, школьный амперметр, магазин сопротивлений демонстрационный, лампа накаливания, ключ замыкания цепи, соединительные провода, источник постоянного тока,  электролит, цинковые и угольные пластинки, стеклянная и эбонитовая палочки,  электроизоляционные штативы, шёлковая нить, металлическая фольга, гигрофилы,антистатик,  усилитель звуковой частоты, электроскоп, электрометр, конденсатор, катушка­моток,  магнитная стрелка, электрофорная машина.

Дополнительная образовательная программа по физике «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике  «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике  «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике  «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике  «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике  «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике  «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике  «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике  «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике  «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике  «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике  «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике  «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста

Дополнительная образовательная программа по физике  «Электричество вокруг нас» для детей среднего школьного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2018