Дополнительная образовательная программа по физике «Опыт – основа теории». для 9 класса
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
физика
9 кл
22.11.2018
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ в качестве курса предпрофильной подготовки. На занятиях школьники должны научиться выполнять лабораторные работы, анализировать полученные экспериментальные результаты и делать на их основе соответствующие выводы, искать информацию по выбранной теме, решать задачи с техническим содержанием, работать с физическими приборами при выполнении физического практикума.
Макарова Н.В. Программа ДО Опыт -основа теории.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №12 имени Г.Р.Державина» города Тамбова
Дополнительная образовательная программа по физике
«Опыт – основа теории».
для детей среднего школьного возраста
(12 часов 9 класс)
Составитель Макарова Наталья Викторовна
учитель физики Тамбов 2018
Тип программы: Модифицированная (экспериментальная).
Направленность деятельности: интеллектуально познавательная.
Возрастной диапазон: для среднего школьного возраста.
Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов
общеобразовательных школ в качестве курса предпрофильной подготовки. На
занятиях школьники должны научиться выполнять лабораторные работы,
анализировать полученные экспериментальные результаты и делать на их
основе соответствующие выводы, искать информацию по выбранной теме,
решать задачи с техническим содержанием, работать с физическими
приборами при выполнении физического практикума.
Цель курса: формирование представлений о методах физического
экспериментального исследования как важнейшей части методологии физики.
Задачи курса: развить интеллектуальные и творческие способности
учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по
физике с использованием различных источников информации, в том числе,
средств современных информационных технологий;
формировать умение комплексного применения знаний при решении
учебных теоретических и экспериментальных задач;
Рекомендуемые формы обучения: беседа, выполнение работ физического
практикума.
Ожидаемый образовательный результат.
После прохождения элективного курса школьники овладевают следующими
умениями и способами деятельности:
умеют грамотно обрабатывать результаты измерений, формулировать
вопросы и выводы по исследуемой проблеме;
умеют строить и читать графики, выражающие зависимость физических
величин от времени при равномерном и равноускоренном движениях;
умеют изображать на чертеже направления векторов скорости, ускорения,
силы импульса тела.
Содержание курса Физика и методы научного познания (1 ч)
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их
отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе
познания природы.
Основы механики (1 ч)
Методы измерения скорости движения тела. Кинематические характеристики
в различных системах отсчета. Графики зависимости кинематических величин
от времени при равномерном и равноускоренном движениях.
Физический практикум (3 ч)
1. Измерение скорости неравномерного движения
2. Исследование зависимости скорости равноускоренного движения от
времени
3. Измерение ускорения движения тела
4. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний
нитяного маятника от его длины
Законы постоянного тока(1 час)
Техника безопасности при работе с электроизмерительными приборами
Последовательное соединение проводников Параллельное соединение
проводников Смешанное соединение проводников
Физический практикум (3 ч)
1. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и
вольтметра
2. Измерение работы и мощности электрического тока
3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее
различных участках
Оптика(1 час)
Электромагнитная природа света. Преломление света Интерференция света.
Дисперсия света. Спектроскопия.
Физический практикум (3 ч)
1. Наблюдение преломления света плоскопараллельной пластиной, и
призмой.
2. Измерение показателя преломления и оптической силы собирающей линзы.
3.Наблюдение дифракции.
4. Наблюдение интерференции.
Организация и проведение аттестации учеников
Элективные занятия по данной программе проводятся для
удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению
практических приложений физики и для помощи в выборе профиля дальнейшего обучения. Поэтому нет нужды систематически контролировать и
оценивать знания учащихся. Однако учителю следует отмечать их достижения
и тем самым поощрять к дальнейшим занятиям.
Особенностям элективных занятий наиболее соответствует зачетная форма
оценки достижений учащихся. Зачет по выполненной лабораторной работе
целесообразно выставлять по письменному отчету, в котором кратко описаны
условия эксперимента, в систематизированном виде представлены результаты
измерений и сделаны выводы
Итоговый зачет ученику по всему элективному курсу можно выставлять при
выполнении не менее половины лабораторных работ.
Тематическое планирование элективного курса по физике
«Опыт – основа теории» в 9 классе ( 12 часов)
№
занятия
Изучаемый материал
1
2
Методы измерения скорости движения тела.
Относительность движения Графики
зависимости кинематических величин от
времени в равномерном движении
Измерение скорости неравномерного
движения
Исследование зависимости скорости
равноускоренного движения от времени
Измерение ускорения движения тела
Исследование зависимости периода и
частоты свободных колебаний нитяного
маятника от его длины
Техника безопасности при работе с
электроизмерительными приборами.
Последовательное соединение проводников
Параллельное соединение проводников..
Смешанное соединение проводников.
Колич
ество
часов
Виды
деятельност
и
4
Беседа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
4
Беседа Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
4
Беседа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Измерение сопротивления проводника при
помощи амперметра и вольтметра
Измерение работы и мощности
электрического тока
Сборка электрической цепи и измерение
силы тока и напряжения на ее различных
участках
3
Электромагнитная природа света.
Преломление света Интерференция света.
Дисперсия света. Спектроскопия.
Наблюдение преломления света
плоскопараллельной пластиной, и призмой.
Наблюдение преломления света
плоскопараллельной пластиной, и призмой.
Измерение показателя преломления и
оптической силы собирающей линзы.
Наблюдение дифракции.
Наблюдение интерференции.
Итого: Теория – 3 часа
Физический практикум (ФП) – 9 часов
Литература
1. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике, 9 класс. М.:
ВАКО, 2006.
2. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. М.: Просвещение,
1977.
3. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарев А.В. Факультативный курс физики
8 кл. :Учебное пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1985. 4. Маковецкий П.В. Смотри в корень! Сборник любопытных задач и вопросов.
М.: Наука, 1984.
5. Степанов С.В. Лаборатория Lмикро. Механика. Физика в ученическом
эксперименте. М.: МГИУ, 2007
Дополнительная образовательная программа по физике «Опыт – основа теории». для 9 класса
Дополнительная образовательная программа по физике «Опыт – основа теории». для 9 класса
Дополнительная образовательная программа по физике «Опыт – основа теории». для 9 класса
Дополнительная образовательная программа по физике «Опыт – основа теории». для 9 класса
Дополнительная образовательная программа по физике «Опыт – основа теории». для 9 класса
Дополнительная образовательная программа по физике «Опыт – основа теории». для 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.