Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
история
10 кл
21.09.2019
Программа предусматривает дополнительные(факультативные) занятия по краеведению. Рассчитана на 10- 11 классы. В содержание программы входят известные личности Донецкого края с XVII по ХХ ст.: инженеры, промышленники, предприниматели, спортсмены, актеры, космонавты, герои Великой Отечественной войны. Программа формирует гражданские качества личности, чувство патриотизма.
Дополнительная образовательная программа по краеведению.doc
Пономарева Татьяна Викторовна – учитель истории
МОУ «Средняя школа № 93 с дошкольным образованием города Макеевки»
Дополнительная образовательная программа по краеведению
«Выдающиеся личности в истории Донецкого края»
Срок реализации: 2 года (1011 классы)
Объём часов: всего 70 ч. (I год – 35 ч., II год – 35ч.)
Пояснительная записка
Новые геополитические реалии настоятельно требуют формирования социально зрелого
поколения. В настоящее время происходит процесс переориентация на социализацию личности,
формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания. Патриотизм и
гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека.
Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания и интенсивного
включения школьников в общественную жизнь является краеведческая деятельность.
Цель программы: Образование и воспитание творческой, социально активной личности,
обладающей способностью и стремлением к познанию и сохранению культурного наследия
родного края
Задачи программы:
формирование знаний в области краеведения;
совершенствование интеллектуальных, коммуникативных и общекультурных навыков;
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к Донецкому краю.
Ожидаемые результаты:
Результатом обучения является:
овладение знаниями об истории становления Донецкого края, истории основания
города Макеевки;
овладение знаниями о знаменитых личностях Донецкого края и г.
Макеевки прошлого и современности;
овладение знаниями об исторических местах края, связанных с историческими
личностями;
приобретение навыков исследовательской деятельности в работе со справочной
литературой, СМИ, архивными материалами;
потребность в познании истории, культуры родного края, его проблем, как жизненной
необходимости; 2
уважение и бережное отношение к историческому наследию предшествующих
поколений;
способность в любых жизненных ситуациях иметь активную социальную позицию
гражданина и патриота своей страны, в основе которой лежат духовность и
общечеловеческие ценности.
Пояснительная записка
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться
рост духовной культуры всего общества. Краеведение имеет большое значение в воспитании
патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и
творческого потенциала. Необходимость изучения истории краеведения определяется тем, что
она является неотъемлемой и существенной частью истории культуры и науки. Значение
краеведческих исследований для развития науки заключается в том, что их результаты
использовались во многих фундаментальных работах, в том числе естественноисторической и
исторической тематики, как в прошлом, так и в настоящем.
Краеведение изучает людей великих и простых, события общие и свои, местные.
Краеведение – это связующая нить времён. Академик Д. С. Лихачев считал, что
«краеведение принадлежит к типу комплексных наук, может стать в той или иной местности
самым массовым видом науки» Краеведение Д. С. Лихачевым понималось и как деятельность по
сбору материалов, предметов местной истории, природы и пр., в которой могут принимать
участие люди всех возрастов: и высококвалифицированные ученые, и ученики средних школ.
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может
осуществляться рост духовной культуры всего общества», писал Д. С. Лихачев. Краеведение
является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви
к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить.
И огромное значение в этом принадлежит людям, которые стояли у истоков развития Донбасса
и прославили его. "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать
оное есть постыдное малодушие", – говорил А.С. Пушкин. Знание трудовых и ратных подвигов
своих предков, земляков делает человека богаче в духовном отношении, способствует
выработке активной жизненной позиции.
Вся история – это мозаика личностей, человеческих поступков, мыслей, мечтаний,
желаний, страстей. В процессе размышлений над историческими событиями всегда возникает
вопрос о роли исторических деятелей: как повлияла определенная личность на выбор той или
иной альтернативы развития? Конечно, говоря о влиянии «великих» личностей на историю, 3
необходимо отметить, что их действия обусловлены стоящими перед обществом проблемами.
Но сама личность оказывает на события наибольшее влияние – может кардинально их изменить,
создать или прекратить. И в истории краеведения личности сыграли основополагающую роль.
Особенно в становлении и развитии Донецкого края как индустриального района.
Содержание тем программы
«Выдающиеся личности в истории Донецкого края»
10 класс
Тема 1. Они стояли у истоков развития промышленности и строительства населенных
пунктов – 15 часов
Изучение биографий и деятельности в Донецком крае Г. Капустина, С. Чиркова, Н.
Вепрейского, Иловайских, Ханжонковых, Юза, Брссе, Буроза, Горлова, Енакиева, Курако.
Определение их роли в становлении промышленности и строительстве населенных пунктов
Донбасса. Составление генеалогического дерева династии Иловайских. Подготовка проектов и
презентаций.
Тема 2. У истоков развития культуры края – 6 часов
Изучение биографии и деятельности исторических личностей, стоящих у истоков развития
народного образования, кинематографии, создании заповедников Донецкого края: А. Куинджи,
фон Граффа, Корфа, Алчевской. Подготовка проектов и презентаций по теме.
Тема 3. Политические деятели и руководители промышленных предприятий края первой
половины ХХ века – 6 часов
Изучение биографии политических деятелей и руководителей промышленных предприятий, их
вклада в развитие края – Федора Сергеева (Артема), В. Бажанова. Н. Скрипника, Г. Гвахарии.
Подготовка проектов и презентаций по теме.
11 класс
Тема 1 Легенды трудового Донбасса – 2 часа
Изучение биографии и трудового подвига А. Стаханова П. Ангелиной. М. Мазая, Н. Изотова.
Подготовка презентаций по теме.
Тема 2. Герои Великой Отечественной войны – наши земляки – 11 часов
Изучение биографий и личного вклада в дело Победы в Великой Отечественной войны наших
земляков: маршалов Иван Пересыпкина и Андрея Еременко; макеевчан – Героев Советского
Союза, чьими именами названы улицы Макеевки – Федора Бачурина, Георгия Алексеева,
Дмитрия Сигова. Ивана Середы, Александра Скнарева, Павла Марунченко, Петра Рябцева,
Николая Кошелева. Виктора Безценного, Ивана Гаврилова, Валентина Кулабухова. Изучение
деятельности макеевчан – подпольщиков: Владимира Володченко, С. Смирнихина, Николая
Монченко. Подготовка проектов и презентаций по теме.
Тема 3. Политические и военные деятели, руководители края – 3 часа
Изучение биографий и деятельности Е. Славского, В.Дегтярева, И. Сергеева. 4
Подготовка презентаций по теме.
Тема 3. Известные деятели театра, кино и эстрады – 7 часов
Изучение биографий и деятельности композитора С. Прокофьева, актеров брата и сестры
Гриценко, актеров – макеевчан Б. Борисова и В. Талашко, режиссеров и сценаристов
Л. Быкова и Л. Шепитько, кинорежиссера военных лет Л. Лукова «золотого соловья» Донбасса
А. Соловьяненко, певца И. Кобзона, руководителя школы балета В. Писарева. Ознакомление с
усадьбой С. Прокофьева. Подготовка проектов и презентаций по теме.
Тема 4. Герои космоса – наши земляки – 2 часа
Изучение биографий и «космических» подвигов Берегового, Волкова, Кизима. Какие три
«высоты» покорил в своей жизни Георгий Береговой. Какой «космический» рекорд установил
Александр Волков. Как Леонид Кизим стал Героем космических войск. Подготовка
презентаций по теме.
Тема 5. Уроженцы Донетчины – «звезды» отечественного спорта. – 6 часов
Изучение биографий и спортивных достижений Виктора Чукарина, прошедшего через 17
концлагерей, Полины Астаховой, Лилии Подкопаевой, Сергея Бубки 35кратного рекордсмена
мира по прыжкам с шестом, Михаила Туркевича «герой Эвереста», шахматного вундеркинда
Руслана Пономарева и богатыря из Комсомольска Дмитрия Хавалджи.
Тематическое планирование программы
«Выдающиеся личности в истории Донецкого края»
№
п/п
1
1-2
3
4
Учебнометодическое обеспечение
Тема. Содержание учебного курса
Введение. Структура курса
Тема 1. Они стояли у истоков
развития промышленности и
строительства населенных
пунктов
Колво
часов
10 класс
1
15 час
Григорий Капустин, Семен Чирков,
Никита Вепрейский
первооткрыватели Донецкого
угольного бассейна
Инженер А.В.Гурьев – основатель
горной промышленности Донбасса
Род Иловайских в истории
Донецкого края. Известные
представители династии
Иловайских
2
1
1
История родного края (Часть первая).
Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,
В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк:
Издательство «Форма «Кардинал», 1998.
– с.320
История родного края (Часть первая).
Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,
В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк:
Издательство «Фирма «Кардинал», 1998.
– с.320
1.Хапланов Н. Макеевка. История
города (1690 – 1917). – Донецк, 2006. –
384 с.
2. История родного края (Часть первая).
Учебное пособие /Авторы: А. Колесник, 5
В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк:
Издательство «Фирма «Кардинал», 1998.
– с.320
3. Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
1. Хапланов Н. Макеевка. История
города (1690 – 1917). – Донецк, 2006. –
384 с.
2. История родного края (Часть первая).
Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,
В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк:
Издательство «Фирма «Кардинал», 1998.
– с.320
Хапланов Н. Макеевка. История города
(1690 – 1917). – Донецк, 2006. – 384 с.
Хапланов Н. Макеевка. История города
(1690 – 1917). – Донецк, 2006. – 384 с.
1.Хапланов Н. Макеевка. История
города (1690 – 1917). – Донецк, 2006. –
384 с.
2. История родного края (Часть первая).
Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,
В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк:
Издательство «Фирма «Кардинал», 1998.
– с.320
История родного края (Часть первая).
Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,
В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк:
Издательство «Форма «Кардинал», 1998.
– с.320
Хапланов Н. Макеевка. История города
(1690 – 1917). – Донецк, 2006. – 384 с.
Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
История родного края (Часть первая).
Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,
В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк:
Издательство «Фирма «Кардинал», 1998.
– с.320
История родного края (Часть первая).
Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,
5
6
7
8
9
Практическая работа. Составление
генеалогического дерева династии
Иловайских
Деятельность Иловайских по
строительству и развитию
населенных мест Донецкого края
Вклад И.Г. Иловайского в развитие
населенных пунктов Макеевки.
Вклад Д. И. Иловайского в развитие
промышленности Макеевки
Помещики Ханжонковы в истории
населенных пунктов Макеевки
1011 Джон Джеймс Юз – основатель
Юзовского завода
12
13
14
15
Август Франц Буроз – основатель и
руководитель Екатерининского
горно – промышленного общества на
территории современной Макеевки
Эдуард Теодор Боссе – один из
основателей промышленности
Донбасса и города Донецка.
Михаил Курако – основатель школы
российских доменщиков
Петр Горлов – основатель города
Горловка
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1 6
В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк:
Издательство «Фирма «Кардинал», 1998.
– с.320
История родного края (Часть первая).
Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,
В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк:
Издательство «Фирма «Кардинал», 1998.
– с.320
Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
1.История родного края (Часть первая).
Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,
В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк:
Издательство «Фирма «Кардинал», 1998.
– с.320
2. Історія рідного краю (Донеччина з
кінця XVIII до кінця XIXст. Навчальний
посібник – Донецьк: Каштан, 2012.
440с.
1.История родного края (Часть первая).
Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,
В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк:
Издательство «Форма «Кардинал», 1998.
– с.320
2.Історія рідного краю (Донеччина з
кінця XVIII до кінця XIXст. Навчальний
посібник – Донецьк: Каштан, 2012.
440с.
История родного края (Часть первая).
Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,
В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк:
Издательство «Форма «Кардинал», 1998.
– с.320
1.История родного края (Часть первая).
Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,
В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк:
Издательство «Форма «Кардинал», 1998.
– с.320
2.Історія рідного краю (Донеччина з
кінця XVIII до кінця XIXст. Навчальний
посібник – Донецьк: Каштан, 2012.
440с.
16
Федор Енакиев промышленник,
один из основателей Енакиевского
металлургического завода.
1
Тема 2. У истоков развития
культуры края
1718 Александр Ханжонков основатель
российского кинематографа
6
часов
2
19
Н. А. Корф – создатель новой
народной школы в крае.
20
Х. Д. Алчевская –организатор
«воскресных школ» в крае.
21
22
Архип Куинджи – непревзойденный
мариупольский живописец
2324 В. Е. фон Графф – основоположник
степного лесоразведения
1
1
2
2
Тема 3. Политические деятели и
руководители промышленных
предприятий края первой
6
часов 25-
26
27
28
29
-30
31-
32
33-
34
35
1
2-3
половины ХХ века
Артем (Федор Сергеев) основатель
ДонецкоКриворожской советской
республики
Николай Скрипник – большевик и
патриот
Василий Бажанов горный инженер,
один из первых организаторов
советской угольной
промышленности.
Георгий Гвахария – успешный
директор Макеевского
металлургического завода и жертва
сталинских репрессий.
Практическая работа. Подготовка
проектов и презентаций по темам
курса
Защита проектов по тема курса
Итоговое занятие
2
1
1
2
2
2
1
Введение. Структура курса
Тема 1 Легенды трудового
Донбасса
11 класс
1
2 часа
Известные «стахановцы» края
2
Тема 2. Герои Великой
Отечественной войны – наши
11
часов
земляки
4 5
Героические маршалы Великой
Победы Иван Пересыпкин Андрей
Еременко
6 11 Макеевчане – герои Советского
2
7
Союза
1213 Макеевчане – герои подпольщики
2
7
Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
1. История родного края (Часть вторая).
Учебное пособие /Авторы: Лях Р.,
Никольский В., Нестерцов В., Лихачева
Л. – Донецк:
Издательство «Фирма «Кардинал», 1998.
– с.320
2.Хапланов Н., Хапланова Е. Макеевка.
История города. Книга 2 (1917 – 1941). –
Донецк, 2010. – 584с.
Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
1. Хапланов Н., Хапланова Е. Макеевка.
История города. Книга 3 (1941 – 1989). –
Донецк, 2012. – 432с.
2. Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
1. Хапланов Н., Хапланова Е. Макеевка. 8
История города. Книга 3 (1941 – 1989). –
Донецк, 2012. – 432с.
2. Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
История родного края (Часть первая).
Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,
В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк:
Издательство «Фирма «Кардинал», 1998.
– с.320
Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
Тема 3. Политические и военные
деятели, руководители края
Макеевчанин Ефим Славский –
легендарный
министр среднего
машиностроения (Минатома)
Макеевчанин Игорь Сергеев
первый и единственный Маршал
Российской Федерации
Владимир Дегтярев и город
миллиона роз
Тема 3. Известные деятели
музыкального искусства, театра,
кино и эстрады
Сергей Прокофьев – композитор ,
завоевавший мир
Брат и сестра Гриценко –актеры
театра и кино
Макеевчанин Борис Борисов
доктор философии и известный
актер советских фильмов
Леонид Луков – кинорежиссер,
сценарист военных лет. Лариса
Шепитько кинорежиссер,
сценарист
Макевчанин – актер Владимир
Талашко
Известные певцы Донецкого края:
А. Соловьяненко и И. Кобзон
Вадим Писарев –мастер балета.
Юморист из Макеевки Геннадий
Ветров
3 часа
1
1
1
7
часов
1
1
1
1
1
1
1
Тема 4. Герои космоса – наши
земляки
2 часа
Космические подвиги Берегового,
2
Материалы кабинета истории МОУ
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24- 25
Волкова, Кизима
Тема 5. Уроженцы Донетчины –
«звезды» отечественного спорта.
2628 Непобедимый Виктор Чукарин,
прошедший через 17 концлагерей
«Русская березка» Полина
Астахова. Золотая Гимнастка
Л. Подкопаева С.Бубка 35
кратный рекордсмен мира по
прыжкам с шестом.
«Герой Эвереста» Михаил Туркевич
29
31
2930 Шахматный вундеркинд Руслан
Пономарев и «Богатырь из
Донбасса» Дмитрий Хавалджи
Практическая работа. Подготовка
проектов и презентаций по темам
курса
Защита проектов по тема курса
32-
33
34-
35
Итоговое занятие
9
5
часов
3
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
Материалы кабинета истории МОУ
«Средняя школа № 93 с дошкольным
образованием»
1
2
1
2
2
Литература:
1.История родного края (Часть первая). Учебное пособие /Авторы: А. Колесник, В.Пирко,
С. Нестерцова. – Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал», 1998.
2. Хапланов Н., Хапланова Е. Макеевка. История города. Книга 3 (1941 – 1989). – Донецк,
Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"
Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"
Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"
Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"
Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"
Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"
Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"
Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"
Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.