Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"
Оценка 4.7

Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
история
10 кл
21.09.2019
Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"
Программа предусматривает дополнительные(факультативные) занятия по краеведению. Рассчитана на 10- 11 классы. В содержание программы входят известные личности Донецкого края с XVII по ХХ ст.: инженеры, промышленники, предприниматели, спортсмены, актеры, космонавты, герои Великой Отечественной войны. Программа формирует гражданские качества личности, чувство патриотизма.
Дополнительная образовательная программа по краеведению.doc
Пономарева Татьяна Викторовна – учитель истории МОУ «Средняя школа № 93 с дошкольным образованием города Макеевки» Дополнительная образовательная программа по краеведению «Выдающиеся личности в истории Донецкого края» Срок реализации: 2 года (10­11 классы) Объём часов: всего 70 ч. (I год – 35 ч., II год – 35ч.) Пояснительная записка            Новые геополитические реалии настоятельно требуют формирования социально зрелого поколения. В настоящее время происходит процесс переориентация на социализацию личности, формирование   активной   гражданской   позиции,   патриотического   сознания.   Патриотизм   и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека. Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания и интенсивного включения школьников в общественную жизнь является краеведческая деятельность. Цель   программы:  Образование   и   воспитание   творческой,   социально   активной   личности, обладающей   способностью   и   стремлением   к   познанию   и   сохранению   культурного   наследия родного края Задачи программы: ­формирование знаний в области краеведения; ­совершенствование интеллектуальных, коммуникативных и общекультурных навыков; ­развитие гражданских качеств, патриотического отношения к Донецкому краю. Ожидаемые результаты: Результатом обучения является:  овладение   знаниями об истории становления Донецкого края,   истории основания города Макеевки;  овладение знаниями о знаменитых личностях Донецкого края и                           г. Макеевки прошлого и современности;  овладение   знаниями   об   исторических   местах   края,   связанных   с   историческими личностями;  приобретение   навыков   исследовательской   деятельности   в   работе   со   справочной литературой, СМИ, архивными материалами;  потребность в познании истории, культуры  родного края, его проблем, как жизненной необходимости; 2  уважение   и   бережное   отношение   к   историческому   наследию   предшествующих поколений;  способность   в   любых   жизненных   ситуациях   иметь   активную   социальную   позицию гражданина   и   патриота   своей   страны,   в   основе   которой   лежат   духовность   и общечеловеческие ценности. Пояснительная записка        Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств  школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Необходимость изучения истории краеведения определяется тем, что она   является   неотъемлемой   и   существенной   частью   истории   культуры   и   науки.   Значение краеведческих   исследований   для   развития   науки   заключается   в   том,   что   их   результаты использовались во многих фундаментальных работах, в том числе естественноисторической и исторической тематики, как в прошлом, так и в настоящем.              Краеведение   изучает   людей   великих   и   простых,   события   общие   и   свои,   местные. Краеведение – это связующая нить времён. Академик                             Д. С. Лихачев считал, что «краеведение принадлежит к типу комплексных наук, может стать в той или иной местности самым массовым видом науки» Краеведение Д. С. Лихачевым понималось и как деятельность по сбору материалов,  предметов местной истории, природы  и пр., в которой могут принимать участие люди всех возрастов: и высококвалифицированные ученые, и ученики средних школ. «Любовь   к   родному   краю, знание   его   истории   –   основа,   на   которой   только   и   может осуществляться рост духовной культуры всего общества», ­ писал Д. С. Лихачев. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. И огромное значение в этом принадлежит людям, которые стояли у истоков развития Донбасса и прославили его. "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оное есть постыдное малодушие", – говорил А.С. Пушкин. Знание трудовых и ратных подвигов своих   предков,   земляков   делает   человека   богаче   в   духовном   отношении,   способствует выработке активной жизненной позиции.                  Вся история – это мозаика личностей, человеческих поступков, мыслей, мечтаний, желаний, страстей. В процессе размышлений над историческими событиями всегда возникает вопрос о роли исторических деятелей: как повлияла определенная личность на выбор той или иной  альтернативы   развития?  Конечно, говоря  о  влиянии  «великих»   личностей  на историю, 3 необходимо отметить, что их действия обусловлены стоящими перед обществом проблемами. Но сама личность оказывает на события наибольшее влияние – может кардинально их изменить, создать или прекратить. И в истории краеведения личности сыграли основополагающую роль. Особенно в становлении и развитии Донецкого края как индустриального района. Содержание тем программы  «Выдающиеся личности в истории Донецкого края» 10 класс Тема 1. Они стояли у истоков развития промышленности   и   строительства населенных пунктов – 15 часов  Изучение   биографий   и   деятельности   в   Донецком   крае   Г.   Капустина,   С.   Чиркова,   Н. Вепрейского,   Иловайских,   Ханжонковых,   Юза,   Брссе,   Буроза,   Горлова,   Енакиева,   Курако. Определение их роли в становлении промышленности   и строительстве населенных пунктов Донбасса. Составление генеалогического дерева династии Иловайских. Подготовка проектов и презентаций. Тема  2. У истоков развития культуры края – 6 часов Изучение   биографии   и   деятельности   исторических   личностей,   стоящих   у   истоков   развития народного образования, кинематографии, создании заповедников Донецкого края: А. Куинджи, фон Граффа, Корфа, Алчевской. Подготовка проектов и презентаций по теме. Тема 3. Политические деятели и руководители промышленных предприятий края  первой половины ХХ века – 6 часов Изучение биографии политических деятелей и руководителей промышленных предприятий, их вклада в развитие края – Федора Сергеева (Артема), В. Бажанова. Н. Скрипника, Г. Гвахарии. Подготовка проектов и презентаций по теме. 11 класс Тема 1 Легенды трудового Донбасса – 2 часа Изучение биографии и трудового подвига А. Стаханова П. Ангелиной.  М. Мазая, Н. Изотова. Подготовка презентаций по теме. Тема 2. Герои Великой Отечественной войны – наши земляки – 11 часов Изучение биографий и личного вклада в дело Победы в Великой Отечественной войны наших земляков: маршалов Иван Пересыпкина и   Андрея Еременко; макеевчан – Героев Советского Союза,   чьими   именами   названы   улицы   Макеевки   –   Федора   Бачурина,   Георгия   Алексеева, Дмитрия   Сигова.   Ивана   Середы,   Александра   Скнарева,   Павла   Марунченко,   Петра   Рябцева, Николая Кошелева. Виктора Безценного, Ивана Гаврилова, Валентина Кулабухова. Изучение деятельности макеевчан – подпольщиков: Владимира Володченко,    С. Смирнихина, Николая Монченко. Подготовка проектов и презентаций по теме. Тема 3. Политические и военные деятели, руководители края – 3 часа Изучение биографий и деятельности  Е. Славского, В.Дегтярева, И. Сергеева. 4 Подготовка презентаций по теме. Тема 3. Известные деятели театра, кино и эстрады – 7 часов Изучение биографий и деятельности   композитора   С. Прокофьева, актеров брата и сестры Гриценко, актеров – макеевчан Б. Борисова и В. Талашко,  режиссеров и сценаристов  Л. Быкова и Л. Шепитько, кинорежиссера военных лет Л. Лукова «золотого соловья» Донбасса А. Соловьяненко, певца   И. Кобзона,  руководителя школы балета В. Писарева. Ознакомление с усадьбой  С. Прокофьева. Подготовка проектов и презентаций по теме. Тема 4. Герои космоса – наши земляки – 2 часа Изучение   биографий   и   «космических»     подвигов   Берегового,   Волкова,   Кизима. Какие   три «высоты» покорил в своей жизни Георгий Береговой. Какой «космический» рекорд установил Александр   Волков.   Как   Леонид   Кизим   стал   Героем   космических   войск. Подготовка презентаций по теме. Тема 5. Уроженцы Донетчины – «звезды» отечественного спорта. – 6 часов Изучение   биографий   и   спортивных   достижений   Виктора   Чукарина,   прошедшего   через   17 концлагерей, Полины Астаховой, Лилии Подкопаевой, Сергея Бубки ­ 35­кратного рекордсмена мира по прыжкам с шестом, Михаила Туркевича ­ «герой Эвереста», шахматного вундеркинда Руслана Пономарева и богатыря из Комсомольска Дмитрия Хавалджи. Тематическое планирование программы  «Выдающиеся личности в истории Донецкого края» №  п/п 1 1-2 3 4 Учебно­методическое обеспечение Тема. Содержание учебного курса Введение. Структура курса Тема 1. Они стояли у истоков развития промышленности  и строительства населенных пунктов Кол­во часов 10 класс 1 15 час Григорий Капустин, Семен Чирков,  Никита Вепрейский ­  первооткрыватели Донецкого  угольного бассейна Инженер А.В.Гурьев – основатель  горной промышленности Донбасса Род Иловайских в истории  Донецкого края. Известные  представители династии  Иловайских 2 1 1 История родного края (Часть первая).  Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,  В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк: Издательство «Форма «Кардинал», 1998. – с.320 История родного края (Часть первая).  Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,  В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк:  Издательство «Фирма «Кардинал», 1998. – с.320 1.Хапланов Н. Макеевка. История  города (1690 – 1917). – Донецк, 2006. –  384 с. 2. История родного края (Часть первая).  Учебное пособие /Авторы: А. Колесник, 5 В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк:  Издательство «Фирма «Кардинал», 1998. – с.320 3. Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» 1. Хапланов Н. Макеевка. История  города (1690 – 1917). – Донецк, 2006. –  384 с. 2. История родного края (Часть первая).  Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,  В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк:  Издательство «Фирма «Кардинал», 1998. – с.320 Хапланов Н. Макеевка. История города  (1690 – 1917). – Донецк, 2006. – 384 с. Хапланов Н. Макеевка. История города  (1690 – 1917). – Донецк, 2006. – 384 с. 1.Хапланов Н. Макеевка. История  города (1690 – 1917). – Донецк, 2006. –  384 с. 2. История родного края (Часть первая).  Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,  В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк:  Издательство «Фирма «Кардинал», 1998. – с.320 История родного края (Часть первая).  Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,  В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк: Издательство «Форма «Кардинал», 1998. – с.320 Хапланов Н. Макеевка. История города  (1690 – 1917). – Донецк, 2006. – 384 с. Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» История родного края (Часть первая).  Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,  В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал», 1998. – с.320 История родного края (Часть первая).  Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,  5 6 7 8 9 Практическая работа. Составление  генеалогического дерева династии  Иловайских Деятельность Иловайских по  строительству и развитию  населенных мест Донецкого края Вклад И.Г. Иловайского в развитие  населенных пунктов Макеевки. Вклад Д. И. Иловайского в развитие  промышленности Макеевки Помещики Ханжонковы в истории  населенных пунктов Макеевки 10­11 Джон Джеймс Юз – основатель  Юзовского завода 12 13 14 15 Август Франц Буроз – основатель и  руководитель Екатерининского  горно – промышленного общества на территории современной Макеевки Эдуард Теодор Боссе – один из  основателей промышленности  Донбасса и города Донецка. Михаил Курако – основатель школы российских доменщиков Петр Горлов – основатель города  Горловка 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 6 В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал», 1998. – с.320 История родного края (Часть первая).  Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,  В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал», 1998. – с.320 Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» 1.История родного края (Часть первая).  Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,  В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал», 1998. – с.320 2. Історія рідного краю (Донеччина з  кінця XVIII  до кінця XIXст. Навчальний посібник  – Донецьк: Каштан, 2012.  ­440с. 1.История родного края (Часть первая).  Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,  В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк: Издательство «Форма «Кардинал», 1998. – с.320 2.Історія рідного краю (Донеччина з  кінця XVIII  до кінця XIXст. Навчальний посібник  – Донецьк: Каштан, 2012.  ­440с. История родного края (Часть первая).  Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,  В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк: Издательство «Форма «Кардинал», 1998. – с.320 1.История родного края (Часть первая).  Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,  В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк: Издательство «Форма «Кардинал», 1998. – с.320 2.Історія рідного краю (Донеччина з  кінця XVIII  до кінця XIXст. Навчальний посібник  – Донецьк: Каштан, 2012.  ­440с. 16 Федор Енакиев ­ промышленник,  один из основателей Енакиевского  металлургического завода. 1 Тема  2. У истоков развития культуры края 17­18 Александр Ханжонков ­ основатель  российского кинематографа 6  часов 2 19 Н. А. Корф – создатель новой  народной школы в крае. 20 Х. Д. Алчевская –организатор  «воскресных школ» в крае. 21 ­  22 Архип Куинджи – непревзойденный  мариупольский живописец 23­24 В. Е. фон Графф – основоположник  степного лесоразведения 1 1 2 2 Тема 3. Политические деятели и  руководители промышленных  предприятий края  первой  6  часов 25- 26 27 28 29 -30 31- 32 33- 34 35 1 2-3 половины ХХ века Артем (Федор Сергеев) ­ основатель Донецко­Криворожской советской  республики Николай Скрипник – большевик и  патриот Василий Бажанов ­ горный инженер,  один из первых организаторов  советской угольной  промышленности. Георгий Гвахария – успешный  директор Макеевского  металлургического завода и жертва  сталинских репрессий. Практическая работа. Подготовка проектов и презентаций по темам  курса Защита проектов по тема курса Итоговое занятие 2 1 1 2 2 2 1 Введение. Структура курса Тема 1 Легенды трудового Донбасса 11 класс 1 2 часа Известные «стахановцы» края 2 Тема 2. Герои Великой Отечественной войны – наши 11 часов земляки 4 ­5 Героические маршалы Великой  Победы Иван Пересыпкин  Андрей  Еременко 6 ­ 11 Макеевчане  – герои Советского  2 7 Союза 12­13 Макеевчане – герои ­ подпольщики 2 7 Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» 1. История родного края (Часть вторая).  Учебное пособие /Авторы: Лях Р.,  Никольский В., Нестерцов В., Лихачева  Л. – Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал», 1998. – с.320 2.Хапланов Н., Хапланова Е. Макеевка.  История города. Книга 2 (1917 – 1941). – Донецк, 2010. – 584с. Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» 1. Хапланов Н., Хапланова Е. Макеевка.  История города. Книга 3 (1941 – 1989). – Донецк, 2012. – 432с. 2. Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» 1. Хапланов Н., Хапланова Е. Макеевка. 8 История города. Книга 3 (1941 – 1989). – Донецк, 2012. – 432с. 2. Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» История родного края (Часть первая).  Учебное пособие /Авторы: А. Колесник,  В.Пирко, С. Нестерцова. – Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал», 1998. – с.320 Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» Тема 3. Политические и военные деятели, руководители края Макеевчанин   Ефим   Славский   – легендарный     министр   среднего машиностроения (Минатома) Макеевчанин Игорь Сергеев ­  первый и единственный Маршал  Российской Федерации  Владимир Дегтярев  и  город  миллиона роз Тема 3. Известные деятели  музыкального искусства, театра,  кино и эстрады Сергей Прокофьев – композитор ,  завоевавший мир Брат и сестра Гриценко –актеры  театра и кино Макеевчанин Борис Борисов  ­доктор философии и известный  актер советских фильмов Леонид Луков – кинорежиссер,  сценарист военных лет. Лариса  Шепитько  ­ кинорежиссер,  сценарист  Макевчанин – актер  Владимир  Талашко  Известные певцы Донецкого края:     А. Соловьяненко и И. Кобзон Вадим Писарев –мастер балета.  Юморист из Макеевки Геннадий    Ветров 3 часа 1 1 1 7  часов 1 1 1 1 1 1 1 Тема 4. Герои космоса – наши земляки 2 часа Космические подвиги Берегового,  2 Материалы кабинета истории МОУ  14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24- 25 Волкова, Кизима Тема 5. Уроженцы Донетчины –  «звезды» отечественного спорта. 26­28 Непобедимый Виктор Чукарин,  прошедший через 17 концлагерей «Русская березка» Полина   Астахова. Золотая Гимнастка             Л. Подкопаева С.Бубка ­ 35­ кратный рекордсмен мира по  прыжкам с шестом.  «Герой Эвереста» Михаил Туркевич 29 31 29­30 Шахматный   вундеркинд   Руслан Пономарев   и   «Богатырь   из Донбасса» Дмитрий Хавалджи Практическая работа. Подготовка проектов и презентаций по темам  курса Защита проектов по тема курса 32- 33 34- 35 Итоговое занятие 9 5 часов 3 «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» Материалы кабинета истории МОУ  «Средняя школа  № 93 с дошкольным  образованием» 1 2 1 2 2 Литература: 1.История родного края (Часть первая). Учебное пособие /Авторы: А. Колесник, В.Пирко,           С. Нестерцова. – Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал», 1998.  2. Хапланов Н., Хапланова Е. Макеевка. История города. Книга 3 (1941 – 1989). – Донецк,

Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"

Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"

Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"

Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"

Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"

Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"

Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"

Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"

Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"

Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"

Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"

Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"

Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"

Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"

Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"

Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"

Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"

Дополнительная образовательная программа по краеведению"Выдающиеся личности в истории Донецкого края"
Скачать файл