Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"
Оценка 4.9

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
география
8 кл
15.06.2017
Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"
Данная программа знакомит учащихся с природными особенностями Ростовской области. В отличие от других программ, данная программа не только дает общее представление о природе родного края, но и знакомит учащихся с основами геологии, климатологии, агрометеорологии и экологии. Позволяет сориентировать учащихся в выборе будущей профессии.Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"
Природа родного края 7-8 классы.docx
Дополнительная общеобразовательная   программа естественнонаучной направленности «Природа родного края» Разработчик:                        Протопопова Наталия Георгиевна, педагог  дополнительного образования 1 категории ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу  «Природа родного края» разработана  для 7­8   классов   на   основе   Федерального   Государственного   Образовательного Стандарта   ООО   и  Региональной   программы   для   общеобразовательных учреждений 5­11 класс   и Федерального Государственного Образовательного Стандарта ООО. В качестве основного учебника рекомендуется: Алексеенко В.Н.,   Мартынова   М.И.   «География   Ростовской   области»,   который соответствует федеральному и региональному компоненту государственного образовательного   стандарта   базового   уровня   и   реализует   авторскую программу   Корнаковой   Н.В.,   имеющую   гриф   «Допущено   Министерством образования и науки Российской Федерации» и Атлас Ростовской области. В качестве   дополнительной   литературы   рекомендуется  «Природа,   население, хозяйство   Ростовской   области».   Часть   1,   под   редакцией   кандидата географических наук Т.А. Смагиной и М.И. Кизицкого.  Программа   школьного   курса   «Природа   родного   края»   разработана   на основе концепции регионализации общего образования Ростовской области,   требований концепции   школьного   географического   образования, федерального   и   национально­регионального   компонентов   стандарта школьного   географического   образования,   а   так   же   с   учетом   изменений, происходящих в общеобразовательной школе. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению,   закреплению   тех   знаний,   которые   предусмотрены   базовым инвариантным компонентом образования. Курс строится на актуализации и систематизации   имеющегося   у   учащихся   практического   жизненного   опыта взаимодействия   в   природной   и   социокультурной   среде,   способствует развитию   информационно­познавательных,   практико­созидательных   видов, компетенций.   Региональный   компонент   географического   образования способствует   формированию   личности   учащегося   как   достойного представителя,   умелого   хранителя,   пользователя   и   созидателя   его социокультурных ценностей и традиций. Законом об образовании предусмотрена разработка местными органами образования   содержания   регионального   компонента   предметных   программ, подготовка необходимых учебно­методических пособий. Региональный компонент дает школьникам более полное представление о природе и физико­географических условиях родного края как составной и неотъемлемой   части   нашей   Родины.   Он   предусматривает   разумное переориентирование   воспитания   молодого   человека   данной   территории, духовно связанного с ней, понимающего его проблемы, нашедшего здесь свою судьбу, со сформированной потребностью быть нужным в своем регионе. На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую   значимость   приобрели   задачи   развития   творческих   способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление   нацеленность практической   направленности   изучаемого   материала, школьников   на   самостоятельное   овладение   знаниями,   навыками,   опытом творческой деятельности. Проведение   практических   работ   позволяют   вырабатывать,   закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что позволяет им осознать прикладное значение знаний по географии. Выполнение   практических   заданий   требует   от   учителя   подбора специальной   информационной   базы.  В  зависимости   от   наличия   источников информации, ее доступности и актуальности учитель вправе корректировать систему практических заданий, предусмотренных данным курсом. Концепция   донского   регионального   образования   дает   школьникам целостное   представление   о   природном   своеобразии   региона.   Указывает   на ошибки, нанесшие серьезный урон природе региона. Деятельностный подход к изучению регионального компонента позволяет вовлечь   учащихся   в   активную   практическую   деятельность   по   изучению природы родного края: ­ сбор информации и ее первичная обработка; - рациональное природопользование; - активная пропаганда защиты природы; ­ охрана и восстановление экологического равновесия. Актуальность курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей   географической   действительности,   изучению   сложившейся экологической   обстановки   в   результате   необдуманных   действий   человека. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Курс «Природа родного края» в процессе школьного обучения направлен на   реализацию   в   практической   деятельности   принципов   государственной политики и общих требований к содержанию образования, сформулированных в Законе об образовании:  воспитание гражданственности и любви к Родине;  формирование у  учащихся картины  мира,  адекватной   современному уровню знаний;  формирование   мировоззренческой,   нравственной,   экономической, социальной, политической, экологической культуры; Новизна данной программы заключается в том, что в отличие от других программ, данная программа не только дает общее представление о природе родного края, но и знакомит учащихся с основами геологии, климатологии, агрометеорологии и экологии. Позволяет сориентировать учащихся в выборе будущей профессии. Цель курса: воспитание гражданина России, духовно связанного с малой родиной,   знающего   и   любящего   свой   родной   край,   адаптированного   к региональным условиям, со сформировавшейся потребностью быть нужным и востребованным в своем регионе.  Задачи курса: - создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности; - научить применять географические знания и умения в  повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально­ ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на  определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня  безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. - познакомить   учащихся   с   основными   направлениями   и особенностями   исследований   глобальных,   региональных   и   локальных экологических проблем; - привитие   умений   и   навыков   выполнения   простейших   видов исследований; - развитие   гражданских   качеств,   патриотического   отношения   к России и своему краю, формирование личностно­ценностного отношения к своему   родному   краю,   пробуждение   деятельной   любви   к   родному   месту жительства, формирование толерантности; -   формирование способности самостоятельно   оценивать   уровень   безопасности   окружающей   среды   как экологической   культуры,   среды жизнедеятельности, позитивно­сберегающего отношения к окружающей среде и социально­ответственного поведения в ней; - адаптировать   учащихся   к   реальной   деятельности,   к   местной социально­экономической и социокультурной ситуации; -   ориентировать   учащихся   при   решении   вопросов   дальнейшего образования, выбора профессии и места работы; - формировать   способности   и   готовности   к   использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении   местных   проблем   сегодня   и   тех   вопросов,   которые   будут   стоять перед ними в будущем; - воспитание   экологически   и   географически   грамотных   людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу. - научить   детей   эффективно   использовать   картографический,   знание   которого   развивает графический   и   табличный   материал, познавательную активность,   самостоятельность,   знакомит   с   приемами   научного   познания в своей практической деятельности; - дать сведения о климатических и агроклиматический условиях, геологическом строении и экологических проблемах Ростовской области и окрестностях г. Новошахтинска. Включение   регионального   содержания   становится   не   только   важным средством   воспитания   и   обучения,   источником   разносторонних   знаний   о жизни региона и всей страны, но и широкой ареной применения учащимися полученных   знаний   и   умений   на   практике.   Вместе   с   тем   для   учителя   это широкое   поле   деятельности,   совершенствования,   углубления   его   знаний   и педагогического мастерства. Настоящая   программа   рассчитана   на   учащихся   7   или   8   класса общеобразовательных школ, в объеме 68 часа, 2 час в неделю, или по 1 часу в неделю в каждом классе. Ожидаемые результаты освоения курса. Метапредметные:  овладение   элементами   самостоятельной   организации   учебной деятельности,   умения   ставить   цели   и   планировать   личную   учебную деятельность,   оценивать   собственный   вклад   в   деятельность   группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;  освоение   элементарных   приёмов   исследовательской   деятельности, доступных   для   детей   данного   школьного   возраста:   формулирование   цели учебного   исследования   (опыта,   наблюдения),   составление   его   плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;  формирование   приёмов   работы   с   информацией,   что   включает   в   себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей,   а   также   понимание   информации,   представленной   в   различной знаковой форме ­ в виде таблиц, графиков, рисунков, карт и т. д.;  развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. Предметные:  в   ценностно­ориентационной   сфере   ­   формирование   представлений   о взаимосвязях   и   взаимодействий   между   природой   и   человеком,   как важнейшем элементе культурного опыта человечества;  в познавательной сфере ­ формирование способов познания окружающего мира,   самостоятельного   процесса   поиска,   исследования   и   совокупность операций   по   обработке,   систематизации,   обобщению   и   использованию полученной   информации;   применение   полученных   знаний   и   умений   для решения   практических   задач   в   повседневной   жизни,   для   осознанного соблюдения   норм   и   правил   безопасного   поведения   в   природной   и социоприродной среде;  в трудовой сфере ­ формирование навыков правильного   экологически безопасного   поведения   на   природе,   в   быту   и   дальнейшей   трудовой деятельности;  в   эстетической   сфере   —   умение   приводить   примеры,   дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;  формирование научного типа мышления;  владение основами самоконтроля, самооценки;  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;  умение   осознанно   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.  Личностные: воспитание патриотизма и уважения к Отечеству; знание природы своего края; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие   любознательности   и   формирование   интереса   к   изучению     природы разными методами;  развитие   интеллектуальных   и   творческих   способностей   учащихся, дающих   возможность   выражать   своё   отношение   к   окружающему   миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, и т. д.);  воспитание   ответственного   отношения   к   природе,   осознания необходимости сохранения окружающей среды;  формирование мотивации дальнейшего изучения природы;  формирование современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практики, учитывающего   социальное,   культурное,   языковое,   духовное   многообразие   целостного   мировоззрения,   соответствующего современного мира;  формирование   коммуникативной   компетентности   в   процессе   учебно­исследовательской, образовательной,   общественно   полезной, творческой и других видов деятельности. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»  (68 часов) Тема 1. Po   стовская область на карте России (2 ч.) На каком материке, в каких частях света расположена Ростовская об­ ласть, в какой части России. Крайние точки, протяженность области с севера на   юг,   с   запада   на   восток.   Площадь.   Протяженность   границ.   Соседние территории. Положение г. Новошахтинска на территории области.  Тема 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Ростовской области и окрестностей г. Новошахтинска (17 ч,) Геологическое строение, основные формы рельефа, максимальные и ми­ нимальные высоты рельефа, полезные ископаемые и проблемы их рациональ­ ного   использования.   Минералы,   горные   породы   и   их   диагностические свойства,   геологические   карты,   геологический   разрез,   элементы   залегание горных   пород.   Антропогенные   изменения   в   результате   добычи   полезных ископаемых.  Тема 3.Климат и агроклиматические ресурсы области и окрестностей  г. Новошахтинска ( 17 ч.). Формирование климата на территории Ростовской области. Особенности атмосферной циркуляции. Влияние Атлантики. Закономерности распределе­ ния тепла и влаги. Ветровой режим. Местные признаки погоды. Живые «ба­ рометры»   Ростовской   области.   Синоптические   карты,   прогноз   погоды. Агроклиматические   ресурсы   области   и   окрестностей   г.   Новошахтинска. Опасные климатические явления. Климат и человек.  Тема 4. Внутренние воды области ( 6 ч.). Внутренние  воды;  питание,  режим,  годовой  сток рек, ледовый режим. Озера   и   искусственные   водоемы.   Неравномерность   распределения   водных ресурсов   по   территории   области.   Опасные   явления,   связанные   с   водами. Экология вод.  Тема 5. Почвы, растительный и животный мир области (7 ч.). Основные почвы области и окрестностей г. Новошахтинска, изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Растительный   и   животный   мир,   природные   зоны,   природные   и антропогенные   ландшафты, сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в Ростовской области.   Красная   книга   области.   Основные Тема 6. Влияние агроклиматических условий на рост и развитие сельско  ­   хозяйственных культур, выращиваемых в Ростовской области (6 ч.) Требования   сельскохозяйственных   культур   к   температурным   условиям   и условиям   увлажнения.   Суммы   активных   и   эффективных   температур. Размещение   сельскохозяйственных   культур   по   территории   области. Оптимальные   сроки   сева   основных   культур.   Расчет   сроков   созревания сельскохозяйственных культур. Тема 7. Экологические проблемы Ростовской области и окрестностей  г. Новошахтинска (13 ч.). Антропогенные   ландшафты   и   их   влияние   на   почвы,   водоемы, растительный и животный мир области. Экологические проблемы Восточного Донбасса Ростовской области. Предельно допустимые концентрации (ПДК). Загрязнение воздуха, почвы и воды. Оценка качества речной воды по ПДК. Учебно­тематический план (68 часов) № урока Наименование раздела, темы Деятельность учащихся Количество часов теория практика Тема 1. Ростовская область на карте России (2 часа). Географическое положение Ростовской  области и г. Новошахтинска. Ростовская область на карте.  Практическая работа №1 Работа с атласом Ростовской области. 1 Работа с атласом и контурной картой  Ростовской области. Тема 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые области и окрестностей г. Новошахтинска (17 часов). Основные формы рельефа Ростовской  области Рельеф Ростовской области.  Практическая работа №2. Определение высоты и крутизны левого берега р. Малый Несветай.  Практическая работа №3. Геологические структуры области Геологическая карта Ростовской  области. Минералы, их основные  диагностические свойства. Работа с атласом Ростовской области. Работа с атласом и контурной картой  Ростовской области. Работа в группе: определение высоты берега с  помощью простого самодельного нивелира и  его крутизны. Работа с атласом Ростовской области. Работа с атласом Ростовской области. Записи в тетради. 1 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 1 1 1 № урока 9 10 11 12 13 14 15 16 17­18 19 Наименование раздела, темы Деятельность учащихся Количество часов теория практика 1 1 1 2 1 1 1 Горные породы, их основные  диагностические свойства. Поход на породный отвал, сбор  образцов минералов и отпечатков. Определение свойств минералов и  горных пород. Практическая работа №4 Записи в тетради. Сбор образцов пирита, кварцита, антрацита,  отпечатков. Фотографирование. Работа в паре. Определение свойств  минералов: кальцита, пирита, халькопирита,  талька, гипса, кварца; горных пород: гранита,  известняка, мергеля, песчаник. Работа в группах. Описание горных пород,  слагающих берег реки и определение  элементов их залегания. Работа с атласом области. Записи в тетради. Описание обнажения горных пород,  слагающих правый берег р. Малый  Несветай. Практическая работа №5  Полезные ископаемые области, их  размещение и применение. Экскурсия на Бугултайский каменный  карьер. Геологический разрез. Горизонтальное  залегание горных пород. Геологический разрез. Наклонное  залегание горных пород. Построение простого геологического  разреза. Практическая работа №6 Конкурс творческих работ. Тема 3. Климат и агроклиматические ресурсы Ростовской области и г. Новошахтинска (17 часов). Записи в тетради, зарисовки на  миллиметровке. Записи в тетради, зарисовки на  миллиметровке. Построение геологического разреза и его  описание. Защита творческих работ. Описание карьера. Фотосъемка. 1 1 1 Наименование раздела, темы Деятельность учащихся Количество часов теория практика № урока 20 21 22 Особенности атмосферной циркуляции  в Ростовской области. Гидрометеорологическая служба.  Элементы погоды. Практическая работа №7. «Наблюдения за погодой». Работа с климатической картой области.  Записи в тетради. Записи в тетради. Описание погоды: температура воздуха,  облачность, виды облаков, наличие осадков,  скорость и направление ветра. Записи в тетради. 23 Местные признаки погоды.  24 Живые барометры. Записи в тетради. 25 26 27 28 29 30 Прогноз погоды. Синоптические карты. Работа с синоптической картой. Составление прогноза погоды по  синоптической карте. Практическая  работа №8 Опасные погодные явления. Записи в тетради. По данным синоптической карты дать прогноз  на ближайшее время. Сам себе синоптик. Записи в тетради. Климат. Климатообразующие факторы.  Записи в тетради. Температурный режим области.   Практическая работа №9 Описание температурного режима области по  климатической карте. Составление графика  хода среднемноголетней температуры воздуха  по г. Ростову­на­Дону. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № урока 31 32 33 34 35 36 37 38 39 Наименование раздела, темы Деятельность учащихся Условия увлажнения. Практическая  работа №10 Давление. Ветровой режим.  Практическая работа №11 «Построение розы ветров». Описание климата в г. Новошахтинске.  Практическая работа №12 Агроклиматические ресурсы области. Подсчет суммы температур воздуха  выше 10° и суммы садков за  вегетационный период. Практическая  работа №13 Конкурс творческих работ. Описание условий увлажнения области по  климатической карте. Составление диаграммы среднемноголетних осадков по г. Ростову­на­ Дону. Описание ветрового режима и его причин в  области. Построение розы ветров по  среднемноголетним данным по г. Ростову­на­ Дону. Составление климатограммы и розы ветров,  характерных для г. Новошахтинска. Записи в тетради. Подсчет сумм температур воздуха выше 10° и  суммы садков за вегетационный период. Защита творческих работ. 1 Тема 4. Внутренние воды Ростовской области и окрестностей г. Новошахтинска (6 часов). Внутренние воды Ростовской области.  Практическая работа №14 Основные характеристики реки. Расчет основных характеристик реки  Дон. Практическая работа №15. Работа с атласом и контурной картой. Записи в тетради. Расчет основных характеристик реки Дон:  падение, уклон, годовой сток реки. 1 Количество часов теория практика 1 1 1 1 1 1 1 № урока 40 41 Наименование раздела, темы Деятельность учащихся Опасные явления на воде Правила  поведения на воде.  Гидрометрические замеры на р. Малый  Несветай и расчет расхода воды в реке.  Практическая работа №16. Записи в тетради. Замеры глубины, ширины реки в 2­х створах,  скорости течения, расчет расхода воды в  секунду. Фотосъемка. 42 Конкурс творческих работ. Защита творческих работ. Количество часов теория практика 1 Тема 5. Почвы, растительный и животный мир Ростовской области (7 часов). 43 44 45 46 47 48 49 Почвы области, их плодородие и  размещение. Растительный и животный мир области.  Красная книга Ростовской области. Экскурсия в краеведческий музей. Природные и антропогенные  ландшафты области. Основные сельскохозяйственные  культуры, выращиваемые в Ростовской  области. Поход в район пос. Новопавловка. Конкурс творческих работ. Записи в тетради. Работа с почвенной картой  области. Записи в тетради. Работа с картой  растительности области. Знакомство с природой родного края. Записи в тетради. Работа с атласом области. Записи в тетради. Работа с атласом области. Описание природного и антропогенного  ландшафтов. Защита творческих работ. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Количество часов урока теория практика Тема 6. Влияние агроклиматических условий на рост и развитие сельскохозяйственных культур, выращиваемых Наименование раздела, темы Деятельность учащихся № в Ростовской области (6 часов). 50 51 52 53 54 55 56 Требования сельскохозяйственных  культур к температурным условиям.  Суммы активных и эффективных  температур. Требования сельскохозяйственных  культур к условиям увлажнения. Размещение сельскохозяйственных  культур по территории Ростовской  области. Оптимальные сроки сева кукурузы,  пшеницы, подсолнечника, овощных и  бахчевых культур. Расчет среднемноголетних сроков  созревания сельскохозяйственных  культур. Практическая работа №17. Конкурс творческих работ. Записи в тетради. Записи в тетради. Записи в тетради. Записи в тетради. 1 1 1 1 Расчет сроков созревания подсолнечника и  кукурузы разных сроков сева. Защита творческих работ. 1 1 Тема 7. Экологические проблемы Ростовской области и окрестностей г. Новошахтинска (13 часов). Антропогенные ландшафты и их  влияние на почвы, водоемы,  растительный и животный мир области. Записи в тетради. Работа с атласом области. 1 Наименование раздела, темы Деятельность учащихся Количество часов теория практика № урока 57 58 59 60 61­62 63 Экологические проблемы Восточного  Донбасса Ростовской области. Предельно допустимые концентрации  (ПДК). Загрязнение воздуха. Загрязнение и деградация почв. Загрязнение подземных и  поверхностных вод. Экскурсия на р. Малый Несветай, в  районе Кошкинского карьера. Влияние шахтных и техногенных вод на  качество воды в реках Малый Несветай, Большой Несветай, Кундрючья и Аюта. 64­65 Экскурсия на Кировские очистные  сооружения. Оценка качества воды в р. Малый  Несветай. Практическая работа №18. Конкурс творческих работ учащихся. 66 67 68 Урок­игра «Знатоки» Участие в игре. 1 1 1 1 1 Записи в тетради. Записи в тетради. Записи в тетради. Записи в тетради. Просмотр презентации. Описание речной воды выше и ниже  Кошкинского карьера. Фотосъемка. Записи в тетради. Описание работы Кировских очистных  сооружений. Фотосъемка. По данным хим. анализа речной воды дать  оценку качества воды по превышению ПДК.  Защита творческих работ. 2 2 1 1 1 Итого  34 34 Литература  1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И. «География Ростовской области» Ростов­ на­Дону «Терра», 2005 2. Белан Л.Н., Бабаева С.Ф. «Определитель минералов и горных пород». Уфа, РИО БашГУ, 2003 3. Бондарев В.П. «Геология», курс лекций. Москва ФОРУМ­ИНФРАМ 2004 4. Бондарев В.П. «Геология» практикум. Москва ФОРУМ­ИНФРАМ 2002 5. Вовченко П.Г. «О погоде – для всех», Ростов­на­Дону, Ростовское книжное издательство, 1985 6. Миноранский, В. А. Особо охраняемые природные территории Ростовской области/ В. А. Миноранский, О. Н. Демина. ­ Ростов н/Д., 2002. 7. Природа донского края: научно­популярные статьи и очерки. ­ Ростов н/Д., 1978. 8. Природа,   население,   хозяйство   Ростовской   области.   Часть   1.   Под редакцией   кандидата   географических   наук   Т.А.   Смагиной   и   М.И. Кизицкого. Ростов­на­Дону, издательство Ростовского облИУУ, 1995 9. Природные   условия   и   естественные   ресурсы.   Южный   округ.   Ростовская область. Ростов ­ на – Дону, 2002 г. 10.Региональные   программы   донской   средней   общеобразовательной   школы. Вып. 1, Ростов­на­Дону, 1993 11.Рощин А.Н, "Сам себе синоптик". Киев, "Радянська школа", 1983 12.Степаненко,   Л.   Г.   Ростовская   область:   растительное   убранство   /   Л.   Г. Степаненко.­ Ростов н/Д., 2004.  13.Хрусталев Ю.П., Василенко В.Н., Свисюк И.В., Панов В.Д., Ларионов Ю.А. Климат и агроклиматические ресурсы Ростовской области.   Ростов – на ­ Дону, 2002 14.Чирков Ю. И. Агрометеорология. Л., Гидрометеоиздат, 1979 15.Школьный атлас Ростовской области. Изд. Просвещение, ДМВ «ДИ ЭМ БИ» 2004 Темы творческих работ. Геологические памятники Ростовской области. 1. Приложение 1 Геологическое строение Новошахтинского угольного бассейна. Минералы и горные породы Ростовской области. Моя коллекция минералов и горных пород. Палеонтологические находки. Полезные ископаемые Ростовской области. Фото подборка рельеф окрестностей г. Новошахтинска. Структура гидрометслужбы. Местные признаки погоды. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Живые барометры. 11. Опасные погодные явления Ростовской области. 12. Агрометеорология на службе человека. 13. Климат г. Новошахтинска. 14. Фото подборка «Облака». 15. 16. 17. 18. 19. Цимлянское водохранилище. 20. Озеро Маныч­Гудило. 21. Фото подборка «Моя река». 22. Растения Ростовской области. 23. Животные Ростовской области. 24. Красная книга Ростовской области. 25. Природные ландшафты. 26. Антропогенные ландшафты. Река Дон. Река Малый Несветай. Река Кундрючья. Река Маныч. 27.Основные сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в Ростовской области. Расчет сроков созревания сельскохозяйственных культур. Влаголюбивые культуры. Теплолюбивые культуры. 28. 29. 30. 31. Фото подборка «Сельскохозяйственные растения Дона» 32. 33. Причины возникновения техногенных вод Кошкинского карьера. 34. Экологические проблемы Восточного Донбасса Ростовской области. 35. 36. Кировские очистные сооружения. 37. Фото подборка «Экологические проблемы г. Новошахтинска». Загрязнение р. Малый Несветай в районе Кошкинского карьера. Влияние деятельности человека на природу. Практические работы. Приложение 2 Практическая   работа   №1.  Географическое   положение     Ростовской области и г. Новошахтинска. Оборудование: конкурная карта и атлас Ростовской области, простой и цветные карандаши, линейка. Ход работы. 1. На контурную карту нанести границы Ростовской области. Обозначить соседние территории и города области. 2. Определить координаты крайних точек: а) северная (Верхнедонской район); б) южная (Песчанокопский район); в) западная (Неклиновский район); г) восточная (Заветнинский  район). 3. 4. 5. Определить координаты городов Ростов­на­Дону и Новошахтинск. Определить протяженность территории области с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах. Вывод. Практическая работа №2. Рельеф Ростовской области. Оборудование:  конкурная   и   физическая   карты   Ростовской   области, простой и цветные карандаши, линейка. Ход работы. 1. На контурную карту нанести основные формы рельефа области. 2. На   карте   по   отметкам   высот   определить   максимальную   и   минимальную высоты   области,   определить   их   координаты   и   нанести   на   контурную карту. 3. Вывод. Практическая   работа   №3.  Определение   высоты   и   крутизны   левого берега р. Малый Несветай. Оборудование:  самодельный   нивелир   высотой   1   м,  рулетка,   рейка, планшет, транспортир, тетрадь, простой карандаш, линейка, калькулятор. Ход работы. 1. Инструктаж о проведении работы. 2. С помощью нивелира, рейки и рулетки определить высоту левого берега р. Малый Несветай и расстояние от основания берега до вершины. 3. Построить в масштабе профиль берега. 4. С помощью транспортира измерить крутизну берега. 5. Вывод. Практическая работа №4.  Определение   свойств  минералов  и  горных пород. Оборудование:  3   минерала   и   2   горные   породы,   шкала   Мооса,   10% раствор соляной кислоты, лупа. Ход работы.  1. Определить   свойства   минералов:   цвет,   черта,   твердость,   плотность, блеск, прозрачность, спайность, вскипание, излом. 2. Определить   свойства   горных   пород:   цвет,   происхождение,   структура, текстура. 3. Заполнить таблицу и определить название образцов. Практическая   работа   №5.  Описание   обнажения  горных   пород, слагающих правый берег р. Малый Несветай. Оборудование: горный и туристический компас, геологический молоток, рулетка, лупа, флакончик с 10% раствором соляной кислоты, транспортир, нож перочинный, карандаши простые, мешочки для образцов, этикетки. Ход работы. 1. Инструктаж о проведении работы. 2. Описание погодных условий. 3. Привязка начальной точки. 4. Положение в рельефе, форма, размеры обнажения. 5. Описание слоев горных пород. 6. Замеры элементов залегания: азимут и угол падения. 7. Отбор образцов горных пород и заполнение к ним этикеток. 8. Описание и зарисовка обнажения. Практическая работа №6. Построение геологического разреза. Оборудование: геологическая карта, миллиметровка, простой и цветные карандаши, ластик, линейка, транспортир. Ход работы. 1. Построение топографического профиля по линии разреза АВ. 2. Нанесение на профиль границ слоев горных пород. 3. С помощью транспортира и заданного угла залегания слоев построить геологический разрез. 4. Выделить слои горных пород цветными карандашами. 5. Описать разрез. Практическая работа №7. Наблюдения за погодой. Оборудование: термометр для измерения температуры воздуха, флюгер, простой карандаш, дневник погоды. Ход урока. 1. Измерение температуры воздуха, запись данных в дневник наблюдений. 2. Определение наличия облачности и вида облаков. 3. Определение скорости и направления ветра. 4. Определение типа погоды. 5. Составление прогноза погоды по местным признакам. Практическая работа №8. Описание  погоды по синоптической карте и составление прогноза погоды на ближайшие сутки. Оборудование: синоптическая карта. Ход работы. 1. Описать состояние погоды данного района. 2. Описать перемещение воздушных масс. 3. Составить прогноз погоды на ближайшие сутки. Практическая работа №9. Температурный режим области. Оборудование:  климатическая   карта   Ростовской   области,   данные   по среднемноголетней   температуре   воздуха   по   г.   Ростову­на­Дону,   линейка, простой, красный и синий карандаши. Ход работы. 1. По   данным   климатической   карты   описать   температурный   режим Ростовской области. 2. По   средним   многолетним   данным   построить   график   годового   хода температуры воздуха по г. Ростову­на­Дону. 3. Вывод. Практическая работа №10. Условия увлажнения области. Оборудование:  климатическая   карта   Ростовской   области,   данные   по среднемноголетней сумме осадков по г. Ростову­на­Дону, линейка, простой карандаш. Ход работы. 1. По   данным   климатической   карты   описать   условия   увлажнения Ростовской области. 2. По средним многолетним данным построить диаграмму среднемесячной суммы осадков по г. Ростову­на­Дону. 3. Вывод. Практическая работа №11. Построение розы ветров. Оборудование:  данные   по   среднемноголетней   повторяемости направления ветра по г. Ростову­на­Дону, линейка, простой карандаш. Ход работы. 1. По средним многолетним данным построить розу ветров по г. Ростову­ на­Дону. 2. Объяснить   в   какой   период   года   ветры   приносят   большее   количество осадков. Практическая работа №12. Описание климата г. Новошахтинска. Оборудование:  данные   по   среднемноголетней   температуре   воздуха, среднемноголетней   сумме   осадков   и   среднемноголетней   повторяемости направления ветра по г. Новошахтинску, линейка, простой, красный и синий карандаши. Ход работы. 1. По   средним   многолетним   данным   построить   климатограмму   и   розу ветров по г. Новошахтинску. 2. Описать климат города. Практическая   работа   №13.  Подсчет   суммы   активных   температур воздуха выше 10° и суммы садков за вегетационный период. Оборудование: средние многолетние данные по температуре воздуха и  сумме осадков, калькулятор. Ход работы. 1. Определить   даты   перехода   температуры   воздуха   через   10°   весной   и осенью. 2. Подсчитать продолжительность вегетационного периода. 3. Подсчитать сумму активных температур за вегетационный период. 4. Подсчитать сумму осадков за вегетационный период. 5. Вывод. Практическая работа №14. Внутренние воды Ростовской области. Оборудование: конкурная карта и атлас Ростовской области, простой карандаш. Ход работы. 1. На контурную карту нанести  реки, озера, водохранилища области.  2. Объяснить,   почему   часть   озера   Маныч­Гудило   окрашено   малиновым цветом. 3. Вывод. Практическая работа №15. Расчет основных характеристик реки Дон. Оборудование: физическая карта России, калькулятор, данные  справочника. Ход работы. 1. По физической карте определить высоту истока и устья р. Дон. 2. Из справочника выписать длину реки; ширину, глубину и скорость  течения в районе г. Ростова­на­Дону. 3. Рассчитать уклон и падение реки. 4. Рассчитать средний годовой сток воды в реке. 5. Вывод. Практическая работа №16. Гидрометрические замеры на р. Малый  Несветай и расчет расхода воды в реке. Оборудование: рулетка, мерная линейка, 4 колышка, верёвка, метки,  поплавки, секундомер, компас, планшет, полевой дневник. Ход работы. 1. Инструктаж по проведению работы. 2. Определить направление течения реки. 3. Выбор двух участка в русле реки и установить два створа  (перпендикулярно течению). 4. Расчистить русло от мусора, водорослей и камней. 5. Разбить каждый створ на 9 равных частей (10 точек наблюдений: 2 –  урезы и 8 ­ в русле реки). 6. В каждой точке замерить глубину реки прямым и обратным ходом. 7. Измерить ширину створов. 8. Измерить расстояние между створами. 9. С помощью поплавков измерить скорость течения между створами  (расстояние между створами разделить на среднее время прохождения  поплавков между створами). 10.Рассчитать среднюю площадь сечения створов. 11.Вычислить расход реки. 12.Вывод. Практическая работа №17. Расчет среднемноголетних сроков  созревания сельскохозяйственных культур. Оборудование: данные о средней многолетней температуре воздуха и  сумме температур, необходимой для созревания сельскохозяйственных культур, калькулятор. Ход работы. 1. По средним многолетним данным определить сроки созревания  подсолнечника, посеянного 30 апреля и 10 мая. 2. Рассчитать, вызреет ли подсолнечник, посеянный 10 июня. 3. Вывод. Практическая работа №18. Влияние шахтных вод на качество воды в  реке Малый Несветай. Оборудование:  справочный   материал   о   качестве   воды   в   р.   Малый Несветай выше и ниже сброса шахтных вод, таблица предельно допустимых концентраций для воды рыбохозяйственного назначения, калькулятор. Ход урока. 1. Используя справочный материал и значения ПДК для питьевой воды  рассчитать превышение ПДК по основным загрязнителям воды: натрий +  калий, кальций, сульфаты, карбонаты, железо общее, магний, сухой  остаток и жесткость. Сделать вывод о полученных результатах. 2.

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"

Дополнительная образовательная программа "Природа родного края"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2017