Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Чудеса из бумаги"
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Чудеса из бумаги"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
технология +1
Взрослым
05.04.2018
Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Чудеса из бумаги"
Программа для детей 1 класса по внеурочной работе. Дополнительное образование по изготовлению игрушек и сувениров из бумаги. Простейшие работы, выполнение которых способствует развитию мелкой моторики пальцев рук. Результатом являются хорошие подарки родителям, дедушкам , бабушкам и друзьям. Развитие образного и пространственного мышления.Программа может быть использована педагогами дополнительного образования и учителями начальных классов.
Жукова. Чудеса из бумаги.docx

Отдел по образованию администрации города Заринска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИНЯТО

 протоколом методического

совета МБУ ДО «ЦДТ»

от _____________ №________

УТВЕРЖДЕНО:

приказом  МБУ ДО «ЦДТ»

 

от ________________ №________



 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

технической направленности

 «Чудеса из бумаги»

 

Возраст обучающихся: 6,5 – 7 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель

педагог дополнительного образования

Жукова Татьяна Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Заринск

2016


 

Паспорт программы

 

Тип программы

 

Модифицированная, модульная

Название программы

Чудеса из бумаги

Разработчик программы

Жукова Татьяна Викторовна

Цель программы

создание комфортной среды общения, развитие творческих способностей, творческого по­тенциала каждого обучающегося  для  его саморе­ализации

Задачи программы

-       учить  изготавливать сувениры из бумаги, картона;

-       развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие;

-         воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Сроки реализации

1 год

Возраст обучающихся

6,5 - 7 лет

Перечень основных подпрограмм или модулей

 

Исполнитель (-и) программы

Жукова Татьяна Викторовна

Основное содержание

Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлено на овладение обучающимися элементарными  приемами ручной работы.

Технологии обучения в объединении:

- технология развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- здоровьесберегающие  технологии;

- информационные технологии.

Ожидаемые результаты

-     овладеть практическими навыками и приёма­ми художественной обработки бумаги;

-     уметь планировать выполнение инди­видуальных творческих работ;

-     работать аккуратно, бережно, опираясь на правила техники безопас­ности.

-     уметь четко работать с ножницами, линейкой;

-     уметь самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами, бумагопластики.

-     стараться эстетично оформить творчес­кую работу;

-     уметь продуктивно сотрудничать в процессе творчества с педагогом, сверстниками.

Мониторинг результатов усвоения программы

Проводиться входящий, итоговый контроль в форме практических контрольных заданий, чтобы проследить «рост» и усвоение тем обучающимися.

 

 

 

 

 

 

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

 

1.1. Пояснительная записка

 

Программа разработана на основе:

·         Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3;   

·         Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года;
  • Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
  • Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 04.02.2011 г., регистрационный номер 19707), № 2357 (утверждены приказом Минобрнауки России от 22.09.2011 г.);
  • Письма Управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи 11.11.2011 № 10797 «Об организации внеурочной деятельности ФГОС»;
  • Постановления Главного государственного врача Российской Федерации от 03 апреля 2003 г. № 27 СаНПин 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования»;
  • Примерной программы воспитания и социализации обучающихся;
  • Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности;
  • Приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006  № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
  • Устава МБОУ ДОД «ЦДТ» города  Заринска.
  • Базисной программы по внеурочной деятельности начального образования муниципальной бюджетной образовательной школы №7 города Заринска;
  • Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Распоряжение правительства и от 15 мая 2013 г. № 792-р.

 

Решение задач воспитания и социализации обучающихся в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования нового поколения. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.  Главное – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Актуальность данной программы обусловливается:

- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их родителей;

- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие;

- необходимостью решения проблемы  развития детского творчества, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Педагогическая целесообразность объясняется тем, что главное не механический труд ради упражнения рук, не изготовление отдельных занимательных поделок, а формирование высокого интеллекта и духовности через мастерство.

Цель  будет достигнута  при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом деятельности является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу -  и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Сегодня следует максимально использовать ресурсы системы дополнительного образования детей. В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования необходимость взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей приобретает особую значимость и продиктована общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в учебное и свободное время.

Реализация программы будет способствовать:

- овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной и др.), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

- формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Программа «Чудеса из бумаги» вводит детей в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование и моделирование из бумаги, даёт возможность поверить в себя, в свои способности. Образовательная программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей,  образного, конструктивного, нестандартного и аналитического мышления, воображения и зрительной памяти, то есть происходит разностороннее развитие личности, проявляются творческая индивидуальность, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями. Это вооружает ребёнка, будущего взрослого гражданина, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать её  в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя на отношения с людьми, с окружающим миром.

Однако успешная реализация программы возможна лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями, и будут получать удовлетворение от неё.

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!.

Основная идея программы - содействие развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере коллективного совместного творчества педагога и обучающегося, и организации самостоятельной творческой деятельности посредством использование различных  форм проведения занятий. 

Программа углубляет эстетические, трудовые, политехнические знания обучающихся, формирует ряд специальных навыков культуры труда, пробуждает интерес к самостоятельному творчеству; приобщает детей к техническому творчеству и декоративно-прикладному искусству. На занятиях дети осваивают не только тайны бумажного листа и нетрадиционных материалов, но и находят новые оригинальные соединения разных видов деятельности с современным пластичным преобразованием творческой идеи.

С одной стороны, программа является дополнением курса «Технология» общеобразовательной школы, но в школьной программе охвачен широкий круг изучаемых вопросов, основанием выделения которых являются принципы политехнизации и ступенчатости освоения. В программе «Чудеса из бумаги» предусмотрена работа в узких направлениях деятельности, способствующих  развития технического и декоративно-прикладного творчества младших школьников.

Новизна программы состоит в том, что участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. обучающийся получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних), а на основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, скульптора.

Программа «Чудеса из бумаги» разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на основе авторской программы «Художественное творчество» Просняковой Татьяны Николаевны, рабочей программы «Тенхнология» авторов: Н.И. Роговцева и С.В. Анащенкова и примерной программы внеурочной деятельности научно-технического направления (начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования).

Занимаясь по данной программе, обучающийся получит возможность открыть для себя волшебный мир листа бумаги, овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой.

            Принципы построения образовательного процесса

При составлении образовательной программы в основу положены принципы:

·           Системности, доступности, наглядности, связи теории с практикой, природосообразности ребёнка, действующие на основе подходов, существующих в образовательном процессе.

·           Личностно-ориентированного и развивающего обучения.

·           Дифференциации и индивидуализации.

Создание условий для освоения знаний оптимальным для каждого ребёнка способом. Индивидуальное планирование учебного процесса

-    Воспитывающего обучения.

В процессе образовательной  деятельности развиваются личностные качества ребёнка, проводится работа с коллективом.

-    Интеграции.

Заключается во взаимодействии нескольких видов деятельности и предметов.

-    Гуманизации.

Принятие ребёнка таковым, какой он есть,  создание и гуманизация  пространства детства. Формирование  позитивных отношений между субъектами образовательного процесса.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 класс – 6,5 – 8 лет

 Характеристика возрастных особенностей обучающихся:

Младший школьный возраст достаточно ровный гармоничный период (по сравнению с подростковым).

Младший школьный возраст является сенситивным (чувствительным) для:

-  формирования мотива учения;

-   формирования устойчивых познавательных потребностей;

-   развития продуктивных приёмов и навыков учебной работы - умение учиться;

-   раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

-   развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

-   становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

-   усвоения социальных норм и нравственного развития;

-   развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Если ребёнку удаётся решить эти задачи меньше проблем на следующей стадии (подростковой).

Ведущая деятельность - учебная. Учебная деятельность стимулирует  развитие физиологических процессов, на непосредственное восприятие окружающего мира. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия. Они с живым любопытством воспринимают окружающую среду, и с каждым днем раскрывают все новые и новые стороны.

В этом возрасте происходит первое пробуждение сознания познавательной ценности понятия. Происходит  функциональное совершенствование мозга. Процесс  торможения становится все более сильным, но преобладает процесс возбуждения.

Наиболее характерная черта обучающихся – это особенности восприятия. Восприятие на этом уровне  психологического развития,  связанно  с практической деятельностью ребенка.

Воспринимать предмет, значит что-то делать, что- то  изменить в нем, произвести какие- либо действия.  Характерная особенность – это ярко-выраженная эмоциональность восприятия. От первого по четвёртый класс дети всё чаще прибегают к логическому запоминанию. Воображение - без него невозможно успешное усвоение материала. Развивается воссоздающее воображение, связанное с увеличением опыта и творческое воображение. Бывает, возникает фантазирование (возможно, как желание повысить свою значимость перед сверстниками). В процессе общения развиваются социальные эмоции: самолюбие, которое выражается в стремлении к самоутверждению. Также в процессе межличностного общения формируется чувство ответственности и эмпатии, чувство доверия к взрослым и детям. Образуется целая система межличностных отношений.

Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Семиделкин» 3 года. (420 часов): 1год – 144  часа, 2 год – 144  часа, 3 год – 144 часа.

-   Форма обучения - очная

-    Режим занятий.

Режим занятий учитывает санитарно-эпидемиологические требования. Каждое занятие в группах проводятся один раза в неделю в соответствии с регламентацией образовательного процесса.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы «Чудеса из бумаги» – создание комфортной среды общения, развитие личностного и  творческого потенциала обучающегося посредством декоративно-прикладной, технической  деятельности, основанной на использование различных технологий обработки бумаги.

Задачи

Личностные:

-  воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российс­кий народ и историю России;

-  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие моти­вов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступ­ки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз­ных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-  формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные:

-  овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления;

-  освоение способов решения проблем творческого и поискового харак­тера;

-  формирование умений планировать, контролировать и оценивать учеб­ные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реали­зации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-  использование знаково-символических средств представления инфор­мации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем реше­ния учебных и практических задач;

-  готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возмож­ность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку собы­тий;

-  овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями, от­ражающими существенные связи и отношения между объектами и процес­сами.

Образовательные (предметные):

-  получение первоначальных представлений о созидательном и нрав­ственном значении труда в жизни человека и общества;

-  приобретение навыков самообслуживания, овладение технологически­ми приёмами ручной обработки бумаги, освоение правил техники безо­пасности;

-  использование приобретённых знаний и умений для творческого ре­шения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизай­нерских), технологических и организационных задач;

-  приобретение первоначальных знаний о правилах создания предмет­ной и информационной среды и умения применять их для выполнения учеб­но-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Содержание программы

 

Учебно-тематический план

 

блока

№ занятия

Название блока, темы занятия

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего часов

теория

практика

 

 

1.   Вводное занятие.

 Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности, правила дорожного движения. Знакомство с уставом  учреждения, правилами поведения на занятии.

1

0,2

0,8

практическая работа в альбоме

 

2.       Учись рисовать и раскрашивать.

4

1

3

 

 

 

2.1. Изображение и фантазия. Рисуем фантастическое животное.

1

 

 

самост.

работа в альбоме

 

 

2.2.  Плоскостное изображение. «Подарки осени».

1

 

 

практическая  работа в альбоме

 

 

2.3. Кляксография с трубочкой

1

 

 

самост.

работа в альбоме

 

 

2.4.Азбука рисования

1

 

 

самост.

работа в альбоме

 

3.      Аппликация и моделирование

18

4,5

13,5

 

 

 

3.1.Одноцветная аппликация.

Работа по трафарету, способы скрепления деталей.

1

 

 

самост.

 работа в альбоме

 

 

3.2. Многоцветная аппликация: простая.

1

 

 

самост.

 работа в альбоме

 

 

3.3. Вырезание и наклеивание многоцветной аппликации.

1

 

 

самост.

работа в альбоме

 

 

3.4.Аппликация путём вырезание из изображения части и подклеивание под неё подкладки.

1

 

 

самост.

работа в альбоме

 

 

3.5.  Полуобъемная аппликация.

1

 

 

практическая  работа

 

 

3.6. Работа с гофрированной бумагой. (торцевание)

1

 

 

практическая  работа

 

 

3.7. Секреты бумажного творчества.

 

1

 

 

практическая  работа

 

 

3.8.  Симметричное вырезание из бумаги.

2

 

 

самост.

работа в альбоме

 

 

3.9. Вырезание и наклеивание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги по трафарету.

1

 

 

практическая  работа

 

 

3.10. Вырезание силуэтное

1

 

 

практическая  работа

 

 

3.11.       Мозаика из бумаги.

2

 

 

самост.

работа в альбоме

 

 

3.12.       Мозаика, выполненная из отдельно вырезанных  разноцветных мелких фигурок.

1

 

 

самост.

работа в альбоме

 

 

3.13.   Плетение из бумаги.

1

 

 

самост.

работа в альбоме

 

 

3.14.    Аппликация из деталей квиллинга. 

1

 

 

самостоят.

работа в альбоме

 

 

3.15.       Обрывная аппликация

1

 

 

практическая

работа

 

 

3.16.       Чудесные превращения бумажного листа.

1

 

 

практическая

работа

 

4. Оригами.

8

2

6

 

 

 

4.1. Знакомство с оригами. Базовые формы.

1

 

 

практическая

работа

 

 

4.2.  Оригами простое и из цветной бумаги.

1

 

 

практическая

работа

 

 

4.3. Композиции из одной или нескольких фигурок.

1

 

 

практическая

работа

 

 

4.4. Модуль в оригами. Конструируем из модулей.

1

 

 

самост.

работа

 

 

4.5. Складываем из прямоугольника.

1

 

 

практическая

работа

 

 

4.6. Оригами с элементами аппликации.

1

 

 

самост.

работа в альбоме

 

 

4.7. Айрис – фолдинг.

2

 

 

практическая

работа

 

5.  Заключительное занятие.

1

1

 

 

 

 

5.1. Итоги учебного года.

 

 

 

самост.

работа в альбоме

 

6. Резервные часы

 

4

 

4

 

 

 

всего

36

7,7

28,3

 

 


 

Содержание учебного плана 1 года обучения.

 

1.         Вводное занятие.

Теория: Введение в образовательную программу. Беседа по правилам техники безопасности на занятиях и в объединении, учреждении. Правила пожарной безопасности. Правила действия в экстремальных ситуациях. Инструменты для работы, их назначение и правильное применение. Правила безопасности при работе с ножницами и другими колющими и режущими предметами. Правила умелых ручек. Знакомство с Уставом МБУ ДО «Центр детского творчества». Правила пешеходов.

Практика. Игра “Давайте познакомимся”. Загадки. Организация  своего  рабочего места. Игра “Дорисуй зверушку”.

Форма контроля: практическая работа

2.     Учись рисовать и раскрашивать

Теория:  Что такое рисунок? Виды пейзажа. Дорисовка пейзажа по собственному замыслу. Арифметика красок. Как складываются цвета. Особенности палитры. Раскрашивание готовых картинок.

Средства выразительности: фактура, цвет,пятно.

Практика: Рисование фантастического животного по воображению. Рисование по образцу. Копирование изображения по клеткам с последующим раскрашиванием. / Аквариум, динозавры, портреты любимых героев…/. Способ получения изображения:

Форма контроля: самостоятельная работа, практическая работа

3.    Аппликация и моделирование

Теория: Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Понятие аппликации. Виды аппликации и разнообразие приемов выполнения аппликации. Ознакомление с предметной аппликацией, сюжетно-тематической и декоративной аппликациями. Что такое симметрия? Что такое асимметрия?  Симметрично расположенные элементы в композиции. Небольшое отступление от симметрии (асимметрия) передаёт движение Ознакомление с симметричным вырезанием фигур, вырезанием плоских геометрических фигур и предметов простой и сложной формы, с силуэтным вырезанием фигур из бумаги. Простейшие геометрические фигуры: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб.

Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги, вырезания геометрических фигур из простого листа бумаги и по трафарету. Предметная аппликация. Одноцветная аппликация. Вырезание предметов по шаблону. Любуемся природой, учимся у природы. Многоцветная аппликация. Что такое мозаика? Способы изготовления мозаики из бумаги. Мозаика из геометрических фигур.

Практика: Создание плоскостных аппликативных композиций на разные темы. Изготовление аппликаций по образцу.  Создание авторских аппликативных открыток из бумаги. Вырезание и наклеивание на основу изображений симметричного строения из одноцветной бумаги. / Жук, бабочка…/. Вырезание листьев простой и сложной формы, прямых и изогнутых веток. Вырезание веток. /Волшебный лес…/. Вырезание и наклеивание на основу многоцветной аппликации. / Грибы, цветы, ягоды, фрукты, овощи…/. Вырезание из изображения части и подклеивание под неё подкладки. /. Настурция, тюльпан…/. Придумывание картинок с элементами расположенными симметрично, асимметрично.

Форма контроля: самостоятельная работа, практическая работа

4.5. Оригами

Теория: Основные правила работы с бумагой, правила разметки листа. Приборы и инструменты, используемые при работе. Основные технологические этапы изготовления бумаги. Материалы для оригами. Виды и техники оригами: простое  оригами, развёртка мокрое складывание, киригами. Условные знаки, принятые в оригами. Используемые термины, базовые формы. Знакомство с разными видами бумаги и их свойством. Знакомство с искусством складывания из бумаги – оригами. Условные обозначения, принятые в оригами, основные приёмы складывания. Используемые Искусство оригами и волшебные секреты, термины, базовые формы. Айрис-фолдинг – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники. Зародилась она в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги. В настоящее время для работы в данной технике  используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и  ленты. Сегодня такую технику  применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т.д.

Практика: Весёлые мордашки./ Лисенок, собачка, котик, бычок…/.складывание базовых форм /Треугольник, воздушный змей…/. Бумажный конструктор из базовых форм./ Человек, тюльпан, краб…/. Изготовление открыток с элементами в техники айрис-фолдинг

Форма контроля: самостоятельная работа.

5. Заключительное занятие.

5.1. Итоги учебного года.

Теория: Подведение итогов работы за год. Подготовка поделок к итоговой выставке. Итоговая аттестация воспитанников. Рекомендации по работе во время летних каникул: самостоятельное изготовление поделок. Перспективы работы в следующем учебном году.

Практика: Игры с конструкторами.

Форма контроля: Итоговые тестирование.

6. Резервные часы

1.4. Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

·      широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·      внутренняя позиция на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; 

·      устойчивый интерес к новым способам познания;

·      адекватное понимание  причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·      принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

·      планировать свои действия;

·      осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

·      адекватно воспринимать оценку педагога;

·      различать способ и результат действия;

·      вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Обучающийся получит возможность научиться:

·      проявлять познавательную инициативу;

·      самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в незнакомом материале;

·      преобразовывать практическую задачу в познавательную;

·      самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся сможет:

·      допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

·      учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

·      формулировать собственное мнение и позицию;

·      договариваться, приходить к общему решению;

·      соблюдать корректность в высказываниях;

·      задавать вопросы по существу;

·      использовать речь для регуляции своего действия;

·      контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

·      учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

·      с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·      владеть монологической и диалогической формой речи.

·      осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·      осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;

·      использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; 

·      анализировать объекты, выделять главное;

·      осуществлять синтез (целое из частей);

·      обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

·      устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:  

·      использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:

·      Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

·      Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

·      Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки бумаги;

·      Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

·      Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

·      Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

·      Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

·      Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своей комнаты;

·      Сформировать систему универсальных учебных действий;

·      Сформировать навыки работы с информацией.

Предметными результатами работы по программе «Чудеса из бумаги»  являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Итоги реализации программы могут быть представлены посредством

·      презентации проектов;

·      выставки детских работ;

·      вручения подарков ветеранам, педагогам, дошкольникам.

Личностные результаты

1.   Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российс­кий народ и историю России.

2.   Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.   Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.   Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие моти­вов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5.   Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступ­ки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6.   Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7.   Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз­ных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8.   Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1.   Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

2.   Освоение способов решения проблем творческого и поискового харак­тера.

3.   Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учеб­ные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реали­зации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.   Использование знаково-символических средств представления инфор­мации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем реше­ния учебных и практических задач.

5.   Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возмож­ность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку собы­тий.

6.   Овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями, от­ражающими существенные связи и отношения между объектами и процес­сами.

Предметные результаты

1.   Получение первоначальных представлений о созидательном и нрав­ственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

2.   Формирование первоначальных представлений о материальной культу­ре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

3.   Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологически­ми приёмами ручной обработки бумаги, освоение правил техники безо­пасности.

4.   Использование приобретённых знаний и умений для творческого ре­шения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизай­нерских), технологических и организационных задач.

5.   Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предмет­ной и информационной среды и умения применять их для выполнения учеб­но-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

В конце учебного года дети должны овладеть:

–   практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги;

–   уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;

–   работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности.

Уметь:

–   четко работать с инструментами;

–   читать схемы выполнения фигур в технике оригами, бумагопластики,

–   самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами, бумагопластики,

–   эстетично оформить творческую работу;

–   проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ.


Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

 

Календарно-учебный график на 2016-2017 учебный год

Календарный учебный график

Для 2016-2017 года начало учебного года – 01 сентября. Начало учебных занятий – 15 сентября. В период до начала учебных занятий педагогические работники осуществляют методическую и организационную работу, связанную с комплектованием групп. Окончание учебного года – 31 мая. Продолжительность учебного года – 36 недель. Для каждой группы календарный учебный график представлен в п.2.1.

Год обучения

1 полугодие

Количество учебных недель

Зимние праздники

2 полугодие

Количество учебных недель

Летние каникулы

Всего учебных недель

1

 

21.09 – 30.12

15

30.12 – 08.01

09.01 – 31.05

21

01.06 - 31.08

36

 

2.1. Календарный учебный график обучения (группа 1,2; среда)

 

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.   Вводное занятие – 1 час.

1

сентябрь

21

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

1.1. Вводное занятие.

Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности, ПДД. Знакомство с уставом учреждения, правилими поведения на занятиях.

СОШ  № 7

практическая работа в альбоме

 

Учись рисовать и раскрашивать. – 4 часа

2

 

28

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

2.1. Изображение и фантазия. Рисуем фантастическое животное.

СОШ  № 7

самост.

работа в альбоме

3

октябрь

05

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

2.2.  Плоскостное изображение. «Подарки осени».

СОШ  № 7

практическая работа в альбоме

4

 

12

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

2.3. Кляксография с трубочкой

СОШ  № 7

самостоятельная работа в альбоме

5

октябрь

19

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

2.4.Азбука рисования

СОШ  № 7

самост.

работа в альбоме

 

Аппликация и моделирование – 18 часов

 

 

6

 

26

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

3.1.Одноцветная аппликация.

Работа по трафарету, способы скрепления деталей.

СОШ  № 7

текущий,

самост.

 работа в альбоме

7

ноябрь

02

1150-1220

1230-1300

практическая

 

6. Мастер-класс «Осенняя мозаика»

каб. № 210

 

8

 

09

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами,

1

3.2.Многоцветная аппликация: простая.

СОШ  № 7

самост.

 работа в альбоме

9

 

19

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

3.3.Вырезание и наклеивание многоцветной аппликации.

СОШ  № 7

самост.

работа в альбоме

10

 

16

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

3.4.Аппликация путём вырезание из изображения части и подклеивание под неё подкладки.

СОШ  № 7

самост.

работа в альбоме

11

 

 

 

 

23

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

3.5.  Полуобъемная аппликация.

СОШ  № 7

практич. работа

12

 

 

30

 

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

3.6. Работа с гофрированной бумагой. (торцевание)

СОШ  № 7

практич. работа

13

 

декабрь

07

 

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

 

 

3.7. Секреты бумажного творчества.

 

СОШ  № 7

практич. работа

1415

 

14

21

1150-1220

1230-1300

практическая

2

3.8.  Симметричное вырезание из бумаги.

СОШ  № 7

выставка

16

 

 

28

 

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

3.9. Вырезание и наклеивание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги по трафарету.

СОШ  № 7

практич. работа

17

 

январь

 

11

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

 

 

3.10. Вырезание силуэтное

СОШ  № 7

выставка

18

 

 

18

25

 

 

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

2

3.11.       Мозаика из бумаги.

СОШ  № 7

самост.

работа в альбоме

19

февраль

01

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

 

3.12.       Мозаика, выполненная из отдельно вырезанных  разноцветных мелких фигурок.

СОШ  № 7

самост.

работа в альбоме

20

 

 

 

 

08

 

1150-1220

1230-1300

практическая

1

 

 

3.13.   Плетение из бумаги.

СОШ  № 7

самост.

работа в альбоме

21

 

 

15

 

1150-1220

1230-1300

практическая

1

6. Мастер-класс «Зимняя мозаика»

каб. № 210

 

22

 

 

22

 

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

3.14.    Аппликация из деталей квиллинга. 

СОШ  № 7

самост.

работа в альбоме

23

 

март

 

01

 

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

3.15.       Обрывная аппликация

СОШ  № 7

самост.

работа в альбоме

24

 

 

08

1150-1220

1230-1300

 

1

Резервные часы. Праздничный день

 

 

 

25

 

 

15

 

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

3.16.       Чудесные превращения бумажного листа.

СОШ  № 7

самост.

работа в альбоме

 

 

4.         Оригами – 8 часов

 

 

26

 

 

 

22

 

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

4.1. Знакомство с оригами. Базовые формы.

СОШ  № 7

самост.

работа в альбоме

27

 

 

29

1150-1220

1230-1300

практическая

1

6. Мастер-класс «Весенняя мозаика»

каб. № 210

 

 

28

 

апрель

05

 

 

 

беседа с игровыми моментами,

1

4.2.  Оригами простое и из цветной бумаги.

СОШ  № 7

самост.

работа в альбоме

29

 

12

 

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

4.3. Композиции из одной или нескольких фигурок.

СОШ  № 7

самост.

работа

30

 

19

 

 

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

 

4.4. Модуль в оригами. Конструируем из модулей.

СОШ  № 7

самост.

работа в альбоме

31

 

 

26

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами, практическая

1

4.5. Складываем из прямоугольника.

СОШ  № 7

 

32

май

03

1150-1220

1230-1300

практическая

1

 

 

4.6. Оригами с элементами аппликации.

СОШ  № 7

самост.

работа в альбоме

3334

 

10

17

1150-1220

1230-1300

практическая

2

 

 

4.7. Айрис – фолдинг.

СОШ  № 7

самост.

работа в альбоме

 

5.         Заключительное занятие – 1 час

 

 

35

 

24

1150-1220

1230-1300

беседа с игровыми моментами

1

5.1. Итоги учебного года.

СОШ  № 7

самост.

работа в альбоме

36

6.Резервные часы -1 час

 

 


2.2. Условия реализации программы

Для плодотворного функционирования  творческого объединения по программе «Чудеса из бумаги» в первую очередь необходимо помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям. Оборудование кабинета должно включать в себя набор учебной мебели: столы, стулья, шкафы, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий. Рабочее место каждого ребёнка должно быть в меру просторным, всё необходимое для занятий должно быть под  рукой.

Для лучшего и прочного усвоения детьми учебного материала важную роль играет использование дидактического материала и наглядных пособий. Использование наглядных пособий позволяет включить зрительное восприятие ребёнка, способствует более прочному усвоению материала, развитию творческого воображения. При этом данная программа разработана с учетом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современное отечественное дополнительное образование, и предполагает, что ее содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы.

Схемы сборки моделей технических объектов.

Шаблоны.

Чертежи.

Образцы изделий.

Для   результативной   работы    творческого объединения  необходим   определённый   набор инструментов и материалов:

Инструменты

Материалы

канцелярский нож

цветной картон

ножницы

цветная бумага

стиплер

ватман

дырокол

клей ПВА, «Титан», жидкие гвозди, обойный клей

шило

скотч, молярный скотч

карандаш простой

гуашевые краски

ластик

гофрированная бумага, картон

линейка

подрезная доска

кисть для клея, красок, лака

 

Фигурные дыроколы

 

Карандаши цветные

 

Фломастеры

 

 

2.3. Формы аттестации

Реализация программы в полном объеме невозможна без диагностического контроля.

Проводятся следующие виды контроля:

• входной

• текущий (по итогам прохождения тем, блоков)

• итоговый.

Проводиться входящий, промежуточный и итоговый контроль в форме практических контрольных заданий, чтобы проследить «рост» и усвоение тем обучающимися.

Определение уровня освоения обучающимися образовательных программ (высокий, средний или низкий) предлагается в следующем примере.

Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка (см. таб.1).

Таблица 1

Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.

 

Параметры

Критерии

Образовательные результаты

Освоение детьми содержания образования

1. Разнообразие умений и навыков.

2. Глубина и широта знаний по предмету.

Детские практические и творческие достижения.

3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.

4. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб).

5. Развитие общих познавательных способностей (сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание).

Эффективность воспитательных воздействий

1. Культура поведения ребенка.

2. Характер отношений в коллективе.

Социально-педаго­гические результаты

1. Забота о здоровье.

 

 

Мониторинг образовательных результатов

1.         Разнообразие умений и навыков

Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).

Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.

Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.

2.         Глубина и широта знаний по предмету

Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.

Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.

Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

3.         Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.

Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

4.         Разнообразие творческих достижений

Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.

Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.

Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.

5.         Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики

Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.

Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.

Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.

Форма фиксации образовательных результатов (см. таб. 2).

 

Таблица 2

Образовательные результаты

 

Ф.И. возраст

Стартовый

сентябрь октябрь ноябрь

Промежуточный

декабрь январь февраль

Итоговый

март апрель май

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результативность участия обучающихся в конкурсах (или конференциях, или соревнованиях, или всё вместе) (заполнять в течение года)

 

п/п

Статус конкурса

 

Название конкурса

Ф.И. участника

 

Результат

 

 

 

 

 

 

2.4. Оценочные материалы

Оценка результатов образовательной деятельности

 

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ обучающихся. Результативность развития художественного мышления обучающихся оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

 Все виды оценочных мероприятий предусматривают совместно с учащимися анализ, обсуждение и выработку решений для реализации, что является важным в процессе дальнейшего выбора направления технического творчества обучающихся.

2.5. Методические материалы

Программа «Чудеса из бумаги» разработана на основе образовательной программы дополнительного образования детей «Творческая мастерская», курс «Семиделкин» для занятий с обучающимися 1-2 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, образовательных программ дополнительного образования детей:

1.    Лепилина Е.И. «Мир бумаги»;

2.    Котова Н.А. «Начальное моделировние»;

3.    Проснякова Т.Н. «Художественное творчесво»;

4.    Роговцева Н.И., Анащенко С.В. «Технология» 1-4 классы

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.

Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

Для реализации успешной работы обучающимся необходимы следующие инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули.

Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, акварель.

Наглядные пособия:

–   стенды (Правила техники безопасности; Коллекция бумаги и др.);

–   работы воспитанников;

–   демонстрационные работы и образцы;

–   схемы (базовые формы оригами, швы оригами, цветовая карта, схема сочетания цветов, геометрические фигуры);

–   Видео-, аудио материалы:

–   классические музыкальные произведения (П.И. Чайковский, М.И. Глинка и др.);

–   детские музыкальные произведения (песни);

–   презинтации из методической коллекции (темы «Оригами», «Материал — бумага», «Волшебные ножницы», «Аппликация»).

Дидактические материалы:

–   игры на знакомство: «Снежный ком», «Имена»; игра «Найди ошибку», «Ты придумай сам» и др.;

–   викторина «Я сделал так», «Инструменты и материалы», «Зимние загадки» и др.;

–   развивающие игры: «Танграмм», «Колумбово яйцо», «Разминаем пальчики»;

–   ребусы, загадки, шарады.

При реализации программы используются различные формы обучения.

Занятия включают в себя систему  дидактических  заданий, игр и игровых  упражнений, теоретическую часть, физкультминутки,  что способствует развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.

Форму занятий можно определить как творческую, самостоятельную деятельность обучающихся.

В работе используются различные методы и приемы:

одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск обучающимися средствами выразительности);

метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов, образцов);

словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);

эвристический (развитие находчивости и активности);

частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и обучающегося в едином творческом процессе);

сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение).

В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги, картона с использованием разнообразных техник (оригами, моделирование и конструирование, мозаика, аппликация). Программа «Чудеса из бумаги» предлагает развитие обучающегося в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.


 

2.6. Список литературы

Нормативно-правовая  база, на основе которой разработана программа:

·      Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·             Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»;

·             Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы»;

·      Постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 № 617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012 – 2017 годы»;

·             Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

·      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

·      Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;

·      Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191-0139/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»;

·      Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 г. №41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г., рег. № 33660);

·      Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

·      Распоряжение Правительства Российской Федерации  от 24.04.2015 г. № 279-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п. 12, 17, 21);

·      Распоряжение Администрации Алтайского края об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года и Плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года № 267-р от 22.09.2015;

·      Приказ Администрации Алтайского края от 19.03.2015 г. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ;

·      Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» города Заринска от 23.09.2015;

·      Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 Н 09-3242).

·      Программы «Начальное техническое моделирование с элементами художественного моделирования» А.П.Журавлёвой, одобренной  Министерством образования СССР 1982 году.


Список литературы для педагога

1.  Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.

2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.

3.  Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.

4.  Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987.

5.  Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1999.

6.  Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.

7.  Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.

8.  Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. — М.: Просвещение, 1985.

9.  Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.

10.    Игры и развлечения: Книга 3. — М.: «Молодая гвардия», 1992.

11.    Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.

12.    Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.

13.    Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. — Ярославль: «Академия развития», 1997.

14.    Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.

15.    Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.

16.    Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.

17.    Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.

18.    Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.

19.    Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. — М.: «Просвещение», 1978.

20.    Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. — М.: ООО фирма «Издательство АСТ», 1998.

21.    Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.

22.    Новотворцева Н.В. Дидактические материалы по развитию речи у дошкольников и младших школьников. — Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994.

23.    Павлов А.П. Загадки. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993.

24.    Хелен Блисс.Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Бриловой Л.Ю.  — Санкт-Петербург: «Норинт», 2000.

25.    Цейтлин Н.Е. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах. — М.: «Просвещение», 1980.

26.  Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. — Ярославль: «Академия развития», 1997

 

Список литературы  для обучающихся

1.  Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, — М.: Рольф Аким, 1999.

2.  Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987.

3.  Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.

4.  Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.

5.  Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.

6.  Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001.

7.  Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М., ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

8.  Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, — Ярославль Академия развития, 2001


 

Скачано с www.znanio.ru

Отдел по образованию администрации города

Отдел по образованию администрации города

Паспорт программы Тип программы

Паспорт программы Тип программы

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1

Педагогическая целесообразность объясняется тем, что главное не механический труд ради упражнения рук, не изготовление отдельных занимательных поделок, а формирование высокого интеллекта и духовности через мастерство

Педагогическая целесообразность объясняется тем, что главное не механический труд ради упражнения рук, не изготовление отдельных занимательных поделок, а формирование высокого интеллекта и духовности через мастерство

Основная идея программы - содействие развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере коллективного совместного творчества педагога и обучающегося, и организации самостоятельной творческой деятельности посредством…

Основная идея программы - содействие развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере коллективного совместного творчества педагога и обучающегося, и организации самостоятельной творческой деятельности посредством…

Принятие ребёнка таковым, какой он есть, создание и гуманизация пространства детства

Принятие ребёнка таковым, какой он есть, создание и гуманизация пространства детства

Задачи – Личностные: - воспитание патриотизма, чувства гордости за свою

Задачи – Личностные: - воспитание патриотизма, чувства гордости за свою

Содержание программы Учебно-тематический план № блока № занятия

Содержание программы Учебно-тематический план № блока № занятия

Вырезание и наклеивание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги по трафарету

Вырезание и наклеивание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги по трафарету

Содержание учебного плана 1 года обучения

Содержание учебного плана 1 года обучения

Условные обозначения, принятые в оригами, основные приёмы складывания

Условные обозначения, принятые в оригами, основные приёмы складывания

Обучающийся получит возможность научиться: · учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; · с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию…

Обучающийся получит возможность научиться: · учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; · с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию…

Итоги реализации программы могут быть представлены посредством · презентации проектов; · выставки детских работ; · вручения подарков ветеранам, педагогам, дошкольникам

Итоги реализации программы могут быть представлены посредством · презентации проектов; · выставки детских работ; · вручения подарков ветеранам, педагогам, дошкольникам

В конце учебного года дети должны овладеть: – практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги; – уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ; –…

В конце учебного года дети должны овладеть: – практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги; – уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ; –…

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

Плоскостное изображение. «Подарки осени»

Плоскостное изображение. «Подарки осени»

Работа с гофрированной бумагой

Работа с гофрированной бумагой

Обрывная аппликация . СОШ № 7 самост

Обрывная аппликация . СОШ № 7 самост

Оригами с элементами аппликации

Оригами с элементами аппликации

Условия реализации программы

Условия реализации программы

Параметры Критерии

Параметры Критерии

Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное

Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное

Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов

Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов

В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги, картона с использованием разнообразных техник (оригами, моделирование и конструирование, мозаика, аппликация)

В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги, картона с использованием разнообразных техник (оригами, моделирование и конструирование, мозаика, аппликация)

Программы «Начальное техническое моделирование с элементами художественного моделирования»

Программы «Начальное техническое моделирование с элементами художественного моделирования»

Список литературы для педагога 1

Список литературы для педагога 1

Лебедева Н. Детская энциклопедия животных:

Лебедева Н. Детская энциклопедия животных:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2018