Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"
Оценка 4.9

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
математика +1
Взрослым
05.04.2018
Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"
Программа для детей - инвалидов с ДЦП. Программа помогает ребёнку освоить школьный курс математики в игровой форме. В основном у меня занимаются дети, обучающиеся надомно или дистанционно и им не хватает непосредственного контакта со сверстниками и педагогом, что и программа старается восполнить.
Жукова. Мир равных возможностей. Весёлая математика.docx
Отдел по образованию администрации города Заринска Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Центр детского творчества»  ПРИНЯТО  протоколом методического  совета МБУ ДО «ЦДТ» от _____________ №________ УТВЕРЖДЕНО: приказом  МБУ ДО «ЦДТ»  от ________________ №________ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) социально­педагогической направленности  Мир равных возможностей. Весёлая математика для детей с ограниченными возможностями здоровья Возраст обучающихся: 6  – 10 лет Срок реализации: 3 года Автор­составитель педагог дополнительного образования Жукова Татьяна Викторовна г. Заринск  2016 Тип программы  Название программы Разработчик программы Цель программы Задачи программы Сроки реализации Возраст обучающихся Исполнитель (­и)  программы Основное содержание Ожидаемые результаты Паспорт программы Образовательная, модифицированная «Весёлая математика» для детей с ограниченными возможностями здоровья Жукова Татьяна Викторовна развитие   математических способностей каждого обучающегося, подготовка к усвоению математических знаний в школе - воспитывать личностные качества ребёнка, самостоятельность, активность; - повысить интерес учащихся к обучению в школе; обеспечить переход   от   наиболее   низких   уровней   развития   математических способностей, к наиболее высоким уровням; - формировать систему математических знаний;   - развивать   воображение, внимание, вариативность мышления. 3 года 6 ­10 лет Педагог дополнительного образования  Жукова Татьяна Викторовна Развитие математических способностей ребёнка,   подготовка к  усвоению математических знаний в школе Основные характеристики выпускника: ­ коммуникативная культура ­  способен учиться самостоятельно и в коллективе сверстников; ­   мотивационно­личностная   сфера   –     имеет   высокий   уровень мотивационной готовности к обучению по математике в школе;   творческие   способности   к   математике, - учебная деятельность – владеет элементарными математическими знаниями;   - способен  выполнить тестовые задания по математике. Мониторинг   результатов усвоения программы Система   показателей   и     индикаторов   результативности   по усвоению   пройденного   материала   проводится   на   основании текущего, периодического,  итогового контроля Проведение   тестирования   по   определению   степени   готовности детей к школе по предмету математика. 3 Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1.1.  Пояснительная записка Содержание программы соответствует: – достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно­национальным особенностям региона;  – целям и задачам образовательного учреждения; – современным образовательным технологиям. Направленность  программы.   Программа   «Весёлая   математика»   для   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья   по   содержанию   является   образовательной;   по функциональному   предназначению   —   учебно­познавательной;   по   форме   организации   — индивидуально ориентированной; по времени реализации —длительной подготовки. Базовая составляющая модели образовательного пространства «Математика для детей с ограниченными возможностями здоровья» – воспитанник. Он субъект собственной жизни и творит её, постепенно постигая ценность своей индивидуальности. Именно поэтому любое действие,   организуемое   педагогом,   представляет   собой   единство:   социального   значения объектов жизни, открывающихся перед ребенком, социальных ценностей, преобразуемых в личностный   смысл   для   ребенка,   а   также   функций,   непосредственно   выводящих   самого ребенка на активное взаимодействие с окружающей действительностью.       В   основу   программы   положено   развитие   математических   способностей   детей дошкольного, младшего школьного возраста идеи отечественных и зарубежных педагогов об интенсификации   и   оптимизации   обучения,   способствующие   общему   и   математическому развитию ребёнка дошкольного возраста. В силу своих заболеваний дети с ОВЗ отстают в развитии,   и   поэтому   для   данной   программы   используется   развитие   математических способностей   ребёнка   дошкольного   и   младшего   школьного   возраста.   Программа предусматривает не только четкое усвоение определённого круга математических понятий, но   и   глубокое   понимание   детьми   того,   что   эти   понятия   находятся   в   тесной   логической взаимосвязи   друг   с   другом,   образуя   единое   целое.   Основными   критериями   при   отборе содержания   стали:   значимость   формируемых   понятий   для   дальнейшего   усвоения   детьми математических знаний, их направленность как на повышение уровня общего умственного развития обучаемых, так и на повышение уровней математических способностей ребёнка.  В   силу   того,   что   развитие   математических   способностей   предполагает   наличие   у ребёнка определённых математических знаний, умений и навыков, а так же определённый уровень   развития   психических   процессов.   Это   позволяет   воспринимать   и   усваивать математический   материал   (так,   например,   при   изучении   математики   ребёнок   должен   не просто   обладать   хорошей   памятью,   а   памятью   на   числа,   арифметические   действия, арифметические задачи, математические знаки и т.п.). В программе представлены задачи на развитие у детей психических процессов необходимых для изучения математики, а именно, работа   над   развитием   внимания,   Программа   предполагает систематическую работу, позволяющую повышать уровень развития внимания и памяти на математические   символы,   знаки,   действия,   а   также   повышение   уровней   развития мыслительных   способностей   ребёнка   при   выполнении   заданий   с   математическим содержанием,   на   формирование   умений   устанавливать   причинно­следственные   связи   и логические  выводы.  При  реализации  задач этого плана  используются  игры  и  упражнения, разработанные А.А. Столяром, Б.П.Никитиным, а также  японские рисовальные кроссворды.   мышления.   памяти,          Задача рисовальных кроссвордов – восстановить картинку по числам, которые проставлены   слева   от   строк   и   над   колонками.   Разгадывание   и   создание     рисовальных кроссвордов   даёт   широкую   возможность   для   проявления   творческой   индивидуальности, воображения,   фантазии,   развития   силы   воли,   логического   мышления,   внимания,   памяти, 4 усидчивости,   аккуратности,   самостоятельности.   Решая   кроссворд,   ребёнок   развивает   свои математические способности, познавая на практике такие понятия как: числа, счёт, «больше», «меньше»,   равно,   диагональ,   сложение,   вычитание,   варианты   решения,   однозначное соответствие, множество, объединение и пересечение множеств, столбцы, строчки, таблица, соответствующие числа … Используемые методические приёмы, сочетание практической и игровой деятельности, решение   проблемно­игровых   и   поисковых   ситуаций   способствуют   формированию   у   детей элементарных   математических   представлений.   Обучение   включает   как   прямые,   так   и опосредованные   методы,   которые   способствуют   не   только   овладению   математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию дошкольников             Как  одно  из  благоприятных  условий   развития  математических   способностей необходимо отметить и обучение в семье. Вместе с тем нужно помнить, что не в каждой семье ребёнок может совершенствовать свои математические знания. Для этого необходимо, что бы родители сами понимали математические понятия, их связи, зависимости, закономерности. В программе   предусмотрена   работа   по   развитию   математических   понятий   возможная   в условиях   семьи   Основная   же   роль   педагога   заключается   в   том,   чтобы   своевременно   и правильно сориентировать родителей в плане работы с ребёнком по развитию математических способностей. А  так   же   соответствует   познавательным   возможностям  детей   младшего   школьного возраста   и   предоставляет   им   возможность   работать   на   уровне   повышенных   требований, развивая     учебную   мотивацию.   Вводит   в   мир   элементарной   математики,   расширяет   и углубляет   математические   знания,   позволяет   включить   интеллектуальную   деятельность обучающихся   в различные соотношения с другими сторонами их личности, прежде всего с мотивацией и интересами. Оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти, логики и речи обучающегося, прививает интерес к математике и позволяет использовать эти знания на практике.   Программа   педагогически целесообразна  так   как   формирует   приемы   умственной деятельности:   анализа,   синтеза,   сравнения,   классификации,   аналогии   и   обобщения, способствует воспитанию интереса к математике и интеллектуальному развитию, а так же является дополнением школьного курса математики. Дидактических принципы программы:        доступность:  содержание программы выстроено с учетом познавательных возможностей обучающихся; принцип   учета   возрастных   и   индивидуальных   особенностей   обучающихся: содержание, формы и методы работы адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка;  актуальность:  создание   условий   для   повышения   мотивации   к   обучению   математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  обучающихся; научность: математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения; системность: программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач); практическая   направленность:  содержание   занятий   направлено   на   освоение математической терминологии, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут обучающимся принимать участие в школьных и районных олимпиадах и в других математических играх и конкурсах;  мотивация:  развитие   интереса   к   математике   как   науке   физико­математического направления,   успешное   усвоение   учебного   материала   на   занятиях   и   выступление   на олимпиадах по математике. Особенности развития детей с детским церебральным параличом: 5 Ввиду основного заболевания, особенно при мозжечковой форме, подобные дети, чаще всего, не имеют умственных отклонений. Зато ощутимо страдает их эмоциональная сфера, которая остается недостаточно сформированной. Этот факт и определяет поведение ребенка в разных жизненных ситуациях – неспособность к содействию в коллективе, соотношению своих желаний и потребностей с требованиями и интересами других. Эмоции   таких   детей   незрелы,   не   дифференцированы,   апатичны   и   вялы.   Личность ребенка с ДЦП как бы задерживается в стадии «детскости», которая имеет свои возрастные особенности   и   в   будущем   может   превратиться   даже   в   преимущество   –   разумеется,   при грамотной помощи родителей. Ребенок в таком состоянии искренне интересуется игровой деятельностью, легко внушаем. Но при этом абсолютно не умеет прилагать волевые усилия над   своим   «я»,   что   влечет   эмоциональный   всплеск,   излишнюю   суетливость   в   движениях, ненужную активность, а, значит, повышенную утомляемость. В   большинстве   случаев   развитие   личности   происходит   по   типу   психологического инфантилизма, который как раз и выражается в недоразвитии волевой деятельности. Главное для ребенка – эмоция удовольствия, жизнь в этой минуте, настоящем миге, здесь и сейчас, что затрудняет межличностное общение, которое сводит попытки поиска своего места в мире к минимуму.   Запущенные   состояния   подобного   рода   могут   привести   к   озлобленности   и обидчивости на весь мир, протестам и агрессивности. Следует отметить, что особо важное место в контексте достижения успеха в разных жизненных   сферах   занимает самооценка,   которая   у   детей   ДЦП   как   бы   упрощена   и формируется   с   большими   сложностями.   Дети   со   спастической   диплегией,   как   правило, интроверты   –   ранимые,   робкие,   излишне   подверженные   различного   рода   страхам.   При гемипаретической форме заболевания наблюдается обратная картина: беспричинная эйфория, демонстративность, эмоциональная лабильность. При   обучении   и   воспитании   детей   с   ОВЗ   нелбходимо   придерживаться   следующих принципов: - центром внимания должен стать ребенок, а не его болезнь: забудьте о беспокойстве по малейшей   мелочи,   которое   только   усугубит   тревожность   ребёнка,   развивайте   его самостоятельность   и   активность,   не   пытаясь   все   сделать   за   ребёнка,   мотивируя   это   его слабостью. Верьте в него – только тогда вы получите счастливого, мужественного ребенка; - если дети с особенностями развития не похожи на других, это еще не значит, что они в чем­ то хуже. Формируйте адекватную самооценку у ребёнка: уважайте и одобряйте, хвалите за конкретные успехи и развивайте чувство достоинства; - ставьте каждый день маленькую новую цель, которая через время превратиться в одну большую; - компенсируйте   физические   недостатки   чем­то   другим,   заполняйте   «пустоты» положительными эмоциями, умственными способностями и нравственными качествами; - не идите на поводу собственной беспомощности: уступая жалости, вы забираете у ребенка шанс научиться чему­то новому; - примите   ребенка   таким,   какой   он   есть.   Как   бы   странно   это   ни   звучало,   в   основе большинства психологических проблем детей с ДЦП лежит именно отрицание родителями ограниченных возможностей, как осознанное, так и бессознательное. Не нужно представлять ребенка тем, кем он в принципе быть не может. Да, мотивация должна присутствовать, но с позиции ожидания максимума там, где это возможно. Поэтому   программа   «Весёлая   математика»   предлагает   и   инклюзивное   образование:   не «подгоняет» обучающихся   под существующие условия и нормы, а наоборот подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка, предоставляя равные возможности как детям   с   особыми   образовательными   потребностями,   так   и   их   нормально   развивающимся сверстникам. 6 Содержание   программы     «Весёлая   математика»   направлено   на   воспитание   интереса   к математике, развитие наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.  Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: от 6 до 10 лет.  Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Весёлая математика» 3 года: 1год – 36  часов, 2 год – 36  часов, 3 год – 36 часов.  Форма обучения ­ очная  Режим занятий Проводиться   занятия   один   раз   в   неделю   по   1   часу   на   группу,   продолжительность занятия составляет 30 минут. Состав групп от  2 до 4 обучающихся 6 ­ 10 лет. Цель – развитие  математических способностей каждого ребёнка, подготовка к усвоению 1.1. Цель и задачи программы необходимых  математических знаний в школе Задачи: Личностные: - воспитание интереса к математике через занимательные задания; - формирование усидчивости и терпения; - создание прочной основы для дальнейшего обучения математике; - выявление и поддержка математически одаренных и талантливых детей. Метапредметные: - развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала; - развитие логического мышления и пространственных представлений; - развитие математической культуры; - формирование системы математических знаний;   - развитие творческих способностей к математике, воображение, внимание, вариативность мышления; Образовательные (предметные):   углубление   знаний   обучающихся   и   формирование   математической - формирование   мыслительных   процессов,   логического   мышления,   пространственных ориентировок; - расширение,   компетенции;  - повысить интерес обучающихся к обучению в школе;  - обеспечение перехода от наиболее низких уровней развития математических способностей, к наиболее высоким уровням; - формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков. 1.2. Содержание программы Учебно­тематический план 1 года обучения 7 Тема   Занимательные,   логические 1 Вводное   занятие.   Математика   – Царица наук    2 Числа и операции над ними. 3 задачи 4  Учимся отгадывать ребусы 5. Олимпиады, конкурсы 6. Жизнь замечательных людей 7. Симметрия фигур. 8. Арифметические головоломки 9. Математическая карусель 10. Заключительное занятие.  Итоги учебного года 11. Резервные часы     игры, Всего Кол­во часов 1 4 8 4 4 1 3 8 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 Теория Практика Формы аттестации/ контроля наблюдение, тестирование практическая работа практическая работа  самостоятельная работа самостоятельная работа наблюдение практическая работа практическая работа самостоятельная работа тестирование 3 6 3 4 2 6 1 25 1 36 1 11 1 год обучения Содержание учебной деятельности 1 год обучения 1. Вводное занятие.  Теория:  Введение   в   образовательную   программу.   Инструктаж   по   технике   безопасности, правила дорожного движения. Знакомство с уставом учреждения, правилами поведения на занятиях. Практика: Тестирование объема зрительной, слуховой памяти. Вводная диагностика. Форма контроля: Тест, наблюдение. 2. Числа и операции над ними. Теория: Знакомство с интересными приемами устного счёта. Знакомство с классом сотен.  Упражнения с однозначными числами. Числа от 1 до 20 – название, запись, сложение и  вычитание. Свойства арифметических действий. Состав чисел в пределах двадцати.   Сравнение чисел до 20.  Практика: Решение примеров и арифметических задач. Форма контроля: практическая работа. 3. Занимательные, логические задачи.  Теория:  Решение   занимательных   задач   в   стихах,   логических   задач,   задач   с   неполными, лишними, нереальными данными. Загадки ­ смекалки. Обратные задачи. Задачи с изменением вопроса.   Решение   задач   олимпиад:   «Инфоурок».   Решение   нестандартных   задач.   Свойства магического квадрата. Единицы времени – день, сутки, неделя, месяц, год. Закономерность в числовой последовательности.  Практика: Решение олимпиадных задач. Промежуточная диагностика. Форма контроля: практическая работа. 4.  Учимся отгадывать ребусы, рисовальные кроссворды  Теория:  Математические игры. Решение и составление ребусов, рисовальных кроссвордов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Практика: решение ребусов, рисовальных кроссвордов. Форма контроля: самостоятельная работа. 8 5. Олимпиады, конкурсы. Теория:  Подготовка   к   участию   в   олимпиадах   и   конкурсах.   Решение   задач.  Участие   в олимпиадах по математике различного уровня.  Практика: Решение задач олимпиад: «Инфоурок». Форма контроля: самостоятельная работа. 6. Жизнь замечательных людей. Теория: Знакомство с великими математиками древности Архимедом и Пифагором.  Практика: решение занимательных задач Форма контроля: наблюдение. 7. Симметрия фигур. Теория: Знакомство с симметрическими фигурами, построение симметричных фигур.  Соединение и пересечение фигур. Практика: построение и вырезание симметричных фигур. Форма контроля: практическая работа 8. Арифметические игры, головоломки. Теория:  Решение   не   стандартных   заданий.   Арифметические   фокусы,   игры,   головоломки, выигрышные стратегии решения головоломок, шарад, ребусов.  Практика:  Задания   типа:   «Четвёртый   лишний»,   «Заплатки»,   «Я   больше   тебя»,   «Цифры   в масках». Форма контроля: практическая работа 9. Математическая карусель. Теория:  Математические  игры.  Игры  с   кубиками.   Сложение  и  вычитание  в   пределах   20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого   кубика   числа   2,   3,   4,   5,   6,   7,   а   на   гранях   второго   –   числа   4,   5,   6,   7,   8,   9. Математическое путешествие Работа китайской головоломкой «танграм». Практика: Игры с кубиками Никитина. Форма контроля: самостоятельная работа 10. Заключительное занятие. Итоги учебного года. Проверочные задания. 11. Резервные часы. Повторение Тема 1. Вводное занятие «Наши планы» 2. Числа и операции над ними. 3.  Учимся отгадывать ребусы 4. Олимпиады, конкурсы 5. Мир занимательных задач 6. Геометрическая мозаика 7. Арифметические головоломки 8. Математическая карусель 9. Заключительное   занятие.  Итоги учебного года 10.Резервные часы игры,     Всего 2 год обучения  Кол­во часов Теория Практика 1 5 4 4 4 4 4 8 1 1 36 1 1 1 1 1 1 1 2 1 10 4 3 3 3 3 3 6 1 26 Формы аттестации/ контроля наблюдение, тестирование практическая работа самостоятельная работа самостоятельная работа наблюдение практическая работа практическая работа самостоятельная работа тестирование 9 Содержание учебной деятельности 2 год обучения 1. Вводное занятие «Наши планы».  Теория:  Введение   в   образовательную   программу.   Инструктаж   по   технике   безопасности, правила дорожного движения. Знакомство с уставом учреждения, правилами поведения на занятиях. Практика:  Игры   «Чья   сумма   больше?»,   «Математическое   домино»,     «Не     собьюсь!», «Задумай  число»,  «Отгадай  задуманное  число». Форма контроля: наблюдение, тестирование. 2. Числа и операции над ними. Теория:  Названия   и   последовательность   чисел   от   1   до   20.   Подсчёт   числа   точек наверхнихгранях выпавших кубиков. Числа  от  1  до  100.  Решение  и  составление  ребусов, содержащих     числа.Сложение   и   вычитание   чисел   в   пределах   100.   Таблица   умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы вответе  получилось  заданное  число  и  др. Практика:  «Веселый   счёт»   –   игра­соревнование;     игры   с   игральными   кубиками.   Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга». Форма контроля: практическая работа. 3. Учимся отгадывать ребусы. Теория: Знакомство с  ребусами и  приемами их разгадывания.  Практика:  Занимательные   задания   с   римскими   цифрами,   «День   и   ночь»,   «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин». Игры   с   набором   «Карточки­ считалочки». Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100» Форма контроля: самостоятельная работа 4. Олимпиады, конкурсы Теория:  Подготовка   к   участию   в   олимпиадах   и   конкурсах.   Решение   задач.   Проведение олимпиад внутри объединения. Участие в олимпиадах различного уровня. Практика:  Последовательное   выполнение   арифметических   действий:   отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.) Числа от 1 до 1000. Форма контроля: самостоятельная работа 5. Мир занимательных задач Теория:  Старинные   задачи.   Логические   задачи.     Задачи   на   переливание.   Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково­символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.   Задачи,   решаемые   способом перебора.    «Открытые»  задачи  и  задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Обоснование   выполняемых и выполненных действий Воспроизведение   способа   решения задачи.  Выбор  наиболее  эффективных способов решения. Практика:  Задачи   на   доказательство,   например,     найти   цифровое   значение     букв    в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Форма контроля: наблюдение 6. Геометрическая мозаика. Теория: Пространственные  представления.  Понятия  «влево»,  «вправо»,   «вверх», «вниз». Маршрут   передвижения.   Точка   начала   движения;   число,   стрелка   1     1 ,   указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические  узоры.  Закономерности  в  узорах.  Симметрия.  Фигуры, имеющие одну и 10 → ↓ несколько осей симметрии.   Расположение   деталей   фигуры   в   исходной   конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение     деталей.     Выбор     деталей     в     соответствии     с     заданным     контуром конструкции.  Поиск нескольких возможных вариантов решения.  Практика:  Составление   и   зарисовка   фигур   по   собственному   замыслу.   Разрезание   и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур   в   фигурах   сложной   конфигурации.   Решение   задач,   формирующих   геометрическую наблюдательность. Распознавание   (нахождение)   окружности   на   орнаменте.   Составление (вычерчивание)   орнамента   с   использованием   циркуля   (по   образцу,   по собственному замыслу).   Конструкторы   «Танграм»,   «Спички»,   «Полимино»,   «Кубики»,   «Паркеты   и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Форма контроля: практическая работа 7. Арифметические игры и головоломки.  Теория:  Задачи­смекалки, логические задачи, задачи на противоречия. Анализ проблемных ситуаций в многоходовых задачах.  Логические игры «Молодцы и хитрецы». Компьютерные математические   игры.   Решение   задач   олимпиад:   «Инфоурок»   и   других.   Решение нестандартных задач. Составление схем, диаграмм.  Практика:  Восстановление     примеров:     поиск     цифры,     которая     скрыта.     Сложение   и вычитание чисел в пределах 1000. Игры с кубиками. Форма контроля: практическая работа 8. Математическая карусель Теория: Математические игры. Сложение и вычитание в пределах 100. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Математическое путешествие Математические   игры.   Решение   и   составление   ребусов,   содержащих   числа.   Заполнение числового   кроссворда   (судоку).   «Конструкторами»,   «Математическими головоломками», «Занимательными задачами». Практика:  Задания   типа:   «Четвёртый   лишний»,   «Заплатки»,   «Я   больше   тебя»,   «Цифры   в масках».  Форма контроля: самостоятельная работа 9. Заключительное занятие. Итоги учебного года 10.  Резервные часы  Работа   с   Тема 1. Вводное занятие «Наши успехи и планы» 2. Числа и операции над ними. 3.  Учимся отгадывать ребусы 4. Олимпиады, конкурсы 5. Мир занимательных задач 6. Геометрическая мозаика 7. Арифметические головоломки 8. Математическая карусель 9. Заключительное   занятие.  Итоги учебного года 10.Резервные часы игры,     Всего 3 год обучения  Кол­во часов Теория Практика 1 4 3 4 4 5 4 9 1 1 36 1 1 1 1 1 1 1 2 1 10 3 2 3 3 4 3 7 1 26 Формы аттестации/ контроля наблюдение, тестирование практическая работа самостоятельная работа самостоятельная работа наблюдение практическая работа практическая работа самостоятельная работа тестирование 11 Содержание программы 3 года обучения 1. Вводное занятие «Наши успехи и планы»  Теория:  Введение   в   образовательную   программу.   Инструктаж   по   технике   безопасности, правила дорожного движения. Знакомство с уставом учреждения, правилами поведения на занятиях. Практика:  Игры   «Чья   сумма   больше?»,   «Математическое   домино»,     «Не     собьюсь!», «Задумай  число»,  «Отгадай  задуманное  число». Форма контроля: наблюдение, тестирование. 2. Числа и операции над ними. Теория: Числа более 1000. Римские цифры и операции над ними. Сложение, вычитание и  сравнение  чисел более 1000. Умножение и деление чисел, превышающих 1000, на  однозначное и двузначное число. Конкурс знатоков математики. Математическая игра «Своя  игра». Свойства круга, прямоугольника, квадрата, площадь прямоугольника и квадрата.  Правило «крайнего». Практика:  «Веселый   счёт»   –   игра­соревнование;     игры   с   игральными   кубиками.   Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга». Форма контроля: практическая работа. 3. Учимся отгадывать ребусы. Теория: Знакомство с  ребусами и  приемами их разгадывания.  Практика: Решение и составление  ребусов.  Форма контроля: самостоятельная работа 4. Олимпиады, конкурсы Теория:  Текстовые задачи.  Решение  задач разными  способами. Решение  старинных задач, задач на смекалку.  Математические игры, ребусы, кроссворды. Решение логических задач. Задания со спичками. Решение задач олимпиад: «Инфоурок» и др. Практика:  Последовательное   выполнение   арифметических   действий:   отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.) Числа от 1 до 1000. Форма контроля: самостоятельная работа 5. Мир занимательных задач Теория:  Задачи,   допускающие   несколько   способов   решения.   Задачи   с недостаточными, некорректными  данными,  с  избыточным  составом  условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи,   имеющие   несколько   решений.   Обратные   задачи   и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы Практика: Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных.  Форма контроля: наблюдение 6. Геометрическая мозаика. Теория: Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур.   Деление   заданной   фигуры   на  равные  по  площади  части.  Поиск   заданных   фигур  в фигурах   сложной   конфигурации.   Решение   задач,   формирующих   геометрическую наблюдательность. Распознавание   (нахождение)   окружности   на   орнаменте.   Составление (вычерчивание)   орнамента   с   использованием   циркуля   (по   образцу,   по собственному замыслу).  Практика: Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Строитель» и др. Форма контроля: практическая работа 12 7. Арифметические игры и головоломки.  Теория:  Задачи­смекалки, логические задачи, задачи на противоречия. Анализ проблемных ситуаций в многоходовых задачах.  Логические игры «Молодцы и хитрецы». Компьютерные математические   игры.   Решение   задач   олимпиад:   «Инфоурок»   и   других.   Решение нестандартных задач. Составление схем, диаграмм.  Практика:  Восстановление     примеров:     поиск     цифры,     которая     скрыта.     Сложение   и вычитание чисел в пределах 1000. Игры с кубиками. Форма контроля: практическая работа 8. Математическая карусель Теория: Математические игры. Сложение и вычитание в пределах 1000. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого четыре кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9 и т.д. Математическое путешествие.   Математические   игры.   Решение   и   составление   ребусов,   содержащих   числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Работа с  «Конструкторами», «Математическими головоломками», «Занимательными задачами». Практика:  Задания   типа:   «Четвёртый   лишний»,   «Заплатки»,   «Я   больше   тебя»,   «Цифры   в масках».  Форма контроля: самостоятельная работа 9. Заключительное занятие. Итоги учебного года 10.  Резервные часы 1.4.  Планируемые результаты Освоение   программы   «Весёлая   математика»   направлено   на   достижение   комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.  Программа предполагает наличие: Личностные универсальные учебные действия:        У обучающегося будут сформированы:          ­ учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;          ­умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;       ­понимание причин успеха в учебной деятельности;       ­умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью других обучающихся, педагога;      Регулятивные универсальные учебные действия:      Обучающийся научится:     ­ принимать и сохранять учебную задачу;     ­ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;     ­ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством педагога;     ­ анализировать ошибки и определять пути их преодоления;     ­ различать способы и результат действия;     ­ адекватно воспринимать оценку сверстников и педагога    Познавательные  универсальные учебные действия:     Обучающийся научится: ­ анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать  объекты по заданным признакам; ­ анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения; 13 ­ находить  сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания    объектов; ­   классифицировать   объекты   по   заданным   критериям   и            формулировать   названия полученных групп. ­ устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения; ­ осуществлять синтез как составление целого из частей; ­ выделять в тексте основную и второстепенную информацию; ­ формулировать проблему; ­ строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах; ­   устанавливать   причинно­следственные   отношения   между   изучаемыми   понятиями   и явлениями.          Коммуникативные  универсальные учебные действия:     Обучающийся научится:     ­ принимать участие в совместной работе коллектива;     ­ вести диалог, работая в парах, группах;                   ­ допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения, уважать чужое мнение;     ­ координировать свои действия с действиями партнёров;     ­ корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;     ­ задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;     ­ осуществлять взаимный контроль совместных действий;     ­ совершенствовать математическую речь;       ­ высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания;      Предметные результаты: 1 год обучения: Должны знать:          числа от 10 до 20 – название, запись, сложение и вычитание; свойства арифметических действий; разрядный состав чисел в пределах 20; выигрышные стратегии решения головоломок, шарад, ребусов; биографии математиков древности: Архимеда и Пифагора; сравнение чисел до 20; свойства магического квадрата; единицы времени – день, сутки, неделя, месяц, год; закономерность в числовой последовательности.  Должны уметь:      устно выполнять вычислительные приемы; использовать знания для решения задач; анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы; осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач повышенного уровня; принимать   участие   в   олимпиадах:   на   уровне   ОУ,   районных,   Всероссийских, международных. 2 год обучения: Должны знать:    разрядный состав многозначных чисел в пределах 100; сложение, вычитание, сравнение чисел от 10 до 100; верные и неверные логические высказывания (истинные и ложные утверждения); 14  метод решения задач «с конца»;   умножение и деление одно и двухзначных чисел; определение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, множителя и делителя, частное,  остаток;  метод перебора. Должны уметь:         решать логические, занимательные задачи; использовать знания для решения задач; применять методы: перебора, решения задач «с конца»; узнавать и изображать геометрические фигуры; решать текстовые задачи на  пути и переправы, переливания; анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы; осуществлять самостоятельный поиск решений олимпиадных задач; принимать участие в олимпиадах: на уровне ОУ, районных, Всероссийских,  международных. 3 год обучения: Должны знать:      Должны уметь:    числа более 1000; римские цифры; сложение, вычитание и сравнение  чисел более 1000; умножение и деление чисел, превышающих 1000, на однозначное и двузначное число; правило «крайнего». решать задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный способ решения; осуществлять самостоятельный поиск решения задачи; принимать   участие   в   олимпиадах:   на   уровне   ОУ,   районных,   Всероссийских, международных. 15 Раздел № 2 «Комплекс организационно­педагогических условий» Календарно­учебный график на 2016­2017 учебный год Для  2016­2017  года  начало  учебного  года  –  01  сентября.  Начало  учебных  занятий  –  15  сентября.  В  период   до  начала  учебных  занятий педагогические работники осуществляют методическую и организационную работу, связанную с комплектованием групп. Окончание учебного года – 31 мая. Продолжительность учебного года – 36 недель. Для каждой группы календарный учебный график представлен в п.2.1. Год обучения 1 полугодие 2 3 19.09 – 30.12 19.09 – 30.12 Количеств о учебных недель 15 15 Зимние праздники 2 полугодие 30.12 – 08.01 31.12 – 10.01 09.01 – 31.05 09.01 –  31.05 Количество учебных недель 21 21 Летние каникулы 01.06 ­ 31.08 01.06 ­ 31.08 Всего учебных недель 36 36 Календарный учебный график 2 год обучения № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Месяц  Число  Время проведения занятия Форма занятия Кол­во часов сентябрь 19 0октябрь ноябрь 26 3 10 17 24 31 07 14 900 ­ 930 940­1010 900 ­ 930 940­1010 900 ­ 930 940­1010 беседа с  игровыми  моментами беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  1 5 4 Тема занятия Место проведения Форма контроля 1. Вводное занятие «Наши планы» 2. Числа и операции над ними. 3.  Учимся отгадывать ребусы наблюдение, тестирование практическая работа самостоятельная работа 16 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 декабрь январь февраль март апрель май 36 май 21 28 05 12 19 26 02 09 16 23 30 06 13 20 27 06 13 20 27 03 10 17 24 08 15 22 01 900 ­ 930 940­1010 900 ­ 930 940­1010 900 ­ 930 940­1010 900 ­ 930 940­1010 900 ­ 930 940­1010 900 ­ 930 940­1010 практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая 4 4 4 4 8 1 1 4. Олимпиады, конкурсы самостоятельная работа 5. Мир занимательных задач наблюдение 6. Геометрическая мозаика   Арифметические 7. головоломки     игры, 8. Математическая карусель практическая работа практическая работа самостоятельная работа 9.   Заключительное   занятие.  Итоги учебного года тестирование 10 Резервные часы 17 Месяц  Число  № п/п 1 сентябрь 19 Время проведения занятия 1340 ­ 1410 1420­1450 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 0октябрь ноябрь декабрь январь 26 3 10 17 24 31 07 14 21 28 05 12 19 26 02 09 16 1340 ­ 1410 1420­1450 1340 ­ 1410 1420­1450 1340 ­ 1410 1420­1450 1340 ­ 1410 1420­1450 1340 ­ 1410 1420­1450 Календарный учебный график 3 год обучения Форма занятия Кол­во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля беседа с  игровыми  моментами беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  1 4 3 4 4 5 1 Вводное занятие «Наши успехи и планы» 2 Числа и операции над ними. 3  Учимся отгадывать ребусы 4 Олимпиады, конкурсы 5 Мир занимательных задач 6 Геометрическая мозаика наблюден ие, тестирова ние практичес кая работа самостоят ельная работа самостоят ельная работа наблюден ие практичес кая 18 21 22 февраль 23 24 25 26 март 27 28 29 30 31 32 33 34 май апрель 35 36 май 23 30 06 13 20 27 06 13 20 27 03 10 17 24 08 15 22 01 моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая 1340 ­ 1410 1420­1450 1340 ­ 1410 1420­1450 беседа с  игровыми  моментами,  практическая 1340 ­ 1410 1420­1450 1340 ­ 1410 1420­1450 4 9 1 1 7 Арифметические  игры, головоломки 8 Математическая карусель 9 Заключительное занятие. Итоги учебного года 10 Резервные часы работа практичес кая работа самостоят ельная работа тестирова ние 19 2.1. Условия реализации программы Для  плодотворной   работе     по  программе   «Весёлая   математика»   в  первую   очередь необходимо   помещение,   соответствующее   санитарно­гигиеническим   требованиям. Оборудование   кабинета   должно   включать   в   себя   набор   учебной   мебели:   столы,   стулья, шкафы,   инструменты   и   приспособления,   необходимые   для   организации   занятий.   Рабочее место   каждого   ребёнка   должно   быть   в   меру   просторным,   всё   необходимое   для   занятий должно быть под  рукой. Для лучшего и прочного усвоения детьми учебного материала важную роль играет использование  дидактического  материала  и  наглядных  пособий.  Использование  наглядных пособий позволяет включить зрительное восприятие ребёнка, способствует более прочному усвоению   материала,   развитию   творческого   воображения.   При   этом   данная   программа разработана с учетом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современное отечественное дополнительное образование, и предполагает, что ее содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы.  Реализация программы в полном объеме невозможна без диагностического контроля. Данная   программа   предусматривает   различные   виды  контроля   за   результатами 2.3. Формы аттестации тестирование объема зрительной, слуховой памяти в начале и в конце учебного года.  итоговое   занятие   после   каждой   темы,   раздела   (в   виде   КВН,   «Своей   игры»,   мини обучения: - - олимпиады и т.д.); - - - - устный опрос; решение задач; участие в олимпиадах;   мониторинг. Мониторинг включает в себя следующие разделы: 1. Карта   мониторинга   формирования   универсальных   учебных   действий средствами  дополнительной образовательной программы.  2. 3. Карта персональных достижений обучающихся.  Диагностическая   карта   «Мониторинг   формирования   универсальных   учебных действий средствами  дополнительной образовательной программы».  Мониторинг     позволяет   судить   о   результатах   усвоения   программы   «Весёлая математика» по двум группам показателей: учебным и личностным. При   оценке   результатов   освоения   программы   выделяются   разные   уровни   усвоения материала:  Высокий   уровень   овладения   программным   материалом  имеет   обучающийся: который понимает и   решает 80% заданий, предложенные в итоговых работах без ошибок, всегда принимает участие в олимпиадах по математике на различных уровнях и набравший 82­90 баллов по диагностической карте мониторинга.   Средний уровень  овладения программным материалом имеет обучающийся, который решает 60% итоговых заданий, часто принимает участие в олимпиадах и набравший 37­81 баллов по диагностической карте мониторинга. Средний уровень делиться на 2 подуровня: низкий – 37­50 баллов, и высокий 71­81 балл.  Низкий   уровень   (для   новичков)  овладения   программным   материалом   имеет обучающийся, который решает 40% итоговых заданий, эпизодически принимает участие в олимпиадах и набравший 1­36 баллов по диагностической карте мониторинга. Результаты тестирования, решения задач, устного опроса фиксируются в журнале, участия в олимпиадах в карте персональных достижений.  20 Внутренний мониторинг Проводиться входящий, итоговый контроль в форме тестовых заданий. Способы определения результативности программы При определении результативности реализации программы «Математика для детей с ОВЗ» используется тестирование, проверка знаний детей с помощью родителей в конце учебного года. По результатам тестирования даются рекомендации родителям, вносятся коррективы в программу на следующий год. Оценка результатов образовательной деятельности Лист результативности  2.4. Оценочные материалы Ф.И № Наименование Задание выполнено правильно Дата Задание выполнено, с ошибкой Задание выполнено частично /самостоятельно/ /самостоятельно/ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Счёт от 1до 1000 и обратно Ориентировка на плоскости Внимательность Работа по алгоритму Геометрия Сравнение чисел Решение примеров Решение задач Сформированность учебной деятельности Рекомен­ дации Результативность участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах  № п/п Название конкурса Статус конкурса Внешний мониторинг Ф.И. участника Результат 2.5. Методические материалы  При организации образовательного процесса  используются разнообразные методы и формы обучения: метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно­ поисковый   метод,   метод   самостоятельной   работы,   метод   поощрения,   метод   проблемного диалога, метод создания игровых ситуаций, совместное обучение в малых группах,  обучение в командах на основе игры, турнира, индивидуальная работа с детьми. Основные виды деятельности обучающихся: - фронтальное решение занимательных, олимпиадных, логических задач; 21 - самостоятельная работа; - работа в парах; - индивидуальная работа с каждым обучающимся. Последовательность педагогических задач на занятии:  Занятие всегда начинается с психотехнических игр и упражнений:  на развитие памяти, Цели и задачи занятия формулируются обучающимися (в начале или в конце занятия).   Открытие»   нового   знания.   Анализ   и   определение   последовательности   выполнения - внимания, мышления, логики. Решение ребусов, кроссвордов и т.д.  - - задания.  - - - Физкультурная пауза. Решение детьми олимпиадных заданий. Анализ занятия. Педагогические методы, технологии, приемы  лежащие в основе программы: Активные: Технология проблемного обучения;  Технология развития критического мышления;  Погружение: индивидуальная работа обучающегося при поиске возможного решения  поставленной задачи.  Обмен опытом: работа в двойках, обмен и критика возникших идей.  Мозговой штурм: обсуждение решений четверкой.  Подсказка: беглое знакомство с авторским решением, с последующим самостоятельным  решением.  Консультации: консультация у старших и более опытных товарищей.  Пассивные    : Словесный метод: приемы ­  беседа, лекция, рассказ. Практические  методы: решение задач.  Консультация педагога. Виды заданий: задания на смекалку, лабиринты, кроссворды, логические задачи,  упражнения на распознавание геометрических фигур, решение уравнений повышенной  трудности, решение нестандартных задач, решение текстовых задач повышенной трудности  различными способами, нестандартные выражения на сложение, вычитание, умножение,  деление,  решение комбинаторных задач. 2.6. Список литературы Нормативно­правовая  база, на основе которой разработана программа: Указ   Президента   Российской   Федерации   от   01.06.2012   №   761   «О   национальной Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации  Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  государственной социальной политики»;  стратегии в интересах детей на 2012­2017 годы»;  Постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 № 617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012 – 2017 годы»;  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 22  Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56­ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;  Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191­0139/06­ГИ «Рекомендации   по   организации   образовательной   и   методической   деятельности   при реализации общеразвивающих программ в области искусств»;  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014   г.   №41   г.   Москва   «Об   утверждении   СанПиН   2.4.4.3172­14   «Санитарно­ эпидемиологические  требования  к  устройству,  содержанию  и  организации  режима  работы образовательных   организаций   дополнительного   образования   детей»   (зарегистрировано   в Минюсте РФ 20 августа 2014 г., рег. № 33660);  Распоряжение   Правительства   Российской   Федерации   от   04.09.2014   г.   №   1726­р   «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;  Распоряжение   Правительства   Российской   Федерации     от   24.04.2015   г.   №   279­р   «План мероприятий   на   2015­2020   годы   по   реализации   Концепции   развития   дополнительного образования детей» (п. 12, 17, 21);  Распоряжение  Администрации   Алтайского   края   об   утверждении   Концепции   развития дополнительного   образования   детей   в   Алтайском   крае   на   период   до   2020   года   и   Плана мероприятий   на   2015   ­   2020   годы   по   реализации   Концепции   развития   дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года № 267­р от 22.09.2015;  Приказ Администрации Алтайского края от 19.03.2015 г. «Об утверждении методических рекомендаций   по   разработке   дополнительных   общеобразовательных   (общеразвивающих) программ;  Устав   Муниципального   бюджетного   учреждения   дополнительного   образования   «Центр детского творчества» города Заринска от 23.09.2015;  Методические   рекомендации   по   проектированию   дополнительных   общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 Н 09­3242). Список литературы для педагога и обучающихся. 1. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М.: Воспитание школьника, 2007.  2. Гаврилова С.Е., Кутявина Н.Л., Тесты для дошколят. Математика. М.:             РОСМЭН, 2005.  3. Городская   целевая   комплексная   программа   «Сохранение   и   развитие   системы образования в Заринске на 2007­2010 годы» 4. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. М.: Академия, 1997.Демина Е.С. Диагностика развития математических способностей детей дошкольного возраста. Барнаул,  2002. 5. Житомирский   В.Г.,   Шеврин   Л.Н.   Путешествие   по   стране   геометрии.   М.:   Педагогика­ Пресс, 1994. 6. Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» от 03.12.2004. 7. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. М.: Академия,  2002. 8. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. Санкт­Петербург,  1996. 9. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.  Программа   развития   на   2008­2013  годы     МОУ   ДОД  «Центр  детского   творчества» 10. «Творчество без границ».Новикова В.П. Математика в детском саду. М.: Мозаика­Синтез, 2007.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение,  1991. 11. 12. дошкольников. М.: Просвещение,  1988. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников. М.: Просвещение, 2001.  Столяр   А.А.   Формирование   элементарных   математических   представлений   у 23 Тарунтаева   Т.В.   Развитие   элементарных   математических   представлений   у 13. дошкольников.  М. Просвещение,  1980. 14. утвержденная постановлением Правительства РФ от 23.10.2005 г. Федеральная   целевая   программа   развития   образования   на   2006­2010   годы, 24

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Весёлая математика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2018