Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"
Оценка 4.9

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
технология +1
Взрослым
05.04.2018
Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"
Программа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья. У меня это дети - инвалиды с ДЦП разной степени, с сохранённым интеллектом. У таких детей очень слабо развиты руки и с трудом даются любые сложения бумаги, её вырезание. Поэтому программа помогает развитию мелкой моторики пальцев.Дополнительная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Жукова. Мир равных воз. Волшебные пальчики.doc
Отдел по образованию администрации города Заринска Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Центр детского творчества»  ПРИНЯТО  протоколом методического  совета МБУ ДО «ЦДТ» от _____________ №________ УТВЕРЖДЕНО: приказом  МБУ ДО «ЦДТ»  от ________________ №________ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) социально­педагогической  направленности  «Мир равных возможностей. Волшебные пальчики» Возраст обучающихся: 6 – 12 лет Срок реализации: 3 года Автор­составитель педагог дополнительного образования Жукова Татьяна Викторовна  г. Заринск 2016 Паспорт программы Тип программы  Модифицированная, интегрированная Название программы Заказчик Разработчик программы Цель программы Задачи программы Сроки реализации Возраст обучающихся Исполнитель (­и)  программы Основное содержание Ожидаемые результаты Мир равных возможностей. Волшебные пальчики. Отдел по образованию администрации г. Заринска Родители Жукова Татьяна Викторовна,  педагог дополнительного образования формирование   первоначальных   трудовых   навыков,     развитие творческих способностей  детей с ограниченными возможностями здоровья - обучение  изготовлению сувениров из разных материалов; - развитие   мелкой моторики пальцев рук; - развитие  зрительно­моторных координаций  и  произвольного  внимания; - знакомство с основными геометрическими понятиями; - формирование умения следовать устным инструкциям; - воспитание  настойчивости в преодолении трудностей,  достижении  поставленных задач; - воспитание трудовой культуры, интереса  к техническому и  декоративно­прикладному творчеству. 3 года 6 ­ 12 лет Педагог дополнительного образования Жукова Татьяна Викторовна Содержание   программы   представлено   комплексным   обучением детей   техническому   и   декоративно­прикладному.   Занятия содержат   систему     дидактических     заданий,   игр   и   игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки,   что будет способствовать   развитию   мелкой   моторики,   развитию   речи, глазомера,   координации     движений   и   направлено   на   овладение обучающимися   элементарных   приемов   ручной   работы.   Занятия знакомят   с  различными   видами   работы   с   бумагой,   подручным материалом, бросовым материалом.  Обучающиеся должны знать: 1. Правила   безопасности   труда   и   личной   гигиены.   Правила организации  рабочего места. 2. Гимнастику для пальцев рук. 3. Правила нанесения клея и наклеивание мелких деталей. 4. Правила бережного использования бумаги. 5. Различные способы и приёмы бумажной пластики и оригами. 6. Виды   аппликаций:   сюжетно­тематическая, силуэтная,   мозаика, плоскостная   и   объёмная,   аппликация   из   различных   бросовых материалов. 7. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, гофрированная бумага, салфетки. 8. Начальные   представления   о   дизайне, декоративно­прикладном творчестве.   техническом   и   геометрическая,   предметная,   резанная,   рваная, 3 Использовать   навыки   декоративного   конструирования, Располагать элементы аппликации, рисунка, используя всю Обучающиеся должны уметь: 1. Соблюдать   технику   безопасности   при   работе   с   колющими   и режущими инструментами. 2. Экономно размечать материал. 3. Пользоваться чертежными инструментами, ножницами. 4. Правильно   организовывать   рабочее   место   и   поддерживать порядок во время работы. 5. Резать бумагу ножницами. 6. Пользоваться  схемой оригами. 7. Выполнять   различные   манипуляции   с   бумагой:   складывать, сворачивать, скручивать, мять, рвать на нужные кусочки. 8. Создавать плоскостные и объёмные аппликации. 9. Собирать игрушки – «оригамушки». 10. придумывать свой узор. 11. площадь листа. 12. 13. 14. Овладеть навыками: 1.  Разметки листа бумаги. 2. Складывания базового модуля. 3. Резания. 4. Пальчиковой гимнастики. Мониторинг результатов усвоения программы представлен двумя его   видами   –   внутренним   и   внешним.   Проверка   освоения программы осуществляется путём внутреннего мониторинга после изучения   каждого   блока.   Внутренний   мониторинг:   Диагностика развития   мелкой   моторики,   зрительно­моторных   координаций, произвольного внимания методиками: 1. Методика «Домик», разработана Н.И. Гуткиной. 2. Методика «Продолжи узор». Внешний мониторинг: результативность  участия обучающихся в конкурсах, выставках  Соединять и наклеивать детали с помощью клея. Подбирать нужный материал, материал нужного цвета. Строить отношения на основе сотрудничества. Мониторинг результатов  усвоения программы 4 Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка Содержание программы соответствует: –   достижениям   мировой   культуры,   российским   традициям,   культурно­ национальным особенностям региона;  – целям и задачам образовательного учреждения; – современным образовательным технологиям. Все живое в мире развивалось и совершенствовалось благодаря движению.  Человек в этой эволюционной цепи не является исключением.  В онтогенезе человека происходит конструктивное   формирование   важных   психических   функций   благодаря   движению   и развитию.  Полноценное   физическое   и   психическое   развитие   ребенка   формируется   активности   движения.   Чем   богаче   двигательный   опыт   ребенка,   тем   что   дает   возможность   успешно посредством   гармоничнее   развитость   психических   процессов,   нарабатывать определенные умения.    Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет в дальнейшем овладение письмом  и рядом других учебных навыков.   Доказано, что и мысль, и   глаз   ребенка   двигаются   с   той   же   скорость,     что   и   рука,   что   позволяет   говорить   о работоспособности головного мозга, а значит  развитие моторики просто необходимо для всестороннего и полноценного развития личности.  Направленность программы. Программа «Волшебные пальчики» по направлению – социально­педагогической;   по   функциональному   предназначению   —   учебно­ познавательной, прикладной;  по форме организации — индивидуально ориентированной; по времени реализации — трёхгодичной. Принципы, по которым строится работа с детьми с ОВЗ: - ребенок не создает проблемы и трудности, их порождает инвалидность ребенка; - инвалидность   –   это   не   столько   медицинская   проблема,   сколько   проблема   неравных условий. Новые технологии, которыми пользуются дети с нетипичным состоянием здоровья, не могут заменить признания, чувства собственного достоинства и самоуважения, которое дается сознанием собственной полезности. В последнее время вырос интерес специалистов к   механизму   воздействия   прикладного   творчества,   в   том   числе   начально­технической направленности   на   ребенка   с   проблемами   обучения   и   воспитания.   Творческая реабилитация – это целый комплекс мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала ребенка, на повышение уровня духовного и интеллектуального развития, на укрепление   здоровья   ребенка   с   ОВЗ,   на   то,   чтобы   ребенок     овладел   необходимыми умениями,   навыками   по   самообслуживанию,   выработка   у   ребенка   психологической уверенности в собственной полноценности и социальной значимости. Актуальность.  Во   всем   мире   с   каждым   годом   увеличивается   число   детей   с отклонениями   в   развитии.   В   России   процент   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья (ОВЗ) также растет. В решении коллегии министерства образования РФ от 18 января 2000 года «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ отмечается, что «назрела острая необходимость в разработке и реализации социальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности ребёнка с ОВЗ...». Право на качественное образование – одно из самых значительных прав человека современности, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих 5 способностей и правом на будущее. В связи с этим становится понятной необходимость обеспечения его полной безусловной доступности и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Новизна  программы   состоит   в   том,   что   участие   педагога   в   создании   поделок   и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. обучающийся получает от педагога ту информацию,   те   примеры,   которые   необходимы   ему   для   осуществления   собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту.  Одно из условий освоения программы ­ стиль общения педагога с детьми на основе личностно­ориентированной модели. Программа   предполагает   соединение   игры,   труда   и   обучения   в   единое   целое,   что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении   последних),   а  на   основе   предложенных     для   просмотра   изделий   происходит ознакомление   с   профессиями   дизайнера,   художника   –   оформителя,   художника, скульптора. Дидактических принципы программы:   доступность:    содержание   программы   выстроено   с   учетом   познавательных возможностей обучающихся;  принцип   учета   возрастных   и   индивидуальных   особенностей   обучающихся: содержание, формы и методы работы адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка;   актуальность:  создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  обучающихся;  научность:  математика   –   учебная   дисциплина,   развивающая   умения   логически мыслить,   видеть   количественную   сторону   предметов   и   явлений,   делать   выводы, обобщения;  системность:  программа   строится   от   частных   примеров   (особенности   решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач);  практическая   направленность:  содержание   занятий   направлено   на   освоение математической терминологии, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут   обучающимся   принимать   участие   в   школьных   и   районных   олимпиадах   и   в других математических играх и конкурсах;  мотивация:  развитие   интереса   к   математике   как   науке   физико­математического направления, успешное усвоение учебного материала  на занятиях и выступление  на олимпиадах по математике. Особенности развития детей с детским церебральным параличом: Ввиду основного заболевания, особенно при мозжечковой форме, подобные дети, чаще всего, не имеют умственных отклонений. Зато ощутимо страдает их эмоциональная сфера,   которая   остается   недостаточно   сформированной.   Этот   факт   и   определяет поведение   ребенка   в   разных   жизненных   ситуациях   –   неспособность   к   содействию   в коллективе, соотношению своих желаний и потребностей с требованиями и интересами других. Эмоции таких детей незрелы, не дифференцированы, апатичны и вялы. Личность ребенка   с   ДЦП   как   бы   задерживается   в   стадии   «детскости»,   которая   имеет   свои возрастные   особенности   и   в   будущем   может   превратиться   даже   в   преимущество   – разумеется,   при   грамотной   помощи   родителей.   Ребенок   в   таком   состоянии   искренне интересуется игровой деятельностью, легко внушаем. Но при этом абсолютно не умеет 6 прилагать волевые усилия над своим «я», что влечет эмоциональный всплеск, излишнюю суетливость в движениях, ненужную активность, а, значит, повышенную утомляемость. В большинстве случаев развитие личности происходит по типу психологического инфантилизма,   который   как   раз   и   выражается   в   недоразвитии   волевой   деятельности. Главное для ребенка – эмоция удовольствия, жизнь в этой минуте, настоящем миге, здесь и сейчас, что затрудняет межличностное общение, которое сводит попытки поиска своего места   в   мире   к   минимуму.   Запущенные   состояния   подобного   рода   могут   привести   к озлобленности и обидчивости на весь мир, протестам и агрессивности. Следует отметить, что особо важное место в контексте достижения успеха в разных жизненных   сферах   занимает самооценка,   которая   у   детей   ДЦП   как   бы   упрощена   и формируется с большими сложностями. Дети со спастической  диплегией, как правило, интроверты   –   ранимые,   робкие,   излишне   подверженные   различного   рода   страхам.   При гемипаретической   форме   заболевания   наблюдается   обратная   картина:   беспричинная эйфория, демонстративность, эмоциональная лабильность. При обучении и воспитании детей с ОВЗ необходимо придерживаться следующих принципов: - центром внимания должен стать ребенок, а не его болезнь: забудьте о беспокойстве по малейшей   мелочи,   которое   только   усугубит   тревожность   ребёнка,   развивайте   его самостоятельность и активность, не пытаясь все сделать за ребёнка, мотивируя это его слабостью. Верьте в него – только тогда вы получите счастливого, мужественного ребенка; - если дети с особенностями развития не похожи на других, это еще не значит, что они в чем­то   хуже.   Формируйте   адекватную   самооценку   у   ребёнка:   уважайте   и   одобряйте, хвалите за конкретные успехи и развивайте чувство достоинства; - ставьте каждый день маленькую новую цель, которая через время превратиться в одну большую; - компенсируйте   физические   недостатки   чем­то   другим,   заполняйте   «пустоты» положительными эмоциями, умственными способностями и нравственными качествами; - не   идите   на   поводу   собственной   беспомощности:   уступая   жалости,   вы   забираете   у ребенка шанс научиться чему­то новому; - примите   ребенка   таким,   какой   он   есть.   Как   бы   странно   это   ни   звучало,   в   основе большинства психологических проблем детей с ДЦП лежит именно отрицание родителями ограниченных   возможностей,   как   осознанное,   так   и   бессознательное.   Не   нужно представлять   ребенка   тем,   кем   он   в   принципе   быть   не   может.   Да,   мотивация   должна присутствовать, но с позиции ожидания максимума там, где это возможно. Поэтому программа «Весёлая математика» предлагает и инклюзивное образование: не «подгоняет»   обучающихся     под   существующие   условия   и   нормы,   а   наоборот подстраивается   под   потребности   и   возможности   конкретного   ребенка,   предоставляя равные   возможности   как  детям  с  особыми   образовательными   потребностями,   так  и  их нормально развивающимся сверстникам.   Содержание программы   «Весёлая математика» направлено на воспитание интереса к математике, развитие наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.  Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: от 6 до 10 лет.  Срок   реализации  дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей программы «Мир равных возможностей. Волшебные пальчики» 3 года: 1год – 36  часов, 2 год – 36  часов, 3 год – 36 часов.  Форма обучения ­ очная  Режим занятий 7 Проводиться занятия один раз в неделю по 1 часу на группу, продолжительность занятия составляет 30 минут. Состав групп от  2 до 4 обучающихся 6 ­ 12 лет. 1.1. Цель и задачи программы Цель программы:         формирование первоначальных трудовых навыков,  развитие творческих способностей   детей с ограниченными возможностями здоровья  Задачи программы: Личностные:    -формировать   уважительное   отношение к   взрослым   и   сверстникам,   их   мнению,   точке зрения, мировоззрения, культуре и вере, -развивать самостоятельность, готовность и способность вести конструктивный диалог со своими сверстниками по объединению, педагогом, -освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии, -развивать навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, -формировать мотивацию к творческому труду, конструкторской деятельности. Метапредметные:   -  овладеть способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности средствами технического творчества с элементами художественного моделирования, - овладеть основами самоконтроля, самооценки;  - развивать интерес к конструкторской деятельности и выбирать наиболее эффективные способы решения творческих задач, - развивать   навыки   трудолюбия,   организованности,   самостоятельности,   инициативы   и упорства в достижении цели, - развивать   мелкую   моторику   пальцев   рук   и   глазомер, пространственное  представления и творческую смекалку, - развивать внимательность, - уметь работать индивидуально и в команде с целью достижения поставленных задач.   наблюдательность, Образовательные (предметные):  - закрепить   и   расширить   знания,   умения   и   навыки,   полученные   на   уроках   трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения и способствовать их систематизации, - овладеть   элементарными   практическими   умениями   и   навыками   в   различных   видах художественной   деятельности   (рисунке,   скульптуре,   художественном   конструировании, моделировании),   а   также   в   специфических   формах   художественной   деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). - сформировать   первоначальные   представления   о   роли   технического   творчества   и декоративно­прикладного искусства в жизни человека, его роли в духовно­нравственном развитии человека; - приобрести навыки самообслуживания, овладеть технологическими  приёмами  ручной обработки разных материалов, освоить правила техники безопасности, 8 - овладеть   базовыми   умениями,   навыками   и   опытом   технического   моделирования   с элементами художественного конструирования,  - использовать   приобретенные   знания   и   умения   для   творческого   решения   несложных конструкторских,   художественно­конструкторских   (дизайнерских),   технологических   и организационных задач,  - обучить   приёмам   работы   с   разными   материалами:   способы   применения   шаблонов, способы   объединения   деталей   из   бумаги,   картона,   других   материалов   и   технологии изготовления   простейших   технических   макетов,   моделей,   сувениров   и   игрушек, декоративно­художественное оформление моделей, - способствовать   формированию   образного,   пространственное   мышление   и   умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм, - научить  навыкам конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу и познакомить с терминологией, техниками работы по ручному труду. Цель  будет достигнута  при условии «Я хочу это сделать сам».  Девизом деятельности является:  Я слышу – и не забываю,  Я вижу ­  и запоминаю, Я делаю – и понимаю. При   реализации  программы   используются   различные  формы   обучения.  Среди которых можно выделить следующие ­  по количеству детей, участвующих  в занятии – индивидуальная. По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей ­ мастерская, практикум, конкурс. По дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий. Занятия   по   программе  «Волшебные   пальчики»  включат     теоретическую   и практическую     части.     При   этом   большее   количество   времени   занимает   практическая часть. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.  При реализации программы «Волшебные пальчики» используются различные методы и приемы. А именно:   метод   одномоментности     ­   обеспечивает   самостоятельный   творческий   поиск обучающихся средствами выразительности; метод     обследования,   наглядности.   Рассматривание   подлинных   изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов, образцов; словесный   метод   ­   беседа,   использование   художественного   слова,   указания, пояснения; практический метод ­ самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения; эвристический метод ­ развитие находчивости и активности; метод «подмастерья» ­ взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе, сотворчество; мотивационный метод ­ убеждение, поощрение. В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги, картона и другого разнообразного поделочного материала (проволока, баночки, коробочки) с   использованием   самых   разнообразных   техник   (оригами,   конструирование,   мозаика, аппликация). Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструк­ торское   мышление,   художественно   ­   эстетический   вкус,   образное   и   пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.  9 Образовательная программа «Волшебные пальчики» развивается “по спирали”, т.е. блоки программы, последовательность разделов и их содержание остаются для обучающихся всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания. Так,   если,   например,   для   обучающегося   дошкольника   задание   про   кубик   оканчивается составлением выкройки кубика и формированием самой модели, то это же самое задание для младшего школьника предполагает выполнение этой же модели в разных техниках, с плоскими, рельефными или ажурными гранями. Таким образом, по этой программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения. Если малыши только осваиваются с карандашом, линейкой и ножницами, то старшие обучающиеся уже применяют элементы черчения и геометрии. Если малыши работают по готовым выкройкам­развёрткам, то старшие обучающиея сами составляют выкройки­развёртки. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 5 лет до 10 лет. При её реализации   должны учитываться  возрастные особенности этого возраста, а именно: Для   детей   группы   с   ОВЗ   характерно   в   той   или   иной   степени   замедленное, напряженное   произношение,   движение   рук,   пальцев.     Для   таких   детей   характерны нарушения умственной работоспособности в виде повышенной утомляемости. В процессе целенаправленной деятельности они быстро становятся вялыми или раздражительными, с трудом сосредотачиваются на задании. В группе детей с ОВЗ встречаются дети, которые, помимо указанного, имеют следующие особенности:     повышенную впечатлительность, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;  чувство угнетенности, состояние дискомфорта; повышенную обидчивость, ранимость; склонность к болезненному фантазированию. Режим занятий Занятия   проводятся   1   раз   в   неделю   1   год   обучения,   2   раза   в   неделю   2,3   год обучения  в группе по 4 человека   или индивидуально в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.  1 год обучения ­ 35 часов, 2, 3 год обучения ­ 70 часов.  Продолжительность одного занятия  30 минут. Срок  реализации дополнительной образовательной программы три года. 10 1.2. Содержание программы Учебно­тематический план 1 года обучения № п/п Тема Кол­во часов Теория Практика 1. Вводное занятие.  2. Учись рисовать и раскрашивать. 3. Аппликация из бумаги 4. Пластилинографиия».  5. Мозаика из бумаги. 6. Симметричное вырезание из  бумаги. 7. Оригами 8. Мокрая бумага. 9. Гипсовая лепнина. 10. Заключительное занятие.  Итоги учебного года 11. Резервные часы Всего 1 1 2 1 1 1 1 1 1 4 8 4 4 1 4 4 4 1 3 6 3 3 1 3 3 3 1 1 36 1 10 26 Содержание программы 1 год обучения Формы аттестации/ контроля наблюдение, тестирование практическая работа практическая работа  самостоятельная работа самостоятельная работа наблюдение практическая работа практическая работа самостоятельная работа тестирование 1. . Вводное занятие.  Вводный, первичный Теория:  Введение   в   образовательную   программу. инструктаж по правилам техники безопасности: пожарной   безопасности, действия в экстремальных ситуациях, при работе с ножницами и другими колющими и режущими инструментами. Знакомство с Уставом МБУ ДО «Центр детского творчества». Правила пешеходов. Практика.  Игра “Давайте познакомимся”. Загадки. Организация  своего  рабочего  места. Игра “Дорисуй зверушку”. Форма контроля: наблюдение, тестирование 2. Учись рисовать и раскрашивать Теория: Что такое рисунок? Арифметика красок. Как складываются цвета. Особенности палитры. Раскрашивание   готовых   картинок.   Что   такое   кляксография?   Способы   рисования   трубочкой. 11 Материалы и инструменты. Виды изобразительного искусства, их особенности. Приемы и способы рисования карандашом и красками. Правила рисования. Палитра. История матрешки.  Практика.   Рисование   фантастического   животного   по   воображению.   Раскрашивание цветными карандашами. Рисование по образцу. Работа с карандашом, кистью и красками. Смешивание   краски.   Рисование   ниткой,   штампиком,   оттиском,   пальчиком.   Украшение матрешки орнаментами разных народов. Оформление готовых работ в альбом. Форма контроля: практическая работа  3. Аппликация из бумаги Теория:  Предметная   аппликация.   Одноцветная   аппликация.   Вырезание   предметов   по шаблону.   Многоцветная   аппликация.  Композиция   и   виды   аппликации   из   разных материалов.   Правила   техники   безопасности.   Сюжет.   Композиция.   Сбор   и   обработка материала. Материалы и инструмент. Способы соединения. Виды и свойства различных материалов. Виды бумаги,  используемые  на занятиях: газетная, обложечная, альбомная, цветная для аппликаций, для принтера, копирка, писчая.  Свойства бумаги: цвет, блеск, прозрачность, фактура поверхности. Экономное расходование бумаги при разметке деталей по шаблону, через копирку. Практика.   Вырезание  листьев  простой и  сложной  формы, прямых  и изогнутых веток. Вырезание веток. Вырезание и наклеивание на основу многоцветной аппликации. Вырезание из   изображения   части   и   подклеивание   под   неё   подкладки.  .  Технология   выполнения аппликации   из   различных   материалов.   Выполнение   аппликационных   работ   по   образцу. Оформление готовых работ. Форма контроля: практическая работа  4.. Пластилинографиия». Теория:  Введение   в  курс  занятий.  Условия  безопасной   работы.  Организация  рабочего места.   Расширять   представления   детей   об   окружающем   мире.   Развивать   взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую   моторику,   координацию   движений   рук,   глазомер.   Средства   выразительности: фактура, цвет. Практика.  Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на белом листе бумаги по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно большую выразительность придать, смешивая кусочки пластилина разного цвета. Форма контроля: самостоятельная работа 5. Мозаика из бумаги. Теория:  Что   такое   мозаика?   Способы   изготовления   мозаики   из   бумаги.   Мозаика   из геометрических   фигур.  История   мозаики.   Виды   мозаики.   Материалы   и   инструменты. Правила   техники   безопасности.   Способы   закрепления.   Обработка   материала. Окрашивание. Основные технологические операции ручной обработки бумаги: отрывание, резание   ножницами,   многослойное   складывание,   гофрирование,   сборка   и   скрепление деталей   (клеевое),   переплетение   (соединение   в   щелевой   замок),   отделка   аппликацией, сушка. Практика.  Технология выполнения мозаики. Оформление готовых работ. Форма контроля: самостоятельная работа 6. Симметричное вырезание из бумаги. Теория:  Что такое симметрия? Что такое асимметрия?   Симметрично расположенные элементы в композиции.  12 Виды бумаги,  используемые  на занятиях: газетная, обложечная, альбомная, цветная для аппликаций, для принтера, копирка, писчая.  Свойства бумаги: цвет, блеск, прозрачность, фактура поверхности. Экономное расходование бумаги при разметке деталей по шаблону, через копирку. Практика.  Выполнение работ по трафарету. Выполнение работ в технике «симметричное вырезание».   Изготовление   одноцветных   и   многоцветных   аппликаций.   Изготовление аппликаций   применением   различных   способов   скрепления   деталей.   Изготовление аппликаций в технике «мозаика» с использованием геометрических фигур. Форма контроля: наблюдение 7. Оригами Теория:  Продолжаем изучать свойства бумаги. История возникновения бумаги. Разница между   бумагой   и   картоном.   Разнообразие   бумаги,   ее   виды.   Знакомство   с   искусством складывания из бумаги – оригами. Условные обозначения, принятые в оригами, основные приёмы   складывания.   Используемые   термины,   базовые   формы.   Оригами   с   элементами аппликации. Практика.   Складывание   фигурок:   весёлые   мордашки.     Садывание   базовых   форм /Треугольник, воздушный змей…/.   Бумажный конструктор из базовых форм. Цветы из различных   базовых   форм.   Цветочные   фантазии.   Самостоятельное   выполнение   простых творческих работ. Упражнения на разминку пальцев. Форма контроля: практическая работа 8. Мокрая бумага. Теория: Свойства бумаги. Возможности мокрой бумаги. Бумажные шарики. Способ их  изготовления. Эксперименты с мокрой бумагой. Способы окрашивания мокрой бумаги.  Способы изготовления листочков из мокрой бумаги. Фантазии из мокрой бумаги. Практика.  Изготовление панно, поделок, аппликаций, открыток. Форма контроля: практическая работа 9. Гипсовая лепнина Теория: Способы изготовления поделок из гипса. Их отливка, раскраска, лакирование.  Изготовление форм для отливки из фольги для детского творчества (способы тиснения на фольге). Практика.  Изготовление панно и сувениров из гипса. Раскраска работ. Форма контроля: самостоятельная работа  10. Заключительное занятие. Итоги учебного года Теория: Что нового узнали на занятиях в этом году? Какие получились результаты? Что было трудным, интересным? Что хотели бы сделать в следующем году? Настольная игра «Мастер на все руки». Практика Выполнение практических заданий по разным темам Форма контроля: тестирование 11. Резервные часы 13 Учебно­тематический план 2 год обучения № п/п Тема Кол­во часов Теория Практика 1. Вводное занятие.  2. Учись рисовать и раскрашивать. 3. Аппликация из бумаги 4. Пластилинографиия».  5. Мозаика из бумаги. 6. Симметричное вырезание из  бумаги. 7. Оригами 8. Мокрая бумага. 9. Гипсовая лепнина. 10. Заключительное   занятие.  Итоги учебного года 11. Резервные часы Всего 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 6 6 2 4 2 5 4 4 1 4 4 1 3 1 4 3 3 1 1 36 1 12 24 Формы аттестации/ контроля наблюдение, тестирование практическая работа  самостоятельная работа самостоятельная работа наблюдение практическая работа практическая работа самостоятельная работа тестирование Содержание программы 2  год обучения 1. . Вводное занятие.  Вводный, первичный Теория:  Введение   в   образовательную   программу. инструктаж по правилам техники безопасности: пожарной   безопасности, действия в экстремальных ситуациях, при работе с ножницами и другими колющими и режущими инструментами. Знакомство с Уставом МБУ ДО «Центр детского творчества». Правила пешеходов. Практика.  Загадки. Организация  своего  рабочего места. Игра “Дорисуй ”. Форма контроля: наблюдение, тестирование 2. Учись рисовать и раскрашивать Теория: Виды бумаги,  используемые  на занятиях: альбомная, цветная, для принтера,  копирка, писчая.  Свойства бумаги: цвет, блеск, прозрачность, фактура поверхности.  Мятый лист  бумаги. Что он напоминает? Что с ним можно делать? Мятая бумага и  рисование. Способы печатания тушью. Практика.  Рисование на мятой бумаги. Рисование мятой бумагой. Рисование по образцу. Печатанье с использованием трафаретов. 14 Форма контроля: практическая работа  3. Аппликация из бумаги Теория:  Вырезание   предметов   по   шаблону.   Аппликация   из   геометрических   фигур. Многоцветная аппликация. Мозаика из геометрических фигур.   Виды бумаги,  используемые  на занятиях: газетная, обложечная, альбомная, цветная для аппликаций, для принтера, копирка, писчая.  Свойства бумаги: цвет, блеск, прозрачность, фактура поверхности.  Изготовление изделий по шаблону, схеме.  Способы вырезания геометрических фигур из простого листа бумаги и по трафарету. Способы изготовления бумажной «лапши». Что такое «мягкая» аппликация? Способы её изготовления. Основные   технологические   операции   ручной   обработки   бумаги:   отрывание,   резание ножницами,   многослойное   складывание,   гофрирование,   сборка   и   скрепление   деталей. Способы плетения из бумаги и бумажных трубочек. Практика.   Вырезание   силуэтное.   Вырезание   и   наклеивание   на   основу   многоцветной аппликации   симметричного   строения.   Придумывание   картинок   с   элементами расположенными симметрично, асимметрично. Заполнение фигурок технических средств техникой мозаики. Полуобъёмные аппликации. Плетение из полосок бумаги.. Форма контроля: практическая работа  4.. Пластилинографиия». Теория:  Введение   в  курс  занятий.  Условия  безопасной   работы.  Организация  рабочего места.   Расширять   представления   детей   об   окружающем   мире.   Развивать   взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую   моторику,   координацию   движений   рук,   глазомер.   Средства   выразительности: фактура, цвет. Практика.  Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на белом листе бумаги по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно большую выразительность придать, смешивая кусочки пластилина разного цвета. Форма контроля: самостоятельная работа 5. Мозаика из бумаги. Теория:  Мозаика   из   геометрических   фигур.   Выбор   сюжета.   Подготовка   материала. Выполнение   мозаичных   работ   из   разных   материалов:   бумага,   природный   материал. Бумага, природный материал, ткань. Оформление готовых работ.  Практика.   Выбор   сюжета.   Подготовка   материала.   Выполнение   мозаичных   работ   из разных материалов: бумага, природный материал,  ткань.  Оформление готовых работ.. Форма контроля: самостоятельная работа 6. Симметричное вырезание из бумаги. Теория:  Виды   бумаги,   используемые   на   занятиях:   газетная,   обложечная,   альбомная, цветная для аппликаций, для принтера, копирка, писчая.   Свойства бумаги: цвет, блеск, прозрачность,   фактура   поверхности.   Экономное   расходование   бумаги   при   разметке деталей по шаблону, через копирку. Технические приёмы выполнения работ по трафарету, симметричное   вырезание.   Знакомство   с   новыми   технологиями   обработки   различного материала   (растительная   крошка,   смешанный   растительный   материал,   ткань,   бросовый материал, семена, шнурок). Способы закрепления. Просушка. Оформление готовых работ. Практика.  Выполнение работ по трафарету. Выполнение работ в технике «симметричное вырезание».   Изготовление   одноцветных   и   многоцветных   аппликаций.  Выполнение аппликационных работ по собственному замыслу. Форма контроля: наблюдение 15 7. Оригами Теория: Технология складывания бумаги для получения объемных поделок из одной  заготовки. Летающие и плавающие модели. Совершенствование навыков техники оригами,  отработка базовых приемов складывания и сгибания бумаги.   Что такое киригами?  Способы изготовление открыток в техники киригами. Что такое кусудама?   Изготовление  треугольного модуля. Кусудама из модулей. Техника из базовых форм оригами.  Способы  соединения модулей.  Практика.  Складывание базовых форм и модулей.  Бумажный конструктор из базовых форм. Кусудама «Колобок – ёжик маленький»,  фигурки.  Форма контроля: практическая работа 8. Мокрая бумага. Теория:  Свойства бумаги. Возможности мокрой бумаги. Бумажные шарики. Способ их изготовления. Эксперименты с мокрой бумагой. Способы  окрашивания мокрой бумаги. Способы изготовления листочков из мокрой бумаги. Фантазии из мокрой бумаги. Практика.  Изготовление панно, поделок, аппликаций, открыток. Форма контроля: практическая работа 9. Гипсовая лепнина Теория: Способы изготовления поделок из гипса. Их отливка, раскраска, лакирование.  Способы использования пластмассовых объёмных  картин, как форм для отливки. Практика Изготовление панно и сувениров из гипса.. Раскраска работ. Форма контроля: самостоятельная работа  10. Заключительное занятие. Итоги учебного года Теория: Что нового узнали на занятиях в этом году? Какие получились результаты? Что было трудным, интересным? Что хотели бы сделать в следующем году? Настольная игра «Мастер на все руки». Практика Выполнение практических заданий по разным темам Форма контроля: тестирование 11. Резервные часы Учебно­тематический план 3 год обучения № п/п Тема Кол­во часов Теория Практика 1. Вводное занятие.  2. Учись рисовать и раскрашивать. 3. Аппликация из бумаги 4. Пластилинографиия».  5. Мозаика из бумаги. 6. Симметричное вырезание из  бумаги. 1 6 6 2 4 2 1 2 2 1 1 1 4 4 1 3 1 Формы аттестации/ контроля наблюдение, тестирование практическая работа практическая работа  самостоятельная работа самостоятельная работа наблюдение 16 7. Оригами 8. Мокрая бумага. 9. Гипсовая лепнина. 10. Заключительное занятие.  Итоги учебного года 11. Резервные часы Всего 5 4 4 1 1 36 1 1 1 1 12 4 3 3 1 24 практическая работа практическая работа самостоятельная работа тестирование Содержание программы 3 год обучения 1. . Вводное занятие.  Вводный, первичный Теория:  Введение   в   образовательную   программу. инструктаж по правилам техники безопасности: пожарной   безопасности, действия в экстремальных ситуациях, при работе с ножницами и другими колющими и режущими инструментами. Знакомство с Уставом МБУ ДО «Центр детского творчества». Правила пешеходов. Практика.  Загадки. Организация  своего  рабочего места. Игра “Дорисуйка”. Форма контроля: наблюдение, тестирование 2. Учись рисовать и раскрашивать Теория: Элементы пейзажа: земля, растительный покров, кустарники, деревья, вода, небо.  Особенности палитры. Раскрашивание готовых картинок. Графический диктант. Задания  на развитие творческого воображения. Составление абстрактной или тематической  композиции на прямоугольнике.  Способы рисования веревочкой Практика.   Рисование насекомого. Раскрашивание цветными карандашами. Рисование по трафарету. Печатанье тушью по трафарету.  Форма контроля: практическая работа  3. Аппликация из бумаги Теория:  Вырезание   предметов   по   шаблону.   Многоцветная   аппликация.   Способы изготовления мозаики из бумаги. Мозаика из геометрических фигур. Экономное   расходование   бумаги   при   разметке   деталей   по   шаблону,   через   копирку. Продолжаем освоение основных  технологических  операций  ручной обработки бумаги: отрывание,   резание   ножницами,   многослойное   складывание,   гофрирование,   сборка   и скрепление   деталей   (клеевое),   переплетение   (соединение   в   щелевой   замок),   отделка аппликацией,   сушка.   Игра   «Колумбово   яйцо».   Способы   развития   творческого воображения.   Способы   складывания   фигур   из   элементов   игры   «Колумбово   яйцо». Способы   изготовления   куба­туннеля.   Способы   работы   канцелярским   ножом   для вырезания граней куба. Практика.   Изготовление   игры   «Колумбово   яйцо».     Фантазии   из   мятой   бумаги.   Куб­ туннель. Изготовление закладок, открыток. Форма контроля: практическая работа  4.. Пластилинографиия». Теория:  Условия   безопасной   работы.   Организация   рабочего   места.   Расширять представления   детей   об   окружающем   мире.   Развивать   взаимосвязь   эстетического   и художественного   восприятия   и   творческой   деятельности   детей.   Развивать   мелкую 17 моторику,   координацию   движений   рук,   глазомер.   Средства   выразительности:   фактура, цвет. Практика.  Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на белом листе бумаги по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно большую выразительность придать, смешивая кусочки пластилина разного цвета. Форма контроля: самостоятельная работа 5. Мозаика из бумаги. Теория:  Ознакомление   с   навыками   мозаичного   способа.   Выполнение   панно   в   технике треугольной   мозаики.   Знакомство   с   правилами   треугольной   мозаики.   Выбор   сюжета. Подготовка   материала.   Выполнение   мозаичных   работ   из   разных   материалов:   бумага, природный материал.  Бумага, природный материал, ткань. Оформление готовых работ.  Практика.   Выполнение панно в соответствии   с технологическими правилами.  Выбор сюжета.   Подготовка   материала.   Выполнение   мозаичных   работ   из   разных   материалов: бумага, природный материал,  ткань.  Оформление готовых работ.. Форма контроля: самостоятельная работа 6. Симметричное вырезание из бумаги. Теория:. Понятие о контуре, силуэте предмета. Расширение    и углубление понятий  о симметричных фигурах. Форма и её закономерность. Прямолинейные и округлые формы. Практика.   Изготовление   контурных   симметричных   моделей   со   щелевидными соединениямипо   образцу,   рисунку,   шаблону,   воображению   и   собственному   замыслу. Оформление изделий. Форма контроля: наблюдение 7. Оригами Теория:  Повторение   основных   базовых   форм.   Правила   сгибания   бумаги.   Условные обозначения. Выбор сюжета. Подготовка бумаги к работе. Выполнение фигурок по схеме, по памяти. Оформление готовых работ с помощью аппликации. Технология складывания бумаги для получения объемных поделок из одной заготовки. Совершенствование навыков техники   оригами,   отработка   базовых   приемов   складывания   и   сгибания   бумаги.   Ккиригами.   Способы   изготовление   открыток   в   техники   киригами.   Изготовление треугольного модуля..  Способы соединения модулей.  Практика.  Выбор сюжета. Подготовка бумаги к работе. Выполнение фигурок по схеме, по памяти. Оформление готовых работ с помощью аппликации. Форма контроля: практическая работа 8. Мокрая бумага. Теория:  Свойства бумаги. Возможности мокрой бумаги. Бумажные шарики. Способ их изготовления. Эксперименты с мокрой бумагой. Способы  окрашивания мокрой бумаги. Способы изготовления листочков из мокрой бумаги. Фантазии из мокрой бумаги. Практика.  Изготовление панно, поделок, аппликаций, открыток. Форма контроля: практическая работа 9. Гипсовая лепнина Теория:  Способы изготовления поделок из гипса. Их отливка, раскраска, лакирование. Способы использования пластмассовых объёмных   картин, как форм для отливки. Виды лаков. Способы лакирования работ. Практика Изготовление панно и сувениров из гипса. Раскраска работ.  Форма контроля: самостоятельная работа  18 10. Заключительное занятие. Итоги учебного года Теория: Что нового узнали на занятиях в этом году? Какие получились результаты? Что было трудным, интересным? Что хотели бы сделать в следующем году? Настольная игра «Мастер на все руки». Практика Выполнение практических заданий по разным темам Форма контроля: тестирование 11. Резервные часы 1.4.  Планируемые результаты Освоение   программы   «Мир   равных   возможностей.   Волшебные   пальчики» направлено   на   достижение   комплекса   результатов   в   соответствии   с   требованиями федерального государственного образовательного стандарта.  Программа предполагает наличие: личностных универсальных действий - самостоятельно   определять   и   высказывать   самые   простые   правила   поведения   на занятии; - давать оценку своим поступкам и поведению других обучающихся; - оказывать другим детям  эмоциональную поддержку в случае затруднения; регулятивные универсальные учебные действия - определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога; - проговаривать   последовательность   действий   на   занятии   и   оценивать   правильность выполнения действий; - вносить   необходимые   коррективы   действия   на   основе   учета   характера   сделанных ошибок; - учиться работать по предложенному педагогом плану; - совместно   с   педагогом   планировать   свою   работу,   используя   необходимые   средства обучения, оценивать свою работу по заданным критериям; познавательные универсальные учебные действия - ориентироваться в условных обозначениях; - делать выводы в результате совместной работы обучающегося и педагога; - использовать поиск необходимой информации для создания работ. коммуникативные универсальные  учебные действия - оформлять свои замыслы в устной форме; - договариваться с обучающимися и педагогом о правилах поведения и общения; - учиться работать в паре; - контролировать действие партнёра; - учитывать   разные   мнения   и   стремление   к   координации   различных   позиций   в сотрудничестве; - уметь   в   рамках   совместной   деятельности   слушать   других,   высказывать   свою   точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни. По   окончании   у   обучающиеся   повысилась     мотивация     к   творческой   деятельности сформировались   нравственные   качества   личности.   Дети   овладеют   практическими навыками обработки различных материалов.  В результате  Обучающиеся должны знать: - правила безопасности труда и личной гигиены. Правила организации  рабочего места; - гимнастику для пальцев рук; - правила нанесения клея и наклеивание мелких деталей; 19 - правила бережного использования бумаги; - различные способы и приёмы бумажной пластики и оригами; - виды   аппликаций:   предметная,   сюжетно­тематическая,   силуэтная,   геометрическая, резанная, рваная, мозаика, плоскостная и объёмная, аппликация из различных бросовых материалов; - особенности   и   различные   виды   бумаги:   калька,   картон,   бумага   для   принтера, гофрированная бумага, салфетки; - начальные   представления   о   дизайне,   техническом   и   декоративно­прикладном творчестве. Обучающиеся должны уметь: - соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; - экономно размечать материал; - пользоваться чертежными инструментами, ножницами; - правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы; - резать бумагу ножницами; - пользоваться  схемой оригами; - выполнять   различные   манипуляции   с   бумагой:   складывать,   сворачивать,   скручивать, мять, рвать на нужные кусочки; - создавать плоскостные и объёмные аппликации; - собирать игрушки – «оригамушки»; - использовать навыки декоративного конструирования, придумывать свой узор; - располагать элементы аппликации, рисунка, используя всю площадь листа; - соединять и наклеивать детали с помощью клея; - подбирать нужный материал, материал нужного цвета; - строить отношения на основе сотрудничества. Обучающиеся должны овладеть навыками: - разметки листа бумаги; - складывания базового модуля; - резания. - самостоятельного выполнения самомассажа и пальчиковой гимнастики. 20 Раздел № 2 «Комплекс организационно­педагогических условий» Календарно­учебный график на 2016­2017 учебный год Для   2016­2017   года   начало   учебного   года   –   01   сентября.   Начало   учебных   занятий   –   15   сентября.   В   период   до   начала   учебных   занятий педагогические работники осуществляют методическую и организационную работу, связанную с комплектованием групп. Окончание учебного года – 31 мая. Продолжительность учебного года – 36 недель. Для каждой группы календарный учебный график представлен в п.2.1. Год обучения 1 полугодие 2 3 21.09 – 30.12 21.09 – 30.12 Количество учебных недель 15 17 Зимние праздники 2 полугодие 30.12 – 08.01 31.12 – 10.01 11.01 – 31.05 11.01 –  31.05 Количество учебных недель 21 19 Летние каникулы 01.06 ­ 31.08 01.06 ­ 31.08 Календарный учебный график 2 год обучения Время проведения занятия Форма занятия Кол­во часов Тема занятия 1. Вводное занятие.  Месяц  Число  № п/п 1 сентябрь 21 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 0октябрь ноябрь декабрь 28 05 12 19 26 02 09 16 23 30 07 900 ­ 930 940­1010 900 ­ 930 940­1010 900 ­ 930 940­1010 беседа с  игровыми  моментами беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая 1 6 6 Всего учебных недель 36 36 Место проведения Каб. №109 Форма контроля наблюдение, тестирование практическая работа 2. Учись рисовать и раскрашивать. Каб. №109 3. Аппликация из бумаги Каб. №109 самостоятельная работа 21 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 январь  февраль март апрель май 14 21 28 11 18 25 01 08 15 22 01 15 22 29 05 12 19 26 03 10 17 24 31 08 900 ­ 930 940­1010 900 ­ 930 940­1010 900 ­ 930 940­1010 900 ­ 930 940­1010 900 ­ 930 940­1010 900 ­ 930 940­1010 беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая 2 4 2 5 4 4 1 1 4. Пластилинографиия».  Каб. №109 самостоятельная работа 5. Мозаика из бумаги. Каб. №109 наблюдение 6. Симметричное вырезание из бумаги. Каб. №109 7. Оригами Каб. №109 8. Мокрая бумага. Каб. №109 практическая работа практическая работа самостоятельная работа 9. Гипсовая лепнина. Каб. №109 тестирование   Заключительное   занятие.  Итоги 10. учебного года 11. Резервные часы Каб. №109 Каб. №109 22 Месяц  Число  № п/п 1 сентябрь 21 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 0октябрь ноябрь декабрь январь  февраль 28 05 12 19 26 02 09 16 23 30 07 14 21 28 11 18 25 01 Время проведения занятия 1340 ­ 1410 1420­1450 1340 ­ 1410 1420­1450 1340 ­ 1410 1420­1450 1340 ­ 1410 1420­1450 1340 ­ 1410 1420­1450 Календарный учебный график 3 год обучения Форма занятия Кол­во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля беседа с  игровыми  моментами беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая 1 6 6 2 4 1. Вводное занятие.  Каб. №109 2. Учись рисовать и раскрашивать. Каб. №109 3. Аппликация из бумаги Каб. №109 4. Пластилинографиия».  5. Мозаика из бумаги. Каб. №109 Каб. №109 наблюден ие, тестирова ние практичес кая работа самостоят ельная работа самостоят ельная работа наблюден ие 23 март апрель май 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 08 15 22 01 15 22 29 05 12 19 26 03 10 17 24 31 08 1340 ­ 1410 1420­1450 1340 ­ 1410 1420­1450 1340 ­ 1410 1420­1450 1340 ­ 1410 1420­1450 1340 ­ 1410 1420­1450 беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами,  практическая беседа с  игровыми  моментами 2 5 4 4 1 1 6. Симметричное вырезание из бумаги. Каб. №109 практичес кая работа 7. Оригами Каб. №109 практичес 8. Мокрая бумага. 9. Гипсовая лепнина. кая работа самостоят ельная работа тестирова ние Каб. №109 Каб. №109 10. Заключительное занятие. Итоги учебного года Каб. №109 11. Резервные часы 24 2.1. Условия реализации программы Для   плодотворного   функционирования     творческого   объединения   по   программе «Мир   равных   возможностей.   Волшебные   пальчики»   в   первую   очередь   необходимо помещение,   соответствующее   санитарно­гигиеническим   требованиям.   Оборудование кабинета   должно   включать   в   себя   набор   учебной   мебели:   столы,   стулья,   шкафы, инструменты   и   приспособления,   необходимые   для   организации   занятий.   Рабочее   место каждого ребёнка должно быть в меру просторным, всё необходимое для занятий должно быть под  рукой. Каждое занятие по программе «Волшебные пальчики» рекомендуется начинать с 1. элементов   самомассажа   кисти   и   пальцев   рук.   Стойкие   неудачи   при   попытках воспроизвести   нужное   движение   или   действие   может   привести   к   отказу   от   занятий. Поэтому любое   задание   надо предлагать   в  игровой  форме,  которая вызовет  у  ребёнка интерес, но и за счет положительной  эмоциональной стимуляции  будет способствовать повышению   психического   тонуса,   а   следовательно,   и   улучшению   работоспособности. Начинается   и   заканчивается   самомассаж   с   расслабления   кистей   рук,   поглаживания: Самомассаж тыльной стороны кистей рук. Самомассаж  ладоней. Самомассаж пальцев рук. На одном занятии выполняется не более 5­6 упражнений.  Примеры   самомассажа  пальцев   рук:     Кисть   и   предплечье   массируемой   руки располагаются на столе, дети сидят. Щипцами, образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение).  Клещи.  Ухватили клещи гвоздь,  Выдернуть пытаются.  Может, что­нибудь и выйдет,  Если постараются! Движется   подушечка   большого   пальца,   положенного   на   тыльную   сторону   массируемой фаланги,   остальные   четыре   охватывают   и   поддерживают   палец   снизу   (спиралевидное движение).  Барашки  На лугах пасутся барашки, Раскудрявые барашки.   Целый день всё: Бе да бе, Носят шубы на себе. Шубы в кудрях, погляди, Бяшки спали в бигуди,  Утром сняли бигуди,  Попробуй гладкую найди. Все кудрявы, до одной, Бегут кудрявою толпой. Уж такая у них мода, У бараньего народа. 1. Пальчиковой  гимнастики. Пальчиковые игры ­ важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В   ходе   пальчиковых   игр   обучающиеся,   повторяя   движения   взрослых,   активизируют моторику   рук.   Тем   самым   вырабатывается   ловкость,   умение   управлять   своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости 25 помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию,   по   речевой   инструкции.   Сначала   словесная   инструкция   сопровождается показом,   т.е.   дети   работают   по   подражанию.   Затем   степень   их   самостоятельности увеличивается ­ показ устраняется и остается только словесная инструкция.  Например, игры –потешки. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры­потешки.  Сорока­белобока  Кашку варила,  Детишек кормила.  Этому дала,  Этому дала,  Этому дала,  Этому дала,  Этому дала.  При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают   мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.  Другой вариант этой потешки:  Этому не дала:  Ты воды не носил,  Дров не рубил, Каши не варил­  Тебе ничего нет!  При этом большой палец не загибается.  Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов: собирание пирамидок, матрешек, мозаики.  Двигательные   нарушения,   ограничивающие   предметно­практическую   деятельность   и затрудняющие   развитие   самостоятельного   передвижения,   навыков   самообслуживания, часто ставят больного ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Поэтому с   первых   моментов   общения   необходимо   создать   благоприятные   условия   для формирования познавательной активности и творческой инициативы ребенка, развития его мотивационной и психоэмоциональной, волевой сфер. Для   развития   движения   рук   с   детьми   проводятся   физкультминутки,   включающие гимнастические упражнения, использующие имитационные движения. Например:  «паравоз» ­ дети сидят, руки согнуты в локтях, локти прижаты к туловищу, кисти сжаты в кулаки – выполняют круговые движения в плечевых суставах;  «петушок   машет   крыльями»   ­   дети   сидят,   отводят   руки   в   стороны   и   приводят   к туловищу; Так же на физкульт минутках необходимо тренировать изолированность движений рук, следующими упражнениями:  разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая левой и наоборот;  постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки;  руки полусогнуты, опора на локти – встряхивание по очереди кистями и т.д. 2.3. Формы аттестации 26 Проводиться   входящий   и   итоговый   контроль   в   форме   тестов.   Используется тестовая диагностика развития мелкой моторики, зрительно­моторных координаций Н.И. Гуткиной, ДИАГНОСТИКА Развития   мелкой  моторики,  зрительно­моторных  координаций,  произвольного внимания. Методика «Домик», разработана Н.И. Гуткиной.      Ребенок должен  как можно точнее перерисовать домик и простое предложение на английском языке           Инструкция:   «На   странице   нарисован   домик   и   написано   предложение   на английском языке. Постарайся, пожалуйста, нарисовать такие же, чтобы было похоже. Я думаю,   у   тебя   обязательно   получится.   Понятно,   что   нужно   делать?»   Если   ребенок   не понял, объясните еще раз. После того как ребенок закончит самостоятельное выполнение задания, не забудьте похвалить его. Оценка результатов: 5   —   домик   скопирован   практически   точно,   присутствуют   все   детали,   линии параллельные, не выходящие за контур; предложение скопировано достаточно качественно, почти все буквы (11­12) совпадают с образцом; 4   —   домик   скопирован   достаточно   точно,   лишь   некоторые   детали   изображены нечетко; изменены пропорции, не всегда соблюдается параллельность линий; предложение скопировано достаточно разборчиво, изменены сложные по начертанию буквы, 8­10 букв совпадают с образцом; 3   —   домик   скопирован   с   небольшими   искажениями,   но   при   этом   форма   фигур передана,   существенно   нарушена   параллельность   линий;   в   предложении   скопированы достаточно точно несколько букв (5­7); 2 — при копировании домика обозначена лишь общая его форма, многие детали не скопированы или не точно скопированы, прямые не параллельны; и предложении лишь 3­4 буквы совпадают с образцом; 1 — домик и предложение скопированы со значительными погрешностями. Методика «Продолжи узор»                    Данное задание можно выполнять в два этапа: сначала нужно нарисовать изображенные   узоры,   а   затем   под   диктовку   нарисовать   узор   и   самостоятельно   его 27 продолжить.      Далее аналогично рисуем следующие узоры.                  Инструкция:  «Посмотри внимательно на эти узоры (рис. 2) и постарайся продолжить их рисовать до конца страницы. Понятно ли тебе, что нужно делать?». При необходимости   задание   можно   повторить   еще   раз.   После   того   как   ребенок   закончит самостоятельное выполнение задания, не забудьте похвалить его.               Вторая часть: «А теперь мы с тобой будем рисовать на клеточках. Найди, пожалуйста точку и поставь на нее свой карандашик. Слушай меня внимательно. От этой точки   проведи   линию   на   одну   клеточку   вправо   (обратить   внимание   на   то,   понял   ли ребенок, что нужно делать, и правильно ли он выполняет соединения; можно помочь ему, объяснив, как он должен рисовать линию, но помощь допустима только при выполнении первого узора), затем одну клеточку вверх, одну клеточку вправо, одну клеточку вниз, одну клеточку вправо, две клеточки вверх, одну клеточку вправо, две клеточки вниз, одну клеточку вправо, одну клеточку вверх, одну клеточку вправо, одну клеточку вниз, одну клеточку вправо, две клеточки вверх, одну клеточку вправо, две клеточки вниз. А теперь продолжи узор. Рисунок 1. Рисунок 2. 28 Оценка результатов: 5 – все узоры на рисунке 2, дорисованы правильно, линии четкие, аккуратные;  четыре узора на рисунке 1, также выполнены точно, нет ошибок в продолжении узоров, линии ровные, совпадающие с границами клеток; 4 – верно выполнено 5 узоров их шести, линии достаточно четкие, но есть небольшие неточности, погрешности; 3 – верно выполнено 4 узора, существенных отклонений при рисовании под диктовку нет,   но   есть   ошибки   в   самостоятельном   продолжении   узоров,   линии   не   всегда   точно совпадают с клеточками; 2 – правильно выполнено 2­3 узора, есть серьезные ошибки при выполнении первой части   задания:   ребенку   трудно   рисовать   под   диктовку,   у   него   нет   четкой   ориентации вправо­влево, вверх­вниз, линии неровные, нечеткие;   1 – верно выполнен 1 узор, линии неровные, неаккуратные. Результаты могут быть представлены в виде таблицы: КОПИРОВАНИ Е ПРОСТЫХ ФИГУР ЕЗДА ПО ДОРОЖКЕ ИТОГО КОПИРОВАНИ Е ФИГУР ВЫРЕЗАНИЕ КРУГА ИТОГО Н К Н К Н К Н К Н К Н К Ф.И. № п/п 1. Тестирование Ф.И. домик Графический диктант Н К Н К Продолж и узор Н К КОПИРОВАНИ Е ФИГУР ВЫРЕЗАНИЕ КРУГА ИТОГО Н К Н К Н К № п/п 1. Результаты развития мелкой моторики у детей.   Учебный год высокий уровень начало средний ниже  среднего высокий конец средний ниже среднего Группа №1 Группа №2 2.4. Оценочные материалы Результативность участия обучающихся в конкурсах (или конференциях, или соревнованиях, или всё вместе) (заполнять в течение года) Статус конкурса № п/п Название конкурса Ф.И. участника Результат 2.5. Методические материалы 29 Образовательная    программа  «Волшебные  пальчики»  разработана  на основе  программы «Творческая   мастерская»   курса   «Семиделкин»   Жуковой   Т.В.,   рабочей   программы   по внеурочной деятельности «Начальное техническое моделирование», составитель Иванова В.З., программы «Художественное творчество», автор Проснякова Т.Н. 2.6. Список литературы Нормативно­правовая  база, на основе которой разработана программа: Указ   Президента   Российской   Федерации   от   01.06.2012   №   761   «О   национальной Указ   Президента   Российской   Федерации   от   07.05.2012   №   597   «О   мерах   по  Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  реализации государственной социальной политики»;  стратегии в интересах детей на 2012­2017 годы»;  Постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 № 617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012 – 2017 годы»;  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008   «Об   утверждении   Порядка   организации   и   осуществления   образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;  Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56­ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;  Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191­0139/06­ ГИ   «Рекомендации   по   организации   образовательной   и   методической   деятельности   при реализации общеразвивающих программ в области искусств»;  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014   г.   №41   г.   Москва   «Об   утверждении   СанПиН   2.4.4.3172­14   «Санитарно­ эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных   организаций   дополнительного   образования   детей»   (зарегистрировано   в Минюсте РФ 20 августа 2014 г., рег. № 33660);  Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 04.09.2014 г. №  1726­р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;  Распоряжение Правительства Российской Федерации   от 24.04.2015 г. № 279­р «План мероприятий   на   2015­2020   годы   по   реализации   Концепции   развития   дополнительного образования детей» (п. 12, 17, 21);  Распоряжение  Администрации Алтайского края об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года и Плана мероприятий на 2015 ­ 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года № 267­р от 22.09.2015;  Приказ   Администрации   Алтайского   края   от   19.03.2015   г.   «Об   утверждении методических   рекомендаций   по   разработке   дополнительных   общеобразовательных (общеразвивающих) программ; 30

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"

Дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая) программа "Волшебные пальчики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2018