Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МИР РАСТЕНИЙ»
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МИР РАСТЕНИЙ»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
биология +1
1 кл—4 кл
07.01.2017
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «МИР РАСТЕНИЙ»
результаты работы объединения- за 1 год обучения 18 грамот победителей в школьных НОУ разного уровня
Мир растений ПРОГРАММА.docx

 

Департамент образования Администрации города Омска

 

Бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования города Омска

«Детский Эколого-биологический Центр»

 

 

                                                                    «УТВЕРЖДЕНО»

                                                                                           Педагогическим советом

                                                                   БОУ ДО г. Омска

                                                                        «Детский ЭкоЦентр»

                                                                                      Протокол № 1 от 30.08.2016 г.

Директор _____ /Г.В. Ситникова/

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 

«МИР РАСТЕНИЙ»

 

 

 

 

 

 

                                                             Возраст учащихся– 7 -11 лет

                                                             Срок реализации программы – 2 года

                                                             Количество часов – 144/216

 

 

                                                             Автор-составитель – Ульянова Марина

                                                             Викторовна, педагог дополнительного

                                                             образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир расте-ний» - программа естественнонаучной  направленности. Предназначена для учащихся 7-11 лет, проявляющих интерес к биологии.

Комнатные растения становятся практически единственной связью с природой для детей живущих в городских условиях. Многие растения благоприятно воздействуют на человека. Они играют важную санитарно-экологическую роль. Улучшая состав воздуха, и тем самым облегчают наше дыхание. Даже сам цвет зелени действует успокаивающе на нервную систему, вызывая при этом положительные эмоции.

Данная программа включает многообразную информацию о декоративных комнат-ных растениях, микроклиматических условиях среды, способах ухода, борьбы с вредите-лями и болезнями, большее внимание уделяется любопытным факторам и рекомендации по аранжировке растений в помещении.

Опыт работы показал, что правильно поставленная работа учащихся с декоратив-ными растениями помогает им закрепить свои знания по многим вопросам школьного курса ботаники, лучше понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.

Программа предусматривает изучение комнатных растений защищенного грунта, а также экзотических растений далеких, жарких тропиков, легенд и мифов о цветах.

В данной программе прослеживается изучение растений разных экологических и хозяйственных групп.

Теоретический материал подбирался таким образом, чтобы сформировать представ-ления о растениях, как об одном из самых важных направлениях изучения природы. Практические занятия позволят сформировать необходимые умения и навыки, которые учащиеся в дальнейшем смогут применить самостоятельно, украсив свою комнату люби-мыми растениями, помочь учителю в оформлении кабинета биологии, дать практический совет родителям в оформлении интерьера своего дома.

 

Новизна программы

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа «Мир расте-ний» разработана на основе 010 ФГОС начального общего образования, обществознание и естествознание (Окружающий мир)

В процессе изучения программы проходит осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы, норм здоровьесберегающего поведения в природной и соци-альной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружаю-щем мире.

 

Актуальность программы

В период внедрения ФГОС нового поколения необходимо обратить особое внима-ние на экологическое воспитание учащихся и развитие их компетентности. Школьная программа по естествознанию не дает возможности получить необходимых для жизни умений и навыков, поэтому назрела необходимость в данной программе

В наш век технического прогресса, растущих ввысь городов для многих людей ком-натные растения становятся единственной связью с природой. Родители многие не имеют возможности дать ребенку знания  навыки по выращиванию и уходу за растениями. В объединении учащиеся готовятся к активной трудовой деятельности, сознательному вы-бору профессии, прививается любовь к природе и сельскохозяйственному труду.

Во время проведения занятий используются наглядный материал, живые комнатные растения, почвенные смеси, фотографии и открытки, книги о комнатных растений «Эн-циклопедии комнатных растений».

Программа рассчитана на учащихся 7-11 лет, в этом возрасте учащиеся обладают способностью активно усваивать информацию, происходит активный процесс мышле-ния, словесная информация воспринимается вместе со зрительным образом, учащиеся са-мостоятельно стремятся к осуществлению практической работы. Дополнительная обще-образовательная общеразвивающая программа «Мир растений» является пропедевтиче-ским курсом биологии.

 

Педагогическая целесообразность

В детском объединении «Мир растений» учащиеся ухаживают за растениями, гото-вят почвенные смеси, изучают способы борьбы с вредителями.

Методологическую основу образовательной деятельности составляет личностно-деятельностный подход. При отборе содержания воспитания предпочтение отдается:

1. педагогической поддержке;

2. социализации;

3. развитие индивидуальности;

4. духовно-нравственное развитие личности ребенка.

Человек, с детства привыкший воплощать свои замыслы в работе, сохранит эту привычку на всю жизнь – в какой бы области он не трудился, сможет наиболее полно проявить себя.

Предлагаемый курс является авторским, базируется изучением современных техно-логий выращивания растений, а также использование растений в практических целях применения

 

Цель программы:

формирование экологической культуры по средствам изучения особенностей выра-щивания растений в закрытом грунте, научить применять практические умения и навыки по выращиванию декоративных, культурных растений, развивать творческие способно-сти учащихся.

Задачи первого года обучения:

Образовательные:

    дать учащимся систему знаний по комнатному цветоводству;

    вызвать интерес к разнообразию цветочных растений;

    научить применять полученные знания в объединении, дома, для оказания помощи своим родителям;

    освоить практические умения и навыки по уходу, размножению растений различных экологических групп;

    освоить навыки в экспериментальной и научно-исследовательской работе;

    сформировать систему знаний о видовом разнообразии  комнатных расте-ний;

    познакомить с правилами ухода за комнатными растениями;

    научить приёмам борьбы с заболеванием комнатных растений;

    познакомиться с комнатными растениями, применяемыми в медицине.

Развивающие:

    развить образное мышление, эстетический вкус и чувство прекрасного;

    развить практические навыки наблюдения за растениями, как в комнатных, так и в природных условиях;

    развить у учащихся интерес к самостоятельному исследованию;

    сформировать основные навыки деятельности экскурсовода по теплице;

    развить потребность у учащихся по оказанию практической помощи своим роди-телям;

    развить навыки экологической культуры;

    развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, т.е. разви-вать абстрактно-логическое мышление;

    сформировать навыки исследовательской деятельности, построение гипотезы и её доказательства;

    развить творческие способности школьников и их лидерские качества путём во-влечения в исследовательскую и практическую деятельность.

Воспитательные:

    сформировать потребность любви к окружающей природе и  в улучшении состоя-ния окружающей среды.

    предоставить возможность каждому ребенку проявить себя индивидуально в раз-личных сферах деятельности;

    развить коммуникативные способности учащихся, чувство ответственности за вы-полнение порученного задания;

    формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни;

    создать атмосферу психологического комфорта условий для творческого труда;

    подготовить учащихся к осмысленному выбору профессии;

 

Задачи второго года обучения:

Образовательные:

    актуализировать знания о климатических условиях произрастания растений;

    расширить кругозор об особенности плодовых культур;

    создать условия для проведения исследовательских работ;

    создать условия для проведения селекционной работы;

    расширить знания по физиологии растений.

Развивающие:

    развить творческие способности, наблюдательность, изобретательность, лю-бознательность;

    развить у учащихся способности применять теоретические знания на прак-тике;

    развить навыки научно-исследовательской деятельности.

Воспитательные:

    воспитать в каждом учащемся творческую личность;

    воспитать  доброту, честность, трудолюбие;

    воспитать  этику общения;

    воспитать чуткое отношение к взрослым и друг к другу;

    сформировать умение ставить цели и реализовывать их;

    способствовать формированию профессионально важных качеств личности;

    способствовать оценке и коррекции профессиональных планов воспитан-ников;

    воспитать чувство товарищества, взаимовыручки, самостоятельности;

    воспитать чувство любви к природе и бережного отношения к ней;

    сформировать экологическое сознание.

 

Отличительные особенности программы

В современных условиях одной из важных задач школы является развитие творче-ского потенциала личности, формирование исследовательских умений, вовлечение уча-щихся в практическую деятельность, стимулирование их к пополнению знаний об окру-жающей среде. Занятия строятся с учётом психолого-педагогических особенностей уча-щихся младшего школьного возраста, поэтому дети без труда усваивают сложные понятия из курса биологии 6 класса. Большая часть занятий проходит в оранжерее, где насчитыва-ется более 200 видов растений (тропического, субтропического и пустынного пояса), по-этому формируются основные навыки деятельности экскурсовода по теплице. В работе объединения ведется тесная связь с родителями, где развивается потребность у учащихся по оказанию практической помощи своим близким.

Программа нацелена на развитие творческих способностей школьников и их лидер-ских качеств путём вовлечения в исследовательскую и практическую деятельность, а также предоставляет возможность каждому ребенку проявить себя индивидуально в раз-личных сферах деятельности; развить коммуникативные способности, чувство ответ-ственности за выполнение порученного задания.

Программа «Мир растений» может быть использована для проведения занятий в детских объединениях дополнительного образования, факультативных занятиях в обще-образовательных школах или для дистанционных занятий.

 

Возраст учащихся, условия набора при формировании учебной группы

Возрастной состав 7-11 лет. В объединение принимаются все желающие без специ-ального отбора. Для успешной реализации программы целесообразен набор в группы по 15 человек (1года обучения) и по 12 человек (2 года обучения).

Индивидуальная работа с учащимися позволяет более полно использовать потенци-ал каждого из них, корректировать процесс усвоения материала программы. Эта форма необходима при работе по учебно-исследовательской теме для оптимальных результатов усвоения материала.

Группы формируются по разновозрастному принципу, кроме того, учитывается по-знавательный интерес к изучаемым дисциплинам естественнонаучной направленности.

 

Сроки реализации и этапы усвоения программы

Программа рассчитана на 2 года. 1 год для начальной школы, возраст 7-11 лет раз 144 часа по 4 часа в неделю, включаются теория (67 часов) и практика (64 часа), экскур-сии (13 часов). 2 год рассчитан по три часа в неделю два раза (6ч.) всего 216 часов. Прак-тика (121 час), теория (77 часов), экскурсии (18 часов).

 

Методы и формы работы детского объединения

Ведущая роль отводится технологии проблемного обучения, которая развивает уча-щегося, повышает уровень образованности, т.е. формируются качества личности, обеспе-чивающие решение познавательных, коммуникативных, развивающих и творческих за-дач. Она применяется в разделах: Ботаническая характеристика комнатных растений; Климатические условия различных зон. Коллективный способ обучения – сотрудниче-ство. Работа планируется в парах сменного состава, позволяет обеспечивать взаимообу-чение и взаимоконтроль обучаемых. Во 2 год обучения планируются занятия по звеньям, индивидуальные.

На занятиях используются такие технологии:

    Технология проблемного обучения применяется с целью развития различ-ных видов мышления и повышения интереса к программе, включения учащихся в актив-ный образовательный процесс, в котором они закрепляют общие и специальные компе-тентности, развивают творческие способности и качества личности. Наиболее эффектив-но данная образовательная технология применяется при проведении учебно-исследовательской работы по изучению декоративно – культурных растений. При изуче-нии ряда тем используются элементы проблемно-поисковых методов обучения, связан-ных с изучением растений в области генетики.

    Технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения направлены на развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, самовы-ражения, самоорганизации каждого учащегося, что подтверждается при проведении са-мостоятельных исследований, презентаций и защите проектов. Результатами реализации данной технологии является: приобретение учащимся вышеуказанных качеств личности и профориентация.

    Проектная деятельность имеет целью формирование и развитие определен-ного комплекса общих и специальных умений и навыков воспитанников, учит их рабо-тать по алгоритму, применяя элементы других технологий. В проектной деятельности подчеркивается значение профессионального образования, учащимся учатся адекватно оценивать собственные возможности, вырабатывают настойчивость и ответственность.

    Используются информационные технологии – создание и применение в ис-следовательской работе и на занятиях мультимедийных презентаций. Большое внимание уделяется уходу за комнатными растениями; защите комнатных растений от вредителей и болезней.

    Здоровьесберегающие технологии важны в работе детского объединения. Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологи-ческая гармония ребенка. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой. С доброжелательных отношений начинаются занятия. Социальная активность - задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д. По-знавательная - вносят дополнения и поправки в изложение педагога, сами находят реше-ние проблем.

 

Ожидаемые результаты и формы отслеживания результативности

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения входя-щего, промежуточной и итогового контроля учащихся.

входящий контроль, проводится с целью определения уровня заинтересованности по данному направлению и оценки общего кругозора ребёнка.

Промежуточная аттестация проводится с целью контроля теоретических и прак-тических навыков по основным разделам программы за первый год обучения.

Итоговая аттестация включает в себя комплексное тестирование.

Формами отслеживания результативности деятельности могут быть:

    контроль базовых знаний в виде тестов;

    защита рефератов;

    опрос;

    работа с карточками;

    с гербарием.

Так же можно провести выставку, где учащиеся могут показать свою проделанную работу, рассказать младшим школьникам про свои комнатные растения.

В результате прохождения курса дополнительной общеобразовательной общеразви-вающей программы «Мир растений» первого года обучения, учащихся должны

Знать:

    названия основных комнатных  и тепличных растений;

    происхождение и родину комнатных растений;

    понятия – пикировка, мульчирование, перлит, декоративный, субстрат че-ренок и др.;

    экологические и хозяйственные группы растений;

    виды почв;

    вредителей комнатных растений и меры борьбы с ними;

    вегетативные органы растения.

Уметь:

    расставить растения соответственно их требованиям к свету, температуре, влажности;

    ухаживать за растениями (полив, опрыскивание, рыхление, прищипка, об-резка, удаление пожелтевших и сухих листьев и соцветий);

    подготовить субстрат для посева и посадки;

    собрать семена с растений с дальнейшей очисткой и сушкой.

 

После второго года обучения учащиеся должны

Знать:

    значение комнатных растений в жизни человека;

    группировку и биологические особенности растений;

    понятия - перевалка, пересадка, их отличие, подкормка, вегетативное раз-множение, выгонка, подвод;

    виды удобрений;

    названия насекомых - вредителей комнатных растений;

    способы вегетативного размножения комнатных растений;

    виды болезней и способы их устранения;

    методы проращивание семян разными способами;

    биологические особенностями, однолетних, двулетних, многолетних расте-ний.

Уметь:

    подготовить семена к посеву;

    произвести посев согласно агротехническим приемам;

    произвести перевалку и пересадку комнатных растений;

    приготовить рабочий раствор и провести подкормку растений удобрениями;

    бороться с насекомыми - вредителями с помощью народных средств;

    размножать растения вегетативными частями;

    произвести выгонку луковичных растений.

 

Формы подведения итогов реализации программы

На занятиях применяется большинство методов, используемых как в средней обще-образовательной школе, так и в системе дополнительного образования.

Повышенное внимание достигается на каждом занятии посредством объяснения но-вого материала. Практические методы занимают важное место в реализации программно-го материала, учащиеся получают навыки работы с оборудованием.

На занятиях объединения используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы.

Качество организации образовательного и воспитательного процесса работы по программе обеспечивается эффективным использованием современных образовательных и воспитательных технологий, в том числе информационных технологий.

Использование материально-технической базы учреждения – теплицы БОУ г. Омска «СОШ №118» и оранжереи ЭкоЦентр, основная часть коллекции которого используется при проведении практических занятий.

Практическая работа с биологическими объектами – одно из эффективных средств развития социально значимых качеств личности ребенка:

    воспитание ответственного и гуманного отношения к объектам раститель-ного мира;

    бережного отношения к человеку и природе в целом.

При проведении экскурсий используется групповая форма работы, при подготовке к научно-исследовательской работе - индивидуальная форма. В целях более эффективного изучения материала программы рекомендуется проведение занятий по звеньевой форме работы, когда группа учащихся делится на звенья, и занятия с каждым звеном проводятся поочередно в рамках времени, отведенного на одно занятие с данной группой.

Диагностика результатов деятельности детского объединения

Мониторинг освоения учащимися предлагаемого курса предусматривает актуализа-цию пройденного материала на каждом последующем занятии в форме вопросов, подго-товку реферативных и оригинальных докладов, выступление учащихся в ходе их обсуж-дения. Планируется подготовка докладов на детских научных конференциях и других районных и городских мероприятиях. Показателем результативности в данном направле-нии является оценка презентаций проектов, уровень подготовки тематических сообще-ний, оценка результатов экологических исследований, зачеты, анализ самопрезентаций, достижений, анализ участия в экологических акциях.

 

Критерии оценивания

Программа предполагает следующие уровни усвоения материала:

I уровень – низкий;

II уровень – средний;

III уровень – высокий.

Переход от одного уровня к другому осуществляется по следующим критериям и показателям:

    заинтересованность учащихся в изучении тех или иных тем;

    самостоятельность и активность учащихся;

    посещаемость (количество пропусков);

    выполнение исследовательских работ в течение учебного года.

Основным показателем творческой деятельности, является участие учащихся в учебно-исследовательской работе, подготовка докладов на конференции различного

уровня. В процессе работы предусмотрено проведение мини-конференций реферативного характера, на которых повторяется изученный материал по основным разделам програм-мы.

Для проверки эффективности усвоения программного материала, отслеживания

текущих результатов используются следующие диагностирующие методики:

    игровые тесты;

    кроссворды;

    метод устного контроля;

    выполнение практических задач.

 

Формы подведения итогов реализации программы

Формы контроля результативности изучения общеобразовательной общеразвиваю-щей программы: зачёт, собеседование, творческий отчёт, защита учебно-исследовательских работ.

Подведение итогов реализации программы предусматривает входящий, промежу-точный и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся.

Входящий контроль проводится в начале первого года обучения в форме собеседо-вания по вопросам (Приложение 1).

Результат первого года обучения подсчитывается в виде балльно-рейтинговой си-стемы с учётом результатов участия учащихся в мероприятиях различного уровня, или проводится в форме зачёта по результатам тестирования (Приложение № 2).

Итоговая аттестация проводится в конце второго года обучения в форме экзамена по вопросам тестирования (Приложение № 3), также учитывается рейтинг участия оуча-щихся в мероприятиях различного уровня.

Прошедшие обучение по программе, в добровольном порядке проходят итоговую аттестацию в форме экзамена, зачёта или собеседования и получают свидетельство о до-полнительном образовании.

Диагностические материалы по программе «Мир растений» (вопросы и тестовые задания к различным видам диагностик, задания для самостоятельной работы, вопросы для итоговой аттестации) прилагаются в виде электронных документов на электронных носителях. Дидактические материалы подготовлены в двух вариантах для учащихся с вы-соким и средним уровнем подготовки.

В программе предусмотрена работа с одарёнными учащимися, которая предполагает индивидуальную форму деятельности по заданиям повышенного уровня сложности.

Эффективность освоения теоретического и практического материала программы оценивается следующими способами: оценка педагога за выполнение промежуточной и итоговой диагностик, за прохождение итоговой аттестации; уровень дипломов и грамот, полученных учащимися за выступления на олимпиадах, конференциях и конкурсах раз-ного уровня. Документы, отражающие результаты обучения по программе, хранятся в портфолио учащегося. По окончании программы каждый выпускник имеет возможность использовать портфолио со своими достижениями при планировании своего дальнейше-го обучения и выборе профессии по естественнонаучной направленности.

По итогам реализации образовательной программы, учащимися выдаются аттеста-ционные документы:

    Удостоверение получают учащиеся, завершившие обучение, но не показав-шие творческих результатов за время обучения.

    Свидетельство получают учащиеся, успешно завершившие обучение, пока-завшие высокий уровень творческой активности и успешно сдавшие выпускной экзамен.

 

Основные принципы: научность, проблемность

В основу программы положены принципы развития интеллектуальных и нрав-ственных способностей учащихся. Учащиеся учатся определять по внешнему виду наибо-лее характерных представителей растений. Знакомятся с элементами экологии растений, что, несомненно, побуждает их к самостоятельной работе по изучению отдельных групп растений.

 

 

 

3. Учебно-тематический план 1 года обучения

 

Темы занятий

Кол-во часов

Формы и количество часов

теория

практика

экскурсии

1

Вводное занятие

2

1

-

1

2

Значение растения в жизни человека

4

2

2

 

3

Видовое разнообразие растительного мира на земле

10

4

4

2

4

Экологические и хозяйственные группы растений и их значение

24

10

10

4

5

Уход за комнатными растениями

24

12

12

-

6

Вредители комнатных растений и методы защиты от них

20

8

8

4

7

Почвенные смеси, используемые в комнатном цветоводстве

12

5

5

2

8

Вегетативное размножение комнатных растении

20

10

10

-

9

Удивительное в мире растений

4

2

2

-

10

Пересадка и перевалка комнатных растений

22

11

11

 

11

Итоговое занятие

2

2

 

 

ВСЕГО ЧАСОВ:

144

67

64

13

 

 

Учебно-тематический план 2 года обучения

 

Темы занятий

Кол-во часов

Формы и количество часов

теория

практика

экскурсии

1

Вводное занятие

3

3

-

 

2

Использование цветочных декоративных растений в оформлении комнатного интерьера и ландшафта

33

9

19

6

3

Знакомство с понятиями открытого и закрытого грунта

9

3

3

3

4

Систематика комнатных растении

18

5

10

3

5

Организация творческой и учебно-исследовательской работы учащихся

39

13

26

 

6

Знакомство с биологическими особенностями, однолетних, двулетних, многолетних растений

24

7

14

3

7

Способы размножение комнатных растений семенами

33

11

22

 

8

Болезни комнатных растений

33

10

20

3

9

Многообразие профессий, связанных с выращиванием растений

21

6

12

3

10

Итоговое занятие

3

3

 

 

ВСЕГО ЧАСОВ:

216

70

125

21

 

4. Содержание деятельности по освоению программы

1 год обучения

 

1.    Вводное занятие, 2 ч.

Теория 2 час. Техника безопасности на занятиях. Правила дорожного движения. Знакомство с программой «Мир растений» Происхождения комнатных растений и их географическое распространения. Ботанические сады-главные государственные фонды коллекций комнатных растений. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения. Беседа со специалистами, учеными о значении зеленых насаждений в жизни человека, в народном хозяйстве нашей страны.

2.    Значение растения в жизни человека, 4 ч.

Теория 2 час. Растения и химия. Медицина и растения. Влияние человека на растения. Растения – индикаторы.

Практика 2 час. Опыт №12 «Получение эфирных масел душистой герани, ели, сосны». Опыт №13 «Получение краски из коры ивы, осины, лишайника. Изготовление листовок о лекарственных растениях. Сбор семян цветочных растений.

 

3.    Видовое разнообразие растительного мира на земле, 10 ч.

Теория 4 час. Самые древние растения. Растения влажных тропических лесов, субтропиков, пустынь и полупустынь, водных культур для школьных аквариумов. Декоративно-лиственные, красивоцветущие, ампельные.

Практика 4 час. Определение названий комнатных растений и их мест обитания по определителям, фотографиям, открыткам.

Экскурсии 2 час. Игра на территории школы, – "От какой ветки детки", Изучение видового состава растений в оранжерее.

 

4.    Экологические и хозяйственные группы растений и их значение, 24 ч.

Теория 10 час. Хозяйственная группа; экологическая – сравнение и значение. Хозяйственная группа: (цветочное декоративные, декоративно лиственные, плодово-декоративные, ампельные, вьющиеся, почвопокровные, водные, полуводные, суккуленты, на срезку). Растения и экология (Отношение к экологии, комнатные растения и оснащения, теневыносливые и светолюбивые).

Практика 10 час. Работа с гербариями, опыты с растениями. Изготовление значков; температурный режим, отношение к воде, отношение к влажности, почвы.

Экскурсия 4 час. В оранжерею аграрного университета «Куда относятся растения», Эко Центр кабинет кактусоводства.

 

5. Уход за комнатными растениями, 24 ч.

Теория 12 час. Агротехника возделывания растений в закрытом грунте. Воздушный световой, температурный, водный режим растений. Особенности ухода за растениями осенью, зимой, весной, летом. Расположение растения по отношению к свету. Проветривание, подкормка. Омоложение, обрезка. Приёмы ускорения. Правила срезки цветков. Удобрения и их использование. Значение правильной организации системы удобрений и подкормок в цветочно-декоративном хозяйстве. Посуда для комнатных растений: горшки, чаны, плошки, сосуды, поддонники, контейнеры, кашпо, цветочницы. Цветовая гамма посуды. Нетрадиционные решения.

Практика 12 час. Изготовление и расстановка значков. Составления календаря ухода за комнатными растениями. Проведение работ по уходу: полив, подкормка, опрыскивание, рыхление почвы, удаление листьев и соцветий, утративших декоративное качество. Определение температуры, влажности воздуха и почвы. Подкормка растворами

Контрольное занятие: Игра «Мой цветочный магазин».

 

6. Вредители комнатных растений и методы защиты от них, 20 ч.

Теория 8 час. Основные вредители цветочно-декоративных растений и меры борьбы с ними (Биологический, технический, химический). Использование инсектицидных растений как экологически чистого метода борьбы с вредителями декоративных растений.

Практика 8 час. Приготовление растворов розными способами. Обработка растений

Экскурсия 4 час. Центр эпидемий и борьбы с насекомыми, кафедра Агрохимии, почвоведения, экологии, природообустройства и водопользования аграрный университет.

 

7. Почвенные смеси, используемые в комнатном цветоводстве, 12 ч.

Теория5 час. Понятие о почве, ее свойствах, плодородии. Питание растений из почвы, значение обработки почвы и внесение удобрений для роста и развития растений.

Использование в комнатном цветоводстве, состав почв: дерновая, листовая, перегнойная, торфяная, компостная земли, речной крупнозернистый песок, белый болотистый мох (сфагнум). Приготовление зеленых смесей: кислых нейтральных щелочных.

Практика 5 час. Заготовка дерновая, листовая, перегнойная, торфяная, компостная, земли. Лабораторная работа. Почва и ее состав. Определение кислотности почв.

Экскурсия 2 час. Аграрный университет на кафедру «Почвоведения».

 

8. Вегетативное размножения комнатных растении, 20 ч.

Теория 10 час. Способы размножения в природе. Значение вегетативного размножения для комнатных растений. Способы вегетативного размножения: черенками, отводками, отпрысками, листьями, прививками. Размножение суккулентов. Техника и сроки вегетативного размножения комнатных растений. Условия, необходимые для укоренения листьев, отводков.

Практика 10 час. Размножение комнатных растений листовыми и стеблевыми черенками, отводками, клубнями, луковицами.

Проведение опытов: Проращивание картофеля, размножение традесканции, прививка плюща обыкновенного на аралию, фуксий гибридных различных окрасов.

Проверка знаний. Определить вид размножений для растений.

 

9. Удивительное в мире растений, 4 ч.

Теория 2 час. Растения гиганты и карлики, паразиты и эпифиты. Хищники. Удивительные деревья. Легенды и сказки о растениях

Практика 2 час. Вечер вопросов и ответов с родителями

 

10. Пересадка и перевалка комнатных растений, 22 ч.

Теория11 час. Понятие о пересадки и перевалки комнатных растений и ее необходимости. Время пересадки и перевалки, объем питательной смеси, подготовка горшков, инвентаря к пересадки и перевалки. Техника выполнения пересадки: полная, неполная пересадка, обновление верхнего слоя земли.

Практика 11 час. Подготовка почв для различных групп растений. Пересадка молодых укоренившихся растений. Пересадка и перевалка растений с мясистыми луковицами, быстрорастущих травянистых хвойных, ампельных, крупноразмерных растений. Подготовка почв под перевалку кактусов. Перевалка суккулентов: кактусов, молочаев толстячок, алое и других.

 

11. Итоговое занятие, 2 ч.

Проверочная работа (тест).

 

2 год обучения

1.    Вводное занятие, 3 ч.

Техника безопасности. Правило дорожного движения. Фенологические наблюдения за растениями.

 

2.    Использование цветочное декоративных растения в оформлении комнатного интерьера и ландшафта, 33 ч.

Теория 9 час. Виды растения кухни, спальни, зала, ванной, коридора. Композиции растений, одиночные растения. Озеленение окон, балконов; веранд. Устройство и крепление кадок, ящиков. Ассортимент растений. Условия содержания растений на балконах. лоджиях, террасах.

Практика 18 час. Выращивание цветочных композиций Использование природного материала в видах народного творчества: лесная скульптура, букеты из сухоцветов, подделки из бересты, соломки. Искусство букетов, его история. Основы аранжировки. Зимний букет. Традиции икебаны.

Экскурсия 6 час. Территория Эко Центр, улица города, парк 30 Лет ВЛКСМ.

 

3.    Знакомство с понятиями открытого и закрытого грунта, 9 ч.

Теория 3 час. Понятия -  открытый грунт и закрытый грунт. Методы выращивания растений в открытом и закрытом грунте.

Практика 3 час. Выращивания овса в разных видах грунта.

Экскурсия 3 час.  оранжерея Станции юннатов.

 

4. Систематика комнатных растении, 18 ч.

Теория 5 час. Общее знакомство с природными условиями и растительностью тропиков, субтропиков, пустынь и полупустынь: Основные семейства комнатных растений, выращиваемых в оранжерее. Семейства: астровые, амариллисовые, крапивные, гераниевые, бегониевые, вересковые, толстянковые, кактусовые, лилейные, розоцветные, камнеломковые. Анатомо-морфологические особенности комнатных растений. Подведение итогов опытнической и исследовательской работы за прошедший год.

Практика 10 час. Изучение внешнего и внутреннего строения растений тропического, субтропического происхождения, анатомо-морфологических особенностей суккулентов.

Экскурсия 3 час. Оранжерея и теплица кактусоводства Эко Центра.

 

5. Организация творческой и учебно-исследовательской работы учащихся, 39 ч.

Теория 13 час. Выбор темы работы, подборка литературы, подбор методов и методик осуществления исследования, разработка и написание дневника наблюдения. Получение консультации у специалиста. Постановка гипотезы. Обработка полученных данных, анализ и обобщение полученных результатов. Письменное оформление материала составление презентации. Представление защита работы на конференции, конкурсе.

Практика 26 час. Подготовка площадки для опыта. Закладка опыта, Уход и содержание экспериментальных растений. Фиксирование результатов. Составление отчетов.

 

6. Знакомство с биологическими особенностями, однолетних, двулетних, многолетних растений, 24 ч.

Теория 7 час.  однолетние растения   их группы (красивоцветущие, декоративно-лиственные; вьющиеся и плечистые; сухоцветы). Особенности выращивания двулетников. Размножение двулетников. Агротехника выращивания однолетников и двулетников. Биологической особенностью травянистых многолетников. Преимущества многолетников 

Практика 14 час. Программированное цветение комнатных и грунтовых цветочных культур. Отбор и обработка луковиц, клубней. Способы ускоренной выгонки. Выгонка луковичных, клубне-луковичных, корневищных и кустарниковых растений. Работа в теплице по уходу за растениями.

Экскурсия 3 час. Выставка цветов – Экспоцентр.

 

7. Способы размножение комнатных растений семенами, 33 ч.

Теория 11 час. Без рассадный способ размножения. Размножение рассадой. Способы подготовки семян к посеву. Особенности посева мелких семян. Уход за посевами. Биологическое обоснование пикировки. Без почвенное проращивание семян. Гидропоника. Технология выращивания хозяйственную группу растений.

Практика 22 час. Отбор семян по размером. Подготовка семян по срокам посадки. Определение всхожести семян. Подготовка почвы для посадки семян. Проращивание семян редких растений. Приёмы выращивания пряно ароматических культур.

 

8. Болезни комнатных растений, 33 ч.

Теория10 час. Заражение вирусами, антакроз, черная ножка, гниль корней или клубней, Мучнистая роса, Полегание сеянцев, Гниль стеблей, Водянка, Серая гниль, Ржавчина, Чернь, Пятнистость листьев.

Практика 20 час. Приготовление настоев: фитонпидных культур и обработка растений. Изучение биологии развития фитоселеуса и инкарзии в условиях оранжереи. Обработка растений и почвы.

Экскурсия 3 час. Оранжерея Эко Центра.

 

9. Многообразие профессий, связанных с выращиванием растений, 21 ч.

Теория 6 час. Основные требования к качествам профессии садовник. дополнительные навыки в профессии. (флористика. выращивание бонсая, топиарий. Дизайнер декоративных прудов. Дизайнер ландшафта. Фото дизайнер.)

Практика 12 час. Озеленение пришкольной территории, составление цветочных композиций.

Экскурсия 3 час. Аграрный институт (День открытых дверей).

 

10. Итоговое занятие, 3 ч.

Тестирование обучающихся.

 

5. Методическое обеспечение

 

Учебно-методическое обеспечение программы:

-дидактический материал по основным темам образовательной программы;

-иллюстративный материал;

-фотоколлекция цветущих растений;

-разработаны тесты, вопросники, экзаменационные материалы;

-разработано поурочное планирование;

-оборудование для оснащения практических работ.

 

Воспитательная работа

В целях реализации задач программы планируется:

1. Организация массовых мероприятий: участие ребят в конкурсах по профилю.

Участие в данной деятельности развивает навыки самостоятельной и коллективной работы, стимулирует самопознание и саморазвитие воспитанников, повышает творческий и интеллектуальный потенциал ребят, развивает и углубляет знания в области комнатного садоводства. Участие в работе конференций НОУ формирует у воспитанника потребность в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании, воспитывает чувство ответственности, уважения по отношению к себе и своим товарищам, взаимопонимание и сотрудничество. У ребят формируется высокая мотивация к самостоятельной исследовательской работе.

Досуговая деятельность включает в себя организацию и проведение следующих мероприятий:

-посвящение в кружковцы;

-участие в мероприятиях по плану Эко Центр;

-творческие встречи с детскими коллективами Эко Центр;

-празднование Нового года;

-экскурсии.

Эти мероприятия проводятся для расширения кругозора детей, для создания дружеской, комфортной атмосферы в коллективе, для оздоровления детей.

2. Пропаганда передового опыта любительского выращивания комнатных растений:

- выпуск методических пособий.

3. Научно-исследовательская, экспериментальная работа:

- организовать сбор и систематизацию накопленного любителями опытного материала по различным аспектам;

- определить наиболее актуальные темы, составить по ним комплексную программу исследований и реализовать ее силами объединения «Мир растений», отдельных заинтересованных любителей с использованием, при необходимости, услуг научных организаций, ботанических садов, специализированных фирм, спонсорской помощи различных организаций.

4. Природоохранительная работа:

-регулярно участвовать в природоохранительной работе государственных и общественных организаций;

-оказывать помощь любителям в формировании специализированных коллекций и, в первую очередь, направленных на выращивание и размножение видов, находящихся в природе под угрозой исчезновения.

5. Экологическое воспитание:

-экскурсии;

-работа на учебно-опытном участке, в теплице.

 

Работа с родителями

Работа с родителями включает в себя следующие направления:

-организация и проведение родительских собраний с целью обсуждения программы работы

-на год, подведения итогов работы за полугодие, за год;

-приглашение родителей принять участие в проведении плановых занятий;

-приглашение родителей на открытые занятия, конференции, конкурсы;

-проведение совместных мероприятий – творческих встреч родителей и детей;

-проведение индивидуальных консультаций для родителей.

Сотрудничество с коллективами Эко Центр, общественными организациями, вузами и др.

 

6. Литература

Список использованной литературы для педагога

 

1.    Болезни и вредители комнатных растений. Санкт-Петербург, «Дом - «Нева», 2003.

2.    Боднарик М.М., Кобылина Н.В. БИОЛОГИЯ дополнительные материалы урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. Издательство «Учитель» Вологда 2008

3.    Аничкина О.А. Справочник умного садовода. «Экспо-Прессе», 2014.

4.    Никишов А.И. Дидактический материал по ботанике. Москва. «РАУБ», «ТОНИКАЛ», 1994.

5.    Палева Т.В. Ваши цветы. Уход и лечение. Санкт-Петербург, «Сова», Москва «ЭКСМО», 2003.

6.    Петина О.Ю. Лучшие комнатные растения. Иллюстрированная энциклопедия. - «Экспо», 2014.

7.    Семенова А.Н. Комнатные растения. Друзья и враги. Санкт-Петербург, «Невский проспект», 2010

8.    Серикова Г.А. Комнатные растения и кустарники. – «Рипол – Классик», 2011.

9.    Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях Москва изд. Кладезь-Букс2012 (том 1, том 2)

10.    Энциклопедия сельского хозяина Минск имени Петруся Бровки 1994.

11.    1000+1 совет по уходу за комнатными растениями Авторы: Издательство: Харвест, 2003 г.

 

Список использованной литературы для обучающихся

 

1.    Бурлуцкая Л.А. Комнатные растения. – «АСТ», 2007

2.    Энциклопедический словарь юного натуралиста. / Сост. А.Г. Рогожкин. – М.: Педагогика, 1981.

3.    Комнатные растения: мини-энциклопедия. М.: Астрель, 2006.

4.    «Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000.

 

Оборудование для оснащения практических работ

 

Рассчитано на группу, состоящую из 15 человек

 

Наименование и тип прибора

Количество штук

Назначение

Секатор

12

Для обрезки ветвей

Весы медицинские

2

Для взвешивания образцов

Лента сантиметровая

5

Для измерения образцов

Ножи окулированные

5

Для обрезки черенков

Ножи садовые

5

Для формирования кроны

компьютер

1

Для просмотра учебных фильмов

Грабли

5

Для рыхления почвы

Тяпки

5

Для прополки сорняков

Лопаты

5

Для перекопки почвы

Горшки садовые

12

Для посадки растений

Удобрения

2

Для подкормки растений

 

Приложение 1

 

Входящая диагностика на 1 год обучения. ДА - рисуете солнышко, при ответе НЕТ – домик

 

1.    Растения относятся к живой природе.

2.    Одуванчик называется сорным растением.

3.    Яблоня – это куст.

4.    Растение может расти без воды и света.

5.    Родина кактуса тропический лес.

6.    У цитрусовых растений нет корней.

7.    Бабочки являются вредителями для растений.

8.    Колючки у кактуса — это видоизмененные листья.

9.    Морковка имеет корень - корнеплод.

10.    Корень луковица бывает только у лука.

 

Приложение 2

 

Итоговая диагностика

Тест 1 год обучения

 

1. Что изучает ботаника?

а) растения

б) животных

в) микроорганизмы

2. Какие органы растений называются вегетативными?

а) цветок

б) корень

в) тычинки

3. Какие органы растений называются репродуктивными?

а) плоды

б) цветок

в) стебель

4. Какие растения имеют жизненную форму дерева?

а) ананас

б) яблоня

в) банан

5. Какие растения можно превратить в водные

а) традесканция

б) алой

в) плющ

6. Прививка, когда привоем является почка

а) окулировка

б) подвой

в) прищипка

7. У каких растений цепляющийся стебель?

а) плющ

б) инжир

в) огурцы

8. Какие растения размножаются черенками и семенами

а) кактус

б) традесканция

в) пеларгония

9. Какие растения относятся к суккулентам

а) кактус

б) тюльпан

в) пеларгония

10. Подземный, очень укороченный недоразвитый побег

а) луковица

б) боковой корень

в) основной корень

г) придаточный корень

 

Приложение 3

 

Контрольное тестирование 2 года обучения

Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений

 

1.    Какая зона корня покрыта корневыми волосками?

а) деления

б) роста (растяжения)

в) всасывания

г) проведения

2. Свекла образует

а) корнеплоды (видоизменения корня)

б) корневища (видоизменения побега)

в) клубни (видоизменения побега)

г) корневые клубни (видоизменения корня)

3. Какие видоизменения листа встречаются у гороха?

а) колючка

б) усики

в) ловчий аппарат

г) сочные чешуи

4. Какое соцветие имеет пшеница?

а) сложный колос

б) простой колос.

в) метелка.

г) сложный зонтик.

5. Какой плод имеет арбуз?

а) коробочка

б) ягода

в) тыквина

г) померанец

6. Клетки, какой ткани у растений способны к активному делению?

а) покровной.

б) основной.

в) образовательной

г) механической

7. Какой орган растений НЕ относится к вегетативным?

а) корень

б) лист

в) плод

г) стебель

8. Сколько видов насчитывает царство Растений?

а) 10 тыс.

б) 100 тыс.

в) 0,5 млн.

г) 2.0млн.

9. Какой орган является репродуктивным?

а) стебель

б) корень

в) цветок

г) лист

10. Какие органы капусты цветной употребляют в пищу?

а) корнеплод и плод

б) листья

в) соцветие

г) стебель с листьями


 

Скачано с www.znanio.ru

Департамент образования Администрации города

Департамент образования Администрации города

Пояснительная записка Направленность программы

Пояснительная записка Направленность программы

Во время проведения занятий используются наглядный материал, живые комнатные растения, почвенные смеси, фотографии и открытки, книги о комнатных растений «Эн-циклопедии комнатных растений»

Во время проведения занятий используются наглядный материал, живые комнатные растения, почвенные смеси, фотографии и открытки, книги о комнатных растений «Эн-циклопедии комнатных растений»

Воспитательные:  сформировать потребность любви к окружающей природе и в улучшении состоя-ния окружающей среды

Воспитательные:  сформировать потребность любви к окружающей природе и в улучшении состоя-ния окружающей среды

В работе объединения ведется тесная связь с родителями, где развивается потребность у учащихся по оказанию практической помощи своим близким

В работе объединения ведется тесная связь с родителями, где развивается потребность у учащихся по оказанию практической помощи своим близким

Проектная деятельность имеет целью формирование и развитие определен-ного комплекса общих и специальных умений и навыков воспитанников, учит их рабо-тать по алгоритму, применяя элементы других технологий

Проектная деятельность имеет целью формирование и развитие определен-ного комплекса общих и специальных умений и навыков воспитанников, учит их рабо-тать по алгоритму, применяя элементы других технологий

После второго года обучения учащиеся должны

После второго года обучения учащиеся должны

Показателем результативности в данном направле-нии является оценка презентаций проектов, уровень подготовки тематических сообще-ний, оценка результатов экологических исследований, зачеты, анализ самопрезентаций, достижений, анализ участия в экологических…

Показателем результативности в данном направле-нии является оценка презентаций проектов, уровень подготовки тематических сообще-ний, оценка результатов экологических исследований, зачеты, анализ самопрезентаций, достижений, анализ участия в экологических…

Эффективность освоения теоретического и практического материала программы оценивается следующими способами: оценка педагога за выполнение промежуточной и итоговой диагностик, за прохождение итоговой аттестации; уровень дипломов и…

Эффективность освоения теоретического и практического материала программы оценивается следующими способами: оценка педагога за выполнение промежуточной и итоговой диагностик, за прохождение итоговой аттестации; уровень дипломов и…

Учебно-тематический план 2 года обучения №

Учебно-тематический план 2 года обучения №

Экологические и хозяйственные группы растений и их значение , 24 ч

Экологические и хозяйственные группы растений и их значение , 24 ч

Практика 10 час . Размножение комнатных растений листовыми и стеблевыми черенками, отводками, клубнями, луковицами

Практика 10 час . Размножение комнатных растений листовыми и стеблевыми черенками, отводками, клубнями, луковицами

Анатомо-морфологические особенности комнатных растений

Анатомо-морфологические особенности комнатных растений

Практика 12 час. Озеленение пришкольной территории, составление цветочных композиций

Практика 12 час. Озеленение пришкольной территории, составление цветочных композиций

Экологическое воспитание: - экскурсии; - работа на учебно-опытном участке, в теплице

Экологическое воспитание: - экскурсии; - работа на учебно-опытном участке, в теплице

Рассчитано на группу, состоящую из 15 человек

Рассчитано на группу, состоящую из 15 человек

Какие растения можно превратить в водные а) традесканция б) алой в) плющ 6

Какие растения можно превратить в водные а) традесканция б) алой в) плющ 6

Какой плод имеет арбуз? а) коробочка б) ягода в) тыквина г) померанец 6

Какой плод имеет арбуз? а) коробочка б) ягода в) тыквина г) померанец 6
Скачать файл