Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
физическая культура +1
Взрослым
03.02.2019
Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"
Программа “Белое и черное. Шахматы” базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей. Она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности
РП шахматы.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лычковская средняя школа имени Героя Советского Союза Стружкина И.В.» Принята на педагогическом совете  от 31.08.2017 года протокол № 131 Утверждено приказом директора  МАОУ «Лычковская средняя школа  имени Героя Советского Союза  Стружкина И.В.»   от 31.08.2017 № 96 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белое и черное. Шахматы» Возраст обучающихся: 11­13 лет Срок реализации: 1 года Автор ­составитель: Ревчук Ирина  Ивановна, педагог дополнительного  образования с.Лычково ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Направленность данной программы – физкультурно­спортивная. Шахматы – интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта   и   творчества.   Шахматы   развивают   мышление,   внимание,   память, воспитывают   такие   ценные   качества   характера,   как   терпение, ответственность, самодисциплина. Программа   «Белое   и   чёрное.   Шахматы»   является   модифицированной   и разработана в соответствии с нормативно­правовой и документальной базой:  ­ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,   утвержденный   приказом   Минобрнауки   России   от   17   декабря 2010 г. № 1987; ­ Постановление  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­ 10   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации обучения   в   общеобразовательных   учреждениях»   (зарегистрировано Министерством   юстиции   Российской   Федерации   3   марта   2011   г., регистрационный N 19993). ­ Постановление  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от   24.12.   2015   №81 «О   внесении   изменений   №   3   в СанПиН 2.4.2.2821­10   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»   П.Я.Гальперина,   Л.С.Выготского,          Актуальность. Актуальность обучения детей шахматам неоднократно отмечалась   председателем   комитета   Государственной   думы   РФ   по образованию   и   науке   Никоновым   Вячеславом   Алексеевичем,   многими педагогами и психологами и ориентирована на социальный заказ общества. Исследования   отечественных   и   зарубежных   психологов:   Н.Г.Алексеева, Л.Я.Венгера,   А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарёва,   Ж.Пиаже,   С.Л.Рубинштейна   и   других   свидетельствуют   о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей  как  можно  раньше,  это  умение  действовать  в уме, внутренний   план действий. Идеальным   инструментом   для   формирования   умственных   действий представляются шахматы.    Программа   “Белое   и   черное.   Шахматы”   базируется   на   современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий   социального,   культурного,   личностного   и   профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей. Она направлена на   организацию   содержательного   досуга   учащихся,   удовлетворение   их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена воспитывает   усидчивость,  Новизна   и   отличительная   особенность   данной   программы многими   причинами:   рост   нервно­эмоциональных   перегрузок,   увеличение педагогически   запущенных   детей.   Предлагаемая   программа   обеспечивает условия   по   организации   образовательного   пространства,   а   также   поиску, сопровождению и развитию талантливых детей.          Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. При этом предусматривается   широкое   использование   занимательного   материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Шахматы   становятся   все   более   серьезным   занятием   огромного   количества людей   и   помогают   становлению   человека   в   любой   среде   деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.    заключается: 1.   В   поэтапном   освоении   учащимися,   предлагаемого   курса,   что   даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям. 2.   Индивидуальный   подход   к   каждому   учащемуся   при   помощи   подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно­ориентированном   подходе   к   ребёнку,   при   помощи   создания педагогом “ситуации успеха” для каждого учащегося, таким образом данная методика   повышает   эффективность   и   результативность   образовательного процесса. 3. В использовании во время процесса обучения электронных образовательных ресурсов, а именно компьютерных образовательных шахматных программ.              Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что   она   развивает   наглядно­образное   мышление,  способствует   зарождению логического   мышления,   вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в   обществе   качеств:   волю,   выносливость,   терпение,   способность   к концентрации   внимания,   смелость,   расчет,   умение   быстро   и   правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. В программе используются важнейшие принципы обучения: Принцип   воспитывающего   обучения.  В   ходе   освоения   детьми   программы происходит   осуществление   воспитания   через   содержание,   методы   и организацию обучения. Принцип   сознательности   и   активности.  Изучение   учащимися   любой программной   темы   предполагает   проявление   на   занятиях   мыслительной активности. Принцип наглядности.  При показе шахматной партии на демонстрационной доске,   выделяются   важнейшие   моменты,   привлекается   к   ним   внимание учащихся с целью осмысления ими связей между событиями на шахматной доске.  Принцип   систематичности   и   последовательности.  В   задачу   обучения   в соответствии   с   этим   принципом   входит   связывание   разрозненных   знаний, представлений и понятий в единую, стройную систему. индивидуальным   особенностям, Принцип доступности. Этот принцип означает, что учебный материал должен соответствовать   возрасту,   уровню подготовленности. Принцип  прочности.  Прочность  знаний,  умений  и навыков   обеспечивается повторением, закреплением учебного материала.  Цель программы  – развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому   мышлению,   а   так   же   обладающей   такими   качествами   как целеустремлённость   и   настойчивость   в   достижении   цели,   через   овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры. Достигаются указанные цели через решение следующих задач: обучающие:  o Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске. o Научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил. o Научить решать шахматные задачи в 1­2 хода. o Научить детей работать самостоятельно. o Научить школьников планировать свою игру и работу. развивающие: o Развивать   универсальные   способы   мысленной   деятельности (абстрактно­логическое   мышление,   память,   внимание,   воображение, умение производить логические операции).  o Развивать интеллектуальные способности. o Расширить кругозор ребёнка. o Развивать творческое мышление. o Формировать познавательную самостоятельность. воспитывающие: o Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.  o Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность,  активность. o Формировать способности к самооценке и самоконтролю. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед,   анализируются   сыгранные   ребятами   партии,   а   также   разбираются партии известных шахматистов. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры различного типа на шахматную тематику. Индивидуальные   занятия   проводятся   для   детей,  у   которых   возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.                      Отличительные особенности программы. Установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является в данной программе. И если ребенок не достигает   выдающихся   спортивных   результатов   в   шахматах,   то   это   не рассматривается как жизненная неудача. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен начинающим. Большое   значение   при   изучении   шахматного   курса   имеет   специально организованная   игровая   деятельность,   использование   приема   обыгрывания учебных   заданий,   создания   игровых   ситуаций.   В   программе   приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного   распределения   программного   материала,   приводится   перечень шахматных игр.              Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов: принцип   психологической   комфортности—  образовательной   стрессообразующих факторов учебного процесса;   обеспечивающей   среды, создание всех   снятие принцип   минимакса   —  обеспечивается   возможность   продвижения каждого ребенка своим темпом; принцип целостного представления о мире—  при введении нового знания   раскрывается   его   взаимосвязь   с   предметами   и   явлениями окружающего мира; принцип вариативности— у детей формируется умение осуществлять собственный   выбор   и   им   систематически   предоставляется возможность выбора; принцип   творчества—  процесс   обучения   сориентирован   на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.         Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об   основах   организации   развивающего   обучения,   и   обеспечивают   решение задач интеллектуального и личностного развития.                   Это   позволяет   рассчитывать   на   проявление   у   детей   устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план воображение, целеустремленность,   настойчивость   в   достижении   цели,   учит   принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. пространственное действий, развивать         Методическое обеспечение программы Основные методы обучения:             Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов   от   репродуктивного   повторения   алгоритмов   и   схем   в   типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумеваю­ щих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.   репродуктивный методы. Они применяются:                       На   начальном   этапе   преобладают  игровой,   наглядный  и 1. При знакомстве с шахматными фигурами. 2. При   изучении     шахматной доски. 3. При обучении правилам игры.                  Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для   того   чтобы   реализовать   на   доске   свой   замысел,   учащийся   овладевает тактическим   арсеналом   шахмат,   вследствие   чего   формируется   следующий алгоритм   мышления:   анализ   позиции   —  мотив   —   идея   —  расчёт   —   ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении де­ бютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.           При изучении дебютной теории основным методом является частично­ поисковый.  Наиболее   эффективно   изучение   дебютной   теории осуществляется   в   том   случае,   когда   большую   часть   работы   обучающийся проделывает самостоятельно.            На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).                        Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.                         Использование   этих   методов   предусматривает,   прежде   всего, обеспечение   самостоятельности   детей   в   поисках   решения   самых разнообразных задач. Основные формы и средства обучения: Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. 1. Практическая игра. 2. 3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения. 4. 5. Участие в турнирах и соревнованиях. Теоретические занятия, шахматные игры.          Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает   первые   шаги   в   мире   шахмат.  Обучающиеся   знакомятся   с   историей возникновения   шахматной   игры,   шахматной   доской,   фигурами,   учатся выполнять   различные   дидактические   задания,   разыгрывать   положения   с ограниченным   количеством   фигур,   блоки   игровых   позиций   на   отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.                    На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей:   загадки,   стихи,   сказки,   шахматные   миниатюры   и   инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.                        Содержание включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством   выдающихся   шахматистов;   дети   учатся   решать   шахматные задачи.  На   занятиях   используются   обучающие   плакаты,  диаграммы,  задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной   доске,   кроссворды,   ребусы,   шахматное   лото,   викторины   и   др., решение которых дают не только информацию о какой­либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях.                        Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения:   «Ладья   против   пешки»,   «Ферзь   против   короля»   и   др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний. Основными   разделами   курса   являются   темы:   Дебют,   Эндшпиль,   Тактика, Стратегия, История и Решение задач. В процессе обучения по программе закладываются и создаются основы для получения   первоначальных   навыков   чтения,  изучения   иностранных   языков, пространственного   мышления.   Изучаются   правила   шахмат,   матование одинокого   короля   и   пешечный   эндшпиль.   Происходит   первичное ознакомление школьников с такими основами шахмат, как тактика, дебют, чемпионы мира.  Воспитательная работа Сохранение   и   укрепление   здоровья   учащихся   является   важной   задачей образовательной   программы  «Белое  и  чёрное.  Шахматы».     Для   решения этой   задачи   создана   система   оздоровительных   мероприятий,   которая осуществляется на протяжении всей реализации программы: Учебная нагрузка регулируется в соответствии с возрастом учащихся, кроме этого в занятия включаются физкультминутки. Создание благоприятного психологического климата, творческой атмосферы на   занятиях,   дружеского   отношения   между   детьми,   взаимопонимания, наличие системы стимулов и поощрений, движение от простого к сложному повышает психо­эмоциональный настрой каждого ребенка, помогает ему быть уверенным в своих силах, уметь оценивать свои успехи. Условия реализации программы Данная   программа   рассчитана   на   1   год   обучения.   Программа предусматривает 34 часов занятий в течение года – по 1 часу в неделю (45 мин). Формы   организации   детей:  индивидуальная,  групповая,   индивидуально­ групповая (при подготовке детей к соревнованиям). Оборудование для занятий кабинет для занятий;  o o шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2­х детей);  Планируемые результаты освоения учащимися программы дополнительного образования Личностные результаты освоения программы курса.  Формирование   установки   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни,   наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.  Развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­ нравственной   отзывчивости,   понимания   и   сопереживания   чувствам   других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том   числе   в   информационной   деятельности,   на   основе   представлений   о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Повышение   уровня   развития   абстрактно­логического   и   творческого мышления, памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей, спортивной работоспособности; сформируют умения производить логические операции. Метапредметные результаты освоения программы курса.             Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной деятельности   и   способности   конструктивно   действовать   даже   в   ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,   установление   аналогий   и   причинно­следственных   связей, построение рассуждений. Готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность   признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный   контроль   в   совместной   деятельности,   адекватно   оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты освоения программы курса К концу обучения по программе дети Знают: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;  правила хода и взятия каждой фигуры. Умеют: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и  в  совокупности   с  другими   фигурами   без   нарушений   правил   шахматного кодекса;   правильно   помещать   шахматную   доску   между       партнерами; различать   горизонталь,   рокировать;   объявлять   шах;   ставить   мат; правильно   расставлять   фигуры   перед   игрой;   вертикаль,   диагональ;   решать элементарные задачи на мат в один ход. Конечным результатом обучения  считается умение сыграть по правилам шахматную   партию   от   начала   до   конца.   Это   предполагает   определенную прочность знаний и умение применять их на практике.  Формы подведения итогов:  Участие в шахматных турнирах школьного и  районного уровня. Учебно­тематический план № п/п Наименование разделов и тем Количество часов Практика Теория Всего часов игры. «Могучая фигура» Ферзь. ценность фигур. Шахматы – спорт, наука, искусство. Правила игры. Первоначальные понятия. 1. Вводные  занятия. Техника безопасности. 2. Первое знакомство с Шахматным королевством.  3. Шахматная доска – поле шахматных сражений.  4. Шахматные фигуры. Первое знакомство. Тактика  5. Благородные пешки черно­белой доски.  6. Король – самая важная, главная фигура. Стратегия игры. 7. Ладья. 8. Слон. 9. 10. Конь. 11. Сравнительная характеристика и относительная  12. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. 13. Мат – цель игры. 14. Техника «матования» одинокого короля. 15. Ничья. Пат. 16. Рокировка. 17. Шахматная партия. Начало шахматной партии.  18. Короткие шахматные партии. Сеансы  19. Занимательные страницы шахмат. Конкурсы  20. Спортивно­массовые мероприятия.  Соревнования. Дебют. Правила и законы дебюта. одновременной игры. решения задач, этюдов. Итого: 1 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 13,5   0,5   0,5   0,5   0,5   0,5   0,5   0,5   0,5   0,5   0,5   0,5 — — 0,5 1 0,5 2 2 4 5 20,5 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 5 6 34 Содержание программы 1. Вводные занятия. Техника безопасности. Теория:Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Содержание и режим занятий.   Инструктаж   по   технике   безопасности   (правила   техники безопасности,   правила   противопожарной   безопасности,   правила   дорожного движения, правила поведения в чрезвычайных ситуациях). 2. Первое знакомство с Шахматным королевством.  Шахматы – спорт, наука, искусство. Теория:  Краткая   история   шахмат.   Возникновение   и   родина   шахмат. Начальные   сведения.   Различные   системы   проведения   шахматных соревнований. 3.   Шахматная   доска   –   поле   шахматных   сражений.  Правила   игры. Первоначальные понятия. Теория: Правила турнирного поведения. Знакомство с основными понятиями: o Горизонтали o Вертикали o Диагонали o Центр, фланги. Практика:  Дидактические игры и задания «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). «Вертикаль».   То   же   самое,   но   заполняется   одна   из   вертикальных   линий шахматной доски. «Диагональ».  То   же  самое,  но  заполняется   одна  из  диагоналей   шахматной доски. «Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать   ее.   Так   школьники   называют   все   вертикали.   Затем   педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п. «Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: «Вторая горизонталь»). «Назови диагональ». А здесь определяется диагональ. (Например: «Диагональ е1 — а5»). «Какого цвета поле?» Учитель называет какое­либо поле и просит определить его цвет. «Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. Игра «Почтальон». 4. Шахматные фигуры. Первое знакомство. Теория:  Белая и черная армии. Правило «Тронул ­ ходи!». Практика:  Дидактические игры и задания «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные   фигуры,   каждый   из   учеников   на   ощупь   пытается   определить, какая фигура спрятана. «Угадай­ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди   называют   все   шахматные   фигуры,   кроме   «секретной»,   которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую   фигуру  и   ставят  ее  в  сторону.  Задача:   поставить   все  фигуры  по высоте. «Мяч». Педагог произносит какую­нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому­то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. 5. Благородные пешки черно­белой доски.  Теория:  «Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла — фигуру нашла». Ход   пешки,   взятие,   превращение,   сила.   «Подножка»   (правило   взятие   на проходе). Практика:  Определение   стратегии.   Целесообразное   развитие   фигур,   выбор   плана, централизация.  Практические  занятия:   разбор  и  разыгрывание  с  партнером специально подобранных позиций. Дидактические игры и задания «В   бой   идут   одни   только   пешки»,   «Игра   на   уничтожение»,   «Атака неприятельской фигуры». 6. Король — самая важная, главная фигура.  Теория: Ход Короля. И Король в поле воин (взятие). Практика: Дидактические игры и задания «Игра на уничтожение», «Один в поле воин». 7. Ладья. Теория: Прямолинейная, бесхитростная. Ход, взятие. Практика:  Дидактические игры и задания Одна   против   пешек.   Лабиринт.   «Захват   контрольного   поля»,   «Защита контрольного поля», «Кратчайший путь». Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры».  8. Слон. Теория: Ход, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Где сильнее: на краю, в центре, в углу? Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона. Практика: Дидактические игры и задания «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Сними часовых», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Ценность   фигур.   Сравнительная   сила   фигур.   Достижение 9. «Могучая фигура» Ферзь. Теория: «Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя. Ход, взятие. Где сильнее? Центр, край, угол. Ферзь против ладьи, слона. Практика:  Дидактические игры и задания «Игра на уничтожение», «Сними часовых», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», »Кратчайший путь», «Захват контрольного поля».  10. Конь. Теория:  «Прыг,   скок   и   вбок».   Ход,   взятие,   сила.   Необычный   шаг.   Ходит буквой «Г» и так и сяк. Игра конем на усеченной доске. Центр, край, угол. Конь против ферзя, ладьи, слона. Практика: Дидактические игры и задания «Игра на уничтожение», «Сними часовых», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», »Кратчайший путь», «Захват контрольного поля». 11. Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур. Теория: материального перевеса. Практика:  Дидактические игры и задания «Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько?». «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. «Выигрыш   материала».   Педагог   расставляет   на   демонстрационной   доске учебные   положения,   в   которых   белые   должны   достичь   материального перевеса. «Защита».   В   учебных   положениях   требуется   найти   ход,   позволяющий сохранить материальное равенство. 12. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.  Теория: Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой. Практика: Дидактические игры и задания «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха. «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.  13. Мат – цель игры.  Теория:  Понятие шахматного термина «мат». Мат ­ цель   шахматной игры. Простейшие   окончания.   Определение   эндшпиля.   Роль   короля   в   эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Практика: Решение простейших шахматных задач на мат одинокому королю. Решение шахматных задач на все виды шахматных матов: линейный, мат с поддержкой, диагональный, вертикальный, горизонтальный маты. Дидактические игры и задания «Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля не останется никакого количество полей для отхода. Решение задач на шахматных листочках «1000 шахматных заданий».  14. Техника матования одинокого короля  Теория:  Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Практика:  Дидактические игры и задания «Шах или мат». Шах или мат черному королю? «Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. «Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю. «На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей. «В   угол».   Требуется   сделать   такой   ход,   чтобы   черным   пришлось   отойти королем на угловое поле. 15. Ничья. Пат. Теория: Варианты ничьей. Пат. Отличие пата от мата. Примеры на пат.  Практика:  Дидактическое задание «Пат или не пат».  16. Рокировка. Теория: Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Практика:  Дидактическое задание «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. 17. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Правила и законы дебюта. Теория: Начало шахматной партии. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Правила и законы дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания.  Практика: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. 18. Короткие шахматные партии. Теория: Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет».  Связь   между   горизонталями,   вертикалями,   диагоналями   и   начальным положением фигур. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы.  Практика: Практические   занятия:   разбор   специально   подобранных   позиций,   решение тематических этюдов. Дидактические игры и задания «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. 19. Занимательные страницы шахмат. Теория: Шахматные сказки. Практика. Практическая игра всеми фигурами из начального положения. Решение   шахматных   задач.   Понятие   о   позиции.   Правила   проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. 20. Спортивно­массовые мероприятия.  Теория:  Подготовка   к   соревнованиям.  Психологическая   подготовка   юного спортсмена к соревнованиям.  Практика. Участие в соревнованиях и турнирах. Начальные сведения 1.   Введение.   Доска,   фигуры,   горизонтали,   вертикали,   центр­горка,   край   и угол. Нотация, адреса фигур.  2. Запись шахматной позиции, город­почтальон, морской бой.  3. Ладья: ходы, взятия, линейный и двойной удары, сила. Игра «Курица и зёрна». 4.  Cлон:   ходы,   взятия,  линейный   и   двойной   удары,   сила.   Игра   «Курица   и зёрна». 5. Король и ферзь: ходы, взятия, удары, сила. 6. Конь: ходы, взятия, двойной удар, сила. «Курица и зёрна». Игра «Скачем на коне» или «Кто лучший джигит?». 7. Пешки: ходы, взятия, удары, превращение, сила. 8. Шах, пат, мат. Игра «Пять шахов». Начало партии 9.   Как   начинать   шахматную   партию:   расстановка,   центр,   развитие.   Игра «Двухходовка».  10. Рокировка и всё о ней. 11. Как записывать шахматную партию. 12. Как записывать партию. Дебют: испанская партия. 13. Законы дебюта, детский мат. Заповеди. 14. Относительная ценность фигур.  15. Решение задач. Мат в 1 ход. Матование одинокого короля 16. Мат 2 ладьями. Сторож и охотник. План матования. 17. Решение задач на линейный мат. 18. Мат ферзем. Вдох­выдох. План. 19. Линейный мат ладьей. План. 20. Квадратный мат ладьей. План. 21. Мат двумя слонами. План. 22. Шахматные игры: «До первого шаха», «Танцуем все». 23. Решение задач на мат ладьёй, ферзём в 1­2 хода. Пешечные окончания 24. Окончания. Король с пешкой против короля, вагончик. 25. Пешечные окончания. Правило квадрата. 26. Пешечная структура. Сильные и слабые пешки. 27. Пешка против ферзя. 28. Практическое занятие. Шахматные игры «Танцуем все», «Двухходовка», «До первого шаха». 29. Решение задач на проведение пешки и мат в 1 ход. Дидактические игры и задания:  «Игра   на   уничтожение»   ­   важнейшая   игра   курса.   У   ребенка   формируется внутренний   план   действий,   развивается   аналитико­синтетическая   функция мышления  и др.  Педагог  играет   с  учениками  ограниченным  числом  фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один   в   поле   воин».   Белая   фигура   должна   побить   все   черные   фигуры, расположенные  на  шахматной  доске, уничтожая  каждым  ходом  по   фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной   доски,   не   становясь   на   «заминированные»   поля   и   на   поля, находящиеся под ударом черных фигур. «Сними   часовых».   Белая   фигура   должна   побить   все   черные   фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. «Кратчайший   путь».   За   минимальное   число   ходов   белая   фигура   должна достичь определенной клетки шахматной доски. «Захват   контрольного   поля».   Игра   фигурой   против   фигуры   ведется   не   с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее ­ побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй   фигуру».   Белые   должны   сделать   такой   ход,   чтобы   при   любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными»   полями.   Выигрывает   тот,   кто   побьет   все   фигуры противника «В бой идут одни только пешки». Практическая игра пешками. «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. «Два   хода».   Для   того   чтобы   ученик   научился   создавать   и   реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.  Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд   странные,   как   «Лабиринт»,   «Перехитри   часовых»   и   т.   п.,   где присутствуют   «заколдованные»   фигуры   и   «заминированные»   поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2017­2018 уч. год № п/п 1 2 3  Содержание разделов и тем   Кол­во    часов     Дата проведе ния Вводные     занятия.   Техника   безопасности.  Знакомство   с детьми. Постановка задач на год. Содержание и режим занятий. Инструктаж   по   технике   безопасности   (правила   техники безопасности, правила противопожарной безопасности, правила дорожного   движения,   правила   поведения   в   чрезвычайных ситуациях). Первое знакомство с Шахматным королевством. Шахматы –   спорт,   наука,   искусство.  Краткая   история   шахмат. Возникновение   и   родина   шахмат.   Начальные   сведения. Различные системы проведения шахматных соревнований. Шахматная доска – поле шахматных сражений. Правила игры. Первоначальные понятия.   Знакомство с основными понятиями: горизонтали, вертикали, диагонали, центр, фланги. Расположение   доски   между   партнерами.   Горизонтальная линия.   Количество   полей   в   горизонтали.   Количество 1 1 1 04.09 11.09 18.09 4 5 6 7 8   слон,   ферзь,   конь,   Ладья,   пешка, горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в   вертикали.   Количество   вертикалей   на   доске.   Чередование белых   и   черных   полей   в   горизонтали   и   вертикали. Дидактические   задания   и   игры   "Горизонталь",   "Вертикаль",   «Диагональ». Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество   полей   в   диагонали.   Большая   белая   и   большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.  Шахматные   фигуры.   Первое   знакомство.   Тактика   игры. Белая   и   черная   армии.   Правило   «Тронул   ­   ходи!».  Белые   и черные.   король. Дидактические   задания   и   игры   "Волшебный   мешочек", "Угадайка",   "Секретная   фигура",   "Угадай",   "Что   общего?", "Большая и маленькая". Благородные   пешки   черно­белой   доски.Место   пешки   в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская   пешка.   Ход   пешки,   взятие.   Взятие   на   проходе. Превращение   пешки.   Дидактические   задания   "Лабиринт", "Один   в   поле   воин",   "Игра   на   уничтожение"   (пешка   против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".   Пешка   против   ферзя,   ладьи,   коня,   слона. Перехитри   часовых",   "Атака   неприятельской   фигуры", "Двойной   удар",   "Взятие",   "Защита",   "Игра   на  уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения). Король – самая важная, главная фигура.  Стратегия игры. Место   короля   в   начальном   положении.   Ход   короля,   взятие. Короля   не   бьют,   но   и   под   бой   его   ставить   нельзя. Дидактические   задания   "Лабиринт",   "Перехитри   часовых", "Один   в   поле   воин",   "Кратчайший   путь",     "Игра   на уничтожение" (король против короля).  Король против других фигур.   "Перехитри   часовых",   "Сними   часовых",   "Атака неприятельской   фигуры",   "Двойной   удар",   "Взятие",   "Захват контрольного   поля",   "Защита   контрольного   поля",   "Игра   на уничтожение"   (король   против   ферзя,   король   против   ладьи, король   против   слона,   король   против   коня,   король   против пешки), "Ограничение подвижности". Ладья.Место   ладьи   в   начальном   положении.     Ход   ладьи. Взятие.   Дидактические   задания   и   игры   "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь", "Захват   контрольного   поля",   "Защита   контрольного   поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности". Слон.Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные   и   чернопольные   слоны.   Разноцветные   и одноцветные   слоны.   Качество.   Легкая   и   тяжелая   фигура. Дидактические   задания   и   игры:   "Лабиринт",   "Перехитри часовых",   "Один   в   поле   воин",   "Кратчайший   путь",   "Захват контрольного   поля",   "Защита   контрольного   поля",   "Игра   на уничтожение"  (слон  против  слона,  два  слона  против  одного, два   слона   против   двух),   "Ограничение   подвижности", "Перехитри   часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Сними   часовых",     25.09 02.10 09.10 16.10 23.10 30.10 2 1 1 1 1 9 10 11 (ферзь   против   ферзя), "Выиграй   фигуру".   Термин   "стоять   под   боем".   "Захват контрольного   поля",   "Защита   контрольного   поля",   "Игра   на уничтожение"   (ладья   против   слона,   две   ладьи   против   слона, ладья   против   двух   слонов,   две   ладьи   против   двух   слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности". «Могучая   фигура»   Ферзь.    Место   ферзя   в   начальном положении.   Ход   ферзя,   взятие.   Ферзь   –   тяжелая   фигура. Дидактические   задания     и   игры:   "Лабиринт",   "Перехитри часовых",   "Один   в   поле   воин",   "Кратчайший   путь",   «Захват контрольного   поля",   "Защита   контрольного   поля",   "Игра   на уничтожение"     "Ограничение подвижности". Ферзь   против   ладьи   и   слона.   "Перехитри   часовых",   "Сними часовых",   "Атака   неприятельской   фигуры",   "Двойной   удар", "Взятие",   "Выиграй   фигуру",     "Захват   контрольного   поля", "Защита   контрольного   поля",   "Игра   на   уничтожение"   (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности". Конь.Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь   –   легкая   фигура.   Дидактические   задания   и   игры: "Лабиринт",   "Перехитри   часовых",   "Один   в   поле   воин", "Кратчайший путь". "Захват   контрольного   поля",   "Игра   на   уничтожение"   (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два   коня   против   двух),   "Ограничение   подвижности".Конь против   ферзя,   ладьи,   слона.   "Перехитри   часовых",   "Сними часовых",   "Атака   неприятельской   фигуры",   "Двойной   удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения). Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур.      Начальное   положение.   Расстановка   фигур   перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением   фигур.   Дидактические   задания   и   игры: "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".   1 1 13 12 Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Шах ферзем, ладьей, слоном,   конем,   пешкой.   Защита   от   шаха.   Дидактические задания: "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания: "Дай открытый шах", "Дай двойной шах", "Первый шах". Мат   –   цель   игры.Цель   игры.    Простейшие   окончания. Определение   эндшпиля.   Роль   короля   в   эндшпиле.   Правило квадрата.   Мат   различными   фигурами.  Мат   ферзем,   ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание: "Мат или не мат".Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем,   Мат   в   один   ход:   сложные   примеры   с   большим   числом шахматных  фигур.   Дидактическое   задание:   "Дай  мат  в  один ход". Техника «матования» одинокого короля.  Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры 1 примеры). (простые   пешкой   14 15   1 1 1   07.11 1 13.11 20.11 27.11 04.12 11.12 18.12 16 на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат". Рокировка.Длинная   и   короткая   рокировка. рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".   Правила 18 19 20 17 Шахматная   партия.   Начало   шахматной   партии.   Дебют. Правила   и   законы   дебюта.  Игра   всеми   фигурами   из начального   положения   (без   пояснений   о   том,   как   лучше начинать шахматную партию).  Дидактическая   игра   "Два   хода".   Общие   рекомендации   о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Короткие шахматные партии. Сеансы одновременной  игры.  Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.  Занимательные   страницы   шахмат.   Конкурсы   решения задач, этюдов. Шахматные сказки.  21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Практическая игра всеми фигурами из начального положения. Решение шахматных задач. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение   конкурсных   позиций   и   определение   победителя конкурса. Спортивно­массовые   мероприятия. Подготовка к соревнованиям.  Психологическая   подготовка   юного   спортсмена   к соревнованиям. Правила турнирного поведения. Участие в соревнованиях и турнирах.   Соревнования.   1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 25.12 09.01 15.01 22.01 29.01 05.02 12.02 26.02 05.03 12.03 19.03 02.04 09.04 16.04 23.04 07.05 14.05 Итого:                                                               34 часов Список литературы:  1. И. Майзелис. "Шахматы".   2. И. Сухин. "Путешествия по шахматной стране".  3.  Шахматы для начинающих.  4. Гик Е.А. Беседы о шахматах. ­ М., 1985 5. Принципы  шахматной  игры:  учебное пособие./  Шакуров  М.Ф. –  Казань: Мастер Лайн,2000 6. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986 7. В. Костров. «Шахматы для детей, родителей и учителей».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по шахматам "Белое и Чёрное"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.