Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»
Оценка 4.9

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
технология +1
Взрослым
17.04.2018
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»
Программа ориентирована не только на расширение уровня грамотности учащихся в области декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков. В программе уделяется большое внимание нахождению конструктивного сюжетного образа, воспроизведению декоративного, художественного, объемно-рельефного образа с передачей стилизованных форм, светотени в соломенной пластике. Программа предусматривает своеобразный по выбору замысел, поисковые эскизы, учит решать художественно-творческие задачи. Программа расширяет кругозор в области декоративно- прикладного народного творчества, изобразительного творчества, знакомит с видами аппликаций: орнаментальная, предметная, сюжетная, объемно-рельефная, декоративная. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предусматривает последовательное усложнение заданий. В программе дано распределение учебных часов по годам обучения. Данная программа может быть рекомендована к использованию в образовательномДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»
Программа Соломенная Золотиста.docx
Муниципальное учреждение дополнительного образования  «Майнский центр детского творчества имени Г.Ф. Кныша»                   Утверждаю:     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста» объединения «Школа ремесла» Направленность: художественная Возраст учащихся: 12­15 лет                                                                Срок реализации: 3года                                             Автор / разработчик: педагог                                                       Дополнительного образования                                                       Васильева Александра Викторовна 1 Игнатовка 2017г. Пояснительная записка. …Талант – это не только дар Божий и  не только прирожденная способность человека к той или иной деятельности, это, прежде всего труд, труд и ещё раз  труд, умноженный на терпение. А. Яковлев С глубокой древности люди, изготавливая различные вещи для своего обихода,  стремились сделать их не только удобными, практичными, но и красивыми. Для  работы использовали наиболее доступные природные материалы: дерево, камень,  глину, солому. Солома появилась в жизни наших предков давно, одновременно с земледелием. После  обмолота урожая зерновых оставалось так много соломы, что человек со свойственной ему практичностью не мог не задуматься над возможностью её дальнейшего  применения. Солому использовали в качестве корма для домашних животных,  подстилки для сна. Однако люди не могли не обратить внимание на её красоту.  Именно из соломы стали делать первые обереги, поскольку это был наиболее  доступный материал. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, так  как солома, считали они, сохраняла в себе силу природы и даже могла передавать её  людям.    Позже рождается такой вид народного творчества, как аппликация из соломы.  Народные умельцы украшали изделиями из соломы не только дома крестьян, но и  храмы. Простая солома в их руках превращалась в драгоценный материал. Они  изготавливали из неё предметы интерьера, игрушки, рамочки для икон, царские врата  в иконостасах храмов. В их изделиях солома горела золотом, сверкая всеми своими  тонкими, блестящими, словно отполированными, нитями.    Ещё недавно казалось, что народное творчество уходит в историческую тень.  Промышленность спешила обеспечить одними и теми же вещами тысячи, миллионы  людей. И вот, заполнив ими одинаковые комнаты, мы всё плотнее обрастаем  одинаковой скорлупой. Устав от однообразия, мы жаждем эстетически безупречных  вещей.    Сегодня мастера прикладного искусства снова возвращаются к натуральным  материалам. Ведущие дизайнеры находят в современном интерьере достойное место  для натуральных цветов и трав, соломы, камыша, тростника, зачастую используя их в  качестве декора. Изделия ручной работы из натуральных материалов придают  интерьеру особый уют и изысканность. Теперь ясно видно, что сделать прекрасным  пространство своейжизни может только сам человек. В отличие от промышленного  дизайна прикладное искусство опирается на ремесло, рукоделие. И по законам  ремесла оно не делает даже и двух одинаковых изделий. Так не повторяют друг друга  растения и плоды, животные и люди. Это сходство ремесленных изделий с явлениями  2 живой природы не случайно. Именно ремесло, прикладное искусство развиваются на  основе законов и творческихпринципов, максимально сближающих человека с  природой.    Творческий труд с использованием природно­растительных материалов­один из  методов приобщения детей к искусству и воспитания любви кприроде. При  постоянном общении с природой, во время работы сестественным материалом  пробуждаются трудовые навыки. Работа сприродным материалом развивает  усидчивость, терпение, настойчивость,приобщает к интересному и самобытному виду  народного прикладногоискусства. В крестьянских семьях приёмы традиционного  ремесла передавались из рук в руки, от старших – к детям в процессе  непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время в условиях городской  цивилизации такая преемственность прервалась. В какой­то мере сохранить традиции,  прикоснуться к части народной культуры, а также способствовать   гармоничному  развитию и творческой самореализации детей, призвана образовательная программа  «Соломенная Золотиста».    Солома ­интереснейший природный материал, дающий большие декоративные  возможности, которые позволяют создавать мотивы геометрического, растительного,  анималистического и даже пейзажного характера. В нашем районе, где огромные поля  засеяны пшеницей, большинство людей используют солому в домашнем хозяйстве, но  не подозревают, какие уникальные возможности она в себе таит.Мысль о появлении  этого вида творчествав нашем районе и подтолкнула к созданию программы  «Соломенная Золотиста».    Актуальностьданной программы состоит в том, что она знакомит детей с  традиционным для России видом народного творчества. Программа «Соломенная  Золотиста» поможет заполнить этот пробел и даст возможность прикоснуться к  новому источнику народного искусства. Программа «Золотистая соломка» знакомит детей с декоративным творчеством –  неиссякаемым источником красоты, а именно такими его разделами, как аппликация и инкрустация соломой. Инкрустация и аппликация из соломы получили широкое  распространение благодаря доступности и простоте заготовки, обработки материала и техники выполнения изделий. Работа с соломой не требует сложного инструмента, а  материал для аппликации в изобилии даёт сама природа. Собранные во время  прогулки злаки, травы и цветы продлят своё существование в выполненных работах,  принесут в дом радость. Каждый человек стремится создать вокруг себя такое  пространство, в котором ему уютно и комфортно. Как сделать подарок близкому  человеку, чем удивить окружающих, когда удивить уже сложно? Единство народного  промысла,фантазии и современных идей – вот в чём смысл программы «Соломенная  Золотиста». Новизна данной программы состоит в том, что при анализе имеющихся программ по  декоративно­прикладной работе с соломой   выявлена однобокость, узкое  тематическое содержание деятельности. Программа «Соломенная Золотиста» даёт  3 возможность более глубокого изучения материала, ориентирует учащихся на  социальную адаптацию. Функциональное назначение программы проявляется в том, чтобы развивать в каждом  ребёнке творческую направленность, воспитывать трудовые качества, формировать  способности, которые потребуются ему в дальнейшей жизни. А жизнь наша не стоит на месте, она стремительно меняется. Идти в ногу со временем, быть успешным может  только тот человек, который способен творчески подходить к решению различных  задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации. Именно в творческой  деятельности ребёнок развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои  способности и дарования. Развитие творческих способностей тесно связано с  воспитанием творческого отношения к труду. Творческое отношение к труду – это  любовь к делу, которым занимаешься, стремление познать его особенности, желание  добиться успеха.  Занимаясь в творческом объединении, дети и подростки  профессионально самоопределяются, получают возможность более легкой адаптации  и самореализации в обществе. В процессе работы с соломой у детей развиваются чувства цвета, ритма;тренируются  пальцы рук, глазомер; воспитываются наблюдательность,усидчивость, культура труда  и эстетическое восприятие мира; формируютсяпонятие о красоте вещей, созданных  своими руками, знание природныхкачеств материала и его применение, любовь и  бережное отношение к природе. В условиях творческого объединения развиваются индивидуальные способности и  таланты, которые помогают детям реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с  другими. Обучаясь по программе «Соломенная Золотиста»,каждый ребёнок может  создать своими руками маленький шедевр, вложив в него душу и солнечное тепло  соломы. Аппликации из соломы, выполненные воспитанниками, будут прекрасно вписываться в интерьеры современных помещений,сувениры из соломки станут приятным подарком. Образовательная программа «Соломенная Золотиста»относится кхудожественной  направленности. Цель программы ­ развитие творческого потенциала детей, удовлетворениеих  интересов, способностей и дарований посредством освоения техники художественной  обработки соломы. Учебно­воспитательные задачи: Обучающие:  ­обучение детей приёмам художественной обработки соломы с цельювыполнения  художественных изделий; ­ формирование специальных знаний (материаловедение, терминология, инструменты  и приспособления, техника безопасности, чтение технологической карты); 4 ­ приобретение учащимися технических знаний, умений и навыков (заготовка и  хранение материала, подготовка материала к работе, умение пользоваться  инструментами и приспособлениями, способы наклеивания и т.д.). ­ освоение более сложных приемов работы (инкрустация, мозаичный способ  выполнения аппликации); ­ формирование знаний и умений самостоятельно составлять эскиз, подбирать  материал, изготавливать изделие, пользуясь схемами и техническими рисунками,  придавать изделию законченный вид (оформление в рамку, декорирование деталями и  т.д.). Развивающие:  ­ развитие у детей эстетического восприятия, художественного вкуса  иэмоционального отношения к природе и предметам; ­ обогащение визуального опыта детей через посещение выставок, музеев, выходы на  природу, встречи с интересными людьми; ­ развитие познавательной и творческой активности, фантазии, образного и  логического мышления; ­ развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребенка. Воспитательные:  ­ воспитание у детей интереса и любви к декоративно­прикладнойработе, народному  искусству; ­ воспитание внимательности, аккуратности, бережливости, целеустремленности; ­ воспитание стремления к разумной организации своего свободного времени. ~ Формирование общекультурных компетенций воспитанников: ­ формирование у воспитанников целостного восприятия народногоискусства как  части культуры народа; ­ знакомство с древними ремёслами и современными видами декоративно­ прикладного искусства России; ­ воспитание у детей любви и бережного отношения к природе. ~ Формирование социально­трудовых компетенций: ­ формирование знаний, умений и навыков в области декоративно­прикладной работы  с соломой; ­ освоение приёмов работы с различными инструментами и  оборудованием,соблюдение техники безопасности; ­ воспитание культуры труда, бережного отношения к материальнымценностям; ­ формирование умения самостоятельного поиска и отбора необходимойинформации,  иллюстративного материала; ­ планирование последовательности трудовых операций; ­ стимулирование творческой активности воспитанников. 5 ~ Формирование коммуникативных компетенций: ­ формирование умения работать в коллективе, малыми группами; ­ воспитание взаимоуважения и взаимопонимания; ­ создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях. Программа «Соломенная Золотиста» рассчитана на три года обучения. Структура программы Год обучения 1 2 3 Возраст учащихся 12­13 лет 13­14 лет 14­15 лет Кол­во учащихся в группе 12 ­ 15 10 ­ 12 8 ­ 10 Число занятий в неделю и их продолжительность 2 (2 по 45 мин.) 3 (2 по 45 мин.) 3 (2 по 45 мин.) Кол­во часов за год 144 216 216 Возраст воспитанников в группах,начиная с 12 лет, так как в этом возрасте работа в  объединении для детей является доступной и посильной. Учащиеся имеютнавыки  работы с материалами (бумага, картон, клей и т.д.) и инструментами(ножницы,  циркуль, карандаш, линейка и др.), полученные на уроках технологии вшколе. Для обучения рекомендуется принимать мальчиков и девочек усидчивых,склонных к  кропотливой работе. Оптимальное количестводетей в группе ­ 12 человек, так как при большем количестве учащихся сложно осуществлять индивидуально­творческую  деятельность с учётомразного уровняразвития двигательных навыков и творческих  способностей детей. Берётся вовнимание и то, что на занятиях работа ведётся с  помощью различных режущихинструментов и электроприборов. Основные этапы реализации программы    Задачи первого этапа(первый год обучения)заключаютсяв ознакомлении учащихся с художественной обработкой соломы; приобретении технических знаний, умений и  навыков (заготовка и хранение материала, подготовка материала к работе, умение  пользоваться инструментами и приспособлениями, электрооборудованием,  соблюдение техники безопасности).  На этом этапе воспитанники учатсявыполнять  аппликации способом «по деталям», приобретая навыки, способствующие развитию  мелкой моторики, воспитанию трудовых качеств. Важно уже напервом этапе  воспитывать умение работать в коллективе, оказывать помощьи поддержку, работать  аккуратно и красиво. 6 На втором этапе (второй год обучения) продолжается формирование знаний,  умений и навыков изготовленияизделий из соломы, путём расширениятем и предметов деятельности, правил иприёмов выполнения различных операций при условии  большейсамостоятельности. Воспитанники учатся самостоятельно собирать  иллюстративный материал, пользоваться схемами и рисунками, придавать изделиям  законченный вид. Процесс выполнения работы постоянно усложняется. Косвоенному  на первом этапе способу «по деталям»,добавляется мозаичный способ выполнения  аппликаций. На этом этапеучащиеся знакомятся с новым видом художественной  обработки соломы ­ инкрустацией, изучают виды и композиции орнамента.     Третий этап(третий год обучения)закрепляет и расширяет теоретические и  практические знанияпрограммного материала. Учащиеся знакомятся с народными  промыслами, в которых берут сюжеты будущих аппликаций. Большое внимание  уделяется тематике и колориту учебных работ, самостоятельной работе  воспитанников, когда обдумывается и планируется последовательностьвыполнения  всехсборочныхопераций. Воспитанникидолжны уметь самостоятельно составлять и  переводить рисунок будущейаппликации, точно подбирать солому по цвету,  тонировать её. Работы, выполненные воспитанниками,должны иметь общественную  значимость, принимать участие в различных выставках и конкурсах, украшать  помещения школы и ДДТ, быть хорошим подарком друзьям, учителям, близким. Учебно­воспитательный процесс базируется на обучении основнымприёмам и  технологии изготовления различных изделий из соломки,сочетающих в себе  эстетические и практические навыки. Приобретаятеоретические и практические  навыки работы с соломкой, учащиеся создаютне только полезные, но и красивые  изделия, которые могли бы окружать их и оказывать влияние на образ жизни.    Основой содержания теоретических занятий являются вводные беседы осодержании  и задачах предстоящей деятельности, раскрытие тем и заданий наближайший период,  сведения по истории традиционных ремёсел, а также оприёмах художественной  обработки, и отделки изделий, организациирабочего места и технике безопасности.    На практических занятиях дети учатся пользоваться материалами,инструментами,  получают навыки изготовления художественных изделий. Содержание программы  каждого года обучения представляет собой завершённый тематический блок знаний.  Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу повторения и  расширения объёма знаний. Содержание программы каждого года обучения может  рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная соответственно на 1, 2 и 3 года обучения.  Каждый тематический раздел, тоже завершённый блок знаний. Это даёт возможность  изменять отдельные блоки, заменять их.    При отборе тем для занятий следует руководствоваться следующимипринципами: • доступность и посильность работы; • возможность формирования у воспитанников специальных знаний иумений; 7 • познавательная ценность: при изготовлении изделий учащиесядолжны обучаться  элементам технологии, графической грамоте,разметке и т.д.; • обеспечиваниеобщественно­полезной значимости изделий.     Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для  коллективного исполнения. Техника аппликации и инкрустации требует кропотливого труда, поэтому педагог должен проводить индивидуальную работу с каждым  ребёнком.  Процесс овладения знаниями, формирования навыков, развития умений у  каждого школьника различен. Интенсивность и качественность его находятся в  прямой зависимости от того уровня, с которым ребёнок включается в этот процесс.  Необходимо учитывать этот уровень, чтобы дифференцированно, а, следовательно, и  наиболее эффективно строить процесс обучения. Коллективный труд обеспечивает опыттворческого общения, сплачивает детей,  аошибки, допущенные одним,всегда бывают замечены товарищем и вовремя  исправлены. Такая форма работы помогает воспитанникам приобретать опыт  взаимодействия, брать на себя ответственность за выполнение задания, ведь успех  общей работы, зависит от успеха каждого. Приколлективном обсуждении работы акцент делается на положительные её стороны,  темсамым моделируется ситуация успеха, создаётся благоприятный эмоциональный  фон, способствующий формированию у детей положительнойсамооценки и  устойчивого интереса к занятиям.  Приреализации программы используются следующие методы обучения: словесный (беседы, диалоги, обсуждения); • • репродуктивный (воспроизводящий); • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного  материала); • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения); • частично­поисковый (в форме игры, конкурса); • исследовательский (на третьем году обучения, когда предполагается  расширение и углубление знаний и умений); • диагностический (анкеты, тесты); • метод контроля (контроль ЗУН). Прогнозируемый результат учебной деятельности.  Успешная реализация программы «Соломенная Золотиста» должнаобеспечить  следующие прогнозируемые результаты: знание культурных традиций своего народа; освоение основных приёмов и навыков работы с соломкой; соблюдение безопасности при работе с инструментами и материалами; умение самостоятельно выполнять тематические композиции изсоломки для      украшения интерьера; 8 умение самостоятельно изготавливать сувениры в техникеинкрустации  участие в выставках и конкурсах разного ранга; создание на занятиях благоприятной эмоциональной обстановки дляразвития   соломкой;   творческого потенциала детей;   проявление творческой фантазии, умение принимать самостоятельные решения. Формы и методы оценки результативности программы: • педагогическое наблюдение; • • • • тестирование; зачётные занятия; текущие и итоговые выставки; творческие конкурсы. Учебно­тематический план Первый год обучения Тема раздела Тема занятий Вводное занятие. Художественная обработка соломы. № 1. 2. Кол­во часов 2 2 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Подготовка материала. Аппликация из соломы. Этапы  выполнения. Орнамент из соломенных элементов. Орнамент   в полосе. Орнамент в круге. Грибное лукошко. Букет осенних листьев. Подарок для мамы. 9 4 6 2 4 6 10 10 12 12 В том числе теорет. практ. 2 2 2 2 2 2 4 4 4 6 8 10 10 12 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Новогодняя открытка. Коллективная работа. Техника везде – на суше, в небе, на воде. Цветы для мамы. Животные и птицы. Встречаем май. Работа с природным материалом. Заготовка материала. Подготовка к выставке. Итоговое занятие.                              Итого: 10 12 14 14 12 2 4 4 2 144 2 2 2 2 2 2 2 26 8 10 12 12 10 4 4 118 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ Тема 1.Вводное занятие. Теория.Знакомство с детьми. Распределение рабочих мест и знакомство  сорганизацией рабочего кабинета. Распорядок работы объединения. Тема 2. Художественная обработка соломы. Теория. Солома в изделиях мастеров народных художественных промыслов.  Общиесведения о декоративных свойствах соломы. Виды соломы: ржаная,овсяная,  пшеничная, рисовая и др. Тема 3.Подготовка материала. Практика. Техника заготовки и первичной обработки сырья. Инструменты  иоборудование. Правила безопасной работы. Срезание колосков и листьев,удаление  узелков. Распаривание, распаривание и глажка соломы. Тема 4. Аппликация из соломы. Этапы выполнения. Теория. Аппликация как вид изобразительной техники. Виды  аппликации.Последовательность выполнения аппликации из соломы. Инструменты  иматериалы для аппликационной работы. Практика.Тренировочное упражнение на поэтапное выполнение аппликации: 10 обведение детали по шаблону, вырезание детали по контуру, наклеивание надеталь  соломенных лент, просушка детали, срезание по краю детали лишнейсоломы. Тема 5.Орнамент из соломенных элементов. Теория. Знакомство с орнаментом. Примеры орнамента в одежде, бытовых предметах, архитектуре. Тема 6. Орнамент в полосе. Практика. Обведение деталей по шаблону, вырезание бумажных деталей по контуру. Исполнение деталей в материале (оклеивание соломенными лентами, просушка,  вырезание). Составление орнамента, наклеивание элементов на основу. Тема 7. Орнамент в круге. Практика.   Подготовка основы (круга)с помощью циркуля. Обведение деталей по шаблону, вырезание деталей по контуру. Исполнение деталей в  материале. Составление орнамента, наклеивание элементов на основу. Тема 8. Грибное лукошко. Теория. Знакомство с грибами, их классификация.  Практика.Выбор рисунка для аппликации.Исполнение деталей в материале. Выбор  фона, наклеивание деталей,оформление. Тема 9. Букет осенних листьев. Практика.  Обведение листьев с натуральных образцов, вырезание бумажных  деталей. Подготовка соломы. Исполнение деталей в материале. Выбор фона, сбор композиции  на основе. Наклеивание деталей, оформление аппликации. Тема 10. Подарок для мамы. Теория. Изготовление подарка ко Дню матери. Работа с иллюстративным материалом. Практика. Работа над рисунком. Вырезание бумажных деталей. Наклеивание соломы на бумажные детали. Вырезание соломенных деталей. Сбор деталей аппликации на  основе, наклеивание. Тема 11. Новогодняя открытка. Практика.Использование шаблонов для изготовления деталей «открытки».  Выполнение деталей в материале. Наклеивание на цветной картон. Украшение. Тема 12. Коллективная работа. Теория.Выполнение аппликаций для методического фонда объединения. Работа группами по 3­4 человека.  11 Практика. Распределение элементов среди детей.Подготовка материала, выполнение деталей. Выбор фона, сбор инаклеивание деталей. Оформление аппликаций. Тема 13. Техника везде – на суше, в небе, на воде. Теория. Знакомство с темой. Просмотр иллюстративного материала. Практика.Выполнение рисунка с помощью трафарета. Вырезание деталей,  наклеивание соломенных лент. Сбор готовых деталей на основе, наклеивание,  оформление аппликации. Тема 14. Цветы для мамы. Теория. Просмотр иллюстративного материала. Выбор рисунка. Практика.  Вырезание бумажных деталей. Выполнение деталей в материале. Выбор  фона, сбор цветочной композициина основе, наклеивание, оформление аппликации. Тема 15.  Животные и птицы. Теория.Просмотр подготовительных рисунков и работ воспитанников прошлых лет. Практика.Выбор будущей аппликации, поэтапное её выполнение. Выбор цвета фона,  наклеивание деталей, оформление работы. Тема 16. Встречаем Май. Теория.Изготовление праздничной открытки ко Дню Победы.  Практика. Выполнение рисунка с помощьютрафарета. Исполнение деталей в  материале. Выбор цвета фона. Наклеиваниедеталей на основу, оформление  аппликации. Тема 17. Работа с природным материалом. Теория.Экскурсияв парк, сбор материала для смешанных композиций. Тема 18. Заготовка материала. Практика.Сбор растительного материала (листья, цветы,травы). Засушивание  собранного материала. Тема 19. Подготовка к выставке. Практика.Отбор лучших работ для выставки. Подготовка работ к выставке. Участие в выставке. Тема 20.Итоговое занятие. Теория.Подведение итогов деятельности учащихся за первый год занятий. Рекомендации по работе в летний период. В конце первого года обучения учащиеся должны Результативность учебной деятельности. 12 об использовании соломы в народном прикладном творчестве; названия основных злаковых растений и их строение; названия используемых материалов, инструментов и оборудования; технику заготовки и первичной обработки соломы; основные этапы технологии выполнения аппликации из соломы; слова, обозначающие понятия и представления, указанные впрограмме; правила по технике безопасности при работе с инструментами и  определять материалы и инструменты, необходимые для работы,правильно  подготавливать материал к работе, обрабатывать его с помощьюпедагога; под руководством педагога выполнять: размечать детали по шаблону и с помощью трафарета; работать индивидуально и группами; содержать в порядке своё рабочее место; экономно расходовать материалы; оказывать помощь товарищам. Знать:        электрооборудованием. Уметь: • использовать их; • • ­ орнамент из соломенных элементов, ­ аппликацию способом «по деталям»; • • • • • Владеть: Социально­трудовыми компетенциями: • за рабочим столом; • задания; • Коммуникативными компетенциями: • • • выполнять комплексы упражнений физминуток, соблюдать правильную осанку  соблюдать порядок на рабочем столе, готовить рабочее место к выполнению  соблюдать технику безопасной работы с инструментами и электроприборами. уметь слушать и понимать речь других; проявлять внимание и заботу к окружающим; уметь работать в коллективе и малыми группами.  Учебно­тематический план Второй год обучения № 1. 2. 3. Тема раздела Тема занятий Вводное занятие. Знакомство с народными промыслами  России. Изделия из бересты, лозы, соломы. 13 Кол­во часов В том числе теорет. практич. 2 2 2 2 2 2 2 20 2 22 22 22 2 22 22 22 22 22 4 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18 20 20 20 20 20 20 20 20 4 2 Инкрустация соломой. Обработка соломы. Инструменты и  материалы. Знакомство с орнаментом. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Животный орнамент. Аппликация из соломы. Предметная аппликация. Сюжетная аппликация. Декоративная аппликация. Изготовление панно из соломки. Коллективная работа. Подготовка к выставке. Итоговое занятие. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 . 11 . 12 . 13 . 14 . 15 . 16 . 17 .                                                Итого:  216 32 184 14 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ Тема 1. Вводное занятие. Теория.Ознакомление учащихся с содержанием работ и задач в новом учебном году. Распорядок работы объединения. Напоминание правил  безопасноститруда.Организационные вопросы. Тема 2. Знакомство с народными промыслами России. Теория. Современные виды декоративно­прикладного искусства, их разнообразие. Сочетание в декоративно­прикладных изделиях красоты и пользы какосновное  требование к ним. Тема 3. Изделия из бересты, лозы, соломы. Теория.Художественные и утилитарныеизделия из бересты, лозы, соломки. Просмотр  слайдов, альбомов, книг, журналов. Тема 4. Инкрустация соломой. Теория. Знакомство с новым видом художественной обработки соломы.  Декоративные и технологические особенности инкрустации.  Демонстрация  украшенных соломой изделий. Тема 5.  Обработка соломы. Теория.Виды соломы, применяемые для аппликации и инкрустации. Сбор, обработкаи способы хранения. Инструменты и дополнительные материалы.Безопасность в работе. Практика.Обработка соломы. Срезание колосков и листьев. Удаление узелков  междуколенцами. Сортировка соломки по толщине, длине и оттенкам.Распаривание  соломки. Распаривание и глажка соломы. Тема 6. Знакомство с орнаментом. Теория.Закономерности построения орнамента. Виды и композиции орнамента.  Просмотр слайдов и другого иллюстративного материала. Тема 7. Геометрический орнамент. Теория. Понятие о ритме, сочетании, симметрии. Практика.Исходные геометрические элементы для инкрустации, составление узора. Вырезание из соломенных лент квадратиков, ромбиков, треугольников.Наклеивание на основу соломенных элементов. Выполнение узоров в полосе,квадрате, круге. Тема 8. Растительный орнамент. Теория.Использование народных орнаментов в изделиях с инкрустацией. 15 Практика.Выполнение растительного орнамента (симметричного и  несимметричного) по образцу. Вырезание элементов орнамента из бумаги. Наклейка  соломенныхлент на тонкую бумагу. Вырезание соломенных элементов, наклейка на  основу. Тема 9. Животный орнамент. Теория.Красота природного материала в изображениях животных, птиц,насекомых.  Просмотр иллюстративного материала. Практика.Исполнение деталей орнамента в материале. Выбор фона,наклеивание  элементов на основу. Тема 10. Аппликация из соломы. Теория.Аппликация соломкой как вид декоративно­прикладного искусства.  Видыаппликации: предметная, сюжетная, декоративная. Демонстрация  видоваппликации на образцах работ воспитанников прошлых лет. Этапывыполнения  аппликации из соломы (тестирование). Тема 11. Предметная аппликация. Практика.Выполнение аппликации мозаичным способом. Знакомство  сподготовительными рисунками. Выбор будущей аппликации. Исполнениедеталей  аппликации в материале. Выбор фона, сбор деталей, наклеивание наоснову,  оформление. Тема 12. Сюжетная аппликация. Теория. Знакомство с темой. Эстетические требования к качествуаппликации. Практика.Выбор сюжета, переведение рисунка.  Подготовка основы, перевод  рисунка на основу. Выполнениедеталей в материале. Сбор деталей и наклеивание их  на основу. Оформлениеаппликации. Тема 13. Декоративная аппликация. Теория.Краткие сведения о художественных промыслах России. Красота  природногоматериала в орнаментах Хохломы, декоративных цветах и узорах. Практика.Выполнение декоративной аппликации по образцам народного  декоративно­прикладного искусства с растительными мотивами. Тема 14. Изготовление панно из соломки. Теория.Декоративное панно, его роль в украшении современного жилого  иобщественного интерьера. Выполнение итоговой работы.  Практика.Подготовкарисунка будущей аппликации. Подготовка соломы,  тонирование принеобходимости. Подготовка основы (картон, ДВП, фанера) ­  зачистка,тонирование, перевод рисунка на основу. Вырезание элементов  задуманнойкомпозиции, исполнение в материале, наклейка на основу.  Оформлениекомпозиции. 16 Тема 15. Коллективная работа. Теория. Выполнение   аппликаций для выставочного фонда объединения, работа  группами по 3­4 человека. Практика. Распределение элементов среди детей. Подготовка материала,  выполнение деталей. Выбор фона, сбор и наклеивание деталей. Оформление  аппликаций. Тема 16.  Подготовка к выставке. Практика.Отбор лучших работ на выставку. Подготовка работ к выставке.  Участие  в выставке. Поощрение лучших воспитанников. Тема 17. Итоговое занятие. Теория.Подведение итогов за два года обучения. Советы и рекомендации  посамостоятельной творческой работе учащихся. Результативность учебной деятельности. об использовании соломы в прикладном творчестве народов разных стран,  этапы выполнения аппликации из соломы; технологию выполнения инкрустации соломой; названия изготовленных изделий, необходимых операций,используемых  возможности использования изготовленных предметов; слова и словосочетания, обозначающие понятия, указанные впрограмме; правила техники безопасности при работе с инструментами иэлектроприборами. В конце второго года обучения учащиеся должны Знать:  в том числе и России;    инструментов;    Уметь: • работать самостоятельно инструментами, материалами иоборудованием; • выполнять самостоятельно знакомые операции; • переводить рисунки и подготавливать их к аппликации иинкрустации;  • выполнять орнаментальные композиции из геометрических фигур ирастительных  элементов, составлять несложные геометрические орнаменты; • выполнять аппликации двумя способами ­ «по деталям» и мозаичным; • подготавливать основу для аппликации и инкрустации; • оценивать свою работу и работу товарищей, проявлять взаимопомощь и  взаимовыручку; • подготавливать своё рабочее место и содержать его в порядке. Владеть: Общекультурными компетенциями: • • • первоначальное восприятие народного искусства как части культуры народа; зависимость жизни человека от природы и её состояния; положительное и отрицательное воздействие человека на природу. 17 умение самостоятельного поиска и отбора необходимой информации,  планирование последовательности трудовых операций; культура труда, бережное отношение к материальным ценностям. Социально­трудовыми компетенциями: • иллюстративного материала; • • Коммуникативными компетенциями: • • • умение работать в коллективе; проявление взаимоуважения и взаимопонимания; создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях. Учебно­тематический план Третий год бучения № Тема раздела Тема занятий Вводное занятие. 1. Знакомство с народными промыслами  России. Роспись по дереву, виды, история. Художественная керамика.  Инкрустация соломой. Обработка соломы. Растительный орнамент на плоской поверхности  (подарочная пластина). Геометрический орнамент на плоской  поверхности (разделочная доска). 2. 3. 4. 5. 6. Кол­во часов В том числе теорет. практ. 2 4 4 26 26 26 2 4 4 2 2 2 24 24 24 18 Аппликация из соломы. Цветочные композиции. Анималистические композиции. Архитектурные композиции и пейзажи. Сюжетно­тематические композиции. Коллективная работа. Подготовка к выставке. Итоговое занятие. 7. 8. 9. 10 . 11 . 12 . 13 . 26 26 26 26 16 4 4 2 2 2 2 2 2 24 24 24 24 14 4 2    Итого: 216 28 188 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ Тема 1. Вводное занятие. Теория.План и режим работы кружка в новом учебном году.  Обсуждениесамостоятельных работ учащихся, выполненных за лето.  Напоминаниеправил безопасности при работе с инструментами и  оборудованием.Организационные вопросы. ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ. Тема 2. Роспись по дереву. Виды, история. Теория.Знакомство с одним из самых ярких проявлений русского  народноготворчества ­ хохломской росписью. История села. Этапы  изготовленияхохломских изделий. Основные мотивы росписи. Городецкая роспись, богатство её традиций, особенности технологиипроизводства.  Декоративные принципы росписи. 19 Тема 3. Художественная керамика. Теория.Гончарное ремесло в России, его, исторические традиции. Гжель ­крупнейший  керамический промысел, история села. Технология производства посуды. Рождение  кобальтового цветка. Дымковская игрушка. История глиняной расписной игрушки,  технологияизготовления. Характерные элементы росписи. ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМОЙ. Тема 4. Обработка соломы. Теория. Закрепление знаний о злаковых растениях. Инструкция по технике  безопасности при работе с инструментами и электроприборами. Практика. Сортировка, разрезание, распаривание и глажка соломы. Тема 5. Растительный орнамент на плоской поверхности. (Подарочная пластина) Теория. Знакомство с композициями растительного орнамента. Закономерности  построения орнамента. Симметрия и ритм в орнаменте и узоре. Практика. Подготовка деревянной поверхности ­ зачистка и тонирование.  Разработка эскиза композиции. Разметка поверхности под элементы орнамента.  Выполнение элементов задуманного орнамента. Раскладывание элементов на основе и  наклеивание. Тема 6. Геометрический орнамент на плоской поверхности. (Разделочная доска). Теория. Знакомство с геометрическими композициями. Просмотр альбомов по ДПИ. Практика. Составление орнамента для инкрустации плоской поверхности.  Подготовка поверхности ­ зачистка, грунтовка, тонирование. Разметка поверхности  под соответствующие элементы орнамента. Разрезание соломенных лент на  геометрические элементы и наклеивание элементов на основу. Контроль за чистотой и качеством исполнения изделия. Лакировка. АППЛИКАЦИЯ ИЗ СОЛОМЫ. Тема 7. Цветочные композиции. Теория.Красота природного материала в аппликации с растительными элементами. Сочетание мягких заоваленных элементов (лепестки цветов) с  деталями,обогащёнными контурными прорезками (листья). Просмотр  иллюстративного материала. Практика.Выполнение несложной композиции из цветов и листьев. Работа  надрисунком. Подготовка основы, нанесение рисунка на основу.  Выполнениеэлементов аппликации. Сбор элементов по фрагментам­блокам.  Наклеиваниена основу. Оформление композиции. 20 Тема 8. Анималистические композиции. Теория. Изображения животных, птиц, рыб в образцах народного искусства.  Стилизация. Цвет, оттенки соломы как активное средство созданияхудожественного  образа. Практика.Подготовка основы, перевод рисунка на основу.Подбор соломы по  оттенкам, необходимое тонирование. Изготовление иоформление композиции  анималистического характера. Тема 9. Архитектурные композиции и пейзажи. Теория.Знакомство с памятниками каменного и деревянного зодчества.  Правилапостроения перспективного изображения. Пейзажи в смешанной  технике,соответствие законам воздушной перспективы. Практика.Работа над рисунком. Подготовка основы, перевод рисунка на материал.  Подготовка соломы,тонирование, дополнение материала засушенными листьями и  травами.Исполнение аппликации. Использование в аппликационной работе  тематикиродного края. Тема 10. Сюжетно­тематические композиции. Теория. Выполнение аппликаций для выставочного фонда объединения. Практика.Выбор сюжета. Исполнение рисунка в размер будущей работы.  Переводрисунка на основу. Исполнение в материале. Одни аппликации могут  бытьвыполнены самостоятельно, другие только силами коллектива учащихсявместе с  руководителем. Выполненные учащимися работы должны находитьприменение в  оформлении помещения ДДТ, школьных кабинетов, вдомашней обстановке. Тема 11. Коллективная работа. Теория. Выполнение   аппликаций для выставочного фонда объединения, работа  группами по 3­4 человека. Практика. Распределение элементов среди детей. Подготовка материала,  выполнение деталей. Выбор фона, сбор и наклеивание деталей. Оформление  аппликаций. Тема 12. Подготовка к выставке. Практика.Отбор лучших работ для выставки. Оформлениевыставки. Старшие  воспитанники могут выступать в роли экскурсоводов навыставке. Поздравление  выпускников объединения, вручение подарков. Тема 13. Итоговое занятие. Подведение итогов за три года обучения. Рекомендации по  дальнейшейсамостоятельной работе воспитанников. Формирование мастер­группы. В конце третьего года обучения учащиеся должны  Результативность   учебной деятельности. 21 планировать последовательность операций и время работы; отбирать нужные для работы материалы и инструменты,иллюстративный и  Знать: • терминологию по декоративно­прикладной работе с соломой; • свойства различных злаковых растений и их применение в прикладнойработе; • названия инструментов и материалов, применяемых в работе ссоломкой, в том числе  лаков, красок, отбеливателей; • правила техники безопасности; • основные промыслы России. Уметь:   фактический материал.  операции;  украшения интерьера;    Владеть: Общекультурными компетенциями: • декоративно­прикладного искусства России; • самостоятельно изготавливать сувениры в технике инкрустации соломой; помогать младшим кружковцам в работе; правильно и аккуратно оформлять изделия. первоначальное знакомство с древними ремёслами и современными видами  самостоятельно выполнять все изученные за три года обработочные исборочные  самостоятельно изготавливать тематические композиции из соломы для  воспитание   любви и бережного отношения к природе. умение самостоятельного поиска и отбора необходимой информации,  Социально­трудовыми компетенциями: • иллюстративного материала; • • планирование последовательности трудовых операций; культура труда, бережное отношение к материальным ценностям. Коммуникативными компетенциями: • • • к себе окружающих людей. умение работать в коллективе; проявление взаимоуважения и взаимопонимания; умение анализировать собственное поведение, объективно оценивать отношение  МАТЕРИАЛЬНО ­ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Для работы объединения необходимо достаточно светлое, просторноепомещение.  Столы должны стоять так, чтобы на них падало как можнобольше естественного света. Во избежание порчи столов во время работыпри резании соломы надо, чтобы у  каждого ребёнка был лист плотногокартона или рабочая дощечка. 22 Для хранения инструментов и незаконченных работ желательно длякаждого ребёнка  иметь прочную картонную коробку. После каждого занятиякоробки ставят в  специально отведённый для этого шкаф. В помещенииобъединения должны быть  шкафы для хранения поделок, инструментов иматериалов, методической литературы.  На стенах мастерской можнооформить постоянно действующую выставку детских  работ. Для изготовления художественных изделий из соломки необходимо иметь следующие  инструменты и материалы: • острые ножницы для аппликационных работ; • большие ножницы для нарезания соломин и отсекания плотныхучастков стебля; • ножи­резаки для инкрустации, расщепления соломин на полоскиодинаковой ширины; • кисти для работы с клеем; • кисти для работы с акварельными и гуашевыми красками, тушью; • карандаши простые для выполнения и перевода эскизов дляаппликации; • Линейки и циркули для выполнения разметки; • электровыжигательный прибор; • бумага писчая, калька, бумага копировальная; • цветной картон; • скрепки, кнопки; • рамки деревянные; • ситец тёмных тонов. В объединении обязательно должны быть утюги и гладильные доски дляразглаживания соломы в полоску. Для распаривания стеблей соломы необходимо иметь ведро или таз и большой кипятильник, для распаривания стеблей используют резак или скрепку.  При работе с соломой используется клей ПВА, гуашевые и акварельныекраски, тушь,  различные морилки, бесцветный нитролак, планшетыизготавливают из листов ДВП,  обтягивают тонким ситцем или грунтуюткрасками, покрывают бесцветным лаком. В конце июля необходимо заготовить сырьё: рожь, овёс, ячмень, другиезлаковые. Все  необходимые инструменты, материалы и сырьё готовятсялетом до комплектования  групп объединения. В мастерской объединения целесообразно оформить стенды «Инструменты»  и«Правила по технике безопасности». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Литература, используемая при составлении программы: 1.Воловельская Е.А. Декоративно­прикладная работа с соломкой. ­ М., ВЦХТ, 1999. 2. Гусакова М.А. Аппликация. ­ М., 1982. 23 3.ГолубеваН.Н. Аппликации из природных материалов. ­ М: Культура итрадиции,  2002. 4. Загребаева А.В. Плетение из соломы, бересты, лозы. ­ М., Миринда,Родиола­плюс,  1999. 5. Маркелова О.Н.Организация кружковой работы в школе. ­ Волгоград:Учитель,  2008. 6. Новиков С. Н. Работа с природным материалом. ­ М., ВЦХТ, 1997. 7. Рондели Л.Д. Народное декоративно­прикладное искусство. ­ М., 1984. 8. Федотов Г.Я.  Сухие травы. ­ М., 1997. 9. Шкут Н.Н. Белорусские художественные промыслы. ­ Минск, 1985. Литература, рекомендуемая для воспитанников: 1. Жегалова С. Росписи Хохломы. ­ М.: Дет. лит., 1991 2. Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природного материала. ­  Ярославль:Академия развития, 2000. 3. Новиков С.Н., Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Русские резные узоры (Учебные  композиции для кружковых занятий). – Орёл, 1996  4. Перевертень Г.И. Аппликации из соломки ­ М., 2006 5. Черныш И.В.  Поделки из природного материала.   – М.: АСТ­ПРЕСС, 2000. Рецензия 24 наобразовательную программу «Соломенная Золотиста» Муниципального учреждения дополнительного образования «Игнатовский дом детского творчества»(составитель – педагог дополнительного образования Васильева А.В.)   Образовательная программа «Соломенная Золотиста» разработана педагогом  дополнительного образования Васильевой А.В. в 2008 году и реализуется в детском  объединении «Работа с соломкой».  Программа рассчитана на детей школьного  возраста на три года обучения, относится к декоративно­прикладному направлению. Цель программы ­  обучение детей способам художественной обработки соломы,  развитие их творческого потенциала, удовлетворение интересов, способностей и  дарований.    Во введении к программе педагог раскрывает причины актуальности заявленной  тематики программы. Отмечает, что в процессе работы с соломкой у детей  развиваются чувства цвета, ритма; тренируются пальцы рук, глазомер; воспитываются  наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира;  формируются понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных  качеств материала и его применение, любовь и бережное отношение к природе.   Материал программы подан профессионально грамотно, цели и задачи  сформулированы четко, раскрыта работа с учебным материалом.   Учебно­тематический план для каждого года обучения включает перечень разделов и тем с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Предусмотрена  система итоговых мероприятий. В методических рекомендациях   программы  оговорены формы, методы и приемы освоения учебного материала.  В программе разработан каталог учебно­методических материалов для успешного  освоения учебного материала. Уделено серьезное внимание вопросам диагностики  качества образовательного процесса. Достоинством программы является ее новизна,  практическая направленность, связность учебного материала.   В основе программы лежит стремление развития творческих способностей  обучающихся, формирование знаний об истории развития и особенностях вида  искусства.       Ценность данной программы заключается в том, что автор средствами  декоративно­прикладного творчества работает над проблемой гармоничного развития  личности воспитанника, приобщает подрастающее поколение к историческим и  культурным ценностям.   Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к    программам дополнительного образования детей и может быть использована в  учреждениях дополнительного образования детей, в школах при организации  внеурочной работы. Директор:                25 Рецензия наобразовательную программу «Соломенная Золотиста» Муниципального учреждения дополнительного образования «Игнатовский дом детского творчества»(составитель – педагог дополнительного образования Васильева А.В.) Образовательная программа «Соломенная Золотиста» разработана педагогом  дополнительного образования Васильевой А.В. в 2008 году и реализуется в детском  объединении «Работа с соломкой».   Программа имеет эстетическую направленность и рассчитана на детей школьного  возраста. Срок реализации программы ­  3 года.    Цель обучения по программе – развитие творческого потенциала воспитанников  объединения посредством художественной обработки соломы.   Структура и содержание программы отличается новизной и актуальностью.   Компоненты программы отличает четкость, глубина содержания и соответствие целям создания программы.     Методически верно решен вопрос последовательности решения задач обучения.  Педагог   разбивает решение задач на этапы, которые начинаются с ознакомления с  основными приемами работы с природным материалом и заканчиваются полной  самостоятельной работой воспитанников.         В программе уделяется большое внимание воспитательному аспекту  образовательного процесса.     В методических рекомендациях   программы оговорены формы, методы и приемы  освоения учебного материала.  В программе разработан каталогучебно­методических материалов для успешного  освоения учебной программы. Уделено серьезное внимание вопросам диагностики  качества образовательного процесса.   Материал программы подан профессионально грамотно, цели и задачи  сформулированы четко, раскрыта работа с учебным материалом.   Учебно­тематический план для каждого года обучения включает перечень разделов и тем с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Предусмотрена  система итоговых мероприятий.   Достоинством программы является ее новизна, практическая направленность,  связность учебного материала.   В основе программы лежит стремление развития творческих способностей  обучающихся, формирование знаний об истории развития и особенностях вида  искусства – декоративная обработка соломки, формирование потребности к изучению  народных ремесел родного края.    Ценность данной программы заключается в том, что автор средствами декоративно­ прикладного творчества работает над проблемой гармоничного развития личности  воспитанника, приобщает подрастающее поколение к историческим и культурным  ценностям. 26 Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к    программам дополнительного образования детей и может быть использована в  учреждениях дополнительного образования детей, в школах при организации  внеурочной работы. 27

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соломенная Золотиста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018