Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Стендовый судомоделизм»

  • Образовательные программы
  • doc
  • 12.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Судомоделизм – один из видов детского технического творчества. Занимаясь им, учащиеся закрепляют и углубляют знания, полученные на уроках физики, математики, истории, черчения, и применяют их на практике, кроме того, получают знания, умения и навыки, которые не могут дать традиционные дисциплины. Судомоделизм представляет собой творческий, производительный труд, который способствует развитию интеллектуальных способностей ребёнка, формированию гражданско-патриотических качеств личности. В процессе занятий у обучающихся вырабатываются: привычка к порядку, точности, аккуратности, систематичности; развивается выдержка, терпение, усидчивость; воспитывается умение не отступать перед трудностями; происходит работа над собой, искоренение в себе тех или других недостатков; повышается осознание ценности своей личности, что ведет к росту самоуважения.
Иконка файла материала Судомоделирование .doc

Управление образованием администрации

Муниципального образования «город Бугуруслан»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Станция юных техников»

муниципального образования «город Бугуруслан»

 

 

        Рассмотрена на заседании

       методического совета МБУДО СЮТ

      « __ » ___________201__ г.

      Протокол №____

                                                                                           УТВЕРЖДАЮ

                                                                                          ДИРЕКТОР  МБУДО СЮТ

                                                                                        ______ Н.П.Новикова

                                                                                       «__»  _________   201___ г

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа

технической направленности

«Стендовый судомоделизм»

возраст обучающихся 12-15 лет

срок реализации программы  1 год.

\

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Костин Александр Сергеевич,

педагог дополнительного

образования

 

 

 

            г. Бугуруслан 2018г.

 

 

 

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

Паспорт дополнительной общеобразовательной программы

 

Название ДОП

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа технической направленности «Стендовый судомоделизм»

 

Сведения об авторе

Ф.И.О.  Костин Александр Сергеевич

Место работы:  МБУДО СЮТ

Должность: педагог дополнительного образования

Материально-техническая база

Соответствует нормативам

Год разработки, редактирования

Разработка – 2018г

Редактирование – 2018 г

Направленность

Техническая

Возраст обучающихся

12-15 лет

Срок реализации

1 год

Этапы реализации

2018 – 2019 год работа по программе

2019 год – анализ работы и результаты

Новизна

Данная программа составлена с учетом требований ФГОС, предполагает формирование УУД обучающихся.

Актуальность

Актуальность данной программы заключается в том, что современные ребята знакомятся не только с практическими умениями, морскими знаниями по изготовлению простейших моделей, но и знакомятся с историей российского флота, узнают об одном из самых популярных родов войск в российской Армии - морском флоте, что для подрастающего молодого поколения очень важно для выбора будущей профессии и воспитания патриотизма.

Ожидаемые результаты

Выявление, развитие, реализация потенциальных творческих возможностей учащихся.

Воспитание чувства коллективизма и ответственности за конечный результат.

Умение самостоятельно и творчески решать проблемные задачи.

Углубление базовых знаний по школьным курсам черчения, математики, физики.

Осознанное усвоение принципов построения и создания творческих проектов.

Формы занятий

Индивидуальная работа; коллективная работа; групповая работа; консультативная работа; творческая мастерская.

Режим занятий

1 год обучения 1 подгруппа  – 72 – 1 раза в неделю по 2 часа

Формы подведения итогов реализации

Тестирование, участие в выставках, олимпиадах, соревнованиях, слетах юных рационализаторов и изобретателей, защита творческих проектов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

 

 

Паспорт дополнительной общеобразовательной программы

1.

 

Пояснительная записка

2.

 

Отличительные особенности программы

 

2.1.

Новизна

 

2.2.

Цели и задачи

 

2.3.

Адресат программы и ее объем

 

2.4.

Принципы построения образовательной программы

 

2.5.

Ожидаемые результаты освоения программы

3.

 

Формы подведения итогов

4.

 

Учебно-методический  судомодельного объединения 1-го года обучения

5.

 

Содержание программы

1.

 

Методическое сопровождение программы

 

1.1.

Методические материалы

 

1.2.

Основные технологии, методики, формы и средства, используемые в образовательной деятельности

 

1.3.

Условия эффективности реализации образовательной программы

 

1.4.

Материально-техническое оснащение

2.

 

Диагностические материалы

3.

 

Дидактические материалы

4.

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Пояснительная записка

 

В настоящее время, когда с полным основанием можно говорить о логике прочно укоренившихся в сознании стереотипов, о девальвации ценностей, о покупаемости любых благ, особая роль принадлежит сфере образования, ибо именно знания, умения и навыки сейчас составляют тот капитал, который не подвержен инфляции и не может быть изъят у человека ни при каких социально – экономических катаклизмах в обществе.

        Изменения социокультурной среды образовательной ситуации поставила перед педагогами дополнительного образования задачу обновления содержания, форм и методов деятельности в сфере свободного времени, включила педагогов – практиков в социально-педагогическую деятельность по реконструированию системы функционирования внешкольных учреждений в систему дополнительного образования и создания оптимальных условий для развития творческой личности ребенка.

        В настоящее время дополнительное образование рассматривается как инновационный поиск ребенка, который ищет вариант своего образования и педагога, стремящегося удовлетворить ожидания в его поиске через создание новых объединений по интересам, обновление содержания традиционных, привлечение новых педагогических технологий и изменение собственных позиций. Оно признано в качестве цели воспитания, развитие творческого потенциала личности каждого ребенка.

      Особое место в системе школьного образования занимает техническое творчество – один из наиболее сложных и специфических видов человеческой деятельности. Именно технологическое знание способно глобально влиять на рост научно-технического прогресса, от уровня которого зависит благосостояние общества.

Судомоделизм – один из видов детского технического творчества. Занимаясь им, учащиеся закрепляют и углубляют знания, полученные на уроках физики, математики, истории, черчения, и применяют их на практике, кроме того, получают знания, умения и навыки, которые не могут дать традиционные дисциплины.

Судомоделизм представляет собой творческий, производительный труд, который способствует развитию интеллектуальных способностей ребёнка, формированию гражданско-патриотических качеств личности. В процессе занятий у обучающихся  вырабатываются: привычка к порядку, точности, аккуратности, систематичности; развивается выдержка, терпение, усидчивость; воспитывается умение не отступать перед трудностями; происходит работа над собой, искоренение в себе тех или других недостатков; повышается осознание ценности своей личности, что ведет к росту самоуважения.

Несмотря на важность данной проблемы, качественных учебных программ (элективных, факультативных курсов), решающих данный вопрос и обеспечивающих  выполнение требований ФГОС, недостаточно.

Таким образом, выявленные выше противоречия обусловили необходимость создания авторской программы «Судомоделизм», которая позволит педагогу реализовать свой творческий потенциал с максимальной эффективностью.  

          Программа «Стендовый судомоделизм» имеет техническую направленность, создает условия для саморазвития личности молодого человека, подготовке к осознанному выбору будущей профессии.

Данная программа как программа общекультурного/базового уровня создавалась на основе сознательного поиска форм работы по созданию условий для самовыражения детей, для активного сотворчества педагога, детей и родителей с обязательным учетом реалий жизни, личностного развития и индивидуальных особенностей ребенка. В основу реализуемой образовательной программы  положены идеи:

- коллективного творческого дела;

- педагогики сотрудничества, искусства общения;

- развивающего обучения.

В основу программы заложены основные концептуальные позиции, теоретический материал с примерных программ общеобразовательной школы по математике, физике, черчению, рисованию.

Программа не дублирует типовые программы. Она реализует принцип преемственности программ учреждений общего и  дополнительного образования.

1 год обучения – 72 часа Обучающиеся знакомятся с материалами, инструментами, техникой безопасности, основами технологий изготовления макетов судов, азами чертежа. Учащиеся учатся создавать простейшие модели судов. Им прививается чувство эстетического вкуса.

Обучающиеся знакомятся с основными технологическими операциями, используя ИКТ, активно привлекаются к проектной деятельности. Разработанные и воплощенные в макет суда отличаются высоким качеством изготовления, творческими замыслами, фантазией. Обучающиеся уже способны изготавливать технологически сложные модели судов с большим количеством надстроек, деталей и т.д. На данном этапе прохождения программы обучающиеся выполняют работу с большим процентом самостоятельности, что является важнейшим стимулом для самосовершенствования и творчества. 

Отличительные особенности программы:

1.                  Интеграция теории и практики, активное использование межпредметных связей, обусловленные спецификой предмета позволяют учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания. Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.

2.                  Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их профессиональному росту.

3.                  Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого ребенка индивидуальный или коллективный материальный продукт (модель).

Новизна программы определена тремя аспектами:

Во-первых, введение Федеральных образовательных государственных стандартов общего образования определяет также обновление и совершенствование учебно-воспитательного процесса, в связи с этим в основе реализации  данной программы которого лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности обучающихся к самообучению, самообразованию, и позитивной самореализации, владению ключевыми компетенциями.

Во-вторых, это вовлечение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность по изучению истории и особенностей строения судов - прототипов. Для того, чтобы создавать модели судов, моделист должен обладать не только обширными знаниями по теории корабля, но и достоверными сведениями о судах – оригиналах. А так как количество различных моделей – копий, которые могут заинтересовать юного судомоделиста, огромно, то информацию о каждом конкретном судне обучающемуся приходится «добывать» самостоятельно в форме исследовательской работы. Таким образом, занятия по данной программе способствуют выявлению и поддержки талантливых учеников.

В-третьих, активное обновление методического обеспечения образовательного процесса на основе внедрения  информационных технологий, таких как: мультимедийные презентации, чертежи, технологические карты в электронном виде, использование сети Интернет  и т.д.

Актуальность данной программы заключается в экпериментально-исследовательской деятельности, использовании доступных материалов, которые легки в практическом применении при создании моделей кораблей. Включение ИКТ обусловлено  современными  социокультурными требованиями. Кроме того, актуальность данной программы заключается еще и в том, что современные ребята знакомятся не только с практическими умениями, морскими знаниями по изготовлению простейших моделей, но и знакомятся с историей российского флота. Они  узнают об одном из самых популярных родов войск в российской Армии - морском флоте, что для подрастающего молодого поколения очень важно для выбора будущей профессии и воспитания патриотизма.

В основу проектирования и построения содержания программы положены следующие принципы:

¾                непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития;

¾                учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;

¾                практической направленности, нацеленность на конечный результат;

¾                системности и последовательности (связь теоретических знаний с практической деятельностью);

¾                перспективности;

¾                наглядности (использование образцов, фото, иллюстраций, таблиц, схем и т.п.);

¾                охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка, ориентации на формирование здорового образа жизни.

Цель данной программы создание условий для развития творческих способностей и формирования устойчивого интереса к судомоделированию; содействие воспитанию у обучающихся гражданско-патриотических качеств личности.

Эта цель имеет общегосударственную значимость для развития интеллектуального потенциала страны, так как полученные в процессе обучения в судомодельной лаборатории знания позволят ребятам по окончанию школы сознательно подойти к выбору будущей профессии и продолжить обучение в среднетехнических и высших учебных заведениях.

Задачи программы:

- развивающие:

            - создание условий для формирования и развития образного мышления, эстетического вкуса, умения обосновывать и защищать свою точку зрения;

           -  развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству;

            - расширение кругозора, знакомства с историей Российского флота, развитие интереса у подростков к истории России;

            - обеспечение содержательной деятельностью подростков во внешкольное время;

            - развитие коммуникативных способностей детей в процессе обучения;

            - укрепление связей и отношений между подростками различных сословий;

            - ознакомление юношей с основными понятиями технического моделирования;    

-  воспитательные:

           -  адаптация к современной жизни на основе и с помощью общей культуры, знаний, навыков;

            - формирование нравственной культуры личности,

            - воспитание гражданственности, гуманизма, нравственности;

            - чувство уважения к окружающим тебя людям;

            - бережное отношение к результатам своего и чужого труда;

            - воспитание коммуникативного и толерантного отношения друг к другу.

- образовательные:

           - организация конструкторской и творческой деятельности обучающихся;

          - развитие эстетического вкуса, трудолюбия, пространственного воображения;

         - способствовать профессиональной ориентации уч-ся

            - дать подросткам первоначальные знания, умения в области судостроения;

            - научить пользоваться инструментами и чертежами, соблюдая технику безопасности, дать основы работы с деревом, металлом, картоном и т.д.;

            - научить изготовлению и запуску судовых моделей, читать теоретический чертеж, разбираться в нем самостоятельно, развивать способности к моделированию.

          -  обучить приемам конструирования судомоделей различных классов.

          - организовать в коллективе «ситуацию успеха», создать условия, совпадающие с интересами ребенка, учитывая индивидуальные особенности детей.

 Адресат программы и ее объем

Программа «Стендовый судомоделизм» предполагает занятия с детьми от 12 до 15 лет и рассчитана на 1 год обучения. Группа состоит:

1 год обучения – 12-15 человек занимаются 1 раза в неделю по 2 академических часа;

Занятия проводятся в оборудованной мастерской с соблюдением санитарных норм. В объединении существует внутренний распорядок. На занятиях присутствует форма свободного общения детей, что способствует более быстрому обучению, чем в контакте с педагогом. Занятия проходят с использованием игровых ситуаций, что заинтересовывает обучающихся, создает мотивационную ситуацию и позволяет педагогу ненавязчиво дать детям необходимые знания в течение занятия не в виде сообщения, а путем активной познавательной игры. Занятие состоит из нескольких частей, предполагающих обязательное разнообразие различных видов деятельности.

Принципы построения образовательной программы

  • Непрерывная связь теории с практикой. Новый материал закрепляется выполнением практической работы.
  • Систематичность и последовательность. Каждое последующее задание основано на знаниях и практических навыках предыдущего задания.
  • Доступность и посильность. Сложность задания зависит от возраста, приобретенных навыков, особенностей физического развития, творческих способностей.
  • Сознательность и активность. Умение рассказать о проделанной работе и объяснить особенности выполнения практической части.
  • Прочность усвоения знаний и умений. Самостоятельное выполнение определенных практических задач дает возможность применять знания, полученные ранее.
  • Наглядность. Предусматривается демонстрация примеров выполненных работ; показ моделей, где применен современный подход к выполнению судов.
  • Разноуровневость, дифференциация.
  • Принцип сочетания индивидуальной и коллективной форм организации педагогического процесса.
  • Принцип от простого к сложному.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей.
  • Принцип культуросообразности

Прогнозируемые результаты по каждому году обучения:

В конце обучения обучающиеся:

Знают/понимают:

¾     основные факты истории возникновения мореплавания;

¾          правила техники работы с бумагой и клеем, картоном, деревом;

¾    первоначальные конструкторско-технологические понятия;

¾    технику безопасности при работе с инструментами.

Умеют:

¾    вырезать выкройки по трафаретам, клеить бумагу, картон, древесину;

¾     пользоваться ножницами, пилками, ножами для резки по картону и дереву.

 

 

Делают:

¾    Простейшая модель парусной яхты;

¾    Простейшая модель катера;

 

Личностные результаты освоения

В рамках когнитивного (знаниевого) компонента будут сформированы:

¾                образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

¾                знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры России;

¾                экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

¾                гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

¾                уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

¾                эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

¾                уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;

¾                потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

¾                готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

¾                умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

¾                потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

¾                умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

¾                устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

¾                готовность к выбору профильного образования.

Обучающийся получит возможность для формирования:

¾                    выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

¾                    готовности к самообразованию и самовоспитанию.

 

 

 

Метапредметные результаты освоения

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

¾                целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

¾                самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

¾                планировать пути достижения целей;

¾                устанавливать целевые приоритеты;

¾                самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

¾                оценивать свои учебные достижения, поведение, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей.

¾                владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

¾                объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива;

¾                оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, эстетических ценностей, использовать свои права и выполнять свои обязанности члена учебного коллектива.

¾                уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

¾                осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

¾                адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, устранять причины возникших трудностей и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

¾                основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Обучающийся получит возможность научиться:

¾                    самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

¾                    построению жизненных планов во временной перспективе;

¾                    при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

¾                    выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

¾                    основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

¾                    осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

¾                    адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

¾                    адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

¾                    прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

¾                использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

¾                учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

¾                формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

¾                задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

¾                осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

¾                адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

¾                организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

¾                осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

¾                работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, учитывать особенности различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.);

¾                отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

¾                    брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

¾                    осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

¾                    в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

¾                    устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

¾                    в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

¾                основам реализации проектно-исследовательской деятельности. Исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике. Использовать практические и лабораторные работы, несложные эксперименты для доказательства выдвигаемых предположений; описывать результаты этих работ;

¾                использовать под руководством учителя для познания окружающего мира различные методы (измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.);

¾                осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

¾                давать определение понятиям;

¾                творчески решать учебные и практические задачи: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельно выполнять различные творческие работы;

Обучающийся получит возможность научиться:

¾                    ставить проблему, аргументировать её актуальность;

¾                    делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Ключевые компетенции

Учебно-исследовательская и проектная компетенции

Обучающийся научится:

¾                планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

¾                выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

¾                распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

¾                использовать такие методы и приёмы, как постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», моделирование, теоретическое обоснование;

¾                использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных наук: постановка проблемы, описание, сравнительное описание, объяснение, интерпретация фактов;

¾                ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

Обучающийся получит возможность научиться:

¾                    самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект;

¾                    использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных наук: моделирование, поиск образцов;

¾                    осознавать свою ответственность за за качество выполненного проекта.

 

Формы подведения итогов

Используемые педагогом формы контроля

·         собеседование

·         игровые конкурсы

·         наблюдения

·         эвристические беседы

·         тестирование

·         участие в выставках, политехнической Олимпиаде, соревнованиях, слетах юных рационализаторов и изобретателей

·         защита творческих проектов.

 

 

 

Учебно-тематический план судомодельного творческого объединения.

 

 

п/п

Тема

Общее

кол-во

часов

В том числе:

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие. Знакомство с моделями.

2

2

-

2.

История судостроительства. Выбор модели и заготовок.

2

1,5

0,5

3.

Современные корабли и их назначение. Обработка заготовки

3

1

2

4.

Основные параметры корабля. Изготовление корпуса.

4

1

3

5.

Плавучесть кораблей. Внутренняя часть корпуса.

4

1

3

6.

Силовая установка корабля. Ходовые качества. Установка двигателя.

4

1

3

7.

Палуба корабля.

2

0,5

1,5

8.

Надстройка кораблей. Изготовление деталей надстройки.

6

1

5

9.

Рулевые устройства. Изготовление руля.

3

1

2

10.

Якорные устройства.

2

0,5

1,5

11.

Швартовые устройства

2

0,5

1,5

12.

Буксирные устройства.

2

0,5

1,5

13.

Спасательные устройства

4

1

3

14.

Грузовые устройства

3

1

2

15.

Леерные устройства

3

1

2

16.

Дельные вещи на моделях кораблей и судов.

5

1

4

17.

Сборка кораблей. Размещение деталей на модели.

4

1

3

18.

Устойчивость кораблей на плаву. Балансировка.

2

0,5

1,5

19.

Окраска кораблей. Шпатлёвка, шлифовка, окраска.

5

1

4

20.

Ходовые качества судна. Испытание модели и доработка.

5

1

4

21.

Как проводятся соревнования моделистов. Стендовая окраска модели.

6

2

4

ИТОГО:

72

24

48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс организационно-педагогических условий

 

2.1 Календарный учебный график

 

п/п

Месяц

 

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1.       

 

 

 

очная

2

Вводное занятие. Знакомство с моделями.

мастерская

текущий

2.       

 

 

 

очная

2

История судостроительства. Выбор модели и заготовок.

мастерская

постоянный

3.       

 

 

 

очная

3

Современные корабли и их назначение. Обработка заготовки

мастерская

постоянный

4.       

 

 

 

очная

4

Основные параметры корабля. Изготовление корпуса.

мастерская

текущий

5.       

 

 

 

очная

4

Плавучесть кораблей. Внутренняя часть корпуса.

мастерская

постоянный

6.       

 

 

 

очная

4

Силовая установка корабля. Ходовые качества. Установка двигателя.

мастерская

постоянный

7.       

 

 

 

очная

2

Палуба корабля.

мастерская

текущий

8.       

 

 

 

очная

6

Надстройка кораблей. Изготовление деталей надстройки.

мастерская

постоянный

9.       

 

 

 

очная

3

Рулевые устройства. Изготовление руля.

мастерская

текущий

10.   

 

 

 

очная

2

Якорные устройства.

мастерская

постоянный

11.   

 

 

 

очная

2

Швартовые устройства

мастерская

текущий

12.   

 

 

 

очная

2

Буксирные устройства.

мастерская

постоянный

13.   

 

 

 

очная

4

Спасательные устройства

мастерская

постоянный

14.   

 

 

 

очная

3

Грузовые устройства

мастерская

текущий

15.   

 

 

 

очная

3

Грузовые устройства

мастерская

текущий

16.   

 

 

 

очная

5

Дельные вещи на моделях кораблей и судов.

мастерская

текущий

17.   

 

 

 

очная

4

Сборка кораблей. Размещение деталей на модели.

мастерская

текущий

18.   

 

 

 

очная

2

Устойчивость кораблей на плаву. Балансировка.

мастерская

текущий

19.   

 

 

 

очная

5

Окраска кораблей. Шпатлёвка, шлифовка, окраска.

мастерская

текущий

20.   

 

 

 

очная

5

Ходовые качества судна. Испытание модели и доработка.

мастерская

постоянный

21.   

 

 

 

очная

6

Как проводятся соревнования моделистов. Стендовая окраска модели.

мастерская

постоянный

 

 

 

 

 

 

 

Литература для педагогов:

1.     Бережной С. С. Героические корабли Российского и Советского военно-морского флота.–М.: Военное издательство, 1990.

2.     Белкин С.И. Путешествие по кораблям. – Л. Судостроение, 1972.

3.     Ветров С. Пионерская судоверфь. – Л. , 1982.

4.     Воробьев П.М. Альбом для начинающих судомоделистов: «Модель швертбота «Оптимист»». –М.:МГДП и Ш, 1991.

5.     Воробьев П.М., Кулагин К., Тараненко В. Альбом для начинающих судомоделистов «Модель парусной яхты».–М.: МГДП и Ш, 1991.

6.     Ефимов К.Е. Альбом для судомоделистов 2-го года обучения: «Модели военных кораблей». –М.:МГДД(Ю)Т, 2004.

7.     Ефимов К.Е. Альбом для судомоделистов 2-го года обучения: «Модели гражданских судов». –М.: МГДП и Ш, 2001.

8.     История отечественного судостроения. В пяти томах.- СПб.: Судостроение, 1996.

9.     Кириллов И.В. Альбом чертежей моделей для начинающих судомоделистов. – М.: МГДП и Ш, 1990.

10. Курти О. Постройка моделей судов (энциклопедия судомоделизма). – Л., Судостроение, 1990.

11. Макливи Р. Суда на подводных крыльях и воздушной подушке. – Л., Судостроение,  1981.

12. Макливи Р. Суда на подводных крыльях и воздушной подушке. – Л.: Судостроение, 1981.

13. Миль Г. Модели с дистанционным управлением. – Л.: Судостроение, 1984.

14. Миль Г. Электрические приводы для моделей. – Л.: Издательство ДОСААФ СССР, 1986.

15.  Морской моделизм. М. ДОСААФ СССР, 1960г.

16. Осинов Г.П. Юные корабелы.- М.: ДОСААФ СССР, 1976.

17. Платонов А.В. Подводные лодки. – СПб.: Полигон, 2004.

18. Платонов А.А. На румбах морской славы. – Л.: Судостроение, 1988.

19. Сахновский Б.М. Модели судов новых типов. – Л.: Судостроение, 1987.

20. Целовальников А.С. Справочник судомоделиста, ч. 1. – М.: ДОСААФ СССР , 1978.

 Для учащихся:

 1.Алешин А.С. Альбом чертежей плавающих моделей для судомоделистов 2-го года обучения.  М.: МГДП и Ш, 1985г.

2. Бережной С. С. Героические корабли Российского и Советского военно-морского флота.–М. Военное издательство, 1990.

3. Белкин С.И. Путешествие по кораблям. – Л. Судостроение, 1972г

4. Ветров С. Пионерская судоверфь. – Л. , 1982.

5. Воробьев П.М. Альбом для начинающих судомоделистов: «Модель                                                           швертбота   «Оптимист». –М.:МГДП и Ш, 1991.

 6. Воробьев П.М., Кулагин К., Тараненко В. Альбом для начинающих судомоделистов «Модель парусной яхты».–М.: МГДП и Ш, 1991.

 7.Ефимов К.Е. Альбом для судомоделистов 2-го года обучения: «Модели     военных кораблей». –М.:МГДД(Ю)Т, 2004.

 8. Ефимов К.Е. Альбом для судомоделистов 2-го года обучения: «Модели гражданских судов». –М.: МГДП и Ш, 2001.

9.  История отечественного судостроения. В пяти томах.- СПб.: Судостроение, 1996.

10. Кириллов И.В. Альбом чертежей моделей для начинающих судомоделистов. – М.: МГДП и Ш, 1990.

11. Курти О. Постройка моделей судов (энциклопедия судомоделизма). – Л., Судостроение, 1990.  

12. Макливи Р. Суда на подводных крыльях и воздушной подушке. – Л. :Судостроение, 1981.

13. Миль Г. Модели с дистанционным управлением. – Л.: :Судостроение, 1984.

14. Миль Г. Электрические приводы для моделей. – Л.: Издательство ДОСААФ СССР, 1986.

15. Морской моделизм. М.: ДОСААФ СССР, 1960.

16. Осинов Г.П. Юные корабелы. – М.:   ДОСААФ СССР, 1976.                     

17. Платонов А.В. Подводные лодки. – СПб.: Полигон, 2004.

18. Платонов А.А. На румбах морской славы. – Л.: Судостроение, 1988.

19. Сахновский Б.М. Модели судов новых типов. – Л.: Судостроение, 1987.