Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско- краеведческой направленности « Родничок»
Оценка 4.8

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско- краеведческой направленности « Родничок»

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
окружающий мир
2 кл
13.08.2018
Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  туристско- краеведческой  направленности  « Родничок»
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье.
программа Родничок.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя  школа № 72 имени Героя Российской Федерации  Гануса Феодосия Григорьевича г. Липецка  Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  туристско­ краеведческой  направленности  « Родничок» Возраст обучающихся:  9­10 лет Срок реализации: 1 год       Автор­составитель: Гладких  О.С.,  учитель  начальных классов г. Липецк, 2018 «Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно  стало, прежде всего, познанием человека  и Отечества, их красоты и величия». В. А. Сухомлинский Пояснительная записка Знание   своего   края,   его   прошлого   и   настоящего   необходимо   для непосредственного   участия   в   его   преобразовании,   поскольку   родной   край – живая, деятельная частица великого мира.  Нормативно­правовой   следующие документы:   программы  «Родничок»   являются   основой     Концепцией развития дополнительного образования от 04.09.2014  Федеральным  законом  от 28.06.1995 № 98   «О    государственной Федеральным законом от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ от Указа  Президента Российской Федерации  от 01.06.2012 № 761 «О  29.12 2012 г.  национальной стратегии действий в интересах детей на 2012­2017 годы».  профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».  поддержке молодежных и детских общественных объединений».   № 1726­р.  Санитарно­эпидемиологическими       требованиями     к   устройству, содержанию     и организации режима работы образовательной организации дополнительного  образования детей СанПиН 2.4.4.3172­14 от 04.07.2014.    Приказом     Министерства   образования     и   науки       Российской Федерации от 29.08.2013   № 1008 « Об утверждении рорядка организации и осуществления   образовательной   деятельности   по   дополнительным общеобразовательным программам».  проектированию дополнительных общеразвивающих программ разработанных Минобрнауки России совместнос ГАОУ ВО «Московский педагогический университет», ФГАУ   «Федеральный   институт   развития   образования»   и   АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» Москва, 2015г. Методическими     рекомендациями   по        2.   Цели и задачи  программы  «Родничок». Предмет изучения – Липецкий регион. Цели: 1. Воспитание нравственно­патриотических чувств, любви к родному краю, уважение к его истории, бережного отношения к природе. 2. Формирование у учащихся знаний о природе Липецкого края. 3. Развитие умений учащихся в использовании ИКТ в процессе обучения.  Задачи: 1. Сформировать у учащихся знания основных событий и фактов о родном крае, о его месте и роли в современной России.  2. Формирование   гуманитарной   культуры   школьников   на   краеведческом материале. 3. Формировать у учащихся навыков поисковой и исследовательской работы, умение работать с различными источниками информации. Теоретической   базой   краеведения   являются   естественные   и   гуманитарные науки.    Программа  «Родничок» предполагает изучение природы родного края. Изучая   программу,  школьники   расширят   свои  знания  о   природных  ресурсах, животном и растительном мире Липецкого края.   Отличительной   чертой   программы   является   то,   что   информационное обеспечение осуществляется за счет разнообразных медиаресурсов и широкого использования   компьютерной   и   мультимедийной   техники   и   подразумевает активное участие школьников в познавательной деятельности. 3. Общая характеристика  программы.    Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением   воспитательного   воздействия   культуры   и   образования,   широким распространением  таких  негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать такие   качества,   как   гражданственность,   трудолюбие,   любовь   к   Родине   и окружающей природе, семье ­ все то, что является одним из основополагающих принципов   государственной   политики   в   области   образования,   закрепленных   в Законе «Об образовании» Российской Федерации. Содержание   и   методы   обучения     программы   “   Родничок”   содействуют приобретению   и   закреплению   школьниками   прочных   знаний   и   навыков, полученных   на   уроках   окружающего   мира,   обеспечивают   единство   развития, воспитания и обучения. 4. Место программы в учебном плане, сроки ее реализации, информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.   Рабочая   программа   является   составной   частью   дополнительной образовательной программы для детей,         разработана на один учебный год. Программа рассчитана на 35 часов. Режим занятий детей  № п/п Направленность объединения Число и продолжительность занятий в день Число занятий в неделю 1. Туристско­краеведческая 1 1­но   по 45 мин. 5.Планируемые  результаты программы «Родничок» Описание уровней  (базовый  и повышенный) результатов   дополнительной образовательной  деятельности. Базовый   уровень   результатов   дополнительной   образовательной деятельности Учащиеся должны знать: Растительный мир Липецкой области; дикорастущие и культурные растения; Растения,   влияющие   на   здоровье   человека.   Лекарственные   растения.   Охрана растений.   Звери,   обитающие   на   территории   Липецкой   области.   Дикие   и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Учащиеся  должны  уметь: правильно     вести   себя   в   природе.   Выявлять   признаки   растительного   мира. Различать   видовой   состав   растений   Липецкой   области.   Уметь   выделять     по морфологическим (внешним) признакам группы животных. Составлять текст по вопросам учителя.                                                                             Работать с разными источниками информации. Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады. Повышенный   уровень  деятельности.   результатов   дополнительной   образовательной  : Учащиеся получат возможность для формирования    чувства сопричастности к  сохранению  природы Липецкой области;  чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважения традиций предков.   получат возможность научиться Учащиеся      :  соблюдать правила поведения в природе;   наблюдать за объектами природы;  различать растения: дикорастущие и культурные растения; плод, типы плодов; растения­сорняки;   комнатные   и   лекарственные   растения;   растения, занесенные в красную книгу;  выделять по морфологическим (внешним) признакам группы животных.  использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;  сформируется   умение   правильно   взаимодействовать   с   окружающей средой;  появиться   эмоционально–положительное   отношение   к   малой   родине,   к культуре и народу родного края.  сформируется   желание   действия,   помощи,   искоренение   безразличного созерцания Личностные результаты:  осознавать роль растительного и животного мира в жизни людей;    понимать значение охраны природы для  продолжения жизни на земле; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  Метапредметные  результаты  Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;    учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с  материалом;   учиться работать по предложенному учителем плану  Познавательные УУД:  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;   делать выводы в результате совместной работы;  Коммуникативные УУД:  оформлять свои мысли в устной и письменной форме;    учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,  слушать и понимать речь других;  исполнителя).  6. Система  оценки  результатов освоения программы.  Текущий контроль:    до   начала ­   прогностический,   то   есть   проигрывание   всех   операций   учебного действия выполнения; ­ послеоперационный, то есть контроль  над  правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; контроль   по   результату,   который   поводится   после   осуществления учебного   действия   методом   сравнения   фактических   результатов   или выполненных операций с образцом. реального   его      Итоговый контроль проводится в следующих формах:        ­тестирование; ­практические работы; ­ творческие работы учащихся; ­выставки; ­ проекты; ­портфолио.  Самооценка   и   самоконтроль  ­   определение   учащимся   границ   своего «знания­незнания»,   своих   потенциальных   возможностей,   а   также осознание   тех   проблем,   которые   еще   предстоит   решить   в   ходе осуществления деятельности. Содержание программы Содержание   дополнительной       образовательной     программы ориентировано на: создание   необходимых   условий   для   личностного   развития   учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; удовлетворение   индивидуальных   потребностей   учащихся   в интеллектуальном, художественно­эстетическом, нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; обеспечение   духовно­нравственного,   гражданского,   патриотического, трудового воспитания учащихся.   Под   разноуровневостью   понимается   соблюдение   при   разработке   и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания   детьми.       Программа     предполагает   реализацию   параллельных процессов   освоения   содержания   программы   на   его   разных   уровнях углублённости,   доступности   и   степени   сложности,   исходя   из   диагностики   и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы. Содержание и материал программы дополнительного образования детей отобраны     по   принципу   дифференциации   в   соответствии   со   следующими уровнями сложности: 1.   «Стартовый   уровень».   Предполагает   использование   и   реализацию общедоступных   и  универсальных   форм   организации   материала,  минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Учащиеся должны знать:  ­  правила поведения  в природе; ­  признаки растительного и животного мира; ­  видовой состав растений Липецкой области; ­       выделять     по   морфологическим   (внешним)   признакам   группы   животных. Составлять текст по вопросам учителя.    Работать с разными источниками информации. Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады. 2.   «Базовый   уровень».   Предполагает   использование   и   реализацию таких   форм   организации   материала,   которые   допускают   освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей   и   целостной   картины   в   рамках   содержательно­тематического направления программы. Предметными  результатами являются формирование следующих умений:   правильно взаимодействовать с окружающей средой;  проявлять   эмоционально–положительное отношение к малой родине, к культуре и народу родного края.   обеспечивающих   доступ   к   3.   «Продвинутый   уровень».   Предполагает   использование   форм   организации материала, (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно тематического направления программы.  Предметными результатами  являются формирование следующих умений: сложным    узнавать,   называть   и   определять   объекты   и   явления   окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;  записывать, фиксировать  информацию об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнять   схемы  с опорой на прочитанный текст;  устанавливать причинно­следственные связи. Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому   из   представленных   уровней,   которое   реализуется   через   организацию условий   и   процедур   оценки   изначальной   готовности   участника   (где определяется   та   или   иная   степень   готовности   к   освоению   содержания   и материала заявленного участником уровня). Дифференцированный   по   соответствующим   уровням   учебный   материал может   предлагаться   в   разных   формах   и   типах   источников   для   участников образовательной программы Каждый из трёх уровней  предполагает  универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей.  Материал программы     учитывает   особенности   здоровья   тех   детей,   которые   могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких­либо манипуляций с предлагаемым им материалом.  Для повышения мотивации учащихся   разработана рейтинговая система стимулирующего   поощрения   достижений,   в   которой   ребенок,   осваивающий программу, будет получать отличительные знаки за освоение каждой ступени программы. Рейтинговая   система   стимулирующего   поощрения     достижений   школьников дает  возможность   получить  объективную   и  полную   картину  образовательных результатов: освоение знаний, умений и навыков, формирование компетенций, становления   личностных   характеристик.   Рейтинговая   система   реализует   на практике  дифференцированное обучение, игровые, проектные, информационно­ коммуникативные   технологии   на   этапе   проверки   и   оценки   достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя ­ рейтинга. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда   ученика   в   соответствии   с   его   реальными   достижениями,   система поощрения успевающих учащихся. Рейтинговая   система   оценивания   учебных   достижений   учащихся   основана   на учете   накапливаемых   баллов   за   текущие   результаты   обучения.   Каждый   вид деятельности   учащихся   оценивается   соответствующими   баллами   по разработанной   рейтинговой   шкале.   Рейтинг   ­   индивидуальный   коэффициент учащегося   определяется   по   результатам   всех   видов   занятий,   вариантов контроля,   подсчитывается   как   общая   сумма   баллов   на   этапе   итогового контроля.  Виды рейтинга:    Для  оценки эффективности программы дополнительного образования   используется индивидуальная  карта учета динамики личностного   достижения учащегося. В карту учета   вносятся индивидуальные результаты учащегося. стартовый рейтинг ­ это определение начального уровня  знаний; текущий рейтинг  включает оценку работы ученика на занятиях; итоговый  рейтинг – результаты за триместры и по итогам года.   Для   повышения   мотивации   учащихся   применяется   система стимулирующего трехуровневого поощрения:  1 уровень­ИСКАТЕЛЬ (сертификат);  2 уровень – ЭРУДИТ (грамота);  3 уровень – ЗНАТОК (диплом). Вид рейтинга Стартовый рейтинг Текущий рейтинг № п/п 1 Итоговый рейтинг Рейтинговая оценочная шкала. Вид  деятельности Баллы Входное диагностирование. Работа   на   занятии, индивидуальная работа. Творческая работа. Практическая работа. Проект. 1 триместр 2 триместр 3 триместр Год до  10 баллов 1­3 балла 1­3 балла 1­3 балла 5­10 баллов 5­10 баллов 5­10 баллов 5­10 баллов до  10 баллов Стимулирующее поощрение сертификат, грамота, диплом сертификат, грамота, диплом сертификат, грамота, диплом Индивидуальная карта учета динамики личностного достижения учащегося Фамилия, имя   ____________________________________________________________ Класс_______________ Программа  дополнительного образования___________________________         Ф.И.О  педагога_____________________________________________________ Учебный год _____________________ Вид рейтинга Стартовый рейтинг Текущий рейтинг № п/п 1 Итоговый рейтинг Вид  деятельности Баллы Стимулирующее поощрение Входное диагностирование. Работа   на   занятии, индивидуальная работа. Творческая работа. Практическая работа. Проект. 1 триместр 2 триместр 3 триместр Год до  10 баллов 1­3 балла 1­3 балла 1­3 балла 5­10 баллов 5­10 баллов 5­10 баллов 5­10 баллов до  10 баллов Учебный план №  п/п Наименование раздела, темы Раздел 1. Растительный  мир. Растения родного края. Количество часов всего 13 теория 6 практика                7 Форма аттестации/ контроля конкурс рисунков,  творческий отчет,  защита проекта  творческая книжка,  кроссворд,  Раздел 2. «Животный мир.  Звери, обитающие на  территории Липецкой  области ».   Раздел.3. Охрана природы. 15 7 10               5 3               4 творческий отчет,  конкурс творческих  работ МБОУ   СШ   №72   г.   Липецка     осуществляет   образовательную   деятельность, реализуя   дополнительную общеобразовательную   программу в течение всего календарного года, включая каникулярное время, организует образовательный процесс  в соответствии с индивидуальным учебным  планом. Группы учащихся объединены     по   интересам,         сформированы       одного   возраста,   являются основным   составом,       а   также   индивидуально.   Образовательный   процесс организуется   в   соответствии   с   дополнительной   общеобразовательной программой.   Занятия     по дополнительной   общеобразовательной   программе   культурологической направленности.   проводятся   по   группам,       индивидуально № п/п Месяц Число Время Форма занятия Количество Тема занятия Календарный учебный график 1 2 3 4­5 6­7 8 сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь октябрь октябрь октябрь 9­10 ноябрь 11 ноябрь 12­13 14 15­16 ноябрь декабрь декабрь декабрь 17 январь 18­19 январь проведения занятия 14.30 14.30 14.30 14.30 14.30 14.30 14.30 14.30 14.30 14.30 14.30 14.30 14.30 прогулка, конкурс  рисунков на асфальте  экскурсия  экскурсия  творческая работа экскурсия проект проект рассказ, практическая  работа рассказ, практическая  работа. эвристическая беседа рассказ, практическая  работа эвристическая беседа,  творческие задания исследовательская  работа часов 1 1 1 2 2 1 2 1 2 1 2 1 2 Вводное занятие. Что такое  экология?  Правила   техники безопасности. Растения Липецкой  области. Где растут деревья? Разноцветные плоды  растений. Осенние краски природы. Кустарники. Их роль в  жизни человека. Лекарственные растения. Растения­сорняки и  вредители здоровья. Комнатные растения.  Разведение. Уход за ними. Животный мир. Дикие и домашние  животные. Составление  портрета животного. Как готовятся к зиме дикие и домашние животные? Мой друг. Место проведения Форма контроля площадка конкурс лес лес кабинет кабинет кабинет кабинет кабинет кабинет кабинет кабинет кабинет отчет отчет творческий отчет защита  проекта защита проекта творческий  отчет творческий  отчет кроссворд творческая  книжка творческий  отчет творческий  отчет 20 февраль 21­22 февраль 23 24 февраль март 25­26 март 27­28 март апрель апрель 29 30­31 апрель 32­33 май 34­35 май   14.30 14.30 14.30 14.30 14.30 14.30 14.30 14.30 14.30 14.30 беседа, работа в парах беседа, работа в парах викторина экскурсия беседа, творческая  работа исследовательская  работа беседа, творческая  работа беседа, творческая  работа беседа, творческая  работа проект 1 2 1 1 2 2 1 2 2 2 Враги моего жилья. Борьба  с грызунами. Звери, обитающие на  территории Липецкой  области. Викторина «В мире  животных» Экскурсия в музей  «Липецкий край» Героизм животных. Их  помощь людям. Роль животных в жизни  человека. Охраняемые территории  Липецкой области. Виды животных,  занесенные в Красную  книгу. Виды птиц, занесенные в  Красную книгу. Проект «Природа  Липецкого края» кабинет тест кабинет чайнворд кабинет игры кабинет кабинет кабинет кабинет кабинет кабинет творческая  книжка творческий  отчет творческий  отчет творческая  книжка творческая  книжка защита  проекта Описание материально­технического обеспечения  программы. При разработке и реализации   программы предусмотрено размещение методических и дидактических материалов на   ресурсах   в   информационно­коммуникационной   сети   «Интернет»;   в   печатном   виде   (методические   пособия);   в наглядном виде, посредством макетов, прототипов и реальных предметов и средств деятельности. Библиографический  список  методических и учебных пособий,  используемых в образовательном процессе. 1. Астахов Валерий,Сарычев Владимир, Дюкарев Юрий. Заповедная природа Липецкого края.Липецк,2000. 2. Акимушкин И.И. Мир животных.­ М.: Мысль, 1998 г. 3. Акимушкин  И.И. Занимательная биология. – М.:Молодая гвардия,1967г. 4. Благосклонов К.Н.Охрана природы. Издание 2­е. М.: Колос,1984 5. Жиляев Ф.И.Земля Липецкая. Научно­информационный  издательский центр. Москва.2003г. 6. Липецкая Энциклопедия в 3­х томах. Научный центр. ГУП. Липецкое издательство «Минпечати  РФ,2000. 7. Ляшенко Е.А.Школа юного краеведа. – Волгоград: Учитель,2007г. 8. Моргачев А.С.Липецк.»Советская Россия», Москва. 1983. 9. Природа Липецкой области и ее охрана. Выпуск 11.­ Липецк: 2004. 10.Пыльнева Т.Г. Экология и география Липецкого края. Липецк, 1995. 11.Сарычев В. С. Липецкая область: уникальные уголки природы. Тамбов: ООО «Издательство  Юлис».2014. 12.Семина Е.В .Особо охраняемые природные территории Липецкой  области.Липецк.2013. 13.Стрельникова Т.Д., Пешкова Н.В. Экология города Липецка.Липецк: ООО «ИГ «ИНФОЛ»,2003. 14.Шубина. Ю. Э. По страницам Красной книги Липецкой области. Изд. 2, пееработанное – Липецк. ООО «Веда­ социум»,2012.  Дидактический материал:  наличие энциклопедий;  наличие наглядно ­дидактичеких  пособий;  подборка печатных изданий и материалов.  компьютер, интерактивная доска.  подборка видеофрагментов. Цифровые образовательные ресурсы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско- краеведческой направленности « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  туристско- краеведческой  направленности  « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско- краеведческой направленности « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  туристско- краеведческой  направленности  « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско- краеведческой направленности « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  туристско- краеведческой  направленности  « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско- краеведческой направленности « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  туристско- краеведческой  направленности  « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско- краеведческой направленности « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  туристско- краеведческой  направленности  « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско- краеведческой направленности « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  туристско- краеведческой  направленности  « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско- краеведческой направленности « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  туристско- краеведческой  направленности  « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско- краеведческой направленности « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  туристско- краеведческой  направленности  « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско- краеведческой направленности « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  туристско- краеведческой  направленности  « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско- краеведческой направленности « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  туристско- краеведческой  направленности  « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско- краеведческой направленности « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  туристско- краеведческой  направленности  « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско- краеведческой направленности « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  туристско- краеведческой  направленности  « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско- краеведческой направленности « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  туристско- краеведческой  направленности  « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско- краеведческой направленности « Родничок»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  туристско- краеведческой  направленности  « Родничок»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2018