ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»
Оценка 4.7

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
технология +1
Взрослым
21.01.2019
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»
записка Новые жизненные условия, в которые поставлены современные школьники, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: - быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; - быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Школьник с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Рабочая программа Очумелые ручки.doc
Комитет администрации Заринского района по образованию и делам молодежи                   Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования   «Центр детского творчества » Заринского района Алтайского края РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ на методическом  совете                                         МКУДО «ЦДТ» Заринского района протокол  №      от                                              №___________от«__»___________2018г.                                                                                     Директор                 Т.В.Григорьева ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»                            (срок реализации ­ 3 года, возраст детей ­ 7­15 лет) Автор ­ составитель:  Вавилова Ольга Владимировна, педагог  дополнительного образования С. Гоношиха 2018 Новые   жизненные   условия,   в   которые   поставлены   современные   школьники, Пояснительная записка вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: ­ быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; ­ быть ориентированными на лучшие конечные результаты.  Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя   актуальность   темы,   видим,   что   особое   значение   приобретает проблема  творчества;  способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Школьник   с   творческими   способностями   ­   активный,   пытливый.   Он   способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен   создать   нечто   новое,   оригинальное.   Здесь   требуются   особые   качества   ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. ­ все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое   начало   рождает   в   ребенке   живую   фантазию,   живое   воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что­то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по­новому, по­ своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке ­ это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком понятия. Вот   такое   творческое   начало   искусство   и   воспитывает   в   человеке,   и   в   этой   своей широком смысле этого       и     функции   оно   ничем   не   может   быть   заменено.   По   своей   удивительной   способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без   творческой   фантазии   не   сдвинуться   с   места   ни   в   одной   области   человеческой деятельности. Работа с бросовыми материалами, бумагой, нитками, бисером, клеем, проволокой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию:   воспитывает   у   детей   способности   к   длительным   физическим   усилиям, тренирует   и  закаливает   нервно­мышечный   аппарат   ребенка,  развивает   моторику   рук. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике.  Украшая   свои   изделия,  учащиеся   приобретают  определенные   эстетические вкусы. Результат   этих   увлекательных   занятий   не   только   конкретный   –   поделки,   но   и невидимый   для   глаз   –   развитие   тонкой   наблюдательности,   пространственного воображения, не стандартного мышления. Программа организуется для учащихся в возрасте 8­15 лет, которая рассчитана на три года обучения (два раза в неделю по 1 часу). Для эффективной работы кружка в группе должно заниматься 12 учащихся. Используются индивидуальная и коллективная формы работы. На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с различными видами декоративно­прикладного искусства. Каждое   занятие   включает   теоретическую   часть   и   практическое   выполнение задания.   Теоретические   сведения   —   это   объяснение   нового   материала,   информация познавательного характера о видах декоративно­прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку и оформление поделок. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки   ручной   работы   с   различными   материалами,   бумагой,   картоном¸   нитками, бисером, клеем, проволокой, крючком. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении изделий, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению   сложных,   от   изменения   каких­то   деталей   изделий   до   моделирования   и конструирования новых. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся   реально   открыть   для   себя   волшебный   мир   декоративно­прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Программа   «Очумелые   ручки»   представляет   широкие   возможности   для ознакомления   с   традиционными   народными   промыслами;   удовлетворяет   потребности детей   в   общении   со   своими   сверстниками,   а   также   в   желании   реализовать   свои лидерские и организаторские способности; позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих. Цель программы: формирование художественно­творческих способностей через обеспечение   эмоционально   –   образного   восприятия   действительности,   развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения. Задачи: ­ Расширить   запас   знаний   детей   о   разнообразии   форм   и   пространственного положения   предметов   окружающего   мира,   различных   величинах,   многообразии оттенков цветов.  ­ Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.  ­ Развивать   память,   внимание,   глазомер,   мелкую   моторику   рук,   образное   и логическое мышление, художественный вкус школьников.  ­ Воспитывать   трудолюбие,   терпение,   аккуратность,   чувство   удовлетворения   от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма. ­ Воспитывать   любовь   к   народному   искусству,   декоративно   –   прикладному творчеству. Учебно­тематический план 1­го года обучения № п/п Наименование разделов, тем занятий Количество часов Теорети ческие Практи ческие Общее кол­во часов Вводное занятие  (2 часа) 1­2 Введение. Правила внутреннего распорядка.  Инструктаж по технике безопасности. Бумагопластика (24часа) 3 4 Вводное занятие. История квиллинга. Техника квиллинг.  Элементы квиллинга. 5­6 Цветы в технике квиллинг 7­9 Цветы из бумажных трубочек 10­11 Зеленый попугай в технике квиллинг. 12 Модульное оригами. Изготовление модулей 13­15 Корзиночка с цветами 16­18 Лисичка  19­23 Цветы из гофрированной бумаги 24­26 Розы из бумажных салфеток 2 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 ­ ­ 0,5 1,5 2,5 1,5 0,5 2,5 2,5 4,5 2,5 2 1 1 2 3 2 1 3 3 5 3 Бисероплетение (8 часов) 27 Вводное  занятие. Исторические сведения об  искусстве бисероплетения. 28 Параллельная техника плетения 29­30 Плетение цветка в технике параллельного  плетения 31­32 Цветы «Ромашки» 33­34 Цветы «Незабудки» Вязание крючком (22 часов) 35 Вводное занятие.  Исторические  сведения о  вязание крючком. 36­37 Условные обозначения для изображения схем,  узоров 38­39 Основные приемы вязания крючком 40­41 Цветы «Гвоздика» 42­43 Цветы «Роза» 44­46 Салфетки 47­49 Вязание вазочки 50­52 Вязаные овощи и фрукты 53­55 Игольница «Шляпка» 56 Итоговое занятие. Выставка работ 1 0,5 0,5  ­ 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 ­ ­ 0,5 1,5 2 1,5 ­ 1 1,5 1.5 1.5 2,5 2,5 2,5 2,5 1 1 1 2 2 2 1 2 2 2 2 3 3 3 3 1             ИТОГО: 15,5 40,5 56 Учебно­тематический план 2­го года обучения № п/п Наименование разделов, тем занятий Количество часов Теорети ческие Практи ческие Общее кол­во часов Вводное занятие  (2 часа) 1­2 Введение. Правила внутреннего распорядка.  Инструктаж по технике безопасности. 2 ­ Бумагопластика (25часов) 3 Цветы в технике квиллинг 4­6 «Зайчик» в технике модульное оригами 7­8 Модульное оригами «Грибок мухомор»  9­10 Модульное оригами «Пингвиненок Лоло» 11­14 Цветы из бумажных трубочек 15­16 Тюльпаны из гофрированной бумаги 17­18 Розы из гофрированной бумаги 19­20 Карандашница  21­27 Торцевание из гофрированной бумаги 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5 1,5 1,5 3,5 1,5 1,5 1,5 6,5 Бисероплетение (7 часов) 28 Вводное  занятие. Исторические сведения об  искусстве бисероплетения. 1 ­ 2 1 3 2 2 4 2 2 2 7 1 29 Объемная техника плетения 30­31 Плетение изделий в технике объемного  плетения 32 Цветы «Бархатцы» 33­34 Дерево «Бузина» Вязание крючком (22 часа) 35 Вводное занятие.  Исторические  сведения о  вязание крючком. 0,5 0,5 0,5 0,5 1 36­37 Условные обозначения для изображения схем  0,5 узоров 38­39 Основные приемы вязания крючком 40­41 Божьи коровки 42­44 Веселый снеговик. 45­47 Смешарик «Нюша» 48­51 Кошечка «Hello Kitty» 52­54 Игольница «Грибок» 55­56 Итоговое занятие. Выставка работ 0,5 0,5  0,5 0,5 0,5 0,5 ­ 0,5 1,5 0,5 1,5 ­ 1,5 1,5 1,5 2,5 2,5 3,5 2,5 2 1 2 1 2 1 2 2 2 3 3 4 3 2               ИТОГО: 13,5 42,5 56 Учебно­тематический план 3­го года обучения № п/п Наименование разделов, тем занятий Количество часов Теорети ческие Практи ческие Общее кол­во часов Вводное занятие  (2 часа) 1­2 Введение. Правила внутреннего распорядка.  Инструктаж по технике безопасности. 2 ­ Бумагопластика (25часов) 3­4 5­7 8­9 Коллажи «Букет в вазе» Обрывные аппликации «Пестрая бабочка» Объемные аппликации «Букет роз»  10­11  Поделки из гофрированной бумаги.  «Пингвины» 12­14 Аппликации из всякой всячины «Клоун из  ткани» 15­16 Аппликации­игрушки «Ангел­подвеска» 17­20 Цветы из фоамирана. Букет роз. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5 1,5 1,5 2,5 1,5 3,5 2 2 3 2 2 3 2 4 21­27 Квиллинг. Панно «Зима» 0,5 6,5 Бисероплетение (7 часов) 28 Вводное  занятие. Исторические сведения об  искусстве бисероплетения. 29 Объемная техника плетения. 30­34 Плетение изделий в технике объемного  плетения. Игрушки. Вязание крючком (22 часа) 35 Вводное занятие.  Исторические  сведения о  вязании крючком. 1 0,5 0,5 1 36­37 Условные обозначения для изображения схем  0,5 узоров 38­39 Основные приемы вязания крючком 40­41 Чехол для мобильного телефона. 42­44 Украшения вязаные крючком. 45­47 Игольница. 48­51 Прихватки. 52­54 Салфетки. 55­56 Итоговое занятие. Выставка работ 0,5 0,5  0,5 0,5 0,5 0,5 ­ ­ 0,5 4,5 ­ 1,5 1,5 1,5 2,5 2,5 3,5 2,5 2 7 1 1 5 1 2 2 2 3 3 4 3 2               ИТОГО: 13,5 42,5 56 Содержание занятий 1 год обучения ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ ( 2ч.) Занятие 1­2. Введение. Правила внутреннего распорядка. Инструктаж по технике безопасности.  План и задачи занятий кружка. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка.   Знакомство   с   ассортиментом   изделий,   инструменты   и   материалы   для занятий.   Приемы   работы,   правильное   положение   рук.   Проведение   инструктажа   по технике безопасности с колющими и режущими инструментами. Работа с журналами и книгами. БУМАГОПЛАСТИКА (24 ч.) Занятие   3.   Вводное   занятие.   История   квиллинга.  Краткие   сведения   из   истории образования   техники   квиллинг.   Цвет   и   композиция.   Знакомство   с   ассортиментом изделий, выполненных в технике квиллинг, инструменты и материалы. Занятие   4.   Техника   квиллинг.   Элементы   квиллинга.  Знакомство   с   основными элементами   квиллинга:   «листик»,   «сердечко»,   «глаз»,   «капелька».   Объяснение последовательности изготовления элементов. ПТБ. Практическая   работа:   выполнение   образцов   в   технике   квиллинг   и   их   оформление. Инструкционные карты.   Занятие 5­6. Цветы в технике квиллинг.  Приемы, используемые при изготовлении цветка. Технология последовательности выполнения цветка в технике квиллинг. ПТБ. Практическая   работа:   выполнение   цветка   в   технике   квиллинг   и   их   оформление. Инструкционные карты. Занятие   7­9.   Цветы   из   бумажных   трубочек.  Ознакомление   с   новым   элементом квиллинга «трубочка». Технология последовательности изготовления элемента. ПТБ. Практическая работа: выполнение цветка в технике квиллинг с элементом «трубочка», оформление. Инструкционные карты. Занятие   10­11.   Зеленый   попугай   в   технике   квиллинг.  Ознакомление   с   элементом «дуга».   Технология   последовательности   изготовления   изделия.   Материалы   и инструменты. ПТБ Практическая работа: выполнение зеленого попугая в технике квиллинг с элементом «дуга», оформление. Инструкционные карты. Занятие   12.   Модульное   оригами.   Изготовление   модулей.  Ознакомление   с   новой техникой. Инструменты и материалы. ПТБ. Практическая работа: изготовление модулей. Инструкционные карты. Занятие   13­15.   Корзиночка   с   цветами. последовательности выполнения корзиночки с цветами. Подбор материала. ПТБ. Практическая   работа:   изготовление   корзины   и   цветов,   соединение.   Инструкционные  Демонстрация   изделия.   Объяснения карты. Занятие   16­18.   Лисичка.  Показ   мастер­класса   по   изготовлению   изделия.   Разбор поэтапной  последовательности работы. Практическая работа: изготовление лисички по инструкционной карте. Занятие   19­23.   Цветы   из   гофрированной   бумаги.  Особенности   гофрированной бумаги.   Освоение   техники   изготовления   цветов   из   гофрированной   бумаги.   Разбор приема «торцевание». Подбор материалов. ПТБ. Занятие 24­26. Розы из бумажных салфеток.  Особенности бумажных салфеток и её свойства. Технология изготовления розы. Подбор цветов для изготовления дерева роз. ПТБ. Практическая работа: изготовление дерева роз. Инструкционная карта. БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ (7 ч.) Занятие 27. Вводное занятие. Исторические сведения об искусстве бисероплетения. Краткие сведения из истории развития бисероплетения. Цвет и композиция. Знакомство с различными техниками плетения, инструменты и материалы для плетения с бисером. ПТБ. Занятие 28. Параллельная техника плетения. Прием параллельного плетения. Практическая работа: выполнение параллельного плетения. Инструкционная карта. Занятие 29­30. Плетение цветка в технике параллельного плетения.  Выбор формы цветка. Подбор цвета и размера бисера. ПТБ. Практическая   работа:   изготовление   цветка   в   технике   параллельного   плетения. Инструкционная карта. Занятие 31­32. Цветы «Ромашки». Практическая   работа:   изготовление   цветка   в   технике   параллельного   плетения. Инструкционная карта. Занятие 33­34. Цветы «Незабудки».  Выбор формы цветка. Подбор цвета и размера бисера. ПТБ. Практическая работа: изготовление цветка «Незабудка». Инструкционная карта. ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ (22 ч.) Занятие 35. Вводное занятие. Исторические сведения о вязании крючком. Краткие сведения из истории развития вязания крючком. Цвет и композиция. Инструменты и материалы. ПТБ. Занятие   36­37.   Условные   обозначения   для   изготовления   схем,   узоров.  Условные обозначения петель. Чтение схем. Раппорт узора и его запись. Работа с журналами. ПТБ. Практическая работа: выполнение воздушных петель по схемам. Занятие 38­39. Основные приемы вязания крючком. Последовательность выполнения приемов. ПТБ. Практическая работа: изготовление столбиков по схеме. Занятие 40­41. Цветы «Гвоздика».  Последовательность выполнения изделия. Подбор цвета и материалов. ПТБ. Практическая работа: изготовление цветка «Гвоздика». Инструкционная карта. Занятие 42­43. Цветы «Роза». Демонстрация изделия. Последовательность выполнения изделия. Подбор цвета и материалов. ПТБ. Практическая работа: изготовление цветка «Роза». Инструкционная карта. Занятие   44­46.   Салфетки.  Демонстрация   изделия.   Последовательность   выполнения изделия. Подбор цвета и материалов. Чтение схем. ПТБ. Практическая работа: вязание салфетки по схеме. Мастер­класс   по   изготовлению   вазочки. Занятие   47­49.   Вязание   вазочки. Последовательность выполнения изделия. Выбор формы и цвета изделия. ПТБ. Практическая работа: изготовление вазочки по схеме. Занятие   50­52.   Вязаные   овощи   и   фрукты. Последовательность выполнения изделия. Выбор изделия. ПТБ.  Презентация   вязаных   изделий. Практическая работа: вязание фруктов и овощей по схеме. Занятие   53­54.   Игольница   «Шляпка».  Последовательность   выполнения   изделия. Выбор формы, цвета и материала изделия. ПТБ. Практическая работа: вязание изделия по схеме. Занятие 55­56. Итоговое занятие. Выставка работ. Практическая работа: Подготовка и оформление выставки работ. Содержание занятий 2 год обучения ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ ( 2ч.) Занятие 1­2. Введение. Правила внутреннего распорядка. Инструктаж по технике безопасности.  План и задачи занятий кружка. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка.   Знакомство   с   ассортиментом   изделий,   инструменты   и   материалы   для занятий.   Приемы   работы,   правильное   положение   рук.   Проведение   инструктажа   по технике безопасности с колющими и режущими инструментами. Работа с журналами и книгами. БУМАГОПЛАСТИКА (25 ч.) Занятие   3.   Цветы   в   технике   квиллинг. ассортиментом изделий, выполненных в технике квиллинг, инструменты и материалы.  Цвет   и   композиция.   Знакомство   с Практическая   работа:   выполнение   цветка   в   технике   квиллинг   и   их   оформление. Инструкционные карты. Занятие   4­6.   Зайчик   в   технике   модельное   оригами. Технология выполнения изделия. ПТБ.  Демонстрация   изделия. Практическая работа: выполнение изделия. Инструкционные карты.   Занятие   7­8.   Модульное   оригами.   «Грибок   мухомор».  Электронная   презентация. Последовательность выполнения изделия. Инструменты и материалы. ПТБ. Практическая работа: выполнения изделия. Инструкционные карты. Занятие 9­10. Модульное оригами. «Пингвиненок Лоло». Электронная презентация. Последовательность выполнения изделия. Инструменты и материалы. ПТБ. Практическая работа: выполнения изделия. Инструкционные карты. Занятие   11­14.   Цветы   из   бумажных   трубочек.  Ознакомление   с   новым   элементом квиллинга «трубочка». Технология последовательности изготовления элемента. ПТБ. Практическая работа: выполнение цветка в технике квиллинг с элементом «трубочка», оформление. Инструкционные карты. Занятие   15­16.   Тюльпаны   из   гофрированной   бумаги. Объяснения последовательности выполнения цветов. Подбор цвета и материала. ПТБ. Практическая работа: изготовление цветов, соединение. Инструкционные карты. Занятие 17­18. Розы из гофрированной бумаги.  Демонстрация изделия. Объяснения последовательности выполнения цветов. Подбор цвета и материала. ПТБ.  Демонстрация   изделия. Практическая работа: изготовление цветов, соединение. Инструкционные карты. Занятие 19­20. Карандашница.  Подбор материалов для изготовление карандашницы. Выбор формы и размера. ПТБ. Практическая работа: изготовление карандашницы.. Инструкционная карта. Занятие   21­27.Торцевание   из   гофрированной   бумаги.  Технология   изготовления панно. Подбор цветов для изготовления элементов в картине. ПТБ. Практическая работа: изготовление панно. Инструкционная карта. БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ (7 ч.) Занятие 28. Вводное занятие. Исторические сведения об искусстве бисероплетения. Краткие сведения из истории развития бисероплетения. Цвет и композиция. Знакомство с различными техниками плетения, инструменты и материалы для плетения с бисером. ПТБ. Занятие   29.   Объемная   техника   плетения. особенности.  Прием   объемного   плетения   и   их Практическая работа: выполнение объемного плетения. Инструкционная карта. Занятие   30­31.   Плетение   изделий   в   технике   объемного   плетения.  Выбор   формы изделия. Подбор цвета и размера бисера. ПТБ. Практическая   работа:   изготовление   изделия   в   технике   объемного   плетения. Инструкционная карта. Занятие 32. Цветы «Бархатцы». Выбор формы цветка. Подбор цвета и размера бисера. ПТБ. Практическая   работа:   изготовление   цветка   в   технике   объемного   плетения. Инструкционная карта. Занятие   33­34.   Дерево   «Бузина».  Демонстрация   изделия.   Технология   выполнения цветков и листьев дерева. Сбор изделия. ПТБ. Практическая работа: изготовление дерева. Инструкционная карта. ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ (22 ч.) Занятие 35. Вводное занятие. Исторические сведения о вязании крючком. Краткие сведения из истории развития вязания крючком. Цвет и композиция. Инструменты и материалы. ПТБ. Занятие   36­37.   Условные   обозначения   для   изготовления   схем,   узоров.  Условные обозначения петель. Чтение схем. Раппорт узора и его запись. Работа с журналами. ПТБ. Практическая работа: выполнение арок по схемам. Занятие 38­39. Основные приемы вязания крючком. Последовательность выполнения приемов. ПТБ. Практическая работа: изготовление столбиков с накидами по схеме. Занятие   40­41.   Божии   коровки.   Демонстрация   изделия.  Последовательность выполнения изделия. Подбор цвета и материалов. ПТБ. Практическая работа: изготовление сувенира. Инструкционная карта. Занятие   42­44.   Веселый   снеговик. выполнения изделия. Подбор цвета и материалов. ПТБ.  Демонстрация   изделия.   Последовательность Практическая работа: изготовление сувенира. Инструкционная карта. Занятие   45­47.   Смешарик   «Нюша».  Демонстрация   изделия.   Последовательность выполнения изделия. Подбор цвета и материалов. Чтение схем. ПТБ. Практическая работа: изготовление брелка по схеме. Занятие   48­51.   Кошечка   «Hello   Kitty».  Мастер­класс   по   изготовлению   кошечки. Последовательность выполнения изделия. Выбор цвета изделия. ПТБ. Практическая работа: изготовление изделия по схеме. Инструкционная карта Занятие 52­54. Игольница «Грибок». Последовательность выполнения изделия. Выбор формы, цвета и материала изделия. ПТБ. Практическая работа: вязание изделия по схеме. Инструкционная карта Занятие 55­56. Итоговое занятие. Выставка работ. Практическая работа: Подготовка и оформление выставки работ.  Содержание занятий 3 год обучения ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ ( 2ч.) Занятие 1­2. Введение. Правила внутреннего распорядка. Инструктаж по технике безопасности.  План и задачи занятий кружка. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка.   Знакомство   с   ассортиментом   изделий,   инструменты   и   материалы   для занятий.   Приемы   работы,   правильное   положение   рук.   Проведение   инструктажа   по технике безопасности с колющими и режущими инструментами. Работа с журналами и книгами. БУМАГОПЛАСТИКА (25 ч.) Занятие 3­4 . Коллажи «Букет в вазе». Демонстрация изделия. Технология выполнения изделия. ПТБ. Практическая работа: выполнение изделия. Инструкционные карты. Занятие   5­7.   Обрывные   аппликации   «Пёстрая   бабочка».  Демонстрация   изделия. Технология выполнения изделия. ПТБ. Практическая работа: выполнение изделия. Инструкционные карты. Занятие 8­9. Объемные аппликации «Букет роз». Демонстрация изделия. Технология выполнения изделия. ПТБ. Практическая работа: выполнение изделия. Инструкционные карты. Занятие   10­11.   Поделки   из   гофрированной   бумаги   «Пингвины».  Демонстрация изделия. Технология выполнения изделия. ПТБ. Практическая работа: выполнение изделия. Инструкционные карты. Занятие 12­14. Аппликация из всякой всячины   «Клоун из ткани».  Демонстрация изделия. Технология выполнения изделия. ПТБ. Практическая работа: выполнение изделия. Инструкционные карты. Занятие   15­16.   Аппликации­   игрушки   «Ангел­   подвеска».  Демонстрация   изделия. Технология выполнения изделия. ПТБ. Практическая работа: выполнение изделия. Инструкционные карты. Занятие 17­20. Цветы из фоамирана. Букет роз.  Демонстрация изделия. Технология выполнения изделия. ПТБ. Практическая работа: выполнение изделия. Инструкционные карты. Занятие   21­27.   Квиллинг.   Панно   «Зима».  Демонстрация   изделия. выполнения изделия. ПТБ. Практическая работа: выполнение изделия. Инструкционные карты.  Технология БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ (7 ч.) Занятие 28. Вводное занятие. Исторические сведения об искусстве бисероплетения. Краткие сведения из истории развития бисероплетения. Цвет и композиция. Знакомство с различными техниками плетения, инструменты и материалы для плетения с бисером. ПТБ. Занятие   29.   Объемная   техника   плетения. особенности. Практическая работа: выполнение объемного плетения. Инструкционная карта. Занятие   30­34.   Плетение   изделий   в   технике   объемного   плетения.  Выбор   формы изделия. Подбор цвета и размера бисера. ПТБ.  Приём   объемного   плетения   и   их Практическая работа: выполнение объемного плетения. Инструкционная карта. ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ (22 ч.) Занятие 35. Вводное занятие.  Исторические  сведения о вязании крючком. Краткие сведения из истории развития вязания крючком. Цвет и композиция. Инструменты и материалы. ПТБ. Занятие   36­37.Условные   изображения   для   изображения   схем   узоров.  Условные обозначения петель. Чтение схем. Раппорт узора и его запись. Работа с журналами. ПТБ. Практическая работа: выполнение узоров по схемам. Занятие 38­39.Основные приемы вязания крючком. Последовательность выполнения приемов. ПТБ. Практическая работа: изготовление столбиков с накидами по схеме. Занятие   40­41.   Чехол   для   мобильного   телефона.   Демонстрация   изделия. Последовательность выполнения изделия. Подбор цвета и материалов. ПТБ.   Украшения   вязаные   крючком. Практическая работа: изготовление сувенира. Инструкционная карта. Занятие   42­44. Последовательность выполнения изделия. Подбор цвета и материалов. ПТБ. Практическая работа: изготовление украшения. Инструкционная карта. Занятие   45­47.   Игольница.   Демонстрация   изделия.  Последовательность   выполнения изделия. Подбор цвета и материалов. ПТБ.   Демонстрация   изделия. Практическая работа: изготовление сувенира. Инструкционная карта. Занятие   48­51.   Прихватки.   Демонстрация   изделия.  Последовательность   выполнения изделия. Подбор цвета и материалов. ПТБ. Практическая работа: изготовление сувенира. Инструкционная карта. Занятие   52­54.   Салфетки.   Демонстрация   изделия.  Последовательность   выполнения изделия. Подбор цвета и материалов. ПТБ. Практическая работа: изготовление сувенира. Инструкционная карта. Занятие 55­56. Итоговое занятие. Выставка работ.  Практическая работа: Подготовка и оформление выставки работ. Методическое обеспечение программы На   занятиях  в  кружке  «Очумелые  ручки» используются  разнообразные  методы (объяснительно­иллюстративный,   репродуктивный,   метод   проблемного   изложения), формы, приемы обучения. По окончанию курса школьники обучающиеся по данной программе должны знать  и уметь: ­ Историю возникновения народной игрушки  ­ Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.  ­ Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для  обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов.  ­ Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.  ­ Правила общения.  ­ Правила безопасности труда.  ­ Правила личной гигиены.  Формы контроля:  Рейтинг готового изделия.   Наблюдение   Беседа, объяснения учащихся.   Практический контроль.  Условия реализации программы Чтобы успешно обучить детей, необходимо прежде всего, владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость. Помещение   для   проведения   занятий   должно   быть   светлым,   соответствовать санитарно   –   гигиеническим   требованиям.   До   начало   занятий   и   после   их   окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В   наличие   должны   быть   разные   материалы   и   инструменты,   необходимые   для работы. В процессе обучения, обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда. Список литературы для учителя 1. Джун Джексон. Поделки из бумаги. – «Росмэн», Москва 1996 г. 2. Т.И.Секунова «Волшебные узоры».Самарский дом печати 1994 г. 3. Л.Яхнин «Воздушные петли». М.Малыш 1988 г. 4. Донателла Чиотти «Цветы и букеты из бисера». М. Контэнт, 2009 г. 5. Фигурки из бисера. М. Сокол, 2007 г. 6. Журнал «Делаем сами», 2008­2009. 7. Журнал «Делаем сами», 2010. 8. Гундула Штайнерт. Вязаные салфетки. М.: АРТ­РОДНИК,2008г. 9. В.М.Максимова «Энциклопедия вязания»,М.Легпромбытиздат,1993г. 10.Е.А.Румянцева «Аппликация. Простые поделки», М.АЙРИС ПРЕСС, 2007г. 11.Перевод с итальянского Н.Ю.Лебедевой «Лучшие поделки для детей»,  М.РОСМЭН, 2006г. Список литературы для учащихся 1. Р.Гибсон. Поделки. Бумажные цветы.­ "Росмэн", Москва 1996 г. 2. Э.А.Фомичева «Начинаем вязать спицами и крючком». М.Просвещение 1992 г. 3. Е. Фадеева. Простые поделки из бисера. М.: Айрис Пресс, 2008 г. 4. Игрушечки из бисера. М.: «Сокол», 2008 г. 5. Штефани Глекер. Цветы из бисера.. М.: АРТ­РОДНИК,2008г Приложение 1.          Правила техники безопасности при работе  с ножницами, иголкой, циркулем,  ножом, шилом. 1. Ножницы при работе нужно держать так: сначала в кольцо продеть большой и  средние пальцы, указательным пальцем придерживать их снизу, при этом концы  ножниц направлять от себя. Узкое лезвие должно быть снизу. 2. Резать средней частью ножниц. 3. Передавать ножницы в закрытом виде, кольцами в его сторону. 4. Не держать ножницы концами вверх. 5. Не работать ими с ослабленными креплениями. 6. Не резать ножницами во время ходьбы. 7. Не оставлять ножницы в раскрытом  виде. Приложение 2. Правила техники безопасности при работе с иглой. 1. Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца. 2. При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец. 3. При работе нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или случайные  предметы, а в специальные подушечки. 4. Нельзя перекусывать или рвать нитки, можно пораниться. Для этого используй  ножницы.  5. Иголку нужно хранить в игольнице, а булавки в коробке с крышкой. 6. Сломанную иголку следует отдать руководителю. В конце работы иглы и  булавки пересчитать. Правила техники безопасности при работе с линейкой и карандашом. Приложение 3. 1. Линейку держи левой рукой, а карандаш правой. 2. Работай только хорошо отточенным карандашом. 3. Линию проводи слева направо. 4. При черчении карандашом, держи его наклонно. 5. Не нажимай на карандаш, линейку не двигай. Приложение 4. Правила техники безопасности при  работе с клеем. 1. Под детали подкладывай доски, листы. 2. При оклеивании картона бумагой, клей наносят на обратную сторону бумаги, а  не картона, т.к. бумага быстрее намокает и равномернее растягивается, т.е.  клеем смазывают более тонкий материал или детали, которые наклеивают. 3. Когда бумага намазана клеем, надо немного подождать, чтобы она размокла и  растянулась, а то будут морщины и складки.  4. Клей наносят на середину листа и размазывают равномерно к краям. Края надо  всегда хорошо смазывать. Клей наносить кисточкой. 5. Деталь нужно сначала примерить, а потом намазывать клеем. 6. Разглаживают приклеиваемую деталь от середины к краям, где появились  пузырьки, нужно проколоть их булавкой, клей вытереть тряпочкой. 7. Готовые изделия перекладывают макулатурой. Приложение5. Правила техники безопасности при вязании крючком I. Общие требования безопасности 1.     Вязальные крючки должны быть хорошо отшлифованы; хранить их следует в  специальных пеналах. 2.     Во время работы следует быть внимательными и аккуратными. 3.     При вязании крючком возможно воздействие на работающих следующих  опасных факторов:  ­         прокалывание пальцев рук острым крючком; ­         поражение глаз и других частей тела осколками сломавшегося крючка; ­        травмирование рядом сидящего человека; ­         снижение остроты зрения, вызванное плохим освещением. 4.     При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая  обязан сообщить учителю. II. Требования безопасности перед началом работы 1.     Организовать своё рабочее место так, чтобы освещение было достаточным.  Свет должен падать на рабочую поверхность спереди или слева. 2.     Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует  кольцами вперед. III. Требования безопасности во время работы 1.     Вязальные крючки использовать только по назначению. 2.     Нельзя делать резких движений рукой с крючком  в направлении рядом  сидящего человека. 3.     Следить за правильной организацией рабочего места, не ходить по кабинету с  расчехленным крючком. 4.     Следить за правильным положением рук и посадкой во время работы. IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях 1.     При плохом самочувствии сообщить учителю. 2.     При получении травмы оказать первую медицинскую помощь пострадавшему. V. Требования безопасности по окончании работы 1.     По окончании работ снять спецодежду. 2.     Привести рабочее место в порядок. Приложение 6. Правила техники безопасности  при работе с бисером. 1. Опасности в работе: повреждение пальцев иглой; травма руки ножницами; травма  глаз.  2. Что нужно сделать до начала работы: посчитать количество иголок и булавок в  игольнице; положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.  3. Что нужно делать во время работы: быть внимательной к работе; вкалывать иглы и  булавка только в игольницу; иглу не бросать, а класть в специально от веденную для  этого коробку, класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;  передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.  4. Что нужно сделать по окончании работы: посчитать количество иголок и булавок в  игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы; убрать рабочее  место. Приложение 7. Берегите зрение, глаза устают при долгой работе с бисером.  Общий комплекс упражнений Закройте глаза, зажмурьтесь и подождите несколько секунд, прежде чем открыть глаза и расслабить мышцы глаз. Сфокусируйте зрение на дальнем предмете: например,  выгляните в окно и сконцентрируйте внимание на доме, который расположен вдали. Держите голову прямо. Поморгайте 10­15 раз. Глазные мышцы при этом не должны быть напряжены. Поиграйте взглядом в «шашки»: посмотрите направо вверх, налево вниз, прямо вдаль.  Упражнение занимает около 6 секунд. Затем посмотрите налево вверх, направо вниз и  снова вдаль. Источники: Сайт: http://horosheezrenie.ru/gymnastics.php? utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_content=gimnastika_dlja_glaz&utm_campaign =HorosheeZrenie_search_Yandex_PPC

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА творческого объединения «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА                                  творческого объединения «Очумелые ручки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2019