Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников
Оценка 4.9

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
окружающий мир +1
Взрослым
22.05.2018
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников
Развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей. Задачи: - познакомить учащихся с различными формами культуры; - поддержать у учащихся интерес к познанию жизни своих предков; - создать систему работы по приобщению учащихся к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры; - развивать художественно-творческую активность учащихся; - содействовать развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры; - воспитывать отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства; -воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
ЗЕМЛЯ МОИХ ПРЕДКОВ.docx
СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.........................................................................................3 СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПЛАНА..................................................................................8 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.................................................................................15 Методы обучения....................................................................................................15 Формы проведения занятий:..................................................................................15 Материально-техническое оснащение..................................................................16 Дидактические материалы:....................................................................................16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................................17 Диагностика личностных результатов учащихся.................................................25 1. Методика «Волшебная палочка».......................................................................25 Инструкция: ребятам предлагается представить, что они волшебники и могут исполнить три любых желания. Дошкольников просят назвать эти три желания. Возможен вариант, попросить детей расположить эти желания, начиная с самого главного для них.......................................................................25 Интерпретация: ответы анализируются по следующей схеме: для себя, для близких, для людей в целом. Педагогу рекомендуется в дальнейшем выстраивать свои занятия исходя их результатов данной методики по каждому воспитаннику и по всей группе в целом...............................................25 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Земля моих предков» является  модифицированной  и   составлена   на   основе   методического   пособия   «Воспитание духовности   через   приобщение   дошкольников   к   традиционной   праздничной   культуре   русского народа» (авторы­составители: Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева, 2012г.) и на основе учебно­методического   пособия   «Приобщение   детей   к   истокам   русской   народной   культуры: Программа» (авторы: О.Л. Князева, М.Д. Маханева, 2014г.).  Направленность образовательной программы – социально­педагогическая.  Новизна  программы   –   результаты   воспитания   духовности,   нравственности,   целомудрия укоренятся   в   ребёнке   при   условии   реализации   комплексного   подхода   к   воспитанию.   Пример реализации такого комплексного подхода к воспитанию находится в русской народной традиции. Любая народная культура в своей основе не только духовна, но и нравственна. Иначе она бы была деструктивной, и народ не состоялся бы как народ, и даже каждая семья не состоялась бы как семья. Поэтому народная, в частности русская, культурная традиция даёт, во­первых, проверенную веками   методологию   воспитания   и   образования,   а   во­вторых,   конкретный   воспитательный   и образовательный материал, уже как бы пропитанный духовностью и нравственностью. Актуальность  образовательной   программы   заключается   в   необходимости   приобщения молодого   поколения   к   национальной   культуре,   которая   трактуется   народной   мудростью:   наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать   не   только   историю   Российского   государства,   но   и   традиции   национальной   культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении народной культуры; самореализовать себя   как   личность   любящую   свою   Родину,   свой   народ   и   всё   что   связано   с   народной культурой: русские народные игры, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества; устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, заклички, пословицы и поговорки. Радость движения сочетается   с   духовным   обогащением   детей,   формируя   у   них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально­положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и   порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. 3 Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление   о   повседневной   жизни   наших   предков   –   их   быте,   труде,   мировоззрении.   Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.  Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию. А.П.   Усова,   К.Д.   Ушинский,   П.Ф.   Лесгафт   отмечали,   что   в национальных   играх   ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной   среды,   его   окружающей.   Они   считали   подвижные   игры   ценнейшим   средством всестороннего   воспитания  личности   ребенка,  развития   у  него  нравственных  качеств:   честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.   Педагогическая   целесообразность   программы  обусловлена   возрастными   особенностями детей   старшего   дошкольного   возраста.   Дошкольный   возраст   –   время   активной   социализации ребёнка,   вхождения   в   культуру,   пробуждения   нравственных   чувств,   воспитания   духовности. Духовность – основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. При реализации   этого   потенциала   полезна   не   любая   духовность,   а   такая,   плоды   которой   отвечают критериям   нравственности.   Выражается   нравственность   на   индивидуальном   уровне   в мировоззренческом целомудрии, на социальном – в милосердии. Цель программы: развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей. Цель может быть достигнута при решении следующих задач: а) образовательные: ­ познакомить учащихся с различными формами культуры; ­ поддержать у учащихся интерес к познанию жизни своих предков; ­  создать систему работы по приобщению учащихся к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры. б) развивающие: ­ развивать художественно­творческую активность учащихся; ­ содействовать развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры. в) воспитательные:  ­ воспитывать отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства; 4 -воспитывать   интерес и   любовь   к   русской   национальной   культуре,   народному   творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д. Программа построена   на   основе   главных   методических  принципов:   учет   возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения. Отличительными   особенностями  данной   программы   является   то,   что   в   оборот педагогического процесса введено всё богатство русской культуры по всем направлениям и работа приобщению   детей   к   народной   культуре   строится   в   соответствии   с   народным   календарём,   в котором учитываются все циклы жизнедеятельности на земле, а также праздники. Программа   «Земля  моих   предков»  рассчитана   на  1   год  обучения   в   объёме  36   часов  и ориентирована на следующую возрастную ступень ­ старший дошкольный возраст – 5­6 лет. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу (30 минут). Основной   формой  работы   остаются   занятия,   которые   проводятся   как   фронтально,   так и подгруппами, и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий. Наряду с занятиями новой формой организации являются праздники: календарные, обрядовые, дни именин и т.д.  Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.  Планируемые результаты и способы их проверки. Планируемые личностные результаты освоения программы: • • • самоопределение учащихся (анализ самооценки); смыслообразование (выявление преобладающей мотивации); морально­этическая   ориентация   учащихся  (определение   ориентации   на   выполнение моральных   норм,   способности   к   решению   морально­этических   проблем,   оценки   своих поступков). Планируемые метапредметные результаты освоения программы: • коррекцию, проявлять инициативность и самостоятельность);  • сотрудничества); • Планируемые предметные результаты освоения программы: познавательные УУД (уровень развития логического мышления). регулятивные   УУД   (умение   управлять   своей   деятельностью,   осуществлять   контроль   и   ее коммуникативные УУД (развитие коммуникативных способностей и развитие уровня навыков • • знание традиций проведения народных праздников: Покров, Рождество, Масленица, Пасха;  знание названийрусских народных сказок и сказочных героев; 5 • • • • • знание   и   называние   жанров   устного   народного   творчества   (потешки,   заклички,   загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, колыбельные песни); умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки; умение использовать в активной речи потешки, считалки, загадки, заклички; умение   узнавать   сказки   и   сказочных   героев   в     художественных   произведениях   и произведениях изобразительного искусства; умение бережно относиться к предметам быта, произведениям народного творчества. Основными способами проверки планируемых результатов являются наблюдение, беседы, мини­опросы, викторины, игры­путешествия. Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Земля моих предков» используются разные виды контроля: • • • текущий ­ осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребёнка в процессе занятий; промежуточный   –   праздники,   конкурсы,   игры,   проводимые   в   Доме   детского творчества; итоговый – открытые занятия, итоговое обобщающее занятие. Формами подведения итогов реализации программы являются: • наблюдение; • мини­опросы   о   народном   календаре   (старинное   название   месяцев,   праздники земледельческого календаря); • мини­викторина «Знаешь ли ты сказки?». 6 № п/п 1 2 3 4 5 Название раздела, темы Количество часов УЧЕБНЫЙ ПЛАН Всего Теория Практика Введение в народную культуру Народный календарь. Осень. Народный календарь. Зима. Народный календарь. Весна. Итоговое занятие Итого 1 11 11 12 1 36 0,5 4 4 3,5 ­ 11 0,5 7 7 8,5 1 25 Формы аттестации/ контроля Устный опрос Мини­викторина Мини­опрос Устный опрос Игра 7 СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПЛАНА 1. Введение в народную культуру. (1 час) 1.1. Вводное занятие «Давайте познакомимся», вводный инструктаж по охране труда. 2. Народный календарь. Осень. (11 часов) 2.1. «Сентябрь ­ ревун». Дидактическая игра «С какого дерева детки?». Теория: рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Практика: рисование листочка (по шаблону), разучивание песенки­попевки «Восенушка ­ осень». 2.2. «Вершки да корешки». Теория: знакомство со сказкой «Мужик и медведь», русские народные загадки. Практика: дидактическая игра «Вершки да корешки». 2.3. «Хоть и холоден батюшка Сентябрь ­ да сыт». Практика: подвижные игры «Овощи ­ фрукты», «Огородник», «Огородник и воробей». 2.4. «Октябрь ­ грязник – ни колеса, ни полоза не любит». Теория: рассказ о первых признаках октября, народный календарь. Практика: подвижные игры «Дрозд», «Чёрный жук», «В углы». 2.5. «Покровская ярмарка». Практика: шуточная народная песня «Купим мы, бабушка…», подвижные игры «Кумок, продай уголок», «Я – весёлая ткачиха», «Челнок». 2.6. «Трифон шубу чинит, Пелагея рукавицы шьёт бараньи». Теория: рассказ о дне Пелагии и Трифона (21 октября) и о зимней русской национальной одежде. Практика: изготовление рукавичек, игра «У дядюшки Трифона». 2.7. «Небылицы­неслыхальщины». Теория: беседа о небылицах.  Практика: разучивание и инсценировка небылиц. 2.8.»Осенние посиделки». Практика: развлечение с играми, загадками.            2.9. «Юровая – праздник охотников, рыбаков».      Теория: рассказ о дне 13 ноября – празднике рыбаков и охотников ­ Юровая.      Практика: загадывание загадок о диких животных, чтение и обсуждение русской народной сказки «Липовая нога». 8 2.10. «Ноябрь – ворота зимы».      Теория: рассказ о существенных признаках ноября, народный календарь.             Практика:   изготовление   кормушек   из   бросового   материала,   русские   народные   игры «Кузнецы», или «Ярка», «Золотые ворота». 2.11. Обобщающее занятие «Что нам осень принесла?». Теория: обобщение по теме «Народный календарь. Осень». Практика: подвижные игры «Огородник и воробей», «В углы», «Кумок, продай уголок», «У дядюшки Трифона». 3. Народный календарь. Зима. (11 часов) 3.1. «Декабрь год кончает, зиму начинает». Теория:   беседа   о   зиме   на   основе   знакомства   с   существенными   признаками   декабря,   с народным земледельческим календарём; установление разнообразных связей в природе. Практика:   народная   игра   «Кузовок»,   загадывание   загадок   о   зимних   явлениях   природы, народные игры «Два Мороза» и «Дрёма».  3.2. «В гости к дедушке Фольклору». Практика:   конкурс   –   путешествие   с   играми,   загадками   и   другими   заданиями   на   тему русского фольклора. «Наум наведи нас на ум». 3.3. Теория: беседа о том, как учились в старину. Практика: пальчиковая игра «Гномики­прачки», игра «Угадай, какая буква», изготовление закладки.  3.4. «Месяц январь – зимы государь». Теория: рассказ о существенных признаках января, народный календарь. Практика: игра малой подвижности «Заморожу», игра «Отгадай загадку». 3.5. «Рождество – главный зимний праздник». Практика: развлечение с песнями (колядками), загадками, народными играми. «Святки. Обычаи святок». 3.6. Практика: развлечение с песнями, хороводами, играми, загадками. 3.7. «Крещение. Крещенские сказания». Теория: беседа о Крещении Иисуса Христа (19 января), главное событие – водосвятие. Практика: обыгрывание небылиц и рисование сказочного домика. 3.8. «Февраль рог зиме сшибает». Теория: беседа – диалог о существенных признаках февраля, народный календарь. Практика: отгадывание загадок о зиме, игры «Четвёртый ­ лишний», «Снег идёт», народная игра «Горелки». 9 3.9. «Ефрем Сирин – запечник». Теория: рассказ о народном календаре зимы, о приметах февраля, работа с пословицей, беседа о птице снегире. Практика: игра «Домовой», чтение сказки А.Толстого «Хозяин». 3.10. «Сретенье». Теория: рассказ о народном празднике Сретенье (15 февраля). Практика:   разучивание   закличек   о   весне,   хороводная   игра   «Охотник»,   игра   «Ручеёк», народная игра «Гори ясно». 3.11. «Уж как я ль мою коровушку люблю». Теория: беседа о народном календаре (18 февраля – Агафья Коровница). Практика: разучивание потешки, игра «Дедушка ­ рожок». 4. Народный календарь. Весна. (12 часов) 4.1. «Март – возращение птиц. Герасим ­ грачевник». Теория:   беседа   о   весне   на   основе   знакомства   с   существенными   признаками   март,   с народным земледельческим календарём; установление разнообразных связей в природе. Практика: обыгрывание обряда закликания весны, хороводная игра «Пройди в воротца». 4.2. «Сороки». Теория: рассказ о народном празднике «Сороки». Практика:   отгадывание   загадок,   разучивание   веснянки,   чтение   и   обсуждение   русской народной сказки «Журавль и цапля», игра «Золотая ворота». 4.3. «Весёлые посиделки». Практика: отгадывание загадок, работа над пословицами и поговорками, русская народная игра «Ручеёк», игра «Летает – не летает». 4.4. «Масленица». Теория: рассказ о масленице, традиции масленицы. Практика: рисование куклы Масленицы. 4.5. «Апрель водою славен, почками красен». Теория:   беседа   о   весне   на   основе   знакомства   с   существенными   признаками   апреля,   с народным земледельческим календарём (7 апреля ­ Благовещенье). Практика:   игры   «Отгадай   загадку»,   «Садовник»,   «Четвёртый   ­   лишний»,   разучивание заклички «Весна! Весна! Приди красна!». 4.6. «Апрель­снегогон. Апрель­время подготовки к полевым работам». Теория: продолжение беседы о месяце­апреле и его существенных признаках. Практика: игры «Садовник», «Четвёртый ­ лишний», разучивание заклички «Весна! Весна! Приди красна!». 10 4.7. «Красна птица пеньем, а человек уменьем». Теория:   рассказ   о   ремёслах   на   Руси,   о   Кузьме   и   Демьяне   –   покровителях   ремёсел (кузнечного искусства и женского рукоделия). Практика:   разучивание   пословиц   и   поговорок   о   труде,   чтение   и   обсуждение   русской народной сказки «Марья­искусница». 4.8. «Человек, одетый в шкуру. День Василия Парийского». Теория: рассказ о дне Василия Парийского (25 апреля), народные поверья о медведях. Практика: отгадывание загадок о диких животных, игра «Медведь», чтение и обсуждение русской народной сказки «Маша и медведь». 4.9. «Светлая Пасха». Теория: беседа о Пасхе и традициях её празднования. Практика: разучивание заклички «Солнышко, вёдрышко», игра «Карусели». 4.10. «Ай, ай, ай, месяц май – и тепел, и холоден, не холоден, так голоден». Теория: беседа о существенных признаках мая, народный календарь. Практика:   отгадывание   загадок   о   природных   явлениях   мая,   игра   «Связующая   нить», народная игра «Сундучок», игра «Кузнечик». 4.11. «Май ­ начало посевов, время выгона скота». Теория: продолжение беседы о мае­месяце, народный календарь. Практика: игры, песни и пословицы. 4.12. «Соловьиный праздник». Теория: беседа о празднике святых Бориса и Глеба (Соловьиный праздник). Практика: русская народная игра «Тетера шла». 5. Итоговое занятие. (1 час) Практика: опрос о народном календаре, мини­викторина «Знаешь ли ты сказки?», проведение понравившихся русских народных подвижных игр, конкурс на лучшее исполнение потешки, считалки, загадки, заклички. 11 Календарный учебный график Форма занятия Количество Тема занятия часов «Давайте познакомимся!» «Сентябрь ­ ревун» «Вершки да корешки» Место проведения Здание учреждения Здание учреждения Здание учреждения Форма контроля ­ Творческая работа Игра «Хоть и холоден батюшка Сентябрь Здание учреждения Игра ­ да сыт» «Октябрь­грязник – ни колеса, ни полоза не любит» «Покровская ярмарка» «Трифон шубу чинит, Пелагея рукавицы шьёт бараньи» «Небылицы­ неслыхальщины» Осенние посиделки «Посвящение в «Почемучки» «Юровая – праздник рыбаков и охотников» « Ноябрь­ворота зимы» « Что нам осень принесла?» «Декабрь год кончает, зиму начинает» «Наум наведи нас на ум» «В гости к дедушке Фольклору Новогодний утренник «Месяц январь – Здание учреждения Мини­опрос, игра Здание учреждения Здание учреждения Игра Творческая работа Здание учреждения Инсценировка небылицы Здание учреждения Здание учреждения Здание учреждения Здание учреждения Здание учреждения Здание учреждения Здание учреждения Здание учреждения Здание учреждения Здание Мини­опрос, игра Мини­ викторина Творческая работа Опрос Творческая работа Конкурс   Игра Игра Дата проведения 02.09.2016 09.09.2016 Вводное занятие­беседа Занятие­ беседа 16.09.2016 Занятие­сказка 23.09.2016 30.09.2016 07.10.2016 14.10.2016 с игровыми элементами Занятие­игра Занятие­ беседа с игровыми элементами Занятие­игра Занятие­ беседа 21.10.2016 Занятие­сказка с игровыми элементами Занятие­игра 28.10.2016 11.11.2016 18.11.2016 Занятие­сказка 25.11.2016 Занятие­ беседа 02.12.2016 Обобщающее занятие Занятие­ беседа с игровыми элементами Игра­ путешествие Игра­ путешествие 09.12.2016 16.12.2016 23.12.2016 30.12.2016 13.01.2017 Занятие­ 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 беседа с игровыми элементами Занятие­ развлечение Занятие­ развлечение Занятие­ беседа с игровыми элементами Занятие­ беседа   Занятие­ беседа с игровыми элементами Занятие­ беседа с игровыми элементами Занятие­ беседа с игровыми элементами Занятие­ развлечение 20.01.2017 27.01.2017 03.02.2017 10.02.2017 17.02.2017 24.02.2017 03.03.2017 10.03.2017 17.03.2017 24.03.2017 Занятие­игра 31.03.2017 07.04.2017 14.04.2017 21.04.2017 28.04.2017 05.05.2017 13 Занятие­ беседа   Занятие­ беседа с игровыми элементами Занятие­ беседа с игровыми элементами  Занятие­ беседа с игровыми элементами Занятие­ беседа с игровыми элементами Занятие­ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 зимы государь» учреждения «Рождество – главный зимний праздник» «Святки. Обычаи святок» «Февраль рог зиме сшибает» Здание учреждения Здание учреждения Здание учреждения Игра Игра Загадки о зиме «Ефрем Сирин ­ запечник» Праздник Масленицы Здание учреждения Здание учреждения Сюжетно­ ролевая игра « Сретенье»   Здание учреждения Творческая работа «Уж как я ль мою коровушку люблю» Здание учреждения Игра   «Сороки» Здание учреждения Инсценировка сказки «Март­ возвращение птиц. Здание учреждения Мини­опрос Герасим­ грачевник» «Весёлые посиделки»  «Красна птица пеньем, а человек уменьем» «Светлая Пасха»   «Апрель водою славен, почками красен»  Апрель­снегогон. Апрель­время подготовки к полевым работам»  «Человек, одетый в шкуру. День Василия Здание учреждения Здание учреждения Здание учреждения Здание учреждения Игра  Мини­опрос Игра  Мини­опрос Здание учреждения Инсценировка сказки Здание учреждения Игра Парийского»  «Ай, ай, ай, месяц Здание Загадки о мае учреждения май – и тепел, и холоден, не холоден, так голоден» 1 1 1 «Май ­ начало посевов, время выгона скота» Путешествие в страну «Светофорию» Итоговое занятие Здание учреждения Игра Здание учреждения Здание учреждения Мини­ викторина беседа с игровыми элементами Занятие­ беседа с игровыми элементами Итоговое занятие 12.05.2017 19.05.2017 26.05.2017 14 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая   модифицированная   программа «Земля   моих   предков»   развивает   и   воспитывает   детей   старшего   дошкольного   возраста   в   духе русской   культурной   традиции.   Русская   культурная   традиция   ­   это   профилактика   таких характерных для нашего времени деформаций личности, как эгоцентризм, замыкание на вещизме или пессимистический, пассивный и даже пугливый взгляд на жизнь. Методика   проведения   занятий   строится   на   тематическом   разнообразии,   предусматривает теоретическую   подачу   материала   (словесные   методы)   с   демонстрацией   старинных   вещей, репродукций, прослушивание сказок, а также практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой   для   закрепления   материала   в   виде   заучивания   текстов   народных   подвижных   игр, потешек, закличек, прибауток, небылиц, загадок, пословиц и поговорок. Методы обучения. Данная программа предусматривает следующие методы обучения: 1. Словесные методы:  ­ рассказ педагога (объяснение    нового материала); ­ рассказы детей (о наблюдаемых явлениях природы); ­ беседа. 2. Наглядные методы: ­ наблюдение; ­ демонстрация наглядных пособий (картинок, старинных вещей). 3. Игровые методы: ­ дидактическая игра; ­ сюжетно­ролевая игра; ­ русская народная игра (разной подвижности). Формы проведения занятий:    ознакомительные (беседы); творческие (игровые); подведение итогов раздела. 15 Современные   педагогические   технологии,   используемые   в   программе:  игровые, здоровьесберегающие, личностно­ориентированные. Приёмы организации учебно­воспитательного процесса: ­ общеразвивающие задания (разучивание потешек, закличек, потешек, пословиц, отгадывание загадок, чтение и обсуждение русских народных сказок); ­ игровые задания и упражнения. Материально­техническое оснащение. Для реализации программы «Земля моих предков» необходимо следующее оборудование:      кабинет, отвечающий санитарно – эпидемиологическим требованиям;  аудиоаппаратура, фонограммы; компьютер/ ноутбук; проектор. Дидактические материалы: наглядные пособия (репродукции, старинные вещи);   материалы для дидактических игр и для подвижных народных игр;  материалы и инструменты для выполнения работ;  тексты русских народных сказок, сборники загадок, потешек, пословиц и поговорок. Формами подведения итогов реализации программы являются: ­ наблюдение; ­ опросы о народном календаре  (старинное название месяцев,  праздники земледельческого календаря); ­ мини­викторина «Знаешь ли ты сказки?». Диагностика  личностных   результатов  учащихся   осуществляется   с   помощью   следующих методик:   «Волшебная   палочка»,   «Неоконченные   предложения»,   «Лесенка»   и   «Социометрия». (Приложение 5). 16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА 1 Воспитание   духовности   через   приобщение   дошкольников   к   традиционной   праздничной культуре   русского   народа.   Методическое   пособие.   /   Авт.­   сост.:   Г.А.   Антонова,   О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. – СПб.: «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2012. – 336 с.   2 Знакомство   детей   с   русским   народным   творчеством:   Конспекты   занятий   и   сценарии календарно­обрядовых   праздников:   Методическое   пособие   для   педагогов   дошкольных образовательных учреждений /авт.­сост.: Т.А. Бударина, О.Н. Корепанова, Л.С. Куприна и др. Изд. 3­е, перераб. и доп. – СПб.: «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2010. – 395 с. 3 Календарные  обрядовые  праздники  для  дошкольников.  Авторский  коллектив:  Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Учебное пособие. – М.: «Педагогическое общество России», 2010. – 144 с. 4 Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно­методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2014. – 304 с. 5 Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: «Айрис­пресс», 2014. – 192 с. 6 Народный   календарь   –   основа   планирования   работы   с   дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План­программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПб.: «ДЕТСТВО­ ПРЕСС», 2011. – 304 с. 7 Тихонова   М.В.,   Смирнова   Н.С.   Красна   изба…Знакомство   детей   с   русским   народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2013. – 78 с. ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  1. Ботякова О.А. Солнечный круг. Детский народный календарь. – СПб.: «Ирмос», 2010. – 167 с. 2. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач / сост. А.Н. Аникин. – М.: «ЭКСМО». – 2010. – 208 с. 17 3.   Ладушки,   ладушки…   Песенки,   потешки,   пословицы,   поговорки,   считалки,   загадки, скороговорки. / Сост. П. Садчиков, Е. Алифанова. – М.: «ГНОМ и Д», «Граф­Пресс», ­ 2013. – 88 с. 4.   Некрылова   А.Ф.   Круглый   год:   Русский   земледельческий   календарь.   Изд.2­е.   –   М.: «ЭКСМО», 1991. – 496 с. 5. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? – М.: «ГНОМ и Д», 2013. – 64 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 18 Определение уровня воспитанности детей  Школы раннего творческого развития «Радуга» 20__ ­ 20 __   учебный год ( __  полугодие) Ф.И. воспитанника Показатели А 4 1 2 3 5 6 7 1 2 В 3 4 5 группа ________________   Приложение 1 Сумма баллов Уровень 19 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 Показатели А Прилежание  Трудолюбие Старательность Добросовестность в учении Регулярность и системность занятий Самостоятельность и организованность на занятиях Помощь (доброта) сверстникам по личной инициативе В Отношение (уважение) к родителям, братьям, сестрам, бабушка и дедушкам Уровень знаний об этических аспектах семейной жизни (поведение в семье) Отношение к другим людям Поведение в Доме творчества Умение контролировать свое поведение 2 – ярко выражено 1 – имеет место 0 – отсутствует Баллы  18­24 высокий показатель 12­17 – средний 11 и ниже – низкий 20 Приложение 2 Оценка качеств, эмоционального состояния воспитанника Ф.И. воспитанника _______________________________________ Дата заполнения _________________________________________ 1. Желание общаться со сверстниками 1 2 3 4 5 2. Умение познакомиться, завязать отношения 1 2 3 4 5 3. Умение играть вместе с другими детьми 1 2 3 4 5 6 6 6 7 7 7 8 8 8 4. Умение поддерживать относительно длительные дружеские отношения 1 2 3 4 5 6 5. Умение рассказать о себе и событиях своей жизни 1 2 3 4 5 6. Умение выступать, что­то делать публично 1 2 3 4 5 6 6 7 7 7 8 8 8 9 9 9 9 9 9 7. Продуктивная активность ребёнка, инициативность в общении, играх, деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 8. Агрессивность ребёнка в контактах со сверстниками 21 10 10 10 10 10 10 10 1 2 3 4 5 6 9. Обидчивость ребёнка в контактах со сверстниками 1 2 3 10. Тревожность ребёнка 1 2 3 4 4 5 5 6 6 11. Проявление сочувствия, помощи, поддержки другим 1 2 3 4 5 6 12. Умение соблюдать правила, нормы, организовать себя 1 2 3 4 5 6 7 7 7 7 7 8 8 8 8 8 13. Умение справляться с ситуациями неудачи, проявлять настойчивость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9 9 9 9 9 10 10 10 10 10 10 Ф.И. ребёнка _______________________________ Возраст _________ лет Карта наблюдения Приложение 3 № 1 Компонент Уровень развития Начальный этап Итоговый этап Педагогическая готовность a. b. c. d.   чтения   Навыки  Навыки письма  Навыки счёта   рисования Навыки e.  Умение  развёрнуто ответить на  вопрос 1.6. Словарный запас 1.7. Общая осведомлённость 2 22 в в в с в с в с с с н с н с н н н в н в н в в в с в с в с с с н с н с н н н н н Интеллектуальная готовность 2.1.Дифференцированность  восприятия 2.2. Наблюдательность 2.3. Развитие воображения 2.4.Ориентировка в  пространстве и времени 2.5. Наглядно­образное  мышление (умение выделять  существенное, сравнивать  объекты) 2.6. Развитие тонкой  моторики 2.7. Память 2.8. Интеллектуальная  активность 2.9.Способность формулировать вопросы в в в в в в в в в с с с с с с с с с н н н н н н н н н в в в в в в в в в с с с с с с с с с н н н н н н н н н 3 № Мотивационная готовность Компонент Уровень развития Начальный этап Итоговый этап 3.1. Выраженность  познавательных интересов 3.2. Стремление осваивать  роль школьника 3.3. Принятие системы  требований 4 4.1. Умение управлять своим  поведением 4.2.Сохранение работоспособности занятиях 4.3.Эмоциональная устойчивость   на 4.4. Концентрация,  устойчивость и переключение 23 в в в в в в в с с с н н н в в в с с с Эмоционально – волевая готовность с с с с н н н н в в в в с с с с н н н н н н н внимания 4.5. Умение задерживать свои импульсы 4.6. Умение прилагать  волевое усилие 5 5.1. Желание общаться со  взрослыми и сверстниками 5.2.Умение устанавливать  контакт 5.3.Сохранение чувства  дистанции 5.4. Умение войти в детский  коллектив 5.5. Умение выполнять  совместную работу 5.6. Умение поддерживать  равноправные отношения в в в в в в в в с с н н в в Коммуникативная готовность с с с с с с н н н н н н в в в в в в с с с с с с с с н н н н н н н н Групповая карта наблюдения (Этап начальный / итоговый) Ф.И. воспитанника Компоненты дошкольной зрелости Приложение 4 я а к с е ч и г о г а д е П ь т с о н в о т о г я а н ь л а у т к е л л е т н И ь т с о н в о т о г я а н н о и ц а в и т о М ь т с о н в о т о г я а в е л о в ­ о н ь л а н о и ц о м Э ь т с о н в о т о г я а н в и т а к и н у м м о К ь т с о н в о т о г 24 Приложение 5 Диагностика личностных результатов учащихся 1. Методика «Волшебная палочка» Цель:  данная   методика   позволяет   оценить   нравственные   ориентиры   дошкольников, определить доминирующие потребности воспитанника.  Инструкция: ребятам предлагается представить, что они волшебники и могут исполнить три любых желания. Дошкольников просят назвать эти три желания. Возможен вариант, попросить детей расположить эти желания, начиная с самого главного для них. Интерпретация:  ответы анализируются  по следующей схеме: для себя, для близких, для людей   в   целом.     Педагогу   рекомендуется   в   дальнейшем   выстраивать   свои   занятия   исходя   их результатов данной методики по каждому воспитаннику и по всей группе в целом. 2. Методика «Неоконченные предложения» Цель: данная методика позволяет оценить мотивационную сферу воспитанника, уровень его конфликтности, отношение к учебно­воспитательному процессу.   Инструкция:  ребятам читают предложения, которые они должны будут закончить.Ответы педагог фиксирует в бланке.Ребятам необходимо пояснить, что вопросы касаются занятий в Доме творчества.  1. Я думаю, что настоящий друг ­ это тот, кто...  2. Я думаю, что плохие друзья – это те, кто...  3. Больше всего я люблю, когда педагог...  4. Больше всего я не люблю, когда педагог...  5. Я посещаю занятия в доме творчества потому, что…… 25 6. Если необходимо выполнить какое­то задание в коллективе, то я  …. 7.Если у меня не получается выполнить задание самостоятельно, то я  …. 8. Мне всегда интересно, когда на занятиях…  9. Мне неинтересно, когда на занятиях...  10. Если на занятиях в Доме творчества у меня что­то не получается, то я ...  11. Когда на занятиях меня хвалят, то я… 12. Когда я вижу, что другие ребята начинают спорить, то я…… 13. Если меня обозвали, то я…… 14. Если я считаю, что другой воспитанник творческого объединения не прав, то я ….  Интерпретация: каждое предложение оценивается с точки зрения выражения воспитанником положительного или отрицательного отношения к заданной в предложении теме.  1­2, 6­7 предложения – направлены на оценку значимых качеств у сверстников, позволяют понять педагогу, верно ли сформированы у воспитанников понятия дружба, друг, отношение к работе   в   коллективе  (к   мониторингу   личностного   развития   ребенка  п.   3.2.   тип сотрудничества).  3­4 –  направлены     на оценку взаимоотношений между воспитанником и педагогом Дома творчества  (к мониторингу личностного  развития ребенка п.2.2.  интерес к занятиям в творческом объединении). 5, 8­9 – направлены на определение преобладающей мотивации воспитанников к посещению занятий в доме творчества (общение с друзьями, новые знания), отношение к занятиям (интерес к занятиям).  10­11–   направлено   на   оценку   отношения   воспитанников   к   занятиям   в   Доме   творчества, отношение   к   успеху   и   неудачам  (к   мониторингу   личностного   развития   ребенка п.3.1.конфликтность). 12­14–  направлены   на   оценку   уровня   конфликтности   воспитанника   (12   –   отношение   к конфликтам;   13   –   избегание   конфликтов,   14   ­   инициирование   конфликтов;  к   мониторингу личностного развития ребенка п.3.1. конфликтность). 3. Методика определения самооценки "Лесенка" (к мониторингу личностного развития ребенка п.2.1.) Назначение: позволяет определить самооценку дошкольника Инструкция: педагог рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек. Показывает воспитаннику лесенку и говорит, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. 26 На второй ­ чуть­чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.  На   какую   ступеньку   поставил   бы   ты   себя?   (Нарисуй   себя   на   этой   ступенечке.   Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка). Обработка результатов: 1­3 ступенька ­ низкий уровень самооценки (заниженная); 4­7 ступенька ­ средний уровень самооценки (правильный); 8­10 ступенька ­ высокий уровень самооценки (завышенная). 4. Социометрия Цель: исследование межличностных отношений в группе.  Инструкция:  педагог   говорит   детям,   что   сейчас   они   будут   играть   в   игру.   Каждый воспитанник   является   капитаном   корабля,   на   котором   они   отправляются   в   космос   и   ему необходимо выбрать НЕ БОЛЕЕ ТРЕХ друзей среди творческого объединения, которых он возьмет с собой.  Данные записываются в бланк (см. ниже). Важно так же учитывать последовательность, по которой ребенок выбирает друзей.  БЛАНК СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ОПРОСА Дата___________ Ф.И.О.__________________________________________________________ Название творческого объединения (год обучения) _____________________ Кого бы из группы ты взял с собой в путешествие. Укажи НЕ БОЛЕЕ ТРЕХ друзей.  1. 2. 3. Интерпретация: результаты социометрического анализа заносятся в таблицу 8. 1. 2. 4. 5. 6. 7. 3. 9. 10. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8 9. 10. Под номерами идут воспитанники творческого коллектива согласно списку журнала. Далее отмечается   количество   взаимных   выборов,   подсчитывается   число   выборов   по   каждому воспитаннику   и   рисуется   «мишень».   Количество   кругов   в   «мишени»   соответствует   самому большому числу выборов. В каждом кругу ставится номер участника, у которого число выборов соответствуют номеру поля. Лидера находится в центре «мишени», отсчет ведут от него.  1 2 3 27 Результат:  данная   методика   позволяет   выделить   неформального   лидера   группы, «отвергнутого» члена коллектива и определить является ли группа сплоченной или диффузной.   28

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля моих предков» для дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2018