Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"
Оценка 4.9

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
окружающий мир +1
Взрослым
24.12.2017
Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"
Дополнительная общеобразовательная программа «Природа и фантазия» является общеразвивающей образовательной программой естественнонаучной и декоративно-прикладной направленности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с задержкой психического развития представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Недоразвитие и своеобразие умственной деятельности занимает цен-тральное и определяющее место в общем недоразвитии психики ребенка. Этим детям трудно самостоятельно принимать, осмысли¬вать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружаю¬щей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов, имеют место и другие своеобразные отклонения эмоционально-волевой сферы. Для продвижения детей с задержкой психического развития, для усвоения ими знаний, умений, формирования навыков существенно важным является специально организованное обучение и воспитание. Оно предполагает дифференциацию учащихся с учетом их особенностей и возможностей овладения учебным материалом.
ПР-Природа и фантазия адаптивная (Восстановлен).doc
Министерство образования Тверской области   Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного «Областная станция юных натуралистов Тверской области» образования детей УТВЕРЖДЕНО: Директор ГОУДОД ОблСЮН Тверской области ________________Борисова Н.Ю. «____»_______________20____г. РЕКОМЕНДОВАНО: методическим советом «____»____________20___г. Председатель МС ___________Ларионова Н.В. Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная)  «Природа и фантазия» Программа рассчитана на детей 10­15 лет с ограниченными возможностями здоровья Срок реализации: 1­2 года. Автор программы: Генесева М.И., педагог дополнительного образования ГБОУДОД ОблСЮН Тверской области Тверь, 2015 Пояснительная записка Дополнительная   общеобразовательная   программа   «Природа   и   фантазия» является   общеразвивающей   образовательной   программой   естественнонаучной   и декоративно­прикладной      направленности   для   обучающихся   с   ограниченными возможностями здоровья. Дети с задержкой психического развития представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья.  Недоразвитие и своеобразие умственной деятельности занимает центральное и определяющее место в общем недоразвитии психики ребенка. Этим детям трудно самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать   информацию,   полученную   из   окружающей   среды.   У   них значительно   снижена   познавательная   активность,   весьма   узок   круг   интересов, имеют место и другие своеобразные отклонения эмоционально­волевой сферы. Для продвижения детей с задержкой психического развития, для усвоения ими   знаний,   умений,   формирования   навыков   существенно   важным   является специально   организованное   обучение   и   воспитание.   Оно   предполагает дифференциацию учащихся с учетом их особенностей и возможностей овладения учебным материалом. Программа   «Природа   и   фантазия»   рассчитана   на   учащихся   10­15   лет   с ограниченными возможностями здоровья.  Основной   формой   обучения   по   данной   программе   являются   групповые занятия или занятия по звеньям, возможны индивидуальные занятия.  Занятия   с   детьми   с   умственной   отсталостью   предполагают   проведение еженедельных занятий  с учебной нагрузкой 1 или 2 академических  часа по  45 минут. Из них 10 (20) минут отводится на общение детей с животными живого уголка, наблюдение за животными и рыбами аквариумного комплекса, посещение оранжереи или учебно­опытного участка. Занятия начинаются с теоретической части по изучению различных видов природного   материала,   плодов   и   семян,   видового   разнообразия   цветочно­ декоративных культур. Вторая часть занятия: сбор и заготовка природного материала, изготовление поделок, композиций, панно. Экскурсии в природу – выход к месту объекта познания. Обучение на этом занятии осуществляется в виде наблюдения, беседы, действия, подвижных игр с экологическим уклоном. В  целях   поддержания   устойчивого   внимания   и  активизации   учащихся   на занятиях   сочетаются   устное   объяснение   материала   с   применением   наглядных пособий,   увязывается   изучаемый   материал   с   жизнью,   практикой,   опытом учащихся, используются различные аналогии. Основные  положения и определения теоретического   цикла   учащиеся   заносят   в   рабочие   тетради   под   диктовку.   Все незнакомые термины, схемы, зарисовки руководитель записывает на доске. При   проведении   практических   занятий   педагог   следит   за   правильным использованием   оборудования,   показывает   приемы   работы   с   инструментами, помогает разобраться в технологии изготовления той или иной поделки. После каждого занятия подводятся итоги, отмечается активность отдельных членов кружка. Общий итог осуществляется участием в выставках: «Всемирный День Защиты животных» (оформление стенда  детскими рисунками и работами), «Новогодние композиции», «Зеркало природы», «День птиц» (оформление стенда) и др. Принципы обучения:   Учёт индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий успешного обучения;   Эмоционально­положительное отношение учащегося к деятельности;  Последовательность   освоения   учебного   материала   –   от   простого   к сложному;  Удовлетворение   практических   умений   и   навыков   ребёнка   через создание полезных вещей; Методы обучения:  Наглядно­иллюстративный   (объяснения   сопровождающиеся демонстрацией наглядного материала);  Репродуктивный   (воспроизводящий)   по   характеру   познавательной деятельности;  Частично­поисковый.  Необходимые   условия   для   организации   деятельности   учащихся   на занятии: ­рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала; ­выбор цели и средств её достижения; ­регулирование действий учеников; ­побуждение учащихся к деятельности на уроке; ­развитие интереса к уроку; ­чередование труда и отдыха.  Цель   программы:  создание   максимально   благоприятных   условий   для развития   творческих   способностей   каждого   ребёнка,   формирования индивидуально­личностных   особенностей   обучающихся   через   познание окружающего мира, творческую и экологическую деятельность, социализации и адаптации в условиях современного общества. Задачи 1. Образовательные. а). Систематизировать и закрепить имеющиеся знания учащихся, ввести в сознание детей новые понятия. б).   Продолжать   формирование   определенных   умений   и   навыков, закрепить их на практике. 2. Развивающие. а).   Способствовать   развитию   любознательности,   расширять   кругозор учащихся. б). Развивать умения: самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, усваивать   и   применять   полученные   знания.   Устанавливать   причинно­ следственные   связи,   сходства   и   различия,   наблюдать   за   природными явлениями и изображать их в своей работе. в).   Развивать   память,   логическое   мышление,   воображение,   творческие способности,   волевые   качества   (активность,   целеустремленность, эмоциональную устойчивость).  г). Способствовать созданию и обеспечению необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, творческого труда  3.Воспитательные. а). Способствовать формированию гуманного отношения между людьми и в отношении человека к природе. в).   Содействовать   социализации   и   адаптации   учащихся   к   жизни   в обществе; г). Способствовать формированию у обучающихся чувства прекрасного через работу с природным материалом. Содержание программы. Программа   объединяет   теоретический,   практический,   творческий   и контрольно­итоговый учебный материал и предусматривает два уровня усвоения учебного   материала:   первый   –   ученический,   т.е.   репродуктивное   действие   с подсказкой; второй – алгоритмический, т.е. репродуктивное действие по памяти. График учебного процесса может быть изменен в зависимости от конкретной учебной   или   практической   задачи   при   обязательном   соблюдении   общей продолжительности теоретического обучения, творческих заданий, практических и контрольно­итоговых работ. Виды оценки результативности учебных занятий. Для   оценки   результативности   учебных   занятий   применяется   входной, текущий и итоговый контроль. Входной контроль – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся.  Форма  оценки:   диагностическое   анкетирование,  устный   опрос,   собеседование   с учащимися и родителями. Текущий контроль – применяется для оценки качества усвоения учащимися изучаемого материала. Формы оценки: практические задания, творческие задания, обсуждение полученных результатов. Итоговый контроль может принимать различные формы: диагностическое анкетирование,   выставка   творческих   работ   учащихся,   оформление   витрины, альбома с лучшими работами учащихся. II. Учебно­тематический план. № п/п Темы 1. Вводное занятие 2. Заготовка природного материала 3. Флористика.  4. Аранжировка   из   сухого   природного материала   композиций   и   зимних букетов 5. Изготовление   поделок   с использованием  бросового материала 6. Изготовление   из   различного природного материала.  7. Бумага. Поделки из бумаги.  8. Аппликации   из   шерстяных   ниток,   из хлопчатобумажной и шерстяной ткани. 9. Выращивание   декоративных   растений для сухих букетов 10. Заключительное занятие ИТОГО:         Общее кол­во  часов В том числе теор. часов практ. часов экск. часов 2 10 8 8 10 10 8 8 6 2 72 1 8 2 2 2 4 19 III   . Содержание изучаемого курса. 1. Вводное занятие. Знакомство с программой кружка, правилами техники безопасности. Экскурсия   по   Государственному   образовательному   учреждению дополнительного   образования   «Областная   станция   юных   натуралистов»,   по учебно­опытному участку, по уголку живой природы, знакомство с оранжереей, музеем природы, с аквариумным комплексом. 2. Заготовка природного материала. Техника   сбора,   хранения   и   засушивания   природного   материала, использование гербарных папок, ваты. Объемное   и   плоскостное   засушивание   цветов.   Засушивание   листьев   с сохранением природной окраски и формы. Практическая   работа:  Сбор   цветов.   Закладка   их   для   засушивания.   Сбор декоративных и дикорастущих трав, сбор опавших листьев и  другого природного материала. Закладка гербария. Экскурсии:   Экскурсия   по   учебно­опытному   участку   «Знакомство   с природной флорой культурных и дикорастущих растений». Экскурсия в парк «Осенние явления в жизни растений». Экскурсия в парк (в лес): «Необычное в обычном». Экскурсия в оранжерею: «Цветущие растения осенью». Промежуточный контроль: тестирование. Массовые мероприятия: участие в «Празднике Урожая». 3. Флористика. Видовое разнообразие кустарников и деревьев. Разнообразие декоративных растений, используемых при составлении панно. Хлебные злаки, дикорастущие травы и их применение во флористике. Практическая   работа:   Подготовка   фона   для   панно,   рамки.   Подбор гербарного   материала   по   размеру   и   цвету.   Составление   различных   панно   из засушенных цветов, трав, листьев. Просмотр слайдов «Злаки», «Декоративные и комнатные растения».  Экскурсия на УОУ ОблСЮН. Промежуточный   контроль:  дидактическая   игра   «Узнай   растение   по описанию»; конкурс работ по флористике. 4. Аранжировка из сухого природного материала  и зимних букетов. История букета. Вазы и вспомогательные средства для составления букетов и композиций. Новогодняя композиция. Основы составления зимнего букета. Практическая   работа.  Изготовление   ваз   из   вспомогательных   средств. Составление композиций из сухого природного материала. Составление новогодних композиций.   Составление   зимних   и   рождественских   букетов.   Просмотр   слайдов: «Новогодние композиции» Экскурсия в парк  «Сбор природного материала для зимних букетов». Массовые мероприятия:  участие в выставке зимних букетов и композиций, участие в «Дне зимующих птиц». Промежуточный контроль: выставка «Зимний букет». 5. Изготовление поделок с использованием бросового материала. Введение   понятия  «бросовый   материал».   Знакомство   с  видами   бросового материала, техника безопасности при работе с бросовым материалом. Бросовый материал   различной   фактуры.   Способы   работы   с   бросовым   материалом (вырезание, обработка, покраска). Технология изготовления работ из бросового материала.  Практическая   работа:  Работа   с   обёртками   из­под   конфет   (фантиками, фольгой). Изготовление панно «Фантиковая фантазия», работа с использованием пуговиц и пайеток «Кошка»,   работа с журналами и газетами: «Ёлочка», работа с компьютерными дисками: «Сова», работа с пластиковыми изделиями: «Браслет», рисование по наждачной бумаге. 6.   Изготовление   миниатюр,   панно,   аппликаций   из   различного природного материала. Производство льняных, хлопчатобумажных и шерстяных ниток. Технология выполнения аппликации из шерстяных ниток. Технология   выполнения   плоской   аппликации   из   хлопчатобумажных   и шерстяных тканей. Техника безопасности при работе с ножницами, с иглой. Практическая работа: Знакомство с природным материалом: семена, шишки,  орехи, желуди, рогоз, ракушки,  яичная  скорлупа,  перья,  крупа  и  др.  Техника  безопасности  при  работе с данными  материалами.  Технология   выполнения   аппликации   из   различных   круп   (пшена,   риса, манной, гречневой крупы) Технология выполнения аппликаций из перьев. Технология изготовления композиций  с использованием яичной скорлупы. Технология   оформления   ваз   и   подставок   с   использованием   пластилина, семенами и плодами (подсолнечник, горох, желудь, слива, фасоль и др.). Технология выполнения миниатюр и игрушек из шишек, каштанов, желудей, рогоза, крылаток и др. Практическая работа: Изготовление   аппликации   из   различных   круп.   «Животный   мир   Земли». Составление панно из перьев «Попугай» Выкладывание мозаики из яичной скорлупы («Клоун»).  Изготовление ваз и подставок из бросового материала  с использованием  косточек, семян и сухих плодов. Выполнение миниатюр «Гусеница», «Ёжик» Промежуточный контроль:  Выставка работ учащихся «Как прекрасен этот мир!». 7. Бумага. Поделки из бумаги. Производство бумаги, виды бумаги. Технология выполнения аппликации из бумаги. Оригами. Основные приемы складывания бумаги. Практическая работа: Изготовление альбома «Виды бумаги». Выполнение аппликаций из цветной бумаги и картона: «Аквариум» и др. Изготовление игрушек путем складывания бумаги: «Медведь», «Лиса». Промежуточный   контроль:  тестирование,   выставка     альбомов   «Виды бумаги». Мини­спектакль с использованием своих игрушек. 8. Аппликации из шерстяных ниток, из льняной, хлопчатобумажной и шерстяной ткани. Изготовление коллекции: «Эти природные ткани». Выполнение аппликации из шерстяных ниток путем наклеивания нити по контуру рисунка. Изготовление панно   из   шерстяных     ниток:   «Котенок»   путём   нарезания   мелкой   шерстяной крошки. Составление эскиза для аппликации из тканей. Изготовление аппликаций из тканей: «Весна в цвету».  Промежуточный   контроль:  выставка   работ   кружковцев   на   выставку «Зеркало природы». Массовые мероприятия: участие в «Дне птиц». 9. Выращивание декоративных растений для сухих букетов. Знакомство с ассортиментом сухоцветов и семенами. Понятие о правилах посева, посадки, пикировки. Охрана природы, редкие растения Тверской области. Практическая часть: Проверка   семян   на   всхожесть.  Посев   семян   в   ящики.  Уход   за   всходами. Просмотр презентации «Растения Красной книги Тверской области». Прополка и полив растений. Экскурсия по учебно­опытному участку: «Раннецветущие растения». Промежуточный   контроль:  проведение   игры   –   викторины   «Самый   умный юннат».  Заключительное занятие. Проведение викторины по цветочно­декоративным растениям. Практическая работа:  Выставка работ кружковцев, награждение активных юннатов. Экскурсии:   в окрестности г. Твери. Второй год обучения Тематическое планирование № Название темы Всего часов Из них Теоретич. Практич. 1 Организационное занятие 2 Заготовка природного материала 3 Цветы   из   семян,   косточек,   перьев   и   др. материала 4 Аранжировка новогодних композиций и корзин 5 Работа с природным и бросовым материалом 6 Флористика 7 Новое направление в оформлении внутренних интерьеров (бонсай, разные виды композиций) 8 Выращивание   декоративных   растений   для сухих букетов 9 Досуговая деятельность учащихся 10 Экскурсия в природу 10 Итоговое занятие ИТОГО: 2 12 14 6 10 4 4 2 10 4 2 72 1. Организационное занятие. Проверить летнее задание, сделать экскурсию на участок, посмотреть какие выросли сухоцветы, какие цветы уже засушены, наметить план работы на год и решить, что необходимо из природного материала еще собрать. 2. Заготовка природного материала. Проверить знания, полученные в прошлом году по ассортименту однолетних и многолетних   растений,   применяемых   на   занятиях.   Расширить   ассортимент изученных в прошлом году растений. Технология составления букетов. Практические работы: сбор природного материала на учебно­опытном участке. Засушивание   растений   разными   способами   и   в   разных   фазах   развития. Плоскостная засушка в фаз и профиль. Объемная засушка. Составление осенних букетов. Изготовление коллажа с осенней тематикой. Экскурсия на учебно­опытный участок для сбора дикорастущих и культурных растений. 3. Цветы из семян, косточек, перьев и другого материала. Инструменты и материал  для изготовления цветов. Строение цветка. Понятие о листе.   Техника   изготовления   цветов   и   листьев   из   семян   и   крылаток.   Техника изготовления   цветов   из   косточек,   перьев,   бусин,   стекляруса   и   др.   Техника изготовления цветов из атласных лент. Практические работы: изготовление цветов и листьев из различных материалов: семян, крылаток, перьев, стекляруса, атласных лент. Составление композиций с использованием сделанных цветов и природного материала. 4. Аранжировка новогодних композиций. Ассортимент   природного   и   искусственного   материала   для   составления новогодних композиций. Виды новогодних аранжировок. Вазы, подставки, корзины – основа для композиции. Практическая работа: оформление новогодних композиций и корзин. Выставка конкурсных работ к новогоднему празднику. Оформление зала. 5. Работа с природным и бросовым материалом Использование   различных   техник   при   работе   с   природным   и   бросовым материалом:   скрапбукинг,   мозаика   из   листьев,   декупаж,   айрис­фолдинг, пластилинография, и др. Практическая   работа:  «Открытка»   с   применением   элементов   скрапбукинга, «Зимняя сказка» (рисование пластилином по пластиковым крышкам), композиция «Кролик»   (с   использованием   рулончиков   из­под   туалетной   бумаги),   декупаж стеклянной бутылки. 6. Флористика. Подбор   фона,   подбор   растений   по   цвету.   Правила   расположения   цветов   и листьев в цветовой гамме. Практическая работа: Подготовка рамки и фона. Подбор гербарного материала по размеру и цвету. Составление панно из засушенных цветов и листьев. 7. Новое направление в оформлении внутренних интерьеров (бонсай, разные виды композиций). Бонсаи – искусство Японии и Китая. Понятие натурального и искусственного   Необходимые   материалы   и   оборудование   для   изготовления бонсая. искусственного бонсая. Порядок изготовления. Практическая работа:  подбор листьев, цветов, мха, камней для оформления бонсая. Оформление бонсая (работа в группах). 8. Выращивание декоративных растений для сухих букетов. Ассортимент растений, используемых для зимних букетов. Подготовка семян к посеву. Сроки посадки разных видов сухоцветов и их биологические особенности. Посев в ящики мелких и крупных семян.  Практическая   работа:  Подготовка   семян   на   всхожесть.   Посев   сухоцветов: гелихризума,   статицы,   амобиума,   эхинацеи,   лунарии.   Уход   за   цветочно­ декоративными растениями. 9. Досуговая деятельность учащихся. Участие в акции «Всемирный День защиты животных», «Красная книга   глазами детей», «Посвящение в юннаты», «Всемирный день Земли», «Синичкин день». 10.Экскурсия в природу. Поход   в   лес   или   на   луг   для   изучения   растений   дикой   флоры.   Гербаризация природного материала. Сбор колосков и их засушивание. 11.Итоговое занятие. Подведение   итогов.   Итоговое   анкетирование.   Игра­викторина   «Удивительное рядом!» Награждение лучших юннатов. IV   . Результативность программы: По   окончании   курса   обучения   по   программе   «Природа   и   фантазия» кружковцы должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: 1.   –   знанием   наиболее   распространенных   цветочно­декоративных,   плодово­ ягодных, дикорастущих растений; ­   знание   основных   приемов   работы   с   различными   природными   материалами,   с бумагой и тканью; Дети должны: ­ знать различные способы засушки растений, правила поведения в природе; 2.  Дети   должны   научиться   правильно   вести   себя   в   природе,   уметь   засушивать растения, составлять гербарии, уметь правильно собирать и хранить природный материал,   кружковцы   научатся   вести   фенологическое   наблюдение   и   проводить опыты с комнатными и цветочно­декоративными растениями. Научатся работать с природным материалом, составлять аппликации, панно, изготовлять композиции, игрушки, букеты. Дети получат навык пользования различными инструментами: ножницами,  иголкой,  кистью,  шилом,  пинцетом   и  др.,  а  также   садово­ягодным инвентарем.   Учащиеся   научатся   работать   с   природным   материалом,   бумагой, клеем, красками, тканью, пластилином и т.д.   Дети научатся вести наблюдения, сравнивать, анализировать, обобщать. Результативность этой программы просматривается через участие юннатов в выставках   своих   работ   как   на   занятиях   в   объединении,   так   и   через   участие   в конкурсе поделок в рамках «Дня зимующих птиц», «Недели экологии», «Недели биологии»,   «Дня   птиц»,   в     выставке   «Зеркало   природы»,   а   также   во   время проведения викторин, тестирований, дидактических игр и т.д.  V. Материальная база обеспечения программы Для обеспечения реализации программы «Природа и фантазия» необходимо  следующее оборудование и материалы: 1. Проектор 2. Мультимедийное оборудование 3. Муляжи овощей, фруктов, чучела птиц и животных. 4. Различный природный растительный материал.   5. Бросовый материал. 6. Пластилин 7. Ткань: хлопчатобумажная, шерстяная, льняная. 8. Нитки: хлопчатобумажные, шерстяные.  9. Канцелярские   принадлежности:   карандаш,   линейки,   цветная   бумага, картон, альбомы, клей «ПВА», клей «Момент», канцелярский клей, краски, кисти, ножницы, калька, копировальная бумага. 10. Различные крупы, чаинки. 11. Яичная скорлупа. 12. Камни, перья 13. Соломка зерновых культур 14. Плитка электрическая  15. Кастрюля 16. Сода, красители, отбеливатель 17. Утюг 18. Шило, пинцет, ножи, иголки, наперстки.  19. Гербарные папки, вата, специальные пакеты. 20. Вазы, плетеные корзины, подставки. 21. Пиафлор для живых растений и сухоцветов. 22. Декоративные ленты. 23. Проволока 24. Пистолет клеящий. 25. Рамки для флористических работ. 26. Коллекции: ­ шишек, плодов, семян деревьев, ­ «Шерсть и продукты ее переработки», ­ «Виды бумаги», ­ «Лен», ­ «Хлопок», ­ «Семена», ­ «Минеральные удобрения». 27. Гербарии: ­ «Основные группы растений», ­ «Гербарий растений для начальной школы», ­ «Культурные растения», ­ «Дикорастущие растения». 30.Учебные таблицы, плакаты: ­ «Зерновые злаки», ­ «Садовые цветы», ­ «Виды букетов», ­ «Искусство аранжировки», Альбомы: ­ «Аранжировка», ­ «Комнатные растения», ­ «Цветочно­декоративные растения». 31.Дидактический материал: ­ «Сухоцветы», ­   итоговая   тест­таблица   «Культурные   растения»;   лото   «Цветы   сада», «Комнатные растения», «Путешествие в мир растений» (лото­викторина). Перечень видеофильмов, слайдов. Видеофильмы:  ­ «Жизнь растений»; ­ «Особо охраняемые растения Тверской области»; ­ «Природа Тверской области». Слайды: 1) «Зимний букет»; 2) «Злаки»; 3) Декоративные комнатные растения». Информационное обеспечение программы: Литература  Елкина Н.Е. 1000 загадок. – Ярославль: Академия развития, 1997 г. 1. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. М., 1991 г. 2. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. М,. 1997 г. 3. Ильин М. П. Школьный гербарий.  М,. 1997. 4. Нагибина   М.   Н.   Плетения   для   детворы   из   ниток,   прутьев   и   коры. Ярославль, 1997 г. 5. Бернетт Ф. Сухие цветы. М,. 1994 г. 6. Громан Герберт. Жизнь растений. М.,  1995 г. 7.  Зиновьев В.И. Под пологом русского леса.  Московский рабочий, 1990 г. 8. Васильева Л.П. –Гаигнус. Уроки занимательного труда.  М., Педагогика, 1979 г. 9. 10. Фирсов А. П. Природа и фантазия. – М: Просвещение, 1971 г. 11. Гусакова М.А. Аппликация.­ М., Просвещение, 1987 г. 12. Гусакова М.А. Внеклассная работа по труду – М.: Просвещение, 1981 г. 13. Кудрячева З.П. и др. Рождение букета –М., 1982 г. 14. Макаров А.М., Бурова Э.А. Зимний букет. – М: Полымя,1984 г. 15. Составление букета. Рабочая схема. – М.: Россельхоздат, 1983г. 16. Стороженко   Л.Н.   Панно   из   соломки:   Приложение   к   журналу   «Юный техник», № 5 (335), юн. техник – 1971г., № 5. 17. Утенко И.С. Зимний букет. Лениздат, 1965 г. 18. Филенко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение, 1976 г. 19. Украшем дом цветами. –М. АСТ. Астрель, 2000 г. 20. Поделки из природных материалов. Основы художественного мастерства. М. «АСТ – ПРЕСС», 1999 г. 21. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей дет. сада и родителей. М.: Просвещение, 1992 г. 22. Криждускине П. – Изделия из соломки. 23. Кудрявеч   Д.Б.,   Петренко   Н.А.   Как   вырастить   цветы:   Книга   для учащихся. – М.:  Просвещение, 1993 г. Прогнозирование результатов работы и методы их диагностики Приложение №1 Диагностическая карта                                                                         Коллектива_________________________________                                                                                                                  Ф.И.О. педагога_______________________________________________________ Номер  группы ___________   Год обучения ___________________ Ф.И.О. воспитанни ка Необходимые знания и умения Теоретические Практические Лично стный рост Здоровьесбер егающая  сфера ­ о н ч о т е в ц   х ы н н е н а р т с о р п с а р   е е л о б и а н   о   я и н а н з   ь т е м И   х ы н т а н м о к и     х и щ у т с а р о к и д   , х ы н д о г я ­ о в о д о л п   , х ы н в и т а р о к е д   х а л и в а р п   , й и н е т с а р и к ш у с а з     х а б о с о п с   х ы н ч и л з а р ; е д о р и р п   в   я и н е д е в о п   о     ; х я и н е т с а р   и м ы н д о р и р п м ы н ч и л з а р       с   ы т о б а р ы м е и р п   е ы н в о н с о   ь т а н З ю и г о л о н х е т   ; ю ь н а к т   и й о г а м у б     с   , и м а л а и р е т а м и м ы в о с о р б   т о б а р   я и н е н л о п ы в     , ю ь н а к т   , и м а ц и н ж о н     , й о г а м у б   с   ы т о б а р и к ы в а н   ь т е м И     ь т а н з   ,   м ё р а т н е в н и м ы н д о р о г о ­ о в о д а с   , м о л и ш   , й о л г и   , м е е л к   и т с о н с а п о з е б и к и н х е т   а л и в а р п   , я и н е т с а р   ь т а в и ш у с а з     , е д о р и р п   в   я б е с   и т с е в   о н ь л и в а р п   ь т е м У   й ы н д о р и р п   ь т и н а р х и   ь т а р и б о с     о н ь л и в а р п   , и и р а б р е г   ь т я л в а т с о с   с   ы т ы п о     ь т и д о в о р п и   е и н е д ю л б а н   е о к с е ч и г о л о н е ф и т с е в   , л а и р е т а м   .   и м я и н е т с а р и м ы н в и т а р о к е д ­ о н ч о т е в ц   и и м ы н т а н м о к     , ю ь н а к т     , м о л а и р е т а м м ы в о с о р б и         м ы н д о р и р п   с   ь т а т о б а р   ь т е м У   ь т я л в о т о г з и   , о н н а п   , и и ц а к и л п п а   ь т я л в а т с о с   , м о н и л и т с а л п .   п   т   и ы т е к у б   , и к ш у р г и   , и и ц и з о п м о к е и т я и р п с о В ь т я м а п   , я и н а м и н в   я и ц а р т н е ц н о К е о в о н   ь т а в а н з о п     , я с ь т а в и в з а р   я с о г е щ а ч у   е и н а л е Ж   , ь т с о в и ч д и с у (   а р е ф с   я а в е л о в ­ о н ь л а н о и ц о м Э ) е и н е п р е т Эколо гичес кое  воспи тание  е д о р и р п     к   е и н е ш о н т о   е о н н а м у г   и   е о н ж е р е Б Творческая сфера Коммуник. сфера я и н е л ш ы м   ь т с о н з а р б О   ь т с о н в и т к а     я а к с е ч р о в Т я и н е л ш ы м   ь т с о н в и т а и р а в   , я и з а т н а Ф а л с ы м а з   о г о к с р о т в а   ь т с о н ь л а у д и в и д н И   , х а р а п   в   е и в т с й е д о м и а з в (   , я и н е щ б о и к ы в а Н   ь т с о н н е в т с т е в т о   , ) е   в и т к е л л о к № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Уровни  оценки: В – высокий С – средний                                      Н – низкий Показатели уровня теоретических знаний: Н – обучающиеся плохо ориентируются в изученном материале, правильно отвечают только на часть вопросов;   С – обучающиеся хорошо ориентируются в изученном материале, правильно отвечают на большинство вопросов; В – обучающиеся свободно ориентируются во всех изученных темах, уверенно отвечают на поставленные вопросы, дополняя их самостоятельно полученными знаниями. Показатели уровня практических умений и навыков: Н ­   в практической работе хороших результатов не показывают, но знают её организацию на теоретическом уровне; испытывают затруднения в работе, нуждаются в постоянной помощи; С  – в практической работе показывают хорошие результаты, но не всегда стабильные; умеют слушать и выполнять задания, данные педагогом, обращаются за помощью при необходимости; В – в практической работе показывают положительные результаты, выполняют задания самостоятельно, используя нестандартные способы и решения. Показатели уровня личностного роста  и творческой активности: Н – обучающиеся не проявляют желания участвовать в массовых мероприятиях и выставках ОблСЮН; мало работают на занятиях, не задают вопросов по пройденной теме; С  – обучающиеся принимают участие в массовых мероприятиях и выставках детского творчества на уровне ОблСЮН;  активно работают на занятиях, но не интересуются новыми знаниями; В  ­ обучающиеся принимают участие в массовых станционных мероприятиях, творческих конкурсах на уровне ОблСЮН, районных и областных; активно работают на занятиях, интересуются новой информацией, хотят в будущем продолжить обучение по данному направлению. Показатели уровня экологического воспитания: Н – обучающиеся, недостаточно владея  теоретической базой, не проявляют должного внимания (заботу) к окружающей среде; С – обучающиеся, хорошо владея теоретической базой, проявляют заботу и внимание к объектам окружающей среды  В – обучающиеся, отлично владея теоретической базой, проявляют собственную инициативу в оказании помощи животным и растениям, спешат полученные знания в области экологии применить на практике Показатели уровня творческой сферы: Н – обучающиеся работают на занятии «по шаблону», им трудно самостоятельно придумать что­то новое; С – обучающиеся работают на занятии «по шаблону», но высказывают свои  идеи, могут доработать образ самостоятельно; В ­ обучающиеся  проявляют себя как неординарные, яркие личности, имеют собственный взгляд на предложенную композицию. Показатели уровня здоровьесберегающей  сферы: Н – обучающимся сложно во время занятия проявлять терпение, лекционную часть и новый материал воспринимают тяжело, плохо сосредотачивают  внимание на новой информации (заданиях); С – обучающимся  менее сложно во время занятия проявлять усидчивость, лекционную часть и новый материал воспринимают легче, хорошо  сосредотачивают внимание на новой информации (заданиях); В ­ обучающимся  удаётся во время всего занятия проявлять терпение и усидчивость, хорошо воспринимают новый материал  и сосредотачивают внимание на новой информации (заданиях); Показатели уровня коммуникативной сферы: Н –  обучающиеся трудно общаются  друг с другом, в коллективе; снижено чувство ответственности перед товарищами; С – обучающиеся хорошо общаются друг с другом,  в коллективе; повышено чувство ответственности перед товарищами; В – обучающиеся отлично общаются  друг с другом,  в коллективе; всегда приходят на помощь своим товарищам, берут на себя ответственность за  выполнение работы (задания, поручения). Карта успеха Приложение №2 Карта успеха заполняется ребенком 2 раза в год, что позволяет ему оценить  реальный уровень знаний, умений, навыков,  осознать неудачи,  увидеть свой рост,  успехи. Фамилия, имя____________________________________ Возраст _________________________________________ Год посещения___________________________________ Дата заполнения__________________________________ 1. Знаю сам 2. Хочу знать. 3. Научу других. 4. В чём испытываю затруднения. 5.Внимательно прочитай нижеперечисленные утверждения и оцени, насколько ты с ними  согласен. В каждой строчке отметь цифру,  соответствующую твоему мнению.  В нашей группе всегда весело    4     3      2     1     0 В нашей группе всегда скучно Все ребята в общем­то добрые    4     3      2     1     0 Мы никогда не ссоримся    4     3      2     1     0 Ребята в группе вежливые и  воспитанные В нашей группе хорошо, спокойно    4     3      2     1     0 В группе много злых,  равнодушных Мы часто ссоримся,  конфликтуем Ребята часто грубят, ругаются    4     3      2     1     0 Мне в нашей группе неспокойно У нас все равны    4     3      2     1     0 Сильные ребята подавляют  слабых Мы все сплоченные, все дела  делаем вместе    4     3      2     1     0 Несколько ребят дружат, все  остальные сами по себе Прогностическая диагностика Приложение №3  Анкета поступающего в  объединение «Природа и фантазия»   1. Фамилия, имя, отчество________________________________________________________ 2. Домашний адрес, телефон, _____________________________________________________ 3. Число, месяц, год рождения, знак зодиака_________________________________________ 4.Чего ты ждешь в большей степени от пребывания в объединении «Природа и фантазия»  (пронумеруй варианты ответов по степени значимости)?  Подружиться с ребятами, найти друзей.  Приобрести новые знания, умения в области своих интересов  Научиться делать поделки в технике оригами и творчески себя проявить  Выявить свои возможности, лучше узнать и понять себя.  Просто отдохнуть, весело провести время.  (Предложи свой вариант) 5.Отметь, пожалуйста, те качества, которые по твоему мнению, очень важны для людей           (не  более 6 качеств): 1) любознательность                                     7) доброта 2) честность                                                   8) смелость 3) терпение                                                      9) честолюбие 4) трудолюбие                                              10) дисциплинированность 5) инициативность                                       11) сострадание 6) справедливость                                        12) требовательность к себе 6.Как ты относишься к искусству (обведи цифру соответствующего ответа)? Занимаюсь самостоятельно следующими видами искусства (впиши, какими)  1) Посещаю (окончил) специальную школу, студию, кружок (впиши, что именно)  ________________________________________________________________________ 2) ________________________________________________________________________ 3) 4) Искусство интересует меня как зрителя, слушателя. Искусство меня мало интересует. 7.Назови причину, по которой ты решил заниматься в объединении «Природа и  фантазия»_______________________________________________________________________ 8.Чему бы ты хотел научиться здесь?______________________________________________ _______________________________________________________________________________ 9.Что из перечисленного удается тебе без особых затруднений (отметь кружочком соответствующую цифру слева; возможно несколько вариантов)? 1) Познакомиться с новыми людьми, вступить с ними в разговор. 2) Найти интересное для себя дело без помощи других. 3) Организовать других ребят для выполнения какого­либо дела, занятия, игры. 4) Довести задуманное дело до конца. 5) Прийти другим на помощь в случае необходимости. 2 6) Выступить с каким­либо предложением. 10.Теперь подчеркни, что тебе труднее всего сделать. 11.Приходилось ли тебе проявлять инициативу в указанных ниже ситуациях (обведи кружочком  соответствующие цифры ответов)? А. В работе детской организации (класса, школы, оздоровительного лагеря, другое): 1) 2) 3) Да, довольно часто; Да, но редко; Не могу вспомнить Б. В трудовой деятельности: В. В игровой деятельности: Да, довольно часто; Да, но редко; Не могу вспомнить Да, довольно часто; Да, но редко; Не могу вспомнить 1) 2) 3) 1) 2) 3) 1) 2) 3) 1) 2) 3) Г. В занятиях по интересам: Д. В оказании помощи другим: Да, довольно часто; Да, но редко; Не могу вспомнить Да, довольно часто; Да, но редко; Не могу вспомнить 12.О себе хочу дополнительно сообщить (если тебе есть, что рассказать о себе, то сделай  это):_______________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Рисунок на память: 3 Промежуточная диагностика Игра­викторина «Удивительное рядом» 1. Представление команд:  Название  Девиз  Эмблема  2. Разминка:  1. Какое из  животных названо «Катастрофой Австралии»? 2. Огородный продукт для производства «икры Заморской»? 3. Какое блюдо из овощей имеет такое же название, как растение?  4. У этой реки один берег находится в Европе, а другой в Азии.  5. Какое растение на Кавказе имеет плод, символизирующий  многочисленное потомство? 6. Кору какого дерева никогда не обгладывают зайцы? 7. Какие лесные звери едят желуди?  8. Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек. 9. Кто из лесных обитателей любит березовый сок? 10.У какого дерева и без ветра трепещут листья? 3. Зоологический аукцион На листке бумаги надо написать как можно больше слов названий животных на  букву «К».  4. Перемена: «Шуточные вопросы» 1. Какого мальчика называют полевым цветком? 2. Назовите «каркающий» овощ. 3. Назовите «квакающий» овощ, «квакающую» ягоду 4. Какие «каркающие» рыбы водятся в наших водоемах? 5. У кого рога длиннее хвоста? 5. Конкурс «Мусор в лесу» Ну, а сейчас поговорим О том, что всем знакомо: Что очень часто мы сорим На улице и дома, что все отходы за порог Бросали, как попало, 4 И до тех пор, пока здоров, Забот об этом мало. Каждой команде выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов. За  пять минут расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов  для природы в той последовательности, в какой группы планируют убирать их из  леса и обосновать свои решения:  Пакеты из непрозразрочного полиэтилена  Металлическая консервная банка  Стеклянная бутылка  Пластиковая бутылка  Бумажные фантики от конфет  Гвозди  Кожура от банана, огрызки от яблок  Старая футболка  Газеты  (ответы комментируют) 6. Конкурс «Цветочный магазин» (пять цветов) 1 Астра Мак Гвоздика Ирисы Нарцисс Тюльпан Гладиолус  2 Гвоздика Шабо Пион Тюльпан Ан. Глазки Лилия Левкой  3 Флоксы Астра Роза Георгин Пион Гвоздика Шабо Ан. глазки 4  Ноготки  Ан. Глазки  Пион  Георгин  Гвоздика  Шабо  Гладиолус  Роза  5  Мак  Гладиолус  Роза  Пион  Турецкая  гвоздика  Астра  Тюльпан  6  Лилия  Тюльпан  Нарцисс  Гладиолус  Астра  Ан. Глазки  Левкой  Назвать не менее 5 названий цветов и об одном рассказать (однолетнее,  многолетнее, низкорослое, с запахом и тд.)  7. Конкурс капитанов: 5 1. Назовите полосатое существо, которое приехало из Америки с гуманитарной  помощью и стало наказанием русской деревни. 2. Сколько раз летал Гвидон в царство Султана, в кого он при этом превращался 3. Если курица стоит на одной ноге весит 2 кг, а если на двух? 4. Самое простейшее животное, состоящее из одной клетки 5. Про это растение говорят, что ему нравится стоять ногами в воде, а голову  подставлять солнцу. Что это за растение? 8. Конкурс кроссвордов 9. Конкурс песен о природе. Итоговая диагностика 1. Теоретическая часть. 1. Почему комнатные растения лучше сажать в керамические горшки? 2. Почему у сосны растущей на открытом пространстве имеются нижние ветви, а у  растущей в лесу их нет? 3.Почему в хвойных лесах можно встретить густой покров из мхов и лишайников,  а  в широколиственных нет? 4. Какие  комнатные растения обладают лекарственными свойствами? 5.Почему растения средних широт, перемещенные в оранжерею, все равно  сбрасывают листья? 6. Почему для того, чтобы зеленые помидоры созрели к ним добавляют красную? 7. Что помогает подснежникам выживать в морозы? 8. Правильно ли поступают люди, сбивая ногой мухоморы? Почему? 9. Какие растения занесены в Красную книгу Тверской области? (перечисли  несколько видов) 10. Почему комнатные растения не рекомендуют поливать водой из­под крана? 11.Правильно ли поступают люди, сжигая на садовых участках траву по весне? 12. Перечисли основные виды бросового материала? 13.Как утром в лесу можно определить время? 14. Правильно ли поступают люди, сжигая полиэтиленовые пакеты? 15. Перечисли основные виды сухоцветов. 6 2. Практическая часть. Выполнение творческой работы с использованием природного материала     Приложение № 4 Тест на развитие творческих способностей ФИО________________________________ Возраст______________________________ Класс________________________________ Школа______________________________ Задание: дорисуй и раскрась картинку, подпиши название 7 Приложение №5 Анкета для родителей Уважаемые родители!  C  целью определения   условий   для   наиболее полного удовлетворения   образовательных потребностей детей и   ваших   родительских   ожиданий просим   Вас   ответить   на   следующие вопросы.   Изучив   ваше   мнение, педагогический   коллектив   ГБОУДОД ОблСЮН   Тверской   области   (далее   – Станция   юных натуралистов) сможет с большей пользой для Вашего   ребенка решать вопросы образования и воспитания.  1. Укажите возраст и пол вашего ребенка _________________________________ 8 2. В каких объединениях (кружках) Станции юных натуралистов занимается ваш  ребенок _____________________________________________________________ 3. Какова продолжительность посещения занятий? (Отметьте подходящий ответ.) 1) занимается первый год; 2) 2 – 3 года; 3) более трех лет. 4. Посещаете ли вы сами Станцию юных натуралистов и как часто? 1) 1­2 раза в месяц; 2) бываю на массовых мероприятиях; 3) никогда не посещал. 5. Ваша осведомленность об объединении «Природа и фантазия» (какие темы  раскрывает педагог на занятии, что обучающиеся делают на занятии, с каким  материалом работают?): 1) полная; 2) частичная; 3) вообще не имею информации. 6. Удовлетворены ли вы работой объединения «Природа и фантазия»: а) расписанием занятий:  1) полностью удовлетворен; 2) частично удовлетворен; 3) не удовлетворен; 4) затрудняюсь ответить б) качеством занятий в объединениях: 1) полностью удовлетворен; 2) частично удовлетворен; 3) не удовлетворен; 4) затрудняюсь ответить в) взаимоотношением ребенка с педагогами: 1) полностью удовлетворен; 2) частично удовлетворен; 3) не удовлетворен; 4) затрудняюсь ответить г) организацией работы и бытовыми условиями (материальная база,  санитарное состояние помещений и прочее): 1) полностью удовлетворен; 2) частично удовлетворен; 3) не удовлетворен; 4) затрудняюсь ответить 7. Какие формы взаимодействия с педагогами и педагогическим коллективом  Станции юных натуралистов вас наиболее устраивает: 1) собрание родителей; 2) индивидуальные беседы; 9 3) консультации педагогов Станции юных натуралистов по проблемам  экологического образования и воспитания вашего ребенка; 4) участие в мероприятиях, проводимых коллективом Станции юных  натуралистов или объединения, где занимается ваш ребенок;  5) присутствие на занятиях объединения; 6) посещение открытых занятий. 8. Какие формы взаимодействия вы можете предложить? _____________________  _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 9. Напишите, пожалуйста, свои предложения, пожелания, отзывы,  касающиеся  работы объединения «Природа и фантазия»:_________________________________ Спасибо! 10

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"

Дополнительная общеобразовательная программа (адаптивная) "Природа и фантазия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2017