Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Районный Дом творчества» с. Усть-Кулом
Рассмотрена: Методсоветом Протокол № ____ от _______2015
|
Утверждена: приказом МОУДО «Районный Дом творчества» с. Усть-Кулом от ________2015 № ____-о/д |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ТАЙНЫ ЗЕЛЕНОГО ЛЕСА»
Детское объединение «Юный натуралист»
Возраст учащихся – 11-15 лет
Направленность: эколого-биологическая
Нормативный срок освоения программы – 1 год
Начало реализации программы – 2015 г.
Составитель: Паршукова Надежда Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Усть-Кулом
2015
Пояснительная записка
Направленность программы
Программа «Тайны зеленого леса» направлена на формирование экологической культуры школьников. Реализация программы способствует развитию познавательного интереса к природе, развитию личности школьников.
При реализации программы, отборе материала для занятий основополагающими являются принципы: гуманизации, краеведческий, принцип проблемности и историзма, межпредметности, деятельностного и личностно-ориентированного подхода.
Актуальность и значимость программы
В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Поэтому важным направлением дополнительного образования детей является экологическое или эколого-биологическое. Данная программа, направленная на формирование экологической культуры школьников, кроме этого, позволяет дополнить содержание учебных предметов – биологии, географии, литературы, истории практической деятельностью учащихся по изучению природы и истории родного края.
В настоящее время в связи с модернизацией системы образования, преподавание в образовательной области «естествознание» вынуждено приспосабливаться к тем изменениям, которые вызваны ею. В самой концепции модернизации образования не предусмотрены изменения в содержании экологической направленности этих курсов. Кроме того, сокращение часов в базисном учебном плане на изучение этих предметов также усиливает проблемы, связанные с экологическим образованием и воспитанием школьников. Таким образом, с одной стороны, существует потребность общества в повышении экологической культуры граждан в целом и подрастающего поколения в частности, а с другой стороны уменьшаются возможности её решения за счет преподавания учебных предметов базисного учебного плана. Но многие из принципов экологического образования нельзя полноценно реализовать только в рамках урока. Это возможно при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными видами и типами внеклассной работы. Основные принципы экологического образования:
1. Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира,
2. Принцип межпредметных связей, раскрывающих единство и взаимосвязь окружающего мира.
3. Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.
4. Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению школьников в практическую деятельность.
5. Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Предлагаемая программа дополнительного образования «Тайны зеленого леса» позволяет эффективно реализовывать эти принципы, дополняя возможности уроков.
Актуальность и практическая значимость данной программы в том, что, во-первых, работа по изучению зеленого леса привлекает внимание к проблемам поселка, района, республики, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли; во-вторых, материалы можно использовать при написании исследовательских работ и создании творческих проектов.
Новизна и педагогическая целесообразность
Программа разработана и адаптирована в условиях сельской школы. В основе содержания программы лежит изучение распространенных в нашей местности лесных экосистем. Леса издавна играли важнейшую роль в жизни человека. Обитатели леса – знакомые и доступные объекты для изучения особенностей их биологии и взаимосвязей между собой и средой обитания. Программой предусматриваются практические природоохранные виды деятельности, которые способствуют формированию ответственного отношения к природе, позволяют детям принять личное участие в решении конкретных экологических проблем.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия, организацию исследовательской деятельности, знакомство с особо охраняемыми природными территориями, использование экологических сказок и другие формы деятельности.
Предлагаемые формы деятельности соответствуют возрастным особенностям школьников, способствуют развитию индивидуальных способностей.
Отличительные особенности программы от уже существующих
· Программа основана на местном краеведческом материале; позволяет использовать в работе местные природные условия
· Программа предполагает использование экологических сказок, что привлекает интерес детей, способствует развитию их творческих способностей, развивает образное и логическое мышление.
· Программа разработана на основе опыта работы по экологическому воспитанию детей.
· Для работы по данной программе разработаны методические материалы.
Изучение зеленого леса – процесс увлекательный для совместной деятельности, открывающий большие возможности для реализации творческих проектов, экскурсий, выполнения исследовательских работ и поисковых заданий. Учащиеся получат умения и навыки индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
Основной целевой установкой программы является организация комфортной, содержательной, разнообразной, эмоционально насыщенной образовательной среды, в которой ребенок сможет не только удовлетворить свои познавательные интересы и практические потребности, но и реализовать свой творческий потенциал, развить разнообразные способности.
В ходе работы детского объединения могут вноситься изменения, дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже.
Занятия будут проходить на базе МОУ Тимшерской СОШ.
Цель: Формирование экологической культуры личности, воспитание у каждого ребенка потребности природоохранной деятельности, чувства ответственности за состояние окружающего мира.
Задачи:
Обучающие
1. Развитие познавательного интереса к природе, истории своего региона.
2. Формирование первоначальных экологических знаний.
Развивающие
1.Формирование и развитие личностных качеств посредством включения в активную творческую деятельность.
2.Развитие умений и навыков наблюдений в природе, проведения простейших исследований.
3.Развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные
1.Воспитание экологической культуры личности, экологического самосознания.
2.Патриотическое воспитание на традициях наших предков
3.Воспитание чувства товарищества, взаимовыручки, нравственных ценностей.
Характеристика программы
Вид – модифицированная (разработана на основе программы «Юные экологи-краеведы» - Сборник программ).
Направленность – эколого-биологическая
Тип – дополнительная
Классификация
по признаку: общеразвивающая – направлена на формирование общей культуры учащихся;
по цели и характеру деятельности: познавательная - развивает интеллектуальные способности, ориентирована на мотивацию познавательной деятельности детей, расширяет кругозор;
по масштабу действия: учрежденческая;
по возрасту: разновозрастная;
по срокам реализации: 1 год.
Организационно-педагогические основы обучения
Основой для написания этой части являются «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования. СанПин 2.4.4.3172-14», утвержденные 04.07.2014 года.
1) Состав учащихся: 10 учащихся - количество учащихся в группе согласно нормативным документам СанПин;
2) Возрастная группа: 11-15 лет;
3) Условия набора учащихся: свободный набор, по заявлению родителей (законных представителей);
4) Учёт индивидуальных особенностей учащихся: хорошее здоровье, любовь к природе и активному отдыху, желание заниматься исследовательской работой.
5) Расписание занятий составляется в соответствии с требованиями Устава Учреждения. 1 раз в неделю, 2 часа с перерывом в 10 минут между занятиями.
6) Режим занятий:
Количество часов в неделю |
Количество недель в учебном году |
Всего часов в год |
2 |
36 |
72 |
7) Формы проведения занятий: индивидуальные (исследовательская работа, тесты), групповые и по подгруппам (викторины, конкурсы), коллективные (экскурсии) и др.
Ожидаемые результаты
Учащиеся будут знать:
- иметь первоначальные представления об экосистеме на примере лесной экосистемы, её составе и взаимосвязях;
- что такое фенология;
- экологические факторы;
- приводить примеры приспособленности организмов к сезонным изменениям в природе;
- значение леса в жизни человека;
- правила безопасного поведения в лесу;
- правила техники безопасности во время экскурсий;
- знать правила первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами.
Учащиеся будут уметь:
- проводить простейшие наблюдения в природе;
- вести дневник фенологических наблюдений;
- описывать явления природы, делать выводы;
- иметь навыки проведения простейших исследований;
- распознавать по внешнему виду наиболее распространенные деревья нашей местности;
- определять по внешнему виду травянистые растений леса;
- распознавать ядовитые растения и грибы;
- пользоваться атласом-определителем растений;
- пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
- делать кормушки для птиц;
- подкармливать птиц зимой;
- соблюдать правила противопожарного поведения в лесу.
Формами подведения итогов реализации программы являются: составление, оформление презентаций, тематических стендов.
Контроль за знаниями и умениями осуществляется во время занятий, во время проведения конкурсов, выставок творческих работ. Лучшие работы направляются для участия в конкурсах эколого-биологической направленности.
Степень сформированности экологической культуры будет проявляться в поведении и поступках ребят в повседневной жизни.
Учебно-тематический план
№ |
Раздел / Тема |
Количество часов |
Примечания |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|||
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
2 |
|
2. |
Основные сведения о лесе и лесном хозяйстве |
4 |
4 |
8 |
|
3. |
Значение леса в природе и в жизни человека |
2 |
8 |
10 |
|
4. |
Лесные почвы |
3 |
3 |
6 |
|
5. |
Животный мир леса |
5 |
1 |
6 |
|
6. |
Я исследователь |
8 |
4 |
12 |
|
7. |
Вредители леса |
3 |
7 |
10 |
|
8. |
Основные хвойные и лиственные породы |
3 |
3 |
6 |
|
9. |
Охрана леса |
4 |
2 |
6 |
|
10. |
Уход за лесом |
2 |
2 |
4 |
|
11. |
Итоговое занятие |
- |
2 |
2 |
|
Итого: |
35 |
37 |
72 |
|
Содержание
Данная программа предполагает развитие познавательного интереса к природе родного края, постепенному формированию общих биологических и экологических понятий – о взаимосвязях в живой природе, экологических факторах
На основе организации фенологических наблюдений программа предполагает формирование у учащихся исследовательских навыков и умений: наблюдать сезонные изменения в природе, фиксировать результаты наблюдений, работать с атласами – определителями растений, распознавать в природе наиболее часто встречаемые растения и животных леса.
Включение в активную природоохранную деятельность способствует формированию чувства ответственности за сохранение окружающей нас природы.
Большая часть времени программы отводится практическим занятиям, активным формам деятельности. Деятельностный подход позволяет наиболее полно и эффективно реализовать цели и задачи программы.
Тема 1. Вводное занятие (2 ч)
Теория:
1.1. Проведение инструктажа по технике безопасности. Знакомство с содержанием программы.
Практика:
1.2. Игры на знакомство.
Тема 2. Основные сведения о лесе и лесном хозяйстве (8 ч)
Теория:
2.1. Народнохозяйственное, защитное, санитарно-гигиеническое, эстетическое значение леса.
2.2. Лесной фонд России.
2.3. Строение леса и его элементы.
2.4. Биоценоз леса.
Практика:
2.5.-2.6. Экскурсия в лес. Правила поведения в лесу.
2.7. Викторина по теме: «Загадки таежного леса».
2.8. Оформление тематического стенда.
Тема 3. Значение леса в природе и в жизни человека (10 часов)
Теория:
3.1. Роль зеленых растений в природе и в жизни человека.
3.2. Значение леса в образовании кислорода.
Практика:
3.3. Экологическая сказка «Как Валера за одуванчиком наблюдал» (чтение сказки, обсуждение, дискуссия).
3.4. Экологический турнир.
3.5.-3.8. Экологическая спектакль «Маленькой елочке хорошо в лесу» (подготовка и показ).
3.9.-3.10. Оформление тематического стенда.
Тема 4. Лесные почвы (6 часов)
Теория:
4.1. Взаимосвязь растительного леса и почвы. Понятие “гумус” и его состав.
4.2. Морфологическое строение почвы, типы лесных почв.
4.3. Почва как среда жизни растений.
Практика:
4.4. Практическая работа «Типы лесных почв».
4.5. Экологическая сказка «Наш адрес – не дом и не улица» (чтение сказки, обсуждение, дискуссия).
4.6. Оформление тематического стенда.
Тема 5. Животный мир леса (6 часов)
Теория:
5.1. Животный мир леса.
5.2. Взаимосвязь растений и животных в природных сообществах.
5.3. Влияние деятельности человека на многообразие и численность животных.
5.4. Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки, перелеты.
5.5. Животные, внесенные в Красную книгу.
Практика:
5.6. Экологическая сказка «Как медведь пень потерял» (чтение сказки, обсуждение, дискуссия).
Тема 6. Я исследователь (12 часов)
Теория:
6.1.–6.8. Индивидуальная работа с учащимися по выбранной теме (консультации). Составление и оформление проектов, исследовательских работ.
Практика:
6.9-6.12 Защита проектов, исследовательских работ.
Тема 7. Вредители леса (10 часов)
Теория:
7.1. Вредители и болезни леса.
7.2. Биологический способ борьбы с вредителями.
7.3. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений.
Практика:
7.4. Экологическая сказка «Травинка - путешественница» (чтение сказки, обсуждение, дискуссия).
7.5.-7.8. Экологическая спектакль «Лесная сказка» (подготовка и показ).
7.9.-7.10. Оформление тематического стенда.
Тема 8. Основные хвойные и лиственные породы (6 часов)
Теория:
8.1. Географическое распространение древесных и кустарниковых пород.
8.2. Хвойные породы. Лиственные породы, развитие обновления леса.
8.3. Задачи развития лесного хозяйства.
Практика:
8.4. Викторина “По страницам занимательной литературы”.
8.5.-8.6. Оформление тематического стенда.
Тема 9. Охрана леса (6 часов)
Теория:
9.1. Объекты природы, подлежащие охране.
9.2. Виды и причины возникновения лесных пожаров.
9.3. Охрана природы и восстановление ее богатств для улучшения окружающей среды.
9.4. Изменение природных условий под влиянием хозяйственной деятельности людей.
Практика:
9.5. Экологическая сказка «Природа - наше богатство!» (чтение сказки, обсуждение, дискуссия).
9.6. Оформление тематического стенда.
Тема 10. Уход за лесом (4 часа)
Теория:
10.1. Уход за лесом. Условия жизни растений. Побочное пользование лесом.
10.2. Лекарственные травы, грибы, ягоды. Влияние различных условий на рост и развитие растений.
Практика:
10.3.-10.4. Практическая работа “Уход за лесом: очистка от валежника”.
Тема 11. Итоговое занятие (2 часа)
Теория:
11.1. Подведение итогов работы кружка «Тайны зеленого леса». Награждение.
Практика:
11.2. Создание итоговой презентации. Оформление тематического стенда.
Методическое обеспечение программы
Формы и методы организации занятий
При проведении занятий по данной программе используются словесные (лекция, беседа, объяснения), наглядные (показ видео- и графических материалов, наблюдение) и практические (практикумы, экскурсии, работа с бумагой, бросовым материалом, рисование, изготовление поделок.) методы обучения.
Формы проведения занятий по программе: игра, экологический урок, акция, экскурсия.
Программой предусмотрено самостоятельное выполнение учащимися различных заданий и работ (чтение литературы, сбор информации и другое), проведение массовых мероприятий (конкурсов, викторин, праздников). Сочетание таких разных видов и форм проведения занятий тематически и психологически оправдано, сближая обучение с увлечением и развлечением.
Материально-технические средства программы:
Для реализации программы необходим учебный кабинет, отвечающий санитарным требованиям и нормам, оборудованный мебелью (столами, стульями, демонстрационной доской). Практические природоохранные, исследовательские работы проводятся в природе – близлежащих к поселку лесных массивах.
№ |
Наименование |
Количество |
Примечания |
1. |
Помещение |
1 |
|
2. |
Парта |
5 шт. |
|
3. |
Стул |
10 шт. |
|
4. |
Доска магнитная |
1 шт. |
|
5. |
Доска железная |
1 шт. |
|
6. |
Ноутбук |
1 шт. |
|
7. |
Проектор мультимедиа |
1 шт. |
|
8. |
Стенд для оформления |
1 шт. |
|
9. |
Канцелярские товары (ватман, бумага офисная, цветная бумага и картон, ножницы, карандаш простой (твёрдый/мягкий), краски и др.) |
По мере необходимости |
|
10. |
Учебно-методическая литература (книги, журналы) |
|
|
Оборудование для проведения экскурсий и исследований в природе:
- аптечка,
- блокноты, карандаши, ручки (приносят сами ученики),
- сантиметровая лента,
Специальное оборудование для театрализованных выступлений:
(Изготавливается учениками совместно с педагогом и родителями)
- декорации,
- костюмы.
Для определения результативности обучения по данной программе в конце каждого тематического раздела и в конце учебного года проводятся контрольные опросы: викторины, тестирование, письменные или устные опросы. При изложении оценки педагог отмечает недостатки выполненной работы, но основной акцент делает на её достоинства, чтобы у учащегося сложилось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.
Расходы на оформление исследовательских работ учащихся, проведение экскурсий несут родители.
Здоровьесбережение
Главное условие программы – обучение без нанесения вреда здоровью детей.
Для сохранения здоровья учащихся в объединении учебно-воспитательный процесс организован с соблюдением расписания занятий.
Согласно санитарным нормам во время занятий помещение должно иметь естественное освещение и условия воздушной среды в помещении должны соответствовать нормам.
Большое внимание уделяется правилам безопасности.
1) Систематически, два раза в год, проводятся инструктажи по технике пожарной безопасности;
2) Проводятся правила поведения на улице;
3) Текущие инструктажи – на каждом занятии.
В деятельности коллектива применяются методы по здоровьесбережению:
- метод формирования сознания по здоровьесбережению, который включает такие формы работы, как беседа, объяснение, демонстрация, внушение, приведение положительных примеров здорового образа жизни;
- метод разумной организации деятельности;
- методы стимулирования должного поведения (поощрение, одобрение, похвала, осуждение).
Система оценивания детей (десятибалльная)
«8-10» - хорошо знает лес родного края; умеет выступать перед сверстниками, отстаивать свое мнение, делать проектные работы. Свободно ориентируется в различных источниках информации. Умеет оказать первую доврачебную помощь, правильно использует правила поведения на природе. Активно участвует в массовых мероприятиях.
«5-7» - знает лес родного края; умеет выступать перед сверстниками, делать проектные работы. Ориентируется в различных источниках информации. Умеет оказать первую доврачебную помощь, правильно использует правила поведения на природе.
«3-4» - слабо знает лес родного края. Ориентируется в различных источниках информации с помощью руководителя. Неуверенно выступает перед сверстниками. Умеет оказать первую доврачебную помощь, знает правила поведения на природе.
Этапы педагогического контроля
Вид контроля |
Цель, задачи |
Содержание |
Форма |
Критерии |
1.Текущий / Основные сведения о лесе и лесном хозяйстве |
Проверить уровень полученных знаний |
Биоценоз леса, лесное хозяйство |
Викторина по теме: «Загадки таежного леса». |
Знают биоценоз леса, лесное хозяйство |
2.Текущий / Значение леса в природе и в жизни человека |
Проверить уровень полученных знаний |
Вопросы по изученной теме |
Экологический турнир. |
Знают значение леса в природе и в жизни человека |
3.Текущий / Лесные почвы |
Проверить уровень полученных знаний |
Образцы почв |
Практическая работа по определению лесных почв”. |
Знают лесные почвы |
4.Текущий / Животный мир леса |
Проверить уровень полученных знаний |
Вопросы по изученной теме |
Устный опрос |
Знают животный мир леса |
5.Текущий / «Я – исследователь» |
Проверить знание методики, навыки поисково-исследовательской работы, умение самостоятельной работы с источниками |
Составление и оформление доклада. Защита творческого проекта |
Защита творческого проекта |
Умеет выступать перед сверстниками, отстаивать свое мнение, делать проектные работы. Свободно ориентируется в различных источниках информации |
6. Текущий/ Вредители леса |
Проверить уровень полученных знаний |
Вредители и болезни леса. |
Устный опрос |
Знают вредителей леса |
7.Текущий/ Основные хвойные и лиственные породы |
Проверить уровень полученных знаний |
Основные хвойные и лиственные породы |
Викторина “По страницам занимательной литературы”. |
Различают и знают основные хвойные и лиственные породы |
8. Текущий / Охрана леса |
Проверить уровень полученных знаний |
Виды и причины возникновения лесных пожаров.
|
Устный опрос |
Знают виды и причины возникновения лесных пожаров |
9. Текущий / Уход за лесом |
Проверить уровень полученных знаний |
Уход за лесом. Условия жизни растений. Побочное пользование лесом. |
Практическая работа “Уход за лесом: очистка от валежника”. |
Добросовестное отношение к трудовой деятельности. |
10.Итоговый |
Проверить уровень полученных знаний, умений. |
Создание презентации «Юный натуралист» |
Создание и показ презентации |
Активно участвует в массовых мероприятиях |
Список литературы
Литература для педагога
1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое пособие, Москва, «Творческий центр», 2005;
2. Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград, издательство «Учитель», 2008 год
3. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. Методическое пособие. - Москва, «Творческий центр», 2002;
4. Рыжова Н.А. Экологические сказки. - Сыктывкар, издательство «Титул», 2014;
5. Фадеева Г.А. Международные экологические акции в школе. - Волгоград, издательство «Учитель», 2005.
Литература для учащихся
1. Наш край родной. Книга для чтения по природе и истории родного края. Сост. В.И. Трошева. – Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1988;
2. Рыжов Н.А. Экологические сказки, - Сыктывкар, издательство «Титул», 2014;
3. Удивительная планета Земля. Под ред. Н. Ярошенко. – Москва, ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2003;
4. Туркин А.И. Топонимический словарь Коми АССР. – Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1986;
5. Усов А.И. Фотоальбом. Коми - край мой северный. – Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1970;
6. Щербакова Ю.В. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях, Москва, Издательство «Глобус», 2008;
7. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - Москва, ООО «Издательство АСТ», 2003.
8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.