Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"
Оценка 4.8

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
технология +1
Взрослым
17.02.2019
Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"
Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа «Технология – Кройка и шитьё» (для детей с ОВЗ) дает возможность повысить знания по предмету технология в образовательной школе, в программе наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим. Данная программа раскрывает творческие способности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивает художественный вкус, фантазию, трудолюбие. Такие занятия способствуют более успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нем. Направленность программы - художественная.
Арт-мастерская.docx
Департамент образования  Администрации муниципального образования Надымский район Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования  «Центр детского творчества» РАССМОТРЕНО: на заседании Педагогического совета Протокол № 6 от 29.04.2016 г. Председатель ПС _________________ Л.В. Орлова УТВЕРЖДЕНО: Директор МОУ ДО «Центр детского творчества» __________________ Л.В. Орлова Приказ № 134 от 31.08.2016 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Технология – Кройка и шитьё» (для детей с ОВЗ) Возраст учащихся: 7­12лет Срок реализации программы:1год Автор программы:  Федоренко Ольга Анатольевна,  педагог дополнительного образования г. Надым, 2016  СОДЕРЖАНИЕ  1. Пояснительная записка……………………………………………           3­10 2. Учебный план………………………………………………………         10­11 3. Содержание программы………………………………………………    11­16 4. Методическое обеспечение программы …………………………..        16 ­ 18 5. Список литературы………………………………………………….        19 6. Глоссарий……………………………………………………………         19­21 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время одним из направлений педагогики является развитие творческой личности.  Решение   задач   творческого   развития   личности   учащихся   обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые   выполняются методом проектов как   индивидуально,   так   и   коллективно.   Ряд   заданий   направлен   на   решение   задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.   Дополнительная     общеразвивающая   краткосрочная   программа   «Технология   – Кройка и шитьё» (для детей с ОВЗ)   дает возможность повысить знания по предмету технология   в   образовательной   школе,   в   программе   наряду   с   технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.  Направленность программы ­ художественная.   Данная программа раскрывает творческие способности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивает художественный вкус, фантазию, трудолюбие.    Такие занятия способствуют более успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нем.                                Содержание программы адаптировано к потребностям конкретного ребенка с ограниченными   возможностями   здоровья   и   направлено   на   развитие  познавательных процессов,  на  создание   первоначальных   основ   в   области   технология   (шитьё),   развитие познавательного   интереса,   творческих   способностей   учащегося  с   учетом   уровня   его возможностей.   Индивидуализация   образования   позволяет   обеспечить   социализацию учащегося, носит деятельностный характер. Программа направлена  на успешную социализацию и адаптацию детей в условиях инклюзивного образования.  Основным   дидактическим   средством   обучения   технологии   в   основной   школе является   учебно­практическая   деятельность   учащихся,   данная   программа   является дополнением тех знаний, которые учащиеся получили в школе по предмету технология. Приоритетными методами являются упражнения, практические работы, выполнение проектов.   Все   виды   практических   работ   в   данной   программе   направлены   на   освоение различных   технологических   приёмов   швейного   дела   (моделирование,   конструирование, раскрой, пошив, ВТО и т.д.). Швейное дело является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки иголки, кто­то с интересом и любопытством пытался вышивать цветы, некоторые   делали   замечательные   игрушки.   Предметная   среда   окружает   человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции,   манеру   поведения   и   общения.   Значит   и   швейное   дело   вносит   свою   лепту   в духовное   развитие   человека   –   через   созидательную,   эстетически   значимую   творческую деятельность. Дополнительная   Кройка и шитьё» (для детей с ОВЗ) разработана в соответствии с:   общеразвивающая  краткосрочная  программа  «Технология   –  Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726­р)  Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   начального   общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г. №1598);  СанПиН   2.4.4.3172­14   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);  СанПиН   2.4.2.3286­15   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и организации   обучения   и   воспитания   в   организациях,   осуществляющих   образовательную деятельность   по   адаптированным   основным   общеобразовательным   программам   для обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья»   (утверждены   постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26);  Порядком   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по дополнительным общеобразовательным  программам  (утвержден  приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013 № 1008);  Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ   (включая   разноуровневые   программы)   (Приложение   к   письму   Департамента государственной   политики   в   сфере   воспитания   детей   и   молодежи   Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09­3242);    Методическими   рекомендациями   по   реализации   адаптированных   дополнительных общеобразовательных   программ,   способствующих   социально   –   психологической реабилитации,   профессиональному   самоопределению   детей   с   ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. Программа   разработана  в   соответствии   с   Требованиями   к   образовательным программам   дополнительного   образования   детей   (письмо   Минобрнауки   от   11   декабря 2006г. № 06­1844), на основе методических рекомендаций «Составление адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: метод, пособие   [Электронный   ресурс]   /   сост.   А.   В.   Цветкова;  модифицированной образовательной   программы    «Технология   изготовления   швейных   изделий»;  учебно­ методического   пособия   для   учителя:   Нагель   О.И.   «Художественное   лоскутное   шитьё» (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута).           Уровень освоения содержания программы: стартовый. Структура и содержание программы, формы и методы образовательной деятельности в ходе   реализации   программы,   при   личностно­ориентированном,   дифференцированном подходе   знакомят   учащихся   с   понятийным   аппаратом,   необходимыми   элементарными навыками   работы   с   инструментами   и   оборудованием,   материалами,   технологией изготовления швейных  изделий, формируют познавательный интерес. Актуальность   программы  заключается   в   возможности   целостного   и   систематичного подхода   к   решению   задач   художественного   развития,   технологического   образования, воспитанию нравственных и эстетических качеств личности, формировании специальных и социально ­ значимых компетенций на основе системно ­ деятельностного подхода.  Новизна   программы.     Программа   «Технология   –   Кройка   и   шитьё»     создаёт   ребенку условия для пробы себя и своих сил, поиска интересного творческого занятия и общения, выбора своего дела и достойного его завершения в виде реального, осязаемого результата – образовательного продукта.  Программа интегрирует в своём содержании: изобразительное искусство, черчение, математику, анатомию, рисование, информатику. Цель программы: расширение знаний, умений и навыков в образовательной области   способностей   детей   с   швейных   изделий», «Технология   ограниченными возможностями здоровья.  развитие     творческих      Задачи:  Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: личностные    :     метапредметные    :   развитие мотивации познавательной и творческой активности учащихся; развитие умения  работать  в коллективе и   индивидуально; развитие умений и навыков самоконтроля, самоорганизации; воспитание трудолюбия, бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами;  формирование художественного и эстетического вкуса;  формирование коммуникативной  культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению. образовательные (программные):  формирование   начальных   специальных   знаний,   умений   и   навыков   по   технологии изготовления швейных изделий;  формирование основ информационной, проектной культуры;  формирование   у   учащихся   умения   переноса   знаний,   умений   и   навыков   в   новую образовательно­практическую   ситуацию   –   выполнение   индивидуальных   творческих работ. Ожидаемые результаты освоения программы Показателями   эффективности   реализации   программы   и   возможными критериями результативности являются: сформированность   ключевых   компетентностей   у   учащихся:  технологической 1. грамотности и культуры; информационной,  организационно­коммуникативной, социально­ личностной     компетентности,   гражданского   самосознания,   направленных   на   успешную социализацию личности учащихся в дальнейшей жизнедеятельности; сформированность личностных результатов у учащихся: 2.  проявление   познавательных   интересов   и   активности   в   области   технологической деятельности; овладение   установками,   нормами   и   правилами   организации   умственного   и  технологического труда;  эффективной социализации; 3. сформированность   метапредметных   результатов: осознание   необходимости   общественно   полезного   труда   как   условия   безопасной   и  освоение   учащимися универсальных учебных действий (УУД): познавательных   УУД:  давать   определение   понятиям;   анализировать,   сравнивать, строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   аналогий   и   причинно­ следственных   связей;   умение   выполнять   практические     задания;   представлять технологические продукты на итоговых мероприятиях; регулятивных   УУД:  умение   выбирать   технологию   изготовления   швейного   изделия, осознавать   конечный   результат   своей   работы;   выбирать   из   предложенных,   применять средства   механизации;   составлять   (индивидуально   или   в   группе)   инструкционные   и технологические   карты,     работать   по   технологической   карте,   сверять   свои   действия   с целью   и,   при   необходимости,   исправлять   ошибки   самостоятельно;     осуществлять рефлексию; коммуникативных  УУД:  умение   слушать   собеседника   и   вести   диалог,   признавать возможность существования различных точек зрения и права отстаивать каждому свою; умение   излагать   свое   мнение   и   аргументировать   свою   точку   зрения;   умение договариваться, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  4. сформированность предметных (программных) результатов: к концу обучения   понимают:  технологию изготовления швейных изделий;  терминологию швейного дела; умеют:     владеют:    изготавливать простые швейные изделия с использованием освоенных технологий;  распознавать свойства текстильных материалов;  выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ;              учащиеся:   основными технологическими понятиями и характеристиками; общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для изготовления швейных изделий, навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;    инструментов,  машин, оборудования; В процессе реализации программы «Технология – Кройка и шитьё»  у учащихся   навыками   выполнения   технологических   операций   с   использованием   ручных   формируются следующие компетенции:    Ценностно­смысловые компетенции     :   умеют осуществлять свою образовательную траекторию с учетом общих требований и   норм; умеют   формулировать   собственные   ценностные   ориентиры   по   отношению   к образовательной области технология;  владеют начальными способами самоопределения в ситуациях выбора деятельности; умеют определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе;  имеют представление о системах социальных норм и ценностей в России;  Общекультурные компетенции:   Учебно­познавательные компетенции:      умеют задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к возникшей проблеме; умеют выбирать с помощью педагога для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации. Информационные компетенции    :  владеют первоначальными навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, CD­Rom, Интернет; умеют с помощью педагога искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, сохранять и передавать ее; владеют начальными навыками применения информационных устройств для решения учебных задач. владеют способами взаимодействия с окружающими;  умеют выступать с устным сообщением, представлять продукты своего труда; владеют способами совместной деятельности в группе. Коммуникативные компетенции    :    Социально­трудовые компетенции    :    обладают способностью выполнять социальные функции; имеют знания об обществе, о взаимодействии с человеком и друг с другом. сформированность у учащихся начальных общетрудовых умений, общих и специальных способностей. Компетенции личностного самосовершенствования:  мотивация к обучению и познанию;   соблюдение правил личной гигиены, забота о своем здоровье и здоровье окружающих людей; сформированность   основ   технологической  грамотности,   культуры   мышления   и поведения. Отличительные особенности программы. В основу организации образовательного процесса взята технология   творческих мастерских. Творческая мастерская выступает в качестве   инновационной   интерактивной   формы   организации   обучения,   которая заключается   в   особенностях   ее   структуры   и   деятельности,   способствует   развитию творческой личности учащихся. Творческая   мастерская   ­   динамичная,   вариативная   и   интегративная   форма организации обучения, осуществляемая в совместной диалоговой деятельности педагога­ мастера   с   учащимися,   характеризуется   погружением   в   творческий   процесс   и направленностью   на   творческое   самообразование,   саморазвитие   личности   каждого но   и   создавать   ситуации, участника   деятельности.   На  занятиях   в   мастерской   применяются   формы   коллективной работы с использованием индивидуальных заданий, позволяющие моделировать не только различные   технологические   процессы,   требующие взаимозависимого   выполнения   технологических   операций.   Используются   разнообразные формы   организации   самостоятельной,   осмысленной   деятельности   учащихся   на   основе собственной   мотивации   и   ответственности   за   результат.   Обеспечена   возможность учащемуся   самому   пробовать   планировать   свои   образовательные   результаты   и совершенствовать их в процессе самооценки, в результате которой происходит включение учащихся   в   учебно   ­   поисковую,   конструкторскую,   информационно­коммуникативную деятельность,   т.е.   учащиеся,   строят   свою   образовательную   траекторию   на   основе рефлексии собственной деятельности.  Педагогическая   целесообразность  заключается   в   постепенном   формировании   знаний, развитии творческих умений и практических навыков, что способствует формированию у учащихся   основ   специальных   компетенций,   подготавливает   их   к   самостоятельному изготовлению швейных изделий. Адресат   программы:  Дополнительная     общеразвивающая   краткосрочная     программа рассчитана   на   один   год   обучения   и   ориентирована   на   учащихся   младшего   и   среднего школьного возраста. Объем   и   срок   освоения   программы:   срок   реализации   программы   ­   1   год;   количество учебных часов по программе 36 часов (12 часов теории и 24 часа практики). Форма обучения: очная. Режим занятий Единицей   измерения   учебного   времени   и   основной   формой   организации   учебно­ воспитательного процесса является учебное занятие. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия 1 час 40 минут с учётом 10 минутного перерыва после 40 минут занятия. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных   и   психофизиологических   особенностей,   допустимой   нагрузки   учащихся   с учётом   санитарных   норм   и   правил,   утверждённых   Постановлением   Главного государственного   санитарного   врача   РФ   от   4   .06.   2014г.   №41   СанПиН   2.4.4.3172­14 «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   устройству,   содержанию   и   организации режима   работы   образовательных   организаций   дополнительного   образования   детей». Учебные   занятия   ведутся   на   базе   МОО   «Клуб   матерей,   воспитывающих   детей   с ограниченными возможностями здоровья «Надежда». Форма реализации программы – групповая. Набор в группы свободный. Наполняемость учебной группы:12 учащихся среднего школьного возраста. Формы аттестации Промежуточная аттестация  учащихся проводится в середине учебного года  в форме  контрольного   практического   занятия.  Используемые   методы:  устный   опрос, оценивание, собеседование. Итоговая аттестация  проводится по окончании обучения по общеразвивающей программе  в   следующих   формах:  практическая   работа,  защита   творческого   проекта. Используемые методы: собеседование, наблюдение, оценивание, рефлексия. Программа итоговой аттестации содержит методику проверки теоретических знаний учащихся и их практических   умений   и   навыков   (при   любой   форме   проведения   итоговой   аттестации). Содержание   программы   итоговой   аттестации   определяется   на   основании   содержания общеразвивающей программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами. контрольное практическое занятие; начальный контроль – в начале освоения программы с 15 по 25 сентября; промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря; итоговая аттестация – в конце освоения программы с 12 по 19 мая. Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в протоколах. Копии протоколов   итоговой   аттестации   вкладываются   в   журналы   учёта   работы   педагога дополнительного образования в объединении. Выпускникам учебных групп по результатам итоговой аттестации выдаются удостоверения о  получении дополнительного образования по программе. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Контроль предметных (программных) знаний, умений и навыков учащихся проводится 3 раза в год, контроль общеучебных умений и навыков (ОУУиН) ­ 2 раза в год (сентябрь, май). Виды контроля предметных (программных) знаний, умений и навыков учащихся    Контроль   предметных   (программных)   знаний,   умений   и   навыков   учащихся проводится в следующих формах:   Методы контроля: опрос, собеседование, наблюдение, практическая работа, оценивание. Контроль ОУУиН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки. Контроль ЗУН проводится в следующих формах:           Методы контроля:        Мониторинг личностной и поведенческой сферы учащихся проводится два раза в год в начале и конце учебного года. Для проведения мониторинга применяется диагностический инструментарий.  На   основе   данных   мониторинга   на   каждого   учащегося   составляется индивидуальная   карта   учета   результатов   обучения   и   динамики   личностного   развития   в процессе освоения образовательной программы. Критерии оценки предметных (программных) знаний, умений и навыков учащихся в практическое занятие; выставка; тест – опрос; презентация творческих работ; защита творческих работ; самостоятельная работа. тестирование;  опрос, собеседование; наблюдение;  практическое задание;  оценивание. ходе реализации программы: 1год обучения. Начальный контроль: с 15 по 25сентября: знание поузловой обработки изделий; умение читать выкройки и чертежи; навыки работы на швейном оборудовании. Промежуточная аттестация: с 20 по 26 декабря:       знание технологий обработки изделий; умение выполнять первую примерку; навыки самостоятельности и аккуратности при выполнении работ. Итоговая аттестация: с 12 по 19 мая: знание способов раскладки выкройки; навыки проведения первой примерки;    умения корректировки и моделирования выкроек поясных изделий. Условия реализации программы:            Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах. Кабинеты для занятий групп учащихся должны соответствовать (по площади, освещению) «СанПиН 2.4.4.3172­14 «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   устройству,   содержанию   и   организации режима   работы   образовательных   организаций   дополнительного   образования   детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41.Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с   государственными   стандартами.     При   организации   учебных   занятий   соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.   Кабинет   оборудован   раковиной   для   мытья   рук   с   подводкой   горячей   и холодной воды, укомплектован медицинской аптечкой для оказания доврачебной помощи. Материально­техническое обеспечение (Приложение 1.):  Наличие современной, исправной, материально­технической базы швейной мастерской (швейные машины, гладильные доски, утюги).  Наглядные   и   методические   пособия   (схемы,   чертежи,   журналы   мод,   специальная литература).  Наличие рабочего места закройщика.  Наличие   индивидуального   рабочего   места   учащегося   для   выполнения   ручных   и машинных работ.  Инструменты и приспособления для выполнения ручных и машинных работ (ножницы, иголки, булавки, нитки, напёрстки, линейки, сантиметровые ленты, лекала, лапки для выполнения машинных работ, раскройные коврики, роликовые ножи для раскроя). календарно­тематическое планирование к общеразвивающей программе;   Компьютер, принтер. Методическое и дидактическое обеспечение программы:   журналы мод;    Кадровое обеспечение:  учебная, справочная, специальная литература; книги и журналы по изготовлению декоративно­прикладных работ; электронные, мультимедийные источники (электронные пособия).  Педагог дополнительного образования, методист, педагог – психолог. Воспитательная деятельность. Работа с родителями. наличие благоприятного духовно­нравственного и эмоционально­психологического построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками   реализация   творческих   проектов, Социальный   заказ   государства   в   образовании   направлен   на   воспитание   человека нравственного, образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения   в   ситуации   выбора,   способного   к   сотрудничеству   и   межкультурному взаимодействию,   обладающего   гражданской   позицией   современного   человека.   Это находит подтверждение в документах Федерального уровня: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В   рамках   дополнительной   образовательной   программы   предусмотрено   проведение: (творческих   конкурсов,   образовательных путешествий на предприятия и организации города). Для воспитательного пространства характерно: • климата; • педагогического процесса. Воспитательная работа имеет социально­ориентированную, предпрофориентационную направленность и осуществляется в соответствии с ежегодно разрабатываемым планом воспитательной работы.       Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.  Работа с родителями предусматривает: • • • • • • Взаимодействие   педагога,   детей   и   их   родителей   строится   по   трем   направлениям: познавательной, практико­ориентированной и досуговой деятельности. Формы   познавательной   деятельности:   дни   открытых   занятий   и   воспитательных мероприятий, совместная деятельность в рамках творческого проекта. Формы   практико­ориентированной   деятельности:   участие   в   различных   акциях, проведение выставок творческих работ учащихся. Формы   досуговой   деятельности:   совместные   праздники,   экскурсионные   поездки, посещение выставок, музеев.     родительские собрания; индивидуальные беседы и консультации; профилактические беседы; анкетирование, социологический опрос родителей; совместные воспитательные мероприятия; совместное проведение экскурсий и посещение выставок, музеев. 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Название раздела, темы. № п/ п I. II. Материаловедение. Состав,  Вводное занятие. ТБ. виды тканей, свойства. Ручные, декоративные швы,  терминология. Машинные швы,  терминология, ВТО,ТБ. III . IV . V. Моделирование и  конструирование швейных  изделий. Индивидуальный  пошив. 5.1. Разработка и зарисовка  эскизов моделей. 5.2. Способы разработки  конструкции деталей одежды по  эскизам. 5.3. Алгоритм модельных  преобразований базовых  конструкций одежды. 5.4. Составление  технологической  последовательности обработки  изготовления швейного изделия. 5.5. Построение чертежа,  изготовление лекал. 5.6.  Раскрой изделия.  Смётывание.  5.7. Технология изготовления,  пошив изделия.  5.8. Окончательная отделка ВТО. 10 Итоговое занятие Количество часов Всего  Теория Практика 2 2 2 4 26 2 2 4 2 4 2 6 2 2 2 1 1 1 7 1 1 1 0 2 1 1 0 0 0 1 1 3 19 1 1 3 2 2 1 5 2 2 Формы  аттестации/  контроля собеседование Практическое  задание Практическое  задание Практическое  задание Творческое  задание Практическое  задание Практическое  задание Творческая   работа практическая  работа самостоятельная работа практическая  работа практическая  работа Презентация  изделия.  Выставка. 36 12 24 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I. Введение. ТБ. (2ч.) Теория:  цели   и   задачи   учебной   группы,     с   режимом   работы,   правилами   внутреннего распорядка,   с   характером   последующих   занятий   (теоретические   и   практические). Ознакомить   учащихся   с   планировкой,   размещением   и   назначением   оборудования,   с техникой   безопасности   при   выполнении   ручных,   машинных   и   утюжильных   работ, правилами   пожарной   безопасности   (ознакомить   с   путями   эвакуации   в   случае возникновения пожара), правилами дорожного движения.  Форма организации занятия: групповая. Формы, методы и приёмы обучения: эвристическая беседа, словесно­иллюстративный, объяснение, инструктаж. Дидактическое   обеспечение:   инструкции   по   технике   безопасности,   пожарной безопасности,  правила дорожного движения, фотоальбом, CD. Формы, методы контроля: беседа – диалог, опрос, собеседование. II. Материаловедение. (2ч.) Теория:  основные сведения о тканях (ткани, нитки, тесьма, шнуры ленты). Определение лицевой   и   изнаночной   стороны   ткани.   Определение   долевой   нити.   Дефекты   тканей. Размерные величины ткани, их влияние на способ раскладки выкройки. Практическая работа: определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Определение направления долевой нити ткани. Определение прочности ниток из различных материалов. Определение режима ВТО. Форма организации занятия: групповая, работа в парах. Формы,   методы   и   приёмы   обучения:   беседа,   словесно­иллюстративный   рассказ   с показом трудовых действий, практическая работа, объяснение. Дидактическое обеспечение: образцы тканей. Формы, методы контроля: опрос, наблюдение, собеседование, практическая работа. III.Ручные, декоративные швы, терминология. (2ч.) Теория:  виды   швов   (сметочный,   обметочный,   обтачной,   притачной),   технологией выполнения, условиями и требованием к выполнению швов. Практическая   работа:  упражнения   по   выполнению   ручных   швов,   индивидуальная практическая работа. Форма   организации   занятия:   дифференцированно­групповая,   индивидуальная   с консультациями педагога. Формы,   методы   и   приёмы   обучения:   словесный,   наглядный,   анализ   образцов, практический, упражнения по выполнению машинных швов, практическая работа. Дидактическое обеспечение: швейные машины, образцы швов. Формы,  методы  контроля:   опрос,   наблюдение,   самостоятельная   практическая   работа, оценивание. IV. Машинные швы, терминология, ВТО,ТБ. (4ч.) Теория:  швейное оборудование, техника безопасности при выполнении машинных работ. Заправка   верхней   и   нижней   нитки.   Регулировка   механизмов   машин   в   соответствии   с заданной   длиной   стежка.   Регулировка   натяжения   верхней   и   нижней   нити.   Выполнение закрепок.   Заправка   оверлока.   Виды   швов   (стачной,   расстрочной,   обтачной,   притачной), технологией выполнения, условиями и требованием к выполнению швов. Терминология ручных, машинных, утюжильных работ. Практическая   работа:  упражнения   по   подключению   швейных   машин   к   электросети, заправке   верхней   и   нижней   нитки,   регулировка   механизмов   машин   в   соответствии   с заданной   длиной   стежка,   регулировка   натяжения   верхней   и   нижней   нити,   выполнение закрепок,   выполнение   пробных   строчек   (по   прямой,   по   кривой,   с   поворотом   на определённый угол с подъемом прижимной лапки). Выполнение обработки срезов ткани на оверлоке.   Упражнения   по   выполнению   машинных   швов,   индивидуальная   практическая работа.   Упражнения   по   выполнению   работ   согласно   терминологии   ТУ   на   выполнение работ. Форма организации занятия: групповая, работа в парах, индивидуально. Формы, методы и приёмы обучения: практический, упражнения по отработке приёмов работы на швейных машинах,  словесно­иллюстративный с показом трудовых действий.  Дидактическое обеспечение: швейные машины, оверлок, образцы строчек. Формы, методы контроля: опрос, тест,  наблюдение, контрольное задание. V.  Моделирование и конструирование швейных изделий.  Индивидуальный пошив. (26ч.)  Теория:  Правила снятия мерок и их условное обозначение. Правила подготовки ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка, припуски на швы. Правила проведения примерки и осноровки изделия после примерки, понятие лекало, схема, чертеж,  правила раскладки лекал, припуски на швы, раскрой деталей изделия. Правила подготовки изделия к первой примерке. Проектирование технологических операций при изготовлении изделий. Поузловая обработка поясных и плечевых изделий. Практическая   работа:  Снятие   мерок,   запись   результатов   измерений.   Изготовление выкроек.   Корректировка   выкроек.   Раскладка   и   раскрой.   Перенос   контурных   и контрольных линий. Проведение примерки и осноровка изделия после примерки.      изготовление   чертежей,   растров,   схем,   лекал,  раскладка   и   раскрой   деталей   изделия, упражнения   по   выполнению   машинных   швов,   индивидуальная   практическая   работа. Поузловая обработка поясных плечевых изделий. Форма организации занятия: групповая, работа в парах, индивидуально. Формы,   методы   и   приёмы   обучения:   словесный,   наглядный,   анализ   образцов, практический, упражнения по выполнению машинных швов, практическая работа. Дидактическое обеспечение: образцы швов, специальная литература, образцы поузловой обработки. Формы, методы контроля: опрос, наблюдение, практическая работа, оценивание. VI.  Итоговое занятие. Практическая работа: презентация работ. Форма организации занятий: групповая, индивидуальная. Формы, методы и приёмы обучения: словесно­иллюстрированный, проектный. Дидактическое обеспечение: выставочные образцы.  Формы, методы контроля: наблюдение, собеседование, защита,  презентация. Форма подведения итогов по разделу: презентация работ, выставка, рефлексия. 4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ В основе образовательного процесса лежат следующие  педагогические принципы: постепенное  расширение   и   углубление   знаний,   связи   теории   с  практикой,   наглядности, дифференциации и индивидуализации учебного процесса, совершенствование творческих умений   и   практических   навыков   учащихся   формирует   начальные   специальные подготавливает   и   мотивирует   их   к   дальнейшему   получению компетенции, технологического образования в области изготовления швейных изделий В рамках программы для каждого учащегося создаются оптимальные условия для: • формирования духовно­нравственной, активной, эмоционально и эстетически развитой, творческой личности; • развития личностных, предметных и метапредметных универсальных учебных действий, обеспечивающих   овладение   учащимися   ключевыми,   специальными   компетенциями   как основы   умения   учиться   и   переносить   полученные   знания   в   различные   сферы жизнедеятельности.       При конструировании образовательной деятельности в группах главным принципом в выборе технологичных методов обучения является развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения, так как успешное развитие мыслительной деятельности позволяет   выработать   у   них   умение   учиться   самостоятельно,   самим   находить, формулировать и решать технологические проблемы.             Процесс   обучения   и   воспитания   моделируется   с   учетом   задач   формирования технологических   компетентностей,   необходимых   для   индивидуального   изготовления швейных изделий.        Обучение строится на принципах здоровьесберегающего подхода, дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности. В ходе усвоения учащимися содержания программы   учитывается   темп   развития   специальных   умений   и   навыков,   степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, целостность психического и физического, умственного и духовного развития личности учащегося.  Планирование и организация занятий  осуществляется с опорой на нестандартные формы, методы   и   приёмы   работы,   развивающие   интеллектуальные   способности   учащихся, повышающие     уровень   теоретических   и   практических   знаний,   формирующие технологическую грамотность.            На   занятиях   в   мастерской   применяются   формы   коллективной       работы   с   использованием   индивидуальных   заданий.   Используются   разнообразные   формы организации самостоятельной, деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности  за  результат. Обеспечена  возможность учащемуся  самому  планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе обучения, в результате чего происходит включение учащихся в творческую технологическую деятельность, т.е. учащиеся   строят   свою   образовательную   траекторию   на   основе   рефлексии   собственной деятельности. Осуществляется связь обучения с решением практических задач, развитие познавательных,   технологических   способностей   в   процессе   практического   обучения   и изготовлении образовательных продуктов. Приступая к изготовлению  изделия, учащиеся анализируют, обсуждают (в процессе взаимного   общения   включается   память,   идет   мобилизация   и   актуализация   пред­ шествующего опыта и знаний), проектируют процесс изготовления, выбирают технологию изготовления, учатся выбирать оптимальный вариант, у них вырабатывается критический взгляд на работу, привычка контролировать технологический процесс и определять его оптимальные условия.  В   процессе   работы   у   учащихся   формируются   такие   качества   личности   как аккуратность, воля, целеустремленность, настойчивость, инициативность, ответственность, умение   самостоятельно   решать   творческие   задачи.   Созданию   творческой   атмосферы способствует: коллективное обсуждение работ; участие   в выставках различного уровня, где   учащиеся   выступают   в   роли   авторов   творческих   работ,   демонстрируя   не   только практические умения и навыки в изготовлении различных видов изделий, но и уровень развития духовного мира и творческих способностей; умение самостоятельно применять полученные знания на практике, в результате чего формируется адекватная самооценка личности,   своих   возможностей   и   способностей,   достоинств   и   ограничений,   повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.                В соответствии с поставленными целями и задачами в ходе реализации программы используются следующие формы, методы и приёмы работы: Формы: индивидуальная; работа в парах; индивидуально­групповая; групповая;      фронтальная. Методы и приёмы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация); практические; частично­поисковые;      метод проекта;  работа с учебными источниками (учебная, справочная и специальная литература, электронные источники (Интернет, электронные пособия, компьютерные журналы моделей),  схемы, чертежи, инструкционные карты, журналы мод). Программа   предусматривает   применение   современных   педагогических технологий:      технологии системно ­ деятельностного обучения; технологии мастерских; технологии развивающего обучения; коммуникативного обучения; здоровьесберегающие технологии. Алгоритм проведения занятий творческой мастерской №  п/п Этап Содержание деятельности 1 Подготовительный 1. Постановка творческой задачи. 2. Инструктаж, собеседование о последовательности работы  (демонстрация образцов, подбор дидактического материала). 2 Творческий 3. Технологический 4. Заключительный 1. Поиск и определение общей концепции (основной идеи). 2. Поиск формы изделия и его элементов. 3. Поиск и определение цветового решения. 4. Поиск и определение оптимальных материалов и  инструментов. 5. Эскизная проработка концепции. 1. Разработка технологической последовательности  изготовления изделия. 2. Подбор материалов и инструментов. 3. Изготовление изделий. 1. Обсуждение индивидуальных результатов работы в  мастерской. 2. Обсуждение и анализ общих итогов работы мастерской. Дидактическое обеспечение:  раздаточный   материал   (чертежи   основ     различных   изделий,   карточки   с   фасонами изделий, инструкционные карты, образцы поузловой обработки);  журналы мод;    учебная, справочная, специальная литература; книги и журналы по изготовлению декоративно­прикладных работ; электронные,   мультимедийные   источники   (электронные   пособия,   компьютерные журналы моделей). 5.1.Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Жуналы «Бурда» образовательного процесса Интернет­ ресурсы http://wesew.ru/category/vykrojki­jubok  http://www.newsewing.com/view_post.php?id=393 http://www.fashion­school.narod.ru/ http://materials.tell4all.ru/page/2/ 6.ГЛОССАРИЙ 1. Машинные работы.  Стачать ­ соединить две детали. Строчка ­ последовательный ряд стежков, выполненных на швейной машине. Обтачать ­ соединить детали, которые затем выворачиваются швом внутрь. Например,  обтачать клапан, воротник. Отстрочить ­ отлетный край детали обтачать, вывернуть, выметать, проутюжить и  проложить отдельную строчку. Например, отстрочить борт, воротник. Втачать ­ соединить детали по выгнутым и выпуклым линиям. Настрочить ­ отвернуть стачной шов в нужную сторону и закрепить отделочным швом. Защип ­ мелкие складки, застроченные на изделии. Притачать ­ соединить различные по размеру детали, присоединить к изделию клинья и  надставки Настрочить — соединить машинной строчкой две детали, наложенные друг на друга,  например, кокетка настрачивается на изделие.  Расстрочить­ разутюженный стачной шов закрепить строчкой с лицевой стороны. Ширина шва­ расстояние от среза до машинной строчки. Шов­ соединение двух или нескольких деталей машинной строчкой. Частота строчки­ количество стежков в 1см. строчки. Окантовывание­обработка среза косой полоской из основного или отделочного материала с целью отделки и предохранения от осыпания. 2.Ручные работы.  Сметать — временно соединить две детали изделия. Сметывание­ соединение деталей, равных, или примерно равных по величине по  совмещенным срезам стежками временного назначения (плечевые срезы).  Стежок ­ один элемент структуры между двумя проколами иглой . Заметывание ­ закрепление подогнутого края детали стежками временного назначения (низ  рукава, низ изделия). Наметывание ­ соединение деталей, наложенных друг на друга стежками временного  назначения (накладной карман ). Выметывание­закрепление обтачанного края детали и прорезных отверстий стежками  временного назначения с целью сохранения нужной формы ( выметать шов с образованием  канта). Выстегивание­ соединение нескольких деталей стежками постоянного назначения для  придания упругости и формы (выстегать подворотник). Вметать ­ соединить две детали по выгнутым или выпуклым линиям. Например: вметать рукав в пройму. Выметать ­вывернуть стачной шов, дать небольшой перекат шва 0,1­0,15 см и закрепить его косыми стежками. Подшить— закрепить подогнутый край потайными или открытыми подшивочными  стежками. Пришить— прикрепить к изделию отдельно заготовленные детали, например, карманы,  бейки, пуговицы и т. д. Приметать ­ соединить меньшую по размеру деталь с большей. Посадка­ уменьшение среза детали за счет сборки. Подшивание­ прикрепление подогнутого края детали стежками постоянного назначения  (низ изделия). Пришивание­ прикрепление фурнитуры на изделие стежками постоянного назначения  (пуговицы). Притачивание­ ниточное соединение двух разных по величине деталей (пояс, манжета). 3. Названия узлов, деталей.  Вытачка ­ зашитая часть ткани в изделии для создания выпуклой формы. Борт ­ припуск ткани к середине переда для захода и оформления застежки и лацкана. Подборт ­ деталь переда или полочки для обработки краев борта. Полузанос ­ припуск к середине переда одной полочки для захода застежки. Лацкан ­ отогнутая часть борта. Обтачка­ деталь для обработки среза, кармана, горловины. Отлет воротника ­ часть воротника, располагающаяся от верхней линии стойки. Отлетной срез ­ не пришивающийся, требующий обработки край детали  Слонка ­ соединение правой или левой половинок брюк, трусов по линии сидения. Гульфик ­ детали передних половинок брюк для обработки потайной застежки. Шлевка ­ деталь для продевания и удержания пояса, ремня в определенном положении. Кулиска ­ деталь (полоска ткани), втачиваемая с изнанки или на лицевую сторону изделия  для вдергивания резинки или пояса. Шлица ­ обработанный разрез внизу юбки или пальто. Долевик ­ деталь для предохранения от растяжения по долевой нити из хлопчатобумажной  ткани. Листочка ­деталь кармана, оформляющая нижнюю линию разреза и закрепленная по  боковым швам. Мешковина ­ деталь для оформления глубины карманов. Клапан ­ деталь кармана, оформляющая верхнюю линию разреза. Подзор ­ деталь из основной ткани, прикрывающая мешковину в разрезе кармана. Обтачка ­ деталь из основной или отделочной ткани для обработки срезов. Косая бейка – полоска из ткани необходимой ширины, выкроенная под углом 45 градусов к долевой нити. Рулик ­ сшитая и вывернутая полоска ткани по косой нити. Кант ­ расстояние от шва стачивания до сгиба верхней детали при выполнении обтачного  шва. Жабо ­ отделочная деталь в виде свободно падающих фалд или складок. Кокилье ­ отделочная деталь в виде воланов или оборок, закрепляется по вертикальной  линии.  Кокетка ­ верхняя отрезная часть переда, полочек спинки, юбки, брюк. Ластовица ­ деталь ромбовидной, квадратной или прямоугольной формы, которая  втачивается в разрез для обеспечения свободного движения. Буфы ­ вид сборок, образованных несколькими рядами строчек. Вафли ­ фасонный вид сборок, выполняемый вручную. 4.Влажно­тепловая обработка. Разутюжить ­ разъединить срезы шва в одну сторону. Разутюживание ­ раскладывание припусков шва или складки в обе стороны и фиксирование их в таком положении при помощи утюга или пресса. Заутюживание ­ фиксирование припусков шва или складки, уложенных в одну сторону при  помощи утюга или пресса (боковые швы). Сутюжить ­ сократить ткань в долевом, поперечном и косом направлениях. Сутюживание ­ сокращение среза или участка детали посредством влажно тепловой  обработки для создания выпуклой формы на смежном участке (сутюжить слабину в конце  вытачки). Приутюживание ­ уменьшение толщины припусков шва, сгиба, края детали посредством  влажнотепловой обработки (шов, край воротника). Приутюжить ­ уменьшить толщину ткани в шве. Проутюживание ­ удаление сгибов, заминов, складок на ткани или деталях кроя при  помощи утюга. Отпаривание ­ обработка изделия паром с целью удаления лас, полученных в результате  влажно тепловой обработки. Оттягивание ­ увеличение участка детали горячим утюгом для получения вогнутой формы  на смежном участке (срез рукава).

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Технология-Кройка и шитьё"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019