Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет
Оценка 4.8

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
искусство +1
Взрослым
26.03.2017
Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет
«Природа в формах и красках» в объединении «Экофантазер» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - двухгодичной. Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.«Природа в формах и красках» в объединении «Экофантазер» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - двухгодичной.
программа Бантыш ПО ИЗО.doc
Муниципальное образовательное учреждение МОУ лицей УКМО Дополнительная общеразвивающая  программа «Природа в формах и красках» для  учащихся 13­15 лет                                                                                      педагог дополнительного образования                                                                       Бантыш Нина Анатольевна              Составил: Усть­Кут, 2017 г. 1 Пояснительная записка Направленность   программы  «Природа   в   формах   и   красках»   в объединении    «Экофантазер»  является   программой  художественно­ эстетической направленности,  предполагает  кружковой уровень  освоения знаний   и   практических   навыков,   по  функциональному   предназначению   ­ учебно­познавательной, по времени реализации ­ двухгодичной. Программа   составлена   с   учетом   следующих   нормативно­правовых документов: ­ Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»; ­ Концепции развития дополнительного образования детей;  ­ Приложения к приказу Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Порядок организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по дополнительным общеобразовательным программам; ­ Письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15..04.2011 № 75­37­05441/11; ­ дополнительного образования» Сан. ПиН 2.4.4.3172­14    Программа  разработана на основе  типовых программ по изобразительному искусству:   «Изобразительное   искусство   и   художественный   труд»   под руководством   Б.М.   Неменского,   «Изобразительное   искусство»   под руководством  Т.Я. Шпикаловой, «Изобразительное искусство» под руководством В.С.Кузина.    Является адаптированной.   «Санитарно­эпидемиологических   требований   к   учреждениям   Новизна   программы  состоит   в   том,   что   в   процессе   обучения   учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и   воздушной   перспективе,   цветоведении,   композиции,   декоративной стилизации  форм, рисования,  аппликации,  а также о  наиболее  выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Актуальность   программы  обусловлена   тем,   что   происходит   сближение содержания программы с требованиями жизни. В   настоящее   время   возникает   необходимость   в   новых   подходах   к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль  принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту  окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию  художественно­эстетического вкуса, трудовой и творческой активности,  воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает  возможность творческой самореализации личности.  2 Тематика занятий требует не только изучения, но обязательного  эмоционального   проживания. Приоритетной целью уроков  является  духовно­нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств,  отвечающих  представлениям об истинной человечности, о доброте и  культуре, воспитании гражданственности и патриотизма. Программа рассчитана на два года обучения два раза в неделю по два часа для разновозрастных групп (6­е – 9­е классы). Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения   детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.  Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого   интеллекта   духовности   через   мастерство.   Целый   ряд   специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения   этого.   Программа     направлена     на   то,   чтобы   через   труд   и искусство приобщить детей к творчеству. Основная  цель  программы:                 Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической   отзывчивости,   формирование   творческой   и   созидающей личности,   социальное   и   профессиональное   самоопределение,   воспитанию патриотизма.         Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач  : воспитательной  – формирование эмоционально­ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта   человечества   –     как   основу     приобретении     личностного   опыта   и самосозидания;    1 художественно­творческой – развития творческих способностей, фантазии и   воображения,   образного   мышления,   используя   игру     цвета   и   фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).             В   целом   занятия   в   кружке   способствуют     разностороннему   и гармоническому   развитию   личности   ребенка,   раскрытию   творческих способностей,   решению   задач   трудового,   нравственного   и   эстетического воспитания. Принцип построения программы:          На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого   развития   воспитанников   на   различных   возрастных   этапах   и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические   принципы   программы:     доступность   и   наглядность, последовательность   и   систематичность   обучения   и   воспитания,   учет возрастных   и   индивидуальных   особенностей   детей.   Например,   в     группе 3 первого   года   обучения   дети     выполняют     творческие   задания,   в   группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки.  Обучаясь по программе,  дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Отличительные   особенности    данной   образовательной   программы   от   уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.            Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение   основами   изобразительного   искусства,   на   приобщение   детей   к активной   познавательной   и   творческой   работе.   Процесс   обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов   и   правил   изобразительного   искусства   у   школьников   развиваются творческие начала. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:  занятия в свободное время;  обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);  детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;  допускается  переход обучающихся   из одной группы  в другую (по возрасту).  Возраст   детей,  участвующих   в   реализации   данной   образовательной   программы   12­14   лет.   Дети   этого   возраста   способны   на   высоком   уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства. Сроки реализации образовательной программы рассчитан  на 2 года обучения. Первый   год  является   вводным   и   направлен   на   первичное   знакомство   с изобразительным искусством.  Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения,   даёт базовую   подготовку   для   использования   этих   знаний   в   дальнейшем.  В структуру   программы   входят   разделы,   каждый   из   которых   содержит несколько   тем.  В   каждом   разделе   выделяют   образовательную   часть: (первоначальные   сведения   о   декоративно­прикладном   и   изобразительном искусстве),   воспитывающую   часть:  (понимание   значения   живописи,   её эстетическая   оценка,   бережное   отношение   к  произведениям   искусства), практическая   работа   на   занятиях,   которая   способствует   развитию   у  детей творческих способностей (это могут быть   наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.). Формы занятий.    Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания     в   коллективе.   Он   предполагает   сочетание   коллективных, 4 Создание   ситуации   успеха,   чувства   удовлетворения   от   процесса групповых,   индивидуальных   форм   организации   на   занятиях.  Коллективные задания   вводятся   в   программу   с   целью   формирования   опыта   общения   и чувства   коллективизма.   Результаты   коллективного   художественного   труда обучающихся   находят   применение   в   оформлении   кабинетов,   коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как  подарки  для  родных,  друзей,  ветеранов войны  и  труда. Общественное положение   результатов   художественной   деятельности   школьников   имеет большое значение в воспитательном процессе.  Методы:      Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:    ­   Предоставление     ребенку   свободы   в   выборе   деятельности,   в   выборе способов работы, в выборе тем;  ­     Система   постоянно   усложняющихся   заданий   с   разными     вариантами сложности. Это обеспечивает  овладение приемами творческой работы всеми обучающимися; ­     В   каждом   задании   предусматривается     исполнительский   и   творческий компонент; ­  Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия; ­   деятельности; ­  Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.                        Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы,   художественных   средств   выразительности.   Они   приобретают   опыт художественной   деятельности   в   графике,   живописи.   В   любом   деле   нужна «золотая середина». Если развивать  у ребенка только фантазию или учить только,   копировать,   не   связывая   эти   задания   с   грамотным   выполнением работы,   значит,   в   конце   концов,   загнать   ученика   в   тупик.   Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.             Практические   занятия   и   развитие   художественного   восприятия представлены   в   программе   в   их   содержательном   единстве.   Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия   проходят   в   форме   самостоятельной   работы   (постановки натюрмортов, пленэры), где   стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным   относятся   также   итоговые   работы   по   результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько   минут   отведено   теоретической   беседе,   завершается   занятие просмотром работ и их обсуждением.  5 На протяжении двух лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются  занятия по методике «мастер­класс», когда педагог   вместе   с   обучающимися   выполняет   живописную   работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и   контрольные   вопросы   по   ходу   выполнения   работы,   находя   ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является  самым прямым   путем   обучения   в   любой   области,   а   особенно   в   изобразительном искусстве.  Этапы реализации программы: Первый год обучения  является вводным и направлен на первичное знакомство учащихся  с изобразительным искусством.  Второй год обучения закрепляет у учащихся знания, полученные на первом году обучения,   даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем.  Ожидаемые результаты освоения программы:          Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком   своего   оригинального   продукта,   а     главным   критерием   оценки ученика   является   не   столько   его   талантливость,   сколько   его   способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть   всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по ­ настоящему желающий этого ребенок 3           Дети,   в   процессе   усвоения   программных   требований,   получают допрофессиональную   подготовку,   наиболее   одаренные   –   возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.          В конце первого года обучения: Ученик будет знать:  ­  отличительные   особенности   основных   видов   и   жанров   изобразительного искусства; ­ ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;  ­ об основах  цветоведения,  манипулирование  различными мазками, усвоит азы рисунка, живописи и композиции. Ученик будет уметь:  ­ передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;   ­ понимать, что такое натюрморт,   пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет; ­   понимать,   что   такое   линейная   перспектива,   главное,   второстепенное, композиционный центр; ­ передавать геометрическую основу   формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров; ­ выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;  Ученик сможет решать следующие жизненно­практические задачи: 6 ­   владеть   гуашевыми,   акварельными   (отмывка),   масляными     красками, графическим материалом, использовать подручный материал; Ученик способен проявлять следующие отношения:  ­ проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей; ­ творчески откликаться на события окружающей жизни; Ученик будет уметь: ­ применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции,   чувствовать   и   уметь   передать   гармоничное   сочетание   цветов, тональные и цветовые отношения; ­ правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге; ­  передать   в   работе   не   только   настроение,  но   и   собственное   отношение   к изображаемому объекту;  ­   передавать   в   рисунке,   живописи   и   сюжетных   работах   объем   и пространственное   положение   предметов   средствами   перспективы   и светотени; ­ наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние  воздушной перспективы; ­ в сюжетных работах передавать движение; ­   искать   наилучшее   композиционное   решение   в   эскизах,   самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету; ­   приобретет   навыки   творческого   видения   и   корректного   обсуждения выполненных работ. Ученик сможет решать следующие жизненно­практические задачи:   ­   владеть   гуашевыми,     масляными   красками,   графическим   материалом, использовать подручный материал; ­ выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации; ­ работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей; ­   делиться   своими   знаниями   и   опытом   с   другими   обучающимися, прислушиваться к  их мнению; ­ понимать значимость   и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.  Ученик способен проявлять следующие отношения: ­ проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ. ­ эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков. ­ слушать собеседника и высказывать свою точку зрения; ­ предлагать свою помощь и просить о помощи товарища; 7 ­   понимать   необходимость   добросовестного   отношения     к   общественно­ полезному труду и учебе.      областные),  результатов освоения программы Способы проверки        Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме: ­ контрольных занятий по изученным темам; ­ конкурсы; ­ выставка детских работ; ­ в конце года готовится итоговая выставка работ.     На   первом,   репродуктивном   уровне   организации   деятельности обучающихся,   основными   формами   представления   результатов   работы являются: открытые занятия, выставки на уровне района, города, зачеты и зачетные работы, участие в конкурсах, защита рефератов.       На   втором,   эвристическом   уровне,   основными   формами   представления результатов   работы   являются:   зачетные   и   экзаменационные   работы, творческие отчеты, конкурсы и выставки более высокого уровня (городские, районные,   элементы   исследовательской   и   творческой деятельности. В качестве форм подведения итогов применяются  зачеты, зачетные итоговые работы, открытые занятия, конкурсы, выставки, защиты творческих работ. ­ выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока; ­ выполнение конкурсных и выставочных работ; ­ подведение итогов по результатам каждого полугодия.                              Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические   знания,   приобретенные   в   процессе   освоения   данной программы,   помогут   стать   кому­нибудь   грамотным,   заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем. Учебно­тематический план первый  год обучения. Для учащихся 13­14 лет,                                                              4 часа в неделю №  п/п I. 1.1. 1.2 II. Название разделов и тем  Введение в программу Вводное занятие Источники наших знаний об  изобразительном искусстве Основы рисунка. Изобразительные  средства рисунка. Общее кол­во часов 4 Теория Практ ика 2 2 2 6 12 2 6 8 2.1 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. Знакомство с материалами для  изобразительного искусства Все о графике: правила, законы, приемы. Изображение  пятном. От точки к фигуре в  пространстве.  Линия горизонта. Силуэт дерева. Изображение в объеме. Принципы  ограничения пространства. III. Основы цветоведения.  Живопись –  V. 3.5. 3.6. IV. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. искусство цвета. Первичные цвета. Цветовая гамма. Красоту нужно уметь замечать. 3.1. 3.2. 3.3. Монохромная живопись. Свет, цвет, форма. 3.4. Декоративное чувство фактуры. Рельефный  рисунок. Процарапанный и  перфорированный рисунок. Рисуем дерево тампованием. Растр в  рисунке. Бабочки. Узоры на крыльях. Контурная  линия. Силуэты в рисунке. Изображение растительного мира.  Изображение животного мира. Выполнение линейных рисунков трав. В гостях у осени. И.Грабарь. И. Левитан.  И.Шишкин. Осень в поэзии. Изображение осеннего букета. И. Хруцкий. Красивые рыбы.  Птицы Сибири. Графика. Пленэр. Река Лена. Экскурсия и  фотосъемка. Родная природа в творчестве русских  художников (И.Шишкин, А.Саврасов,   К.Юон, И.Левитан) Основы композиции. Взаимосвязь  элементов в произведении. Узор из кругов и треугольников. Композиция в рисунке. Изображение  осенних плодов.  Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев  и бабочек. Раппортные рисунки. Статичная и динамичная композиция.  Композиция в рисунке. Композиционная  схема. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 4.6. 12 12 12 4 2 6 2 2 2 4 2 2 4 2 2 2 2 2 6 2 2 2 8 2 2 2 2 8 2 2 9 5.5. 5.6. VI. 6.1. 6.2. 6.3. Геометрические композиции. Ритмичная  композиция. Контрапост. Декоративно­прикладное искусство.  Праздничные краски узоров.  Орнамент. Стилизация. Орнамент из цветов, листьев и бабочек  Орнамент из геометрических фигур. Русское народное творчество в  декоративном прикладном искусстве. Аппликация. Коллаж. Выполнение панно. 6.4. VII. Основы декоративно­прикладного  искусства. Приобщение к истокам Сказка в декоративном искусстве. Волшебные листья и ягоды. Хохломская  роспись. Узоры, которые создали люди. Дымковская  игрушка.  Рисунки по национальным  мотивам  Жостово. Рисование кистью элементов Городецкого  растительного узора. Национальные мотивы. Связь времен 7.6. VIII Жанры изобразительного искусства:  7.4. 7.1. 7.2. 7.3. 7.5. пейзаж, портрет, натюрморт Выдающиеся русские художники ­ И.Репин,  И.Шишкин Родные просторы в произведениях русских  художников и поэтов Городские и сельские пейзажи. Изображение фигуры человека. Основы натюрморта. Рисование с натуры. Линейная перспектива. Воздушная  перспектива. Угловая перспектива. Пейзаж в перспективе.  Графика. Графика. Объем средствами светотени. Тематическое рисование. Красота родной природы Составление мозаичного панно «Спящая  природа» Рисование на тему: «Закат» Рисование на тему: «Восход солнца» Рисование на тему:  «Пейзаж с радугой» Рисование на тему: «Времена года» 8.1. 8.2. 8.3. 8.4. 8.5. 8.6. 8.7. 8.8. IX. 9.1. 9.2. 9.3. 9.4. 9.5. 9.6. 10 12 16 32 4 2 2 4 2 2 4 2 2 2 2 2 2 6 2 4 8 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 30 4 4 4 4 4 10 9.7. 9.8. 9.9. Рисование на тему: «Сибирская тайга» Сибирские пейзажи. Обобщение знаний по изображению  пейзажей. Живопись. Графика.  Оформительские, творческие и  выставочные работы. 10.1. Мы  ­ юные дизайнеры. 10.2. Знакомство с различными гарнитурами  X. шрифтов. Рисуем буквы. 10.3. Искусство оформления книги.  XI. Наработки навыков и умений и их  практическое применение в оформлении  работ и творческих выставок 11.1. Виды изобразительного искусства.  Архитектура. Воспитательная работа 11.2. Дизайнерское оформление работ.  XII 12.1. Работа с родителями 12.2. Мероприятия внутри детского объединения 12.3. Участие в выставках разного уровня 12.4. Итоговое занятие ИТОГО 4 4 2 4 2 2 2 4 8 4 4 2 102 6 4 10 2 144 2 2 2 2 2 2 42 Содержание программы Первый год обучения № Название  раздела и тем I 1.1 Вводное занятие Введение в программу 1.2   Источники наших знаний об изобразительном искусстве. Основные узловые моменты 1. Ознакомление с работой детского  объединения  «Экофантазер» Проведение  вводного инструктажа по Т.Б.  2. Рассказ с элементами беседы по теме:  «Изобразительное искусство в жизни  человека» 1.Инструменты,  необходимые для работы на занятиях. 2. Рисование на свободную тему.  Практическая работа:  Рисунок. II Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка 2.1   Знакомство с материалами  для занятий  изобразительным   1.Правила. Законы. Умение познавать мир  через рисунок. 2.Знакомство с произведениями художников, 11 искусством.    2.2. Все о графике: правила,  законы, приемы. 2.3.    Изображение  пятном. От  точки к фигуре в  пространстве. Контрасты.  Линии объемного  характера. 2.4. Линия горизонта. Силуэт  дерева. 2.5. Изображение в объеме.  Принципы ограничения  пространства. 3.2    Красоту нужно уметь  замечать. Природа цвета. 3.3. Монохромная живопись.  Свет, цвет, форма. 3.4. Декоративное чувство  фактуры. Плоская и  объемная фактура.  3.5. Рисуем дерево  тампованием. Силуэты в  рисунке. Контрасты между  силуэтами.   3.6. Бабочки. Узоры на  III. Основы  цветоведения.  Живопись – искусство цвета 3.1 Первичные цвета. Цветовая гамма.  выполненных в разнообразных техниках. Практическая работа:  Гуашь, масло 1.Материалы и инструменты. Краска как вид рисовального материала. Бумага. 2.Один инструмент на разных основаниях. 3.Выполнение рисунка на разных  основаниях; картоне, оберточной бумаге,  ватмане. 1.Изучение природного материала. 2.Бережное отношение к красоте природы   через изображение, рисунок. Практическая работа:  Рисунок. 1.Передача в рисунках формы, очертания и  цвета изображаемых предметов. 2.Развитие интереса к познанию  окружающего мира через наблюдение  природных явлений. Практическая работа:  Пленэр. 1.Работа с природным материалом,  сравнение, анализ. 2. Беседа Практическая работа: Фотосессия. 1.Цветоведение. Живописные техники. 2.Беседа. Цвета и оттенки в природе. Практическая работа: Цветовой круг. 1.Изучение фактуры природных форм.  2.Картины русских художников. Практическая работа: Монотипия.  Практическое выполнение задания  отмывкой.  Практическое выполнение заданий :  зарисовка квадратного формата мелким  растром, контрастные линии,  зигзагообразные линии, волнистые линии. 1.Творческие работы на основе собственного замысла. 2.Экскурсия «Здравствуй, мир!» на  «Домашний» остров. Практическая работа: Тампование.  Тонирующие линии. Отмывка. 1.Рассказ о бабочках. Выбор выразительных  12 крыльях. Контурная линия.  Тонирующая линия.  Увеличение. Негатив. средств.  2. Природные связи, анализ, выводы. Практическая работа: Изображение с  натуры, по памяти и воображению бабочки. IV. Изображение растительного мира. Изображение животного мира. 4.1 Выполнение линейных  1.Правила рисования с натуры, по памяти и  представлению.  2.Развитие наблюдательности за растительным  миром через сравнения, анализ, просмотр  иллюстраций, альбомов. Практическая работа: Выполнение рисунка в цвете  1.Передача настроения в творческой работе  с помощью цвета, композиции. 2. Знакомство с отдельными композициями  выдающихся художников: И. И. Левитан  «Золотая осень» Практическая работа: Рисование с натуры  простых по очертанию и строению объектов. 1.Изображение на заданную тему. 2. Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, литературой. Виды и жанры  изобразительных искусств. Практическая работа: Создание  композиции рисунка  осеннего букета  гуашью, маслом. 1.Правила рисования с натуры, по памяти и  представлению. 2. Выбор и применение выразительных  средств, предназначенных    для реализации  собственного замысла в рисунке. Практическая работа: Выполнение  набросков рыб в цвете, в графике. Анализ наблюдений. Работа по  фотографиям. Изображение воды. 1.Анализ произведений. Приемы  изображений.  2.Выполнение практических заданий по  мотивам произведений русских художников. 1.Знание основных законов композиции 2. Выбор главного композиционного центра. Практическая работа: Упражнение на   13 рисунков трав.  Перекрывающее положение линий. Штриховка. 4.2 В гостях у осени.  И.Грабарь. И. Левитан.  И.Шишкин. Осень в поэзии. Современные поэты о  временах года. 4.3 Изображение осеннего  букета. Контрастные цвета. Малые голландцы. Русские  художники. И. Хруцкий,  К. Петров­Водкин.,  В.Стожаров. 4.4   Красивые рыбы. Графика.  Тушь. Отмывка. Живопись. 4.5. Пленэр. Река Лена.  Экскурсия. Фотосъемка. 4.6. Природа в изображении  русских художников  (И.Шишкин,А.  Куинджи,А.Саврасов, Н.  Ромадин,А.Герасимов,  И.Левитан) Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении V. 5.1 Понятие композиции. 5.2   Композиция в рисунке.  Изображение осенних  плодов.  5.3    Виды композиции.  Открытая и замкнутая  композиция. 5.4. Статичная и динамичная  композиция. Ритм. 5.5. Другие виды композиции.  Квадрат. Овал.  Треугольник.  Прямоугольник. 5.6. Геометрические  композиции. Практическое  применение.   VI Орнамент. Стилизация.  6.1.   Орнамент из цветов,  листьев и бабочек  6.2.   Орнамент из  геометрических фигур.  заполнение свободного пространства на  листе 1.Ознакомление с творчеством художников­ аниматоров.  2.Отработка навыков в изображении  предметов сложной формы. Практическая работа: Наброски корзины с  грибами и овощами  по памяти или по  представлению, с натуры. 1.Правила рисования с натуры, по памяти и  представлению  2.Восприятие и передача красоты. Практическая работа: Выполнение рисунка в цвете  1.Горизонталь. Вертикаль. Диагональ.  Приемы построения композиций. 2.Выполнение практических заданий на  статику и динамику. 1.Ознакомление с произведениями  современных художников в России. 2.Практическое выполнение заданий по  построению композиции.   1. Рисование узоров и декоративных  элементов по образцам.  2.Выполнение заданий по построению  геометрических орнаментов на предметах  быта.  Практическая работа: Освоение различных  приемов  работы  гуашью, отмывка  акварелью. 1.Законы построения орнаментов:  симметрия, чередование элементов; 2.Цветовое решение. Понятие «стилизация»,  переработка природных форм  в  декоративно­обобщенные. Практическая работа: Самостоятельное  составление орнаментов. 1.Художественные техники и материалы в  аппликации.  Техника безопасности.  2.Знакомство с материалами для выполнения аппликации. Практическая работа: Выполнение  14 6.3.   Русское народное  творчество в декоративном  прикладном искусстве. 6.4. Аппликация. Рисунки.  Панно. Коллаж. орнамента из различных геометрических  фигур. 1. Произведения современных художников в  России.  2 Рисование узоров и декоративных  элементов по образцам.  Практическая работа:  Выполнение узора  на предметах декоративно­прикладного  искусства. 1. Обсуждение темы и композиции панно. 2. Практическое применение. Выполнение  панно на тему. VII. Основы декоративно­прикладного искусства. Приобщение к истокам 7.1 Сказка в декоративном  искусстве. 7.2    Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись.  7.3   Узоры, которые создали  люди. Дымковская  игрушка.  7.4. Жостовская роспись.  Рисунки по мотивам  росписи. 7.5    Тема: Рисование кистью  элементов Городецкого   растительного узора.  7.6. Национальные мотивы.  Связь времен. 1. Особенностями декоративно­прикладного  искусства. 2. Образцы русского народного декоративно­ прикладного искусства: русские матрешки,  Хохлома, Городец, Полхов­Майдан. Практическая работа: Составление эскизов и выполнение росписей на заготовках.  1.Освоение основ декоративно­прикладного  искусства. 2  Произведения народных художественных  промыслов в России. Практическая работа: Самостоятельное  выполнение в полосе  растительных узоров. 1.Современные художники  в России. 2. Рисование узоров и декоративных  элементов по образцам.  Практическая работа: Самостоятельное  выполнение растительных и геометрических  узоров. 1.Обсуждение сюжета росписи. 2. Практическое выполнение рисунка ,  вписанного в круг, овал. 1.Основы декоративно­прикладного  искусства.  2.Произведениями народных  художественных промыслов в России.  Практическая работа: Рисование узоров и   декоративных элементов по образцам.. Мастера  села Полхов­Майдан. Русская  матрешка. Беседа на тему. 2. Зарисовки по национальным мотивам. 15 VIII Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт 8.1   «Выдающиеся русские  художники – И. Репин, И.  Шишкин».  1.  Произведениями русского, советского и  зарубежного изобразительного искусства 2.Виды и жанры искусства,  крупнейшие  художественные музеи. Практическая работа: Выполнение  простейшего пейзажа по памяти и с  репродукций. 1.Красота окружающего мира. Взаимосвязь   литературы и изобразительного искусства.   2.Произведения живописи русских  художников.  Практическая работа: Рисование на основе  наблюдений или по представлению.  1. Навыки последовательной работы над  тематическим рисунком. 2.Историческое прошлое нашей Родины. Практическая работа: Рисование на основе  наблюдений или по представлению.  1.Первичные навыки рисования с натуры  человека. Практическая работа: Рисование с натуры.  1.Передача настроения в творческой работе.  2.Работа над развитием чувства композиции. Практическая работа: Рисование с натуры:  кувшин и яблоко.  1. Повторение приемов построения  перспективы. Законы перспективы. 2.Выполнение заданий на остроения  перспективы. 1.Обсуждение задания. Выбор времени года. 2. Выполнение пейзажа . Живопись. 1. Графические методы построения  окружающих предметов. 2. Практическое задание на построение  объема. Карандаш. 1.Красота сибирской природы.    2.Развитие эстетического восприятия  мира. Практическая работа: Выполнение  эскиза  пейзажа по памяти и представлению.  Аппликация. 1.Работа над выразительными средствами в  рисунке, аппликации.  16 8.2   Родные просторы в  произведениях русских  художников и поэтов.  8.3   Городские и сельские  пейзажи. 8.4    Фигуры человека.  8.5 Основы натюрморта.  Рисование с натуры  натюрморта 8.6. Линейная перспектива.  Воздушная перспектива.  Угловая перспектива. 8.7. Пейзаж в перспективе. 8.8. Графика. Объем  средствами светотени. IX Тематическое рисование  9.1. Красота родной природы. 9.2. Составление мозаичного  панно «Спящая природа». 9.3. Рисование на тему «Закат  солнца». 9.4. Рисование на тему «Восход  солнца». 9.5. Рисование на тему:   «Пейзаж с радугой». 9.6. Рисование на тему:  «Времена года» 9.7 Рисование на тему:  «Сибирская тайга» 9.8. Рисование на тему:  «Сибирские  пейзажи». 9.9. Обобщение знаний по  изображению пейзажей 2.Передача настроения в творческой работе  с помощью  цвета, композиции, объёма. Практическая работа: Передача настроения в творческой работе с помощью  цвета,  композиции, объёма. 1.Элементарные основы живописи   2.Совершенствование навыков рисования в  цвете. Практическая работа: Рисование на основе  наблюдений или по представлению.  1.Основы воздушной перспективы.   2.Совершенствование навыков рисования в  цвете. Практическая работа:  Рисование на основе наблюдений или по представлению. 1.Особенности художественного творчества:  художник и зритель. 2. Освоение основ рисунка. Практическая работа: Рисование на основе  наблюдений или по представлению.  1.Основы воздушной перспективы.   2.Совершенствование навыков рисования в  цвете. Практическая работа: Рисование на основе  наблюдений или по представлению.  1.Элементарные основы живописи. 2. Основы воздушной перспективы.  Навыки  рисования в цвете. Практическая работа: Рисование на основе  наблюдений или по представлению.  1.Элементарные основы живописи. Основы  воздушной перспективы.  2. Совершенствование навыков рисования в  цвете. Практическая работа: Рисование на основе  наблюдений или по представлению.  1. Повторение сведений о приемах и методах построения пейзажей. 2. Обучение умению простейшими  средствами  передавать движение воды Практическая работа: Передача настроения в творческой работе с помощью  цвета,  композиции, объёма. 17 X. 10.1. Оформительские, творческие и выставочные работы.   Мы – юные дизайнеры.  XI. Наработки навыков и умений и их практическое применение в  оформлении работ и творческих выставок . 10.2. Знакомство с различными  гарнитурами шрифтов. 10.3. Искусство оформления  книги о природе 11.1. Виды изобразительного  искусства  и архитектуры. Живопись. Графика. 11.2. Дизайнерское оформление  работ. XII. Воспитательная работа 12.1. Работа с родителями 12.2. Мероприятия внутри  детского объединения 12.3. Участие в выставках  разного уровня  12.4. Итоговое занятие 1.Дизайн как область искусства предметного мира. 2.Критерии, ценности дизайнерских  разработок. Практическая работа: Дизайнерское  оформление работ. 1.Изучение типов шрифтов. 2. Выполнение отдельных видов шрифтов.  Графика. 1.Книга в нашей жизни. 2. Оформляем титульный лист. 1.Виды живописи. Графика. Архитектура. 2.История русской живописи. Практическая работа:  Просмотр фильмов  о художниках, иллюстраций, знакомство с  книгами о художниках и живописи в  изостудии и в библиотеках..  1.Обобщение знаний по дизайну 2. Дизайнерское оформление работ Практическая работа: Оформление  выставок.  Работа с багетами, изготовление и грунтовка холстов. Родительское собрание по теме: «Начало  года. Знакомство и сотрудничество» 1.Организация  чаепитий в дни рождений,   дружеские чаепития с беседами.  2.Обсуждениями успехов и неудач. Чаепития в студии. Дни рождения учащихся 1.Участие в художественных выставках  города, области, международных выставках  в торжественных мероприятиях. 2. Работа с музеем города. Подведение итогов. Обсуждение итогов  года. Планирование мероприятий. Учебно­тематический план Второй   год обучения 18 Для учащихся 14­15 лет,                                                              4 часа в неделю №  п/п I. 1.1. 1.2 II. 2.1 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. Название разделов и тем  Введение в программу Вводное занятие Источники наших знаний об  изобразительном искусстве Основы рисунка. Изобразительные  средства рисунка. Знакомство с материалами для  изобразительного искусства Все о графике: правила, законы, приемы. Изображение  пятном. От точки к фигуре в  пространстве. Пятно в натуральной  перспективе. Силуэт. Линия. Контрасты.  Линия горизонта. Силуэт дерева.  Природная форма.  Измерения. Изображение в объеме. Принципы  ограничения пространства. Компоновка.  Объект в формате. Основные трехмерные  формы. III. Основы цветоведения.  Живопись –  3.1. 3.2. искусство цвета. Первичные цвета. Цветовая гамма. О  природе цвета. Красоту нужно уметь замечать.  Пространственные  свойства цвета. 3.3. Монохромная живопись. Свет. Цвет. Форма. 3.4. 3.5. 3.6. IV. Светлотный  и цветовой контрасты. Декоративное чувство фактуры.  Техническая калька. Шершавая фактурная  бумага. Мелованная бумага. Как свет  определяет фактуру Рисуем дерево. Рисование «мокрое по  мокрому». Размывка. Силуэты.  Силуэт и  иллюзия объема. Бабочки. Узоры на крыльях. Контурные  линии. Растр. Тонирующие линии. Изображение растительного мира.  Изображение животного мира. Общее кол­во часов 4 Теория Практ ика 2 2 12 12 2 6 4 2 6 2 2 2 12 4 2 6 2 2 2 6 2 2 2 8 19 4.2. 4.3. 5.1. 5.2. 4.4. 4.5. 4.6. 4.1. Выполнение линейных рисунков трав.  Перекрывающее наложение линий.  Тонирующие линии. Контурные линии. В гостях у осени. Изображение осенних  пейзажей в русской живописи.  Осенняя  палитра. Изображение осеннего букета. Малые  голландцы. Натюрморт. Русская живопись. Красивые рыбы.  Птицы Сибири. Графика.  Отмывка. Живопись. Пленэр. Река Лена. Экскурсии. Фотосъемка. Природа в изображении русских  художников (И.Шишкин, И.Левитан, А.  Саврасов, А. Куинджи). Творчество Б.  Щербакова. Основы композиции. Взаимосвязь  элементов в произведении. Композиция. Пять составляющих. Край.  Линия. Цвет. Фактура.Тон. Композиция в рисунке. Изображение  осенних плодов. Открытая, замкнутая  композиция.  Виды композиции. Разные композиционные  схемы. Вертикаль. Горизонталь.  Прямоугольник. Квадрат. Статичная и динамичная композиция. Ритм.  Тональная композиция. Другие виды композиции. Симультанная  композиция, геометрическая,  многоплановая, зональная, кулисная. Геометрические композиции. Практическое  применение. Рисунок. Живопись. Орнамент. Стилизация. Орнамент из цветов, листьев и бабочек.  Растительные орнаменты.  Орнамент из геометрических фигур.  Геометрические  орнаменты. Русское народное творчество в  декоративном прикладном искусстве. Аппликация. Рисунки. Панно. Коллаж. 6.4. VII. Основы декоративно­прикладного  искусства. Приобщение к истокам VI. 6.1. 6.2. 6.3. 5.4. 5.5. V. 5.3. 5.6. 2 2 4 2 2 4 2 2 4 12 10 12 2 2 2 2 8 2 2 2 2 6 2 4 8 20 7.1. 7.2. 7.3. Сказка в декоративном искусстве. От  наброска до сказки.  Волшебные листья и ягоды. Хохломская  роспись. История промысла. Узоры, которые создали люди. Дымковская  игрушка. Дымковские мотивы и  современность. 7.4. Жостовская роспись. Рисунки по мотивам  росписи. Рисование кистью элементов Городецкого  растительного узора. Национальные мотивы. Связь времен 7.6. VIII Жанры изобразительного искусства:  7.5. 8.1. 8.2. 8.3. 8.4. 8.5. 8.6. 8.7. 8.8. IX. 9.1. 9.2. 9.3. 9.4. 9.5. 9.6. 9.7. пейзаж, портрет, натюрморт Выдающиеся русские художники ­ И.Репин,  И.Шишкин, А.Куинджи, А. Саврасов.  Мировое художественное наследие. Родные просторы в произведениях русских  художников и поэтов Городские и сельские пейзажи. Времена  года. Изображение фигуры человека. Фигура в  перспективе. Основы  натюрморта.  Рисование с натуры. Линейная перспектива.  Воздушная  перспектива. Обратная перспектива.  Угловая перспектива. Пейзаж в перспективе. Сибирские пейзажи. Графика. Объем средствами светотени.  Тональный контраст. Тематическое рисование. Красота родной природы. Составление мозаичного панно «Спящая  природа», «Ночной пейзаж». Смешанные  техники. Рисование на тему: «Закат». Контражур. Рисование на тему: «Восход солнца».  Контражур. Рисование на тему:  «Пейзаж с радугой»,  Дождливый день», «Тайга  под снегом». Рисование на тему: «Времена года в  Приленье» Рисование на тему: «Сибирская тайга».  Плэнер. 2 2 4 2 2 2 2 16 32 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 30 4 4 4 4 4 4 21 X. 9.8. 9.9. Сибирские пейзажи. Времена года. Пейзажи. Приемы и методы. Живопись.  Графика. Оформительские, творческие и  выставочные работы. 10.1. Мы  ­ юные дизайнеры. 10.2. Знакомство с различными гарнитурами  шрифтов. Популярные шрифты. 10.3. Искусство оформления книги о природе. XI. Наработки навыков и умений и их  практическое применение в оформлении  работ и творческих выставок 11.1. Виды и жанры изобразительного искусства.  Архитектура и природа. Воспитательная работа 11.2. Дизайнерское оформление работ.  XII 12.1. Работа с родителями 12.2. Мероприятия внутри детского объединения 12.3. Участие в выставках разного уровня 12.4. Итоговое занятие ИТОГО 4 2 4 2 2 2 4 8 4 4 2 102 6 4 10 2 144 2 2 2 2 2 2 42 Содержание программы Второй  год обучения № Название  раздела и тем I 1.1 Вводное занятие Введение в программу Основные узловые моменты 1. Ознакомление с работой детского  объединения  «Экофантазер» Проведение  вводного инструктажа по Т.Б.  2. Рассказ с элементами беседы по теме:  «Изобразительное искусство в жизни  человека» 1.Инструменты,  необходимые для работы на занятиях. 2. Рисование на свободную тему.  Практическая работа:  Рисунок. 1.2   Источники наших знаний об изобразительном искусстве. II Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка 2.1   Знакомство с материалами  для занятий  изобразительным   1.Правила. Законы. Умение познавать мир  через рисунок. 2.Знакомство с произведениями художников, 22 искусством.    2.2. Все о графике: правила,  законы, приемы. Рисунок графитным  карандашом, рисунок  ластиком, цветными  мелками. 2.3.    Изображение  пятном. От  точки к фигуре в  пространстве. Контрасты.  Силуэт и линия. Линии  объемного характера.  Рисование основных  геометрических форм. 2.4. Линия горизонта. Силуэт  дерева. Природная форма. Измерения.  2.5. Изображение в объеме.  Принципы ограничения  пространства. Основные  двухмерные фигуры.  Основные трехмерные  формы. выполненных в разнообразных техниках. Практическая работа:  Гуашь, масло 1.Материалы и инструменты. Краска как вид рисовального материала. Бумага. 2.Один инструмент на разных основаниях.  Инструменты и техника рисунка. Практическая работа:  Выполнение  рисунка на разных основаниях; картоне,  оберточной бумаге, ватмане. 1.Изучение природного материала. 2.Бережное отношение к красоте природы   через изображение, рисунок. Практическая работа:  Рисунок. 1.Передача в рисунках формы, очертания и  цвета изображаемых предметов. 2.Развитие интереса к познанию  окружающего мира через наблюдение  природных явлений. Практическая работа:  Пленэр. 1.Работа с природным материалом,  сравнение, анализ. 2. Беседа Практическая работа: Рисунки в карандаше. III. Основы  цветоведения.  Живопись – искусство цвета 3.1 Первичные цвета. Цветовая гамма. Восприятие цвета. О природе цвета. 1.Цветоведение. Живописные техники. 2.Беседа. Цвета и оттенки в природе. Практическая работа: Цветовой круг. 3.2    Красоту нужно уметь  замечать.  Пространственные свойства цвета. 1.Изучение фактуры природных форм.  2.Картины русских художников. Практическая работа: Монотипия.  3.3. Монохромная живопись.  Свет, цвет, форма.  Светлотный и цветовой  контрасты. 3.4. Декоративное чувство  фактуры. Плоская и  Практическое выполнение задания  отмывкой.  Практическое выполнение заданий :  зарисовка квадратного формата мелким  23 объемная фактура. Как  свет определяет фактуру. 3.5. Рисуем дерево. Силуэты в  рисунке. Контрасты между  силуэтами.  Силуэт и  иллюзия объема.  Плэнер. 3.6. Бабочки. Узоры на  крыльях. Контурная линия.  Тонирующая линия.  Увеличение. Негатив.  Контурный рисунок. растром, контрастные линии,  зигзагообразные линии, волнистые линии. 1.Творческие работы на основе собственного замысла. 2.Экскурсия «Здравствуй, мир!» на  «Домашний» остров. Практическая работа: Тампование.  Тонирующие линии. Отмывка. 1.Рассказ о бабочках. Выбор выразительных  средств.  2. Природные связи, анализ, выводы. Практическая работа: Изображение с  натуры, по памяти и воображению бабочки.  Рисунок пером, кистью, капиллярной  ручкой, фломастером. IV. Изображение растительного мира. Изображение животного мира. 4.1 Выполнение линейных  рисунков трав.  Перекрывающее положение линий. Штриховка.  Детальный набросок. 4.2 В гостях у осени.  И.Грабарь. И. Левитан.  И.Шишкин. Осень в поэзии. Современные поэты о  временах года. Осенняя палитра. 4.3 Изображение осеннего  букета. Контрастные цвета. Малые голландцы. Русские  художники. И. Хруцкий,  К. Петров­Водкин.,  В.Стожаров. Натюрморты  художника Ильи Машкова. 1.Правила рисования с натуры, по памяти и  представлению.  2.Развитие наблюдательности за растительным  миром через сравнения, анализ, просмотр  иллюстраций, альбомов. Практическая работа: Выполнение рисунка в цвете. Рисуем на природе. 1.Передача настроения в творческой работе  с помощью цвета, композиции. 2. Знакомство с отдельными композициями  выдающихся художников: И. И. Левитан,  И.Шишкин, И. Грабарь. Анализ композиции  и цветового решения по репродукциям. Практическая работа: Рисование с натуры  натюрморта. 1.Изображение на заданную тему. 2. Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, литературой. Виды и жанры  изобразительных искусств. Практическая работа: Создание  композиции рисунка  осеннего букета,  осеннего натюрморта  гуашью, маслом. 4.4   Красивые рыбы. Графика.  Тушь. Отмывка. Живопись. Матисс  «Красные рыбы». Художники – анималисты. Творчество Василия  Ватагина, Михаила  1.Правила рисования с натуры, по памяти и  представлению. 2. Выбор и применение выразительных  средств, предназначенных    для реализации  собственного замысла в рисунке. Практическая работа: Выполнение  24 Кукунова. набросков рыб в цвете, в графике, отмывке. 4.5. Пленэр. Река Лена.  Фотосъемка. Городские и  сельские пейзажи. 4.6. Природа в изображении  Анализ наблюдений. Работа по  фотографиям. Правила  изображение воды.  Отражение.  1.Анализ произведений. Приемы  изображений.  2.Выполнение практических заданий по  мотивам произведений русских художников. Пейзажи.  русских художников.  Двенадцать месяцев в  творчестве художника –  пейзажиста Бориса  Щербакова. Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении . Пять составляющих  композиции (край, линия,  тон, цвет, фактура). V. 5.1 5.2   Композиция  в рисунке. Композиционная схема. 5.3    Виды композиции. Открытая и замкнутая  композиция. Композиция  вертикальная и  горизонтальная, в форме  прямоугольника или  квадрата. 5.4. Статичная и динамичная  композиция. Ритм.  Тональная композиция. 5.5. Другие виды композиции. 5.6. Виды композиции на   1.Знание основных законов композиции.  Линейная композиция. 2. Выбор главного композиционного центра. Практическая работа: Упражнение на   заполнение свободного пространства на  листе. 1.Ознакомление с творчеством художников­ аниматоров.  2.Отработка навыков в изображении  предметов в различных композиционных  схемах. Практическая работа: Наброски корзины с  грибами и овощами. Осенний натюрморт по  памяти или воображению. 1.Значение композиции.  2.Восприятие и передача красоты при  помощи геометрии. Практическая работа: Выполнение   рисунков на закрепление темы  «Композиция» 1.Горизонталь. Вертикаль. Диагональ.  Приемы построения композиций. Четыре  типа линейной композиции. 2.Выполнение практических заданий на  статику и динамику. 1.Ознакомление с произведениями  художников  мира с точки зрения  композиции. 2.Практическое выполнение заданий на  построение композиционных схем. 1. Композиционные схемы. 25 художественных примерах.  Рисунки, живопись. 2.Выполнение заданий по теме  «Композиция» Практическая работа: Освоение различных  приемов  в построении композиции.   VI Орнамент. Стилизация.  6.1.   Орнамент из цветов,  листьев и бабочек.  Орнамент шаг за шагом.  6.2.   Орнамент из  геометрических фигур.  Ритм. Керамика. Южная  Туркмения. Балхарская керамика.  Дагестан. 6.3.   Русское народное  творчество в декоративном  прикладном искусстве. Красота орнамента из  растительных форм.  Художественные элементы  орнамента. 6.4. Аппликация. Бумага.  Картон. Ткань. Рисунки.  Панно. Коллаж. Городские  и сельские мотивы. 1.Законы построения орнаментов:  симметрия, чередование элементов; 2.Цветовое решение. Понятие «стилизация»,  переработка природных форм  в  декоративно­обобщенные. Практическая работа: Самостоятельное  составление орнаментов. 1.Художественные техники и материалы.   Техника безопасности.  2.Знакомство с материалами для выполнения аппликации. Практическая работа: Выполнение  орнамента из различных геометрических  фигур. 1. Произведения современных художников в  России.  2 Рисование узоров и декоративных  элементов по образцам.  Практическая работа:  Выполнение узора  на предметах декоративно­прикладного  искусства. Тарелка. Кувшин. 1. Обсуждение темы и композиции панно. 2. Практическое применение. Выполнение  панно на тему. VII. Основы декоративно­прикладного искусства. Приобщение к истокам 7.1 Сказка в декоративном  искусстве. От наброска до  сказки. 7.2    Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись.  Отличительные  1. Особенностями декоративно­прикладного  искусства. 2. Образцы русского народного декоративно­ прикладного искусства: русские матрешки,  Хохлома, Городец, Полхов­Майдан. Практическая работа: Составление эскизов и выполнение росписей на заготовках.  1.Освоение основ декоративно­прикладного  искусства. 2  Произведения народных художественных  26 особенности хохломской  росписи. История  промысла.  промыслов в России. Практическая работа: Самостоятельное  выполнение в полосе  растительных узоров. 7.3   Узоры, которые создали  люди. Дымковская  игрушка. Современное  применение. 7.4. Жостовская роспись.  Рисунки по мотивам  росписи. Роспись по  металлу. История. Живая  форма. Декоративная  обобщенность. 7.5    Тема: Рисование кистью  элементов Городецкого   растительного узора.  Бубенчик. Купавка. Розан. 1.Современные художники  в России. 2. Рисование узоров и декоративных  элементов по образцам.  Практическая работа: Самостоятельное  выполнение растительных и геометрических  узоров. 1.Обсуждение сюжета росписи. 2. Практическое выполнение рисунка,  вписанного в круг, овал. Цветы: крупные  садовые, мелкие полевые. 1.Основы декоративно­прикладного  искусства.  2.Произведениями народных  художественных промыслов в России.  Практическая работа: Рисование узоров и   декоративных элементов по образцам.. 1.Мастера  села Полхов­Майдан. Русская  матрешка. Беседа на тему. 2. Зарисовки по национальным мотивам. 7.6. Национальные мотивы.  Связь времен.  Жизнерадостная  Городецкая. Злато  ­солнечная Хохлома.  Красавица Гжель.  Мезенская роспись –  мировосприятие славян. наследие в жанрах  изобразительного  искусства. 8.2   Родные просторы в  произведениях русских  художников и поэтов.  Жизнь природы в  творчестве художника – пейзажиста Николая  Ромадина VIII Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт. 8.1   Мировое художественное  1.Знакомство с  произведения русского,  советского и зарубежного изобразительного  искусства 2.Виды и жанры искусства,  крупнейшие  художественные музеи. Практическая работа: Выполнение  простейшего пейзажа по памяти и с  репродукций. 1.Красота окружающего мира. Взаимосвязь   литературы и изобразительного искусства.   2.Произведения живописи русских  художников.  Практическая работа: Рисование на основе  наблюдений или по представлению.  27 8.3   Городские и сельские  пейзажи в разное время  года. Природа в разное  время суток на картинах  художников. А. Куинджи.  И.Левитан. 8.4    Фигуры человека. Фигура в  перспективе. Человек и  природа. 8.5 Основы натюрморта.  Рисование с натуры  натюрморта. Голландские и Фламандские художники.  Натюрморт в русской  живописи. 8.6. Линейная перспектива.  Воздушная перспектива.  Угловая перспектива.  Обратная,  сферическая,  тональная,  перцептивная  перспектива. 8.7. Пейзаж в перспективе.  Развитие пейзажа в  Европейском искусстве.  Пейзаж в русской и  советской живописи. 8.8. Графика. Объем  средствами светотени.  Тональный контраст.  В.Фаворский. А. Дюрер. IX Тематическое рисование  9.1. Красота родной природы. Порыв ветра, звук дождя,  плеск волны и кисть  художника. Творчество  русских художников. 9.2. Составление мозаичного  панно «Спящая природа».  Смешанные техники. 1. Навыки последовательной работы над  тематическим рисунком. 2.Историческое прошлое нашей Родины. Практическая работа: Рисование на основе  наблюдений или по представлению.  1.Первичные навыки рисования с натуры  человека. Практическая работа: Рисование с натуры.  1. Анализ картин. Передача настроения в  творческой работе.  2.Работа над развитием чувства композиции. Практическая работа: Рисование с натуры:  кувшин и яблоко.  1. Повторение приемов построения  перспективы. Законы перспективы. 2.Выполнение заданий на построение  перспективы. 1. Пейзаж в мировом искусстве. Фильмы.  Слайды. Презентации. Обсуждение задания. Выбор времени года. 2. Выполнение пейзажа . Живопись. 1. История графики. Графические методы  построения окружающих предметов. 2. Практическое задание на построение  объема. Карандаш. 1 Творчество русских художников  Иллюстрации.  Презентация.  Красота  сибирской природы.    2.Развитие эстетического восприятия  мира. Практическая работа: Выполнение  эскиза  Усть­Кутского пейзажа по памяти и  представлению. Аппликация. 1.Работа над выразительными средствами в  рисунке, аппликации.  2.Передача настроения в творческой работе  с помощью  цвета, композиции, объёма. 28 9.3. Рисование на тему «Закат  солнца». Контражур.  Световая перспектива. 9.4. Рисование на тему «Восход  солнца». Контражур.  Эффектное выразительное  освещение. Снег. Вода.  Деревья. 9.5. Рисование на тему:   «Пейзаж с радугой»,  «Дождливый день», «Тайга  под снегом» 9.6. Рисование на тему:  «Времена года» Плэнер. 9.7 Рисование на тему:  «Сибирская тайга». Пленэр. 9.8. Рисование на тему:  «Сибирские пейзажи».  Природа  в разное время  года. 9.9. Обобщение знаний по  изображению пейзажей. Пейзаж как жанр  изобразительного  искусства. Практическая работа: Выполнение панно. 1.Элементарные основы живописи   2.Совершенствование навыков рисования в  цвете. Практическая работа: Рисование на основе  наблюдений или по представлению.  1.Основы воздушной перспективы.   Перспектива линейная. Построение. 2.Совершенствование навыков рисования в  цвете. Практическая работа:  Рисование на основе наблюдений или по представлению. 1.Особенности художественного творчества:  художник и зритель. 2. Основы рисунка. Живопись. Закрепление. Практическая работа: Рисование на основе  наблюдений или по представлению.  1.Основы воздушной перспективы.   2.Совершенствование навыков рисования в  цвете. Практическая работа: Рисование на основе  наблюдений или по представлению.  1.Пейзажи. Перспектива. 2. Основы воздушной перспективы.   Рисования в цвете. Практическая работа: Рисование на основе  наблюдений или по представлению.  1. Основы живописи. Основы воздушной  перспективы.  2. Совершенствование навыков рисования в  цвете. Практическая работа: Рисование на основе  наблюдений или по представлению.  1. История.  Повторение сведений о приемах  и методах построения пейзажей. 2.Повторение способов  изображения воды. Практическая работа: Передача настроения в творческой работе с помощью  цвета,  композиции, объёма. X. 10.1. Оформительские, творческие и выставочные работы.   Мы – юные дизайнеры.  Дизайн – искусство XX  века. 1.Дизайн как область искусства предметного мира. 2.Критерии, ценности дизайнерских  29 XI. Наработки навыков и умений и их практическое применение в  оформлении работ и творческих выставок . разработок. Практическая работа: Дизайнерское  оформление работ. 1.Изучение типов шрифтов. 2. Выполнение отдельных видов шрифтов.  Графика. 1.Книга в нашей жизни. 2. Оформляем титульный лист. 1.Виды живописи. Графика. Архитектура. 2.Фрагменты из истории русской живописи. Практическая работа:  Просмотр фильмов  о художниках, иллюстраций, знакомство с  книгами о художниках и живописи в  изостудии и в библиотеках..  1.Обобщение знаний по дизайну 2. Дизайнерское оформление работ Практическая работа: Оформление  выставок.  Работа с багетами, изготовление и грунтовка холстов. Родительское собрание по теме: «Начало  года. Знакомство и сотрудничество» 1.Организация  чаепитий в дни рождений,   дружеские чаепития с беседами.  2.Обсуждениями успехов и неудач. Чаепития в студии. Дни рождения учащихся 1.Участие в художественных выставках  города, области, международных выставках  в торжественных мероприятиях. 2. Работа с музеем города. Подведение итогов. Обсуждение итогов  года. Планирование мероприятий. 10.2. Знакомство с различными  гарнитурами шрифтов.  Графика букв с  растительными элементами. Модификация шрифта. 10.3. Искусство оформления  книги о природе. Книжная  графика. 11.1. Виды изобразительного  искусства  и архитектуры.  Архитектура и природа. Живопись. Графика. 11.2. Дизайнерское оформление  работ. Дизайн как среда  жизни человека. Природные формы. XII. Воспитательная работа 12.1. Работа с родителями 12.2. Мероприятия внутри  детского объединения 12.3. Участие в выставках  разного уровня  12.4. Итоговое занятие Методическое обеспечение программы. 1. Основные способы и формы работы с детьми 30 Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества –  это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и  воспитания  в коллективе, который предполагает сочетание коллективных,  групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные  задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и  чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда  обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров.  Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются   как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное  положение результатов художественной деятельности школьников имеет  большое значение в воспитательном процессе.  2. Основные методы организации учебно­воспитательного процесса:  рисование с натуры;   декоративное рисование;  рисование на тему;  беседа по картинам Для качественного развития творческой деятельности юных художников  программой предусмотрено:   Предоставление  ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе  способов работы, в выборе тем;   Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами  сложности. Это обеспечивает  овладение приемами творческой работы  всеми обучающимися;  В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий  компонент;  Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;  Создание   ситуации   успеха,   чувства   удовлетворения   от   процесса деятельности;  Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. Ребятам   предоставляется   возможность   выбора   художественной   формы, художественных   средств   выразительности.   Они   приобретают   опыт художественной   деятельности   в   графике,   живописи.   В   любом   деле   нужна «золотая середина». Если развивать  у ребенка только фантазию или учить только,   копировать,   не   связывая   эти   задания   с   грамотным   выполнением работы,   значит,   в   конце   концов,   загнать   ученика   в   тупик.   Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.  Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. 31 Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где   стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным   относятся   также   итоговые   работы   по   результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько   минут   отведено   теоретической   беседе,   завершается   занятие просмотром работ и их обсуждением.  На   протяжении   двух   лет   обучения   происходит   постепенное   усложнение материала. Широко применяются  занятия по методике «мастер­класс», когда педагог   вместе   с   обучающимися   выполняет   живописную   работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и   контрольные   вопросы   по   ходу   выполнения   работы,   находя   ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является  самым прямым   путем   обучения   в   любой   области,   а   особенно   в   изобразительном искусстве.  Дидактический материал  Комплект портретов для кабинета изобразительного искусства: 30  портретов русских и зарубежных художников: в 2 ч. – М.: Дрофа, 2006.  Искусство. Цветоведение: учебный альбом из 18 листов. – М: Спектр,  2007.  Искусство. МХК. Жанры русской живописи: учебный альбом (16 листов и 64 карточки). ­ М: Спектр, 2008.  Искусство. МХК. Стили и направления в русской живописи: учебный  альбом (16 листов и 64 карточки). ­ М: Спектр, 2008. Информационно­коммуникационные средства:  Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (CD).  Познавательная коллекция (CD).  Что такое искусство (CD).  Великий Эрмитаж (CD).  Древнерусская икона (CD).  Искусство русского авангарда (CD). Материально­техническое обучение:  компьютер с колонками,   мультимедийный проектор,   экран проекционный. Учебно­практическое оборудование: 1.  Мольберты с аудиторной доской. 2.   Художественные фотографии явлений и деталей природы, произведений  прикладного и народного искусства, произведение дизайна, памятников  архитектуры: 32 3. Образцы детских работ в разных техниках. Интернет­ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов, рефератов и мультимедийных  презентаций: ­ http://ru.wikipedia.org/wiki ­ http://www.artsait.ru ­ www.eremont.ru/design/art ­ http://www.alta­d.ru/encyclopedia/design/f5­04­00078.htm Условия реализации программы С   целью   обеспечения     качества   обучения,     в   рамках   программы организована   творческая   деятельность     обучающихся   путем   проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер­классов, творческих   вечеров,   театрализованных   представлений   и   др.);   посещение обучающимися   учреждений   культуры   и   организаций   (выставочных   залов, музеев). Оценка   качества   реализации   программы     включает   в   себя   текущий   промежуточную   и   итоговую   аттестацию контроль   успеваемости, обучающихся. В   качестве   средств   текущего   контроля   успеваемости   используются контрольные   работы,   устные   опросы,   тестирование,   просмотры   учебно­ творческих   работ.   Промежуточная   аттестация   проводится   в   форме контрольных занятий, зачетов. Контрольные занятия, зачеты проходят в виде устных опросов, просмотров творческих работ, выставок.  Программа   реализуется   в   изостудии,   оснащенной   учебной   мебелью, видеооборудованием,   оформленной   наглядными   пособиями.   Изостудия предназначена для групповых, мелкогрупповых индивидуальных занятий. Список литературы  Для педагогов: 1. Алехин А.  Когда начинается художник. – М., 1993. 2. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова .  Программы духовно­нравственного воспитания и развития в ОС  “Школа 2100” . 33 3. В.И.Колякина “Методика организации уроков коллективного  творчества”, М. “Владос”, 2002 г. 4. Изобразительное искусство, 5­9кл.: программа для  общеобразовательных учреждений /В.С.Кузин, С.П. Ломов,  Е.В.Шорохов и др.­ 2­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.­46 5. Изобразительное искусство и художественный труд под редакцией  Б.М.Неменского. М. «Просвещение»,2008 г. 6. А.Э. Лебедева. Е.Н.Новикова, Г.Н. Тубельская “Жемчужины народной  мудрости”, М. “АСТ”, 2000 г. 7. И. Мосин “Рисуем животных”, М. “Кристалл”, 1998 г. 8. Сокольникова Н. Изобразительное искусство. Учеб. 5­8 кл. В 4ч. –  Обнинск, 1996. 9. Федеральные государственные образовательные стандарты начального  общего образования. М. “Просвещение”, 2011 г. 10.Т.Я. Шпикалова Программа “ Изобразительное искусство. Программы  общеобразовательных учреждений. 5–9 классы”, М. “Просвещение”,  2010 г. 11.Т.Я. Шпикалова Методическое пособие к учебнику “Изобразительное  искусство. 5­9 классы ”М. “ Просвещение”.2010 г Нормативные документы 1.Федеральный закон РФ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в  Российской Федерации» 2.Указ Президента РФ №761 от 21.06.2012г. «О национальной стратегии  действий в интересах детей на 2012­2017 годы» 3.Приложение к приказу Министерства образования  и науки РФ № 504 от  26.06.2012г. «Типовое положение об образовательном учреждении  дополнительного образования детей» Для учащихся: 1. Морозов Е.М. Живопись и рисунок гуашью. Самоучитель / Е.М.  Морозов – М.: Эсмо, 2006. – 72 с.: ил.. 2. Леонардо да Винчи / авт.­сост. Л.А.Чернышова. – Минск: Харвест,  2007. – 128с.: ил. 3. Тимохович А.И. Учебник по рисованию. Шаг за шагом. – СПб.: Питер,  4. 2011. – 96 с.: ил.  Н. Скоробогатько. Шедевры мировой живописи. ООО «Мир книги».:  Москва, 2010 34 35

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО «Природа в формах и красках» для учащихся 13-15 лет

Дополнительная общеразвивающая  программа  по ИЗО «Природа в формах и красках» для  учащихся 13-15 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2017