Программа "Живопись"
Оценка 4.6

Программа "Живопись"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
искусство +1
Взрослым
05.11.2017
Программа "Живопись"
Автор: В. В. Ромих преподаватель ФКОУ СОШ ГУФСИН России по Свердловской области ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа по предмету «Живопись» предлагает содержание четырехлетнего курса обучения детей, поступающих в детскую художественную школу (изобразительное отделение детской школы искусств) в возрасте 10–11 лет. Наряду с рисунком и композицией, живопись является одним из ведущих предметов в учебном процессе в детской школе искусств. Основным принципом обучения предмету является нераздельность процесса работы над цветом и формой, так как решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы. В процессе обучения ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии на плоских формах, затем – на простых цветовых, с учетом теплых и холодных цветов, далее – на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами, и наконец, – в условиях пространственной воздушной среды (как в закрытом помещении, так и под открытым небом).Автор:В. В. Ромих преподаватель ФКОУ СОШ ГУФСИН России по Свердловской области ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа по предмету «Живопись» предлагает содержание че¬тырехлетнего курса обучения детей, поступающих в детскую художественную школу (изобразительное отделение детской школы искусств) в возрасте 10–11 лет. Наряду с рисунком и композицией, живопись является одним из ведущих предметов в учебном процессе в детской школе искусств. Основным принципом обучения предмету является нераздельность процесса работы над цветом и формой, так как решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы. В процессе обучения ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии на плоских формах, затем – на простых цветовых, с учетом теплых и холод¬ных цветов, далее – на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами, и наконец, – в условиях пространственной воздушной среды (как в закрытом помещении, так и под открытым небом).
Живопись.doc
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГУФСИН РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ  «Живопись» Программа для детских художественных школ  и изобразительных отделений детских школ искусств г.Кировград 2017 г. Автор:В. В. Ромих преподаватель ФКОУ СОШ ГУФСИН России по Свердловской  области ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная   программа   по   предмету   «Живопись»   предлагает   содержание   четырехлетнего курса   обучения   детей,   поступающих   в   детскую   художественную   школу   (изобразительное отделение детской школы искусств) в возрасте 10–11 лет. Наряду с рисунком и композицией, живопись является одним из ведущих предметов в учебном процессе в детской школе искусств. Основным принципом обучения предмету является нераздельность процесса работы над цветом и формой, так как решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы. В процессе обучения ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала   в   их   простейшем   локальном   состоянии   на   плоских   формах,   затем   –   на   простых цветовых, с учетом теплых и холодных цветов, далее – на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами, и наконец, – в условиях пространственной воздушной среды (как в закрытом помещении, так и под открытым небом). Объем знаний, умений, навыков,  полученных учащимся 1 – 2 года обучения 1.  Умение «лепить» форму цветом. 2.  Владение основами цветоведения, знание основных терминов (цветовой круг /спектр/, цвета   теплые   и   холодные,   хроматические   и   ахроматические,   сближенные   и   контрастные, локальный цвет, основные и дополнительные цвета; тон /как светлота/; три характеристики цвета). 3.   Владение   техническими   приемами   акварельной   живописи:   заливка,   размывка, вливание цвета в цвет, работа по­сухому и по­сырому, а­ля прима, лессировка, мазок. 4.  Знакомство с работами мастеров зарубежного, русского искусства. 5.  Осознанное и осмысленное восприятие формата, ритма, тона, декоративности, закона соподчинения и контраста, целого и детали, колористической целостности листа. 6.   Умение   видеть   отношение,   анализировать   влияние   одного   цвета   на   другой, чувствовать   изменение   цвета   предмета   в   зависимости   от   окружающей   среды   и   характера освещенности. Объем знаний, умений, навыков, полученных учащимся 3 – 4 года обучения 1.     Умение   видеть   отношениями,   владение   приемом   «расфокусированного»   зрения. Анализ   влияния   одного   цвета   на   другой.   Умение   передать   изменение   цвета   предмета   в зависимости от окружающей среды и освещенности. 2.  Умение последовательно вести этюд, брать большие цветовые отношения, передавать свето­воздушную среду, ставить творческие задачи. 3.   Владение   навыками   передачи   объема   и   формы,   четкой   конструкции   предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены. 4.   Знакомство   работами   мастеров   акварели:   Герасимова,   Фонвизина,   Остроумовой­ Лебедевой, Врубеля и др. Знание репродукции мастеров натюрморта: Шардена, Сезанна, Ван­ Гога, малых голландцев, Стотарова, Кончаловского и др. 5. Умение выразить свое индивидуальное отношение к изображаемому, передать меру условности,   «режиссуру»   видения   работы.   При   этом   техническая   сторона   должна соответствовать творческой. Основными   видами   контроля   полученных   умений   и   навыков   по   предмету,   а   также формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры и выставки. 1 класс Содержание курса и методические рекомендации Учебный год в 1­м классе начинается со знакомства с материалами и принадлежностями для живописи, начальных упражнений в технике акварели, смешении красок, растяжках цвета непрерывных и прерывистых, заливках. Затем выполняются этюды живых листьев, например клена или каштана. Засушивать листья не надо, т. к. они становятся жухлыми. Задание по вливанию   цвета   в   цвет   рассматривается   как   упражнение   для   знакомства   с   техникой акварельной   живописи.   Характер   листьев   подскажет   метод   технического   исполнения, растяжку цвета от светлого к темному или мягкий переход от одного цвета к другому, пе­ рекрытие одного слоя другим и т. д. Этюды листьев можно выполнить на разных фонах, светлых и темных, затем это же задание можно повторить во втором полугодии, но уже с фруктами сверху (типа ковра) и сбоку. Следующее задание: три характеристики цвета. Уточняем на примере, что же такое тон и   что   такое   цвет.   Тон   –   светлота   или   светосила   (способность   отражать   или   поглощать световые лучи). На черно­белой фотографии однотонные, различного цвета краски выглядят одинаково   серыми   или   черными   пятнами.   Следующая   характеристика   –   цветовая насыщенность.   Она   прямо   пропорциональна   качеству   пигмента   в   красочной   смеси. Следовательно, одинаковые по тону пятна будут различаться по насыщенности, если в каждое пятно добавлено разное процентное соотношение данного цвета и нейтрального, например, серого.   И   третья   характеристика   –   теплохолодность,   или   цветовой   тон.   Необходимо внимательно   рассмотреть  цветовой  круг и  понять,  что  каждый  цвет теплее   или  холоднее соседнего. Теплохолодность относительна. Задание на относительность трех характеристик цвета очень важно, так как сразу знакомит учащихся с основной терминологией, без которой невозможно двигаться дальше. Согласно   системе   словенского   педагога   Антона   Ашбе,   целесообразно   ознакомить учащихся с распределением светотеней на шаре: сначала в черно­белом варианте, а потом сделать   несколько   упражнений   в   разной   технике,   по­сырому   и   по­сухому,   с   цветными шариками   на  цветном  фоне.   Выделить   шесть   элементов   светотени,   в   том  числе   цветовой рефлекс. В чем заключается «принцип шара»? Все пластическое округло, любое объемное тело подчиняется идеальной форме шара. Поэтому очень важно научиться писать шар — затем уже гораздо легче понять, как изобразить голову, фигуру, геометрические тела, любые объемы. Первое задание по теме – задание по плакатам, второе – с натуры. Объектами могут быть круглые овощи, фрукты, мячи, шары, сначала единичные, затем их объединяют в группы и составляют мини­натюрморты из двух­трех предметов округлой формы, на цветном фоне с боковой подсветкой. Первые мини­натюрморты состоят из двух­трех простейших предметов, так как начинающий рисовать еще не в состоянии видеть цельно несколько объектов сразу. Постепенно количество предметов в натюрмортах увеличивается. К. концу 1­го класса они состоят из трех­четырех предметов. Формат небольшой, 20x30 см, изображение не должно быть больше натуральной величины предметов. Очень   важно   на   первом   этапе   обучения   приучать   детей   к   различным   форматам   и величине  листа,  чтобы не возникало  «заученности» и  чтобы с  каждой  новой  постановкой задачи менялись. Следует чаще напоминать, что важно не раскрашивать рисунок, сделанный под живопись, а брать цветовые отношения, сравнивая пятна по светлоте, насыщенности и теплохолодности. Таким образом, постановка глаза ученика — наивысшая задача педагога. После того, как ученик усвоил правила передачи объема по форме, следует больше внимания уделять выразительности цветового пятна, вписанного в формат. Чаще отставлять работу, анализировать, стимулировать самоанализ. Обращать внимание на единое целое композиции, фактуру   пятна,   роль   линии   в   композиции,   а   также   на   роль   фона   и   количественные соотношения   пятен.   Не   забывать   о   принципе   утрировки,   показывая   работы   мастеров живописи, работающих в разных стилях. Полезно давать возможность по­разному начинать этюд: – с самого яркого; – с темных мест (свет не трогать); – написать натюрморт только на спектральных цветах;  – на слабонасыщенных (на земляных); –   написать   небольшие   постановки   только   двумя   цветами   (охра   –   синий,   зеленый   – красный, салатовый – пурпурный). Следующий этап: в мини­натюрморт вводим один предмет из домашнего обихода, очень простой, без рисунка и орнамента, соразмерный овощам или фруктам, не слишком блестящий. Все это на фоне драпировок без складок. Фон нейтральный по тону и цвету. Желательно, чтобы уровень задач, поставленных учителем, был доступен для ученика, не противоречил природе его видения, а постепенно развивал ее. Начинать живопись лучше с первого плана, с самого яркого предмета – пусть он будет эталоном яркости. Затем вместе с детьми необходимо посмотреть на весь натюрморт: какими кажутся цвета остальных двух предметов по отношению к цвету самого яркого предмета, друг к другу, к фону; внимательно проанализировать цветовые отношения. Далее следует обратить   внимание   на   падающую   тень:   она   очень   сложна   для   живописи   –   под   самим предметом она темнее, у переднего края четче, по мере удаления контраст ее ослабевает, изменяется тон, цвет зависит от освещения, цвета ткани, на которой лежат предметы, и от окраски предметов (они также отражают легкий цвет на горизонтальную плоскость). Мазки следует   накладывать   по   форме   предмета,   как   бы   ощупывая   его   кистью   в   пространстве. Желательно не смешивать более трех красок; если не получается, то нужно искать на палитре другие   сочетания   красок   и   пропорции   их   смешения.   Такой   способ   ведения   работы   от центрального, самого яркого пятна можно назвать работой от «куска». Предметы второго плана пишутся несколько шире, более крупным мазком. Очень важно точно передать уход формы от нас в глубину, края предметов часто принимают рефлексы рядом лежащих. Тональный контраст блик – полутон и его теплота и яркость дадут ощущение выступающей формы. Ведь то, что теплее, звонче по цвету и контрастнее по тону, кажется ближе, а то, что холоднее, спокойнее по цвету и легче по тону – дальше. Обобщим: чтобы передать пространство, надо по мере удаления предмета в глубину снижать яркость цвета, т. е. насыщенность и тоновый контраст относительно первого плана. Объяснять   законы   построения   пространства   при   помощи   воздушной   перспективы   не совсем   верно.   В   натюрморте   глубина   пространства   мала.   Здесь,   скорее,   проявляются особенности восприятия нашего глаза. Так же воспринимается и горизонтальная плоскость: та ее   часть,  которая   ближе   к  нам,  –  ярче,   светлее,  а  с   постепенным   уходом  в  глубину   она становится темнее, сдержаннее по цвету, мягче по тону. Это метод подхода к работе с натуры. Последующие занятия – на нейтральном, цветном, контрастном тоне – будут подобны описанному выше методу. И в каждом задании решается комплекс   задач:   освещение,   цвет,   тон,   пространство,   форма.   Первые   работы   обычно получаются вялыми по тону, крашенными по цвету, мозаичными, жесткими по контуру. Задание выполняется за один сеанс, ведь длительную работу тоже надо научиться вести правильно – начинать, продумывать последовательность, уметь видеть и исправлять ошибки. Если   на   первых   порах   ученики   сумели   грамотно   по   форме   класть   мазки,   если   акварель прозрачна,   если   есть   попытка   разобрать   цветовые   и   тональные   отношения,   передать пространство, это уже хорошо, даже если работа недоделана. 2 класс Содержание курса и методические рекомендации Рассматривая весь процесс обучения в школе, можно заметить, что умения и навыки накапливаются постепенно, от простых к более сложным, и развитие происходит как бы по спирали:   аналогичные   по   своей   сути   задачи   решаются   на   разных   уровнях   сложности. Усложняются   учебные   постановки,   повышаются   требования   к   их   композиционному, техническому, колористическому и объемно­пространственному решению. Уровень подготовки учащихся, как правило, не одинаков. Чтобы не тормозить развитие одних и не сделать задания слишком трудными для других, для группы в пятнадцать человек необходимо ставить три­четыре постановки: одну – простую, для слабых ребят, две – средней трудности и одну – сложную, для наиболее сильных. Идеальным вариантом было бы такое количество   постановок,   которое   дает   возможность   выбора,   но   для   этого   надо   иметь достаточно богатый реквизит. Учебный год во 2­м классе обычно начинается с задания интересного и приятного для всех ребят – этюды живых цветов без вазы на светлом нейтральном фоне (два задания, по три часа каждое). Для натуры лучше брать крупные цветы с ярко выраженной чашечкой цветка. Чтобы они не получились плоскими, особое внимание необходимо обратить на освещение каждого цветка. Крупные массы свяжутся с тоном, если к ним добавить мелкие травинки и листья. После летних каникул учащиеся быстрее входят в форму, если им дана возможность «расписаться» на коротких, привлекательных постановках только из фруктов и овощей. Это может быть большой ломоть тыквы или арбуза, перцы, помидоры, яблоки, поставленные на листе лопуха или куске цветной бумаги. Такие задания носят этюдный характер, каждое по три часа. Цель – хорошо продумать последовательность ведения этюда, цветовые и тональные отношения, обобщенно вылепить форму предметов, рассматривая ее как площадки, различно повернутые к свету. Необходимо приучить учащихся «лепить форму» раздельными мазками, как   бы   ощупывая   ее   в   пространстве,   добиваться   плавного   перехода   от   одного   цветового оттенка   к   другому.   Следует   также   постараться   максимально   использовать   технические возможности акварели. Следующие задания усложняются вводом в натюрморт двух предметов (бутылки, банки, горшки). Натюрморт ставится на светлом нейтральном фоне. Таких заданий тоже должно быть   два.   Первое   можно   скомпоновать   по   горизонтали,   второе   по   вертикали,   сделать различной цветовую гамму. Сложность заключается в том, чтобы суметь в светлое окружение вписать темные предметы. Для облегчения работы натюрморты в 1­м и 2­м классах освещают боковым светом, так, чтобы рефлексы на стекле и на других предметах были хорошо видны. Следующее задание – написать светлые предметы на темном фоне. Задание довольно трудное. Объем светлого предмета на темном фоне нелегко «вылепить», но особая сложность состоит   в   нахождении   общей   тональности   натюрморта,   таким   образом,   чтобы   светлые предметы   постановки   органично   «вошли»   в   живопись.   Для   этого   вводятся   три­четыре светлых предмета разной тональности. На задание отводится девять часов. Можно поставить серию краткосрочных мини­натюрмортов с одним и тем же светлым предметом   на   различно   окрашенных   интенсивных   тонах   –   красном,   зеленом,   синем, фиолетовом, оранжевом. В конце занятий иногда необходимо уделить 30 – 40 минут наброскам в цвете. В общей сложности,  на хорошие  наброски и  этюды уходит  три­четыре  часа. Наброски  и  короткие этюды на один час проводить совершенно необходимо, чтобы учащиеся не раскрашивали, а писали   обобщенно,   выделяя   цветом   самое   характерное.   Можно   использовать   знакомое задание   –   натюрморт   в   теплом   колорите,   на   девять   часов   с   предварительным   цветовым этюдом.   В   1­м   классе   ставится   натюрморт   из   предметов   в   теплой   цветовой   гамме,   но различных по цвету; теперь усложняем его двумя­тремя предметами, близкими по цвету, на­ пример,   в   золотисто­коричневой   гамме   (чугунок,   рыба,   картофель,   луковица   на   желтой бумаге). Учащиеся должны помнить, что успех живописи зависит от определенно выраженной теплохолодности,   игры   холодного   света   на   теплой   поверхности   предмета.   Если   такой натюрморт писать одними теплыми красками, он будет вялым и неживописным; здесь надо быть предельно внимательным, сравнивать относительную меру теплохолодности на каждом предмете, искать эти холодноватые оттенки. Длительные   задания   надо  чередовать  с   короткими  трехчасовыми   этюдами   из   разных постановок.   Для   этого   можно   использовать   постановки   старших   классов.   В   качестве поощрения   разрешается   делать   этюды   понравившихся   натюрмортов.   Это   своеобразный стимул, но необходимо кратко объяснить особенности и пути преодоления трудностей. После натюрморта в теплой цветовой гамме, по контрасту, ставят натюрморт в холодном колорите. Холодные цвета – это не только голубые, синие, зеленые: ими могут быть и красные. Можно ставить такой натюрморт, который бы включал холодные розовые, красные, коричневые, ней­ тральные  цвета  –  это  расширит  понятие  учащихся  об  относительности   восприятия  цвета. Необходимо   осторожно   вводить   складки:   они   должны   быть   простыми   (особенно   на вертикальной плоскости фона), недлинными, без резких теней. Нужно особенно тщательно подбирать фон для постановки. Во 2­м классе он может состоять из двух – трех близких по тону драпировок. Особенно полезно для учеников выполнить черно­белый рельеф натюрморта: ставится задача ритмичного построения и композиционного решения плоскости, обращается внимание на   фон   как   фактор,   организующий   пространство   листа.   Можно   дать   задание   выполнить светлую   работу   на   темном   и   темную   на   светлом   фоне   в   виде   эскиза   витража   или   с использованием   декоративных   приемов.   Роль   окантовочных   темных   линий   –   в   замыкании цвета   и   отсечении   влияния   второго   цвета   на   первый.   Происходит   повышение   значимости цвета в плоскости. Следующий этап – натюрморт из предметов быта, различных по материалу. Цель задания –   найти   живописный   язык   для   изображения   стекла,   дерева,   металла,   ткани,   усвоить технические приемы. Учащиеся внимательно сравнивают  предметы. Например, стеклянная банка   и   деревянная   миска   по­разному   отражают   световые   лучи,   по­разному   принимают рефлексы. На стекле рефлексы четкие, хорошо видны; на матовой поверхности деревянной миски они едва заметны, мягко входят в основной цвет полутона и тени. Следовательно, писать надо по­разному. Стекло – мазками сочными, звонкими, передающими все разнооб­ разие   гладкой,   блестящей   поверхности.   Деревянная   миска   пишется   шире,   мягче,   мазок втекает   без   контрастов,   рефлексы   тонкие,   едва   заметные.   В   таких   предметах   форма главенствует  над цветом. И чтобы остро характеризовать в одном натюрморте разные по фактуре предметы, надо почувствовать меру живописного обобщения стекла и очень тонко увидеть цветовые и тональные нюансы матового предмета. Огромное   значение   в   живописи   имеет   кладка   мазка,   от   широкого,   свободного,   –   до точки. Он должен передавать не только цвет и направление формы, но и быть выразительным, точно   характеризовать   особенности   изображаемого   материала,   пластику   формы, подчеркивать композицию всего натюрморта. Готовых   рецептов   живописи   нет.   Чем   изобретательнее   художник,   чем   шире   он использует возможности материала, чем изощреннее его техника в передаче разнообразных эффектов натуры, тем лучше, живописнее, интереснее его работы. Труд ученика над постановкой – процесс аналитический. Осознанность цели каждого задания помогает разрешению поставленных задач, обеспечивает заинтересованность ученика в обучении. Во 2­м классе  ставятся  задачи цветового равновесия:  это может быть декоративный натюрморт,   выполненный   гуашью   с   ограничением   цветовой   палитры   (четыре­пять   цветов колера). Задачи передачи объема, пространства не ставятся вовсе, а лишь условно выделяется главное. Решаются задачи композиционные, фактурные (орнамент, узор), задача равновесия цвета.   Большие   затруднения   испытывают   учащиеся   в   написании   складок   драпировок   в натюрмортах. Поэтому необходимо ввести в учебный процесс задание на отдельное написание складок   как   ритмично   организованных   направляющих,   подчиняющихся   основному композиционному началу. Одна из задач – цветовое взаимовлияние. Следующий этап – натюрморт на контрастных цветовых отношениях с предварительным этюдом. Задание на девять часов. Такую постановку сложно организовать, есть опасность сделать ее неинтересной по цвету. Чтобы этого избежать, необходимо задать определенную колористическую   гамму,   например,   красно­зелено­золотистую   (гамма   новгородских   икон). Надо   стремиться   их   подчеркнуть,   стараться   тоньше,   мягче   передать   цветовые   оттенки, сохраняя особый насыщенный колорит. Другими   словами,   в   контрастном   натюрморте   работа   направляется   на   установку общности в цветовых пятнах, и усиливается эта общность; в натюрмортах, сближенных по колориту, усиливается разница цветовых пятен. Завершает год контрольное задание, обобщающее знания, умения и навыки, полученные за год. Задание выполняется самостоятельно. Это может быть натюрморт из предметов быта, различных по материалу. В основном, во 2­м классе используется формат 1/4 листа (30x40 см).   Если   композиция   требует   другого   формата,   можно   взять   бумагу   больше,   но   менее половины  листа,  и  то лишь в случае,  если  учащиеся  справляются  с большими  размерами работы. 3 класс Содержание курса и методические рекомендации Каждый учебный год начинается с заданий, где в качестве натуры используются богатые по цвету и разнообразные дары осени (цветы, ветки с плодами, листья, овощи). Хороши   для   натурной   постановки   кочан   капусты,   помидоры,   перцы,   грибы,   тыква, яблоки, гроздья рябины. Самое главное – натюрморт должен быть красивым, чтобы появилось желание   поработать   над   ним.   Можно   составить   натюрморты   из   предметов   контрастных цветовых   сочетаний,   в   теплой   или   холодной   цветовой   гамме,   иными   словами,   следует повторить те задания, которые выполнялись  во 2­м классе.  Фон  для букетов цветов, для рябины, листьев каштана желателен светлый и нейтральный, однотонный, чтобы этюд не полу­ чился резким и грубым, к тому же тонкие светлые веточки и травинки теряются на темном фоне и их труднее написать. Светлый, нейтральный фон очень легко прописывается между цветами и листьями, а мелкие детали букета можно прописать по уже сделанному фону. Всю первую четверть, пока есть возможность использовать в качестве натуры овощи и фрукты, можно проводить задания в два – три сеанса, работать над аналитическим этюдом. Это   является   хорошей   подготовкой   к   длительным   занятиям.   Методы   подхода   и   способы выполнения   подсказывает   сама   натура.   Ни   один   муляж   не   выдержит   сравнения   с   живым плодом,   который   можно   разрезать,   разломить,   с   которого   можно   снять   кожуру.   Путь   к мастерству   лежит   через   глубокий   анализ   и   синтез   увиденного   в   натуре,   через   блестящее владение ремесленной стороной искусства. Надо учиться не только видеть, но и чувствовать, глубоко осознавая законы художественного изображения. Итак, следующее занятие – натюрморт, в который входит темный предмет на светлом фоне. На вертикальной плоскости две – три складки, а на горизонтальной – ткань с простым орнаментом. Подобные задания уже выполнялись учащимися во 2­м классе (темный предмет на   светлом   фоне).   Поверхность   предмета   гладкая   и   хорошо   принимает   рефлексы   от окружающих предметов. На светлой ткани фона светотень прослеживается лучше, чем на темной.   Трудность   изображения   складок   состоит   в   том,   чтобы   они   были   написаны   в пространстве, т. е. степень сделанности, цвет и тон должны быть найдены точно в отношениях к первому и второму плану. На первом плане может лежать полотенце, целиком, светлое и прозрачное, а затем поверх первой складки осторожно наносится орнамент. Чтобы хорошо сделать такую постановку, понадобится двенадцать часов с предварительным одночасовым этюдом. В следующей контрастной постановке по цветовым отношениям важное значение приобретают   рефлексные   связи;   необходимо   помнить,   как   рефлексные   связи   помогают   в создании цветовой гармонии. Одну из постановок можно посвятить передаче плановости в натюрморте. В начале темы целесообразно выполнить серию упражнений на светлой бумаге (размер может быть совсем малым, 12x15 см), на свободную тему, с передачей шесть­восемь планов. Это может быть аллея, пещера, тоннель с дверями, узкий проход со ступеньками. Важно понять, как строить пространственно   планы   или   кулисы,   ослабляя   контраст   в   глубину.   Если   ученик   успешно справляется   с   заданием,   ему   предлагается   написать   натюрморт,   где   предметы   тщательно подобраны   так,   что   на   переднем   плане   имеются   самые   сильные   контрасты,   игра   преиму­ щественно теплых тонов; на втором плане – контрасты слабее, мягче, и есть еще третий и даже   четвертый   планы,   которые   почти   сливаются   с   фоном,   плоские,   не   объемные;   они холоднее, чем передние планы. После задания на контрастные отношения можно перейти к натюрморту на сближенных цветовых   сочетаниях   в   теплой   гамме.   В   этой   постановке   будут   родственные   по   окраске предметы.   Например,   темно­зеленая   крынка,   зеленоватые   драпировки,   зеленые   яблоки, светло­зеленая керамическая миска. Рефлексные связи здесь совсем иные, чем в контрастном натюрморте; они носят тональный характер: здесь нужно увидеть тонкие и сложные цветовые градации.  Живопись  на сближенных  цветовых отношениях  очень трудна и доступна лишь развитому цветовому видению. Подобный натюрморт в учебных целях должен быть умело поставлен   на   игре   тональных   отношений,   иначе   он   обречен   на   неудачу.   Постановку   в зеленоватых тонах легче написать чем, например, в серых или желтовато­коричневых, так как зеленое начинающий живописец легче может разложить по теплохолодности. Можно   предложить   учащимся   поставить   натюрморт   дома,   составив   его   только   из родственных цветов, и попытаться разобраться в нем, сделать цветовой этюд. Но особенно тщательно   следует   продумать   его   тональное   решение.   При   работе   над   постановкой   в сближенных   цветовых   отношениях   предполагается   несколько   иной   способ   применения живописных приемов. Родственные цвета слабо влияют друг на друга в смысле изменения цвета, они близки к локальному, нам приходится внимательно сравнивать их между собой и стараться написать цельно, сохраняя большие отношения; работать приходится  широкими заливками, мягко и тонко моделировать форму. Каждая постановка убеждает, что к разным натюрмортам требуется индивидуальный подход.  Нельзя  одним  и тем  же  заученным  способом  решать  разные  задачи.  Техническое выполнение   натюрморта   всегда   будет   согласовываться   с   конкретной   целью,   ибо   каждая проблема   требует   своих   технических   приемов   исполнения,   своих   выразительных   средств, выявляющих ее особенности. Перед длительной работой над постановкой в 3­м классе необходимо делать маленький этюд для памяти, так как может помешать цветовая и тональная адаптация и можно упустить важные моменты, исправить которые в акварели будет трудно или вообще невозможно. Для ребенка увидеть цвет гораздо легче, чем тон, разницу тонов. Тонко улавливает эту разницу   только   тренированный   глаз.   Длительные   постановки   по   живописи   чередуются   с короткими трех­ или шестичасовыми заданиями. Это могут быть, например, наброски цветов кистью с натюрмортов. Следующее задание – натюрморт на сложных цветовых отношениях из предметов быта, различных по материалу и сдержанных по цвету. Количество предметов в постановке – три – четыре,   все   они   близки   к   геометрическим   формам   (медный   чайник,   бутылка,   деревянная доска, луковица, три­четыре драпировки). Работая, нужно стараться не «запестрить» форму, не разрушить ее грубой цветовой разработкой. Процесс восприятия цвета очень непростой, особенно сложны рефлексные связи. Если задание   не   получилось,   стоит   проанализировать   ошибки   и   написать   натюрморт   заново,   с учетом этих ошибок. К концу года задание немного изменяется, так как, в связи с удлинением светового дня, появляется возможность работать при дневном освещении. Если к этому времени появляются цветы, можно рисовать постановки с нарциссами в стеклянном сосуде, тюльпанами, сиренью. Если цветов нет, можно выполнить натюрморт в холодной цветовой гамме. Усложняется это задание складками фона, которые продолжаются на   горизонтальной   плоскости.   Сочетаний   оттенков   цвета,   материалов,   фактур   великое множество, в любом случае, потребуется напряженный поиск живописного языка, наиболее выразительных приемов живописи и колористического решения. 4 класс Содержание курса и методические рекомендации В выпускном классе не следует переходить к более сложным натурным постановкам, не достигнув   желаемого   результата   в   простых.   Поэтому  начинать  учебный   год,   как   и   в  3­м классе, лучше с натюрмортов, составленных из ярких, сочных плодов осени, где у учащихся после летнего перерыва проявляется радостное желание поработать, «расписаться». Для того чтобы   вспомнить   и   закрепить   теоретические   знания   и   различные   технические   приемы акварельной   живописи   (по­сырому,   а­ля   прима,   вливание   цвета   в   цвет,   заливки,   мазок, размывки, лессировки и т. д.), предлагаются красивые натюрморты. Задачи при этом ставятся разные: передать различные цветовые решения – контрастные, сближенные, теплые, холодные; передать   особое   эмоциональное   состояние   («Торжественный   букет»,   «Мерцающая   осень», «Грустное окно»). Затем на двенадцать часов ставится натюрморт из нескольких предметов, усложненных по   форме,   с   богатой   по   фактуре   драпировкой.   Прежде   чем   писать,   надо   разобраться   в характере цветовых отношений натуры. Все это должно быть сделано до начала работы, так как акварель плохо поддается исправлению. Сделать цветовой эскиз. После компоновки и рисунка первыми лучше покрывать предметы, имеющие наиболее насыщенную окраску. Если начинать работу с менее насыщенных объектов, можно преувеличить их цветность и затем окажется невозможным подобрать насыщенные цвета других предметов, т. е. передать пра­ вильные цветовые отношения. После изучения способа многослойных лессировок, по мере накопления опыта, можно не рассчитывать на многократную повторную прописку. Чем большее количество слоев краски положено на бумагу, тем менее прозрачен цвет предметов, появляются излишняя жесткость и глухота изображения. Когда цвета взяты сразу и близко к их полному звучанию, то легче угадать и соседние. Кроме того, положенные в полную силу цвета гораздо лучше передают первое и непосредственное впечатление художника от натуры. Все   предметы   нужно   писать   одновременно,   сравнивая   пятна   по   светлоте,   цвету   и насыщенности цвета. При этом надо стараться смотреть на предметы не поочередно, а на всю группу в целом. Цельность восприятия позволит правильно определить отношения. Прорабатывая объемную форму каждого предмета, необходимо внимательно следить за наличием   теплых  и  холодных  оттенков на  его  поверхности.  Особенно  важно  не упустить колористическое   единство   (общую   цветовую   и   тоновую   гамму   всех   красок).   Без   этого невозможно  цельно  передать   формы  в   условиях   определенного  освещения.   Каждое   пятно краски,   каждый   мазок   необходимо   класть   по   рисунку,   согласно   поверхностям,   которые ограничивают   предмет.   Цвет   может   иметь   смысл   лишь   в   том   случае,   если   он   не воспринимается как краска, а превращается в материал, лепит объем и создает пространство. Надо знать, какими способами можно изобразить предметы в пространстве, нужно умело «отдалять» на этюдах один предмет и «приближать» другой. Ослабление и усиление цвета предметов   можно   корректировать   в   процессе   работы   над   натюрмортом;   чистой   кистью   с водой смягчаются краски и контур того предмета, который должен «отойти» вглубь. Если же передние предметы получились слишком слабые, то можно «приблизить» предметы переднего плана, усилив их яркость и подчеркнув определеннее тоном и цветом. Принцип шара  используется не только  при изображении  объемной  формы,  но и  при завершении композиции. Края картинной плоскости уходят «под раму», а главное в картине выделяется контрастами и детализацией. Объяснять психологию восприятия картины можно, сравнивая строение человеческого глаза с фотоаппаратом: «фокус – боковое зрение». В  первоначальных  длительных   акварельных  работах  утрата  свежести   и  прозрачности живописи, как недостаток, неизбежна. По мере приобретения (длительными тренировками) технических навыков появится и свежесть, и сочность акварельной живописи. Техническая сторона работы является непременным условием художественного изображения. При работе акварельными красками не следует «заливать» переходы одной тени в другую. Некоторое разграничение переходов светотени дает ту игру света и тени, которая и делает изображение «акварельным». Следующая тема – «Этюд головы человека». Смысл этого задания состоит в изучении формы головы человека, лепке формы цветом, выявлению   индивидуальных   качеств.   Чтобы   приступить   к   этой   теме,   надо   иметь   навыки тонового   рисования   головы,   знать   строение   черепа.   Объем   целого   и   деталей   образуют плоскости,   находящиеся   в   разных   поворотах.   Если   учащийся   не   подготовлен   в   тоновом рисунке головы, не имеет развитого чувства формы, конструкции, он не сумеет положить найденный цвет на нужное место по форме, не сможет сделать этюд собранным и цельным. Нужно уметь рисовать кистью, если необходимо поправить или восстановить сбитый в процессе   контурный   рисунок.   Для   этой   цели   полезны   наброски   в   рисунке   головы   двумя цветами,   одним   цветом   или   гаммой   цветов.   Работа   ведется   от   общего   к   частному: подмалевки,   затем   —   подробно   —   мазок   к   мазку,   лепится   форма,   а   затем   обобщается. Учащиеся любят делать наброски цветом головы человека по­сырому, по разным цветовым прокладкам.   В   итоге,   если   ученик   неплохо   рисует,   получаются   цельные   легкие   наброски цветом головы человека. При выполнении этюда головы человека в технике акварели необхо­ димо помнить, что в натуре не существует  контура, линии,  а существует  только граница объемной формы, пространственных плоскостей, поэтому линии карандаша в рисунке под акварелью не должны быть жесткими и толстыми. Начинать   этюд   нужно   с   тех   мест,   которые   имеют   легко   определяемые   красочные характеристики, и дальше ориентироваться на них при определении цветовых отношений. Для закрепления знаний целесообразно дома выполнить два­три этюда головы человека. Это могут быть автопортреты при разном освещении. Новая тема в программе 4­го класса — «Фрагмент интерьера». Ставится задача передать планы в пространстве и световоздушную среду. Пространство в интерьере более глубокое, чем в натюрморте, но менее глубокое, чем в пейзаже. В этом отношении интерьер является как бы промежуточным звеном в изучении законов цвета и тона в пространстве. Прежде чем приступить к этюду интерьера, необходимы предварительные зарисовки, композиционные   поиски   (в   карандаше).   Обычно   размер   зарисовок   и   схем   композиции   не превышает размера почтовой открытки. Смысл схем и зарисовок — в выявлении наиболее удачной композиции. В первых эскизах обычно схвачено самое острое впечатление, которое необходимо сохранить до завершения этюда. В целом исполнение этюда кардинально не от­ личается   от   живописи   предыдущих   заданий.   Ритмическое   расположение   форм,   цветовые акценты на главном в композиции, пластика и качество поверхностей определяются обычным путем.   Задание   рассчитано   на   двенадцать   часов.   В   школе   этюд   обычно   выполняется   в условиях освещения лампами накаливания, поэтому освещенные части предметов в целом теплее   находящихся   в   тени,   но   не   настолько   сильно,   как   кажется   на   первый   взгляд. Необычайно   сложно   писать   тени.   Они   не   играют   массой   оттенков,   как   при   дневном освещении, и почти «мертвы». Наиболее распространенная ошибка при работе над этюдом интерьера в этих условиях – слишком   теплый   колорит   («пережаренный»).   Вопросы   колорита,   согласованности   красок изображения лучше всего познаются при изображении следующих натурных постановок. 1.   Один   и тот же   натюрморт надо выполнить при дневном,   вечернем, сумеречном освещении (или два варианта — дневное освещение и искусственное). 2.  Натюрморты в сближении цветовых отношений (одни из предметов теплой окраски, другие – холодной). 3.     Условия   разного   спектрального   состава   освещения   создаются   искусственно   (в софиты вставляются цветные фильтры). Возможен   одновременный   показ   трех   одинаковых   постановок.   Одна   постановка освещена боковым светом, вторая – теплым светом, а третья – холодным. В такой группе натуральных постановок появляется возможность проанализировать цветовое состояние при разном цвете освещения (последние постановки похожи на вечернее и лунное освещение). Первая   постановка   –   это   эталон   для   сравнения   разных   условий   освещения,   для изменений локального цвета. Ученик должен находиться в условиях дневного освещения из окна. При выполнении натурных постановок важно выдержать этюды в определенной гамме родственных цветов. Время исполнения работ – три­шесть часов. 4.  Теплохолодность цветовой лепки объемной формы можно усвоить практически, если написать учебный натюрморт с двумя источниками света: холодным из окна и слабым, теплым (электрическим) с теневой стороны. Контраст   холодного   света   и   теплой   тени   имеется   и   в   натуре   без   искусственного освещения, только он менее заметен. Тематические планы 1 класс I полугодие 1. Наименование тем  и их краткое содержание.  Техника исполнения   Предмет «Живопись». Знакомство с инструментами и материалами. Спектр.   Основные   цвета.   Растяжки тоновые   и   цветовые   по   вер­ тикали   и   по   горизонтали. Акварель. Цели и задачи темы. Способы решения Сообщение   теоретических   сведений из   материаловедения   чередуется   со­ общением из изоцветоведения. Выполняются упражнения   на   смешение   цветов, заливки и растяжки цвета. сведений       Количество часов на тему 3 часа Основные характеристики цвета.       Спектр. Сближенные цвета. Акварель. Выполняются упражнения в цвете на относительность   цвета   в   тоне,   по насыщенности и по теплохолодности. Упражнения   на   поиск   сближенных оттенков цветов. Решение – заливки.   Изображение плоских предметов   (листья   деревьев). Акварель.   Упражнения   по вливанию цвета в цвет Отрабатывание   приема   вливания цвета в цвет. Работа по­сырому. Вы­ полнение цельной уравновешенной по цвету работы. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.   взаимовливание. Цветовое Постановка из 3­4 драпировок. Акварель. Натюрморт,   составленный   из предыдущих   драпировок   и одного сосуда. Тема:  Цветовое взаимовлияние. Упражнение на взаимовлияние.   Акварель «Золотые рыбки». Распределение   светотени   на шаре.   Работа   по   плакату (цилиндр,   конус,   пирамида). Исполняются   2   задания:   по сухому и по сырому. Акварель.   Изображение круглых предметов   при   боковой подсветке   с   натуры   (овощи, фрукты, мячи). Понятие о цве­ товых   отношениях.   Вариации цветового рефлекса. Постановка из двух предметов на   цветном   фоне   (круглый горшочек и яблоко). Натюрморт   из   двух­трех предметов   при   боковом освещении,   на   нейтральном фоне   (темные   предметы   на светлом фоне). 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа Выяснение изменения цвета предмета от   окружающей   среды.   Способ перенесения   цветового   влажного мазка   с   одного  локального   пятна  на другой. Изменение   цвета   предмета   от   ок­ ружающей   среды.   Постепенный   пе­ реход   от   плоского   изображения   к объемному. Прием влажного мазка. Знакомство с основными элементами цветовой   светотени   на   шар   (блик, свет,   полутень,   тень   собственная, рефлекс,   Фон выбирается по   отношению к цвету шара.   тень   падающая). контрастный   Попытка   с   натуры   передать   объем предмета. Цветовой рефлекс. 3 часа Передача   цветовых   отношений.   Ра­ бота   с   палитрой.   Повторение   на практике   темы   «Основные   харак­ теристики цвета». Повторение   темы   «Объем   шара». Упор   на   техничность   исполнения работы. 3 часа 9 часов 10. Натюрморт   из   двух­трех предметов   при   боковом освещении   на   нейтральном фоне   (светлые   предметы   на темном   фоне).   Тепло­ холодность. 11. Натюрморт,   составленный   из граненых   форм   сложной конфигурации   (крынка   и груша) при боковом освещении на белом фоне. 3 часа Повторение   темы   объем   предмета   с шарообразной   поверхностью,   с вводом   более   сложных   форм   (вве­ дение   цилиндра,   усеченного   конуса, куба   и   т.   Передача теплохолодности. Техничность исполнения.   д.).   Выяснение   и   уяснение   темы   «Пе­ редача   светотени   на   объемных   фор­ мах» в связи с теплохолодностью 3 часа 12. Натюрморт из 2—3 предметов на   цветном   фоне.   Понятие   о цветовом рефлексе. Попытка   передать   изменение   пред­ мета   от   окружающей   среды.   Теплое освещение (холодные тени). 13. Наброски цветом по 30 минут на каждый разных простейших натюрмортов Передача   общего   цветового   тона. Работа   с   палитрой.   Поиск   цветовых оттенков. Цельность. 14. Натюрморт   из     двух­трех Ограничена   выполнить   тремя   синей, предметов. палитра, красками   (желтой, черной). II полугодие Повторение   темы.   Передача   формы предмета   с   передачей   пространства. Поиск   тончайших   цветовых   оттенков цветов. 15. Натюрморт из трех предметов. Ограничена   цветовая   палитра. Выполнить   тремя   красками (зеленой, красной, черной). Использование   технических   воз­ можностей   акварели.   Фактура,   мазок, направления, размер и форма мазка. 16. Несложный натюрморт. мозаичной манере.   контрастный   Выполнить   в 17. Натюрморт   из   двух   гладко окрашенных   предметов   на пестром фоне (ваза и яблоко).   Разбить   все   формы   на   плоскости   их покрывающие. Проанализировать изменение   цвета   плоскостей   в зависимости  от поворота, удаленности от источника света и цвета окружающей среды. Уметь   расфокусированно   смотреть   на натуру.   Увидеть   пестрый   фон   через предметы. обобщать несущественное   ради   выделения главного.   Уметь   3 часа 9 часов 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 18. Натюрморт из двух предметов на контрастном фоне. Знакомство   с   приемом   работы   по­ сырому. Вливание цвета в цвет. 19. Наброски   цветом   фигуры Акварель. человека. Композиция   «Музыканты», «Художники».   Предварительно   первые   наброски выполняются   карандашом   и   более длительное   время.   Затем   время   со­ кращается   до   5­7   минут.   Последние наброски   делаются   цветом   без предварительного рисунка. 3 часа 3 часа 20. Постановка   из   трех­четырех нейтральной предметов окраски  на нейтральном  фоне при   (боковом) освещении. Акварель. теплом     Передача   объема   предметов   с   пе­ редачей   теплохолодности.   Повторение по усложнению темы №11. 3 часа 21. Постановки   из   трех­четырех предметов   более   сложной формы   на   контрастном   фоне. (3 задания). Акварель. Цветовая гармония. Теплохолодность.  Пространство. 9 часов 9 часов 9 часов 22. Итоговая Акварель.   постановка. Проверка   приобретенных   умений и навыков. знаний, 3 часа ИТОГО 102 часа Дополнительные упражнения 1.     Упражнение   на   цветовое   мерцание.   Растяжка   от   светлой   теплохолодности   через цветовой контраст к сближенной темной теплохолодности. 2.     После   упражнения   возврат   к   учебному   натюрморту   с   последующей   работой   по цветовому мерцанию с использованием дополнительных цветов. 3.     Натюрморт,   поставленный   на   пары   дополнительных   цветов.   Голубой   с   золотым, зеленый с красным, салатовый с пурпурным и т. д. 4.  Упражнения на характеристики цвета (один натюрморт в шести вариантах: теплый – холодный,   темный – светлый, насыщенный по цвету и слабо насыщенный). 2 класс I полугодие Наименование тем  и их краткое содержание.  Техника исполнения Цели и задачи темы. Способы решения Количество часов на тему 1. 2. Постановка из трех предметов с   ясно   выраженным   цветом (фрукты,   овоши,   посуда)   на нейтральном фоне. непестрые Используются драпировки. Боковая подсветка.           цветном   Постановка   из   3­4   предметов на фоне. Используются однотонные драпировки.   Наглядные   посо­ бия: работы   мастеров (Машков,   Кончаловский, Стожаров),   работы   учащихся школы.   3. Декоративный   натюрморт   из игрушек   и   декоративных тканей.   Техника   –  гуашь.   Ко­ лорит ограничен 4­5 цветами. 4. Постановка на цветовом фоне 4­5 предметов. 5. Постановка   из   нескольких предметов,   более   сложных   по форме,   на   цветном   фоне. Показываются работы учащихся школы.   Цель:  цветовая   характеристика предметов   и   их   связь   с   окружающей средой.   работа   над Поиск   композиции,   Поиск рисунком   под   живопись. больших отношений. Продолжение   работы   в   цвете.   Уточ­ нение деталей. Обобщения. Подведение итогов. Обсуждение. цветовых     Цель:  передать   цветовую   характери­ стику   предметов.   Цветовое   взаи­ мовлияние, пространство.  Рисунок   эскиза,   поиск   композиции, цветовое   решение   эскиза.   Начало работы на формате.  Первые   цветовые   прокладки.   Поиск цветовых отношений.  Продолжение   работы   над   деталями, главного   в   работе. прописка   Завершение   работы.   Обобщение. Подведение итогов. Обсуждение. Цель:  организация   цветового   про­ странства.   Равновесие   и   гармония цвета. Поиск   динамической   композиции. Составление колеров.  Первые цветовые прокладки. Цветовое    равновесие. Детализация. Завершение   работы. Обсуждение.   Оформление. Цель:  передача   пространства   (объема предметов),   цветовых   рефлексов. Поиск   композиции   и   формата   листа. Цветовой эскиз.  Рисунок   под   живопись   на   основном   Начало   работы   цветом. формате. Прописка   деталей,   поиск   общих цветовых   отношений.   Завершение. Подведение итогов. Цель:  передача характера предметов и их   цветовых   отношений.   Поиск композиции и формата листа. Рисунок на   основном   формате   под   живопись. Начало   работы   цветом.   Продолжение. Завершение. Подведение итогов. 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 2 задания по 6 часов 6. 7. 8. 9. Постановка   из   предметов, близких по цвету. В теплой и холодной   цветовой   гамме. Показываются работы учащихся школ из фонда.   Постановка  из  3­4  предметов, различных   по   материалу. Показываются   лучшие   работы учащихся ДШИ. Постановка   из   нескольких различных   по   материалу предметов   (дерево,   металл, стекло, керамика).     постановка, Итоговая суммирующая полученные знания,   3­4   предмета,   3­4 драпировки, сближенная   цветовая гамма. II полугодие   формате. Цель: поиск оттенков одного и того же цвета, разных по тону, теплохолодности и насыщенности. Поиск композиции на заданном Рисунок натюрморта   на   основном   формате. Начало   первых   цветовых   прокладок. Общие цветовые отношения. Работа над деталями.   Синтез   и   анализ   этюда. Завершение, подведение итогов.   Цель:  передача   формы   одним   цветом (монохром).   Возможный   цвет   –   сиена, умбра.  Поиск   композиции.   Рисунок   под живопись.   Начало   работы   цветом. Продолжение   работы   в   цвете.   Поиск тоновых отношений.  Работа   над   деталями.   Завершение. Обобщение. Подведение итогов. Цель:  передача   материальности, фактуры. Поиск композиции в эскизах. Цветовой эскиз. Рисунок под живопись. Начало   лессированных   прокладок. Поиск больших цветовых отношений. Требования:   единая   цветовая   гамма, светотеневая   моделировка   формы. Передача   цветом. Теплохолодность, цельность листа. Тех­ ничность выполнения этюда.   пространства 2 задания по 6 часов 3 часа 3 часа 3 часа 2 задания по 6 часов 6 часов ИТОГО 102 часа 3 класс I полугодие Наименование тем  и их краткое содержание.  Техника исполнения Цели и задачи темы. Способы решения Количество часов на тему 1. Постановка   из   живых   цветов. Используется   техника   по­ сырому. В качестве наглядных пособий   можно   показать репродукции   Фонвизина, работы учащихся школы. 2. Натюрморт с веткой рябины. 3. Натюрморт,   составленный   из нескольких предметов, различных по окраске и форме, на нейтральном фоне.   4. Краткосрочные   этюды   с чучелом птиц. 5.     разных Постановка   из   нескольких предметов, по материалу   (дерево,   стекло). Показ   репродукций   Машкова, Кончаловского. 6 часов 6 часов 6 часов 2 этюда по 3 часа 2 задания по 9 часов Требования:   выявить   характер   букета, оригинальную   композицию,   передать цветовую   гармонию.   Знакомство   и углубление знаний о различных приемах работы   акварелью,   применение   их   на практике.   Рисунок   под   живопись, работа по­сырому. Рисунок   под   живопись,   работа   по­ сухому. Цель:  выделение   главного,   режиссура процесса   работы,   мера   обобщения   и детализации   в   работе.   Рисунок   под живопись. Начало работы цветом. Продолжение. Завершение. Подведение итогов. Цель:  передача тональных и цветовых отношений (боковая подсветка). Рисунок под живопись. Начало работы цветом. Продолжение   цветовых   прокладок. Завершение. Цель:  передача   выразительности характера   и   цвета   птицы.   Прием   а­ля прима.   Этюды   с   грача   в   разных поворотах   на   фоне   разных   по   цвету драпировок. Этюды   чайки   в   трех   ракурсах   на светлом и темном фонах. Обсуждение работ. Цель:  передача   фактуры   предмета (материальности).   Условная   передача пространства. Цветовой   эскиз   с   распределением основных цветовых отношений. Рисунок на   основном   формате.   Начало   работы цветом.   Анализ.   Передача   плавности. Детализация.   обобщения. Подведение итогов.   Синтез 6.   натюрморт Декоративный (плоскостное решение). Работа гуашью, колерами в 4­5 цветов. 7. Постановка   из   предметов, сближенных по окраске. 8. 9. Наброски   цветом   фигуры человека. Постановка с введением чучел птиц и узорной драпировки. 12 часов 2 задания по 12 часов 12 часов в течение года 12 часов Цель:  дать   понятие   о   цветовом   рав­ новесии,   о   динамике   в   композиции. Передать   эмоциональное   состояние   и цельность. Работа   над   эскизом   композиции. Рисунок на основном формате. Начало работы   цветом.   Подбор   колеров   и   их подготовка.  Равновесие  каждого  цвета – цель второго занятия. Продолжение   работы   в   цвете   по   всей плоскости листа. Отделка   деталей.   Завершение.   Под­ ведение итогов. II полугодие Цель:  передача   колорита,   поиск   бо­ гатства   цветовых   оттенков.   Вырази­ тельность и целостность композиции. Закрепление   знаний   по   цветоведению. Цветовой   эскиз.   Поиск   композиции. Передача сближенной цветовой гаммы. Рисунок   на   основном   формате. Построение   цветовых   отношений. Работа   с   палитрой.   Начало   работы цветом.   Поиск   основных   цветовых отношений.   Завершение. Синтез. Обобщение. Оценка.   Анализ.  минимум   средств,   максимум Передача   Цель: выразительности. теплохолодности. Цель:  суммирование   накопленных знаний   и   умений.   Цветовой   эскиз; выполнение   в   технике   акварели. Рисунок   на   основном   формате   под живопись. Первые цветовые прокладки. Поиск цветовых отношений. Работа над деталями.   Синтез.   Обобщение.   За­ вершение. ИТОГО 102 часа 1. Наименование тем  и их краткое содержание.  Техника исполнения     Постановка из цветов, свежих овощей, фруктов. Используются работы Фонвизина   (репродукции) для показа приемов вливания цвета в   цвет.   В   качестве   наглядных пособий   могут   быть   ис­ пользованы   работы учащихся ДШИ из фондов. 2. Этюд — растение подсолнух. 3. Букет с веткой рябины. 4.   разных Натюрморт   из   нескольких предметов, по материалу,   усложненных   по форме,   с   богатой   по  фактуре драпировкой.   4 класс I полугодие Цели и задачи темы. Способы решения Цель: повторение технических приемов акварели,   цельность,   колористическое единство   работы,   декоративность   Упражнение   по­сырому. решения. Вливание   цвета   в   цвет.   Поиск оптимального   решения   обобщенной формы   цветка.     Изображаются   только цветы   без   вазы   и   т.   д.   Поиск композиционного решения натюрморта. Рисунок под живопись. Начало работы цветом. Прописка деталей. Обобщение и завершение.  Цель: повторение технических приемов акварели.   Выполнение выразительной   композиции   в   быстром этюде.   По­сырому.   пространства. Передача Взаимодействие   предметов   с   фоном. Рисунок под живопись. Начало работы. Композиционное   решение.   Прописка деталей.   Анализ.   Завершение   работы. Обобщение. Подведение итогов.    гармоничное решение Цель: композиции,   богатство   нюансировки. Передача   световоздушной   среды. Цветовой   этюд   композиции.   Рисунок под   живопись.   Работа   в   цвете   над композицией.   Продолжение   работы   в цвете   над   деталями.   Завершение. Обобщение. Подведение итогов. Количество часов на тему 9 часов 3 часа 9 часов 12 часов 5. Этюд   головы   человека.   Показ лучших работ учащихся ДШИ. 6. Фигура   человека.   Несложная тематическая постановка. 7. Постановка  из  3­4  предметов, разнообразных   по   фактуре,   с введением гипсового орнамента   или   маски   на дальнем плане.   8. Фрагмент интерьера (ясный по теме). Угол мастерской. 9 часов 12 часов 2 задания по 12 часов 12 часов Цель:  индивидуальная   цветовая характеристика.   Элементы   моде­ лировки   головы   цветом.   Несколько цветовых   набросков   головы   человека (5­6 за занятие) по цветовой прокладке. Прием –  по­сырому. Рисунок головы человека под живопись. Начало   лессировочных   прокладок. Продолжение   работы   в   цвете. Моделирование   лессировкой   частей головы. Цель: Пластическая завершенность форм. Моделировка пропорций   фигуры. подготовительными Композиционное решение. Поиск. Рисунок   под   живопись. широких лессировочных прокладок. Продолжение   работы   в   цвете   под детали. Завершение работы. Подведение итогов.   передача   Работа   над   эскизами.  цветовое   единство   работы.   Начало головы,   II полугодие Цель: умение последовательно вести  длительную постановку. Лепка формы  цветом. Передача материальности  предметов. Пространственное решение  планов. Объяснение темы с  постановкой задач. Композиционное  решение Построение предметов. Выбор  цветовой гаммы. Начало работы  цветом. Работа над деталями по всей плоскости листа.    работа   над деталями.   Окончание   и   обсуждение работы. Обобщение,   цветом,   Поиск Цель:  передача   пространственных планов передача световоздушной   среды.   Цветовой эскиз. выразительной композиции.   Выбор   точки   зрения. Рисунок под живопись. Начало работы цветом. Прописка деталей лессировкой. Обобщение (синтез). Подведение итогов. работы 9. Итоговая   постановка. экзаменационная Цель:  выявление  качества полученных умений и навыков: – умение последовательно вести работу над   длительным   заданием,   12   часов выдерживать   на   протяжении   всей работы цветовое единство этюда;   –   умение   завершить   работу,   показав владение   «режиссурой»,   то   есть выделять   главное   в   натюрморте   и списывать   передавая световоздушную среду и пространство. ИТОГО   неглавное, 12 часов 102 часа СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.   Алексеев С. С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974. 2.   Виннер А. В. Как пользоваться акварелью и гуашью. М.: Искусство, 1951. 3.   Виннер А. Как работают мастера живописи. М.: Советская Россия, 1965. 4.   Волков Н. Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. 5.   Дмитриева Н. А. Михаил Врубель: Жизнь и творчество. М.: Детская литература, 1988. 6.   Зернова Е. С. Будущему художнику об искусстве живописи: Заметки преподавателя. М.:  Советский художник, 1976. 7.  Лабунская Г. В. Беседы о живописи. М.: Знание, 1966. 8.   Островский Г. Как создается картина. М.: Изобразительное искусство, 1976. 9.   «Юный художник», ежемесячный журнал, 1978­1995.

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"

Программа "Живопись"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017